Бруно история. За что сожгли джордано бруно

Джордано Бруно

итал. Giordano Bruno ; лат. Iordanus Brunus Nolanus ; урождённый Филиппо Бруно ; прозвище Бруно Ноланец

итальянский монах-доминиканец, философ-пантеист и поэт; автор многочисленных трактатов; признан выдающимся мыслителем эпохи Возрождения и великим представителем эзотеризма

Краткая биография

Джордано Бруно - великий ученый, философ, поэт, появился на свет в небольшом итальянском городе Нола в 1548 г. Отцом его был простой солдат. При рождении ему дали имя Филиппе и 11-летним подростком отвезли в Неаполь, в монастырь св. Доминика, где он занимался изучением диалектики, логики, литературы, активно пополнял багаж знаний благодаря не только собственному рвению, но и богатству монастырской библиотеки. В 1565 г. его постригли в монахи, и с тех пор он стал носить имя Джордано. Сан священника, полученный им в 1572 г., не помешал ему не только сомневаться в некоторых постулатах христианства, но и открыто выражать мысли. Этим он привлек себе внимание начальства, но, не дожидаясь, пока закончится затеянное им расследование, перебрался в Рим, а затем в Северную Италию, которая казалась ему более безопасной.

С того времени жизнь Джордано Бруно превратилась в постоянные скитания по континенту, он нигде не задерживался надолго. Источником средств к существованию стало преподавание философии. Немного пожив в Швейцарии, он перебрался во Францию. Там им был написан цикл философских сонетов, сатирическая поэма «Ноев ковчег», носящая антицерковный характер, а также комедия «Подсвечник» (1582). Однажды к нему на лекцию заглянул сам король Генрих III Французский. Впечатлившись памятью и энциклопедическими познаниями ученого, монарх пригласил его ко двору и впоследствии снабдил рекомендациями, когда Бруно собрался в Англию.

«Английский» период биографии Джордано Бруно начался в 1583 г. с Лондона. Пребывание в столице Туманного Альбиона под покровительством английского короля оказалось очень плодотворным: именно здесь увидели свет его главные сочинения в области философии и естествознания. Будучи преподавателем Оксфордского университета, Бруно написал трактаты «О бесконечности вселенной и мирах», «О причине, начале и едином», предложил смелую альтернативу господствующему тогда птолемеевскому представлению о мироздании, предвосхитив большое количество открытий, сделанных наукой будущих столетий. Активно пропагандируя учение Коперника, согласно которому Солнце является центром планетарной системы, Джордано Бруно нажил себе огромное число недоброжелателей. Спустя два года, в 1585 г., он вынужден был спасаться бегством во Францию, а потом в Германию, но и в этой стране на его лекции наложили вето.

В 1591 г. Джордано Бруно вернулся в родную Италию и переехал в Венецию: его пригласил к себе в качестве преподавателя некто Джованни Мочениго, молодой аристократ. Однако отношения между учеником и учителем недолго оставались теплыми. В мае 1592 г. венецианский инквизитор получил от Мочениго сначала один донос на наставника, через несколько дней последовали новые - опального ученого арестовали и посадили в тюрьму. Личность Бруно, его влиятельность, смелость убеждений оказались настолько масштабными, что его дело было передано в Рим, куда его перевезли 27 февраля 1593 г.

Семь лет Бруно томился в застенках темниц, подвергался пыткам и испытаниям, но они так и не смогли заставить его признать свою картину миропорядка заблуждением. 9 февраля 1600 г. Бруно был признан инквизиционный трибуналом «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком». После лишения сана священнослужителя и отлучения от церкви Джордано Бруно был передан на суд римского губернатора с лицемерным требованием назначить самое милосердное наказание, не проливающее кровь. Светский суд вынес вердикт, согласно которому 17 февраля 1600 г. непоколебимого ученого сожгли на площади Цветов. Три века спустя на этом месте был воздвигнут памятник с надписью «Джордано Бруно - от столетия, которое он предвидел» на том месте, где был зажжен костер.

Биография из Википедии

Джорда́но Бру́но (итал. Giordano Bruno; урождённый Филиппо Бруно , прозвище Бруно Ноланец ; 1548, Нола близ Неаполя - 17 февраля 1600, Рим) - итальянский монах-доминиканец, философ-пантеист и поэт; автор многочисленных трактатов. Признан выдающимся мыслителем эпохи Возрождения и великим представителем эзотеризма. Из-за своей склонности к чтению сочинений, считавшихся католической церковью подозрительными, и по причине высказываемых сомнений относительно пресуществления и непорочного зачатия Девы Марии, а также своего неортодоксального подхода к трактованию Троицы, навлёк на себя подозрения в ереси и был вынужден покинуть орден доминиканцев (1576) и скитаться по Европе: жил в Швейцарии, Франции, Англии и Германии. Вернувшись в Италию (1592), был арестован в Венеции и выдан инквизиционному суду в Риме. Он отказался отречься от своих учений, и после семилетнего тюремного заключения был сожжён на костре как еретик и нарушитель монашеского обета. В 1889 году на месте казни в Риме ему был воздвигнут памятник.

Одно из множества выставленных против него обвинений - учение Бруно о бесконечности вселенной и множестве миров. Противник схоластики и схоластического Аристотеля , Бруно находился под влиянием элейских, новоплатоновских, а отчасти и эпикурейских идей. Его миросозерцание пантеистическое: Бог и вселенная одно и то же бытие; вселенная бесконечна в пространстве и времени; она совершенна, так как в ней пребывает Бог. Простые, неразложимые элементы всего существующего - монады; они не возникают, не исчезают, а только соединяются и разъединяются; это метафизические единицы, психические и в то же время материальные точки. Душа - особая монада; Бог - монада монад.

Бруно выступил против господствовавшей в его время аристотеле-птолемеевской системы устройства мира, противопоставив ей систему Коперника, которую он расширил, сделав из неё философские выводы и указав на такие отдельные факты, которые ныне признаны наукой несомненными: о том, что звёзды - это далёкие солнца, о существовании неизвестных в его время небесных тел в пределах нашей Солнечной системы, о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу. Славе его деятельности способствовали, прежде других, немецкие философы Ф. Г. Якоби (1785) и Шеллинг (1802).

