Хамид бабазаде кхорассани. доисламские храмы огня средней азии орто азиядагы эн байыркы исламга чейин моморчулуктун туру от храмы каралган. Передняя азия

На протяжении трех тысячелетий (с конца 4 тыс. до н. э.) в долинах Тигра и Евфрата (Двуречье), а также в прибрежных районах Средиземного моря и горных областях центральной части Малой Азии возникли очаги древнейшей культуры - ранние рабовладельческие государства: Шумер, Аккад, Вавилон, Сиро-Финикия, Ассирия, государства хеттов, Урарту и другие.

Переднюю Азию можно назвать своеобразной колыбелью мировой цивилизации. Разнообразные народы, населявшие эти государства, соприкасались как с Азиатским материком, так и с Юго-Восточной Азией и крито-микенским миром.

В искусстве Передней Азии получили развитие те же виды изобразительного искусства, что и в Египте: монументальная архитектура, круглая скульптура, рельеф, мелкая пластика, ювелирное искусство. Но особенности природных условий определи ли особенности архитектуры Двуречья: возведение зданий на возвышенных местах, использование менее долговечного материала - сырцового кирпича, простые кубические объемы и т. д. Неразвитость заупокойного культа в Двуречье обусловила отсутствие монументальной пластики крупных форм. Однако статуи божеств и правителей отличаются значительностью. В рельефах Двуречья рождаются темы, связанные с победоносными войнами, деяниями правителей. Получает распространение глиптика - резные цилиндрические печати-амулеты, покрытые тончайшей резьбой.

Памятников искусства народов Передней Азии сохранилось меньше, чем в Египте. Войны, пожары, а также непрочные строительные материалы способствовали их разрушению. Однако художественные произведения, созданные в Шумерском и Аккадском государствах, позволяют расценивать их как фундамент культуры Двуречья. Здесь возникла письменность, сформировались типы архитектуры, рельеф, круглая пластика, глиптика и другое.

Архитектура Шумера и Аккада

На протяжении конца 4 - начала 3 тысячелетия до и. э. в этих государствах складывается определенная архитектурная традиция.

Древнейшие шумерийские города-государства группировались вокруг храмов. Один из них - Белый Храм в У руке (конец 4 тысячелетия до н. э.). Он был вознесен на высокую насыпную платформу и представлял строгое прямоугольное святилище, соединенное с землей длинными боковыми лестницами и пандусами и имевшее открытый внутренний дворик. В глубине находилась статуя божества. В 3 тысячелетии до п. э. возник тип храма - зиккурат, например, огромный зиккурат царя Ур-Намму в Уре. Он напоминал гору; три его мощные террасы вели к небольшому святилищу и соединялись тремя гигантскими лестницами, окрашенными в разные цвета - черный, белый и красный. Храм символизировал единение земных и небесных миров, выраженное в форме египетской пирамиды.

С середины 3 тысячелетия до н. э. начали возводить дворцы правители Шумера (так называемый "дворец А" в Кише). Эти дворцы окружались крепостными стенами и возвышались над городом; на вершине парадной лестницы, подобно божеству, появлялся перед народом царь. Росписи внутри дворца украшались перламутровой инкрустацией.

Скульптура

Огромной внутренней силой обладают рельефы Двуречья. Излюбленная тема рельефов, печатей-амулетов древнего Шумера - изображение зверя, домашних животных, сцен охоты и скотоводства. Знание облика зверя, передача красоты его движений отличают эти сюжеты. В начале 3 тыс. до н. э. появилось изображение человека - участника торжественных шествий, храмовых церемоний, а с середины 3 тысячелетия до н. э. появляются фантастические сюжеты.

И рельефы, и круглая пластика прославляли власть правителя. Один из самых значительных памятников - Триумфальная "Стела коршунов" (около 2500 г. до н. э.), где была показана победа правителя города Лагама - Эанатума над соседним городом Уммой. На одной из сторон стелы был изображен бог Нингирсу, держащий в руке палицу и сеть с барахтающимися врагами, на другой - воины, воплощение грозной силы.

В храмах находились глиняные расписные статуэтки божеств и знатных лиц, возносящих молитвы. Их отличительной чертой были огромные расписные или инкрустированные глаза. Для храмов выполнялись мраморные головы богинь, например, голова богини из У рука (начало 3-го тысячелетия до. н. э.), для которой характерны мягкая моделировка мрамора и инкрустация глаз.

Новые черты обрело искусство Аккада во второй половине 3-го тысячелетия до н. э.: разнообразие композиционных приемов, отказ от ритмической монотонности и другое (стела царя Нарам- Суэиа, около 2300 года до и. э.).

Высокого уровня достигло художественное ремесло (ювелирное дело, изготовление посуды, украшений и т. п.), отличающееся многообразием и изысканностью.



Среднеазиатская черепаха

Статус: Категория VUBlab(ii,iii,v); Cl. Представитель монотипического рода, сокращающийся в численности, занесён в IUCN RLTS (VU A2d) и в Приложение II CITES ; на территории Кыргызстана находится под угрозой исчезновения, вызванного изменением среды обитания и отловом.

Распространение общее и в стране. От Северного и Восточного Ирана до Северо-Западной Индии и Северо-Западного Китая, в Средней Азии повсеместно, в Казахстане на север до р. Эмба и хр. Тарбагатай . В Кыргызстане - в Приферганских районах, на западе Таласской и в Чуйской долинах ; нахождение в Западном Прииссыккулье (по устным сообщениям) недостоверно.

Места обитания. В Кыргызстане населяет пустынные и полупустынные ландшафты, остепнённые полупустыни, иногда долинные низкотравные степи и сельскохозяйственные земли (пашни, бахчи); в предгорьях встречается до высоты 1300 м н. у. м. .

Численность. В частях ареала и в разных местах различная. Наибольшая плотность популяции отмечена в районе г. Майли-Сай - на 10 км транссекты шириной 10 м учтено 46 особей. В нижней части каньона р. Нарын и в щебнистых полупустынных предгорьях Туркестанского хр. на аналогичных маршрутах встречались менее 10 особей за день . В Чуйской долине повсеместно численность резко снизилась до критического уровня .

