Эфиопия: жизнь церквей древнего царства. Эфиопия христианская

Детский хор на вечерней службе

Эфиопия — уникальная страна, причем не только в масштабах Африки. Никем в полной мере не колонизированная, простирающаяся среди горных массивов, многие из которых недоступны и ныне, она вместила в себя свыше 80 языков и более 100 этнических групп. А объединила большинство из них в отсутствие дорог и общего языка вера: христианство в Эфиопию пришло раньше, чем в Россию (на шесть с лишним веков) и даже в Европу.


Обряд Крещения - мать держит дитя на руках, символизируя на время обряда Деву Марию

Согласно Новому Завету произошло это в I веке: апостол Филипп крестил евнуха, приглядывавшего за сокровищами местной царицы. Новая вера распространилась в древней Эфиопии чрезвычайно быстро, став уже в IV веке государственной религией одного из местных царств (считается, что это был третий случай в истории после Армении и Эдесского царства). Впрочем, уникально не только это: за прошедшие 16 веков здешняя вера почти не менялась. В отличии от всех прочих ветвей, включая европейскую и русскую, "политических" изменений с древности в ней практически не было.


Субботняя служба

В наши дни, по статистике, христианство исповедуют свыше 60 процентов граждан страны. Эфиопская церковь считается независимой, причисляет себя к православной ветви, с российским православием ее роднит календарь, дни поста, некоторые обряды и религиозные праздники (они совпадают). При этом Ветхий Завет здесь чтят не менее, чем Новый, практикуется обрезание младенцев и ограничения в пище, эти традиции пришли из иудаизма, но считаются частью христианского верования.


Обряд освящения воды

В отличии от стран, где религия перестала быть частью повседневной жизни, в Эфиопии даже молодые люди не проходят мимо церкви, не перекрестившись и не приложив голову к порогу. Практически все носят деревянные кресты на шее, часто религиозные символы украшают автомобили и моторикши. А вот настоящие иконы встречаешь редко: сохранилось их мало, даже в церквях большинство икон напечатаны на принтере. На самом деле оригинальная эфиопская иконопись очень красива, пусть и немного наивна, похожа на рисунки детей, но, к сожалению, встречается редко.

Эфиопская иконопись

Библия в Эфиопии написана на древнем языке геэз — он был распространен в Аксумском царстве, которое первым и приняло христианство. Этот эфиосемитский язык дал начало основным современным языкам страны — амхара, тигре, афар и другим, но сам вышел из широкого употребления. Сегодня геэз — это язык литургии православной церкви Эфиопии: он считается священным, и в обычной жизни им не пользуются.

Православные храмы можно встретить по всей стране, от самой маленькой деревни до столицы. В деревнях церкви традиционно имеют форму шатра, в более древних городах — креста, а в Аддис-Абебе (столице) выглядят очень по-европейски: сказывается итальянское влияние (Рим стремился завоевать Эфиопию с конца XIX века, что закончилось при Муссолини кровавой войной). Как бы то ни было, но в архитектуре, как и в политике, Эфиопия независимость отстояла. Кресты на православных храмах всегда затейливы и украшены шарами, которые изображают страусиные яйца (это символизирует прочность веры). Убранство церквей можно назвать аскетичным по сравнению с нашими храмами — несколько икон, пластиковые цветы, бусины, свечей немного. Полы укрыты коврами, так как в храм принято входить без обуви, а во время богослужений многие сидят на полу.

Богослужения проводят два раз в день, короткое утром и основное в середине дня (оно длится не менее двух часов, и в это время входить в храм запрещается), по праздникам бывает и ночная служба. Заметить, к слову, время службы несложно: днем города пустеют и остается только удивляться тому, сколько людей готовы посвятить несколько часов ежедневной молитве.

Одна из красивейших особенностей эфиопской христианской традиции — все верующие (как женщины, так и мужчины) ходят в храм в длинном белом платке, закрывающем почти все тело. Священники же носят красные или голубые облачения. Часто можно увидеть прихожан с посохом, но это не дань традиции. Посох помогает выстоять долгую литургию.

Хотя первым новую религию приняло царство Аксум на востоке страны, древние центры православия (церкви XII-XIV веков) сохранились не только там, но и в горах на севере — в Лалибэле и Гондаре. Там каждый день тщательно восстанавливают древние ритуалы: благословляют воду и хлеб, проводят крещения и причастия. Особо впечатляет город Лалибэла, названный в честь Святого Гебре Мескель Лалибэлы, царя Эфиопии в XII-XIII веке. По преданию этот царь долго жил в Иерусалиме и после его захвата мусульманами в 1187-м решил построить свою столицу как Новый Иерусалим. С тех пор многие объекты в городе носят библейские имена: даже протекающую в городе реку нарекли Иорданом.

Бэт Георгис церковь Святого Георгия - одна из 11 монолитных церкей Лалибэлы.Вход в храм ведет черех тоннель вырезанный в теле горы.

