Является ли школа домом радости? Жвачка для рук и эко-наборы юный садовод

Первобытное общество 2.000.000 лет до н.э. - 5.000 лет до н.э.

Характерные особенности первобытного общества определяют и особенности физической культуры и физического воспитания в это время.

1) Отсутствие врожденных программ поведения, необходимость соперничать с природой → основные требования к человеку: выносливость, физическая сила, навыки добывания пищи → необходимость обучения, ФВ и закалки → их обязательность для всех членов сообщества .

2) Синкретичность, неразделенность сфер деятельности, мифологичность сознания → тесная связь ФВ с обрядами и прежде всего инициаций - обрядов посвящения, при переходе из одной возрастной группы в другую, где демонстрировалось и доказывалось владение ЗУНами и выносливость.

3) Жёсткая поло-возрастная иерархия общества → раздельное физическое воспитание мальчиков и девочек.

4) ФВ возникает и развивается как обучение навыкам охоты, собирательства, рыболовства, позднее земледелия и скотоводства → прикладной характер ФК и ФВ.

Древнейшей формой организации ФВ были игры.

Классификации игр:

а) воспроизводство трудового процесса,

б) обучение навыкам,

в) магический обряд.

а) манипуляционные - владение, манипулирование предметом,

б) локомоционные - владение собственным телом,

в) трофейные - владение навыками захвата и удержания предмета,

г) социальные прежде всего иерархические - владение навыками совместной деятельности, доминирования и подчинения.

а) натуралистический,

б) символический,

в) состязательный.

(особенно наглядно изменение характера в единоборствах, например, в фехтовании )

Спортивные игры (вобрали признаки и элементы всех видов игр).

Уже в родовом обществе игры и физические упражнения выделяются в самостоятельные виды деятельности, превращаясь в средство воспитания подрастающего поколения и развлечения взрослых (тренировка и самоутверждение).

Для ФК первобытного общества характерны: тесная и непосредственная связь с трудом, бытом и магией, бесклассовый характер, доступность и обязательность для всех членов рода или племени. Спорт как самостоятельная сфера деятельности отсутствует.

До 7 лет ребенок в семье и ответственность за его воспитание несут родители.

С 17 до 21 года физическая и военная подготовка в отрядах эфебов (юношей).

Воспитатели-педономы назначаются и контролируются государством. Главная цель - не допускать слабости и изнеженности. → Суровые условия жизни, приучение к голоду, холоду, большим физическим нагрузкам.

Основные виды: метания копья и диска, борьба и кулачный бой, бег и прыжки, военные игры, пляски и хоровое пение, необходимые для совершения обрядов и подбадривания в бою, охота на диких зверей, для всех возрастов + криптии (истребление рабов-илотов, военные, а по сути карательные операции ) для эфебов.

Система распространяется и на девочек.

ФВ как основа и часть гармонического воспитания гражданина.

С 7 до 16 лет посещение мусической школы - обучение чтению, письму, счёту, музыке и пению (умственное воспитание).

С 13 до 16 лет гимнастическая школа (физическое воспитание ).

С 16 до 18 занятия в гимнасии: физические упражнения + занятия философией, политикой, литературой; регулярное посещение гимнасия и постоянные физические упражнения и тренировки обязательны для всех граждан.

С 18 до 20 лет занятия в отрядах эфебов - изучение военного дела, физическая подготовка, охрана границ.

Виды - те же что и в Спарте, кроме криптий.

На девочек система не распространяется.

В каждом полисе ежегодные игры в честь богов-покровителей.

Всеэллинские:

В Олимпии - олимпийские игры,

В Дельфах – пифийские,

В Немее и около Коринфа – истмийские.

Олимпийские - самые значимые, раз в 4 года, с обязательным перемирием (настолько регулярны, что являлись основой отсчета времени - олимпиада - 4-хлетний перерыв между играми).

Победители получали вначале ценные призы, потом венки (из ветвей священного дерева Аполлона лавра, отсюда лауреат), пальмовые ветви, право на сооружение статуи, занесение имени в особые списки т.е. славу .

I олимпийские игры 776 г. до н.э.

До II века до н.э. участвуют только свободнорожденные граждане, только мужчины.

Каждый участник 10 месяцев готовился дома и 1 месяц в Олимпии (под контролем судей, решающих вопрос о допуске к участию).

С XXXVII Олимпиады (632 г. до н.э.) участвуют дети.

В начале бег на стадию (192 м.), позднее все виды.

Запрещены в 394 г. н.э. как враждебные христианству.

Римское общество начинает формироваться в VIII-VI веках до н.э. и просуществовало до IV в. н.э.

Своеобразие римской цивилизации определяет и своеобразие ФК и ФВ.

Иные по сравнению с Древней Грецией ценности: патриотизм как подчинение личности интересам государства, мужество как дисциплинированность, обесцененность труда. Общество военизировано и специализированно, прагматично.

ФВ проводится в школах, но более специализированно и не имеет такого формирующего личность значения.

Основное внимание уделяется ФВ воинов:

Бег, прыжки, скачки, лазанье, борьба, плавание - без одежды и в полном вооружении, пешие марши с грузом (40-60 фунтов) со скоростью 4 мили в час в течение светового дня, обращение с инструментом (топор, лопата и т.д.), тренировки постоянны и обязательны для всех, включая ветеранов.

И параллельно с этим формируется система состязаний как зрелищ.

Соревнования по фехтованию, кулачному бою, борьбе, езде на колесницах (азарт, пари, состязаются профессионалы, зачастую рабы). Проводятся "Императорские игры", в которых участвуют, кроме атлетов, артисты, певцы, танцоры, музыканты.

Особенностью римской культуры являются гладиаторские бои - поединки натуралистического характера с настоящим оружием, до смерти противника. Возникают как магические обряды жертвоприношения при погребениях и со временем развиваются в зрелище, сохраняя и даже усиливая кровавый характер. Известны с 264 г. до н.э., запрещены в 404 г.н.э.

появляются профессиональные спортсмены, те для кого атлетическое состязание - труд, источник заработка. Но в Риме любой труд - удел раба → социальное положение спортсмена невысоко.


Тема 2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И США

Введение

1. ФК в средние века.

2. ФК в эпоху Возрождения.

3. Развитие ФК в XVIII веке.

4. ФК и спорт в XIX веке.

5. Развитие ФК и спорта на рубеже XIX - XX вв.

6. Возникновение международного спортивного движения.

Первые олимпийские игры современности.

Разработанная целенаправленная система подчеркнуто военной направленности.

Фехтование,

Стрельба из лука,

Плавание,

Охота,

Игра в шахматы или шашки,

Умение слагать стихи.

Прыжки,

Поднимание тяжестей (← вес доспехов 50кг + оружие),

Метание камней и молота,

Борьба.

Игры:

Ножной мяч,

Гольф,

Взятие крепости, осада замка,

Конные скачки,

Охота.

Соревнования = рыцарские турниры (форма конно-спортивных состязаний) - одиночные или групповые схватки на специальных площадках (ристалищах), где предусмотрены места для зрителей.

Они же - смотры военно-физической подготовки. Проверка умений: держаться в седле, фехтовать, наносить удары копьем на скаку. Цель схватки - выбить противника из седла ударом копья. Увечья и даже смерть возможны, но не являются целью. Т.е. сохраняется натуралистический характер, но основной мотив - стремление к победе, а не к смерти противника. Победа, как правило, очевидна. Победитель получает латы побежденного, иногда награду от сюзерена и всегда славу. Сюзерен - организатор, судья и "спонсор". Со временем разрабатывается сложный специальный ритуал с представлением участников герольдами и т.д.

Феодал пирует, воюет, охотится и сражается на турнире. Другие занятия для него постыдны или запретны → физические упражнения необходимы и обязательны.

Мальчики учатся необходимым навыкам с детства в семье, с 12 лет продолжают обучение как пажи, как правило, при дворе сюзерена, ~ с 14 лет оруженосцы, в 16-18 лет посвящение в рыцари и получение права участвовать в турнирах.

Девочки из этой системы исключались, но дама должна была уметь ездить верхом, участвовать в охоте, играть в мяч, танцевать, что требовало определенной физической подготовки и закалки. Навыки владения оружием не предписывались, но не запрещались.

Основная цель - формирование трудовых навыков и закалка.

Сохраняются традиционные формы ФВ.

Распространены традиционные виды борьбы, бег, верховая езда, кулачный бой, различные игры.

В IX - XII веках города нуждаются в самообороне от феодалов → создание объединений горожан - братств: стрелковых (лук, ружья, пистолеты) и фехтовальные (копья, мечи, позднее шпаги) в Италии и Франции возникновение школ фехтования.

2) Католическая церковь выдвигает идею отказа от радостей жизни, идею телесной греховности. Но идеологическое требование телесного аскетизма вступает в противоречие с практическими потребностями → прагматичность физического воспитания , занятия необходимы, но радость от них греховна.

3) Получает развитие акробатика как народное искусство (зрелища на ярмарках и т.п.) т.е. сохраняются элементы профессионального спорта , но социальный престиж этих занятий крайне низок.

Система складывалась в раннем средневековье и существует до XV века. Изобретение огнестрельного оружия меняет формы и методы ведения войны, кризис феодального производства → разложение феодальной культуры и системы феодального воспитания в целом.

Витторино да Фельтре (1378 - 1446) Соединение умственного образования с физическим воспитанием как средство формирования личности.

Создание школы "Дом радости"; в программу которой входили: литература, математика, естествознание, пение, музыка, языки, верховая езда, фехтование, борьба, различные физические упражнения; исключались физические наказания.

