Система высшего образования в индии. Учеба и образование в индии. Фотогалерея: лучшие индийские университеты

До 1976 сфера образования находилась в ведении штатов, в то время как центральное правительство координировало и определяло стандарты специального и высшего образования. В 1976 году в соответствии поправкой Конституции, правительства разделили ответственность за данную область. С этого времени решения по определению структуры образования принимаются штатами. Качество и стандарты образования определяет центральное правительство. Департамент образования Министерства по развитию человеческих ресурсов разделяет со штатами ответственность в вопросах планирования. Центральное управление образования, основанное в 1935 году, продолжает играть главную роль в развитии и контроле за политикой и программами в образовательной сфере, среди которых основными являются Национальная в области образования (1986 г.), Программа действий (1986 г.) и обновлённые варианты этих документов (1992 г.).

Уровень грамотности в Индии значительно вырос. Впервые со времён достижения независимости, число неграмотных в стране за последнее десятилетие сократилось более чем на 31,9 млн. человек. Результаты переписи населения 2001 г. показали, что в период с 1991 по 2001 гг., когда рост населения в возрастной группе от 7 лет и выше составил 171,6 млн., ещё 203,6 млн. человек стали грамотными. В настоящее время число грамотных составляет 562,01 млн. человек, из них 75% -мужчины и 25% – .

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В соответствии с Национальной политикой в сфере образования к 21 веку обязательное бесплатное образование достойного уровня должны получить все в возрасте до 14 лет. В результате усилий центрального правительства и правительств штатов сегодня практически в каждом населённом пункте в сельских районах имеются школы начального образования (в распоряжении 94% сельского населения начальные школы, расположенные в радиусе 1 км). Школы среднего образования в радиусе 3 км доступны 84% сельских жителей. Таким образом, с момента обретения независимости приём детей в возрасте от 6 до 14 лет в школы начального и среднего образования увеличился до 87 и 50% соответственно. В период с 1950 по 1997 гг. количество этих школ возросло с 223 тыс. до 775 тыс., в то время как число учителей в них за тот же период увеличилось с 624 тыс. до 3,84 млн. Значительно увеличилось и число обучающихся в школе девочек. На определённом этапе центральное правительство и правительства штатов разработали стратегию учёта детей, преждевременно покидающих школу, а также политику, направленную на улучшение успеваемости учащихся, где основное внимание уделяется следующим аспектам: 1) увеличение участия родителей; 2) улучшение школьной программы и процесса обучения (минимально необходимый уровень образования); 5) районная программа общего образования и 6) национальная программа питания в общеобразовательных школах. Для закрепления всеобщего права и обязанности получения начального образования Верхняя палата парламента внесла 83-ю поправку в Конституцию. Впоследствии группа экспертов по финансированию образования, созданная для изучения потребностей в дополнительных ресурсах, необходимых для введения обязательного образования для детей в возрасте 6-14 лет, представила доклад, который сегодня находится на рассмотрении правительства. Также была создана Национальная организация по вопросам начального образования. С тем чтобы наметить пути по введению всеобщего обязательного начального образования был создан Национальный Комитет министров образования штатов, председателем которого является министр по развитию человеческих ресурсов.

В 1987 году была запущена специальная программа (Operation Blackboard Scheme), которая была призвана обеспечить все начальные школы страны необходимыми условиями для обучения, в частности, предоставить двух учителей каждой школе и школьное оборудование. В 1993 количество учителей, предусмотренных программой, было пересмотрено и увеличено с двух до трёх при наборе, превышающем 100 детей. Также в рамках программы в средних школах увеличилось количество учителей, и на нужды школ были выделены дополнительные учебные пособия. Центральное правительство полностью покрывает расходы на учебные, методические пособия и выплачивает зарплаты учителям в период действия плана. Строительство школ является ответственностью штатов. В 1997-1998 гг. всем начальным и средним школам было выдано 522.902 и 125.241 учебников соответственно. Должность третьего учителя была санкционирована для введения в 53037 начальных школах, в то время как дополнительных учителей получили 71614 средних школ. В 1999-2000 гг. предложено одобрить введение ещё 30000 должностей третьего учителя в начальных школах и 20 000 дополнительных учителей в средних школах.

НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В 1979 году была запущена Программа неформального образования (Non-Formal Education), которая была призвана обеспечить образования детям в возрасте 6-14 лет, оставшимся за рамками формального образования. В главном фокусе программы стали 10 штатов с низким уровнем образования, однако она осуществлялась и в городских трущобах, горных, племенных и других отсталых районах.

НАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗА ПОВСЕМЕСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (LOK JUMBISH)

В Раджастхане был запущен инновационный проект Лок Джамбиш. Его цель – обеспечить образование для всех. В 1997-1998 гг. была проведена перепись школ в 4006 деревенях, открыто 383 начальных школ, 227 начальных школ переведены в разряд средних школ и открыто 2326 неформальных центра в рамках проекта, создано 286 женских объединений. В целом проект “Народное движение за повсеместное образование” способствовал качественному улучшению образования. В частности, были усовершенствованы учебники для 1-4 классов, которые стали использоваться во всех школах Раджастхана.

