Все о тьюторе: анатомия профессии. Вопросы часовой нагрузки тьютора Кто представляет тьютора школьнику

Организация деятельности тьютора в школе определяется соответствующей нормативной базой. На федеральном уровне — это непосредственно закон «Об образовании в Российской Федерации», Трудовой кодекс, «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08.2009). На уровне образовательной организации — это устав образовательной организации, коллективный договор, правила внутреннего распорядка, трудовой договор работника с работодателем.

Здесь для вас квалификационная характеристика тьютора, направления его деятельности, документация тьютора, информационные материалы.

Нормативно-правовые акты являются основанием для разработки школьных локальных актов: положения, должностной инструкции и др.

При этом основополагающим документом является квалификационная характеристика тьютора (приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08.2009), согласно которой тьютор:

  • имеет должностные обязанности :

Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения; координирует поиск информации обучающимися для самообразования; сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).

Совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей; координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи.

Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования; создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий); обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.

Организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана, содействует генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов.

Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов.

Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути своего образования.

Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся (группой обучающихся), включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной реализации совместной с обучающимся деятельности.

Поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона.

Синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения.

Способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося.

Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся (лицам, их заменяющим).

Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).

Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения), учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

  • должен знать :

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;

основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену;

методы и формы мониторинга деятельности обучающихся; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся; технологии открытого образования и тьюторские технологии;

методы управления образовательными системами; методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);

современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы установления контактов с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, убеждения, аргументации своей позиции; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

основы экологии, экономики, права, социологии; организацию финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; административное, трудовое законодательство;

основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

  • должен иметь (требования к квалификации):

высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Так как тьютор относится к педагогическим работникам, то согласно квалификационному справочнику он должен иметь профессиональную, информационную, коммуникативную и правовую компетентности.

Представленный на интернет-сайтах опыт работы ОУ, где практикуется должность тьютора, позволяет сделать следующие выводы:

тьютор:

  • работает в соответствии с планом (на учебный год, четверть, месяц, неделю), утверждаемым администрацией школы. Содержание плана определяется выбранной моделью тьюторского сопровождения, особенностями направлений, определенных обучающимися. На основании этого плана тьютор организует индивидуальную и групповую работу;
  • ежедневно ведёт учёт посещаемости и успеваемости обучающихся в отдельном журнале;
  • еженедельно отслеживает продвижение учеников в обучении;
  • один раз в четверть заполняет соответствующие его функционалу разделы портфолио ученика (уровень владения учебным материалом, степень готовности к самостоятельной работе, активность на уроках и внеурочной деятельности, развитие исследовательских и проектных навыков);
  • подводит предварительные итоги успеваемости по окончании четверти, полугодия и составляет с учениками планы ликвидации пробелов и задолженностей;
  • представляет отчёт по итогам полугодия, года промежуточной и итоговой аттестации в закрепленных группах, классах;
  • отчитывается о проделанной работе и ее результатах перед директором школы, заместителем директора по УВР, на совещании при директоре, информационных совещаниях, на педагогическом совете;
  • разрабатываеторганизационно-методические материалы:

— комплекс вариантов индивидуальных образовательных программ и маршрутов,

— комплекс материалов для диагностики интересов и проектирования образа будущего,

— макет портфолио достижений обучающегося,

— макет индивидуального плана обучающегося;

  • как сопровождающий индивидуальную образовательную программу обучающегося не берёт на себя принятие каких-либо решений, не вынуждает обучающегося делать определённый выбор и не гарантирует быстрый образовательный результат;
  • ответственность тьютора перед обучающимися и их родителями (законными представителями) состоит в следовании ценностям профессии и создании необходимых условий для появления образовательного результата.

Специалисты считают, что результатом деятельности тьютора в образовательном плане может быть:

  • рост уровня мотивации и культуры личностного и профессионального развития обучающегося;
  • рост уровня развитости и сформированности базовых компетентностей (информационной, предпринимательской, коммуникативной) обучающегося;
  • рост уровня развитости личностных качеств, умений и способностей обучающегося: умения видеть и формулировать цель, умения планировать, умения делать выбор, умения принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность;
  • развитие у обучающегося творческих, рефлексивных способностей, интеллектуальной активности, способности к самообразованию;
  • расширение горизонтов образовательного, профессионального, соци­ального самоопределения обучающегося.

