Учебные англию. Уровни и степени образовательной системы великобритании

Система Образования в Великобритании

В Великобритании школьное образование является обязательным с 5 до 16 лет. Некоторые сразу смогут возразить, что, мол, с 2015 года образование в Великобритании стало обязательным вплоть до 18-ти летнего возраста. Это правда! Но последние учебных 3 года (15-18 лет) молодые люди имеют право учиться в других учебных заведениях, например, в частных Sixth Form колледжах, колледжах дальнейшего обучения, аналогах наших профессионально-технических училищ, либо работать подмастерьем под присмотром опытного мастера, имеющего право на обучение молодых специалистов.

Но вернемся к школьникам. До начала обучения, а именно с 2-х летнего возраста, дети посещают Nursery или Pre-preparatory School (аналог наших детских садов). Это может быть как самостоятельное учебное заведение, так и часть начальной школы. Стоит заметить, что именно из-за того, что детский сад может являться частью школы, и возникла легенда, что дети в Великобритании идут в школу с 2-х лет.

Со сложностями понимания системы образования в Великобритании мы сталкиваемся с самого начала. Несмотря на то, что обязательный возраст начала обучения 5 лет, дети имеют возможность в 4 года поступить в подготовительный класс, который называется Reception Year. Этой возможностью родители могут воспользоваться по своему усмотрению. В этом и заключается первое отличие от нашей системы. Английские родители, которые считают, что их ребенок не достаточно зрел, могут отдать его в школу с 5 лет. В таком случае он начнет свое обучение уже не с Reception Year, а с первого класса (Year 1). Другими словами, такой ребенок не отстает и не опережает сверстников. У нас же как, если родители считают,что ребенок достаточно зрел в 6 лет, то он идет в школу вместе с 7-летними, и таким образом на год опережает своих сверстников, но об этом немного позже.

В подготовительном классе детей в игровой и развлекательной форме готовят к началу школьного обучения. В зачет общей учебной программы этот год не идет. Но не все так просто. Справедливости ради следует сказать, что "сложности" имеются и в английской системе. Возможность попасть на Reception Year имеют не все дети. В Англии существует такое понятие как "летние дети", то есть дети, рожденные в период с 1 апреля до 31 августа. Они считаются "менее готовыми" по отношению к своим сверстникам, рожденным в начале года. Именно поэтому им рекомендуется начинать обучение в 5 лет. По закону родители таких детей имеют возможность подать заявку на поступление в подготовительный класс, но последнее слово остается за руководством школы, которое в большинстве случаев отказывает им в этом, мотивируя такое решение нежеланием иметь "заведомо отстающего" ребенка в классе. На этой почве часто возникают скандалы. То и дело в газетах появляются статьи, как некоторые родители подают жалобу на руководство школы, отказывающее им в принятии "летнего ребенка" в подготовительный класс. Несмотря на это, вопрос до сих пор остается не решенным, так как обе стороны по-своему правы. Школа не желает принимать менее зрелого, по сравнению с другими учениками, ребенка, так как, возможно, он будет отвлекать других детей. В логичности этого решения трудно усомниться. Но понять можно и родителей. Они озабочены тем, что сверстники их ребенка, которым "посчастливилось" родиться на несколько недель, а то и дней, раньше, уже начнут учебу, и в следующем году, когда их ребенок пойдет в школу, он действительно будет отставать от тех, кто к этому времени уже окончит подготовительный год.

Тем не менее, закон есть закон. И он гласит, что ребенок обязан начать школу 1 сентября, следующего за его пятым днем рождения. Ребенок, рожденный в период с 1 января до 1 апреля, имеет возможность начать обучение 1 сентября следующего за его четвертым днем рождения.

Школьное образование в Англии неотрывно связано с биологическим возрастом ребенка. При поступлении в школу, или при смене учебного заведения, класс, в который принимают ребенка, определяется по его возрасту на 1 сентября того года, когда он начинает свое обучение. Порой доходит до казуса, когда ребенок, рожден 2 сентября, должен идти в школу на год позже или, в случае смены школы, на класс ниже. Закон существует, но применяют его далеко не во всех школах, как бы вас в этом не убеждали отдельные "горе агенты". Да, действительно, чем престижнее и стариннее школа, тем более трепетно в ней следуют этому правилу. В моей практике был ребенок, рожденный 2 сентября, которого отказались принять в одну из школ из нашего списка именно по этой причине, несмотря на все попытки родителей "договориться". В то же время существует масса школ, порой ничем не хуже, которые более гибко подходят к этому вопросу. Здесь следует вернуться к ранее упомянутой особенности "нашего" образования, к возможности отправить 6-летнего ребенка в школу вместе с 7-летними детьми.

Именно из-за этого возникает одна из главных проблем при переводе ребенка в британскую школу. Как мы уже говорили, большинство английских школ принимают решение о зачислении в тот или иной класс исходя из биологического возраста ребенка. Но в данном случае получается, что ребенок, несмотря на разницу в 1 год, уже окончил этот год в родной школе, и, если рассматривать ситуацию с точки зрения количества школьных лет, такого ребенка фактически "оставляют на второй год".

Я уверен, что абсолютное большинство родителей даже не замечают этого, им никто об этом не говорит, приняли в школу и хорошо. Мне же довелось выучить этот урок на собственном горьком опыте, когда после подписания всех документов и перевода денег, папа решил посчитать количество школьных лет, и пришел, мягко говоря, в недоумение, поняв, что его ребенка оставляют на второй год. К счастью, ситуацию удалось решить, и все остались довольны. Этим я пытаюсь предостеречь других родителей, оказавшихся в подобной ситуации. Да, действительно, большинство школ не станет делать исключения для вас и будет настаивать на зачислении исходя из биологического возраста ребенка. Но есть школы, которые согласны "войти в положение" и принять такого ребенка в класс выше. Здесь каждый должен решить для себя, что лучше. Настаивать на последовательности классов, жертвуя порой уровнем школы, или же, пользуясь моментом, дать возможность ребенку отучиться год на класс ниже, подтянуть язык, влиться в коллектив и продолжить обучение со своими сверстниками. Моя задача донести до вас то, что такая возможность существует, как бы ни бил себя в грудь ваш агент.