В XII веке в этом же городе начали строить один из самых впечатляющих памятников веры — комплекс из 11 монолитных церквей, вырезанных из цельного камня ниже уровня земли. Между собой храмы соединены подземными тоннелями (они символизируют ад), а выход к каждой из церквей символизировал приход к Богу. Среди храмов Лалибэлы самый изящный Бэт Георгис — его крыша в форме креста на поверхности земли, а сам храм уходит на 13 метров в толщу горы. Есть Бэт Лехем (Вифлеем) — Дом хлеба, где благословляют воду и местный вид хлеба — инджару. Об Иерусалиме напоминают и прочие храмы, все названия которых начинаются с Бэт, что на иврите — дом.

Священник на службе

В Лалибэле, Гондаре и Аксуме сохранились древние памятники христианства, но в каждом городе и деревне люди строят небольшие церкви своими средствами. В каждой общине есть пастырь, человек, обладающий знаниями о медицине, религии, мироустройстве, истории, он помогает прихожанам и направляет их. Для Эфиопии, где в сельской местности мало кто умеет читать и писать, священники, прошедшие обучение в церковных школах,— главные источники знаний о мире. Доверие к ним безгранично.

Православие — это душа Эфиопии, оно объединило ее и помогло выстоять перед вторжениями иноверцев и колонизаторов. Это все видно невооруженным взглядом, как и то, что столь глубокая религиозность тормозит развитие. Многие готовы проводить в молитвах часы и дни, мало заботясь о повседневной жизни, а уровень нищеты велик, и это тоже видно. Хочется надеяться, что новые поколения не только сохранят древнюю веру, но при этом возьмут жизнь в свои руки — как, собственно, и поступили когда-то их предки, отстоявшие свои церкви и веру перед напором многочисленных завоевателей, веривших в совсем других богов.

Только в одной африканской стране абсолютное большинство населения издавна исповедует православие. Эта страна – Эфиопия. Около двадцати миллионов ее граждан принадлежат к Эфиопской православной церкви. Эфиопы – монофиситы. То есть в отличие от католиков и большинства православных, для которых в Иисусе Христе соединилось два начала – божественное и человеческое, прихожане Эфиопской церкви считают Его только Богом.
По преданию, в которое свято верят эфиопы, библейская царица Савская - это царица Аксума, Македа, или Южная царица. Сюда, в Аксум, вернулась она после путешествия в Иерусалим, где гостила у Соломона. "И царь Соломон дал царице Савской все, чего она желала и чего просила сверх того, что подарил ей царь Соломон своими руками". От Соломона якобы родила царица сына Менелика, первого властителя Эфиопии. Со времен правления Македы остался в Аксуме только огромный, высеченный в гранитной скале бассейн Май Шум, в котором она якобы спасалась от жары. Когда это сооружение стало христианской святыней, неизвестно, но на праздник Тимкат, Богоявление, сюда стекаются верующие, чтобы совершить обрядовое омовение. Правда, последние несколько лет в стране свирепствует засуха и давно уже Май Шум не видели заполненным водой. Приходится набирать в кувшины мутную жижу и уже с их помощью совершать обряд. Рядом с бассейном стоят знаменитые стелы Аксума, вытесанные из цельного камня. У подножий - выемки для подношений верующих. Самая большая стела упала, вторую по величине в 37-м году вывезли итальянские фашисты. Существует легенда, что останки царицы Савской покоятся под одним из этих монолитов. Закат Аксума начался в VII веке. Некогда враждовавшие между собой арабские племена объединились под знаменем ислама. Они вторглись в Северную Африку, и с этого времени пошла быстрая исламизация. Христианский Аксум оказался в окружении мусульманских народов. Он лишился значительной части своих территорий и выхода к морю. С севера, из Эритреи, страна постоянно подвергалась нападениям кочевников бейа. История повторяется. Нынешняя Эфиопия, после того как ее северная провинция Эритрея объявила себя независимой, тоже фактически потеряла выход к морю и тоже ведет изнурительную войну за его возвращение.

Нынешний Аксум - это небольшой провинциальный городок. Помимо своих древностей он славен еще и тем, что последний эфиопский император Хайле Силассие воздвиг здесь крупнейший православный собор Африки, так называемый Новый Храм, посвященный Деве Марии. Можно спорить о его архитектурных достоинствах, но акустика в нем отменная.

Служители Нового храма показали нам икону. Сцена, на ней изображенная, признаться, нас удивила: Менелик похищает у своего отца царя Соломона Ковчег завета. Тот самый, в котором хранились полученные Моисеем от Бога скрижали с десятью заповедями. Ни в Библии, ни в исторических хрониках о подвиге Менелика нет никаких упоминаний. Но обладание этой святыней позволяет эфиопам считать себя избранным народом.

Со времен Менелика Ковчег, или то, что эфиопы называют Ковчегом, хранится в Аксуме. Специально для него император Василий построил церковь Девы Марии Сионской, которую называют Старой церковью. Сорок лет назад Ковчег Завета перенесли в небольшую часовню по соседству. Святыню берегут как зеницу ока. Входить в часовню позволено только хранителю Ковчега. Должность хранителя пожизненная. Перед смертью он сам выбирает себе преемника.

