Значимость педагогической практики для магистрантов. Отчет педагогической практике в вузе. Преподаватель по психологии ______________________________________________

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Цели и задачи педагогической практики

2. Тема и тип занятия

3. Разработка программы обучения

4. Анализ обратной связи

Заключение

Список литературы

Введение

Педагогическая практика является обязательной частью основной образовательной программы профессиональной подготовки магистров.

В ходе практики студенты изучают основы учебно-методической педагогической работы в высшем учебном заведении, знакомятся с современными методами учебной работы в вузе, с содержанием и особенностями педагогической деятельности преподавателей, овладевают навыками проведения занятий, осваивают методику преподавания учебных дисциплин в высшем учебном заведении, приобретают опыт подготовки и проведения экономических дисциплин, а также опыт общения со студентами младших курсов и преподавателями.

Главная цель педагогической практики магистров заключается в формировании компетенций преподавателя вуза, способного осуществлять на современном научном и методическом уровне учебную и воспитательную работу. Важно отметить, что образовательная программа магистерского уровня подготовки не ставит целью сформировать готового преподавателя, но она обеспечивает базу для развития необходимых навыков преподавания, создаёт условия для приобретения педагогического опыта.

Исходя из этого, основными задачами педагогической практики магистров являются:

1. Закрепление знаний, умений и навыков, полученных магистрами в процессе изучения дисциплин магистерской программы.

2. Изучение методик и техник подготовки и проведения лекционных, семинарских и практических занятий.

3. Развитие навыков методического анализа учебных занятий.

4. Формирование представления о современных образовательных технологиях, активных методах обучения в вузе.

5. Развитие навыков самостоятельности, самообразования и самосовершенствования в осуществлении научно-педагогической деятельности.

1. Цели и задачи педагогической практики.

Местом прохождения научно-педагогической практики является магистратура Российского Государственного Аграрного Универс итета МСХА имени К.А Тимирязева.

Педагогическая практика магистрантов, обучающихся по образовательной программе подготовки магистров, является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлениям магистерской подготовки. Педагогическая практика магистрантов имеет целью приобретение практических навыков проведения учебных занятий. Педагогическая практика ориентирует обучающихся на выполнение следующих видов профессиональной деятельности: преподавательской, научно-методической, консультационной; организационной, научно-исследовательской.

Основные требования от педагогической практики - это получить понимание:

* основных принципов, методов и форм организации педагогического процесса в вузе;

* системы компетенций и профессионально-значимых качеств обучаемых и обучающих;

* требований, предъявляемых к преподавателю вуза в современных условиях.

Кроме того, магистрант должен овладеть умениями:

* осуществления методической работы по проектированию и организации учебного процесса;

* публичного выступления перед аудиторией и создания творческой атмосферы в процессе занятий;

* анализа возникающих в педагогической деятельности затруднений и принятия плана действий по их разрешению;

* самоконтроля и самооценки процесса и результата практики

В задачи научно-педагогической практики входит создать рабочею программу проведения занятия по дисциплине «Управление проектами», которая включает в себя:

· Подготовить практический материал на тему «Оценка риска методом математической статистики»

· Определить место дисциплины в структуре основной образовательной программы (определить на какую целевую группу рассчитан курс)

· Организовать распределение времени по проведению занятия.

· Подготовить и использовать на практике учебно-методические материалы (презентации, кейсы)

· Подготовить информационное обеспечение дисциплины (включает списки основной и дополнительной литературы, программное обеспечение).

· Определить аудиторию с наиболее подходящим материально-техническое обеспечением для проведения занятия (проектор, компьютеры).

· Подготовить анкету обратной связи «Преподаватель глазами студентов».

По итогам учебной работы должен быть проведен самоанализ проведенных занятий. Он делается на основе:

1) анализа проблемных ситуаций

2) результатов самонаблюдения;

3) данных промежуточной проверки знаний по разобранной теме;

4) данных анкетирования студентов.

педагогический практика магистр преподаватель

2. Тема и тип занятия

Тема занятия - Оценка инвестиционного риска методом математической статистики.

Цель занятия - ознакомить целевую группу с теоретическими основами и нормами оценки инвестиционного риска методом математической статистики. Применить изученный материал на практическом занятии. Перед практикой научным руководителем было разработано индивидуальное задание. В соответствии индивидуального задания мной была изучена специальная литература по теме, так же методика проведения практических занятий.

Задачи занятия:

1. Ознакомить с теоретическим материалом по данной теме аудиторию.

2. Закрепить предоставленную информацию на практическом занятии в форме группового задания.

3. Ответить по данной теме на вопросы слушателей.

Целевая группа - магистры 1-го года обучения по направлению «управление проектами», группа №117, на занятии присутствовало семь человек.

Время занятия: с 14:45 по 15:30.

Продолжительность занятия 45 минут

План занятия

Метод обучения студентов - практическое занятие по средствам демонстрации, упражнения.

Информационный материал для занятия был подготовлен в виде кейсов для практического применения и теоретические аспекты на отельном файле, как раздаточный материал.

Необходимые технические средства и оборудование- это аудитория оснащенная компьютерами.

3. Разработка программы обучения

Введение: определение основных понятий:

Оценка риска - это совокупность аналитических мepoприятий, позволяющих спрогнозировать возможность получения дополнительного предпринимательского дохода или определенной величины ущерба от возникшей рисковой ситуации и несвоевременного принятия мер по предотвращению риска. Степень риска - это вероятность наступления случая потерь, а также размер возможного ущерба от него. Риск может быть:

· допустимым - имеется угроза полной потери прибыли от реализации планируемого проекта;

· критическим - возможны непоступление не только прибыли, но и выручки и покрытие убытков за счет средств предпринимателя;

· катастрофическим - возможны потеря капитала, имущества и банкротство предпринимателя.