Учебный год продолжается с сентября до июля. Он разделен на три части, триместры: осенний триместр с сентября по Рождество (Рождество в Великобритании в декабре), весенний триместр с января по Пасху, и летний триместр с апреля по июль. Каждый триместр длится примерно 12 недель, каникулы, разделяющие каждый триместр пополам (Half term holidays) длятся около недели каждые и проводятся в октябре, феврале и мае соответственно. Каникулы между триместрами, рождественские и пасхальные, длятся примерно по 2 недели каждые и летние около 6-8 недель.

Обязательное школьное обучение состоит из двух ступеней: начальное или подготовительное (Preparatory Education ) и среднее (Secondary Education ) образование. Соответственно Preparatory (сокращенно Prep School) и Senior School. Начальная Школа заканчивается Г одом 8 (в большинстве государственных школ Г одом 6). На протяжении этого периода дети сдают экзамены дважды: в конце второго (7 лет) и шестого (11 лет) годов обучения, соответственно Ключевой Этап (Key Stage) один и два (Key Stage 1 ) (Key Stage 2 ). Дети, обучающиеся по параллельной американской программе, заканчивают Elementary School, а, обучающиеся по IB , оканчивают курс IBPYP . Результаты тестирования заносятся в единую национальную базу успеваемости учеников.

Экзамены сдаются по обязательным дисциплинам: Английский (English), Математика (Mathematics) и Естественные науки (Science), блок химии, физики и биологии. Другие предметы такие, как История (History), География (Geography), Технологии (Technology), Музыка (Music), Искусства (Art) и Физическое воспитание (Physical Education или сокращенно PE) также включены в программу, но экзамены по ним на этих этапах не сдаются.

Существует так же понятие "Primary Education", что оно означает? В Великобритании существуют два сектора образования, государственный (state-funded) и частный (independent или private). Так вот "Primary Education" означает тот же начальный этап обучения в государственном образовании, что и "Preparatory Education" в частном. Соответственно "Pre-preparatory School" в частном образовании означает то же, что и "Pre-school" в государственном. К слову, следует заметить, что частные школы в Англии называют Public Schools, дословно это переводится как Публичные Школы, чем часто сбивают с толку иностранцев. Более подробно с этим вопросом вы можете ознакомиться в нашей отдельной статье (Public school ).

После окончания Начальной Школы, в возрасте 13-ти лет, ученики переходят в Старшую (Senior) Школу. В государственном секторе эта школа порой называется Secondary School. Здесь путаница возникает именно из-за неточного перевода. Дословно Secondary означает "Вторая". В русском же переводе ее называют Средней. Поэтому получается, что средняя и вторая школы это одно и то же. Во время обучения ученики так же сдают экзамены на этапах Key Stage 3 (Год 9, 14 лет) и Key Stage 4 (Год 11, 16 лет).

Четвертый этап, по традиционной британской программе еще называется GCSE . По параллельным программам его называют IGCSE , IBMYP или High School Diploma . Этот этап является заключительным в школьной программе, дети заканчивают его в возрасте 16 лет.

Достигнув 16-ти летнего возраста, большинство учеников, при условии успешной сдачи экзаменов GCSE, поступают в Sixth Form , то есть на двух годичную программу подготовки к университету. Это может быть традиционная A-level или альтернативные IB Diploma , IBCC , Pre-U или американская Advanced Placement . По окончании 2-го года обучения они сдают экзамены, по результатам которых их зачисляют в ВУЗ. Уже на этом этапе студент должен определиться со своей будущей профессии и выбрать именно те предметы, которые необходимые для вступления на соответствующий факультет университета.

Именно на этом этапе, в возрасте 16-ти лет, наибольшее количество иностранных студентов приезжает на обучение в Англию. Что касается тех, кто продолжал получать образование в своей стране и приехал немного позже, в возрасте от 18-ти лет, то им на выбор предлагается два пути. Первый: поступить на годичный, сжатый A-level курс, что является обязательным для английских студентов (некоторые колледжи принимают детей до 19-ти лет), либо на годичный курс Foundation Programme (Foundation UK ), созданный специально для иностранных студентов, желающих обучатся в одном из британских университетов.

Наибольшим преимуществом британской системы образования является ее системность, взаимодействие и взаимозаменяемость разных направлений. Не зависимо от того, по какому пути продолжит обучение ученик после 16 лет, он все равно сможет получить высшее образование. Объясню, что я имею в виду. В 16 лет перед молодыми людьми открывается большой выбор возможностей. Не смотря на то, что они обязаны продолжать учебу еще на протяжении 2 лет, они могут либо продолжить двигаться по академическому пути (A-level или альтернативные программы), соединить теоретические знания с практическими навыками (BTEC ) либо получить рабочую специальность (NVQ или Apprenticeship). Что имеется в виду под тем, что все дороги ведут к высшему образованию. Система образования построена так, что по каждому из направлений предусмотрен четкий алгоритм, что нужно делать, если обучающийся изменит свое решение и надумает получить образование повыше. Оставим пока очевидный, академический путь, и рассмотрим другие, например, BTEC и NVQ. Чтобы не вдаваться в подробности BTEC и NVQ, это аналоги дипломов "наших" специализированных школ (где дети параллельно получают специальность) и ПТУ. Если пример со специализированными школами не очень красноречив, так как все-таки некоторые отличия имеются, то пример с ПТУ говорит сам за себя. Ребята, которым наскучило или не нравилось учиться, попавшим в ПТУ, в абсолютном большинстве "светит" дорога в "рабочие будни", так как поступить в университет с таким дипломом вряд ли получится. В Великобритании же все наоборот. Система разработана так, что молодой человек, который успел попробовать "рабочей жизни" во время обучения, получив сертификат NVQ, может на его основании поступить в университет. Да, возможно, придется начать со специального подготовительного курса и выбирать не из лучших университетов, но это же лучше, чем ничего. Более того, те, кто сохранили желание как можно быстрее начать трудовую деятельность во время дальнейшего обучения, поработали несколько лет и только тогда поняли, что лучше все-таки получить высшее образование, имеют возможность найти свой старый диплом NVQ и поступить в ВУЗ несколько лет спустя. Со мной в университете обучалось много людей, которые успели поработать несколько лет после школы, поняли, что надо бы подучиться, и поступили в университет.