Ранние годы

Филиппо Бруно родился в семье солдата Джованни Бруно, в местечке Нола близ Неаполя в 1548 году. В 11 лет его привезли в Неаполь изучать литературу, логику и диалектику. В 15 лет он поступил в монастырь Святого Доминика (1563), где в 1565 году постригся в монахи и получил имя Джордано. Своё первое сочинение «Ноев ковчег» Бруно посвятил папе Пию V во время своего посещения Рима в 1568 году.

В 1572 году 24-летний Джордано становится католическим священником. В Кампанье, в провинциальном городе Неаполитанского королевства, молодой доминиканец впервые отслужил свою обедню.

В 1575 году, во время пребывания в монастыре св. Доминика, Джордано навлёк на себя подозрения в чтении запрещенных книг, кроме того он выносил из кельи иконы и оставлял лишь распятие. Начальству пришлось начать расследование его деятельности. Не дожидаясь результатов, Бруно переехал в 1576 году в Рим, но, посчитав это место недостаточно безопасным, двинулся на север Италии (Генуя, Турин, Венеция), а затем в Швейцарию - в Женеву, где стал кальвинистом (1578). В 1579 году он оказывается зачисленным в Женевский университет, однако на диспуте его вновь преследует обвинение в ереси - уже со стороны кальвинистов.

Первый французский период (1580-1583)

Перебравшись в начале 1580 года в Тулузу, Бруно получает учёный титул Magister artium и почти 2 года читает курс философии и публичные лекции о книге Аристотеля «De anima» (с лат. - «О душе»).

Летом 1581 года Бруно переезжает в Париж, где становится преподавателем Сорбонского университета. Здесь Бруно публикует свои первые работы по мнемонике («Тени идей»; De umbris idearum) и читает лекции о книге Раймунда Луллия «Великое искусство: краткое открытие истины» (лат. Ars magna: compendiosa inventendi veritam; ок. 1272). Там на Бруно обратил внимание присутствовавший на одной из его лекций король Генрих III Французский, на которого произвели впечатление знания и память Бруно. В 1582 году Бруно посвятил Генриху III сочинение «Ars memoriae» и опубликовал другие сочинения, включая театральную пьесу «Подсвечник» (в другом переводе «Неаполитанская улица»; итал. Candelaio‎). Король пригласил Бруно ко двору и предоставил ему несколько лет (до 1583) спокойствия и безопасности, а позднее, когда споры Бруно со сторонниками Аристотеля принудили его покинуть Париж, дал рекомендательные письма для поездки в Англию. В 1583 году Бруно отправился в Лондон, где оставался в продолжение двух лет.

Английский период (1583-1585)

Сначала 35-летний философ жил в Лондоне, под покровительством французского посланника Мишеля де Шатонеф де ла Мовисьера, затем в Оксфорде, но после ссоры с местными профессорами опять перебрался в Лондон, где издал ряд трудов, среди которых один из главных - «О бесконечности, вселенной и мирах» (1584). Другие труды этого периода: «Пир на пепле»; «Изгнание торжествующего зверя», в котором он упоминает египетские верования; «Каббала пегасского коня» (или «Тайна Пегаса»; 1585); «Килленский осёл»; «О героическом энтузиазме» и другие.

В Англии Джордано Бруно пытался убедить высокопоставленных лиц Елизаветинского королевства в истинности идей Коперника, согласно которым Солнце, а не Земля, находится в центре планетарной системы. Это было до того, как Галилей обобщил доктрину Коперника. В Англии ему так и не удалось распространить простую систему Коперника: ни Шекспир, ни Бэкон не поддались его усилиям, но твёрдо следовали аристотелевской системе, считая Солнце одной из планет, вращающейся подобно остальным, вокруг Земли. Только Уильям Гилберт, врач и физик, принял за истину систему Коперника и опытным путём пришёл к выводу, что Земля является огромным магнитом. Он определил, что Земля управляется силами магнетизма при движении.

Возвращение на континент (1585)

В октябре 1585 года Бруно возвращается в Париж, где он издает курс лекций по «Физике» Аристотеля. В июне 1586 года Бруно переезжает в Германию, где безуспешно ищет работу в Майнце и Висбадене. В Марбурге, после зачисления в штат университета, ему было вскоре запрещено читать лекции.

Оттуда он переехал в Виттенберг, где его ждал более радушный приём, и где он пробыл два года (1586-1588), читая лекции. При отъезде Бруно произнёс горячую похвальную речь Лютеру.

В 1588 году 40-летний Бруно переезжает в Прагу, где его литературная деятельность концентрируется на сочинениях на тему магии, особенно его труд «De magia naturali », где он насчитывает девять различных форм магии (1/ магия мудрецов; 2/ медико-алхимическая; 3/ волшебная; 4/ естественная; 5/ математическая или оккультная; 6/ демоническая; 7/ некромантическая; 8/ губительно-зловредная; 9/ пророческая).

В 1589 году он уже в Гельмштедте, а в 1590 году он приезжает во Франкфурт-на-Майне, где публикует свои труды и получает солидный гонорар. Однако в 1591 году Бруно был вынужден спешно покинуть Франкфурт.

Суд и казнь (1592-1600)

В 1591 году Бруно принял приглашение от молодого венецианского аристократа Джованни Мочениго по обучению искусству памяти и переехал в Венецию. Однако вскоре отношения Бруно и Мочениго испортились. 23 мая 1592 года Мочениго направил венецианскому инквизитору свой первый донос на Бруно, в котором писал:

Я, Джованни Мочениго, доношу по долгу совести и по приказанию духовника, что много раз слышал от Джордано Бруно, когда беседовал с ним в своём доме, что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворённые природой, переходят из одного живого существа в другое. Он рассказывал о своём намерении стать основателем новой секты под названием «новая философия». Он говорил, что Дева Мария не могла родить; монахи позорят мир; что все они - ослы; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед Богом.

25 мая и 26 мая 1592 года Мочениго направил на Бруно новые доносы, после чего философ был арестован и заключён в тюрьму. 17 сентября из Рима поступило требование к Венеции о выдаче Бруно для суда над ним в Риме. Общественное влияние обвиняемого, число и характер ересей, в которых он подозревался, были так велики, что венецианская инквизиция не отважилась сама окончить этот процесс. По мнению А.Штекли, выдача Бруно стала результатом политических взаимотношений Венеции и Рима, вошедших в конфликт по проблеме "фуорушити" .

27 февраля 1593 года Бруно был перевезён в Рим. В римских тюрьмах он провёл шесть лет, не соглашаясь признать свои натурфилософские и метафизические убеждения ошибкой. 20 января 1600 года папа Климент VIII одобрил решение конгрегации и постановил передать брата Джордано в руки светской власти.

