Примерные тексты заявлений. Образец заявления в прокуратуру о проведении проверки

4.8/5 (40)

Как составить заявление

В российском законодательстве существует несколько нормативных актов, регулирующих порядок обращения граждан и юридических лиц в органы Прокуратуры для инициирования проверки. Основным в данной сфере выступает закон № 59-ФЗ от 2 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан…» (далее – Закон № 59-ФЗ).

Обратите внимание! Стоит знать, что конкретного образца для жалобы в Прокуратуру не существует. Это касается как обращений граждан, так и юридических лиц. Но к заявлениям фирм и компаний существуют определенные требования, закрепленные в Приказе Генеральной прокуратуры РФ от под номером 45 (далее – Инструкция).

Единых требований к заявлению не существует, но с течением времени выработались правила оформления по поводу формы и содержания:

  • В верхнем правом углу необходимо написать: куда вы обращаетесь, т.е. полное название надзорного органа, адрес его местонахождения. Чуть ниже указываются паспортные данные того, кто обращается (ФИО, адрес проживания), а также номер телефона заявителя;
  • Чуть ниже контактных данных по центру листа нужно указать название обращения (например, «Заявление», «Обращение для проведения проверки», «Жалоба» и т.д.);
  • Далее необходимо логически и последовательно изложить суть проблемы, нарушенные права, а также контактные данные лица, совершившего проступок или правонарушение;
  • В конце важно сделать отметку о том, какой реакции вы хотите от уполномоченных лиц Прокураторы;
  • Завершается оформление заявления в надзорный орган проставлением даты и подписи заявителя (с расшифровкой).

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец заявления в Прокуратуру о проведении проверки:

Требования к заявлению о проведении прокурорской проверки

Многие боятся обращаться в Прокуратуру с жалобой, так как думают, что из-за возможных ошибок их заявление не примут. На самом деле, это миф. В отличие от иска в суд, обращение в данный надзорный орган составить не сложно.

При составлении заявления стоит учитывать следующие факты:

  • заявление не будет принято уполномоченным лицом Прокуратуры, если на нем не будет стоять подпись заявителя;
  • если вы хотите, чтобы ваше обращение было рассмотрено с последующим проведением проверки нарушителя, то в обязательном порядке укажите все свои контактные данные;
  • жалоба также не будет рассмотрена, если вы неясно изложили суть проблемы;
  • лучше излагать суть нарушения кратко;
  • отказ в проведении проверки вам обеспечен при подаче повторной жалобы, т.е. если ранее вы уже обращались в Прокуратуру в связи с той же самой проверкой;
  • не рассматриваются обращения в данный надзорный орган, если они содержат оскорбления и ненормативную лексику.

Причины для обращения в Прокуратуру

Нарушение работодателем трудового законодательства – распространенная причина обращения в Прокуратуру с целью проведения проверки. Чаще всего нарушаются: режим труда и отдыха, порядок выплаты зарплаты и другие нормы Трудового кодекса РФ. Именно с такими проблемами работники направляют жалобы в надзорные органы.

Еще одна популярная тема для обращений с целью инициирования прокурорской проверки – бездействие органов власти и уполномоченных лиц (например, при обращении в Полицию, к судебным приставам, в местную администрацию и т.д.). При необходимости, проверка будет проведена даже в том случае, если затягиваются сроки рассмотрения обращения в исполнительные органы власти.

Знайте! Прокуратура просто обязана будет отреагировать на жалобу, разобраться в ситуации и привлечь виновников к ответственности, если будет обнаружено нарушение норм законодательства.

Заявление в Прокуратуру имеет право написать любой гражданин, права которого были нарушены. Например, правонарушения в сфере образования, торговли, медицины. Конституция РФ гарантирует каждому из нас не только соблюдение прав, но и их защиту.

Но прежде чем прибегать к крайним мерам разбирательства, стоит для начала попытаться урегулировать вопрос «на месте». Например, если были нарушены права потребителя, то необходимо написать претензию непосредственно торговой организации и подождать ответа. В большинстве случаев, руководству не нужны шумиха и прокурорские проверки, поэтому оно идет навстречу покупателям своего магазина.