После успешного окончания одной из программ подготовки к университету или после получения рабочей специальности студенты по своему выбору подают документы в университет. Есть даже возможность “послать” документы в несколько понравившихся ВУЗов, чтобы увеличить шансы на успех. У каждого факультета имеются свои требования к абитуриентам. Обязательной необходимостью является перечень профилирующих предметов и успеваемость по ним, поэтому верный выбор и старание во время Sixth Form просто необходимы.

После 3 лет обучения в университете, студенты получают диплом Бакалавра (Bachelor Degree ). Дальнейшее обучение называется Последипломным (Postgraduate Study ), первой ступенью которого является диплом магистра. На этом этапе много иностранцев приезжает в Великобританию. Оптимальным путем для них будет программа Подготовки к поступлению магистратуру ( ).

Для большего понимания предлагаю вам посмотреть схему возможных вариантов обучения в приложении к этой статье .

Мы искренне надеемся, что наша статья поможет Вам разобраться с непонятной системой образования в Великобритании . Некоторые частные школы, следуя многовековым традициям, предлагают свою систему образования и возрастные рамки каждого этапа обучения. Об этом лучше узнать подробнее до того, как вы подадите документы.

Наш совет! Образование ребенка следует планировать заранее, начиная "от обратного". То есть сначала решите, в какой стране и в каком университете вы "видите" своего ребенка. Потом определите список школ/колледжей Sixth Form, из которых принимают в этот ВУЗ, или внимательнее изучите вариант колледжа Further Education. Для многих это стало отличной альтернативой в плане финансовых затрат и помощи с определением будущей профессии. Далее необходимо найти средние школы, которые готовят к поступлению в конкретный Sixth Form или Further Education. Завершите план подбором Начальных школ, а мы вам в этом поможем!

Система образования Великобритании.

В последние десятилетия образование в Великобритании стало одним из наиболее приоритетных направлений в государственной политике вне зависимости от того, какие политические силы находятся у власти. Принятие решений, определяющих перспективу развития отрасли, осуществляется на самом высоком уровне в иерархической структуре управления парламентом, правительством.

Закон об образовании 1944 г. стал первым актом общенационального значения, который, хотя и был в основном, посвящен школьному образованию, в значительной мере упорядочил систему образования в целом и определил органы ее управления. Затем принятые акты пересматривались и дополнялись. Но к 60-м годам возникла необходимость пересмотра и повышения качества образования, она существует и в современной Англии. Так, Национальная комиссия по образованию Великобритании опубликовала в 1993 г. доклад с красноречивым названием «Учимся преуспевать. Радикальный взгляд на образование сегодня и стратегия на будущее», в котором представлены рекомендации, как добиться положительных перемен в образовании.

Они сформулированы в виде следующих целей:

· сокращение объема обязательного образования;

· совершенствование системы повышения квалификации преподавателей;

· сосредоточение управления образованием и подготовки кадров преподавателей в руках одного органа;

· увеличение инвестиций в образование;

· расширение участия общественности в деятельности школы

· начальное образование; для детей до 11 лет;

· среднее образование; для детей до 16 лет;

· высшее или дальнейшее образование; для детей после 16 лет.

Статистика.

В Англии и Уэльсе находится около 30 тысяч государственных школ, в которых учатся 8,5 миллионов детей.

В Шотландии школ всего 2741, а в Северной Ирландии - 1300.

В Англии около миллиона детей до четырех лет (около 50%) перед поступлением в школу посещают детские сады, в Уэльсе - более 70%, в Шотландии - 38, а в Северной Ирландии - 15% детей.

В частных школах Великобритании обучается более полумиллиона детей.

Дошкольное и среднее образование.

Система бесплатного общего образования для всех детей, независимо от социального положения, национального происхождения и т.п. действует по всей стране. Существуют школы муниципальные и частные. В муниципальных школах обучение бесплатное, в частных - платное. В Великобритании около 50% трех-четырехлетних детей воспитываются в детских садах или так называемых малышовых центрах. Кроме этого, многие дети посещают игровые группы дошкольной подготовки, учреждаемые добровольными организациями и родителями. С 5 лет начинается обязательное обучение, и дети поступают в школу для малышей.

Таким образом, система обязательного образования охватывает детей и подростков с 5 до 16 лет. Продолжительность учебного года 38 недель. Год разделен на триместры, которые перемежаются каникулами: летние (6 недель), рождественские и пасхальные (2-3 недели). В середине триместров предусмотрен недельный перерыв. Учебная неделя обычно 5-дневная. Учебный день длится с 9.00 до 15 ч. 30 мин. с перерывом на обед и утреннюю молитву. Предусмотрено минимальное количество академических часов в неделю; школы вправе по своему усмотрению увеличивать учебную недельную нагрузку.

Первые две стадии (с 5 до 11 лет) охватывает начальное образование. При этом дети, как правило, группируются по возрастным классам. Все предметы преподает один учитель. Урок длится от 15 до 45 мин. После окончания учебы дети не сдают экзамены и не получают свидетельств об окончании учебного заведения. В начальной школе основное время посвящено изучению английского языка (40% учебного времени), 15% занимает физическое воспитание, около 12% ручной труд и искусство, остальные часы распределены между уроками арифметики, истории, географии, природоведения и религии.

Касательно системы среднего образования Великобритании. В ней выделяются два основных вида школ: грамматические и объединенные (кроме них функционируют также технические и современные средние школы). Наиболее массовым видом школ являются объединенные школы. В них обучается около 90% учащихся Англии. В объединенную школу принимают выпускников начальных школ с различным уровнем умственных способностей и возможностей. Средние объединенные школы могут быть организованы различным образом: объединенные полные средние школы для детей от 11 до 18 лет; промежуточные школы, где ученики переходят в старшую объединенную школу в возрасте 12, 13 или 14 лет, заканчивая ее в 16 или 18 лет; школы для возрастной группы от 11-12 до 16 лет, комбинированные с так называемым «шестым классом». Объединенные школы были организованы с целью создания равных возможностей для получения образования. Они должны были обеспечить совместное обучение учеников с различными способностями, интересами и возможностями. Однако в действительности во многих объединенных школах сохранились потоки или отделения, основанные на селективном отборе учеников.