Охрана Ковчега и церковных ценностей - постоянная забота общины, все дела которой обсуждаются на совете достойных мужей, махаббаре. Собирают его не реже одного раз в месяц здесь же, на площади рядом с часовней. Допускаются на махаббар мужчины "подобающего возраста, не делающие зла, душа которых прекрасна и тиха". Женщины в обсуждении дел общины участия не принимают, стоят в сторонке. Впрочем, у них есть собственные махаббары. Такое собрание - заметное событие в жизни селения, это своего рода праздник, на который даже приглашают гостей из других общин. К нам сначала отнеслись настороженно, но узнав, что мы из православной страны, разрешили остаться. Махаббар заканчивается, когда выступят все желающие. На сей раз после долгих прений было решено выделить сторожу часовни деньги на патроны для его автомата Калашникова, чтобы ему было чем встретить грабителей. Христианство пришло в Аксум в IV веке. Первые христианские императоры Эфиопии также правили страной отсюда, из Аксума. На вершине холма вблизи города находится усыпальница двух царей - Калеба и его сына Габра-Маскала. Оба они были истинными ревнителями веры. Что, впрочем, не мешало им заботиться о земных благах. По легенде, прохладные, темные галереи служили императорам сокровищницей. В Эфиопии около 20 тысяч храмов. Среди них есть особо почитаемые, к ним паломники идут издалека. Каждый абиссинский христианин имеет своего духовного отца, или исповедника, который обязательно должен быть священником, например, из ближайшей церкви. Церковь же является основным центром городской и деревенской жизни. Священник, кес, пользуется в народе большим уважением. Он живет скромно, как простой крестьянин. В каждой церкви служат минимум два священника и три дьякона. Есть хранитель церковной утвари - габаз, по-нашему ризничий, и казначей - аггафари. Когда вы входите в эфиопский храм, то попадаете в кене мехлет - место, где поются псалмы. Красный занавес отделяет кене мехлет от алтаря. Там свершается таинство евхаристии. За кеддестом находится магдас - это святая святых. Там хранится табот, символизирующий Ковчег Завета. В магдас имеют право входить только священники. Если в него проникнет кто-то из мирян, да еще, не дай бог, увидит табот, церковь будет считаться оскверненной. Церковные службы очень длинные. Поэтому в церквях имеется большое количество посохов для стариков - им трудно выстоять по 5-6 часов. Стены старых церквей, таких как Дебра Берхан Силассие, как правило, украшены росписями. Художники в те далекие времена имели совсем другое представление о пропорциях, не знали перспективы и объема. Нечто подобное мы встречаем и в русской иконописи.
Эфиопия - страна бедная. Нищие здесь попадаются на каждом шагу. Особенно их много у церквей. Гид посоветовал нам запастись мелкими купюрами - по одному быру. Это приблизительно 4 рубля. Сумма ничтожная, но на нее можно прожить день, а то и два. На всех мелких купюр у нас не хватило, так что между нищими едва не возникла драка. Впредь мы взяли за правило раздавать милостыню незаметно. Местные христиане почитают Ветхий Завет так же ревностно, как и Новый. Они соблюдают заповеди Моисея и Христа. Им нельзя есть свинину, они обрезают детей на восьмой день от рождения. Добропорядочный христианин женится на вдове брата и не появляется в церкви после сексуальных сношений.
Гондар. Толкиен использовал этот топоним в книге "Властелин колец". Так в ней называется королевство дунадинцев в Средиземье. Королевство Рохан в романе тоже получило имя от древнего эфиопского города. Десять веков назад он был переименован в Лалибелу. Легенда гласит, что в те далекие времена здесь в царской семье родился наследник. Как только он появился на свет, его окружил рой пчел. Пораженная мать воскликнула: "Лалибела", что означает "пчелы признали его владычество". "Однажды душа Лалибелы услышала глас Божий, - рассказывал гид. - Творец повелел царю выстроить в Рохане новый Иерусалим. Так здесь появились свои Иордан, Голгофа, Масличная гора и удивительные храмы, высеченные в скале".
Существует придание, что созданию храмового комплекса сильно поспособствовали рыцари Ордена тамплиеров, которые специально для этого прибыли сюда из Иерусалима. Представить себе, что все это сделано человеческими руками, невозможно. Сначала каменотесы проделали глубокие щели, отделившие циклопические каменные блоки от скалы. И уже из этих блоков были вырублены целые здания церквей. Среди 11 храмов нет двух похожих, расположены они на разных уровнях и соединены туннелями. Самое крупное сооружение комплекса - храм Христа Спасителя, Бета Меданеалем. В нем хранится крест Лалибелы, с которым этот полумонах-полуцарь не расставался никогда. Верующие считают его чудотворным, излечивающим все болезни. Из Бета Меданеалем через проход в скале можно попасть на обширный двор церкви Бета Мариам, Девы Марии. Здесь есть бассейн, купание в котором, по местным поверьям, избавляет от бесплодия. Окна храма представляют собой разные по форме кресты. Есть тут и свастики. Внутри церкви Девы Марии высится каменный столб, скрытый от глаз тяжелым покровом. Священник утверждает, что столб весь испещрен письменами, которые повествуют о том, как создавались скальные церкви. Покров никогда не снимают - это считается святотатством. Поэтому тайна древних мастеров до сих пор не разгадана. В церкви Бета Мариам нам показали копию здешнего табота. Во время больших праздников сам табот священники выносят завернутым в цветные ткани и три раза обходят с ним вокруг церкви. Без табота, ковчега, храм - пустая скорлупа, мертвое здание. О влиянии иудаизма на обрядность эфиопов говорят и церковные одежды - они почти точно повторяют описание одеяний израильских жрецов в Библии - поверх длиннополого костюма надевается аскема, наперсник. Украшен он, правда, не драгоценными камнями, как у евреев, а расшит крестами. Под наперсником абиссинские священники носят кенат, пояс. Он соответствует кушаку иудейского верховного жреца. Узнав, что в его епархии работает съемочная группа из России, нас пришел благословить архиепископ Лалибелы. К сожалению, встреча была недолгой - его ждали срочные дела. Храмовый комплекс объединен сложной системой тоннелей и проходов. Наткнуться здесь на какой-нибудь склеп ничего не стоит. Рядом с полузаброшенной часовней Адама находится Бете Голгота - церковь Голгофы. Здесь хранятся мощи Лалибелы и реликвии, с ней связанные. После недолгих уговоров священники показали нам посох и крест святого. В Голгофе всегда людно. Верующие приходят сюда, чтобы попросить у Лалибелы помощи и защиты. Лалибела - так звали одного из царей, который запомнился эфиопам своей беспримерной мудростью и праведностью. При его жизни случались многочисленные чудеса, описанные в хрониках. С именем легендарного монарха связаны знаменитые выдолбленные в камне церкви. В государстве Лалибелу почитают как величайшего из святых. В эфиопских храмах не принято ставить свечи перед изображениями святых. Но все же свечи там зажигают - когда читают молитвослов или псалтирь. Богослужебный язык геэз прихожане теперь на слух воспринимают плохо, но церковные тексты прочесть может каждый. Иконы у эфиопов больше похожи на внушительных размеров картины, выполненные на холсте. По праздникам, когда устраивают молебны, их выносят на улицу.

