Знакомство с буквой ш в детском саду. Конспект занятия по развитию речи для дошкольников "звук и буква ш". I. Организационный момент

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Научить правильно произносить звук [Ш].

2. Учить ребенка определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления.

3. Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов.

4. Учить преобразовывать слова.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Продолжи цепочку слов». Взрослый предлагает ребенку определить последний звук в слове дом и подобрать слово, которое начинается с этого звука, а затем «продолжить цепочку»;

дом - мак - кот...

Задание 2 . Знакомство со звуком [Ш].

Прослушать скороговорку. Какой звук часто в ней слышится?

Шесть мышат

В камышах шуршат.

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ш]:

губки округлены и слегка вытянуты вперед;

широкий язычок наверху, образует «чашечку»;

теплая воздушная струя идет по центру язычка;

горлышко «молчит».

Символ звука: змея шипит: ШШШШШ...


Ха рактеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Задание 3 . Фонетическое упражнение.

Накачаем насосом колесо: ШШШШ (звук произносится отрывисто). Колесо проткнули гвоздиком, воздух выходит из колеса: ШШ...шш... (звук произносится плавно, с переходом на шепот).

Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ш]»:

ш, п, к, ш...; ша, па, ка, шу...; шапка, кот, кошка, ворона, карандаш...

Задание 5 . Повторить за взрослым серию слогов:

ша-шо-шу-ши...; аш-ош-уш-иш...; шта-што-шту-шты...

Задание 6. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ша-аш, шо-...; аш-ша, уш-...

Задание 7 . Договорить последний звук в слове ([Ш]):

каранда..., малы.., ланды..., камы...

Задание 8 . Вспомнить слова, начинающиеся на слоги:

ША: -ры, -кал, -лун...;

ШИ: -на, - ло...;

ШУ: -ба, -ра...;

ШО (ШЕ): -рох, -пот...

Задание 9 . Закончить слово слогом ША (ШИ). Какие слова получились? Какой из этих слогов образует множественное число существительных (много предметов)?

Ка..., кры..., гру..., ча..., афи...

Задание 10. Заменить первый звук в словах на звук [Ш]. Какие слова получились? Составить предложения с каждой парой слов.

Чашка - шашка, мишка - ..., фланг - ..., дар - ..., губы - ..., Гарик -...

Задание 11 . Дидактическое упражнение «Угадай слово» (составить слово из звуков):

ш, к, а, ф; ш, у, б, а; к, о, ш, к, а.

Задание 12. Дидактическое упражнение «Назови все звуки в слове». Взрослый произносит слово, а ребенок раздельно называет звуки этого слова в должной последовательности:

шум [ш у м]; шут [ш у т]; Маша [м а ш а].

Задание 13 . Отгадать загадки, назвать первый (последний) звук в словах-отгадках.

Сижу верхом,

Не ведаю, на ком. (Шапка)

Растет на суше,

Голова из плюша. (Камыш)

Белые горошки

На зеленой ножке. (Ландыш)

Задание 14. Подобрать как можно больше слов со звуком [Ш], в которых звук [Ш] стоит в начале, в середине, в конце слова.

Задание 15 . Выучить чистоговорки:

Ша-ша-ша - мама моет малыша.

Шу-шу-шу - помогите малышу.

Ши-ши-ши - на поляне малыши.

Шо-шо-шо - говорим мы хорошо.

Аш-аш-аш - дайте карандаш.

Ош-ош-ош - у меня нож.

Иш-иш-иш - у меня малыш.

Уш-уш-уш - теплый душ.

Ашка-ашка-ашка - летит букашка.

Ошка-ошка-ошка - на окошке кошка.

Ушка-ушка-ушка - лягушка-квакушка.

Ишка-ишка-ишка - маленькая мышка.

Задание 16 . Взрослый называет ряд слов, просит ребенка составить из них предложение; назвать все слова со звуком [Ш], назвать предлог (если он есть в предложении).

Маша, магазин, ходить, в. Машина, ехать, дорога, по, быстро.

Кошка, молоко, лакать. Шура, школа, ходить, в.

