Выявление частной методической проблемы в доу. Организация методической работы в доу

Организация методической работы в ДОУ

Организатором методической работы в дошкольном образовательном учреждении является старший воспитатель, поэтому в повседневном общении его также называют методистом. Как в имени человека изначально заложено некое значение, так и в названии профессии. Именно в слове «методист», в каждой букве – направление, содержание, суть нашей работы.

Миссионер – должен убедить другого поверить в то, во что верит сам, уметь увлечь, повести за собой.

Единомышленник. Основное желание старшего воспитателя - сделать так, чтобы весь коллектив мыслил в едином порыве, был нацелен на работу.

Творец – постоянно находится в творческом поиске.

Организатор – создание рациональной структуры ДОУ, которая направлена на обеспечение качества образовательного процесса.

Дипломат. Нельзя эффективно руководить людьми, если ты не умеешь находить подход к человеку, если не способен на компромисс. Мы должны стараться управлять своими чувствами, переживаниями и поведением, уметь уважать окружающих. Как дипломаты, мы не имеем права на грубость и раздражение, на невнимание и нерешительность. Мы должны быть мудрыми, гибкими и высокопрофессиональными.

Изобретатель – новатор, источник идей, информации.

Стратег. Старший воспитатель должен владеть искусством планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах.

Тактик – в нашей работе необходима разработка приемов, способов достижения поставленной цели.

Старший воспитатель – это стратег и тактик

воспитательно-образовательного процесса.

В ДОУ построена следующая система работы

старшего воспитателя:

Основные направления в деятельности старшего воспитателя, направленные на повышение качества образовательного процесса.

Планирование

Старший воспитатель осуществляет планирование:

- годового плана ДОУ;

Перспективного плана по разделам программы;

Перспективного плана по различным направлениям деятельности ДОУ;

Перспективного и календарного плана деятельности старшего воспитателя.

Одним из условий полноценного планирования является мониторинг деятельности дошкольного учреждения и включает в себя следующую информацию:

Выполнение и усвоение детьми программного материала по всем направлениям;

Уровень готовности детей подготовительных групп к обучению в школе;

Мониторинг участия педагогов в методических мероприятиях;

Создание условий комфортного пребывания детей и т.д.

Организация воспитательно-образовательного процесса

включает в себя:

Распределение видов деятельности согласно возрастным особенностям детей;

Организацию работы педагогов;

Обеспечение выполнения программы;

Постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.

Работа с педагогами

Работа с коллективом разнообразна и включает в себя следующие направления:

Анкетирование;

Консультации разных форм: индивидуальные, групповые;

Педагогические советы, семинары, практикумы и другие формы организационно-методических мероприятий;

Открытые просмотры НОД, взаимопосещения;

Обмен опытом (наставничество, педагогическая практика);

Организация работы «Школы молодого воспитателя»;

Участие педагогов в работе методических объединений;

Повышение квалификации педагогов.

Контроль

Старший воспитатель осуществляет контроль за работой педагогов:

Систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы;

По графику посещает НОД в группах;

Следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета. И, конечно, каждый контроль имеет логическое завершение в виде обсуждения, рекомендаций, поощрения, внедрения и выявления опыта.

Работа с родителями и социумом - важное направление в деятельности старшего воспитателя, которое заключается в следующем:

- информирование родителей на родительских собраниях о содержании работы с детьми по разделам программы;

Подготовка стендов, папок-передвижек, посвященных семейному воспитанию и пр.;

Налаживание контактов с социокультурными учреждениями.

Создание предметно-развивающей среды

Организация пространства методического кабинета;

Приобретение пособий, методической литературы, игрушек;

Оформление стендов, выставок.

Творческой атмосфере в дошкольном учреждении способствует активная, поставленная на научную основу деятельность старшего воспитателя. Именно он должен показывать пример в стремлении овладеть новыми знаниями, в использовании нестандартных приемов в работе с детьми и педагогами. Старший воспитатель должен хорошо узнать каждого педагога и выбрать те формы и методы работы, которые, в конечном итоге, будут содействовать созданию коллектива единомышленников, главная цель которого – забота о благополучии и развитии самых маленьких членов общества.

ДОКУМЕНТЫ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

Методический кабинет в детском саду - это центр сбора педагогической информации. Для педагогов это «Копилка педагогической информации». В методическом кабинете также находятся следующие документы:

Нормативные документы;
- педагогическая литература;
- методическая литература;
- детская литература;
- передовой педагогический опыт;
- парциальные программы педагогов детского сада.

В методическом кабинете имеется обязательная документация .

Годовой план работы детского сада:
- Методическая работа с кадрами.
- Тетрадь протоколов заседаний Совета педагогов.
- Личный план работы с кадрами на месяц.
- Журнал поступления и учета литературы, пособий.
- Документация о состоянии учебно-воспитательной работы.
- Журнал учета использования воспитателями пособий, литературы, методических разработок.

Функция методиста не контролирующая, а направляющая. Основная деятельность методиста – это оперативная, индивидуализированная помощь каждому педагогу и особенно молодому специалисту в:

$1· Решение актуальных проблем, реализации потребностей, возникающих в образовательном процессе,

$1· Адаптации к новым условиях образовательного процесса,

$1· Планировании и организации профессионального развития и совершенствования.

Помощь методиста состоит в эффективном доведении до работника образования информации о новых условиях в форме текстов с необходимыми ссылками (как правило, размещаемых в Интернете, а также в бумажной форме), массовых бесед, обсуждений. Принципиальным является реагирование методиста на все возникающие в связи с новыми условиями вопросы. Эти вопросы задаются на обсуждениях, педсоветах. Индивидуальное занятие методиста с работником образования является наиболее ценным и дефицитным ресурсом методической деятельности.

При планировании индивидуального занятия методиста с работником последний представляет перечень направлений и вопросов, в которых он ожидает продвижение в ходе занятия, этот перечень корректируется и дополняется методистом. Методист формулирует индивидуальное задание для педагога, выполнение которого необходимо до проведения занятия, получает отчет о результате выполнения задания, проводит само занятие, формулирует задание для выполнения после занятия, фиксирует результат занятия непосредственно после него и отсроченный.
Методист подбирает нужную литературу по требованию педагога, помогает в подготовке к проведению занятия.

Методическая работа в ДОУ - это комплексная система мер, взаимосвязанных между собой, в основе которой - научные достижения и педагогический опыт (в т. ч. и прогрессивные идеи). Она направлена на профессиональных умений, навыков воспитателя и всего педагогического коллектива.

Направления работы

В дошкольных учреждениях уже сформировались способы повышения уровня мастерства педагогов. Но часто между различными видами методической работы в ДОУ нет четкой взаимосвязи. Поэтому задачей заведующей детского сада и методиста является формирование единой системы и поиск эффективных, доступных методов мастерства.

  • воспитательное - повышение квалификации воспитателей в теоретическом плане и овладение современными методиками взаимодействия с детьми;
  • дидактическое - получение знаний по повышению эффективности работы детского сада;
  • психологическое - проведение занятий по психологии (общей, возрастной, педагогической);
  • физиологическое - проведение занятий по физиологии и гигиене;
  • техническое - воспитатель должен уметь применять ИКТ в своей работе;
  • самообразовательное - чтение специальной литературы, посещение семинаров на актуальные темы.

Такое большое разнообразие направлений методической работы в ДОУ нуждается в подборе наиболее эффективных форм взаимодействия с педагогическими кадрами.

Формы проведения

Они подразделяются на две группы: индивидуальные и групповые.

