Числительные в английском языке: порядковые, количественные, дробные. Количественные числительные и порядковые числительные: употребление

Тема урока:

Цели урока:

познакомить учащихся с темой, совершенствование умения отличать числительные от других частей речи, связанных с числом; формировать умения различать количественные и порядковые числительные по вопросам, значению, синтаксической роли в предложении; развить логику, мышление; воспитать интерес к уроку, любовь к русскому языку.

Тип урока: Урок усвоение нового материала. Комбинированный.

Наглядность: флипчарты, проектор, слайды, компьютер, маркеры, смайлики.

Методы урока: 1. Словесный

2. работа в группе

3. работа в паре

4. индивидуальное задание

5. наглядный

Ход урока:

Этапы урока

Действие учителя

Действие учащихся

Организационный момент

Приветствие учителя учащихся. Отметка в журнале отсутствующих учеников. Психологический настрой.

Проверка домашнего задания

Изложите на постере прошедшие темы. Имя числительное. Простые, сложные, составные числительные.

Ученики на постере излагают прошедшие темы имя числительное, простые и составные числительные

Вызов

Ваш друг построил многоэтажный дом. Давайте посчитаем сколько здесь этажей.

Это слова какой части речи?

Какие это числительные?

На первом, втором и третьем этажах магазины все остальные этажи свободны

Друг ваш предлагает вам квартиру на любом этаже в этом доме.

Напишите тот этаж, который вы выбрали.

Те кто выбрал

4 этаж –одна группа

5 этаж –одна группа

Вы обустроили квартиру и решили пригласить в гости вашего друга, но ему обязательно нужно сказать на каком этаже вы живете. Как сказать? Напишите свой вариант на листке

Четыре - это какое числительное?

Как вы узнали?

Дайте определение

А если не подходит количественные числительные, то какие возникают вопросы. Числительное «четвертом» на какой вопрос отвечает? Что оно обозначает?

Дайте определение

Материал для наблюдений

Значит, тема сегодняшнего урока звучит как?

Открываем тетради, пишем сегодняшнее число 22 октября 2014 года, десятый месяц года лошади, второй месяц осени, третья неделя месяца, третий день недели. До конца первой четверти

осталось две недели, 14 дней. Кто запомнил какие числительные я употребила в своих словах?

Раз, два, три, четыре, пять

Числительные

4, 5.

Учащиеся делятся на группы

Я живу на четыре этаже

Количественное

Количественное числительное обозначает количество и отвечает на вопрос сколько?

Какой?

Порядок при счете

Порядковые числительные –обозначают порядок при счете и отвечает на вопрос какой?

Наблюдают два текста, имеющие в себе числительные. Определяют их функции.

Количественные и порядковые числительные

Осмысление

Где встречаются числительные?

Головоломка со спичками . Переместите спичку таким образом, чтобы получилось равенство верным

Еще?

Вспомните сказки, мультфильмы в названиях, которых есть числительные.

Люди часто пользуются в своей речи числительные. Не случайно числительные употребляются в пословицах, поговорках, фразеологизмах. Попробуйте объяснить значение следующих фразеологизмов.

В два счета

Как две капли воды

Заблудиться в трех соснах

Сидеть в четырех стенах

Первый блин комом

Семь пятниц на неделе

Семи пядей во лбу

За семью замками

На седьмом небе

Вспомните пословицы в которых встречаются числительные

Сейчас, вам буду говорить толкование пословиц, а вы вспомните саму пословицу

Если будешь делать несколько дел сразу, ни одного не сделаешь.

Прежде чем что-либо сделать, все тщетно взвесь, проверь несколько раз.

В жизни гораздо важнее хорошие друзья, чем деньги.

Чтение правила

Первая группа количественные числительные. Вторая группа порядковые числительные объясняют новую тему друг другу. Приводят примеры

Просклоняйте ваши этажи на доске. Что такое склонение?

А теперь отгадайте о ком идет речь?

