Мнск финансовый университет. Международный форум финансового университета. «новое в науке и образовании»

Кафедра русского языка создана в 1985 году на базе секции русского языка, входившей в состав кафедры языков с 1958 года. Руководителем секции с 1970 года, а затем первой заведующей кафедры русского языка была доцент, кандидат философских наук Н. С. Власова, умело сочетавшая педагогическую и организаторскую деятельность. Под её руководством и при её участии были созданы первые учебные программы и учебные пособия по русскому языку для иностранных учащихся консерватории.

С 1991 по 2012 год кафедрой руководила профессор, кандидат философских наук Е. Я. Загорская, способствовавшая преемственности традиций, созданию единого творческого коллектива преподавателей. С 2012 года заведующей кафедрой является доцент Н. Н. Самохина, работающая на кафедре с 1979 года.

В настоящее время на кафедре работают доценты: Е. И. Басанская, Н. С. Земскова, Н. Р. Нефёдова, кандидат педагогических наук Е. П. Орлова, О. В. Пиляева, Н. Н. Самохина, кандидат культурологических наук И. И. Слуцкая, Е. В. Такташов, кандидат педагогических наук Т. В. Такташова, И. И. Ушакова, ведущий специалист И. Б. Фёдорова.

Основная задача кафедры — это преподавание русского языка как иностранного, обучение иностранцев языку как средству коммуникации в социально-бытовой, культурной и учебно-профессиональной сферах общения. На кафедре ежегодно обучаются иностранные учащиеся из Австралии, Великобритании, Вьетнама, Греции, Испании, Италии, Китая, Кореи, Мексики, Сербии, Турции, ЮАР, Японии и др. стран. Около 40 из них впервые приступают к изучению русского языка на подготовительном отделении, открытом в 1979 году. Студенты изучают русский язык с 1 по 5 курс и сдают государственный экзамен. Его изучение продолжается и в ассистентуре-стажировке. На кафедре также обучаются стажёры, прибывающие на короткие сроки. Для бакалавров проводится курс «Русский язык и культура речи». Преподаватели кафедры принимают вступительные экзамены по русскому языку и литературе.

Научно-методическая работа преподавателей кафедры направлена на совершенствование педагогического процесса, создание целенаправленной и научно-обоснованной учебной литературы с учётом профессиональных интересов учащихся. Одним из приоритетных направлений в нашей научно-методической работе является совершенствование методики использования художественного текста на уроках русского языка. За последние годы преподавателями кафедры созданы пособия для студентов продвинутого уровня, направленные на развитие у них навыков чтения и анализа художественного текста, на углубление их культурологической компетенции. Важным направлением научно-методической работы кафедры является создание учебных пособий на материале языка специальности, так как иностранные студенты испытывают большие языковые трудности в процессе получения профессионального образования. Неоднократно издаётся пособие Н. Н. Самохиной «Готовимся читать учебники и слушать лекции по истории музыки». В 2012-2015 годах Е. П. Орлова, Н. Н. Самохина, Е. В. Такташов, Т. В. Таташова приняли участие в международном проекте по созданию языкового курса для студентов Евросоюза на мобильных устройствах «Speak&Learn» (17 европейских языков).

Для знакомства иностранных учащихся с историей и культурой России, кафедра ежегодно организует для них экскурсии в музеи Кремля, в мемориальные музеи русских писателей (музей А. С. Пушкина на Пречистенке, в музей А. С. Пушкина на Арбате, в музей Чехова в Москве и Мелихове, в музей Н. В. Гоголя, в музей М. А. Булгакова, в дом-музей П. И. Чайковского в Клину, музей С. И. Танеева в Дютьково и другие. Накануне Дня Победы проводятся специальные уроки, демонстрируются фильмы, посвящённые Великой Отечественной войне.

Кафедра русского языка является преемницей двух кафедр - кафедры русского языка начального этапа обучения и кафедры русского языка повышения квалификации и стажировок, которые на протяжении длительного периода являлись ключевыми структурными подразделениями сначала подготовительного факультета МГУ (1954-1991 гг.), а затем Центра международного образования МГУ (1991-2013 гг.). Кафедра русского языка Института русского языка и культуры является, таким образом, одним из старейших в нашей стране вузовских подразделений, специализирующихся на методике преподавания русского языка как иностранного (РКИ), предвузовской подготовке иностранных учащихся. В разные годы на кафедре работали такие известные специалисты в области русского языка как иностранного, как О. М. Аркадьева, Л. Г Баш, Е. Ю. Владимирский, Г. В. Колосницына, М. Н. Лебедева, Н. А. Метс, М. М. Нахабина, В. А. Степаненко, Е. М. Степанова, Е. Д. Чемоданова, Л. В. Шипицо.

Отчёт кафедры за 2018 год.