Самая поразительная из всех церквей храмового комплекса - Бета Гиоргис (Святого Георгия). Она стоит несколько на отшибе. В плане храм - это хорошо видно сверху - представляет собой крест размером 12х12 метров. Высота, вернее, глубина здания также 12 метров. К входу ведет глубокий коридор, прорубленный в скале. В Эфиопии в храмы заходят только босиком. Пока прихожане молятся, за обувью присматривает специально для этого поставленный мальчуган.

Многие паломники задерживаются в Лалибеле на несколько дней, а то и недель. Специально для них в скалах вырублены кельи. Люди живут в этих темных клетушках, спят на грязном тряпье, едят, что поднесут. Есть и такие, кто приходит в эти святые места умирать. Время от времени в Лалибелу заявляется какой-нибудь отшельник. Для эфиопа он - посланец Бога. Отшельник может прийти в деревню среди ночи и завопить: "Страшная кара ждет вас! Покайтесь!" И люди покорно станут каяться. Если Бог явит ему что-нибудь во сне, отшельник обязан сообщить об этом мирянам.
Как мы ""уже говорили, у каждого эфиопа-христианина есть духовный отец. К нему обращаются за советом, ему дарят подарки. Если человек совершил недостойный поступок, духовный отец может в наказание повелеть ему, например, пожертвовать определенную сумму бедным. Нам повезло: в церкви Христа Спасителя проходил обряд венчания. Новоиспеченный муж - дьякон. В Эфиопии желающие связать себя узами церковного брака должны ждать год - считается, что за это время молодые смогут проверить свои чувства. Ведь после венчания союз расторгнуть уже нельзя. Возможно, поэтому большинство эфиопов предпочитают гражданский брак церковному. Жизнь этого народа за последние несколько столетий мало изменилась. Как и раньше, главной святыней эфиопов остается Ковчег Завета. Они пишут странные иконы, танцуют в церквях, не ставят свеч, по-другому крестятся, они обрезают детей и не едят свинину. И тем не менее эфиопы - православные христиане, пусть их православие и несколько отличается от того, к которому мы привыкли.