ОБРАЗОВАНИЕ ЖЕНЩИН

С достижением независимости правительство Индии предприняло ряд шагов, которые были направлены на снижение неравенства по половому признаку, в особенности после принятия Национальной политики в области образования в 1986, предоставившей женщине определённые преимущества. Кроме того, в документе также признаётся тот факт, что образование женщин является одним из важнейших условий их участия в процессе развития страны. Ниже перечислены ключевые программы и документы, направленные на улучшение положения женщин: 1) Женское Собрание (Махила грамотность, которая способствовала повышению спроса на образование, в особенности Самакхья) стало одной из самых успешных попыток по укреплению положения женщин и их образования. Собрание действует в 46 районах; 2) Кампания за повсеместную грамотность среди женщин. Из 450 районов, где проводилась кампания, в большей их части доля женщин составила 60% в общем числе взрослых-участников программы; 3) в рамках программы поддержки школьного образования (Operation Blackboard Scheme) работу получили 147 тыс. учителей, из которых 47% - женщины; 4) неформальные центры образования, созданные исключительно для девочек, на 90% поддерживаются центральным правительством. Доля этих центров была увеличена с 25 до 40%; 5) в 163 районах с низким уровнем грамотности среди женщин проводится районная программа начального образования; 6) профессиональное обучение; 7) Университетская Комиссия по предоставлению грантов (University Grants Commission) призывает институты проводить исследования в области женского образования и выделяет средства на эти цели. Комиссия также оказала поддержку 22 университетам и 11 колледжам в создании центров женского образования; 9) Национальная стратегия по увеличению участия женщин в образовательных сферах, которая в настоящее время находится на доработке.

После обретения независимости Индией уровень грамотности среди женщин значительно вырос. В 1951 году только 7,3% женщин были грамотными, в 1991 году этот показатель достигал 32,29%, а в настоящее время он составляет 50%.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ

В соответствии с Национальной политикой в области образования и Планом действий 1986 г., спонсируемая центральным правительством Программа реорганизации подготовки учителей вступила в силу в 1987-88 гг. Программа предусматривала создание жизнеспособной институциональной инфраструктуры, академической и ресурсной базы для обучения и повышения педагогической квалификации школьных учителей, преподавателей для взрослых и неформальных образовательных учреждений, а также специалистов в области переподготовки учителей. В рамках данной программы в каждом районе было решено открыть образовательно-подготовительный институт с целью обеспечить академическую поддержку учителям начальных классов и преподавателям для взрослых и неформальных образовательных учреждений. Программа также предусматривала повышение статуса институтов подготовки преподавателей средней школы до уровня колледжей преподавательского образования и институтов фундаментальных исследований в сфере образования (Institutes of Advanced Studies in Education) для подготовки новичков и повышения квалификации действующих преподавателей. В задачу IASE входит проведение подготовительных программ для преподавателей начальных классов, программ повышения квалификации преподавателей начальных и средних школ и директоров средних школ, фундаментальные и прикладные исследования, особенно в междисциплинарных областях, подготовка методических пособий (руководств) для районных образовательных учреждений, а также оказание содействия колледжам по подготовке преподавателей. Всего к 31 марту 1999 года были выданы разрешения на открытие 451 районных образовательных институтов, 76 колледжей по подготовке преподавателей и 34 институтов фундаментальных исследований в сфере образования в различных штатах и союзных территориях. Двадцать Советов по исследованиям в области образования и подготовке кадров получили финансовую поддержку. Миллион учителей прошли подготовительный курс в рамках специальной программы по определению специализации школьных преподавателей, во время которого они учились работать с учебным материалом и оборудованием, а также знакомились с требованиями минимального уровня знаний (Minimum Levels of Learning), где упор сделан на преподавании языка, математики и изучении окружающей среды. В 1995 году правительством Индии был создан Национальный совет по подготовке педагогов. Его задачей является обеспечение планового развития системы подготовки педагогов, регламентирование и подержание стандартов и норм педагогического образования и др.

ВЫСШЕЕ И УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Высшее образование можно получить в 221 университетах страны. Среди них 16 являются центральными университетами, а остальные функционируют в соответствии с актами штатов. Общее число колледжей в стране составляет 10555.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Техническое образование играет чрезвычайно важную роль в национальной экономике и развитии человеческих ресурсов Индии. За последние полвека данная область образования получила значительное развитие. Кроме государственного сектора в создании технических и управленческих институтов принимали участие и частные организации.

1. Информация о стране.
Официальное название - Республика Индия;
Государство в Южной Азии. Столица - Дели;
Парламентская республика;
Государственные языки - хинди, английский.

2. Условия легализации документов об образовании\квалификации в РФ.
Документы об образовании, выданные образовательными организациями Индии, имеют законную силу на территории РФ без какого-либо дополнительного удостоверения, - не требуют ни консульской легализации, ни апостилирования. Это означает, что переводы и копии документов могут быть заверены нотариусом в стране выдачи документов.