Она родилась в конце лета, в начале последнего летнего месяца, на первой декаде. Когда она родилась поспевали овощи и фрукты.

Какую роль играет числительное в нашей жизни

Физминутка «Зверобойка»

Анекдот из жизни

Чтобы такое с вами не случилось, давайте узнаем, насколько вы знаете время

Видеоролик ВОВ

На уроке математики

В сказках, пословицах и поговорках, фразеологизмах.

Три поросенка, три богатыря, Белоснежка и 7 гномов, волк и семеро козлят, 38 попугая

Дружно

Очень быстро

Очень похожи

Запутаться

Не выходить из дома

Человек, который каждый день меняет свое решение.

Умный человек

Спрятать надежно

Счастлив

Ответы учеников

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Количественные числительные изменяются по падежам, не имеют рода, за исключением один, два. Не имеют числа. Количественные числительные разделяются на целые, дробные, собирательные.

Порядковые числительные называют номер предметов при счете, изменяются по родам, числам и падежам. Склоняются как имена прилагательные. Если находятся в составе названий праздников или знаменательных дат, то пишутся с прописной буквы

Изменение слов по падежам называется склонением.

И.п. четвертый этаж

Р.п. четвертого этажа

Д.п. четвертому этажу

В.п. четвертый этаж

Т.п. четвертым этажом

П.п. о четвертом этаже

И.п. пятый этаж

Р.п. пятого этажа

Д.п. пятому этажу

В.п. пятый этаж

Т.п. пятым этажом

П.п. о пятом этаже

Без числительных наша речь непонятна, на понятие уходит некоторое время.

Опережающее задание ученики инсценируют анекдот.

Работа в паре

Рефлексия

На уроке мне было трудно….

Домашнее задание

Упражнение 585 стр 255. Просклоняйте порядковые числительные 1997 год, 21 век

Оценивание

Индивидуальное задание для Акмарал

Саша шустро сушит сушки

Саша высушил штук шесть

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Отгадайте загадки

Два конца, два кольца

Посередине гвоздик. (н…..ы)

Два брюшка, четыре ушка (п…..а)

Индивидуальное задание для Гулжаухар

Быстро произнесите скороговорки

В семеро саней

По семеро в сани

Уселись сами.

У четырех черепашат по четыре черапашонка.

Отгадайте загадки

12 братьев друг за другом ходят, друг друга догнать не могут (м….ы)

Два близнеца- два братца верхом на нос садятся (о…и)

Индивидуальное задание для Нурбек

Отгадайте загадки

Три глаза, как три приказа. А красный самый опасный (с……р)

У него четыре лапки,

И на каждой есть царапки.

Переведите на родной язык пословицу

Индивидуальное задание для Мархабат

Отгадайте загадки

Двое чутких есть ушей

Он –гроза для всех мышей (к.т)

На пять чуланчиков – одна дверца (р……а)

Переведите на родной язык пословицу

Четверо живущих в согласии достанут и с неба,

Если шестером не дружны, они не удержат даже то, что у них в зубах.

Какую замечательную дату наша страна будет отмечать в 2015 году? К этому празднику мы готовимся уже заранее.

Какую замечательную дату наша страна будет отмечать в 2015 году? К этому празднику мы готовимся уже заранее.

Семидесятилетию Великой Победы!

Великая Отечественная война началась _______ _________ июня _________ ___________ ______________ _______________ года.

Закончилась ___________ мая ________ ___________ _______ _______

года. Она длилась _______ ___________ ____________ дней.

Опорные слова: 22, 1941, 9, 1945, 1418

Какую замечательную дату наша страна будет отмечать в 2015 году? К этому празднику мы готовимся уже заранее.

Семидесятилетию Великой Победы!

Великая Отечественная война началась _______ _________ июня _________ ___________ ______________ _______________ года.

Закончилась ___________ мая ________ ___________ _______ _______

года. Она длилась _______ ___________ ____________ дней.