Задание 17 . Знакомство с буквой Ш.

Буква Ш с тремя шипами -

Не хватай ее руками.

О.Гофман

На что похожа буква Ш?

Буква Ш из пальцев: большой палец и мизинец правой руки соединить, а указательный, средний и безымянный пальцы поднять вверх.

Игры с буквой.

Задание 18 . Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов:

шкаф, шуба, Миша, кошка, душ, шум.

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки, чтение слов, списывание печатными буквами, составление с каждым словом предложения:

мышка - мишка - мушка - мошка - кошка - кашка - Пашка - пышка - пушка - душка - Дашка - Даша.

Чтение предложений, нахождение предлога:

Вот Даша. У Даши шуба. Шуба в шкафу. Шапка на шкафу.

Кошка под шкафом. Кот за шкафом.

Данный конспект занятия по подготовке к обучению грамоте является одним из конспектов рабочей программы «От звука к букве», составленной мною, учителем-логопедом Сажаевой Н. К. Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте включает в себя 72 занятия и рассчитана на старший дошкольный возраст. За методическую основу был взят «Логопедический букварь» Н. С. Жуковой. Более пяти лет я занимаюсь с детьми, используя это методическое пособие.

Задачи:

1. Продолжать учить ориентироваться в пространственно-временных категориях «неделя», «время года»;

2. Продолжать формировать умение называть предмет по родо-видовым признакам («одежда»);

3. Продолжать учить приёмам словоизменения, а именно: единственное и множественное число существительных, в том числе отработка множественного числа родительного падежа существительных; уменьшительно-ласкательные суффиксы;

4. Продолжать знакомить детей с понятиями «звук», «гласный звук», «согласный звук», учить называть характерные признаки гласных и согласных звуков, учить различать их между собой;

5. Продолжать формировать умение называть обобщающее понятие;

6. Дать представление о понятии «буква», продолжать учить различать понятия «звук» и «буква»;

7. Дать представление графического изображения буквы Ш, ш;

8. Продолжать формировать умение соотносить изучаемую букву со знакомыми предметами;

9. Продолжать формировать умение выделять на слух заданный звук в различных позициях: начало, середина, конец слова;

10. Продолжать формировать умение придумывать слова на заданный звук и определять местоположение звука в слове;

11. Продолжать формировать умение работать с кассой букв и слогов;

12. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчиковых упражнений;

13. Продолжать развивать общую моторику с помощью физических разминок.

Оборудование: предметные картинки ШАПКА, ШАРФ, ШАР, МЫШЬ; «Волшебный мешочек», касса букв, карточки для обозначения звуков, карточки для выкладывания слоговой структуры слова, магнитная доска.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Приветствие. Уточнение дня недели. Проговаривание всех дней недели в прямом и обратном порядке. Рассказ «Дни недели» (хоровое проговаривание).

«Я знаю семь дней недели: это понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница – это рабочие дни, а суббота и воскресенье – выходные».

Назвать текущее время года и перечислить осенние месяцы.

2. Проверка домашнего задания

  • «Назовите гласные звуки из пройденных» («А, У, О»). «Почему они гласные?» («При их произнесении воздух в ротовой полости проходит свободно. Состоят из голоса. Образуют слог»).
  • «Назовите согласные звуки из пройденных» («М, С, Х, Р»). «Почему они согласные?» («При их произнесении воздух в ротовой полости встречает преграду. Состоят из голоса и шума»).
  • Чтение страницы букваря «Р» (это предыдушая тема занятия).

3. Объявление темы занятия.

Картинки из «Волшебного мешочка»: ШАПКА, ШАРФ, ШАР, МЫШЬ.

(Слова проговариваются и картинки вывешиваются на магнитную доску).

«Назовите слово, которое обозначает головной убор» («Это шапка»).

«Назовите слово, которое обозначает предмет одежды, надеваемый на шею для удерживания тепла» («Это шарф»).

«Назовите слово, которое обозначает предмет круглой формы, наполненный воздухом» («Это шар»).

«Назовите слово, которое обозначает мелкого грызуна» («Это мышь»).

  • Игра «Классификация»

«Какие картинки можно положить вместе и почему?» («Можно положить вместе шарф и шапку, потому что они – одежда»).

  • Игра «Один-много» («Шапка – шапки»…).
  • Игра «Назови ласково» («Шапка – шапочка»…).
  • Игра «Назови огромный» («Шапка – шапище»…).
  • Игра «Кого/чего не стало»: дети закрывают глаза, а логопед прячет картинку («Не стало шапки»…).

Звук выделяется из звучащей речи. «Какой звук слышится во всех этих словах?» («Звук [Ш]»). «Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком [Ш]».

4. Анализ классификационных признаков.

Звук [Ш] гласный или согласный и почему?» («Звук [Ш] согласный, потому что воздух встречает преграду в ротовой полости»).

«Звук [Ш] звонкий или глухой и почему?» («Звук [Ш] глухой, потому что горлышко не поёт – голосовые связки не работают». Проверить тактильно-вибрационным контролем).

«Звук [Ш[ твёрдый или мягкий и почему?» («Звук [Ш[ твёрдый, потому что язык прямой»).

«Звук [Ш[ твёрдый глухой согласный, обозначаем квадратом синего цвета» (Логопед предъявляет квадрат синего цвета).

5. Развитие фонематического слуха и восприятия.

«Поднимите руку, если услышите звук [Ш]:

в звуковом ряду: а, ш, р, ж, о, м, ш, л, с, ш, р, щ …;

из слогового ряда: ша, аш, са, жа, шу, ща, ач, ши, шо, сы, то, со, ку, шу …;

из слов: сок, шар, корка, шуба, самовар, шапка, Жучка, мышь, жёлудь …».

«Определи место звука в слове» (начало, середина, конец слова): ШАПКА, ШАРФ, МЫШЬ, ШАР.

«Придумайте свои слова с изучаемым звуком и определите место звука в слове» (начало, середина, конец слова).

6. Соотнесение звука с буквой.

Предъявляется карточка с печатной буквой (большой и маленькой). «Звук [Ш] обозначается в русском языке буквой «Ш» (ша)».

Звуки мы слышим и говорим, буквы мы видим и пишем.

7. Анализ образа буквы.

«Большая и маленькая буква «Ш» пишутся одинаково». «Из каких элементов состоит наша буква?». «Проводим три прямые линии сверху вниз на одинаковом расстоянии друг от друга. Внизу проведём одну линию, только слева направо, она соединяет все три линии вместе. Получилась буква «Ш» (логопед сопровождает написание буквы показом на доске).

Физминутка

Шарик

— Надуваем быстро шарик,

(Пальцы собраны в щепотку около рта и постепенно «расширяются»)

— Он становится большой.

(Руки через верх в сторону, описывают круг)

— Шарик лопнул,

— Воздух вышел,

(Наклон вниз, присесть)

— Стал он тонкий и худой.

(Встать, прижав руки к туловищу)

Мышка

— Это мама – мышка.

(Погладить голову)

— Она красивая как все мышки.

(Погладить лицо)

— У неё большие ушки,

(Погладить ушки)

— У неё большие глазки,
(Погладить область вокруг глаз)

— У неё мягкие щёчки,

(Погладить щёчки)

— У неё острый носик,

(Погладить нос)

— У неё зубастый ротик.

(погладить губы)

8. Соотнесение образа буквы со знакомыми предметами.

— Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл. (Г. Виеру)

— На что похожа Ш?

На зубья этого ковша. (В. Степанов)

— Ах, табуретка хороша!

Перевернул – и буква Ш!

«На какие предметы похожа буква «Ш» (ответы детей).

«На какие буквы русского языка похожа буква «Ш» (ответы детей).

«На какие цифры похожа буква «Ш» (ответы детей).

9. Работа с букварём.

(Страницы 29-30). Чтение речевого материала сначала логопедом, затем – детьми.