Количественный анализ - это определение конкретного размера денежного ущерба отдельных подвидов финансового риска и финансового риска в совокупности. Иногда качественный и количественный анализ производится на основе оценки влияния внутренних и внешних факторов: осуществляются поэлементная оценка удельного веса их влияния на работу данного предприятия и ее денежное выражение. Такой метод анализа является достаточно трудоемким с точки зрения количественного анализа, но приносит свои несомненные плоды при качественном анализе. В связи.с этим следует уделить большее внимание описанию методов количественного анализа финансового риска, поскольку их немало и для их грамотного применения необходим некоторый навык. В абсолютном выражении риск может определяться величиной возможных потерь в материально-вещественном (физическом) или стоимостном (денежном) выражении. В относительном выражении риск определяется как величина возможных потерь, отнесенная к некоторой базе, в виде которой наиболее удобно принимать либо имущественное состояние предприятия, либо общие затраты ресурсов на данный вид предпринимательской деятельности, либо ожидаемый доход (прибыль). Тогда потерями будем считать случайное отклонение прибыли, дохода, выручки в сторону снижения. в сравнении с ожидаемыми величинами. Предпринимательские потери - это в первую очередь случайное снижение предпринимательского дохода. Именно величина таких потерь и характеризует степень риска.

Отсюда анализ риска, прежде всего, связан с изучением потерь. В зависимости от величины вероятных потерь целесообразно разделить их на три группы:

· потери, величина которых не превышает расчетной прибыли, можно назвать допустимыми;

· потери, величина которых больше расчетной прибыли относятся к разряду критических - такие потери придется возмещать из кармана предпринимателя;

· еще более опасен катастрофический риск, при котором предприниматель рискует понести потери, превышающие все его имущество.

Основная теоретическая информация по теме:

Наибольшее распространение при оценке риска инвестиционных проектов получили такие количественные методы, как: - статистический метод; - анализ чувствительности (метод вариации параметров); - метод проверки устойчивости (расчета критических точек); - метод сценариев (метод формализованного описания неопределенностей); - имитационное моделирование (метод статистических испытаний, метод Монте-Карло); - метод корректировки ставки дисконтирования. Часто производственная деятельность предприятий планируется по средним показателям параметров, которые заранее не известны достоверно и могут меняться случайным образом. При этом крайне нежелательна ситуация с резкими изменениями этих показателей, ведь это означает угрозу утери контроля. Чем меньше отклонение показателей от среднего ожидаемого значения, тем больше стабильность. Именно поэтому наибольшее распространение при оценке инвестиционного риска получил статистический метод, основанный на методах математической статистики. Расчет среднего ожидаемого значения осуществляется по формуле средней арифметической взвешенной:

где x - среднее ожидаемое значение;

xi - ожидаемое значение для каждого случая;

ni - число случаев наблюдения (частота) У - сумма по всем случаям. Среднее ожидаемое значение представляет собой обобщенную количественную характеристику и не позволяет принять решение в пользу какого-либо варианта инвестирования. Для принятия окончательного решения необходимо определить меру колеблемости возможного результата. Колеблемость представляет собой степень отклонения ожидаемого значения от среднего. Для ее оценки на практике применяют либо дисперсию

либо среднее квадратичное отклонение (СКО):

СКО является именованной величиной и указывается в тех же единицах, в каких измеряется варьирующий признак. Для анализа результатов и затрат инновационного проекта, как правило, используют коэффициент вариации. Он представляет собой отношение СКО к средней арифметической и показывает степень отклонения полученных значений: (в процентах). Чем больше коэффициент, тем сильнее колеблемость. Принята следующая качественная оценка различных значений коэффициента вариации: до 10% - слабая колеблемость, 10-25% - умеренная, свыше 25% - высокая.

При одинаковых значениях уровня ожидаемого дохода более надежными являются вложения, которые характеризуются меньшим значением СКО. Предпочтение отдается тем инвестиционным проектам, по которым значение коэффициента вариации является более низким, что свидетельствует о лучшем соотношении дохода и риска. Несмотря на простоту формул, для использования статистического метода необходим большой объем данных за длительный период времени, что и является его основным недостатком. Кроме того, описанные выше характеристики предполагается применять к нормальному закону распределения вероятностей, который широко используется при анализе рисков, т. к. его важнейшие свойства (симметричность распределения относительно средней, ничтожная вероятность больших отклонений случайной величины от среднего значения и др.) позволяют существенно упростить анализ. Однако не всегда параметры проекта (денежный поток) подчиняются нормальному закону. Поэтому использование при анализе риска только вышеперечисленных характеристик может приводить к неверным выводам и необходимо использование дополнительных параметров).

Применение более сложного математического аппарата (регрессионного и корреляционного анализа, методов имитационного моделирования) позволяет провести более глубокий анализ риска и причин его возникновения. В инвестиционном проектировании при оценке риска широко применяется метод анализа чувствительности. В данном методе риск рассматривается как степень чувствительности результирующих показателей проекта к изменению условий функционирования (налоговых платежей, цены продукта, средних переменных издержек и т. п.). В качестве результирующих показателей проекта могут выступать: показатели эффективности (NPV, IRR, PI, срок окупаемости); ежегодные показатели проекта (чистая прибыль, накопленная прибыль). Анализ начинается с установления базового значения результирующего показателя (например, NPV) при фиксированных значениях параметров, влияющих на результат оценки проекта. Затем рассчитывается процентное изменение результата (NPV) при изменении одного из условий функционирования (другие факторы предполагаются неизменными). Как правило, границы вариации параметров составляют ± 10-15 %. Наиболее информативным методом, применяемым для анализа чувствительности, является расчет показателя эластичности, представляющего собой отношение процентного изменения результирующего показателя к изменению значения параметра на один процент.

где x1 - базовое значение варьируемого параметра,

x2 - измененное значение варьируемого параметра,

NPV1 - значение результирующего показателя для базового варианта,

NPV2 - значение результирующего показателя при изменении параметра. Таким же образом исчисляются показатели чувствительности по каждому из остальных параметров. Чем выше значения показателя эластичности, тем чувствительнее проект к изменениям данного фактора, и тем сильнее подвержен проект соответствующему риску.