9 февраля инквизиционный трибунал своим приговором признал Бруно «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком ». Бруно был лишён священнического сана и отлучён от церкви. Его передали на суд губернатора Рима, поручая подвергнуть его «наказанию без пролития крови», что означало требование сжечь живым. В ответ на приговор Бруно заявил судьям: «Вероятно, вы с большим страхом выносите мне приговор, чем я его выслушиваю», и несколько раз повторил: «Сжечь - не значит опровергнуть!».

В дошедшем до нас смертном приговоре не упоминаются гелиоцентрическая система и вообще наука.

По решению светского суда 17 февраля 1600 года Бруно предали сожжению в Риме на площади Цветов (итал. Campo dei Fiori). Палачи привели Бруно на место казни с кляпом во рту, привязали к столбу, что находился в центре костра, железной цепью и перетянули мокрой верёвкой, которая под действием огня стягивалась и врезалась в тело. Последними словами Бруно были: «Я умираю мучеником добровольно и знаю, что моя душа с последним вздохом вознесётся в рай ».

Все произведения Джордано Бруно были занесены в 1603 году в католический Индекс запрещённых книг и были в нём до его последнего издания 1948 года.

Посмертное признание

9 июня 1889 года в Риме был торжественно открыт памятник на той самой площади Цветов, на которой инквизиция около 300 лет тому назад предала его казни. Церемония открытия превратилась в шумную противопапскую демонстрацию. Статуя изображает Бруно во весь рост. Внизу на постаменте надпись: «Джордано Бруно - от столетия, которое он предвидел, на том месте, где был зажжён костёр ».

На 400-летие смерти Бруно (2000 год) кардинал Анджело Содано назвал казнь Бруно «печальным эпизодом», но, тем не менее, указал на верность действий инквизиторов, которые, по его словам, «сделали всё возможное, чтобы сохранить ему жизнь». Глава Римско-католической церкви также отказался рассмотреть вопрос о его реабилитации, считая действия инквизиторов оправданными.

Взгляды и творчество

Философия

В своих произведениях Бруно часто обращался к имени Гермеса Трисмегиста. Представление о Бруно как о герметике и «ренессансном маге» содержится в работе Фрэнсис Йейтс «Джордано Бруно и герметическая традиция» (1964). В более поздних исследованиях этот тезис подвергался критике, хотя определённое влияние герметизма на Бруно не отрицается.

Мнемоника

Он написал книги по мнемонической технике «О тенях идей» (1584) и «Песнь Цирцеи», которые, по мнению исследователей творчества Бруно, восходят своими корнями к герметизму.

Космология

Развивая гелиоцентрическую теорию Коперника и философию Николая Кузанского, Бруно высказывал ряд догадок: об отсутствии материальных небесных сфер, о безграничности Вселенной, о том, что звёзды - это далёкие солнца, вокруг которых вращаются планеты, о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы. Отвечая противникам гелиоцентрической системы, Бруно привёл ряд физических доводов в пользу того, что движение Земли не сказывается на ход экспериментов на её поверхности, опровергая также доводы против гелиоцентрической системы, основанные на католическом толковании Священного Писания. В противоположность бытовавшим в то время мнениям, он полагал кометы небесными телами, а не испарениями в земной атмосфере. Бруно отвергал средневековые представления о противоположности между Землёй и небом, утверждая физическую однородность мира (учение о 5 элементах, из которых состоят все тела, - земля, вода, огонь, воздух и эфир). Он предположил возможность жизни на других планетах. При опровержении доводов противников гелиоцентризма Бруно использовал теорию импетуса.

В мышлении Бруно причудливо сочеталось мистическое и естественнонаучное понимание мира. По мнению ряда авторов, энтузиазм, с которым Джордано Бруно приветствовал открытия Коперника, объяснялся его уверенностью в том, что гелиоцентрическая теория таит в себе глубокий религиозный и магический смысл (во время своего пребывания в Англии Бруно проповедовал необходимость возврата к магической религии Египта в том виде, как она изложена в трактате «Asclepius».). Коперника Бруно называет «зарёй, которая должна предшествовать восходу солнца истинной античной философии».

Так, немецкий филолог и историк науки Л. Ольшки пишет в 1922 году:

Он читал лекции об учении Коперника по всей Европе, и в его руках коперниканство стало частью традиции герметизма… Бруно превратил математический синтез в религиозное учение, рассматривал вселенную в тех же терминах, как это делали Раймунд Луллий, Фичино и Пико, то есть как магическую вселенную. Задачей философа ставилось воспользоваться невидимыми силами, пронизывающими вселенную, а ключ к этим силам находился у Трисмегиста.

Мирча Элиаде считает, что некоторое чувство превосходства Джордано Бруно над Коперником вызвано его убеждением, что последний, будучи математиком, не понимает своей собственной теории, тогда как сам Бруно способен расшифровать схему Коперника в качестве иероглифа божественных тайн..

Подтверждение этого мнения иногда видят и в словах самого Бруно:

Ноланец ответил, что он не смотрит ни глазами Коперника, ни Птолемея, но своими собственными. Эти математики - как бы посредники, переводящие слова с одного языка на другой; но затем другие вникают в смысл, а не они сами. Они же подобны тем простым людям, которые сообщают отсутствующему полководцу о том, в какой форме протекала битва, и каков был результат её, но сами-то они не понимают дела, причины и искусства, благодаря которым вот эти победили…Ему (Копернику) мы обязаны освобождением от некоторых ложных предположений общей вульгарной философии, если не сказать, от слепоты. Однако он недалеко от неё ушёл, так как, зная математику больше, чем природу, не мог настолько углубиться и проникнуть в последнюю, чтобы уничтожить корни затруднений и ложных принципов, чем совершенно разрешил все противодействующие трудности, избавил бы себя и других от многих бесполезных исследований и фиксировал бы внимание на делах постоянных и определённых.

