Нестор летописец житие. Святой нестор биография

(~1056–1114)

На пути к иночеству

Преподобный Нестор Летописец был родом из Киева. О точной дате рождения, о подробностях его детства и юношества нам ничего не известно. Есть основания полагать, что Нестор появился на свет в 50-х годах XI столетия.

В семнадцатилетнем возрасте Нестор, желая связать свою жизнь с монашеским деланием, явился к двум блаженным отцам: преподобному Антонию (основателю русского иночества) и преподобному Феодосию. Разумея в подвижниках святых Божьих праведников, он смиренно просил их не изгонять его прочь, а дозволить ему пребывать при них в послушании.

В это время Антоний жил в уединённой пещере, в священном безмолвии, угождая Богу непрестанной сердечной молитвой. Феодосий же занимался устроением иноческой обители. Промыслом Божьим Нестор остался при преподобных отцах.

Ещё до посвящения в иночество он обнаруживал перед ними готовность жить строгой иноческой жизнью. Несмотря на юность и многочисленные трудности, связанные с немощью плоти, Нестор являл отцам твёрдость в желании следовать спасительным путём.

Через них он освящался и просвещался как через два великих Божьих светильника. Он ревностно и безропотно исполнял назначаемые ему послушания, приучаясь к смирению, кротости, пощению, бдению, сердечной молитве и вольной нищете. Питая к наставникам самое искреннее уважение и любовь, всякое слово он исполнял безропотно, с радостью и доверием.

Ангельское служение

После блаженной кончины Антония (1073 г.) и Феодосия (1074 г.), он и сам словно бы умер для мира.

От игумена Печерской обители, преподобного Стефана, Нестор принял ангельский образ, а вскоре его возвели в сан иеродиакона.

Иноки Печерского монастыря славились многими добродетелями. Желая подражать Искупителю, они охотно совершали труднейшие ежедневные подвиги. Кто-то питался только сырой или вареной травой, кто-то подвизался в молитвенном бдении, кто-то в земных поклонах. Всех их объединяло то, что они единодушно пребывали в вере, надежде, любви, как и положено братиям Православного монастыря.

Приняв ангельский образ (двоякий: как инок и как диакон), Нестор уподобился бесплотным небесным служителям: с ещё большею ревностью стал угождать Богу послушанием и молитвой, стал увеличивать в себе христианские добродетели. При этом он не лицемерно считал себя грешником, недостойным Божьих даров.

Занимаясь аскетическим деланием и на опыте познавая Божественную благость, Нестор не отрицал значимость теоретических знаний. Он ценил богоугодные книги как сокровищницу Истины, аллегорически сравнивал их с реками, наводняющими вселенную. Считается, что особым его послушанием было составление летописей.

Так, в 80-х годах XI столетия он записал житие своего духовного учителя, . Но пожалуй, самым выдающимся творческим трудом Нестора Летописца явилась история развития Русской земли. Полагают, что он завершил это сочинение к 1112-1113 году.

В сущности оно включило в себя комплекс различных сказаний, обработанных и представленных в форме единого цельного произведения. Исторические факты тесно переплетаются в нём с историей развития Церкви. Сама история Руси изложена здесь как важная и неотъемлемая часть всемирной истории. Фундаментальность и четкость труда выдаёт в авторе мужа большой учёности и веры.

В 1091 году братия, движимые Духом Святым, собрались во главе с игуменом на совет, где, посовещавшись, определили выкопать погребенные прежде в пещере мощи преподобного Феодосия и торжественно перенести их в Печерскую церковь. По слову игумена, Нестор, приготовив необходимый инструмент, выбрал из братий помощников и направился к погребения святого. Прочитали молитвы и стали копать. Копали поочередно, вечер и ночь; однако добраться до честных мощей не получалось. И лишь когда ударили в колокол, в это самый момент Нестор вдруг понял, что докопался до мощей.

Само это событие сопровождалось чудесным знамениям: братия, находящиеся в монастыре, увидели огненные столпы. Мощи благоговейно перенесли в приготовленное место. Впоследствии Нестор был свидетелем других чудес и знамений, совершавшихся силой Божьей через эту святыню.