  1. - высший орган руководства всего воспитательно-образовательного процесса. Решает конкретные задачи.
  2. Консультирование - воспитатель может получить консультацию на интересующий его вопрос.
  3. Семинары - на них идет обсуждение определенной тематики, могут приглашаться специалисты из других учреждений. А на семинарах-практикумах проводится совершенствование умений педагогов.
  4. Открытое занятие.
  5. Деловые игры - имитация принятие каких-либо важных решений в разных ситуациях.
  6. "Круглый стол".
  7. Педагогическая газета - объединение коллектива при помощи творчества.
  8. Творческие микрогруппы - они организуются для поиска эффективных методов работы.
  9. Работа над общей для всех методической темой.
  10. Самообразование воспитателей.

Желательно использовать все формы организации методической работы в ДОУ (которых больше вышеперечисленных), чтобы достичь наиболее эффективных результатов.

Вывод

Методическая работа - это один из важных аспектов, которому нужно уделять внимание. При правильной организации, не без участия заведующей и методиста, она способна мотивировать педагогов к профессиональному росту. Поэтому ведется поиск новых, нестандартных форм для повышения квалификации. Это не значит, что традиционные будут не нужны. Только в сочетании с устоявшимися и современными методиками можно создать профессиональный и сплоченный педагогический коллектив.

Типовым положением о ДОУ в Российской Федерации определены основные задачи дошкольного образования:

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; физическое, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей; оказание помощи семье в воспитании детей.

Мобилизовать воспитателей для решения данных задач призвана специально организованная методическая работа.

Методическая работа в дошкольном учреждении - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом, развитие творческого потенциала, повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

Методическое руководство в ДОУ осуществляется старшим воспитателем. В его деятельности условно можно выделить два направления: научное управление педагогическим процессом и методическое обеспечение педагогического процесса.

Любая управленческая деятельность, к которой относится и деятельность старшего воспитателя ДОУ, строится на основе теории управления. Основным компонентом управленческой деятельности является определение цели. Цель - это идеально планируемый результат.

Основными целями методической работы могут быть:

повышение педагогической квалификации как отдельного воспитателя, так и коллектива в целом;

освоение новых педагогических технологий;

оказание помощи воспитателям в создании и развитии их индивидуальных методических систем;

развитие гуманистической направленности личности каждого воспитателя. Реализации данных целей способствуют задачи:

1. Выявить исходный уровень педагогического мастерства каждого воспитателя.

2. Выработать у воспитателей потребность в саморазвитии, самообразовании.

3. Развить гуманистическую направленность личности каждого воспитателя.

4. Развить педагогическую технику.

Организация методической работы включает в себя целый ряд важнейших функций:

изучение, анализ состояния дел в ДОУ с учетом нового «социального заказа»;

выбор цели и конкретных задач деятельности;

планирование содержания, форм и методов, путей и средств достижения целей;

стимулирование, оказание практической помощи воспитателям на основании

результатов диагностики;

комплектование проблемных групп педагогов;

подведение итогов каждого этапа методической работы и определение новых

ближних и дальних перспектив;

сбор и обработка полученной информации;

корректировка образовательного процесса в ходе различных методических занятий

с воспитателями;

поощрение творческих работников, создание атмосферы сотрудничества,

взаимопонимания и взаимопомощи.

Содержание методической работы в дошкольном учреждении определяется поставленными целями и задачами с учетом результатов воспитательно-образовательного процесса данного ДОУ, уровня педагогического мастерства и квалификации воспитателей, зрелости и сплоченности конкретного педагогического коллектива. В содержание методической работы включаются следующие направления:

1. Воспитательное. Предусматривает формирование у воспитателей нового
педагогического мышления в условиях гуманизации воспитательного процесса.

2. Дидактическое. Направлено на повышение профессиональной компетентности по
наиболее актуальным проблемам повышения эффективности обучения детей в ДОУ.

3. Психологическое. Ориентировано на актуализацию знаний воспитателей в
области общей, возрастной и педагогической психологии.

4. Физиологическое. Предусматривает повышение квалификации по общей и
возрастной физиологии и гигиене.

С целью определения эффективности методической работы можно выделить ряд основных критериев:

1 .Результативность основных показателей (уровень педагогического мастерства педколлектива; атмосфера творчества в организации и ходе воспитательно-образовательного процесса; наличие авторских программ и технологий; уровень интеллектуального, физического и личностного развития воспитанников ДОУ и др.).

2. Системность в методической работе (соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы).

З.Этапностъ. Эффективность методической работы определяется наличием следующих последовательных этапов:

1-й этап - теоретический. Цель: ознакомление с идеями, передовыми системами, их осмысление.

2-й этап - методический. Цель: показ лучших образцов передового опыта; проектирование индивидуальной методической системы.

3-й этап - практический. Цель: апробация новых образовательных технологий, индивидуальных методических систем.

4-й этап - аналитический. Цель: определение эффективности методической работы; анализ причин, вызывающих наиболее типичные затруднения; планирование способов их устранения.

4.Взаимосвязь этапов и форм методической работы. Практикой доказана целесообразность выбора той или иной формы методической работы в зависимости от ее этапа.

Так, на теоретическом этапе эффективны следующие формы: лекции, научно-теоретические конференции, теоретические и проблемные семинары, консультации, аннотация литературы, аукцион педагогических знаний.

На методическом этапе целесообразны методические консультации, коллоквиумы, обзоры передового педагогического опыта, психолого-педагогические семинары, научно-методические семинары и конференции, педагогические ринги.

На практическом этапе - практикумы, «творческие лаборатории», взаимопосещения, творческие отчеты, научно-практические семинары и конференции.

На аналитическом этапе - оранизационно-деятельные игры, «эстафеты» педагогического опыта, конкурсы педагогического мастерства, аукционы педагогических идей, брейн-ринги, педсоветы (по опыту контроля за воспитательно-образовательным процессом, результатам диагностики воспитателей и детей).

5. Дифференциация. Данный критерий предполагает организацию методической
работы с учетом уровня профессионализма и готовности к саморазвитию. Выделяют три
уровня педмастерства:


Низкий (интуитивный);

Средний (поисковый);

Высокий (мастерский).

В соответствии с уровнем педмастерства воспитателей методист разрабатывает индивидуальные варианты методической работы. Так, методическая работа с воспитателями низкого уровня направлена на мотивацию к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями; с воспитателями среднего уровня - на стимулирование творчества и создание индивидуальной педагогической системы.

Важная роль в работе старшего воспитателя отводится организации работы методического кабинета в ДОУ, который является центром сбора, обобщения и распространения педагогического опыта.

Оснащение методического кабинета может быть представлено следующими разделами:

нормативные и инструктивные материалы;

методические материалы;

методическая, научно-исследовательская и справочная литература;

дидактический и наглядный материал;

детская художественная литература;

передовой педагогический опыт;

материалы по работе с родителями.

Литература:

1. Бондаренко А., Поздняк Л., Шкатулла В. Заведующий дошкольным учреждением. - М.,
1984.

2. Васильева А., Бахтурина Л., Кабитина И. Старший воспитатель детского сада.
-М., 1990.

3. Белая К. О нетрадиционных формах работы/Дошкольное воспитание. 1990, №12.

4. Белая К. Методическое обеспечение системы дошкольного образования в Москве.
/Дошк.восп. 1997, №2.

5.Никишина И.В. Методическая работа в дошкольном учреждении: организация, управление. Волгоград, 1995.

6. Калмыкова В. Руководство общественным дошкольным воспитанием в районе. М.,
1997.-с.34-38.

7. Стеркина Р. Современные проблемы научно-методического обеспечения системы
дошкольного образования /Дошкольное воспитание. 1991, №5 - с.40.

Контрольные задания по теме: «Организация методической работы в ДОУ»

1. На что направлена специально организованная методическая работа?

а).................... б)................. в)...............

2. Дайте определение понятия «методическая работа».

3. Рассмотрите нижепредложенную схему, дополните ее, указав все функции
организации методической работы.

Методическая работа

Организация методической работы






4. Что в методической работе определяется целями и задачами с учетом
результатов воспитательного процесса ДОУ, уровня педагогического мастерства и
квалификации воспитателей, зрелости и сплоченности конкретного педагогического
коллектива?

5. Какие два главных направления можно выделить в деятельности старшего
воспитателя?

I ..................................... II ...........................

6. Сопоставьте направления методической работы с их характеристиками:

а) воспитательное 1) обновление знаний воспитателей по наиболее актуальным

б) физиологическое проблемам повышения эффективности обучения детей в ДОУ;


в) дидактическое 2) повышение квалификации воспитателей

г) психологическое по вопросам теории и методики воспитания

дошкольников в условиях личностного подхода и гуманизации образовательного процесса.

7. Назовите четыре основных критерия эффективности методической работы:

а)........................ б)...................... в).................... г).......................

8. Верно ли, что системность (критерий эффективности методической работы) -
это соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы?

9. Заполните таблицу, внесите в графы необходимые буквы, предварительно дав
определения понятиям: «цель» и «задача»:

а) формирование индивидуальных методических систем отдельных воспитателей;

б) развитие гуманистической направленности личности каждого воспитателя;

в) развитие педагогической техники: организаторских, коммуникативных и других
умений;

г) выработка у воспитателей потребности в саморазвитии, самообразовании и
самовоспитании;

д) повышение педагогического мастерства каждого воспитателя и педагогического
коллектива в целом;

е) выявление исходного уровня педагогического мастерства каждого воспитателя (уровня его
знаний, педагогических способностей и умений);

ж) освоение новых педагогических технологий.

10. С воспитателями какого уровня методическая работа предполагает
стимулирование ценностной ориентации на творчество в их педагогической деятельности,
на создание индивидуальной методической системы? Выберите верный ответ, отметьте
его каким-либо знаком:

11. С воспитателями какого уровня методическая работа ориентируется на
выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение
творческими знаниями? Выберите верный ответ, отметьте его каким-либо знаком:

а) мастерский, б) поисковый, в) интуитивный.

12. С воспитателями какого уровня методическая работа направлена на
формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой?
Выберите верный ответ, отметьте его каким-либо знаком:

а) мастерский, б) поисковый, в) интуитивный.

13. Сопоставьте этапы методической работы в ДОУ с их целями и задачами:

1) теоретический, а) выявление результативности работы, анализ

2) методический, наиболее типичных затруднений и способов их

3) практический, устранения;

4) аналитический. б) построение замысла индивидуальной методической системы;

в) осознание идеи, осмысление передовых систем;

г) показ лучших образцов передового опыта;

д) самостоятельная разработка и апробация воспитателями
новых технологий обучения и воспитания.


ПРИЛОЖЕНИЕ


Похожая информация.


Заместитель заведующего по МВР Аксенюк В.Р.

первая категория

Успех работы дошкольного учреждения во многом зависит от качества методической работы с кадрами. Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все её формы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателя.

Методическая работа в детском саду проводится по следующим направлениям:

Направления методической работы взаимосвязаны друг с другом и позволяют повышать теоретический уровень и мастерство педагогов,тем самым обогащают содержание педагогического процесса.

Информационно- аналитическое направление.

Для того чтобы решать различные педагогические проблемы и творчески организовать методическую работу, необходимо владеть информацией о состоянии работы ДОУ, новых направлениях в педагогике и психологии дошкольного воспитания и образования, о новых программах и технологиях, а также об уровне профессиональной компетенции педагогов. В ДОУ создан банк данных о педагогах, их образовательном уровне, стаже и т. д.

Важное направление работы с педагогическими кадрами – организация повышения их квалификации. В ДОУ составляется перспективный план на следующий учебный год, в котором предусматриваются сроки и формы повышения квалификации педагогов и курсовой подготовки. Цель аттестации – определить соответствие уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям квалификации и квалификационной категории.

Педагоги ДОУ систематически проходят переподготовку на курсах повышения квалификации в ИДПОПР г.Челябинска и при УО г. Копейска.

Для повышения самообразования и уровня профессиональной компетенции педагогов по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста создана и постоянно пополняется библиотека специальной психолого – педагогической литературы.

Ежегодно оформляется подписка на периодические издания:

    «Дошкольное воспитание»,

    «Дошкольная педагогика»,

    «Обруч»,

    «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» и многие другие).

Знакомство с интересной и новой информацией проходит также через Интернет.Изучение новой литературы проводится в формепедагогических чтений, информационных консультаций, устных журналов, на которых в течение учебного года выступает каждый педагог, знакомя коллег с интересными статьями.

В ДОУ существует не только банк данных педагогов, но и банк сведений о семьяхвоспитанников детского сада – социальный паспорт семьи. Организуя работу с родителями, педагогу необходимы знания о том, где и с кем ребёнок проживает, несёт ответственность за его воспитание и обучение. Такой банк включает в себя следующие сведения:

    отчество родителей,

  • национальность,

    социальный статус,

    место работы,

    условия проживания и т. д.

За годы существования дошкольного учреждения сложилась определённая система взаимодействия с организациями:

    детская библиотека,

    городская центральная библиотека,

    физкультурный диспансер,

    краеведческий музей,

    МОУ СОШ №1,

    школа искусств.

В начале учебного года совместно с администрацией этих учреждений подписываются договора овзаимодействии.

Мотивационно-целевое направление.

Качественное сопровождение педагогического процесса в ДОУ невозможно без высокой эффективности организации методической работы. Ведущим критерием благотворности педагогического процесса нашего коллектива является творческая направленность педагогов ДОУ, которая создаёт благоприятную атмосферу для повышения профессиональной компетентности.

В начале учебного года совместно с заведующей ДОУ, Творческим советом педагогов определяются цели и задачи работы педколлектива, формы и методы учебно – воспитательной работы в детском саду.

На педсовете № 1 утверждается проект плана работы педколлектива на следующийучебный год, утверждаются проекты направлений педагогической деятельностиузких специалистов, сетка занятий, котораяразрабатывается в соответствии с законом РФ «Об образовании» и приказом МинистерстваОбразования России от 22.08.96 г. № 448 .

Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается следующими программами:

    С(К)ОУ 4 вида под ред. Л.И. Плаксиной;

    «Радуга» под ред. Т.Н. Дороновой.

Анализируя результаты проведённой работы в прошедшем учебном году, определяются основные направления и годовые задачи педагогической деятельности и воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. В начале учебного года Творческим советом педагогов продумывается план методических мероприятий. Работая над проектом годового плана, проводится анкетирование педагогов и родителей, где они указывают интересующие их вопросы воспитания и обучения детей.

За годы существования ДОУ педагогами накоплен достаточно большой опыт воспитательно-образовательной работы с детьми, которым они охотно делятся среди коллег учреждения и города. Отрытые мероприятия, расписанные по месяцам, отражаются в годовом плане.

Каждый педагог в течение одного учебного года или нескольких лет (по необходимости) занимается подробной разработкой одного вопроса воспитания и обучения детей дошкольного возраста и накоплением материала о выбранной теме. Итогом работы является повышение уровня самообразования педагога и накопление методических рекомендаций по изучаемым проблемам. В конце учебного года проводится «Фестиваль педагогических идей», на котором происходит обмен опытом, наработанным за учебный год, и определяются перспективы его внедрения на будущий год в ДОУ.

