Экономическая политика брежнева кратко. Второй Ильич. Леонид Брежнев и его великая эпоха

Эпоху, в течение которой Брежнев возглавлял партию и страну, вскоре после него стали называть «застоем». Однако это не совсем верно. Советская страна в эти годы активно развивалась, становилась сильнее, укреплялось хозяйство, появлялись прорывные технологии в военном деле и космической области, которые могли вывести СССР в XXI столетии на место бесспорного лидера человечества.

Советский Союз в военном и экономическом отношении был сверхдержавой. Наши вооруженные силы были самими мощными и боеспособными на планете. Никто не мог бросить прямой вывоз СССР. В 1975 году удельный вес СССР в производстве мировой промышленной продукции составлял 20% , а валовой внутренний продукт - 10% от мирового. До 1985 года СССР занимал 2-е место в мире и 1-е в Европе по производству промышленной продукции. Уже в шестидесятые годы СССР производил больше, чем любая другая страна, в том числе и США, железной, марганцевой и хромовой руд, угля и кокса, цемента, калийных солей, тракторов, тепловозов и электровозов, хлопка, льна и некоторых других видов продукции. С 1975 года СССР стал мировым лидером по производству чугуна, стали, нефти, минеральных удобрений.

Можно отметить, что СССР вышел на первое место в мире по производству цемента, с 1966 года заметно опережал по этому показателю в расчёте на душу населения США и Великобританию. Это очень важный показатель, фактически «хлеб» промышленности. Так, известные экономисты Хорхе Лопес и Лес Раддок, специалисты по макроэкономике, оценивают динамику объемов потребления цемента, наряду грузоперевозками, в качестве базового индикатора экономического здоровья государства. Рост производства цемента – это рост в целом хозяйства, ВВП страны.

Кроме высокоразвитых станкостроения, тяжелого машиностроения, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, СССР был лидером в области космонавтики и ракетостроения, атомной энергетики, лазерных технологиях, оптике, в самолетостроении (включая гражданское), а также в производстве первоклассной военной продукции. К примеру, в 1980-е годы СССР занимал лидерские позиции в мировом станкостроении. Станкостроительная продукция экспортировалась не только в развивающие страны, но и в Японию, Канаду, США и ФРГ. Советский Союз был фактическим лидером в робототехнике. В общей сложности в Советском Союзе было выпущено более 100 тыс. единиц промышленной робототехники. Они заменили более одного миллиона рабочих (1990-е годы всё это было разрушено). Одним из самых заметных достижений отечественной робототехники и науки стало создание в КБ им. Лавочкина «Лунохода-1». Именно советский аппарат стал первым в мире планетоходом, который успешно выполнил свою миссию на поверхности другого небесного тела. Научно-техническая революция в СССР сулила невиданные перспективы стране и всему человечеству.

Кроме того, СССР удалось создать эффективную экономическую систему стран социализма - СЭВ (Совет экономической взаимопомощи). В 1975 году все страны СЭВ производили около трети мировой промышленной продукции и более четверти мирового национального дохода, при том, что население стран-членов СЭВ составляло лишь 9,4% от населения планеты. За 1951-1975 гг. доля социалистических стран в мировой промышленной продукции удвоилась. В 1950 она составляла примерно 20%. СССР производил более 60% промышленной продукции стран - членов СЭВ, а доля капиталистических промышленно развитых стран уменьшилась с 80% до немногим более 50%.

Для сравнения, в настоящее время большинство стран бывшего соцблока в Европе (ставшие членами ЕС и НАТО) в социально-экономическом и культурном упадке. Государства попали в долговую кабалу к МВФ, западным банкам. Хозяйство приватизировано (разворовано), развалено, методично уничтожена индустрия, часть сельского хозяйства, правительства попали в кредитную кабалу, государства низведены до роли рынков сбыта продукции стран ядра капиталистического мира, частично сельскохозяйственных придатков, поставщиков дешевой рабсилы, «борделей» (секс-туризм) более богатых западных стран и т. п. Население стремительно вымирает и переезжает в поисках работы и личного счастья в Германию, Австрию, Англию и т. д. К примеру, в Болгарии население с 9 млн. человек уменьшилось до 7 млн. человек, и страна продолжает вымирать. К середине XXI исторической Болгарии не будет, как и единого болгарского этноса.

Люди в Союзе жили в полной безопасности (внутренней и внешней), имели лучшее в мире образование и науку, одну из лучших систем образования и социальной защиты человека. В СССР трудилась четверть учёных всего мира! В вузах обучалось 5 млн. студентов, их обучало полмиллиона преподавателей. В СССР не было массовых социальных болезней присущих капиталистическому миру: массовой нищеты, армии беспризорников, проституток, наркоманов, бандитов, извращенцев-дегенератов. В СССР не было вопиющей социальной несправедливости, как в нынешней «демократической» и капиталистической (или неофеодальной) Российской Федерации, где несколько процентов населения обладают 90% богатства всей страны, а половина населения живет в нищете или на грани бедности. В Советском Союзе не боялись исламского радикализма, пещерного национализма и другой архаики, которая в настоящее время тянет человечество в прошлое. Действительно это был период «развитого социализма». Понятно, что недостатки были и много, но в целом это была отличная база для развития советской цивилизации и общества. Не удивительно, что по результатам опроса общественного мнения в 2013 году Леонид Ильич Брежнев признан лучшим главой государства в России-СССР в XX веке.

При этом существование СССР позволяло целой группе стран - «третий мир», быть вне лагеря капиталистических стран во главе США и блоком НАТО, или социалистической лагеря. А в западном, капиталистическом мире его хозяевам приходилось сдерживать аппетиты, поддерживать т. н. «средний класс», «вывеску капитализма», чтобы население западных стран не желало социалистических преобразований и революции. После развала СССР средний класс на Западе пустили под нож, он стремительно сокращается, так как в нём уже нет нужды. Выстраивается классическая схема неорабовладельческого (посткапиталистического) мира: богатые и очень богатые с обслугой, включая творческую сферу и техперсонал, и бедные и очень бедные.

«Застоем» эпоху Брежнева назвали враги советского проекта и цивилизации, так как не оправдались их ожидания по продолжению «перестройки», которую начал Хрущев. Не удивительно, что в Советском Союзе термин «застой» ведёт своё происхождение от политического доклада ЦК XXVII съезду КПСС, прочитанного М. С. Горбачёвым, в котором констатировалось, что «в жизни общества начали проступать застойные явления» как в экономической, так и в социальной сферах. А при «лучшем немце» Горбачева началась такая «положительная динамика», что от СССР и социалистического блока очень быстро остались только «рожки да ножки».

Основной проблемой эпохи Брежнева было то, что советская верхушка не нашла в себе смелости сказать о необъективности оценок Сталина, о перегибах в преодолении культа личности, о беспрецедентно грубых ошибках Хрущёва во внутренней и внешней политике, и главное – вернуть к сталинской программе по созданию общества созидания и служения, общества «золотого века». В брежневском СССР не было полноценной Идеи, как с сталинском СССР, только заменители. То есть гниение советской верхушки продолжилось, хоть и более медленными темпами, что в итоге и привело советскую (русскую) цивилизацию к катастрофе 1985-1993 гг. и поражению в Третьей мировой войне (т. н. холодная война).

Никиту Хрущёва сместила недовольная его «волюнтаризмом» партийно-государственная верхушка. Слишком быстро Хрущёв всё разрушал, его «перестройка» была чревата нежелательными последствиями для многих в партийной, государственной и военной верхушке СССР. Поэтому двигателями заговора против Никиты Сергеевича стали те же деятели, которые прежде его поддерживали - Микоян, Суслов и Брежнев. Брежнев был выдвиженцем 1930-х годов, когда партийные работники быстро поднимались вверх, заменяя уничтоженную «ленинскую гвардию». Брежнев хорошо проявил себя политработником на войне, умело работал по восстановлению послевоенного хозяйства. И попал в число «молодых», которых Сталин заметил и поставил в высшие эшелоны власти в последние годы жизни. Брежнев и при Хрущёве отличился первым секретарем компартии Казахстана, поднимая целину и участвуя в подготовке строительства космодрома. С мая 1960 года председатель Президиума Верховного Совета СССР.

Понятно, что Брежнев не был главным в тайной оппозиции Хрущёву. Среди советских лидеров были более опытные и авторитетные люди. Однако те же Суслов и Микоян уступили первую роль ему. Брежнев считался другими более весомыми фигурами временной, компромиссной фигурой. Эти деятели планировали продолжить курс Хрущёва, но без «перегибов» и без самого Хрущёва, с его авторитарным стилем руководства.