Опорные слова: 22, 1941, 9, 1945, 1418

Материал для наблюдений

    Сколько тебе лет?

    В каком году ты родился?

    На каком этаже ты живешь?

Материал для наблюдений

    Сколько тебе лет?

    Сколько лет ты учишься в этой школе?

    Сколько предметов вы изучаете?

    Сколько этажей имеет здание твоей школы

    Сколько человек учится в твоем классе?

    Из скольких человек состоит ваша семья?

    Сколько минут ты тратишь по дороге из дома в школу?

    В каком году ты родился?

    Какой год ты посещаешь школу?

    На каком этаже ты живешь?

    Какой год был для тебя удачным и понятным?

    В каком году ты закончишь школу?

    В каком году ты поступил в первый класс?

    Каким по счету является спортсмен, получивший бронзу?

Анекдот из жизни

Как –то один прохожий спросил у молодого человека, который только-только изучает русский язык, подскажите, пожалуйста который час? Молодой человек посмотрел на часы и никак не мог объяснить, наконец-то он произнес: хочет быть двенадцать, но 5 не отпускает.

ТЕМА:

Бейсенова Зульфия Сарбаевна

Рефлексия

Сегодня на уроке мне было понятно…..

На уроке мне было трудно….

На уроке мне понравился то, ….

На уроке мне не понравился то, …

Рефлексия

Сегодня на уроке мне было понятно…..

На уроке мне было трудно….

На уроке мне понравился то, ….

На уроке мне не понравился то, …

Рефлексия

Сегодня на уроке мне было понятно…..

На уроке мне было трудно….

На уроке мне понравился то, ….

На уроке мне не понравился то, …

Рефлексия

Сегодня на уроке мне было понятно…..

На уроке мне было трудно….

На уроке мне понравился то, ….

На уроке мне не понравился то, …

Имена числительные – это, по сути, числа, записанные словами. В русском языке существует несколько видов числительных: количественные, порядковые, дробные и собирательные. В статье подробно описан каждый вид, с характерными особенностями, структурой и наглядными примерами.

Цифры, записанные словами – это имена числительные. Их используют для создания в тексте высокой точности, поэтому числительные чаще всего встречаются в текстах научного стиля.

Имена числительные в грамматике русского языка делятся на несколько групп.

Количественные и порядковые числительные

Некоторые лингвисты считают, что настоящими числительными могут быть только количественные, поскольку именно они обозначают количество, а порядковые числительные - это просто разновидность прилагательных. Но грамматические особенности порядковых числительных характеризуются определёнными чертами, не свойственными прилагательному.

Количественные числительные считаются непроизводными: они не произошли от каких-то других знаменательных частей речи. Порядковые образовались от количественных: Пять - пятый; два - второй; сто - сотый, тысяча - тысячный и т. д.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Порядковые числительные отличаются от количественных не только значением, но и способами изменения, а также синтаксической ролью. Если количественные при изменении имеют форму, свойственную существительным разных склонений, то порядковые склоняются по образцу прилагательных. Например:

Из пяти (колич. числит. в Р. п.) - из жизни (сущ. 3-го скл. в Р. п.) ;

В миллионе (колич. числ. в П. п.) - в доме (сущ. 2-го скл. в П. п.).

Пятого (порядк. числ. в м. р. Р. п.) - доброго (прилаг в м. р. Р. п.); шестнадцатой (порядк. числ. в ж. р. Д. п.) - светлой (прилаг. в ж. р. Д. п.).

Собирательные числительные

Характерной особенностью данных числительных является то, что они могут сочетаться не со всеми словами. Так, например, не может быть трое сестёр, пятеро книг, семеро кабанов . Обычно собирательные числительные используются со словами, обозначающими что-то или кого-то, часто собирающихся вместе и образующих определённую группу. Поэтому с одушевлёнными существительными слова вроде двое, трое, восьмеро и т. д. используются гораздо чаще, чем с неодушевлёнными.

