Способом защиты трудовых прав работников является. Примеры нарушений трудовых прав работников и основные способы их защиты. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами

С момента принятия в 2001 году нового Трудового кодекса Российской Федерации в законодательстве появился институт «защиты трудовых прав работников». Защита трудовых прав и свобод работников является одной из юридических гарантий.

В соответствии со статьей 352 ТК РФ: «Каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Анализируя правовые нормы, регламентирующие защиту трудовых прав работников, можно выделить следующие ее признаки:

  • защита нарушенных трудовых прав работников возможна лишь при условии наличия такого субъективного права. Осуществление защиты работником трудовых прав невозможно, например, в случае когда работник не состоит в трудовых отношениях с работодателем.

  • защита трудовых прав возможна только если нарушены или существует реальная угроза нарушения трудовых прав работника. Естественно, когда права и законные интересы работника не нарушаются, то у последнего нет оснований для осуществления защиты своих трудовых прав.

  • защита представляет собой комплексную систему мер, осуществляемую в пределах, установленных действующим законодательством РФ. При осуществлении работником защиты своих нарушенных прав, он может использовать только способы защиты, не запрещенные законом. Так, например, незаконными будут действия работника, который защищает свои права путем причинения телесных повреждений лицу, нарушившему или нарушающему его трудовые прав.

  • защита трудовых прав осуществляется посредством обращения в государственные органы либо общественные организации (объединения), а также путем осуществления самостоятельной защиты трудовых прав (самозащиты).


Таким образом, можно сделать вывод, что защита трудовых прав - это комплексная система мер, применяемых для обеспечения свободной и надлежащей реализации трудовых прав и борьбы с их нарушениями, осуществляемая государственными органами, общественными организациями, а также посредством самозащиты трудовых прав.

Статья 352 ТК РФ устанавливает следующие "способы защиты трудовых прав:

  • самозащита работниками трудовых прав;

  • защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

  • государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

  • судебная защита».


Рассмотрим каждый способ защиты трудовых прав более подробно.

Самозащита прав субъектом права - это самостоятельные активные действия работников по охране своих трудовых прав, жизни и здоровья без обращения или наряду с обращением в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров либо в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства. Статья 379 ТК РФ устанавливает формы самозащиты: «В целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. В целях самозащиты трудовых прав работник имеет право отказаться от выполнения работы также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом или иными федеральными законами». Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что ТК РФ устанавливает лишь одну форму самозащиты - отказ работника от выполнения своих обязанностей.

Вторым способом защиты трудовых прав и свобод работников является защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами. Деятельность профсоюзов в РФ регламентированна Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Статья 11 названного закона устанавливает, что «профсоюзы вправе:

  • Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы;- Профсоюзы защищают право своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

  • Профсоюзы вправе участвовать в рассмотрении органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями своих предложений;- Профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав».


Согласно статье 370 ТК РФ профсоюзы вправе требовать устранения выявленных на- рушений от работодателя, который, в свою очередь, обязан в течение недели сообщить в профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах. Профсоюзы при осуществлении данных полномочий взаимодействуют с государственными органами по контролю (надзору) за соблюдением трудового законодательства.

Третий способ защиты трудовых прав и свобод - государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Согласно статье 353 ТК РФ федеральный государствен- ный надзор за соблюдением трудового законо- дательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

И последний способ защиты трудовых прав и свобод работников, установленный Трудовым кодексом РФ, - судебная защита. Анализируя судебную практику по данному вопросу, можно сделать вывод о том, что большой процент рассматриваемых судами дел связан с невыплатой заработной платы и незаконным увольнением. Работодатели зачастую нарушают порядок увольнения, что влечет за собой признание судом действий работодателя незаконными и восстановление трудовых прав и свобод работника.

Таким образом, законодательство РФ устанавливает гарантии защиты трудовых прав и свобод работников. Однако, проблемы в защите трудовых прав возникают из-за незнания работниками своих прав и гарантий их защиты, что приводит к систематическому нарушению трудовых прав работников работодателями.

ТК РФ не дает определения понятий формы и способа защиты трудовых прав работников и критериев разграничения этих понятий. Поэтому целесообразно в настоящей работе рассмотреть вопрос о соотношении понятий способа и формы защиты трудовых прав.

Под формой защиты понимают вид юридической деятельности, в которой протекают охранительные правоотношения по защите трудового права, выделяют четыре формы защиты (судебная – осуществляется судами РФ, управленческая, общественная и непосредственная – самозащита трудовых прав) 12 .

Считаем, что помимо того, что форма защиты трудовых прав – это деятельность, необходимо, чтобы эта деятельность имела формальное официальное закрепление.

В.А. Сафонов под формой защиты трудовых прав работников понимает установленную законодательством разновидность правореализующей деятельности по применению допустимых юридическими нормами правовых мер защиты нарушенных или оспариваемых прав работника 13 .

Большинство ученых выделяют только две формы защиты трудовых прав работников: юрисдикционные и неюсдикционные.

К неюрисдикционным формам защиты трудовых прав работников относятся самозащита и согласительные процедуры (то есть переговоры с работодателем с целью достижения соглашения по существу возникших разногласий).

В юрисдикционной форме защиту трудовых прав работников осуществляют:

1) Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссии по трудовым спорам – КТС, суды общей юрисдикции).

2) Специально уполномоченные органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда. С таким органам, в частности, относится Федеральная инспекция труда и другие государственные контрольные органы.

3) Органы общей компетенции, осуществляющие защиту трудовых прав и свобод человека и гражданина, в том числе и трудовых прав работников, но не уполномоченные к рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

К данным органам относятся Конституционный Суд Российской Федерации, прокуратура Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Полномочия данных органов по защите трудовых прав работников естественно, закреплены законодательно.

При выборе той или иной юрисдикционной формы защиты следует учитывать рамки компетенции конкретного органа, его подведомственность, а в некоторых случаях – и условия обращения в соответствующий орган. При наличии возможности обращения за защитой нарушенного права в несколько органов (например, в суд и в органы федеральной инспекции труда) право выбора принадлежит заинтересованному субъекту, то есть работнику.

Защита трудовых прав работников осуществляется посредством определенных способов защиты.