Ряд других историков науки не согласны с мнением о герметическом характере космологии Бруно. При этом указывается, что он приводил в поддержку идеи движения Земли сугубо физические доводы, использовал гелиоцентризм для объяснения наблюдаемых явлений, что его космология во многих отношениях радикально противоречит герметическим представлениям и основана не только на теологических, но и астрономических и логических доводах, что коперниканство вовсе не стало частью традиции герметизма. Согласно этому мнению, гелиоцентризм Бруно был физическим, а не религиозным учением, хотя он и был частью его общей философской доктрины. Данные авторы считают, что претензия Бруно к Копернику была связана не с тем, что тот не установил связь между гелиоцентризмом и герметизмом, а что польский учёный не понял, что из гелиоцентрической системы следует отсутствие необходимости в сфере неподвижных звёзд, а также оставил в своей теории эпициклы и деференты. Ряд доводов сторонников герметической интерпретации космологии Бруно подвергался критике в более поздних исследованиях. Указывается большое влияние его идей о бесконечности пространства и относительности движения на дальнейшее развитие физики.

Космологические вопросы (преимущественно его учение о множественности миров) неоднократно обсуждались во время инквизиционного следствия над Бруно, особенно ближе к концу процесса. Несмотря на то, что во время процесса гелиоцентрическая система ещё не была официально запрещена инквизицией, инквизиционный трибунал указал Бруно, что теория движения Земли противоречит буквальному прочтению Священного Писания. Существуют различные точки зрения на то, как повлияли космологические представления Бруно на ход инквизиционного следствия. Одни исследователи полагают, что они сыграли в нём незначительную роль, и обвинения шли в основном по вопросам церковного вероучения и теологическим вопросам, другие полагают, что непреклонность Бруно в некоторых из этих вопросов сыграла существенную роль в его осуждении. В дошедшем до нас тексте приговора над Бруно указано, что ему инкриминируется восемь еретических положений, но приведено только одно положение, содержание остальных семи не раскрыто. В настоящее время невозможно с исчерпывающей достоверностью установить содержание этих семи положений обвинительного приговора и ответить на вопрос, входили ли туда космологические воззрения Бруно.

Литературное творчество

Как поэт Бруно принадлежал к приверженцам литературного гуманизма. В своих художественных произведениях - антиклерикальной сатирической поэме «Ноев ковчег», философских сонетах, комедии «Подсвечник» (1582, русский перевод 1940) - Бруно порывает с канонами «учёной комедии» и создаёт свободную драматическую форму, позволяющую реалистически изобразить быт и нравы неаполитанской улицы. Бруно высмеивает педантизм и суеверие, с едким сарказмом обрушивается на тупой и лицемерный аморализм, который принесла с собой католическая реакция.

Список произведений

  • «О тенях идей» (De umbris idearum; Париж, 1582) - о проявлении Божественных идей в мире;
  • «Искусство памяти» (Ars memoriae; 1582);
  • «Песнь Цирцеи» (Cantus Circaeus; 1582) - о магическом преобразовании мира Цирцеей;
  • «О сокращенном построении и дополнении искусства Луллия» (De compendiosa architectura et complemento artis Lullii ; 1582) - об искусстве памяти Луллия;
  • театральная пьеса «Подсвечник», также «Светильник», или «Неаполитанская улица» (Candelaio; Париж, 1582);
  • «Искусство запоминания», или «Искусство вспоминания» (Ars reminiscendi ; 1583);
  • «Изъяснение тридцати печатей» (Explicatio triginta sigillorum ; 1583) - запоминания при помощи особых символов;
  • «Печать печатей» (Sigillus sigillorum; 1583) - запоминания при помощи особых символов;
  • «Пир на пепле», или «Великопостная вечеря» (La cena de le ceneri; 1584) - первый из шести итальянских философских диалогов Бруно;
  • «О причине, начале и едином» (De la causa, principio et uno; 1584) - из пяти диалогов, предваряемых стихами «К своему духу», «К времени», «О любви», «Единое, начало и причина…»; 1-й диалог; 2-й диалог; 3-й диалог; 4-й диалог; 5-й диалог;
  • «О бесконечности, вселенной и мирах» (De l"infinito, universo e mondi; 1584) - Вступительное письмо и пять диалогов;
  • «Изгнание торжествующего зверя» (Spaccio de la bestia trionfante; Лондон, 1584) - Объяснительное письмо и три диалога;
  • «Тайна Пегаса», или «Каббала Пегаса» (Cabala del cavallo pegaseo; 1585) - вступительное письмо и три диалога; рассказ-аллегория о перевоплощениях души и истории оккультного знания;
  • «Килленский осёл» (Asino Cillenico ; 1585) - Русский текст;
  • Сборник сонетов «О героическом энтузиазме» (De gli eroici furori; 1585) - 71 сонет, вступление, часть первая из пяти диалогов, часть вторая из пяти диалогов, рассуждения о пяти диалогах в первой части;
  • «Лекция по Физике Аристотеля в образах» (Figuratio Aristotelici Physici auditus ; 1585);
  • «Два диалога» (Dialogi duo de Fabricii Mordentis Salernitani ; 1586);
  • «Торжествующий простак» (Idiota triumphans ; 1586);
  • «О толковании снов» (De somni interpretatione ; 1586);
  • «Поправки, касающиеся светильника Луллия» (Animadversiones circa lampadem lullianam ; 1586);
  • «Светильник тридцати статуй» (Lampas triginta statuarum ; 1586) - пер. Горфункеля А. Х. - Философские науки, 1976, № 3;
  • «Сто двадцать положений о природе и мире против перипатетиков» (Centum et viginti articuli de natura et mundo adversus peripateticos ; 1586);
  • «О комбинаторном светильнике Луллия» (Delampade combinatoria Lulliana ; 1587);
  • «О продвижении и охотничьем светильнике логики» (De progressu et lampade venatoria logicorum ; 1587);
  • «О естественной магии» (De magia naturali ; Прага, 1588; русский перевод);
  • «Прощальная речь» (Oratio valedictoria ; 1588) - произнесенная в Виттенберге;
  • «Слушания в Камбре», или «Камераценский акротизм» (Camoeracensis Acrotismus ; 1588);
  • De specierum scrutinio (1588);
  • «Тезисы против математиков», или «Сто шестьдесят тезисов против математиков и философов сего времени» (Articuli centum et sexaginta adversus huius tempestatis mathematicos atque Philosophos ; Прага, 1588);
  • «Утешительная речь» (Oratio consolatoria ; 1589) - на смерть брауншвейгского курфюрста Юлия;
  • «О сцеплениях вообще», или «О связях вообще» (De vinculis in genere ; 1591);
  • «О трояком наименьшем и мере» (De triplici minimo et mensura ; Франкфурт, 1591);
  • «О монаде, числе и фигуре» (De monade numero et figura ; Франкфурт, 1591);
  • «О безмерном, неисчислимых и неизобразимых», или «О неизмеримом и неисчислимых» (De innumerabilibus, immenso, et infigurabili ; Франкфурт, 1591);
  • «О сочетании образов, знаков и идей» (De imaginum, signorum et idearum compositione ; 1591) - об образной памяти (воображении);
  • «Луллиева медицина» (Medicina Lulliana ; 1591) - о медицинской магии;
  • «Свод метафизических терминов» (Summa terminorum metaphisicorum ; 1595).

