Учимся легко. Как мотивировать ребенка на учебу? Как мотивировать школьника к учебе: советы родителям

Отсутствие интереса к учебе – проблема знакомая многим родителям. В каждой семье ее пытаются решить по-разному: кто-то использует «кнут», кто-то «пряник». Но и та и другая стратегия дают лишь временный результат. Желание учиться зависит от внутренней мотивации ребенка, его искреннего интереса к познанию.

Коротко о мотивации

В психологии под мотивацией понимается то, что побуждает человека к действию. Мотивация определяется мотивом. В его качестве может выступать как материальный объект, так и идеальный.

Выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию, отрицательную и положительную.

Внешняя мотивация определяется внешними, не связанными с мотивом факторами. Внутренняя – связанна именно с мотивом.

Если стимул определяющий мотивацию положительный, то речь идет о положительной мотивации. А если наоборот, то об отрицательной.

Все дети любознательны от природы, и родителям важно поддерживать эту любознательность.

Для дошкольников и учащихся младших классов игровая форма познания идеально подойдет. Но, к сожалению, наша система образования так устроена, что в ней практически нет места для креатива, задача увлечь ученика предметом стоит не на первом месте. Именно поэтому важно, чтобы родители поддерживали интерес к знаниям у ребенка, совместным просмотром познавательных программ или чтением детских энциклопедий.

Основные ошибки родителей

Многие взрослые, стремясь промотивировать ребенка к учебе, игнорируют самый важный момент – любовь к познанию. Только привив любовь к изучению чего-то нового можно говорить о положительной внутренней мотивации к учебе. Она возникает при наличии следующих мотивов:

  • удовольствие от процесса учебы,
  • желание достичь успеха,
  • доброжелательная атмосфера в классе и школе в общем,
  • понимание важности образования для дальнейшей жизни.

Но чаще родителям проще прибегнуть к внешней или отрицательной мотивации. Она формируется когда:

  • учеба превращается в долг, необходимость терпеть неудобства,
  • на первое место для ребенка становится вознаграждение за хорошие отметки,
  • значение оценок сильно преувеличено и из «пятерок» сделан культ,
  • наказания за неуспеваемость в школе.

Чем плохо формирование внешней и (или) отрицательной мотивации к учебе? В конечном счете, манипуляции родителей научат ребенка использовать те же методы в общении с людьми. Часто причиной повышенной тревожности школьника становятся именно такие попытки родителей мотивировать его к учебе. Так же велик риск развития у ребенка страха перед неудачами, который отбивает всякую инициативу.

Почему «плата» за оценки и дорогие подарки дают временный результат? Множество исследований, проводимых психологами, подтверждают, что материальное вознаграждение «убивает» интерес к любимому делу. Ребенку уже неважно и не интересно познавать новое, его цель – бонус. А система штрафов за неуспеваемость приводит к страху потерять вознаграждение, и мотивация вновь становится отрицательной.

Если родители используют метод «кнута», когда ребенка только наказывают за неуспеваемость и не хвалят за успехи, то это приводит к заниженной самооценки и страху не удач.

Почему ребенок не хочет учиться?

Как правило, угасание интереса к учебе происходит по следующим причинам:

  • проблемы в школе, связанные с общением с другими детьми или учителями,
  • гиперопека родителей, стремящихся выспросить все о каждой минуте, проведенной вне дома, готовых сделать все уроки за школьника,
  • ребенку интересней хобби, спортивная секция,
  • равнодушие родителей , совершенно не интересующихся жизнью в школе и не помогающих с домашним заданием.

Желание и осознанность родителей поможет разобраться с этими внешними факторами.

В случае несправедливого отношения со стороны учителя необходимо поговорить с ним или обратиться к школьной администрации.

Конфликты с одноклассниками или другими детьми в школе необходимо решать совместными усилиями педагогического состава, родителей и администрации школы.

Родителям, чересчур опекающим ребенка, необходимо перестроить свое поведение и дать сыну или дочери больше свободы. А безразличным – больше внимания уделять ребенку, активно участвовать в его жизни.

Если учеба заброшена из-за увлечений, то необходимо научить ребенка грамотно распределять время.

