Искусство периода образования государства мхк. Живопись периода образования российского государства. Изучение нового материала

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО КГЭУ)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

программы профессиональной переподготовки

Цель: комплексная психолого-педагогическая, социально-экономическая и информационно-технологическая подготовка к педагогической деятельности в высшем учебном заведении на основе основной программы высшего профессионального образования; формирование у слушателей следующих компетенций:

Общекультурных: понимание основных задач, результатов функционирования высшей школы, способности анализа и оценивания своей готовности к педагогической деятельности, формирование профессионального мышления, воспитание гражданственности, развитие системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности;

Профессионально-педагогических: готовность проектировать и реализовывать современные образовательные технологии, выбирать оптимальную стратегию преподавания и целей обучения, способность осуществлять профессионально-педагогическую деятельность на научном уровне.

Категория слушателей: магистранты, аспиранты, научно-педагогические работники , имеющие высшее образование и стаж научно-педагогической работы не менее 2-х лет.

Срок обучения: 14 месяцев

Форма обучения: частичный отрыв от работы

Режим занятий: согласно расписанию, 6-8 часов в неделю


Наименование разделов, дисциплин и тем

Всего аудит. часов

В том числе

Применение образова-тельных технологий

Способы контроля образова-тельных результатов

Лекции

Практ., семин. заня-тия

1. Психология человека

Лекции-презентации, доклады, индивидуальная подготовка, эссе, психологическое тестирование

1.1. Основные категории психологии

1.2. Психология личности

1.3. Психологические особенности студенчества.

1.4. Психологические аспекты преподавательской деятельности.

2. Педагогика

Лекции-презентации, проблемные лекции, доклады, индивидуальная подготовка, эссе, круглый стол , разыгрывание ситуаций

2.1. Основные категории педагогики. Педагогика высшей школы

2.2. Дидактика высшей школы

2.3. Стандарт преподавателя высшей школы

2.4. Мастерство педагогического общения в вузе

3. История, философия и методология соответствующей области наук (по программе кандидатского минимума по соответствующей отрасли наук)

Экзамен, реферат

4. Информационные технологии в науке и образовании

Экзамен, индивидуальный проект

4.1. Аппаратные и программные средства в новых информационных технологиях

4.2. Ролевые функции педагога и организационные модели обучения в информационной среде

4.3. Информационная среда подготовки компетентного специалиста, создание электронных публикаций

4.4. Программно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса

5. Психология профессионального образования

Лекции-презентации, проблемные лекции, доклады, индивидуальная подготовка, эссе, круглый стол, разыгрывание ситуаций

5.1. Психологические основы проектирования и организации ситуаций совместной продуктивной деятельности преподавателя и студентов

5.2. Психологические проблемы формирования профессионализма

5.3. Психологические основы научного творчества

6. Педагогическое мастерство

Лекции-презентации, проблемные лекции, индивидуальная подготовка, эссе, разыгрывание ситуаций

6.1. Компоненты педагогического мастерства

6.2. Мастерство в учебной и воспитательной деятельности

7. Технологии профессионально-ориентированного обучения

Лекции-презентации, проблемные лекции, доклады, индивидуальная подготовка, эссе, круглый стол, проектная деятельность

Зачет, индивидуальный проект,

6.1. Проектирование образовательного процесса

6.2. Современные технологии обучения и контроля знаний

6.3. Основы математической обработки естеств.-техн. и педагогических измерений

8. Организационные основы системы образования

Лекции-презентации, проблемные лекции, доклады, индивидуальная подготовка, эссе, круглый стол

7.1. Теоретико - методологические основы системы образования

7.2. Законодательно-правовые и экономические вопросы ВПО

7.3. Менеджмент качества образования в вузе

9. Иностранный язык (по программе кандидатского минимума по соответствующей отрасли наук)

Лекции-презентации, индивидуальная подготовка, разыгрывание ролей

10. Современные главы дисциплин научной отрасли

Лекции-презентации, проблемные лекции, доклады, индивидуальная подготовка, круглый стол

11. Тренинг профессиоально-ориентированного общения

Лекции-презентации,

Итого ауд. часов теоеретич. подготовки

12. Педагогическая практика

Лекции-презентации, индивидуальная подготовка, самоанализ

Контрольное занятие

Отчет о педагогической практике

13. Итоговая государственная аттестация

14. Защита выпускной квалификационной работы

Педагогика и психология высшего профессионального образования с присвоением квалификации «преподаватель высшей школы»