Дробное имя числительное

С помощью слов данной категории на письме записываются дроби: пять шестых, семь восьмых, две девятых и т. д.

По своей структуре эти числительные могут быть только сложными .

В состав дроби всегда входит количественное и порядковое числительное. С помощью первого выражается числитель, с помощью второго - знаменатель. Дробные числительные являются синтаксически неделимыми сочетаниями.

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 16.

Числительные делятся на количественные и порядковые. Количественные числительные обозначают количество предметов и отвечают на вопрос «сколько?» Например: one один, two два, three три . Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос «Который?». Например: first первый, second второй, third третий .

Количественные числительные по строению подразделяются на простые и составные (табл. 9).

Таблица 9

Простые и составные количественные числительные

REMEMBER: Числительные hundred, thousand, million не приобретают окончание s как показатель множественного числа, однако если перед ними нет числительного (а после них обычно стоит предлог of ), то во множественном числе добавляется -s : hundreds of people сотни людей, thousands of words тысячи слов.

Порядковые числительные образуются от соответствующих количественных числительных путем прибавления суффикса -th (рис. 8).

Рис. 8. Порядковые числительные

При образовании порядковых числительных следует соблюдать определённые правила (табл. 10).

Таблица 10

Правила образования порядковых числительных


EXERCISES

I. Напишите по-английски количественные и порядковые числительные (см. приложение, табл. 4).

Количественные Порядковые

II. Напишите цифрами.


eight_____________

ten______________

eleventh__________

one thousand______

second ___________

twelve___________

ninth___________

two ____________

forty ____________

thirteen __________

sixteen __________

one hundred ______

Дроби

В простых дробях числитель обозначается количественным числительным, а знаменатель - порядковым. Порядковое числительное, т. е. знаменатель, принимает окончание множественного числа -s , если числитель больше единицы (табл. 11).

Таблица 11

Простые дроби

Даты

При чтении обозначения года называют два двузначных числа, соответствующих двум первым и двум последним цифрам обозначения (см. табл. 13).


Таблица 13

Чтение дат

Пишется Читается
sixteen twelve nineteen forty-one nineteen sixty nineteen hundred nineteen o five
25th July, 1976 July 25 (25th), 1976 25 July 1976 The twenty-fifth of July, nineteen seventy-six; July the twenty-fifth, nineteen seventy-six

Remember! Начиная с 2000 , годы читаются как количественные числительные:

2000 год - (the year) two thousand , 2007 - two thousand (and) seven и т.д.

Начиная с 2010 года всё чаще встречается чтение года как двух чисел:

I. Напишите цифрами следующие даты.

1. The first of March nineteen seventy-six. __________________________

2. The fifth of December two thousand. ____________________________

3. The third of July nineteen sixty-four ____________________________

4. The second of October nineteen hundred _________________________

5. The seventh of April sixteen twelve _____________________________

II. Напишите дату своего рождения.

I was born on the __________________________________________________

Пример: I was born on the twenty-fourth of August in nineteen ninety-one.

III. Напишите цифрами дробные числа.


1. One half ________

2. Two thirds_______

3. One quarter______

4. Sixteen point thirty one ________

5. Thirty four point one zero two _______

6. Fifty eight point three zero five _______

7. Five and one sixth __________

8. Two and one half ___________


REVISION

I. Некоторые из приведенных ниже числительных содержат ошибки в переводе. Исправьте их. Отметьте правильные переводы галочкой.