Образ жизни (жизненные циклы). В Чуйской долине выходит из зимней спячки в марте; спаривание (в Кыргызстане) - в апреле, откладка яиц проходит в норах в мае-июне . Из отложенных яиц молодые черепахи появляются через три месяца и остаются на зимовку ; очень редко летняя спячка прерывается (в дождливый сезон) . Половой зрелости достигают на 12-16-м году жизни (по другим данным - на 10-м, при длине тела 10-11 см , а самцы - в 5-6 лет ); самки откладывают обычно два яйца (иногда до шести и более, в несколько приёмов ), массой до 30 г, покрытых твёрдой оболочкой.

Лимитирующие факторы. Антропогенное воздействие: изменение (вследствие многолетнего перевыпаса) и уничтожение мест обитания, распашка целинных земель, массовый отлов на экспорт, в том числе браконьерский . В условиях Кыргызстана основной фактор - прямое преследование с целью коммерческого вывоза с территории республики .

Разведение (содержание в неволе). Среднеазиатская черепаха - популярный обитатель любительских террариумов , но в неволе размножается плохо. В Кыргызстане разведение не проводится.

Меры охраны существующие. В настоящее время в Кыргызстане не охраняются ни вид, ни его места обитания; до последнего времени не контролировался экспорт (в 2005 году был пресечен нелегальный вывоз около 1000 черепах ).

Меры охраны рекомендуемые. Ужесточение административной и регулируемой уголовным законодательством республики ответственности за отлов и вывоз. В ряде мест обитания - регламентирование интенсивности выпаса скота в весенний период.

Орто Азия таш бакасы


Steppe, or Afghan, Tortoise
Agrionemys horsfieldi (Gray, 1844)

Status: Vulnerable (category VU Blab (ii, iii, v); C1), representative of monotypic genus with South-Turanian area, in Kyrgyzstan populations of its species are endangered. The species is listed in IUCN RLTS (category VU A2d) and in Appendix II of CITES. It populates low-herb steppes and semi-deserts in piedmont zone in Talas and Tchu Valleys (probably up to eastern part of Issyk-Kul Hollow) and in the southern part of the country, usually up to 1,300 m above sea level. Tortoises finish the hibernation in March, period of rut and egg-laying depends on the elevation (May - June); incubation is 3 months. It is very rare in Tchu Valley and more abundant in some southern areas (i. g. 46 specimens per a transsect 10 km X 10 m, in vicinities of Maili-Sai town). Number is decreasing owing to ploughing-up and unordered collection for export purposes. The species is difficult at breeding (reproductive age is 12-16 years, females usually lay 2 eggs); it is not bred in Kyrgyzstan. At present time Steppe Tortoise is out of special protection in the country, which is urgently necessary to address, e.g. only one smuggled lot of tortoises seized by custom in 2005 numbers about 1,000 specimens. Toughening of criminal amenability for the collection/trade and awareness building work among people (about undesirability of keeping at home) are offered to protect this species.

Этот роскошный особняк в колониальном стиле с 99 дверями - чудо архитектурного слияния. Когда-то в Шри-Ланке, известной многим как «рай», жил богатый помещик и меценат по имени Падикара Мудали Нанаяккара Раджавасала Аппухамиладж Дон Артур де Сильва Вийесингхе Сиривардена. Однажды он решил построить собственный замок, об истории которого и пойдет речь в этой статье.

Впечатляющий горизонт Гонконга оживает каждую ночь благодаря замысловатой хореографии Симфонии огней. Горизонт Гонконга действительно не похож ни на один другой мегаполис мира. Хотя в Нью-Йорке много небоскребов, из-за небольшого размера Гонконга, в крошечную зону упаковано гораздо больше высоток.

Этот уникальный небоскреб был построен между 1971 и 1973 годами, когда-то являясь самым высоким зданием в Азии. Он наиболее известен своими необычными круглыми окнами. Нынешний Джардин-Хаус был построен, чтобы заменить одноименное здание, построенное в 1948 году. Новое строение - 52-этажный небоскреб, построенный в 1973 году в рекордные сроки всего за шестнадцать месяцев, более чем в три раза превышал высоту старого 16-этажного здания и на момент его завершения было самым высоким зданием в Гонконге и во всей Азии.

Древние египтяне строили пирамиды, а месопотамцы возводили так называемые зиккураты - гигантские структуры из кирпича на высоком фундаменте с последовательно уменьшающимися уровнями. До сих пор никто не знает, для чего они были предназначены, но предполагается, что внутри размещались святыни богов и жилые помещения для священников. Великий Зиккурат Дур-Унташ в Ираке - прекрасный пример этого сооружения. Он является одним из немногих зиккуратов за пределами Месопотамии, а также самым большим из сохранившихся до наших дней. Дур-Унташ расположен на месте древнего города Элам в провинции Хузестан на юго-западе Ирана.

Несколько дней назад в удаленной части самого западного индийского штата Гуджарат была представлена довольно спорная статуя Единства, посвященная первому заместителю премьер-министра Индии Сардар Валлабхаи Патель. Гигантская статуя высотой 182 метра теперь является самой высокой в мире, превосходя предыдущего рекордсмена - китайского Будду Весеннего Храма высотой 128 метров. Постамент, на котором расположилась Статуя Единства, достигает 58 метров в высоту, а общая высота статуи достигает почти четверти километра.

На этой неделе в Китае открылся самый длинный в мире морской переход, соединяющий Гонконг с Макао и Чжухаем. Необычная мостовая туннельная система состоит из трех мостов и одного подводного туннеля, а также двух искусственных островов общей протяженностью 55 км. Таким образом, теперь это самый длинный в мире мост, побивший рекорд еще одного китайского моста в Ханчжоу.

Это место будет крайне интересно для тех, кто не может жить без адреналина. Самый длинный в мире подвесной мост из стекла был открыт в китайском национальном парке в провинции Хунань. Мост расположен на высоте до 200 метров, а его длина составляет более 300 метров!