Анализ чувствительности можно провести и графически, путем построения зависимости результирующего показателя (NPV) от изменения данного фактора. Чем больше угол наклона этой зависимости, тем чувствительнее значение NPV к изменению параметра и больше риск. Пересечение прямой реагирования с осью абсцисс показывает, при каком изменении параметра в процентном выражении проект станет неэффективным. На основании этих расчетов проводится экспертное ранжирование параметров по степени важности (высокая, средняя, невысокая) и построение так называемой «матрицы чувствительности», позволяющей выделить наименее и наиболее рискованные для проекта факторы.

Анализ чувствительности позволяет определить ключевые (с точки зрения устойчивости проекта) параметры исходных данных, а также рассчитать их критические (предельно допустимые) значения. Главным недостатком данного метода является предпосылка, что изменение одного фактора рассматривается изолированно, тогда как на практике все экономические факторы в той или иной степени коррелированны. Метод проверки устойчивости предусматривает разработку сценариев реализации проекта в наиболее вероятных или наиболее «опасных» для каких-либо участников условиях. По каждому сценарию исследуется, как будет действовать в соответствующих условиях организационно-экономический механизм реализации проекта, каковы будут при этом доходы, потери и показатели эффективности у отдельных участников, государства и населения. Влияние факторов риска на норму дисконта при этом не учитывается. Проект считается устойчивым и эффективным, если во всех рассмотренных ситуациях - NPV положителен; - обеспечивается необходимый резерв финансовой реализуемости проекта. Степень устойчивости проекта к возможным изменениям условий реализации может быть охарактеризована показателями предельного (критического) уровня объемов производства, цен производимой продукции и других параметров проекта. Предельное значение параметра проекта для некоторого t-го года его реализации определяется как такое значение этого параметра в t-м году, при котором чистая прибыль участника в этом году становится нулевой.

Данный метод не дает возможности провести комплексный анализ риска по всем взаимосвязанным параметрам, т. к. каждый показатель предельного уровня характеризует степень устойчивости в зависимости лишь от конкретного параметра проекта (объем производства и т. д.). В какой-то мере избежать недостатков, присущих анализу чувствительности, позволяет метод сценариев, при котором одновременному непротиворечивому изменению подвергается совокупность факторов исследуемого проекта с учетом их взаимозависимости. Метод сценариев предполагает описание опытными экспертами всего множества возможных условий реализации проекта (либо в форме сценариев, либо в виде системы ограничений на значения основных технических, экономических и прочих параметров проекта) и отвечающих этим условиям затрат, результатов и показателей эффективности. В качестве возможных вариантов целесообразно построить как минимум три сценария: пессимистический, оптимистический и наиболее вероятный (реалистический, или средний).

Следующий этап реализации метода сценариев состоит в преобразовании исходной информации о факторах неопределенности в информацию о вероятностях отдельных условий реализации и соответствующих показателях эффективности. На основе имеющихся данных определяются показатели экономической эффективности проекта. Если вероятности наступления того или иного события, отраженного в сценарии, известны точно, то ожидаемый интегральный эффект проекта рассчитывается по формуле математического ожидания:

где NPVi - интегральный эффект при реализации i-ого сценария,

pi - вероятность этого сценария. При этом риск неэффективности проекта (Рэ) оценивается как суммарная вероятность тех сценариев (к), при которых ожидаемая эффективность проекта (NPV) становится отрицательной:

Средний ущерб от реализации проекта в случае его неэффективности (Уэ) определяется по формуле:

Вероятностное описание условий реализации проекта оправдано и применимо, когда эффективность проекта обусловлена, прежде всего, неопределенностью природно-климатических условий (погода, возможность землетрясений или наводнений и т. п.) или состояния основных средств (снижение прочности в результате износа конструкций зданий и сооружений, отказы оборудования и т. п.).

Практические аспекты были предоставленные как демонстративные упражнения в кейсе в формате excel.

4. Анализ обратной связи

Анализ обратной связи был сделан на основании результатов 7 анкет предоставленных мной студентам группы №117, после обучающего занятия на тему «Оценка инвестиционного риска методом математической статистики. Копии анкет приложены к отчету. Анкетирование имело конфиденциальный характер, то есть опрос был анонимным.

Анкетирование студентов проводилось с целью выявления их мнения о качестве проведенного занятия, выявление недостатков для последующего самоанализа. Анкета позволяет оценить доступность восприятия изученного материала для студентов.

Основные параметры оценки это:

Соответствие содержания поставленной теме;

Актуальность темы;

Новизна темы;

Заинтересованность в материале;

Доступность восприятия полученной информации;

Контакт с аудиторией

А так же дополнительные предложения, комментарии и пожелания.

Шкала от 1 до 5 балла, имеет место отметить, что минимальное значение имеет смысл низшей оценке, максимальное высокой.

По результатам анкеты, всеми заполнявшими студентами не было выявлено оценки ниже 4 баллов по всем параметрам, что может свидетельствовать об общем положительном восприятии изученного материала.

Шесть человек из семи оценили на 5 баллов, такой критерий как «Соответствие содержания поставленной теме», один оценил на 4 балла.

Шесть человек из семи оценили на 5 баллов, такой критерий как «Актуальность темы», один оценил на 4 балла, следует отметить, 4 балла по этим двум критериям были выставлены разными людьми. Что свидетельствует о разбросе мнений среди студентов и их общей компетентности.

По такому критерию как «новизна темы» голоса разделились, практически поровну четверо оценили на 5 баллов и трое на 4 балла. Могу предположить, что некоторые студенты уже самостоятельно ознакомились с предоставленной темой или сочли ее менее интересной, чем ожидали.

Такая же ситуация по параметру «заинтересованность в материале» - четверо оценили на 5 баллов и трое на 4 балла, но 4 балла поставили те студенты, которые посчитали по всем выше перечисленным параметрам поставить 5 баллов. Более заинтересованными в материале, оказались те, кто возможно уже начал прорабатывать данный материал или был с ним ознакомлен ранее. Это дает нам право предположить, что заинтересованность в материале может пересекаться с ее возможным практическим применением у студентов в свих научных работах (курсовые проекты, диссертации).