  • Методическое обеспечение учебного процесса
    • Занятие 1. Вводное занятие для слушателей курсов профессиональной переподготовки по программе «Педагогика и методика высшего образования».
  • Практикум по решению профессиональных задач
    • Занятие 1. Проектирование профессионального саморазвития и самообразования педагога.
    • Занятие 2. Прогнозирование и проектирование образовательного процесса. Организация образовательной среды для решения педагогической задачи.
    • Занятие 3. Психолого-педагогическая диагностика как составная часть решения педагогических задач.
    • Занятие 4. Кризисы и конфликты в профессиональной деятельности. Психопрофилактика и психогигиена в профессиональной деятельности.
    • Занятие 5. Детский коллектив как объект психолого-педагогического изучения: структура, этапы формирования, диагностика.
    • Занятие 6. Профессиональная задача в образовательном процессе. Виды и типы профессиональных задач.
    • Занятие 7. Алгоритм и оценка решения профессиональной задачи на основе реальных педагогических фактов.
    • Занятие 8. Анализ педагогических ситуаций как форма оценки уровня квалификации педагогических работников.
    • Занятие 9. Психолого-педагогическое взаимодействие как составная часть решения педагогических задач.
    • Занятие 10. Технология педагогической поддержки детей разного возраста как условие успешности решения профессиональных задач.
    • Занятие 11. Профессиональная поддержка и сопровождение процесса воспитания.
    • Занятие 12. Профессиональная поддержка и сопровождение процесса воспитания.
    • Занятие 13. Планирование и организация работы с воспитанниками с девиантным поведением.
    • Занятие 14. Карта результативности профессиональной деятельности педагогического работника. Самоанализ.
    • Занятие 15. Педагогическое проектирование как ресурс развития педагога и образовательной организации.
    • Занятие 16. Индивидуальный образовательный маршрут: технология проектирования (самопроектирования) и реализации.
    • Занятие 17. Проектирование модели профессионального развития педагогов и образовательного учреждения в контексте идей непрерывного образования.
    • Занятие 18. Как спроектировать «дорожную карту» и реализовать индивидуальный образовательный маршрут педагога?
  • Психология профессионального образования
    • Занятие 1. Психология профессионального образования: общая характеристика.
    • Занятие 2. Возрастное и профессиональное становление личности.
    • Занятие 3. Психолого-педагогические основы профессионального образования.
    • Занятие 4. Психология деятельности и личности педагога профессиональной школы.
    • Занятие 5. Психология профессионального обучения, воспитания и развития.
    • Занятие 6. Воспитание и самовоспитание современной личности: принципы, критерии, методы исследования.
    • Занятие 7. Профессиональные деформации личности и психотехнологии их преодоления.
    • Занятие 8. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности преподавателя высшего учебного заведения.
    • Занятие 9. Психолого-педагогическая компетентность и профессиональная культура педагога.
    • Занятие 10. Методы активизации профессионального самоопределения личности. Развитие карьерной успешности.
    • Занятие 11. Сущностные характеристики профессионально-личностного развития педагога.
    • Занятие 12. Этапы профессионального развития и саморазвития педагога в условиях стандартизации.
    • Занятие 13. Индивидуальный стиль деятельности педагога: психологические особенности и уровни сформированности.
    • Занятие 14. Формирование индивидуального стиля педагогической деятельности в процессе профессиональной подготовки педагога.
    • Занятие 15. Профессиональное выгорание: понятие, причины, стадии и самодиагностика.
    • Занятие 16. Профилактика профессионального выгорания: практический инструментарий.
  • Информационные технологии
    • Занятие 1. Системно-деятельностный подход при изучении теоретических основ информатики и информационных технологий.
    • Занятие 2. Организация студенческой научно-исследовательской деятельности с применением информационных технологий.
    • Занятие 3. Персональный сайт как индивидуальный ресурс профессиональных достижений педагога и средство формирования информационного пространства образовательной организации.
    • Занятие 4. Информационные технологии в условиях введения ФГОС.
    • Занятие 5. Введение в информационные технологии и их эволюция.
    • Занятие 6. Современное программное обеспечение образовательной деятельности по информационным технологиям (ФГОС).
    • Занятие 7. Аппаратная платформа и программное обеспечение информационных технологий.
    • Занятие 8. Основные возможности обработки информации в текстовом процессоре MS Word.
    • Занятие 9. Расширенные возможности обработки информации в текстовом процессоре MS Word.
    • Занятие 10. Обработка и форматирование информации в текстовом процессоре МS Excel (ФГОС).
    • Занятие 11. Информационные технологии обработки текстовой информации.
    • Занятие 12. Информационные технологии мультимедиа.
    • Занятие 13. Сетевые технологии обработки информации. Интернет-технологии.
    • Занятие 14. Информационные технологии обработки числовой информации.
    • Занятие 15. Дистанционные образовательные технологии: состояние и перспективы.
    • Занятие 16. ИКТ-компетентность педагога в соответствии с профессиональным стандартом.
    • Занятие 17. Организация и проведение электронного и дистанционного обучения в условиях реализации ФГОС.
    • Занятие 18. Дистанционные образовательные технологии в условиях стандартизации современного образования.
    • Занятие 19. Методические вопросы использования электронных учебников в образовательном процессе.
    • Занятие 20. Формирование информационного пространства для реализации мобильного обучения.
    • Занятие 21. Преимущества и недостатки электронных учебников и их место в современном образовании.
  • Педагогика
    • Занятие 1. Объект, предмет и задачи педагогической науки. Категориальный аппарат педагогики.
    • Занятие 2. Развитие и формирование личности в современной науке “Педагогика”.
    • Занятие 3. Проблема содержания образования в педагогическом процессе.
    • Занятие 4. Образование как общественное явление и как педагогический процесс.
    • Занятие 5. Инновации в образовании: современные педагогические технологии.
    • Занятие 6. Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС НОО.
    • Занятие 7. Системно-деятельностный подход в работе учителя.
    • Занятие 8. Воспитание в педагогическом процессе.
    • Занятие 9. Социокультурная среда воспитания: институты семьи, культуры, искусства и образования.
    • Занятие 10. Взаимодействие образовательной организации с семьей как условие выполнения ФГОС.
