Фестиваль восстановления исторической среды том сойер фест. Как это устроено: фестиваль восстановления исторической среды «Том Сойер фест. Есть ли аналоги у вашего проекта

Фото: со страниц Vk.com Андрея Кочеткова и «Том Сойер Фест»

В Казани прошла первая всероссийская конференция городов-участников волонтерского движения по сохранению исторической среды «Том Сойер Фест». Энтузиасты из 11 городов России делились с единомышленниками историями о том, как неизвестные воровали у них баннеры и инструменты, со складов коммунальных служб бесследно «испарялись» оставленные на хранение стройматериалы, подписывались бумаги о сносе только что отремонтированных добровольцами домов, а также игрались свадьбы и подключались к делу американские публицисты.

По опыту Казани, Самары, Бузулука, Томска, Калуги, Боровска, Рязани, Саратова, Хвалынска, Оренбурга и Костромы, вовлеченных в проект, «Татар-информ» составил карту градоспасительных действий общественников в 2017 году в масштабах большой страны.

Объединяющее начало, истоки общероссийской национальной идеи, в поисках которой Россия находится в последнее время, увидела в волонтерском движении участница конференции заведующая кафедрой реконструкции, реставрации архитектурного наследия и основ архитектуры КГАСУ, доктор архитектуры Ханифа Надырова. Напомнив, что до Октябрьской революции в России существовали смотрители общественных мест (зданий, парков, площадей и пр.), которые следили за ними и при необходимости сами могли что-то починить, она сравнила волонтерское движение «Том Сойер Фест» с подобным смотрительством.

«С утратой этого института здания пришли с течением времени в упадок. А все вокруг ждут ремонта, который будет, возможно, только через 20 лет, поэтому расширение участников «Том Сойер Феста» несет огромную пользу нашим городам и людям», – сказала Ханифа Надырова.


А между тем, как заметил председатель Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Артем Демидов, в России всего 5–6 процентов памятников находится под охраной государства, так что большая часть наследия остается брошенной. А это и деревянное зодчество, и каменное, сады, парки, ландшафты...

Топтание на месте в XXI веке ведет к гибели, поэтому мы должны все время двигаться. К настоящему времени мне написали представители еще около 20 городов», – сообщил идейный вдохновитель фестиваля, житель Самары Андрей Кочетков.

Первый фестиваль прошел в Самаре в 2015 году. На следующий год движение подхватили энтузиасты Казани и Бузулука, а затем и других городов. Силами добровольцев по стране восстанавливаются старинные, преимущественно деревянные дома, не относящиеся, тем не менее, к объектам культурного наследия.

А может, стройматериала-то и не было?..

Самыми невосприимчивыми к начинанию волонтеров оказались жители Калуги. Город в этом году впервые присоединился к движению: на Луначарского, 3 был отремонтирован деревянный дом в стиле модерн 1910 года постройки. Несмотря на то что последние лет восемь из-за старых коммуникаций его первый этаж затоплен, в нем до сих пор живут пять семей. Тем не менее к инициативе волонтеров жильцы отнеслись более чем настороженно. По словам руководителя калужских добровольцев Даниила Кузнецова, энтузиастам пришлось на камеру подписывать протокол, что они не имеют никаких наследственных, финансовых и иных причин и не претендуют на имущество. Только после этого волонтеры приступили к работе.

«В дальнейшем конфликтов с жителями не было, но они и не помогали. По открытию даже «Русский репортер» из всех городов решил сделать публикацию именно о «Том Сойер Фесте» в Калуге. А на второй день после открытия фестиваля у нас украли баннер, на седьмой – инструмент», – констатировал Даниил Кузнецов.


Однако это оказалось не самым аморальным поведением калужан в отношении добрых намерений «Том Сойер Феста». Собрав все необходимые материалы для укрепления фундамента дома, волонтеры попросили помощи у коммунальщиков – все-таки дело непростое. Пообещав помочь, последние посоветовали до поры оставить заготовленные стройматериалы на своем складе. Спустя месяц, так и не начав укрепление фундамента, на просьбу вернуть оставленное на хранение коммунальщики заявили волонтерам, что никакого материала нет и не было. Вернуть «бесцеремонно зажатое» удалось лишь с помощью депутатов городской Думы, и то за исключением песка.

Ребята все-таки укрепили фундамент своими силами, перетянули весь фасад, покрасили и, что является особой гордостью волонтеров, отреставрировали чудом сохранившуюся входную дверь.

Вскоре стало известно, что в августе 2018 года дом планируют снести.

Сейчас мы ждем, когда жильцам дадут квартиры, потом попытаемся перевести дом в статус памятника регионального значения. Обидно, конечно, для нас этот дом как объект искусства, который возродился, но быстро умрет. Проходившие мимо люди после ремонта стали говорить: «Наверное, здесь будет музей. Городские власти молодцы!» А ведь дом восстановлен благодаря средствам и силам волонтеров, собравшим 310 тысяч рублей», – заключил Кузнецов.

Самара-городок: первая свадьба в среде волонтеров «Том Сойер Феста»

В этом городе волонтеры взялись за лишенный статуса объекта культурного наследия дом на улице Самарской, 179а. Он входит в архитектурный ансамбль усадьбы Зеленко вместе с Домом журналиста, чей фасад в этом году отреставрировали по поручению главы Самары Олега Фурсова. Как признался Андрей Кочетков, общественники поначалу боялись подступать к объекту, так как он большой и сложный, но на руку сыграло то, что среди жильцов дома оказались профессиональный архитектор и штукатур. До участия энтузиастов «Том Сойер Феста» соседи никак не могли найти общий язык, чтобы договориться о ремонте здания, а после большую часть работ жильцы с радостью выполнили сами.


«Мы первый раз имели дело с таким большим зданием (всего в Самаре за три года существования движения отремонтированы 11 домов. – Ред. ). Правда, за сезон не доделали один угол, но уверены, что жители доведут дело до конца. Но некоторые жильцы соседних домов деморализованы подготовкой к чемпионату мира по футболу в 2018 году: город приводит в порядок фасады некоторых старинных зданий, конечно, у них это получается быстрее, чем у нас, и нам ставится в упрек, что мы «копаемся», – сообщил идейный вдохновитель всего движения.

Самым же ярким событием фестиваля в Самаре, да и, пожалуй, среди всех городов-участников в этом году, стала свадьба его волонтеров. Отмечали прямо на лесах.


«ТОМск Сойер Фест» завербовал американского публициста

Куратор томичей Андрей Иванов организовал работы по восстановлению облика дома на Дзержинского, 17, построенного мастеровыми людьми – братьями Кузнецовыми в 1898 году. В городе, как рассказал на съезде гость Казани, чтобы препятствовать экспансии высотников (высотному строительству. – Ред. ), создано Территориальное общественное самоуправление (ТОС). Кроме того, подобные средовые исторические объекты охраняются в Томске «перечнем 711» – утвержденным решением Гордумы Томска списком особо охраняемых объектов. Однако финансирования работ на них этот документ не подразумевает.

«Мы выбрали этот дом, так как он никогда не будет включен в муниципальную программу, при этом входит в территорию нашего ТОС и у него есть забор (чтобы не получилось, как у Калуги: хранить негде, того гляди растащат)», – признался Андрей Иванов, вызвав улыбку на лицах собравшихся.


По словам представителя томских волонтеров, городские и областные чиновники шли на разговор с энтузиастами движения, но на деле заняли выжидательную позицию.

«Но их можно понять, конечно. Кто знает, что из нашей затеи получится. Но зато вместе с нами в ремонте дома принял участие американский пенсионер, который приехал на время в Томск по своим делам, чтобы писать заметки по интересующим его темам. И вот он с удовольствием брал кисточку и работал вместе с нами», – поделился Андрей Иванов.