Под способом защиты трудовых прав работников понимаются предусмотренные законом процедуры, в рамках которых осуществляется применение допустимых юридическими нормами правовых мер защиты нарушенных или оспариваемых прав работников 14 .

ТК РФ закрепляет основные способы защиты трудовых прав работников. В статье 352 ТК РФ указано четыре основных способа защиты трудовых прав работников:

1. Самозащита работниками своих трудовых прав;

2. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

3. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

4. Судебная защита.

Рассмотрение трудовых споров отнесено к подведомственности судов (ст. 22 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации) 15 . Исходя из смысла ст.ст. 23,24 ГПК дела, возникающие из трудовых отношений, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции 16 .

Так, выделяют материально-правовые и процессуальные способы. К материально-правовым способам защиты относят действия субъектов материально-правовых отношений, направленных на защиту нарушенных прав. Процессуальные способы защиты рассматриваются как процессуальные действия юрисдикционных органов, регулируемые процессуальным законодательством и направленные на предупреждение нарушения гражданских прав и реализацию материально-правовых мер защиты гражданских прав. Появление такой классификации объясняется тем, что защита может быть осуществлена без обращения в юрисдикционные органы 17 .

А.Г. Юрьева, помимо легально закрепленных в ТК РФ способов защиты трудовых прав, относит следующие способы:

а) восстановительные меры;

б) меры, направленные на принудительное исполнение обязанностей;

в) меры по отмене неправомерных актов;

г) меры пресечения 18 .

Однако перечисленные меры также характеризуют полномочия органов по восстановлению нарушенных прав. Тогда как из содержания ст. 352 ТК РФ следует, что к числу способов защиты трудовых прав относятся не конкретные меры, а отдельные виды деятельности, в результате которой возникают отношения по восстановлению нарушенного права. В этих отношениях могут быть реализованы полномочия по устранению нарушений прав и законных интересов работников, что и позволяет включить соответствующий вид деятельности в защиту трудовых прав работников.

Следует отметить, что перечень способов защиты трудовых прав работников, приведенный в статье 352 ТК РФ, не является исчерпывающим, о чем свидетельствует сама формулировка «основные способы защиты трудовых прав работников», которая подразумевает наличие иных способов защиты трудовых прав.

Исходя из определенного выше круга субъектов, осуществляющих защиту трудовых прав работник, к способам защиты необходимо относить, в частности, обжалование в суд действий и решений органов государственной власти и местного самоуправления, нарушающих трудовые права работников, а также урегулирование трудового спора посредством процедуры медиации.

Переходя к вопросу о проблеме соотношения способа и формы защиты трудовых прав, следует подчеркнуть, что, по нашему мнению, трудно четко разграничить категории «форма» и «способ», однако с определенной долей условности их все-таки можно различать, но видимых критериев отличия нет.

Поэтому наиболее приемлемой представляется следующая позиция: способ защиты трудовых прав – это совокупность приемов, средств и мер, закрепленных в законодательстве. При помощи закрепленных способов осуществляется защита нарушенных прав и законных интересов работников. Форма защиты, в свою очередь реализуется через способы защиты.

Также о соотношении способа и формы защиты трудовых прав можно сделать определенные выводы, уяснил значение слов «способ» и «форма». Так, в Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова термин «форма» означает «способ существования содержания, его внешнее выражение» 19 , а «способ» определяется как «действие или система действий, применяемые при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь».

Некоторые ученые указывают, что от способов защиты трудовых прав работников следует отличать меры защиты. Например, Ю.Н. Полетаев помимо способов и форм защиты трудовых прав также выделяет меры защиты.

Меры защиты трудовых прав работников – это способы восстановления уже нарушенного права работника.

В качестве мер защиты трудовых прав работников, применяемых вследствие невыполнения работодателем (уполномоченным должностным лицом) возложенных на него обязанностей и (или) совершения действий, препятствующих нормальному осуществлению работником предоставленных ему прав, применяются:

    восстановление работника на работе;

    возмещение работнику материального ущерба, причиненного незаконным лишением его возможности трудиться;

    обязание работодателя предоставить работнику условия труда, установленные законодательством, коллективным или индивидуальным трудовым договором;

    компенсация морального вреда;

    отмена дисциплинарного взыскания, примененного работодателем.

Итак, защиту трудовых прав работников можно определить как правореализующую деятельность, осуществляемую в установленном законодательстве порядке работником (непосредственно либо через представителей) и уполномоченными на то органами, которая выражается в применении правовых мер к работодателю, не выполняющему возложенные на него обязанности и (или) совершающему действия, препятствующие нормальному осуществлению прав работников. Защита трудовых прав работников реализуется в юрисдикционной и неюсдикционной формах.

Существует 4 основных способа защиты трудовых прав работников, предусмотренные ТК РФ: самозащита работниками своих трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита.

Помимо основных способов, работники могут использовать иными способами защиты, например, сравнительно недавно в России появился институт медиации. Ученые предлагают дополнить ТК РФ статьей «Способы защиты трудовых прав», среди которых, по нашему мнению, должна быть указана и медиация, которая относится к числу способов защиты трудовых прав как работника, так и работодателя 20 .

Медиация, согласно ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», является альтернативной процедурой урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора. Привлечение к урегулированию разногласий третьей стороны имеет то преимущество, что посредник (арбитр) обладает навыками налаживания переговоров между сторонами, знаком с психологией разрешения разногласий, умеет организовать между сторонами взаимодействие и возможность согласования интересов сторон. Привлечение к урегулированию трудовых споров квалифицированной третьей стороны гарантирует справедливость и безопасность разрешения разногласий, которое дает цивилизованные и гуманные способы к мирному сосуществованию и сохранению трудовых отношений. Такой способ защиты, как медиация, по нашему мнению, должен в ближайшем будущем снизить загруженность судов, в частности по делам о трудовых спорах, и усилить защиту не только работников, но и работодателей при возникновении трудовых споров между ними. Но подробнее данный способ рассматривается в следующей главе.

О соотношении формы и способа защиты трудовых прав следует сказать, что, по нашему мнению, они соотносятся друг с другом как форма и содержание защиты трудовых прав работников. То есть форма защиты трудовых прав работников – это внешнее выражение способа. Помимо форм и способов некоторые ученые выделяют еще меры защиты, но, по сути, меры и способы это одно и тоже.

