Культура киевской руси 9 13 века презентация. Презентация на тему Культура Древней Руси в IX-XIII века. История Киевской Руси в картинах русских художников

Выполнила учитель истории ГОУ СОШ №519 г.Москвы Садыхова Н.В.



1.Основой Древнерусской культуры стало богатое культурное наследие восточных славян. 2. Древнерусская культура впитала в себя достижения окружавших Русь народов.(хазар, булгар, печенегов, половцев, угро-финнов, балтов). 3. Велико влияние на Русь византийской культуры, особенно после принятия христианства. 4. Культура восточных славян была одновременно и культурой старого языческого мира с его древними народными обычаями, и культурой христианской. 5. Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм(любовь к Родине, преданность своему народу), Призыв к объединению всех народных сил против иноземных врагов.

Письменность у славянских племён зародилась ещё до принятия Христианства. Византийские монахи Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, в основе которой лежала азбука, существовавшая у восточных, южных и западных славян до их Христианизации. Об этом свидетельствует глиняный сосуд, обнаруженный археологами под Смоленском. На нем написано ГОРУШНА, т.е. сосуд для пряностей. Сохранились сведения и о том, что буквы на Руси в глубокой древности вырезали на деревянных дощечках и называли их РЕЗАМИ. Письменность созданная Кириллом и Мефодием во второй половине IX века, в X веке проникла на Русь. Кирилла и Мефодий

Материал для письма: 1.Береста. 2.Деревянные дощечки. 3. Пергамен – материал, изготовленной из специально выделанной телячьей кожи. Берестяная грамота

Каждая буква была выписана по строгим правилам – уставу. Книги украшались миниатюрами. Писало. 11 век. Евангелист Лука. Миниатюра 12 век.




Школы открывались при церквах и монастырях. Обучение велось на родном языке. В школах учили чтению, письму, основам христианского вероучения, счету. Киево-Печерский монастырь. Современный вид.



Летописи. Древнейшей из дошедших до нас Летописей была «Повесть временных лет». Она была создана около1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Нестор-летописец









В 12 веке появились первые отечественные мемуары. Это прежде всего знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха. Основные политические идеи «Поучения» во всех трех частях его - те же, что и во всей деятельности Владимира Мономаха. Князь проповедует необходимость сохранять разделение Русской земли между князьями, но одновременно быть объединенными взаимными договорными обязательствами для совместных походов на степь. Простейший пример такого объединения В. В. М. в своем «Поучении» видит в птицах. Птицы весной прилетают из рая, и каждая находит свое, принадлежащее ей место: и «худые» птицы, и сильные. Ни одна не пытается согнать другую и занять лучшее место, но каждая довольствуется своим уделом. Затем В. В. М. проповедует умеренность во всем: в отношении к подчиненным, зависимым, слабейшим. Взаимная уступчивость, трудолюбие, неустанные совместные походы, осторожность, «послушание» и «покорение» старшим, уважение прав младших, - вот, что является идеалом людей княжеского положения и что должно являться основой политического единства Руси.

В это же время появилось «Хождение игумена Даниила в святые места». Богомольный русский человек подробно описал свой путь в Иерусалим, к гробу Господню, рассказал о многих своих интересных встречах, в том числе и с крестоносцами. «Хождение игумена Даниила». Миниатюра.

Зодчество. Софийский собор 11 век. В г. Киеве Интерьер Софийского Собора

Пятницкая церковь в Чернигове 12 век. Интерьер Пятницкой церкви






Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Зодчество и Архитектура Древней Руси Русская архитектура времён Киевской Руси имела ряд особенностей связанных в основном с социальным строем. Настоящими носителями лучших традиций архитектуры и зодчества на Руси всегда являлись храмы. Несмотря на то, что вместе с христианством на Русь должны был прийти и церковные здания, в облике русского храма "утрачено всякое подобие греческого архитектурного стиля: весь облик храма - чисто русский, в особенности его заострённые главы, - всё завершение фасада приняло определённо луковичную форму". На Руси было достаточно много различных архитектурных стилей используемых при постройке храмов. Основным являлся крестово-купольный стиль. Крестово-купольный храм прямоугольной формы четырьмя или более столбами делится на продольные (восток - запад) части - нефы (3, 5 или более). Четыре центральных столба соединялись арками, поддерживающими через паруса барабан купола. Всё центральное пространство храма, при виде сверху образует крест (отсюда и название). В восточной части интерьера размещаются алтарные помещения (возвышенный жертвенник) - аспиды, полукружьями выступающие на внешней стороне. Здесь совершается богослужение, и находится главная святыня - престол, на котором, как полагают верующие, присутствует сам господь. Позже, в конце XII века стали появляться башнеобразные храмы (Спасская церковь Ефрасиньего монастыря в Полоцке). Как мы видим "отличительной чертой искусства домонгольской Руси является монументальность форм"(1,75).

