Какой наукой занимался джордано бруно. Краткая биография джордано бруно самое главное

Джордано Бруно (итал. Giordano Bruno; настоящее имя Филиппо , прозвище - Бруно Ноланец ; 1548, Нола близ Неаполя - 17 февраля 1600, Рим) - итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма.

Будучи католическим монахом, Джордано Бруно развивал неоплатонизм в духе возрожденческого натурализма, пытался дать в этом ключе философскую интерпретацию учения Коперника.

Бруно высказывал ряд догадок, опередивших эпоху и обоснованных лишь последующими астрономическими открытиями: о том, что звёзды - это далёкие солнца, о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы, о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу. Бруно не первый задумывался о множественности миров и бесконечности Вселенной: до него такие идеи выдвигались античными атомистами, эпикурейцами, Николаем Кузанским.

Был осуждён католической церковью как еретик и приговорён светским судом Рима к смертной казни через сожжение. В 1889 году, спустя почти три столетия, на месте казни Джордано Бруно был воздвигнут памятник в его честь.

Филиппо Бруно родился в семье солдата Джованни Бруно, в местечке Нола близ Неаполя в 1548 году. В 11 лет его привезли в Неаполь изучать литературу, логику и диалектику. В 15 лет в 1563 он поступил в местный монастырь Святого Доминика. Здесь в 1565 он стал монахом и получил имя Джордано.

Вскоре за сомнения относительно пресуществления и непорочного зачатия Девы Марии навлёк на себя подозрения, кроме того, он выносил из кельи иконы и оставлял лишь Распятие. Начальству пришлось начать расследование его деятельности. Не дожидаясь результатов, Бруно бежал в Рим, но, посчитав это место недостаточно безопасным, двинулся на север Италии. Здесь он стал зарабатывать на жизнь преподаванием, не задерживаясь подолгу на одном месте. С этих пор он скитался по Европе.

Во Франции на Бруно обратил внимание присутствовавший на одной из его лекций король Генрих III Французский, на которого произвели впечатление знания и память Бруно. Он пригласил Бруно ко двору и предоставил ему несколько лет (до 1583) спокойствия и безопасности, а позднее дал рекомендательные письма для поездки в Англию.

Годы странствий

Сначала 35-летний философ жил в Лондоне, затем в Оксфорде, но после ссоры с местными профессорами опять перебрался в Лондон, где издал ряд трудов, среди которых один из главных - «О бесконечности, вселенной и мирах» (1584 год). В Англии Джордано Бруно пытался убедить высокопоставленных лиц елизаветинского королевства в истинности идей Коперника, согласно которым Солнце, а не Земля, находится в центре планетарной системы. Это было до того, как Галилей обобщил доктрину Коперника. В Англии ему так и не удалось распространить простую систему Коперника: ни Шекспир, ни Бэкон не поддались его усилиям, но твёрдо следовали аристотелевской системе, считая Солнце одной из планет, вращающейся подобно остальным, вокруг Земли. Только Уильям Гилберт, врач и физик, принял за истину систему Коперника и опытным путём пришёл к выводу, что Земля является огромным магнитом. Он определил, что Земля управляется силами магнетизма при движении.

Несмотря на покровительство высшей власти Англии, уже через два года, в 1585 он вынужден был фактически сбежать во Францию, затем в Германию, где ему тоже было вскоре запрещено читать лекции.

Суд и казнь

В 1591 году Бруно принял приглашение от молодого венецианского аристократа Джованни Мочениго по обучению искусству памяти и переехал в Венецию. Однако вскоре отношения Бруно и Мочениго испортились. 23 мая 1592 года Мочениго направил венецианскому инквизитору свой первый донос на Бруно, в котором писал:

Я, Джованни Мочениго, доношу по долгу совести и по приказанию духовника, что много раз слышал от Джордано Бруно, когда беседовал с ним в своём доме, что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворённые природой, переходят из одного живого существа в другое. Он рассказывал о своём намерении стать основателем новой секты под названием «новая философия». Он говорил, что Дева Мария не могла родить; монахи позорят мир; что все они - ослы; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед Богом.

25 мая и 26 мая 1592 года Мочениго направил на Бруно новые доносы, после чего философ был арестован и заключён в тюрьму. 17 сентября из Рима поступило требование к Венеции о выдаче Бруно для суда над ним в Риме. Общественное влияние обвиняемого, число и характер ересей, в которых он подозревался, были так велики, что венецианская инквизиция не отважилась сама окончить этот процесс.

27 февраля 1593 года Бруно был перевезён в Рим. В римских тюрьмах он провёл шесть лет, не соглашаясь признать свои натурфилософские и метафизические убеждения ошибкой.

20 января 1600 года папа Климент VIII одобрил решение конгрегации и постановил передать брата Джордано в руки светской власти.

9 февраля инквизиционный трибунал своим приговором признал Бруно «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком ». Бруно был лишён священнического сана и отлучён от церкви. Его передали на суд губернатора Рима, поручая подвергнуть его «самому милосердному наказанию и без пролития крови», что означало требование сжечь живым.

В ответ на приговор Бруно заявил судьям: «Вероятно, вы с большим страхом выносите мне приговор, чем я его выслушиваю», и несколько раз повторил «Сжечь - не значит опровергнуть!»

По решению светского суда 17 февраля 1600 года Бруно предали сожжению в Риме на площади Цветов (итал. Campo dei Fiori). Палачи привели Бруно на место казни с кляпом во рту, привязали к столбу, что находился в центре костра, железной цепью и перетянули мокрой верёвкой, которая под действием огня стягивалась и врезалась в тело. Последними словами Бруно были: «Я умираю мучеником добровольно и знаю, что моя душа с последним вздохом вознесётся в рай ».

Все произведения Джордано Бруно были занесены в 1603 году в католический Индекс запрещённых книг и были в нём до его последнего издания 1948 года.

9 июня 1889 года в Риме был торжественно открыт памятник на той самой площади Цветов, на которой инквизиция около 300 лет тому назад предала его казни. Статуя изображает Бруно во весь рост. Внизу на постаменте надпись: «Джордано Бруно - от столетия, которое он предвидел, на том месте, где был зажжён костёр».

На 400-летие смерти Бруно кардинал Анджело Содано назвал казнь Бруно «печальным эпизодом», но, тем не менее, указал на верность действий инквизиторов, которые, по его словам, «сделали всё возможное, чтобы сохранить ему жизнь». Глава Римско-католической церкви также отказался рассмотреть вопрос о его реабилитации, считая действия инквизиторов оправданными.

Философия

В философских работах Бруно содержатся как логические рассуждения, так и мистические элементы. Большое влияние на Бруно имели атомистические представления поэмы Лукреция О природе вещей , идеи Платона, сочинение Николая Кузанского Об учёном незнании . Среди других влияний можно упомянуть Альберта Великого, Фому Аквинского, Аверроэса, Дунса Скота, Бернардино Телезио, Ибн Гебироля, Давида Динанского, Хасдая Крескаса.

В своих произведениях Бруно часто обращался к имени Гермеса Трисмегиста. Представление о Бруно как о герметике и «ренессансном маге» содержится в работе Фрэнсис Йейтс Джордано Бруно и герметическая традиция , впервые опубликованной в 1964 году. В более поздних исследованиях этот тезис подвергался критике, хотя определённое влияние герметизма на Бруно не отрицается.

В философии Бруно идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, которые привели Бруно к гилозоизму) перекрещивались с сильным влиянием воззрений античных материалистов и пифагорейцев. У Николая Кузанского Бруно почерпнул идею «отрицательной теологии», исходящей из невозможности положительного определения Бога. Это дало ему возможность противопоставить схоластическому аристотелизму свою пантеистическую натурфилософию. Бруно считал, что целью философии является познание не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «богом в вещах».

Основной единицей бытия является монада, в деятельности которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть «монада монад», или Бог; как целое она проявляется во всём единичном - «всё во всём». Эти идеи Бруно оказали определённое влияние на развитие философии Нового времени: идея единой субстанции в её отношении к единичным вещам разрабатывалась Спинозой, идея монады - Лейбницем, идея единства сущего и «совпадения противоположностей» - в диалектике Шеллинга и Гегеля.

Мнемоника

Подобно Раймунду Луллию, Бруно был знатоком искусства памяти. Он написал книги по мнемонической технике «О тенях идей» (1584) и «Песнь Цирцеи», которые, по мнению исследователей творчества Бруно, восходит своими корнями к герметизму.

Космология

Развивая гелиоцентрическую теорию Коперника и философию Николая Кузанского, Бруно высказывал ряд догадок: об отсутствии материальных небесных сфер, о безграничности Вселенной, о том, что звёзды - это далёкие солнца, вокруг которых вращаются планеты, о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы. Отвечая противникам гелиоцентрической системы, Бруно привёл ряд физических доводов в пользу того, что движение Земли не сказывается на ход экспериментов на её поверхности, опровергая также доводы против гелиоцентрической системы, основанные на католическом толковании Священного Писания. В противоположность бытовавшим в то время мнениям, он полагал кометы небесными телами, а не испарениями в земной атмосфере. Бруно отвергал средневековые представления о противоположности между Землёй и небом, утверждая физическую однородность мира (учение о 5 элементах, из которых состоят все тела, - земля, вода, огонь, воздух и эфир). Он предположил возможность жизни на других планетах. При опровержении доводов противников гелиоцентризма Бруно использовал теорию импетуса.

В мышлении Бруно причудливо сочеталось мистическое и естественнонаучное понимание мира. По мнению ряда авторов, энтузиазм, с которым Джордано Бруно приветствовал открытия Коперника, объяснялся его уверенностью в том, что гелиоцентрическая теория таит в себе глубокий религиозный и магический смысл (во время своего пребывания в Англии Бруно проповедовал необходимость возврата к магической религии Египта в том виде, как она изложена в трактате «Asclepius».). Коперника Бруно называет «зарёй, которая должна предшествовать восходу солнца истинной античной философии». Так, немецкий филолог и историк науки Л. Ольшки пишет в 1922 году:

Он читал лекции об учении Коперника по всей Европе, и в его руках коперниканство стало частью традиции герметизма… Бруно превратил математический синтез в религиозное учение, рассматривал вселенную в тех же терминах, как это делали Раймунд Луллий, Фичино и Пико, то есть как магическую вселенную. Задачей философа ставилось воспользоваться невидимыми силами, пронизывающими вселенную, а ключ к этим силам находился у Трисмегиста.

Такие же мнения высказывали и другие авторы. Высказывается мнение, что некоторое чувство превосходства Джордано Бруно над Коперником вызвано его убеждением, что последний, будучи математиком, не понимает своей собственной теории, тогда как сам Бруно способен расшифровать схему Коперника в качестве иероглифа божественных тайн.. Подтверждение этого мнения иногда видят и в словах самого Бруно:

Ноланец ответил, что он не смотрит ни глазами Коперника, ни Птолемея, но своими собственными. Эти математики - как бы посредники, переводящие слова с одного языка на другой; но затем другие вникают в смысл, а не они сами. Они же подобны тем простым людям, которые сообщают отсутствующему полководцу о том, в какой форме протекала битва, и каков был результат её, но сами-то они не понимают дела, причины и искусства, благодаря которым вот эти победили… Ему (Копернику) мы обязаны освобождением от некоторых ложных предположений общей вульгарной философии, если не сказать, от слепоты. Однако он недалеко от неё ушёл, так как, зная математику больше, чем природу, не мог настолько углубиться и проникнуть в последнюю, чтобы уничтожить корни затруднений и ложных принципов, чем совершенно разрешил все противодействующие трудности, избавил бы себя и других от многих бесполезных исследований и фиксировал бы внимание на делах постоянных и определённых.

Другие историки науки не согласны с мнением о герметическом характере космологии Бруно. При этом указывается, что он приводил в поддержку идеи движения Земли сугубо физические доводы, использовал гелиоцентризм для объяснения наблюдаемых явлений, что его космология во многих отношениях радикально противоречит герметическим представлениям и основана не только на теологических, но и астрономических и логических доводах, что коперниканство вовсе не стало частью традиции герметизма. Согласно этому мнению, гелиоцентризм Бруно был физическим, а не религиозным учением, хотя он и был частью его общей философской доктрины. Данные авторы считают, что претензия Бруно к Копернику была связана не с тем, что тот не установил связь между гелиоцентризмом и герметизмом, а что польский учёный не понял, что из гелиоцентрической системы следует отсутствие необходимости в сфере неподвижных звёзд, а также оставил в своей теории эпициклы и деференты. Ряд доводов сторонников герметической интерпретации космологии Бруно подвергался критике в более поздних исследованиях. Указывается большое влияние его идей о бесконечности пространства и относительности движения на дальнейшее развитие физики.

Космологические вопросы (преимущественно его учение о множественности миров) неоднократно обсуждались во время инквизиционного следствия над Бруно, особенно ближе к концу процесса. Несмотря на то, что во время процесса гелиоцентрическая система ещё не была официально запрещена инквизицией, инквизиционный трибунал указал Бруно, что теория движения Земли противоречит буквальному прочтению Священного Писания. Существуют различные точки зрения на то, как повлияли космологические представления Бруно на ход инквизиционного следствия. Одни исследователи полагают, что они сыграли в нём незначительную роль, и обвинения шли в основном по вопросам церковного вероучения и теологическим вопросам, другие полагают, что непреклонность Бруно в некоторых из этих вопросов сыграла существенную роль в его осуждении. В дошедшем до нас тексте приговора над Бруно указано, что ему инкриминируется восемь еретических положений, но приведено только одно положение, содержание остальных семи не раскрыто. В настоящее время невозможно с исчерпывающей достоверностью установить содержание этих семи положений обвинительного приговора и ответить на вопрос, входили ли туда космологические воззрения Бруно.

Литературное творчество

Как поэт Бруно принадлежал к приверженцам литературного гуманизма. В своих художественных произведениях - антиклерикальной сатирической поэме «Ноев ковчег», философских сонетах, комедии «Подсвечник» (1582, русский перевод 1940) - Бруно порывает с канонами «учёной комедии» и создаёт свободную драматическую форму, позволяющую реалистически изобразить быт и нравы неаполитанской улицы. Бруно высмеивает педантизм и суеверие, с едким сарказмом обрушивается на тупой и лицемерный аморализм, который принесла с собой католическая реакция.

Культурное влияние

Джордано долгое время жил и работал в Лондоне, а также два года трудился наборщиком в Оксфорде, и мог общаться с людьми, близкими к У. Шекспиру, или же с самим драматургом. Это нашло отражение в двух произведениях последнего: «Буря» (речи Просперо) и «Бесплодные усилия любви».

Бруно посвящён ряд музыкальных произведений, в частности, песня «Еретик» группы «Легион».

О Джордано Бруно в Италии снят фильм «Джордано Бруно» (Giordano Bruno , 1973), а в СССР в 1955 году - фильм «Костёр бессмертия» (в роли Джордано Бруно - Владимир Дружников).

В 1988 году композитор Лора Квинт написала рок-оперу «Джордано». В главной роли - Валерий Леонтьев.

В 2013 году канадская панк группа Crusades выпустила альбом «Perhaps You Deliver this Judgment with Greater Fear than I Receive It», посвящённый жизни Джордано Бруно, с его изображением на обложке.

В честь Джордано Бруно был назван один из лунных кратеров.

Произведения

Список произведений:

  • De umbris idearum (Париж, 1582);
  • Cantus Circaeus (1582);
  • De compendiosa architectura (1582);
  • Candelaio (1582);
  • Ars reminiscendi (1583);
  • Explicatio triginta sigillorum (1583);
  • Sigillus sigillorum (1583);
  • La Cena de le Ceneri (Le Banquet des Cendres ) (1584);
  • De la causa, principio, et Uno (1584);
  • De l’infinito universo et Mondi (1584);
  • Spaccio de la Bestia Trionfante (L’expulsion de la bete triomphante ) (Лондон, 1584), allegorie ou il combat la superstition;
  • Cabala del cavallo Pegaseo- Asino Cillenico (1585);
  • De gl" heroici furori (1585);
  • Figuratio Aristotelici Physici auditus (1585);
  • Dialogi duo de Fabricii Mordentis Salernitani (1586);
  • Idiota triumphans (1586);
  • De somni interpretatione (1586);
  • Animadversiones circa lampadem lullianam (1586);
  • Lampas triginta statuarum (1586);
  • Centum et viginti articuli de natura et mundo adversus peripateticos (1586);
  • Delampade combinatoria Lulliana (1587);
  • De progressu et lampade venatoria logicorum (1587);
  • Oratio valedictoria (1588);
  • Camoeracensis Acrotismus (1588);
  • De specierum scrutinio (1588);
  • Articuli centum et sexaginta adversus huius tempestatismathematicos atque Philosophos (1588);
  • Oratio consolatoria (1589);
  • De vinculis in genere (1591);
  • De triplici minimo et mensura (1591);
  • De monade numero et figura (Франкфурт, 1591);
  • De innumerabilibus, immenso, et infigurabili (1591);
  • De imaginum, signorum et idearum compositione (1591);
  • Summa terminorum metaphisicorum (1595);
  • Artificium perorandi (1612);

На сегодняшний день единственным источником, из которого известна значительная доля сочинений Бруно, является «Московский кодекс», или «Кодекс Норова», названный так по имени крупного российского государственного деятеля и библиофила А. С. Норова, который приобрёл рукопись для своей коллекции и впоследствии передал её Румянцевскому музею. Он сохранил до наших дней бесценные автографические наброски и труды философа. Только в самое недавнее время тщательное научное исследование московской рукописи было, наконец, положено в основу выходящего в авторитетном парижском издательстве «Les Belles Lettres» полного научного собрания сочинений Бруно.

Бруно Джордано - цитаты

Я верю … в существование бесконечной вселенной, как в результат беспредельной Божественной мощи, ибо я счёл бы недостойным Божественной добродетели и силы, чтобы она, будучи в состоянии создать, кроме этого мира, другой и бесконечные другие миры, - стала бы создавать конечное мироздание. Таким образом, я заявляю, что существуют бесчисленные отдельные миры, подобные нашей Земле, которые, как учил Пифагор и как я понимаю, являются звёздами, подобными по своему естеству Луне, другим планетам и другим звёздам, которые бесчисленны; все эти небесные тела являются мирами, и числа им нет, и все они образуют бесконечную Вселенную в беспредельном пространстве; и это называется беспредельной вселенной с бесчисленными мирами; и в этом - двойное величие: величие вселенной и заключенного в ней множества миров… - из речи на суде

В этой вселенной я нахожу вселенское Провидение, благодаря которому всё живет, растёт и двигается в своем совершенствовании; и я понимаю это двояко: одно - в том виде, в котором целая душа присутствует в целом и в каждой частице целого, и это я называю природою и отпечатком божественной стопы, другое - в несказуемом виде, в котором Бог, как сущность, присутствие и сила находится везде, во всём и над всем не как часть, не как душа, но как несказуемое…

Вы, похоже, с бо́льшим страхом объявляете мне приговор, чем я его выслушиваю.

Сжечь - не значит опровергнуть.

Невежество - лучшая в мире наука, ибо даётся без труда и не печалит душу. - «Изгнание торжествующего зверя»

Одним из крупнейших мыслителей эпохи Возрождения был Джордано Бруно (1548-1600). На его философию оказали существенное влияние идеи Н.Кузанского. Пантеистическая философия Бруно определила основные тенденции и особенности Ренессанса: гуманизм, стихийная диалектика, признание величия природы. Один из главных выводов, вытекающих из пантеизма Бруно, - утверждение о бесконечности природы. Если у Н. Кузанского учение о бесконечности мира было еще полутеологическим, то у Бруно оно формируется как учение только о природе. Он разработал, по существу, материалистическую концепцию Вселенной. Вселенная едина, материальна, бесконечна и вечна. Бесчисленное множество миров находится за пределами нашей солнечной системы. То, что мы видим перед собой, лишь ничтожная частица Вселенной. Земля - малая пылинка в беспре­дельных просторах мироздания. Бруно, следовательно, в своей космологической теории пошел дальше Коперника, который считал мир конечным, а Солнце представлял как абсолютный центр Вселенной. Бруно отрицает наличие такого центра.

Материалистическое мировоззрение Бруно, заключенное в пантеистическую оболочку, в качестве основы всего существующего предполагает единое материальное начало, обладающее творческой силой. В отличие от схоластов и теологов Бруно возвеличивал природу, материальный мир, который порождает бесчисленные формы жизни из себя самого.

Материя - не аморфное, пассивное начало, она активна, самостоятельна. В то же время он считал, что природа - это Бог в вещах. С пантеизмом Бруно связана его идея всеобщей одушевленности мира. Следовательно, материализм Бруно не является вполне последовательным и завершенным. Выясняя источник, движущую силу природы и приближаясь к принципу самодвижения материи, Бруно пришел к гилозоизму: миры движутся вследствие «внутреннего принципа», который есть их «сооственная душа».

Вся природа пронизана активной «мировой душой». Но в гилозоизме Бруно главное - это принцип самодвижения материи, что особенно важно подчеркнуть, так как высказана эта мысль в условиях, когда законы движения небесных тел еще не были открыты. Он выдвинул против схоластических догм церковного авторитета принцип сомнения, утверждая критическое отношение к старым теориям и общепринятым положениям, свободу мысли. Право подвергать сомнению догмы есть первейшее право и обязанность мыслителя. Отбросив «истину веры» и признав лишь истину научного знания, Бруно развивал в основе своей материалистическую теорию познания. Предметом познания, по мнению Бруно, является природа, а задача познания - установить за внешней изменчивостью вещей постоянство природных законов. Процесс познания бесконечен.

Философия Бруно оптимистична. Мир в целом гармоничен и совершенен, несовершенство и смерть характерны лишь для единичных явлений. Бруно вошел в историю философии как мужественный борец за торжество научной мысли.

  1. Философия ф. Бэкона

Фрэнсис Бэкон - английский философ конца 16-начала 17в. Бэкон считал, что наука помогает увеличивать человеку свою власть над природой. Философия, по мнению Бэкона, должна помогать ей в этом, указывая кратчайшие пути к новым открытиям, выявляя препятствия на пути познания (то есть приоритетное направление философии - гносеология - философский раздел, посвящённый процессам познания). Философам нужно отбросить общие понятия и начинать с изучения конкретных явлений, постепенно обобщая их ("от частного к общему"). Препятствия на пути познания Бэкон называл идолами. Он выделял 4 их вида, весьма стёбно их называя. 1. Идолы рода - ограниченность ума и органов чувств, присущие всему человеческому роду. Ну то есть не имеется в виду, что мы все дураки, но наш ум может не всё что угодно. 2. Идолы пещеры - субъективные мнения и предубеждения отдельного человека. А они есть у каждого (и порой перерастают в ярко выраженную предвзятость). 3. Идолы рынка (площади) - многозначность и нечёткость слов. Это, наверное, особо хорошо ощущают на своей шкуре переводчики. При переводе текста часто теряются многие оттенки, нередко приходится претендовать лишь на сохранение общего смысла.