Пальчиковая гимнастика

Зимняя одежда

— Мама свяжет дочке

(«Вяжем на спицах»)

— Шарфик

(Провести ладонью по шее и отвести руку за плечо – «перекидывает шарф»)

— И носочки,

(Показать на ноги)

— Шапочку и варежки,

(Показать на голову и кисти)

— Чтоб не мёрзнуть Варюшке.

(Погрозить – покачать указательным пальцем влево-вправо).

(О. Крупенчук)

10. Работа с кассой букв и слогов.

Выложить в кассе букв и слогов:

— большую/заглавную «Ш»;

— маленькую/строчную «ш»;

— АШ – ША – ШАР – ШАРЫ

— ша – Маша

— УШ – ШУ – ШУМ – ШУМЫ

— Шу – Шура

— ОШ – ШО

Слогов столько, сколько гласных.

«Сколько слогов в словах: шар, шары, Маща, шум, шумы, Шура?». Выкладываемые слова сопровождать карточками для обозначения звуков.

11. Подведение итога.

«Какой звук учили?» (коллективный ответ детей).

«Какой буквой обозначали?»

12. Домашнее задание.

Чтение страницы букваря (стр. 29-30). Выкладывать заглавную и строчную букву Ш, ш . Придумать слова изучаемым звуком. Придумать имена для мальчиков и для девочек, в которых есть изучаемый звук. Подумать, на что похожа буква Ш и получить сертификат к аттестации ?

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 1 г. Вельска»

Структурное подразделение «Детский сад №11 «Радуга»

Конспект

организованной образовательной деятельности

по обучению грамоте

в подготовительной группе

Тема: «Звук и буква Ш»

Подготовила:

воспитатель структурного подразделения

«Детский сад №11 «Радуга»

МБОУ «СШ № 1 г. Вельска»

Едемская Любовь Валерьевна

г. Вельск

2015г.

Цель: знакомство детей со звуком и буквой Ш.
Задачи:
1. Закрепить правильное произношение звука Ш.

2. Продолжать учить выделять звук Ш из ряда звуков, слогов, слов.

3. Учить детей подбирать слова на заданный звук.

4. Закрепить навык звуко-буквенного анализа слова.

5. Продолжать учить детей составлять предложение с заданным словом.

6. Развивать слуховое внимание, память, зрительное восприятие, фонематический слух.
7.Воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование: мяч, картинка с Незнайкой, звукозапись буква Ш, картинки, синий кружок, индивидуальный набор: 4 счетные палочки, разрезная азбука.

Ход НОД:
1. Организационный момент:

(дети стоят у стульчиков ) Игра с мячом

С каким звуком познакомились на прошлом занятии? (познакомились со звуком ц)

Я назову слово, а вы мне скажете, где в слове находится этот звук: в начале, середине или в конце слова:

Цапля, заяц, овца, мельница, цыпленок, огурец, цыган, курица.

2. Сообщение темы

Сегодня познакомимся с новым звуком, а с каким сейчас узнаете.

Звучит музыка

Ребята, к нам в гости пришел сказочный герой. Догадались кто это?

Отгадайте загадку:

У кого большая шляпа?

Кто бездельник и растяпа?

Кто хвастун. Болтун, зазнайка?

Знают все, малыш - …. НЕЗНАЙКА

Незнайка сочинил стихи, а его друзья из Солнечного города не могут в них разобраться. Он просит помочь им:

С другом мы играли в ……. ЧАШКИ,

Пили чай из белой……. ШАШКИ.

Вылезла из норки ….. ШИШКА,

На нее упала ….. МЫШКА.

Какой звук встречается во всех словах7

3. Артикуляция

Давайте произнесем этот звук.

На что похож это звук? (шипит змея, гусь, шуршат листья, шумит ветер, спустило колесо, накачаем колесо)

Когда произносим этот звук, где находятся губы, язык, зубы?

Губки округлены и слегка вытянуты вперед

Широкий язычок наверху образует «чашечку»

Теплая воздушная струя идет по центру язычка

Что – нибудь мешает при произношении этого звука?

Значит, этот звук какой? (согласный, язычок создает преграду воздуху)

Горлышко «молчит», какой это звук? (глухой, произносим без голоса)

Еще какой это звук? (твердый)

Запомните, звук ш всегда твердый.