В грамматических школах ребенок получает общее полное среднее образование, также осуществляется его подготовка к обучению в высших учебных заведениях. В основу учебной работы в грамматических школах положен принцип дифференцированного учебного плана. После окончания 5-го класса примерно 60% учащихся, сдавших экзамены и получивших общее свидетельство об образовании на обычном уровне, уходят из школы. Остальные 40% продолжают обучение по индивидуальным учебным планам в двухгодичном 6-ом классе, который является выпускным.

Система образования Великобритании в соответствии с административным делением и сложившимися традициями подразделяется на три подсистемы: 1) Англия и Уэльс, 2) Северная Ирландия и 3) Шотландия. Следует отметить, что системы образования Англии, Уэльса и Северной Ирландии по своей структуре отличаются незначительно, а вот в системе образования Шотландии имеются свои традиционные особенности. Современная система образования Великобритании включает в себя: дошкольное воспитание, начальное образование, общее среднее образование, систему дальнейшего образования и высшее образование.

Англия и Уэльс.

Образование в Англии и Уэльсе начинается с 5 лет. До 11 лет они обучаются в начальных школах, где упор делается на базовые навыки чтения, письма и арифметики. С 11 до 16 лет школьники учатся в средних школах, которые бывают общеобразовательными (comprehensive schools), с углубленным изучением предметов (grammar schools) и средними специальными (secondary modern schools).

По достижении шестнадцатилетнего возраста школьники могут продолжить образование для получения знаний, необходимых для поступления в Вузы и университеты в своей школе, в колледжах шестого класса (sixth form colleges) или в tertiary colleges.

Шотландия.

В начальных школах Шотландии дети учатся от 4 до 12 лет. Средние школы практически все - общеобразовательные (comprehensive), где полный курс длится шесть лет, но в некоторых горных районах, где из-за нехватки учителей или по другим причинам невозможно обучить детей всему, курс общеобразовательной школы длится четыре года, при этом учащиеся могут перевестись в другую школу для продолжения обучения.

Подавляющее большинство шотландских школ принадлежат совету по образованию и финансируются непосредственно своим советом. Однако, существуют также несколько школ (19), которые финансируются грантами Шотландского департамента образования и управляются организациями добровольцев. Родители учеников могут решить голосованием о переведении школы из-под контроля местного совета по образованию под прямое финансирование Департамента.

Северная Ирландия.

В начальную школу в Северной Ирландии ходят с 4 до 11 лет. Среднее образование организовано как по способностям учеников, так и по их религиозной принадлежности. Controlled schools целиком и полностью финансируются правительством. Voluntary schools принадлежат добровольным организациям, большинство из них принадлежит католической церкви, но получают финансовую помощь из общественных фондов. Voluntary grammar schools и некоторые католические школы получают прямые субсидии из Департамента образования Северной Ирландии.

Школа-пансион.

Помимо обычных средних школ, куда ученики приходят учиться днем (Day Schools), а вечером возвращаются домой, в Великобритании получила широкое распространение система школ-пансионов (Boarding Schools). В таких школах дети живут и учатся весь год, возвращаясь домой только на каникулы. Англичане, чья работа связана с частыми разъездами, - военные, дипломаты, бизнесмены, коммивояжеры и многие другие лица, которые по тем или иным причинам не могут уделять своим детям достаточное количество времени, охотно отдают детей в частные школы-пансионы. Даже очень состоятельные родители, имеющие возможность нанять гувернеров и учителей для своего ребенка, предпочитают пользоваться услугами привилегированных пансионов. Обширная сеть пансионов существует очень давно и является столь же традиционной, как и сеть обычных школ.

Английские пансионы - это система, главной целью которой является всестороннее гармоничное развитие детей. Школьные предметы, спорт и искусство органично объединены здесь в единую программу воспитания и образования детей, которая сформировывалась на протяжении десятков лет, прошла испытание временем и продолжает непрерывно совершенствоваться.

В Великобритании сосуществуют два типа пансионов: независимые/частные (Independent/Private Boarding Schools) и государственные (State Boarding School). Воспитанием и образованием детей с 5 до 11 лет занимаются, главным образом, частные школы-пансионы. Государственных школ-пансионов для детей в возрасте 5 - 11 лет очень мало.

Такие школы, как правило, имеют свои библиотеки, компьютерные классы, спортивные залы и площадки для игр, мастерские и лаборатории, комнаты для самостоятельных занятий и отдыха. В свободное от школьных занятий время ученики объединяются в различные спортивные секции и клубы по интересам. Опытные преподаватели координируют их деятельность и используют их возможности при подготовке к общешкольным вечерам, праздникам и спортивным соревнованиям. Преподаватели отвечают за все аспекты внешкольной жизни учеников, их здоровье, психологическое состояние. При школах-пансионах обязательно имеется круглосуточный медицинский кабинет с квалифицированными медсестрами. Школы обычно имеют договоренности с местными докторами, которые регулярно проводят медицинские осмотры детей, могут прибыть по вызову и оказать необходимую медицинскую помощь в любое время суток.

Британское школьное образование - одно из самых многослойных и престижных в Европе. Детям (и родителям) предлагается масса вариантов: частная школа, государственная школа, раздельное обучение, совместное обучение, выбор предметов, выбор профессии. Со стороны школьная система напоминает лернейскую двенадцатиголовую гидру, тем страннее ее описание выглядит в российском учебнике английского: Primary school, Secondary school, College, University. Разберемся, что к чему.

Начальная школа: все за одного

Начальная школа начинается в 5 лет и делится на две ступени. В двухлетней pre-preparatory school дети еще не учатся, а, скорее, готовятся к младшим классам - primary school (она же preparatory school и elementary school). Обучение на следующей ступени - это основные предметы: языки, элементарная математика, история, естествознание, физкультура, музыка. В младших классах очень распространена проектная работа - ученики объединяются в группы и работают над общими заданиями вместе. Вообще, принцип «вместе» в английской школе очень развит, если не сказать культивируется. Учителя в большинстве случаев знают всех детей поименно (и многих родителей) и помогают детям подружиться друг с другом, одобряют инициативу старших по отношению к младшим. Большое внимание уделяется отношениям между школьниками: агрессия наказывается строго, вплоть до исключения из школы.