Причины «отбивающие» желание учиться могут быть и внутренними. Это:

  • страхи,
  • психологическая травма,
  • заниженная самооценка и комплексы,
  • ошибки мышления и негативные установки.

Для выявления таких причин поможет доверительный разговор с ребенком и при необходимости обращение к специалисту.

Вопрос мотивации ребенка к учебе не теряет свою актуальность, психологи могут порекомендовать уделить внимание следующим аспектам:

  • поддерживать интересы и увлечения ребенка,
  • учить школьника азам целеполагания,
  • поддерживать адекватную самооценку у сына или дочери,
  • уделить внимание атмосфере в классе и школе,
  • наладить благоприятную атмосферу в семье,
  • позаботиться об адекватном окружении ребенка.

Поддержка увлечений

Как уже упоминалось, лучше всего мотивирует школьника к учебе любовь к изучению нового. Именно поэтому еще с дошкольного возраста не нужно игнорировать интерес ребенка к окружающему миру, его вопросы. Даже если родители не знают ответ, они могут посмотреть его вместе с ребенком в интернете или энциклопедиях. Главное чтобы сын или дочь чувствовали, что их любопытство не вызывает негатива у родителей.

Наблюдая за ребенком важно обратить внимание на то, что интересно ему и поддерживать этот интерес. Специальные детские наборы для экспериментов, книги, в которых интересно и доступно рассказано об интересующей теме.


Если ребенку нравятся компьютерные игры, не беда, можно предложить ему пойти в кружок связанный с программированием или 3D моделированием, или компьютерной графикой, подобрать обучающие игры.

Целеполагание

Важно пояснить ребенку, что именно внутренний интерес поможет добиться успеха. Ребенок вполне может проследить эту взаимосвязь.

Любовь к обучению как процессу залог успеха в современном быстроменяющемся мире. Как же мотивировать к учебе через целеполагание:

  • личный опыт, на котором родители могут продемонстрировать, как осознанность помогает добиться результата,
  • учить ребенка формулировать цели и вместе находить пути достижения, составить список ежедневных действий,
  • объяснение причинно-следственных связей. Например, ребенок хочет стать разработчиком компьютерных игр и считает историю не интересным предметом. Родителям стоит пояснить, что в жизни могут пригодиться любые знания. Да и разрабатывая игру, основанную на историческом сюжете, без знаний по теме не обойтись.
  • адекватная обратная связь. Замечая успехи даже небольшие, родителям стоит хвалить ребенка таким образом, чтобы он сам «изнутри » осознал свой успех. Не: «Молодец решил трудную задачу». А: «Этот пример был трудным, но ты отлично с ним справился». После этих слов ребенок сам поймет, что он молодец и у него получилось.

Поддержание адекватной самооценки

Мотивируя ребенка к учебе, никогда не сравнивайте его с другими детьми, принижая его достоинство. Не нужно ругать за неуспехи привычными «болван» или «тупица». Все это лишь занизит самооценку ребенка, и это приведет к страху неудачи и отсутствию желания что-либо делать. Принимайте своего ребенка таким, какой он есть, и, чувствуя родительскую поддержку, он будет верить в свои силы.

В случае захваленного и избалованного ребенка с завышенной самооценкой проблема состоит в том, что он не видит и не признает свои ошибки, поэтому любая «плохая» отметка становится трагедией. Это может привести к тому, что у ребенка «опустятся руки» и он забросит учебу.

Атмосфера в школе и классе

Еще одним важным фактором, влияющим на мотивацию к обучению, является атмосфера в школе и классе. Родителям стоит посещать классные собрания и общаться с учителями, родителями других детей. Имея представление о том, как педагог относиться к детям, можно понять причину неуспеваемости. Если учитель груб и не вежлив это «отобьет» желание учиться.

Отношения с одноклассниками тоже важны. Класс, где высмеиваются прилежные ученики, лишит мотивации самого старательного ребенка.

Еще одним моментом, связанным со школой является психологическая готовность к ней. Ребенок может быть развит и много знать, самоконтроль еще плохо сформировался и ему сложно усидеть за одним монотонным занятием, лучше подождать со школой.

Атмосфера в семье

Возможно многие родители не придают значение обстановке в семье и ее влиянию на учебу. Но ребенок, переживающий из-за вечных сор и скандалов взрослых, тратит все свои эмоциональные силы на них, и на учебу ничего не остается. Еще хуже если ребенок становится участником конфликтов или ругань обрушивается на него.

Даже простая холодность в общении взрослых в семье не ускользает от детей, и они начинают винить себя, считать себя недостаточно хорошими и причиной разлада.


Окружение ребенка

Для детей 10-12 лет очень важно мнение окружающих, важно быть частью группы. Именно поэтому стоит перевести ребенка из «слабого» класса или школы. Среди не желающих учиться одноклассников ребенок не будет стремиться к успеху.

Так же важно подобрать секцию или кружок, где дети заинтересованы в результате. Стремление окружающих к достижениям мотивирует ребенка быть с ними на одном уровне.

Родителям не стоит делать культ из оценок и зацикливаться на них. Лучше отнестись к неуспеваемости спокойно и помочь ребенку найти причину неудачи. Ведь любовь к процессу изучения нового пригодиться на всю жизнь и точно важнее пресловутых пятерок.

Сегодня все чаще учителя начальных классов сетуют на то, что у школьников снижена или совершенно отсутствует мотивация к обучению. Дети не хотят учиться, проявляют равнодушие к знаниям, оценкам, не стремятся к познанию нового. Вслед за педагогами такое негативное отношение к учебе волнует и родителей, особенно тех, чьи дети собираются поступать в первый класс. Взрослые понимают, что для успешного обучения, кроме умения считать и читать, у ребят должно быть желание учиться. Но как привить такое желание своему чаду? Психологи утверждают, что у ребенка, в первую очередь, должны быть сформированы учебные мотивы. Поэтому недостаточно только научить дошкольника практическим умениям и думать, что он готов к обучению в школе. Нельзя забывать о мотивационной готовности и формировать ее задолго до того, как ребёнок пойдет в первый класс. Наукой давно доказано, что стремление к новым знаниям (мотивация) заложено в людях генетически: даже в древности человек, открывая новое, испытывал радость, душевный подъем. Такое стремление свойственно и маленьким деткам, поэтому в условиях домашнего воспитания сформировать мотивацию достаточно просто, если следовать рекомендациям психологов.

Что надо знать о мотивации родителям

С чего начинать родителям, которые хотят своевременно мотивировать ребенка к учебе? По мнению психологов, для этого необходимо развитие у будущего школьника таких учебных мотивов, как:

  • желание учиться и овладевать знаниями;
  • радоваться процессу обучения;
  • побуждение к самостоятельным открытиям на уроках;
  • стремление к учебному успеху в школе;
  • желание получать высокие отметки за свои знания;
  • стремление к правильному и усердному выполнению заданий;
  • стремление к позитивному общению с одноклассниками и учителями;
  • умение подчиняться школьным требованиям;
  • навыки самоконтроля.

Такое отношение к будущей учёбе родители должны закладывать у своего чада с раннего детства, когда он только начинает познавать мир. Но что делать, если ребенок уже стал школьником, а желание учиться так и не появилось? Родителям первоклашек нужно серьезно отнестись к этой проблеме и постараться понять, в какой степени она существует у ребенка. Определить уровень мотивации и степень адаптации в школе маленького ученика поможет простой психологический тест, который можно провести в домашних условиях.

Тест - опросник

Взрослый в доверительной беседе спрашивает ребенка и фиксирует его ответы:

  1. Тебе нравится в школе или не очень? (не очень; нравится; не нравится)
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома? (чаще хочется остаться дома; бывает по-разному; иду с радостью)
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? (не знаю; остался бы дома; пошел бы в школу)
  4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки? (не нравится; бывает по-разному; нравится)
  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? (хотел бы; не хотел бы; не знаю)
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? (не знаю; не хотел бы; хотел бы)
  7. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? (точно не знаю; хотел бы; не хотел бы)
  8. У тебя в классе много друзей? (много; мало; нет друзей)
  9. Тебе нравятся твои одноклассники? (нравятся; не очень; не нравятся)
  10. (Вопрос для родителей) Ребенок часто рассказывает вам о школе?(часто; редко; не рассказываю)

Положительное отношение к школе оценивается в 3 балла; нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) - 1 балл; отрицательное отношение к школе - 0 баллов.