Причиной жалобы в Прокуратуру могут быть не только нарушения прав конкретными действиями, но и противоправное бездействие, повлекшее последствия в виде нарушения прав человека. Например, когда органы следствия намеренно затягивают разбирательство по одному из дел либо вообще никак не реагируют на ваши обращения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Порядок подачи обращения

Куда отправить обращение, если оно уже составлено и подписано:

  • Первое и самое практичное – личный визит в Прокуратуру вашего города. Заранее распечатайте или напишите заявление об инициации проверки в двух экземплярах. Один из них уполномоченный сотрудник Прокуратуры заберет себе, на втором поставит отметку о принятии и передаст его вам. Такая отметка нужна в том случае, если в вышестоящем надзорном органе придется доказывать факт обращения;
  • Если по каким-либо причинам у вас нет возможности принести жалобу лично, то вы можете отправить ее по почте. Перед этим желательно посетить нотариуса и заверить заявление и все прилагаемые документы. Обязательно выбирайте отправку заказным письмом с уведомлением о вручении. В таком случае после получения обращения, вам придет уведомление о том, что ваше заявление получено. На нем будет отметка о том, кем и когда было получено письмо. Особое внимание обратите на дату передачи заявления в Прокуратуру. Именно с этого момента начинают идти сроки, в течение которых надзорный орган государственной власти должен дать вам ответ;
  • Последний и самый быстрый способ – отправка заявления в Прокуратуру через форму обращения на официальном сайте. Не забудьте указать свои контактные данные для получения ответа по принятому решению.

Посмотрите видео. Как подать жалобу в Прокуратуру правильно:

Как рассматривается документ в госструктуре

Порядок рассмотрения жалоб и обращений граждан регламентирован ст.9 закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также статьей 21 Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. N 2202-1 (далее – закон о Прокуратуре).

Исходя из толкования данных норм, можно сделать вывод о том, что при невозможности установления правды на основе данных, указанных в заявлении, органы Прокуратуры обязаны провести проверку соблюдения законодательства РФ. В качестве основания для такой проверки будет выступать факт нарушения прав человека, указанный в жалобе.

Общие правила проведения проверки закреплены в законе о Прокуратуре. Конкретика действий толкуется в Инструкции Генпрокуратуры, о которой мы говорили выше.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Кто же принимает решение о необходимости проверки? После получения жалобы, уполномоченные лица изучают представленные факты нарушения, устанавливают последовательность действий. Окончательное решение об инициации проверки может принять только прокурор либо его заместитель.

Решение о проведении проверки всегда оформляется письменно и содержит:

  • цели осуществления проверки;
  • основания для осуществления проверки;
  • предмет проверки.

На законодательном уровне утверждена типовая форма таких решений. Она утверждена приказом Генеральной Прокуратуры от 17 марта 2017 года под номером 172. Правила направления ответного решения заявителю закрепляет ст. 10 Закона о Прокуратуре.

В ней говорится, что ответ должен включать в себя:

  • сведения о результатах прокурорской проверки и принятом решении;
  • меры, какие были приняты на основании обращения гражданина.

К тому же, статья 9 закона № 59-ФЗ дает право лицу или органу госвласти, получившему жалобу, рассмотреть ее с выездом на место.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

Как проводится проверка по закону

Правила проведения прокурорской поверки регламентируются ст.21 закона о Прокуратуре:

  • Если в момент проведения проверки будут выявлены новые незаявленные правонарушения, то прокурор принимает новое решение о расширении ее круга либо о назначении новой проверки;
  • Если проверяемый объект имеет несколько подразделений на территории разных субъектов РФ, то в отношении каждого филиала выносится отдельное решение о проведении проверки. Сроки также начинают и заканчивают течь для подразделений по-разному;
  • В силу закона, общий срок проверки не может превышать 30 рабочих дней. На протяжении этого времени данные мероприятия могут приостанавливаться по различным причинам;
  • По результатам проверки прокурор всегда выносит определенное решение. Если выявлены правонарушения – принимаются соответствующие меры, если нет – оформляется акт об отсутствии нарушений закона.

Каковы сроки рассмотрения документа

Обратите внимание! Существует два типа сроков, в течение которых Прокуратура должна рассмотреть жалобу: общие и сокращенные.

Время рассмотрения зависит от ряда факторов:

  • полнота сведений в заявлении;
  • необходимость проведения проверки;
  • необходимость привлечения свидетелей;
  • необходимость отправления запросов и осуществления ряда других действий.