Средняя школа: образование, воспитание, традиции

С 11-12 лет начинается вторая ступень - Secondary school, средняя школа. Она может быть общеобразовательной, гимназией, селективной школой или церковной школой. Церковные - это школы, образованные при приходах, селективные предполагают высокие оценки по основным предметам, то есть успешное тестирование перед поступлением в школу, гимназии делают акцент на математику.

На этой ступени многие ученики переходят из государственных школ в частные, хотя частные начальные школы в Великобритании, конечно, тоже есть. Британская частная школа - такая же визитная карточка страны, как монархия, театральное искусство и рок-музыка. Сегодня в Великобритании почти четыре тысячи частных школ, а первые из них появились здесь много веков назад при монастырях. Правда, сейчас к монастырям они имеют очень опосредованное отношение. Независимая школа - так их еще называют, имея в виду независимость от государственного финансирования и государственной образовательной программы. Хотя учебный базис у систем един.

Фото: bedfordschool.org.uk

Тем не менее считается, что частная школа уделяет большее внимание ученикам и обеспечивает более высокий уровень образования. Еще одна причина учиться в независимой школе - стать частью истории и поддержать традицию, то, что для англичан всегда было очень важно. Многие английские семьи поколение за поколением учатся в одной и той же школе и даже не рассматривают никаких других вариантов исключительно из-за поддержания традиции.

А вот раздельное обучение мальчиков и девочек - не только дань традициям, но и аргументированная распространенная практика. Сторонников и противников такой схемы сегодня в Великобритании примерно поровну, поэтому такие школы по-прежнему популярны. Мотивы адептов раздельного обучения отнюдь не ханжеские. Наоборот, они считают, что детей нужно развести в разные корпуса (и школы), приняв во внимание следующие причины:

  • Девочки интеллектуально развиваются быстрее мальчиков - ни к чему мешать в одном классе опережающих и отстающих
  • У мальчиков и девочек разные критерии успеха - не нужно их сталкивать между собой
  • Нивелируются «женские» и «мужские» обязанности - как мальчики, так и девочки в своем коллективе учатся выполнять «не женскую» и «не мужскую» работу, становятся более самостоятельными и организованными

Очень многие школы, даже государственные, - это пансионы. То есть ученики в них не только посещают занятия, но и живут, поэтому все пансионы имеют большую огороженную территорию (по сути, маленький кампус), на которой размещаются учебное, жилое здания и обязательно спортивный центр.

Фото: mottmac.com

Кстати, о спорте. Физическое развитие, по мнению британцев, - один из залогов гармоничной личности, поэтому здесь, как и почти везде в Европе, спорту уделяется очень большое внимание. Частные школы предлагают своим ученикам на выбор десятки секций: от тенниса и крикета до плавания и командной гребли. Справедливости ради стоит отметить, что спорт в Великобритании вообще, а не только в школах и университетах, воспринимается не столько как способ взращивания мускулистого накачанного тела, сколько элемент хорошего воспитания и интеграции в общество. Вышеупомянутый крикет (или, например, крокет - иностранцы постоянно забывают о том, что это разные игры), верховая езда, гольф - выбор огромен и все это не просто спортивные кружки, но и задел на будущее. Многие из спортивных мероприятий на деле оказываются светскими, поэтому физкультуру здесь не прогуливают.

Если начальная школа уделяет большое внимание общности, то средняя делает ставку на образование и воспитание, причем в понятие «образование» входит не только обучение, но и навыки риторики, работы с текстом и информацией, умение выступать перед аудиторией, и понимание искусства - как классического, так и современного. Воспитание английского джентльмена или юной леди - прерогатива самых элитных школ, но за умением вести себя в обществе следят и в школах попроще. Интересно, как все эти принципы коррелируют с реальностью: не секрет, что английские подростки считаются чуть ли не самыми задиристыми и хулиганистыми в Европе. В то же время все они обучены хорошим манерам и в нужный момент очень быстро «активируют» свои знания.

Фото: repton.org.uk

Сама учеба в средней школе начинается с тестирования по дисциплинам, оно помогает ученикам определиться с дальнейшим видом деятельности. По результатам тестирования дети выбирают себе предметы для изучения. Завершается эта ступень квалификационным экзаменом, который бывает двух типов: академический и профессиональный. Выпускник, сдавший профессиональный экзамен, имеет право начинать трудовую деятельность; академическая квалификация предполагает дальнейшее обучение.

Старшая школа: подготовка к вузу

Сертификат A-Level или его международный аналог IB (International Baccalaureate) - это все еще средняя школа, но уже непосредственно подготовка к поступлению в университет. Длится она еще два года. На этом этапе ученики снова выбирают себе предметы, которые понадобятся им при поступлении в университет.

Непривычно, что в каждом классе ты с разными людьми - все выбирают разные предметы, поэтому вообще вот этого нашего понятия «класса», своего маленького стада, с которым ты скачешь туда-сюда по школе, в Англии нет. Ты сам по себе, ты живешь один, сам за собой следишь именно в учебном плане. При этом тут более дружеские, чем в России, отношения между преподавателями и учениками, и ты никому ничего не должен, только самому себе.

В школе есть отдел, помогающий определиться с карьерой (careers department). Каждому ученику назначают личного наставника, с которым можно обсудить свои перспективы, он же помогает выбрать вуз.

Свободный выбор предметов и заинтересованность школы в успехах своих учеников почти упраздняет прогулы - это становится совершенно ни к чему, ведь ты сам решил, что тебе нужно изучать. Уроки строятся на постоянных дискуссиях, обсуждениях и поиске ответов.

Мария Рябова, ученица частной школы Hurtwood house :

Литература у нас всегда начиналась с poem of the day - у моей учительницы была книжка с разными поэмами на каждый день, каждый день она читала нам новую, и мы ее обсуждали минут пять всем классом. Это, естественно, не прописано никакой программой, просто такой небольшой разогрев, вольность преподавателя. Потом мы, как правило, обсуждали уже вещи из программы, иногда читали вслух по ролям, иногда кто-то один брал это чтение на себя. Ничего никогда не заставляли делать, хотя индивидуальные вопросы, конечно, задавали. Вообще, весь класс строится на атмосфере позитивной дружеской дискуссии, что располагает к добровольному участию.

