Алишера навои. Навои: биография, коротко о жизни и творчестве: алишер навои

На чагатайском языке и фарси .

«Сокровищница мыслей» - поэтический свод, составленный самим поэтом в -1499 годах по хронологическому принципу и включающий четыре дивана , соответствующих четырём периодам жизни поэта: «Диковины детства», «Редкости юности», «Диковины средних лет», «Назидания старости» . Стихи относятся к разным лирическим жанрам, среди которых особенно многочисленны газели (более 2600). В диванах присутствуют и стихотворения других жанров - мухаммасы , мусаддасы, местезады, кыты, рубаи и восходящие к тюркскому народному творчеству туюги.

Лирические стихи трудно поддаются датировке , поскольку отклики на известные нам факты жизни поэта в них улавливаются довольно редко, а событийность для них вообще не свойственна. «Сокровищница мыслей» - лирическая исповедь поэта , передающая всю гамму его переживаний. Наряду с внешним любовным планом в них присутствует высший - по-суфийски спиритуализированный и использующий традиционные образы чувственной лирики в метафорическом ключе. При этом оригинальные метафоры Навои переплетаются с традиционными, почерпнутыми им из богатой традиции восточной поэзии.

Любовь для Навои - одновременное высокое, духовное и изысканно-эротическое, земное чувство, которое подчиняет человека себе и лишает его свободы. И, вместе с тем, это не рождает в поэте пессимизма , поскольку Навои понимает любовные страдания как основу духовного возрождения.

Одной из главных своих задач Навои считал развитие литературного чагатайского языка (тюрки) . Именно в лирике поэта тюркский стих достиг вершин художественной выразительности: его газели поражают филигранной отделкой деталей, виртуозным соответствием формальным правилам, семантической игрой, свежестью образов, аллегорий и метафор. Благодаря лирике Навои фарси утрачивает статус единственного литературного языка. Бабур в своей книге мемуаров так сказал о его языке:

Поэт составил также так называемый «Диван Фани» - сборник лирических стихов на фарси .

«Сорок хадисов» («Арбаин кирк хадис») - произведение другого типа. Это 40 четверостиший на тюркском языке , написанных на темы хадисов пророка Мухаммеда . Основой сочинения послужило одноимённое сочинение Джами на языке фарси (в сущности, произведение Навои представляет собой вольный перевод).

«Пятерица» представляет собой «ответ» (назира) на «Пятерицы» Низами Гянджеви и индо -персидского поэта Амира Хосрова Дехлеви (писал на фарси). Навои воспроизводит сюжеты их сочинений, некоторые формальные особенности, однако зачастую даёт иное толкование тематики и сюжетных ситуаций, новую трактовку событий и образов.

«Смятение праведных» - первая поэма цикла, произведение дидактико-философского толка. В ней разрабатываются мотивы поэмы Низами «Сокровищница тайн ». Она состоит из 64 глав, в которых затрагиваются вопросы религии, морали и нравственности. В поэме обличаются феодальные распри, жестокость государственных вельмож, произвол беков , лицемерие шейхов. Поэт страстно утверждает идеалы справедливости.

«Семь планет» - поэма, объединяющая общей рамкой семь сказочных новелл. В иносказательной форме поэма критикует окружение Алишера Навои, правителей (Тимуридов), Султан-Хусейна и его придворных.

«Стена Искандера» - последняя поэма цикла, написанная на распространённый полуфантастический сюжет о жизни идеального справедливого правителя-мудреца Искандера (под этим именем на Востоке известен Александр Македонский).

Филологические трактаты

Богатство тюркского языка доказано множеством фактов. Выходящие из народной среды талантливые поэты не должны выявлять свои способности на персидском языке. Если они могут творить на обоих языках, то все же очень желательно, чтобы они на своем языке писали стихов побольше». И далее: «Мне кажется, что я утвердил великую истину перед достойными людьми тюркского народа, и они, познав подлинную силу своей речи и её выражений, прекрасные качества своего языка и его слов, избавились от пренебрежительных нападок на их язык и речь со стороны слагающих стихи по-персидски.

Исторические сочинения

На закате жизни Алишер Навои пишет аллегорическую поэму «Язык птиц » («Парламент птиц» или «Симург») () и философско-аллегорический трактат «Возлюбленный сердец» (), посвящённый наилучшему устройству общества. В книге обнаруживается влияние сочинений Юсуфа Баласагуни и «Гулистана» Саади . В книге осуждаются жестокие, невежественные и аморальные правители и утверждается идея централизации власти в руках справедливого просвещённого правителя. Всю свою жизнь Алишер Навои комбинировал литературные деяния с политическими. Будучи человеком высокого положения, он внес значительный вклад в усовершенствование социально-экономической жизни страны; покровительствование науки, искусства, и литературы; всегда пытался установить мир и гармонию.

Год Название Оригинал Примечание
1483-1485 Пятерица Хамса Смятение праведных (Хайрат ал-абрар), Фархад и Ширин (Фархад у Ширин), Лейли и Меджнун (Лайли у Маджнун), Семь планет (Саб’а-йи саййара), Стена Искандара (Садд-и Искандари)
1488 История правителей Аджама Тарих-и мулук-и аджам
1492 Пятерица смятенных Хамсат ал-мутахаййирин
1491-1492, 1498-1499 Собрание избранных Маджалис-ан-нафаис В 1498-1499 гг. А. Навои дополнил своё произведение
1498 Сокровищница мыслей Хаза’ин ал-ма’ани Сборник состоит из четырёх диванов: Чудеса детства, Редкости юности, Диковины среднего возраста, Полезные советы старости
1499 Язык птиц Лисан ат-тайр
1499 Суждение о двух языках Мухакамат ал-лугатайн
1500 Возлюбленный сердец Махбуб ал-кулуб
после 1485 г. История пророков и ученых Тарихи анбия ва хукама
после 1492 г. Вес размеров Мезан ал-авзан также возможный перевод «Весы размеров»
после 1493 г. Жизнеописание Пахлавана Мухаммада Манакиб-и Пахлаван Мухаммад
после 1489 г. Жизнеописание Сайида Хасана Ардашера Манакиб-и Саййид Хасан-и Ардашир

Наиболее достоверным источником биографии Алишера Навои считается работа историка Гиясиддина Хондамира, «Книги благородных качеств». Согласно данным этой книги, Навои начал посещать школу в 4-летнем возрасте, он проявлял огромные способности, любознательность, исключительную одаренность. В 15 летнем возрасте (1456 году) Алишер стал известен как поэт под псевдонимом Навои (что в переводе означает «мелодичный»).

Родоначальник узбекского литературного языка Навои, свои стихи на фарси подписывал псевдонимом Фани (бренный). В это время языком поэзии считался фарси, а тюркский, т.е. староузбекский, необоснованно был лишен литературных правомочий.

Несмотря на это, тем не менее, на этом языке были созданы величайшие произведения - газели Лутфи, Атаи, касыды Саккаки, масневи Амири, Хаджанди и др. Одним из поэтических кредо Навои является утверждение староузбекского литературного языка.

Низамаддин Алишер Навои (Навои литературный псевдоним поэта, по- узбекски означает “напевный”, “мелодичный”) родился 9 февраля 1441 года в Герате. Происходивший из знатного рода, отец Навои был близок к придворным делам, и ему не были чужды литературные интересы.

В семье Алишера высоко ценили литературу. Дядя его, Абу Саид писал стихи под псевдонимом Кабули. Брат Абу Саида, Махаммад Али был хорошим музыкантом, известным каллиграфом и поэтом (псевдоним Гариби), вот в такой атмосфере любви и поклонения поэзии рос мальчик.

В школьные годы, сильно увлекшись поэмой Фаридаддина Аттора “Логика птиц”, Навои решает стать дервишем, чему воспрепятствовали родители. Как бы ни запрещали мальчику читать поэму Аттора, но было бесполезно - он знал ее наизусть, и читал по памяти.

И на склоне лет Навои, уже прославившийся поэт, возвращается к поэме Аттора и создает по ее мотивам поэму “Язык птиц”.

Навои всегда стремился помочь нуждающимся. Стремился создать все условия для творчества ученым и поэтам. При этом поэт творил и сам. Он создает изумительные лирические произведения, ряд литературоведческих работ, трактаты по лингвистике. Вершиной взлета его гения явилась “Хамса” (“Пятерица”), которую он создает под влиянием своего наставника - Джами.