25 - 30 баллов - высокий уровень учебной мотивации. Учащимся присущи высокие познавательные мотивы, стремление успешно выполнять все предъявляемые требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

20 - 24 балла - хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

15 - 19 баллов - положительное отношение к школе, но привлекательны внеучебные ситуации. Школьники благополучно чувствуют себя в школьной среде, однакостремятся больше общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивые школьные принадлежности (портфель, ручки, тетради).

10 - 14 баллов - низкая учебная мотивация. Школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, так как не справляются с учебой, имеют проблемы в общении с одноклассниками, с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, могут плакать, проситься домой. Нередко ученики могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания, следовать правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения психического здоровья.

Почему возникает отсутствие мотивации к обучению: 10 ошибок родителей

Педагоги утверждают, что в детском саду и школе многое делается для детей, чтобы развивать у них познавательные мотивы и учебную мотивацию. Между тем, сами родители по незнанию совершают ошибки в воспитании детишек, приводящие к потере у них желания учиться. Самыми типичными из них являются:

  1. Ошибочное мнение взрослых о том, что ребенок готов успешно обучаться, если у него накоплен большой объем знаний и умений. Родители учат свое чадо читать и писать, побуждают заучивать длинные стихи, изучать иностранные языки, решать логические задачи. Порой они забывают, что интеллектуальная готовность не заменяет психологическую, куда входит и учебная мотивация. Часто такие интенсивные занятия проходят в ущерб основной деятельности маленьких ребят - игре, что приводит к появлению у них стойкого отвращения к учебе.
  2. Еще одной распространенной ошибкой является стремление родителей как можно раньше отдать малыша в школу , не учитывая уровень его психологической и физической готовности. Они считают, если дошкольник много знает, то ему пора учиться. Между тем, психологи напоминают, что помимо развитого интеллекта не менее важен уровень психического и физического созревания будущего школьника. Неподготовленному ребенку , он быстро устает, мелкая моторика недостаточно развита. Все трудности, которые приходится преодолевать маленькому ученику, приводят к нежеланию учиться, снижается мотивация к обучению.
  3. Грубой ошибкой семейного воспитания психологи считают завышение требований к малышу без учета его возрастных особенностей и индивидуальных возможностей, упреки в лени, нежелании выполнять указания взрослых. В результате может образоваться заниженная самооценка, которая мешает ребенку правильно оценивать себя и строить взаимоотношения со сверстниками. Категорически неприемлемо как необоснованное захваливание, так и принижение достоинств учащегося, так как отрицательно влияет на развитие учебной мотивации у младших школьников
  4. В семье, где нет четкой организации жизни для маленького школьника , например, не соблюдается режим дня, отсутствует физическая нагрузка, занятия проводятся хаотично, мало прогулок на свежем воздухе; у школьника также не будет сформирована учебная мотивация. В школе такому ученику трудно выполнять требования педагога, подчиняться школьным правилам, нормам поведения.
  5. Одним из недопустимых нарушений семейного воспитания психологи считают, когда нет единых требований к ребенку со стороны всех взрослых в семье. Если требования одного противоречат требованиям другого, ребенок всегда найдет возможность уклониться от выполнения домашних заданий, притвориться больным, чтобы пропускать уроки, необоснованно жалуется на учителя и других учащихся. Такое поведение не дает полноценного развития учебной мотивации.
  6. Неправильное поведение взрослых по отношению к школьнику, например, сравнение его достижений с успехами других детей, высмеивание неудач в школе (например, плохой оценки "двоечник несчастный", трудностей в письме "пишешь, как курица лапой", медленного чтения "уснешь, пока ты прочитаешь"), некорректные замечания в присутствии других ребят ("вот другие ребята - молодцы, а ты..."). Тогда как только чуткое отношение взрослых к школьным проблемам ученика и помощь в их преодолении поможет развитию мотивации.
  7. Использование угроз и физических наказаний , если ребенок получает плохие оценки, не успевает выполнять домашние задания, вместо того, чтобы разобраться в причинах, поинтересоваться, как школьник учился сегодня, что получилось, а с чем стоит поработать.
  8. Неблагополучные отношения в семье , разлад между близкими отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Младший школьник, находящийся в постоянном напряжении, не может адекватно относиться к учебе, получать хорошие оценки, радоваться своим успехам. Родителям следует позаботиться о психологическом климате в семье, чтобы повлиять на повышение мотивации.
  9. Школьники, которые не посещали детский сад , не овладевают умением бесконфликтного общения со сверстниками, имеют низкий уровень самоконтроля, несформированность произвольного поведения. Все это мешает выработке учебной мотивации младших школьников.
  10. Проецирование родителями своих несбывшихся надежд на ребенка. Часто взрослые, не реализовавшие свои интересы в детстве, перекладывают их на ребятишек, не считаясь с мнением ребенка. Например, хотят видеть в нем отличника, талантливого музыканта, лидера класса, и возлагают на него большие надежды. Сам же школьник имеет свои собственные интересы, отличные от родительских, поэтому неоправданные чаяния взрослых совсем не мотивируют его на учебу. Полезнее продумать, как мотивировать ребенка учиться в опоре на его пожелания и стремления.