Давайте Незнайке повторим, какой звук ш? (согласный, глухой, твердый)

Каким цветом обозначим? (синим) показ синего кружка.

4. Незнайка предлагает поиграть в игру «Хлопни в ладоши, если услышишь звук ш

Ш, п к, ш

Ша, па, ка, шу

Шапка, кот, кошка, ворона, карандаш

5. работа с картинками

Незнайка нам принес картинки, давайте их посмотрим

Из ряда картинок выберите те, в названии которых есть звук ш

Где в слове находится звук ш?

Придумайте сами слово со звуком ш и где он находится?

6. физкультминутка (на ковре)

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише. Тише.

Деревцо все выше, выше.

7. Знакомство с буквой ш (за столами)

Буква ш с тремя шипами

Не хватай ее руками.

На что похожа буква ш?

Сложим букву ш из пальцев:

Большой палец и мизинец правой руки соединить, а указательный, средний и безымянный – поднять вверх.

Выложите букву из счетных палочек, сколько палочек понадобилось?

Найдите букву в разрезной азбуке.

8. Звукобуквенный анализ слова

Что можно составить из букв? (слово)

Незнайка предлагает составить слово ШУБА

Какой первый звук?(ш)

Какой это звук? Как обозначим? (синим)

Какой 2? Какой он? Как обозначим?(красным)

Какой 3? Какой он? Как обозначим?(синим)

Какой 4? Какой он? Как обозначим?(красным)

Сколько звуков в этом слове? (4)

Сколько согласных? (2)

Сколько гласных? (2)

Какой звук 2? 4? 1? 3?

Сколько слогов? (2) как узнали? (хлопки, рука к подбородку)

9. А давайте составим предложение со словом шуба

Сколько в вашем предложении слов?

10. Итог

Давайте вспомним, с какой буквой познакомились?

Расскажите все о звуке ш.

Незнайка тоже все запомнил и расскажет своим друзьям в Солнечном городе.

А вам он принес подарки, где вы сможете раскрасить изученную букву.

Каким цветом будете раскрашивать?

Пойдемте и раскрасим.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе ОНР по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Звук «Ш» повторяем, задания выполняем».

Программные задачи:
Образовательная область «Речевое развитие»:
- Формировать (автоматизировать) навыки четкого произношения звука «Ш» в слогах, словах, фразах, предложениях, самостоятельной речи детей;
- Определять место звука «Ш» в словах.
- Развивать фонематическое восприятия, речевое творчество, звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух.
-Продолжать развивать связную речь (монологическую и диалогическую).
-Развивать коммуникативную функцию речи.
- Развивать мыслительную деятельность.
- Воспитывать у детей культуру диалогической речи.
- Воспитывать у детей желание говорить красиво и правильно;
-Развивать у детей грамматический строй речи, интонационную выразительность речи.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- Формировать познавательные действия, развивать любознательность и познавательную мотивацию.
- Развивать воображение и творческую активность.
- Формировать представления и отношения объектов окружающего мира.
- Расширять опыт ориентировки в окружающем, развивать любознательность.
- Развивать память; операции логического мышления (анализ, сравнение); внимание; зрительное, слуховое и тактильное восприятие.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- Развивать монологическую и диалогическую речь.
-Воспитывать у детей социальные мотивы (мотив к обучению, желание помочь).
-Воспитывать интерес к коллективной деятельности, стремление активно участвовать в этой деятельности.
Область «Физическое развитие»
- Развивать координацию движений.
- Развивать мелкую и крупную моторику.
Область «Художественно-эстетическое развитие»
- Развивать мелкую моторику, зрительного воображения, развитие самостоятельной творческой деятельности.
Словарь: слова со звуком «Ш».
Предварительная работа: Знакомство со звуком и буквой «Ш». Называние слов на заданный звук из текста. Игра «Назови ласково» (звук «Ш»). Упражнения на развитие фонематического слуха. Отгадывание загадок. Называние слов без заданного звука. Пальчиковая гимнастика, физминутка. Скороговорки, знакомство с устным народным творчеством. Определение места заданного звука в слове. Придумывание слов к предложенному слогу.
Оборудование: конверт со стихотворением и заданиями с изображение Маши, презентация к занятию, игрушки (медведь, петушок, матрешка, неваляшка, собачка), шапочка кота, заготовки на бумаге шаблоном шариков, карандаши зеленого и красного цветов, мультфильм «Маша и медведь» серия «Первый раз в первый класс».