Выбрать можно 3-4, в очень редких случаях 5 предметов, в конце обучения по ним сдают экзамены, а оценки становятся основным критерием при поступлении в университет. У каждого вуза свои требования, с которыми лучше ознакомиться заранее, и тут снова помогает careers department.

Система оценок в Великобритании 100-балльная:

оценка A - 100-70 баллов

оценка В - 60-69 баллов

оценка С - 50-59 баллов

оценка D - 40-49 баллов

оценка E - 39 баллов и ниже

Оценки имеют очень четкие критерии, поэтому можно заранее посчитать, сколько баллов необходимо получить на экзамене, чтобы получить финальную оценку: она складывается из всех экзаменационных баллов, при этом у каждого предмета как минимум один экзамен в году. Экзамены в течение обучения почти всегда можно пересдать, кроме самых последних. Почти все вузы принимают оценки A-level и IB и проводят собеседование - с этими сертификатами отдельные вступительные экзамены сдавать не нужно.

24.04.2018

Современная система образования Англии основана на собственных традициях обучения подрастающего поколения, копившихся веками. Не просто так она заслужила статус эталонного. Как ни раз уже говорилось, многие учебные заведения Великобритании известны своей многовековой историей и славятся потрясающим качеством обучения.

В настоящий момент английская система образования включает четыре основных этапа:

  • Начальное образование — от 5 до 11 лет;
  • Среднее — с 11 до 16 лет;
  • После школьное — с 16 до 18 лет;
  • Высшее — с 18 лет.

Основные этапы образования в Англии (на основе государственных школ):

  • дети 5 — 11 лет посещают начальную школу;
  • дети 11 — 16 лет обучаются в средней школе;
  • в 16 — 18 лет — получают полное среднее образование;
  • в 18 — 22 студенты получают диплом бакалавра.

Перед тем как пойти в школу, ребенок проходит курс дошкольной подготовки (с 3-х лет), во время которого упор делается на воспитательные вопросы и развивающие занятия, материал преподносится в игровой форме. Знаниями на данном этапе не перегружают. Основной принцип — всему свое время.
В 5 лет все дети без исключения в обязательном порядке начинают обучение в , где они учатся до 11-ти.

При переходе в среднюю школу к базовому списку предметов добавляются точные науки и дополнительные уроки: география, история, основы религии, искусства, музыка, иностранные языки.
В 16-летнем возрасте дети оканчивают среднюю школу. Для того, чтобы получить диплом о среднем образовании, необходимо сдать выпускной экзамен GCSE. Однако, этот диплом не дает права на поступление в высшие учебные заведения.

Чтобы пробовать свои силы на поступление в , необходимо стать обладателем сертификата A-Level (с достаточно высоким средним баллом), который выдают по завершению курса в школах по подготовке к университетам — так называемых Six Form. Обучение здесь длится два года, на протяжении этого периода идет глубинное погружение в изучение 4-6 выбранных предметов. В конце сдается экзамен, по результатам которого и выдают сертификат A-Level.

Учебный год в английских школах разбит на триместры. Каникулы среди учебного года два раза, длятся по две недели, приурочены к католическим праздникам — Пасхе и Рождеству, летние каникулы – шесть недель. В течение каждого триместра имеется короткий семидневный перерыв.

От среднего (школьного) образования в Великобритании ожидается:

  • Передача культурного опыта. Школы и другие общеобразовательные заведения должна передать новому поколению культурное наследие, мудрость предшествующих поколений, которые испокон веков признаются ценными и усердно оберегаются англичанами.
  • Социализация молодого поколения. Школы являются проводниками к принятым моделям поведения и ценности, стоящие за этим. Дети осознают социальные роли, которые им предстоит играть в обществе, в профессиональной сфере деятельности, личной, семейной.
  • Подготовка к профессии. Имеются в виду знания и умения, необходимые для последующей профессиональной деятельности. Сюда входят как академические знания, так и практические умения, необходимые для овладения конкретной профессией.

В Англии достаточно много школ для детей, требующих специальный подход. Их посещают детки с умственными или физическими отклонениями. Программа в них проще и ориентирована на особенности учеников. Здесь в процессе обучения обязательно подключают психологов и физиотерапевтов.

У многих родителей есть заветная мечта — отдать свое чадо на обучение в . Воспитанники тут помимо престижного и высокого уровня образования получают и полное содержание. Спектр предметов, изучаемых в частной школе намного шире, чем в государственной, а преподавательский состав отличается высокой квалификацией и внушительной материальной базой.

Не стоит забывать, что система школьного образования в Великобритании славится строжайшей дисциплиной, поэтому даже в частной школе, где обучение платное и стоит внушительных денег, поблажек не ждите. Учащиеся могут быть отчислены за плохую успеваемость и не соответствующее поведение.

Современная система высшего образования в Англии отличается своей демократичностью. В ВУЗах богатый выбор различных курсов, из которых можно выбрать подходящий именно Вам, а при необходимости и вообще поменять список выбранных предметов для изучения.

Университеты Великобритании делятся на два типа:

  • Коллегиальные (состоящие из колледжей. Например, университеты Кембриджа и Оксфорда);
  • Унитарные (с факультетами и отделениями в виде подразделений).

Британское правительство полностью доверило формирование образовательной политики высшим учебным заведениям, государство лишь контролирует качество преподавания.

Все без исключения студенты английских ВУЗов имеют доступ к библиотекам и научным лабораториям, оснащенным по современным стандартам. Студенты имеют возможность посещать различные факультативы. Образовательные программы позволяют в процессе обучения получить не одну, а две ученые степени разных направлений.

Достаточно популярно в Великобритании и . Данный формат обучения, как водится, проходит самостоятельно, но с опорой на учебные материалы, разработанные специально под таких студентов, а также на периодические консультации у преподавателей в онлайн режиме и по электронной почте.

Исторически сложилось, что британское образование напоминает пирамиду: на ранних этапах обучение осуществляется по широкому спектру дисциплин, в дальнейшем их круг сужается на основе выбора самих учащихся, которые в 14 лет определяют, какие экзамены будут сдавать в дальнейшем.