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 УДК ХАМИД БАБАЗАДЕ КХОРАССАНИ ДОИСЛАМСКИЕ ХРАМЫ ОГНЯ СРЕДНЕЙ АЗИИ Орто Азиядагы эн байыркы исламга чейин моморчулуктун туру от храмы каралган. Рассматривается один из древнейших типов доисламского зодчества на территории Средней Азии храмы огня. One of the most ancient types of pre-islamic art of building in Central Asia temple of fire is being under review. В Средней Азии зороастризм появился уже в эпоху Ахеменидского государства, и традиции этой самой распространенной религии прослеживаются в архитектуре на протяжении тысячелетия. В IV-V вв. н.э. зороастризм исповедовался преимущественно в центральных и северных районах Средней Азии. Наиболее видимые его проявления - святилища огня и оссуарные захоронения. Помимо всего, имеется множество источников, свидетельствующих о существовании в Согде, Бактрии, Хорезме, Маргиане храмов и святилищ, связанных с почитанием и возжиганием огня. Так, на существование храмов и домов огня (оташкеды и оташхона) в Согде указывают пехлевийские тексты, арабские историки, Наршахи и особенно Беруни. Сообщается о храме огня в Самарканде, где Сиявуш сын Кавуса установил чудотворный огонь /1/. В Согде, вблизи Самарканда на городище Кургантепе Г.А.Пугаченкова выявила храм, связанный с культом огня /2/. В Чаче в Актепе Чиланзарском (территория современного Ташкента) храм огня отличается четырьмя башнями, укрепляющими углы святилища в обводе коридоров с трех сторон /3/. Структура последнего сближает храм с храмом огня Уструшаны, раскопанным У.П.Пулатовым /4/. 1

2 Несколько храмов исследованы Г.А.Пугаченковой в Мианкале на территории современной Самаркандской области, в ее западной части /5/. Два храма раскопаны в шахристане древнего Пенджикента /6/. Наконец, надо вновь указать на вышеназванный храм Окса, один из самых величественных храмов огня на территории Бактрии. Одним из первых храмов огня, раскопанных на территории современного Таджикистана, является храм, раскопанный и археологически изученный У.П.Пулатовым на холме Актепа близ Hay /7/. Храм, датируемый VII в., представляет собой квадрат сырцовых стен, имеющих по четырем углам башни круглой формы. Он состоял из центрального помещения и обводного коридора со всех четырех сторон. Коридор был соединен с центральным помещением - целлой четырьмя проемами. В центре помещения находился сырцовый очаг для священного огня. В качестве местной особенности можно считать подземный потайной коридор в виде сводчатого хода, сложенного в технике клинчатой кладки. Позже «Дом огня» Актепа расширяется до целого комплекса за счет различных пристроек. Крупные храмовые комплексы огня исследованы в Южном Узбекистане (Северная Бактрия-Тохаристан) и в Хорезме. Культовый комплекс на городище Еркурган состоял из парного храма (западного и восточного), где святилище восточного здания состояло из прямоугольного зала (13,2х7,5м) с двумя массивными кирпичными колоннами в продольном направлении и колонного же портика на оси входа. Стены святилища были украшены полихромной орнаментальной и сюжетной живописью. Все стены зала имели ниши, позднее заложенные, кроме центральной на северной стене. На специальном трехступенчатом постаменте ставилась скульптура божества. В центре зала был возведен кирпичный алтарь, где возжигался священный огонь. Как считает исследователь памятника Р.Х.Сулейманов, культовый ансамбль Еркургана восходит к храмам Афины и Геракла, где наряду с огнем почитались греческие боги /8/. 2

3 Храмы и святилища огня найдены и в Горном Бадахшане, из которых изучены храм огня Кафыркала (I-IV вв.) в Шугнанском районе, храм огня Зонг в Ишкашимском районе, домашнее святилище огня в сельской усадьбе Патхур в Шугнанском районе, храм огня в поселении горняков Базардара XI век и др. /9/. В целом, А.К.Мирбабаев храмовые сооружения V-VIII вв. подразделяет на несколько типов: общегородские храмы, посвященные отдельным богам; храмы представителей отдельных городских сословий; придорожные храмы; домовые святилища огня /10/. Столь широкая типология храмовых сооружений свидетельствует о том, что до прихода арабов и исламизации населения среднеазиатские народы исповедовали в основном религию Заратуштра, приспособленную к местным традициям культовой идеологии. После исламизации Средней Азии многие приверженцы зороастрийской религии продолжали по-прежнему исповедовать старую религию. Так, сообщается, что после завоевания Бухары предводитель арабов Кутейба ибн Муслим трижды обращал жителей города в ислам, «...но они (повторно) отрекались и становились неверными. В четвертый раз, когда он сражался и захватил город, он установил там ислам с большим трудом. Он вселил ислам в их сердца, а (их религию) всеми способами затруднил... Кутейба счел нужным приказать жителям Бухары отдать половину домов арабам, чтобы те жили вместе с ними и знали об их настроениях. Тогда они были бы обязанными стать мусульманами... Он построил мечети и искоренил следы неверия и убеждений огнепоклонников. Он воздвиг большую мечеть и велел жителям молиться в ней по пятницам... На этом месте был храм... Он повелел объявить: «Кто придет на пятничную молитву, тому я дам два дирхема» /11/. Ярким примером разрушения или перестройки храмов и алтарей огня является храм идолов Бунджиката, столицы Уструшаны, который после прихода арабов был перестроен в мечеть /12/. В целом, как пишет Е.А.Дорошенко, до середины IX в. в Иране, да и в Средней Азии, не 3

4 наблюдалось массового принудительного обращения зороастрийцев в ислам. Позже борьба за установление по всему Халифату единой веры - ислама - принимает жесткие формы /13/. По этому поводу Б.Л.Заходер пишет следующее: «Первые признаки нетерпимости и религиозного фанатизма появились лишь после того, как ислам выполнил свою задачу синтеза и усвоения культурного наследия народов Передней Азии» /14/. Действительно, именно освоение традиций зороастрийских культов и верований, а также архитектурных сооружений было одним из характерных черт зодчества Средней Азии в раннеисламский период. С победой ислама старые образы и символы не исчезли, но обрели новый смысл. В целом, исследования ученых, в том числе и наши, показали, что преемственность доисламских традиций в архитектуре Средней Азии IX-XI вв. шла по трем направлениям /15/. Во-первых, в Средней Азии рассматриваемого периода продолжали использовать сформировавшиеся в V-VIII вв. гражданские и иные сооружения без изменения их функций, как, например, кешки, каравансараи, бани и др. Культовые же постройки, не меняя в целом архитектурные формы, приобретали новые функции. Например, многие храмы домусульманских культов, в том числе храмы огня, были превращены в мусульманские мечети /16/. Один из подобных примеров мы привели выше, а именно, храм идолов в шахристане городища Калаи Кахкаха I, раскопанный Северо-Таджикистанской археологической комплексной экспедицией под руководством академика Н.Н.Негматова. После прихода арабов путем устройства на западной стене зала михраба многоколонная структура была приспособлена в качестве мечети. Не менее интересные сведения об использовании существовавших построек раннего средневековья дают материалы этнографических исследований в горных районах Таджикистана. В частности, как считает Н.А.Кисляков, с укреплением мусульманства в Верхнем Зеравшане (в прошлом - горная Уструшана и Согд) на базе «алоухона» (дома огня, где 4