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 21

Образование и литература Культура Древней Руси имела высокий уровень развития. Многие памятники древнерусской культуры до нас не дошли, они погибли в огне пожаров, нашествий, войн. Сохранились преимущественно церкви, соборы, иконы, литература, предметы религиозного культа. В основе культуры Древней Руси лежит культурное наследие восточнославянских племен. Влияние на нее оказывали кочевые народы, варяги. Большое влияние на культуру Древней Руси оказало принятие христианства, а также Византия, страны Западной Европы. Письменность на Руси существовала еще до принятия христианства (так например, текст договора Олега с греками в 911 г. был написан на русском и греческом языках). К моменту принятия христианства сложился алфавит. Принятие христианства способствовало распространению грамотности, развитию письменности, просвещения. О широком развитии письменности свидетельствуют надписана ремесленных изделиях: женщины подписывали прялица, гончары - глиняные сосуды, сапожник на колодках вырезал имена своих заказчиков. В 1951 г. археологами впервые были обнаружены в Новгороде берестяные грамоты. Найдено более 500 грамот в Новгороде, Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и других городах. Среди грамот есть хозяйственные документы, письма, завещания. При Ярославе Мудром была открыта школа в Киеве, где обучалось более 300 детей. Получила образование его дочь - Анна - одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции. От XI - XII вв. до нас дошли 80 книг, 7 из которых имеют точную дату написания. Древнейшая из них - «Остромирово евангелие», она была переписана в гг. для новгородского посадника Остромира. В то время писали на пергаменте, на специально выделанной телячьей коже. Текст начинали писать с большой красной буквы - заставки. Книги украшали рисунками - миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывали между двумя досками, которые обтягивали кожей. Книги стоили очень дорого, их тщательно хранили, передавали по наследству. Кроме переписки религиозных текстов, переводов на древнерусский язык с греческого и латыни, создавались также оригинальные сочинения русских авторов. В отличие от европейских стран, где латинский язык был признан государственным, на Руси писали на родном языке. В этот период был создан целый ряд выдающихся произведений. Среди них: «Повесть временных лет», «Поучения Владимира Мономаха», «Моления Даниила Заточника» и др. В период феодальной раздробленности ведущей идеей в литературе была идея единства Русской земли. Описаниями княжеских междуусобиц, идеей единой сильной великокняжеской власти полны «Псковская», «Новгородская», «Ипатьевская», «Лаврентьевская» и другие летописи. Особое место среди произведений этого периода занимает «Слово о полку Игореве», гордость нашей литературы. Культура Древней Руси имела высокий уровень развития. Многие памятники древнерусской культуры до нас не дошли, они погибли в огне пожаров, нашествий, войн. Сохранились преимущественно церкви, соборы, иконы, литература, предметы религиозного культа. В основе культуры Древней Руси лежит культурное наследие восточнославянских племен. Влияние на нее оказывали кочевые народы, варяги. Большое влияние на культуру Древней Руси оказало принятие христианства, а также Византия, страны Западной Европы. Письменность на Руси существовала еще до принятия христианства (так например, текст договора Олега с греками в 911 г. был написан на русском и греческом языках). К моменту принятия христианства сложился алфавит. Принятие христианства способствовало распространению грамотности, развитию письменности, просвещения. О широком развитии письменности свидетельствуют надписана ремесленных изделиях: женщины подписывали прялица, гончары - глиняные сосуды, сапожник на колодках вырезал имена своих заказчиков. В 1951 г. археологами впервые были обнаружены в Новгороде берестяные грамоты. Найдено более 500 грамот в Новгороде, Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и других городах. Среди грамот есть хозяйственные документы, письма, завещания. При Ярославе Мудром была открыта школа в Киеве, где обучалось более 300 детей. Получила образование его дочь - Анна - одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции. От XI - XII вв. до нас дошли 80 книг, 7 из которых имеют точную дату написания. Древнейшая из них - «Остромирово евангелие», она была переписана в гг. для новгородского посадника Остромира. В то время писали на пергаменте, на специально выделанной телячьей коже. Текст начинали писать с большой красной буквы - заставки. Книги украшали рисунками - миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывали между двумя досками, которые обтягивали кожей. Книги стоили очень дорого, их тщательно хранили, передавали по наследству. Кроме переписки религиозных текстов, переводов на древнерусский язык с греческого и латыни, создавались также оригинальные сочинения русских авторов. В отличие от европейских стран, где латинский язык был признан государственным, на Руси писали на родном языке. В этот период был создан целый ряд выдающихся произведений. Среди них: «Повесть временных лет», «Поучения Владимира Мономаха», «Моления Даниила Заточника» и др. В период феодальной раздробленности ведущей идеей в литературе была идея единства Русской земли. Описаниями княжеских междуусобиц, идеей единой сильной великокняжеской власти полны «Псковская», «Новгородская», «Ипатьевская», «Лаврентьевская» и другие летописи. Особое место среди произведений этого периода занимает «Слово о полку Игореве», гордость нашей литературы.