##Этапы Британского среднего образования Среднее образование в Великобритании обязательно для всех граждан страны в возрасте от 5 до 16 лет, а для тех, кто планирует поступать в университет - до 17/18 лет. Учебный год продолжается с сентября по июль и разбит на 3 семестра: сентябрь - декабрь, январь - март и апрель - июль. Первый уровень обучения представлен двухгодичной школой для малышей - prepreparatory school, где дети изучают несколько предметов по выбору родителей. Как правило, это математика, английский язык, география, музыка и искусство. В возрасте семи лет ребенок поступает в пятилетнюю начальную школу - primary school или elementary school. На этом этапе школьники начинают изучать естественные науки и информационные технологии. Для перехода в среднюю школу ученикам необходимо сдать общий вступительный экзамен/ Common Entrance Examination (CEE) в форме тестирования по основным изучаемым дисциплинам и уровню интеллектуального развития (IQ). В средней школе обучаются дети в возрасте 13-15 лет. Особенностью обучения в английской средней школе является возможность ребенка самостоятельно выбирать часть предметов для изучения. Дети изучают 4-6 предметов и на этом этапе школьное образование направлено на подготовку ребенка к сдаче экзамена на британский сертификат о среднем образовании (/lib/gcse). Выпускники всех школ в возрасте 16 лет сдают экзамен по единой системе, действующей с 1987 года. Квалификационный экзамен завершает обязательную часть образования для жителей Великобритании. [Сертификат GCSE](/lib/gcse) подтверждает среднее образование и считается достаточным для начала трудовой деятельности. Иностранные школьники, обучающиеся или желающие продолжить обучение в Великобритании, сдают аналогичный экзамен на Международный сертификат о среднем образовании International General Certificate of Secondary Education (сокращенно IGCSE). Полученный по итогам этого экзамена сертификат приравнивается к GCSE. Следующим этапом школьного образование является получение сертификата о среднем образовании продвинутого уровня/ сертификат (/lib/a-level). Такой сертификат необходим школьникам, которые собираются поступать в университеты. Для получения среднего образования продвинутого уровня необходимо учиться еще 2 года. В процессе обучения школьник выбирает 3-4 профильных предмета в зависимости от того, какую специализацию он/она собирается выбрать в университете и готовится к сдаче квалификационных экзаменов по этим предметам. Альтернативой программе A-level является программа (/lib/ib). Результаты выпускных экзаменов A-level и IB принимаются всеми университетами Великобритании и университетами большинства других стран. ##Частные и государственные школы Особенностью английской системы школьного образования является то, что наряду с государственными школами/ state schools, в которых бесплатно обучаются граждане Великобритании и лица, имеющие вид на жительство, существует большое количество частных школ/ public schools, принимающих учеников на основании отбора и взимающих плату за обучение, как с английских, так и с иностранных детей. Основным отличием государственных школ от частных является система их финансирования - государственные школы финансируются за счет средств бюджета и почти все они являются школами смешанного типа, т.е. мальчики и девочки в них обучаются совместно. Зачисление в государственные школы осуществляется свободно или на основании конкурсного отбора, предпочтение отдается детям, проживающим в округе, к которому приписана школа. Для иностранцев получить в Англии среднее образование возможно только в частных школах пансионах. Существование государственных и частных школ в Англии имеет многовековую историю. Изначально, в 16-17 веках школы делились на церковные и светские. В «Законе о публичных школах» 1864 г. упоминались девять публичных элитных школ, среди которых были известные Eton и Harrow, предлагающие классическое образование для мальчиков. На сегодняшний день в Великобритании действует более 4000 частных школ раздельного и совместного обучения. Частные школы финансируются полностью за счет родителей учеников и спонсорской помощи выпускников. Частные школы Великобритании предоставляют образовательные услуги очень высокого качества, что подтверждается результатами государственных экзаменов и статистикой поступления их выпускников в ведущие британские и зарубежные вузы. Примечательно, что 90% выпускников частных школ поступают в университеты. Большинство частных школ – это школы-пансионы - дети здесь проживают и обучаются круглый год, за исключением каникул. Почти в каждой английской частной школе есть бассейн, теннисные корты, спортивные и танцевальные залы, музыкальные классы, открытые и закрытые спортивные сооружения и площадки для игр. В английском школьном образовании уделяется много времени искусствам, музыке и спорту. В школе обязательно преподается драматическое искусство, живопись, игра на музыкальных инструментах, танцы, верховая езда. Ученикам предоставляется право выбора многих предметов. Что касается академических предметов, то их меньше, чем в российских школах, однако изучаются они достаточно глубоко, и по каждому из них приходится держать довольно сложный экзамен. Классы в частных школах небольшие – от 5 до 15 человек, поэтому у учителей есть возможность найти индивидуальный подход к каждому ученику. У большинства частных школ имеется достаточный опыт обучения иностранных студентов - доля иностранцев среди учеников английских школ может составлять от 10 до 50% и школы стараются делать так, что бы не было одной доминирующей национальности, кроме англичан, конечно. Ученики проживают в жилых корпусах. За порядком следят воспитатели, которые проживают вместе с детьми на постоянной основе. Как правило, младших школьников расселяют по 4-6 человек в комнате, а старшеклассников (с 16 до 18 лет) по 1-2 человека. В английских частных школах отношения между учителями и учениками отличаются от той модели отношений, к которой привыкли русскоязычные студенты в своих странах - учебный процесс организован таким образом, чтобы поощрять инициативу, творчество, состязательность и уважительное отношение друг к другу. Как результат, дети раньше становятся ответственными во всех отношениях, четко понимают свои права и обязанности, чего можно, а чего нельзя ни при каких условиях, быстрее взрослеют и раньше начинают понимать, чего они хотят от жизни. В английских частных школах помимо студентов, проживающих в пансионе на постоянной основе, учатся так же дневные студенты (day students) – жителей близлежащих городов. С другой стороны, среди студентов, проживающих в пансионе, всегда есть англичане, хотя большинство, конечно же, составляют иностранные студенты. ##Причины, по которым россияне выбирают английские частные школы - репутация английского образования в мире; - безопасность, благоприятные экологические условия и отличные условия для учебы и занятия спортом - все частные школы занимают большие территории, много зелени, большинство находятся в сельской местности, в окружении полей, лесов, озер и рек, дети постоянно заняты с