Хвалынск опутал сетью волонтерства оператора сотовой связи и детский дом

Благодаря энтузиазму хрупкой Ирины Летягиной «Том Сойер Фест» в городе Хвалынск Саратовской области поймал в свои сети в качестве спонсора одного из крупнейших российских операторов сотовой связи.

В результате в городке с населением не больше 12 тысяч человек волонтеры за сезон отремонтировали фасад старинного дома на одной из центральных улиц – под Маркиной горой, на углу улиц Росреспублики и Петрова-Водкина.

«Этого дома было совсем не видно из-за его неухоженного состояния. Живет в нем одна семья: на первом этаже бабушка, на втором ее внуки. Они такие разные! Если бабушка помогала нам с крыльцом, угощала, то ребятам сверху было все равно. Еще помогали волонтеры, которые приехали в Домик со львом (местная достопримечательность – крестьянский дом 1910 года с расписным интерьером, выявленный в 2009 году. – Ред. ). Леса предоставила церковь. Но мы столкнулись больше не с помощью горожан, а с гадостями в соцсетях: например, писали, что у нас несертифицированные леса…» – рассказала Ирина Летягина.

Только когда обновляемый фасад открыл белоснежную резьбу декора на гранатовом фоне, хвалынцы, наконец, стали говорить, что это, оказывается, красиво. Волонтеры заподозрили сильное арабское или татарское влияние на архитектуру дома: гранат, в цвет которого он был окрашен, – символ благосостояния и плодородия на востоке. Возможно, его жильцы были выходцами из Азербайджана, предположили участники всероссийского съезда движения. А сами хвалынцы теперь называют дом Гранатовым.

Активными участниками ремонта стал семейный детский дом. Как подчеркнула Ирина Летягина, таким образом «Том Сойер Фест» в Хвалынске стал самым настоящим приключением, как у Тома Сойера.

А еще хвалынцы с помощью друга движения, архитектора из Питера выиграли грант «Культурная мозаика малых городов и сёл» Фонда Тимченко на восстановление резьбы крылец домов. В следующем году благодаря этому будут восстановлены четыре крыльца.


Один в поле воин: в Костроме покрашен забор и ошкурен фасад дома паломников

Александр Семенихин, переехавший жить в Кострому поближе к деревянному зодчеству несколько лет назад, стал инициатором восстановления облика дома 2/33а в Кадыевском переулке. Как «Дом фабриканта Корзинкина» здание является памятником культуры и принадлежит епархии, которая размещает в нем паломников, которые так же, как и энтузиасты «Том Сойер Феста», ездят по области и восстанавливают здания, только это культовые религиозные объекты РПЦ.

«В администрации мне обещали помочь и выполнили на деле обещание. Подобрали колеры, нашли архитектора, который сделал замеры. Но непосредственно работы делал фактически я сам и волонтеры из нашего молодежного комплекса «Пале». Кстати, баннер мне сразу посоветовали убрать. Послушав калужан, я понял, что правильно сделал, прислушавшись к совету. Однажды приходили покрасить те, кто жил в доме раньше. Была и медийная поддержка, но не нашелся ни один сумасшедший, который загорелся бы этой идеей и взялся за дело», – констатировал Александр Семенихин.


Как признается в том числе сам себе костромчанин, команду сколотить он просто не успел, по той же причине не работал на привлечение спонсоров.

«Финал нашего «Том Сойер Феста» – покрашенный забор. Плюс фасад ошкурили. Это для меня одного приличные деньги, около 30 тысяч рублей», – заключил «один в поле воин».

Оренбург: волонтеры воскресили дом-ровесник Ленина

Из 80 проголосовавших в опросе в соцсетях 7 действительно пришли красить, рассказал о фестивале в Оренбурге координатор Александр Алексеев. Энтузиасты привели в порядок фасад дома на Маврицкого, 72. По документам он датируется 1917 годом, но, по заключению привлеченных архитекторов-реставраторов, вероятно, был построен в 1870-е.

«То есть практически ровесник Ленина, – подчеркнул Александр Алексеев. – Состояние у него было стандартно убитое: сам дом обуглен, лепнина сбита. Здесь до сих пор живет семья, поселившаяся в доме еще с 40-х годов. А бывшая хозяйка дома – Мадина Фатхеевна Рахимкулова действительный член географического общества СССР».

За сезон движение провело рустовку фасада, у которого оказались замазаны придающие дому очарование декоративные швы. Фасад заиграл снова. Кроме того, сначала сняли и затем восстановили лепнину, которая уже еле держалась.

Средства собирали, открыв символический сбор «на кисточку»: минимальный взнос – 100 рублей.

Саратов: предусмотрительная стратегия выбора – не под снос

В этом городе силами добровольцев отремонтирован дом на Северной, 5. В нем проживают шесть семей, в том числе молодые. Но, как сообщил представитель движения в Саратове Александр Ермишин, к затее добровольцев присоединились лишь люди в возрасте, которые в результате, помимо наружных работ, сами поменяли проводку.

«Дом мы выбирали по принципу «не под снос», – подчеркнул спикер, намекая на печальный опыт движения в Калуге.


Казань: первая потеря «Том Сойер Феста» – не стало Нурании-апы

В Казани в этом году отремонтировали фасады четырех домов – на Волкова, 29, 42-1, 66 и на Лесгафта, 19. На закрытии фестиваля, в День Республики Татарстан, 30 августа, присутствовал Президент РТ Рустам Минниханов, напутствовавший добровольцев сразу на 10 домов в будущем году . А через месяц не стало одной из старейших жительниц Старо-Татарской слободы и Казани в целом, также активно принимавшей участие в волонтерской затее, – Нурании-апы Биктемировой.

Бузулук – сердце деревянного модерна России

В Бузулуке (Оренбургская область), как и в Казани, фестиваль проходил второй сезон. Добровольцы восстановили фасад дома на Ленина, 15.


Если не сожгут...

Андрей Кочетков, инициировавший движение «Том Сойер Фест» в России, говорит, что в старую Самару он влюблен с детства. Хорошо помнит, как гулял там с отцом и любовался наличниками. С годами и опытом он называет это теперь «гуманной средой и сложными ритмами фасадов» и признается, что сам хотел бы жить в подобном доме. Правда, оговаривается: если удастся накопить денег и получить гарантии, что завтра его дом не сожгут.

«Это самая большая проблема. Конечно, страшно жителям в Самаре, потому что на них давят застройщики, жгут, поэтому они очень деморализованы и сидят на чемоданах десятилетиями. Еще в 2000 году в нашем городе реставрировались единичные памятники – на пяти-семи в год одновременно шли работы и необязательно, что они заканчивались. Но исторической средой вообще никто не занимался. За три года фестиваля мы отремонтировали 11 домов», – сказал Кочетков.


Никто из единомышленников не понимает, как этому самарскому парню пришла в голову такая простая и понятная, но не высказанная никем ранее идея, объединяющая тех, не хочет оказаться в плену однотипно безвкусных бетонных новостроек.

«Я не понимаю, что Андрея мотивировало. Наверное, это должно быть какое-то необычное утро, когда человек идет и вдруг его захватывает мысль: «Все, я найду денег и сделаю этот дом!» – признался Даниил Кузнецов из Калуги. По словам Андрея Кочеткова, за время существования движения с ним связались заинтересованные еще примерно из 50 российских городов. Писали про запуск.

«Я даже названия некоторых впервые слышал. Но важны те, кто дошел до реальных действий», – подчеркнул Андрей Кочетков, тактично уклонившись от перечисления потенциальных союзников градоспасительных баталий на карте России.