О влиянии Джами на поэта повествуется в книге “Пятерица смятенных”, которую Навои посвятил памяти своего учителя. “Хамса”, в которой Навои осуждал разврат и грабежи, вызывает недовольство беков, Хусейн Байкара отправляет его в ссылку Астрабад.

Враги постоянно плетут вокруг Алишер интриги, доносят Султану о мнимых заговорах, стремясь склонить его к расправе над Алишером. 3 января 1501 года весь Герат был разбужен вестью о смерти Навои, весь народ Герат вышел провожать поэта в последний путь.

Вот как писал З.Бабур о Навои в своей книге “Бабурнамэ” “Алишербек был человек бесподобный. С тех пор как на тюркском языке слагают стихи, никто другой не слагал их так много и так хорошо... Без сына, без дочери, без жены и без семьи прошел он прекрасно (свой путь) в мире одиноко и налегке”.

“Хамса” (“Пятерица”) Алишера Навои

Основной поэтический труд Навои - “Хамса” (“Пятерица”). Жанр “Хамса” возник в XII веке, основоположником его явился великий азербайджанский поэт Низами Гянджави (1141-1209). Он объединил в единое произведение пять поэм, пять самостоятельных художественных единиц: “Сокровищница тайн”, “Хосров и Ширин”, “Лейли и Меджнун”, “Семь планет”, “Искандар-наме”. Они различны по событийному содержанию, но объединены идейным содержанием, единым пафосом.

Низами заложил основы традиции создание “Хамса”: первая поэма - морально-дидактическая, вторая, третья и четвертая - любовно- романтическая, а пятая - условная биография А.Македонского, прозванного на Востоке Искандером. Последователями Низами были Амир Хосров Дехлеви и Джами.

Под непосредственным влиянием Джами создает свою “Хамсу” А.Навои. Поэт выразил в ней свой жизненный и творческий опыт художника, мыслителя, политика. В отличие от предшественников он старался приблизить читателя к реальному восприятию мира, привить ему “земной вкус”.

Изучая мастерство предшественников, Навои стремился приблизить свое творение к жизни и ее запросам: “Преданья эти - плод седых веков
О них писали Низами, Хосров.
Основой взяв, я перестроил их:
Я жизни больше влил в героев их”.

Два с небольшим года (с 1483 по 1485) понадобилось ему, чтобы сотворить это литературное чудо. Рукопись “Хамсы” Навои дошли до нас, есть даже прижизненные экземпляры в Институте востоковедения АН в г.Ташкенте.

“Смятение праведных”

Первая поэма “Хамсы” А.Навои состоит из вступления (9 частей), 20-ти глав-бесед (мулокат), эпилога. Поэт затрагивает проблемы морали, религии, философии, общественной жизни. Каждая из глав иллюстрируется притчей.

“Смятение праведных” - философская поэма, пафос ее в прославлении идеи добра и законности, справедливости, свободы, любви, дружбы, верности, искренности.

В современной художественной форме, через систему ярких, конкретных и живых образов Навои вскрывает язвы и пороки современного ему общества. Критикуя самодурство правителей и лицемерия служителей культа, алчность и жадность богатых, лживость и криводушие их приближенных, он одновременно со всем этим дает представление об идеальном человеке.

В поэме Навои дает живую, наглядную картину эпохи и современников. Обращаясь к читателю, Навои призывает их к служению людям, народу:
“Высоким званьем Человек достоин зваться тот,
Кто о народе никогда не ослаблял забот”.

Целые главы поэмы посвящены вопросам просвещения, милосердия и т.д. Каждое теоретическое высказывание иллюстрируется притчей, чем достигает огромное воздействие на восприятие читателя. Притчи о Хотаме Тайском, о птице турач, об имаме Фари Рази, о халифе Айюбе, о завещании Искандера, первая часть согласно традиции начинается с восхваления могущества Аллаха.

Навои, описывая красоту мира, приходит к следующему выводу:
“В твоей казне нет числа богатству,
Но из всех богатств высшее - человек”.

А значит, все блага мира существуют для человека. Человеку предназначено самое лучшее из всех драгоценностей.

За вступлением следуют главы-смятение, их три: о красоте земли, Вселенной, совершенстве человека. Назначение личности видит поэт в разумном пользовании всем сущим. Величайшее бедствие, недопустимое зло по мысли Навои, - тирания, деспотизм, насилие, лицемерие. Жестокое осуждение вызывает у Навои моральное разложение высших слоев общества. Вся поэма проникнута гуманной идеей справедливости, как залога процветания страны и народа.

“Фархад и Ширин”

Вторая поэма “Пятерицы” - “Фархад и Ширин” представляет собой вдохновенный гимн труду, чистой, самостоятельной любви, человеколюбию и верности. В процессе работы над поэмой Навои существенно изменяет традиционные сюжетные линии повествования. Главным героем поэмы является Фархад - человек, наделенный замечательным трудолюбием, мужеством и самоотверженностью. Сын китайского правителя Фархад становится впоследствии умелым строителем, замечательным мастером созидателем. Фархад воплощает в себе те прекрасные качества, о которых столь восторженно и убежденно писал поэт в “Смятение праведных”.

Воодушевленный большим и светлым чувством к прекрасной Ширин, Фархад совершает героические подвиги во имя соединения со своей возлюбленной. На пути его силы зла воздвигают бесчисленные препятствия, но и они не могут сломить Фархада. Однако герой все же гибнет, обманутой ложным известием о браке Ширин. Узнав о гибели Фархада умирает и Ширин.

Гуманист, просветитель, патриот А.Навои в своем мировоззрении шагнул далеко вперед в сравнении со своим временем. В “Фархад и Ширин” Навои утверждает идеи интернационализма, и это особенно ценно, потому что эпоха поэта - время господства феодальной идеологии. Любимые герои Навои - представители различных народов. Фархад - сын чинского хакана, Ширин - армянская царевна, Шапур - сын Йемена. Все они наделены самыми прекрасными качествами души человеческой. И если образы Фархада и Ширин призваны в поэме воспеть величайшую любовь, “сильную единством души”, то образы Фархада и Ширин служат раскрытию величия не менее прекрасного чувства - дружбы.

Навои предстает в поэме о Фархаде и Ширин мастером психологически тонкого, логически завершенного характера. И примером тому могут служить не только положительные герои поэмы, но и отрицательные образы. Хосров Парвиз и его ближайшие сподвижники, и помощники навечно заклеймены вдохновенным пером поэта, превратившего их в символ коварства, зла, насилия. В лице Хосрова Навои развенчал не только деспотизм, но и политику сторонников войны. Мысли Навои о том, что война не может быть средством разрешения спорных вопросов, что война - “злодейство злодеев”, величайшее бедствие для народа, в последнее время звучат более чем современно.

“Лейли и Меджнун”

Третья часть “Хамсы” Навои “Лейли и Меджнун” посвящена, как и вторая, теме любви. Она создана по мотивам популярного на востоке сказания о Меджнуне и Лейли.

Известная всему Востоку история любви Кайса и Лейли под пером Навои превращается в гимн великому чувству любви, в страстный призыв к человечности, добру и справедливости, в протест против традиционного отношения к женщине, исключающего всякую свободу личности.

Кайс был единственным и долгожданным сыном предводителя племени. Душа Кайса, от природы чуткая, была уже при рождении отмечена “звездой любви”. Встреча с Лейли в школе, явилась как бы закономерным итогом, предопределенным Кайсу судьбой. Любовь, вспыхнувшая у них тотчас была навсегда. Юноша был бессилен перед силой любви.

О великой силе любви истинной и глубокой говорит и письмо Кайса к Лейли. Маджнун ясно осознает безвыходность своего положения в современном ему обществе и порой со свойственной ему кротостью несколько уходит от ответственности, объясняя все своим “безумием”. Образ его создается А.Навои в истинно романтической манере, с использованием гиперболы и гротеска. Любовь Кайса не знает ни границ, ни пределов - она выходит за рамки традиций и устоев. Поэтому не всем доступно понимание величия Кайса, поэтому многие стремятся вернуть Маджнуна в “общий поток”. Кайс, ушедший так далеко по “тропе любви”, уже не может жить как все “разумно”. Любовь возвысила дух Кайса над мелочами жизни, над суетой сует. подчинив себе все ничтожные людские страсти. Он герой “одной, но пламенной страсти”, душа романтическая, натура на редкость обаятельная.

