Главнейшей характеристикой юношеского возраста является. Возрастные особенности юношеского периода

Вопрос № 64 . Психологическая характеристика юношеского возраста. Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте.

Юность - период в развитии, соответствующий пе­реходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Это определяет социальную ситуацию развития в этом возрасте: юноша занимает промежуточ­ное положение между ребенком и взрослым. Много новых социальных ролей, которые постоянно примеряются. Положение ребенка характеризуется его зависимостью от взрослых, которые определяют главное содержание и направление его жизнедеятельности. С усложнением жизнедеятельно­сти у юноши происходит не только количественное рас­ширение диапазона социальных ролей и интересов, но и качественное их изменение, появляется все больше взрослых ролей с вытекающей отсюда мерой самостоя­тельности и ответственности. Но наряду с элементами взрослого статуса, юноша еще сохраняет черты зависимости, сбли­жающие его положение с положением ребенка.

Хронологические границы юношества определяются в психологии по-разному, наиболее часто исследовате­ли выделяют раннюю юность, т. е. старший школьный возраст (от 15 до18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет).

Задачи, определяющие общую характеристику возраста, заключаются в следующем. К концу юноше­ского периода завершаются процессы физического со­зревания человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением за­дач профессионального самоопределения и вступлени­ем во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потреб­ность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. В юношеском возрасте окон­чательно преодолевается свойственная предшествую­щим этапам онтогенеза зависимость от взрослых, и утверждается самостоятельность личности. В отноше­ниях со сверстниками наряду с сохранением большой роли коллективно-групповых форм общения нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей. Юность – напряженный период формирования нравст­венного сознания, выработки ценностных ориентации и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских ка­честв личности.

Социальная ситуация развития в юности определяет тот факт, что этот возраст характеризуется как «устойчи­во концептуальная социализация, когда вырабатывают­ся устойчивые свойства личности», стабилизируются все психические процессы, личность приобретает устойчивый характер. Таким образом, Юность - это период перехода к са­мостоятельности, период самоопределения, приобрете­ния психической, идейной и гражданской зрелости.

Ведущая деятельность в ранней юности - професси­ональное самоопределение. Психологическую базу для самоопределения в ранней юности составляет, прежде всего, потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т. е. понять себя и свои1 возможности наряду с пониманием своего места и на­значения в жизни.

Психологическая база профессионального самоопределения составляет новую структуру личности в юности:

1.формирование мировоззрения;

2.обобщенная форма самосознания, работа которого проявляется в стремлении юноши подойти к себе с позиции господствующих в обществе ценностей;

3.открытие собственного «Я», переживаемого как активное деятельное начало;

4.потребность в труде и способность трудиться;

5.развитая рефлексия для осознания и критическое отношение к себе;

6.развитие теоретического мышления и изменение ориентироваться в различных формах теоретического сознания: научном, художественном, этическом правовом;

7.потребность в общении и владении способами его построения;

8.формирование нравственного самосознания, выработка ценностных ориентаций и идеалов, гражданских качеств личности.

Проблема профессионального самоопределения сложна и многообразна. Так, Пряжников , считает, что центром самоопределения является ценностно-нравственный аспект, развитие самосознания и потребность в профессиональной компетентности. По его мнению, психологическими факторами, составляющими основу профессионального самоопределения, являются: осознание ценности общественно-полезного труда, общая ориентировка в социально-экономической ситуации, осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации, общая ориентировка в мире профессионального труда, выделение дальней профессиональной цели и ее согласование с другими важными жизненными целями, знание о выбираемых целях, знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели.

Положение С. Л. Рубинштейна о двух способах жиз­ни выводит проблему профессионального самоопреде­ления в юности в иную плоскость- в плоскость выбора жизненною пути. В зависимости от степени развития рефлексии, самосознания, гражданских качеств лично­сти выбор профессии и дальнейший путь в профессио­нальной деятельности может осуществляться в соответ­ствии с двумя моделями: адаптивной моделью и моде­лью развития. Согласно первой модели, в самосознании человека доминирует пассивная тенден­ция к подчинению и в профессиональном самоопреде­лении, и в профессиональной деятельности. В другой модели развития человек в своем профессиональном са­моопределении и в дальней шей профессиональной дея­тельности стремится выйти за пределы непрерывного потока повседневной жизни, увидеть ее и труд в целом, стать творцом собственной жизни, конструирующим свое настоящее и будущее.

Выготский отводил ключевую роль самосознанию в этом возрасте. Главным для этого возраста он считал овладение собственным внутренним миром, что обеспечивает единство поведения, внешним коррелятом этого события является возникновение жизненного плана, который Выготский рассматривает не только как показатель овладения личностью своим внутренними миром, но и как систему приспособления к действительности и связанную с этим целевую регуляцию поведения, но о жизненных планах можно говорить только тогда, когда наряду с будущими целями заботой молодого человека становятся и способы их достижения, производится оценка собственных субъективных и объективных ресурсов.

По С. Л. Рубинштейну, проблема само­сознания есть прежде всего проблема определения свое­го способа жизни. Обобщая, он выделил два способа су­ществования человека. Первый способ - это жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в ко­торых живет человек.. Здесь весь человек находится внут­ри самой жизни: всякое его отношение - это отношение к явлениям жизни, а не к жизни в целом. Второй способ существования выводит человека за его пределы, он свя­зан с появлением ценностно-смыслового определения жизни.

Как указывает И. С. Кон, центральный психологиче­ский процесс юношескою возраста - развитие самосо­знания, которое побуждает личность соизмерять все свои стремления и поступки с определенными принци­пами и образом собственного «я». Чем старше и взрослее юноша, тем больше его воспитание превращается в са­мовоспитание }