Первые учебные программы

На кафедре русского языка для иностранных учащихся были подготовлены первые учебные программы, заложившие основы и принципы функционально-семантического описания русского языка. Эти принципы были впоследствии реализованы в учебниках и учебных пособиях по русскому языку как иностранному, а также в фундаментальной русистике. Здесь был также впервые реализован принцип обучения русскому языку с учетом этнокультурной и языковой специфики учащихся. В 1965 году коллективом кафедры был подготовлен и издан первый универсальный учебник русского языка для студентов-иностранцев, обучающихся на подготовительных факультетах вузов СССР. В дополнение к этому учебнику были созданы учебные пособия (по аудированию, развитию устной речи, чтению, фонетике и интонации), направленные на развитие навыков речевой деятельности и позволяющие, соответственно, интенсифицировать учебный процесс. Сотрудники кафедры входили также в состав авторского коллектива учебно-методического комплекса «Старт» (включавшего в себя пособия как для студентов, так и для преподавателей), в рамках которого была впервые в русистике реализована идея комплексного обучения различным видам речевой деятельности на основе активной коммуникативности.

Новые технологии обучения русскому языку

С начала 90-х годов на кафедре активно разрабатывались новые технологии обучения русскому языку как иностранному. Важнейшим направлением деятельности стало также создание теоретических основ будущей государственной системы тестирования по русскому языку как иностранному. При активном участии кафедры были созданы Типовые тесты к комплексному экзамену по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации. Для иностранных граждан, оформляющих разрешение на временное проживание, Типовые тесты к комплексному экзамену по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации. Для иностранных граждан, оформляющих вид на жительство.
Авторским коллективом кафедры (Антонова В. Е., Нахабина М. М., Сафронова М. В., Толстых А. А.) был подготовлен учебный комплекс «Дорога в Россию», состоящий из 3-х книг, каждая из которых соответствует уровням владения русским языком как иностранным: элементарному, базовому и первому сертификационному. В настоящее время данный комплекс является одним из ведущих учебников по РКИ: он выдержал семь изданий и, кроме России, был опубликован также в Китае, Индии и США. В настоящее время авторским коллективом кафедры русского языка подготовлено обновленное издание учебного комплекса «Русский сезон», в котором нашли отражение самые последние методические и научные разработки в области преподавания РКИ, ведется работа над учебником «Русский сезон 2», продолжается работа над пособием «В добрый путь!», учебным комплексом «Русский язык сегодня».

Научные и научно-методические направления кафедры русского языка в 2018/2019 учебном году

  1. Теоретические и практические основы преподавания русского языка как иностранного на этапе предвузовской подготовки
  2. Язык специальности на этапе предвузовской подготовки иностранных учащихся
  3. Проблемы речевой культуры в условиях межъязыкового и межкультурного взаимодействия на начальном этапе обучения
  4. Научно-методическое обеспечение российской государственной системы стандартизированного сертификационного тестирования иностранных граждан
  5. Русская литература в системе обучения русскому языку как иностранному на начальном этапе обучения
  6. Методика разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в обучение русскому языку как иностранному (мультимедиа и дистанционное обучение)
  7. Методика использования аудиовизуальных технологий на занятиях по русского языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки
  8. Повышение квалификации преподавателей русского языка как иностранного и неродного на начальном этапе обучения
  9. Внеаудиторная работа как средство развития межкультурной и лингвострановедческой компетенции иностранных учащихся на подготовительном факультете

На кафедре русского языка работают 20 человек (из них 5 доктора и 9 кандидатов филологических наук): 18 преподавателей, специалист по УМК и лаборант. Среди преподавателей кафедры известные учёные-русисты: Е. П. Буторина, С. М. Евграфова, Г. Е. Крейдлин, М. А. Кронгауз, И. А. Шаронов и др. До 2018 года кафедрой русского языка заведовал доктор филологических наук, профессор Максим Анисимович Кронгауз.

Преподаватели кафедры читают курсы на всех факультетах и отделениях РГГУ. Среди курсов, читаемых по кафедре русского языка: «Русский язык и культура речи», «Современный русский язык», «Древнерусский язык», «Стилистика русского языка», «Теоретическая грамматика русского языка», «Теория письма», «Синтаксис», «Семантика», «Лексикография», «Теория коммуникации», «Русский язык как иностранный», «Фонетика современного русского литературного языка», «Диалектология русского языка» и другие.

Преподаватели кафедры руководят курсовыми и дипломными работами по русскому языку, общему языкознанию и семиотике. На кафедре обучаются аспиранты и проходят стажировку преподаватели и ученые из России, Франции, Польши, Японии и других стран.

Приоритетными направлениями научной работы являются:
создание учебной и теоретической грамматики русского языка;
лексикография;

  • создание корпуса лингвистических задач;
  • исследования в области невербальной семиотики;
  • исследования в области теории и практики коммуникации;
  • исследования в области семантики и прагматики;
  • исследования в области междометий и дискурсивных слов;
  • исследования в области словообразования;
  • иследования в области русской диалектологии;
  • исследования современного русского языка в контексте культуры и политики.