Спорт как метод подготовки для войны в колониях и за колонии → часть учебной программы в колледжах и университетах. Развитие силы, выносливости, быстроты и ловкости. Формирование нравственных качеств - настойчивости, стремления к победе, чувство команды и т.д. Разработка системы соревнований, единых правил, создание спортивных клубов.

1775 г . I соревнования по гребному спорту студенческих команд университетов Оксфорда и Кембриджа.

1848 г . I легкоатлетический клуб в Лондоне.

1861 г . Объединение любителей легкой атлетики.

1863 г . Английская футбольная лига.

Популярны кегли, гольф, регби.

Навыки бокса считаются обязательными для джентльмена с I половины XVIII века.

ФК и ФВ развиваются на основе и в традициях английского.

20-30-е гг. XIX века - введение в школах занятий по физическому воспитанию (под влиянием Песталоцци).

1860 г . в университете Амхерста открыта кафедра ФВ и гигиены, затем аналогичные в других университетах. Тогда же открыт колледж по подготовке преподавателей ФВ. Во всех колледжах и университетах регулярные занятия играми и спортом.

50-70-е гг. создание атлетических и игровых клубов, развитие любительского спорта. Появление деления на любителей и профессионалов.

Профессиональные соревнования как зрелища по бегу, прыжкам, подниманию тяжестей и боксу.

Германия, Франция, Швеция и т.д.

Не спорт и игры, а гимнастика, как основа подготовки к армии и воспитания молодежи.

В гимнастику входили: упражнения со снарядами и без них, бег, прыжки, борьба, катание на лыжах и коньках. В каждой стране создается своя система гимнастики.

Немецкая система складывается с конца XVIII века.

Создание школ-филантропин на основе сочетания умственного и физического воспитания (1774 г Дессау).

Г.Фит (1765-1836 гг.). "Опыт энциклопедии физического воспитания".

Упражнения на полу без снарядов, горизонтальных брусьях, перекладине.

Методика упражнений в верховой езде. Анализ физических упражнений с биомеханической точки зрения.

И.Х. Гутс-Мутс (1759-1839 гг.). "Гимнастика для сынов отечества", "Гимнастика для юношества". Разделение на гимнастику, игры и ручной труд. Бег, прыжки, метания, борьба, лазание, упражнения в равновесии, плавание, переноска тяжестей. Дифференциация упражнений на легкие и тяжелые, активные и пассивные. Индивидуальный подход, соревновательность, выработка нормативов для определения степени физического развития.

Широкое развитие гимнастики с XIX века. Раздробленность, наполеоновское нашествие и спорт как форма организации сопротивления. 1808 г. "Туген-бунд" ("Союз добродетели"), запрещен французами. 1810 г турнерское гимнастическое движение.

Ф.Ян (1778-1852 гг.) идеолог объединения "Немецкая народность", турнфатер, воспитание немецкого национализма и преданности королю.

Турнерское движение то запрещали, то поддерживали. 1860-62 гг. общегерманские праздники турнеров. 1868 г объединение турнферейнов в "Общегерманский гимнастический союз" ("Дойчетурнершафт"). Туризм и экскурсии, военно-игровые упражнения, развитие воли, физической силы и выносливости, воспитание дисциплины. Методика проведения занятий и классификация упражнений не имели научного обоснования, классифицированы по внешней форме движения, не разработаны вопросы физической нагрузки и дозировки, педагогического и врачебного контроля.

Система складывается после наполеоновских войн с целью возрождения армии.

1817 г . частное гимнастическое заведение.

1820 г . государственная гимнастическая школа по подготовке офицеров-учителей гимнастики для армии и военных учебных заведений.

С 30-х годов государственная система наблюдения за физической подготовкой во всех гражданских и военных учебных заведениях Франции.

Основное внимание упражнениям, характерным для естественных движений тела (ходьба, бег, прыжки, метание, плавание, лазание, переползание, борьба). Значительное место уделялось нравственному воспитанию.

По-прежнему популярно фехтование, готовятся учителя и проводятся состязания.

С 60-х годов велосипедный спорт, гольф, крокет, лаун-теннис. Сохраняют популярность охота, стрельба из лука, пистолетов, ружей.

Пьер де Кубертен (1863-1937 гг.).

Введение спорта и игр в систему школьного образования.

Жорж Демени (1850-1917 гг.) сначала последователь, а затем критик шведской системы.

Считал:

1. Упражнения должны быть динамичными.

2. Посредством физических упражнений следует добиваться улучшения функциональных возможностей организма и его систем и научиться координировать свои движения.

3. Необходимо умение расслаблять те группы мышц, которые не участвуют в данный момент в работе.

4. Упражнения должны выполняться с соблюдением гигиенических условий, легко и непринужденно и одновременно воспитывать силу, ловкость, красоту и мужество.

Сокольская гимнастическая система основатель Мирослав Тырш (1832-1884 гг.)

Чешская гимнастическая организация "Сокол" создавалась с целью сплочения и объединения чешского народа для освободительной борьбы против иностранного владычества.

Сокольское движение способствовало возрождению и развитию чешской национальной культуры, пропагандировало освободительные идеи и поднимало национальный дух чешского народа. Пропагандировались идеи равенства внутри "Сокола" независимо от имущественного положения (обращение на "ты", "брат" и "сестра").

Методика сокольской гимнастики оригинальна особенно в организации и проведении занятий, массовых выступлений, в разработке терминологии, использовании снарядов, в подготовке общественных инструкторов.

Классификация физических упражнений:

1) снарядовые упражнения (перекладина, брусья, конь, кольца, булавы , палки, мячи, флажки, гири, гантели),

2) упражнения без снарядов (приседания, стойки, наклоны, ходьба, бег, строевые упражнения),

3) групповые упражнения (пирамиды, массовые выступления, гимнастические игры),

4) боевые упражнения (борьба, фехтование, преодоление сопротивления).

Недостатки: лишена научного обоснования и строится по принципу внешней формы движения, мало учитывается влияние упражнений на функциональную деятельность организма.

На рубеже веков создаются отряды скаутов ("разведчиков") - военно-спортивные молодежные организации детей и подростков до 17 лет. Сочетание военно-физической подготовки и идеологическое воздействие.

1850 г . Союз христианской молодежи (цели аналогичны скаутским).

Занятия спортом, гимнастикой и играми с 1870 г. Заимствования из немецкой (упражнения на снарядах) и шведской (корригирующие упражнения) систем. Основное внимание спорту и играм. Единые программы по легкой атлетике, борьбе, боксу, бейсболу, футболу, волейболу, баскетболу, плаванию, гребле, парусному спорту. Система гимнастических и атлетических соревнований.

Предпринимательские клубы , организуемые хозяевами, дирекциями, правлениями на предприятиях. Простейшие площадки, залы, необходимый инвентарь.

Возникновение самостоятельных рабочих спортивных организаций как часть рабочего движения, непосредственно связано с ростом промышленного производства и концентрацией пролетариата на заводах и фабриках, созданием самостоятельных политических рабочих партий, ростом профсоюзов → политизированность, борьба между политическими течениями за влияние на рабочее спортивное движение.

1892-1893 гг. образование "Германского рабочего спортивного союза". В момент создания 9.000 человек, в 1908 г. - 124.000, в 1913 - 187.000.

В начале XX века рабочие спортивные организации созданы во Франции, Бельгии, Венгрии и других странах.

В 1913 г. в Генте (Бельгия) попытка создать международную организацию по руководству рабочим спортом.

Задолго до начала военных действий принимаются меры к усилению боеспособности армий, улучшению военно-физической подготовки резервов.

Гимнастические и спортивные организации в 1915 г. - 1.800.000 членов.

С 1911 г. требования программ и инструкций усилить идеологическую и физическую подготовку в милитаристском духе: военно-спортивные игры, форсированные марши, создание стрелковых и моторизованных клубов. В школах вводится военно-физическая подготовка (3 часа в неделю), ежедневная 10-минутная гимнастика и 30-минутная маршировка.

Ж.Эбер (1875-1957 гг.) - новый метод физической подготовки, основанный на естественных движениях человеческого тела.

Подбор упражнений по ускоренной физической подготовке солдат: ходьба, бег, прыжки, метания, переползания, лазание, плавание, борьба, нападение и защита.

"Кодекс силы" для молодежи: нормы + правила гигиены + закаливание → преодоление усталости, развитие мускулатуры, выполнение естественных и прикладных упражнений, воспитание храбрости и мужества.

В подготовку солдат вводятся: владение винтовкой, шпагой, пистолетом, умение ездить верхом, править запряженной лошадью, управлять мотоциклом или автомобилем, грести на лодке и ставить парус, пользоваться топором, лопатой, ломом, пилой и молотком.

Клубы стрелкового спорта, фехтования, плавания, бокса, велосипедного, авто- и мотоспорта, аэроклубы > 500.000 членов. Военное ведомство предоставляет бесплатно помещения для занятий и плацы для маршировок.

Стрелковые союзы и клубы, введение военной подготовки в школах.

В 1916 г. физическое воспитание в школах, колледжах и университетах США заменено военной подготовкой, приняты законы в отдельных штатах о физической подготовке молодежи.

1892г. Международная федерация академической гребли (ФИСА), Международный союз конькобежцев (ИСУ).

1897г. Международная федерация гимнастики (ФИЖ).

1900г. Международный союз велосипедистов (УСИ).

1904г. Международная федерация футбола (ФИФА).

1907г. Международный союз стрелкового спорта (УИТ).

1908г. Международная лига хоккея на льду (ЛИХГ), Международная любительская федерация плавания (ФИНА).

1912г. Международная легкоатлетическая федерация (ИААФ).