1. three point four – 34  _______

2. thirteen13  _____________

3. fifth – 1-й  _______________

4. eighteen – 80  ____________

5. hundred – 1000  __________

6. five point six – 5.6  _______

7. forty – 40  ______________

8. one seventh – 17  ________

9. tenth – 10  ______________

10. nineteen sixty two – 19.62  ___________


II. Переведите следующие числительные.

1. Двести студентов _________________________________________

2. Триста семьдесят пять_____________________________________

3. Сто двадцать первый ______________________________________

4. Десять целых тридцать пять сотых___________________________

5. Две третьих_______________________________________________

6. Одна четвертая____________________________________________

7. Шестьдесят второй_________________________________________

8. Три девятых_______________________________________________

9. Четыре целых восемь десятых________________________________

10. Двадцать третий_________________________


СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Именем существительным называется часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто это? что это? Существительные имеют грамматические формы числа и падежа (общий и притяжательный).

В русском языке есть огромное количество правил, которые непонятны не только иностранцам, но и людям, родившимся в этой стране. Чаще всего у школьников и взрослых вызывают массу вопросов правила употребления количественных и порядковых числительных. Однако все не так страшно, как может показаться на первый взгляд. Изучив самые важные правила использования тех или иных частей речи, можно быстро разобраться во всех тонкостях этого вопроса.

Общая информация

В первую очередь стоит запомнить, что числительные представляют собой самостоятельные знаменательные части речи русского языка. По большому счету это отдельная группа слов, которые образуются по своим правилам. Исходя из этого их разделяют по:

  • Грамматическому значению. Это означает, что данные части речи могут обозначать числа, количество, а также использоваться при счете. В данном случае к этой группе слов относятся те, которые отвечают на такие вопросы, как: "Сколько?" или "Который?"
  • Признакам морфологии. В этом случае они делятся на количественные числительные и порядковые числительные, а также на дополнительные: простые и составные. Помимо этого, есть категория изменяемых слов, в которых окончания меняются в соответствии с используемым падежом, однако здесь есть свои исключения.
  • Синтаксической роли. В данном случае количественное числительное выступает единым целым с используемым существительным. Например: "Два стакана стояли на кухне". Кроме этого, количественные числительные могут играть роль определения или являться частью составного сказуемого. Например: "Их место в третьем ряду".

Категория по значению

Данные части речи делятся на количественные порядковые и дробные числительные. Однако по большому счету существует только две группы. Дробные относятся к количественным числительным. Поэтому стоит рассмотреть этот вопрос подробнее. Дело в том, что часто люди путают количественные собирательные и порядковые числительные. Хотя они относятся к разным категориям.

Количественные числительные

Исходя из названия, несложно догадаться, что данные части речи обозначают "число" и "количество". В свою очередь, они бывают:

  • Целыми. В этом случае речь идет о таких числах, которые представляют собой количество целых значений.
  • Дробными. Подобные числительные представляют собой неполные числа.
  • Собирательными. В этом случае выражается количественная совокупность.

Все эти категории числительных отличаются своими особенностями образования частей речи. Например, целые могут создавать с дробными смешанный вид. Хороший пример: две вторых и пять девятых.

Порядковые числительные

Данные части речи представляют собой слова, которыми определяется порядок при счете. Например: второй, двенадцатый, сто первый и т. д.

В этом случае никаких подкатегорий не существует.

Количественные и порядковые числительные: примеры

Если образование разных типов непонятно с первого раза, то стоит рассмотреть их особенности подробнее. Примеры помогут лучше понять систему образования данных категорий.

Итак, чтобы разобраться в правописании количественных и порядковых числительных, проще всего рассмотреть их по разрядам, описанным выше:

  • Если речь идет о целых числах, то они образуются по примеру: два, двенадцать, пятьдесят и т. д.
  • При образовании дробных чисел они употребляются в виде: две четвертых, три шестых.
  • Если речь идет о собирательной категории, то части речи будут выглядеть как: трое, пятеро, шестеро.

Кроме этого, и порядковые числительные имеют свои особенности в словообразовании. Если речь идет о словах, обозначающих целые числа, то изменение происходит за счет суффиксов. Это означает, что из одной группы части речи можно сделать другую. Например, для того чтобы преобразовать количественные числительные в порядковые числительные, достаточно только видоизменить последнюю часть слова: шесть - шестой, семь - седьмой, тридцать - тридцатый.