Большинство родителей ошибочно полагают, что они не в силах замотивировать школьника на учебу и это могут сделать только педагоги. Однако, без активной помощи семьи не всегда развивается мотивация учебной деятельности даже в школе. Гораздо быстрее и результативнее мотивация младших школьников сформируется общими усилиями педагогов и родителей. Какие способы и методы необходимо использовать для развития учебной мотивации в домашних условиях? Вот, что советуют психологи для мотивации учения школьников:

  • Будьте примером для ребенка. Часто можно заметить, что у младшего школьника нежелание учиться проявляется в неприязненном отношении к какому-то учебному предмету. Например, одни школьники не любят читать, поэтому с трудом воспринимают уроки чтения, другие испытывают трудности в решении задач и т. д. Для преодоления подобных ситуаций полезен будет пример родителей. Хотите привить любовь к урокам литературы? Читайте чаще вслух, устраивайте семейные чтения, вечера загадок, стихотворные конкурсы с поощрительными призами. Любые интересные методы сыграют на развитие мотивации.
  • Создавайте общие интересы. Когда родители хорошо осведомлены об интересах своего чада, гораздо легче вместе познавать новое. Например, увлеченность младшего школьника животными поможет сформировать любовь к урокам природоведения, опираясь на артистичность первоклашки, можно приохотить его к чтению по ролям, любовь к рисованию сможет проявиться в интересе к зарисовкам природы, составлению геометрических узоров, хорошая логика поможет полюбить математику. Очень многое зависит от внимательных родителей, которые хорошо зная свое чадо, могут без труда повлиять на такой важный момент, как мотивация к учебе.
  • Организуйте полезное общение со сверстниками. В семье всегда должны знать, кто является другом вашего дитя. Чтобы извлечь пользу от общения ребенка со сверстниками, можно подобрать ему хорошее окружение, например, в кружках, секциях, клубах по интересам. В такой среде, отвечающей потребностям школьника, он всегда будет стремиться не отставать от других ребят ни в учебе, ни в спорте и т. д.
  • Правильно распределите жизнь школьника. В своем стремлении оптимально загрузить ребенка полезными занятиями, чтобы он не сидел без дела, родители иногда выходят за пределы возможного. Надо понимать, что младшему школьнику важен правильный распорядок дня, когда физические и интеллектуальные нагрузки чередуются с отдыхом, хобби, игрой, прогулками. В младшем школьном возрасте, когда только идет становление произвольности действий, ребенок не в состоянии сам контролировать время и действия. В этот период важен контроль взрослых, которые подскажут школьнику, как распределить свое время, какие уроки делать в первую очередь, как совместить отдых и занятия.
  • Никаких сравнений! Ничто так не мешает школьнику в развитии учебной мотивации, как сравнение его с другими детьми. Любящие родители принимают ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, понимая, что все недостатки ребенка - это пробелы их воспитания. Полезно научиться оценивать домашние задания школьника, работу в классе. Для этого желательно почаще контактировать с учителем, обсуждая успехи или неудачи ребенка в школе.
  • Эврика (греч. heureka - я нашел)! Сделайте своего ребенка первооткрывателем, создайте эмоциональный настрой при получении новых знаний. Хорошо, когда родитель вместе с ребенком узнает что-то новое, выражает радость, удовлетворение от оригинального решения какой-либо задачи, возникновении идеи, при этом необходимо подчеркнуть наличие знаний для нахождения решений. Для школьника - первооткрывателя учение всегда является удовольствием.