1913г. Международная федерация фехтования (ФИЕ).

Причины возрождения олимпийских игр:

1) разработка новых методов физического воспитания, поиск более совершенных методов и форм физического развития и воспитания молодежи

2) развитие спорта в международном масштабе, организация международных спортивных объединений, разработка единых правил, положений и регламентации спортивной жизни

3) археологические находки 1887г. на территории Древней Олимпии.

Выдающуюся роль в возрождении олимпийских игр сыграл Пьер де Кубертен (1863-1937гг) - противник милитаризма, религиозной и расовой дискриминации. Заложил организационные, теоретические и идейные принципы современного олимпийского движения.

1894г. Международный спортивный конгресс в Париже. 13 стран участниц и 21 страна поддержки. Решение о возрождении олимпийских игр и создании МОК, принята Олимпийская Хартия (устав), в которой определены: принципы и правила проведения игр, цель, задачи и функции МОК.

285 человек из 13 стран (Греция - 200 человек).

Женщины не участвуют, 9 видов спорта: легкая атлетика, гимнастика, борьба, поднятие тяжестей, плавание, фехтование, стрельба, велосипед, лаун-теннис. Нет весовых категорий, в гимнастике отдельные снаряды. Рекорды: 100м - 12 сек, марафон 40км200м - 2 часа 58 мин 50 сек - Спирос Луис (Греция).

1066 человек из 20 стран, растянуты на 3 месяца (самые продолжительные) одновременно Всемирная выставка в Париже.

Академическая гребля, парусный спорт, водное поло, регби, футбол, верховая езда, стрельба из лука, лаун-теннис для женщин, бег на 200м, метание молота.

496 человек из 11 стран (Европа - 53 человека)

Бокс, вольная борьба, прыжки с вышки

Отдельные дни для темнокожих спортсменов

2059 человек из 22 стран

Хоккей на траве, метание копья, фигурное катание

Россия: Н.А.Панин-Коломенкин, фигурное катание, специальные фигуры - золото, Н.Орлов и А.Петров, борьба – серебро

2541 человек из 28 стран

Современное пятиборье, бег на 5.000 и 10.000 м, эстафеты 4*100 и 4*400 м.

По полной программе: Россия (169 человек, ни одной золотой медали), Дания, Швеция (больше всего медалей), Норвегия.

Тема 3. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В РОССИИ

Введение

1. ФК и ФВ в России в средние века.

2. ФК и ФВ в России в XVIII в.

3. ФК, ФВ и спорт в XIX в.

4. ФК, ФВ и спорт в России на рубеже XIX - XX веков.

Особенностью российской цивилизации является затянувшийся до конца XVII в. период средневековья.

ФК и ФВ в России в период средневековья развиваются аналогично Западной Европе.

1) Сохранение ранних, характерных для первобытного общества форм:

а) физические упражнения и игры, прямо связанные с трудовой деятельностью и военным делом,

б) "игрища" как культовые обряды (Купала, Перун, Ярило, Велес),

в) игры - бабки, буй, взятие городка, чур, игры в мяч, лапта, состязания в борьбе, кулачном бою, беге, прыжках через костер, "медвежья борьба" с имитацией движений зверя.

2) Наличие системы военно-физической подготовки (былины о богатырях дают сведения об элементах).

3) Повсеместно распространен кулачный бой: одиночный (сам на сам) и групповой (стенка на стенку) по правилам: "Биться лицом к лицу, грудь с грудью", "В схватку не браться, подножек не ставить", "Лежачего не бить и на чужую сторону не переходить", "Заначку в рукавицу не класть".

4) На Севере особое распространение получили лыжи.

5) Специфическая казачья подготовка : стрельба, верховая езда, гребля.

6) Князья и княжеская дружина - целенаправленная физическая подготовка к войне → охота и ристания (состязания в стрельбе и верховой езде), ФВ носило организованный характер, хотя и не сложилось в такую стройную систему как в Западной Европе (отсутствие турниров и т.п.)

7) Православная церковь занимала строго отрицательную позицию по отношению к ФК и ФВ. (Крестьянские игры впрямую запрещала, военную тренировку терпела с большими оговорками) Физические упражнения и игры - греховны, "еллинское беснование", видит в них проявление язычества, добивается в 1648 г. запрета кулачных боев. ФВ в княжеской среде сохраняется как необходимое условие (замаливаемый грех).

8) Аналогичные процессы протекают у других народов на территории России и по мере расширения государства и контактов практикуются заимствования в разных сферах в том числе и в ФК.

Плавание, кулачный бой, катание на санях и лыжах, борьба, игры в мяч, свайку, бабки и городки.

Кулачные бои в XVIII веке носят более организованный характер, складываются определенные правила. С 1726 государственная регламентация.

Для катания строятся специальные горы.

В Тверской и Новгородской губерниях распространены игры в ножной мяч.

На Кавказе и Средней Азии – распространены верховая езда, стрельба из лука, национальная борьба.

Сохраняется специфическая казачья подготовка - верховая езда, джигитовка, стрельба, борьба.

Начиная с Петра I в школах и училищах ФВ прикладного характера.

Навигацкая школа (1701г) - парусный и гребной спорт, плавание, фехтование.

С введением регулярной армии и флота формируется система ФВ.

Упражнения на развитие силы, выносливости, быстроты, смелости, решительности, умения быстро выполнять приемы стрельбы и штыкового боя, совершать длительные марши, преодолевать водные и другие препятствия.

Основная форма: занятия в лагерях и двусторонние учения, муштра и строевая подготовка.

Система А.В.Суворова: основные средства физической тренировки - бег, прыжки, лазанье, переноска предметов и т.д.(Проверкой системы стал Итальянский поход - пеший марш в зной с полной выкладкой 80 км за 36 часов).

Флот: бег по корабельным снастям (вантам и реям), гребля, плавание, парусное дело.

Классификация наук на нужные, полезные, щегольские, любопытные и вредительские. Нужные: домоводство, медицина, законоучение, фехтование и стрельба из пистолетов.

Требование закаливания, соблюдения правил гигиены, "забавы", способствующие физическому развитию детей, учет возрастных особенностей в процессе воспитания.

ФВ как часть общего воспитания. Важнейшие средства ФВ: подвижные игры, особенно с мячом, борьба, ходьба, умеренный бег, соблюдение режима питания и отдыха, активное применение физических упражнений наряду с разъяснением их пользы, русские народные танцы.

Требование всестороннего развития человека: сочетание умственного, физического и нравственного воспитания. ФВ: труд, игры, бег, метания, прыжки, верховая езда, стрельба, закаливание, выполнение правил гигиены, избегать излишеств в питании.

1898г - образование Всероссийского союза гребных и парусных обществ и клубов.

1860г - С.-Петербург, лаун-теннисный кружок "Нева".

1868г - С.-Петербургский теннисный и крикетный клуб, теннисные клубы в Москве, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, Воронеже, Саратове, Н.Новгороде, Таганроге и т.д.

1853-60гг - Петербургский шахматный клуб, в1862г - возрождение, но использовался для политической деятельности и был закрыт.

1899г - в Москве Всероссийский шахматный турнир, победитель М.И. Чигорин.

1885г - Петербургский кружок тяжелой атлетики, (доктор Краевский).

1896г - тяжелоатлетическое общ-во "Геркулес", клуб "Санитас" (Лебедев), атлетические кружки и платные школы.

1897г - Всероссийский чемпионат по борьбе и поднятию тяжестей.

1889г - "Петербургский кружок любителей спорта" (Москвин) - легкая атлетика, футбол, плавание и др.виды спорта.

1897г - I официальные соревнования по легкой атлетике: бег, прыжки в длину и с шестом, толкание ядра, метания копья и диска, бег с препятствиями.

с 1895г - регулярные футбольные матчи.

1901г - Петербургская футбольная лига.

1883г - I соревнования велосипедистов, строительство велотреков (в Москве использовался Манеж).

1864г - Петербург, клуб конькобежцев.

с 1881г - соревнования по конькобежному спорту и фигурному катанию.

1851г - Петербург "Императорский фехтовальный зал".

1860г - I соревнования на звание чемпиона России (эспадроны и рапиры).

1863г - Петербургское гимнастическое общество "Пальма".

1883г - Москва "Русское гимнастическое общество" шведская и сокольская система.

1885г - Первое соревнование по гимнастике.

Осуществление школьной реформы привело к пересмотру и системы ФВ.

Гимнастика и игры в гражданских учебных заведениях либо не предусматривались, либо считались необязательными.

1889г - "Инструкция и программа преподавания гимнастики в мужских учебных заведениях" - определялись задачи ФВ, методика обучения, давался перечень физических упражнений. Гимнастику дополняли подвижные игры. К преподаванию привлекались офицеры и унтер-офицеры, т.к. физическая подготовка в армии имела бо льшие традиции и была лучше развита.

В женских учебных заведениях - танцы (обязательный предмет)

Поражение в Крымской войне и военные реформы 1860-70-х годов имели большое и в целом прогрессивное значение для постановки боевой и физической подготовки войск.

1859г - "Правила для обучения гимнастике в войсках" – определена цель гимнастики: развитие у солдат физических и волевых качеств, приобретение навыков. Включают: бег, прыжки в высоту и в длину, с шестом, упражнения в равновесии на бревне, лазание по лестнице, шесту, канату, упражнения на коне и брусьях.

- "Правила для обучения употребления в бою штыка".

Т.о. гимнастика и штыковой бой стали основными дисциплинами обучения в армии.

Оборудование гимнастических площадок и полосы препятствий

Открытие учебно-гимнастических курсов для офицеров и унтер-офицеров.

Ведущую роль в формировании системы сыграли:

Разработал программу ФВ для военных гимназий и кадетских корпусов, готовивших офицерские кадры. Обосновал необходимость подбора упражнений в зависимости от профессии солдат и необходимость специальной физической подготовки войск. Классификация упражнений на общие, подготовительные и специально применяемые к военным занятиям. В физическую подготовку войск включал бег, прыжки, метания, борьбу, игры, упражнения на снарядах, плавание.

Генерал А.Д. Бутовский (1838-1917).

Разработка документов и программ по физической подготовке. Руководил курсами офицеров-воспитателей. Преподавал историю, теорию и методику физических упражнений. Делил упражнения на общеразвивающие и прикладные.

Генерал М.И.Драгомиров (1830-1905).

Рассматривал физическую подготовку как средство воспитания у солдат необходимых физических и морально-волевых качеств, различия в физической подготовке у пехотинцев, кавалеристов и артиллеристов.

Гимнастика: бег, ходьба, прыжки, лазание, преодоление препятствий, штыковой бой. В штыковом бою использование подвижных чучел.

Разработал тренировочную полосу по преодолению препятствий. Для кавалеристов - вольтижировка, гимнастика, упражнения с препятствиями и холодным оружием.

Во II половине XIX века вопросы воспитания в том числе и физического стояли очень остро и были предметом ожесточенных споров либералов, консерваторов и демократов (революционеров).

Цель воспитания - гармоническое развитие человека. ФВ его составная часть, против искусственных средств и методов. Средства ФВ - бег, гребля, плавание, прыжки, метания, лазанье, катание на коньках и санях } полезны как для детей так и для взрослых. Особое значение вопросам гигиены.

ФВ в единстве с умственным и нравственным. "Нельзя назвать совершенно здоровым такой организм, в котором какая-нибудь сторона развивается в ущерб другой". Основные средства ФВ: народные игры и физические упражнения, которые наиболее эффективны при выработке трудовых и военных навыков. Выступал противником повсеместного и чрезмерного увлечения немецкой гимнастикой, противопоставляя ей народные виды физических упражнений в том числе и народов России (Киргизия, Башкирия).

Разработка основ теории развития человеческого организма, влияния естественной гимнастики на организм. 2 года изучал ФВ в Европе. Критиковал немецкую и шведскую системы за не научность и считал их вредными для школы.

Создал свою систему ФВ:

а) ФВ как составная часть гармонического развития,

б) строгий учет возрастных и половых особенностей,

в) основное средство - естественные упражнения: бег, прыжки, метания, борьба, игры, экскурсии и простые гимнастические упражнения,

г) избегать показа физических упражнений, чтобы заставить тем самым учащихся анализировать свои движения, сравнивать и различать их между собой,

д) процесс физического образования состоит из этапов обучения, физические упражнения используются в соответствии с задачами обучения и учетом возрастных особенностей детей,

е) подготовка специалистов.

Воплощение:

1883г - "Санкт-Петербургское общество содействия физическому развитию учащейся молодежи" (экскурсии, прогулки, игры для детей).

1896г - Временные курсы для подготовления руководительниц физических упражнений и игр.

1905г - Высшая вольная школа по подготовке педагогов по физическому воспитанию.

Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения первое место - культ человека, боролись против церковно-религиозного мировоззрения, закрепощавшего личность. Но положения касались лишь социальной верхушки общества. Для детей знатного происхождения гуманисты требовали полноценного физического и эстетического воспитания, овладения латинским и греческим языками, необходимыми для изучения античных памятников литературы. В программу умственного образования гуманистами включались такие естественнонаучные предметы, как математика, астрономия, механика, естествознание. Гуманисты с уважением относились к ребенку, выступали против суровой дисциплины. Они стремились развить в ребенке любознательность и интерес к знаниям . В школах, которыми руководили педагоги-гуманисты, влияние церкви на содержание обучения было слабее, однако религия все же занимала значительное место. В то же время продолжали развиваться городские школы , где проходили первоначальное обучение дети ремесленников и торговцев. Появились школы для девочек (как правило, частные). В большинстве городских школ обучение осуществлялось на родном языке учащихся. Наряду с начальными школами в XVI веке существовали повышенные (латинские) школы и средние школы (коллегиумы, гимназии ) с 8-10-летним обучением (для детей состоятельных родителей). В различных странах педагогическая мысль в эпоху Возрождения развивалась по-разному, отражая специфические особенности развития данной страны. Так, в Италии гуманист Витторино да-Фельтре организовал школу, названную им «Дом радости ». В основу организации этой школы были положены принципы гуманистической педагогики .Школа была открыта в прекрасном дворце, на лоне природы. Особенно большое внимание уделялось физическому развитию учащихся. Основными предметами обучения были классические языки и классическая литература, воспитанники занимались математикой, астрономией, совершали экскурсии в природу. Большое значение придавалось играм, развитию физических и духовныхсил человека.

Среди итальянских гуманистов эпохи Возрождения особенно выделяется Витторино да Фельтре (1378–1446). Сын бедных родителей, Витторино, закончив Падуанский университет, был назначен профессором философии. В 1424 г. да Фельтре получил приглашение в г. Мантую, где он должен был стать воспитателем детей падуанского герцога Гонзаго. Так возникла знаменитая дворцовая школа «Дом счастья», которой В. да Фельтре отдал всю свою жизнь. Школа представляла собой воспитательно-образовательное учреждение пансионного типа , деятельность которого была подчинена основной цели – гармоничному развитию человека, его «тела, ума и характера». Ядром содержания обучения В. да Фельтре делает классические языки, изучение литературы он строит на принципе сознательного усвоения и самостоятельного творчества. Педагог стремится давать энциклопедические знания , поэтому в программу обучениявходят алгебра, астрономия, геометрия, черчение, естественная история и др. Как говорил о В. да Фельт-ре один из его современников, «он восхвалял то, что греки называют энциклопедией, так как, по его словам, наука и образованность слагаются из многих и разнообразных знаний». Особое внимание В. да Фельтре уделял физическому развитию детей. С этой целью проводились спортивные игры, детей обучали верховой езде, борьбе, фехтованию, стрельбе из лука, плаванию (рыцарское воспитание). Среди форм и методов обучения Витторино отдавал предпочтение тем, которые наиболее полно раскрывали возможности учащихся, активизировали их познавательную деятельность – это игры, экскурсии, занятия на природе и беседы с детьми. В основу организации жизни детей были положены идеи самоуправления . Вместе с тем школа В. да Фельтре сохраняла сильный элемент религиозного воспитания с ярко выраженным средневековым аскетизмом. В основу организации своей школы были положены принципы гуманистической педагогики. В отличие от средневековых школ в новой школе было много света и воздуха. Основными предметами обучения были классические языки и классическая литература, воспитанники занимались математикой, астрономией, совершали экскурсии в природу. Большое значение придавалось играм, развитию физических и духовных сил человека. Широко использовали различные средства наглядности и творческий потенциал детей.

В школе «Дом радости» исповедовался принцип: обучение в радости , наилучший путь воспитания – освоение классической греко-римской культуры. В качестве образца педагогических идей рассматривали идеи Квинтилиана.

Одним из представителей педагогической мысли эпохи Возрождения был французский писатель-гуманист Франсуа Рабле . Рабле был сторонником идеи наглядности, жизненности обучения. Он советовал связать обучение с окружающей действительностью. Яркая и неординарная личность, Рабле родился в семье адвоката, получил блестящее образование в монастыре, вел жизнь странствующего ученого, изучал древние языки, археологию, право, естественные науки, медицину, получил степень доктора медицины, в последние годы жизни был священником. Педагогические идеи Ф. Рабле выразил в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль »: 1) резко осудил средневековую школу за ее формальный и чисто словесный характер, за схоластические методы обучения и противопоставил ей программу воспитания «свободного и благонравного человека» эпохи Возрождения. 2) В основу педагогической теории было положено убеждение в том, что человек от природы, вне зависимости от происхождения предрасположен к добру, поэтому гуманистические ценности могут отражаться в образовании и передаваться из поколения в поколение. 3) идеалы нового воспитания и обучения Рабле выразил, описывая воспитание героя романа : весь день распределен на систему занятий, чередующихся с играми и физическими упражнениями . Ведущее место в программе обучения отводится древним и новым языкам , открывающим путь к постижению произведений античных авторов, научному анализу библейских текстов. Поэтому в романе Гаргантюа изучает греческий, латинский, арабский, еврейский языки. Важное место в образовании отводится естественно-научному познанию человека и природы на основе «семи свободных искусств». Ф. Рабле был сторонником наглядных методов обучения (непосредственные наблюдения молодого человека за окружающим миром). Ф. Рабле развивал идею индивидуального образования (позволяет решить задачу соединения образования и нравственного воспитания). Особое значение Рабле придавал физическому воспитанию (сочетания физических упражнений с активной деятельностью и освоением ремесел). Требование чередования учебы и отдыха, физических и умственных занятий.