5 давали приют на ночь гостям и приезжим мужчинам, где мужское население проводило вечер за чаепитием), как более архаичный тип общественного здания, стали возникать мечети /17/. Поэтому очень часто мечеть заменяла алоухона. Например, мечеть в селении Рог, состоящая из одного помещения, имела на полу в центре комнаты углубление для разведения костра, вокруг которого сидели зимой /18/. Во-вторых, преемственность традиций наблюдается в создании ранее не известных архитектурных форм на основе развития в новых условиях традиционных образов и форм древней культуры народа. Как подчеркивает Л.С.Бретаницкий, «...решающими факторами формирования локальных типов сооружений... были: специфика этапа историко-социального развития той или иной области, реальности природных условий строительства, а также сила местных издревле слагавшихся архитектурно-художественных традиций» /19/. Одним из главных условий развития архитектуры в рассматриваемый период являлось применение в монументальном строительстве нового материала - жженого кирпича, способствовавшего созданию новых архитектурных форм, в частности, купольно-сводчатых структур. Рассматривая идею купола в архитектурной системе Средней Азии, необходимо указать на его местные истоки, а именно, на генетическую связь «купола на квадрате» со ступенчатыми деревянными перекрытиями типа «чорхона» или «равзан» в структуре горнобадахшанского жилища или купольного чортака, сформировавшегося на территории распространения ираноязычных народов. Блестящим воплощением строительного искусства эпохи является мавзолей Саманидов в Бухаре, древнейшее из дошедших до нас зданий, целиком возведенных из жженого кирпича /20/. Объемнопространственная структура мавзолея знаменует сложение нового типа центрального купольного сооружения над могилой, возникновению которого, однако, способствовали вековые строительные традиции, бытовавшие в домусульманский период. Например, Б.Н.Засыпкин еще в 5

6 1926 году высказал мысль, что галерея этого памятника является элементом доисламской архитектуры /21/. В.Л.Воронина отнесла мавзолей к типу здания «киоск» или «балдахин», известному в Средней Азии под названием «чортак» /22/. Мавзолей Саманидов не был единственным в своем роде - на кладбищах Мервского оазиса до недавнего времени стояли четырехарочные постройки, которые Г.А.Пугаченкова считает специфичными для северо-хорасанской архитектурной школы. Самый ранний из всех - мавзолей Кыз-биби, датируемый IХ веком, два других - не позднее начала ХI в., более поздний мавзолей Бурейды построен в ХV в. /23/. А.М.Прибыткова усматривает в структуре этих построек связь с сасанидскими чортаками, «повлиявшими на формирование как мечетей, так и мавзолеев» /24/. Форма усыпальниц-чортаков Северного Хорасана легко объяснима, поскольку округ Мерва находится на территории распространения влияния государства Сасанидов. Как подчеркивает В.Л.Воронина, мавзолей Саманидов, в основе которого лежит форма чортака, вышел за пределы Северного Хорасана /25/. Более того, как отмечает В.Л.Воронина в упомянутой статье, ареал распространения четырехколонных купольных киосков не ограничен Средним Востоком, такие мавзолеи-киоски были нормой для Египта (группа Саби Банат над могилами членов магрибского рода, XI в.), для западно-сахарских кубба, Индии (ранние усыпальницы Дели, ХIII-ХIV вв.) и др. Третья линия восприятия традиции доисламской архитектуры - это включение традиционных форм и элементов в новые композиции в качестве пережиточного компонента. Как пишет Л.И.Ремпель, «старое вино было влито в новые меха», можно объяснить ряд устойчивых форм мусульманского времени глубиной традиций, восходящих к далекому прошлому /26/. Так, в IX-X вв. в жилищах огонь возжигался в глиняных «очажках», имевших форму открытого спереди полуовала. В изображениях на 6

7 внутренней стороне и лицевых плоскостях «очажка» Л.И.Ремпель угадал астральные знаки, небесные светила, животные, растения, а порой и человеческие фигуры с палицей в руках, отождествляемые со служителями храмов огня. «Уж не был ли «очажок» воспоминанием об уничтоженных исламом «домах огня», где совершались ритуалы, связанные с почитанием сил природы?», - задает вопрос этот ученый /27/. Поэтому мы с уверенностью можем утверждать, что самаркандские «очажки» IX-X вв. полностью раскрывают старую тему в новом обличии. Говоря о конкретных архитектурных формах, можно вновь вернуться к мавзолею Саманидов в Бухаре, где большие споры вызывала его венчающая галерея. Так, еще в 1936 году Л.И.Ремпель высказал мнение, что галереи мавзолея Саманидов представляют рудимент кругового обхода, составлявшего принадлежность доисламских святилищ Ирана и Восточного Туркестана /28/. К такому же выводу пришла В.Л.Воронина после археологического вскрытия храмов древнего Пенджикента /29/. Впоследствии она отказалась от своего первоначального мнения в пользу конструктивно-эстетической роли галереи /30/. Б.А.Литвинский и А.М.Прибыткова считают назначение галереи чисто конструктивным - противостоять распору купола /31/. Г.А.Пугаченкова производит формы мавзолея от «пенджикентского траурного кеда», Б.А.Литвинский полагает возможным перенос в облик среднеазиатских мавзолеев «ритма аркад ступы», а М.С.Булатов довершает этот спор идеей происхождения галереи от «сабейского храма Первопричины» /32/. В целом, обобщая приведенный научный спор, можно заключить, что большинство исследователей в целом не отрицают влияния доисламских прототипов, в частности, культовых построек типа храма огня на формирование архитектурных форм и деталей мавзолея Саманидов и других подобных сооружений на территории Среднего Востока. Продолжая идею третьей линии восприятия доисламских традиций, можно считать, что алтарные ниши огня превратились в молитвенные ниши 7