Необходимо подчеркнуть, что реализация защиты трудовых прав работников имеет большое значение по причине того, что работник является менее защищенной стороной в трудовых правоотношениях с работодателем и требует достаточно четкой правовой регламентации и механизмов осуществления это защиты. Важно, чтобы формы и способы защиты трудовых прав работников, закрепленные в законодательстве РФ были не просто формально закреплены, а были широко применимы работниками на практике и имели достаточную эффективность.

От конфликтных ситуаций с работниками не застрахован ни один работодатель. Причем с претензиями может обратиться как работающий, так и уволенный сотрудник. И хорошо, если такую ситуацию удастся разрешить мирным путем. Трудовым кодексом работнику предоставлен достаточно широкий круг вариантов защиты трудовых прав.

Способы защиты нередко классифицируются по разным основаниям. Заслуживает внимания дифференциация способов защиты на:

· материальные

· процессуальные.

Развивая эту классификацию применительно к способам защиты трудовых прав и правовых интересов в сфере труда, отметим, что в качестве материальных способов можно выделить переговоры, отказ от выполнения работы и другие. Иными словами, суть материальных способов защиты состоит в действиях субъекта по защите своего нарушенного права в рамках материально-правовых отношений. Сущность процессуальных способов защиты выражается в действиях юрисдикционных органов по защите права, в связи с чем процессуальными способами можно считать взыскание денежной суммы, например, в судебном порядке и т.д. Единственное, что хотелось бы уточнить, - так это то, что необходимо разграничить процессуальные и процедурные способы защиты, например проведение проверки. Надо сказать, что такое деление способов защиты неизбежно ведет к разграничению трудового права как материальной и как процедурно-процессуальной отрасли права.

Раздел XIII ТК РФ посвящен защите трудовых прав и свобод, рассмотрению и разрешению трудовых споров. Также в нем говорится об ответственности за нарушение трудового законодательства. В частности, на основании ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

· восстановительные;

· пресекательные;

· защитные (или штрафные) способы защиты.

При этом выделяются восстановительные (восстановление нарушенных прав, присуждение к исполнению обязанности), пресекательные (вынесение предписания, признание забастовки незаконной, неприменение судом локальных нормативных актов, коллективных договоров, соглашений, ухудшающих положение работника по сравнению с законодательством или принятые без соблюдения порядка их принятия с учетом мнения представительного органа работников; признание условий трудового договора, коллективного договора, соглашения не подлежащими применению; признание недействующим нормативно-правового акта в судебном порядке) и штрафные (возмещение материального ущерба, компенсация морального вреда)

По субъектам способы защиты делят на:

· способы защиты трудовых прав

· правовых интересов работников и работодателей.

Соответственно, к числу способов защиты трудовых прав и правовых интересов работников можно отнести и такой способ, как признание незаконным приказа работодателя, временное приостановление деятельности работодателя в результате нарушения требований по охране труда. Способами защиты трудовых прав и правовых интересов работодателей, в том числе и государственной защиты, следует считать аннулирование трудового договора, удержание из заработной платы, возмещение расходов на обучение, возмещение ущерба, причиненного имуществу работодателя, признание недействительным нормативно-правового акта, признание забастовки незаконной, обжалование в суд действий и решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, нарушающих трудовые права граждан, и иные способы. К числу способов государственной защиты трудовых прав и правовых интересов как работника, так и работодателя можно отнести отказ в защите нарушенного субъективного трудового права, в том числе и в результате злоупотребления правом со стороны работника или работодателя.

На основании вышеизложенного и в соответствии со статьей 352 ТК РФ Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:

1. Самозащита работниками трудовых прав;

2. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

3. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

4. Судебная защита.

1. Самозащита работниками трудовых прав.

Способ защиты - это конкретное действие, направленное на защиту нарушенного субъективного трудового права или признание правового интереса в сфере труда. Способ защиты не может означать юридическую процедуру - установленный порядок действий по защите трудовых прав и правовых интересов, как иногда указывается в литературе, поскольку, во-первых, процедура - это система строго последовательных действий, способствующих эффективной защите трудовых прав и правовых интересов, а во-вторых, юридическая процедура - это скорее определение формы защиты, а не ее способа, поскольку способ защиты предполагает наличие одного действия, а не их системы. Форма всегда предполагает внешнюю сторону рассматриваемого явления. Применение конкретного способа защиты, как утверждает А.П. Вершинин, является целью и результатом деятельности по защите прав. Однако хотелось бы уточнить, что не применение способа защиты, а результат его применения, выражающийся в восстановлении нарушенного права, является целью и итогом защиты права.

На основании ст. 379 ТК РФ в целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Например, работник использует право самозащиты, отказываясь от выполнения работ в случае опасности для его жизни и здоровья (за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами). В таком случае работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности (ст. 220 ТК РФ). Или работник может использовать право на самозащиту в случае необеспечения его средствами индивидуальной или коллективной защиты. В таком случае работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей.

В целях самозащиты трудовых прав работник имеет право отказаться от выполнения работы также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом или иными федеральными законами. Так, в соответствии со ст. 142 ТК РФ в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Однако этой же нормой предусмотрены случаи, когда не допускается приостановление работы по данной причине:

· в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;

· в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;

· государственными служащими;

· в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;

· работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).

В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте. Воспользовавшийся этим правом обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.

Работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав (ст. 380 ТК РФ).

Однако практика показывает, что самозащита трудовых прав не является эффективным способом защиты, так как большинство спорных ситуаций, связанных с самозащитой трудовых прав, находят свое разрешение за пределами работодателя - обычно в суде. Прежде всего, это обусловлено изначальным неравенством сторон трудового договора (работника и работодателя), решить проблему которого и призвано трудовое право. Тем самым осуществление самозащиты трудовых прав все же заставляет работников в конечном итоге прибегать к иным способам защиты. 2. Защита интересов работников профсоюзам

Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" установлено, что профсоюзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений, в том числе по вопросам:

· трудового договора (контракта);

· рабочего времени и времени отдыха;

· оплаты труда;

· гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ;

Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах. Аналогичное требование содержится в ст. 370 ТК РФ.

Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами.

Межрегиональное и территориальное объединения (ассоциации) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта РФ, могут создавать свои правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений согласно типовому положению соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Профсоюзные инспекторы труда имеют право:

· беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений;

· проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

· принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей;

· индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

· защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

· предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

· направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

· в качестве независимых экспертов принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства.

Одним из вариантов защиты прав работников профсоюзами является принятие решений работодателем с учетом их мнения (ст. 371 ТК РФ). В частности, в случае, когда изменение организационных или технологических условий труда может повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев (ст. 74 ТК РФ). Также придется учитывать мнение профсоюза при привлечении к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в случаях, не оговоренных в ст. 113 ТК РФ.

Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов установлен ст. 372 ТК РФ, а при расторжении трудового договора по инициативе работодателя - ст. 373 ТК РФ. Причем соблюдение процедуры в последнем случае не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя - обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

3. Государственный контроль.

Федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Рострудом и его территориальными органами. Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875. В соответствии с данным Положением государственный надзор в сфере труда осуществляется государственными инспекторами труда (правовыми инспекторами труда и инспекторами по охране труда), которые имеют право:

· в установленном порядке беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;

· запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

· изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

· расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; трудовой право работник законодательство

· предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

· выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

· запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

· составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности.

Государственный контроль осуществляется посредством проверок, порядок проведения которых определяется ратифицированными конвенциями МОТ, Трудовым кодексом, Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ (в ред. От 12.03.2014г. N 33-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

Предметами проверки являются соблюдение работодателем требований трудового законодательства, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

1. Истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2. Поступление в федеральную инспекцию труда:

· обращений и заявлений о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;

· обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

· запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;

· Наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Особенности проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются Президентом РФ или Правительством РФ.

4. Судебная защита

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется гражданским процессуальным законодательством РФ. В частности, на основании ст. 22 ГПК РФ и ст. ст. 382, 391 ТК РФ дела по спорам, возникшим из трудовых правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции, а именно районный суд рассматривает такие дела в качестве первой инстанции.

Если возник спор по поводу неисполнения либо ненадлежащего исполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер (например, о предоставлении жилого помещения, о выплате работнику суммы на приобретение жилого помещения), то важно следующее: хотя эти условия включены в содержание трудового договора, они по своему характеру являются гражданско-правовыми обязательствами работодателя, значит, подсудность такого спора (районному суду или мировому судье) определяется исходя из общих правил определения подсудности дел, установленных ст. ст. 23, 24 ГПК РФ (Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"). Дела о признании забастовки незаконной подсудны верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов (ч. 4 ст. 413 ТК РФ).

Индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства, а также между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора (ст. 381 ТК РФ).

По общим правилам иск предъявляется в суд по месту нахождения организации-работодателя, а если работодатель - индивидуальный предприниматель, то по месту его жительства. Однако в силу ст. 29 ГПК РФ иски о восстановлении трудовых прав могут предъявляться также в суд по месту жительства истца, то есть работника.

Работник для защиты своих прав через суд должен соблюдать сроки обращения с заявлением о рассмотрении спора. Отметим, что в зависимости от категорий дел сроки обращения за защитой трудовых прав работника различны.

Так, на основании ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Если работник пытался урегулировать возникшие разногласия через комиссию по трудовым спорам организации, которая в установленный десятидневный срок должна была рассмотреть спор и разрешить его в чью-то пользу, но не сделала этого, работник имеет право перенести рассмотрение конфликта в суд (ст. 390 ТК РФ). Если комиссия рассмотрела спор, но ее решение не устроило работника, он также может обратиться в суд для обжалования в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии (ст. 390 ТК РФ).

Судебная защита выступает основной гарантией защищенности трудовых прав и их ненарушаемости. Именно судебная защита в первую очередь направлена на защиту от любых нарушений, как со стороны государственных органов, так и частных лиц. Суд - это та инстанция, которая способна вводить деятельность государства, его органов и должностных лиц в правовое русло.

Судебная защита представляет собой вид государственной и правовой защиты, поскольку осуществляется только судом как органом государственной власти, и при ее реализации суды руководствуются законом как основной формой права.

Конституция Российской Федерации предусматривает целый комплекс правовых норм, определяющих сущность судебной защиты как юрисдикционного института правового государства. Она определяет направления судебной защиты, виды соответствующей судебной деятельности и гарантии законности реализации судебной защиты. Право на судебную защиту должно служить предупреждению необоснованных нарушений

Однако ни для кого не секрет, что в ходе практической деятельности судов по защите прав граждан возникает множество проблем, которые не только понижают эффективность защиты, но и предопределяют степень доверия граждан к судебной системе. В связи с этим необходимо рассмотреть некоторые проблемы, которые возникают на практике в ходе рассмотрения и разрешения конкретных дел.

Анализ современного трудового законодательства и судебной практики по его применению позволяет выделить некоторые проблемные вопросы, свидетельствующие, на мой взгляд, о негативных процессах в развитии трудового законодательства в сфере защиты трудовых прав работников в России.

1. Безусловно, важной вехой в развитии трудового законодательства явилось принятие Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации". Данный Закон установил систему государственных органов занятости, определил права граждан в области занятости, предусмотрел социальные гарантии и компенсации безработных. Признавая важность и значимость Закона о занятости населения, следует сказать, что его принятие было шагом назад в области укрепления социально-трудовых прав граждан, ибо Конституция РСФСР и Кодекс законов о труде РСФСР гарантировали каждому гражданину право на труд и исключали возможность безработицы граждан. Кроме того, применение Закона о занятости населения выявило ряд его недостатков. В частности, выявилось, что Закон распространяет свое действие только на граждан, имеющих постоянную регистрацию по месту жительства; граждане Российской Федерации, не имеющие такой регистрации, лишались возможности признания их безработными и получения государственных гарантий государства в области занятости.

Рассмотрим некоторые судебные решения по обращению граждан для защиты своих трудовых прав и свобод:

Гражданин А.Я. Аванов обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой оспаривает конституционность положения п. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации", согласно которому решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина.