4. Идолы театра - некритическое заимствование чужих мнений.

Бэкон замечал, что идолы могут иметь один из двух типов - врождёнными идолами и приобретёнными. В частности, о них он говорит вот что: "Идолы же, которыми одержим дух, бывают либо приобретенными, либо врожденными. Приобретенные вселились в умы людей либо из мнений и учений философов, либо из превратных законов доказательств. Врожденные же присущи природе самого разума, который оказывается гораздо более склонным к заблуждениям, чем чувства." По Бэкону чувственные восприятия нуждаются в экспериментальной проверке. Для наибольшей эффективности эксперименты должны ставиться согласно научным методам. Бэкон предложил метод индукции - восхождение от частного к общему, путь от фактов к выведению связывающих их законов. Возможны полная индукция и неполная индукция. Бэкон считал, что при проверке гипотез нужно идти в двух направлениях - искать как факты, подтверждающие гипотезу, так и опровергающие её. Бэкон стал родоначальником эмпиризма - философского направления, которое признаёт источником знаний чувственный опыт, данные которого объясняет разум.

В 1548 году в местечке Нола на свет появился мальчик. Семья, где увидел свет наследник, была военная. Малыша нарекли Филиппо.

Наступил 1559 год. Наследнику исполнилось 11 лет. Его родители переехали в Неаполь, где юный Филиппо приступил к учению. Мальчишка с особым усердием начал постигать азы логической науки и искусства литературы.

В 1563 году Филиппо почувствовал духовный голод, и именно по этой причине он решил утолить его в монастыре Святого Доминика. Понятно, что он принял обет монаха и имя изменил на Джордано.

Некоторое время новоиспеченных деятель церкви исправно служил Святому Отцу, но затем в его представлениях что-то изменилось. Тогда Джордано стал подвергать остракизму некоторые духовные постулаты. По этой причине другие священнодеятели стали его подозревать в неистинности веры, и своими косыми взглядами довели до того, что Джордано пришлось покинуть Божий дом.

После ухода из монастыря Джордано некоторое время провел в столице Рима, а впоследствии уехал в северную часть Италии.

Оседлая жизнь Бруно в Италии продлилась недолго. Его деятельная натура требовала изменений, поэтому он стал посещать другие страны. Стоит отметить, что Джордано посетил почти все европейские государства. Но он посещал их с целью просветительской – он проповедовал непреложные духовные ценности.

В одну из его проповедей случилось событие, которое коренным образом изменило его жизнь. Король Франции был поражен эрудированностью Бруно, что предложил ему жить при его дворе. Джордано принял приглашение монарха. Благодаря его покровительству Джордано посетил Англию, где проживал продолжительное время и находился в милости власти. Это позволило философу заниматься любимым делом, и даже появились его трактаты о духовных ценностях человечества.

Но Бруно не был бы самим собой, если бы не занимал активной просветительской позиции. Он снова противопоставил себе многих, кто не разделял его взглядов. Причем это противопоставление приняло такие формы, что Джордано в 1585 году пришлось покинуть Английское королевство и возвратиться во Францию.

Джованни Мочениго был сторонником воззрений Бруно. По этой причине он сделал Джордано приглашение в Венецию, где последний остановился на некоторое время. Такая идиллия продолжалась довольно непродолжительное время. Так как и Джордано и Джованни были очень темпераментными людьми, по этой причине между ними возникла конфликтная ситуация и Мечениго поступил несправедливо. Он подробно описал философские взгляды Бруно по отношению к религии, и это послание отправил в инквизицию. Понятно, что последовали карательные меры по отношению к Бруно. Его лишили свободы.

В тюрьме Джордано провел семь лет. Инквизиция пыталась переубедить Бруно в его неправоте, но когда поняла всю тщетность своих попыток, то просто-напросто приговорила его к смерти.

Его открытие биография

Интересные факты и даты из жизни

БРУНО, ДЖОРДАНО (Bruno, Giordano) (1548–1600), итальянский философ, активный сторонник учения Н.Коперника . Родился в поселке у города Нола недалеко от Неаполя в 1548. Учился в монастырской школе в Неаполе, где в 1565 вступил в доминиканский орден, принял монашество; в 1572 стал священником. Занимался самообразованием, проникся атеистическими взглядами. В 1756 был обвинен в ереси, порвал с монашеством и бежал сначала в Рим , а затем за пределы Италии ; переезжал из города в город, занимался чтением лекций и сочинением многочисленных трудов. С 1579 жил во Франции , читал лекции по астрономии в Тулузском и Парижском университетах. В 1583 переехал в Англию , в 1585 переселился в Германию , где странствовал по разным городам, пропагандируя свое мировоззрение. В 1592 по доносу венецианского патриция Джованни Мочениго, пригласившего его в Венецию, был предан суду инквизиции . Бруно был арестован, против него было начато следствие – сначала в Венеции, а в 1593, после выдачи Бруно Венецианским государством, в Риме. Ему были предъявлены многочисленные обвинения в богохульстве, аморальном поведении и еретических взглядах в области догматической теологии; осуждению подверглись также некоторые из его философских и космологических идей. Бруно отказался признать ложными главные из своих теорий и по повелению Климента VIII был приговорен к смертной казни, а затем сожжен на костре на площади Кампо ди Фьоре в Риме 17 февраля 1600.