8 - михрабы, что можно угадать в формах алтарной ниши из поселения Гардани Хисор VI-VIII вв. в Верхнем Зеравшане /33/. «Дома огня» превратились в чирогхона - светильники с нишками для возжигания в них лучины или установки светильников - чирогдонов, например, круглая чирогхона в виде столба из жженого кирпича, облицованная поливной мозаикой, увенчанная сфероконическим сводом, есть на кладбище при мадраса Улугбека в Гиждуване (ХV в.). Функции «храмиков огня» переносились со временем и на керамические изделия, подражавшие, опять же, архитектурным формам. Устойчивость и преемственность доисламских традиций заметна и в архитектуре погребальных, культовых и общественных сооружений на территории Таджикистана. Так, например, чортак можно усмотреть в архитектуре мечети Сангин в Гиссаре, в ее ранних стадиях формирования (X-XI вв.), когда центральное купольное помещение имело три проема в стенах /34/. Позднее, в XIV веке, появляется сводчатая галерея с южной и восточной сторон. Центрическим купольным чортаком представлялось и первоначальное помещение мавзолея Махдуми Азам в Гиссаре, выстроенное в Х-XI вв. Позднее к купольному гурхона-чортаку пристраивают зиёратхона (предположительно ХI-XII вв.) и еще позднее окончательно формируется многокамерный мавзолей ХVI в. /35/. Но не только культовыми сооружениями средневековья ограничивается использование древнего зороастрийского типа - чортака. Универсальность объемно-пространственной композиции киоска-чортака позволила использовать его в различных вариациях в зодчестве Средней Азии. Одним из примеров функционального использования является его назначение в виде «сеней» в культовом ансамбле Самарканда ХI-XIX вв. - Шах-и Зинда. В частности, общая планировочная композиция памятника по ходу коридора условно делится на три группы «нижнюю», «среднюю» и «верхнюю». Все они связаны между собой проходными арочно-купольными чортаками /36/. 8

9 Список литературы 1 Markwart I.A. Catlogue of the Provincial Capitals of Erahshahr.- Roma, 1931, p.8; Мухаммад Наршахи. История Бухары. - СПб, 1904, с.26,20; Абу Райхан Беруни. /Избр. произ. - Т.I.-Ташкент, 1957, с.254,257, и др. 2. Пугаченкова Г.А. Новое в художественной культуре античного Согда // Памятники культуры. Новые открытия. - Л.: Наука, С Филанович М.И. К типологии раннесредневековых святилищ огня Согда и Чач. // Городская культура Бактрии-Тохаристана и Согда. Античность и раннее средневековье.- Ташкент: Фан, С.149, рис.1б. 4. Пулатов У.П. «Дом огня» в Уструшане // Раннесредневековая культура Средней Азии и Казахстана. - Душанбе: Дониш, С Пугаченкова Г.А. Древности Мианкаля.- Ташкент: Фан, С.94, Воронина В.Л. Доисламские культовые сооружения Средней Азии // Советская археология. - I960.- M., 2. - С.42-55; Шкода В.Г. Об одной группе среднеазиатских алтарей огня в V-VII вв. // Художественные памятники и проблемы культуры Востока. - Л.: Наука, С Пулатов У.П. «Дом огня» в Уструшане //Указ. соч.. - С Сулейманов Р.Х. Храмовый комплекс Еркургана, Предварительные результаты изучения // Городская культура Бактрии-Тохаристана и Согда. Античность и раннее средневековье. - Ташкент: Фан, С. I85-I43, ил. 9. Бубнова М.А. Древние памятники Горно-Бадахшанской автономной области (Западный Памир). - Душанбе: Дониш, 1998, рис.17, Мирбабаев А.К. Типология зороастрийских погребальных памятников Средней Азии V-VII вв. н.э. // Авеста в истории и культуре Центральной Азии. - Душанбе: Изд-во AН PT, С Наршахи М. История Бухары //Указ. соч. - С

10 12. Негматов Н.Н, Авзалов Р.З, Мамаджанова С.М. Храм и мечеть Бунджиката в Калаи Кахкаха I. // МКТ. - Вып.4. - Душанбе: Дониш, С, ил. 13. Дорошенко Е.А. Зороастризм в Иране //Указ. соч.. - С Заходер Б.Н. История Восточного средневековья. - М.: АН СССР, 1944, с Маньковская Л.Ю. Формообразование в зодчестве Средней Азии на рубеже раннего и развитого средневековья // Раннесредневековая культура Стреней Азии и Казахстана. - Душанбе: Дониш, С; Мамаджанова С.М., Мукимов Р.С. Вопросы преемственности традиций в зодчестве Мавераннахра IX-XI вв.// Абуали ибн Сино и его эпоха. Душанбе: Дониш, С.82-90, и др. 16. Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана. - Соч.. - Т.2. - Ч.I. - М.: АН СССР, 1963, с Кисляков Н.А. Патриархально-феодальные отношения среди оседлого населения Бухарского ханства в конце XIX - начале ХХ века // Тр. Института этнографии АН СССР. Новая серия. Том М., С.I Хамиджанова М.А. Материальная культура матчинцев до и после переселения на вновь орошенные земли.- Душанбе: Дониш, С Бретаницкий Л.С. Проблемы типологизации архитектурного наследия Переднего Востока // Искусство и археология Ирана и его связь с искусством народов СССР с древнейших времен. - М., С Булатов М.С. Мавзолей Саманидов - жемчужина архитектуры Средней Азии. Ташкент: Изд. литер. и иск., I Засыпкин Б.Н. Памятники архитектуры Средней Азии и их реставрации // Вопросы реставрации. - Вып. I. - М., С Воронина В.Л. Мавзолей Саманидов и его зарубежные аналоги // Aрхитектурное наследство М. - Вып С Пугаченкова Г.А. Пути развития архитектуры Южного Туркменистана поры рабовладения и феодализма.- М.: АН СССР, С,