Достигнув, при помощи Божьей, святости и преподобия Нестор мирно почил о Господе в 1114 году, завещав братиям продолжить составленную им летопись истории Руси, что и было исполнено. В современном виде эта летопись известна нам по названию.

Сведения о событиях, имевших место быть в древние времена, содержатся в исторических документах, называемых летописями. Последние создавались от руки людьми, трудившимися летописцами. На Руси самым знаменитым из тех, кто фиксировал происходящее, смело можно назвать преподобного Нестора. На род деятельности этого человека указывает приставка к имени, без которой нам сложно понять сегодня, о ком идет речь: «Летописец». Православная Церковь вспоминает о преподобном каждый год 9 ноября.


Монашеская жизнь

Родился в середине XI-го столетия. Точное время появление его на свет, к сожалению, неизвестно. Зато историки со всей уверенностью могут назвать место рождения легендарного русского летописца – им является столица современной Украины Киев.

Никакой информации о детстве и отрочестве Нестора не сохранилось до наших дней. Однако, судя по тому, что в 17-летнем возрасте святой поступил в монастырь в качестве послушника, он явно был воспитан в духе благочестия, в соответствии с христианскими канонами. Обитель, куда скрылся от мира юный Нестор, носила название Печерской. Это, как нетрудно догадаться, сегодняшняя Киево-Печерская Лавра. В то время в упомянутом монастыре жил преподобный Феодосий. Вот его-то учеником и стал будущий святой.



Постриг в монахи Нестора осуществился уже после кончины учителя, место которого занял преподобный Стефаний. Жизнь послушника длилась для юного слуги Господня три года. Все потому, что так постановил Феодосий. По мнению преподобного, прибывший в обитель человек должен сначала пройти испытание. Заключалось оно, во-первых, в знакомстве с монастырским чином и укладом монастырской жизни; во-вторых, выполнении самых разных поручений и работ (собственно, послушаний). Только после успешного прохождения перечисленных этапов субъект мог быть пострижен в монахи. Надо отметить, что на первой ступени пребывания в Печерской обители человек носил свою одежду, в которой явился в дом Божий. Став послушником, он менял ее на черный наряд. А когда превращался в монаха, человек надевал монашескую мантию.


Преподобный Нестор принял монашеский постриг не ранее, чем в 1078 году. Он писал, что тогда в Печерской обители царили между братьями-монахами любовь и взаимопонимание. Все поддерживали друг друга, младшие слушались старших и наоборот – старшие заботились о младших. Каждый из братии отличался каким-то подвигом. Один, к примеру, не ел ничего, кроме хлеба с водой, другой питался только корешками и травами, третий подолгу простаивал на коленях в молитве, четвертый молился по ночам, не смыкая глаз и т.д. Понятно, что и сам Нестор быстро развивался духовно в такой обстановке.

Преподобный имел много достойных черт характера. Одной из них являлось смирение, подобающее истинному монаху. Нестор Летописец, упоминая о собственной персоне в своих рукописях, называет себя словами, имеющими исключительно негативную эмоциональную окраску. Среди них определения «грешный», «худой» (плохой), «неразумный», «грубый» и т.д. Такой подход в какой-то степени тоже помог ему расти в духовном плане.

Известно, что однажды преподобный Нестор Летописец принял участие в молитвенном обращении к Богу с просьбой об исцелении некоего Никиты. Человек этот был обольщен нечистой силой. Так вот, помолившись вместе с братией о даровании указанному индивиду выздоровления, Нестор стал свидетелем настоящего чуда – нечистый дух покинул Никиту. Событие это относится к 1088 году.

В другой раз, в 1091 году, святой получил поручение от настоятеля монастыря, игумена Иоанна, найти место нахождения мощей преподобного Феодосия. Нестор Летописец подошел к этому делу со всей ответственностью и положительный результат поисков не заставил себя ждать. Тело Феодосия было обнаружено им абсолютно целым, нетленным.

Писчая деятельность

Нестор Летописец, как уж было упомянутого ранее, прославился тем, что оставил нам в наследство множество исторических рукописей. Это настоящие литературные памятники. Среди них наибольшую известность приобрела «Повесть временных лет». Оригинальное название литературного сочинения звучит таким образом: «Се повести временных лет, откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская зем¬ля стала есть». Сведения, необходимые для составления столь величайшего произведения, Нестор брал из самых разных источников. Это и летописи обители, составленные иноками, и рассказы людей тех или иных профессий, и беседы с мудрыми старцами, и хроники Византии, и более ранние сказания. В данном сочинении упоминается много важных для нас событий, о которых без сей рукописи мы не имели бы сегодня ни малейшего представления.

Из «Повести временных лет» мы узнаем о возникновении славянской письменности, об обращении в христианскую веру княгини Ольги, о строительстве первой православной церкви в стольном граде Киевской Руси, о крещении нашей необъятной Родины святым князем Владимиром-Ясно Солнышко. Нестор летописец был заинтересован в продолжении своего труда, и поручил инокам Печерской обители осуществить сие после своей кончины. Монахи не ослушались завещания преподобного. Так, игумен Моисей зафиксировал в «Повести» события, происходившие до 1200 г., настоятель монастыря Лаврентий – продлил сочинение Нестора до 1377 года, а игумен Сильвестр придал ему современную форму. Поэтому историки и сошлись во мнении, что «Повесть временных лет» - больше коллективный труд, нежели индивидуальный.


Одним из первых сочинений Нестора Летописца является житие Бориса и Глеба – святых русских князей. Его же перу принадлежит жизнеописание преподобного Феодосия Печерского . Нет более ценного памятника древнерусской письменности, чем сей труд. Это признало множество историков. Данное сочинение не только безукоризненно по слогу, стилю и качеству изложения, оно еще и проникнуто безусловной любовью к наставнику, и вместе с тем носит поучительный, назидательный характер.

Смерть и прославление

Этот бренный мир слуга Господень Нестор покинул приблизительно в 1114 году. Тело его предали земле в Ближних Пещерах Киево-Печерского монастыря. В 1826 году над местом захоронения святого появилась медная дощечка с позолотой, на которой значилось имя лежащего здесь монаха. 80-е гг. прошлого века ознаменовались изучением останков преподобного Нестора Летописца учеными и судмедэкспертами. Результатом этой работы стало изготовление бюста святого.

Главный русский летописец
«Повесть временных лет» сохраняет свою актуальность и в наши дни

Алфавит, грамотность, просвещенность — без этих понятий невозможно, пожалуй, ни развитие духовности, ни, тем более, цивилизации. Это способы, с помощью которых передаются из поколения в поколение как сакральные, так и нравственные, интеллектуальные, эстетические знания. Вся святость и книжность по Руси пошли, прежде всего, из Киева, матери городов русских, ныне претерпевающего тяжелые испытания

В.М. Васнецов. Святой Нестор летописец. 1885 -1893 гг.

Один из известнейших монахов, почивающих в Ближних (преподобного Антония) пещерах Киевской лавры, - Нестор Летописец (чествуется Церковью 9 ноября по нов. ст.), оставивший нам «Повесть временных лет» — самое знаменитое из древнерусских летописных сочинений XII века, описывающее в основном историю восточных славян, где повествование начинается от Всемирного потопа, охватывая исторические и полулегендарные события, происходившие в древней Руси. Иначе памятник называют Летописью Нестора или Первоначальной летописью.

Именно здесь мы читаем волнующие сердце каждого русского православного человека слова о том, как на земли будущей Руси пришел святой апостол. «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра … и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей". И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород…».

Повесть временных лет», на глаголице

А вот еще один фрагмент из Повести: «По прошествии времени, после смерти братьев этих (Кия, Щека и Хорива), стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: "Платите нам дань". Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и к старейшинам, и сказали им: "Вот, новую дань нашли мы". Те же спросили у них: "Откуда?". Они же ответили: "В лесу на горах над рекою Днепром". Опять спросили те: "А что дали?". Они же показали меч.

И сказали старцы хазарские: "Не добрая дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым только с одной стороны, — саблями, а у этих оружие обоюдоострое — мечи. Им суждено собирать дань и с нас и с иных земель".