    • Занятие 11. Педагогический процесс: искусство и технологии воспитания.
    • Занятие 12. Воспитание как основа педагогической деятельности и развития современного ребенка.
    • Занятие 13. Профессиональная поддержка и сопровождение процесса воспитания.
    • Занятие 14. Духовно-нравственные качества педагога как фактор успешности процесса воспитания личности.
    • Занятие 15. Интерактивные формы сотрудничества с родителями в ракурсе требований ФГОС.
  • Правовые нормы педагогической деятельности
    • Занятие 1. Основные права и обязанности работника и работодателя в соответствии с современным законодательством.
    • Занятие 2. Дисциплинарная ответственность персонала организации.
    • Занятие 3. Трудовой договор: понятие, содержание и виды.
    • Занятие 4. Роль профсоюзов в защите трудовых прав работников организации.
    • Занятие 5. Трудовые гарантии и компенсации работникам: общие положения.
    • Занятие 6. Право на образование и образовательное право.
    • Занятие 7. Правовое обеспечение модернизации российского образования.
    • Занятие 8. Правовое регулирование имущественных отношений в системе образования.
    • Занятие 9. Внешний документарный аудит образовательной организации: вопросы и ответы.
    • Занятие 10. Механизм правового регулирования образовательных отношений: нормы образовательного права и образовательное правотворчество.
    • Занятие 11. Процедуры разрешения споров с участием образовательных организаций.
    • Занятие 12. Система юридических гарантий прав и законных интересов педагогических работников.
    • Занятие 13. Правовой статус и правовая ответственность педагогических работников.
    • Занятие 14. Процедура увольнения работника в соответствии с современным законодательством.
    • Занятие 15. Рабочее время и время отдыха: понятие, виды, порядок установления. Правовое регулирование заработной платы.
  • Инновационные модели и технологии в профессиональном образовании
    • Занятие 1. Теоретические основы инновационных процессов в профессиональном образовании.
    • Занятие 2. Особенности становления и развития инновационных образовательных систем.
    • Занятие 3. Инновационные образовательные проекты, критерии оценки их эффективности.
    • Занятие 4. Моделирование инновационных процессов в профессиональном образовании.
    • Занятие 5. Инновационные технологии в профессиональном образовании
    • Занятие 6. Классификация педагогических технологий в профессиональном образовании.
    • Занятие 7. Реализация инновационных технологий в образовательной практике профессиональной школы.
    • Занятие 8. Индивидуализация образования в контексте ФГОС ООО. Инновационные технологии открытого образовательного пространства.
    • Занятие 9. Образовательные инновации в соответствии с ФГОС.
    • Занятие 10. Современные инновационные педагогические технологии.
    • Занятие 11. Инновационный проект: от замысла к реализации.
    • Занятие 12. Личностно-профессиональное саморазвитие педагога в инновационной деятельности.
    • Занятие 13. Инновационное развитие образовательных систем: аспекты реализации ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС общего образования.
    • Занятие 14. Инновационный образовательный проект в условиях реализации ФГОС.
    • Занятие 15. Формирование психологической готовности педагогических работников к инновационной деятельности в условиях реализации ФГОС ОО.
    • Занятие 16. Методическое сопровождение инновационной деятельности как механизм профессионального развития руководителей и педагогов.
    • Занятие 17. Личный проект: авторская концепция образовательной деятельности педагога.
  • Психодидактика
    • Занятие 1. Психодидактика и образовательная практика
    • Занятие 2. Классификация методов исследования, применяемых в психодидактике и образовательной практике
    • Занятие 3. Внедрение активных и интерактивных методов обучения в образовательный процесс в условиях урочной деятельности (ФГОС)
    • Занятие 4. Обучение и когнитивное развитие личности с учетом генотипических и средовых особенностей
    • Занятие 5. Образовательный процесс: гендерный подход в соответствии с ФГОС
    • Занятие 6. Диагностика креативности личности
    • Занятие 7. Современные концепции образования в условиях введения ФГОС: типы, виды обучения, технологии
    • Занятие 8. Современные технологии обучения взрослых
    • Занятие 9. Современные концепции, подходы, теории построения системы непрерывного образования педагогов: анализ и критическая оценка
    • Занятие 10. ФГОС ОО: технологии развивающего обучения
    • Занятие 11. Инновации в образовании: экспериментальные модели и практическая реализация
    • Занятие 12. Инновационная деятельность по использованию мультимедиа в образовательном процессе: реализация ФГОС
    • Занятие 13. Обобщение педагогического опыта в системе научно-методического сопровождения инновационной деятельности
    • Занятие 14. Психологическая безопасность образовательного процесса как условие обеспечения психологического здоровья
    • Занятие 15. Современные образовательные технологии и формы организации образовательной деятельности, обеспечивающие эффективную реализацию ФГОС
    • Занятие 16. Внедрение активных и интерактивных методов обучения в образовательный процесс в условиях внеурочной деятельности
    • Занятие 17. Оценка эффективности применения интерактивных методов обучения (ФГОС)
  • Организационные основы профессионального образования
    • Занятие 1. Понятие управления в образовании.
    • Занятие 2. Современные проблемы управления образовательной организацией в условиях реализации ФГОС.
    • Занятие 3. Гуманитарные методы управления в образовательном процессе.
    • Занятие 4. Психология управления: основные психологические характеристики сотрудника и их использование в управлении организацией.
    • Занятие 5. Государственно-общественная система управления образованием.
    • Занятие 6. Общественно-государственное управление в образовательной организации в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ».
    • Занятие 7. Функции педагогического управления.
    • Занятие 8. Управленческая деятельность: современные технологии в условиях реализации ФГОС.
    • Занятие 9. Программно-целевой подход в управлении образовательным процессом.
    • Занятие 10. Государственное общественное управление ОО: внебюджетное финансирование или привлечение дополнительных инвестиций.
    • Занятие 11. Системный подход в образовании.
    • Занятие 12. Внедрение ФГОС через системно-деятельностный подход в предметном обучении.
    • Занятие 13. Образовательная организация как педагогическая система и объект управления.
    • Занятие 14. Эффективный менеджмент: модель воспитательной деятельности коллектива.
    • Занятие 15. Студенческий коллектив как объект педагогического управления. Студенческое самоуправление.