Но несколько просчитались. Брежнев сохранил власть и постепенно обновил руководство страны и партии. В частности, был отправлен в отставку Анастас Микоян. В 1967 году попал в опалу секретарь ЦК КПСС Александр Шелепин, его ставленник глава КГБ Владимир Семичастный был уволен «в почётную отставку» на малозначительный пост первого заместителя Председателя Совмина УССР и исключен из общесоюзной политической жизни.

Преодоление колоссальных ошибок Хрущёва и его людей во внутренней и внешней политике стало главной задачей нового курса Брежнева, при этом предшественник не подвергался публичной критике. Новому руководству Союза – Брежневу, Косыгину, Подгорному, Суслову – пришлось предпринимать срочные меры по выправлению ситуации, в которую загнал Советский Союз Хрущёв. Была сразу же отменена партийная реформа, промышленные и сельскохозяйственные парторганизации снова сливались воедино. Ликвидировали совнархозы, восстанавливали нормальные отраслевые министерства. Отменили и школьную реформу с «профессиональным» образованием. Чтобы снять продовольственную проблему, которая появилась из-за разрушительных «реформ» Хрущева, продолжили закупки продовольствия за границей. Чтобы снять напряжение в народе, колхозникам вернули возможность иметь приусадебные участки, колхозам и совхозам списали долги, повысили закупочные цены, установлена надбавка за продажу сверхплановой продукции государству. При Брежневе колхозники начали получать зарплату и пенсии, были освобождены от налогов, которыми при Хрущеве обложили чуть ли не каждое дерево и голову скота или птицы в приусадебных хозяйствах (на что крестьяне ответили забоем скота). Началась реализация программы комплексной механизации аграрного производства. В начале брежневского правления было остановлено удорожание товаров широкого потребления, начавшееся с 1961 года как следствие хрущевских «реформ». Заморозили преследования по религиозному признаку, которые процветали при Хрущёве (по стране прокатилась вторая волна по закрытию и разрушению храмов, многие из которых были восстановлены при Сталине). Довольно успешно решали жилищную проблему: к началу 1980-х годов 80% семей имели отдельные квартиры (получали бесплатно!).

Предпринимались усилия по нормализации ситуации в промышленности. По предложению Косыгина внедрялись новые методы. Расширялась самостоятельность предприятий, снижалось число плановых показателей, которые спускали сверху, вводились механизмы хозрасчёта с возможностью использовать часть прибыли на социальные, культурные и бытовые нужды. Вводилось материальное стимулирование для рабочих и служащих. Начинается ускоренное строительство предприятий по выпуску товаров народного потребления. Стоит сказать, что многое из сделанного в области промышленности и сельского хозяйства пробовалось еще в 1951 г. – начале 1953 г., то есть в последние сталинские годы, по предложениям Шепилова и Косыгина.

Таким образом, в целом внутренняя политика Брежнева была в интересах народных масс. Концептуальная проблема была в том, Леонид Ильич не решился пересмотреть итоги XX съезда КПСС 1956 года, где с докладом «О культе личности Сталина и его последствиях» выступил Хрущёв. То есть основной «мусор», который Хрущёв и хрущевцы набросали на могилу величайшего политического лидера России, да и мировой истории, не разгребли.

Брежнев по умолчанию пытался в ярде сфер проводить сталинский курс (неосталинизм), но главного сделать у него не хватило духу. В частности, на XXIII съезде КПСС (1966 г.) Брежнев планировал сказать о необъективности оценок Сталина в «закрытом» докладе Хрущева, о перегибах в преодолении культа личности, о беспрецедентно грубых ошибках хрущевского правительства в отношении Китая, Албании, ряда зарубежных компартий. То есть тех стран и компартий, которые отказались отречься от курса Сталина. Но против этого плана восстали оставшиеся в руководстве СССР хрущевцы и сторонники «либерализации» СССР, то есть представители постепенно загнивающей советской верхушки, которая в итоге и приведет к краху советскую цивилизацию. Также против восстановления исторической правды о Сталине и его времени выступили те лидеры соцстран, которые уже нашли себя в политики сближения с Западом (вроде Тито). Брежнев не решился пойти против всех и реабилитировать Сталина, он не был руководителем такого ранга как Сталин или Фидель Кастро («и один в поле воин»).

В результате энтузиазм народа угас. Его уже нельзя было поднять и воодушевить на великие свершения. Последний всплеск духовной энергии народа проявился во время освоения целины, призывов «догнать и перегнать Америку», на обещание, что «нынешнее поколение будет жить при коммунизме». Но затем стало, что народ обманули. Хрущевские «перегибы» истощили народную энергию. Безобразия и крупные ошибки «реформ» Хрущева подорвали духовно-идеологическую сферу советской цивилизации. При Брежневе также были громкие лозунги. Провозглашали «решающие» и «определяющие» годы, «пятилетку качества» и т. д. Однако это уже не действовало как раньше. Народ не верил идеологам. В стране были ударные стойки – КамАЗ, БАМ, Атоммаш, гигантские газопроводы и нефтепроводы, которые протянулись из Сибири к западным границам. Но шумиха была в основном показной. Для молодежи устраивали торжественные проводы на «стройки коммунизма», но большинство людей уже шло на «ударные» стройки» с целью заработать.

Вторую попытку по реабилитации Сталина предприняли в канун 90-летия со дня рождения Сталина (1969). Готовилось постановление ЦК об исправлении ошибок в оценке его деятельности. Но снова внешняя и внутренняя оппозиция не дали этого сделать. Только в 1970 году под давлением Пекина на могиле Сталина установили бюст.

Эта «противоречивость» Москвы при Брежневе сказалась и на внешней политике СССР. С одной стороны, мы оказывали помощь Вьетнаму в ходе американской агрессии, поддерживали Египет и Сирию в борьбе с Израилем, и происками Запада. Помогли многим странам арабского мира идти по пути арабского национального социализма. Восстановили порядок в Чехословакии. Активно развивали Организацию Варшавского договора и СЭВ. СССР нормализовал отношения с ведущими странами Запада. Москву посетил Шарль де Голль, СССР сблизился с Францией. Наладили отношения с ФРГ, где канцлером был Вилли Брандт. Переговоры в Москве в 1970 году привели к заключению соглашения, по которому стран отказывались от применения силы в отношении между собой. Были признаны послевоенные границы. В 1972 году ФРГ признает социалистическую ГДР. Оба германских государства вошли в ООН. Возобновились советско-американские встречи на высшем уровне. Добились паритета по межконтинентальным ракетам с США. Вашингтон был вынужден идти на переговоры по ограничению стратегических вооружений. Настоящей победой стало в Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 году в Хельсинки. Мы закрепили политические и территориальные итоги Второй мировой войны, были признаны принципы нерушимости границ, территориальной целостности государств, невмешательства во внутренние дела иностранных государств (все разрушено в ходе и после развала СССР).

С другой стороны, продолжился курс на конфронтацию с Китаем, вплоть до того, что войны с Поднебесной опасались больше чем с НАТО, и держали на границах с КНР мощную ударную группировку войск. То есть вместо того, чтобы вместе с Китаем давить «империализм» и строить социализм на планете, потратили уйму ресурсов и сил на его «сдерживание». В итоге Пекин пошёл на сближение с Вашингтоном. Не удалось добиться полного согласия с Румынией, Албанией, Кубой, Северной Кореей и Северным Вьетнамом (практически везде уважали Сталина). Брежнев был противником усиления военной активности СССР в Афганистане, но поддался давлению «военной партии». В результате Афганистан стал большой проблемой, как из-за обострения международной политики, так и увеличения нагрузки на экономику СССР. Проблему Афганистана необходимо было решать дипломатическими методами, силами разведки, сил спецопераций, но не общевойсковой операцией.

В целом во второй половине правления Брежнева намечается ухудшение. Оно было связано с ростом влияния «соратников», которые выражали интересы вырождающейся советской номенклатуры. Советская «элита» хотела идти курсом «сближения» с Западом, войти в «мировое сообщество», «приватизировать» народную собственность и стать «хозяевами жизни». Это в итоге и привело к катастрофе 1985-1993 гг., когда произошла либерально-буржуазная контрреволюция. Брежнев, как соратник Сталина и ветеран Великой войны, на это не пошёл бы. Но он не имел стальной воли и его постепенно «обрабатывали», и генсек менял курс в угоду настойчивым товарищам. У него вырабатывали «манию величия», создавали новый «культ личности. В частности, награждали всевозможными орденами, премиями, медалями, а самые активные деятели из Политбюро называли его «Ленин сегодня», «выдающийся полководец Великой Отечественной». Брежнев незаслуженно стал Маршалом Советского Союза, четырежды Героем Советского Союза, награждён орденом «Победа» и т. д.