И сбылось все это, ибо не по своей воле говорили они, но по Божьему повелению. Так было и при фараоне, царе египетском, когда привели к нему Моисея и сказали старейшины фараона: "Этому суждено унизить землю Египетскую". Так и случилось: погибли египтяне от Моисея, а сперва работали на них евреи. Так же и эти: сперва властвовали, а после над ними самими властвуют; так и есть: владеют русские князья хазарами и по нынешний день»


Преподобный Нестор Летописец. Икона. XIX век.

В этом году - 900 лет со дня кончины выдающегося писателя и сохранителя русской истории, подвижника веры. «Киево-Печерский патерик» утверждает, что преподобный Нестор Летописец родился в 1050-х годах в Киеве. Юношей пришел к преподобному Феодосию, основателю киевской печерской Успенской обители, и стал послушником. Постриг Нестора преемник Феодосия, игумен Стефан.

Преподобный Нестор говорил: «Великая бывает польза от учения книжного, книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».

Нестор Летописец. Реконструкция по черепу С.А. Никитина.

Напомним, что это было сказано в те времена, когда книга была воистину лишь источником духовной мудрости и просвещения. За тысячу лет многое изменилось.

Станок Гуттенберга напечатал, увы, мегатонны также самой разнузданной литературы, когда книжность включила в себя «светскую» литературу, изощрившуюся и извратившуюся порой до умопомрачения и бесовщины.

Преподобный Нестор нес в монастыре послушание летописца. В 1080-х он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» — в связи с перенесением мощей братьев-мучеников в Вышгород в 1072 г. Напомним, что братья-князья стали первыми на Руси святыми, их канонизировали в лике святых — как заступников Русской земли и небесных помощников русских князей.


Нестор Летописец. Береста. В. Чурилов. Харьков.

Тогда же преподобный Нестор составил и Житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 г., накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия (память обретения празднуется 14 августа). Историки утверждают, что при торжественном открытии мощей преп. Феодосия (1091 г.) инок Нестор был одним из главных действующих лиц, и на большой авторитет Нестора среди братии Печерской обители указывает рассказ Киево-Печерского Патерика об изгнании беса из черноризца Никиты Затворника: здесь, наряду с такими подвижниками веры и благочестия, как игумен Никон, Пимен Постник, Агапит Лечец, Григорий Чудотворец, Исаакий Печерник, Григорий, творец канонов, Онисифор Прозорливец, — стоит и Нестор, «иже написа летописец», тогда еще сравнительно юный инок.

Памятник Нестору Летописцу в Киеве. 1988 г. Скульптор Ф.М. Согоян. Архитектор Н. Кислый.

Большая биографическая энциклопедия утверждает: «Главнейший труд — Житие Феодосия Печерского, составленное в промежуток времени между 1077 и 1088 годами: оно одно может дать некоторую точку опоры в суждениях о Несторе, как писателе. Пользуясь большой популярностью в древнерусской письменности, Житие преп. Феодосия имеет довольно сложную литературную историю, которую можно проследить при более или менее внимательном отношении к различным редакциям Киево-Печерского Патерика, в составе которого это Житие издавна занимает видное и почетное место. Как литературное произведение, Несторово Житие обладает значительными достоинствами и ясно говорит о большой начитанности и выдающейся образованности автора: хороший язык (выдержанный церковнославянский стиль), толковое и по местам занимательное изложение…».

Но главным подвигом жизни преподобного Нестора все же было составление к 1112—1113 гг. «Повести временных лет». На основании тех историко-литературных данных, какими располагает наука в настоящее время, есть основания считать, что в состав предполагаемой Несторовой Летописи входили «Сказание, что ради прозвася Печерский монастырь», «Слово о первых черноризцах Печерских»; «Слово о перенесении мощей преп. Феодосия», а также несколько мелких заметок.

Любеч. Памятник Нестору-летописцу.

«Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть», — так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор.

Нестор определенно был русским патриотом, о чем можно судить хотя бы о тех событиях, которым он посвятил страницы своего повествования. Он рассказывает о первом упоминании русского народа в церковных источниках — в 866 г., при святом патриархе Константинопольском Фотии. Повествует также о создании славянской грамоты святыми равноапостольными «учителями словенскими» Кириллом и Мефодием. Именно от него мы узнаем о Крещении в Елену святой равноапостольной Ольги в Константинополе.

Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ и о первом православном храме в Киеве (945 г.), об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (983 г.), о знаменитом «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (986 г.) и воспоследовавшем после этого Крещении Руси (988 г.).

Нестору мы обязаны и сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители на Киевских надднепрянских холмах, о ее основателях и подвижниках. Преподобный был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 г.

Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений нашей национальной и мировой письменности.

Преподобный Нестор Летописец скончался около 1114 г., завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего детища. В целом, в окончательном виде, «Повесть временных лет» является совокупным трудом нескольких монахов Киево-Печерской Лавры. Преемниками Нестора в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 г., игумен Лаврентий, написавший в 1377 г. древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»).

Лаврентьевская летопись, 1377 г.

Канонизирован (преподобный Нестор Летописец) в Русской православной церкви; память - 27 октября по Юлианскому календарю. Мощи почивают в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской Лавры.

Нестор под именем Нестор Летописец, Печерский входит в список святых Римско-Католической церкви.

Главный русский летописец увековечен и в скульптурных памятниках многих городов Руси.

Памятник Нестору Летописцу в Прилуках

В первую очередь, знаменитый памятник М. Микешина «Тысячелетие России» (1862).

10 июня 1988 г. неподалеку от Киево-Печерской обители был открыт памятник Нестору Летописцу — как дар скульптора Ф. Согояна (архитектор Н. Кислый) городу, в связи с 1000-летием Крещения Руси.

Имеется памятник Нестору Летописцу и в Новгороде-Северском, и в Прилуках, где был установлен в честь 900-летия города на территории старинного Вала.

В Любече памятник летописцу имеет примечательно объединительный характер: он установлен в 1997 г. в честь знаменитого первого съезда древнерусских князей, прошедшего здесь в 1097 г. Русская объединительная тема, как видим, болезненна уже почти тысячу лет.

Святый отче Несторе, моли Бога о нас!

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

    Нестор - русский летописец……………………………………………….4

    « Повесть временных лет» - удивительное явление русской культуры..6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….12

ВВЕДЕНИЕ

"Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения, и жития святых отцов, получает душе великую пользу" Нестор Летописец

С первых упоминания о прошло уже много-много лет. Откуда же до нас дошли такие старинные знания? Историю возникновения мы знаем благодаря летописи – «Повесть временных лет», автором этой летописи был Нестор. По сути, летописец Нестор является первым историком, попытавшимся поведать современникам и потомкам об истории земли русской.

Обращаясь всё к той же летописи, можно говорить, что Нестор родился в 1064 году. Умер же летописец в 1114 году. Достигнув 17-ти летнего возраста, он отправился в Печорскую обитель, где принял монашеский постриг. В Печорской лавре проживало большое количество достойных братьев. Будущему летописцу было с кого брать пример. Нестор постоянно самосовершенствовался: духовно и умственно.

Летописец обладал незаурядными умственными способностями, с уважением относился к различным знаниям, церковь же в этом отношении была очень консервативна. Первым письменным произведением Нестора стало житие Бориса и Глеба. Произведение поражает своим красноречием и глубиной мысли. Затем за его авторством идет житие преподобного Феодосия Печорского. Житие преподобного выдающиеся произведение русской письменности 11 века.

    Нестор - русский летописец

Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел в Печерский монастырь к преподобному Феодосию и стал послушником. Постриг в монашество будущего летописца уже преемник Феодосия, игумен Стефан. При этом же игумене монах Нестор становится иеродиаконом. Согласно летописным данным, произошло это не раньше 1078 года. Чистотой своей жизни, молитвой и усердием юный подвижник превзошел вскоре даже самых известных печерских старцев.

В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. Он глубоко ценил истинное знание. "Великая бывает польза от учения книжного. Книги - это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души", - писал он.

В 80-х годах Нестор написал "Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба" в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году. Старший из известных историкам списков "Чтения…" относится к XVI веку. Историю гибели сыновей Владимира Святославича Нестор предваряет обширным историческим введением, в котором размышляет об извечной борьбе добра со злом. Борис и Глеб выступают в "Чтении…" как носители христианских добродетелей - смирения и братолюбия, а Святополк предстает как орудие дьявольских козней.