Более проблематичным параметром оказался «Доступность восприятия полученной информации», четыре студента из семи поставили 4 балла и трое 5 баллов. Возможно следовало бы преподнести материал не методом демонстрации и упражнения, а в форме деловой игры с делением группы на команды, так как считаю, что данный подход вызвал бы большею заинтересованность в учебный процесс и как следствие был бы более доступным для восприятия.

По параметру «контакт с аудиторией» студенты единогласно поставили оценку 5 баллов. По итогам проведенного занятия, студентами было задано ряд вопросов, что показывает их заинтересованность в работе. С моей же стороны были даны ответы на все поставленные студентами вопросы.

В анкете обратной связи, ниже таблицы с основными параметрами оценки, было выделено место для дополнительных предложений, комментариев и пожеланий. Четыре студенты выразили желание оставить свои личные впечатления о занятии. Что наиболее красочно и полно поможет мне составить самоанализ проведенного занятия.

Двое студентов отметили, что в моем выступлении присутствовало волненье и отсутствовала уверенность, как было отмечено студентами, выражалось это в быстроте речи.

Один из студентов выразил одним из пожеланий больше серьезности, хотя отметил в тот же момент, что «в такой обстановке это нормально». Можно считать что «несерьезность», а точнее более дружественная обстановка была следствием волнения, для того чтобы расположить к себе студентов, тем самым дать положительное восприятие к подготовленному материалу.

Так же были написаны хвалебные комментарии.

По результатам анкеты и собственного впечатления от подготовки и проведения занятия я постаралась провести самоанализ педагогической практики.

5. Самоанализ проведенного занятия

Взаимодействие с аудиторией

На протяжении занятия удалось установить психологический контакт с аудиторией и эффективно работать со всеми студентами. Проанализировав свое выступление из отрицательных моментов могу заметить, что, скорее всего, на данном этапе у меня возникли барьеры с недостаточной методической разработанностью психологического анализа публичного выступления. Для этого следует, как я считаю, ознакомиться со специальной литературой по методикам психологического контакта с аудиторий, преодолевать психологический барьер опытным путем.

Что удалось и не удалось из намеченного

Занятие было проведено на должном методическом и организационном уровне, что сопутствовало достижению цели. По ходу работы были затронуты и открыты основные аспекты оценки рисков статистическим методом. В ходе занятия была создана хорошая рабочая обстановка, взаимопонимание, вызван интерес студентов к данной теме, что подкреплялось высокой организованностью, дисциплинированностью. При подготовке к занятию был использован метод обучения по средствам демонстрации, упражнения.

Выбор методов, приемов и средств обучения соответствует содержанию учебного материала, поставленным целям занятия, учебным возможностям данного группы, соответствует методическому аппарату урока, каждому его этапу и задачам активизации учащихся.

Ошибки, допущенные при проведении занятий, и возможные пути их предотвращения

Проанализировав своё выступление, хотелось его усовершенствовать, отработать ораторское мастерство, преодолеть сильное волнение перед аудиторией. Как я считаю, моему выступлению не хватило психо-эмоциональной уверенности, это проявлялось в быстроте речи, порой в сбивчивости слов.

На основании результатов анализа анкет, можно сделать вывод, что наибольшая проблема у студентов была связна с доступностью восприятия полученной информации.

Возможные пути решения - это преподнести учебный материал в более простой форме, возможно в игровом варианте, для наибольшей вовлеченности в учебный процесс.

Заключение

Основной задачей практики является приобретение опыта педагогической работы в условиях учебного заведения. Педагогическая практика в системе профессиональной подготовки магистра техники и технологии имеет большое значение, поскольку магистр может заниматься как научно-исследовательской работой, так и преподавательской деятельностью в любом из образовательных учреждений, вплоть до вуза. Данная практика является связующим звеном между теоретической подготовкой и будущей самостоятельной работой магистров техники и технологии, как при педагогической деятельности, так и научной работе.

По итогам педагогической практики было закреплено и реализовано на практике знания, полученные в процессе обучения и навыков творческого подхода к решению педагогических задач, для конструирования и проведения учебных занятий.

Была изучена специфика деятельности преподавателя по направлению «Управление проектами» и формирование умений выполнения педагогических функций.

Было приобретено в практической деятельности педагогических умений, навыков и компетенций по направлению «Управление проектами».

Было освоено:

Проведение практических занятий со студентами по рекомендованной теме учебной программы.

Были выработаны навыки:

1. Формулировать научно-исследовательские цели и задачи для студентов;

2. Организовывать их деятельность;

3. Планировать научно-исследовательскую работу;

4. Проводить самоанализ эффективности собственной работы как потенциального научного руководителя;

5. самостоятельного поиска и изучения специальной литературы;

6. Выработка умений грамотно и полно излагать состояние научной проблемы на основе анализа литературы;

7. Выработка умений ставить исследовательские цели, формулировать задачи практической работы;

8. Знакомство с методами исследования, выработка практических навыков их применения;

9. Выработка навыков работы с людьми.

Список литературы

1. Алексанов Д.С. Разработка бизнес-планов инвестиционных проектов для предприятий АПК: методические рекомендации. - М.: Изд-во ФГУ РЦСК, 2006. - 187 с.

2. Алексанов Д.С., Кошелев В.М. Экономическая оценка инвестиций - М.: Колос-Пресс, 2002. - 382 с.

3. Алексанов Д.С, Кошелев В.М, Ф. Хоффман «Экономическое консультирование в сельском хозяйстве» Москва «КолосС». 2008 г.

4. Бухгалтерская отчетность предприятия ЗАО «Агрофирма Оптина» за 2009 и 2010 год.

5. Бочаров В.В. Инвестиции: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008.

6. Бляхман Л.С. Экономика, организация управления и планирование научно-технического прогресса: учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 2007 - 176 с.

7. Васильев Г.А., ред. Основы маркетинга: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 543 с.

8. Виленский, П.Л., Лившиц, В.Н., Смоляк, С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. - М.: Экономика, 2001. - 855 с.