    • Занятие 16. Педагогический коллектив с позиций управления.
    • Занятие 17. Социально-психологические аспекты взаимодействия в группе: управление коллективом.
    • Занятие 18. Управленческая культура педагога и руководителя.
    • Занятие 19. Руководство и лидерство как социально-психологические феномены управления.
    • Занятие 20. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами.
    • Занятие 21. Нормативно-правовое регулирование управления качеством образования в РФ.
    • Занятие 22. Повышение квалификации и аттестация педагогических работников: требования ФГОС.
    • Занятие 23. Аттестация педагогических кадров: новые подходы.
    • Занятие 24. Менеджмент в образовательной организации и его роль в повышении качества образования.
    • Занятие 25. Мастер-класс как эффективная педагогическая технология успешной аттестации и повышения профессиональной компетентности.
    • Занятие 26. Сущность управленческой деятельности в системе образования.
    • Занятие 27. Учебное занятие в системе профессионального образования.
    • Занятие 28. Система внеаудиторной работы по формированию профессионально значимых компетенций студентов.
    • Занятие 29. Работа с одаренными студентами: индивидуальный образовательный маршрут, НИРС, выставки, конкурсы.
  • Управление конфликтами
    • Занятие 1. Стратегии разрешения конфликта как условие психологического здоровья в образовательной среде (ФГОС).
    • Занятие 2. Практические техники урегулирования конфликтных ситуаций в образовательной организации.
    • Занятие 3. Методы диагностики конфликтных ситуаций в ОО.
    • Занятие 4. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе.
    • Занятие 5. Конфликты в ОО: модели решения ситуационных задач.
    • Занятие 6. «Бесконфликтная школа»: служба примирения.
    • Занятие 7. Воспитание толерантной личности в образовательной организации.
    • Занятие 8. Создание атмосферы психологической поддержки в детском коллективе (классе, группе).
    • Занятие 9. Разрешение конфликта в ОО: модели, принципы, способы и методы.
    • Занятие 10. Психологическое сопровождение решения конфликтных ситуаций в образовательной организации.
    • Занятие 11. Эффективное поведение в конфликтной ситуации в системе «учитель – ученик».
    • Занятие 12. Проблемы управления профилактической работой различных видов отклоняющегося поведения детей и подростков в образовательной организации.
    • Занятие 13. Моделирование психологической безопасности в образовательной организации.
    • Занятие 14. Методы психологической коррекции детско-родительских отношений.
    • Занятие 15. Технологии предупреждения и разрешения конфликтов в образовательной воспитывающей среде.
    • Занятие 16. Самоменеджмент и самомотивация: управление своим поведением и эмоциональными состояниями.
    • Занятие 17. Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС ООО: работа с педагогическим коллективом по профилактике “эмоционального выгорания”.
    • Занятие 18. Способы развития психологической стрессоустойчивости у субъектов образовательного процесса.
  • Введение в педагогическую деятельность
    • Занятие 1. Стандарт профессиональной деятельности «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
    • Занятие 2. Педагогическая профессия.
    • Занятие 3. Педагогическая деятельность и ее характеристики.
    • Занятие 4. Профессиональная деятельность и личность педагога.
    • Занятие 5. Общая и профессиональная культура педагога.
    • Занятие 6. Профессионально-педагогическая компетентность.
    • Занятие 7. Профессионально-личностное саморазвитие педагога в системе непрерывного образования.
    • Занятие 8. Критерии результативности профессиональной деятельности педагога.
    • Занятие 9. "Универсальное электронное портфолио педагога" как инструмент моделирования профессионального педагогического портфеля достижений.
    • Занятие 10. Мотивация педагогической деятельности как основа психологической и профессиональной готовности учителя к реализации ФГОС.
    • Занятие 11. Профессиональный стандарт педагога: общекультурные и профессиональные компетенции.
    • Занятие 12. Содержание и структура профессионального стандарта педагога. Квалификационные характеристики педагога.
    • Занятие 13. Профессиональные компетенции педагогической деятельности.
    • Занятие 14. Индивидуальный образовательный маршрут педагога как система непрерывного педагогического образования в соответствии с профессиональным стандартом педагога.
  • Психолого-педагогическая диагностика
    • Занятие 1. Теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики как науки.
    • Занятие 2. Классификация методов психолого-педагогической диагностики.
    • Занятие 3. Мониторинг, диагностика и оценка профессиональной деятельности современного педагога.
    • Занятие 4. Психометрические требования к диагностическим методикам.
    • Занятие 5. Проективные методы диагностики психических состояний обучающихся средних и старших классов.
    • Занятие 6. Визуализация данных и выводов психолого-педагогического исследования.
    • Занятие 7. Психолого-педагогическая диагностика личности.
    • Занятие 8. Этапы, методы, приемы и техники личностного консультирования в психолого-педагогической практике.
    • Занятие 9. Психолого-педагогическая диагностика познавательной и эмоционально-волевой сфер.
    • Занятие 10. Познавательная деятельность личности.
    • Занятие 11. Психолого-педагогическая диагностика личности.
    • Занятие 12. Развитие рефлексивных, коммуникативных и личностных умений педагогов.
    • Занятие 13. Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей.
    • Занятие 14. Педагогическая диагностика и мониторинг: особенности организации.
  • Методология педагогической деятельности
    • Занятие 1. Образование как общественное явление и как педагогический процесс.
    • Занятие 2. Непрерывное профессиональное образование с использованием дистанционных форм обучения.
    • Занятие 3. Объект, предмет и задачи педагогической науки. Категориальный аппарат педагогики.
    • Занятие 4. Педагогический процесс: искусство и технологии воспитания.
    • Занятие 5. Структура педагогики. Научное исследование в педагогике.
    • Занятие 6. Проектирование модели профессионального развития педагогов и образовательного учреждения в контексте идей непрерывного образования.
    • Занятие 7. Педагогика в системе наук о человеке. Педагогическая наука и педагогическая практика.
    • Занятие 8. Мониторинг профессиональной компетентности педагога.
    • Занятие 9. Методология педагогики. Методологическая культура педагога.
    • Занятие 10. Речевая культура педагога как основа успешности профессиональной педагогической деятельности.
    • Занятие 11. Профессиональное развитие педагогов: основные понятия и теоретические подходы.