Обсудить ()

Как все началось?

Я убежденный пешеход и очень люблю гулять пешком. Однажды в детстве папа провел меня по историческому центру города. Мы смотрели на наличники, резьбу старых домиков, на фасады. Я полюбил эту среду, потому что она гуманная: это пространство, которое соразмерно человеку, оно не давит. Очень хорошее место для пешеходов - часто меняются фасады, узоры, украшения на домах - это создает ритм прогулки по городской улице. Чего не скажешь о квартальной панельной современной застройке. Историческая среда - это уникальный маркер локальной идентичности (наряду с Волгой, например), с которой у Самары большие п роблемы. Если мы лишимся этой идентичности, город еще больше потеряет свою ценность для потенциальных жителей.

Важно, что у нас есть небо в центре города. Мы живем в городе с очень красивым небом, с прекрасными закатами, порой с невероятными картинами из облаков, у нас достаточно много солнечных дней. Небо для нас - это очень важно. Когда начинает все застраиваться высотками, небо мы теряем. Я не противник нового строительства в старом центре. Скорее, сторонник деликатного отношения к исторической среде. Одна воткнутая высотка высасывает жизнь из целого квартала. Историческая среда начинает загибаться, потому что жители сразу теряют ряд преимуществ, которыми обладали. Начиная с инсоляции (на дома падает тень от многоэтажного здания) и заканчивая шумными парковками. Обособленная жизнь двориков на этом завершается.

А что такое, по-вашему, историческая среда?

Нужно отличать памятники и объекты культурного наследия от исторической среды как таковой. Вокруг памятников еще что-то происходит, они находятся под охраной, частично реставрируются. Но нужно понимать, что если около памятника с охранной зоной построить, например, новый спальный квартал, памятник потеряет 99% своей ценности. Это как драгоценный антиквариат поставить на пластиковую полку. Мы пытаемся сохранить ощущение старинного города, которое у нас здесь есть. В других городах своя специфика. В Казани, например, историческая среда почти полностью уничтожена. Они цепляются за оставшиеся островки, которые для них сверхценны. В Самаре другая проблема: остались огромные объемы, но ни у кого нет реализуемых идей, что с ними делать. Для власти это в первую очередь ветхое и аварийное жилье, от которого нужно избавиться, потому что это их головная боль. Уровень эстетического развития, увы, у чиновников низкий. Когда заводится разговор о сохранении зон исторического центра, начинается обычная для них история: все показывают друг на друга пальцем. Облправительство посылает в мэрию, мэрия - в районные администрации. Депутаты говорят: а что мы можем сделать? Понятно, что этот процесс может бесконечно идти, пока центр будет гореть, сноситься и уничтожаться. Для крупных девелоперов это пустая земля. Они смотрят на нее как на нефтяную скважину, где живут какие-то туземцы, которых можно быстро согнать. К счастью, сейчас появляется общественная инициатива, небольшой бизнес, который в этой среде хочет жить и развиваться.

Авантюра

Как возник «Том Сойер фест»?

Название придумал Андрей Чернов - ученый, математик, урбанист. Мы давно вынашивали планы заняться восстановлением домов, много проводили консультаций, звонили в разные города, пытались понять, как все это можно сделать… И как-то в ноябре, самом ужасном самарском месяце, мы собрались и решили: надо что-то делать. Андрей сказал: «Давайте хотя бы заборы красить! Устроим Том Сойер фест!» И у меня эти две вещи сразу между собой срослись. Название придало правильный п осыл, настроение всему проекту: это немножко игра, авантюра. Потом начали выплывать любопытные параллели. Том Сойер, как известно, жил в городе Санкт-Петер бурге. Действие происходило на Миссисипи, у нас Волга. Оказалось, что когда жил Марк Твен, по Волге ходил корабль с названием «Миссисипи».

То есть все началось с покраски?

Да! Мы хотели показать, как могут выглядеть эти дома, если за ними хоть немного ухаживать. Но первоначальная идея постепенно изменилась. Мы подумали: а зачем дома красить, если они через три года облезут? М ожет быть, лучше сделать так, чтобы результат продержался десять лет? И раз уж взялись за это, то, может, и частично реставрировать?

По какому принципу вы выбираете дома?

Первым был дом № 34 на улице Льва Толстого, который мы выбрали из-за роскошной резьбы. Он очень печально выглядел, но когда начали разбираться, поняли, что в порядок все привести довольно легко. Соседний 36-й дом казался ужасным, но когда срубили штукатурку советского времени, обнажилась итальянского вида красная кирпичная кладка. В плане преображения этот дом стал нашим любимцем.

Есть ли аналоги у вашего проекта?

В Томске действовали программы по сохранению деревянного зодчества на уровнях городской и областной администраций. Это один из немногих городов в стране, где был накоплен какой-то серьезный опыт: речь идет уже о сотнях объектов. Они понимали, что и как нужно делать, сколько это будет стоить, если не воровать. Мы с ними консультировались на начальных этапах. А сейчас пошла «обраточка»: в этом году они запускают в Томске «Том Сойер фест», хотят попробовать восстанавливать историческую среду волонтерскими силами. Есть еще, например, волонтерское движение по сохранению церквей Русского Севера. Но я о нем узнал уже после старта нашего феста, в прошлом году.

Вернуть право на город

Как бы вы охарактеризовали ваших волонтеров?

Это горожане в полном смысле этого слова. Люди, которые готовы отстаивать свои ценности в городской среде и вкладываться в развитие места своего обитания. А люди, у которых город заканчивается на входной двери в свою квартиру, - это жители. К счастью, сейчас больше людей понимает ценность исторической среды.

Легко ли было привлечь таких участников в проект?

Нам было легко, потому что у «Другого города» уже была своя аудитория. Все, кто интересовался сохранением среды, так или иначе были вовлечены в нашу повестку. Есть ядро - около двадцати человек. В основном это люди, которые два лета подряд в ежедневном режиме работали на объектах. Но мы считаем, что даже если человек пришел на 15 минут и что-то сделал, это очень важно. Он преодолел барьер, вернул себе право на город. Человек, который что-то починил или дал 200 рублей, уже причастен к происходящему.

Какова ваша роль в «Том Сойер фесте»?

У нас горизонтальная структура. И деятельность основана на настоящем, а не фиктивном волонтерстве. Она не подразумевает жесткого диктата. Это проект в той же мере мой, как и каждого волонтера, что в нем участвует. Только функции у нас чуть-чуть разные. Мои главные задачи - вводить некоторые правила, периодически задумываться: а все ли мы правильно делаем. Если нет, то остановиться и посмотреть на все это с другой стороны.

А что вы называете фиктивным волонтерством?

Когда какой-нибудь условный мэр сгоняет бюджетников поработать. Галочку поставили - и хорошо. Была такая история: горадминистрация «присела» на каких-то предпринимателей и обязала их покрасить один дом на Полевой улице. Они покрасили. И все говорили нам: вот вы по месяцу один дом делаете, а они за три дня управились. Но через полтора месяца тот дом облез.

Не ждут чуда

С какими проблемами сталкиваетесь в ходе работы?

Поначалу нам казалось, что мы сейчас придем, сделаем красиво, и все будут счастливы. Но жилье в Самаре коммунальное. Очень неоднородно поделено на куски, там живут разные люди с разными интересами. В этом году у нас будет очень «левацкий» фестиваль в смысле ухода от архитектуры, смещения градуса интереса в сторону жителей. Мы прошли с волонтерами пешком несколько кварталов и искали участки, благоустроенные жителями.

Нашли?