Общий срок рассмотрения жалоб граждан составляет 30 дней. При необходимости, данный временной период может быть увеличен вдвое, т.е. до 2-х месяцев. Это может быть связано с проверкой сведений Прокуратурой. Но такое продление сроков возможно только по ходатайству прокурора, ведущего дело, либо его заместителя.

Хоть и говорят на совещаниях всех уровней, что «палочная система» в России отсутствует, реальность говорит об обратном. Зачастую, проверка эффективности работы контролирующих органов вышестоящим руководством сводится к анализу абсолютных цифр, приведённых в статистических таблицах.

Вот и получается, что должностным лицам контролирующих органов приходится уделять большее внимание не качеству проводимых проверок, а их количеству и числу привлеченных к ответственности лиц. Так получилось и в рассматриваемой ситуации.

В один из осенних дней 2015 года мне позвонил генеральный директор одной из фирм, взятых мною на правовое обслуживание, и сообщил, что его вызывают для привлечения к административной ответственности в Государственную инспекцию по охране труда в Хабаровском крае (далее – ГИТ). В связи с его загруженностью решили, что я займусь этим вопросом без его участия, после чего я созвонился с государственным инспектором и договорился о дате рассмотрения.

После прибытия мною в ГИТ государственный инспектор пояснил, что к ним обратились двое работников нашего предприятия о защите трудовых прав. Инспектор ГИТ после получения распоряжений руководителя о проведении проверок направил генеральному директору запрос о предоставлении документов. Точнее это было два запроса по двум обращениям, но направленные в одном конверте.

После этого проверка перешла в «режим ожидания» ответа на запрос, при этом ни заявители, ни должностные лица предприятия не опрашивались, иные проверочные мероприятия государственным инспектором не проводились.

В итоге в ГИТ ответ на запросы не поступил, но вернулось почтовое уведомление о получении уполномоченным сотрудником предприятия этих запросов. Поскольку сроки проверки к этому времени подошли к концу, а результат проверок был неудовлетворительный, государственный инспектор принял решения о возбуждении административных дел в отношении должностного лица в виде генерального директора, а также самого юридического лица. При этом государственный инспектор посчитал, что поскольку запросов было два, то и возбудить можно по два административных дела.

То есть два в отношении директора и два в отношении юридического лица, а всего четыре.

Ответственность предполагалась по части 2 статьи 19.4.1 Кодекса об административной ответственности Российской Федерации - воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), по проведению проверок или уклонение от таких проверок, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки. Санкция статьи представляет собой финансовую ответственность в виде штрафа, в размере от пяти до десяти тысяч для должностных лиц и от двадцати до пятидесяти тысяч для юридических лиц. Суммы надо сказать вполне немалые, учитывая, что на крупных предприятиях подобные проверки происходят регулярно.

Тем временем, мои доводы по существу проверки и объективности, принимаемых инспектором мер, на последнего влияния не оказали, в связи с чем материалы были направлены мировому судье для рассмотрения по существу.

Мировому судье сторона защиты представила документы, подтверждающие тот факт, что запросы были получены не сотрудником организации и фактически ни генеральный директор, ни иное должностное лицо предприятия не имели возможность исполнить данные запросы. Кроме того, я обратил внимание суда на факт искусственного создания административным органом количества административных протоколов, что противоречит требованиям закона.

После нескольких судебных заседаний мировой судья отверг все доводы защиты и принял решение о привлечении должностного лица и юридического лица по всем протоколам. При этом юридическое лицо было оштрафовано на двадцать тысяч рублей по каждому протоколу, а должностное лицо на пять тысяч рублей, всего на сумму пятьдесят тысяч рублей.

Не согласившись с решениями суда первой инстанции, сторона защиты обжаловала их в апелляционном порядке. Дела поступили для рассмотрения по существу в районный суд, где, наконец, доводы защиты пусть и не в полном объеме, но были услышаны, жалобы защитника были удовлетворены.

Не вдаваясь в рассмотрение дел по существу, которые к моменту написания данной статьи к логическому завершению в полном объеме не подошли, следует отметить, что судья районного суда, приняв доводы защиты, отменила по одному постановлению мирового судьи о привлечении к административной ответственности юридическое лицо и должностное лицо предприятия.