Юрист, автор знаменитого труда «Опыты», в котором отразились передовые гуманистические взгляды на воспитание и обучение детей, Мишель Монтень (1553–1592) рассматривал ребенка, его природные особенности, задатки, способности, составляющие индивидуальность, как главный ориентир в деятельности воспитателя. Критикуя современную ему школу, сохранившую многие черты схоластического обучения, Монтень требует, чтобы организация образования ориентировалась на физические особенности детей и прежде всего не подрывала их здоровье. Провозглашая опыт основой всякого познания, педагог в методике обучения предлагает сначала знакомить детей с конкретными предметами и лишь затем со словами , обозначающими эти предметы (должно формировать интерес к учению, основанный на понимании знаний). Впоследствии такая логика подачи знаний будет рассмотрена в теории Я.А. Коменского. Много внимания М. Монтень уделял вопросам развития детской самостоятельности («Я не хочу, чтобы в классе работал и говорил бы всегда один учитель. Пусть ученики работают, наблюдают, говорят»). Учитель должен развивать умственные способности и навыки самостоятельного мышления ученико. Мыслитель выступал против телесных наказаний , широко распространенных в школе, противопоставляя насилию идеал свободного и радостного учения, в нравственном воспитании предлагал сочетать мягкость со строгостью, но не суровостью, настаивал на гармоничном развитии духовных и физических сил ребенка, высказывал мысли о необходимости изучения родного языка.

В своем знаменитом труде «Опыты » он рассматривает человека как наивысшую ценность из всех существующих на земле и дает представление о многообразии и сложности человеческой личности, ее неисчерпаемых возможностях и творческой силе.

Процесс воспитания детей Монтень сравнивает с земледельческим трудом: «приемы земледелия известны, впрочем как и сам посев. Но проблемы возникают тогда, когда растение надо взрастить. То же самое и с людьми: невелика хитрость посеять их, но едва они появились на свет, как на вас наваливается целая куча самых разнообразных забот, хлопот и тревог, как их вырастить и воспитать»

Согласно высказыванию Монтеня, воспитание – это тяжелый труд, в итоге которого должен появиться наилучший, с полезными наклонностями, человек. Чтобы процесс воспитания проходил эффективно и с большой пользой для воспитуемого, воспитанием ребенка должны заниматься профессионалы .

По мнению Монтеня, наставник в деле воспитания детей играет важную роль: насколько правильно он будет подобран, настолько удачным окажется воспитание ребенка. Наставник должен стремиться воспитывать не столько ученого, сколько просвещенного человека , который бы с помощью изучения наук «обогатил и украсил себя изнутри». Монтень предлагает наставнику отказаться от обычного процесса обучения , когда знания вливаются в ребенка «как в воронку», а он лишь повторяет то, что слышал: следует давать ребенку возможность свободно проявлять свои способности : уменье самостоятельно делать выводы, сравнивая явления друг с другом, и находить правильные пути ответа без помощи наставника.

Будущее обучение и воспитание Монтень представляет как беседу ученика и учителя , в которой больше говорит ученик, а учитель больше слушает. Должна соблюдаться соразмерность в высказываниях учителя и

ученика на уроке.

По мнению Монтеня, знания усваиваются лучше, если учащийся исследует окружающий мир самостоятельно , а не принимает знания на веру или из уважения к авторитету. «Пусть наставник заставляет ученика как бы просеивать через сито все, что ему преподносят, и пусть ничего не вдалбливает ему в голову, опираясь на свой авторитет и влияние.

В процессе обучения учеников необходимо знакомить с духовными ценностями , которые были выработаны в античную эпоху. В этом обращении к прошлому прослеживается не только связь времен, но и связь поколений. Обратившись к истории , юноша будет общаться с великими душами лучших веков. Подобное изучение прошлого для иного – праздная трата времени; другому же оно приносит неоценимую пользу». История, по мнению Монтеня, «открывает нам доступ в наиболее сокровенные тайники нашей натуры».

Главное в воспитании детей, с точки зрения Монтеня, - это привить вкус и любовь к наукам , «иначе мы воспитаем просто ослов, нагруженных книжной премудростью».

Итак, Монтень один из первых в своих «Опытах» сделал человека предметом своего исследования и пришел к выводу: человек далеко не совершенен в своих познаниях и не должен довольствоваться достигнутым:

«философствовать – значит сомневаться ». Человеку необходимо развиваться и совершенствоваться и в этом ему помогает воспитание и образование. Чем совершеннее воспитание и образование, тем лучше и мудрее становится человек. Был убежден, что традиционное обучение не приносит большой пользы, предостерегал оттого, чтобы давали энциклопедическое образование.

О чем эта книга
Мы все хотим преуспевать, ставить рекорды и влиять на мир, но далеко не все из нас реализуют свой потенциал полностью. Стремясь расти и развиваться как личность, мы ищем ответы вне себя - секретные формулы, чудо-средства, которые обещают дать нам мгновенный результат. Но чаще всего ответ в нас самих - мы не умеем эффективно использовать возможности своего мозга. В книге Роджера Сайпа, тренера и консультанта в области самосовершенствования, вы найдете проверенные методики ускоренного обучения, постоянного развития и достижения рекордных показателей. Они увлекательны в освоении и легки в применении. И хотя волшебных средств в этой книге нет, результаты покажутся вам настоящим чудом:

  • запоминать информацию в три раза лучше;
  • читать в два, три или даже четыре раза быстрее;
  • формулировать заряжающие энергией цели и достигать их;
  • осознавать и преодолевать ментальные барьеры;
  • распоряжаться временем, чтобы его хватало на все действительно важное;
  • управлять своей энергией в течение дня;
  • а также понять свое главное предназначение в жизни.
    Эта книга заменит собой сразу несколько изданий, посвященных развитию памяти, интеллекта, скорочтению и управлению энергией. Читайте ее с карандашом в руке, записывайте свои мысли и выполняйте все упражнения, предлагаемые автором, и вы поднимете свои результаты на новый уровень.

    Для кого эта книга
    Для всех, кто хочет научиться активно использовать свой мозг и бить рекорды во всех сферах своей жизни.

    Фишка книги
    Развивающие тесты, практические упражнения и полезные советы в самой книге, а также бонусные обучающие видео на сайте компании Freedom Personal Development.

    От автора
    Из моей книги вы узнаете основные принципы, которые за много веков доказали свою эффективность, помогая людям и компаниям достигать постоянного роста во всех областях: профессиональной, финансовой, физической, эмоциональной, духовной, - а также во всех видах отношений. У успеха есть прекрасная особенность: его просто достичь. Не легко, но просто. Усвойте основы, старательно применяйте их, и вы точно добьетесь желаемого.
    Вкладывайте время и другие ресурсы в себя. Вы способны быть лучше, делать что-то эффективнее и, безусловно, больше иметь. Инвестиции в себя приносят неоценимые дивиденды. Не сворачивайте с пути, и вы увидите: это самые выгодные из доступных вам инвестиций.

  • 659 руб


    Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков [л], [л"], дифференциации сонорных звуков и звука [j]

    В тетради-тренажёре представлены упражнения и игровые задания для автоматизации произношения и дифференциации звуков [л] и [л"], [j]. Ребенок может выполнять задания тетради под руководством взрослого.

    100 руб


    Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков раннего онтогенеза

    В тетради-тренажере представлены упражнения и игровые задания для автоматизации произношения и дифференциации звуков раннего онтогенеза: [м], [м"], [п], [п"], [б], [б"], [т], [т"], [д], [д"], [н], [н"], [к], [к"], [г], [г"], [x], , [в], [В"], [ф], [ф"]. Ребенок может выполнять задания тетради под руководством взрослого. Из предложенных слогов, слов, предложений и потешек необходимо выбирать для произношения ребенком только те, в которых нет других трудных для ребенка звуков, кроме звука, автоматизируемого с помощью данного материала. Материалы пособия подобраны таким образом, чтобы практически исключить использование звуков позднего онтогенеза.

    Адресована учителям-логопедам, педагогам ДОО, учреждений дополнительного образования и родителям дошкольников.

    111 руб


    Невероятные числа профессора Стюарта

    Стюарт заслуживает высшей оценки за свой рассказ о том, насколько велика, удивительна и полезна роль каждого участника мирового сообщества чисел.

    Kirkus Reviews

    Стюарт блестяще объясняет сложные вопросы.

    New Scientist

    Самый блестящий и плодовитый популяризатор математики в Британии.

    Алекс Беллос

    О чем книга

    По сути математика - это цифры, наш основной инструмент для понимания мира. В своей книге самый известный британский популяризатор математики профессор Иэн Стюарт предлагает восхитительное знакомство с числами, которые нас окружают, начиная с привычных для нас комбинаций символов и заканчивая более экзотическими - факториалами, фракталами или постоянной Апери. На этом пути автор рассказывает нам о простых числах, о кубических уравнениях, о понятии нуля, о возможных вариантах кубика Рубика, о роли чисел в истории человечества и актуальности их изучения в наше время. С присущими ему остроумием и эрудицией Стюарт раскрывает перед читателем завораживающий мир математики.

  • Самое интересное о самых невероятных числах в рассказе лучшего популяризатора математики из Британии, лауреата премии Льюиса Томаса 2015 года.
  • Иэн Стюарт рассматривает удивительные свойства чисел от нуля до бесконечности - натуральных, комплексных, иррациональных, положительных, отрицательных, простых, составных - и показывает их историю начиная с удивительных открытий древних математиков до современного состояния математической науки.
  • Под опытным руководством профессора вы узнаете секреты математических кодов и cудоку, кубика Рубика и музыкальных гамм, увидите, как одна бесконечность может быть больше другой, кроме того, обнаружите, что живете в одиннадцатимерном пространстве.
  • Эта книга приведет в восторг тех, кто любит цифры, и тех, кто пока еще считает, что не любит их.

    Профессор Иэн Стюарт - известный во всем мире популяризатор математики и автор множества увлекательных книг, удостоен ряда высших международных академических наград. В 2001 году стал членом Лондонского королевского общества. Заслуженный профессор Уорикского университета, занимается исследованиями динамики нелинейных систем и продвижением математических знаний.
    Автор бестселлера "Величайшие математические задачи", выпущенного в издательстве "Альпина нон-фикшн в 2015 году.