Примерная документация тьютора:

  • программа (план) тьюторского сопровождения обучающегося;
  • план работы с обучающимися на неделю, месяц, четверть;
  • индивидуальные образовательные траектории обучающихся;
  • план-график работы с тьюторской группой;
  • журнал учета посещаемости детей;
  • анализ выполнения образовательной программы (требований ФГОС) обучающимися;
  • портфолио обучающихся;
  • материалы мониторинга образовательных результатов и эффектов индивидуализации образования обучающихся и др.
  1. Андреева Е. А. Суть и содержание традиционной модели тьюторства / Е. А. Андреева // Образовательные технологии. – 2011. – № 1. – С. 81–87.
  2. Ворожцова И. Б. Педагогический смысл тьюторского сопровождения образовательной деятельности: [наблюдение и слушание] / И. Б. Ворожцова // Начальная школа. – 2010. – № 5. – С. 27–32.
  3. Гаврилова С. В. Тьюторское сопровождение профильного обучения в современной школе / С. В. Гаврилова, Ю. Э. Дьяченко. – URL: http://science.ncstu.ru/conf/past/2010/sc-potential/theses/ped/049.pdf/file_download (20.09.2012).
  4. Гущина Т. Н. Педагогическое сопровождение развития субъектности обучающегося: [тьюторское сопровождение] / Т. Н. Гущина // Педагогика. – 2012. – № 2. – С. 50–58.
  5. Золоторева А. В. Дополнительное образование: «двери» и «форточки» ФГОС. Тьютор – школе / А. В. Золоторева // Директор школы. – 2011. – № 8. – С. 82–87.
  6. Ковалева Т. М. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе: тьюторское сопровождение / Т. М. Ковалева // Инновации в образовании. – 2007. – № 11. – С. 14–26.
  7. Ковалева Т. М. Современное качество образования и принцип индивидуализации: [методика тьюторского сопровождения] / Т. М. Ковалева // Завуч: управление современной школой. – 2012. – № 1. – С. 68–72.
  8. Фамелис С. А. Тьюторское сопровождение исследований учащихся / С. А. Фамелис // Биология в школе. – 2007. – № 2. – С. 57–62.
  9. Челнокова Е. А. Модель тьюторской деятельности в условиях профильного обучения / Е. А. Челнокова // Наука и школа. – 2011. – № 6. – С. 57–60.

Некоторые сайты по проблеме

http://thetutor.ru/ — Тьюторская Ассоциация

http://www.edu.of.ru/distantobr/default.asp?ob_no=3897 – Дистанционный образовательный портал «Библиотека тьютора»

http://www.odn2.ru/bibliot/tsoi_tiutorstvo_v_obrazovatelnom_protsesse.html — Тьюторство в образовательном процессе

ru.wikipedia.org/wiki/ Тьютор — Тьютор – Википедия

www.fondedu.ru — Образовательный центр «Участие»(Санкт-Петербург)

При подготовке использованы материалы образовательных учреждений, отдельных авторов, размещенные на интернет-сайтах

Тьютор в школе: нормативная база

Тьютор – это наставник, который сопровождает ребёнка в процессе освоения им новой деятельностью и организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории ребёнка.

Анализ проблемы.

Проект направлен на создание в г. Кемерово и регионе профессионального сообщества тьюторов для особых детей или детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования. Проект реализуется на собственные средства тьюторов, а также на грантовые и благотворительные средства.

Проблема и описание необходимой помощи.

Число детей с ОВЗ растёт с каждым годом. Очередь в МАДОУ № 49 Детский сад комбинированного вида, осуществляющего коррекционно-образовательную помощь детям с нарушением интеллекта, составляет около 300 детей: из них 35 имеют статус инвалидов. Образование для детей с ОВЗ по запросу родителей всё чаще организуется в условиях общеобразовательных дошкольных и школьных учреждений. Становится актуальной профессия тьютора.