Так, судом объективно было указано на то обстоятельство, что выявленное и отраженное в актах проверок контролирующего органа и протоколах об административных правонарушениях бездействие, выразившееся в не предоставлении истребуемых документов, совершенно в один определенный срок, в одном месте, одним и тем же лицом.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о совершении предприятием только одного административного правонарушения и поскольку юридическое лицо, а также должностное лицо по данному факту уже привлечены к ответственности, то оспариваемые постановления подлежат отмене, а производство по делу – прекращению по основаниям пункта 2 части 1 .

В абсолютных цифрах экономия предприятия после обжалования решений мирового судьи составила двадцать пять тысяч рублей и это только по одному запросу контролирующего органа.

А ведь не редки случаи, когда такие запросы поступают на предприятия десятками, тем более при проведении комплексных проверок несколькими органами и времени не хватает не то чтобы отвечать на запросы, а просто их регистрировать. Получается, по факту неисполнения каждого запроса, даже при условии добросовестного отношения сотрудников предприятия к своим обязанностям, придется нести формальную ответственность. Безусловно к положительной статистике работы контролирующих органов прибавляются необходимые цифры, но предприятия в условиях тяжелой экономической обстановки несут дополнительные убытки, при этом даже не от своей основной деятельности.

Лично я считаю, что такой формальный подход проверяющих лиц не соответствует в первую очередь возложенным на них задачам. Ведь не секрет, что практически в каждом контрольном ведомстве первостепенная задача это профилактика совершения правонарушений, а уже потом выявление и привлечение виновных лиц к ответственности. Тем более что Президент Российской Федерации при его крайнем обращении к Федеральному Собранию Российской Федерации вновь обратил внимание о необходимости создания нормального микроклимата для работы предприятий малого и среднего бизнеса со стороны государственных контролирующих и надзорных органов.

Безусловно, такая политики государства не должна использоваться недобросовестными сотрудниками и руководителями предприятий для сознательного неисполнения возложенных на них по закону обязанностей, но и сверх меры привлекать к ответственности по формальным основаниям с целью искусственного увеличения показателей своей работы должностными лицами контролирующих органов не следует.

Законный компромисс всегда можно найти при надлежащем исполнении своих обязанностей.

Заявитель является матерью несовершеннолетнего ребенка. В течение нескольких месяцев между сыном заявителя и гражданином имеет место конфликтная ситуация, которая негативно отражается на психике ребенка. В настоящее время сына заявителя хотят поставить на учет в комиссию по делам несовершеннолетних. Основанием постановки сына на учет объясняется инспектором КДН следующим образом: заявление гражданина по факту оскорбления его сыном заявителя. Вышеуказанная информация и выводы инспектора Комиссии по делам несовершеннолетних полностью не соответствуют действительности. Заявитель просит принять меры прокурорского реагирования по защите прав и законных интересов ребенка. Провести проверку по изложенным доводам, привлечь к ответственности лиц, виновных в нарушении прав несовершеннолетнего ребенка.

В ___________ городскую прокуратуру _________ области
_______________________________________

гр. _____________________________, действующей в
интересах несовершеннолетнего сына, __________________, ______________ года рождения
Адрес: _________________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Я – Заявитель, ________________________, являюсь матерью несовершеннолетнего ____________________________, _____________ г. р.
Мой сын, ________________________, __________ г.р., является учеником __ класса школы № ___ п. ___________ ___________ района _______________ области.
В течение нескольких месяцев между моим сыном и гр. ____________________, проживающим по адресу: ________________________________, имеет место конфликтная ситуация, которая негативно отражается на психике ребенка, на общей атмосфере в семье, а также на успеваемости ребенка в школе. Данный факт считаю возмутительным и аморальным.
_____________ года меня с сыном вызвали к инспектору КДН для дачи показаний в качестве свидетеля по делу в отношении ___________________ по причине подачи __________________ в отношении ________ заявления по факту оскорбления и избиения.
В рамках допроса инспектор в присутствии _______________ всячески подавляла моего ребенка, обвиняя его в правонарушениях, которые он не совершал (оскорбление и избиение ___________________, нахождение на улице после 22 часов, оскорбление сотрудников милиции), не давая ребенку возможности высказаться. Обвинив моего сына во всех правонарушениях инспектор, требовала просить прощения у ______________, в противном случае она примет от него заявление не на _________, а на моего сына. При этом инспектор повторяла, что не собирается верить моему сына, а полностью доверяет _____________________, так как он взрослый мужчина.