По́весть временны́х лет наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных cводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Был составлен в Киеве.Охваченный период истории начинается с библейских времён в вводной части и заканчивается 1117 годом (в 3-й редакции). Датированная часть истории Киевской Руси начинается с 852 года, начала самостоятельного правления византийского императора Михаила. По́весть временны́х лет наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных cводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Был составлен в Киеве.Охваченный период истории начинается с библейских времён в вводной части и заканчивается 1117 годом (в 3-й редакции). Датированная часть истории Киевской Руси начинается с 852 года, начала самостоятельного правления византийского императора Михаила. Автор летописи указан в Хлебниковском списке как монах Нестор, XII веков, монах Киево-Печерскогомонастыря. Хотя в более ранних списках это имя опущено, исследователи XVIIIXIX веков считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» первой русской летописью. Автор летописи указан в Хлебниковском списке как монах Нестор, XII веков, монах Киево-Печерскогомонастыря. Хотя в более ранних списках это имя опущено, исследователи XVIIIXIX веков считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» первой русской летописью.


Глаго́лица одна из первых славянских азбук. Предполагается, что именно глаголицу создал славянский просветитель св. Константин (Кирилл)- филосов для записи церковных текстов на славянском языке. Глаго́лица одна из первых славянских азбук. Предполагается, что именно глаголицу создал славянский просветитель св. Константин (Кирилл)- филосов для записи церковных текстов на славянском языке.


Береста и пергамент -берёзовая кора как материал для письма получает на Руси распространение не позднее первой четверти XI века и выходит из употребления в середине XV века в связи с распространением бумаги, которая именно около этого времени становится дешёвой. Береста рассматривалась как эфемерный, непрестижный материал для письма, непригодный для долгого хранения; её использовали в основном как материал для частной переписки и личных записей, а более ответственные письма и официальные документы писались, как правило, на пергаменте (бересте доверялись лишь их черновики). В одной из берестяных грамот, представляющей собой черновик жалобы должностному лицу, есть прямое указание переписать её текст на пергамент и лишь потом послать адресату. Лишь немногие грамоты, по-видимому, хранились относительно долго: это два берестяных листа огромного размера с записью литературных произведений,оба найденные в земле в развёрнутом виде, а также две берестяные книжечки: с Береста и пергамент -берёзовая кора как материал для письма получает на Руси распространение не позднее первой четверти XI века и выходит из употребления в середине XV века в связи с распространением бумаги, которая именно около этого времени становится дешёвой. Береста рассматривалась как эфемерный, непрестижный материал для письма, непригодный для долгого хранения; её использовали в основном как материал для частной переписки и личных записей, а более ответственные письма и официальные документы писались, как правило, на пергаменте (бересте доверялись лишь их черновики). В одной из берестяных грамот, представляющей собой черновик жалобы должностному лицу, есть прямое указание переписать её текст на пергамент и лишь потом послать адресату. Лишь немногие грамоты, по-видимому, хранились относительно долго: это два берестяных листа огромного размера с записью литературных произведений,оба найденные в земле в развёрнутом виде, а также две берестяные книжечки: с


Новгородский псалтырь Новгородский псалтырь Древнейшая книга Руси. Древнейшая книга Руси. Состоит из липовых дощечек с четырьмя страницами (церами), покрытыми воском для написания с помощью стилоса. По статиграфическим, радиоуглеродными и палеограф ическим данным, восковой кодекс использовался в первой четверти XI века и, возможно, начиная с последних лет Xвека, так что он на несколько десятилетий старше Остромирово евангелия, считавшегося самой древней на Руси книгой с точно установленной датой написания гг. Состоит из липовых дощечек с четырьмя страницами (церами), покрытыми воском для написания с помощью стилоса. По статиграфическим, радиоуглеродными и палеограф ическим данным, восковой кодекс использовался в первой четверти XI века и, возможно, начиная с последних лет Xвека, так что он на несколько десятилетий старше Остромирово евангелия, считавшегося самой древней на Руси книгой с точно установленной датой написания гг.


Остроми́рово Ева́нгелие Остроми́рово Ева́нгелие Хорошо сохранившаяся рукопись середины XI века, памятник русского извода старославянского языка. Написана дьяконом Григорием в гг. для новгородского посадника Остромира, который в надписи книги назван «близком» (родственником) князя Изяслава Ярославича. Рукопись особо интересна тем, что в её конце переписчик подробно рассказал об обстоятельствах её изготовления и о времени работы: Хорошо сохранившаяся рукопись середины XI века, памятник русского извода старославянского языка. Написана дьяконом Григорием в гг. для новгородского посадника Остромира, который в надписи книги назван «близком» (родственником) князя Изяслава Ярославича. Рукопись особо интересна тем, что в её конце переписчик подробно рассказал об обстоятельствах её изготовления и о времени работы:


Зодчество и Архитектура Древней Руси Русская архитектура времён Киевской Руси имела ряд особенностей связанных в основном с социальным строем. Настоящими носителями лучших традиций архитектуры и зодчества на Руси всегда являлись храмы. Несмотря на то, что вместе с христианством на Русь должны был прийти и церковные здания, в облике русского храма "утрачено всякое подобие греческого архитектурного стиля: весь облик храма - чисто русский, в особенности его заострённые главы, - всё завершение фасада приняло определённо луковичную форму". На Руси было достаточно много различных архитектурных стилей используемых при постройке храмов. Основным являлся крестово- купольный стиль. Крестово-купольный храм прямоугольной формы четырьмя или более столбами делится на продольные (восток - запад) части - нефы (3, 5 или более). Четыре центральных столба соединялись арками, поддерживающими через паруса барабан купола. Всё центральное пространство храма, при виде сверху образует крест (отсюда и название). В восточной части интерьера размещаются алтарные помещения (возвышенный жертвенник) - аспиды, полукружьями выступающие на внешней стороне. Здесь совершается богослужение, и находится главная святыня - престол, на котором, как полагают верующие, присутствует сам господь. Позже, в конце XII века стали появляться башнеобразные храмы (Спасская церковь Ефрасиньего монастыря в Полоцке). Как мы видим "отличительной чертой искусства домонгольской Руси является монументальность форм"(1,75). Русская архитектура времён Киевской Руси имела ряд особенностей связанных в основном с социальным строем. Настоящими носителями лучших традиций архитектуры и зодчества на Руси всегда являлись храмы. Несмотря на то, что вместе с христианством на Русь должны был прийти и церковные здания, в облике русского храма "утрачено всякое подобие греческого архитектурного стиля: весь облик храма - чисто русский, в особенности его заострённые главы, - всё завершение фасада приняло определённо луковичную форму". На Руси было достаточно много различных архитектурных стилей используемых при постройке храмов. Основным являлся крестово- купольный стиль. Крестово-купольный храм прямоугольной формы четырьмя или более столбами делится на продольные (восток - запад) части - нефы (3, 5 или более). Четыре центральных столба соединялись арками, поддерживающими через паруса барабан купола. Всё центральное пространство храма, при виде сверху образует крест (отсюда и название). В восточной части интерьера размещаются алтарные помещения (возвышенный жертвенник) - аспиды, полукружьями выступающие на внешней стороне. Здесь совершается богослужение, и находится главная святыня - престол, на котором, как полагают верующие, присутствует сам господь. Позже, в конце XII века стали появляться башнеобразные храмы (Спасская церковь Ефрасиньего монастыря в Полоцке). Как мы видим "отличительной чертой искусства домонгольской Руси является монументальность форм"(1,75).


Спасо-Ефросиньев монастырь женский православный монастырь в Полоцке, один из древнейших и крупнейших центров православия на территории Белоруссии. В 1611 году усердием св. Евфросинии преподобной был воздвигнут каменный Спасо- Преображенский собор наилучшим образом сохранившийся памятник древнеполоцкогозодче ства. Его строителем был зодчий Иоанн. В 1921 году монастырь был закрыт, крест реквизирован, в 1928 году перевезен в Минск, в 1929 в Могилёв.В 1941 году во время Великой Отечественной войны Крест Евфросинии Полоцкой бесследно исчез и до сих пор не найден. Спасо-Ефросиньев монастырь женский православный монастырь в Полоцке, один из древнейших и крупнейших центров православия на территории Белоруссии. В 1611 году усердием св. Евфросинии преподобной был воздвигнут каменный Спасо- Преображенский собор наилучшим образом сохранившийся памятник древнеполоцкогозодче ства. Его строителем был зодчий Иоанн. В 1921 году монастырь был закрыт, крест реквизирован, в 1928 году перевезен в Минск, в 1929 в Могилёв.В 1941 году во время Великой Отечественной войны Крест Евфросинии Полоцкой бесследно исчез и до сих пор не найден.


Церковь Покрова Богородицы на Нерли. Уже более восьмисот лет стоит в суздальской земле, на берегу Нерли, церковь Покрова Богородицы. Выдающийся памятник зодчества владимиро- суздальской школы. Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма восседающий на троне царь Давид с псалтырью в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски. Церковь Покрова Богородицы на Нерли. Уже более восьмисот лет стоит в суздальской земле, на берегу Нерли, церковь Покрова Богородицы. Выдающийся памятник зодчества владимиро- суздальской школы. Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма восседающий на троне царь Давид с псалтырью в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски. Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году). Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году). Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом


Собо́р Свято́й Софи́и главный православный храм Великого Новгорода, созданный в годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами. Собор представляет собой пятинефный крестово- купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в ХI веке, к ним, помимо новгородской Софии. В соборе постоянно находятся останки шести святых: княгини Ирины, её сына Владимира, князей Мстислава и Фёдора, епископа Никиты и архиепископа Иоанна. Также в соборе можно видеть надгробия архиереев XVIII XIX вв. Впервые собор был расписан в 1109 году, однако от этой росписи остались лишь фрагменты фресок Собо́р Свято́й Софи́и главный православный храм Великого Новгорода, созданный в годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами. Собор представляет собой пятинефный крестово- купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в ХI веке, к ним, помимо новгородской Софии. В соборе постоянно находятся останки шести святых: княгини Ирины, её сына Владимира, князей Мстислава и Фёдора, епископа Никиты и архиепископа Иоанна. Также в соборе можно видеть надгробия архиереев XVIII XIX вв. Впервые собор был расписан в 1109 году, однако от этой росписи остались лишь фрагменты фресок.


Часовня Петра и Павла - это традиционное заонежское строение. история его создания во многом не ясна. До 1882 г. включительно в документах Кижского прихода часовня не упоминается. Возможно в конце 19 в. ее перевезли из другого места, дополнив обшивкой тесом и кровельным железом. Восстановлена в гг. Часовня Петра и Павла - это традиционное заонежское строение. история его создания во многом не ясна. До 1882 г. включительно в документах Кижского прихода часовня не упоминается. Возможно в конце 19 в. ее перевезли из другого места, дополнив обшивкой тесом и кровельным железом. Восстановлена в гг.