Эфиопская Православная церковь

Согласно древнему преданию, первым великим христианским просветителем эфиопов был Св. Фрументий, римский гражданин из Тира, который потерпел кораблекрушение на африканском побережье Красного моря. Он приобрел доверие императора Аксума и вскоре обратил в христианство его сына, будущего императора Езану, который и объявил в 330 году христианство государственной религией. Фрументий был впоследствии рукоположен в епископы Св. Афанасием Александрийским и вернулся в Эфиопию, где продолжил еванге-лизацию страны.
Около 480 года в Эфиопию прибыли "Девять Святых" и начали здесь свою миссионерскую деятельность. Согласно преданию, они были из Рима, Константинополя и Сирии, которые им из-за оппозиции христологии Халкидона пришлось покинуть. Какое-то время они находились в монастыре Св. Пахомия в Египте. Fix влияние (наряду с традиционной связью с коптами в Египте), объясняет почему Эфиопская Церковь отвергла Халкидон. "Девять Святых", как полагают, окончательно покончили с остатками язычества в Эфиопии, привили монастырскую традицию и внесли огромный вклад в развитие религиозной литературы: они перевели Библию и другие религиозные сочинения на классический эфиопский язык. По всей стране распространились монастыри, которые быстро стали важными духовными и интеллектуальными центрами.
Эфиопская Церковь достигла расцвета в XV веке, когда появилось много талантливой богословской и духовной литературы, а Церковь активно занималась миссионерской деятельностью.
Крайне отрицательный опыт контактов с католиками-португальцами в XVI веке (см. Эфиопская Католическая Церковь, IV. С. 3) привел к многовековой изоляции, из которой Эфиопская Церковь только недавно начала выходить.
Эта Церковь уникальна тем, что она сохранила некоторые иудейские обряды, такие как обрезание и соблюдение библейских законов о вкушении пищи, а также празднование, наряду с Воскресением, Субботы. Вероятно, это связано с тем, что христианство пришло в Эфиопию прямо из Палестины через Южную Аравию. Существует мнение, что иудаизм был известен в Эфиопии еще до прихода христианства. В Эфиопии существовали и необычные христологические теории, включая учение о том, что соединение Божественной и человеческой природы во Христе произошло только после Его помазания при Крещении. Эти учения никогда официально не признавались и в большинстве своем исчезли.
Эфиопская литургия имеет александрийское (коптское) происхождение, но она подверглась воздействию сирийской традиции. До недавнего времени литургию служили на древнем языке геэз. Ныне в приходах все чаще используют современный амхарский язык. Сохранилось мощное монашеское движение.
С древних времен все епископы в Эфиопии были египтянами-оптами, назначенными Коптским патриархатом. Более того, на протяжении многих веков единственным епископом в Эфиопии был митрополит-копт. С начала XX века Эфиопская Церковь стала требовать большей автономии и избрания местных епископов. В 1929 году были рукоположены четыре местных епископа-эфиопа в помощники коптскому митрополиту. В 1948 году с помощью императора Хайле Селассие (правил с 1930 года по 1974 год) было достигнуто соглашение с коптами об избрании после смерти митрополита Кирилла местного митрополита. Когда в 1951 году он умер, собрание клириков и мипян избрало митрополитом эфиопа Василия. Так была установлена автономия Эфиопской Церкви. В 1959 году Коптский патриархат утвердил митрополита Василия первым патриархом Эфиопской Православной Церкви.
В университете в Аддис-Абебе существовал эфиопский Православный факультет богословия (Колледж Св. Троицы), однако к 1974 году правительство его закрыло. В том же году Церковь учредила в Аддис-Абебе Колледж Св. Павла для обучения богословию будущих священников. Желание стать священником среди православных эфиопов - дело обычное; в 1988 году в стране насчитывалось 25о 000 священнослужителей. Чтобы дать им надлежащее образование недавно в разных районах Эфиопии было открыто шесть "Центров обучения священников". Почти в каждом приходе имеется воскресая школа.
Эфиопская Церковь, особенно в последние годы, деятельно помогает нуждающимся. Она оказывает помощь беженцам и пострадавшим от засухи, под ее покровительством учреждено множество сиротских приютов.
До социалистической революции 1974 года, свергшей императора и поставившей во главе правительства полковника Менг-нсту Хайле Мариама, Эфиопская Православная Церковь была государственной Церковью. Вскоре после революции Церковь будд отделена от государства и большинство церковных земель были национализированы. Это послужило сигналом для начала антирелигиозной кампании по всей стране.
После падения в мае 1991 года коммунистического правительства патриарх Меркурий (избран в 1988 году) был обвинен в сотрудничестве с режимом Менгисту и был вынужден снять с себя полномочия патриарха. 5 июля 1992 года Святейший Синод избрал пятым патриархом Эфиопской Православной Церкви Абуна Павла. При марксистском режиме он семь лет провел в тюрьме после того, как патриарх Феофил (смещен в 1976 году, убит в тюрьме в 1979 году) рукоположил его в 1975 году в епископы без разрешения государства. В 1983 году Павел был выпущен из тюрьмы и несколько лет провел в США. Патриарх Меркурий, эмигрировавший в Кению, отказался признать избрание Павла. Архиепископ Иезехак, эфиопский архиепископ США, также не признал это избрание и в 1992 году прервал литургическое общение с патриархатом. В качестве ответной меры Эфиопский Священный Синод лишил его полномочий и назначил архиепископом США и Канады Абуна Маттиаса. Поскольку архиепископ Иезехак пользуется поддержкой многих православных эфиопов в Америке, в эфиопской общине этой страны произошел раскол.
В октябре 1994 г. в присутствии патриарха Павла был заново открыт Богословский Колледж Св. Троицы в Аддис-Абебе. 50 студентов, обучающихся в этом колледже, получат богословскую степень, а 100 - дипломы.
Приводимые ниже сведения о численности верующих даны Всемирным Советом Церквей. Согласно заслуживающим доверия эфиопским источникам, эта численность оценивается в 30 миллионов человек, т.е. православные эфиопы составляют около 60% от общего числа населения в 55 миллионов человек.