С необыкновенной силой художественного воздействия написаны Алишером Навои сцены встреч героев: в степи, после свадебного пира и в финале поэмы. Первая сцена - несомненно шедевр навоийской интимной лирики, пафос ее выражен в строках:
“Влюбленный должен чистым быть всегда:
Любовь желанью грязному чужда”

Финальная встреча влюбленных и их вечного воссоединения, придает поэме особенное свойство художественного явления, которое принято называть “оптимистической трагедией”. Любовь торжествует, не сломленная людской косностью, более того, Навои показывает, что в сознании людей происходят изменения понятий под ее воздействием.

“Семь планет”

Четвертая часть “Пятерицы” Навои называется “Семь планет”, что означает семь планет и семь странников одновременно. Символическая цифра семь вынесена в название согласно традиции, а семь планет - вечных странников в миросоздании - также соответствуют традиционным представлениям о планетах - покровителях людей, их судеб, характеров. При создании был использован широко распространенный в литературах и устном творчестве многих народов прием “обрамления”, то есть применения вставных рассказов. Главный герой поэмы - иранский шах Бахрам Гур (Vв.) влюблен в красавицу Диларам, искусную певицу и музыкантшу.

Как и в двух предыдущих поэмах, в “Семь планет” Навои говорит о любви. Но если любовь Фархада и Кайса возвышает их, призывает к протесту против зла, то любовь Бахрама несколько иного характера, ибо несет страдания окружающим и гибель любимой.

Поэма построена как повествование о Бахроме и Диларам, в которое вплетены семь вставных рассказов. Бахрам стремится подчинить Диларам своему произволу, но, встречая неожиданный отпор со стороны гордой красавицы, наказывает ее - бросает связанной в пустыню. Вскоре он раскаивается в своей жестокости и дает приказ разыскать ее. Но поиски не дают никакого результата, и Бахрам от отчаяния впадает в глубокую тоску.

Для развлечения больного шаха строят семь дворцов семи разных цветов, соответствующих аллегорическим цветам семи планет. По вечерам к нему приводят случайных странников, и они в течение семи дней рассказывают ему увлекательные легенды. Эти искусно вставленные в основное повествование сказания отличаются большим мастерством и занимают в поэме Навои главное место, поскольку они несут в себе мотивы прославления высоких моральных качеств человека.

Навои убедительно передал эволюции характера Бахрама от деспотичного до способного к самопожертвованию. В этой части поэмы перед нами Бахрам предстает совершенно в ином качестве. Поистине любовь, облагородив душу его, совершила чудо. Письмо Бахрама к Диларам в Хорезм - свидетельствует о перерождении характера героя: “Красавице писал он кровью слез, Всего себя он в жертву ей принес...”

Финал произведения - дань традиционному сюжету. Навои отказался от какой бы то ни было мистики и разумно объясняет кончину Бахрама. Не знавший предела своим чувствам и желаниям, шах устраивает грандиозную охоту, во время которой было пролито столь много невинной крови, что земная тварь обратилась в болото, поглотившее все и вся:
“Творили люди на охоте смерть.
Но сами обрели в болоте смерть”.

Навои и в этой части “Хамсы” не устает взывать к человечности, вновь и вновь напоминает, что есть предел всякой человеческой жизни, что назначение человека творить добро, любить и любовью своей приносить радость людям. Сам поэт, как подтверждает заключение к поэме, всего себя и даже свой досуг посвятил служению народу.

“Стена Искандера”

Пятая, завершающая поэма “Хамса” Навои - социально-философское произведение. В ней повествуется легендарная биография А.Македонского, прозванного на Востоке Искандером. Походы, облик и личность его произвели на жителей Востока большое впечатление и было окружено многочисленными преданиями и легендами. Навои обращается к образу Искандера уже в первой части “Хамсы”, в “Смятении праведных”, где передает популярную на Востоке притчу о ладони завоевателя. Суть притчи заключалось в напоминании о бренности жизни, и тщетности богатства власти, а в итоге - призыв к этой кардинальной идее всей “Пятерицы”.

Поэма написана в форме диалога Искандера с Арасту (Аристотелем), последний по преданию был соучеником, а затем наставником и советником шаха. Навои, посредством образа Искандера решает вопросы социального и философского плана. Среди них выделяются два, наиболее ярко выраженных в поэме: - проблема власти и проблема смысла жизни человека.

Тема власти, ее проявления и предназначения, так или иначе была затронута в “Хамсе”. Власть и любовь, трагедия несовместимость их - одна из основных в “Семи планетах”. В пятой поэме Навои исследует влияние власти на личность Искандера, на эволюцию его характера. Поэт подчеркивает деградирующее влияние власти на личность. Некогда юный Искандер стремился к знаниям, имел значительные успехи в освоении наук, подававший большие надежды, впоследствии весь свой талант, находчивость и ум посвящает кровопролитным войнам. Искандер подчинив многие земли Запада и Востока, посетил много стран. В Магрибе (Север Африки), чтобы защитить народ от нападения диких племен яджуджей, возводит стену, которая является символом мощной феодальной власти, спасающий народ от бед и оберегающий покой и мир в государстве.

На смертном одре прозревает Искандер, как некогда Бахрам Гур от скверны власти, осознает бренность богатства и власти, бесценность добра и духовных сокровищ.

В письме к матери, он предстает искренне раскаявшимся, что посвятил свою жизнь химерам власти и богатства, вместо того, чтобы жить с матерью и просит ее философски отнестись к смерти.

Навои вновь говорит о ничтожестве власти и богатстве, а раз так, то жить надо по законам добра и справедливости. Он подчеркивает, что нужно после себя оставить доброе имя, ибо великое и истинное предназначение человека. Смысл жизни - в деянии добра и правды на благо людей.

Таким образом, в последней поэме “Хамса”, как и во всех предыдущих, высказана основная гуманистическая идея, и служению ей подчинено все в “Пятерице”.

Навои страстно желает донести до широкого круга читателей идеалы добра и правды, а потому труд своей он посвящает родному народу:
“Мой труд! Начни в родной стране свой путь,
Народу моему желанным будь,
Чтобы могла сердца людей зажечь
Моя правдовзыскующая речь”

Лирические и прозаические произведения Алишера Навои

Навои начал писать рано. Первоначально он собрал свои стихи в два дивана (собрание стихотворений): “Удивительные начала” и “Редкостные завершения”. И только к концу жизни, все стихи, вышедшие в два дивана, а также позже написанные, он собрал в единый сборник “Сокровищницы мыслей”, которая состоит из 4 диванов.

Каждый из них назван в соответствии с периодом написания вошедших в сборник стихотворений:
1. “Чудеса детства”.
2. “Редкости юности”.
3. “Диковины среднего возраст”.
4. “Полезные советы старости”.

В сборниках Навои представлены все жанры лирической поэзии Востока: газели, рубаи, туюги, касыды, кытъа, мухаммасы и т.д.

Навои сумел органично сочетать традиционное с тем новым, что он не мог не внести от себя: сюжетность, образы, содержание, смелые и изысканные метафоры. Некоторые газели Навои отличаются определенной сюжетностью, т.е. связанностью бейтов, последовательностью развиваемой мысли, композиционной завершенностью. В них, помимо традиционной любовной тематики, получили отражение темы дружбы, пейзажные зарисовки, философские раздумья о поэзии, обществе, человеке и его назначении.

Лирика А.Навои - своеобразный свод нравственности. Поэт воспевает простоту и скромность, стремление к знаниям и духовному совершенству, постоянную заботу о народе и внимание к его нуждам. Лирическое наследие поэта оказало сильное влияние на последующее развитие тюркоязычной поэзии.

Лирика - жанр, который Навои развивал всю свою сознательную жизнь - дала возможность поэту практически доказать достоинства и поэтические правомочия родного языка, развить до классического совершенства литературный староузбекский язык.

Прозаические произведения, работы по филологии, истории и экономике Навои не ограничился развитием лирического стихотворного жанра, долгие годы господствовавшего в литературе Востока, он работал и в жанре прозы, особое внимание уделяя научной.

Наибольшую известность получили его трактаты и монографии: “Суждения о двух языках”, “Собрание утонченных”, “Возлюбленный сердец”. Трактат “Суждение о двух языках” в истории тюркоязычной культуры не имеет себе равных по значению и роли в ее развитии. В трактате Навои не только ограничился практическим доказательством поэтических достоинств родного языка, а сделал большее - обосновал это теоретически. Сравнивая два языка (тюркский и персидский), он доказывает превосходство тюркского языка, как в лексическом, так и в морфологическом аспектах.

В “Собрание утонченных” Навои рассказывает о поэтах, с которыми он так или иначе сталкивался в своей жизни. Отзывы о них очень лаконичны, точны, объективны.

“Возлюбленный сердец” - последняя книга, где в лаконичной форме нашел отражение богатейший духовный мир поэта, раздумья об обществе, взгляды на жизнь, людей.

Перу Навои помимо “Хамсы” принадлежит поэма “Язык птиц” - последняя из созданных им поэм, дань юношескому увлечению поэмой Аттара “Логика птиц”.

“Язык птиц” - произведение о нравственном самосовершенствовании личности. Это философско-символическая поэма, повествующая о судьбе птичьей стаи, возглавляемой Удодом, которая в поисках царя птиц Симурга преодолевает различные трудности и испытания. Небольшие главы поэмы состоят из теоретических высказываний и притч-иллюстраций. Здесь Навои вновь поднимает проблемы назначения человека и смысла его жизни.

В личности А.Навои сочетались гениальный поэт и выдающийся политический деятель. Редкое единство Музы и Политики, видимо, и определило особенности творчества великого просветителя и мыслителя.

В творениях Навои потрясает удивительное, столь не свойственное для литературы эпохи средневековья, реалистическое изображение характеров, логическая последовательность и глубокий психологизм образов. В обширном творческом наследии нашли свое место все существующие в литературе того времени жанры, как малые, так и крупные.

Утверждая наиболее прогрессивные идеи времени, А.Навои выдвинулся в ряд выдающихся умов эпохи и вывел узбекскую литературу на мировую арену. Он по праву считается родоначальником узбекской классической литературы.

Навои (Навои Низамаддин Мир Алишер) – известнейший узбекский поэт, государственный деятель, мыслитель. Известно, что он был уроженцем Герата, где в 1441 г. появился на свет в семье Гиясаддина Кичкине, занимавшего чиновнический пост в государстве Тимуридов. Дом отца Навои служил местом встреч людей, имеющих непосредственное отношение к миру искусства, философии. Среди их родственников было немало творческих людей. Так, Мухаммад Али, приходившийся Навои дядей, получил известность как каллиграф и музыкант, Абу Саид, тоже дядя, спешно занимался поэзией.

Сам Навои стал известным поэтом уже в 15-летнем возрасте. Его произведения были написаны на фарси и на тюрки, причем стихосложением на этих языках он владел одинаково превосходно. Ему довелось учиться в трех медресе, находившихся в Герате, Мешхеде и Самарканде. Одним из учителей Навои был человек, который впоследствии стал его соратником и другом – Джами . Судьба свела его и с Хусейном Байкарой, будущим повелителем Хорасана; они вместе учились в Герате. С младых ногтей Алишера Навои воспитывали бок о бок с детьми знатных семей. Его дружеские отношения с наследником престола, завязавшиеся в детские годы, были пронесены и через всю жизнь.

На протяжении 1456-1469 гг. Навои проживал в Самарканде, где проходил обучение в медресе. Когда к власти пришел его друг детства Хусейн, Навои возвратился на родину. В 1469 г. он становится при нем хранителем печати (эта была официальная должность), а в 1472 г. - визирем, получает титул эмира. Находясь на этом посту, Навои многое сделал для того, чтобы в Герате появились новые общежития, медресе, больницы, мосты и дороги. Так, он сам руководил строительством на канале Инджил библиотеки, ханаки, больницы и др. Многие люди искусства обрели в его лице доброго покровителя, помогавшего морально и материально. На его поддержку могли рассчитывать и мыслители. При нем образовался целый кружок просвещенных, ученых, творческих людей.

Будучи по убеждениям гуманистом, противником произвола и деспотизма, Навои вступался за неправедно обиженных, защищал перед султаном простых людей. Боролся он и с казнокрадами, взяточниками и нажил немало недоброжелателей. Тем не менее после ухода в отставку в 1476 г. он остался в числе приближенных к султану; друг детства по-прежнему доверял ему различные важные вопросы.

В 1487 г. поэт был направлен в далекую провинцию Астрабад, которой ему предстояло управлять. Это была почетная ссылка, куда Навои отправился стараниями противников, сумевших добиться охлаждения его отношений с султаном. Видя, что не оправдываются надежды на восстановление единства раздираемого междоусобицами государства, на перемены в политической ситуации, Навои принимает решение уйти со службы и посвятить себя творчеству. Так он и сделал, вернувшись в 1488 г. в родной Герат. У себя на родине великий поэт и скончался в 1501 г.

Навои оставил после себя богатое наследие. Пиком его творческой биографии стало написание т.н. «Пятерицы», которая являлась для восточных поэтов традицией. На протяжении 1483-1485 гг. он выпустил поэмы «Смятение праведных», «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Искандерова стена», «Семь планет», сочиненных в продолжение традиций творчества Низами. Оставил после себя Навои и работы философско-публицистического характера, языковедческие и исторические трактаты. Его литературное творчество сыграло значимую роль для развития туркоязычных национальных литератур. Рукописные сочинения Навои являются достоянием крупнейших мировых библиотек таких стран, как Иран, Турция, Англия, Россия. Его поэмы неоднократно переводились на различные языки. Языковеды проявили столь горячий интерес к его поэзии и к его яркой личности, что появилось навоиведение как отдельная область научных исследований.

Биография из Википедии

Алише́р Навои́ (узб. Alisher Navoiy; уйг. Әлшир Нава"и/ئەلشىر ناۋائى; перс. علیشیر نوایی‎;) (Низамадди́н Мир Алише́р) (9 февраля 1441, Герат - 3 января 1501, там же) - тюркский поэт, философ суфийского направления, государственный деятель тимуридского Хорасана.

Главные произведения создал под псевдонимом Навои (мелодичный) на литературном чагатайском языке, на развитие которого оказал заметное влияние; под псевдонимом Фани (бренный) писал на персидском. Его творчество дало мощный стимул развитию литературы на тюркских языках, в особенности чагатайской и воспринявшей её традиции литературы на узбекском и уйгурском языках.

В ряде советской и российской историографии Алишер Навои определяется как узбекский поэт, мыслитель и государственный деятель. По мнению некоторых советских и зарубежных учёных он - уйгур.

Произведения

Творческое наследие Алишера Навои огромно и многогранно: оно включает в себя около 30 крупных произведений - сборников стихов (диванов), поэм (дастанов), философских и научных трактатов. Используя многовековые культурные традиции мусульманских народов Средней Азии и Ближнего Востока, Алишер Навои создаёт вполне оригинальные произведения.

Лирика

«Сокровищница мыслей» - страница поэтического свода Алишера Навои. Манускрипт из библиотеки Сулеймана Великолепного

Лирическое наследие поэта огромно. Известно 3150 его произведений в жанре газели, включенных в диваны на чагатайском языке и фарси.

«Сокровищница мыслей» - поэтический свод, составленный самим поэтом в 1498-1499 годах по хронологическому принципу и включающий четыре дивана, соответствующих четырём периодам жизни поэта: «Диковины детства», «Редкости юности», «Диковины средних лет», «Назидания старости» . Стихи относятся к разным лирическим жанрам, среди которых особенно многочисленны газели (более 2600). В диванах присутствуют и стихотворения других жанров - мухаммасы, мусаддасы, местезады, кыты, рубаи и восходящие к тюркскому народному творчеству туюги.