На кафедре также ведется большая организационная работа. Одно из основных направлений связано со школьниками (см. Лингвистика для школьников). Сотрудники кафедры участвуют в организации лингвистических олимпиад, школьного факультатива, летней лингвистической школы, в написании лингвистической литературы для школьников: сборников задач, книг для чтения, учебных пособий и энциклопедий.

Кафедрой русского языка организуются также конференции и круглые столы, среди которых можно выделить ежегодную международную конференцию, посвященную проблемам языка и коммуникации.

При кафедре действуют несколько постоянных рабочих семинаров:
семинар по невербальной семиотике (рук. Г. Е. Крейдлин);
семинар по дискурсивным словам (рук. И. А. Шаронов).

Преподаватели кафедры являются авторами ряда монографий, учебных пособий, энциклопедий. Кафедра активно участвовала в создании лингвистической энциклопедии для школьников:
Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык (М.: Аванта+, 1998).

Среди учебных пособий и монографий, созданных на кафедре:

  • Буторина Е. П. Русский язык в деловой интернет-коммуникации. М. Издательский дом «Академия естествознания», 2013. 206 с.
  • Буторина Е.П., Евграфова С.М. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. М., 2009 (1-е изд.), 2012 (2-е изд.). 296 с.
  • Григорьева С. А., Григорьев Н. В., Крейдлин Г. Е. Словарь языка русских жестов. М. – Вена, 2001.
  • Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика. М., 2002.
  • Крейдлин Г. Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации. М., 2005.
  • Крейдлин Г. Е., Кронгауз М.А. Семиотика, или азбука общения. М., 1997 (2-е изд., испр. и доп., 2004)
  • Кронгауз М. А. Приставки и глаголы в русском языке: семантическая грамматика. Москва: Школа "Языки русской культуры", 1998.
  • Кронгауз М. А. Семантика: Учебник для вузов. М., 2001 (2-е изд., испр. и доп., 2005).
  • Кронгауз М. А. Русский язык на грани нервного срыва. М., 2008.
  • Кронгауз М. А., Муравенко Е. В. Летняя гуманитарная (лингвистическая) школа. М., 1996.
  • Шаронов И. А. Междометия в речи, тексте и словаре. М., 2008.

Список сотрудников кафедры русского языка

  • Елена Петровна Буторина – кандидат филологических наук, доцент «Компьютерная лингводидактика», «Современные образовательные технологии», «Основы теории коммуникации», «Деловое общение на русском языке», «Русский язык и культура речи», «Лингвистические основы преподавания РКИ», «Педагогика и психология высшей школы» контактный адрес электронной почты: [email protected]
  • Наталия Юрьевна Гурьева – кандидат филологических наук, доцент «Русский язык и культура речи», «Риторика», «Документная лингвистика», «Современный русский язык: подготовленная устная речь», «Речевая коммуникция» контактный адрес электронной почты: [email protected]
  • Светлана Маратовна Евграфова – кандидат филологических наук, доцент «Введение в языкознание», «Написание и редактирование текста», «Народы и языки на карте мира», «Преподавание русского как родного», «Аналитическое чтение учебных и научных текстов» и др. контактный адрес электронной почты: [email protected]
  • Елена Геннадьевна Жидкова – преподаватель «Русский язык и культура речи», «Введение в языкознание» контактный адрес электронной почты: [email protected]
  • Игорь Игоревич Исаев – кандидат филологических наук, директор Института лингвистики «Диалектология», «Фонетика, графика, орфография современного русского языка», «Общая фонетика», «Спонтанная устная речь», «Диалектологическая экспедиция » контактный адрес электронной почты: [email protected]
  • Григорий Ефимович Крейдлин – доктор филологических наук, профессор «Введение в языкознание», «Теория диалога», «Типология невербальных актов», «Теория невербальной коммуникации», «Лексикография», «Актуальные проблемы лингвистики» контактный адрес электронной почты: [email protected]
  • Светлана Михайловна Кусмауль – преподаватель «История русского литературного языка», «Древнерусский язык» контактный адрес электронной почты: [email protected]
  • Ольга Ремировна Лопаткина – доцент «Русский язык и культура речи» контактный адрес электронной почты: [email protected]
  • Светлана Игоревна Переверзева – кандидат филологических наук, преподаватель «Риторика», «Русский язык и культура речи», «Культура речи и деловое общение», «Практический курс русского языка» контактный адрес электронной почты: [email protected]
  • Юлия Давидовна Тильман – кандидат филологических наук, доцент «Русский язык и культура речи», «Культура речи и деловое общение» контактный адрес электронной почты: [email protected]
  • Игорь Алексеевич Шаронов – доктор филологических наук, профессор, декан факультета ТиПЛ «Коммуникативы и принципы их лексического описания», «Современный русский литературный язык (стилистика)», «Морфология русского языка», «Современный русский язык. Стилистика ресурсов: грамматическая и лексическая стилистика» контактный адрес электронной почты: