Резные ручки ножей. Все о холодном оружии. Какие инструменты нужны для резьбы по дереву Другие необходимые инструменты

Эта работа очень интересна как в техническом, так и в творческом, резчицком плане. Конечно, ручка должна использоваться по назначению. Если вы украшаете кухню или свою комнату в традиционном русском народном стиле, то дверная ручка органично впишется в интерьер. Не исключено, и дверь сможете стилизовать под старину. Как? Вот и подумайте. А пока займемся ручкой (рис. 134, а).

Состоит она из шести деталей, которые соединены круглыми штырьками. На рисунке не видно двух деталей, поэтому нам придется обратиться к чертежу, который вес разъяснит.

На чертеже (рис. 184, б) показаны основные, или, как еще говорят, габаритные, размеры основания ручки, а также детали: 1 - основание; 2 - промежуточные брусочки (2 шт.); 3 - кубики (2 шт.); 4 - брусок.

Конечно, сначала необходимо изготовить все детали (рис. 185), подогнать их друг к другу, отшлифовать, но не склеивать. Удобнее работать - проводить разметку и выполнять резьбу - на отдельных деталях. Начнем с основания.

1. Основание . Для его изготовления необходимо подготовить дощечку размерами 360 х 90 x 20 мм (это видно на чертеже), по шаблону выполнить разметку четырех полуокружностей и углов.

После этого спилить углы, выпилить полуокружности лобзиком. Если лобзика у вас еще все-таки нет, то можно сделать так, как показано на рис. 185, а, б. Сначала сделать два пропила, а затем обработать полукруглым напильником.

2. Промежуточные брусочки . Две эти детали имеют квадратное сечение 20 x 20 мм, длину - 60 мм. По продольной оси сверлится сквозное отверстие диаметром 8 мм (рис. 186), куда потом будут вставляться деревянные нагели, с помощью которых вы соедините отдельные детали в изделие - ручку. (Изготовление нагелей описано в уроке 8 .)

3. Кубики . Их два. Напомню, что размер у кубика один. Здесь - 40 мм. Это означает, что длина, ширина и толщина - по 40 мм (рис. 187). Для изготовления кубиков сначала необходимо отстрогать брусок, на котором поместятся два кубика. При выборе заготовки учтите, что при распиле возможны отклонения. Следовательно, заготовка должна быть значительно больше чем 80 мм. Достаточно, если брусок будет длиной 100 мм.

В этой детали также нужно будет просверлить два отверстия глубиной 20 мм. Располагаться они будут по вертикальной и горизонтальной оси. Диаметр отверстий - 8 мм. Вы уже догадались, что в них будут входить нагели.

4. Рукоятка представляет собой брусок, в сечении которого квадрат 30 х 30 мм. Длина 150 мм. С обоих торцов сверлятся отверстия диаметром, как и в других деталях, 8 мм. Глубина отверстия 20 мм.

Только когда все детали сделаны и собраны в изделие, разберите его и принимайтесь за резьбу.

Начните с главной детали - основания. На шаблоне показан рисунок с новыми элементами - крестиками, расположенными внутри листика.

Как размечается листик, вам известно из урока 7 . Для разметки крестика сначала изобразите квадрат, как показано на рис, 188, а, а затем на квадрате выполните маленькие треугольники.

Резание начните с наколки (точки показаны на рис. 188. б), после чего каждую половину листика вырежьте так, как обычно режется «пирамида ».

Чтобы получился крестик, носком ножа осторожно проколите вершины треугольничков так, как при наколке «сколышка ». Потом подрежьте. Точно так же крестики выполните и на кубиках. Кстати, на них выполняются рисунки с трех сторон.

Несколько другие крестики на промежуточных брусочках (рис. 189), и их, думаю, вы легко выполните без моих пояснений.

Очень интересной, оригинальной является рукоятка. Несмотря на то, что на ней нет замысловатого рисунка, она органично вписывается в общую композицию.

Резьба на рукоятке выполняется с четырех сторон. Разметка ее показана на шаблоне, но, выполняя косые линии, старайтесь не нарушать заданный угол, иначе линии, переходящие с поверхности на поверхность, могут не совпасть.

Средняя линия на шаблоне является линией прорезки, глубина которой должна составлять 4-5 мм, а боковые линии - это линии, по которым пойдет подрезка. В принципе - это «соломка».

Когда выполните всю резьбу, то можете осуществить сборку так, как показано на рис. 190.