Кроме того, Брежнев стал все чаще болеть и меньше участвовать в повседневной работе. Возможно, что его сознательно травили. Сам Леонид Ильич чувствовал, что пора уйти на заслуженный отдых. Он с 1978 года не единожды заявлял о желании уйти в отставку, но окружение и слышать об этом не хотело. Им был выгоден такой руководитель, слабый и большой, за спиной которого можно было проводить свой курс. В последние годы правления Брежнева инфильтрация будущих разрушителей СССР в высшее руководство страной в целом была завершена. Под их контролем был и КГБ. Так, именно Андропов познакомил Брежнева с Горбачевым, намекая при этом на необходимость преемственности курса. С тех пор карьера молодого ставропольского функционера резко пошла в гору.

Понятно, что в поздние годы Брежнева ухудшилась ситуация и в хозяйстве, хотя необратимых проблем и не было. Снизились темпы роста экономики (но он продолжался). Увеличилась зависимость от продажи углеводородов, зависимость от поставок продовольствия. Значительная часть валютной выручки от экспорта нефти и нефтепродуктов, природного газа тратилась на импорт продовольствия и закупку товаров народного потребления. Ухудшилась ситуация в сельском хозяйстве. Только за 15 лет страна 8 раз пережила сильнейшие неурожаи (1969, 1972, 1974, 1975, 1979, 1980, 1981, 1984). Потери были не только из-за суровых природно-климатических условий, но и плохой организации труда и т. д. Также сказывалось разрушение русской деревни при Хрущеве, излишняя урбанизация, что ухудшало и демографию. Росло число некомпетентных чиновников в различных секторах экономики, в сферах управления, что вело к падению качества управления СССР. Развивалась теневая «серая» экономика (от подпольных мастерских до криминала). Активно формировался новый социальный слой – дельцы подпольного бизнеса, первые преступные организации, который примет активнейшее участие в развале Союза. Особенно бурно развивался этот социальный слой в национальных окраинах – в Закавказье, на Северном Кавказе и в Средней Азии. Происходил рост преступности, шла алкоголизация населения. Кроме того, приоритетное развитие национальных окраин (Прибалтики, Закавказья, Средней Азии) за счёт великорусских губерний создало у местного населения завышенную самооценку, мнение, что «хватит кормить Москву» и т. п.

Таким образом, эпоху Брежнева нельзя назвать «застоем». Можно выделить две основные тенденции:

1) по заданному в эпоху Сталина курсу советская держава активно продолжала развиваться, была лидером в военном деле, космосе, мирном и военном атоме, станкостроении, робототехнике и т. д. Росла численность населения, мы имели лучшую в мире школу, были самой образованной и читающей нацией. На высочайшем уровне была социальная защищенность населения. То есть имелись все задатки, чтобы стать мировым лидером, совершить блистательный прорыв в XXI век. Но для этого необходимо восстановить курс Сталина, создавать общество созидания и служения, вернуть большую Идею в народ. Однако Брежнев сделать этого не смог, видимо, не был по своей психологии воином или жрецом-брахманом;

2) разложение советской верхушки продолжалось, хотя основные разрушительные «реформы» Хрущева и удалось обезвредить. Разрушители-«перестройщики» постепенно заняли лидирующие позиции в партии. В национальных окраинах происходила смычка партийных вырожденцев, которые уже не были коммунистами, с будущими «новыми русскими», криминалом. Это «болото» в итоге сдало советский проект, советскую цивилизацию, чтобы «жить красиво», как на Западе.

«Застоем» же время Брежнева назвали враги советской цивилизации и СССР, так как не удалось разрушить Союз в 1960-1970-е годы, либерализацию и разграбление советской державы пришлось отложить до рубежа 1990-х годов. Для простых же людей эпоха Брежнева была самым лучшим временем в истории СССР-России: у них было мирное небо над головой, они не голодали, не воевали, не знали массовых социальных язв Запада и Востока, их жизнь и благосостояние из года в год улучшались и росли.

Руководил страной с 14 октября 1964 г. по 10 ноября 1982 г. Занимаемые должности: Первый секретарь Центрального комитета Коммунистической Партии Советского Союза
14 октября 1964 - 8 апреля 1966
Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической Партии Советского Союза
8 апреля 1966 - 10 ноября 1982
Брежнев Леонид Ильич (1906–1982), генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) с 1964 по 1982. Родился 6 (19) декабря 1906 в русской семье в Днепродзержинске (до 1936 – Каменское) на юго-востоке Украины.

В 1923 вступил в комсомол; с 1931 – член ВКП(б). В 1935 окончил Днепродзержинский металлургический институт. После прохождения военной службы Брежнев занимался партийной работой и быстро сделал карьеру в партийном аппарате Днепропетровской области. Продвигался по службе в период чисток конца 1930-х годов при поддержке Н.С.Хрущева, в то время первого секретаря ЦК Коммунистической партии Украины. Был начальником политуправления 4-го Украинского фронта в годы Великой Отечественной войны.

В 1950 Хрущев ввел Брежнева в центральные органы партии, после чего его дважды назначали высшим партийным руководителем республиканского уровня – в Молдавии (1950–1952) и Казахстане (1955–1956). Брежнев отвечал за реализацию программы развития сельского хозяйства в Казахстане (освоение целинных земель). В 1957 он стал членом Политбюро КПСС, а в 1960–1964 – председателем Президиума Верховного Совета СССР.

В 1964 Брежнев участвовал в октябрьском заговоре по отстранению от власти Хрущева, чье волюнтаристское руководство страной вызывало все более серьезное недовольство. Брежнев стал первым (с 1966 – генеральным) секретарем ЦК КПСС, а Совет министров возглавил А.Н.Косыгин. В 1977 Брежнев стал также и главой государства (председателем президиума Верховного совета).

Брежнев был последовательным сторонником политики разрядки – в 1972 в Москве им были подписаны важные соглашения с президентом США Р.Никсоном; в следующем году он посетил США; в 1975 был главным инициатором Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и подписания Хельсинкских соглашений. В СССР 18 лет его пребывания у власти оказались самыми спокойными и стабильными в социальном плане, активно развивалось жилищное строительство (было построено почти 50 процентов жилого фонда СССР), население получало бесплатные квартиры, развивалась система бесплатного медицинского обслуживания, все виды образования были бесплатными, развивалась аэрокосмическая, автомобильная, нефтегазовая и военная промышленность. С другой стороны, Брежнев не колеблясь, подавлял инакомыслие как в СССР, так и в других странах «социалистического лагеря» – в Польше, в Чехословакии, в ГДР.

В 1970-е годы обороноспособность СССР достигла такого уровня, что советские вооруженные силы могли в одиночку противостоять объединенным армиям всего блока НАТО. Авторитет Советского Союза был в это время необычайно высок в странах «третьего мира», которые благодаря военной мощи СССР, уравновешивавшей политику западных держав, могли не опасаться НАТО. Однако ввязавшись в 1980-х в гонку вооружений, особенно в борьбу с программой «звездные войны», Советский Союз начал тратить на военные цели непозволительно большие средства в ущерб гражданским секторам экономики. В стране начала ощущаться острая нехватка товаров народного потребления и продуктов питания, в столицу потянулись «продовольственные поезда» из провинций, на которых жители отдаленных районов вывозили из Москвы продукты питания.

С конца 1970-х годов началось масштабная коррупция на всех уровнях власти. Серьезной внешнеполитической ошибкой Брежнего стало введение в 1980 советских войск в Афганистан, в ходе которого значительные экономические и военные ресурсы были отвлечены на поддержание правительства Афганистана, а СССР оказался вовлечен во внутриполитическую борьбу различных кланов афганского общества. Примерно в это же время состояние здоровья Брежнева резко ухудшилось, он несколько раз ставил вопрос о своей отставке, но его соратники по Политбюро, прежде всего М.А.Суслов, движимые личными интересами и стремлением остаться во власти, уговорили его не уходить на пенсию. К концу 1980-х в стране уже наблюдался культ личности Брежнева, сравнимый с аналогичным культом Хрущева. Окруженный славословием стареющих коллег, Брежнев остававался у власти до самой смерти. Система «восхваления вождя» сохранилась и после смерти Брежнева – при Андропове, Черненко и Горбачеве.

Во время правления М.С.Горбачева брежневская эпоха была названа «годами застоя». Однако горбачевское «руководство» страной оказалось значительно более катастрофичным для нее и в конце концов привело к распаду Советского Союза.

Смотри также:
БРЕЖНЕВ ЛЕОНИД ИЛЬИЧ (БСЭ) ИЗ БИОГРАФИЧЕСКОЙ ХРОНИКИ Л.И.БРЕЖНЕВА
1906, 19 декабря. Родился в семье Ильи Яковлевича и Натальи Денисовны Брежневых в г.Каменское (с 1936 г. – г. Днепродзержинск) Екатеринославской губернии на Украине.

1915. Принят в Каменскую мужскую классическую гимназию.

1921. Оканчивает Первую трудовую школу (бывшую гимназию) г.Каменское. Кочегар на Днепровском металлургическом заводе. Рабочий маслобойного завода в Курске.