9. Галицкая С.В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятия: учеб. пособие. - М.: Эксмо, 2008. - 652 с.

10. Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент. - Таганрог: ТРТУ, 2000. - 132 с.

11. Егоров И.В. Управление товарными системами: Учебное пособие «Издательско-книготорговый центр «Маркетинг»», 2001.-644 с

12. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2006.

13. Ершова С.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие. - СПб.: СПбГAСУ, 2007. - 155 с.

14. Зелль, А. Инвестиции и финансирование, планирование и оценка проектов / Пер. с нем. - М.: Ось - 89, 2001. - 240 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Процесс прохождения практики и формирование профессиональных черт. Формирование и развитие профессиональных умений и навыков. Выработка творческого и исследовательского подхода к профессиональной деятельности. Современный профессиональный опыт.

    отчет по практике , добавлен 03.01.2009

    Основные требования к организации педагогической практики. Формирование профессиональных психолого-педагогических умений. Конструктивные умения. Коммуникативные умения. Организаторские умения. Исследовательские умения.

    учебное пособие , добавлен 14.06.2007

    Анализ и разработка методического обеспечения по формированию умений и навыков самостоятельной подготовки переводчика. Принципы лингвистической подготовки студентов-переводчиков. Значение функций памяти, техники речи, родного языка в работе переводчика.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2011

    Изучение социальной значимости педагогической деятельности. Анализ требований, предъявляемых к личности преподавателя, его интеллектуальному потенциалу и моральному облику. Компоненты педагогической культуры. Структура общих педагогических способностей.

    презентация , добавлен 19.10.2013

    Уровни усвоения знаний в педагогической практике. Формирование общеучебных умений и навыков на уроках химии в 11 классе. Образовательный аспект темы "Периодический закон и периодическая система химических элементов Менделеева" в системе школьного курса.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2011

    Анализ профессиональной подготовки будущего специалиста-педагога. Проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов в педагогических ВУЗах. Особенности профессиональной направленности личности будущих специалистов-учителей "Технологии".

    дипломная работа , добавлен 17.03.2011

    Решение учащимися учебно-познавательных задач. Формирование умений выделения главного. Объекты аналитико-синтетической деятельности учащихся. Дидактические ситуации в курсе технологии. Перечень умений, необходимых для выполнения приемов сравнения.

    статья , добавлен 08.05.2009

    Педагогический процесс как динамическая система. Структура педагогической деятельности. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Структура профессиональной компетентности педагога. Характеристика основных групп педагогических умений.

    реферат , добавлен 25.11.2010

    Понятие педагогической технологии. Игровые технологии в младшем школьном возрасте. Классификация педагогических игр. Формирование иноязычных речевых навыков учащихся посредством игры. Творческие игры как средство формирования коммуникативных навыков.

1

Жиркова З.С. 1

1 ФГОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», Якутск

Одной из главных задач педагогической практики является формирование основных видов профессиональной деятельности и профессиональной функции таких, как мониторинг качества преподавания, инструментальные средства сбора данных, отвечающие требованиям, предъявляемым к качеству измерений. Проведены анкетирование студентов и анализ качества занятий практикантов с использованием анкеты качества урока, разработанной А.И. Севруком и Е.А. Юниной, а также всесторонняя диагностика и оценки деятельности практикантов во время прохождения педагогической практики с целью выявления его соответствия желаемому результату. В ходе педагогической практики студенты совершенствовали основы анализа и оценки собственной педагогической деятельности.

педагогическая практика

профессиональная деятельность

мониторинг

формирование

рефлексия

результат

1. Андреев В.И.Саморазвитие конкурентоспособной личности менеджера. – М., 1995.

2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985. – 148 с.

3. Матрос Д.Ш. Управление качеством образования / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 345 с.

4. Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе: учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 144 с.

5. Ушинский К.Д.Педагогические сочинения. В 6 т. / сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика 1990. – Т. 5. – 528 с.

Изменения, происходящие в стране в связи с новыми рыночными отношениями, существенно повлияли на сферу образования. В условиях развития конкуренции на рынке образовательных услуг важными аспектами оптимизации вузовской подготовки являются:

    Практико-ориентированная направленность образования, которая обеспечивается интеграцией учебной, научно-поисковой и производственной деятельности;

    Выпуск интегрального типа специалистов, в которой цели, содержание и результаты обучения формируются в комплексном виде с учетом изменений в профессиональной деятельности, подразумевающие не только квалификацию, но и личностные качества и компетентности.

Важным условием формирования профессиональной подготовки студентов является производственная практика. Назначение практики студентов заключается в подготовке к основным видам профессиональной деятельности, реализации приобретенных профессиональных знаний, навыков, умений и профессиональной адаптации, т.е. вхождения в профессию, освоения социальной роли, профессионального самоопределения, формирования позиций, интеграции личностных и профессиональных качеств.

Педагогическая практика - комплексный процесс, в котором студенты выполняют виды деятельности, определяемые их специализацией.

К.Д. Ушинский писал, что метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой .

Ю.К. Бабанский в своей научной работе подчеркнул, что именно в процессе педагогической практики можно в полной мере осмыслить закономерности и принципы обу-чения и воспитания, овладеть профессиональными умениями и навыками, опытом практической деятельности .

В комплексе с учебными дисциплинами практическая деятельность студентов способствует определению направлений и перспектив профессионального роста в будущем, укреплению адекватной профессиональной самооценки, формированию личности будущего педагога, профессии.

На практике педагогическая деятельность студентов совершенствуется на основе содержательного фактического материала, познание и результативное освоение которого возможно только на основе живых впечатлений и наблюдений.