Наиболее интересные разработки педагогов оформляются в передовой педагогический опыт. Это является стимулом в работе педагогов.

Планово-прогностическое направление.

Для повышения эффективности деятельности учреждения в целом необходимо определить скоординированную систему задач и мероприятий по их решению на предстоящий год.

При определении годовых задач на текущий учебный год, анализируя состояние педагогической работы, в целях повышения её эффективности, возникла необходимость разработки целевых программ. Так, в 2005 году коллективом педагогов детского сада внедрена целевая программа «Педагогика здоровья» на пять лет комплексной стратегии улучшения здоровья детей. Программа направлена на сохранение и укрепление физического, психического здоровья воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста, создание здоровьесберегающей системы воспитательно-образовательной и коррекционной работы.

В 2006 году былаутверждена целевая программа по подготовке детей к школе «Скоро в школу», где определены направления методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ, разработаны эффективные методы и приёмы работы с детьми дошкольного возраста, условия, необходимые для успешной подготовки детей к школе, и вопросы преемственности между дошкольным и школьным звеном.

В соответствии с годовым планом создаются текущие планы: месячные, недельные, которые конкретизируют, в отдельных случаях корректируют, дополняют мероприятия, намеченные на год, приводят их в соответствие с условиями, сложившимися на тот или иной период времени.

Все педагоги ДОУ работают по единому тематическому плану. Это отражается в том, что одна тема рассматривается в течение месяца на всех занятиях, что способствует расширению и закреплению имеющихся сведений у детей об окружающем мире, развитию активного и пассивного словаря, практическому овладению навыков в разных видах деятельности.

При составлении годового плана всеми специалистами ДОУ разрабатывается план совместных мероприятий на текущий учебный год, включающий праздники, развлечения, викторины, в организации и проведении которых участвуют все педагоги и сотрудники ДОУ (воспитатели учат игры и стихи с детьми, специалисты разучивают роли, кастелянша продумывает новые костюмы, художник рисует оформление, повара готовят вкусное угощение).

В начале учебного года утверждается также план интегрированных занятий, которые проводят узкие специалисты вместе с воспитателями групп. Эта форма работы хорошо воспринимается родителями на открытых мероприятиях и очень нравится детям.

Регулярно проводятся заседания с медицинскими работниками, где обсуждаются вопросы лечебно-оздоровительной работы. В конце учебного года медработниками и педколлективом разрабатывается план летней оздоровительной работы, где находят свое отражение:

    Общие физкультурные праздники на улице для всего ДОУ;

    Музыкальные праздники и развлечения;

    Занятия и беседы с детьми по социально-бытовой ориентировке и охране безопасности жизнедеятельности в летний период;

    План оздоровительных мероприятий для детей и консультации для воспитателей и родителей.

Организационно – исполнительское направление.

Формы методической работы взаимосвязаны друг с другом и позволяют повышать теоретический уровень и педагогическое мастерство сотрудников, и тем самым обогащают содержание педагогического процесса и обеспечивают выполнение годового плана работы детского сада.

Методическая работа в ДОУ строится с учётом затруднений педагогов в работе через разнообразные формы с использованием новых достижений педагогической науки и практики. Проводятся не только традиционные методические мероприятия (педагогические советы, консультации, семинары), но и различные педагогические ринги, КВН, коллективные просмотры занятий и др. В процессе применения методов активного обучения педагоги получают не готовые знания, а «добывают» их в процессе самостоятельного изучения литературы, сравнения и анализа разных точек зрения на проблему, закрепление знаний вделовых играх, решении проблемных ситуаций, кроссвордов и т. д. Это обеспечивает более осознанный подход к изучаемому материалу, способствует его запоминанию, поддерживает интерес, стимулирует творческую активность педагогов.

Ежегодно осенью в детском саду проводится День открытых дверей. В этот деньпроводится экскурсия по детскому саду, во время которой родители воспитанников знакомятся с условиями, созданными для воспитания и обучения детей, проводятся открытые занятия, праздники (День рождение группы, Новоселье группы), где педагоги показывают эффективные методы взаимодействия с детьми.

Под руководством музыкальных руководителей, преподавателей ритмики, изодеятельности и физинструктора наши воспитанники принимают активное участие и являются лауреатами городского конкурса «Весенняя капель», победителями спортивных соревнований «Гномики», лауреатами зональных конкурсов художественной самодеятельности для детей с ограниченными возможностями «Искорки надежды».

В связи с требованиями современного общества возникла необходимость систематизации работы по охране безопасности жизнедеятельности детей. В связи с этим, педагогами разработан цикл занятий по данной теме, основные положения конкурсов рисунков и поделок, были оформлены фотогазеты и разработаносодержание праздников по безопасности дорожного движения с участием сотрудников ГИБДД.

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье. В ДОУ проводится большая работа с семьёй по оказанию психолого-медико-педагогической помощи. Создан консультативный пункт для родителей по вопросам воспитания детей, организуются брифинги в вопросно-ответной форме с участием психолога, медиков, дефектологов идругих специалистов детского сада.

Контрольно – диагностическое направление.

В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное совершенствование воспитательно-образовательного процесса, в связи с чем, необходимо выявлять несоответствие между практикой и требованиями, которые представлены в программах дошкольного образования, а также определять пути улучшения педагогической деятельности. Важным звеном в методической работе является организация и осуществление контроля в ДОУ.

В ДОУ сложились следующие виды контроля:

    оперативный,

    тематический,

    итоговый,

    предупредительный,

    сравнительный.

Например, тематический контроль по созданию условий для воспитательно-образовательной работы с детьми проводится специалистами ДОУ, компетентными по данному вопросу. Так, учитель-логопед проверяет «Создание условий в группах для развития речи детей»; физинструктор «Создание условий для развития двигательной активности дошкольников» и т.д. Специалистами разработаны основные положения проверки (соответствие современным требованиям, наличие дидактического и методического материала, соответствие возрасту и программным требованиям, соблюдение санитарно-гигиенических условий и т.д.).

Изучение педагогического процесса, его объективная оценка, выделение причин, определяющих уровень воспитательно-образовательной работы, и последующая разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию педагогической деятельности дошкольного учреждения возможно при организации педагогического анализа. Педагогический анализ осуществляется на основе данных наблюдения и контроля. Ежегодно проводится анализ результатов работы ДОУ.

    Состояние здоровья воспитанников; заболеваемость детей; результаты организации физкультурно-оздоровительной работы; общие выводы по блоку (тенденция по уровню здоровья и здорового образа жизни); резервы планирования деятельности на новый учебный год.

    Результаты выполнения программы по всем направлениям; анализ уровня познавательного развития детей, интеллектуального, художественно-эстетического развития и др.; общие выводы и резервы повышения качества выполнения программы.

    Уровень готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (результаты диагностики развития); анализ успеваемости учеников 1-2 классов, бывших воспитанников детского сада; общие выводы.

    Результаты повышения квалификации и аттестации педагогов; заявки педагогов на методическую помощь в следующем учебном году; качество методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса; общие выводы, выявленные тенденции и резервы планирования работы с кадрами.

    Система работы с родителями (по итогам анкетирования); выполнение планов совместной работы ДОУ и школы; результаты работы с другими организациями; общие выводы.

    Итоги административно-хозяйственной работы и оценка материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ.

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. На заключительном педагогическом совете подводятся итоги медико-педагогической деятельности учреждения, анализируетсявыполнение годовых задач, состояние образовательного процесса (специалисты знакомят коллективс результатами сравнительного контроля) и оздоровительной работы (медицинские работники анализируют состояние здоровья детей).