1923. Поступает на учебу в Курский землеустроительный техникум, вступает в комсомол.

1927. Оканчивает техникум, начинает работать землеустроителем в Курской области.

1927–1928. Переезжает в Свердловск, работает заместителем окружного земельного уполномоченного, заведующим земельным отделом в Свердловской области.

1929. Принимается кандидатом в члены ВКП(б).

1930. Работает заместителем заведующего окружным землеуправлением в г.Свердловске.

1930–1931. Студент института сельхозмашин им.Калинина в Москве.

1931. Председатель профкома института им. Арсеничева в г.Каменское. 24 октября. Принимается в члены ВКП(б).

1932–1933. Секретарь парткома института им.Арсеничева в г.Каменское.

1933–1935. Директор металлургического техникума в г.Каменское.

1935. Оканчивает с отличием институт им.Арсеничева в г.Каменское (заочно) и получает специальность инженера-тепловика. Работает начальником смены силового цеха завода им.Дзержинского.

1935. Курсант бронетанковой школы в г.Чита. Политрук танковой роты 14-го мехкорпуса ДВК.

1937–1938. Заместитель председателя горсовета г.Днепродзержинска.

1938. Заведующий торготделом Днепропетровского обкома КП(б)У.

1940. Секретарь Днепропетровского обкома КП(б)У по оборонной промышленности.

1942, март. Награждается первой боевой наградой – орденом Красного Знамени. Назначается заместителем начальника политуправления Черноморской группы войск Закавказского фронта.

1943. В связи с упразднением старых воинских званий бригадному комиссару Брежневу присваивается новое звание – полковника. 1 апреля. Назначается начальником политотдела 18-й армии.

1945, май. Назначается начальником политуправления 4-го Украинского фронта. 24 июня. Участвует в Параде Победы в Москве. Назначается начальником политуправления Прикарпатского военного округа.

1952, октябрь. Выступает с речью на XIX съезде КПСС. 16 октября. На пленуме после окончания XIX съезда партии избирается по предложению Сталина кандидатом в члены Президиума ЦК КПСС, секретарем ЦК КПСС.

1953, март. Назначается начальником Политуправления Военно-Морских Сил, заместителем начальника Главного политуправления Советской Армии и Военно-Морского флота. Присваивается воинское звание генерал-лейтенанта. 26 июня. Включается в группу захвата с целью ареста Берии.

1956, февраль. На пленуме ЦК партии после окончания XX съезда КПСС избирается кандидатом в члены Президиума ЦК КПСС, секретарем ЦК КПСС, ведающим вопросами обороны, тяжелого машиностроения и капитального строительства.

1957, июнь. Переносит микроинфаркт. Июнь. Поддерживает Н.С.Хрущева в его борьбе с «антипартийной группой», избирается членом Президиума ЦК КПСС.

1958. Заместитель председателя Бюро ЦК КПСС по РСФСР (по совместительству).

1961. Присваивается звание Героя Социалистического Труда.

1963. Избирается секретарем ЦК КПСС.

1964, июль. Оставляет пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР, сосредотачиваясь на деятельности секретаря ЦК КПСС.

1966, 29 марта. Делает Отчетный доклад на XXIII съезде КПСС. 8 апреля. Избирается членом Политбюро, генеральным секретарем ЦК КПСС.

1968, июль–август. Председательствует на заседаниях Политбюро, где решается вопрос о вводе войск стран Варшавского договора в Чехословакию.

1970, 12 августа. Подписывает вместе с германским канцлером В.Брандтом Московский договор между СССР и ФРГ.

1972, май. Подписывает в Москве вместе с президентом США Р.Никсоном Временные соглашения о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений и Договор об организации систем противоракетной обороны между СССР и США.

1973. Награждается Международной Ленинской премией «За укрепление мира между народами».

1975, август. Участвует в Хельсинки в подписании Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. 27 ноября. Награждается Всемирным Советом мира «Золотой медалью мира имени Ф.Жолио Кюри».

1976, 24 февраля. Выступает с Отчетным докладом на XXV съезде КПСС. 8 мая. Присваивается звание Маршала Советского Союза. 19 декабря. В связи с 70-летием со дня рождения награждается второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

1976. Переносит инсульт.

1977, 24 мая. На Пленуме ЦК КПСС принимается решение о совмещении постов генерального секретаря ЦК КПСС и председателя Президиума Верховного Совета СССР. 16 июня. Избирается Председателем Президиума Верховного Совета СССР.

1977. Награждается высшей наградой в области общественных наук – Золотой медалью им.Карла Маркса.

1978. Публикуются воспоминания «Малая земля», «Возрождение», «Целина». 20 февраля. Награждается высшим военным орденом «Победа» (после смерти Указ о награждении был отменен). 19 декабря. Награждается третьей «Золотой Звездой» Героя Советского Союза.

1979, 18 июня. Подписывает в Вене вместе с Д.Картером Договор между СССР и США об ограничении стратегических вооружений. Декабрь. Санкционирует ввод Советских войск в Афганистан.

1980, 31 марта. Вручение Ленинской премии в области литературы. 13 октября. Награждается Международной премией «Золотой Меркурий» за мир и сотрудничество. 18 декабря. Награждается вторым орденом Октябрьской революции (единственное награждение).

1981, 23 февраля. Выступает с Отчетным докладом на XXVI съезде КПСС. 19 декабря. В связи с 75-летием со дня рождения награждается четвертой медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

1982, 23 марта. Инцидент на Ташкентском авиационном заводе (обрушение эстакады вместе с людьми), в ходе которого Л.И.Брежнев получает перелом ключицы правой руки. 10 ноября. Кончина Л.И.Брежнева. 15 ноября. Похороны в Москве на Красной площади.

Источник информации: А.А.Данцев. Правители России: ХХ век. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 2000. События во время правления Брежнева:
1968 - ввод войск ОВД в Прагу, Чехословакия, в связи с заявлением радикальных реформ А. Дубчеком.
1970 - Луноход-1 доставлен на Луну. Первой на Луне была автоматическая межпланетная станция (АМС) "Луна-2", оставившая знак с советским гербом еще в 1959.
С 1974 - строительство БАМа комсомольцами.
1977 - принятие новой конституции СССР.
1979 - ввод ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) в Афганистан для укрепления южных границ Советского Союза.
1980 - Олимпиада в Москве. США инициировали бойкот Олимпиады-80 в связи с вводом войск в Афганистан, который поддержали 64 страны.

Р ечь пойдёт о Леониде Ильиче Брежневе, лидере Советского Союза с конца 60-х и до начала 80-х. Период его председательствования характеризуется стагнацией всех областей жизни советских людей, упадком производства, отсутствием политической свободы. Начать стоит с того, что карьера Леонида Ильича начинается в 1931 году, когда молодой Брежнев вступает в КПСС. Во время Великой Отечественной войны будущий генсек занимает пост политрука в составе 18-й армии, а затем и всего четвертого Украинского фронта. После войны хорошо зарекомендовавший себя Брежнев быстро делал успехи в партийной карьере. Благодаря связям с Хрущевым, его назначили на должность секретаря ЦК Компартии Молдавии. Дальше он стремительно продвигался по службе пока не стал председателем Президиума Верховного Совета СССР.

Следующий после Хрущева

После «смещения» Н.С. Хрущева, Брежнева рекомендовали на пост секретаря ЦК КПСС. Скорее всего из-за того, что Брежнев часто не имел собственного мнения, а также был слаб к лести и подаркам. Эти его качества делали его выгодным на посту руководителя для других, более влиятельных членов ЦК. Во многом они оказались правы, но в чем-то и ошиблись. Брежнев, несмотря на его повадки, довольно умным и очень хитрым человеком, прекрасно чувствующим людей. Это и помогло ему находится у власти такое продолжительное время.

Если говорить о деятельности Брежнева на посту руководителя страны, то нужно отметить, что все сферы жизни в этот период особо не развивались. Вернее, развития, скорее всего, было. В то время большое значение придавали «бумажному» росту. Реальные цифры замалчивались или их сознательно увеличивали.

Сам Леонид Ильич, как типичный партийный функционер был не очень сведущ в цифрах. Но для этой задачи в правительстве находился Алексей Косыгин. Он и стал автором реформ, которые сделали восьмую пятилетку самой эффективной в истории СССР. Но потом произошел кризис на Ближнем Востоке, цена за баррель подскочила до небес и реформы Косыгина стали ненужными. Правда потом, когда цена стабилизировалась (что произошло много позже), руководители пожалели о том, что не осуществили экономические реформы.

Множество советской классики было снято в то время, например, всеми известные фильмы: Служебный роман (1977), Двенадцать стульев (1970), и др. В это время творили свои шедевры такие художники и композиторы как Шагал и Хачатурян. Сердце широкой публики завоевал В. Высоцкий со своим жанром «живых» концертов.