Реакции на статью

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)

Предание Эфиопской Церкви возводит ее начало к апостольским временам, когда евнух эфиопской царицы Кандакии был крещен апостолом Филиппом (Деян. 8: 26–30). Однако история связывает создание Церкви в IV веке со святым Фрументием - римским гражданином из Тира, который потерпев кораблекрушение в Красном море попал в рабство в Эфиопию (Аксумское царство). В Аксуме Фрументий начал проповедовать Евангелие и в конце концов смог обратить в Христианство императора Эзана и стать учителем его наследника. в 330 году Христианство было провозглашено государственной религий Аксумского царства. Таким образом, святой Фрументий стал просветителем Эфиопии и поныне почитается эфиопами как «Отец мира» и «Открыватель света». Получив свободу, он прибыл в Александрию, где святым Афанасием Великим был рукоположен в епископа и предстоятеля новообразованной Эфиопской Церкви.
С поставлением Фрументия в епископа Эфиопии Афанасием Александрийским, Эфиопская Церковь оказалась в каноническом единстве с Церковью Египта и в формальном подчинении Александрийской кафедре. Формальность эта обусловливалась с одной географической удаленностью и изолированностью Эфиопии, с другой стороны, особой, не имеющей аналогов в других поместных Церквях иерархической и административной структурой Эфиопской Церкви, где административное управление осуществлялось светскими сановниками. Став первым предстоятелем Эфиопской Церкви, святой Фрументий был ее единственным епископом на всю страну, как епархиальный архиерей рукополагая по местам только священников и диаконов. При этом, церковными приходами и монастырями управляли светские лица. Такая традиция существования Церкви с одним епископом в ЭПЦ просуществовала все века и была изменена только в XX веке. При этом, поставляемый епископ всегда был коптом.
Каждый раз, после смерти предстоятеля Эфиопской Церкви, которого эфиопы называли Абуна, или Аббатачин (Наш отец), Александрийским патриархом из числа египетских монахов избирался кандидат и рукопологался в епископы Эфиопии. На этом, практически, руководящая роль Александрийского патриарха заканчивалась. После долгого, зачастую опасного перехода из Египта в Эфиопию, новопоставленный первоирарх обязан был провести всю оставшуюся жизнь в Эфиопии, в практически полном отрыве от своего народа и своей египетской Церкви. Он был почитаем эфиопами как свой предстоятель, как лицо своей духовной властью преемствующее святому Фрументию, а от него любимому эфиопами Афанасию Александрийскому, но сам он мог чувствовать себя здесь одиноким, и даже воспринимать свое служение как ссылку.
Во многом по этой причине в жизни Эфиопской Церкви традиционно важную роль играла светская власть. Влияние светской власти на Церковь в Эфиопии было даже большим, чем это было принято в Византии. Административным главой Эфиопской Церкви - Эчегхе, контролирующем все церкви и монастыри, с XV века является настоятель великого шоанского монастыря Дэбре-Либанос. Он возглавляет сложную церковную иерархию, в которой выдающееся положение занимают провинциальные сановники, известные под именем лика кахинат (главы священнослужителей). Среди этих местных сановников церкви Небура"ед – церковный глава Аксума и святых мест на севере – занимает особо почетное положение. Каждая значительная церковь или важный монастырь имеют своей главой алака, который как правило богат.
С другой стороны, обыкновенный священник (кес), хотя и пользуется величайшим уважением, живет достаточно скромно, часто как обычный работающий крестьянин. Каждая церковь имеет минимум двух священников и трех дьяконов, помимо ризничего (габаз), казначея (аггафари), главного певчего (мари гета), они и их подчиненные составляют довольно высокую пропорцию населения. К крупным приходам Эфиопской Церкви приписано по множеству клириков. Например, в храмах Аддис-Абебы служит по 150 священников, а некоторые приходы насчитывают даже по 500 клириков. Таким образом, Эфиопская Церковь занимает одно из первых мест не только по количеству верующих, но также по количеству клириков. По максимальной оценке, на приблизительно 70 млн человек населения Эфиопии приходится около полумиллиона клириков, которые окормляют приблизительно 30 000 общин.
В Эфиопской Церкви существует уникальный чин церковнослужителей – дабтара. Хотя в этот чин не рукополагают, он, тем не менее, выполняет в Церкви важную функцию и по своему назначению близок к чтецам греко-православной традиции или клиросным певцам. При этом дабтара не только поют в церквах, но также играют на музыкальных инструментах и танцуют. Также дабтара являются основными носителями богословских знаний и церковных преданий Церкви и этим напоминают церковных дидаскалов.
Текст скрыт