Поводами обращения в Конституционный Суд Российской Федерации явились отказ Строгинского отдела Центра занятости населения Северо-Западного административного округа г. Москвы А.Я. Аванову, зарегистрированному по месту постоянного жительства в г. Тбилиси (Республика Грузия), а в г. Москве на протяжении ряда лет имеющему временную регистрацию по месту пребывания, в просьбе о назначении пособия по безработице, а также решение Хорошевского районного суда г. Москвы и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда об оставлении без удовлетворения жалобы А.Я. Аванова на действия должностных лиц Центра занятости.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении об отказе в принятии к рассмотрению жалобы указал, что, по существу, гражданин А.Я. Аванов ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопрос о целесообразном, с его точки зрения, изменении установленного федеральным законом порядка с тем, чтобы получение статуса безработного, выплата пособия по безработице и связанные с этим другие правовые последствия реализации статуса безработного осуществлялись не только по месту жительства в Российской Федерации, но и по месту пребывания на территории Российской Федерации (при том, что место жительства гражданина Российской Федерации может находиться и за пределами Российской Федерации).

Разрешение данного вопроса является прерогативой законодателя и не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они установлены ст. 125 Конституции Российской Федерации и ст. 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации.

Оставляя без комментария Определение Конституционного Суда Российской Федерации, укажем на некоторые замечания, на мой взгляд, заслуживающие внимания. Во-первых, вопросы совершенствования законодательства, в т.ч. трудового, должны быть предметом пристального внимания не только законодателя, но и органов правосудия. Конституция Российской Федерации (ст. 104) наделяет правом законодательной инициативы, помимо парламента Российской Федерации, также Конституционный Суд Российской Федерации. Поэтому при наличии соответствующих оснований и волеизъявления Конституционный Суд Российской Федерации мог бы вполне выйти с предложением об изменении Закона о занятости населения, который не отвечает требованиям разумности и справедливости. А пока данный Закон проводит дифференциацию граждан РФ в зависимости от наличия постоянной регистрации и признает возможность получения гражданином РФ статуса безработного только при наличии постоянной регистрации по месту жительства.

Во-вторых, нельзя обойти вниманием правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации по вопросу о регистрации и получении статуса работника, которая нашла отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 и резко отличается от позиции Конституционного Суда Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации считает, что отказ работодателя в заключении трудового договора с лицом, являющимся гражданином Российской Федерации, по мотиву отсутствия у него регистрации по месту жительства, пребывания или по месту нахождения работодателя является незаконным, поскольку нарушает право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, гарантированное Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 27), Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также противоречит части второй ст. 64 ТК РФ, запрещающей ограничивать права или устанавливать какие-либо преимущества при заключении трудового договора по указанному основанию.

Следующая ситуация:

2. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении законодательства, регулирующего труд женщин, указывалось, что судам в частности подведомственны требования:

· женщины, работающей в сельской местности на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом более двух часов), о взыскании повышенной на 30% оплаты труда;

· женщины, работающей в сельской местности, об уменьшении продолжительности рабочей недели до 36 часов (если законодательством не предусмотрена меньшая продолжительность рабочей недели) с выплатой заработной платы в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы (40 часов);

· беременной женщины или кормящей матери, работающей в сельской местности, об обеспечении бесплатной выдачи продуктов питания, производимых хозяйством, по нормам, установленным трудовым

В настоящее время, как показывает судебная практика, суды такие требования не рассматривают, и не только потому, что указанное Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2007 г. N 15, а главным образом из-за того, что действующий Трудовой кодекс Российской Федерации в нормах об особенностях регулирования труда женщин, лиц с семейным обязанностями (гл. 41) таких эксклюзивных трудовых прав не содержит. В этой связи необходимо указать, что Постановление Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. N 298/3-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" (в ред. Федерального закона от 24 августа 1995 г. N 152-ФЗ), где содержатся эти положения, продолжает действовать, поскольку в силу ст. 423 ТК РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР применяются постольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации. Следовательно, имеются все основания для применения положений в части установления сокращенной продолжительности рабочего времени и других льгот для женщин, работающих в сельской местности.

В заключение можно отметить следующее:

Эффективная судебная защита может быть осуществлена только при том условии, что конституционные формулировки о верховенстве прав и свобод граждан, их приоритетной ценности перед всеми иными будут реализовываться в ходе любой государственно-правовой деятельности.

Отдельные проблемы, связанные с судебной защитой трудовых прав граждан, связаны с действующим трудовым законодательством. Поэтому, когда суд упрекают в неэффективной деятельности, этот упрек следует относить и к законодателю, который, по существу, сужает конституционно-правовое поле судебной защиты зачастую декларированностью и необеспеченностью конкретными гарантиями принимаемых норм.

Исходя, из вышесказанного можно сделать ВЫВОД, Трудовым кодексом работнику предоставлен достаточно широкий круг способов решения спорных моментов как при приеме на работу, в течение трудовой деятельности, так и после увольнения. Поскольку работник для разрешения конфликтной ситуации должен обратиться с заявлением (хоть в государственную инспекцию труда, хоть в комиссию по трудовым спорам, хоть в профсоюз и т.д.) с указанием нарушенных работодателем прав, рекомендуем снимать противоречия мирным путем.

Ведь если нарушение трудового законодательства будет установлено контролирующими органами, работодателю может грозить не только административная, но и уголовная ответственность.

Способы защиты прав, свобод и законных интересов субъектов трудового права - это правовые средства, направленные на пресечение, предупреждение нарушений трудового законодательства и восстановление нарушенного права, а также компенсацию иным способом вреда, вызванного его нарушением.

Трудовые споры - неурегулированные разногласия, возникающие между работником и работодателем либо между работниками и работодателями (их представителями) по вопросам применения трудового законодательства, иных актов, соглашений, коллективного договора, условий трудового договора или по установлению и изменению условий труда , заключению, изменению и выполнению коллективного договора, соглашений, о которых заявлено в КТС, суд либо которые инициированы работниками (их представителем) при отклонении их требований (части требований) работодателем или умолчании работодателя.

Одним из таких органов является Федеральная служба по труду и (Роструд), которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти , органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами , общественными объединениями и иными организациями.