Военно-промышленный комплекс переживал не лучшее время. Идею «большой» войны уже похоронили, так что исследования в этой области велись не очень активно. В это время были созданы многие танки и другие бронемашины, например, МП 2, Т-72, БМД 2 и др.

Что касается оценки деятельности Брежнева, то тут большинство историков едины во мнениях. Эта эпоха была отражением личности Л.И. Брежнева. Она была спокойной и флегматичной. Наверно, впервые с царских времен, советский человек мог сказать, что будет завтра и не бояться чего-то со стороны государства. Но, тем не менее, общая неэффективность экономической, финансовой и хозяйственной систем крайне чувствовалась на обыкновенных людях. Именно в то время родился стереотип о крайне низком качестве советской продукции.

После смещения Н. Хрущева, в октябре 1964 г., на Пленуме ЦК КПСС генеральным секретарем ЦК стал Л. Брежнев: Председателем Совета Министров СССР - А. Косыгин; членом Президиума, ответственным за идеологическую сферу, - М. Суслов.

Вся власть, в том числе и законодательная, концентрировалась в руках исполнительных органов: высшего, постоянно функционирующею органа государственной власти, - Президиума Верховного Совета высшего исполнительного органа - Совета Министров СССР, а на местах - исполкомов Советов. Верховном} Совету СССР, состоящему из Совета Союза и Совета Национальностей, подчинялись Верховные Советы союзных и автономных республик, Советы областей, городов и районов Основной особенностью партийно-государственной системы СССР" стало увеличение бюрократического аппарата, который к 80-м гг. увеличился до 18 млн. человек и стал одним из самых больших е мире. При Брежневе значительные размеры получил его личный секретариат. Усилился акцент на кадровую работу, восстановлена прежняя дохрущевская структуру партийных, комсомольских и профсоюзных органов. Восстановлены региональные, областные и районные комитеты партии вместо прежних измышленных и сельских. Были упразднены совнархозы и созданы крупные государственные комитеты (Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике). В 1977 г. была принята новая («брежневская») Конституция СССР, которая упрочила контроль партии над государственными органами и закрепила достигнутые успехи на пути построения так: называемого развитого социализма.

ЭПОХА БРЕЖНЕВА (1964–1985 гг.)

«Золотой век» номенклатуры

Хотя у сменивших Хрущева руководителей имелись разногласия, в главном они были едины. Нужно было укреплять власть и спокойно наслаждаться достигнутым положением. Позже они окончательно уверились в том, что пытаться перестроить систему очень опасно и хлопотно. Лучше ничего не трогать. Именно в эту эпоху и завершилось складывание гигантской бюрократической машины социализма, наглядно проявились и все ее коренные пороки. Постепенно были отменены некоторые мероприятия Хрущева, которые в той или иной мере ограничивали номенклатуру, были восстановлены отраслевые министерства.

Политическая жизнь теперь проходила гораздо спокойнее и еще более тайно, чем прежде. Используя свое положение Генерального секретаря (генсека), Л. И. Брежнев, который не казался лидером, стал главным руководителем. Еще раз стало ясно, что в условиях господства КПСС должность генсека ЦК – ключевая. Именно с ее помощью и Сталин, и Хрущев сумели «забрать» власть у своих более выдающихся соратников.

За годы брежневского правления положение правящего слоя укрепилось, выросло и его благосостояние. Номенклатура по-прежнему являлась кастой, у которой все было специальное: квартиры, дачи, загранпоездки, лечебницы и т. п. Она не знала дефицита, так как приобретала товары также в спецмагазинах. Поэтому-то власть имущие были особенно заинтересованы в низких ценах: чем труднее было купить что-то рядовому гражданину, тем полновеснее был рубль номенклатурщика.

Номенклатура не представляла собой полностью изолированный слой от народа. Скорее, это были многочисленные концентрические круги, и чем ближе каждый из них стоял к населению, тем имел меньше возможностей. Соответственно все большее число должностей и профессий становилось привилегией номенклатуры, например преподаватели высших учебных заведений. А защита кандидатской диссертации стала обставляться такими сложными правилами, рекомендациями, направлениями, что очень напоминала мучительный путь средневекового ученика в мастера.

Высшие слои номенклатуры теперь все реже пополнялись выходцами из низших, по большей части эти должности открывались лишь для родных и близких высоких руководителей. Таков, например, путь зятя Брежнева Чурбанова, который из обычного офицера стал генералом и замминистра МВД. Зато уже попавшие в соответствующий круг гораздо реже стали выводиться из него: их как бы передвигали из одного руководящего места в другое. Из-за любви номенклатуры к «теплым местечкам» число чиновников в стране росло гораздо быстрее общего числа работающих.

Для отношений внутри номенклатурной системы характерными были чинопочитание, взяточничество и разные «подарки», вытеснение талантливых людей, втирание очков начальству, назначение на должности только своих (а в некоторых, особенно нерусских, республиках продажа должностей) и т. п. Несмотря на неподсудность высших руководителей обычным законам, все равно нередко вспыхивали различные скандальные дела, которых замять не удавалось, типа «большого икорного дела», когда высокопоставленные чиновники министерства рыбного хозяйства нелегально продавали за границу черную икру.

Брежневская эпоха, бесспорно, «золотой век» номенклатуры. Но он окончился, как только производство и потребление окончательно зашли в тупик.

Экономика: реформы и застой.

Эпоху Брежнева позже назвали «застойным периодом». Термин «застой» ведёт своё происхождение от политического доклада ЦК XXVII съезду КПСС, прочитанного М. С. Горбачёвым, в котором констатировалось, что «в жизни общества начали проступать застойные явления» как в экономической, так и в социальной сферах. Чаще всего этим термином обозначается период от прихода Л. И. Брежнева к власти (середина 1960-х) до начала перестройки (вторая половина 1980-х), отмеченный отсутствием каких-либо серьёзных потрясений в политической жизни страны, а также социальной стабильностью и относительно высоким уровнем жизни (в противовес эпохе 1920-х-1950-х годов).Однако «застой» начался не сразу. Напротив, в 1965 г. провозгласили экономическую реформу, задуманную еще при Хрущеве. Суть ее была в том, чтобы дать предприятиям больше свободы, заставить их бороться за увеличение прибыли и рентабельности, увязать результаты труда и заработка (для этого часть прибыли оставляли предприятиям, чтобы выплачивать премии и др.).

Реформа дала некоторые плоды, оживила экономику. Положительно сказалось в сельском хозяйстве повышение закупочных цен. Однако очень скоро выявился ограниченный ее характер. Углубление же преобразований означало ослабление власти номенклатуры, на что она идти не желала. Поэтому постепенно все вернулось на прежнее место. План, валовые показатели оставались главными. Отраслевые министерства продолжали забирать всю прибыль у тех, кто работал лучше, и делить все по своему усмотрению.

Главной причиной неудачи реформы являлась сама суть советской модели социализма (в отличие от югославской, венгерской или китайской): жесткая концентрация всех ресурсов в центре, гигантская система перераспределения. У власти находились чиновники, которые видели свое назначение в том, чтобы планировать за всех, распределять и контролировать. И они не желали уменьшить свою власть. Подоплекой же этой системы являлось господство ВПК. Сделать этот сектор рыночным не представлялось возможным.

Главным заказчиком и потребителем оружия было само государство, которое средств на него не жалело. К «оборонке» было привязано огромное число предприятий тяжелой и даже легкой промышленности, работавших в обстановке секретности. Ни о каком хозрасчете здесь и речи быть не могло. А для того чтобы облегчить бремя военных расходов, государство все лучшее направляло в ВПК. Поэтому оно не желало разрешить свободную продажу сырья, материалов, энергии, свободного передвижения работников определенной квалификации. А без этого о каком рынке можно говорить. Вот и оставались все предприятия накрепко привязанными контролирующими и планирующими органами друг к другу без возможности самим искать партнеров, решать, что и сколько производить.