11 24. Прибыткова А.М. Строительная культура Средней Азии IХ ХII в. - М.: Стройиздат, С.52, 60, рис.19, Воронина В.Л. Мавзолей Саманидов и его зарубежные аналоги //Указ. соч., с Ремпель Л.И. Архитектурные модели мемориальных сооружений и некоторые старые уроки наследия // Архитектура Узбекистана. Альманах. - Ташкент: Издат. литер, и искус., С Ремпель Л.И. Архитектурные модели... //Указ. соч.. - С Rempel L. The Mausoleum of Ismail the Samanid.// Bulletin of American Institute for Persian Art and Archeology, IV, Воронина В.Л. К характеристике архитектуры Средней Азии эпохи Саманидов // Труды АН Тадж. ССР. - Том Душанбе, С Воронина В.Л. Архитектурный орнамент Средней Азии (вопросы классификации) // Aрхитектурное наследство М. - Вып С.188, прим Литвинский Б.А., Зеймаль Т.И. Аджинатепе. - М.: Искусство, С.44; Прибыткова А.М. Среднеазиатские мавзолеи с галереей в стенах // Aрхитектурное наследство М. - Вып Литвинский Б.А., Зеймаль Т.И. Аджинатепе //Указ. соч. - С.45; Булатов М.С. Мавзолей Саманидов... //Указ. соч. - С Веселовский В.Г., Мукимов Р.С., Мамадназаров М.Х., Мамаджанова С.М. Архитектура Советского Таджикистана. - М.: Строииздат, Рис. на с Алиева З., Мукимов Р., Самойлик П. Мачити Сангин // Хисорский заповедник и его архитектурные памятники. - Душанбе, С.48-50, рис Мукимов Р.С.. Махдуми Азам // Там же, с.62-63, рис Немцева Н.Б., Шваб Ю.З. Ансамбль Шах-и Зинда. - Ташкент: Изд-во. литер. и искус., С, рис


Алмаганбетова К.А. Старший преподаватель, кафедра архитектуры, строительства и дизайна, Каспийский университет, г. Алматы, Республики Казахстан АРХИТЕКТУРА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ПЕРИОДА

«Утверждено» на заседании кафедры культурологии, педагогики, психологии факультета ИМО протокол 2 от «8» сентября 2016 г. Заведующая кафедрой Ладыгина О.В. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И НАПИСАНИЮ

Архыз памятник православной культуры Черненко Ольга Викторовна учитель истории и ОПК МАОУ СОШ 18 г. Армавира Краснодарского края Весь Архыз от станицы Зеленчукской до предгорий Главного Кавказского Хребта

МАРАФОН 2011 Районный тур Ответы 6 класс Задание 1. Подходит тема 2. 3 правильно выбранная тема. Задание 2. Примерный план: 1. Прочитать тексты. 2. Выделить важные и интересные фрагменты текста. 3. Наметить

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ТАШКЕНТСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ ФАКУЛЬТЕТ «КРЕДИТ И БАНКОВСКОЕ ДЕЛО» Тема: «Авеста» важный источник в изучении истории Узбекистана

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий «Подготовка к олимпиаде по искусству» (класс) Раздел I. Пояснительная записка Цель реализации программы индивидуально-групповых занятий «Подготовка к

Курочкина Наталья Алексеевна ВКК Учитель изобразительного искусства и МХК МКОУ Песковская СОШ Петропавловский район Воронежская область 1. Какой вид искусства называют «Каменной летописью истории»? АРХИТЕКТУРА

Средние века 6 класс Тема урока «Культура Византии» Сегодня на уроке Вы познакомитесь с культурой Византии; Выясните, каковы исторические условия, повлиявшие на её развитие; Обогатите свой словарь новыми

8 ДНЕЙ ДЕНЬ 1 ДЕНЬ 2 ДЕНЬ 3 ДЕНЬ 4 ДЕНЬ 5 ДЕНЬ 6 ДЕНЬ 7 ДЕНЬ 8 СНГ: УЗБЕКИСТАН Москва - Ташкент Ташкент Ташкент - Самарканд Самарканд - Бухара Бухара Бухара - Хива Хива - Ургенч - Ташкент Ташкент - Москва

АКАДЕМИЯ НАУК УЗБЕКСКОЙ ССР ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ ИСТОРИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЗБЕКИСТАНА ВЫПУСК 15 ИЗДАТЕЛЬСТВО сфан» УЗБЕКСКОЙ ССР ТАШКЕНТ -1919 В сборнике освещаются результаты археологических исследований,

Мавзолей Хазрати Шох, Истаравшан Я в л я ю щ и й с я о д н о й и з с а м ы х д р е в н и х достопримечательностей Таджикистана Мавзолей Хазрати Шох входит в историко-архитектурный комплекс «Хазрати Шох»,

Ислама) в изобилии встречаются на мазарах различных районов Центральной Азии. Кроме того, необходимо отметить, что помимо тех мазаров, где почитаемые деревья связываются легендами с деятельностью мусульманских

А.В. Омельченко (Государственный Эрмитаж, Россия), Н.Ж. Сапаров (Нукусский Государственный пединститут им. Ажинияза, Узбекистан) Питейное заведение в раннесредневековом Пайкенде? Бухарский оазис, расположенный

Этнографическое обозрение Online Сентябрь 2005 http://journal.iea.ras.ru/online Список основных научных трудов Р.Я. Рассудовой Ўзбек каштачилик санъати = Узбекский художественный шов. Ташкент, 1961. 20,

8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине: Общие сведения: 1. Кафедра Искусств и дизайна 2. Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование

Комплекснаяпроверочная работа для 4 класса 4. Тематика: «Московский Кремль» Московский Кремль одна из главных достопримечательностей Москвы, столицы России, расположен на левом берегу Москвы-реки, на Боровицком

2 Приложение 1 к приказу Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края от 14.08.2017 СЭД-55-01-05-166 ОПИСАНИЕ ГРАНИЦ территории объекта культурного наследия регионального

Тип урока: повторительно-обобщающий. Форма урока: урок-игра. Цели: 1. Образовательная: закрепление ранее изученного материала; установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями по теме; проверка

Византийский центрально-купольный храм как обиталище бога на Земле «И увидел я новое небо» 1 Цель урока Путем созерцания византийского храма и размышлений о его особенностях прийти к пониманию отраженной

Администрация Алтайского края УПРАВЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО КУЛЬТУРЕ И АРХИВНОМУ ДЕЛУ ПРИКАЗ от м.м т з N 691 г. Барнаул Об утверждении предмета охраны, границ территории и правового режима земельного

УДК 726.012 Архитектура Камалова Дильноза Зайнидиновна кандидат архитектуры, доцент кафедры «Теория и история архитектуры» Самаркандский Государственный архитектурноcтроительный институт имени М. Улугбека