В ходе педагогического анализа и контроля проводится обсуждение деятельности как отдельного педагога (индивидуально), так и педагогическогоколлектива в целом, определяются основные направления работы по устранению недостатков.

Коррекционное направление.

Модель коррекционно-развивающей работы ДОУ представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий уровень интеллектуального и психического развития ребенка.

В ДОУ функционирует психолого-медико-педагогический консилиум с 2002г. За эти годы отработана нормативно-правовая база коррекционного сопровождения ребёнка с проблемами в развитии:утвержден приказ о создании ПМПк и положениео ПМПк, разработан пакет документов.

При определении задач и направлений воспитательно-образовательной работы с целью повышения эффективности педагогической деятельности возникла необходимость отбора и систематизации диагностического инструментария по изучению уровня развития воспитанников. Творческой группой педагогов ДОУ определена диагностика развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста (в норме, при нарушении зрения, нарушении речи), расписаны критерии уровней развития – всё это помогает педагогам выявлять особенности каждого ребёнка и его трудности, прогнозировать задачи воспитания и обучения с учетом зоны ближайшего развития. В диагностике нашёл своё отражение анализ всех сторон развития ребёнка.

Диагностические карты включают в себя изучение уровняразвития различных видов деятельности:

    познавательной,

    коммуникативной,

    эмоциональной,

    игровой деятельности,

    социально-бытовых навыков.

Разработаны основные положения представлений каждого специалиста, работающего с ребенком, для проведения ПМПк. Результаты диагностического обследования обсуждаются на минипедсоветах и заседаниях ПМПк. При совместном обсуждении педагогами на ПМПк в коррекционных группах и мини-педсоветах в общеобразовательных группах вырабатываются единые требования и рекомендации педагогам для пропедевтической и коррекционно-образовательной работы. В ходе проведения ПМПк также составляется коррекционно-образовательный маршрут, прослеживается динамика развития воспитанника.

Мини-педсоветы и ПМПк проводятся 3 раза в год (сентябрь, январь, май), в конце года проводится итоговый педсовет, где обсуждается эффективность проделанной воспитательно-образовательной работы.Таким образом, важная роль в решении задач качества дошкольного образования отводится системе методической работы с кадрами. Работа с детьми требует от педагогов большого напряжения, сил и энергии, поэтому в коллективе особенно важна доброжелательность, тактичность, требовательность на основе уважения среди всех участников педагогического процесса. Механизм взаимодействия всех педагогов ДОУ отлажен годами, в учреждении активно и творчески работает группа единомышленников. Всё это, наряду с организацией методической работы по вышеописанным направлениям,способствует росту педагогического мастерства педагогов, их профессиональной компетенции, и, как итог, повышению эффективности педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский Государственный Университет им. Е.А. Букетова

Кафедра педагогики и психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Дошкольная педагогика»

На тему: «Организация методической работы в детском саду»

Выполнила: ст. гр.ДОиВ – 12

Кушнеренко О.

Проверила:

доцент Михалькова О.А.

Караганда 2008

Введение

1.1 Значение методической работы в дошкольном учреждении

Заключение

Введение

В наше время все больше возрастает значение таких деловых качеств, как компетентность, чувство нового, инициатива, смелость и готовность брать ответственность на себя; умение поставить задачу и довести до конца ее решение. Умелый методист четко определяет задачи педагогического коллектива, ясно намечает пути в их решении.

Методист дошкольного учреждения имеет дело не с механизмами, а с живыми людьми, которые сами управляют процессом становления и развития личности. Вот почему управление дошкольным учреждением должно рассматриваться, как целенаправленное активное взаимодействие методиста и всех участников педагогического процесса по его упорядочению и переводу в новое качественное состояние.

Эффективность работы всего коллектива дошкольного учреждения зависит от правильного выбора и использования методистом разнообразных форм методической работы в дошкольном учреждении. Все направления методической работы способствуют выработке единой линии действий педагогического коллектива.

Цель исследования - рассмотреть систему методической работы в дошкольном учреждении, обеспечивающую эффективность работы дошкольного учреждения.

Объектом исследования является процесс управления дошкольным учреждением.

Предметом исследования являются формы проведения методической работы.

Задачи исследования:

Изучить педагогическую литературу по данной теме;

Исследовать организационно-теоретические основы работы методиста

Определить основные формы организации методической работы в дошкольном учреждении.

Практическая значимость: данная работа может быть использована методистами дошкольных учреждений.

Глава 1. Организационно-теоретические основы работы методиста

1.1Значение методической работы в дошкольном учреждении

Одной из значительных особенностей системы образования последнего десятилетия является вариативность работы дошкольных учреждений. Полипрограммность и вариативность - это условия, в которых работают настоящее время дошкольные учреждения.

Бесспорным достоинством является то, что вариативность современного дошкольного образования позволяет реагировать на потребности общества. Разнообразие педагогических услуг, предлагаемое дошкольным учреждением, отвечает возросшим запросам родителей. Главное при этом, чтобы сохранялись приоритеты образования: укрепление здоровья, обеспечение благоприятных условий для развития всех детей, уважение права ребенка на сохранение своей индивидуальности.

Гуманизация современного образования связана, прежде всего, с изменением отношения к воспитанию, в центре которого находится ребенок.

Вопрос выбора программы был и остается весьма актуальным. В связи с этим перед методистом детского сада, учебного комплекса возникает достаточно ответственная задача - выбрать такую программу работы с детьми, которая не только может быть успешно реализована педагогическим коллективом, но и будет способствовать эффективному развитию и воспитанию детей. Поэтому педагогические работники ДОУ должны быть ориентированы в основных тенденциях программно - методического потока.

Работа ДОУ в условиях полипрограммности и вариативности технологий обеспечивает самоопределение и самоорганизацию участников образовательного процесса: ДОУ моделируют программы, проекты, участвуют в экспериментальной апробации и внедрении новых программно - методических материалов, а родителям предоставляется возможность выбрать для своего ребенка тот или иной тип и вид ДОУ. Процесс создания общеразвивающих и специализированных образовательных программ и инновационных педагогических технологий продолжается. Внедрение разнообразных подходов в организацию педпроцесса весьма перспективного для системы дошкольного образования в целом. В связи с этим становится вопрос о роли и значении методической работы для эффективности воспитательного процесса.

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется в дошкольном учреждении через разнообразные формы методической работы. Все направления методической работы способствуют выработке единой линии действий педагогического коллектива.

Работа заведующего облегчается, если в штате детского учреждения имеется воспитатель-методист. Заведующий обязан возглавлять и направлять воспитательно-образовательную работу в детском учреждении, методист является его первым помощником.

1.2 Направления работы методического кабинета

Основными направлениями работы методиста являются организация методической работы коллектива, повышение квалификации воспитателей, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, повышение уровня работы воспитателей. В соответствии с этими направлениями определяются основные формы работы методиста.

Чтобы методическая работа была эффективной методисту необходимо знать, как обстоят дела в дошкольном учреждении: какие условия созданы для воспитания детей, каков уровень педагогической работы в детском саду, каковы взаимоотношения в коллективе и т.д.

Настоящим центром организации методической работы в дошкольном учреждении является методический кабинет. Предназначенная для этого комната оборудована необходимыми материалами и пособиями по всем разделам воспитательно-образовательной работы с детьми.

Методический кабинет в соответствии с возложенными на него задачами: работа методист дошкольный детский сад

Ведет персональный учет педагогических кадров, повышающих свою квалификацию на курсах и семинарах, в институтах усовершенствования педагогов, на факультетах по подготовке и повышению квалификации организаторов образования и обучающихся на заочных и вечерних отделениях высших и средних специальных учебных заведений.

Координирует и направляет методическую работу с педагогическими кадрами; организует семинары, практикумы, лекции, консультации по наиболее сложным и актуальным вопросам обучения и воспитания. Использует в практике работы с педагогическими кадрами разнообразные активные формы: собеседования, диспуты, конференции, деловые игры, разбор педагогических ситуаций.

Проводит групповые, индивидуальные консультации; оказывает помощь в самообразовании педагогических навыков.

В методическом кабинете необходимо иметь материалы о передовом педагогическом опыте, дневниковые записи методиста, доклады для воспитателей детского учреждения, календарные планы воспитательно-образовательной работы с детьми, материалы, наглядно иллюстрирующие передовой опыт: фотографии, зарисовки, магнитофонные и электронная запись, детские работы, пособия, изготовленные воспитателем.

Очень важно, чтобы все имеющиеся в методическом кабинете материалы были правильно подобраны и размещены. Их размещение можно проводить в различном порядке: либо по видам деятельности детей (организация жизни и воспитания детей, обучение на занятиях, праздники и развлечения, игра, труд), либо по задачам воспитания (физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое).

Если размещение идет по видам деятельности, то внутри каждого раздела должен быть выделен материал для каждой возрастной группы, если по задачам воспитания, то материалы выделяются и по видам деятельности, и по возрастным группам. При систематизации материалов следует учитывать принцип построения «Программы воспитания и обучения в детском саду».

Например, материалы по игровой деятельности располагаются по видам игр; по трудовому воспитанию - по видам и формам организации труда и т. д. Во всех разделах должны быть инструктивно-методические документы, методические рекомендации, материал из опыта работы, наглядные и иллюстративные материалы.

Инструктивные и нормативные документы по дошкольному воспитанию находятся в отдельной папке. Материалы по организационным и другим вопросам (например, по руководству детским садом, оборудованию и оснащению учреждения, работе с кадрами и т. д.) также представляются в определенном месте.

Следует заботиться, чтобы в кабинете было достаточно материалов по воспитанию детей раннего возраста, для педагогов групп специального назначения, музыкальных руководителей.

Один из ключевых вопросов совершенствования системы общественного дошкольного воспитания - улучшение руководства учебно-воспитательной и административно-хозяйственной деятельностью детских учреждений. Поэтому в методическом кабинете необходимо оборудовать специальный раздел «Руководство дошкольными учреждениями», в котором были бы сосредоточены законодательные и инструктивные документы, методические рекомендации, материалы из опыта работы.

Также методистом организовываются различные формы методической помощи воспитателям, например: консультации, тематические беседы с воспитателями. Некоторые проблемы воспитания детей требуют более длительной беседы, обсуждения, и, если они волнуют нескольких воспитателей, то целесообразно организовать такую коллективную форму методической помощи, которой является семинар.

Значительных усилий требует от методиста изучение, обобщение и внедрение передового опыта, который представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, приобретаемых воспитателем в процессе практической учебно-воспитательной работы. Трибуной педагогического опыта является педсовет, который призван быть выразителем коллективной педагогической мысли, органом коллегиального руководства воспитательной работой.

Глава 2. Формы методической работы

2.1 Ведущие формы методической работы в детском дошкольном учреждении

Одной из ведущих форм является педагогический совет , который призван быть выразителем коллективной педагогической мысли, органом коллегиального руководства воспитательной работой, школой мастерства и трибуной педагогического опыта. Заведующий, являясь председателем педсовета, организует его работу на основе «Положения о педагогическом совете дошкольного учреждения».

В течение года проводится не менее 6 заседаний педсовета, на которых обсуждаются актуальные вопросы работы данного детского сада, направленные на повышение профессионального уровня труда педагогов, на искоренение недостатков воспитательно – образовательного процесса.

Заседания педсовета могут быть посвящены как общим вопросам укрепления здоровья детей, снижения заболеваемости, подготовки ребят к обучению в школе.

В подготовку педсовета входит отбор актуальных вопросов, обсуждение которых продиктовано программой воспитания в детском саду и фактическим состоянием дел в детском саду, которые значатся в годовом плане работы.

Уже в начале учебного года весь педколлектив знает, какие вопросы будут обсуждаться, кто и когда выступает на педсовете, каждый докладчик должен заранее подготовиться к педсовету: разработать конкретный план мероприятий по своей теме.

Эффективность педагогических советов зависит главным образом от работы методиста, направленной на реализацию принятых решений.

Консультации - постоянная форма оказания помощи воспитателям. В детском учреждении консультации проводятся для воспитателей одной группы, параллельных групп, индивидуальные и общие (для всех педагогов). Групповые консультации планируются на год. Индивидуальные консультации не планируются, так как их проведение диктуется потребностью воспитателей получить определенные сведения по конкретному вопросу.

Однако не на все вопросы можно дать исчерпывающие ответы за короткий отрезок времени. Некоторые проблемы воспитания детей требуют более длительной беседы, обсуждения, и, если они волнуют нескольких воспитателей, то целесообразно организовать такую коллективную форму методической помощи, которой является семинар .

Для руководства семинаром могут быть назначены и опытные воспитатели, имеющие хороший результат работы по определенной проблеме. В начале учебного года методист определяет тему семинара, назначает руководителя. Продолжительность занятий зависит от темы: они могут проходить в течение месяца, полугода или года. Посещение семинара добровольное.

Полученные на семинаре теоретические знания дошкольные работники могут подкрепить практическими умениями, которые они закрепляют и совершенствуют, участвуя в семинаре – практикуме . Как слепить зайца, чтобы он был похож на настоящего, как показать кукольный театр, чтобы персонажи доставляли детям радость и заставляли задумываться, как научить ребят выразительно читать стихотворение, как изготовить дидактические игры своими руками, как оформить групповую комнату к празднику. На эти и другие вопросы воспитатели могут получить ответ опытного педагога – методиста.

Для того, чтобы организовать специальные практические занятия, заведующий изучает потребность педагогов в приобретении определенных практических навыков и умений. Изготовленные во время практикумов методические пособия воспитатели могут использовать в своей дальнейшей работе с детьми, а часть их остается в педагогическом кабинете в качестве образцов – эталонов.

Распространенной формой методической работы являются беседы с воспитателями . Данным методом методист пользуется при подведении итогов проверки педагогической работы, при изучении, обобщении передового опыта и в ряде других случаев.

Перед началом беседы необходимо продумать ее цель, вопросы для обсуждения. Непринужденный разговор располагает воспитателя к откровенности.

Данная форма методической работы требует от методиста большого такта. Умения внимательно выслушивать собеседника, поддерживать диалог, доброжелательно принимать критику, и поступать так, чтобы оказать влияние на них, прежде всего своим поведением.

Беседуя с воспитателем, методист выясняет его настроение, интересы, затруднения в работе, узнает о причинах неудач (если они имеют место), стремится оказать действенную помощь.

Эффективной формой повышения квалификации воспитателей, оказания им методической помощи являются коллективные просмотры работы опытных педагогов . В зависимости от темы, обсуждаемой на педсовете, такие просмотры целесообразно проводить с целью демонстрации, иллюстрации тех теоретических положений, которые высказывались в докладах, и с целью изучения и внедрения передовых методов в практику работы других сотрудников.

При обсуждении такого занятия методисту необходимо подчеркнуть, что воспитатель провел большую, многоплановую работу и сумел обобщить знания, представления детей, опираясь на их впечатления, заставил их думать, размышлять, делать самостоятельные выводы.