Основание:
1. Договор от 3 октября 2000 года между Российской Федерацией и Республикой Индией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и торговым делам.


3. Система управления образованием.
Министерство развития человеческих ресурсов - основной орган, регулирующий политику в области образования. Департамент школьного образования и грамотности отвечает за школьное образование. Департамент высшего образования осуществляет управление в сфере высшего образования, включая контроль за деятельностью высших учебных учреждений.
Центральный совет по среднему образованию - основными задачами являются контроль за формированием и деятельностью средних учебных заведений, проведение экзаменов за 10 и 12 класс на территории всей страны, разработка планов обучения и пр.
Обучение в большинстве вузов Индии ведётся на английском языке. Высшее образование в стране предоставляется на уровне программ европейских вузов.
Министерство развития человеческих ресурсов - основной орган, регулирующий политику в области образования. Департамент школьного образования и грамотности отвечает за школьное образование. Департамент высшего образования осуществляет управление в сфере высшего образования, включая контроль за деятельностью высших учебных учреждений.
Национальный совет по оценке качества и аккредитации - орган, подведомственный Комиссии по университетским грантам, осуществляющий аккредитацию высших учебных заведений и оценку качества образовательных услуг в секторе высшего образования.
Центральный совет по среднему образованию - основными задачами являются контроль за формированием и деятельностью средних учебных заведений, проведение экзаменов за 10 и 12 класс на территории всей страны, разработка планов обучения и пр.

4. Система образования.
Система образования Индии включает 8 уровней образования:
. дошкольное образование Pre-School Education (начинается для детей в возрасте 4 лет, длится 2 года);
. начальное образование Elementary Education (для детей с 6 лет длится 8 лет);
. неполное среднее образование Intermediate Education (с 12 лет и длится в течении 3 лет; по окончании выдается Basic Education Certificate);
. среднее образование Secondary Education (с 14 лет, обучение длится 2 года; по окончании получают Secondary School Certificate);
. старшее среднее образование Higher Secondary Education (с 16 лет, обучение длится 2 года, по окончании получают Higher Secondary (School) Certificate);
. профессионально-техническое образование Vocational and Technical Educatiоn (Поступление в 16-18 лет, обучение длится 0.5 - 3 года, в результате обучающиеся получают Undergraduate Professional Certificate (Diploma));
. бакалавриат First Undergraduate Level
Бакалавр (основная степень) - поступление в 18 лет, обучение 3-5.5 лет. В зависимости от длительности обучения объем программы составляет от 90 до 150 кредитов;
Бакалавр (вторая степень) - поступление в 21 год, 1-3 года обучение. Объем программы составляет от 30 до 90 кредитов. В некоторых случаях первая и вторая степени бакалавра присваиваются после окончания единой программы длительностью 5 лет. В этом случае объем программы колеблется от 150 до 180 кредитов.
. магистратура Postgraduate Level (Postgraduate Certificate (Diploma) поступление в 21 год, обучение длится 1-3 года, присваиваетсяMaster’s Degree);
. Докторантура Doctorate
Doctor of Philosophy - период обучении 2-3 года. На базе степени магистра можно получить степень доктора философии при обучении сроком не менее 3 лет, на базе магистра философии срок обучения, как правило, составляет 2 года. В академическом плане данная квалификация позволяет получить степень доктора философии в любой другой области;
Master of Philosophy - периодобучения 1-2 года. Программы, ведущие к получению данной квалификации, представляют собой курс подготовки к поступлению на программы, ведущие к получению степени доктора.