  • Создайте систему поощрений за хорошую учебу. Правильное поощрение используется как мотивация учения школьников. Полезно договориться с маленьким учеником, как его успехи в учении будут поощряться. Есть семьи, где нормой является материальное поощрение. Как показывает практика, это работает до поры до времени, становясь старше ребенок начинает добывать хорошие оценки любыми способами. Гораздо важнее, когда поощрение станет продолжением эмоционального подъема ребенка. Для младшеклассников ценным всегда является общение с родителями, поэтому поощрением могут быть семейные походы, путешествия, экскурсии, прогулки с интересными событиями (в цирк, театр, боулинг, спортивные соревнования). Выбор поощрений зависит от интересов ребенка. Совместите приятное с полезным, вся семья получит удовольствие!

Не так уж много детей проявляет желание учиться. А ведь это необходимо. Как же сформировать у ребенка желание учиться? Как мотивировать школьника?

Причины низкой мотивации

Прежде всего, нужно разобраться, почему ? Может ему неинтересно? Или он просто ленится?

Вот основные причины:
- семейные проблемы – если дома ссоры и конфликты, это обязательно отразится на ребенке;
- напряженные отношения в классе – если школьника обижают или смеются над ним, вряд ли у ребенка будет большое желание снова идти в класс и учиться;
- переход в новую школу – это стресс для ребенка, поэтому он может стать неуверенным в себе, скованным. А если еще и друзей школьнику долго не удается найти, дискомфорт обостряется;
- отсутствие навыков самостоятельности – если родители чрезмерно опекают ребенка, все делают за него, ученик не воспринимает учебу правильно и не знает, как что-то делать самостоятельно;
- безучастность родителей – если родители не интересуются школьными делами ребенка, не хвалят за хорошие оценки;
- отсутствие интереса к учебе – то есть, ребенку неинтересно учиться. Тут уже придется родителям заинтересовывать школьника, если это не делают преподаватели на уроках;
- особенности поведения – чрезмерная стеснительность или неуверенность в себе тоже мешают учебе;
- нарушение в развитии ребенка – проблемы со здоровьем могут быть серьезным препятствием на пути к успешной учебе.

Естественно, узнав причину низкой мотивации к учебе, можно попробовать справиться с проблемой.

Что могут сделать родители?

Конечно, необходимо всегда поддерживать в ребенке интерес к учебе. А для этого находить дополнительную литературу по каждому предмету. При этом информация должна быть действительно интересной. Например, занимательные задачи по математике, интересные факты по истории. Если ребенок что-то не понимает, стараться объяснять в доступной и интересной форме. Несколько раз в неделю с ребенком следует заниматься уроками-играми, для этого заранее подобрать материал и сюжет. Конечно, последний совет больше относится к детям, которые учатся в начальной школе.

Если , поощрять эти увлечения. Можно записать школьника на лекции по предмету, который ему нравится или приобрести интересные книги по соответствующей теме. А еще иногда очень помогают автобиографии известных людей. Особенно, если ребенок стремится кому-то подражать.

Очень важно всегда интересоваться, как прошел день школьника, что нового он изучил, что интересного узнал. И слушать надо внимательно, а не между делом. Необходимо хвалить школьника даже за небольшие успехи. А еще важно выработать определенный режим дня. Это поможет ученику не переутомляться.

Естественно, для того, чтобы школьник хотел учиться, ему необходимо создать спокойную атмосферу дома. Если существуют проблемы со здоровьем, заняться лечением. Проблема в общении с одноклассниками? Нужно решить этот вопрос и помочь подружиться с другими ребятами.

Что не нужно делать родителям?