Не забудьте, что клеем необходимо промазать не только нагели, но и поверхность отверстий, куда те будут входить. Для склеивания используйте клей ПВА, После отделки прикрутите ручку к двери своей комнаты.

Если вы не хотите останавливаться на достигнутом и вас преследует мысль: «А что бы еще сделать полезного для дома?» - не теряйте даром времени и приступайте к следующему уроку.

Ни для кого не секрет, что пять-семь лет назад очень были популярны военные ролевые игры. Длительное время и я был частью этого быстро развивающегося движения.

Я живу на земле Запорожских казаков, представьте себе эту романтику – массовые игры на острове Хортица.

Но разговор не об этом. Мы очень часто ездили на слёты «ролевиков», и представьте себе как важно не ударить в грязь лицом и не опозорить свой клан. Погреметь доспехами и покрасоваться оружием. Понятное дело, что оружие мы делали не сами, а заказывали кузнецам, но вот украсить его – это была уже наша забота. Так вот, любой деревянный элемент, будь то рукоять ножа , меча или лука, можно украсить красиво и не очень заумно. Хотя работа достаточно кропотливая.

Для начала нужно очистить рукоять с помощью мелкой наждачной бумагой. А уже на втором этапе начинается творчество, от которого зависит конечный результат. Для этого вам понадобится набор для фигурной работы по дереву, проще говоря, набор маленьких стамесок. И вот тут вам придется включить свою фантазию. Мы, например, вырезали кельтские узоры, руны, древние письмена или мифические изображения.

Смешайте эти компоненты, но только так, чтоб и цвет был насыщенным, и вязкость присутствовала. Потом эту замазку нанесите на вырезанный рисунок, так, как будто замазываете щели в стене, но делать это надо очень аккуратно, так как всё, что будет нанесено мимо, глубоко въестся в древесину. А потом можно хоть до потери сознания елозить наждачной бумагой, но ничего исправить уже будет нельзя – орнамент будет испорчен. После того, как вы замазали всё то, что вырезали, дайте рукояти высохнуть, оставив её на сутки в проветриваемом месте.

Завершающая стадия очень проста: наждачной бумагой зачищаете до тех пор, пока рукоять и узор не сольются в одну плоскость, после этого несколько раз вскрываете рукоятку ножа лаком – и украшение законченно и радует глаз. Лично я украсил так два лука, один топор и две алебарды.

Под нож с такой рукояткой очень пойдёт кожаный потёртый коричневый чехол. Сделать его очень просто.

Надо найти старый, опять-таки советский ремень и вырезать из него две половинки, которые напоминают лезвие ножа. Они обязательно должны быть чуть больше, иначе нож не войдёт в чехол. Мелкая наждачная бумага через три минуты превратит эту кожу в достояние истории и будет казаться, что будущему чехлу уже как минимум пятьдесят лет. И ещё, вам понадобится тонкая металлическая трубка и кожаный шнурок. Складываем половинки вместе и с помощью трубки и молотка пробиваем дырки, после чего туго протягиваем шнурок через эти насечки – и чехол готов.

А теперь обрисуйте себе это всё в голове – и приступайте к работе. Написано на основе личного опыта ролевика Эдгара из клана «Ласка».

Насечка, всечка, сеточка, рубашка, шотландка, чешуя, акулья кожа - названий много, смысл один: нанесение геометрического микрорельефа на строго определенные участки (как правило, это цевьё и шейка) поверхности ружейного ложа. Появившись исключительно с утилитарной целью, а именно удобство удержания ружья, постепенно насечка стала носить и декоративно-эстетическую нагрузку. Со второй половины 19 ого века уже большинство уважающих себя мастеров и не мыслили изготавливать ружья без аккуратно выполненной насечки. Менялся угол схождения ниток, угол самих пирамидок, форма контура, конфигурация цировок обрамляющих насечку. Мастера стремились придать ей характерные, индивидуальные только для той или иной мастерской черты. Поэтому бывает не сложно отличить оригинальную насечку от подвергнувшейся поновлениям или, уж тем более, нарезанной заново. Довольно трудоемкий процесс изготовления стали максимально механизировать. Сначала при помощи трех-, четырех-, и даже шестиручьевых резцов. На продукции наших заводов можно увидеть штампование горячими «напильниками» - пресс-формами. При помощи «машинок» - подобие бормашины с гибким рукавом и парой фрез-шестерёнок в наконечнике. Потом на помощь пришли копировально-фрезерные станки. Теперь уже не обходится без лазера. Так сказать: с дымком за полторы минуты. Но на «высоких» ружьях, по-прежнему, должна красоваться насечка ручной работы.