Немного позже преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 году, накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему выкопать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия. Особенно выделяется в "Житии" образ матери Феодосия: вопреки традиции, Нестор изображает не лишенную каких-либо индивидуальных черт благочестивую христианку, а, напротив, властную, суровую, решительно противящуюся религиозным устремлениям сына, не останавливающуюся перед тем, чтобы жестоко избить или посадить на цепь мальчика, мечтающего лишь о богоугодных делах и монашестве.

Главным плодом деятельности преподобного Нестора было составление "Повести временных лет", окончание которой относят к 1112-1113 годам. Круг источников киевского летописца был необычайно широк для того времени. Нестор пользовался предшествующими русскими летописными сводами и сказаниями, монастырскими записями, византийскими хрониками Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различными историческими сборниками, рассказами старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников. Он не только собрал массу разнородной информации, но и привел ее к общему знаменателю, осмыслив не в контексте временной исторической ситуации, а в контексте вечности. Нестор Летописец написал историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

В "Повести временных лет" Нестор повествует о первом упоминании русского народа в церковных источниках в 866 году, о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной княгини Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве, об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников Феодора и Иоанна, о "испытании вер" святым равноапостольным князем Владимиром и о Крещении Руси. Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, через века ставшей Лаврой, о ее основателях и подвижниках.

Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид "Повести временных лет", игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших "Повесть" преподобного Нестора ("Лаврентьевскую летопись"). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский († 1226, память 10 мая), спасатель "Киево-Печерского Патерика". Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается, среди других источников, на Летописи преподобного Нестора.

Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Память его Церковь чтит также вместе с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.

    « Повесть временных лет» - удивительное явление русской культуры

Известно, что летописание было одним из ярчайших проявлений литературного достояния Киевской Руси. Мы имеем блестящее историографическое наследство, представленное целой плеядой выдающихся имён. И Нестору, без сомнения, принадлежит среди них первое место. Его имя как составителя «Повести» названо в более позднем Хлебниковском списке этого произведения (XVI в.). «Киево-Печерский патерик» среди монахов, живших в Печерском монастыре в XI в., называет Нестора, «который написал летописец». Этим «летописцем» могла быть лишь «Повесть временных лет». В тексте сохранились места, где летописец говорит от себя. Анализ таких мест позволяет приписать их именно Нестору.

Летопись Нестора начинается словами, давшими название всему произведению: «Вот повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть». «Повесть» создана в соответствии с канонами мировой средневековой историографии. В её основу положен написанный около 1095 г. в Печерском монастыре так называемый Начальный извод, начинавшийся коротким рассказом об основании Киева братьями-полянами Кием, Щеком и Хоривом. Этот рассказ автор предварил обширным историко-географическим вступлением, где описываются происхождение и древнейшая история славян, дана картина их расселения на огромном пространстве Европы.

"Повесть временных лет" и ее автор инок Нестор-летописец представляют собою удивительное явление русской культуры, ее гордость и славу, немеркнущие вот уже девять столетий. По степени гениальности исполнения из современных Повести произведений очень трудно (если вообще возможно) найти нечто сопоставимое – разве что "Слово о полку Игореве". Однако надо сказать, что перед певцом Слова, посвятившим свое сочинение описанию похода князя Игоря Святославича на половцев в 1185 году, стояла не столь грандиозная задача, нежели перед автором "Повести временных лет", который вознамерился ответить на вопрос: "Откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть".

С этой задачей Нестор справился столь успешно, что его творение стало образцом для последующих поколений русских летописцев – не случайно поздние летописные своды начинались именно с несторовой "Повести".
Последующих летописцев, как и нынешних исследователей, привлекала и привлекает, прежде всего, широта исторического взгляда Нестора, а точнее сказать – широта его миропонимания. Свое повествование он начинает с библейских времен, с Великого Потопа, вводя тем самым русскую историю в мировой исторический процесс, делая ее причастной к мировой истории. Затем у него идет рассказ об эпохе общеславянского единства. Тем самым Нестор демонстрирует связь древнерусской истории со славянской историей. И лишь потом летописатель переходит к изложению исторического материала, относящегося к восточным славянам и людям Древней Руси. Необходимо учесть, что эти построения становились особенно значимыми на фоне высказываний митрополита Иллариона о Русской земле, которая "ведома и слышима всеми конци земли".