Учебный год в Индии длится с июля по март и включает 200 учебных дней в школе и 185 в высших учебных учреждениях.
Начальное образование в Индии является обязательным. В средней и старшей средней школе ученики ежегодно сдают итоговые тесты. Экзамены 9 и 11 класса проводятся собственными усилиями руководства образовательных учреждений. Экзамены 10 и 12 класса проводятся централизованно Экзаменационными советами штатов. Сертификаты, содержащие данные о результатах сдачи экзаменов за 10 и 12 класс, являются документами, свидетельствующими об окончании соответствующего уровня образования. Тестирование в 10 и 12 классах проводится по 5-6 предметам. Для успешной сдачи ученику необходимо набрать минимальное количество баллов по каждому предмету. Если тесты по предмету содержат теоретическую и практическую части, необходимо набрать минимум баллов, как в теории, так и в практике. Те ученики, которые не набрали проходное количество баллов по 1-2 предметам, могут пересдать эти дисциплины.
В системе высшего образования может использоваться кредитная система учета успеваемости студентов. В этом случае один кредит содержит 1 учебный час для предметов теоретической направленности и 2-3 часа для предметов практической направленности. Высшие учебные заведения помимо присвоения основных квалификаций, также предлагают программы сроком от 6 месяцев до 2 лет, ведущие к получению различных сертификатов и дипломов как в рамках первой, так и второй ступеней высшего образования. Некоторые учебные заведения реализуют программы дистанционного образования.
Документы об образовании, свидетельствующие об окончании определенного уровня среднего образования могут различаться в зависимости от органа, уполномоченного на выдачу соответствующих документов, а также от даты выдачи. Данные документы выдаются на хинди, английском, официальном языке штата или на двух языках - английском и одним из официальных языков штата. Документы должны содержать следующие отличительные характеристики:
- эмблема органа, ответственного за выдачу данного типа документов;
- подпись уполномоченного органом выдачи лица (как правило, это Секретарь Совета); дополнительно может присутствовать подпись руководителя школы;
- наименование органа, выдавшего документ;
- наименование экзаменов и дата их проведения;
- имя кандидата;
- наименование школы;
- направление программы обучения;
- перечень экзаменационных предметов;
- общее количество набранных баллов и максимальное значение;
- результат сдачи экзамена (division/grade/class).
К сертификату об окончании могут прилагаться сведения о результатах сдачи экзамена (markssheet, marksstatement, markscard и др.), содержащие полные данные о сданных предметах и оценках (в том случае, если сам сертификат не содержит такие данные). Оборотная сторона сертификата о сдаче экзаменов в большинстве случаев содержит дополнительную информацию, касающуюся результатов экзаменов и их трактовки.
Документы об образовании, свидетельствующие об окончании программы высшего образования, могут разливаться в зависимости от учреждения образования и от даты выдачи. Данные документы выдаются на хинди, английском, официальном языке штата или на двух языках - английском и одним из официальных языков штата. Документы должны содержать следующие отличительные характеристики:
- документ об окончании программы высшего образования представляет собой совокупность сертификата/диплома и табеля оценок;
- сертификат/диплом должен содержать печать образовательного учреждения и подпись уполномоченного учебным заведением лица;
- для некоторых программ предусмотрена выдача промежуточных сертификатов/дипломов с последующей выдачей основных документов выпускнику;
- табель оценок, как правило, выдается за каждый год обучения.
Табель оценок содержит информацию об изученных дисциплинах и полученных оценках, но не содержит информации об объеме изученных дисциплин; для получения такого рода информации необходимо получить их образовательного учреждения учебный план программы, однако в университетах, использующих кредитную систему оценки, объем предметов может указываться в кредитах.

Система оценки знаний учащихся
Система оценок в Индии может быть бальной, описательной, процентной или буквенной.

Схема системы образования страны

Большинство российских студентов выбирают для поступления европейские или американские вузы. А вот жители Америки и Европы едут учиться в Азию. Ежегодно самый большой поток абитуриентов устремляется в Индию. Основная цель будущих студентов - получить хорошее образование за небольшие деньги, подучить язык и остаться жить за рубежом.

Длительность обучения зависит от выбранной специализации:

  • Для студентов, выбравших торговлю или искусство, этот период составит три года;
  • Для факультетов сельского хозяйства, ветеринарии, медицины и фармакологии - четыре года;
  • На юридическом факультете учатся пять-шесть лет;
  • Для получения степени магистра понадобится ещё два года;
  • Срок окончания докторантуры зависит от области исследований и успехов аспиранта.

Академический год начинается в августе и заканчивается в апреле. Раньше этот период не делили на отдельные семестры, но с недавних пор вузы в Индии перешли на схему двух семестров. Каждый длится около пяти месяцев.

Система оценок зависит от вуза и может быть:

  • Процентной;
  • Буквенной;
  • Описательной;
  • Балльной.

В конце каждого семестра проходит аттестация по четырём основным дисциплинам. В середине семестра проводят предварительное тестирование. Успеваемость по остальным предметам в течение года не проверяют. Экзамены сдают в конце года.

Программы образования

Начальное и среднее образование в Индии является обязательным. Дошкольное образование длится 2 года. В школе обучаются 10 лет. После окончания средней школы можно получить профессиональное образование в колледже и подготовится к поступлению в университет. В зависимости от специальности обучение там длится от 6 мес. до 3 лет.

Следующей ступенью является получение высшего образования. Индия располагает более 700 вузами. В зависимости от типа финансирования они бывают трёх видов.

  1. Частные. Отличаются независимостью от государства;
  2. Центральные. Находятся в подчинении у индийского Департамента высшего образования;
  3. Местные. Функционируют в соответствии с законодательством штата.

Университеты Индии включают три ступени:

  1. Бакалавриат. Степень присуждается после завершения основной программы обучения;
  2. Магистратура. Для получения необходимо пройти углублённое обучение и написать исследовательскую работу. Минимальный возраст для поступления - 21 год;
  3. Докторантура. Позволяет получить степень доктора наук после 3–4 лет обучения и защиты диссертации.

Широко распространено дистанционное обучение. Возможность присутствовать на бесплатных лекциях и получить высшее образование, не выезжая за пределы родной страны, предоставляет Национальный открытый университет Индиры Ганди (IGNOU).

Условия для поступления

В Индии распространена система открытого образования. Приём абитуриентов ведётся без вступительных экзаменов. Обучение зачастую бесплатное. А также существует возможность учиться удалённо.