Показывать свой опыт работы должны те воспитатели, у которых он уже есть. Анализируя опыт коллег, педагоги должны постепенно вырабатывать и свои удачные приемы. Методист обязан увидеть это в работе каждого воспитателя. Заметив определенные успехи воспитателя по какому - либо разделу программы, он проектирует дальнейшее его развитие: подбирает определенную литературу, консультирует, наблюдает за практическими действиями этого сотрудника. Коллективные просмотры проводятся не чаще 1 раза в квартал. Это позволяет всем хорошо к ним подготовиться: и тем, кто демонстрирует свой опыт, и тем, кто его перенимает. К подготовке следует отнести: правильный выбор темы (ее актуальность, потребность в ней всех воспитателей, связь с темами педсоветов и др.), помощь воспитателю - методисту в формулировке основной цели занятия (или в процессе другой какой – либо деятельности детей), составление конспекта мероприятий с указанием воспитательно- образовательных задач, методов и приемов, используемого материала.

Чтобы все воспитатели посмотрели открытое занятие (или игру, труд, проведение режимных моментов), необходимо его продублировать для тех сотрудников, кто в это время работал с детьми в группах. При этом желательно показать аналогичное занятие, но не копию предыдущего.

С целью изучения и заимствования лучшего опыта организуется и такая форма повышения педагогического мастерства, как взаимопосещения рабочих мест . При этом роль методиста состоит в том, чтобы порекомендовать воспитателю, посетить занятие напарника для выработки единых требований к детям или занятие воспитателя параллельной группы для сравнения результатов работы. Методист должен придать этой работе целенаправленный, содержательный характер. С этой целью организуется наставничество. Когда в коллективе появляется новый, начинающий воспитатель, на первых порах у него возникает много вопросов, и он нуждается в помощи.

В силу своей занятости руководитель не всегда может оказать такую помощь. Поэтому из числа более опытных педагогов он назначает наставника, учитывая при этом, что наставничество должно быть добровольным с обеих сторон.

Кандидатура наставника утверждается на педсовете, там же заслушивается и его отчет. Наставник должен помочь новому сотруднику установить необходимые деловые и личные контакты, познакомиться с традициями коллектива, с его успехами, а также с трудностями в работе.

Методист руководит также самообразованием воспитателей. Прежде всего, он создает необходимые условия: вместе с педагогами подбирает интересующую их литературу, материалы, освещающие передовой опыт, консультирует по вопросам выбора темы, формы самообразования, оформления результатов повышения знаний и педагогических умений работы с детьми. При рекомендации тем для самообразования методист исходит из интереса каждого педагога и из потребности его в образовании.

Значительных усилий требует от методиста изучение, обобщение и внедрение передового опыта, который представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, приобретаемых воспитателем в процессе практической учебно-воспитательной работы. Передовым можно считать лишь такой опыт, который, являясь результатом творческого поиска, открывает новые возможности воспитания детей, способствует совершенствованию принятых форм, методов и приемов педагогической работы.

Показателем передового опыта является устойчивость положительных, методически обоснованных результатов воспитания и обучения детей.

В руководстве методиста по выявлению, обобщению и внедрению педагогического опыта существуют определенные этапы и методы.

Первый этап заключается в выявлении лучшего опыта. Например, заведующий или методист в процессе систематического наблюдения за работой воспитателя и поведением детей старшей группы увидел, что все постоянно заняты интересными делами. Ребята чистят клетки кроликов, работают в огороде.

Игры детей содержательные, длительные, в них отражается труд и взаимоотношения окружающих людей. Многое сделано для игр самими детьми и воспитателем и т. д.

Заведующий или методист в беседе с воспитателем выясняет, как, какими методами тот добивается хороших результатов. Главное – воспитатель сам любит природу и труд, много читает специальной природоведческой литературы.

Получив общее представление о заинтересованной, продуманной, систематической работе по ознакомлению детей с трудом животноводов, методист предлагает воспитателю описать свой опыт: с чего он начал работу, какие использовал пособия, методическую литературу, чей опыт был для него примером., как разрабатывался комплекс методов и приемов по воспитанию у детей трудолюбия, уважения к труду взрослых, что было новым в этой работе и т. д.

Сочетание различных методов позволяет воспитывать у детей на положительном эмоциональном фоне такое очень важное качество личности, как социальная активность.

Методист рекомендует вести записи детских игр, делать фотографии, зарисовки детских построек, готовить для открытых просмотров игры, занятия по ознакомлению детей с трудом колхозников. Методист в помощь воспитателю привлекает педагога- сменщика и родителей.

Таким образом, методист подводит педагога ко второму этапу- обобщению своего передового опыта. На этом этапе воспитателю надо оказать помощь в отборе и описании наиболее существенных моментов формирования у детей положительных качеств, выявлении динамики их развития.

Воспитатель, обобщивший свой опыт в виде доклада, может выступить с ним на педсовете, методобъединений, на конференции. Это уже третий этап – распространение передового опыта и пропаганда его с целью использования другими воспитателями в своей работе. Бывает, что систематизированного опыта еще нет, есть только отдельные находки, удачные приемы работы с детьми. В таком случае необходимо четко определить проблему, основную педагогическую идею, по которой опыт будет постепенно накапливаться и обобщаться. При этом методисту не стоит забывать об очень существенном показателе передового опыта – его экономичности, который предполагает достижение положительных результатов при наименьшей затрате времени и сил воспитателя и его подопечных. Нельзя считать передовым тот опыт, который культивирует одну из сторон воспитания за счет других разделов программы и в ущерб им.

Сущность использования передового педагогического опыта заключается в том, чтобы слабые стороны работы одного сотрудника восполнить сильными сторонами другого. Поэтому руководитель должен постоянно искать в коллективе талантливых, любящих свое дело людей, с желанием и умело передающих коллегам все свои знания и опыт: стремиться концентрировать и направлять усилия всех членов коллектива на совершенствование педагогической работы.

С целью оказания воспитателям методической помощи и более эффективной реализации требований программы воспитания и обучения детей создается педагогический кабинет, где каждый сотрудник может найти нужный материал, получить консультацию у заведующего, старшего воспитателя, посоветоваться с коллегами.

Заведующий или методист осуществляют подбор литературы и методических пособий по всем разделам программы, систематизируют материалы по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, составляют аннотации и рекомендации по их использованию, обобщают опыт работы лучших педагогов детского сада, разрабатывают и оформляют стенды, папки – передвижки, выставки и другие материалы в помощь педагогам в соответствии с задачами годового плана, темами педсоветов.

К оборудованию педкабинета методист привлекает всех воспитателей: одни отвечают за своевременную смену материалов в папках или на информационном стенде, другие следят за выдачей и учетом пособий, третьи – за своевременным изготовлением, починкой или списанием пришедших в негодность материалов и т.д.

Необходимо научить сотрудников культурно работать с пособиями, не терять их, заблаговременно брать и своевременно сдавать, класть на место, ремонтировать инвентарь своими силами или привлекать к этой работе родителей, шефов. Если эти правила соблюдаются, все пособия, книги и средства обучения долго служат детскому саду, экономятся денежные ресурсы, время воспитателей, а главное приучают всех к строгому порядку. Однако это не должно мешать их активному использованию в работе с детьми.