В настоящее время моего сына хотят поставить на учет в Комиссию по делам несовершеннолетних ______________ района ____________ области.
Основанием постановки моего сына на учет объясняется инспектором КДН следующим образом: заявление ___________________ по факту оскорбления его моим сыном.
Также основанием для постановки явилось, якобы, имеющее место систематическое нарушение моим сыном правил общественного порядка (нахождение на улице после 22 часов, оскорбление сотрудников милиции).
Вышеуказанная информация и выводы инспектора Комиссии по делам несовершеннолетних полностью не соответствуют действительности, поскольку ранее ________________ сообщал о фактах, несоответствующих действительности, в отношении других детей, потом поменял показания, указав на моего сына, при этом ничем не подтвердив изложенные обстоятельства.

Из объяснений моего сына следует иная картина происходящего, вследствие чего я вынуждена просить о защите моего несовершеннолетнего ребенка.
Как пояснил мой сын, имеют места следующие обстоятельства:
_______________ года мой сын вместе с ребятами (_____________________ и ______________________) играли на детской площадке во второй половине дня. Спустя некоторое время на детскую площадью, двигаясь с большой скоростью, заехал _______________________, дети еле успели увернуться от удара транспортного средства, вследствие наезда автомобиля мяч оказался под машиной. Остановив машину, ____________________ вышел из нее и начал кричать на детей матерными словами, требуя от детей больше не играть на площадке, угрожая не отдать мяч и расправиться с ними. После того, как дети пообещали, что на площадке играть не будут, __________________ отдал им мяч. Данные обстоятельства может подтвердить сосед из нашего дома, ____________________ (кв. № ___), который выгуливал свою собаку, видел и слышал происходящее.
_______________ года мой сын вместе с другом ___________________ и младшим братом (моим младшим сыном _________) шли с детской площадки домой после игры в футбол. В это время на детскую площадку заехал гр. ___________________ и припарковал свой автомобиль марки _______ государственный регистрационный знак __________, на территории детской площадки. Ввиду того, что дети решили еще некоторое время поиграть на детской площадке, Сергей подошел к ___________________ и попросил убрать транспортное средство с детской площадке, так как в данном месте парковка автомобилей запрещена. На что ____________________ в грубой форме отказал моему сыну в указанной просьбе, наступил ему на ногу и надавил на ребенка своим телом, после чего сказал: «Ты что парень нарываешься?», затем отпустил меня, обругав матерными словами, ушел домой.

В вышеизложенных обстоятельствах прослеживается грубое нарушение ___________________________ прав и законных интересов моего сына и других детей.

Согласно ст. 8.8 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 (ред. от 23.06.2010) Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" постоянное или временное размещение транспортных средств на детских площадках или стоянка на проезжей части дворовых территорий, препятствующая механизированной уборке и вывозу бытовых отходов, а также размещение разукомплектованных транспортных средств независимо от места их расположения, кроме специально отведенных для этого мест, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В силу ч. 1 оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, -
наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до одного года.

Считаю, что все происходящее имеет место по вине сотрудников правоохранительных органов, которыми не предпринимаются надлежащие меры по привлечению к ответственности ________________________

Мой сын, ____________ - ответственный и непроблемный ребенок. Дисциплина и выполнение требований преподавателей и родителей для него всегда стояли на первом месте. Кроме того, мы - родители всегда воспитывали в ребенке уважение и авторитет ко взрослым, помогали ему во всех трудностях. Оправляя сына поиграть на детскую площадку, мы полагаем, что он находится в безопасности. Однако в конечном итоге наши ожидания не оправдались.
Ввиду сложившейся ситуации мой сын постоянно находится в состоянии страха, честь и достоинство ребенка полностью подавлены.
Согласно защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных , органом опеки и попечительства, прокурором и судом.
гласит: "... Материнство и детство, семья находятся под защитой государства...". Федеральный Закон от 24.07.1998 г. установил, что ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с , общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, указанным Федеральным законом, и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст.6 Федерального Закона).
В соответствии со , граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно ст. 27 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1 от 17.01.1992 года, при осуществлении возложенных на него функций прокурор:
- рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
- разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
- принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.
Согласно ст. 10 указанного Закона, в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

В соответствии со ст.2 Федерального Закона от 02.05.2006 граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (статья 12 вышеуказанного Закона).