Их на самом деле огромное количество, но они теряются в общей массе: где-то что-то покрашено, убрано, сколочено. Мы дома выбирали по принципу активных жильцов, которые уже вкладываются и готовы нас принять с распростертыми объятиями. А не чтобы мы ходили и увещевали: ребята, посмотрите как красиво.

То есть были конфликты с жителями этих домов?

Безвыходных конфликтов не было. Но казусы случались. Например, однажды ремонтировали дом. Там в коммунальной квартире живут брат и сестра. Они поссорились и десять лет друг с другом не разговаривают. В доме была лестница, которая не использовалась из-за сломанной двери. На самом деле это был еще один очень удобный вход в дом. Мы начали ремонтировать, мужчина где-то нашел дверь, а его сестра начала делать все поперек. Все, что ему хорошо, ей плохо. Мы долго этот конфликт пытались урегулировать, потеряли кучу времени, которое могли бы потратить на работу. Это не уникальная ситуация: в питерских коммуналках то же самое происходило. Другое дело, что в Петербурге есть ощущение ценности исторической среды в центре, поэтому туда приходит бизнес, коммуналки выкупаются. У нас тоже есть случаи, когда люди выкупали комнаты в коммуналках. Такие дома находятся в прекрасном состоянии, когда у них появляется собственник. Когда у людей сохраняется ощущение собственности, владения своим домом, они за ним больше ухаживают, заботятся о территории.

Как вас встречали жильцы, когда вы первый раз пришли на объект?

Сначала люди не могли понять, кто мы такие и зачем нам это нужно, принимали за городские службы. Прошлым летом произошел комичный случай: на фестиваль приехали французы, захотели поработать. Мы только пришли на место, переоделись. Тут во двор забегает взъерошенная тетка в халате и начинает орать: «Мне ваш Меркушкин (губернатор Самарской области. - «РР») обещал четыре года назад все отремонтировать, почему вы здесь?!» Французы в шоке. Женщине очень долго пришлось объяснять, что мы не имеем отношения к тому, что им обещали. Этим людям постоянно что-то обещают и не выполняют. Тянется это десятилетиями, и кредит доверия к кому бы то ни было у них очень низкий. С другой стороны, по 40 лет их увещевают что все будет снесено, и они сильно этим деморализованы.

«В этом году у нас будет очень “левацкий” фестиваль в смысле ухода от архитектуры, смещения градуса интереса в сторону жителей. Мы дома выбирали по принципу активных жильцов, которые уже вкладываются и готовы нас принять с распростертыми объятиями»

Однако есть пример горожанина Славы Вершинина, который продал квартиру, купил дом на Молодогвардейской, начал его ремонтировать. Это вызвало интерес у всего квартала. К нему приходили со словами: «Ты что, дурак, нас же снесут!» Люди там по сорок лет живут, жизнь уже прошла, а они все ждут сноса. После Славы там начался движ: соседи тоже стали делать ремонт. Ну сколько на самом деле можно сидеть и ждать чуда?

Место тусовки

Что самое сложное в вашем проекте?

Самое трудное - чтобы место жило после того, как мы оттуда уйдем. Чтобы там что-то изменилось, кроме фасадов. Я очень надеялся, когда мы начинали работы на улице Льва Толстого, что туда придет новый ритейл - более качественный. Потому что на этом отрезке кроме разливаек и сосисок в тесте ничего другого никогда больше не продавалось за всю историю города. Месяц назад там открылись два кафе. Конечно, это нельзя назвать целиком нашей заслугой. Но отчасти благодаря нам там появился дополнительный пешеходный трафик, мы привлекли внимание к этому месту. Теперь к этим домам водят экскурсии, хотя раньше они даже не считались достопримечательностью. На Галактионовской улице у дизайнера Веры Закржевской пошел бизнес. Туда тоже водят экскурсии, она проводит у себя дома святочные гадания. Если жители видят свою личную выгоду в происходящем, они и дальше будут заботиться о своих домах.

ботиться о своих домах.Важно эту среду еще и внутри менять. У нас было много провалов, когда мы пытались запустить проекты, связанные с заинтересованностью жителей. Многие все еще являются как раз этими самыми «жителями», а не горожанами. Им ничего не интересно - они сидят, смотрят телик и пьют пиво. Два с половиной года - всего ничего для такой работы. Но мы многому научились.

Как изменился фестиваль за два года?

Я был на форуме Живых городов, где мнепосчастливилось задать вопросы Эмиру Кустурице. Он построил деревню Дрвенград, где воссоздано сербское деревянное зодчество. Кустурица сказал, что главное - насыщать историческое пространство культурой. Я понял, что нам этого не хватало, а самарские дворики - это самая благодатная среда. Мы начали проводить концерты, лекции, мастер-классы, кинопоказы «не отходя от кассы». И фестиваль стал выглядеть подругому. Выставки появились и арт-объекты: самарский художник Андрей Сяйлев совместно с волонтерами создал на стене одного из домов панно «Тетрис» - портрет Самары 2016 года, состоящий более чем из 800 фрагментов, напечатанных на плитке фотографий домов города. Или возьмем пример той же Веры Закржевской. Мы когда пришли во двор рядом с ее домом, там стоял выброшенный диван, недалеко магазин «Горилка». Естественно, диван стал местом встречи местных алкашей. Через два с половиной месяца там начались кинопоказы (диван мы выбросили, сколотили скамьи), и история изменилась. Алкаши перестали приходить, им стало некомфортно: какие-то постоянные акции, люди, экскурсии.

Когда вы планируете начать фестиваль в этом году?

В этом году начнем раньше, потому что в прошлом попали впросак с погодой, из-за чего сильно затянулась концовка. Начнем сразу после майских и постараемся к 1 сентября закончить. Другим городам мы тоже всегда советуем ориентироваться на климатические условия. Если лето северное - дождливое и короткое, то лучше не браться сразу за большое количество объектов. Ведь задача - не замучить волонтеров, а обеспечить условия: чтобы работали в хорошую погоду, получали удовольствие от общения, знакомств, вообще от происходящего. Проявлять под дождем чудеса героизма - это прекрасно, но с волонтерами в такой ситуации работать нельзя.

В чем секрет успеха фестиваля?

Это место тусовки. Мы специально не привлекаем никакие уже созданные волонтерские организации, не дай бог, чтобы кого-то пригоняли насильно. Когда люди понимают, зачем туда идут, они неминуемо начинают знакомиться друг с другом, они друг другу интересны… Создается тусовка. Это весело. У нас огромное количество людей в городе, которые не знакомы. Я лет десять назад самонадеянно думал, что знаю всех людей в Самаре, которых стоит знать. Ничего подобного! В этом вся соль: человек одновременно и тусит, и отдыхает, и понимает, что не зря проводит время. А в сентябре он будет ходить мимо этих домов и чувствовать себя хорошо.

«Город по мне»

Какие города планируют провести «Том Сойер фест» в этом году?

Думаю, что будет больше десяти городов. Томск, Димитровград, Вологда уже готовятся. Калуга сообщила, что начинает подготовку. Иркутск и Красноярск - создается впечатление, что там будет все хорошо. Запуск планируется и в небольших городах - в Чувашии, Кировской области. Ну и в Саратове, с которым вечно путают Самару.

Чего, по-вашему, не хватает Самаре?

Очень серьезная проблема - стагнация, отсутствие развития. На моих глазах за последние лет десять Самара архаизировалась. Многие города развивались, а Самара потихоньку «схлопывалась». У нас сейчас достаточно проблематично вести диалог с властью: она живет в каком-то своем мире. Из-за этого уходит бизнес. Низкий потолок роста для специалистов, поэтому люди отсюда уезжают. Город очень отстает от других миллионников. Мы теряем высококлассных специалистов, художников в своем деле, которые нужны городу как легкие. Например, в Самаре сильная архитектурная школа. Только здесь мастерам заняться нечем. Коробки, которые тут строят, - в них архитектуры нет.