Успенская церковь. Единоверческая. Успенская церковь. Единоверческая. Основные конструкции храма сохранились с конца ХVII века. Успенская церковь относится к клетскому типу деревянных церквей, то есть по композиции близка к избе, к которой с востока примыкает алтарь, а с запада - притвор. Здание венчает высокая двускатная кровля, на которой установлена глава, покрытая деревянной черепицей - лемехом. Обшивка стен тёсом и широкие окна появились в начале ХIХ века. Колокольня была пристроена в 1905 году, в её оформлении заметно влияние стиля модерн, однако она неплохо сочетается с древним храмом. Основные конструкции храма сохранились с конца ХVII века. Успенская церковь относится к клетскому типу деревянных церквей, то есть по композиции близка к избе, к которой с востока примыкает алтарь, а с запада - притвор. Здание венчает высокая двускатная кровля, на которой установлена глава, покрытая деревянной черепицей - лемехом. Обшивка стен тёсом и широкие окна появились в начале ХIХ века. Колокольня была пристроена в 1905 году, в её оформлении заметно влияние стиля модерн, однако она неплохо сочетается с древним храмом.


Церковь Преображения Господня Церковь Преображения Господня Главное сооружение погоста Преображенская церковь, не имеющая аналогов не только в истории русской архитектуры, но и в мировой.Традиционная конструктивная основа храма восьмерик с четырьмя прирубами образует его план, каждая грань восьмерика увенчана бочкой, которая несет главу.Прирубы покрыты двумя бочками с двумя главами на них. Главное сооружение погоста Преображенская церковь, не имеющая аналогов не только в истории русской архитектуры, но и в мировой.Традиционная конструктивная основа храма восьмерик с четырьмя прирубами образует его план, каждая грань восьмерика увенчана бочкой, которая несет главу.Прирубы покрыты двумя бочками с двумя главами на них.


Часовня Архангела Михаила из деревни Леликозеро - одна из архитектурных жемчужин Русского Севера. Кроме того, как и многие другие часовни, она была самым красивым строением деревни и дарила жителям немало светлых, праздничных минут. Часовня была местом общения с Богом. В тревожные времена становилась сторожевой вышкой, предупреждая звоном колоколов о приближении опасности. В часовне сохранилось потолочное перекрытие «небо», в центральном круге которого икона Христа Вседержителя, а в сегментах 12 трапециевидных клиньев праотцы. По углам «неба» 4 иконы с изображениями символов евангелистов. Живопись иконостаса датируется XVII XVIII вв. Часовня Архангела Михаила из деревни Леликозеро - одна из архитектурных жемчужин Русского Севера. Кроме того, как и многие другие часовни, она была самым красивым строением деревни и дарила жителям немало светлых, праздничных минут. Часовня была местом общения с Богом. В тревожные времена становилась сторожевой вышкой, предупреждая звоном колоколов о приближении опасности. В часовне сохранилось потолочное перекрытие «небо», в центральном круге которого икона Христа Вседержителя, а в сегментах 12 трапециевидных клиньев праотцы. По углам «неба» 4 иконы с изображениями символов евангелистов. Живопись иконостаса датируется XVII XVIII вв.


Бытовая культура Одна из самых трудных исторических проблем это история повседневности. Здесь исследователям прошлого немало помогает изучение быта. Быт это не только дома и обстановка, пища и одежда, а и будничная жизнь людей, в которой находят свои конкретные проявления общественные отношения, взгляды, представления, нормы и стиль поведения. В быту за исключением моментов переломных почти отсутствует событийная сторона. Но зато быт это живая река истории, проявление ее неизменности.Обращаясь к истории быта, историки, естественно, находят черты, которые одновременно объединяют и рознят жителей Древней Руси. Первое связано с этнической, религиозной, исторической и культурной общностью населения Руси, будь то князь или крестьянин. Различия в быту порождены социальной принадлежностью, характером трудовой деятельности, образом жизни, природными и климатическими условиями. Так, труд сельский и торгово-ремесленный разделил жителей Руси на городское и сельское население. Это различие наложило свой отпечаток и на быт.Быт горожанина был более разнообразным, особенно если протекал в городах крупных, таких, как Киев.Столица Древней Руси поражала своими размерами современников. Уже в XI в. ее называли «соперником Константинополя». Высота валов «города Ярослава» достигала 16 метров. Валы венчала деревянная крепостная стена с каменными проездными воротами. Княжеские и боярские терема теснились в нагорных, сильно укрепленных районах забота о внешней и внутренней безопасности была неотъемлемой стороной тогдашнего существования. Здесь жизнь била ключом, быт выстраивался в соответствии с представлением о том, что достойно князю и его окружению. В усадьбах жили младшие дружинники, толпилась многочисленная челядь, число которой умножалось по мере продвижения вверх владельца. Хоромы обыкновенно представляли собой целый комплекс срубных построек, соединенных переходами, сенями, галереями. Иные из них достигали 23 этажей. Княжеские терема, будь то терем великого киевского князя или позднее терем князя удельного, обычно оказывались центром управления княжеством и обширными княжескими вотчинами. Сюда стекались дани и подати, здесь наказывали и судили. Одна из самых трудных исторических проблем это история повседневности. Здесь исследователям прошлого немало помогает изучение быта. Быт это не только дома и обстановка, пища и одежда, а и будничная жизнь людей, в которой находят свои конкретные проявления общественные отношения, взгляды, представления, нормы и стиль поведения. В быту за исключением моментов переломных почти отсутствует событийная сторона. Но зато быт это живая река истории, проявление ее неизменности.Обращаясь к истории быта, историки, естественно, находят черты, которые одновременно объединяют и рознят жителей Древней Руси. Первое связано с этнической, религиозной, исторической и культурной общностью населения Руси, будь то князь или крестьянин. Различия в быту порождены социальной принадлежностью, характером трудовой деятельности, образом жизни, природными и климатическими условиями. Так, труд сельский и торгово-ремесленный разделил жителей Руси на городское и сельское население. Это различие наложило свой отпечаток и на быт.Быт горожанина был более разнообразным, особенно если протекал в городах крупных, таких, как Киев.Столица Древней Руси поражала своими размерами современников. Уже в XI в. ее называли «соперником Константинополя». Высота валов «города Ярослава» достигала 16 метров. Валы венчала деревянная крепостная стена с каменными проездными воротами. Княжеские и боярские терема теснились в нагорных, сильно укрепленных районах забота о внешней и внутренней безопасности была неотъемлемой стороной тогдашнего существования. Здесь жизнь била ключом, быт выстраивался в соответствии с представлением о том, что достойно князю и его окружению. В усадьбах жили младшие дружинники, толпилась многочисленная челядь, число которой умножалось по мере продвижения вверх владельца. Хоромы обыкновенно представляли собой целый комплекс срубных построек, соединенных переходами, сенями, галереями. Иные из них достигали 23 этажей. Княжеские терема, будь то терем великого киевского князя или позднее терем князя удельного, обычно оказывались центром управления княжеством и обширными княжескими вотчинами. Сюда стекались дани и подати, здесь наказывали и судили.


Времяпрепровождение князя и бояр войны, охота, управление, пиры. Пиры были одной из распространенных форм общения и выполняли важные общественные функции: скрепляли мир, упрочивали связи князя со своими боярами и дружинниками и т. д. Нередко за столами наравне с мужчинами сидели женщины.Это не было случайностью. Статус женщины был достаточно высок. Они принимали активное участие в хозяйстве и в воспитании детей. Право и обычай не делали резкого разграничения в родительских правах, и нередко женщина-вдова управлялась с обширным хозяйством до совершеннолетия детей.Большинство простых киевлян жило на Подоле городском посаде близ речки Почайны. Археологи насчитали здесь мастеров чуть ли не шести десятков специальностей. Жилища чаще всего зависели от удачливости и мастерства их владельцев. Здесь были и полуземлянки, и избы.Покрой одежд для всех слоев населения был одинаков и различался преимущественно качеством ткани и украшений. Основной вид одежды рубашка, более длинная у женщин и короткая у мужчин. Для знати ее шили из дорогих, нередко привозных тканей, простонародье носило домотканые рубашки. Женщины украшали их вышивкой. Поверх рубашки они надевали юбки. Мужчины носили «порты» длинные штаны.Верхняя одежда простого люда длинное, облегающее одеяние, свита. Знать носила плащи из дорогих материй, подбитых мехом, с пряжками из золота и серебра. Украшений вообще было много ожерелья, серьги, браслеты, кольца, цепи. Их любили и женщины и мужчины, и богатые и бедные. Археологические раскопки поставляют в великом множестве украшения, сделанные из недорогих камешков, меди, бронзы или низкосортного задымленного стекла. Времяпрепровождение князя и бояр войны, охота, управление, пиры. Пиры были одной из распространенных форм общения и выполняли важные общественные функции: скрепляли мир, упрочивали связи князя со своими боярами и дружинниками и т. д. Нередко за столами наравне с мужчинами сидели женщины.Это не было случайностью. Статус женщины был достаточно высок. Они принимали активное участие в хозяйстве и в воспитании детей. Право и обычай не делали резкого разграничения в родительских правах, и нередко женщина-вдова управлялась с обширным хозяйством до совершеннолетия детей.Большинство простых киевлян жило на Подоле городском посаде близ речки Почайны. Археологи насчитали здесь мастеров чуть ли не шести десятков специальностей. Жилища чаще всего зависели от удачливости и мастерства их владельцев. Здесь были и полуземлянки, и избы.Покрой одежд для всех слоев населения был одинаков и различался преимущественно качеством ткани и украшений. Основной вид одежды рубашка, более длинная у женщин и короткая у мужчин. Для знати ее шили из дорогих, нередко привозных тканей, простонародье носило домотканые рубашки. Женщины украшали их вышивкой. Поверх рубашки они надевали юбки. Мужчины носили «порты» длинные штаны.Верхняя одежда простого люда длинное, облегающее одеяние, свита. Знать носила плащи из дорогих материй, подбитых мехом, с пряжками из золота и серебра. Украшений вообще было много ожерелья, серьги, браслеты, кольца, цепи. Их любили и женщины и мужчины, и богатые и бедные. Археологические раскопки поставляют в великом множестве украшения, сделанные из недорогих камешков, меди, бронзы или низкосортного задымленного стекла. 20




