Лирические стихи трудно поддаются датировке, поскольку отклики на известные нам факты жизни поэта в них улавливаются довольно редко, а событийность для них вообще не свойственна. «Сокровищница мыслей» - лирическая исповедь поэта, передающая всю гамму его переживаний. Наряду с внешним любовным планом в них присутствует высший - по-суфийски спиритуализированный и использующий традиционные образы чувственной лирики в метафорическом ключе. При этом оригинальные метафоры Навои переплетаются с традиционными, почерпнутыми им из богатой традиции восточной поэзии.

Любовь для Навои - одновременное высокое, духовное и изысканно-эротическое, земное чувство, которое подчиняет человека себе и лишает его свободы. И, вместе с тем, это не рождает в поэте пессимизма, поскольку Навои понимает любовные страдания как основу духовного возрождения.

Одной из главных своих задач Навои считал развитие литературного чагатайского языка (тюрки). Именно в лирике поэта тюркский стих достиг вершин художественной выразительности: его газели поражают филигранной отделкой деталей, виртуозным соответствием формальным правилам, семантической игрой, свежестью образов, аллегорий и метафор. Благодаря лирике Навои фарси утрачивает статус единственного литературного языка. Некогда Бабур в книге «Бабур-наме» сказал о языке Навои:

Бабур: «Алишербек был человек бесподобный, с тех пор, как на тюркском языке слагают стихи, никто другой не слагал их так много и так хорошо»

Поэт составил также так называемый «Диван Фани» - сборник лирических стихов на фарси.

«Сорок хадисов» («Арбаин кирк хадис») - произведение другого типа. Это 40 четверостиший на тюркском языке, написанных на темы хадисов пророка Мухаммеда. Основой сочинения послужило одноимённое сочинение Джами на языке фарси (в сущности, произведение Навои представляет собой вольный перевод).

Свои касыды на персидском языке Навои собрал в два сборника - «Шесть необходимостей» («Ситтаи зарурия») и «Четыре сезона года» («Фусули арбаа») .

«Пятерица»

Вершина творчества Навои - знаменитая «Пятерица» , включающая в себя пять эпических поэм: дидактическую «Смятение праведных» (1483) и сюжетные героические (дастаны) «Лейли и Меджнун» (1484), «Фархад и Ширин» (1484), «Семь планет» (1484), «Стена Искандера» (1485).

«Пятерица» представляет собой «ответ» (назира) на «Пятерицы» Низами Гянджеви и индо-персидского поэта Амира Хосрова Дехлеви (писал на фарси). Навои воспроизводит сюжеты их сочинений, некоторые формальные особенности, однако зачастую даёт иное толкование тематики и сюжетных ситуаций, новую трактовку событий и образов.

«Смятение праведных» - первая поэма цикла, произведение дидактико-философского толка. В ней разрабатываются мотивы поэмы Низами «Сокровищница тайн». Она состоит из 64 глав, в которых затрагиваются вопросы религии, морали и нравственности. В поэме обличаются феодальные распри, жестокость государственных вельмож, произвол беков, лицемерие шейхов. Поэт страстно утверждает идеалы справедливости.

«Лейли и Меджнун» - поэма на сюжет средневековой арабской легенды (разработанной также Низами Гянджеви, Амиром Хосровом, Джами) о печальной любви юного поэта Кайса к красавице Лейли. Пронзительная эмоциональность конфликта и изысканный поэтический язык поэмы сделали её широко популярной у восточного читателя. Поэма оказала большое влияние на литературу Востока и узбекский фольклор.

«Фархад и Ширин» - героико-романтическая поэма на старый сюжет о любви богатыря Фархада к армянской красавице Ширин, на которую претендует персидский шах Хосров. Сюжет был разработан Низами Гянджеви, однако поэма Навои отличается тем, что автор переакцентировал своё внимание с шаха Хосрова на богатыря Фархада, сделав его идеальным эпическим героем. Это удалось благодаря тому, что Алишер Навои использовал приёмы фольклорной поэтики и традиции народных сказаний (дастанов).

«Семь планет» - поэма, объединяющая общей рамкой семь сказочных новелл. В иносказательной форме поэма критикует окружение Алишера Навои, правителей (Тимуридов), Султан-Хусейна и его придворных.

«Стена Искандера» - последняя поэма цикла, написанная на распространённый полуфантастический сюжет о жизни идеального справедливого правителя-мудреца Искандера (под этим именем на Востоке известен Александр Македонский).

Филологические трактаты

Авторы XV века полагали, что тюркский язык груб для поэзии. Это мнение Алишер Навои опровергает в трактате «Суждение о двух языках» (1499). В нём обосновано культурное и художественное значение чагатайского языка (тюрки). Навои пишет:

Богатство тюркского языка доказано множеством фактов. Выходящие из народной среды талантливые поэты не должны выявлять свои способности на персидском языке. Если они могут творить на обоих языках, то все же очень желательно, чтобы они на своем языке писали стихов побольше». И далее: «Мне кажется, что я утвердил великую истину перед достойными людьми тюркского народа, и они, познав подлинную силу своей речи и её выражений, прекрасные качества своего языка и его слов, избавились от пренебрежительных нападок на их язык и речь со стороны слагающих стихи по-персидски.

Вопросы теории литературы и стихосложения подняты в трактате «Весы размеров» . Теоретические положения и само творчество Алишера Навои оказали огромное воздействие как на развитие узбекской и уйгурской литературы на чагатайском языке, так и на развитие других тюркоязычных литератур (туркменской, азербайджанской, турецкой, татарской).

Исторические сочинения

Алишер Навои - автор биографических и исторических книг: «Пятерица смятенных» (1492) посвящена Джами; антология «Собрание утончённых» (1491-1492) содержит краткие характеристики писателей - современников Навои; «История иранских царей» и «История пророков и мудрецов» , содержит сведения о легендарных и исторических деятелях Востока, о зороастрийской и коранической мифологии.

Поздние произведения о государстве

На закате жизни Алишер Навои пишет аллегорическую поэму «Язык птиц» («Парламент птиц» или «Симург») (1499) и философско-аллегорический трактат «Возлюбленный сердец» (1500), посвящённый наилучшему устройству общества. В книге обнаруживается влияние сочинений Юсуфа Баласагуни и «Гулистана» Саади. В книге осуждаются жестокие, невежественные и аморальные правители и утверждается идея централизации власти в руках справедливого просвещённого правителя.Всю свою жизнь Алишер Навои комбинировал литературные деяния с политическими. Будучи человеком высокого положения, он внес значительный вклад в усовершенствование социально-экономической жизни страны; покровительствование науки, искусства, и литературы; всегда пытался установить мир и гармонию.

Посмертное признание

  • высоко ценил творчество Навои и даже пытался вступить с ним в переписку.
  • Сулейман Великолепный высоко ценил творчество Навои и имел в своей библиотеке манускрипты с его произведениями «Сокровищница мыслей», «Пятёрица» и «Спор двух языков».
  • В честь 500-летия Алишера Навои в 1942 году в Советском союзе были напечатаны почтовые марки.
  • Произведения Алишера Навои были включены в учебные программы всех школ и медресе Средней Азии в XVI - начале XX в.
  • В 1941 году узбекский писатель Муса Ташмухамедов написал роман «Алишер Навои».
  • В 1947 году на Ташкентской киностудии был снят фильм «Алишер Навои».
  • В 1966 году в Узбекской ССР отмечалось 525-летие Алишера Навои и связи с этим делегация ученых Академии наук Узбекистана под руководством академика И.М.Муминова посетили Герат, где были собраны материалы, касающиеся А.Навои и было предложено создать музей А.Навои.
  • В 1980-е годы в Узбекистане был снят 10 серийный видеофильм «Алишер Навои».
  • В честь Навои назван город в Узбекистане и область (Навоийская область).
  • В 1970 году в состав Дальневосточного морского пароходства вошло судно, носящее имя Алишера Навои.
  • Имя было присвоено Наманганскому областному узбекскому театру музыкальной драмы и комедии.
  • В Ташкенте есть ГАБТ имени Алишера Навои, проспект Алишера Навои, станция метро «Алишер Навои». В стенах зала станции метро установлены панно из сюжетов «Хамсы» Навои и барельеф Навои.
  • Национальная библиотека Узбекистана носит имя Алишера Навои
  • Государственный музей литературы имени Алишера Навои Академии наук Республики Узбекистан.
  • В СССР имя было присвоено Государственному музею истории народов Узбекистана.
  • Самаркандский государственный университет имени Алишера Навои
  • В честь Навои назван кратер на Меркурии.
  • В мире есть несколько памятников Алишеру Навои: в Москве, Навои, Оше, Ташкенте, Самарканде, Баку, Токио. В планах - установка памятника поэту в Вашингтоне.
  • Именем поэта названа одна из ведущих к горам улиц Алма-Аты. Также в честь поэта названы один из проспектов в Киеве и улицы в Душанбе, Баку и Ашхабаде.
  • Именем Навои названа бывшая улица Тельмана, городской парк и средняя школа в городе Ош.
  • В 1991 году к 550-летию поэта был выпущен советский юбилейный рубль с изображением Алишера Навои.
  • В апреле 2007 года в Вашингтоне состоялась конференция «Алишер Навои и его влияние на культурное развитие народов Центральной Азии».
  • Барельеф в честь Алишера Навои установлен в городе Мазари-Шариф в Северном Афганистане.
  • С 2009 года в Астраханской области проводятся ежегодные культурные мероприятия в честь Алишера Навои.