Так все плохо?

Я не фаталист, думаю, все может измениться. В конце концов, мы здесь живем, любим этот город, сделали свой выбор, хотя было много возможностей уехать. Самара для меня - крайне комфортная среда. Это город по мне. Так что надо что-то делать, чтобы здесь было интереснее жить! Думаю, что Самара заслуживает ста таких проектов, как «Том Сойер фест».

«ТОМ СОЙЕР ФЕСТ»: ЧТО СДЕЛАНО

За два года работы фестиваля в Самаре волонтеры восстановили семь домов. Один из них, знаменитый самарский «Дом с жар-птицей», является объектом культурного наследия. Участники фестиваля отремонтировали и покрасили фасады, восстановили резной декор наличников, заменили кровли. После «Том Сойер феста» в городе возникли новые экскурсионные маршруты и интересные артобъект ы: трансформаторная будка у дома № 38 на улице Льва Толстого «превратилась» в аквариум, населенный волжской рыбой, а на кирпичной стене дома № 91 по улице Галактионовской появилось панно «Тетрис».

Проект получил признание ЮНЕСКО и выиграл грант президента России. В 2016 году фестиваль прошел в Казани и Бузулуке, и в этом году продолжит свое шествие по стране.

«Том Сойер фест» - фестиваль восстановления исторической среды силами волонтеров на деньги спонсоров. Организаторы начинали с трех домов на улице Льва Толстого в Самаре, а сегодня здания с историей отреставрируют в 25 (!) городах России - 16 мая открывается уже четвертый по счету сезон. «Большая Деревня» встретилась с идеологом проекта Андреем Кочетковым и узнала, кто уничтожает Старую Самару и смогут ли ее спасти активисты, как изменится фестиваль в этом году и почему это история про людей, а не про архитектуру.

Почему появился «Том Сойер фест»

«Том Сойер фест» возник в 2015 году, когда Самара еще только начинала готовиться к Чемпионату мира по футболу FIFA-2018. Город спешно обновляли, но изменения касались в большей степени дорог и крупных «туристических» объектов: именно тогда стартовала реконструкция Московского шоссе, на площади Славы нагромоздили «стену плача», а тротуары принялись массово закатывать в плитку. При этом центр Самары и его каменно-деревянная архитектура оставались незамеченными - городские власти словно игнорировали историческую застройку. Если же с ней взаимодействовали, то довольно небрежно: фасады домов, например, заливали из краскопульта, нанося краску поверх векового слоя грибка и грязи. Старый центр требовал более бережного отношения - и дело не только в приближающемся Чемпионате.

Отреставрированный дом по адресу Льва Толстого, 36

Андрей Кочетков

Организтор «Том Сойер фест»

В городе есть территории, которые уже не спасти - не столько от времени, сколько от застройщиков. В центральной части сильнее всего пострадал район Полевой. Он расселен и застроен, здесь соседствуют новостройки и заброшки, большая часть земли расторгована - в общем, образовалась совершенно непонятная среда. Но и говорить: «Ладно, тут вы все окончательно испортили, так что стройте дальше», - тоже неправильно, потому что при таком отношении граница исторического центра и дальше будет сдвигаться. С противоположной стороны старый город подъедает застройка у Речпорта, и с другого берега Волги отлично видно, как он становится все меньше. Но есть и нетронутые места: сейчас очень милым становится район за площадью Революции. Там сохранилась аутентичность, которую еще не разрушили ковровым благоустройством, и туда переезжает много интересных людей - потому что для центра цены там не самые высокие. У этого района большой потенциал в плане развития за счет того, что там набирается критическая масса новых людей, новая формация.

Есть три пути спасения исторической застройки. Во-первых, законодательный. Для центра нужно принять нормальную концепцию исторического поселения, с границами и четко прописанными нормативами, которые не будут коррупционно емкими. Второй метод спасения - это активизм. Всем почему-то кажется, что на общественный резонанс власти не реагируют, но нет, они дофига реагируют на него: если в поддержку чего-либо не происходит движа, на это никто не обратит внимания. Третий момент - реальное, а не декларативное желание высших уровней власти что-то сохранять. В разных регионах мы видим, как со сменой губернаторов и мэров риторика и действия по отношению к исторической среде меняются. Не сильно, но все же перемены есть, и это очень важный фактор.

Как фестиваль стал всероссийским

Идеологом проекта стал историк, урбанист и экс-главред интернет-журнала «Другой город» Андрей Кочетков. Сама идея не возникла внезапно: по словам Андрея, большую роль в этом сыграли блоги Николая Кирсанова из Томска и Юлии Тереховой. Они занимались восстановлением заброшенных и разрушенных деревянных домов и фиксировали свои достижения в ЖЖ. Благодаря этим примерам организаторам феста стало понятно, что работа с восстановлением - вещь возможная.

За полгода до запуска фестиваль успел выиграть городской конкурс идей, заручиться поддержкой администрации и запартнериться с Самарской гильдией строителей, компанией «Берег» и ООО «СПМУ-Пенетрон». Тогда же его заметила компания Tikkurila, которая сама предложила краску. Для старта выбрали три дома на Льва Толстого - № 34, 36 и 38. Они расположены прямо напротив филармонии, на центральной улице старого города - организаторы рассчитывали сделать их своеобразной витриной для узнаваемости феста. Профессиональные архитекторы-реставраторы Иван Стафеев, Андрей Савинов и Яна Котельникова безвозмездно разработали концепцию их восстановления, создали визуализацию и 3D-модели и согласовали их с жильцами, которые после переговоров одобрили начинания активистов. Старт первого сезона «ТСФ» состоялся 22 июня 2015 года.

Отреставрированный дом в рамках «Том Сойер фест» Казань. Адрес: Волкова, 42

Отреставрированный дом в рамках «Том Сойер фест» Хвалынск. Адрес: Республики, 152

В 2016 году волонтеры взяли в работу уже четыре дома. Идея восстановления исторического центра оказалась заразительной, и принять участие в фестивале, помимо Самары, захотели Казань и Бузулук. К 2017 году фестиваль разросся настолько, что прошел в 11 городах России: Самаре, Казани, Бузулуке, Калуге, Саратове, Хвалынске, Димитровграде, Томске, Боровске, Костроме и Оренбурге. За этот год волонтеры восстановили в общей сложности 29 зданий и создали 6 арт-объектов. В этом году организаторы открывают четвертый сезон фестиваля - уже на 25 городов.

Андрей Кочетков

Когда мы только начинали заниматься «Том Сойер фестом», нас пугали проблемы в основном материальные: например, у дома на Льва Толстого был ужасный пристрой, с которым мы совершенно не понимали как справиться. Затем мы поняли, что основная проблема в собственниках, которые не заботятся о своих домах вообще никак. Кому-то лень забить два гвоздя, потому что это коммуналка. Кто-то просто утратил навыки содержания жилья в правильном состоянии. Сейчас жители этих домов не понимают очевидные вещи, которые приводят к фатальным последствиям - например, в советское время повсеместно заделывали продухи (вентиляционные отверстия в цоколе, способствующие удалению влаги из подпольного пространства - прим.ред.). И потом удивляются, почему у них что-то начинает разваливаться.

Посмотрите на США - большая часть населения живет в деревянных домах, в том числе и старых, - и там эта культура ухода за ними существует. В штатах существуют специальные компании, которые об этих зданиях заботятся и понимают, как это делать, там деревянная застройка считается престижной. У нас такого практически нет, но, слава богу, начали появляться люди, которые вникают в эту историю. Есть возможность возродить эти навыки владения домом и вернуть их обитателям.