На основании вышеизложенного, руководствуясь абзацем 3 пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

1. Рассмотреть настоящее заявление по существу возникшей проблемы.
2. Принять меры прокурорского реагирования по защите прав и законных интересов моего ребенка - _______________________, _____________ г.р.
3. Провести проверку по изложенным мною доводам, привлечь к ответственности лиц, виновных в нарушении прав моего несовершеннолетнего ребенка - _____________________________, ____________ г. р.
4. О результатах рассмотрения настоящего обращения сообщить по вышеуказанному адресу:

ПРИЛОЖЕНИЕ:
Копия свидетельства о рождении;
Копия характеристики с места учебы.

«__» _______________ г. ___________/____________/

Требования к проведению проверки

Порядок проведения контрольных мероприятий установлен гл. 2 закона № 294. Кроме того, государственные органы руководствуются положениями своих внутренних административных регламентов, утвержденных:

  • приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764;
  • приказом Росалкогольрегулирования от 11.09.2013 № 224;
  • приказом ФАС России от 25.05.2012 № 340 и др.

С соответствующими регламентами, устанавливающими также образцы актов проведения проверки, можно ознакомиться на сайтах контролирующих органов.

До 31.12.2018 действуют ограничения при назначении плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства. Проведение таких контрольных мероприятий признается грубым нарушением законодательства и влечет недействительность их результатов (п. 7 ст. 26.1 закона № 294).

В случае проведения плановой проверки должны выполняться требования (ст. 9 закона № 294, постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806):

  • о периодичности;
  • утверждении плана проверок органами прокуратуры и размещении информации в интернете;
  • предварительном уведомлении лица о проверке (не позднее 3 рабочих дней до ее начала).

ВАЖНО! С единым сводным планом проверок можно ознакомиться на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Внеплановая проверка (ст. 10 закона «О защите прав юридических лиц…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, далее — закон № 294) назначается в случае:

  • нарушения предприятием (ИП) сроков выполнения предписаний;
  • причинения вреда или возникновения угрозы такого причинения;
  • необходимости выполнения поручений Президента и Правительства РФ и др.

Порядок оформления акта органом государственного контроля

Выявленные нарушения описываются в акте. Типовая форма акта проверки органом государственного контроля и надзора и требования к его составлению установлены:

  • ст. 16 закона № 294;
  • приказом Минэкономразвития России «О реализации положений Федерального закона “О защите прав юридических лиц…”» от 30.04.2009 № 141 и др.

ВАЖНО! В установленных ст. 1 закона № 294 случаях при проведении проверок контролирующие органы (например, в сфере налогового и валютного контроля, лицензирования, антимонопольного регулирования и др.) руководствуются нормами специального законодательства. В этих случаях формы документов утверждаются отдельно. Например, Федеральная антимонопольная служба использует форму акта, утвержденную п риказом ФАС России от 25.05.2012 № 340 .

Порядок оформления результатов проверки предусматривает указывать в соответствии со ст. 16 закона № 294 в акте:

  • реквизиты органа государственного контроля, информацию о сотрудниках, проводящих контрольные мероприятия;
  • данные о месте, дате, времени составления акта и проведении проверки, ее продолжительности;
  • основание для проведения проверки;
  • реквизиты проверяемого лица;
  • результаты контрольных мероприятий и сведения о нарушенных нормах права;
  • подписи должностных лиц государственного органа и проверяемого лица;
  • информацию об ознакомлении с актом.

У сотрудника необходимо запросить объяснения о выявленных и указанных в акте проверки нарушениях.

Как написать объяснительную по результатам проверки

Контролирующий орган, проведя проверку и найдя нарушения, может назвать в своем акте (или постановлении о привлечении к административной ответственности, если таковое выносилось) виновное должностное лицо либо указать на вину всей организации.

В последнем случае, чтобы соблюсти правило об обоснованности привлечения к дисциплинарной ответственности, крайне важно получить объяснительную от работника.

Сам же факт затребования объяснительной принципиален для соблюдения процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности. Например, П. был объявлен выговор за обнаруженные нарушения в сфере государственных закупок. ВС Республики Саха (Якутия) удовлетворил требования работника, так как П. не было предложено дать объяснения, он не знакомился с приказом о наказании, сам приказ не позволяет установить, в чем выразилось противоправное поведение П. (апелляционное определение от 27.09.2017 по делу № 33-3797/2017).