Ход занятия

Вводная часть.
1. Дети стоят посередине группы.
Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята.
Дети здороваются.
Логопед: Сегодня утром я получила письмо от одной, вам всем знакомой девочки (на конверте изображена Маша из мультфильма «Маша и медведь»), а в нем стихотворение. Послушайте его внимательно.
Что у нас в лесу на букву Ш? Это шишка шлепнулась, шурша.
Шмель и шершень шумно шарят в кашке. Шебуршат в шиповнике букашки.
Что еще в лесу на букву Ш? Шум и шорох возле шалаша.
Логопед: Как вы думаете, какой звук чаще всего встречался в этом стихотворении?
Дети: звук «Ш».

2. Постановка цели:
Логопед: Правильно. Сегодня мы с вами будем играть со звуком «Ш».
Вспомните слова со звуком «Ш» из этого стихотворения.
Дети: шишка, шлепнулась, шурша, шмель, шершень, шумно, шарят, кашка, шебуршат, шиповник, букашки, шум, шорох, шалаш.
Дети садятся на стулья.

Основная часть.

3. Логопед: Скажите ласково имя Маша.
Дети: Машенька.
Логопед : Вспомните и назовите имена детей нашей группы, в чьих именах есть звук Ш.
Дети: Саша, Любаша, Полюша, Ванюша, Настюша, Троша, и т.д.
4. Логопед : Ребята, в конверте было не только стихотворение.
В нем письмо, сейчас я вам его прочту.
Здравствуйте, ребята! Я узнала, что вы знаете много звуков и букв. И поэтому приготовила для вас игры и задания, надеюсь, что они вам понравятся. За вами будут наблюдать мои друзья. Когда вы справитесь со всеми заданиями, вас будет ждать сюрприз.
5. Логопед: Ребята, мне кажется, что я кого-то слышу (проговаривание звука Ш в открытых и закрытых слогах).
Повторяйте за мной: вопросительно «Ша-шо-ши?», «аш–ош–уш?»;
с просьбой «Шу-шо-шу», «иш-уш-аш»;
утвердительно «шта-што-шту», «ашп-ошп-ушп»;
радостно - «шва-шво-швы!», «ашв-ушв-ишв!».
Никого нет. Показалось! Ребята как вы думаете, кто это был?
Дети: Мышки.
6. Логопед : Наверно про этих друзей говорила Маша в своем письме. Интересно, а кто еще помогает Маше? Попробуем это узнать, если отгадаем загадки (отгадывание загадок). Герои загадок (игрушки) расставлены в группе.
Косолапый и мохнатый, греет он в берлоге лапы.
Летом любит погулять и зверушек охранять.
А зимой, под вьюжный вой, спит в избушке снеговой. (Мишка)
Птица ходит по двору, будит деток поутру,
На макушке гребешок, кто же это? (Петушок)
В деревянной Машеньке внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку, а там - крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке есть малютка Пашенька. (Матрешка)
Хоть кто сказку ей расскажет, или песню ей споет,
Все равно спать не уложит. Каждый раз она встает. (Неваляшка)
В дом чужого не пущу, без хозяина грущу. (Собака)
А как можно назвать собаку, чтобы в ее кличке встречался звук «Ш»? (Шарик)
Ребята, а давайте попробуем найти этих персонажей в нашей группе (дети ищут глазами).
7. Д/и «Сосчитай-ка»
Логопед: Как много у Маши друзей – помощников! Вспомните отгадки (ответы детей). Ответы показываются на экране, дети проверяют.
Давайте сосчитаем их (первый мишка, второй петушок, третья матрешка и т.д.)
8. Логопед: Какие вы молодцы! Сейчас немного отдохнем и продолжем выполнять задания.
Физминутка - игра «Мышки» (выполняется по середине группы)
Вышли мыши как-то раз, посмотреть который час.
Раз-два-три-четыре, мыши дёрнули за гири.