Как на фестиваль обратили внимание в ЮНЕСКО

В первый же год «Том Сойер фест» выиграл проводившийся администрацией городской конкурс идей, а в следующем ЮНЕСКО признала его успешной местной инициативой в области работы с жителями. В октябре 2016-го в Эквадоре проходила конференция ООН Habitat III. Ее посвятили жилищному строительству и устойчивому развитию городов. На конференции ЮНЕСКО представила доклад, в котором рассказала о практиках из 111 населенных пунктов, расположенных на всех континентах, кроме Антарктиды. Единственным вошедшим в подборку кейсом из России стала Самара и «Том Сойер фест», - эксперты признали стратегию «мягкого обновления» особенно эффективной и заявили, что общественность является одним из основных недооцененных ресурсов для восстановления исторической среды.

«Том Сойер фестом» с самого начала заинтересовались иностранные гости: в 2015 году на фест заезжал американский профессор урбанистики Джон Гильдерблум и финский актер Вилле Хаапасало, а недавно с организаторами беседовал журналист из The Guardian.

Вилле Хаапасало с волонтерами

Андрей Кочетков

На чиновников признание ЮНЕСКО не особо повлияло, но оно легитимизировало нас в глазах экспертного сообщества. У нас в России есть такая проблема, что эксперты к активистам испытывают какое-то тотальное недоверие, а активисты экспертов не уважают за то, что те только гундят и ничего не делают. Хотя вообще все это должно быть нанизано на один стержень: есть философы, визионеры, ученые - а с другой стороны люди, которые все их идеи воплощают. К сожалению, у нас в стране вообще проблема с коммуникацией между людьми, они не умеют вот так просто по-доброму налаживать сотрудничество. Но постепенно ситуация становится лучше.

Всем нашим иностранным гостям очень нравится дерево - местным это кажется чем-то незаметным и обыденным, а для них очень выделяется на общем фоне. А что еще показывать? Классицизм, которого в Европе и так полно? Дерево, православная церковная архитектура и конструктивизм - это три архитектурных пласта, которые действительно являются чем-то самобытным, и посмотреть их можно только в России. Вообще все иностранцы удивляются тому, что сами жильцы разрушающихся домов зачастую бездействуют, и им приходим помогать мы - волонтеры, которым почему-то не все равно.

Как организован и на что живет фестиваль

В разные годы партнерами и спонсорами фестиваля становились самые разные компании: оператор связи МТС, один из крупнейших европейских DIY-ритейлеров «Леруа Мерлен», Самарская гильдия строителей, интернет-магазин «Кувалда.ру» и представители локального бизнеса, которые, например, кормили волонтеров ужинами. В основном, партнеры феста помогают материалами, которые необходимы на стройке: красками, кистями, инструментами, респираторами и перчатками. Кто-то берется за развлекательную и образовательную программу - так, в 2016 году компания МТС совместно с самарских художником Андреем Сяйлевым создала арт-объект «Тетрис» на Галактионовской, 91.

В 2017 году «Том Сойер фесту» выделили президентский грант от Фонда поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива». Он выдавался на упаковку технологии фестиваля и его запуск в новых городах. Орги сделали методичку, провели Школу «Том Сойер феста» и сняли видеолекции.

Арт-объект «Тетрис» на Галактионовской, 91

«Том Сойер фест» работает по графику, который сильно зависит от погоды - следить за актуальным расписанием можно

Фестиваль восстановления исторической среды и создания новых арт-объектов силами волонтёров на средства спонсоров впервые прошёл в Самаре в 2015 году. Уже на следующий год «Том Сойер Фест» проходил сразу в трёх города и получил два важных знака признания российского и международного уровней. В 2017 году к проекту хотят присоединиться десятки городов России.

Дома и трансформаторные будки

В 2016 году силами волонтёров на средства спонсоров было восстановлено четыре дома в историческом центре города, один из которых является объектом культурного наследия. На восстановление зданий и создание арт-объектов в Самаре в рамках фестиваля в 2016 году было потрачено 1 миллион 354 тысячи рублей, полученных от спонсоров и в виде пожертвований от горожан деньгами и материалами. Проект поддержали интернет-магазинКувалда.ру, АО «Стройтрансгаз», АО «Арконик СМЗ» и др.

В качестве волонтёров в «Том Сойер Фесте» поучаствовало около 200 человек, в том числе около 30 человек из других городов России, а также Франции и Голландии.

Объект был выбран по той причине, что во дворе дома находится точка развития исторической среды — мастерская Веры Закржевской, в которой жилые помещения совмещаются с хостелом и производством декора из тканей.

Цоколь здания в 1990-е годы был зацементирован прежними хозяевами. Инородное наслоение было счищено, а деревянные элементы, утраченные в ходе недавней реконструкции, восстановлены. Резной декор наличников, часть которого была утрачена до начала работ, был восстановлен 16-летним мастером Никитой Грицевичем под руководством реставратора Ивана Стафеева. Также мастером Сергеем Пимахиным был воссоздан утраченный наличник. Частично были заменены доски обшивки и каркас для карниза.

Фасад с помощью щёток и стамесок был очищен от старой краски и грязи, прогрунтован и окрашен. Трещины между досками были обработаны герметиком. Нижняя часть кирпичного брандмауэра со стороны двора была укреплена.

Двор дома стал настоящим штабом фестиваля. В нём устраивались чаепития, кинопоказы, выставки, концерты. Столяры из московских «Механических деревянных шестерёнок» сделали удобный помост для водоразборной колонки, которой пользуются местные жители. Обитатели двора поучаствовали в процессе его благоустройства, восстановив часть кирпичных стен и удалив с них граффити.

Жительница дома № 98 по Галактионовской Инесса Михайловна Негина, посмотрев на работы, которые ведутся волонтёрами через дорогу, сама взялась очищать от пыли и старой краски фасад своего дома. «Том Сойер Фест» решил поддержать благое начинание и поучаствовал в восстановлении объекта, который не входил в первоначальные планы фестиваля.

Ставни дома были демонтированы, обработаны и окрашены. На торцевой стене дома были прикреплены новые направляющие и обшиты новыми досками. Во дворе была сколочена новая клумба и покрашена завалинка.

Дмитрий Ширкин, главный редактор «Аргументы и Факты — Самара», волонтёр «Том Сойер Феста» :

«Мы берём и что-то делаем. И мне плевать, кто и что о нас думает. Мы не говорим, мы делаем. Пусть это и капля в море, но реки начинаются с капель. Может быть, так получится раскачать это болото».

Дом был выбран для продолжения облагораживания зоны на улице Льва Толстого, которое было начато восстановлением трёх домов в рамках «Том Сойер Феста-2015». Хозяева заботятся о доме и поддерживают в хорошем состоянии, что позволяет надеяться на его долгую жизнь.

В рамках фестиваля была подобрана новая, более соответствующая исторической застройке колористика. Дом был очищен от старой краски, загрунтован и окрашен.

Дом находится во дворах за объектами, которые были восстановлены в рамках «Том Сойер Феста-2015». Он является объектом культурного наследия, поэтому «Том Сойер Фест» смог провести на нём только противоаварийные работы без вмешательства в конструктив и замены деталей.

Здание было очищено от старой краски, загрунтовано и окрашено в соответствии с колористическим решением, предложенным реставратором Иваном Стафеевым, которое было согласовано в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области.

Кандидат исторических наук, начальник отдела использования архивных документов Центрального государственного архива Самарской области Кира Фролова провела исследование документов, обнаружив новые данные об истории объекта.