Обучение в вузах строится на английских традициях, поэтому все предметы преподают на английском. Для тех, кто плохо владеет языком или имеет начальный уровень, университет предоставляет возможность закончить языковые курсы. Русский язык не используется.

Поступить в университет можно только после окончания средней школы, поэтому средний возраст поступающих 17-18 лет. Для поступления в магистратуру необходимо предоставить документ о получении степени бакалавра в своей стране или получить образование в Индии.

Перечень необходимых документов

Граждане РФ и абитуриенты из других стран для поступления в индийский вуз предоставляют:

  • Школьный аттестат о получении полного среднего образования;

  • Загранпаспорт;
  • Студенческую визу;

  • Медицинскую справку;
  • Пакет документов, подтверждающий платёжеспособность абитуриента.

Студенческая виза

Учебная виза даёт право находиться на территории страны во время обучения.

Для оформления понадобится предоставить в Генконсульство:

  • Справку о поступлении в вуз;
  • Загранпаспорт;
  • Заполненную анкету;
  • Цветную фотографию.

Стоимость обучения в 2019 году

Стоимость одного года занятий в крупном индийском вузе не превышает 15 тыс. дол. Размер оплаты зависит от престижности учебного заведения:

  • В популярных университетах плата за обучение для бакалавров составляет около 4000 дол. за семестр;
  • Для магистров - около 6 тыс. за семестр;
  • В частном вузе стоимость зачастую одинакова для бакалавров и магистров. В среднем это 5–10 тыс. дол. за семестр.

Можно ли получить образование бесплатно

Образование в Индии может быть бесплатным на любой ступени. Для получения бесплатного высшего образования индийское правительство предоставляет гранты и стипендии.

Основные требования для получения:

  • Хорошее знание английского языка;
  • Диплом об окончании средней школы.

Какие есть стипендии и гранты для иностранцев

Координатором программ для получения бесплатного образования выступает Индийский Совет по Культурным Связям (Indian Council of Cultural Relations, ICCR). Соискатели стипендии могут выбрать 3 учебных заведения для поступления. Студенты, поступающие на факультет искусств, должны предоставить аудио- или видеозапись своего выступления.

Будущие инженеры предоставляют результаты экзаменов по физике, химии, математике. Размер стипендии 160-180 дол/мес. Минус программы - длительное обучение (от 1 года до 4 лет) без возможности уехать на родину.

Для иностранцев также доступна программа технического и экономического сотрудничества (Technical and Economic Cooperation Programme, ITEC). Стипендиатам оплачивают расходы на перелёт, проживание и медицинскую страховку. Для некоторых курсов требуется получить степень бакалавра. Ежемесячная стипендия - 376 дол/мес.

Для получения необходимо быть моложе 45 лет. Требования к академической успеваемости вузы выставляют самостоятельно. Минус программы - отсутствие занятий по традиционным индийским искусствам и краткосрочность программы (от 3 недель до 3 месяцев).

Особенности для программ стажировок и учёбы по обмену

Учеба по обмену и программы стажировки помогают узнать чужую культуру, быт и традиции. Кроме того, это возможность завести деловые знакомства и трудоустроиться в будущем. Студенты, участвующие в программе, получают образование в лучших учебных заведениях страны.

Иностранные граждане, которые уже получали образование в Индии, не могут участвовать в программе. Все обучающие курсы ведутся только на английском языке. Правительство Индии выделяет ежемесячную стипендию и покрывает расходы на перелёт и проживание. Визы для студентов программы оформляют в посольстве государства.

Варианты проживания и питания студентов

Проживание и питание здесь стоит дешевле, чем в других странах Азии. Университеты предоставляют общежитие для иностранных студентов. Получить комнату бесплатно могут только коренные жители.

Примерные ценовые значения:

  • Стоимость комнаты в кампусе для иностранцев составит около 60–90 дол./мес.;
  • Аренда квартиры - около 160–220 дол. мес.;
  • На питание, проезд и учебную литературу в среднем уходит 130–150 дол. мес.

Лучшие университеты страны

  1. (англ. IndianInstitute of Science). Входит в число наиболее известных и престижных университетов в мире. Самые популярные дисциплины - химия и информатика. Иностранные студенты могут получить дополнительное финансирование. Ссылка на офиц. сайт - .
  2. Университет Мумбаи (англ.University of Mumbai). Государственный университет в г. Мумбай. Популярностью пользуются факультеты менеджмента, химии и медицинского дела. Образование в вузе можно получить удалённо. Ссылка на офиц.сайт - .
  3. Раджастханский университет (англ. Universityof Rajasthan). Основная специализация - сельское хозяйство. Офиц. сайт - .
  4. Делийский университет (англ.University of Delhi). Крупнейшее учебное заведение в стране. Высокий рейтинг у дисциплин - искусство, естественные науки, инженерное дело, менеджмент. Офиц. сайт - .
  5. (англ. University of Calcutta). Вуз принимает активное участие в программах обмена студентами. Стоимость обучения зависит от выбранного курса. Самые популярные направления - социальные дисциплины и менеджмент. Офиц.сайт - .