Наряду с федеральной инспекцией труда надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации осуществляет прокуратура Российской Федерации . Она вправе проводить проверки, выявлять нарушения трудового законодательства, принимать меры к устранению правонарушений (меры прокурорского реагирования), осуществляемые в определенных правовых формах.

Наряду с указанными выше органами государственный надзор (например государственный энергетический надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также государственный надзор за безопасным ведением работ в ; за ядерной и радиационной безопасностью) осуществляют также иные федеральные органы исполнительной власти.

Защита прав работников профессиональными союзами

Профессиональные союзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по как индивидуального, так и коллективного характера. Защитная функция профсоюзов обусловлена целью их создания.

Следует отметить, что права профсоюзов по осуществлению защиты прав, свобод и законных интересов своих членов одновременно являются их обязанностями. Так, профессиональные союзы в соответствии со ст. 370 ТК РФ имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства, а также нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Надо сказать, что в отличие от осуществляемого органами государственной власти надзора органы, осуществляющие контроль (в т.ч. общественный), не имеют полномочий применять санкции. Между тем также как и надзорные органы, они вправе проводить проверки по выявлению нарушений, допускаемых работодателем и требовать их устранения.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения вправе создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами в установленном законом порядке. Профсоюзные инспекторы труда, а также уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов для осуществления функции контроля наделены соответствующими правами.

Наряду с контрольной функцией профсоюз осуществляет представительскую функцию, защищая таким образом не только права и свободы работников (членов данного профсоюза), но и их законные интересы. При этом объектом защиты выступают индивидуальные, коллективные и права и законные интересы, а также индивидуальные права и законные интересы, которые носят коллективный характер.

Так, в процессе проведения с работодателем консультаций по вопросу установления (изменения) условий труда, определяемых локальными нормативными актами, профсоюз осуществляет защиту коллективных интересов работников. Проведение забастовки также может преследовать цель защиты коллективных интересов работников. Между тем, вырабатывая мотивированное мнение по вопросу прекращения трудового договора с работником по инициативе работодателя, первичная профсоюзная организация в лице ее выборного органа, осуществляет защиту законного интереса (в ряде случаев субъективного права) работника.

Представительские функции профсоюза, предусмотренные гл. 58 ТК РФ, условно могут быть разделены на две группы. Профсоюзы в лице своих органов осуществляют представление интересов в ходе:

  • установления (изменения) условий труда в результате принятия работодателем локальных нормативных актов (внесения в них изменений);
  • применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Самозащита работниками своих трудовых прав

Самозащита, как один из способов защиты прав, свобод и законных интересов отличается от всех изложенных выше способов тем, что она осуществляется работником самостоятельно, т.е. в отсутствие уполномоченного на то органа.

К самозащите следует самостоятельно проводимые работником мероприятия предусмотренные ст. 379 ТК РФ. Так, работнику предоставлено право отказаться от выполнения работы, которая либо не предусмотрена трудовым договором, либо непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

К числу способов самозащиты следует отнести также возможность приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы при условии, что эта срок задержки выплаты заработной платы превысил 15 дней.

Трудовые споры

Понятие трудовых споров и нормативная основа их разрешения

В условиях кардинальных социально-экономических преобразований в Российской Федерации участились случаи нарушения трудовых прав граждан и несоблюдения трудового законодательства, что свидетельствует о необходимости более действенной защиты трудовых прав работ-ников.

Порядок разрешения трудовых споров в Российской Федерации является достаточно прогрессивным. Свидетельством этого является участие профсоюза (иного представительного органа) в интересах работника в урегулировании возникших разногласий с работодателем, рассмотрение спора комиссией по рассмотрению трудовых споров (далее - КТС), формируемой на паритетных началах, а также гарантированная возможность обращения работника в КТС и суд за защитой своего права и др.

Под трудовыми спорами принято понимать неурегулированные разногласия, возникающие между работником и работодателем либо между работниками и работодателями (их представителями) по вопросам применения трудового законодательства, иных актов, соглашений, коллективного договора, условий трудового договора или по установлению и изменению условий труда, заключению, изменению и выполнению коллективного договора, соглашений, о которых заявлено в КТС, суд либо которые инициированы работниками (их представителем) при отклонении их требований (части требований) работодателем или умолчании работодателя.

Трудовые споры разграничиваются на индивидуальные и коллективные споры, прежде всего по субъектному составу и предмету спора.

Субъектами (сторонами) индивидуального трудового спора являются отдельный работник и работодатель. Предметом такого спора является требование работника о восстановлении или признании тех или иных трудовых прав, которые, по его мнению, должны ему принадлежать на основании трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов или вытекающих из условий коллективного договора или соглашений, либо трудового договора (в т. ч. об установлении или изменении индивидуальных условий труда).

В коллективных трудовых спорах участвуют, с одной стороны, работники (их представители), а с другой - работодатель (работодатели), его (их) представители.

Коллективные трудовые споры возникают по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локального нормативного акта.

Индивидуальные споры возникают в большинстве случаев из трудовых правоотношений. Коллективные споры могут возникнуть из правоотношений, непосредственно связанных с трудовыми правоотношениями .

По характеру трудовые споры подразделяются на исковые и неисковые . Споры искового характера, возникающие по поводу применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, коллективного договора, соглашений или условий трудового договора, связаны с подачей заявления (предъявлением иска) в юрисдикционный орган (КТС, суд). Это индивидуальные трудовые споры искового характера.

Споры неискового характера возникают по вопросам установления или изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективного договора, соглашений, условий труда, они имеют коллективное значение и, соответственно, являются коллективными трудовыми спорами.

В зависимости от вида трудового спора и его характера определяется способ (порядок) его разрешения, устанавливаемый в законе федерального уровня (прежде всего - в ТК), как того требует Конституция РФ (ч. 4 ст. 37).

Индивидуальные трудовые споры (конфликты права) как споры искового характера подлежат рассмотрению в КТС, формируемой у конкретного работодателя, в т. ч. работодателя, являющегося индивидуальным предпринимателем. Если работник самостоятельно или с участием представляющей его интересы профсоюзной организации (иным представителем) не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем и обратился в КТС, то возникает индивидуальный трудовой спор, рассматриваемый в порядке, установленном ТК. При несогласии с решением КТС стороны спора вправе обратиться в суд для рассмотрения индивидуального трудового спора.

Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров

Индивидуальный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст.381 ТК).

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров регулируется гл. 60 ТК. В ней определены органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров: КТС и суд, установлен порядок рассмотрения этих споров в КТС (ст. 382-389 ТК) и лишь частично - в суде (ст. 391-396 ТК), поскольку судебный порядок основан на нормах ГПК РФ, в котором предусмотрены особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются в указанных юрисдикционных органах в соответствии с установленной подведомственностью и подсудностью этих споров.

КТС образуется из равного числа представителей от работодателя и работников, на паритетной основе (например, 5 представителей от работников, соответственно, 5 представителей от работодателя).

в КТС является достаточно эффективным. К его явным преимуществам относится то, что рассмотрение спора происходит в коллективе, где трудятся работники и обычно знают участников трудового спора и обстоятельства его возникновения. У конкретного работодателя легче установить фактические обстоятельства дела, собрать необходимые документы, иные доказательства.

Для обращения в КТС установлен трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В ТК определен порядок принятия решения КТС, а также содержание указанного решения (ст. 388 ТК).

Принятое КТС решение может быть обжаловано в суд заинтересованным работником или работодателем в течение десятидневного срока со дня вручения им копий решения. В суд может обратиться профсоюз с обжалованием решения КТС, представляя интересы работника.

Решения, принятые КТС, не нуждаются в последующем утверждении и не пересматриваются. При неточности, допущенной в решении КТС, выносится дополнительное решение для разъяснения ранее принятого.

В случае неисполнения решения КТС в установленный срок указанная комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суде регулируется законодательством РФ и ТК (ст. 390-397). Рассмотрению индивидуальных трудовых споров в суде свойственны некоторые особенности, в т. ч. связанные с подведомственностью и подсудностью этих споров.

Дела по спорам, возникающим из трудовых правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции. Первой судебной инстанцией, рассматривающей индивидуальные трудовые споры, являются районные суды.

Для обращения в суд с заявлением (иском) по индивидуальным трудовым спорам установлены следующие сроки:

1) по искам об увольнении заявление работника о восстановлении на работе подается в районный суд в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки, либо со дня, когда работник отказался от получения приказа об увольнении или трудовой книжки;

2) по иным трудовым спорам работник обращается к мировому судье в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права;

3) по вопросам обжалования решений КТС, право на которое предоставлено работнику и работодателю, при их обращении в десятидневный срок со дня вручения им копий решения КТС;

4) по искам о взыскании с работника материального ущерба, причиненного работодателю при обращении работодателя в течении одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.

Процессуальной особенностью трудовых дел также является участие профсоюзов в защите трудовых прав работников. В случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе своих членов, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлением в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.

Принципиально то, что работники при обращении в суд с исками о восстановлении на работе, взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых отношений , освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов (ст. 393 ТК, п. 1 ст. 89 ГПК).

С учетом всех обстоятельств дела и на основе закона суд принимает обоснованное и мотивированное решение, в котором содержится вывод суда об удовлетворении иска или отказе в иске. По денежным требованиям указывается конкретная сумма, подлежащая удовлетворению в пользу работника, либо сумма, взыскиваемая с работника в погашение материального ущерба, нанесенного работодателю. При признании органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, денежных требований работника обоснованными, они удовлетворяются в полном размере (ст. 395 ТК).

Решение суда по индивидуальному трудовому спору приводится в исполнение, по общему правилу, после вступления его в законную силу (ст. 209 ГПК). Но исполнение решений по некоторым трудовым спорам отличается определенными особенностями. Ст. 211 ГПК в числе решений суда, подлежащих немедленному исполнению, называет следующие:

  • восстановление на работе;
  • выплата работнику заработной платы в течение трех месяцев.

Во всех случаях, если решения суда по трудовым спорам добровольно не исполняются, при обращении работника осуществляется принудительное исполнение в установленном порядке через службу судебных приставов.

При отмене решения в порядке надзора по трудовому спору обратное взыскание с работника сумм, выплаченных по решению КТС или суда, допускается только, если отмененное решение было основано на сообщенных работником ложных сведениях или представленных им подложных документах (ст. 397 ТК).

Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров

Конституция РФ признает право не только на индивидуальные, но и на коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ст.37).

Порядок и способы рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, а также порядок реализации права на забастовку в ходе разрешения коллективного трудового спора определяется главой 61 ТК.

Нормы трудового законодательства, регулирующие эти проблемы, распространяются на всех работников, работодателей, а также на объединения работников и работодателей и их полномочные органы.

В определенных случаях может устанавливаться иной порядок разрешения коллективных трудовых споров и ограничения в реализации права на забастовку в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Определение коллективного трудового спора, данное в ТК, выделяет два признака коллективного трудового спора: коллективный характер и особый предмет разногласий.

Коллективный характер проявляется в том, что одной из сторон спора выступают работники, связанные определенным организационным единством (члены профсоюза, работники организации, ее филиала или представительства) и объединенные общими профессиональными (социально-трудовыми) интересами.

В ст.398 ТК дано отличие коллективного трудового спора от индивидуального. Оно определяется тем, что одной из сторон коллективного спора всегда выступает коллектив (группа) работников, имеющих общие интересы в области трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Суд не назван в числе органов, рассматривающих коллективные трудовые споры. К его компетенции относится лишь рассмотрение вопросов о законности проведения забастовок.

ТК максимально ориентирует стороны коллективного трудового спора на его разрешение в рамках примирительных процедур, справедливо считая забастовку крайней мерой разрешения спора. Статья 401 ТК перечисляет все этапы и все варианты примирительных процедур: примирительная комиссия, посредник и (или) трудовой арбитраж. Конкретные процедуры каждого из этапов закреплены в соответствующих статьях ТК.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. Только при недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора могут перейти к другим этапам и использовать соответствующие механизмы - пригласить посредника или передать спор на рассмотрение трудового арбитража.

Рассмотрение коллективного трудового спора в примирительной комиссии - это шанс для сторон трудовых отношений (и, соответственно, трудового спора) разрешить спор самостоятельно. Если эта попытка не удается, то стороны переходят к следующим этапам рассмотрения спора.