Галерея

Алишер Навои. Сочинения в 10 томах. - Ташкент: «Фан», 1968-1970. - Т. 1-10. - 3095 с.
  • Навои А. Стихотворения и поэмы. - М., 1965.
  • Навои А. Сочинения. - Т. 1-10. - Ташкент, 1968-70.
  • Навои А. Пять поэм. - М.: Худож. лит., 1972. (БВЛ)
  • Навои А. Избранная лирика. - Ташкент: Изд-во ЦК КП Узбекистана, 1978.
  • Навои А. Стена Искандера / Пересказ И. Махсумова. - Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1978.
  • Навои А. Стихотворения и поэмы / Вступ. ст. Камиля Яшена; Сост. и примеч. А. П. Каюмова. - Л.: Сов. писатель, 1983. - 920 с. Тираж 40 000 экз. (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание)
  • Навои А. Возлюбленная сердец. - Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1983.
  • Навои А. Кн. 1-2. - Ташкент: Изд-во ЦК Компартии Узбекистана, 1983.
  • Навои А. Афоризмы. - Ташкент: Изд-во ЦК КП Узбекистана, 1985.
  • Навои А. Афоризмы Алишера Навои. - Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1988.
  • Навои А. Друга я не нашёл: Газели. - Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1988.
  • Навои А. Стена Искандера / Пер. с узб. Н. Айшов. - Алма-Ата: Жазушы, 1989.
  • Навои А. Афоризмы - Aphorisms. - Ташкент: Укитувчи, 1991.
  • Навои А. Зеница ока: [Стихи]. - Ташкент Изд.-полигр. об-ние им. Гафура Гуляма, 1991.
  • Навои А. Язык птиц / Пер. С. Н. Иванов. - 2-е изд. - СПб.: Наука, 2007
  • Об Алишере Навои

    • Абдуллаев В. Навои в Самарканде. - Самарканд, 1941.
    • Бертельс Е. Э. Навои. Опыт творческой биографии. - М. - Л., 1948.
    • Бертельс Е. Э. Избр. труды. Навои и Джами. - М., 1965.
    • Пулявин А. А. Гений в сердцах, 1978.
    • Болдырев А. Н. Персидские переводы «Маджалис ан-Нафаис» Навои // Учёные записки ЛГУ. - Л., 1952. - Сер. 128. - Вып. 3.
    • Захидов В. Мир идей и образов Алишера Навои. - Ташкент, 1961.
    • Свидина Е. Д. Алишер Навои. Биобиблиография (1917-1966). - Ташкент, 1968.
    • Хайитметов А. Творческий метод Навои. - Ташкент, 1965.

    Краткая биография поэта, основные факты жизни и творчества:

    АЛИШЕР НАВОИ (1441-1501)

    Низамаддин Мир Алишер Навои родился 9 февраля 1441 года в семье тимуридского чиновника Гиясаддина Кичкине, дом которого в Герате был центром общения людей искусства. Мальчик рано приобщился к миру поэзии и уже в 15 лет стал известен как поэт, слагавший стихи на двух языках - тюрки и фарси.

    Алишер учился в медресе Герата, Мешхеда и Самарканда. Во время учебы он познакомился и подружился с наследником престола государства Тимуридов Султан-Хусейном Байкара (1438-1506). Наследник тоже был писателем и поэтом, его произведения тоже стали классикой азиатской литературы Средних веков, по сей день переиздаются и изучаются в учебных заведениях.

    Государство Тимуридов было охвачено междоусобными войнами. Султан-Хусейну пришлось воевать, чтобы занять престол предков. Но едва в 1469 году он стал законным правителем, как немедленно призвал своих друзей по медресе на помощь. Алишер Навои не скрывал от властителя, по некоторым данным - своего молочного брата, что его идеалом является просвещенная монархия. Султан-Хусейн подходил под образ такого монарха. В 1469 году Навои стал хранителем печати, а в 1472 году получил титул эмира и был назначен визирем государства Тимуридов.

    На этом посту проявился организаторский талант Алишера Навои. В степи на караванных дорогах он строил пристанища для путников, в душном городе разбивал парки. Благодаря ему в Герате, на берегу канала Инджиля, были возведены мечети, медресе, библиотека, баня-шифайя, которая служила чем-то вроде лечебно-оздоровительного центра, где табибы лечили больных. Археологи утверждают, что предназначенная для ученых и поэтов ханака походила на современный Дом творчества. При гератской библиотеке работали каллиграфы, переплетчики, художники-миниатюристы.

    Визирь лично участвовал в строительных работах: носил кирпичи, месил глину. По окончании очередных работ Навои премировал мастеров нарядными халатами. Более того, ежегодно визирь раздавал одежду нищим, а себе оставлял лишь часть получаемой им от правителя суммы, равную расходам обычного человека.

    Согласно традиции у каждого восточного поэта в жизни были две ключевые фигуры - правитель и возлюбленная. О женщинах в жизни Навои история умалчивает. Известно, что у него не было ни жены, ни детей.


    Есть старинная легенда о том, будто Алишер и Султан-Хусейн влюбились в одну девушку по имени Гуль. Верный долгу поэт стал просить девушку выйти замуж за султана, которому он был многим обязан. После долгих уговоров девушка согласилась, но попросила Навои выполнить одно ее условие - выпить некое лекарство. Она тоже выпила какое-то снадобье. Сразу после свадьбы с султаном Гуль открыла поэту свою тайну - он навсегда останется бездетным, а она умрет через сорок дней. Так все и случилось.

    Идеальное правление визиря долго продолжаться не могло. В 1487 году Султан-Хусейну Байкаре понадобились дополнительные деньги. В государственной казне нужной суммы не оказалось. Навои был против увеличения налогов. Хусейн Байкар предпочел прислушаться к сопернику Навои Мадждеддину Мухаммаду, обещавшему добыть искомую сумму и даже большую, если его назначат на пост визиря. Навои был удален из Герата под предлогом назначения его правителем далекой, но очень важной провинции Астрабад.

    В конце жизни поэт оставил службу и целиком отдался усиленной творческой работе. С 1488 года он вернулся в Герат. Там Навои вновь попал в свою стихию. Особенно ему была дорога дружба с поэтом Абдурахманом Джами (1414-1492). Большую часть своих произведений Навои написал по совету и благословению друга. Джами был первым, на чей суд выносил Навои созданные им шедевры. О дружбе с Джами поэт написал книгу, которую назвал «Пятерица изумленных».

    Литературное наследие Алишера Навои велико и многогранно. Поэт создал около тридцати сборников стихов, больших поэм, прозаических сочинений и научных трактатов.

    В 1498-1499 годах Навои составил свод своих стихотворений - «Сокровищницу мыслей». Стихи были расположены хронологически по четырем сборникам-диванам, соответствовавшим четырем ступеням возраста поэта: «Диковины детства», «Редкости юности», «Диковины средних лет», «Назидания старости». В это собрание вошли стихи разных лирических жанров, особенно много газелей, излюбленный жанр Навои. Поэт оставил также «Диван Фани» - сборник стихов на фарси.

    Вершина творчества Навои - «Пятерица», или «Хамсе», созданная как ответ на «Пятерицы» Низами Гянджеви и Амира Хосрова Дехлеви.