В педагогической практике студентов важными составляющими являются:

    Способность студента к изменениям своей социально-профессиональной активности, понимаемая как важнейшее качество личности, которое выражает ее творческое отношение к различным сторонам жизни, в том числе и к самому себе. В педагогической практике определятся, какова направленность этой активности в профессиональной сфере;

    Разносторонняя ориентация будущего учителя на все сферы педагогической деятельности: предметную, учебную деятельность обучающихся и ее методическую оснащенность, собственно воспитательное взаимодействие и его организацию, овладение методикой исследовательской работы;

    Формирование в условиях естественного педагогического процесса рефлексивной культуры, когда для учителя предметом его размышлений становятся средства и методы собственной педагогической деятельности, процессы выработки и принятия практических решений. Анализ собственной деятельности помогает практиканту осознать трудности, возникающие у него в работе, и найти грамотные пути их преодоления.

Указанные составляющие педагогической практики будущего учителя определяются следующими целевыми установками:

    Развитие профессиональной компетентности педагога, личностно-гуманистической ориентации, системного видения педагогической реальности;

    Формирование предметной области, рефлексивной культуры;

    Овладение педагогическими технологиям и способностью к интеграции с педагогическим опытом.

В ходе педагогической практики у студентов вырабатываются основы анализа и оценки собственной педагогической деятельности. Педагогическая рефлексия развивается не только в работе с педагогическим дневником, но и в каждом занятии, в каждом общении с детьми. Студентам во время практики необходимо быть готовыми к реальной педагогической деятельности, где им придется выполнять все функции учителя. Показатели уровня знаний, умений, личностного развития и творческой активности обучающихся, теснейшим образом связаны с качеством образовательного процесса и являются более значимыми для определения эффективности качества образовательного процесса.

Одной из главных задач педагогической практики является изучение современного состояния учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях, т.е. мониторинга как постоянного наблюдения за каким- либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату.

Прежде чем приступить к анализу качества выполнения студентами основных функций учителя, преподавательской деятельности, рассмотрим трактовки понятия «мониторинг».

В.И. Андреев рассматривает мониторинг как «систему диагностики качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций самообразования образовательной системы, включая ее цели, содержание, формы, методы, дидактические и технические средства, условия и результаты обучения, воспитания и саморазвития личности и коллектива».

Матрос Д.Ш., Д.М. Полев, Н.Н. Мельникова определяют образовательный мониторинг таким образом: «это система организации сбора, обработки, хранения и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития» .

Таким образом,мониторинг качества образовательного процесса - это наблюдение за состоянием его развития в целях оптимального выбора задач и методов образования.

Технологии мониторинга качества образовательного процесса включают в себя три основных этапа:

    Контроль образовательного процесса;

    Его оценку по различным параметрам;

    Аттестацию образовательного процесса в целом.

Для реализации мониторинга качества преподавания необходимы эффективные инструментальные средства сбора данных, отвечающие требованиям, предъявляемым к качеству измерений. Унифицированным средством экспертизы качества преподавания является анкета. Анкета качества учебного занятия должна моделировать основные признаки урока, лекции, семинара. Только обеспечив необходимое качество измерителя, можно производить оценки качества педагогической деятельности .

Анкета, разработанная А.И. Севруком и Е.А. Юниной весьма доступна и очень удобна в использовании, так как легко встраивается в существующую систему, дает возможность всесторонней диагностики и оценки деятельности учителя, что позволяет планировать оказание ему помощи по повышению профессионального мастерства. Анкета характеризуется оптимальным количеством пунктов, по которым вполне реально оценить качество проведенного урока. Конкретность формулировок пунктов анкеты позволяет использовать балльную систему оценки. Если каждый реализованный пункт анкеты оценивается одним баллом, то сумма баллов отражает интегральный рейтинг качества деятельности учителя на уроке. Все выделенные признаки анкеты характеризуют ее как объективное и эффективное средство оценки качества преподавания не только в общеобразовательной школе, но и в профессиональных образовательных учреждениях.

Нами было проведено исследование качества образовательного процесса с использованием анкеты качества урока, разработанной А.И. Севруком и Е.А. Юниной , при прохождении студентами преддипломной практики по дополнительной квалификации «Преподаватель» Педагогического института Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова.

Для анализа качества занятий практикантов, было проведено анкетирование студентов по пунктам анкеты матрицы (таблица).

Пункты анкеты

2006-2007 учебный год

2007-2008 учебный год

2008-2009 учебный год

2009-2010 учебный год

2009-2011 учебный год

1. Цель эксперта

2. Уверенно владеет учебным материалом

3. Качественная речь

4. Ненасильственные приемы обучения

5. Устанавливает межпредметные связи

6. Использует:

а) социальный опыт

б) раздаточные наглядные материалы

в) динамические дидактические материалы

7. Дает разноуровневые задания

8. Стимулирует обоснование, аргументацию ответов

9. Поощряет:

а) инициативу и самостоятельность обучающихся

б) индивидуальные учебные достижения обучающихся

10. Реализует экзистенциальную направленность образования

11. Обращает внимание на качество речи обучаемых

12. Во время заканчивает урок, занятие

13. Использует приемы педагогических технологий:

а) дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения

б) проблемного обучения

в) диалогового обучения

г) рефлексивного обучения

д) коллективной мыслительной деятельности

е) здоровьесберегающие методики

В таблице показаны реализация пунктов анкеты качества урока практикантами и суммарное количество полученных баллов по учебным годам. Диаграмма построена на основе обобщенных данных анкетирования по 36 занятиям, проведенным студентами-практикантами в разных учебных группах и пока-зывает осредненные по всем наблюдениям данные о качестве образовательного процесса по учебным годам. Данные о качестве образовательного процесса по учебным годам решают задачи получения информации обратной связи (проблему контроля) и соотнесения реально полученных результатов образовательного процесса с планировавшимися результатами, с целями (проблему оценки). Чем больше пунктов реализовано, тем выше качество преподавания. По совокупности наблюдений производится оценка преподавания. Из таблицы видно, что сумма полученных баллов практикантами составляет в среднем половину от максимального количества, но затрагивает самые важные пункты анкеты. Это говорит о подготовленности студентов-практикантов к преподавательской деятельности.