Изданные посмертно

  • «Искусство речи», или «Искусство завершать речи» (Artificium perorandi ; 1612);
  • «Книга о „Физике“ Аристотеля» («Liber Physicorum Aristotelis»)

Несохранившиеся

  • «Ноев ковчег» (L’Arca di Noè ; 1568)
  • «О знамениях времени» (Dei Segni dei tempi ; Венеция)

Издания на русском языке

  • Бруно Д. Изгнание торжествующего зверя. - СПб., 1914
  • Бруно Дж. О причине, начале и едином. - М.: Соцэкгиз, 1934. - 232 с. - 7 000 экз.
  • Бруно Д. Неаполитанская улица (Подсвечник); пер. с сокр. Я. Емельянова, М.-Л., «Искусство», 1940
  • Бруно Дж. Диалоги. - М.: Госполитиздат, 1949. - 552 с.
  • Бруно Дж. О героическом энтузиазме / Пер. с итал. Я. Емельянова, Ю. Верховского, А. Эфроса. - М.: Художественная литература, 1953. - 212 с.
  • Бруно Дж. Трактат Джордано Бруно «Светильник тридцати статуй» \ пер. Горфункеля А. Х. - Философские науки, 1976, № 3
  • Бруно Д. Философские диалоги. - М., 2000
  • Бруно Дж. Избранное / Пер. с ит., вступ. и прим. А. А. Золотарёва. - Самара: Агни, 2000. - 296 с.

На сегодняшний день единственным источником, из которого известна значительная доля сочинений Бруно, является «Московский кодекс», или «Кодекс Норова», названный так по имени крупного российского государственного деятеля и библиофила А. С. Норова, который приобрёл рукопись для своей коллекции и впоследствии передал её Румянцевскому музею. Он сохранил до наших дней бесценные автографические наброски и труды философа. Только в самое недавнее время тщательное научное исследование московской рукописи было, наконец, положено в основу выходящего в авторитетном парижском издательстве «Les Belles Lettres» полного собрания сочинений Бруно.

Культурное влияние Бруно

Джордано долгое время жил и работал в Лондоне, а также два года трудился наборщиком в Оксфорде, и мог общаться с людьми, близкими к У. Шекспиру, или же с самим драматургом. Это нашло отражение в двух произведениях последнего: «Буря» (речи Просперо) и «Бесплодные усилия любви».

Джек Линдсей в романе «Адам нового мира» (Adam of a New World ) (1936, русский перевод 1940) и Александр Волков в романе «Скитания» (1963) описали жизнь Д. Бруно.

Бруно посвящён ряд музыкальных произведений, в частности, песня «Еретик» группы «Легион».

О Бруно в Италии снят фильм «Джордано Бруно» (Giordano Bruno , 1973), а в СССР (Киевской киностудией) в 1955 году - фильм «Костёр бессмертия» (в роли Джордано Бруно - Владимир Дружников).

В 1988 году композитор Лора Квинт написала рок-оперу «Джордано». В главной роли - Валерий Леонтьев.

В 2013 году канадская панк-группа Crusades выпустила альбом «Perhaps You Deliver this Judgment with Greater Fear than I Receive It», посвящённый жизни Джордано Бруно, с его изображением на обложке.

В честь Джордано Бруно был назван один из лунных кратеров.

Поэт Иван Бунин посвятил Джордано Бруно одноимённое стихотворение.


Одним из крупнейших мыслителей эпохи Возрождения был Джордано Бруно (1548-1600). На его философию оказали существенное влияние идеи Н.Кузанского. Пантеистическая философия Бруно определила основные тенденции и особенности Ренессанса: гуманизм, стихийная диалектика, признание величия природы. Один из главных выводов, вытекающих из пантеизма Бруно, - утверждение о бесконечности природы. Если у Н. Кузанского учение о бесконечности мира было еще полутеологическим, то у Бруно оно формируется как учение только о природе. Он разработал, по существу, материалистическую концепцию Вселенной. Вселенная едина, материальна, бесконечна и вечна. Бесчисленное множество миров находится за пределами нашей солнечной системы. То, что мы видим перед собой, лишь ничтожная частица Вселенной. Земля - малая пылинка в беспре­дельных просторах мироздания. Бруно, следовательно, в своей космологической теории пошел дальше Коперника, который считал мир конечным, а Солнце представлял как абсолютный центр Вселенной. Бруно отрицает наличие такого центра.

Материалистическое мировоззрение Бруно, заключенное в пантеистическую оболочку, в качестве основы всего существующего предполагает единое материальное начало, обладающее творческой силой. В отличие от схоластов и теологов Бруно возвеличивал природу, материальный мир, который порождает бесчисленные формы жизни из себя самого.

Материя - не аморфное, пассивное начало, она активна, самостоятельна. В то же время он считал, что природа - это Бог в вещах. С пантеизмом Бруно связана его идея всеобщей одушевленности мира. Следовательно, материализм Бруно не является вполне последовательным и завершенным. Выясняя источник, движущую силу природы и приближаясь к принципу самодвижения материи, Бруно пришел к гилозоизму: миры движутся вследствие «внутреннего принципа», который есть их «сооственная душа».

Вся природа пронизана активной «мировой душой». Но в гилозоизме Бруно главное - это принцип самодвижения материи, что особенно важно подчеркнуть, так как высказана эта мысль в условиях, когда законы движения небесных тел еще не были открыты. Он выдвинул против схоластических догм церковного авторитета принцип сомнения, утверждая критическое отношение к старым теориям и общепринятым положениям, свободу мысли. Право подвергать сомнению догмы есть первейшее право и обязанность мыслителя. Отбросив «истину веры» и признав лишь истину научного знания, Бруно развивал в основе своей материалистическую теорию познания. Предметом познания, по мнению Бруно, является природа, а задача познания - установить за внешней изменчивостью вещей постоянство природных законов. Процесс познания бесконечен.

Философия Бруно оптимистична. Мир в целом гармоничен и совершенен, несовершенство и смерть характерны лишь для единичных явлений. Бруно вошел в историю философии как мужественный борец за торжество научной мысли.