    Ключевые понятия

    Математика, цифры, числа, загадки, высшая математика, математические задачи, математические исследования, история математики, научпоп, наука.

  • 530 руб


    Мозгоускорители. Как научиться эффективно мыслить, используя приемы из разных наук

    Цитата
    "Вы не повысите свой IQ, если прочтете эту книгу, но определенно станете умнее." О чем книга Можно с легкостью решать сложные математические задачи и иметь высокий IQ, но теряться в обычных жизненных ситуациях. Решения, основанные на здравом смысле, порой приводят к ошибкам и печальным результатам. Эта книга поможет думать и действовать более эффективно. Всемирно известный психолог Ричард Нисбетт объясняет, почему простые ответы приводят к неверным решениям и роковым ошибкам. Хорошая новость в том, что мы способны не вестись на уловки "здравого смысла" и научиться мыслить ясно и критически. Автор дарит читателю целый арсенал способов решать жизненные задачи и принимать правильные решения в сложных ситуациях. И делает он это так элегантно и увлекательно, что оценит каждый гуманитарий.

    Почему книга достойна прочтения
    Потому что она учит правильно отвечать на самые важные вопросы:
    Как следует рассуждать и делать правильные выводы?
    Какую информацию считать достоверной, а какую гипотезой?
    Как научиться отличать науку от лженауки?
    Когда следует доверять экспертам, а когда не помешает усомниться?
    И, наконец, самое важное: как повысить вероятность того, что сделанный нами выбор окажется самым удачным для нас, поможет достижению наших целей и сделает лучше нашу жизнь и жизнь наших близких?

    Кто автор
    Ричард Нисбетт - профессор психологии Мичиганского университета и один из наиболее авторитетных психологов в мире. Член Национальной академии наук и Американской академии наук и искусств. Его книги "География мысли" и "Что такое интеллект и как его развивать" получили множество наград и были переведены более чем на десять языков.

    Отзывы о книге
    "Ричард Нисбетт - мыслитель, оказавший наибольшее влияние на меня; моя картина мира основывается на его суждениях."

    "Все книжки по самосовершенствованию делятся на две группы: разнообразные практические рекомендации, как стать счастливым (как правило, бесполезная макулатура), и книги, предлагающие посмотреть на привычные вещи под другим углом - а это как минимум полезное упражнение для мозга. Книга Нисбетта - лучший представитель этого вида: она предлагает по-новому посмотреть на "здравый смысл", которым мы так часто руководствуемся, не замечая логических ошибок, к которым он приводит. Внутри собрана масса интеллектуальных инструментов из самых разных наук, которые совершенно точно пригодятся, если ваша деятельность требует изобретательности, нестандартных решений, творческого подхода и фантазии."

    Серафим Ореханов, Slon.ru

    "Мы часто становимся рабами предрассудков и заложниками контекста, принимаем обоснованно неверные решения, опираясь на заведомо ложные установки. "Мозгоускорители" - отрезвляющая книга о коварных капканах мышления и спасительных тропах субъективизма. Читателю предстоит осознать монументальность привычных заблуждений и научиться преодолевать пропасть между убеждениями и реальностью."

    Олег Брагинский, основатель "Школы траблшутеров" и директор "Бюро Брагинского"

    449 руб


    Кроссфит мозга. Как подготовить себя к решению нестандартных задач. Система из 23 упражнений

    429 руб


    Как люди думают

    О чем эта книга
    Глядя на ложку на обложке, сначала можно подумать, что это гастрономическое издание. А собственно, так и есть. Потому что под обложкой - пища для размышлений.
    Люди мало думают об "обыденном". Обыденное делается автоматически, окружающее воспринимается краем сознания, а мыслительная деятельность в лучшем случае относится к работе. В итоге творческое начало в человеке может угаснуть, если не подпитывается извне. Со многими это и происходит. А подпитать его извне можно только думая.
    Наверное, только дети и иностранцы способны своими вопросами заставить нас по-настоящему думать над простыми вещами. И еще - такие книги, которые заставляют заново открывать для себя мир. Где на каждой странице - необычные факты, головоломки, истории, загадки и сказки, "обычные" вещи и действия, увиденные через призму чужого менталитета.

    Для кого эта книга
    Для тех, кому нужно срочно встряхнуть собственное мышление и выйти за пределы стереотипов.
    Для тех, кому не все равно, будут ли думать наши дети сами или кто-то будет думать за них.

    От автора
    Мне хочется десакрализировать процесс творческого мышления. Показать, что оно состоит из набора простых и понятных алгоритмов, которым может научиться каждый. Когда вы были маленьким и давали неправильный ответ, возможно, родители говорили вам: "А если подумать?". Слово "подумать" они произносили, но вот что на самом деле оно означает - не объясняли. Я хочу, следуя совету Эйнштейна ("Всё следует упрощать до тех пор, пока это возможно, но не более того, попытаться объяснить - что значит "подумать".
    Я попробовал придумать алфавит мышления. Мне кажется, что это может упростить как придумывание чего-то нового, так и объяснение того, как человек пришел к той или иной идее. К тому же идея, выраженная графически, запоминается гораздо лучше. И, возможно, создание алфавита мышления позволит опровергнуть Людвига Витгенштейна, который считал, что границы нашего языка означают границы нашего мира. Может быть, алфавит позволит совершать сначала совершать мыслительные операции, а уже потом находить полученному результату словесный аналог.

    Книга поможет:
    - подготовить ребенка к школе или посещению любых групповых занятий;
    - сформировать у малыша волевые навыки и мотивацию к учебе;
    - самостоятельно провести экспресс-диагностику готовности вашего ребенка к школе;
    - использовать конкретные рекомендации по решению выявленных проблем;
    - развить устную и письменную речь;
    - развить общие коммуникативные навыки у малыша.

    "Буквограмма" - это ключ к успеху как родителей, так и ребенка. Все упражнения носят развивающий характер, что делает данный материал источником творческого вдохновения ребенка, родителей и педагогов.

    "Буквограмма" - комплексная современная методика развития, разработанная известным отечественным педагогом С.Ю.Шишковой. "Буквограмма" опробована тысячами родителей и воспитателей. Книга поможет обеспечить всестороннее развитие вашего ребенка, подготовить его к школе, в игровой форме развить устную и письменную речь.

    Витторино да Фельтре (1378-1446) - итальянский педагог-гуманист эпохи Возрождения. Необходимо отметить, что сохранившиеся сведения о его жизни крайне скудны. Известны только основные вехи его жизни, некоторые подробности биографии. Объясняется это прежде всего тем фактом, что Витторино не оставил никаких записей, которые касались бы его жизни или педагогических методов. Все, что мы знаем о нем, почерпнуто из воспоминаний современников, учеников, переписки и других источников личного происхождения. Из этих же текстов мы можем узнать о том, как велось преподавание в его школе.

    Известно, что его настоящее имя - Витторино Рамбальдони. Псевдоним был им взят по названию родного города. Витторино рано потерял отца, который был нотариусом. В Падуе он изучал сначала греческий язык, а затем математику, в которой добился больших успехов. В Падуе же началась его педагогическая карьера, там он преподавал грамматику и математику. Нельзя не сказать еще о прекрасном знании Витторино музыки, которое он приобрел в Падуе.

    Закончив Падуанский университет, он был назначен профессором философии. Через какое-то время, в 1423 году, герцог Мантуанский Джанфранческо Гонзага предлагает Витторино стать воспитателем его детей. Именно в Мантуе он основал свою знаменитую школу, которую назвал «Дом радости».

    В этой школе он обучал не только детей герцога и других аристократов города, но и талантливых детей из бедных семей. Дети из богатых семей учились за деньги, а из бедных – бесплатно. В школьных делах учитель был вполне самостоятелен и не допускал никакого вмешательства в них, даже со стороны Гонзаги 16 . Хорошо было поставлено физическое воспитание: дети занимались верховой ездой, плаванием, гимнастикой, фехтованием. Телесные наказания допускались лишь за проступки против нравственности.

    Школа Витторино да Фельтре пользовалась широкой известностью, а его самого называли «первым школьным учителем нового типа». Больше всего внимания уделялось классическим языкам, изучению литературы. Среди форм и методов обучения Витторино отдавал предпочтение тем, которые наиболее полно раскрывали возможности учащихся, активизировали их познавательную деятельность – это игры, экскурсии, занятия на природе и беседы с детьми.

    Школа Витторино да Фельтре получила всеевропейскую известность, а его педагогические установки и методы были высоко оценены в последующие эпохи и оказали влияние на европейскую педагогическую мысль 17 . Витторино да Фельтре ввёл новые методы преподавания, использовал в преподавании элементы игры, отказался от такой популярной в Средние века формы обучения, как диспут, применял различные наглядные пособия, прежде всего в преподавании математики. Известно, что он считал необходимым пробудить у учащихся интерес к предмету, стремился учитывать их индивидуальные способности. Созданное им учебное заведение было светской школой, дававшей образование классического типа.

    Сохранилось довольно большое количество писем учеников школы Витторино, в которых они вспоминают время обучения у да Фельтре. Например, в своем письме Сассоло да Прато пишет о нравах и жизни своего учителя. Витторино для него самый чистый человек и опытный учитель, и его наука - путь к добродетели. Он приводит в пример Джованни Франческо Гонзага, который, будучи наслышан о невероятных добродетелях Витторино, приглашает его для обучения своих детей.