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ УПРАВЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО КУЛЬТУРЕ И АРХИВНОМУ ДЕЛУ ПРИКАЗ от 08.05.2015 N 209 г. Барнаул Об утверждении предмета охраны, границ территории и режима использования территории

Священные сооружения Цель: Сформировать представления учащихся о священных сооружениях. Задачи урока: 1. Познакомить со священными сооружениями мировых религиозных культур 2. Развивать познавательный интерес,

Мавзолеи Туркестана жемчужины Казахстана. Путешествуя по Великому Шѐлковому пути, наша группа благополучно достигла следующей важной части своего туристического маршрута, уникальных памятников религии

Е.Н. Юдина монастыря К вопросу о реконструкции и музеефикации собора новгородского Пантелеймонова Работа автора этой статьи в Новгородском Архитектурно-археологическом отряде НАЭ с 2007 г. по настоящее

ОСНОВНЫЕ СЛОЖИВШИЕСЯ ТИПЫ СОВРЕМЕННЫХ МЕЧЕТЕЙ КАЗАХСТАНА Садыкова С.Ш. ЕНУ им. Л.Н. Гумилева Типология культовых сооружений имеет огромный культурный, исторический опыт классификации. Классификация это

1 Пояснительная записка Данная программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся 8 класса муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Большеокинская СОШ» разработана

Махан М. Южный дворец или Дворец Новуходоноссора II в Вавилоне Южный дворец является вершиной древнеиракского зодчества. Он был построен в эпоху нововавилонского царства при правлении царя Новуходоноссора

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ История Центральной Азии Специальность 41.03.03 «Востоковедение, африканистика» Прием 2017 года ВОСТОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 2 О регионе О регионе В самом сердце

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОЛЬШЕОКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» РАССМОТРЕНО Заседание ШМО учителей естественноматематического цикла МКОУ «Большеокинская СОШ» Протокол

Туркестан Программа компании ТОО «Туркестан Элит Тур» Однодневный тур в город Туркестан Город Туркестан является одним из древнейших городов на Великом Шелковом пути. По своей значимости, для мусульман

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ УПРАВЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО КУЛЬТУРЕ И АРХИВНОМУ ДЕЛУ ПРИКАЗ от 24.12.2014 N 555 г. Барнаул Об утверждении предмета охраны, границ территории и правового режима земельного

М.Н. Пальянова г. Нефтеюганск ООО «Научно-производственное объединение «Северная археология 1» В 2007 г. группой архитекторов ООО «НПО «Северная археология 1» в Самарове исторической части г. Ханты-Мансийска

Московский архитектурный институт (государственная академия) Кафедра «История архитектуры и градостроительства» УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ МЕТОДИКА АРХИТЕКТУРНОГО АНАЛИЗА Указания по выполнению практической работы

Православные храмы: значение, устройство Прохорова Е.А., начальник управления повышения квалификации Института регионального развития Пензенской области, кандидат исторических наук, доцент Храм Особое

1 KVARTIRA-ONLINE.COM.UA Недвижимость, строительство, архитектура АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИ Византия существовала более тысячи лет, с IV в. до 1453 г., когда она была завоевана турками и Константинополь, переименованный

01 Дом, в котором я живу 1. Где мы живём? 2. Что я знаю о мире, который меня окружает? Страна Поговорить с родителями о cтране, где они родились. 02 Моя вторая Родина 1. Родина - место, где мы родились.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 6М020300-ИСТОРИЯ Костанай, 2017 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА 1. Древняя

"Стратегия развития туризма для коридоров наследия Шелкового пути" 7-8 октября 2013 года Алматы, Республика Казахстан Современное состояние объектов расположенных по коридору «Великий шелковый путь: Панджикент-

Программа по изобразительному искусству. 9 класс. Пояснительная записка. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2007г. и обеспечена программой Б.М.Неменского,

П/п Учебно-тематический план 1-й год обучения Наименование тем, разделов Общее количество часов В том числе теория практика 1. Раздел I. Виды и жанры искусства 2. Виды и жанры искусства. 1 1-3. Средства

С.С. Акимов Аналитический рисунок на занятиях по истории искусства в рамках программ художественной направленности. К теоретическому обоснованию методики МБОУ ДО Школа искусств и ремесел им. А.С. Пушкина

8. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Общие сведения: 1. Кафедра Искусств, сервиса и туризма 2. Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование.

2 Приложение 1 к приказу Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края от 14.08.2017 СЭД-55-01-05-175 ОПИСАНИЕ ГРАНИЦ территории объекта культурного наследия регионального

Рабочая программа по Всеобщей истории Планируемы результаты освоения учебного предмета «Всемирная история с древнейших времен до конца XIX в.» к концу 10 класса: знать, понимать: основные факты, процессы

Содержание Содержание рабочей программы п/п страницы. Пояснительная записка 2 2. Календарно - тематическое планирование 5 3. Описание учебно-методического комплекса 6 4. Описание материально-технического

Урок 13. Тема: «Искусство строителей пирамид», 5 класс Автор учебника: Данилов Д.Д. Цели урока по линиям развития личности: Линии 1 2. Картина мира в фактах и понятиях. Анализируя памятники культуры Египта,

4. Тематическое планирование Предмет: «История» Класс: 6 Часов в неделю: Всего часов: 70 (30+40) п/п Раздел. Тема урока. Количество часов на тему. Практическая часть. I триместр Всего недель. Всего часов.