Иногда родители совершают ошибки, пытаясь мотивировать ребенка на учебу. И это может еще больше ухудшить ситуацию.

Чего не следует делать? Нельзя:
- критиковать и высмеивать – если у ребенка что-то не получается, надо помочь;
- выполнять все домашние задания – школьник должен работать самостоятельно, но если что-то дается сложно, нужно помочь;
- требовать выполнения непосильных задач – бывает, что ребенку не дается язык или математика. Не стоит требовать отличной оценки, лучше стремиться улучшить знания;
- наказывать за плохие оценки – особенно, если ребенок сам расстроен. Лучше дополнительно позаниматься;
- сравнивать с другими детьми, которые более успешны – это не способствует мотивации;
- чрезмерно вмешиваться в личную жизнь – особенно это касается подростка. Необходимо предоставить подростку определенное личное пространство;
- судить о способностях, ориентируясь лишь на оценки – иногда имеет не слишком хорошие оценки по определенным предметам, и наоборот.

Если в начальной школе стоит делать упор на интерес к предметам, то в старшей стоит обсудить планы ребенка на будущее. Побеседовать на тему будущей профессии, узнать, кем он хочет стать и что для этого надо. Если же подросток еще не выбрал профессию, стоит поискать ее вместе, опираясь на предметы, которые ребенку интересны, которые он больше понимает.

Конечно, постоянно мотивировать ребенка на учебу – довольно сложное занятие. Однако если родители хотят, чтобы их ребенок вырос успешным и был счастливым, придется делать это регулярно. Главное, не отбить у школьника желание к учебе вообще. А для этого следует давать больше самостоятельности, но в то же время держать руку на пульсе: помогать и поддерживать.

«Ученье – свет!» – твердят многие родители своим детям. Однако одних этих слов недостаточно. Чтобы школьник по-настоящему хотел учиться, родители должны помочь ему не только осознать необходимость учёбы, но и понять, что это может быть интересно.

Почему он не хочет учиться?

Первый шаг к успеху – осознание масштаба проблемы. Если у ребёнка был сложный день, и он просто не находит в себе сил сделать уроки, это вовсе не означает, что пора «бить в колокола» и читать ему лекцию о том, что его ждёт профессия дворника. Самое важное, что следует сделать в первую очередь – понять, по каким причинам чадо не хочет учиться.
Самые распространенные из них – следующие:


Виды мотивации

Психологи выделяют два вида мотивации: отрицательная и положительная.

  • Отрицательная мотивация к любому виду деятельности предполагает наличие отрицательного стимула. Например, это может быть страх перед наказанием за отказ от занятия этой деятельностью.
  • Положительная (конструктивная) мотивация означает ориентацию на какой-либо положительный стимул.

Какой же из видов мотивации наиболее эффективен? Чтобы ответить на этот вопрос, сразу проведём ассоциацию с методом «кнута и пряника». Вы, наверное, уже догадались, что кнут – это отрицательная мотивация, а пряник – положительная.

«Метод кнута» не приемлем ни при какой ситуации, а тем более – по отношению к ребёнку. Даже если, к примеру, угрозы наказания за плохие отметки заставляют ребёнка учиться лучше, то это только внешний результат. Чувство дискомфорта и постоянного страха будут сковывать малыша, и он будет подходить к учёбе формально.

К примерам отрицательной мотивации также можно отнести:

  • преувеличение родителями важности отметок;
  • позиционирование учёбы как долга;
  • уловки, шантаж и запугивание.

Конструктивно стимулировать школьника к учёбе тоже нужно правильно, поэтому стоит подробнее остановиться на конкретных приёмах положительной мотивации.

Как мотивировать ребёнка на учёбу

Ошибочно полагать, что заинтересовать ребёнка учёбой должен только учитель. Каждый ученик индивидуален, педагог попросту не успеет за урок найти подход к каждому, поэтому школьники должны хотеть учиться, только тогда им будет интересно.

Какие же приёмы использовать родителям, чтобы повысить интерес их ребёнка к учебной деятельности?


Главное, что может дать родитель своему чаду, – это любовь и поддержка. Успеха в любом начинании достигнет только ребёнок, окружённый искренней любовью.