Тем не менее стоит учитывать, что такие порядковые числительные, как "первый" и "второй", являются исключением. Поэтому это просто надо запомнить.

Склонение количественных и порядковых числительных

Как известно, в русском языке широко применяются падежи, которых насчитывается шесть. При склонении порядковых числительных меняется только последняя цифра (если их несколько). Например:

  • Именительный падеж: двадцать пятый, тысяча шестьсот тринадцатый.
  • Родительный: двадцать пятого, тысяча шестьсот тринадцатого.
  • Дательный: двадцать пятому, тысяча шестьсот тринадцатому.
  • Винительный: двадцать пятый, тысяча шестьсот тринадцатый.
  • Творительный: двадцать пятым, тысяча шестьсот тринадцатым.
  • Предложный: (о) двадцать пятом, (о) тысяча шестьсот тринадцатом.

Если речь идет о падежах, то количественные числительные и порядковые числительные действительно сильно отличаются по образованию. В случае с первой категорией будет изменяться каждое слово. Рассмотрим падежные окончания количественных числительных:

  • Именительный падеж: восемь, двадцать шесть.
  • Родительный: восьми, двадцати шести.
  • Дательный: восьми, двадцати шести.
  • Винительный: восемь, двадцать шесть.
  • Творительный: восемью, двадцатью шестью.
  • Предложный: (о) восьми, (о) двадцати шести.

Важно запомнить

Рассматривая имена числительное (количественные и порядковые), стоит обратить внимание на некоторые исключения. Эти исключения из правил необходимо просто запомнить:

  • Если нужно использовать такие слова, как "сто", "сорок" и "девяносто", они будут иметь один вид в именительном и родительном падежах. Во всех остальных случаях используется "ста", "сорока" и "девяноста". Например, правильнее будет сказать: "он шел со ста рублями в кармане", а не: "он шел со стами".
  • Если речь идет о числительном "полтора", то меняться слово может только в зависимости от рода. То есть правильно будет сказать: полтора яблока (мужской и средний род) и полторы сливы (женский род).

Правила, которые следует знать

В грамматике есть множество нюансов. Поэтому будет полезно также выучить правила о количественных и порядковых числительных:

  • Правильнее говорить: "до скольких (часов) работает магазин". При этом ударение ставится на букву "о".
  • Сегодня очень часто можно услышать "двухтысячный год". На самом деле это неправильно. Тоже самое касается выражения "двух тысяча семнадцатый год". Правильно говорить только: "две тысячи семнадцатый год".
  • У порядковых числительных окончания меняются так же, как и в случае обычных прилагательных.

Как числительные синтаксически сочетаются с существительными

Если речь идет о количественных частях речи, то в именительном и родительном падежах они ставятся только в форме Р. п. То есть: семь букв, шестнадцать чашек, тридцать человек.

Стоит обратить внимание, что такие слова, как "три", "полтора", "четыре" и "два", используются только с существительными, которые должны ставиться в единственном числе, а все остальные - со множественным. К примеру: три бокала - пять бокалов, два столба - пятнадцать столбов, четыре девочки - пятьдесят девочек.

Во всех остальных ситуациях при связке существительного и числительного все зависит от падежа.

Единственным исключением является числительное "один", так как оно, независимо от должно согласовываться только с существительным.

Если речь идет о дробных "полтораста" или "полтора", то они согласовываются с существительным таким же образом, как целые числа. Например: полтора яблока. Остальные дробные числительные необходимо употреблять в родительном падеже. Существительные же могут быть в ед. ч. или мн. ч. Например: три пятых яблока (если речь идет о конкретном объекте) и две пятых яблок (если имеется в виду общее количество определенных предметов).

Также не стоит забывать о При их использовании с существительными действуют такие же правила, как и в употреблении количественных частей речи. Это означает, что в именительном и винительном падежах они меняют форму существительного на Р. п. В прочих падежах происходит стандартное согласование.