    Первой в 1483 году была написана поэма «Смятение праведных». Она состоит из 64 глав и носит философско-публицистический характер. На 1484 год приходятся сразу три поэмы. «Лейли и Меджнун» - по мотивам древнеарабского предания о трагической любви юного Кайса к красавице Лейли. «Фархад и Ширин» - героико-романтическая поэма о любви богатыря Фархада к армянской красавице Ширин, на которую претендует иранский шах Хосров. «Семь планет» - состоит из семи сказочных новелл, объединенных общей фабулой. В 1485 году Навои написал последнюю, пятую поэму - «Искандарова стена» - об идеальном правителе и высоконравственном мудреце Искандаре.

    В конце жизни поэт создал аллегорическую поэму «Язык птиц» (1499) и философско-дидактическое сочинение «Возлюбленный сердец» (1500). Тогда же им была написана и литературоведческая работа - антология «Собрание утонченных». В этой книге Навои охарактеризовал современных ему писателей Востока.

    Вскоре после отъезда Навои в Астрабад Хорасан охватили междоусобицы. Воевали между собой сыновья и родственники Султан-Хусейна. Поэт пытался примирить соперников, но безуспешно. Тогда, опечаленный своими неудачами, Навои решил отправиться паломником в Мекку, чтобы провести остаток дней в отдалении от Тимуридов. Перед отъездом он собрал на пир поэтов, ученых, музыкантов и объявил в разгар торжества о своем решении стать отшельником-дервишем и удалиться в построенную им ханаку. Гости благоговейно пали перед поэтом ниц.

    Известно, что всю жизнь Навои, получивший от отца большое наследство, стремился к аскезе. Мечтал о келье дервиша-отшельника. Его ханака, построенная у восточного крыла гробницы шейха, мало чем от нее отличалась. В такой келье поэт и умер в 1501 году.

    А вот и легенда, с которой я намеревался начать этот рассказ.

    По достижении преклонных лет Алишер Навои пожелал совершить хадж. Перед тем как отправиться в Мекку и Медину, он отправился попрощаться с Султан-Хусейном. Правитель сказал:

    Вы своими благодеяниями и святостью намного превзошли других паломников.

    И не дал соизволения на хадж.

    Прошел год. И Навои вновь собрался к святым местам. И опять отказал ему Султан-Хусейн, сказавший:

    Без вас будет трудно управлять страной, Мир Алишер. На моих советников и вельмож нельзя положиться, они только того и ждут, чтобы сместить меня с трона. Если вы считаете меня своим другом, то не оставите в трудный час.

    И в третий раз вознамерился Навои совершить хадж. Султан-Хусейну нечем было удержать поэта, и он дал свое соизволение.

    Обрадованный Навои поспешил домой. По дороге к нему присоединился попутчик - бедный юноша, который пришел из глухой деревушки и никогда не видел поэта. Он слышал, что Навои всегда помогает сирым и убогим, и хотел молить благодетеля о помощи.

    Во дворе Навои они увидели множество людей, собрались хафизы и поэты, музыканты и каллиграфы, переплетчики и каменотесы, художники и литераторы, хлебопеки и повара, садовники и кузнецы, арбакеши и носильщики - все, кому столько лет помогал тимуридский сановник.

    К удивлению юноши, все стали кланяться его спутнику и молить его не покидать их. Иначе снова нарушится в стране покой и прольется кровь невинных людей.

    Вы заменяете отца сиротам, даете приют бесприютным, несете воду жаждущим, - взывали люди к Навои. - Перед вашим милосердием и великодушием благоговеют не только люди, но и все земные существа. Откажитесь от хаджа!

    Навои остался дома. А бедного юношу поэт усыновил и сделал своим наследником.

    * * *
    Вы читали биографию (факты и годы жизни) в биографической статье, посвящённой жизни и творчеству великого поэта.
    Спасибо за чтение. ............................................
    Copyright: биографии жизни великих поэтов

    Под псевдонимом Фани (бренный) писал на языке фарси, однако главные произведения создал под псевдонимом Навои (мелодичный) на литературном чагатайском языке, на развитие которого оказал заметное влияние. Его творчество дало мощный стимул эволюции литературы на тюркских языках, в особенности чагатайской и воспринявшей её традиции литературы на узбекском и уйгурском языках.

    Биография

    Происхождение

    Наставник и друг Алишера Навои Абдурахман Джами (1414-1492) подчёркивая его тюркское происхождение писал: «Хоть он был тюрком, а я таджиком, оба мы были близки друг к другу».

    По Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551) Алишер Навои происходил из уйгурских бахшей. Есть так же версия, что он был выходцем из тюркизированного монгольского племени барласов.

    В своих стихах Алишер Навои пишет о тюрках как о своём народе следующее:

    В историографии советского периода Алишер Навои интерпретировался как узбекский поэт.

    Биография

    Низамаддин Мир Алишер родился в семье Гиясаддина Кичкине, чиновника в государстве Тимуридов, чей дом посещали видные деятели философской мысли и искусства того времени. Дядя Мир Алишера - Абу Саид - был поэтом; второй дядя - Мухаммад Али - был известен как музыкант и каллиграф. С юных лет Алишер воспитывался вместе с детьми тимуридских семей; он особенно дружил с султаном Хусейном, впоследствии главой Хорасанского государства, тоже поэтом, покровителем искусств.

    Навои учился в Герате (вместе с будущим правителем Хорасана Хусейном Байкарой, дружеские отношения с которым сохранил на всю жизнь), Мешхеде и Самарканде. Среди учителей Навои был Джами - в дальнейшем друг и единомышленник поэта. Как поэт проявил себя уже в 15 лет, причём писал в равной степени хорошо на тюркском и фарси).

    В 1466-1469 годах Алишер Навои жил в Самарканде и учился в медресе. Здесь он приобрел много друзей. После прихода к власти своего друга, тимурида Хусейна Байкары, Алишер Навои вернулся в родной Герат.

    В 1469 году он был назначен на должность хранителя печати при правителе Хорасана Хусейне Байкара, с которым его связывали дружеские отношения. В 1472 году получил чин визиря и титул эмира. В 1476 году он подал в отставку, однако остался приближенным султана, который доверял ему важные дела в Герате и, - в период охлаждения их отношений, - в Астрабаде.

    Навои оказывал протекцию и поддерживал материально учёных, мыслителей, художников, музыкантов, поэтов и каллиграфов. При нём в Герате формируется кружок учёных и творческих людей, в который, в числе прочих, входили он сам, Джами, султан, писавший стихи под псевдонимом Хусайни, историки Мирхонд, Хондамир, Васифи, Давлятшах Самарканди, художник Бехзад, архитектор Кавам-ад-дин. По инициативе Навои и под его руководством в Герате велось строительство: на берегу канала Инджил возведены медресе, ханака, библиотека, больница.

    Как мыслитель Алишер Навои входил в дервишский суфийский орден Накшбанди. Следуя этике суфия, Навои соблюдал безбрачие и не имел гарема.

    Произведения

    Творческое наследие Алишера Навои огромно и многогранно: оно включает в себя около 30 крупных произведений - диванов (сборников стихов), поэм (дастанов), философских и научных трактатов. Используя многовековые культурные традиции мусульманских народов Средней Азии и Ближнего Востока, Алишер Навои создаёт вполне оригинальные произведения.

    Лирика

    Лирическое наследие поэта огромно. Известно 3150 его произведений в жанре газели, включенных в диваны на чагатайском языке и фарси.

    «Сокровищница мыслей» - поэтический свод, составленный самим поэтом в 1498-1499 годах по хронологическому принципу и включающий четыре дивана, соответствующих четырём периодам жизни поэта: «Диковины детства», «Редкости юности», «Диковины средних лет», «Назидания старости». Стихи относятся к разным лирическим жанрам, среди которых особенно многочисленны газели (более 2600). В диванах присутствуют и стихотворения других жанров - мухаммасы, мусаддасы, местезады, кыты, рубаи и восходящие к тюркскому народному творчеству туюги.