Среди ранних сочинений Бруно – комедия на итальянском языке Подсвечник (Il Candelaio , 1582) и несколько трактатов, посвященных теориям Раймунда Луллия об искусстве механического мышления и памяти («великом искусстве»). Важнейшими произведениями этого периода являются диалоги на итальянском языке, написанные им в Англии, и поэмы на латинском языке , написанные в Германии. Его метафизическое учение изложено в работе О причине, начале и едином (De la causa, principio e uno , 1584), в которой он утверждает, что Бог (Бесконечное) включает или сочетает в себе все атрибуты, в то время как частные феномены суть не что иное, как конкретные манифестации единого бесконечного принципа. Единая универсальная материя и единая универсальная форма, или душа, являются непосредственными началами всех отдельных вещей. Космология Бруно изложена в его работе О бесконечности, Вселенной и мирах (De l"infinito, universo e mondi , 1584). В этом произведении он опровергает традиционную аристотелевскую космологию и утверждает, что физическая Вселенная бесконечна и включает бесконечное число миров, в каждом из которых есть солнце и несколько планет. Таким образом, Земля всего лишь небольшая звезда среди других звезд в бесконечной Вселенной.

Метафизика Бруно является связующим звеном между взглядами Николая Кузанского и Спинозы ; она также оказала непосредственное влияние на немецкий классический идеализм. В своей космологии Бруно следует Лукрецию и Копернику , однако выводит из коперниканской системы гораздо более радикальные следствия, чем ее автор. Больше, чем любой другой итальянский философ того времени, Бруно заслуживает названия предшественника, если не основателя современной науки и философии. Его идеи и произведения свидетельствуют скорее о смелости и богатом воображении, чем о точности и осторожности в выводах, однако совпадение его представлений с позднейшими научными и философскими теориями поразительно.

Среди других важнейших трудов Бруно – Пир на пепле (Cena de le leneri , 1584); Изгнание торжествующего зверя (Spaccio de la bestia trionfante , 1584); Тайна Пегаса (Cabala del cavallo Pegaseo , 1585); О трагическом энтузиазме (Degli eroici furori , 1585); 120 статей о природе и Вселенной против перипатетиков (Centum et viginti articuli de natura et mundo adversus Peripateticos , 1586); 160 статей (Articuli centum et sexaginta , 1588); О тройственном минимуме и измерении (De triplici minimo et mensuro , 1589); О монаде, числе и фигуре (De monade, numero et figura , 1589); О безмерном и бесчисленном (De immenso, innumerabilibus et infigurabilibus , 1589).

Приветствую постоянных и новых читателей! В статье «Джордано Бруно: биография, интересные факты, видео» о великом ученом, философе и поэте, который даже перед мучительной казнью не отрекся от своих убеждений. Статья будет полезна школьникам и студентам.

Жизнь Джордано Бруно

Филиппо Бруно родился в 1548 г. в небольшом селении около Неаполя в простой семье. В 1559 г. родители отдали смышленого мальчугана в неапольскую школу. Там он усердно изучает литературу, логику и диалектику.

Благодаря отличным рекомендациям от учителей и руководства школы, 15-летнего Филиппо принимают в монастырь св. Доминика. Там он становится монахом и получает имя Джордано. В 1572 г. Бруно посвящен в сан католического священника.

Из монастыря в науку

Будучи в монастыре, Бруно читает запрещенные книги. В его келье нет ни единой иконы, только Распятие. Смотритель с удовольствием доносит на будущего священника о его поведении, которое не согласуется с правилами обители. Начинается дознание. Он покидает монастырь и в 1576 г. отправляется в Рим, а затем в северные города Италии.

В 1579 г. Бруно зачисляют в университет Женевы, но на одном из диспутов кальвинисты прилюдно обвиняют его в ереси. И вновь приходится менять место жительства. Он уезжает в Тулузу, где около двух лет читает в университете курс философии.

В 1581 г. Джордано получает приглашение от университета Сорбонны и прибывает в У талантливого ученого нет багажа, кроме книг и рукописей своих размышлений. Здесь он издает свои труды по мнемонике «Тени идей».