МХК, 10 класс

Урок № 22

ТЕАТР И МУЗЫКА

ДРЕВНЕЙ РУСИ

Д.З.: Гл.19, вопросы и задания стр.209; повторить раздел 3 «Искусство Средних веков»

Ред. А.И. Колмаков


ЦЕЛИ УРОКА

  • познакомить с искусством древнерусского театра и музыки;
  • расширять кругозор, навыки анализа художественных произведений;
  • воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к культуре наших предков, к их культурному наследию.

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • театр Петрушки;
  • скоморохи;
  • Симеон Полоцкий;
  • «пещное действо»;
  • гусли («яровчатые»); гусляры;
  • колокольные звоны;
  • церковное пение;
  • зн а менитый распев;
  • крюковое пение;
  • глас (лад); попевки;
  • монодия (одноголосие);
  • многораспевность;
  • партесное пение (многоголосие)

Универсальные учебные действия

  • профессионального театра;
  • указывать причины возникновения
  • профессионального театра;
  • осуществлять поиск информации
  • об истории возникновения и становлении русского профессионального
  • театра в различных источниках
  • (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, Интернет и др.);
  • слушать фрагменты музыкальных
  • сочинений русских композиторов
  • с последующим оформлением своих
  • впечатлений в сочинении-эссе;
  • слушать древнерусские церковные песнопения и светскую музыку, определять ее существенные признаки и художественные приемы;
  • создавать собственную коллекцию древнерусской музыки и систематизировать ее

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Музыкальная культура.

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет искусство единого ДРЕВНЕРУССКОГО ТЕАТРА И МУЗЫКИ


подвопросы

  • Возникновение профессионального театра. Народное творчество, праздники и обрядовые действа - истоки русского театра. Характер первых придворных постановок
  • Школьный театр и творчество Симеона Полоцкого.
  • Музыкальная культура. Языческие и христианские традиции музыкальной культуры, следование византийскому канону. Колокольные звоны. Музыка как составная часть церковного богослужения.
  • Знаменный распев - основа древне-русского певческого искусства. Светская музыка и наиболее популярные музыкальные инструменты


Скоморохи.

Скоморохи - поводыри с медведями. Представления с медведями было занятием древним и любимым. «Медвежья комедия» существовала до 30-х годов прошлого столетия.


Хоровод.

  • В старину на Руси популярным народным игрищем был хоровод. Он отражал самые разные жизненные явления. В хороводных игрищах отражалось хоровое и драматическое начало. Такие игрища обычно начинались под “наборные” песни, а заканчивались под “разборные”, причем песни отличались четким ритмом. Позднее, с изменением родовой общины, изменялись и хороводные игрища. Появились солисты-запевалы (корифеи) и лицедеи (актеры). Лицедеев было обычно не более трех. В то время, когда хор пел песню, они разыгрывали ее содержание. Именно эти лицедеи и стали родоначальниками первых скоморохов.