Объяснительная по результатам проверки может содержать информацию:

  • допускал ли работник нарушение, обнаруженное в ходе проверки контролирующими органами;
  • имелись ли уважительные причины для формально неправомерных действий работника;
  • обладает ли работник информацией о совершении вменяемого нарушения иным лицом.

К сожалению, роль объяснительной в данном случае ограничивается трудовыми отношениями. Контролирующие органы не принимают такие документы во внимание, даже когда в них указано на отсутствие события дисциплинарного проступка (см. постановление ВСО от 23.04.2008 по делу № А19-15918/07-51).

Как составить приказ о наказании: образец

В случае выявления контролирующими органами фактов нарушения законодательства юрлицу или индивидуальному предпринимателю необходимо определить степень вины своих сотрудников и привлечь их к дисциплинарной ответственности (ст. 192, 193 Трудового кодекса РФ).

До составления приказа необходимо:

  • затребовать объяснения (письменно, под подпись);
  • не ранее чем через 2 рабочих дня издать приказ (если сотрудник не представил объяснения либо отказался от их дачи, предварительно составить об этом акт).

Приказ о наказании должен содержать:

  • наименование работодателя;
  • порядковый номер;
  • дату;
  • ссылку на реквизиты решения органа государственного контроля о проведении проверки;
  • подробное описание виновных действий лица;
  • вид дисциплинарного взыскания.

На доведение до сотрудника текста приказа отводится 3 рабочих дня. В случае отказа от ознакомления составляется акт.

Нужно ли составлять заключение о проверке

В случае если контрольные мероприятия проводились уполномоченными государственными органами, у предприятия или предпринимателя нет обязанности составлять внутреннее заключение по результатам проверки, если иное не предусмотрено локальными нормативными актами.

Коммерческие предприятия и предприниматели вправе проводить самостоятельные служебные мероприятия с целью подтверждения/опровержения выводов органов государственного контроля о виновности лица и устранения выявленных нарушений законодательства по аналогии с положениями ст. 58 закона «О государственной гражданской службе…» от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

Для проведения внутренней проверки необходимо:

  • издать приказ о ее назначении;
  • составить акт по результатам и итоговое заключение.

В заключении должны быть:

  • установлены причины нарушений;
  • перечень виновных лиц;
  • а также предложены способы устранения нарушений.

Отдельно решается вопрос о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

Образец приказа о проведении служебной проверки доступен по ссылке: Образец приказа о проведении служебной проверки .

Заявление об ознакомлении с материалами проверки

Для получения от сотрудника полной и развернутой объяснительной, составления возражений на акт проверки работодателю необходимо ознакомиться с материалами, полученными в ходе проведения контрольных действий. Такое право предоставлено лицу пп. 2, 2.1, 3 ст. 21 закона № 294.

Ознакомление производится на основании письменного заявления, направленного в органы государственного контроля. Полномочия подписанта должны быть надлежащим образом подтверждены. Заявление об ознакомлении с материалами проверки составляется в произвольной форме.

ВАЖНО! Документы для ознакомления представляются с соблюдением требований закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ, ст. 6 закона «О порядке рассмотрения обращений…» от 02.05.2006 № 59-ФЗ. В случае проведения внеплановой проверки по жалобе персональные данные заявителя не подлежат разглашению без его согласия (определение КС РФ от 22.12.2015 № 2906-О, постановление АС МО (Ф05) от 15.10.2015 по делу № А40-53027/2015).

Особенности проведения контрольных мероприятий в отношении ИП

Проверка индивидуального предпринимателя органами государственного контроля проводится по месту осуществления им хозяйственной деятельности. Ограничения установлены на присутствие проверяющих в жилых помещениях: доступ в них возможен с согласия проживающего там лица (ст. 25 Конституции РФ, ст. 3 Жилищного кодекса РФ).

Акт по результатам проверки ИП должен содержать информацию о совершении правонарушения предпринимателем и (или) его сотрудником. Привлечение к ответственности работника не является препятствием для наложения штрафа на ИП (постановление 11-го ААС от 17.07.2017 по делу № А65-531/2017).

ВАЖНО! Индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица (ст. 2.4 КоАП РФ).

При выявлении нарушений органом государственного контроля необходимо провести служебную проверку. Для привлечения лица к дисциплинарной ответственности следует запросить у него объяснения, соблюдая сроки, установленные ТК РФ, издать приказ о наказании, довести его до сведения виновного лица.