Кроме этого, стоит учитывать, что когда мы используем собирательное числительное "оба", то существительное может иметь форму только ед. ч. К примеру: обе собаки, оба скворца. Во всех остальных случаях они употребляются во множественном числе. Например: семеро учеников.

Порядковые числительные, как уже отмечалось ранее, при согласовании с существительными, формируются так же, как и слова, отвечающие на вопрос "какой". К примеру: первый семестр, восьмая чашка, девятый урок.

Также, многих интересует, относится ли слово "тысяча" к числительным или это все же существительное. Согласно современным словарям, 1000 может относится ко множеству частей речи.

Это означает, что слово можно использовать как в качестве числительного, так и в виде существительного. Поэтому и в том, и в другом случае оно будет использовано правильно. Однако все зависит от идущего за "тысячей" слова. Например: "с каждой тысячей рублей". В этом случае оно имеет форму существительного. Но если мы говорим "тысяча человек", то тут подразумевается числительное.

Зная, почему количественные и порядковые числительные используются в той или иной форме, можно начать говорить более грамотно. Главное - запомнить основные правила. Разумеется, в этом вопросе есть некоторые нюансы, но разобраться в них сможет и ученик средней школы, и взрослый человек.

Числительные - тема интересная и несколько более сложная, чем это кажется на первый взгляд. Ну что такого в том, чтобы написать или произнести «один», «десять», «сто двадцать пять». Да, в этом, пожалуй, мало трудностей. А как насчет того, чтобы произнести вслух 1 265 384? Да еще и просклонять это число. Ну как, уже сложнее? В этой статье мы разберемся, на какие виды делятся числительные, а также выясним особенности склонения количественных и порядковых числительных.

Классификация числительных

Обычно мы используем числительные, даже не задумываясь о том, что между ними есть некоторая разница. Например, мы используем разные типы числительных, когда говорим, что сегодня двадцать третье мая, или просим один килограмм яблок. В первом случае мы используем порядковое числительное, а во втором - количественное. Также числительные могут быть простыми и составными. Разберемся с каждый типом отдельно.

Количественные числительные

Как уже было сказано, выделяют количественные числительные и порядковые. Начнем разбираться с первого типа. Эти числительные указывают на количество предметов. Одно яблоко. Пять огурцов. Три тетради. Отсюда и название данного типа - количественные. Т. е. когда нужно посчитать предметы и сказать, сколько их, используется этот вид числительных.

Порядковые числительные

Это второй вид. По названию можно предположить, когда используются такие числительные. На столе лежит три яблока - количественные. Первое красное, а второе - зеленое. В этом случае употребляется порядковое числительное. Этот вид указывает, в какой очередности, по какому порядку расположены предметы. Порядковые числительные также используются, когда необходимо назвать календарное число. Например: первое мая.

Простые количественные числительные и порядковые числительные

На том, что числительные могут обозначать количество предметов и порядок их расположения, классификация не заканчивается. Количественные числительные и порядковые числительные могут быть простыми, сложными и составными. Что это значит? Начнем разбираться по порядку.

Простые числительные состоят лишь из одного слова, которое имеет только один корень. Примеры простых количественных числительных: один, шесть, десять, миллион.

Пример простых порядковых числительных: первый, десятый, пятый и т. д.

Сложные количественные числительные и порядковые числительные

Сложные числительные также пишутся в одно слово, но имеют два корня или больше. Примеры сложных количественных числительных и порядковых числительных: шестьдесят, шестидесятый, восемьдесят, восьмидесятый и т. д.

Составные числительные

И, наконец, количественные и порядковые числительные в русском языке могут быть составными. В этом случае для их написания используют два слова или больше. Пример: сто пятьдесят три, восемьдесят второй, триста тридцать три, два миллиона сто двадцать шесть и т. д.