Анализ результатов анкетирования показал, что практиканты умеют ставить цели развития личностных качеств обучающихся и реализовывать их средствами учебного предмета. Уверенно владеют учебным материалом. Практикантами использованы ненасильственные приёмы обучения, т.е. отсутствовали отрицательные реплики, не перебивали учащихся, не навязывали свою точку зрения, Широко использовали раздаточные наглядные статистические материалы и динамические дидактические материалы. Умело использовали интерактивную доску, качественные презентации и слайды. На всех занятиях эффективно использовали приемы диалогового обучения, проводились интересные дискуссии, в которых активно участвовали студенты. В конце каждого занятия проводились рефлексии практикантов и студентов.

По матрице (см. таблицу) можно определить, какие из пунктов анкеты не реализованы на занятиях, например: практиканты испытывали трудности, связанные с установлением связи с другими предметами, с интеграцией учебного материала из разных сфер знаний, жизнедеятельности человека. На занятиях недостаточно используют стимулирование: аргументации ответов, поощрения инициатив и самостоятельности, индивидуальных учебных достижений студентов. Не реализованы приемы педагогической технологии проблемного обучения и формы коллективной мыслительной деятельности.

В ходе анализа исследования мы выявили пригодность анкеты для наиболее важных обобщенных оценок качества педагогической деятельности.

Таким образом, педагогическая практика студентов является обязательной составляющей учебного процесса, во время которой происходят реализация усвоенных на лекциях и семинарах способов деятельности, образовательных технологий, воплощение в жизнь идеалов образования. Педагогическая практика своеобразная проверка правильности сделанного выбора, способностей, интересов, ценностей. Одновременно проверяются качества профессиональной подготовки студента на конкретном рабочем месте, в реальной ситуации. В ходе практики студентам предоставляется возможность реального педагогического взаимодействия с учащимися и освоения школьной действительности с позиций педагога.

В ходе проведения итоговой рефлексии по педагогической практике студенты отметили, что они:

Аманбаева Л.И., д.п.н., профессор педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск;

Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методологии образования Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.

Работа поступила в редакцию 11.04.2012.

Библиографическая ссылка

Жиркова З.С. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ – ПОДГОТОВКА К ОСНОВНЫМ ВИДАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 6-2. – С. 360-364;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29992 (дата обращения: 29.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Одним из этапов обучения в магистратуре любого государственного университета и не только является прохождение педагогической практики. Этот вид деятельности магистранта нацелен на овладение основами мастерства педагога, развитие профессиональных навыков преподавателя, умения самостоятельного ведения преподавательской работы, навыки руководства группой студентов. Такая практика необходима не только будущим педагогам, но и юристам, психологам, специалистам в области экономики и даже строительства. Поэтому проходят эту практику не только в школах, но и на базе ВУЗов. Итогом преподавательской деятельности магистранта является представленный на кафедру ВУЗа отчет и дневник.

Особенности прохождения педагогической практики

Магистранты ведут учебную и педагогическую деятельность на базе своей выпускающей кафедры. Цель педагогической практики магистрантов в развитии способностей преподавания, стратегического мышления, умения руководить студентами. Во время своей рабочей деятельности на кафедре они обязаны следовать правилам внутреннего трудового распорядка.

В ходе работы студента решаются задачи:

  • закрепление приобретенных в ходе освоения учебной программы знаний и умений;
  • изучение основ и применение методики подготовки и проведения учебных мероприятий;
  • изучение новейших образовательных технологий;
  • совершенствование навыков самостоятельной работы, самообразования;

Перед началом деятельности учащиеся составляют с научным руководителем индивидуальный план магистранта по педагогической практике. По итогам выполнения этой программы в дальнейшем готовится отчет и дневник.

Как написать отчет о преподавательской практике для магистранта

Работа магистранта в процессе прохождения практики организуется исходя из его индивидуального плана и предполагает следующие виды деятельности:

  • учебно-методическую, включающую разработку учебных мероприятий;
  • непосредственно учебную, включающую проведение лекций и семинаров в группе студентов.

Все этапы прохождения работы документируются в дневнике. По итогам самостоятельной работы магистрант создает отчет.


Структура отчета

Отчет по педагогической практике магистранта должен содержать 20 – 25 страниц текста и следующие основные разделы:

1. Титульный лист.

2. Введение, в котором указываются:

2.1. Цель, задачи, место и время прохождения практики.

2.2. Перечень выполненных заданий.

3. Основная часть.

4. Заключение, включающее:

4.1. Описание приобретенных навыков и умений.

4.2. Индивидуальные выводы о проделанной работе.

5. Список источников.

6. Приложения

Отчет передается научному руководителю вместе с другими документами.

Особенности отчета о педагогической практике

Основная часть отчета должна включать:

  • раздел «Учебно-методическая работа», где приводится анализ: учебного плана, учебных занятий ведущих преподавателей кафедры, рабочей программы преподаваемой дисциплины;
  • раздел «Учебная работа», где приводится план лекций и семинаров, проведенных магистрантом, а также его личный анализ этих занятий.
  • приложения: рецензии на проведенные студентом лекции и семинары от научного руководителя и других преподавателей кафедры; тексты лекций и планы семинаров, подготовленные задачи, кейсы и т. д.;
  • рецензия на учебное мероприятие другого магистранта. Занятия магистранта должны посетить другие магистранты и оставить свой отзыв.

Пример отчета

Отчет отражает всю деятельность студента и его правильное составление свидетельствует об успешности прохождения практики. Чтобы избежать ошибок в оформлении этого документа, необходимо изучить все требования к его составлению, которые предъявляет конкретный ВУЗ. Также можно запросить образец отчета у своего научного руководителя. Он может предоставить все необходимые бланки, а также готовый отчет в качестве примера.

Отчет по педагогической практике магистранта - образец

Дневник по педагогической практике магистранта

В процессе всей преподавательской практики учащийся должен уделять внимание регулярному заполнению дневника. Этот документ необходимо заполнить вовремя и предоставить на кафедру вместе с отчетом. На основе хорошо подготовленного дневника легче подготовить грамотный и полный отчет.

Особенности заполнения дневника

В дневнике должны найти отражение все этапы преподавательской деятельности.