    Витторино глубоко почитал религию и благочестиво относился к Богу, старался соблюдать самым тщательным образом все христианские предписания. «Эти вещи он каждодневно делал столь охотно, словно убедил себя, что весь род человеческий – его семья и что он – отец для всех, предназначенный к этому самой природой» 18 . Сассоло говорит о доброте своего учителя, о том, как он принимал под свою защиту и покровительство обездоленных. Витторино де Фельтре в отличие от Сократа, пишет Соссоло, не только даром обучал молодежь, но и выполнял роль «наилучшего и милостивейшего отца» 19 .

    Кастильоне в своих воспоминаниях рассказывает также и о жизни Витторино да Фельтре. Он сравнивал своего учителя с архиепископом Антонином, потому как считал, что их связывает добродетель и благочестие и их устремления во многом схожи. «Ибо один из них, как мы писали, посвятил себя религии; другой постоянно занимался делами светскими, внося в само исполнение дел чистейшее религиозное чувство, которое было у него в душе» 20 . «Всякий, кто любит добродетель, кто старателен в добрых искусствах и прежде всего сведущ в доброй литературе, должен прочитать то, что написано о Витторино» 21 .

    Витторино, как писал Кастильоне, обладал незаурядным умом, что подходило для любой науки, красноречием, а также безмерным благоговением перед Богом. В юности он старательно занимался гуманистическими науками, проявляя огромное старание. Витторино был также знаком с гражданским правом священными канонами.

    Витторино да Фельтре, по словам Кастильоне, был щедрым благотворителем. «От Витторино не получал ничего только тот, кто ничего не просил» 22 .

    В своем письме к Балдассаре Суардо Бартоломео Платина называет Витторино да Фельтре свои «дедом». «Платина говорит о духовном родстве ученика и учителя; его учитель Оньибене да Лониго учился у Витторино, и тот был его «отцом», а для Платины – ученика Оньибене, Витторино является «дедом»» 23 .

    Далее Бартоломео описывает жизнь Витторино да Фельтре. В юности Витторино оставляет родину и уезжает в Падую – «общее средоточие знаний» 24 . В Падуе он по решению падуанского Сената был включен в число докторов. Желая освоить математику, он становится учеником Бьяджо Пелакани.

    «Витторино вызывал у всех восхищение любой своей добродетелью» 25 . Он был очень терпелив, его не пугал труд, голод, недостаток средств. Ради своего здоровья он много уделял времени телесным упражнениям. «Ему нравилось соревноваться в прыжках, играть в мяч, бегать со сверстниками, так как упражнения этого рода укрепляли и тело, и ум, после перерыва в умственном труде он с большей готовностью возвращался к тому, что предстояло изучить» 26 .

    Бартоломео пишет, что Витторино не избежал также и любви, как и другие юноши. Но по природе и воспитанию он был очень застенчив и простодушен. Он никогда не вызывал у ровесников ни ненависти, ни зависти. «Часто он говорил, что был бы удовлетворен, если бы ученики научились искусно говорить и нравственно жить» 27 .

    «Тело у него было маленькое, но крепкое и живое, без какой-либо полноты, достойное чело, скромное лицо, голова с сединой. Он получал удовольствие больше всего от простой пищи, беря простое блюду, а не изысканное, вторым блюдом для него иногда были свежие фрукты. Потреблял умеренное вино, некрепкое и приятное. Он хотел, чтобы за трапезой хранили молчание, особенно во время чтения» 28 . Бартоломео отмечает, что Витторино любил знатность и при спорах склонялся на сторону знатного. «Говорил, что с людьми надо так обращаться, чтобы из друзей сделать еще больших друзей, а тех, кто враждует с нами по причине какого-то соперничества, сделать друзьями» 29 .

    Витторино всегда жил воздержанно и умеренно, что заболел только в последний период жизни. Даже страдая, он показывал себя очень терпеливым, от него никогда нельзя было услышать стона или жалобы.

    Джованни Андреа Бусси в своем предисловии к изданию Тита Ливия говорит о том, что он в то время первым начал публичное чтение слушателем Ливия, чем вызвал огромное восхищение и похвалу. «Витторино да Фельтре – Сократ нашего времени, краса и гордость своего века, хвала и слава мантуанской академии, при жизни почитаемый за последовательную жизнь, восхитительный лектор, нужный, когда его нет рядом, желаннейший после смерти; гостеприимный хозяин и, даже вернее, отец бедных студентов, возбудитель человечности» 30 . Джованни называет Витторино «воссоздателем латинской культуры, учителем мудрости, образцом высокой нравственности, примером доброты, человеком, презирающим богатство, поддерживающим дарования» 31 . Далее Джованни рассказывает о жизни Витторино: где он был рожден, где преподавал, о стиле его обучения. Он говорит, что если преуспел в чем-то в науке, то все узнанное идет от его руководителя Витторино.

    Амброджо Траверсари был флорентийским гуманистом и монахом. В своих воспоминаниях, он рассказывает, что когда прибыл в Мантую, Витторино да Фельтре поспешил ему навстречу. Амброджо вспоминает, что нигде не встречал большей человечности. Он был большим знатоком старых книг, и увидел в библиотеке Витторино множество книг неизвестных еще во Флоренции. Среди них были такие как: речи императора Юлиана, «Жизнеописания Гомера» Псевдо-Геродота, трактат Августина «О троице» и другие. «Он оставил нам некоторые книги, прежде всего иноземные, чтобы они послужили нам утехой, и одарил небольшими и очень достойными подарками; и от нас он, насколько ему это было позволено, не отходил» 32 . Духовная культура Витторино и его рвение в преподавании греческого языка очень восхищала Амброджо Траверсари и его спутников.

    В своем письме к Николо Никколи, Амброджо рассказывает о гостеприимстве Витторино, когда он прибыл в Мантую. Витторино послал Николо некоторые книиг: сочинение блж. Августина «О Троице», «Законы», письма и «Государство» Платона и том творений св. Иоанна Златоуста.

    В другом письме к Николо, Амброджо упоминает о том, как он отправился вновь повидать Витторино и посмотреть греческие книги. Перевод из Иоанна Златоуста, сделанный одним из учеников. очень впечатлил его. Доброта Витторино также восхитила Амброджо.

    Помимо писем учеников, мы можем узнать о Витторино из такого источника, как «Жизнеописания» Веспасиано да Бистиччи. В этом своем сочинении Бистиччи в том числе пишет и о Витторино.

    По его словам, Витторино имел очень много достоинств. Среди своих сверстников он был самым воздержанным. «Стал ученейшим [мужем] во всех семи свободных искусствах, [а также] в греческом, не менее, чем в латыни» 33 . Витторино также был глубоко верующим человеком. Все, кто его знал, вспоминали, что когда он шел к столу, то всегда благословлял пищу и читал благодарственную молитву, когда поднимался из за стола. Витторино часто исповедовался и хотел того же от своих учеников. «Дом его был святая святых нравов, дел и слов» 34 .

    Веспасиано да Бистиччи пишет, что из школы Витторино вышли достойнейшие люди как в жизни, так и в науке. Делом Витторино было дать удивительный пример своей жизни, он вдохновлял каждого жить нравственно.

    «Был Витторино низкого роста, худой, очень веселый от природы, так что казалось, он всегда смеется» 35 . Говорил мало, одевался в темную одежду, носил длинные до земли платья.

    Письма правителей Мантуи и самого Витторино дают дополнительные данные об образе учителя. К Витторино обращались carissime noster, так правители обращались друг к другу. «Письма подтверждают постоянную заботу Витторино о людях – о женщине, почему-то не оформившей «вид на жительство» в Мантуе. И что характерно, Джанфранческо Гонзага по просьбе Витторино дает разрешение вопреки порядкам города, и оба правителя сообщают Витторино, что они это делают вовремя» 36 . Это подтверждается словами Гонзаги в письме к Витторино: «мы постановили, чтобы та женщина, которая пришла сюда из Бреши, и ее спутники никакому наказанию не подвергались и не претерпели его из-за небрежности, которую проявили, не получив ночную грамоту, согласно нашим порядкам, и их благодаря твоему усилию мы освобождаем о всякого осуждения» 37 . Видно, что они уважительно относятся к просьбам Витторино. Также из этой фразы можно судить о настойчивости и характере Витторино. Тон писем Гонзаги показывает его большое доверие к Витторино.

    В письме Виторино к Андреа Корреру можно заметить уже упомянутую заботу о других. В этом письме он просит разузнать о положении Якопо Скудели, у которого отняли имущество и довели до нищеты. Витторино хочет защитить его права и освободить его от податей, чтобы хотя бы немного облегчить его несчастья. Из письма видно, что он доверяет Андреа Корреру: «Я решился возложить это дело на тебя, [к тому] меня склоняют как твоя исключительная благожелательность по отношению ко мне, так и моя не меньшая постоянная забота о Джованни Франческо, которого из-за того, что он ваш, я уважаю и нежно люблю не иначе, как сына» 38 .

    Из школы Витторино вышло множество ученых, педагогов, государственных деятелей, военачальников, которые пополняли ряды новой интеллигенции и правящих групп населения.

    Из воспоминаний учеников можно сделать вывод, что Витторино остался в памяти современников как благородный, сдержанный человек, всецело преданный своему делу и имевший авторитет среди учеников и друзей и оказывавший большое влияние на окружающих.

    Ольга Пустакина
    Особенности НМС «Детский сад-дом радости», автор Н. М. Крылова

    В детском саду , в котором я работаю, уже 19 лет реализуется НМС "Детский сад - дом радости "(автор :Н. М. Крылова ) и это дает прекрасные результаты : выпускники детского сада показывают высокий уровень подготовки к школе, абсолютное большинство детей в начальных классах учатся на "4" и "5".