Тут раздался страшный звон - разбежались мыши вон.
9. Д/и «Звук потерялся» (Слова с пропущенными звуками)
Логопед: Поиграем в игру «Звук потерялся». Я буду произносить слова без звука «Ш», вы должны меня поправить и назвать слово полностью: камы., малы., .ляпа, .апка, .уба, мы_ка, ко_ка, лягу_ка, мо_ка, кро.ка, опу.ка.
Логопед: Молодцы, справились!
10. Д/и «Скажи предложение правильно»
Логопед: Ребята, Маша написала рассказ о своей сестре Даши. Послушайте, я хочу вам его прочитать:
«Даша подарить кошка; Даша гулять с кошка; Она надевать на кошка штанишки; Даша любить кошка».
Что-то не понятный рассказ получился, наверно Маша хочет вас запутать, озорница! Попробуем исправить ошибки в тексте?
Дети: да!
Логопед читает предложения повторно, дети произносят их правильно.
11. Логопед : Ребята, а кто из вас помнит скороговорки про Машу и ее друга медведя.
Дети: Маша под душем мыла шею и уши.
Пыхтит, как пышка пухлый Мишка.
Смешные шутки у Маши и Мишутки.
Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.
Маша мешает кашу, Миша мешает Маше.
Маша сшила для братишки: шубу, шапку и штанишки.
Логопед: Молодцы!
12. Логопед: Следующее задание от Маши. На экране появляются три схемы. Дети вспоминают, что они обозначают.Вам надо определить место звука «Ш» в словах. Я буду называть слова, а вы должны определить место звука «Ш» в слове: шапка, шоколад, шуба, мешок, кошка, лягушка, камыш, малыш, карандаш.
Все правильно!
13. Сейчас вспомните слова, которые начинаются на слог:
ШИ – шина, шиповник, шило, шип, шипы, …
Слова, которые заканчиваются на – ШКА: кошка, мышка, подушка, …
Хорошо!
14. Разомнем пальчики, они понадобятся для следующего упражнения.
Пальчиковая гимнастика «Шарик»
Надувают шарик быстро,пальцы обеих рук собраны в одну щепотку, постепенно раздвигать их,
Он становится большой «ш-ш-ш» не отрывая друг от друга медленно развести руки в стороны
Вдруг шар лопнул хлопок в ладоши
Воздух вышел подуть на ладони
Стал он тонкий и худой снова собрать пальцы в щепотку
15. Рефлексия.
Логопед : Сейчас я раздам рисунок воздушного шарика.
Если вам понравилось занятие, раскрасьте его в зелёный цвет, если нет, шарик должен быть красного цвета.
Листочек можете подписать.
Поставьте себе отметку, как вы работали.
Поднимите ваши шарики, посмотрим на них.
16. Заключительная часть.
Логопед: Какие задания для вас были трудными?
Вы сегодня очень старались, хорошо отвечали на вопросы, играли, молодцы!
А вот и обещанный сюрприз от Маши (мультфильм серия «Первый раз в первый класс»)

Цель занятия: изучаем букву Ш, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Ш, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Ш по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Шары Шмель Шишки Шахматы

В Шурином доме отключили воду. Открывает Шура кран - воды нет, только воздух шипит: ш-ш-ш…

  1. Как шипит воздух в кране?
  2. Как звали девочку?
  3. Какой первый звук в слове ШУРА?
  4. Какой звук есть и в слове ШАПКА, и в слове МЫШКА, и в слове ДУШ?
  5. В начале, в конце или в середине слова звук [ш] в слове ШЛЯПКА? - ДУШ? - МЫШКА? - ШУБА? - КОШКА?

Когда мы произносим звук [ш], кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка. Произнеси: ШШШ. И язык, и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [ш].