    Лирические стихи трудно поддаются датировке, поскольку отклики на известные нам факты жизни поэта в них улавливаются довольно редко, а событийность для них вообще не свойственна. «Сокровищница мыслей» - лирическая исповедь поэта, передающая всю гамму его переживаний. Наряду с внешним любовным планом в них присутствует высший - по-суфийски спиритуализированный и использующий традиционные образы чувственной лирики в метафорическом ключе. При этом оригинальные метафоры Навои переплетаются с традиционными, почерпнутыми им из богатой традиции восточной поэзии.

    Любовь для Навои - одновременное высокое, духовное и изысканно-эротическое, земное чувство, которое подчиняет человека себе и лишает его свободы. И, вместе с тем, это не рождает в поэте пессимизма, поскольку Навои понимает любовные страдания как основу духовного возрождения.

    Одной из гласных своих задач Навои считал развитие литературного чагатайского языка (тюрки). Именно в лирике поэта тюркский стих достиг вершин художественной выразительности: его газели поражают филигранной отделкой деталей, виртуозным соответствием формальным правилам, семантической игрой, свежестью образов, аллегорий и метафор. Благодаря лирике Навои фарси утрачивает статус единственного литературного языка. Некогда Бабур в книге «Бабур-наме» сказал о языке Навои:

    Поэт составил также так называемый «Диван Фани» - сборник лирических стихов на фарси.

    «Сорок хадисов» («Арбаин кирк хадис») - произведение другого типа. Это 40 четверостиший на тюркском языке, написанных на темы хадисов пророка Мухаммеда. Основой сочинения послужило одноимённое сочинение Джами на языке фарси (в сущности, произведение Навои представляет собой вольный перевод).

    Свои касыды на персидском языке Навои собрал в два сборника - «Шесть необходимостей» («Ситтаи зарурия») и «Четыре сезона года» («Фусули арбаа»).

    «Пятёрица»

    Вершина творчества Навои - знаменитая «Пятёрица», включающая в себя пять эпических поэм: дидактическую «Смятение праведных» (1483) и сюжетные героические (дастаны) «Лейли и Меджнун» (1484), «Фархад и Ширин» (1484), «Семь планет» (1484), «Искандарова стена» (1485).

    «Пятёрица» представляет собой «ответ» (назира) на «Пятёрицы» Низами Гянджеви и индо-персидского поэта Амира Хосрова Дехлеви (писал на фарси). Навои воспроизводит сюжеты их сочинений, некоторые формальные особенности, однако зачастую даёт иное толкование тематики и сюжетных ситуаций, новую трактовку событий и образов.

    «Смятение праведных» - первая поэма цикла, произведение дидактико-философского толка. В ней разрабатываются мотивы поэмы Низами «Сокровищница тайн». Она состоит из 64 глав, в которых затрагиваются вопросы религии, морали и нравственности. В поэме обличаются феодальные распри, жестокость государственных вельмож, произвол беков, лицемерие шейхов. Поэт страстно утверждает идеалы справедливости.

    «Лейли и Меджнун» - поэма на сюжет средневековой арабской легенды (разработанной также Низами Гянджеви, Амиром Хосровом, Джами) о печальной любви юного поэта Кайса к красавице Лейли. Пронзительная эмоциональность конфликта и изысканный поэтический язык поэмы сделали её широко популярной у восточного читателя. Поэма оказала большое влияние на литературу Востока и узбекский фольклор.

    «Фархад и Ширин» - героико-романтическая поэма на старый сюжет о любви богатыря Фархада к армянской красавице Ширин, на которую претендует персидский шах Хосров. Сюжет был разработан Низами Гянджеви, однако поэма Навои отличается тем, что автор переакцентировал своё внимание с шаха Хосрова на богатыря Фархада, сделав его идеальным эпическим героем. Это удалось благодаря тому, что Алишер Навои использовал приёмы фольклорной поэтики и традиции народных сказаний (дастанов).

    «Семь планет» - поэма, объединяющая общей рамкой семь сказочных новелл. В иносказательной форме поэма критикует окружение Алишера Навои, правителей (Тимуридов), Султан-Хусейна и его придворных.

    «Стена Искандара» - последняя поэма цикла, написанная на распространённый полуфантастический сюжет о жизни идеального справедливого правителя-мудреца Искандара (под этим именем на Востоке известен Александр Македонский).

    Филологические трактаты

    Авторы XV века полагали, что тюркский язык груб для поэзии. Это мнение Алишер Навои опровергает в трактате «Суждение о двух языках» (1499). В нём обосновано культурное и художественное значение чагатайского языка (тюрки). Навои пишет:

    Вопросы теории литературы и стихосложения подняты в трактате «Весы размеров». Теоретические положения и само творчество Алишера Навои оказали огромное воздействие как на развитие узбекской и уйгурской литературы на чагатайском языке, так и на развитие других тюркоязычных литератур (туркменской, азербайджанской, турецкой, татарской).

    Исторические сочинения

    Алишер Навои - автор биографических и исторических книг: «Пятерица смятенных» (1492) посвящена Джами; антология «Собрание утончённых» (1491-1492) содержит краткие характеристики писателей - современников Навои; «История иранских царей» и «История пророков и мудрецов», содержит сведения о легендарных и исторических деятелях Востока, о зороастрийской и коранической мифологии.

    Поздние произведения о государстве

    На закате жизни Алишер Навои пишет аллегорическую поэму «Язык птиц» («Парламент птиц» или «Симург») (1499) и философско-аллегорический трактат «Возлюбленный сердец» (1500), посвящённый наилучшему устройству общества. В книге обнаруживается влияние сочинений Юсуфа Баласагуни и «Гулистана» Саади. В книге осуждаются жестокие, невежественные и аморальные правители и утверждается идея централизации власти в руках справедливого просвещённого правителя. Всю свою жизнь Алишер Навои комбинировал литературные деяния с политическими. Будучи человеком высокого положения, он внес значительный вклад в усовершенствование социально-экономической жизни страны; покровительствование науки, искусства, и литературы; всегда пытался установить мир и гармонию.

    Посмертное признание

    • Поэт и писатель Бабур высоко ценил творчество Навои и даже пытался вступить с ним в переписку.
    • Сулейман Великолепный высоко ценил творчество Навои и имел в своей библиотеке манускрипты с его произведениями «Сокровищница мыслей», «Пятёрица» и «Спор двух языков».
    • В честь 500-летия Алишера Навои в 1942 году в Советском союзе были напечатаны почтовые марки.
    • Произведения Алишера Навои были включены в учебные программы всех школ и медресе Средней Азии в XVI - начале ХХ в.
    • В 1941 году узбекский писатель Ташмухамедов, Муса написал роман "Алишер Навои".
    • В 1947 году в Узбекистане был снят фильм "Алишер Навои".
    • В 1980-е годы в Узбекистане был снят 10 серийный видеофильм "Алишер Навои".
    • В честь Навои назван город в Узбекистане.
    • В 1970 году в состав Дальневосточного морского пароходства вошло судно, носящее имя Алишера Навои.
    • В Ташкенте есть Театр оперы и балета имени Навои, проспект Алишера Навои, станция метро «Алишер Навои». В стенах зала станции метро установлены панно из сюжетов «Хамсы» Навои и барельеф Навои.
    • Национальная библиотека Узбекистана носит имя Алишера Навои
    • Государственный музей литературы имени Алишера Навои Академии наук Республики Узбекистан
    • Самаркандский государственный университет имени Алишера Навои
    • В честь Навои назван кратер на Меркурии.
    • В мире есть несколько памятников Алишеру Навои: в Москве, Навои, Ташкенте, Самарканде, Токио. В планах - установка памятника поэту в Вашингтоне и Баку.
    • Именем поэта названа одна из ведущих к горам улиц Алма-Аты, тогда столицы Казахстана. Также в честь поэта названы один из проспектов в Киеве и улица в Баку и Ашхабаде.
    • В 1991 году к 550-летию поэта был выпущен советский юбилейный рубль с изображением Алишера Навои.
    • В апреле 2007 года в Вашингтоне состоялась конференция «Алишер Навои и его влияние на культурное развитие народов Центральной Азии».
    • Барельеф в честь Алишера Навои установлен в городе Мазари-Шариф в Северном Афганистане.
    • Памятник Алишеру Навои был установлен в городе Оше.
    • Улица имени Навои в Алматы

    Галерея

      Памятник в Ташкенте

      Памятник в городе Навои