Театр Петрушки.

  • Любимым в народе среди скоморохов был актер кукольного театра, а наиболее популярной - комедия о Петрушке. Петрушка - любимый герой зрителей. Он смельчак и задира, всегда сохранявший чувство. В театральном представлении одновременно участвовало два героя. В конце спектакля Петрушку часто настигала “небесная кара”. Наиболее популярным кукольный театр Петрушки был в XVII веке.
  • В конце спектакля Петрушку часто настигала “небесная кара”. Наиболее популярным кукольный театр Петрушки был в XVII веке.

В таком театральном представлении одновременно действовали два героя


Балаган

Ни одна ярмарка в XVIII веке не обходилась без балагана. Театральные балаганы становятся любимыми зрелищами той эпохи Внутри были сцена и занавес, простые зрители размещались на скамейках. Позже в балаганах появился настоящий зрительный зал с партером, ложами, оркестровой ямой. Такую ярмарку всегда ждали с нетерпением.




9-12 века – время Киевской Руси. В 988 году Русь приняла христианство. Оно пришло из Византии. Образовалось 3 основных очага музыкальной культуры:

1) Народная песня. В народной песне есть связь с язычеством. Из народа выделялись талантливые люди – скоморохи . Они веселил народ, исполняя не только музыкальные номера, но и цирковые. Они подвергались гонению со стороны церкви. Церковь не одобряла инструментальную музыку. Она признавала только вокально-духовную музыку.


2) Княжеский двор. Здесь центральной фигурой был певец-сказитель , который сочинял и пел нараспев песни и былины о ратных подвигах князя и его дружины. Аккомпанировал он себе на гуслях. При дворе использовали и другие инструменты – домру, рожки, гудок (струнный инструмент, имеющий 3 струны и смычок).


3) Церковь . Это – самый важный очаг. Развивалась письменность, иконопись. Появился “знаменный распев” (11-17 вв.). Это – молитвы-песнопения, которые исполнял мужской хор унисон . По характеру – суровые напевы, имеющие плавную мелодию и узкий диапазон. Записывались эти распевы знаменами (знаками), некоторые из которых – крюки . Они не означали точной высоты, а только направление мелодии (вверх или вниз). Эти распевы сочиняли монахи-распевщики . Самые известные из них – Федор Крестьянин (одно из наиболее известных произведений – “Стихира”), Савва Рогов. Тексты сначала переводились с византийского. В 16 веке знаменные распевы писал сам Иван IV (грозный). В дальнейшем знаменный распев стал одним из источников русской музыкальной классики (Рахманинов, Мусоргский и др.).


В 12-15 веках выделялось Новгородское княжество . Здесь музыкальное искусство несколько отличалось. Народ жил хорошо. Расцветало скоморошество (здесь оно не подвергалось гонению церкви). Слагались былины, но в них прославляли не подвиги князя, а ловкость, смекалку.


Конец 14-го – 16 вв. – время Московской Руси . В это время правили Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Грозный (16 век), который объединил Русь и взял у татар Казань. О взятии Казани складывали песни и былины. При дворе Ивана IV музыка получила большое развитие. Из-за границы он привез орган, клавикорды, создал “Хор государственных певчих дьяк”. Это – время расцвета знаменного пения. Богослужения отличались пышностью. В это же время появилось первое русское многоголосие (знаменный распев – одноголосие). Стало появляться строчное пение – основной голос и голоса ниже и выше от основного голоса. Дьяк Иван Шайдуров ввел новую запись – “киноварные пометы”, в которых уже фиксировалась высота звука. Запись стала более совершенной.


В 17 веке знаменный распев исчез. 1613 г. – начало династии Романовых (Михаил). Складывается русская нация. Возникают народные бунты. Вся эта жизнь отразилась и в народных песнях – песни-вольницы, сатирические песни . Возник новый жанр – лирическая народная песня (лирическая протяжная). Это, прежде всего, песни о тяжелой женской доле (медленные, выразительные, страдальческие). Один из ярких примеров этого жанра – песня “Лучинушка”.


В 17 веке возникли и новые светские жанры – канты и псалмы (отличие состояло только в тексте). В кантах – светский текст, а в псалмах – духовный текст. Эти жанры имеют свои особенности – 3 голоса, в которых 2 верхних голоса параллельны, а бас – гармоническая основа. Канты были сильно распространены в 18 веке – в эпоху Петра I. Тогда появились панегирические канты (хвалебные) в честь побед Петра I. Они имели кварто-квинтовые интонации и были энергичные. Форма в них куплетная. Канты повлияли в дальнейшем на русскую музыку: Глинка – заключительный хор “Ивана Сусанина” (“Славься”) – 3 голоса, склад канта (имеет черты гимна и марша); так же это проявляется в финале симфонии Глазунова.


С Украины в Россию пришла нотная запись на пяти линейках квадратными нотами. Вершина развития партесного стиля – духовные хоровые концерты Березовского и Бортнянского. Березовский – крепостной музыкант. Он был очень талантливым. За его огромный талант его послали в Италию. Там он учился у Падре Мартини (учитель Моцарта). Березовский покончил жизнь самоубийством. Хоровые концерты Березовского находятся на очень высоком техническом уровне, сравнимым с Моцартом. У него было огромное гармоническое и полифоническое мастерство. Концерты его состоят из разных контрастных частей (среди них попадаются фуги). Особенно популярный концерт – “Не отверзи мене во время старости” (обращение к Богу).