    Почему «Детский сад – дом радости » научно – методическая система? Потому, что она включает в себя :

    Программу, с её задачами, принципами, методами, ориентирами в развитии детей,

    Технологию – научно разработанным проектом внедрения Программы в практику работы воспитателя с заранее заданными показателями эффективности. На каждый день разработаны маршрутные листы (перспективные планы, отражающие все виды деятельности детей, разработаны сценарии каждого дня от приема до позднего вечера детей 3-7 лет.

    Инноватику – научное обоснование закономерностей внедрения технологии в практику работы.

    Программа впитала все лучшее, созданное отечественными и зарубежными педагогами и психологами, сложившееся на основе взаимообогащения национальных культур разных народов. На нее оказали влияние исследования выдающихся ученых и разработки целого ряда научных школ, опыт новаторов-специалистов дошкольного воспитания различных регионов страны, прогрессивные идеи зарубежной педагогики, особенно гуманистические подходы в теориях формирования личности.

    Обеспеченность Программы "Дома радости " Технологией и Инноватикой – вариант преодоления сложившейся в практике межпредметной, междеятельностной раздробленности, разобщенности парциальных программ и методик развития ребенка, что соответствует требованиям ФГОС. Ведь не для кого не секрет, что реализуемые комплексные программы "От рождения до школы", "Детство " и др. включают в себя ряд разобщенных программ, методик и только от уровня мастерства педагога зависит конечный результат. В Технологии «Дома радости » все направления развития связаны воедино, прописано все : начиная от организации развивающей среды и заканчивая детальной работой с каждым ребенком. Это позволяет добиваться устойчивых положительных результатов, не зависимо от стартовых возможностей детей.

    Итак, воспитание дошкольника от 3 до 7 лет в «Детском саду - Доме радости » - это педагогическая система построения целостного процесса, направленного на содействие развития и саморазвития каждого воспитанника как неповторимой индивидуальности.

    Она ориентирована на достижение и превышение стандарта дошкольного уровня образования, обеспечивающего основу целостного и разностороннего развития детей конкретного возраста, а также преемственность при переходе к следующему возрастному периоду. Жизнь ребенка в детском саду проходит целенаправленно, так как воспитателю дается научно разработанный сценарий каждого дня. Все виды деятельности : игра, труд, учеба связаны воедино и вытекают один из другого.

    Направления Программы :

    ПЕРВОЕ - приобщение ребенка к физической культуре, к здоровому образу жизни как к фундаменту общечеловеческой культуры, забота о здоровье и обогащение физического и психического развития воспитанника.

    ВТОРОЕ - содействие разностороннему развитию и саморазвитию ребенка как индивидуальности в процессе выполнения им разных видов деятельности на уровне самостоятельности и творчества.

    ТРЕТЬЕ - приобщение воспитанника к основам духовной культуры и интеллигентности.

    Развивающая среда групп "Детского сада - дома радости " немного отлична от среды других программ. В группе есть экологическое окно отражающее экосистему. Оно содержит : воздух, воду, землю с растущими на ней травами, кустарниками, деревьями. На него, в соответствии с технологией, выставляются силуэты представителей фауны и ведется работа по обогащению знаний детей о том или ином животном. Имеются в группе тематические полочки :"Будущей постройки","регионального компонента","России","миров", "ассоциативного мышления","технической игрушки" и др.

    Два раза в месяц меняется их содержание. Оформление данных полочек, работа по их материалам позволяет расширить зону "неясных знаний", расширить их кругозор, что оказывает огромное значение на развитие умственных способностей детей .

    Особенность НМС есть и в приеме детей. Она состоит в том, что прием детей прописан по времени. Соотнеся пожелания, возможности родителей, воспитатели так строят график приема детей, чтобы с каждым ребенком была возможность проведения индивидуальной работы. Ведь кому - то достаточно сказать один раз и он это усвоит, а кому-то несколько раз. Дело в том, что в соответствии с Технологией занятие проводится только тогда, когда 70% детей усвоили материал, который будет обобщен на занятии. В итоге проведенной индивидуальной работы к занятию, дети знают весь материал и чувствуют себя уверенными, а успешность детей в познании создает мощный психологический стимул. Дети в садик бегут с радостью . Именно поэтому данную НМС и назвали «Дом радости » .

    Главный персонаж технологии во второй младшей, средней группе - мишка, в старшей и подготовительной к школе группе - незнайка. Персонажи отражают саму суть детей данного возраста. Мишка - недотепа, дети всегда ему все объясняют, Незнайка - ничего не знает, дети его учат. Герои присутствуют в группе каждый день, дети их очень любят, потому что с ними всегда происходят забавные ситуации.

    У многих дошкольных учреждений при введении ФГОС встает проблема интеграции образовательных областей, интеграции видов деятельности в воспитатель – образовательный процесс. В данной НМС таких проблем нет. Все настолько интегрировано, гармонично, что дети, не замечая того обучаются, развиваются, воспитываются.

    Хочется затронуть одну из самых главных особенностей НМС , благодаря которой практически с трех лет у ребенка развивается потребность учиться, планировать свою деятельность от цели до результата, оценивать результат своей деятельности для саморазвития. Это методика «5 пальцев» . Благодаря ей, каждый воспитанник учится концентрировать усилия для достижения цели - как результата каждого вида деятельности. Деятельность рассматривается как модель - система из пяти компонентов : задумки, материала, инструментов, порядка действия и результата.

    Данная взаимосвязь ярко моделируется пальцами руки :

    1. Что я задумал сделать? О ком позаботиться?

    2. Из чего буду делать?

    3. Чем буду делать?

    4. Буду делать по порядку…

    5. У меня получилось то, что я задумал!

    Происходит это всегда, независимо от вида выполняемой деятельности : задумал - доведи до результата! Именно поэтому выпускники "Дома радости " успешны в школе.

    Данная методика " 5 пальцев" положена в основу разработанного алгоритма содействия овладению ребенком каждым видом деятельности, будь то игра, труд или учеба и назван Н. М. Крыловой "Лесенкой успеха". Каждому виду деятельности, по мнению автора программы , необходимо учить и учеба должна быть в удовольствие!

    Что же представляет собой "Лесенка успеха"?

    Первая ступенька "Лесенки успеха" (этап целенаправленной работы педагога) называется "театр взрослого". Цель педагога - вызвать у ребенка желание научиться выполнению демонстрируемой им деятельности. Здесь воспитатель - "артист", а ребенок - "очарованный зритель". "Научи меня, я тоже так хочу!" - вот тот итог, который должен быть услышан педагогом на данной ступеньке "Лесенки успеха".

    Вторая ступенька - "желанные", "вкусные" собеседники. Цель педагога - содействовать ребенку (с учетом его возраста, темперамента, характера, пола) в овладении им деятельностью до уровня самостоятельности, а затем и до уровня творчества. Однако существует необходимое условие : успех воспитателя зависит от желания ребенка; поэтому программа воспитателя будет выполнена только тогда, когда она станет программой самого ребенка (Л. С. Выготский) .

    Третья ступенька - фронтальная форма обучения (занятие, труд, игра и т. д.) . Цель педагога двойная : с одной стороны, предоставить ребенку возможность в коллективе сверстников самоутвердится в самодеятельности, а с другой - в форме общегрупповой организации диагностировать достижения каждого воспитанника в той деятельности, которую он осваивал в индивидуальном обучении. Здесь воспитатель выступает в роли "дирижера" или "режиссера", а дети - "оркестр заботливых исполнителей" с нравственной направленностью поведения.

    Четвертая ступенька "Лесенки успеха" - внутренний "театр" ребенка. По мере достижения уровня самодеятельности он стремится к проявлению своей одаренности - к творчеству. Дошкольник способен к сотрудничеству со сверстниками, к развитию коллективных взаимоотношений, создающих новые возможности для саморазвития каждого как индивидуальности. Цель педагога - любоваться ребенком, радоваться самовыражению им своей индивидуальности. Воспитатель здесь словно "очарованный зритель", а ребенок - "артист".

    Нельзя не сказать, что в программе много таких режимных моментов, каких не встретишь в других программах. Это : "минутка тишины" и "минутка шалости", опробование, "мамины и папины" занятия и др. О «маминых и папиных» занятиях следует остановиться поподробнее. В соответствии с ФГОС предусмотрено взаимодействие с родителями, а не работа с родителями, как было раньше. Именно эти занятия позволяют осуществлять данную задачу. Родители приходят в группу и принимают непосредственное участие в воспитательно – образовательном процессе. Они шьют платья для кукол, делают скворечники, кормушки для птиц, ящики под рассаду, изготавливают вертушки и пр.

    Хочется заметить, что в программе полностью разработана система мониторинга по всем направлениям развития детей.

    Основные характеристики воспитанников «Дома радости » :

    1. Дети учатся делать так, чтобы то, что они задумали, получилось.

    2. Достигая в каждом исполняемом виде деятельности результата, воспитанник учится быть успешным и наслаждаться радостью от успеха . Он открывает смысл необходимости учиться в школе.

    3. У ребенка на основе развития самосознания проявляется потребность самоутверждения, которая побуждает его многократно пробовать, экспериментировать, исследовать причины того, что не получилось прежде.

    4. Выполнение каждого вида деятельности обязательно взрослым мотивируется нравственной направленностью (посредством включения игрового персонажа - Мишки, Незнайки) . Нравственная направленность проявляется в любви, заботе и уважении к себе, а также к сверстникам и взрослым.

    Педагоги, работающие по программе "Детский сад - дом радости " понимают, что каждый день недели - это тот день жизни, который неповторимо строит судьбу девочки и мальчика, да и тех взрослых, которые их окружают.