Тьютор - (англ. tutor ) специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе индивидуального обучения, он участвует в разработке индивидуальных образовательных программ для своих подопечных. Однако миссия тьютора гораздо выше и масштабнее, чем простая помощь в учёбе.

Англ. tutor в переводе с английского – педагог-наставник, опекун, попечитель.

От лат. tueor - заботиться,оберегать. Тьютор (позиционно) - это тот, кто организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории ребёнка.

Особенности профессии

В настоящее время у нас в стране специальность «тьютор» внесена в реестр профессий, определены квалификационные и иные характеристики данного специалиста - последняя редакция приказа зарегистрирована в Минюсте РФ 6 октября2010 г. (№ 18638), изменения касаются только оформления приказа - Приказ «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Для России тьюторство – принципиально новый вид педагогики.

Хотя есть множество областей, где оно находит своё применение: социальная работа с проблемными семьями, детсады, школы, колледжи и вузы, инклюзивное образование и дистанционное. Компетенции тьютора включают в себя индивидуальные занятия с ребёнком, но это не репетиторство. Репетитор - специалист в определённой области знаний, он лишь повышает знаниевый уровень ребёнка. Тьютор же выстраивает весь образовательный процесс ребёнка.

Тьюторство в образовании означает максимальную индивидуализацию учебного процесса .

Чем это отличается от индивидуального подхода? Тем, что индивидуальный подход – это замечательная практика, когда учитель или воспитатель находит особый подход для каждого подопечного. Допустим, какое-то математическое действие не даётся ученику, и учитель находит новый способ объяснения.

А индивидуализацией специалисты называют такую работу, когда ребёнку дают знания и умения, исходя из его собственных интересов.

Тьютор – это своего рода посредник между традиционным педагогом и ребёнком. Он анализирует интересы и проблемы ребёнка, отслеживает, что в программе даётся с трудом, а к чему есть способности.

Если традиционный педагог может в досаде махнуть рукой на нерадивого ученика, то тьютор на то и тьютор, чтобы найти этому ученику индивидуальный маршрут освоения знаний. Он помогает ему сформировать учебные интересы, а в итоге – нащупать своё призвание.

«Особые» дети.

В некоторых случаях присутствие тьютора рядом с ребёнком жизненно необходимо. В первую очередь это касается инклюзивных школ и детских садов. Слово «инклюзивный» применительно к садику и школе означает, что их посещают не только практически здоровые дети, но и такие, которым требуются особые условия. Это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Если ребёнок плохо видит или слышит, если ему трудно ходить из-за перенесённой травмы или ДЦП, если у него нарушение речи или есть заметные интеллектуальные проблемы, он может учиться среди обычных сверстников, у которых таких проблем нет. Но для этого ему нужна помощь тьютора -воспитателя. Другое название – воспитатель-сопровождающий.

Во-первых, ребёнку нужна физическая помощь. Ребёнку с ДЦП тьютор помогает передвигаться, глухому или слабослышащему – усваивать информацию с помощью специальной аппаратуры или языка жестов и т.д. Но тьютор – не нянька. Его работа не сводится к ежеминутному обслуживанию. Он общается со своим подопечным столько, сколько это действительно необходимо, и поэтому может опекать сразу нескольких детей в классе или в учреждении. Иногда требуется постоянное сопровождение, иногда – время от времени, на определённых уроках и занятиях. Главная задача такого педагога – поддерживать в ребёнке стремление к самостоятельности, чтобы в дальнейшем он мог жить обычной жизнью среди сверстников.

Тьютор-воспитатель помогает подопечному установить контакт с другими детьми. А здоровым детям он собственным примером показывает, как нужно относиться к людям с инвалидностью, чем и как можно им помогать.

Тьютор также проводит дополнительные занятия со своими подопечными, координирует работу всех специалистов группы сопровождения – логопедов, психологов, дефектологов, инструктора ЛФК.