Разноплановые отзывы об учёбе

Наталья: Была в Индии по программе ITEC. Заявку на обучение подавала за три месяца до начала учебного года. Перед этим также нужно было заполнить небольшую анкету и рассказать в письме, почему именно я должна поехать. В принципе это несложно, главное основательно подготовится.

Михаил: Качество образования в Индии действительно хорошее. У меня сын поступил в прошлом году в Делийский университет. Долго изучали информацию, страшно ребёнка отпускать в незнакомую страну. На деле все гораздо проще. У университета охраняемый кампус со всем необходимым для жизни. Можно даже не выходить за территорию. Хотя в город, само собой, выпускают без проблем.

Индийские вузы на равных конкурируют с развитыми странами мира и предоставляют своим выпускникам хороший шанс для трудоустройства. Древние традиции постепенно уступают место современным технологиям. Наиболее востребованными в Индии являются технические вузы. Популярны также и университеты, специализирующиеся на информационных технологиях и ювелирном деле.


До 1976 сфера образования находилась в ведении штатов, в то время как центральное правительство координировало и определяло стандарты специального и высшего образования. В 1976 году в соответствии поправкой Конституции, правительства разделили ответственность за данную область. С этого времени решения по определению структуры образования принимаются штатами. Качество и стандарты образования определяет центральное правительство. Департамент образования Министерства по развитию человеческих ресурсов разделяет со штатами ответственность в вопросах планирования. Центральное управление образования, основанное в 1935 году, продолжает играть главную роль в развитии и контроле за политикой и программами в образовательной сфере, среди которых основными являются Национальная политика в области образования (1986 г.), Программа действий (1986 г.) и обновлённые варианты этих документов (1992 г.).

Начальное образование
В соответствии с Национальной политикой в сфере образования к 21 веку обязательное бесплатное образование достойного уровня должны получить все дети в возрасте до 14 лет. В результате усилий центрального правительства и правительств штатов сегодня практически в каждом населённом пункте в сельских районах имеются школы начального образования (в распоряжении 94% сельского населения начальные школы, расположенные в радиусе 1 км). Школы среднего образования в радиусе 3 км доступны 84% сельских жителей. Таким образом, с момента обретения независимости приём детей в возрасте от 6 до 14 лет в школы начального и среднего образования увеличился до 87 и 50% соответственно. В период с 1950 по 1997 гг. количество этих школ возросло с 223 тыс. до 775 тыс., в то время как число учителей в них за тот же период увеличилось с 624 тыс. до 3,84 млн. Значительно увеличилось и число обучающихся в школе девочек. На определённом этапе центральное правительство и правительства штатов разработали стратегию учёта детей, преждевременно покидающих школу, а также политику, направленную на улучшение успеваемости учащихся, где основное внимание уделяется следующим аспектам: 1) увеличение участия родителей; 2) улучшение школьной программы и процесса обучения (минимально необходимый уровень образования); 5) районная программа общего образования и 6) национальная программа питания в общеобразовательных школах. Для закрепления всеобщего права и обязанности получения начального образования Верхняя палата парламента внесла 83-ю поправку в Конституцию. Впоследствии группа экспертов по финансированию образования, созданная для изучения потребностей в дополнительных ресурсах, необходимых для введения обязательного образования для детей в возрасте 6-14 лет, представила доклад, который сегодня находится на рассмотрении правительства. Также была создана Национальная организация по вопросам начального образования. С тем чтобы наметить пути по введению всеобщего обязательного начального образования был создан Национальный Комитет министров образования штатов, председателем которого является министр по развитию человеческих ресурсов.

В 1987 году была запущена специальная программа (Operation Blackboard Scheme), которая была призвана обеспечить все начальные школы страны необходимыми условиями для обучения, в частности, предоставить двух учителей каждой школе и школьное оборудование. В 1993 количество учителей, предусмотренных программой, было пересмотрено и увеличено с двух до трёх при наборе, превышающем 100 детей. Также в рамках программы в средних школах увеличилось количество учителей, и на нужды школ были выделены дополнительные учебные пособия. Центральное правительство полностью покрывает расходы на учебные, методические пособия и выплачивает зарплаты учителям в период действия плана. Строительство школ является ответственностью штатов. В 1997-1998 гг. всем начальным и средним школам было выдано 522.902 и 125.241 учебников соответственно. Должность третьего учителя была санкционирована для введения в 53037 начальных школах, в то время как дополнительных учителей получили 71614 средних школ. В 1999-2000 гг. предложено одобрить введение ещё 30000 должностей третьего учителя в начальных школах и 20 000 дополнительных учителей в средних школах.

В 1979 году была запущена Программа неформального образования (Non-Formal Education), которая была призвана обеспечить образования детям в возрасте 6-14 лет, оставшимся за рамками формального образования. В главном фокусе программы стали 10 штатов с низким уровнем образования, однако она осуществлялась и в городских трущобах, горных, племенных и других отсталых районах.