Нестор-летописец, следовательно, закладывал первые основы идеи всемирности русской истории и русского народа, которая у наших мыслителей XIX века (в частности у Ф.М.Достоевского) приобретет мессианское предназначение.

Нестор творил, разумеется, не на пустом месте. В плане идейном он мог опереться, насколько мы только что убедились, на митрополита Иллариона, на его блистательное "Слово о Законе и Благодати". Но и в летописном деле у него были предшественники, занимавшиеся летописанием далеко уже не одно десятилетие.

Поэтому "Повесть временных лет" создавалась в довольно насыщенной творческой среде, и ее следует рассматривать как своего рода итог развития древнерусского летописания. Правда, относительно начала летописного дела на Руси в науке нет единства мнений.

Существуют три точки зрения на сей счет. Одни исследователи (в частности Б.А.Рыбаков) связывают возникновение летописного жанра с далеким временем князя Аскольда, полагая, что в конце IX века была составлена так называемая "Аскольдова летопись".

Другие специалисты (например, А. Н. Насонов, М. Н. Тихомиров, Л. В. Черепнин) относят появление летописных записей к исходу X века, когда было составлено "Сказание о русских князьях", а при Десятинной церкви, созданной заботами князя Владимира Крестителя, стали вестись записи летописного характера.

Третья точка зрения относит возникновение летописного дела к 30-м годам XI века, связывая его со строительством Софии Киевской. На этой точке зрения стоял А.А.Шахматов, следовавший за ним М.Д.Приселков, к ней склонялся также Д.С.Лихачев, допуская, впрочем, здесь и 40-е годы XI столетия.

Трудами А.А.Шахматова была установлена предыстория ""Повести временных лет": благодаря глубокому проникновению в русские летописи, исследователь выявил ряд летописных сводов, ей предшествовавших, – это и свод 1039 года, и свод Никона Печерского, и Начальный свод конца XI века. Стало быть, Нестор, приступая к составлению своей летописи, имел под руками обильные летописные материалы, на основе которых он создал новый монументальный свод – "Повесть временных лет".

Надо заметить, что русские летописцы начали свое дело с подражания греческой хронографии, которую знали прекрасно. Однако они вскоре вышли за рамки подражательства, приобретя опыт и умение создания оригинальных письменных памятников. Ярким примером тому является "Повесть временных лет", представляющая собой цельное, пронизанное общими идеями произведение. Это дает основание некоторым исследователям называть Нестора первым русским историком, что верно, но лишь отчасти, поскольку "Повесть" имеет синкретический характер. Нестор выступает в ней не только как историк, но и как богослов, философ, литератор и фольклорист. Поэтому она имеет отношение не только к истории общества, но и к истории церковных учений, философии, литературы и устного народного творчества. Иными словами, перед нами энциклопедический памятник. И его автор, преподобный Нестор, заслуживает, безусловно, имени первого русского энциклопедиста».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках - в 866 году, при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе.

Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (под 945 годом) об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под 983 годом), о "испытании вер" святым равноапостольным Владимиром (986 год) и Крещении Руси (988 год). Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках. Время преподобного Нестора было нелегким для Русской земли и Русской Церкви. Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и села, угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и обители. Преподобный Нестор был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 году. В летописи дано богословское осмысление отечественной истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм " Повести временных лет" ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.

Основная работа Нестора – летопись «Повесть временных лет». Начало работы над ней датировано 1112 годом. Нестор потрудился на славу. До сих пор, «Повесть временных лет» является одним из основных источников знаний по русской истории. Ему удалось прекрасно изложить имеющуюся у него информацию, без пристрастий и прикрас поведать то, что знает он сам. Летопись расскажет нам о , первых русских князьях, о крещении Руси.

Имя Нестора навсегда вписано в русскую историю. Благодаря этому человеку, мы имеем достоверные и более-менее подробные сведения о наших славных предках. Летописец жил в тяжелые времена. На Руси начинались усобицы, постоянно совершали набеги на Русь и кочевники. Печерская обитель, в которой жил летописец, была разорена кочевниками в 1096 году. Наш герой сильно переживал, но, не смотря на трудности, продолжил свой путь. Летописец Нестор похоронен в пещерах Антония Печерского. Нестор почитается русской православной церковью.