Если всё организовано правильно, совместная учёба здоровых и «особых» детей идёт на пользу и тем, и другим. Здоровые дети привыкают не прятаться от чужих проблем, и в будущем у них не будет барьеров в общении с инвалидами. Соответственно и дети-инвалиды вырастают полноценными гражданами, готовыми самостоятельно строить свою жизнь среди людей.

Дипломированных тьюторов мало, педагогами-сопровождающими в школах работают подготовленные социальные педагоги, воспитатели и даже родители детей с ОВЗ. А также волонтёры – студенты, ученики старших классов, – которые не рассчитывают на какие-то блага лично для себя, а просто хотят помочь или научиться чему-то новому. Но мама в качестве тьютора – это риск чрезмерной опеки, которая тормозит развитие малыша. А волонтёр на то и волонтёр, что он не может посвящать этому благородному делу всё своё время. Кроме того, обычно роль волонтеров сводится к тому, что они оказывают физическую помощь и помогают (что тоже очень важно) в общении с одноклассниками. А о профессиональной педагогической помощи тут речь не идёт.

Так что потребность в профессиональных тьюторах очевидна. И со временем она будет только расти.

Рабочее место

Как уже сказано, российские тьюторы работают в основном в школах и детских садах с инклюзией или альтернативными программами.

Тьюторами в вузах работают педагоги высшего образования. Такие должности характерны для многих зарубежных университетов.

Важные качества

Профессия тьютора предполагает желание помогать. А при работе с «особыми» детьми необходимо безусловное приятие этих детей. Раздражительность и властность, свойственные многим учителям, в этой профессии неуместны.

Знания и навыки

Тьютор должен владеть педагогическими методиками, методиками индивидуального планирования учебного процесса.

При работе в инклюзивном детском саду или школе необходимы познания в области специальной (коррекционной) педагогики.

Где учат?

Российские вузы начали готовить тьюторов практически недавно.

Чтобы получить специальность, нужно окончить педагогический вуз, в котором имеется кафедра тьюторского сопровождения образовательной деятельности. Также можно повысить квалификацию специалистам образовательных учреждений на базе курсов повышения квалификации, в том числе дистанционно.

Инклюзивное образование

Инклюзивное , или включенное, образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах и дошкольных учреждениях.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Восемь принципов инклюзивного образования:

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

Каждый человек способен чувствовать и думать;

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

Все люди нуждаются друг в друге;

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Идея инклюзивного образования подразумевает, что не ребенок должен готовиться к включению в систему образования, а сама система должна быть готова к включению любого ребенка (Ч.А. Джумагулова, 2001). Основная задача тьютора – подготовить условия для образования ребёнка с ОВЗ в конкретной системе образовательного учреждения.

Задачи, реализуемые специалистом-тьютором:

  • Сопровождать ребёнка в его жизненной среде, помогать в организации её развивающего характера.
  • Подготавливать условий для образования особого ребёнка в конкретной системе образовательного учреждения.
  • Заниматься с ребёнком по преодолению дефицитов развития и формирования новых компетенций.
  • Сотрудничать с семьёй в вопросах развития и образования ребёнка, оказывать помощь в подборе развивающих, коррекционных и образовательных программ.
  • Правовая и образовательная поддержка семьи в реализации прав ребёнка во всех социальных институтах.

Специалист - тьютор:

  • проектирует и организует предметно-игровую среду для конкретных игровых и образовательных ситуаций;
  • создает открытые коммуникативные пространства для ребёнка в социуме, развивает и поддерживает в ребёнке стремление к самостоятельности, чтобы в дальнейшем он мог жить обычной жизнью среди сверстников;
  • разрабатывает инструментарий для индивидуального сопровождения ребенка и ведёт соответствующую документацию (карты, дневники и т.д.);
  • проводит мониторинг уровней развития ребёнка, рефлексию и саморефлексию деятельности, практикует супервизии;
  • разрабатывает и реализует индивидуальную программу развития ребенка по преодолению дефицитов развития и формирования новых компетенций, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка;
  • проводит занятия с ребёнком по направлениям индивидуальной программы в соответствие со своей профессиональной квалификацией;
  • организует встречи с родителями, педагогами, врачами в рамках социального партнёрства в интересах ребёнка.