Подготовка учителей
В соответствии с Национальной политикой в области образования и Планом действий 1986 г., спонсируемая центральным правительством Программа реорганизации подготовки учителей вступила в силу в 1987-88 гг. Программа предусматривала создание жизнеспособной институциональной инфраструктуры, академической и ресурсной базы для обучения и повышения педагогической квалификации школьных учителей, преподавателей для взрослых и неформальных образовательных учреждений, а также специалистов в области переподготовки учителей. В рамках данной программы в каждом районе было решено открыть образовательно-подготовительный институт с целью обеспечить академическую поддержку учителям начальных классов и преподавателям для взрослых и неформальных образовательных учреждений. Программа также предусматривала повышение статуса институтов подготовки преподавателей средней школы до уровня колледжей преподавательского образования и институтов фундаментальных исследований в сфере образования (Institutes of Advanced Studies in Education) для подготовки новичков и повышения квалификации действующих преподавателей. В задачу IASE входит проведение подготовительных программ для преподавателей начальных классов, программ повышения квалификации преподавателей начальных и средних школ и директоров средних школ, фундаментальные и прикладные исследования, особенно в междисциплинарных областях, подготовка методических пособий (руководств) для районных образовательных учреждений, а также оказание содействия колледжам по подготовке преподавателей. Всего к 31 марту 1999 года были выданы разрешения на открытие 451 районных образовательных институтов, 76 колледжей по подготовке преподавателей и 34 институтов фундаментальных исследований в сфере образования в различных штатах и союзных территориях. Двадцать Советов по исследованиям в области образования и подготовке кадров получили финансовую поддержку. Миллион учителей прошли подготовительный курс в рамках специальной программы по определению специализации школьных преподавателей, во время которого они учились работать с учебным материалом и оборудованием, а также знакомились с требованиями минимального уровня знаний (Minimum Levels of Learning), где упор сделан на преподавании языка, математики и изучении окружающей среды. В 1995 году правительством Индии был создан Национальный совет по подготовке педагогов. Его задачей является обеспечение планового развития системы подготовки педагогов, регламентирование и подержание стандартов и норм педагогического образования и др.

<Высшее образование>
В систему высшего образования входят примерно 178 университетов и 39 учебных заведений, считающих себя университетами, а также 11 учебных заведений общенационального значения, 65 исследовательских учреждений, 6759 колледжей общего профиля и 1770 колледжей, дающих профессиональное образование. Для поступления в высшее учебное заведение не нужно сдавать вступительных экзаменов.

Крупнейшими университетами Индии являются: Калькуттский (150 тыс. студентов), Бомбейский (Мумбайский, 150 тыс.), Раджастханский (150 тыс.), Делийский (130 тыс.), Университет имени М.К. Ганди (150 тыс.).

Помимо традиционных вузов, в Индии существуют университеты с ярко выраженной спецификой: Висва Бхарати и Индира Кала Сангитх в Хайрагархе, где знакомят исключительно с индийской музыкой; Рабиндра Бхарати в Калькутте, который ориентирован на обучение языку бенгали и тагороведению, ивестен так же женский университет в Бомбее.

В последние десятилетия преобладает число студентов инженерно-технических специальностей, хотя доля выпускников гуманитарных вузов остается высокой – около 40%. Техническое образование играет чрезвычайно важную роль в национальной экономике и развитии человеческих ресурсов Индии. За последние полвека данная область образования получила значительное развитие. В настоящее время 185 институтов предлагают аспирантуру по инженерии и техническим дисциплинам, куда ежегодно поступают 16,8 тыс. студентов. Кроме государственных институтов и технологических институтов в штатах, существуют и такие, которые находятся в совместном ведении центрального и правительств штатов, а также частные институты.

Среди главных институтов, готовящих технологов и управленцев, технические институты в Мумбаи, Дели, Канпуре, Кхарагпуре, Ченнаи и Гувахати, а также шесть институтов по управлению в Ахмадабаде, Калькутте, Бангалоре, Лакхнау, Индоре и Каликуте. Для получения первой университетской степени требуется три года. В пределах системы высшего образования в Индии имеются три уровня принципов квалификаций: бакалавр, магистр (уровень аспирантов) и докторский. Для получения степени бакалавра в искусствах, торговле и науках необходимо 3 года образования (после 12-летнего школьного образования). Для получения бакалавра в сельском хозяйстве, стоматологии, фармакологии, ветеринарии срок обучения – 4 года, в то время как на изучение архитектуры и медицины требуется более длительное время (5-5,5 лет). Совершенно другие сроки получения степени бакалавра в журналистике, библиотековедении и правоведении.