Производство гораздо больше подчинялось удобству планирования и контроля со стороны чиновников, чем интересам потребителя или величине прибыли. Оно должно было, по мысли плановиков, постоянно расти, причем «от достигнутого», т. е. от показателей предыдущего периода. В результате часто росло в основном военное или ненужное производство. Затраты на такой рост становились все значительнее, экономика все больше носила «затратный» характер. По сути, рост шел ради роста. Но страна уже не в состоянии была отдавать за него все больше средств. Он стал замедляться, пока не достиг почти нуля. Наступал, действительно, «застой» в экономике, а с ним и кризис системы. Возвращаясь к причинам неудач реформы, скажем, что главной возможностью отказаться от нее стали доходы от нефти. Советский Союз активно осваивал месторождения нефти и газа в Сибири, на Севере (а также и других полезных ископаемых на гигантских просторах Востока, Севера, Казахстана и т. п.). С начала 70-х годов мировые цены на нефть выросли во много раз. Это дало СССР огромный приток валюты. Вся внешняя торговля перестроилась: главными ста­ьями экспорта стали нефть, газ и другое сырье (а также и оружие), основным импортом – машины, оборудование, товары для населения и продовольствие. Разумеется, валюту активно тратили на подкуп зарубежных партий и движений, шпионаж и разведку, поездки за рубеж и пр. и пр. Таким образом, руководство по­лучило мощный источник поддержания системы без изменений. Поток нефтедолларов окончательно похоронил экономическую реформу. Импорт зерна, мяса и др. позволил сохранить убыточную колхозно-совхозную систему. Между тем, несмотря на все усилия и гигантские затраты, результаты в сельском хозяйстве были еще плачевнее, чем в промышленности.

С 50-х годов в мире началась научно-техническая революция (НТР), связанная с внедрением электроники, искусственных материалов, автоматики и т. п. Мы никак не могли уменьшить технологический разрыв с Западом. Соревнование с ним удавалось выдержать лишь в военной сфере путем непомерного напряжения сил и промышленного шпионажа. Постоянные разговоры о «соединении преимуществ социализма с достижениями НТР» лишь подчеркивали нашу отсталость. При планировании предприятия не имели никаких стимулов к техническому прогрессу, изобретатели лишь досаждали руководителям. В этих условиях брежневская команда решила, что экспорт нефти может решить и проблему отсталости. Страна стала резко увеличивать закупки современного оборудования за рубежом. Только за 4 года с 1972 по 1976 импорт западной техники вырос в 4 (!) раза. Таким образом, власть сумела несколько повысить производительность труда, увеличить производство, наладить выпуск многих современных товаров. Но этим она полностью развратила наших хозяйственников, снизила и без того низкий технический уровень инженеров, загнала в угол своих конструкторов.

К началу 80-х годов страна исчерпала возможности роста за счет привлечения новых рабочих, освоения новых месторождений, строительства предприятий. Когда мировые цены на нефть резко пошли на снижение, это означало кризис всей социалистической системы. Она слишком привыкла к нефтедолларам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

им. К. Г. РАЗУМОВСКОГО»

В г. Ростов-на-Дону

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Основы Российского Права»

Тема: Конституционное право

Выполнил студент

Специальность 016735

Преподаватель

Г.Ростов-на-Дону

1. Брежнев у власти

2. Внутренняя политика

3. Внешняя политика

Брежнев у власти (1964г-1982г)

Брежнев – один из основных организаторов антихрущёвского заговора (провёл предварительные беседы с многими членами ЦК КПСС, убеждая их в необходимости отставки Хрущёва). В результате Хрущёв был смещён на Пленуме ЦК КПСС 14.10.1964 (Брежнев после доклада Суслова не дал выступить желающим продолжить критику Хрущёва; сам Хрущёв также не получил слова; после отставки Хрущёву по распоряжению Брежнева были сохранены квартира, дача и обслуга), а Брежнев стал 1-м (с 1966 генеральным) секретарём ЦК КПСС. Фактически Брежнев не был единоличным правителем СССР. Предполагалось, что управление впредь будет осуществляться в соответствии с принципами «коллективного руководства». Все решения должны были обсуждаться и приниматься на Президиуме ЦК КПСС. Пост главы партии и главы правительства не должен был совмещать один человек. Предполагалось, что страной будет руководить «триумвират»: Брежнев, глава правительства А.Н. Косыгин, председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.В. Подгорный. Наряду с ними важную роль в управлении страной играли преставители государственной и партийной элиты (министры обороны А.А. Гречко и Д.Ф. Устинов, председатель КГБ Ю.В. Андропов, министр иностранных дел А.А. Громыко, главный идеолог партии М.А. Суслов и др.). Брежнев принимал решения, зачастую учитывая их мнение даже в том случае, если оно расходилось с его собственным. Другой опорой Б. были выдвинутые им соратники по работе в Днепропетровске и Молдавии: К.У. Черненко (Брежнев доверил ему руководить работой аппарата ЦК, т.е. готовить важнейшие политические решения), Н.А. Щёлоков, Н.А. Тихонов, А.П. Кириленко. На местах Брежнев опирался на высших руководителей партийного аппарата (генеральных секретарей компартий союзных республик, секретарей крайкомов и обкомов), многие из которых занимали эти посты весь период правления Брежнева (т.е. фактически были неснимаемыми). Даже к концу жизни Брежнев регулярно связывался с ними, интересуясь состоянием их области, успехами и проблемами, советуясь по различным вопросам. Фактически режим Брежнева был компромисом между различными слоями и группами советской элиты. Укрепляя свою власть, Брежнев постепенно удалил из высшего руководства ряд потенциально опасных фигур. В 1967 от поста председателя КГБ был отстранён В.Е. Семичастный, А.Н. Шелепину как члену Политбюро было поручено курировать всместо спецслужб профсоюзы (но из состава Политбюро он выбыл только в 1975). В 1973 лишёны своих постов П.Е. Шелест и Г.И. Воронов. В 1977 по постановлению ЦК Н.В. Подгорный выведен из состава Политбюро и лишился поста председателя Президиума Верховного Совета, который занял Брежнев. В 1980 по причине болезни ушёл с поста председателя совмина А.Н. Косыгин. Тем самым к концу своей жизни Брежнев вместо ситемы «триумвирата» установил единоличное правление, которое, однако, было лишь формальностью из-за его плохого состояния здоровья. Фактически в этот период ключевые вопросы решались новым "триумвиратом": Устиновым, Громыко и Андроповым.

Внутренняя политика в период правления Л.И.Брежнева

Деятельность Леонида Ильича Брежнева на первом этапе его руководства страной имела явно положительный характер. Были свернуты все неразумные начинания в экономическое сфере, введенные во времена Хрущева, прекратился массовый снос православных храмов. По экономической реформе, начатой Косыгиным, была расширена самостоятельность предприятий, сокращено количество плановых показателей, введены зачатки рыночного оборота сверхплановой продукции, материальное стимулирование и хозяйственный расчет. Темпы роста произведенной продукции в начале правления Л.И. Брежнева поднялись относительно «хрущевских», хотя и продолжали оставаться ниже «сталинских».

Смена политического курса. Тенденции развития

С отставкой Н.С. Хрущева завершился процесс либерализации общественно-политической жизни, окончились начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1968 г. Генеральным секретарем) стал Л.И. Брежнев, находившийся в течение многих лет на партийной работе. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения Н.С. Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к стабильности общества. Главой правительства был назначен А.Н. Косыгин, руководивший в разные годы Госпланом СССР, министерствами финансов, легкой и текстильной промышленности. Часть новых руководителей, в том числе А.Н. Косыгин и секретарь ЦК партии Ю.В. Андропов, считали необходимым дальнейшее развитие страны, опираясь на решения XX съезда партии. Они полагали нужным продолжать реформаторский курс в экономике и дальнейшую либерализацию общественно-политической жизни, с тем чтобы укрепить существующую систему. В то же время они выступали противниками радикальных преобразований в обществе. Более консервативный путь развития отстаивали Л.И. Брежнев, М.А. Суслов, А.Н. Шелепин и некоторые другие работники партийно-государственного аппарата. Достижение стабильности общества они связывали с пересмотром политического курса последних лет, с отказом от политики десталинизации и реформ. Противоборство мнений по вопросу о выборе путей дальнейшего развития общества завершилось поворотом от реформаторства периода хрущевской "оттепели" к умеренно-консервативному курсу в политике и идеологии. Идейно-теоретической основой деятельности нового руководства была разработанная в конце 60-х годов концепция "развитого социализма". В официальных документах "развитой социализм" трактовался как обязательный этап на пути продвижения советского общества к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического соединения всех сфер общественной жизни. Концепция не подвергала сомнению теоретические положения о коммунистической перспективе, содержащиеся в партийных документах предшествующих лет, в частности в Программе КПСС. Вместе с тем эта концепция концентрировала внимание на необходимости решения текущих задач одного из этапов построения коммунизма этапа "развитого социализма". Существовавшие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устранению недостатков должна была способствовать политика "совершенствования" социализма. Активными проводниками концепции "развитого социализма" были Л.И. Брежнев, сменивший его на посту главы КПСС Ю.В. Андропов и преемник последнего К.У. Черненко.