На молодого философа обращает внимание король Генрих III. Он приглашает его ко двору и предоставляет ему свою огромную библиотеку и еще два года безопасности. Впоследствии король дает Джордано несколько рекомендаций к самым влиятельным персонам в Британии.

Джордано живет в Лондоне, издает свои труды, в т.ч. «О бесконечности, вселенной и мирах». Не находя понимания в ученой среде, в 1585 г. он вернулся во Францию, где публикует курс лекций по «Физике» Аристотеля. А далее следуют постоянные переезды: Виттенберг, Прага, Гельмштедт, Франкфурт-на-Майне…

Донос на учителя

В 1591 г. Джордано принимает приглашение богатого Джованни Мочениго из Венеции. Мочениго просит философа за приличное вознаграждение обучить его искусству памяти. Но не проходит и года, как Мочениго строчит один за другим доносы на своего учителя.

В 1593 г. Бруно арестовывают и перевозят в тюрьму, расположенную в одном из предместий итальянской столицы. Там он проводит 6 долгих лет, отвечая, даже под постоянными пытками, категорическим отказом признавать свои убеждения ошибками.

Казнь Джордано Бруно

В январе 1600 г. папа Климент VIII дает согласие на передачу заключенного священнослужителя властям 9 февраля инквизиция признает Бруно еретиком. Его лишают сана и отлучают от церкви. Затем передают на суд, чтобы «наказать без пролития крови», то есть сжечь.

Выслушав приговор, Джордано, гордо подняв голову, заявляет суду: «Сжечь — не значит опровергнуть!» 17 февраля 1600 г. великий ученый своего времени был предан сожжению на римской площади.

Рим. Кампо-деи-Фиори. Статуя Джордано Бруно на месте, где был сожжён философ.

В 1889 г. на этом месте состоялась многолюдная торжественная церемония открытия памятника. На ней присутствовали не только горожане, но и жители со всей округи. Сюда приехали видные деятели науки из других стран, чтобы почтить память несломленного борца за истину и свои убеждения. Скульптор изобразил ученого во весь рост.

Джордано Бруно: открытия

В рамках парадигмы единства науки и религии фигура этого известного философа представляется очень неудобной. Во всех своих произведениях он открыто называл тупость тупостью. В качестве ценностей он признавал не догмы из замшелых источников, а свободу, любовь и стремление к личному счастью.

Для ясности ситуации, выход из католической религии в Европе семнадцатого столетия по всем законам карался смертью. А вход осуществлялся при крещении младенцев, разумеется, не спрашивая их согласия.

Наказуемо было что-то утаить от своего «духовного отца» на исповеди, или просто пропустить несколько воскресных служб. Подобными случаями занималась отлично отлаженная неумолимая машина вездесущей инквизиции.

Её приговоры не всегда заканчивались сожжением на костре. Во всех без исключения случаях ломали человеку жизнь, подразумевая унизительный отказ от своих убеждений и травлю от окружающих.

Джордано, будучи доминиканским монахом и видел всю эту «кухню» изнутри. Инквизиция находилась под патронатом именно этого ордена. Бруно нашел в себе силы бежать в, неподконтрольную римскому папе, Швейцарию.

Однако, скоро выяснилось, что кальвинисты с независимыми мыслителями поступали точно так же, доктор Мигель Сервет не даст соврать.

Космологическая концепция

К этому времени Джордано разработал собственную космологическую концепцию, очень мало отличимую от современной. Вселенная бесконечна и состоит из повторяющихся систем, аналогичных утверждениям Коперника. Каждая звезда — это далекое Солнце, вокруг которого обращаются планеты.

Звёзды могут отличаться друг от друга размерами и яркостью. Планеты вокруг них слишком слабы, чтобы их можно было увидеть с Земли невооруженным глазом.

Главным же отличием от Коперника, которое сейчас тщательно ретушируют, был отказ от «небесных сфер» — прозрачных твердых поверхностей, к которым будто бы крепятся небесные тела. Признаваемые Аристотелем, Птолемеем, Коперником и Библией, небесные сферы примерно две тысячи лет тормозили развитие научных представлений.

Плюнув на всё, учёный вернулся в самое гнездо католицизма, в Венецию. Там он был незамедлительно выдан инквизиции за трактовку библейской истории и церковных таинств. Начались долгие семь лет, в течение которых палачи пытались сломить волю Джордано, с тем, чтобы использовать его философию во славу католического мира.

Убежденный в своей правоте не только относительно космоса, но и относительно религии, он предпочел мученическую смерть.

А правота была доказана только в наше время. В 1992 году была уверенно подтверждена первая, как их сейчас называют, экзопланета. В наше время их известно несколько сотен.

Подборка видео

В этом видео дополнительная и интересная информация «Джордано Бруно: биография и его открытия»

Документальный фильм Джордано Бруно: биография и его открытия ↓