  1. Философия ф. Бэкона

Фрэнсис Бэкон - английский философ конца 16-начала 17в. Бэкон считал, что наука помогает увеличивать человеку свою власть над природой. Философия, по мнению Бэкона, должна помогать ей в этом, указывая кратчайшие пути к новым открытиям, выявляя препятствия на пути познания (то есть приоритетное направление философии - гносеология - философский раздел, посвящённый процессам познания). Философам нужно отбросить общие понятия и начинать с изучения конкретных явлений, постепенно обобщая их ("от частного к общему"). Препятствия на пути познания Бэкон называл идолами. Он выделял 4 их вида, весьма стёбно их называя. 1. Идолы рода - ограниченность ума и органов чувств, присущие всему человеческому роду. Ну то есть не имеется в виду, что мы все дураки, но наш ум может не всё что угодно. 2. Идолы пещеры - субъективные мнения и предубеждения отдельного человека. А они есть у каждого (и порой перерастают в ярко выраженную предвзятость). 3. Идолы рынка (площади) - многозначность и нечёткость слов. Это, наверное, особо хорошо ощущают на своей шкуре переводчики. При переводе текста часто теряются многие оттенки, нередко приходится претендовать лишь на сохранение общего смысла.

4. Идолы театра - некритическое заимствование чужих мнений.

Бэкон замечал, что идолы могут иметь один из двух типов - врождёнными идолами и приобретёнными. В частности, о них он говорит вот что: "Идолы же, которыми одержим дух, бывают либо приобретенными, либо врожденными. Приобретенные вселились в умы людей либо из мнений и учений философов, либо из превратных законов доказательств. Врожденные же присущи природе самого разума, который оказывается гораздо более склонным к заблуждениям, чем чувства." По Бэкону чувственные восприятия нуждаются в экспериментальной проверке. Для наибольшей эффективности эксперименты должны ставиться согласно научным методам. Бэкон предложил метод индукции - восхождение от частного к общему, путь от фактов к выведению связывающих их законов. Возможны полная индукция и неполная индукция. Бэкон считал, что при проверке гипотез нужно идти в двух направлениях - искать как факты, подтверждающие гипотезу, так и опровергающие её. Бэкон стал родоначальником эмпиризма - философского направления, которое признаёт источником знаний чувственный опыт, данные которого объясняет разум.

Биография Джордано Бруно – ясное отражение той всепожирающей тревоги и неудовлетворенного искания, из которых вырастали новые мысли; в своих фантастических превратностях, а также своим трагическим концом она представляет полное выражение внутренней и внешней судьбы итальянской философии.

Джордано Бруно происходил из городка Нола (Nola) в Кампанье, где он родился в 1548 году. Вступив очень молодым в доминиканский орден , Джордано сделал такие поразительно быстрые успехи, что скоро вырос из узкого платья воззрений ордена. По-видимому, знакомство с сочинениями Николая Кузанского впервые вывело его за пределы томистской схоластики , на которую впоследствии в своих сочинениях он излил полную чашу гнева и насмешки. В противоположность этому его умом овладели натурфилософские стремления того времени и, как кажется, между прочим, мысли Телезио. Вероятно, через него Джордано Бруно впервые познакомился с системой Коперника , которой суждено было лечь в основу его собственного мировоззрения. Его многосторонние научные занятия возбудили недоверие главы ордена, имевшее своим последствием двукратное назначение над ним следствия. Это принудило Бруно, в конце концов, в 1576 г. к бегству сперва в Рим, а когда и там ему грозило новое следствие, то дальше.

Вместе с орденским платьем Джордано окончательно отказался и от церковного учения. С этого времени он не только почувствовал себя внутренне отчужденным от христианства, но и выступал страстным противником его и письменно, и устно. Удаленный из церкви, Бруно сделался странствующим проповедником, громящим всю ее систему целиком. Этим объясняется прежде всего скитальческая жизнь, которую он отныне вел и вынужден был вести. Везде у обоих христианских вероисповеданий – католического и протестантского – Бруно наталкивался на противоречия и подвергался преследованиям, и так как с юношеским задором он не избегал, а скорее вызывал последние, то часто был вынужден тайно покидать место своей деятельности. К тому же перемена его местопребываний обусловливалась часто еще и необходимостью найти издателя, который взял бы на себя риск издания радикальных и уже заранее несомненно обреченных на осуждение сочинений Джордано.

Так, после своих странствований по Верхней Италии, Джордано Бруно пробыл недолгое время в Женеве, Лионе и Тулузе, затем имел в первое время большой успех в Парижском университете, и только отказ посещать обедню помешал его профессуре. Он отправился дальше в Англию, а после того, как его лекции о бессмертии души и о системе Коперника были запрещены в Оксфорде, Бруно жил долгое время в Лондоне под защитой знатных покровителей. Здесь он занялся изданием своих самых глубоких философских сочинений и самых резких, направленных против христианства, произведений, написанных на итальянском языке. Но Бруно пришлось удалиться и отсюда; после краткого вторичного пребывания в Париже он попытался устроиться в университете в Марбурге. Но здесь, как и затем в Виттенберге, не нашел он продолжительного пристанища. Невольно создается такое впечатление, что в этом вечном скитальчестве были виновны не одни только внешние обстоятельства, но и известное непостоянство внутренних побуждений Джордано Бруно. После краткого пребывания в Праге, посвященного, по-видимому, опять главным образом издательским делам, перебрался он в университет в Гельмштедте, но в самом скором времени сменил и это местопребывание на Франкфурт-на-Майне, опять имея в виду напечатать там целый ряд сочинений. Вынужденный к дальнейшему бегству, Джордано жил временно в Цюрихе и отсюда последовал в конце концов заманчивому зову, через который должна была свершиться его судьба.

Один итальянский патриций, надеявшийся быть посвященным им в магические искусства того времени, призывал его к себе в Падую и Венецию. Может показаться загадкой, что Бруно согласился на это и таким образом сам подверг себя опасности очутиться во власти инквизиции . Но при всем том понятно, что после такой беспокойной жизни, сознавая, что все его высокие надежды и планы потерпели повсюду неудачу, Джордано мог ощутить страстное желание какой бы то ни было ценой обрести на родине покой, которого он напрасно искал по всему свету. В действительности же его ждали ужасы тюремного заключения и спокойствие смерти. По доносу своего гостеприимного хозяина Бруно был схвачен по распоряжению инквизиции и после долгого ожидания выдан Риму. После того, как продолжительные попытки принудить его к отречению оказались безуспешными, над ним был произнесен смертный приговор. Выслушав его, Джордано Бруно обратился к своим судьям с гордыми словами: «Вы с большим страхом произносите надо мной приговор, чем я его выслушиваю». 17 февраля 1600 г. – почти ровно 2 тысячи лет спустя после того, как Сократ выпил свою чашу с ядом , был сожжен в Риме Бруно – мученик новейшей науки.