Главная историческая заслуга Нестора состоит в том, что он создал историко-художественное произведение, не имевшее аналогов в европейской средневековой историографии. Показал, что наш народ имеет свою историю, которой может гордиться

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Беляев И. Хронология Нестора и его продолжателей. - ЧТЕН. в общ. истор. и древн. рус, 1846, кн. 2 (ч второй), с. 23 - 38 (исследования).

    Бугославский Л. К вопросу о характере и объеме литературной деятельности преп. Нестора. I-III.-Изв. отд. рус. яз. и слов. АН, т. XIX, кн. 1, 1914, с. 131 - 186; кн. 3, с. 153-191

    Галахов А. История русской словесности... На с. 284-287-обзор и характеристика литературного наследия Нестора, прежде летописи

    Евгений Болховитинов. Словарь исторический... Т. II. На с. 83-95 - биографические данные о Несторе, объем его литературной деятельности

    Иванов Н. Общее понятие о хронографах и описание Некоторых списков их, хранящихся в библиотеках петербургских н московских. - Ученому. зап. Котел, унив., 1843, кн. 2 и 3, с. 58-396. литература вопроса, деятельность Нестора.

    Строева П. М. Библиологический словарь... с. 214 - дело авторства Нестора

В древние времена центрами духовной, культурной и научной жизни были монастыри. Живущие в них монахи обучались грамоте и умели писать, в отличие от основной массы народа. Благодаря их рукописям сейчас мы можем узнать о древней Огромный вклад в развитие науки внес монах Нестор. Летописец вел своеобразный дневник, куда записывал все, по его мнению, значимые события в жизни общества. За свои труды и благодеяния монах был канонизирован православной церковью и почитается как святой. История его необычайной жизни станет предметом исследования этой статьи.

Нестор-летописец: постриг в монахи

По монастырскому уставу тех времен человек должен был пройти трехлетнее послушание при храме, и лишь потом он получал право быть слугой Господа. Герой нашего повествования Нестор подготавливался к монашеству, и в этом ему помогали сначала игумен Феодосий, а затем и Стефан. Эти люди необычайно повлияли на дальнейшую судьбу Нестора. В то время многие монахи вели летописи, но наш чернец поначалу не задумывался об этом деле. Он был самым обычным братом, как все иные.

Нестор-летописец: тяга к знаниям

Постепенно монах осознает, что ему становится интересна книжная мудрость. Он упоенно начинает читать Евангелие, а затем и жития святых. Последние служили ему примером для подражания. Читая жития греческих праведников, преподобный Нестор-летописец решился начать писать и о подвигах русских святых, для того чтобы они не остались бесследными. Первым произведением монаха было житие блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба. После этого труда жизнь стала давать Нестору множество поводов для исследования. Так, ему было поручено отыскать тело игумена Феодосия. При помощи двух монахов Нестор все же смог отыскать мощи святого, которые были перенесены в лавру. Впечатленный этим событием, он приступил к очередному труду. Ним было не что иное, как житие святого Феодосия.

«Повесть временных лет»

Игумен стал замечать талант и трудолюбие Нестора, которому было поручено свести множество записей разных лет воедино и отредактировать их. Именно с этого времени и до конца своей жизни Нестор-летописец писал «Повесть временных лет». В настоящее время это творение - одна из высших ценностей русской истории, ведь оно основано на многочисленных источниках, а также написано при помощи непревзойденного литературного мастерства. До самой смерти Нестор-летописец занимался своим трудом. После него за рукопись взялись и другие священники.

Память о святом

До сих пор русский народ помнит о подвигах, которые совершил летописец Нестор. Биография его восстановлена неполно, ведь жил он давно - в XI веке. Уже в XIII столетии Нестора поминали как святого. Значение его для русской православной церкви и для всего славянского народа трудно переоценить. Монах похоронен в пещерах Антония в Киево-Печерской лавре. Православная церковь поминает Нестора 9 ноября. Кроме того, вспоминается монах и 11 октября - в день Собора преподобных отцов лавры.