утра до вечера учебой и спортом, времени на всякие глупости просто не остается; - географическая близость: из англоязычных стран только в Великобритании и Ирландии можно получить образование относительно недалеко от дома, остальные страны (США, Канада, Австралия) находятся гораздо дальше и возможность видеть ребенка будет меньше; При наличии большого количества хороших бесплатных государственных школ, многие англичане так же предпочитают отдавать своих детей в частные школы, хотя и по другим причинам: - многие семьи традиционно предпочитают отдавать детей в школу, где учились один или оба родителя, а иногда и их более далекие предки; - государственная школа в непосредственной близости проживания не отличается высокими стандартами обучения и/или в ней нет каких-то факультативных предметов и/ или условий для занятия каким-либо видом спорта; - родители работают за границей и вынуждены оставить ребенка в школе пансионе; - родители предпочитают, что бы их дети учились в школе с раздельным типом обучения/ single sex school (среди государственных школ таких нет); ##В каком возрасте лучше отдавать иностранного ребенка в школу? Оптимальным вариантом с точки зрения последующей интеграции является возраст 11-13 лет (минимум за год до [программы GCSE](/lib/gcse)) – в этом случае ребенок без проблем адаптируется к новой среде и через пару лет не просто в совершенстве овладевает английским языком, но и ментально и по своему поведению начинает быть похожим на своих английских сверстников. Однако, не все родители готовы отпустить ребенка в таком раннем возрасте. Крайний возраст, когда ребенок может начать учиться в английской частной школе – 15/16 лет – это будет годичная программа подготовки к (/lib/a-level) или (/lib/ib) и далее сама программа A-level или IB. ##Школа или International Study Centre (ISC) Очень часто вновь прибывшие студенты из других стран не готовы прямо сразу начать учиться в английской школе вместе с английскими детьми. Для таких случаев существуют подготовительные центры/ International Study Centres, главная цель которых - подготовить вновь прибывших к последующему обучению в школах Великобритании. В таких центрах на первом этапе основное внимание уделяется языковой подготовке и лишь немного другим предметам, а затем, по мере овладения английским языком, акценты смещаются, и к концу первого года обучения предметы школьной программы начинают занимать основное место в сетке школьных занятий. Школы, где нет таких центров, могут предоставлять дополнительные занятия по английскому языку для только что поступивших в школу иностранных студентов, как правило, вместо иностранного языка. Какой вариант обучения выбрать - сразу основную школьную программу с дополнительными занятиями английского или International Study Centre - зависит исключительно от уровня языковой подготовки и способности иностранного студента к интеграции и адаптации. ## A-level или IB До недавнего времени программа (/lib/a-level) была единственной возможной программой обучения в старшей школе – в рамках нее студенты углубленно изучали 3-4 предмета, выбор которых определялся планами дальнейшего обучения в университете. Данная программа хороша для тех, кто уже на этапе последних 2-х лет обучения в школе понимает, что он/ она будет изучать в университете в качестве основных дисциплин. (/lib/ib) является альтернативой программе (/lib/a-level) - с некоторых пор все больше английских частных школ предлагают именно IB наряду с программой A-level или вместо нее. Программа IB предполагает изучение 6 предметов, по одному из 6 разных областей: иностранный язык, родной язык и литература, гуманитарные науки (история, география, социология), математика и информационные технологии, естествознание (физика, химия, биология), искусство (театр, музыка, рисование и т.д.). Вместо предмета из группы «искусство» можно взять второй предмет из группы «гуманитарные науки», «математика и информационные технологии» или «естествознание». Три предмета изучаются углубленно, а три другие – на среднем уровне. Программа IB подходит тем, кто пока не определился с основными дисциплинами в университете и поэтому не хочет ограничиваться 3-4 предметами, а хочет изучать разные предметы, пусть и не все одинаково углубленно, а так же для тех, кто планирует дальнейшее университетское образование за пределами Великобритании. Программа IB – это европейский стандарт среднего образования и считается, что она дает более сбалансированные знания. ## Рейтинги Вопрос о месте в рейтинге той или иной школы занимает умы многих родителей. Участие в рейтинге дело добровольное, многие школы предпочитают не участвовать, так как они считают, что рейтинги не верно отражают их вклад в дело воспитания и обучения школьников. По большому счету все сводится к следующему: есть школы, которые могут себе позволить принимать в возрасте 13 лет, условно говоря, только отличников (так называемые selective schools) и, как следствие, на выходе все их выпускники показывают очень хорошие результаты - такие школы, конечно же, стремятся участвовать во всех рейтингах; другие школы (их большинство) принимают разных студентов, с хорошей успеваемостью и не очень и на выходе результаты у всех учеников то же разные - такие школы (они называются non-selective schools), как правило, не стремятся участвовать в рейтингах, что вовсе не означает, что они учат хуже. Есть и другие факторы, которые влияют на решение школ участвовать или не участвовать в рейтингах. Selective schools имеют гораздо более конкурентную среду: здесь все вокруг отличники или почти отличники и ребенок должен быть очень мотивирован и не бояться состязательности – строя планы отдать ребенка в такую школу родители и сам ребенок должны понимать, что их ждет и быть готовыми к обучению именно в такой среде. С другой стороны, в хорошей non-selective школе есть все необходимые условия и педагоги для того, чтобы ребенок раскрыл свой потенциал и достиг максимального результата, обучаясь при этом в менее конкурентной, более комфортной среде. Кроме вышеперечисленных соображений, есть еще несколько моментов, на который нужно обращать внимание при выборе частной школы для своего ребенка: географическое положение, процент иностранных студентов и страны, которые они представляют, количество студентов, проживающих в пансионе и т.д. ## Опекунство В Великобритании детям до 18 лет в обязательном порядке полагается иметь опекуна. Подавляющее большинство школ отдают эту функцию на откуп сторонним организациям - опекунским агентствам, которые подбирают опекунскую семью и осуществляют общий надзор. Агентство и опекунская семья осуществляют функции приемной семьи в период, когда ребенок не учится в школе по любой причине, будь то во время каникул, по болезни или когда отстранен от занятий. Кроме этого, опекуны принимают решение о медицинском вмешательстве в случае серьезного заболевания, представляет интересы ребенка в суде, иммиграционной службе, полиции и других государственных инстанциях, решают различные организационные вопросы (постановка на учет к семейному доктору, организация передвижения по стране и т.д.);