Памятник Джордано Бруно на месте его казни. Римская Площадь Цветов (Кампо дей Фьори)

В остальном, конечно, в Бруно было не очень много сократовского. Это была пылкая натура с южной страстностью и туманной мечтательностью, одаренная глубоким поэтическим чутьем и неудержимым стремлением к истине. Но при этом он не был способен обуздывать собственный дух и усмирять свои бурные порывы. Джордано Бруно – это Фаэтон новейшей философии, который вырывает у старых богов вожжи коней солнца и мчится на них через все небо, чтобы свалиться в бездну. Трагедия внешней жизни Бруно является лишь отражением внутренней судьбы, в которой фантазия перемешивается с мышлением и увлекает последнее с пути спокойного исследования.

На его работы ссылаются и теологи, и специалисты в области риторики, и марксисты. Одним он видится пророком астральной религии, другим - воинствующим безбожником. В сознании нескольких поколений советских людей сложился слишком схематичный образ мученика науки, который мужественно предпочел мучительную смерть отречению от своих взглядов. Каков же был этот человек на самом деле?

Жизнь и деятельность Джордано Бруно

Он родился в 1548 году в городке Нола, в семье обедневшего дворянина. При рождении получил имя Филиппо. Атмосфера, в которой он рос и воспитывался, была весьма фривольной и легкомысленной по отношению к религии. Ребенок был смышленым и любознательным. Многие его вопросы ставили взрослых в тупик. В 14 лет Бруно переезжает в Неаполь. Там он посещает университетские лекции по философии и словесности. Денег катастрофически не хватает. Поэтому 17-летний юноша становится послушником монастыря святого Доминика. Он меняет имя на Джордано.

В монастырской библиотеке Бруно усердно штудирует труды и Аристотеля, а также Фалеса и Гераклита, изучает работы польского кардинала Николая Кузанского. Он воистину ошеломлен откровениями древних философов, а еще больше - идеей о вращении Земли с других планет вокруг Солнца. Суммировав все накопленное знание, Бруно создает свою концепцию, в основе которой лежит представление о всеобщей одушевленности материи.

Параллельно Джордано много занимался наукой о развитии памяти - мнемоникой. Его слава достигает Рима. Тогдашний папа Пий V лично приказывает зачислить Бруно в число учеников высшей богословской школы. В 24 года Бруно становится доктором философии, получает священнический сан, однако в христианскую веру не переходит. Он считает, что владеет истинным знанием и теперь его миссия – донести свет правды людям. Особенно достается схоластике Фомы Аквинского. Монахи и их начальство в ужасе. Ввиду начавшегося расследования Бруно спешно оставляет монастырь.

Долгие годы он странствует по разным странам Европы, на некоторое время оседает в Женеве, увлекается протестантскими идеями. Однако вскоре Бруно понимает, что кальвинизм тоже не свободен от догматов. За публичную критику церкви он попадает в тюрьму и чтобы освободиться вынужден изобразить раскаяние.

В возрасте 36 лет Бруно попадает во Францию. Здесь он преподает, обучает короля мнемоническому искусству, становится широко популярен. Тем не менее, слава эта – слава мага и чародея, а не ученого. Он искал и не находил единомышленников. Трудами по мнемонике восхищались многие, а вот идеями мировой души и бесконечности Вселенной – почти никто. Бруно часто бывал неосторожен на язык, саркастичен и резок в оценках конкретных личностей, поэтому многие его откровенно ненавидели и боялись.

В 1584 году главная книга Бруно - «О бесконечности Вселенной и мирах» - увидела свет. В нем развиты идеи Коперника и выстроена собственная, пантеистическая концепция мироздания. Вселенная Бруно – это бесконечность, состоящая из беспредельного множества миров, а Бог растворен в этой бесконечности. Все попытки Бруно обрести единомышленников заканчиваются ничем. Попытка занять кафедру математики в Падуанском университете также терпит наудачу. Репутация еретика и чернокнижника закрывала перед ним двери учебных заведений.

Бруно снова скитается по Европе, проповедует свое учение, становится автором философских сонетов, сочиняет антирелигиозную комедию «Подсвечник», а также дает частные уроки. В 1591 году, по доносу одного знатного венецианца, начинается долгое расследование по делу Бруно, которое ведет католическая инквизиция. 8 лет судьи безуспешно пытались добиться покаяния Бруно. 17 февраля 1600 года Джордано Бруно был сожжен на площади Цветов в .

  • Спустя три века на месте казни был установлен памятник Джордано Бруно.

«…И не надо так трагично, дорогой мой. Смотрите на это с присущим вам юмором… С юмором!.. В конце концов, Галилей-то у нас тоже отрекался. — Поэтому я всегда больше любил Джордано Бруно…»

Григорий Горин «Тот самый Мюнхгаузен»

Реабилитации не подлежит

Католическая церковь за последние десятилетия осуществила настоящую революцию, пересмотрев массу решений, некогда принятых инквизицией в отношении учёных и философов прошлого.

31 октября 1992 года Папа Римский Иоанн Павел II реабилитировал Галилео Галилея , признав ошибочным принуждение учёного к отречению от теории Коперника под страхом смертной казни, осуществлённое в 1633 году.

Как и Галилея, в конце XX века официальный Ватикан задним числом оправдал многих, но только не Джордано Бруно .

Более того, в 2000 году, когда отмечалось 400-летие казни Бруно, кардинал Анджело Содано назвал казнь Бруно «печальным эпизодом», но тем не менее указал на верность действий инквизиторов, которые, по его словам, «сделали всё возможное, чтобы сохранить ему жизнь». То есть и по сей день в Ватикане полагают суд и приговор в отношении Джордано Бруно оправданными.

Чем же он так насолил святым отцам?

Опасные сомнения

Он родился в местечке Нола близ Неаполя, в семье солдата Джованни Бруно , в 1548 году. При рождении будущий учёный получил имя Филиппо .