Весь материал в педкабинете следует распределить по разделам, а каждый раздел, в свою очередь, по возрастным группам. С целью экономии времени для подготовки к занятиям заводится картотека, помогающая быстро ориентироваться в обилии информации. В каждом программном разделе должны иметь месть инструктивно - директивные документы, соответствующие тематике раздела, методическая литература, разработки занятий, рекомендации, конспекты, описание опыта работы лучших воспитателей, наглядные пособия, отвечающие всем педагогическим и эстетическим требованиям. Методист своевременно пополняет кабинет вновь издающимися пособиями.

Заведующий и методист воспитатель консультируют педагогов по вопросам эффективного использования наглядного материала, создания дополнительных пособий. В педагогическом кабинете должны быть созданы все условия для дружеского обмена мнениями, опытом, для творческой работы каждого сотрудника.

2.2 Методы активизации воспитателей в методической работе

Как сделать, чтобы каждый воспитатель был активным, заинтересованным участником работы на педсоветах, консультациях, семинарах? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов?

Эти вопросы особенно волнуют сегодня руководителей дошкольных учреждений.

Существуют методы активизации педагогов при проведении методических мероприятий, которые помогают методисту в работе с кадрами.

Практика показала, что конечный результат любого, методического мероприятия будет высок и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовались разнообразные методы включения в активную работу. Выбор методов для каждого мероприятия должен определяться его целями и задачами, особенностями содержания, контингентом педагогов, конкретным состоянием учебно – воспитательного процесса. Некоторые ниже описанные методы в совокупности со стандартными методами организациями методической работы позволят подбирая конкретные ситуации воспитательного процесса с учетом постепенного усложнения добиться наибольшей заинтересованности и активности воспитателей.

В ситуациях – иллюстрациях описываются простые случаи из практики, и здесь же дается решение.

Ситуации – упражнения нужно решать проделав некоторые упражнения (составить план конспекта, заполнить таблицу усвоения детьми раздела программы и др).

В ситуациях – оценках проблема уже решена, но от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать принятое решение, оценить его.

Наиболее сложный метод активизации – это ситуации - проблемы, где конкретный пример из практики излагается как существующая проблема, которую надо решить. В помощь воспитателям дается несколько вопросов.

Диалог, дискуссия, стали подлинной приметой нашего времени. Однако искусством коллективного обсуждения вопросов в форме диалога или спора владеет далеко не каждый.

Диалог – это разговор двух или более людей, их беседа. Каждый участник разговора высказывает свою точку зрения.

Дискуссия – рассмотрение, исследование, обсуждение спорного вопроса, проблемы. Это метод обсуждения, при котором необходимо прийти к общим позициям.

Обсуждение двух противоположных точек зрения. Методист предлагает к обсуждению две точки зрения на одну и ту же проблему. Педагог должен высказать свое отношение и обосновать его.

Обучение практическим умениям. Этот метод весьма эффективен, но его надо заранее продумать, решить, кому из педагогов можно будет его поручить. Лучше давать обучающий элемент из опыта работы.

Метод имитации рабочего дня воспитателя. Педагогом дается характеристика возрастной группы детей, формируются цель и задачи, которые надо решить и предлагается смоделировать свой рабочий день. В заключение методист организует обсуждение всех предложенных моделей.

Решение педагогических кроссвордов и перфокарт помогает уточнить знания воспитателей по конкретной теме, развивает их кругозор, а значит влияет на качество работы с детьми.

Работа с инструктивно – директивными документами. Воспитателям заранее предлагается познакомиться с тем или иным документом, применить его к своей работе, и выделить одно из направлений, продумать план работы, по устранению своих недостатков. Эту работу выполняет каждый самостоятельно, а на педсовете обсуждаются разные подходы к решению одной и той же проблемы.

Анализ детских высказываний, поведения, творчества. Методист готовит материал. Воспитатели знакомятся с ним, анализируют его, дают оценку умениям, развитию детей, формируют несколько конкретных предложений в помощь воспитателю, работающему с этими детьми.

Метод игрового моделирования повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.

Обобщения ученых, специалистов дают возможность выделить те качества, которые требуются сегодня методисту или заведующему.

1. Размывание традиционных ценностей привело к серьезному расстройству личных убеждений и ценностей. Поэтому методист должен прояснить свои личные ценности.

2. Имеется широкая возможность выбора. Поэтому заведующий (методист) обязан определить цели выполняемой работы, собственные цели.

3. Организационные системы не в состоянии обеспечить все возможности для обучения, требующиеся современному методисту. Поэтому каждый заведующий должен сам поддерживать постоянный собственный рост и развитие.

4. Проблемы нередко наваливаются как снежный ком, а средства их решения ограничены. Поэтому способность решать проблемы быстро и эффективно становится все более важной частью навыков управления.

5. Конкуренция на рынке услуг делает необходимостью выдвижение новых перспективных идей. Поэтому методисты должны быть изобретательны и способны гибко реагировать на изменение ситуации.

6. Многие методы управления устарели. Поэтому требуются новые, более современные приемы управления, и заведующий должен освоить иные подходы в отношении своих подчиненных.

7. Большие затраты связаны с использованием труда персонала. Поэтому методисты должны умело использовать имеющиеся трудовые ресурсы.

8. Требуются новые подходы в борьбе с возможностью собственного “устаревания”. Поэтому от методиста требуется умение помочь другим в быстром изучении новых методов и освоении практических навыков.

9. Методист должен уметь создать и совершенствовать группы, способные быстро становиться изобретательными и результативными.

Методист, обладающий выше перечисленными качествами, сможет наиболее эффективно организовать работу ДОУ.

Заключение

Успешность педагогического процесса, работы всего педагогического коллектива дошкольного учреждения зависит не только от уровня подготовленности воспитателей, но и от правильной организации методической работы в дошкольном учреждении, поскольку все направления методической работы способствуют выработке единой линии действий педагогического коллектива.

В качестве выводов по курсовой работе можно определить основные положения о работе методиста по дошкольному воспитанию. Методист организует работу ДОУ в целях совершенствования воспитания и образования дошкольников. Он оказывает методическую помощь воспитателям и руководителю дошкольного учреждения в совершенствовании педагогического процесса, в улучшении качества воспитания и обучения детей. Основная задача методиста - организация и проведение методической работы.

Направлениями работы методиста являются: изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, разработка рекомендаций по внедрению педагогического опыта в практику дошкольного учреждения. Также формой методической работы является проведение работы по повышению квалификации педагогических кадров, проведение курсов, семинаров.

Методист должен своевременно оснащать методический кабинет необходимыми учебно-наглядными пособиями, методической литературой.

Методист в своей работе должен руководствоваться решениями, приказами и инструкциями Республики Казахстан, нормативными документами вышестоящих органов образования.

Список используемой литературы

1. Атаманчук Г.В Общая теория управления М., 1994

2. Бондаренко А.К. Заведующий дошкольным учреждением: М.: Просвещение, 1984

3. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Воспитатель-методист детского сада, Минск, 1975

4. Государственное управление и государственная служба за рубежом. Ред. В.В Чубинского С-П., 1998

5. Изергина К.П., Преснякова Л.С., Иншакова Т.В. Наш «взрослый» детский сад-М.: Просвещение, 1991

6. Калмыкова В.А. Руководство общественным дошкольным воспитанием в районе, М.: Просвещение, 1988

7. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства - М, 1978

8. Логинова В.И., Саморукова П.Г. и др. Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам. М.: Просвещение, 1981

9. Мальшакова В. Поиск новых подходов // Дошкольное воспитание №11 за 1990 г.

10. Омаров А.М Социальное управление. Некоторые вопросы теории и практики Алматы. «Жеті-жарғы»,1996

11. Организация работы сельского детского сада, М., Просвещение,1988

12. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. М.: 1984г.

13. Чиканова Л.А. Государственные служащие М., 1998