Стороны не имеют права уклоняться от участия в примирительных процедурах. Для работодателя в этом случае это означает возможность привлечения к административной ответственности , а для работников и их представителей - признание забастовки недействительной (если до нее дойдет дело).

ТК закрепляет подробную « технологию » рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией.

Если стороны не достигают согласия в примирительной комиссии, то они обязаны продолжить примирительные процедуры, привлекая к рассмотрению спора посредника (на что им дается три рабочих дня) или передав его на рассмотрение трудового арбитража.

Следует иметь в виду, что в некоторых случаях трудовой арбитраж является обязательным органом рассмотрения коллективного трудового спора. Такой вариант предусмотрен, в частности, для случаев, когда одна из сторон (прежде всего - работодатель) уклоняется от участия в создании или работе примирительной комиссии (ст. 406 ТК).

Кроме того, создание трудового арбитража обязательно и его решение имеет для сторон обязательную силу в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок.

В целях обеспечения эффективной деятельности всех форм примирительных процедур ТК предусматривает наличие определенных гарантий для непосредственных участников этих процедур - представителей работников и работодателей, трудовых арбитров.

Конституционное право граждан РФ на коллективные трудовые споры может быть реализовано с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку .

В то же время, в соответствии с федеральным законом могут быть установлены иной порядок разрешения коллективных трудовых споров и ограничения в реализации права на забастовку в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В данном случае российское законодательство отвечает стандартам, закрепленным в международном трудовом праве. Например, Комитет по свободе объединения МОТ справедливо считает, что право на забастовку не может рассматриваться как абсолютное право: оно может не только быть объектом общего запрета в исключительных обстоятельствах, но и регламентироваться положениями, определяющими условия осуществления этого основного права или ограничивающими его осуществление.

Работники или их представители вправе приступить к организации забастовки если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.

ТК подробно регламентирует процедурные вопросы организации и проведения забастовки на всех ее стадиях. Отступление от этих правил может послужить основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, а также к признанию судом забастовки незаконной.

В ТК, в частности, определен круг вопросов, которые должны найти отражение в решении об объявлении забастовки.

Забастовка не является тупиком в коллективном трудовом споре, и его стороны обязаны продолжить его разрешение, продолжая проводить примирительные процедуры.

Кроме того, проведение забастовки не должно парализовывать деятельность организации, серьезно ущемлять права и интересы граждан. В связи с этим ТК возлагает на работодателя, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязанность по принятию зависящих от них мер по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества организации и работников, соблюдению других условий, направленных на сохранение жизни и здоровья людей.

Порядок разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) в отраслях определяется Правительством РФ.

Установленные в законодательстве для определенных категорий работников ограничения на проведение забастовок не означают, что у работников этиих организаций нет возможности защитить свои права в рамках возникшего коллективного спора. Они могут применить другие способы его разрешения. Так, помимо участия в примирительных процедурах, они вправе обратиться в Правительство РФ.

Законодательство предусматривает наличие определенных гарантий для работников в связи с проведением забастовки. Кроме того, ТК устанавливает однозначный запрет на локаут (ст. 415). Работники не могут быть уволены на любой стадии коллективного трудового спора, включая стадию забастовки, проводимой с соблюдением требований, установленных в законодательстве.

Если же забастовка признана судом незаконной, а работники продолжают бастовать, то в этом случае к ним могут быть применены меры дисциплинарного воздействия (вплоть до увольнения).

В Российской Федерации каждый гражданин способен защищать собственные права всеми средствами, которые не противоречат закону. Они перечисляются в Трудовом Кодексе.

Статья 352 указывает на следующие способы, посредством которых может осуществляться защита трудовых прав работников:

Самостоятельная защита;

Действуют эти объединения с помощью своих органов (профкомов), инспекций труда и доверенных сотрудников по охране труда.

Уполномоченный профкома, который впоследствии будет рассматривать вопросы охраны труда, выбирается, как правило, на общем собрании всех сотрудников данной организации.

А вот инспекции труда создаются на общероссийском уровне, а также региональном и территориальном.

Защита трудовых прав работников - основная цель создания таких объединений, как профсоюзы. Поэтому полномочия инспекторов по охране труда разрешают им посещать беспрепятственно те предприятия, которые являются местом работы членов профсоюза (причем форма их собственности не имеет значения), чтобы проверять, соблюдается ли там законодательство относительно трудовых норм, выполняются ли подписанные ранее условия соглашений и договоров.

Инспекторы труда, в интересах которых защита уполномочены:

Контролировать, соблюдает ли работодатель нормы трудового законодательства;

Независимо проводить экспертизу тех условий, в которых трудятся работники, а также условий обеспечения их безопасности;

Участвовать в разбирательстве тех несчастных случаев, которые произошли на производстве, и проф. заболеваний;

Получать от руководителей сведения о том, какие условия ими созданы в данной организации для полноценного труда;

В полномочия инспекторов входит защита трудовых прав работников, относительно вопросов, касающихся причиненного на производстве вреда их здоровью;

Требовать от работодателей приостановить работы, если те угрожают жизни и здоровью сотрудников;

После обнаружения нарушений трудового законодательства требовать от работодателя их устранений;

Проверять, соблюдает ли работодатель обязательства относительно охраны и условий труда, предусмотренные в коллективном соглашении или договоре;

Входить в комиссию, в качестве независимых экспертов, во время проверки средств производства перед введением их в эксплуатацию;

Участвовать в разбирательстве споров, которые связанны с тем, что работодатель нарушил нормы и условия труда, оговоренные в коллективном соглашении;

Участвовать в разработке правовых актов и законов, которые содержат установления трудового права;

Участвовать в разработке правовых актов подчиненных закону и касающихся охраны труда, а также согласовывать их в соответствии с тем порядком, который установило Правительство РФ;

Требовать от соответствующих органов, чтобы лица, нарушающие трудовое законодательство или скрывающие происшедшие привлекались к ответственности.

Осуществляя перечисленные выше полномочия, инспекции труда тесно сотрудничают с государственными органами, занимающимися надзором и контролем за неукоснительным соблюдением установлений трудового права.

В обязанности каждого работодателя входит создание условий для того, чтобы профсоюзы могли существовать и действовать (в том числе и в сфере охраны человеческого труда).