Ближе к нашим реалиям: что делать, если на ружье сохранилось всё, кроме этой самой «сеточки». Или на вновь приобретенном прикладе её вообще нет. Да надо либо заплатить мастеру, либо просто взять и нарезать её самому. Не боги горшки обжигают.

Конечно, без специального инструмента будет крайне тяжело. И здесь есть два варианта: заказать импортный (фото 1 и 2),
но не дешевый или, правильно, взять и сделать самому. Я давно обхожусь самодельными «басочками» которые делаю по мере необходимости с тем или иным шагом. Идеально подходит, для изготовления такого резца, потерявший былую удаль, советский надфиль квадратного сечения. А лучше сразу два. На всякий случай. Итак: нагреваю надфили на газу, чтоб произвести отпуск металла (фото 3).
Загибаю в тисках вокруг оправки с радиусом заведомо меньшим, чем потом потребуется (фото 4).
Надфилем с треугольным сечением прорезаю центральный паз и оформляю профиль гребенки. Потом хорошим ножом насекаю, на той же оправке, зубья будущей басочки с необходимой глубиной и шагом (фото 5). Разумеется, образовавшиеся после такой процедуры заусенки на боковых гранях зубьев, надо убрать бархатным надфилем. Теперь остается разогнуть резец до требуемого радиуса и закалить (фото 6).
Насаживаю рукоять и всё. Можно приступать к работе.

Я большое внимание уделяю освещению рабочего места во время изготовления насечки. Мне удобней работать, когда лампа находится на высоте 10-13см над уровнем стола. В этом случае контрастный свет, идущий справа и спереди, лучше высвечивает все нюансы, неровности насечки.

Делаю прозрачный шаблон формы будущей насечки, чтобы на обеих сторонах приклада она была одинаковая. Прорисовываю на дереве контур и наношу пересекающиеся мастер-линии(фото 7).
Угол пересечения чаще всего 50-55 градусов. Для удобства дальнейшего резания стараюсь сориентировать нитки насечки так, что бы основное направление волокон древесины было параллельно биссектрисе угла их пересечения.

Далее басочкой делаю разметку (фото 8).
Чтобы в дальнейшем резец или надфиль не «пролетал» дальше цировки контура неплохо прорезать, углубить окончания ниток (5-7мм) при помощи штихеля (фото 9).
Если шаг выбран крупный, можно ускорить процесс прорезания (подъема пирамидок на полный профиль) при помощи крупного надфиля треугольного(60 град) сечения (фото 10).
Ежели древесина не очень крепкая и есть опасение, что насечка не «удержится» можно финишировать квадратным надфилем (90 град). Получив, тем самым, пирамидки комбинированного профиля 60+90 градусов.

Можно прорезать на полный профиль и при помощи самой басочки, выйдет чуть медленнее. Оставив насечку в таком виде, после пропитки, мы получим темную на вид сеточку. Потому как матовые грани пирамидок впитывают больше масла, а в процессе эксплуатации и больше грязи. Чтобы получить «прозрачную» насечку надо пройтись по ниткам бархотным надфилем или штихельком, заодно выравнивая линии (фото 11).
Вроде ни чего сложного и насечка готова (фото 12).

И пару слов о модной теперь «рыбьей чешуе». Для её изготовления потребуется: приклад, терпение, два резца и зубная щетка. Резцы придется сделать, потому, как в продаже я таких не встречал. Если делать «чешую» при помощи бормашинки, как это принято за границей, получим шум, пыль, и навязчиво крупный размер. Итак, резцы (фото 13)
я делаю из полукруглых стамесочек. У первого резца надо выпустить вперед углы, его радиус и будет задавать форму самих «чешуинок», а углы будут прорезать древесину по краям поглубже. Второй, подрезной, сделан наоборот с выступающим вперед центральным зубчиком. Теперь остается, проведя одну единственную начальную прямую мастер-линию, заполнить стройными рядами «чешуи» весь контур (фото 14).
А после подрезки лишнего между чешуйками (фото 15),
зачистить зубной щеткой. А при желании подзаглубить и подвыровнять. Вероятно, есть и другие способы изготовления «рыбьей чешуи», я остановился на этом. Занимает весь этот процесс времени в два-три раза меньше, чем хорошая классика. (фото 16).
В следующей статье поговорим о кривотолках вокруг оружейного ореха. И, может быть, о материалах, не уступающих ему, но не заслуженно задвинутых на второй план.