Две тенденции развития

В общественно-политической жизни 60-х 70-х годов происходили сложные и противоречивые процессы. Под видом борьбы с волюнтаризмом Н.С. Хрущева свертывались начатые им преобразования. В конце 1964 г. состоялось объединение промышленных и сельских партийных организаций. Позднее была упразднена территориальная система управления народным хозяйством. Устранялись искривления, допущенные в аграрной сфере, в частности по отношению к личному приусадебному хозяйству. Начался отход от курса десталинизации. В печати прекратились критика культа личности И.В. Сталина, разоблачение беззаконий сталинского режима. Вновь была ужесточена цензура. Как и прежде, ограничивался доступ к источникам научной информации отечественной и зарубежной для исследователей. Эта мера повлекла за собой тяжелые последствия дня развития науки.

В начале 70-х годов Л.И. Брежневым было заявлено о том, что в СССР достигнуто равенство республик по уровню экономики и культуры и что национальный вопрос в стране решен. Утверждалось также о складывании новой исторической общности советского народа. Однако ни в этот период, ни позднее полного фактического равенства республик достигнуто не было. Более того, в межнациональных отношениях возникали новые проблемы, требующие незамедлительного разрешения. Представители республик требовали расширения сети школ с преподаванием на родном языке. Усилилось движение в защиту окружающей среды, за сохранение исторических памятников и национальных традиций. Но руководство страны не уделяло должного внимания нарастающим конфликтам в национальной сфере. Рост национального самосознания народов, выступления в защиту национальных интересов рассматривались как проявление местного национализма.

В развитии общественно-политической жизни все более четко прослеживались две тенденции: демократическая и антидемократическая. Они проявлялись, в частности, в сфере управления производственными и государственными делами. В 70-х начале 80-х годов интенсивно росла численность общественных объединений на предприятиях и в учреждениях. Создавались организации народного контроля и технического творчества, постоянно действующие производственные совещания (ПДПС). В их составе насчитывались сотни тысяч рабочих, специалистов, служащих. Деятельность массовых объединений, руководили которыми партийные организации, создавала иллюзию участия в управлении общественным производством широких масс населения.

Принципиальные вопросы развития экономики, форм и методов ее управления рассматривались на партийных съездах XXIV (1970 г), XXV (1975 г), XXVI (1980 г). На съездах принимались планы народнохозяйственного развития (девятой, десятой и одиннадцатой пятилеток). Намечались меры "совершенствования" хозяйственного механизма, которые не устраняли, однако, чрезмерной централизации и командно-приказных методов управления. Увеличилась численность административного аппарата. За два десятилетия количество общесоюзных министерств выросло с 29 до 160. В 1985 г. в них работали около 18 млн. чиновников. Нарастание трудностей и негативных явлений в экономике не осознавалось руководством страны.

Общественные объединения из представителей различных категорий населения действовали при местных Советах. Но социальный состав самих Советов, соотношение в нем рабочих, колхозников и интеллигенции определялись партийными органами. Под партийным контролем находилась повседневная работа всех структур государственной власти в центре и на местах.

Конституция СССР 1977 г.

В октябре 1977 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла новую Конституцию. Предварительно проект Основного Закона был опубликован в центральной и местной печати. На предприятиях, в колхозах, в учебных заведениях прошло обсуждение конституционного документа. Широкое, свободное рассмотрение проекта Основного Закона расценивалось как доказательство преимуществ советской демократии перед буржуазной. В основу новой Конституции была положена концепция "развитого социализма". Его характеристика содержалась в преамбуле документа. Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Закреплялась утвержденная прежними конституциями политическая основа государства Советы. Все Советы народных депутатов Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и другие Советы составляли единую систему органов государственной власти. Во главе системы находился двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей. Его обязанностями являлись: принятие и изменение общесоюзной Конституции, включение в состав Союза новых республик, утверждение государственных бюджетов, планов социального и экономического развития. В перерывах между сессиями Верховного Совета СССР его функции выполнял Президиум. Повседневная управленческая деятельность осуществлялась при помощи системы государственного управления, которую возглавлял Совет Министров СССР.

Ядром политической системы общества "развитого социализма" называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного Закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества, определяющей генеральную перспективу его развития, линию внутренней и внешней политики. Подтверждалась основа экономической системы социалистическая собственность на средства производства в двух ее формах: государственной и кооперативно-колхозной.

Отдельные разделы Конституции были посвящены вопросам социального развития и внешней политики. Был зафиксирован принцип социалистического интернационализма в отношениях СССР с социалистическими странами и государствами, освободившимися от колониальной зависимости. Сохранялись основные положения Конституции 1936 г. о национально-государственном устройстве. В одной из глав освещались права и обязанности советских граждан, гарантируемые экономическими, политическими и правовыми средствами.

Правозащитное движение

Усиление идеологического нажима на общественную жизнь после периода "оттепели" вызвало широкое распространение движения диссидентства. На первых порах деятельность диссидентов (лиц, взгляды которых шли вразрез с официальной идеологией) была направлена на улучшение существующей системы, позднее на отказ от нее. Наиболее яркими их представителями были: историк Рой Медведев, писатель А.И. Солженицын, физик А.Д. Сахаров. Главными формами деятельности диссидентов были демонстрации под правозащитными лозунгами, обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту прав тех или иных лиц. Так, в 1966 г. группа либерально настроенной интеллигенции художники, писатели, музыканты обратилась с открытым письмом к Л.И. Брежневу. В письме шла речь о появлении опасности реабилитации И.В. Сталина и о недопустимости возрождения неосталинизма. В 1968 г. участники правозащитного движения организовали демонстрации протеста в связи с вторжением войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию. В 70-е годы усилилось противостояние между оппозиционным движением и властью. Окончательный отход партийно-государственного руководства от реформаторского курса, ограничения в области распространения информации, стремление правительства воспрепятствовать широкому развитию контактов интеллигенции с внешним миром способствовали активизации оппозиции.

Диссидентами была налажена публикация за рубежом литературных произведений, запрещенных в стране ("Тамиздат"). Возникла так называемая бесцензурная печать ("Самиздат"). В середине 70-х годов диссиденты организовали в Москве группу содействия выполнению хельсинкских соглашений. Действия диссидентов расценивались руководством страны как "вредные" и "враждебные". Представители диссидентского движения подвергались преследованиям, их сажали в тюрьмы (генерал Григоренко), высылали за рубеж (писатель А.И. Солженицын).

Противоречия экономического развития

Хозяйственные реформы середины 60-х годов

Реорганизации и реформы в экономике конца 50-х начала 60-х годов не привели к позитивным сдвигам. Падали темпы экономического развития. Для нового руководства страны была очевидной необходимость продолжения экономических реформ.

Преобразования коснулись прежде всего сельского хозяйства. В марте 1965 г. были введены твердые планы закупок сельхозпродукции на несколько лет вперед. Повышались заготовительные цены на зерновые культуры. Увеличивались надбавки к действующим закупочным ценам на скот. Колхозы переводились на прямое банковское кредитование. Вводилась гарантированная оплата труда колхозников. Были сняты ограничения с их личных хозяйств.

Осенью 1965 г. начала осуществляться экономическая реформа в промышленности. Ей предшествовала длительная дискуссия, в которой участвовали хозяйственные работники и крупные ученые-экономисты, в их числе B. C. Немчинов, Л.М. Бирман и др. В ходе дискуссии высказывались мысли о необходимости внедрения полного хозрасчета и самоокупаемости предприятий. Идеи эти были расценены как несвоевременные, тем не менее, в реформу были заложены некоторые принципы рыночной экономики (прибыль, хозрасчет). Принятая реформа устанавливала одним из главных показателей работы предприятий объем реализованной продукции. Сокращалось количество плановых показателей, вводимых государством. На предприятиях создавались специальные фонды за счет отчислений от прибыли. Их средства предназначались для развития производства и материального поощрения работников. Вводились изменения в систему управления промышленностью. Упразднялись Советы народного хозяйства, и восстанавливалось отраслевое управление. Отныне оно должно было действовать в условиях новых принципов планирования и хозяйственной самостоятельности предприятий. Реформа, таким образом, повышала роль экономических методов управления. Но она не затрагивала основ командно-административной системы.

Индустриальное развитие

С 1966 г. приступили к работе на новых условиях хозяйствования свыше 700 производственных коллективов. Процесс перехода промышленности на систему хозрасчета был завершен к концу восьмой пятилетки. В процессе осуществления реформы развернулось слияние мелких предприятий с крупными. Создавались производственные объединения (ПО). Входившие в их состав заводы и фабрики были связаны производственной кооперацией по выпуску готовой продукции или комплексной переработкой сырья. Одним из крупнейших объединений стал "АвтоЗИЛ". В его состав вошли Московский автомобильный завод им. И.А. Лихачева и несколько заводов-филиалов в других городах (в частности, в Рославле и Мценске). Подразделения некоторых производственных объединений размещались в разных экономических районах и союзных республиках.