В 11 лет мальчика привезли на учёбу в Неаполь. Он схватывал всё на лету, и учителя сулили ему блестящую карьеру.

В XVI веке для смышлёных итальянских мальчиков наиболее перспективным, с точки зрения карьеры, представлялся путь священника. В 1563 году Филиппо Бруно поступает в монастырь Святого Доминика , где через два года становится монахом, получив новое имя — Джордано.

Итак, брат Джордано твёрдо стоит на первой ступеньке на пути к кардинальскому сану, а может, даже и к восшествию на папский престол. А почему бы и нет, ведь способности Джордано поражают наставников.

Со временем, однако, восторги сходят на «нет», и брат Джордано начинает попросту пугать других монахов, ставя под сомнение церковные каноны. А уж когда до начальства дошли слухи, что брат Джордано не уверен в непорочности зачатия Девы Марии , в отношении него началось что-то вроде «служебной проверки».

Джордано Бруно понял, что ожидать её результатов не стоит, и бежал в Рим, а затем двинулся дальше. Так начались его скитания по Европе.

Человек и Вселенная

Зарабатывал беглый монах лекциями и преподаванием. Его лекции привлекали повышенное внимание.

Бруно был активным сторонником гелиоцентрической системы Николая Коперника и смело отстаивал её в диспутах. Но сам он пошёл ещё дальше, выдвинув новые тезисы. Он заявлял о том, что звёзды — это далёкие солнца, вокруг которых тоже могут существовать планеты. Джордано Бруно допускал наличие в Солнечной системе планет, о которых ещё неизвестно. Монах заявлял о бесконечности Вселенной и множественности миров, на которых возможно существование жизни.

Гелиоцентрическая система мира. Фото: www.globallookpress.com

На самом деле всё не так просто. Разумеется, святые отцы не были в восторге от того, что брат Джордано рушит до основания освящённые церковью канонические представления об окружающем мире.

Но если бы Бруно, как впоследствии Галилео Галилей, базировал свои выводы на чистой науке, к нему бы отнеслись мягче.

Однако Джордано Бруно был философом, базировавшим свои идеи не только на логическом мышлении, но и на мистике, при этом покушаясь на основополагающие постулаты католицизма — мы уже приводили в пример сомнения в непорочности зачатия Девы Марии.

Масон, маг, шпион?

Джордано Бруно развивал неоплатонизм, в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, свободно скрещивая его с другими философскими концепциями. Бруно считал, что целью философии является познание не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «богом в вещах».

О том, что преследовали Джордано Бруно не только и не столько за творческое развитие теории Коперника, говорит и тот факт, что на момент, когда он читал свои лекции, церковь ещё не подвергла официальному запрету учение о гелиоцентрической системе мира, хотя и не поощряла его.

Джордано Бруно, как всякий ищущий и сомневающийся философ, был весьма сложной личностью, не вписывающейся в простые рамки.

Это позволило многим в постсоветский период заявить: «Нам лгали! На самом деле Джордано Бруно был мистиком, масоном, шпионом и магом, и сожгли его за дело!»

Кое-кто даже заговорил о гомосексуальных пристрастиях Бруно. К слову сказать, ничего удивительного в этом не было бы, ибо в Европе XVI века, несмотря на разгул инквизиции, однополые отношения были распространены достаточно широко, причём едва ли не в первую очередь, среди представителей церкви…

Восхищённый король и упрямый Шекспир

Но уйдём от «скользкой» темы и вернёмся к жизни Джордано Бруно. Как уже говорилось, его крамольные лекции превратили его в скитальца.

Тем не менее Джордано Бруно находил и весьма влиятельных покровителей. Так, некоторое время ему благоволил сам король Генрих III Французский , впечатлённый знаниями и памятью философа.

Это позволило Бруно несколько лет спокойно жить и работать во Франции, а затем перебраться в Англию с рекомендательными письмами от французского короля.

Но на Туманном Альбионе Бруно ждало фиаско — ему не удалось убедить в правоте идей Коперника ни королевский двор, ни ведущих деятелей науки и культуры, таких как Уильям Шекспир и Фрэнсис Бэкон .

Через два года в Англии к нему стали относиться настолько враждебно, что ему снова пришлось уехать на континент.

Портрет Джордано Бруно (современная копия гравюры начала XVIII века). Источник: Public Domain

Донос ученика

Помимо всего прочего, Джордано Бруно занимался мнемоникой, то есть развитием памяти, и немало преуспел в этом, чем в своё время поразил французского короля.

В 1591 году молодой венецианский аристократ Джованни Мочениго пригласил Бруно, чтобы философ научил его искусству памяти.

Бруно принял предложение охотно и перебрался в Венецию, однако вскоре отношения ученика и учителя испортились.

Мало того, Мочениго в мае 1592 года стал строчить доносы в венецианскую инквизицию, сообщая, что Бруно говорит «что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворённые природой, переходят из одного живого существа в другое» и так далее, и тому подобное. В доносах говорилось и о «множественности миров», но для инквизиторов это уже было глубоко вторичным по сравнению с вышеизложенными обвинениями.

Спустя несколько дней Джордано Бруно арестовали. Римская инквизиция добивалась от Венеции его выдачи, но там долгое время колебались. Прокуратор Венецианской республики Контарини писал, что Бруно «совершил тягчайшее преступление в том, что касается ереси, но это — один из самых выдающихся и редчайших гениев, каких только можно себе представить, и обладает необычайными познаниями, и создал замечательное учение».

В лице Бруно видели раскольника?

В феврале 1593 года Бруно всё-таки перевезли в Рим, и последующие шесть лет он провёл в тюрьме.

От брата Джордано требовали покаяния и отречения от своих идей, но Бруно упрямо стоял на своём. Следователям явно не хватало таланта, чтобы поколебать позиции упрямца в философских дискуссиях.

При этом приверженность теории Коперника и её творческое развитие хотя и фигурировали в обвинении, но явно интересовали инквизиторов в куда меньшей степени, чем покушения Джордано Бруно на постулаты самого религиозного учения — те самые, которые он начал ещё в монастыре Святого Доминика.

Полный текст приговора, вынесенного Джордано Бруно, не сохранился, а во время казни и вовсе творилось нечто странное. Собравшимся на площади зачитали обвинение так, что не все поняли, кого, собственно, казнят. Не верит, дескать, брат Джордано в непорочное зачатие и высмеивал возможность превращения хлеба в тело Христово.

Суд над Джордано Бруно.