Холодное оружие, всегда притягивало внимание мужчин. Особенно ножи из дамасской стали. Тульские кузнецы не только возродили старинный секрет по изготовлению дамасского клинка, но и усовершенствовали и разнообразили рисунок на стали. Лезвие заиграло необычными волнообразными линиями, разных причудливых форм. Кузнец, как и резчик по дереву заранее придумывает, какой рисунок он хочет выполнить, что бы его изделие отличалось неповторимостью и несло красоты ценителям холодного оружия.

Мне, тульскому резчику по дереву выпала удача не только украсить рукоять ножа, но и познакомить Вас с моей работой. На страницах этого сайта я покажу, мастер-класс по отделке рукоятки охотничьего ножа из дамасской стали. Ручка ножа сделана из древесины кавказского ореха, который отличается крепостью и специфической текстурой, дающий после обработки красивую расцветку. Размер ручки имеет небольшой допуск для воплощения моего замысла. Но об этом чуть позже. Для начала я придумал эскиз, который тщательно прорисовал на бумаге. Его я и перевёл на верхнюю часть рукоятки ножа.

Хочу сразу пояснить свою задумку. На верхней части будет не только резьба, здесь будет соединено 3 направления:

1) Резьба

2) Всечка серебром

3) Инкрустация объёмными вставками из самшита.

Всё это я заключил в один рисунок, но в разном техническом исполнении. Это довольно сложно по исполнению, и поэтому придуманная связка нового соединения мною редко используется.
Ну, пожалуй, начнём прокол резьбы тыльной части рукоятки. Полукруглой стамеской небольшого радиуса прокалываем резную раскладку вдоль заднего упора. Раскладка имеет одинаковые элементы рисунка по всему диаметру ручки.

Так как я заранее сделал разметку, то фрагменты рисунка получились одинаковыми, что облегчало прокол контура.

В нижней часть нарисован фрагмент лиственного орнамента, он как бы воплощает начало, основу из которого на верхнюю часть рукоятки выходит резьба и всечка. В моём случае рисунок симметричный, то делаю по два одинаковых прокола, меняя лишь радиусы стамесок.

Первым делом всечка. Прокол канавки делается радиусными стамесками на глубину 1 мм. Так как рисунок симметричен, то прокол одной части рисунка повторяет радиус другой части.


По мере закручивания завитка радиус стамески уменьшается.

Не буду спешить с всечкой, а перейду к инкрустации элементов из самшита. Это позволит дополнить рисунок и визуально расставить все вставки на свои места. Я предварительно выпилил лобзиком листочки из пластин самшита толщиной 3мм. Такой размер я выбрал для того, чтобы в плоскорельефной резьбе инкрустированные листочки самшита в дальнейшем объёмно смотрелись с резьбой.

Перехожу к инкрустации элементов из самшита.

Место под листочек выбрано и аккуратно примеряю элемент по месту. Если инкрустированная деталь не входит сразу, то подрезаю край, который мешает. Усилий я не прилагаю, чтобы не сломать вставку, а постепенно подгоняю её по месту. Клюкарзой, сделанной из тонкого надфиля, я вычищаю дно посадочной полости, чтобы деталь как можно глубже опустилась в массив ручки и оказалась на одном уровне с поверхностью.

Вновь возвращаемся к всечки серебром. Но как я говорил раннее поверхность всечки будет неровной и ограничено пространством. Это создаёт определённые трудности. Сложность заключается ещё и в небольших размерах самой поверхности. Постоянная подвижность изделия в работе заставляет сконцентрировать внимание на безопасности. Как говориться в русской пословице: «Глаза страшатся, а руки делают». Вот руки и надо беречь! Ведь этими руками, держа плоскую стамеску плавно обнижаю поверхность всечки. А в некоторых местах вместе с самшитовыми вставками, т.к. инкрустированные листочки являются неотъемлемой частью всечки и одним связующим элементом.

Увеличить

Уже явно просматривается рисунок серебряной нити, которая имеет толщину 0,2 мм. и ширину 0,76 мм. Теперь Вам всё понятнее становиться мой замысел, там, где линии всечки плавно соединяются, канавку поправляем прямой стамеской. Расплющиваю кончик серебряной ленты и вставляю в канавку вплотную к серебряной нити.

Увеличить

Я прижимаю нить в канавку, плавно закручивая её в спираль завитка. Закрутив спираль, обрезаю серебро в конце завитка.