Дарья Волкова, иллюстратор, волонтёр «Том Сойер Феста»:

«Прикоснитесь к дому, проведите с ним час-другой, и, честное слово, он то ли мурлычет, то ли улыбается, то ли что-то такое на своём кирпично-деревянном. Что изменилось? Мой город мне улыбается».

Художественная и образовательная программа

На «Том Сойер Фесте-2016» при поддержке проекта «Поколение М» было создано два арт-объекта. Они уже стали новыми городскими достопримечательностями наряду с восстановленными домами.

Фото: Предоставлено организаторами / Том Сойер Фест

Кроме того, в рамках «Том Сойер Феста» был проведён ряд лекций и воркшопов, в том числе Школа Центра прикладной урбанистики под руководством Святослава Мурунова. Прямо у восстанавливаемых домов проходили концерты джазовой и академической музыки, а также на самарской набережной был сыгран концерт Владимира Аветисяна и группы D’Black, где собирались пожертвования на работы.

Аквариум

Трансформаторная будка у дома № 38 по Льва Толстого превратилась в арт-объект. То, что она может стать аквариумом, придумали дети, с которыми проводился воркшоп. Ему было решено придать локальную специфику и населить волжской рыбой.

Проект «Микрополис» и художник Дмитрий Кадынцев «запустили в аквариум» осетров, лещей и щук.

Тетрис

На кирпичной стене брандмауэра восстановленного дома № 91 на Галактоновской самарский художник Андрей Сяйлев создал впечатляющее по масштабам панно «Тетрис». Более 800 сфотографированных фасадов характерных для города домов напечатаны на керамических плитках и уложены слоями. Сверху падают новостройки, а внизу утрамбованы здания позапрошлого века. В создании панно поучаствовали десятки горожан, которые делились фотоматериалами и укладывали слоями сталинки, модерн, хрущёвки и любимые деревянные дома.

Андрей Сяйлев, художник, волонтёр «Том Сойер Феста»:

«Я живу рядом, часто хожу мимо восстанавливаемых домов и вижу, как ловко волонтёры «Том Сойер Феста» делают за два дня то, что я себе вообще не представляю, как сделать. Потому что я мыслю себя одной единицей в рамках создания той или иной работы. Или ремонта стены своего дома. А у ребят там уже целый совместный мир. Это так лихо!»

Казань

В 2016 году при поддержке советника президента Республики Татарстан Олеси Балтусовой «Том Сойер Фест» был запущен в Казани — городе, в котором историческая среда очень сильно пострадала во время подготовки к 1000-летию города в 2005 году. В рамках фестиваля было восстановлено три дома XIX века. За три месяца, которые шёл казанский «Том Сойер Фест», в нём поучаствовало около сотни волонтёров. По информации зампредседателя татарстанского отделения ВООПИиК реставратора Фариды Забировой, работы стоили около 1,5 миллиона рублей, полученных материалами и деньгами.

Глава Республики Татарстан Рустам Минниханов в августе этого года заявил, что необходимо сохранить все деревянные постройки в центре города вне зависимости от их исторической ценности. В 2017 году фестиваль в Казани решено повторить.

Подробный и красивый материал об итогах казанского «Том Сойер Феста» опубликовало издание «Инде».

Бузулукский опыт стал первым прецедентом, когда «Том Сойер Фест» вышел за пределы городов-миллионников. Городская активистка Анна Мельникова запустила фестиваль только в последнем месяце лета, поэтому работы часто буксовали из-за непогоды. Тем не менее последние штрихи в новый облик деревянного дома в стиле модерн успешно внесены 1 ноября. В фестивале в маленьком городе на краю Великой Степи поучаствовали десятки волонтёров, а средства во многом были собраны на культурных мероприятиях, проводимых под эгидой «Том Сойер Феста». Внёс свою лепту в качестве жертвователя и мэр города Валерий Рогожкин.

Настоящий клондайк деревянного модерна на западе Оренбургской области впервые за долгое время обратил внимание страны на свои архитектурные сокровища. Благодаря «Том Сойер Фесту» в городе уже побывали десятки туристов. Активисты фестиваля в Бузулуке уже выбирают объекты для преображения в следующем году.

Эльмира Марданшина, IT-рекрутёр, волонтёр казанского «Том Сойер Феста»:

«Мои друзья восхищаются и одобряют моё участие в «Том Сойер Фесте», но сами в проекте не участвуют. Одна знакомая сказала, что благодаря мне поверила в волонтёрство. Она думала, что всех загоняют на проект силком, что всё не по-настоящему».

Фото: Предоставлено организаторами / Том Сойер Фест

Признание

После того, как работы 2016 года в Самаре закончились, организаторам стали известны две очень приятные новости, свидетельствующие о высоком признании фестиваля.

На проходившей в октябре конференции ООН Habitat III, которая проводится раз в 20 лет, был представлен доклад ЮНЕСКО об успешных культурных практиках мира в сфере устойчивого развития городов. Единственным российским кейсом, презентованным в докладе, был самарский. В нём «Том Сойер Фест» называется наиболее успешной на сегодняшний день городской инициативой в области работы с жителями.

Доклад ЮНЕСКО: «Эта стратегия «мягкого обновления» оказалась особенно эффективной, демонстрируя, что общественность является одним из основных недооценённых ресурсов для восстановления исторической среды. Восстановление практик «органического» развития и новую несубсидируюмую экономическую модель следует дополнительно изучить в будущем».

Кроме того, фестиваль выиграл грант Президента России на дальнейшее распространение практики по городам страны от фонда «Перспектива».

Это не деньги на краски, кисточки и доски. Судьба фестиваля по-прежнему зависит в первую очередь от участия горожан. В рамках гранта «Том Сойер Фест» проведёт в марте 2017 года в Самаре конференцию, на которой поделится наработками со всеми желающими, создаст обучающие материалы и подробно опишет методику, помогающую возвращать исторической среде страны цвет.

Дмитрий Азаров, сенатор Совета Федерации от Самарской области:

«Это замечательный проект о любви к родному городу, гражданской инициативе. Те люди, которые его придумали и воплощают, заслуживают широкого признания и уважения. Я считаю, что об этом опыте должен узнать мир. Рассчитываю, что многие муниципальные образования, а самое главное, городские сообщества последуют примеру этой самарской инициативы. И этот опыт будет тиражироваться и распространяться по всей стране. То, что именно фонд “Перспектива” обратил внимание на проект — это абсолютно справедливо. Всероссийский совет местного самоуправления проводит конкурс, главный критерий отбора которого — вовлечение граждан в решение вопросов местного значения. Опыт «Том Сойер Феста» — ярчайший пример того, как это можно сделать».

Запуск в любом городе

Успешная реализация проекта в Самаре, Казани и Бузулуке доказала, что фестиваль может тиражироваться в другие города. Организаторы намерены продолжать консультировать представителей разных городов о том, как запустить «Том Сойер Фест» у себя. Но практика показала, что лучше всего это делать лично и всем вместе. Поэтому формат трёхдневной Школы - оптимальный вариант.

Школа пройдёт 17-19 марта в Самаре. В эти три дня будут представлены доклады организаторов и экспертов, которые расскажут о том, как правильно запускать «Том Сойер Фест» с нуля. Но их выступления будут лишь небольшой частью программы. В рамках Школы планируется совместно выработать хартию «Том Сойер Феста», которая в нескольких пунктах будет объяснять основные принципы, которым нужно следовать, запуская фестиваль. Кроме того, возникла идея проектирования путей развития «Том Сойер Феста» с максимальным вовлечением в этот процесс всех участников Школы и рассмотреть близкие по духу кейсы.