На первом этапе студент в соответствии с индивидуальным заданием:

  • изучает различные методики подготовки и проведения лекций и практики со студентами;
  • изучает современные образовательные технологии.

На втором этапе студент посещает занятия ведущих преподавателей кафедры, включая лекции и семинары. В дневник заносится анализ посещаемых учебных мероприятий, на которых он выступал в роли наблюдателя. Он производит разбор организации учебного процесса, особенностей общения преподавателя и студентов, формы проведения занятия и т. д. Итоги анализа оформляются в свободной форме.

Третьим этапом работы является самостоятельное проведение магистрантом занятий, а также участие в иных формах учебной деятельности кафедры. Минимально необходимый объем учебных мероприятий лучше уточнить на кафедре ВУЗа. Проведение учебных занятий обязательно для учащихся очной формы обучения, а для заочников возможны иные варианты. Также необходимо будет посетить лекцию или семинар других магистрантов и оставить свою рецензию.

В ходе проведения учебных мероприятий учащийся самостоятельно готовит и проводит лекцию и практический семинар, хотя присутствие в аудитории опытного преподавателя на занятии обязательно. Темы занятий утверждаются руководителем. Во время этих занятий рекомендуется демонстрация различных подготовленных наглядных пособий и применение иных инновационных форм занятий. Для уроков информатики в школе, например, подойдут яркие презентации и т.д. Методическим обеспечением подготовленных занятий выступают конспекты лекции, планы семинарских занятий, наглядные пособия, презентации и иные материалы.

Руководитель готовит письменную рецензию работы магистранта по прохождению практики, дает свою характеристику и предлагает оценку. В характеристике отражается уровень подготовки магистранта, его отношение к работе.

Образец заполнения дневника по педагогической практике

Дневник является обязательным документом для учащегося и предоставляется на кафедру вместе с отчетом и характеристикой от руководителя. Бланк дневника практиканта и заполненный образец можно запросить на кафедре университета или воспользоваться поиском в сети интернет.

Заполненный дневник по педагогической практике магистранта

Педагогическая практика обязательна для специалистов разных направлений, проходящих обучение в магистратуре. Она ставит цель сформировать навыки преподавания, общения с аудиторией, систематизировать теоретические знания учащегося, научиться правильно составлять отчеты по итогам своей работы. Это важный этап в подготовке выпускной работы.

Введение

Цели и задачи педагогической практики

Тема и тип занятия

Разработка программы обучения

Анализ обратной связи

Самоанализ проведенного занятия

Заключение

Список литературы

Введение

Педагогическая практика является обязательной частью основной образовательной программы профессиональной подготовки магистров.

В ходе практики студенты изучают основы учебно-методической педагогической работы в высшем учебном заведении, знакомятся с современными методами учебной работы в вузе, с содержанием и особенностями педагогической деятельности преподавателей, овладевают навыками проведения занятий, осваивают методику преподавания учебных дисциплин в высшем учебном заведении, приобретают опыт подготовки и проведения экономических дисциплин, а также опыт общения со студентами младших курсов и преподавателями.

Главная цель педагогической практики магистров заключается в формировании компетенций преподавателя вуза, способного осуществлять на современном научном и методическом уровне учебную и воспитательную работу. Важно отметить, что образовательная программа магистерского уровня подготовки не ставит целью сформировать готового преподавателя, но она обеспечивает базу для развития необходимых навыков преподавания, создаёт условия для приобретения педагогического опыта.

Исходя из этого, основными задачами педагогической практики магистров являются:

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных магистрами в процессе изучения дисциплин магистерской программы.

Изучение методик и техник подготовки и проведения лекционных, семинарских и практических занятий.

Развитие навыков методического анализа учебных занятий.

Формирование представления о современных образовательных технологиях, активных методах обучения в вузе.

Развитие навыков самостоятельности, самообразования и самосовершенствования в осуществлении научно-педагогической деятельности.

1. Цели и задачи педагогической практики.

Местом прохождения научно-педагогической практики является магистратура Российского Государственного Аграрного Университета МСХА имени К.А Тимирязева.

Педагогическая практика магистрантов, обучающихся по образовательной программе подготовки магистров, является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлениям магистерской подготовки. Педагогическая практика магистрантов имеет целью приобретение практических навыков проведения учебных занятий. Педагогическая практика ориентирует обучающихся на выполнение следующих видов профессиональной деятельности: преподавательской, научно-методической, консультационной; организационной, научно-исследовательской.

Основные требования от педагогической практики - это получить понимание:

Основных принципов, методов и форм организации педагогического процесса в вузе;

Системы компетенций и профессионально-значимых качеств обучаемых и обучающих;

Требований, предъявляемых к преподавателю вуза в современных условиях.

Кроме того, магистрант должен овладеть умениями:

Осуществления методической работы по проектированию и организации учебного процесса;

Публичного выступления перед аудиторией и создания творческой атмосферы в процессе занятий;

Анализа возникающих в педагогической деятельности затруднений и принятия плана действий по их разрешению;

Самоконтроля и самооценки процесса и результата практики

В задачи научно-педагогической практики входит создать рабочею программу проведения занятия по дисциплине «Управление проектами», которая включает в себя:

· Подготовить практический материал на тему «Оценка риска методом математической статистики»

· Определить место дисциплины в структуре основной образовательной программы (определить на какую целевую группу рассчитан курс)

· Организовать распределение времени по проведению занятия.

· Подготовить и использовать на практике учебно-методические материалы (презентации, кейсы)

· Подготовить информационное обеспечение дисциплины (включает списки основной и дополнительной литературы, программное обеспечение).

· Определить аудиторию с наиболее подходящим материально-техническое обеспечением для проведения занятия (проектор, компьютеры).

· Подготовить анкету обратной связи «Преподаватель глазами студентов».

По итогам учебной работы должен быть проведен самоанализ проведенных занятий. Он делается на основе:

) анализа проблемных ситуаций

) результатов самонаблюдения;

) данных промежуточной проверки знаний по разобранной теме;

) данных анкетирования студентов.

педагогический практика магистр преподаватель