  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Архитектурных памятников этого периода почти не сохранилось. Строительство теперь сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Новгород и Псков) и во Владимирской земле (Москва и Тверь). В основном это были небольшие четырехстолпные одно­главые храмы без притворов. В них уже заметен отход от крестооб­разной композиции домонгольского образца, влечение к более клас­сическим кубическим формам. Эти постройки очень гармоничны, производят впечатление уравновешенной пирамиды (53, 54). Излюбленным строительным материалом стал белый камень (известняк) - насле­дие владимиро-суздальской традиции. Так строятся первые камен­ные постройки в Московском Кремле (сам белокаменный Москов­ский Кремль был построен в середине XIV в. при Дмитрии Донском (55) ). В Кремле находилась самая древняя московская церковь - Собор Спаса на Бору (56) , построенный к 1330 году. Храм был уничтожен в 1933 году. Другим древнейшим сооружением был Чудов монастырь (57) , основанный митрополитом Алексием в 1365 году, находился в восточной части территории Кремля; Рождественский храм (59), Благовещенская церковь (60) – всё это в Кремле.

В традициях владимирского зодчества были выстроены в на­чале XV в. соборы Успенья на Городке (61) и в Саввино-Сторо­жевском монастыре (62) близ Звенигорода , Троицкая церковь в Троице-Сергиевом монастыре (63) и собор Андроникова монас­тыря в Москве (64) .

Новые веяния в новгородской архитектуре наиболее ярко сказались в храмах XIV в. - Федора Стратилата на Ручью (65) (1361) и Спаса на Ильине (66а) (1374). В отличие от суровых, тяжелых по форме, ли­шенных каких-либо украшений новгородских храмов 12-13 вв. эти храмы были легкими, нарядными и торжествен­ными. Это явный результат влияния деревянного зодчества, для которого было характерным стремление к созданию свет­лых, радостных, «узорочных» сооружений.

Искусство периода образования русского централизованного государства (Московская Русь середина 15 -17 века)

Со второй половины XIV в. Москва стала общепризнанной столицей формирующегося русского государства. Это время становится рубежным в развитии культуры России, разделяющим периоды национального унижения и нового подъема. Смена настроения и мироощущений заметна во всех видах искусства.

Новые настроения находят свое выражение и в агиографической литературе , всегда любимой на Руси. О мудром правителе, проводившем политику объединения Руси и укрепления княжеской власти, беспощадном к западным врагам, но поддерживающим мирные отношения с монголо-татарами, рассказывает «Повесть о житии Александра Невского», много веков служившая образцом житийной литературы. Совсем другой характер у «Жития Сергия Раqонежского», одного из главных творцов победы на Куликовом поле. Его автором стал Епифаний Премудрый , причем он не про­сто описал жизнь Сергия, но оценил каждый ее эпизод с точки зре­ния его духовной значимости. Автор полагал, что обычными литера­турными приемами невозможно передать все величие подвига свято­го, поэтому он использовал изощренную и утонченную словесную орнаментальность.

Утверждение Москвы в качестве политического и религиозного центра Руси стимулировало развитие в ней всех видов художествен­ного творчества, среди которых особенно много новых веяний испы­тала русская живопись, особенно иконопись и фреска. Новации поя­вились прежде всего в пространственном решении фона и присталь­ном интересе художника к личности. Так, на иконе начала и середи­ны XIV в. еще ясно чувствуется робость народа, который боится по­верить в себя, не доверяет самостоятельным силам своего творчества. Глядя на эти иконы, кажется, что иконописец еще не смеет быть рус­ским. Лики в них продолговатые, греческие, бороды короткие, не­русские. Архитектура церквей , составляющих неразрывное целое с иконой, тоже или греческая, или носящая печать переходной ступе­ни между русским и греческим. Церковные главы еще слабо заостри­лись и носят почти круглую форму греческого купола, русская луко­вица еще находится в процессе образования. Внутри храмов мы так­же видим непривычные глазу греческие верхние галереи. Недаром вершиной искусства этого времени стало творчество Феофана Грека, иностранца, пришедшего в Россию.

В иконах 15 и 16 в. сразу поражает полный переворот . В них решительно все обрусело - и лики, и архитектура церквей, и даже мелкие чисто бытовые подробности. В иконописи это выразилось в появлении широкого русского лица, нередко с окладистой бородой, которое пришло на смену греческо­му. Причем так пишутся не только русские святые, но и пророки, апостолы, даже Христос. В дни национального унижения все русское обесценивалось, казалось немощным и недостойным. Все святое было чужестранным, греческим. Но подвиг национального возрождения возвеличил и русский храм и русский народный тип, и даже русский народный быт. Раньше pyсский народ знал Россию как место страдания и унижения, теперь он воспринимал ее в ореоле божественной славы.