Система высшего образования Индии дает три степени:
- бакалавр - Undergraduate уровень, время обучения от тех до пяти лет и более в зависимости от специальности,
- магистр - уровень Аспирантов, время обучения два года,
- доктор - Pre-докторский уровень,

Академическая Структура Квалификации:

Для получения cтепенb Бакалавра в искусствах, торговле и науках необходимо три года образования (после 12-летнего цикла школьного образования). Бакалавр в сельском хозяйстве, стоматологии, фармакопеи, ветеринарии требует обучения на протяжении четырех лет, в то время как на изучение архитектуры и медицины требуется более длительное время (пять и пять с половиной лет соответственно). Совершенно другие сроки получения степени Бакалавра в журналистике, библиотековедении и правоведении.

Получение степени магистра имеет, как правило, двухгодичную подготовку. Pre-докторский уровень принят после завершения степени Мастера.

Ключевые слова: Система образования в Индии, Система образования Индии, Образование в Индии, Школьное образование в Индии, Высшее образование в Индии, Индия, Высшие учебные заведения Индии
Key Words: India, Education, The education system in India
Список источников:
1.
2.





























Первая ступень образования составляет десять лет, вторая - два года. На этом обязательное среднее образование заканчивается.

Следующие три года можно проучиться как в школе (подготовка к поступлению в университет), так и профессиональном колледже (здесь учащиеся получают среднее специальное образование).

Существуют также специализированные ремесленные школы , где после восьми - десяти лет обучения ученик вместе со средним образованием получает какую-либо востребованную профессию: швеи, механика, слесаря.

Высшее образование , соответственно Болонской системе, имеет три уровня: бакалавариат (от трёх до пяти лет в зависимости от специальности), магистратуру (два года) и докторантуру (три года посещения специализированных курсов и написание диссертации).

Университетов в Индии очень много, и они сильно различаются по методу преподавания и направленности. Существуют узкоспециальные учебные заведения, дающие знания, например, исключительно по языку или музыке.

Образование для детей в Индии

Образование для детей иностранцев доступно как в государственных, так и в частных школах. Преподавание ведётся на английском языке. Перед поступлением ученики, как правило, проходят собеседование.

Стоимость обучения в государственных школах вполне доступна - около ста долларов в месяц. Частные образовательные учреждения обойдутся дороже, но процесс обучения там проходит интереснее и разнообразнее. В стоимость обучения входит также питание школьников.

Высшее образование в Индии

Высшее образование получить в Индии довольно легко. Для поступления в ВУЗ даже не нужно сдавать вступительных экзаменов. Большинство студентов попадает в индийские университеты по программам обмена и стажировок.

Но есть возможность получить образование в ВУЗе и самостоятельно. Университеты разделяются на централизованные (их деятельность регулирует государство), местные (подчиняющиеся законодательству штата) и частные.

Филиалов известных иностранных университетов здесь нет. Год обучения в университете обойдётся иностранцу примерно в пятнадцать тысяч долларов.

В целом индийское образование находится на достаточно высоком уровне, но наиболее качественно здесь обучают фармакологии и ювелирному делу.

Очень популярным для иностранцев становится изучение английского языка в индийских университетах. Для поступления достаточно пройти несложный тест на определение уровня знаний, по результатам которого студентов распределяют по группам.

Иностранные студенты , как правило, живут в общежитиях. Однако если у Вас есть желание поближе познакомиться с бытом и культурой индийцев, то некоторые индийские семьи предоставляют комнату для совместного проживания.

В общем, проживание в этой стране обойдётся намного дешевле, чем даже в родных странах СНГ.

Ежемесячные траты, включая проживание, питание, умеренные развлекательные мероприятия, обойдутся в 150 - 250 долларов. К тому же, индийское государство часто выдает гранты и стипендии. Преимуществом здесь обладают аспиранты, учащиеся по специальностям, связанным с культурой индии, её религией, искусством.

Второе высшее образование в Индии

Второе высшее образование в Индии можно получить совершенно бесплатно. Для этого достаточно уже иметь некоторый опыт работы по своей специальности и участвовать в специализированной программе правительства Индии.

Профессии, входящие в эту программу, ограничены, но их список обширный и каждый год обновляется. Подробную информацию о возможности бесплатного обучения можно узнать на официальном сайте МИДа, а также Министерства образования Индии.

Условия индийского образования и проживания

Условия индийского образования и проживания заметно отличаются от привычных нам. В первую очередь, бросается в глаза разница в питании.

В Индии нет ни мяса (только птица), ни привычного хлеба (лишь лепёшки), ни кисломолочных продуктов (только если Вы приготовите их самостоятельно). Нет привычных лекарственных средств, таких как йод, например. Очень сложная ситуация с дорожным движением.

Светофоры и знаки установлены лишь в крупных городах, да и то, не везде. Для многих неприятной неожиданностью становится предпочтение индусов в сфере парфюмерии и вкуса, в целом.

На улицах много нищих и просто профессиональных попрошаек. Излишне брезгливым, к сожалению, в этой восточной стране придётся трудно.

Не стоит рассчитывать и на строгое интенсивное обучение. Индия - не Германия. Здесь количество праздников (как общегосударственных, так и местных) ненамного меньше количества дней в году. По этой причине учебный процесс часто прерывается на день, а то и больше.