1 из 18

Презентация на тему: Культура Древней Руси в IX-XIII века

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

«Зодчество древней Руси» В ранне христианской древней Руси архитектурные сооружения преимущественно были деревянными. В те времена, в древнерусском государстве, древнерусский человек строил преимущественно дома из оцилиндрованного бревна. А позже сначала древнерусские князья, а потом и простые граждане стали строить дома из бруса. Надо отметить, что в те времена, в период образования древнерусского государства, архитектура строений была еще не очень выразительной. Но христианские храмы в древнерусских городах уже тогда отличались своей самобытностью и архитектурной самобытностью. в XVIII в. памятники древнерусской архитектуры обычно называли готическими. Сам термин свидетельствует, что памятники эти отличали от построек античного и нового времени, но не отделяли от архитектуры других стран, не видели национальной специфики русского зодчества. Средневековые памятники в продолжение всего XVIII в. считали варварскими, памятниками дурного вкуса, недостойными изучения.

№ слайда 3

Описание слайда:

«Часовня Михаила Архангела» Часовня Архангела Михаила из деревни Леликозеро - одна из архитектурных жемчужин Русского Севера. Кроме того, как и многие другие часовни, она была самым красивым строением деревни и дарила жителям немало светлых, праздничных минут. Часовня была местом общения с Богом. В тревожные времена становилась сторожевой вышкой, предупреждая звоном колоколов о приближении опасности.

№ слайда 4

Описание слайда:

«Часовня Богоматери всех Скорбящих Радости» Это традиционное заонежское строение. история его создания во многом не ясна. До 1882 г. включительно в документах Кижского прихода часовня не упоминается. Возможно в конце 19 в. ее перевезли из другого места, дополнив обшивкой тесом и кровельным железом. Восстановлена в 1983-1984 гг.

№ слайда 5

Описание слайда:

«Церковь Преображения из села Спас-Вежи. Ипатьевский монастырь» Мужской монастырь в Комстровской иепархии русской православной церкви, сыгравший значительную роль в русской истории XVI и особенно XVII века. Находится в городе Костроме при впадении реки Костромы в Волгу. По имени монастыря названа найденная в нём знаменитая Ипатьевская летопись. До XX века церковь имела в западной части высокую восьмигранную шатровую колокольню, соединявшуюся с основным массивом здания небольшой висячей галереей-переходом. Вход в храм был с южной стороны.

№ слайда 6

Описание слайда:

«Часовня Трех Святителей» На самом высоком холме лесистой местности в Кондопожском районе Карелии когда-то располагалась деревня Кавгора. Здесь, окруженная кольцом валунов, в соседстве с елями-великанами высилась часовня Трех святителей: Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова.

№ слайда 7

Описание слайда:

«Церковь Николы из села Глотово, 1776 г. Суздальский кремль» Привезена в Суздаль в 1960 г. как первый экспонат будщего Музея деревянного зодчества. Является произведением народного плотницкого искусства; срублена топором с применением деревянных гвоздей. Венцы бревен соединены "в обло" (с остатком). Скромная "клетская" церковь обычно служила зимней (теплой) в паре с более обширным и нарядным холодным (летним) храмом.

№ слайда 8

Описание слайда:

«Часовня Петра и Павла» Часовня стоит на открытом ровном пространстве. К ней в летний день на часовенный праздник съезжалась вся Кижская волость. Гостей принимали жителм деревни Волкостров, или, точнее - куста деревень: Насоновщины, Посада, Шлямино... Часовня была центром и украшением Волкострова.

№ слайда 9

Описание слайда:

Каменное строительство С ХI века постепенно начинает распространяться и каменное строительство. Сначала этот процесс шел очень медленно, но в последующие столетия он заметно ускорялся. В городах начинают строиться каменные церкви, самые значительные дворцовые здания, и позже, с ХVII века - богатые жилые дома. С ХII - XIV века из камня возводятся и оборонительные стены городов. Самые. ранние монументальные сооружения относятся к эпохе Киевской Руси, за ними следуют замечательные памятники архитектуры Владимира, Суздаля, Новгорода и Пскова и, наконец, величавые соборы и дворцовые комплексы Москвы - собирательницы русских земель.

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

«Каменный храм святого великомученика Димитрия» Каменный храм святого великомученика Димитрия Солунского в селе Средние Апочки был построен в 1811 году, незадолго до вторжения в Россию войск Наполеона. До постройки кирпичной церкви жители Средних Апочек молились в деревянном храме, который так же был освящен в честь почитаемого на Руси греческого святого Димитрия из Солуни. Через 20 лет, в 1831 году, к храму была пристроена колокольня, и архитектурный ансамбль среднеапоченской церкви приобрел законченный вид.