1

Итак, возвращаемся к вопросу о том каким путем, рядом с святыми, полученными чрез коптов от вселенской церкви и заимствованными у них же монофиситскими, появились у эфиопских христиан свои местные, занявшие столь видное место в их святцах. Летописи не дают нам на это никаких указаний, кое-что не всегда понятное и законченное сообщают пространные жития, в общем можно высказать более или менее вероятные предположения, исходя из того, что мы знаем о практике вселенской церкви в древности с одной стороны и особенностей устройства эфиопской церкви - с другой. Древняя вселенская церковь предполагала святость апостолов и мучеников ео ipso, и только с периода появления подвижничества, начала вырабатывать некоторые правила канонизации, которые долго были не сложны и вероятно высшей инстанцией имели эпархиальных епископов. Исследователи находят возможным говорить даже о «принудительном воздействии» на волю последних со стороны мирян, а также о канонизации, предшествовавшей епископской. Последнее могло иметь место особенно в тех случаях, когда дело шло о великих подвижниках, которых чтили на обителях, как основателей, наставников и руководителей, а окрестные миряне - за святость жизни, чудеса и духовное водительство 15. Вспомним, что и у нас едва ли есть возможность доказать непосредственность епископской канонизации для большинства преподобных, что же касается таких столпов русского монашества, как свв. Феодосий Печерский 16, Сергий Радонежский 17 и др., то приходится придти к заключению, что их почитание началось немедленно после их преставления, так сказать, само собою, без авторитета епископской власти 18. Если это могло быть в России, где и во времена митрополитов-греков, неверствовавших прославлению русских святых, была полная и непрерывная церковная иерархия, то в Абиссинии этому способствовало и устройство церкви. Прежде всего эта страна не составляет в юридическом смысле автокефальной церкви; до сих пор она находится в таком же отношении к александрийскому монофиситскому патриархату, в каком находилась русская к константинопольскому до своей автокефальности. Разница заключается лишь в том, что в ней по большей части был один архиерей и непременно иностранец, человек совершенно чуждый стране, презирающий свою одичавшую паству. При всем том случаи продолжительного вдовствования кафедры были обычны. Один архиерей-иностранец на большое, раздробленное и природой и историей государство, часто совсем отсутствующий и почти никогда не любящий своей паствы, не был в то же время юридически и высшим авторитетом; над ним стоял liqa-papasat za Eskenderja - патриарх александрийский, заинтересованный далекой Эфиопией лишь постольку, поскольку она давала ему доход при отправлении туда нового абуны. Между тем, эфиопы мало-помалу нашли себе церковных сановников ближе: не имея возможности учредить национальный епископат, они изобрели туземных акабе-саатов и эчеггэ, а также признавали за царями некоторый авторитет в духовных делах.

Эти авторитеты были единственными в тех частых случаях, когда Абиссиния была вовсе без митрополита, но и во время нормального хода церковной жизни в стране они были ближе и доступнее. Нельзя забывать, что эчеггэ сделался постепенно настоящим администратором церкви и главой целой благочиннической организации мамхеров и наместников (neburana-ed). Конечно, этим духовным сановникам была дороже слава родной церкви, для них было вполне естественным заботиться о внесении своих соотечественников в списки угодников Божиих и молитвенников за их отчизну. Вот что можно сказать a priori. Как дело происходило в действительности, сказать крайне трудно. Несомненно одно - канонизация в Абиссинии, как и в России, происходила без участия патриаршего престола; копты не знают эфиопских святых точно также, как греки не признают наших, абиссинские святые - местные в монофиситской церкви точно так же, как русские - в православной. Далее можно предполагать, что иногда в святцы вносились имена по каким-то особенным соображениям, возникавшим в кельях невежественных начетников. Исследователей приводит в ужас 25 число месяца сене с именем Пилата и величанием в честь этого христоубийцы, но они вероятно не знают, что это еще не самое худшее: под 29 гевбота мы читаем: «и преставление Александра царя, сына Филиппа. Бог молитвами его да помилует нас; аминь», а под 29 сене «успение Марка, царя римского». Если Александра Македонского можно было еще возвести в пророки за жертвоприношение в иерусалимском храме, то для Марка Аврелия, гонителя христиан, не было никаких оснований чествования. Как проникали подобные monstra в официальные церковные книги, мы не можем определенно сказать. Некоторые указания дает нам, правда, поздний, но вполне аналогичный случай, очевидцем которого был Брюс, рассказавший его в записках о своем путешествии 19.