Склонение

Отдельную сложность для многих представляет склонение числительных по падежам. Особенно трудным кажется склонение составных числительных. Давайте разберемся, как просклонять числительное правильно.

Начнем с количественных. Во всех существующих видах количественных числительных склоняются все образующие слова.

Отдельно необходимо рассмотреть, как склоняются по падежам числительные два, три и четыре.

И Два Три Четыре окна
Р Двух Трех Четырех окон
Д Двум Трем Четырем окнам
В Два Три Четыре окна
Т Двумя Тремя Четырьмя окнами
П О двух Трех Четырех окнах

Все числительные, начиная от пяти и заканчивая двадцатью, и плюс числительное тридцать склоняются по принципу существительных третьего склонения. Примеры:

И Восемь Четырнадцать Тридцать тетрадей
Р Восьми Четырнадцати Тридцати тетрадей
Д Восьми Четырнадцати Тридцати тетрадям
В Восемь Четырнадцать Тридцать тетрадей
Т Восемью Четырнадцатью Тридцатью тетрадями
П О восьми Четырнадцати Тридцати тетрадях

Также отдельно стоит рассмотреть способ склонения числительных сорок, девяносто и сто. Необходимо запомнить, что они имеют лишь две формы: сорок, девяносто и сто, если стоят в именительном или винительном падежах, и сорока, девяноста ста - во всех остальных случаях.

Сложные числительные, начиная от пятидесяти и заканчивая восьмьюдесятью, при склонении изменяют обе свои части:

И Шестьдесят Восемьдесят окон
Р Шестидесяти Восьмидесяти окон
Д Шестидесяти Восьмидесяти окнам
В Шестьдесят Восемьдесят окон
Т Шестьюдесятью Восьмьюдесятью окнами
П О шестидесяти Восьмидесяти окнах

При склонении сложных числительных, начиная с двухсот и заканчивая девятьюстами, также изменяются две части:

И Триста Пятьсот Девятьсот тетрадей
Р Трехсот Пятисот Девятисот тетрадей
Д Тремстам Пятистам Девятистам тетрадям
В Триста Пятьсот Девятьсот тетрадей
Т Тремястами Пятьюстами Девятьюстами тетрадями
П О трехстах Пятистах Девятистах тетрадях

При склонении числительного «тысяча» стоит ориентироваться на существительные первого склонения, а при склонении числительных «миллион» и «миллиард» следует ориентироваться на существительные второго склонения.

И, наконец, склоняя составное количественное числительное, нужно изменять каждое слово:

И Пять тысяч шестьсот восемьдесят одна книга
Р Пяти тысяч шестисот восьмидесяти одной книги
Д Пяти тысячам шестистам восьмидесяти одной книге
В Пять тысяч шестьсот восемьдесят одну книгу
Т Пятью тысячами шестьюстами восьмьюдесятью одной книгой
П О пяти тысячах шестистах восьмидесяти одной книге

Это были правила, относящиеся к количественным числительным. С порядковыми дела обстоят несколько проще. Они очень похожи на прилагательные, поэтому и склонять их легче. Часто интуитивно понятно, как правильно произнести слово. Сравните:

И Быстрый Первый
Р Быстрого Первого
Д Быстрому Первому
В Быстрый Первый
Т Быстрым Первым
П О быстром Первом

Согласитесь, склонение числительных, указывающих на порядок предметов, очень напоминает склонение прилагательных.

Но как склонять составные? Здесь тоже все просто. Если при склонении числительных, указывающих на количество, изменялось каждое слово, то в порядковых меняется только последнее. Пример:

Сто тысяч двести тридцать три - сто тысяч двести тридцать третий.

Чтобы было быстрее и проще ориентироваться, стоит выполнить упражнения на порядковые и количественные числительные. Можно самостоятельно записывать числа, которые приходят в голову, а потом пробовать их склонять по правилам.

Для начала стоит все-таки выяснить, как произносится и записывается 1 265 384. А затем просклонять это числительное.