Своё участие в работы Школы уже подтвердили руководитель Центра прикладной урбанистики Святослав Мурунов и замдекана Высшей школы урбанистики ВШЭ Виталий Стадников. Программа продолжает формироваться, планируется, что кроме организаторов фестиваля во всех городах, где уже проходил «Том Сойер Фест», в ней поучаствует не менее десяти экспертов со всей России. Кроме того, рассматривается возможность участия по Интернету иностранных экспертов в области сохранения исторического наследия и волонтёрства.

Программа Школы будет в одинаковой мере интересна как городским активистам, так и чиновникам, а также бизнесменам, которые заинтересованы в участии в проекте.

Участие в Школе бесплатное. Организаторы помогут с размещением в Самаре, устроят экскурсии по старой Самаре и объектам, которые были восстановлены в ходе фестиваля.

Сейчас желающим требуется только заполнить форму и ждать, когда с ними свяжутся.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №_68-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».

11 июня в Казани стартует фестиваль во восстановлению исторической среды «Том Сойер Фест». За два месяца силами волонтеров отремонтируют три дома. О деталях проекта нам рассказала координатор фестиваля Мария Шаронова. Присоединиться к команде волонтеров можно, заполнив анкету на странице мероприятия в социальной сети.

Как самарский проект «Том Сойер Фест» оказался в Казани?

22 и 23 апреля в Казани проходил IV съезд градозащитных организаций России, посвящённые 50-летию учреждения ВООПИиК. На него приехал Андрей Кочетков, главный редактор самарского издания «Другой Город» и идеолог городского фестиваля восстановления исторической среды «Том Сойер Фест». Он выступил на съезде, как рок-звезда, взорвал зал. Идеей загорелись ребята из Общества охраны памятников, Олеся Балтусова и все, кто там был. Балтусова взяла на себя все самые важные организационные функции - занималась выбором домов, переговорами с инвесторами, жителями, согласованиями. Я тоже была на съезде. Я подключилась к работе после того, как стало понятно, что в Казани это сделать возможно. Мы знакомы с Андреем почти пять лет, раньше работали по привозам музыкантов и организации автобусных туров, поэтому можно сказать, что это продолжение сотрудничества. С Андреем очень приятно сотрудничать и мне захотелось продолжать делать что-то полезное вместе.

Поддерживаете ли вы контакты с самарскими организаторами?

Когда после съезда стало ясно, что фестивалю быть и у нас в Казани все складывается, Андрей провел очень большую консультацию: что нужно, что не нужно, какие ошибки могут быть и на что обратить внимание особенно. Мы всегда на связи и созваниваемся по разным техническим и организационным вопросам. Когда мы запустимся, планируется обмен волонтерами и опытом - казанцы поедут в Самару, а самарцы - в Казань. Наши фестивали начинаются почти в одно время. В Казани старт «Том Сойера» 11 июня, а в Самаре 9 июня.


В чем заключается суть проекта?

«Том Сойер» - это фестиваль по реновации исторической среды. Поэтому мы берем на разработку средовые объекты, которые не являются памятниками истории, потому что любой ремонт памятника сопряжен с большими законодательными ограничениями. В Казани в этом году мы взяли три дома: №№ 78, 80 по улице Волкова и № 16 по улице Ульянова-Ленина. У этих домов есть собственники, то есть нам не грозит снос или перестройка этих домов. Важно отметить, что все, что мы делаем, не является реставрацией (но мы, конечно же, советуемся с профессионалами), а как и заявлено, воссозданием среды. Подобный опыт был в Томске, так что можно сказать, что проект оригинальный и новаторский. Мне кажется, это важное дело, в Казани много домов в подвешенном состоянии. Они ветшают, но хотелось бы сохранить их, показать, что деревянные дома - это, то самобытное, живое и настоящее, чем можно гордиться, показывать туристам, друзьям и детям.

Организаторами фестиваля в Казани является общество охраны памятников ТРО ВООПИиК и журнал «Казань». Фестиваль длительный, потому что речь идет о реальной работе. Но в рамках него мы планируем делать экскурсии, мастер-классы, небольшие события вроде лекций, концертов, каких-то партнерских мероприятий. В этом плане мы открыты для сотрудничества. 11 июня, в день открытия фестиваля, проведем презентацию книги Владимира Курашова «Старая Казань», ожидаем приезда Андрея Кочеткова из Самары.

Речь идет о старых домах, поэтому важно узнать, кто делает чертежи, определяет цветовую гамму, технологии и прочее?

Чертежи и визуализацию готовят профессиональные архитекторы-реставраторы Фарида Забирова, Анастасия Анцигина. Они безвозмездно разработали концепцию восстановления домов, создали визуализацию и 3D-модели. Это делалось на основе старинных чертежей, которые нам предоставили собственники. И мы получили согласование на проведение работ Исполнительном комитете Казани. Нам также помогают Ирина Карпова, старший преподаватель кафедры реставрации и реконструкции архитектурного наследия КГАСУ, и Андрей Винокуров, реставратор произведений из дерева высшей категории, председателя Татарстанского регионального отделения Союза реставраторов России.

На всех домах силами волонтеров мы будем счищать старую краску, грунтовать, красить. С помощью профессионалов будем снимать наличники, реконструировать их и резьбу на домах. Также будут установлены водостоки, а в доме на Волкова, 78 планируем полностью реконструировать веранду. Сейчас она почти вся прогнила. Но это, конечно, будут делать профессионалы. Рядом с домом по Волкова, 80 еще планируем благоустроить территорию.

Что ожидает волонтера на месте?

На площадке каждый день будет присутствовать строитель. Конечно же, у нас будет инструктаж и полное соблюдение техники безопасности. Каски, маски, страховка, вот это все. И каждой работе научим, расскажем и покажем. Применение найдем каждому человеку, не нужно бояться к нам приходить.

На какие средства приобретаются материалы и инструменты?

Это спонсорские средства. Наши спонсоры строительная компания «Парнёръ и К», столярное производство «Стройдвор», основными материалами нас снабжает компания Tikkurila. Они же помогали и на самарском «Том Сойер Фесте».

Просчитываете ли вы разные сценарии развития событий? А если будет мало волонтеров или, наоборот, много?

Да, мы думали об этом. Если будет много людей, то будем распределять их по работам и объектам. Если мало, то будем работать с теми, кто придет, даже если это будет один или два человека. Но я думаю, что в Казани проблем с волонтерами быть не должно. Тема охраны памятников истории здесь всегда стоит на повестке дня и люди более или менее подключены к этому.

Фестиваль должен продлиться два месяца. Это фиксированное время или возможны варианты (по готовности домов, например)?

Два месяца - это предварительное время, конечно же. Мы планируем запускаться в два подхода - сначала сделать дом на Ульянова-Ленина, потом перейти на Волкова. Если выявятся какие-то неожиданные факторы (все же речь идет о вековых домах), то будем работать дольше или привлекать дополнительные силы, в зависимости от характера форс-мажора. Но вообще их быть не должно, мы не раз осматривали дома с разными специалистами и снаружи, и изнутри, и в целом понятно, что нас ожидает.

Самарский опыт

«Том Сойер Фест» впервые проходил в Самаре в прошлом году с 22 июня по 21 сентября 2015 года. Тогда активисты во главе с Андреем Кочетковым отремонтировали три дома (два деревянных, один каменный). Ремонт трех домов, расположенных рядом на улице Льва Толстого, обошелся в сумму чуть более 1 000 000 рублей. За весь период фестиваля в работах приняли участие 125 волонтеров.

Режиссер Демиан Моргачев

Алмаз Загрутдинов