  • Гласный или согласный звук [ш]?
  • Звонкий или глухой этот звук?
  • Почему?
  • Какие еще согласные звуки ты знаешь?

Задание: печатная буква Ш для дошкольников

Рассмотри букву Ш. Нашили букву Ш в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно… (шишек).

Я рубашку сшила мишке.
Я сошью ему … (штанишки).

Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные … (шары).

Слышит мишка краем уха,
Как жужжит над ухом муха.
Мишка лапой муху хвать!
Мухи слыхом не слыхать!
Но понять не может мишка,
Отчего над ухом … (шишка).

Сказка про букву Ш

Как Мыша шалил

Мышонок Мыша был страшным шалуном. Собирается, например, его папа куда-нибудь промышлять. Шарит, шарит по всем шкафам: ищет свои шлепанцы, штаны, шарф и шляпу, а их нигде нет.

Мыша! Где мои вещи?! - грозно спрашивает папа.
- Я их съел… Нечаянно…
- Как съел? Ах ты шалопай!
- Ну что ты шумишь? - заступается мама.
- Он же пошутил.
- А шапку в прошлом году съел тоже в шутку?!

Или залезет Мыша за ширму и шуршит там: шур-шур-шур…

Кошка!!! - визжит мама, и они вместе с папой шарахаются под шкаф.

Или привяжет шпагат к шлангу и тянет его через всю комнату.

Змея…- шепчет папа и вместе с мамой падает в обморок.
- Это не жизнь, а кошмар!- возмущается папа.
- Мы в свое время так не шалили.

Загадки для детей на букву Ш

Наша тетушка игла
Строчку по полю вела.
Строчка в строчку,
Строчка в строчку.
Будет платье вашей дочке.
(Швейная машина)

Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал.
(Шарик воздушный)

На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
(Шахматы)

Пословицы и поговорки на букву Ш

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
Знай больше, а говори меньше.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Кошке игрушки, а мышке слезки.
На мышку и кошка зверь.
Шила в мешке не утаишь.
Если не видишь - взойди на гору, если не понимаешь - спроси у старшего.
Ошибся, что ушибся,- вперед наука.
Поспешишь - людей насмешишь.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Раньше начнешь, раньше и поспеешь.

Веселые стихи про букву Ш для детей

Что у нас в лесу на букву Ш?
Это шишка шлепнулась, шурша.
Шмель и шершень шумно шарят в кашке.
Шебуршат в шиповнике букашки.
Что еще в лесу на букву Ш?
Шум и шорох возле шалаша.
(М. Яснов)

Шавка очень громко лает.
Шавка очень твердо знает:
Тот, кто громче скажет «гав»,
Тот всегда и будет прав!
(Б. Заходер)

Шар воздушный,
Шаловливый,
Непослушный,
Вместе с ветром убежал,
А куда?
И не сказал.
(Ф. Бобылев)

Шарик свернутый лежал,
Чтоб в окно не убежал.
А теперь его надую,
С ним на улицу пойду я.
(Г. Сатир)

Шарфик
Шел я лесом и боялся…
Чей-то шарфик мне попался.
Сразу лес не страшным стал.
- Эй, кто шарфик потерял?
(Г. Виеру)

Шила шубку -
Сшила юбку,
Шила шапку -
Сшила тапку!
Хороша швея Наташа!
(Е. Благинина)

Шмель продает шары воздушные.
Шары такие непослушные!
Шары шуршат и в небо рвутся,
А шелковинки-нитки рвутся.
(Г. Сатир)

Шмель шнырял, шуршал в шалфее,
Шмель ужасный шум затеял.
Сколько дел он натворил -
Даже шершня разбудил.
(А. Пудваль)

Шпагоглотатель не шутил,
Пять шпаг бесстрашно проглотил.
Эй, шалуны! Прибавьте шагу!
Несите мне шестую шпагу.
(В. Берестов)

Шуршат осенние кусты.
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш.
И дождь шуршит.
И мышь, шурша,
В нору спешит.
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат.
Но все вокруг возмущены:
- Как расшуршались шалуны!
(А. Усачев)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.