Увеличить

Чтобы придать законченный вид завитку, надо поставить точку. Серебряную точку. Для этого шилом в конце завитка делаю маленький прокол.

Увеличить

Торчащий кусок проволоки забиваем, но не до конца. Это я делаю для того, чтобы при зачистке точка серебра имела ровные края, а не была деформирована кусачками.

Увеличить

Выбирая фон, обнажаю контур всечки и резьбы.

Увеличить

Только прорисовался контур всечки и резьбы.

Поверхность должна быть идеально ровной, без механических следов обработки. Чтобы сделать аккуратно в ограниченном пространстве приходиться постараться. Зачистив надфилем и наждаком поверхность рукоятки (кроме фрагментов резьбы), смачиваю водой.

Увеличить

Вода при высыхании поднимает ворс. Это хорошо видно на поверхности. После высыхания, поверхность защищаю с помощью наждака. Опять мочу и произвожу зачистку, но уже мелким наждаком. Это я делаю для того, чтобы в дальнейшем при пропитки олифой, ворс больше не поднимался, а окончательная полировка заняла меньше времени. После третьей пропитки наждак не применяю. Вся поверхность становиться ровной и матовой.

Выборку провожу от середины к краям. Это для того, чтобы не замять стамеской края границы углубления. Подогнав вставку, я сажаю её на клей, но так, чтобы она возвышалась над поверхностью. Визуально сопоставив вторую вставку с другой стороны и убедившись в их симметрии, обвожу контур. Вторую вставку тоже инкрустирую.

Придаю элементам форму поверхности ручки. Оба элемента возвышаются над поверхностью приблизительно на 2мм. Эту высоту я оставил для следующей разделки, чтобы они были объёмными. В этой части мастер-класса видно, как рукоять преображается. Сверху и снизу на неё наплывают растительные орнаменты, переплетённые всечкой из серебра и инкрустированными объёмными вставками из самшита. Заднюю часть ручки опоясывает раскладка из одинаковых растительных элементов. Осталось всему этому великолепию придать форму. Этим я и займусь в третьей части своего мастер-класса.

Часть 3

Эта подготовка необходима. Она является определённым и немаловажным звеном для следующего этапа разделки растительного элемента. Следуя дальше, я пользуюсь стамеской, радиус которой соответствует небольшим размерам разных элементов раскладки.

Каждый листик раскладки прорезаю стамеской. Начиная с кончиков листа и плавно перехожу к центральной части. Начало листика разделывается всем радиусом стамески. Переходя к середине листа, плавно поворачиваю стамеску. Таким движением я регулирую ширину среза и кончиком радиусной стамески прорезаю узкие места. Подготовленная технология присутствует для каждого элемента, в каком бы он месте не находился. В нижней части рукоятки, обнизив элемент, также уголком прорезаю центральную часть листа.

Многие думают: «Зачем такая подготовка? Она занимает время. Сразу прошёл радиусной, и всё!». А нет, когда фрагмент не подготовлен, радиус стамески срезает лишнее по плоской поверхности, порой скалывая фрагмент, не успев придать ему форму. По подготовленному фрагменту стамеска движется по геометрии листа и срезает только то, что необходимо. Я в этот момент контролирую сам срез.

И с другой стороны. Так элементы резьбы будут одинаковыми по разделки и по форме. Инкрустированные листочки из самшита подготавливаются и разделываются также, как и резьба, хотя они являются инкрустированными деталями всечки. Они имеют такой же объём, как и резьба.

Закончив с плоскорельефной резьбой, начинаю накладывать фаску на всечку, которая в процессе переплетения с резьбой имеет нечёткие края.

Изделие погружаю в олифу на сутки, если позволяет объём или обильно смазываю. После того, как олифа впитается и чуть подсохнет, мелким наждаком защищаю поверхность, чтобы снять плёнку.

Этот процесс повторяю до тех пор, пока олифа перестанет впитываться. При последней зачистке, уже отработанной мелкой шкуркой, поверхность полируется и приобретает гладкую поверхность, приятную на ощупь. Ну, вот и всё, мой «отчёт о работе» подошёл к концу. В нём я подробно рассказал и показал все свои секреты, об этом меня просили многие. Может другие мастера это делают по-другому, и это их право. У каждого свой подход, своя технология. Я старался и для Вас и для тех людей, которые будут держать это холодное оружие в своих руках, пусть они ощутят нежность и теплоту не только дерева, из которого сделана эта ручка, но и частицу души мастера.

С уважением!
Валерий Простянкин.