Какой-то дабра-либаносский монах Себхата-Эгзиабхер додумался до святости Навуходоносора на основании таких текстов как Иезек, 29, 20 Иерем. 43, 10, Дан. 3.95-100, и увлек за собою много народа, уважавшего его за святость жизни; Двор также благоволил к нему, а царь Такла-Хаманот III даже был серьезно убежден в том, что Навуходоносор действительно ветхозаветный пророк. Отлучение от церкви, провозглашенное на Себхата-Эгзиабхера акабе-саатом Саламой, нелюбимым за свою безнравственность и вскоре казненным по обвинению в измене, не имело действия и толпы народа стали требовать церковного собора, так что правительство должно было принять экстренные меры для водворения спокойствия. Чем дело кончилось - неизвестно, т. к. Брюс вскоре должен был покинуть Абиссинию, но эта история во всяком случае указывает нам на то, что, по крайней мере, в конце XVIII в. вопросы о канонизации возбуждали в обществе большой интерес и решались не так просто, раз речь могла заходить о соборе.

Пилат, Александр, Навуходоносор - лица библейские и при известных условиях могли быть относимы к тому классу, уже самая принадлежность к которому обусловливала внесение в святцы. Надо было только доказать право их на принадлежность к этому классу. В тех же самых условиях находились мученики. В числе святых, жития которых нам известны, нет мучеников в буквальном смысле этого слова 20; есть преподобноисповедники (Филипп, Аарон, отчасти Такла-Хайманот и Евстафий) и исповедница (Валатта-Петрос). Хотя они не пострадали до смерти, но много терпели гонений, проливали кровь за свои убеждения и сподоблялись между прочим и мученического венца. Поэтому и их святость, вероятно, разумелась сама собой. Но было ли это так, мы сказать не можем, так как святость их могла быть признана и помимо мученичества. Филипп был вторым преемником Такла-Хайманота; если верить житию - единственным эфиопом, удостоившимся епископства, отцом и руководителем множества монахов и при всем том - чудотворцем. Аарон основал новые монастыри не только в стране, но и на ее диких южных окраинах, и был притом чудотворцем. Валатта Петрос положила начало множеству обителей, была великой подвижницей, творила чудеса при жизни и источала их по смерти. При всем том эта поборница национальной веры была близко известна и царю и митрополиту; весьма возможно, что не только «глас народа», а и правительство, как духовное, так и светское, победив иезуитское воинство, отпраздновали свое освобождение прославлением святой. По крайней мере, уже в 30 году по ее преставлении было написано ее житие. Что касается Филиппа, то этот страдалец умер на глазах у митрополита Саламы III, который знал его подвиги и похоронил его; вероятно и прославление его совершилось не без его ведома. По крайней мере житие его писалось еще тогда, когда дабра-либаносский монастырь не вполне оправился от последствий гонения, и агиобиограф считал себя в праве в конце своего труда обратиться к святому: «возврати рассеяние чад твоих, благоволи воссозданию разоренной обители, воздвиги падение ея».... Память Аарона также начала чтиться его е учениками сряду по кончине; вскоре о ней был осведомлен и митрополит, как об этом повествует дважды житие. Текст скрыт

Кратко ответить на вопрос, почему в эфиопии православие можно следующим образом. Христианская церковь в этой стране не находится под официальной юрисдикцией Ватикана в целом и Папы Римского в частности. Христианство в этой стране не подверглось позднейшим искажениям.

Когда появилось христианство на этой земле

Считается, что апостол Филипп стал родоначальником христианства в Эфиории. Произошло это в I веке нашей эры. Он окрестил евнуха, который был в свите посланцев царицы Кандакии. Это событие записано в « Деяния святых апостолов» (8:26-30).

Фрументий, тирянин и гражданин Рима, после крушения своего корабля выбрался на берег Эфиопии и выжил. Впоследствии он стал одним из доверенных лиц ближнего круга древнеэфиопского императора Аксума. Фрументий окрестил Эзану, сына Аксума. Когда сын сменил отца на троне, то он сделал христианство государственной религией своей страны. Произошло это в 330 году. Фрументий был рукоположен в сан Епископа самим Афанасием Александрийским и стал первым епископом древнеэфиопского государства.

Ответ на вопрос, почему в эфиопии православие, будет далеко не полным, если отдельно не остановиться на сравнении с русским православием.

Основные отличия православия Эфиопии и России

1. Непринятие понятия Троицы. Считается, что Иисус Христос и является Богом.

2. Исполнение следующих Ветхозаветных заповедей:

Обрезание мальчиков на 8-й день после рождения;

Соблюдение законов о пище.

3. Крестятся не двумя или тремя пальцами, а крестом, сложенным из согнутого среднего и указательного пальцев правой руки.

4. Главным центром (сердцем) православного эфиопского храма считается ветхозаветный «Ковчег скрижалей».

5. Библейские имена в Эфиопской Церкви пишутся как во времена Иисуса Христа, как указано в древнееврейских первоисточниках. Например, не Мария, а Мириам.

6. Как и иудеи, православные Эфиопии считают свиное мясо нечистым продуктом.

7. В Церкви имеется свой, совершенно не похожий на другие обряд.

8. Иерархическая структура духовенства Эфиопской Православной Церкви Тэуахэдо не имеет аналогов среди других ветвей христианства.

Абиссинская православная церковьвзяла много от иудаизма. Соблюдение Ветхозаветных традиций уходит своими корнями к истокам зарождения Христианства.