Восьмая пятилетка (1966-1970 гг.) была временем наиболее стабильного развития послевоенной экономики. Валовой общественный продукт вырос на 13%, промышленная продукция на 50% (официальные данные). В больших масштабах велись капитальное строительство и реконструкция действующих производств. Было возведено 1900 промышленных предприятий. Завершилось сооружение первой очереди Волжского автомобильного завода в Тольятти. Начали действовать Западно-Сибирский металлургический комбинат, тепловые электростанции в Криворожье и Конакове. Окончилась прокладка газопровода Средняя Азия - Центр протяженностью 2750 км. Общая длина построенных нефте и газопроводов превысила 35 тыс. км.

Как и в предшествующие десятилетия, труженики промышленности выступали с многочисленными трудовыми начинаниями. Десятки тысяч рабочих участвовали в движении изобретателей и рационализаторов, соревновались за высокую производительность труда. В то же время в соревновании присутствовали «показуха» и элементы формализма. Многие трудовые инициативы оказывались надуманными (например, борьба за бездефектное изготовление продукции).

Индустриальное развитие 70-х начала 80-х годов характеризовалось углублением тенденций, вызванных политикой формирования единого народнохозяйственного комплекса. С целью "взаимодополнения" республиканских хозяйств и их объединения в единый комплекс развивались процессы общесоюзного разделения труда. Так, в Азербайджанской ССР преимущественное внимание уделялось газовой и нефтехимической промышленности. Ее продукция поставлялась в другие республики Закавказья.

Осуществлялись программы создания территориально-производственных комплексов. С их помощью также предполагалось укрепить хозяйственные связи республик. В эти годы сформировались Саянский, Красноярско-Ачинский, Чимкентско-Джамбулский комплексы. Курс на интеграцию экономик союзных республик, директивное управление республиканскими хозяйствами из центра вызывали диспропорции в их структуре. Одним из последствий этого стали общественное недовольство и рост оппозиционных настроений в союзных республиках. В Прибалтике на почве экономических противоречий усилилось стремление к выходу республик из состава СССР. Сепаратистские настроения в них особенно активизировались в 80-е годы.

На рубеже 70-х начале 80-х годов начали проявляться серьезные диспропорции в структуре промышленности СССР. Приоритетное развитие получили отрасли тяжелой индустрии, прежде всего оборонная. Производство военной техники на машиностроительных предприятиях достигало 60% всей выпускаемой ими продукции. В период десятой пятилетки (1976-1980 гг.) была сделана попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития. Однако намеченные планы по внедрению новой техники и росту производительности труда выполнены не были. Более того, наметилось дальнейшее отставание во всех индустриальных отраслях.

Социальная сфера

Противоречия в развитии общества затруднили выполнение планов социальных мероприятий. Успешнее других шло решение жилищной проблемы. Массовое строительство жилья позволило улучшить условия быта сотен тысяч горожан. К началу 80-х годов почти 80% семей имели отдельные квартиры (официальная статистика). Медленнее запланированного шел рост реальных доходов населения.

В 70-х - начале 80-х годов резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Ее финансирование по "остаточному" принципу особенно тяжело отразилось на условиях жизни сельского населения. Значительно отставала от города обеспеченность селян медицинскими и детскими дошкольными учреждениями, предприятиями бытового обслуживания и общественного питания. Это являлось одной из причин оттока сельских тружеников в города. За период между Всесоюзными переписями населения 1959 и 1979 гг. численность горожан увеличилась со 100 млн. до 163,3 млн. Их доля в общем составе населения страны превысила 62%.

Руководители высшего и среднего уровня занимали особое, привилегированное положение в системе распределения материальных благ. Для них существовало специальное снабжение продовольственными и промышленными товарами, действовали специальные поликлиники, больницы, санатории. "Номенклатура" была надежной опорой проводимого политического курса. Усиление социального неравенства, нарушения законности со стороны некоторых руководящих работников, славословия в адрес Л.И. Брежнева на партийных съездах и в печати вызывали растущее недовольство в стране. Падал авторитет Коммунистической партии. Попытки преемников Л.И. Брежнева преодолеть "деформации социализма" успеха не имели.

Внешняя политика

Основными внешнеполитическими целями Брежнева были сохранение любыми средствами существующего порядка в Восточной Европе (получило на западе название «Доктрина Брежнева») и снижение напряженности взаимоотношений с западными странами («Разрядка»). Активно участвовать во внешнеполитических делах Брежнев начал в ходе Чехословацкого кризиса 1968. Он сразу осознал опасность, исходящую от начавшейся в Чехословакии «Пражской весны», но почти до конца считал возможным решить проблему дипломатическим путём. Брежнев безуспешно провёл ряд встречь с главой Чехословакии Дубчеком, пытаясь убедить его лишить постов наиболее радикальных сторонников реформ, после чего дал согласие на ввод войск.

Крупным успехом в реализации внешнеполитической стратегии советского руководства стало подписание А.Н. Косыгиным и В. Брандтом (переговоры вёл Брежнев) в 1970 Московского договора с ФРГ, подтверждавшего признание послевоенных границ в Европе (аналогичные договоры с ФРГ вскоре заключили Чехословакия и Польша, а в 1972 ФРГ и ГДР взаимно признали друг-друга). В 1972 Брежнев и президент США Р. Никсон после переговоров в Москве подписали договоры об ограничении систем противоракетной обороны и ограничении стратегических наступательных вооружений. Вопреки мнению ряда членов Политбюро, Брежнев воздержался в ходе визита Р. Никсона от каких либо демонстративных жестов, осуждающих политику США (в т.ч. Вьетнамской войны). В 1973 Брежнев и президент США Р. Никсон подписали соглашение о предотвращении ядерной войны. В ноябре 1974 в ходе переговоров во Владивостоке Брежнев и новый президент США Дж. Форд договорились подписать новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (так и не вступил в силу из-за отказа США учесть в нём крылатые ракеты). Символом наступившей эпохи «разрядки» стала стыковка 11.7.1975 советского и американского космических аппаратов «Союз» и «Аполлон». Высшей точкой внешнеполитических успехов Б. стало подписание в Хельсинки 1.8.1975 заглючительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинских соглашений), предусматривавших неизменность границ европейских государств. В то же время соглашение предусматравало соблюдение сторонами т.н. «прав человека», что стало поводом для активизации в СССР диссидентского движения. В конце 1970-х политика разрядки терпит неудачу, начинается новый виток «холодной войны», чему способствовал ввод советских войск в Афганистан в ходе Афганского кризиса (Брежнев долгое время выступал против этого ввода, позже считал необходимым скорейший вывод войск из Афганистана).

Итоги

В целом советская экономика за период правления Брежнева достигла ряд успехов: создана единая энергетическая система, освоены новые нефте и газодобывающие районы (дают б.ч. производства энергоносителей в России на нач. 21 в.), построен ряд ключевых предприятий (ВАЗ, КАМАЗ и др.). Создание научно-производственных объединений позволило сблизить науку и производство. Но темпы экономич. роста значительно снизились (из-за чего этот период не вполне заслуженно получил название «Застой»), новые технологии применялись только в отдельных отраслях или предприятиях. Несмотря на значительный рост числа научных работников и специалистов с высшим образованием, надежды на научно-техническую революцию не оправдались.

В период правления Брежнева, в том числе благодаря его усилиям, СССР достиг высшей точки своего могущества в экономической, военной, политической и научной областях, но Брежнев оказался не способен задействовать этот огромный потенциал для дальнейшего развития. Ни Брежнев, ни его окружение (от «консерватора» С.П. Трапезникова до «либералов» А.Е. Бовина и Г.А. Арбатова) так и не смогли выработать стратегии, которая в перспективе позволила бы сохранить СССР. В последние годы жизни Брежнева (с конца 1970-х гг.) из-за тяжелой болезни он фактически был уже не в состоянии управлять страной, но даже тогда созданная им система власти продолжала функционировать и никто не попытался отстранить его от занимаемых им постов. Образ дряхлого, больного Брежнева стал в общественном сознании символом загнивания советской системы. Авторитету Брежнева вредили также слухи о коррупции в его окружении (судьба членов семьи Брежнева после его смерти показывает, что сведения о его огромном личном состоянии не соответствовали действительности). Другим поводом для недовольства была страсть Брежнева к наградам. Помимо звания Героя Социалистического Труда, полученного им в 1961 до прихода к власти, Брежнев, уже став правителем страны, четырежды был награжден Звездой Героя Советского Союза (в 1966,1976, 1978, и 1981). В 1976 году он стал Маршалом Советского Союза. Кроме того, он был в 1978 году награжден орденом "Победа" (за закрепление итогов Великой Отечественной войны). Дважды он становился лауреатом Ленинской премии (1973, 1980). Отношение общества к Брежневу после его смерти постепенно менялось. От критики и осуждения, достигших высшей точки в период Перестройки, общество постепенно перешло к более позитивному отношению к Брежневу, который стал восприниматься как символ стабильности и благополучия.