Идея соборности воплотилась прежде всего в самом русском храме, который понимался как объединяющее начало, которое должно господствовать в мире. Сама Вселенная должна стать храмом Божьим. Это стало тем духовным идеалом, к которому стремился русский человек: из скудости и бедности повседневной жизни, олицетворявшейся образом снежной пустыни, - к богатству потусторонней, духовной жизни, образом которой стали горящие на фоне неба золотые главы белокаменных храмов, «луковицы» русских церквей, воплощающие идею молитвенного горения. Так появляется русский храм - гигантская свеча , напоминающая, что высшее еще не достигнуто здесь, на земле. И оно не будет достигнуто то до тех пор, пока не утвердится внутреннее соборное объединение людей, которое должно победить хаотическое разделение и вражду мира и человечества. Поэтому основная идея русского религиозного искусства - соборное единение мира людей и ангелов, а также любого живого создания на земле.

Идея соборности стала основной и в иконописи 15 в. Грядущий мир представлялся иконописцам в виде храма Божьего, в котором объединятся все люди и Богочеловек окончательно победит зверочеловека. Именно поэтому в иконописных персонажах доминирует утонченная телесность, отрицание плоти, и по этой же причине иконы никогда не пишутся с живых людей.

Выражением этих идей стали произведения гениального русского живописца А. Рублева. Творчество Андрея Рублева (1340/1350-1428) - высшая точка в развитии древнерусского искусства и одна из вершин мирового искус­ства. В основе творчества Андрея Рублева лежит иная, чем у Феофана Грека, религиозная концепция . Она лишена идеи мрачной безысходности и трагизма. Это философия добра и красоты, гармонии духовного и материального начал. В христианском учении Рублев в отличие от Феофана, видел не идею беспощадного наказания грешного человека, а идею, любви, всепрощения, милосердия. И его Спас - не грозный вседер­житель и беспощадный судья, а сострадающий, любящий и всепрощающий Бог (66 б) . Он справедлив и благожелателен, он один может примирить противоположность духа и плоти, небесного и земного. Взгляд его не устрашает, как взгляд феофановского Пантократора, а утешает. Такого Христа византийское искусство не знало.

Созданная Рублевым икона «Троица» (67), написанная памяти С.Радонежского, наиболее полно раскрывающая его творческие принципы и живопис­ные приемы, принадлежит к самым выдающимся произведе­ниям мирового изобразительного искусства.

Троица является одной из самых сложных христианских доктрин непости­гаемого умом единства «неслитно соединенных» ипостасей триединого Бога. Рублев в символических образах «Троицы» воплотил идею мира, согласия, единения, суть безграничной хри­стианской любви. Чаша с головой тельца на столе - символ искупительной жертвы Христа. Три ангела - это предвечный со­вет о послании Отцом Сына на страдание во имя спасения чело­вечества. Но хотя ангелы едины, они не одинаковы. Их силуэты образуют круг, что достигается единым ритмом, позами

Главным памятником творчества Андрея Рублева в области мону­ментальной живописи являются фрески Успенского собора во Владимире . Он написал их вместе с Даниилом Черным. Внешне изображение им сцены Страшного суда кажется вполне традиционным, но по тональности оно представляется новым явлением в мировой живописи. Древнерусские художники, как и византийские и западноевропейские, воплощали в Судном дне идею возмездия за грехи человеческие. А Рублевым он представлен как день духовного согласия людей, объединенных чувством любви. Важнейшей особенностью фресок Успенского собора являются русские типы в противоположность традиционно удлиненным византийским, а также тяготение художника к массовым сценам (68-80) .

Период монголо-татарского нашествия стал временем возникновения еще одного особого явления художественной культуры - иконостаса, что было чисто русским изобретением, так как до сих пор алтарь в русских, как и в византийских храмах, отделяла от прихожих только невысокая преграда. Одним из создателей иконостаса также стал Андрей Рублев (81).

Иконостас, как и храм, представляет собой образ церкви. Но если храм есть пространство, вмещающее в себя верующих и символически все мироздание, то иконостас - это часть внутреннего убранства хра­ма, повествующая о становлении церкви от Адама до Страшного суда. В своем сформировавшемся, классическом виде иконостас состоит из пяти основных рядов (чинов ) (82) , образующих высокую стенку, отделяю­щую алтарь от остальной части церкви. В центре иконостаса - цар­ские врата , ведущие в алтарь. Нижний ряд - местный , с иконами, особо почитаемыми в данной местности, в том числе и храмовой ико­ной, в честь которой возведена церковь (она помещается второй спра­ва от царских врат). Второй - деисусный , в центре которого изобра­жался сидящий на троне Спаситель, по сторонам - стоящие в молит­венной позе Богоматерь и Иоанн Предтеча, за ними - иконы арханге­лов, апостолов и святых. Выше шел праздничный чин с изображением двунадесятых праздников (важнейших в церковном календаре) начи­ная с Благовещения и кончая Успением Богородицы. В четвертом ряду находились иконы пророческого чина, в центре которого располага­лась Богоматерь с младенцем, а по сторонам от нее - ветхозаветные пророки Илья, Моисей, Исайя и др. Последним шел праотеческий чин , в центре которого располагалась Новозаветная Троица, а по сто­ронам - изображения библейских праотцов. Этот чин появился в иконостасе несколько позже, с 16 в. венчало иконостас распятие (83) . В шестом, дополнительном ряду (84) могли изображаться Страсти Хри­стовы, Собор всех святых.