Реализация проекта в г. Кемерово позволит:

  • организовать в г. Кемерово первый в регионе Центр тьюторской помощи детям с ОВЗ;
  • разработать методические рекомендации для образовательных учреждений области, осуществляющих инклюзивную практику;
  • поддержать и укрепить веру родителей в собственные силы и в заинтересованность государственных и негосударственных служб области к их проблемам;
  • увидеть практические шаги к решению проблем инклюзивного образования детей с нарушенным развитием в форме деятельности тьютора;
  • изменить пассивную позицию многих специалистов, родителей, руководителей учреждений и фирм в организации помощи детям с ОВЗ на заинтересованную и деятельную;
  • оказать практическую помощь детям-инвалидам и детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Организаторы проекта приглашают к сотрудничеству всех заинтересованных лиц!

Гость студии Юлия Изотова - директор Пушкинской гимназии на Пресне, руководитель Московского тьюторского центра.
Ведущий передачи Алексей Семенычев - автор Фейсбук-группы "Альтернативное образование в России"

Какова роль тьютора в семье?

Очень часто родители обращаются в Тьюторскую ассоциацию, чтобы помогли выбрать школу, помогли ребенку, который переезжает в другой город, помогли определиться, когда очень много предметов и возможностей. Вот эти многообразные перекрестки мы проходим вместе. Мы можем предложить родителю остановиться на какое-то время и построить образовательную ситуацию ребенка. Может быть, даже стоит перестроить систему занятости ребенка, его образовательное пространство под цели и задачи родителей, но при этом с учетом интересов ребенка. Начинаем, конечно, с вопроса родителя: «Как быть?», но потом быстро переключаемся на ребенка. В этих развилках важно не потерять ребенка. Бывает, родители выбор сделали и записали ребенка в драмкружок или кружок по фото. А ребенок не определился, ему это чуждо. Многие дети не понимают, зачем им это. Работа с ребенком в связке с работой с семьей позволяет двигаться всем вместе, договариваться, слышать друг друга.

У родителей сложное отношение к тьюторам. Мамы и папы считают, что они лучше любого тьютора знают, где и как должен учиться их ребенок. Что им можно возразить? Все ли приходят к пониманию назначения тьютора?

Мы пока сталкиваемся с ситуациями скорей кризисными. Тьюторство не так сильно распространено, практикующих тьюторов, к которым можно прийти и сказать: «Поработай с моим ребенком», не так много. К нам чаще всего прибегают и кричат: «Кошмар и ужас!». Ребенок лежит на диване, не желает вставать и чем-то заниматься, потому что не видит цели. По сути, нам приходится работать с образовательной депрессией. Тогда ребенок теряет смысл к чему-то образовательному.

Что бы мог сделать тьютор или Тьюторская ассоциация для развития семейного образования?

Есть несколько моделей. Когда семья задумывает сама держать выбор образовательной программы, тогда нужно понимать, а что есть, из чего выбирать. Тьютор - это тот, кто помогает выбрать основание. Не сложно выбирать, если человек понимает свои ценности и приоритеты. Не сложно двигаться, если ребенок поймал свой мотив. Семейному образованию мы предлагаем средства и инструменты, с помощью которых можно удерживать ситуацию целого. Часто в семейное образование попадает семья, которая убегает от чего-то нежелательного. Далее обнаруживается, что у родителей нет каких-то компетенций, чтобы выполнять функцию, ребенок к чему-то не готов и семья оказывается в ситуации перехода. Вот тьютор часто работает с ситуацией перекрестка, кризиса. Одна из моделей - идея территориальных тьюторских центров. Это небольшое помещение, куда можно прийти и за 2-3 часа, приходя 2-3 раза в неделю, можно там с тьютором складывать свою образовательную программу, которая будет разворачиваться везде. Ребенок становится заказчиком своего образовательного поля, складывает из ресурсов свою версию, реализовывать и возвращаться обсуждать. Почему территориальная? Это как соты, чтобы в определенных районах были места, куда можно приходить и обсуждать свое движение не только в школе.

Существует проблема первого года обучения, перехода с одной формы обучения на другую.