Расчетные сроки службы для отдельных групп зданий установлены «Положением о проведении планово-предупредительного ремонта жилых и общественных зданий», утверждены в 1964 г. Госстроем СССР, а также соответствующими

КАЗАХСТАН В СРЕДНИЕ ВЕКА КАЗАХСТАН В ПЕРИОД РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ... 2 РАННЕСРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОСУДАРСТВА... 2 Тюркский каганат (552 603 гг.)... 2 Западнотюркский каганат (603 704 гг.)... 2 Тюргешский каганат

А Д М И Н И С Т РА Ц И Я Л Е Н И Н Г РА Д С К О Й О БЛ А С ТИ КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ю 16 г. ПРИКАЗ 0 /-0 з /& -9 о г. Санкт-Петербург О включении выявленного XIX вв.», расположенного

Администрация Алтайского края УПРАВЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО КУЛЬТУРЕ И АРХИВНОМУ ДЕЛУ ПРИКАЗ от ж. а, N MS г. Барнаул Об утверждении предмета охраны, границ территории и правового режима земельного участка

Кулаков В.И., Доктор исторических наук Профессор кафедры гуманитарных дисциплин и туристских коммуникаций Калининградского Института туризма филиала РМАТ Моделирование средневековых построек западных балтов

Реферат на тему средневековые города на территории казахстана 1.1 Локализация городских центров на территории Казахстана...8 ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГОРОДОВ КАЗАХСТАН 2015 Examenna5 Готовые рефераты,

Приложение 1 Фотофиксация объекта на момент проведения экспертизы Выполнена: Фото 1 32 В. И. Сафроновым Фото 33 34 Ю. И. Аврутовым 1 Фото 1. Общий вид из четверика на алтарь 2 Фото 2. Композиция Тайной

Т.К. Ходжайов, С.И. Мустафакулов ФОРМИРОВАНИЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НАСЕЛЕНИЯ СОГДА В работе рассматриваются вопросы формирования антропологических особенностей и этнической истории населения

Планируемые результаты Ученик научится Закономерностям развития культурноисторических эпох, стилей, направлений и национальных школ в искусстве; понятиям о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере

Еврейское наследие местечка Гольшаны» Екатеринa Матвеевa Ольгa Михалюк 5 Гольшаны Концепция туристического маршрута «Еврейское наследие местечка Гольшаны» Екатеринa Матвеевa Праектрэстаўрацыя, архітэктар;

Краткая история возникновения древних городов-государств Пафос (Πάφος, греческий) Курион (Κούριον, греческий) Китион (Κίτιον, грекофиникийский) Аматус (Ἀμαθούς, грекоэтеокиприотский) Идалион (Ἰδάλιον,

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗ г Об утверждении предмета охраны объектов культурного наследия регионального значения Конный завод, XIX в.: производственное

Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский архитектурный институт (государственная

Троя или Илион или Вилуса, Дардания и Скамандр - древнее укреплённое поселение в Малой Азии на полуострове Троада у побережья Эгейского моря, недалеко от входа в пролив Дарданеллы в современной турецкой провинции Чанаккале. Троя воспета в поэме «Илиада», автором которой считается Гомер. События, описанные Гомером, в нынешнем представлении историков относятся к крито-микенской эпохе. Народ, населявший Трою, в древнегреческих источниках именуется тевкрами. Ранние слои Трои относятся к оригинальной западноанатолийской цивилизации. Постепенно Троя испытывает всё большее влияние центральной Анатолии (хаттов, позднее - хеттов). Имя «Троя» фигурирует в хеттских клинописных табличках Богазкёйского архива как Таруиша. На египетской стеле времён Рамзеса III упомянута его победа над морским народом «турша». Это название часто сопоставляют с народом «тереш», упомянутым несколько ранее на знаменитой стеле Мернептаха. Единства в мнениях о том, были ли эти пришельцы троянцами, в научном мире не наблюдается. Имена с данным корнем встречаются в микенских текстах, например командир отряда to-ro-o.

Фазелис - город древней Ликии, на территории современной Турции, провинция Анталья. По преданию, город был основан в VII веке до н. э. колонистами с острова Родос, во главе с Лакаиосом - на небольшом полуострове, выступающем в Средиземное море. Фаселис находится по дороге на Текирову в 16 км от города Кемера (в 60 км от Антальи) среди пышных сосновых и кедровых деревьев природного парка. Также до города можно добраться морским путём из Кемера. Название города на лувийском языке звучало как Фасала (Паассала) и означало «морской городок». Город имел три гавани: одна находится на севере полуострова, другая на северо-востоке, а третья на юго-западе. Римский географ Страбон повествует, что за средней гаванью было небольшое озеро, которое сегодня превратилось в болото. Изображения фрагментов гавани, агор и античных кораблей на монетах города подтверждают торговый облик Фаселиса. Скорее всего, город был основан для того, чтобы доставлять лес богатого деревьями Тавра (горная цепь) в другие средиземноморские гавани.

Фанагория - древнегреческая колония. Была расположена на берегу Керченского пролива, на Таманском полуострове в 25 км к северо-востоку от Гермонассы. Служила второй после Пантикапея (азиатской) столицей эллинистического Боспорского царства. После входила в состав Византийской империи, затем Хазарского каганата. Руины - городище неподалёку от современного посёлка Сенной в Краснодарском крае. Древние греки полагали, что Фанагория была основана на острове ныне не существующего архипелага Корокондамита ок. 543 г. до н. э. теосцами, вытесненными из родных мест нашествием Кира, и получила название по имени одного из их предводителей, Фанагора. Во времена Перикла город занимал не менее 75 гектаров, треть этой территории ныне находится под водой, где ведутся подводные раскопки. Экономическое благополучие Фанагории было основано на торговле (преимущественно зерном) со скифами и местными меотскими племенами, а именно с синдами.

Третьяковская галерея - художественный музей в Москве, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства. Экспозиция в главном корпусе «Русская живопись XI - начала XX века» (Лаврушинский переулок, д. 10) является частью Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея», образованного в 1986 году. Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию живописи в середине 1850-го года. Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год, когда Павел Третьяков приобрел две картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова, хотя ранее в 1854-1855 годах он купил 11 графических листов и 9 картин старых голландских мастеров. В 1867 году для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». Её коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.

Таш-Рабат - караван-сарай на территории Ат-Башинского района, Нарынская область, Кыргызстан, недалеко от границы с Китаем. Сооружение расположено на берегу извилистой речки Таш-Рабат, притока реки Кара-Коюн, на высоте более 3500 м над уровнем моря. Таш-Рабат был построен в XV веке на месте более древнего монастыря IX-X веков. Существует две версии его основания: первая - храм был основан христианскими монахами из Сирии или какой-то христианской сектой, вторая - он основан монахами-буддистами. Со временем в Центральной Азии окончательно закрепился Ислам, монастырь начал приходить в упадок. Однако близость к Шёлковому пути не дала храму превратиться в пустыню. Он использовался как караван-сарай. Считается, что Таш-Рабат был ключевым пунктом при переходе через Тянь-Шань, так как не только предоставлял убежище для купцов, но и служил укреплением при набегах грабителей. Через Таш-Рабат торговые караваны направлялись в города Ферганской долины.