№ слайда 14

Описание слайда:

Образование и культура Древней Руси IX века - время создания русской письменности. Её создателями были Моравские братья (Кирилл и Мефодий). Первым этапом русской литературы был перевод Священного писания, толкований к нему, а также жития святых и прочей церковной литературы. Позже появились и новые жанры, такие как: летопись, житие, поучения, повесть Летопись - эпическое повествование, рассказывающее о каком либо историческом периоде. Надо отметить, что в русских летописях были некоторые особенности: во-первых, летописные повествования о событиях прошедших до XI века основываются лишь на фольклорном материале; во-вторых, освещение событий вызывает сомнение, так как любой летописец освещал события в лучшем свете для своего князя; и, наконец, в-третьих - летописи часто подвергались коррекции с приходом нового правителя. Житие - жанр, описывающий жизнь святых людей. В этих произведениях хорошо просматривается жизнь простых монахов и простых людей вообще. Большое место занимала поучительно - бытовая литература такая, как притчи и другие поучения. Но были также и научные труды, так в XII в. (1136г) был написан труд, содержащий вычисления всех високосных годов, пасх, церковных праздников и т.д. - назывался он "Учение им же ведати человеку числа всех лет". Но несмотря на такое разнообразие "древнерусскую литературу можно рассматривать, как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет - мировая история, эта тема - смысл человеческой жизни. Подобную направленность основных жанров (главная направленность - эпос) можно объяснить тем, что в Киевской Руси основными заказчиками книг оставались Князья. Образование на Руси в то время имело те же корни, что и литература. Школы устраивались при монастырях, учителями были представители низшего духовенства (дьяконы, дьячки). Ученики XIII века проходили коммерческую корреспонденцию, цифирь, учили основные молитвы. Высшим учебным заведением того времени считался Киево-Печерский монастырь. Из этого монастыря выходили церковные иерархи (игумены монастырей, епископы, митрополиты), которые должны были пройти курс богословия, изучить греческий язык, церковную литературу, научиться красноречию. Представление о тогдашнем уровне знаний могут дать энциклопедии XI века - изборники 1073 и 1076 годов, в которых помещены статьи по грамматике, философии и другим дисциплинам.

Описание слайда:

Нестор (ок. 1056 - 1114) - древнерусский летописец, агиограф конца XI - начала XII вв., монах Киего-Печерского монастыря..Традиционно считается одним из авторов «Повесть временных лет», которая наряду с «Чешской хроникой» Козьмы Пражского и «Хроникой и деяниями князей или правителей польских» Галла Анонима имеет фундаментальное значение для славянской культуры.

№ слайда 17

Описание слайда:

«Новгородская псалтырь». В 2000 г. археологи в Новгороде сделали замечательную находку. Эта находка – древняя книга. «Новгородская псалтырь». Её размер 19 × 15 сантиметров. Две внешние дощечки служили обложками. Первая украшена изображением креста и скупым орнаментом, её внутренняя сторона имела заполненное воском углубление.

№ слайда 18

Описание слайда:

Грамота на бересте "От Гостяты к Васильви", обнаруженная при раскопках в Новгороде в 1951 г. XI в.


Принятие христианства в X веке оказало огромное влияние на развитие русской культуры. Однако не следует полагать, что до христианства уровень культуры на Руси был низок. Господствующей религией было язычество, и именно оно определяло весь культурный облик дохристианского периода. Города возникали, как правило, на перекрестках торговых дорог. Знаменитый торговый путь "из варяг в греки" (то есть от Балтики к Черному и Средиземному морям) и Волжский торговый путь связывали Русь со странами Востока и Запада. Торговля значительно обогащала русскую культуру: по территории Руси ходили византийские и восточные монеты, знать приобщалась к предметам роскоши более развитых стран. Однако собственное ремесло Руси не уступало иностранному: в могильниках (языческих захоронениях) археологи находят золотые и серебряные ювелирные украшения, утварь, посуду, оружие и т.д.








Культура Киевской Руси отражала жизнь и быт славянских народов. Ее развитие было вызвано бурным ростом различных ремесел и торговли, оживлением внешнеторговых и межгосударственных связей. Она стала исходной точкой и первичной основой культуры русских, украинцев и белорусов, оказала влияние на культуру соседних народов. В эпоху Киевской Руси образуется единая древнерусская народность и складывается единый русский литературный язык. В те далекие от нас годы восточные славяне стали грамотными. В Киевской Руси IX-XIII вв. были основаны многие современные города России и созданы многочисленные художественные ценности, которые вошли составной частью в золотой фонд советской культуры. Культура Древней Руси содержала в своей основе языческую культуру восточных славян, бережно сохраненную народом. Огромную роль в ее развитии играло устное народное творчество - былины, сказы, обрядовые и лирические песни, т. е. все то, что обычно называют фольклором. Народные мотивы проявлялись и в других областях древнерусского творчества - в художественном ремесле, архитектуре, живописи и литературе.




С начала X века на Руси распространяется письменность. Договор князя Олега с Византией (911 год) является одним из первых памятников русской письменности. В конце X века появился древнерусский алфавит. Его составителями были болгарские миссионеры Кирилл и Мефодий (одна из систем алфавита так и называется - "кириллица").