Лежание на диване. Как с этим бороться? Что могли бы делать родители вместе с тьюторами при отлучении от школы и переходе на домашнее обучение?

Первое, это задать вопрос: «Уходя из школы, какую модель я пытаюсь реализовать?». Если есть прообраз структуры образовательной ситуации, это закладывает определенную стратегию в отношения с ребенком. Если не построен образ, что является альтернативой школы, и ребенку, и родителям будет тяжело. Необходимо найти такой интерес ребенка, который заставит его вскакивать, не спать сутками, и который введет его в различные активности. Поиск своего - это самое главное. Нужно строить, пробовать, экспериментировать, встречаться с людьми, с предметами. К примеру, на каждый день нужно построить по одному эксперименту. Пространство ребенка необходимо насыщать опытом.

Можно навести один пример, что такое образовательное пространство?

Это когда ребенок может назвать семь (или другое количество) ключевых мест, где происходят важные тренировки, встречи с интересными людьми. И все это вписано в основной проект. Есть три этапа, которые проходит ребенок. Сначала задумывается, что такое инженерия и кто такие инженеры. Через полчаса работы с тьютором ребенок захотел посмотреть, как это - работать за станком. Тьютор ищет эксперта, организовывает ситуацию, где тот находится в деятельности, получает опыт и происходит обсуждение. Этому можно научиться и родителю.

Тьютор - кто это, чем он занимается, для чего, вообще, нужен? Подобная мысль возникает в головах большинства людей. В последнее время появилась мода на иностранные слова, многие сейчас добавили в свой словарный запас такие термины, как "ребрендинг" (изменения), "коучинг" (индивидуальные занятия) и др. Тьютор (от английского tutor) - учитель, воспитатель, наставник, личный куратор ученика. В отечественной системе образования такие специалисты являются новшеством, заморской диковинкой, а вот в Европе и Америке они пользуются огромным спросом.

Тьютор - кто это?

Многие путают тьютора с учителем, но это не совсем правильно, потому как у этих специалистов хоть и схожие направления деятельности, но цели разные. Куратор служит связующим звеном между преподавателем и учеником, главная его цель - сопровождение и качественное обеспечение детей детсадовского возраста, школьников, студентов. Тьютор может помочь решить организационные вопросы, проконтролировать расписание, психологически настроить подопечного на продуктивную работу.

Очень часто учителя не занимаются нерадивыми учениками, не проявляющими способности к предмету. Деятельность тьютора заключается в том, что он обязан найти подход к ребенку, узнать, что именно ему интересно, чем он хочет заниматься. Куратор часто помогает подопечному найти свой путь в жизни, раскрыть свои способности и таланты. Не понимает школьник математику, физику, но проявляет способности в гуманитарных науках, имеет развитую фантазию, значит, не надо ребенка заставлять учить все подряд, стоит направить его энергию в нужное русло. Возможно, благодаря такому подходу в будущем вырастет прекрасный писатель.

Немного истории

Термин «тьютор» появился в Европе еще в XIV веке. В те времена в Кембридже и Оксфорде такие специалисты выполняли задачи наставников, служили связующим звеном между студентами и профессорами. В Средние века больше всего ценилась свобода, поэтому такое посредничество было просто необходимо. Студенты могли свободно переходить с курса на курс, самостоятельно выбирать предпочтительные предметы. В свою очередь, куратор помогал сопоставлять подопечного и требования, предъявляемые к экзаменам по выбранным предметам. Студент занимался самообразованием, а наставник контролировал этот процесс.

В XVIII веке задачи тьютора обрели четкие границы, тьюторство основательно закрепилось в английской образовательной системе. Специалист сопровождал учащегося на протяжении всего учебного процесса, помогал ему адаптироваться в университете, советовал, какие курсы лучше выбрать, составлял план занятий, готовил к экзаменам.

Обязанности тьютора

В Европе и Америке кураторы работают практически во всех образовательных учреждениях, в России - в основном в школах, да и то экспериментальных. Часто тьюторы взаимодействуют с детьми с ограниченными возможностями, поэтому они должны не только контролировать учебный процесс, но и оказывать физическую помощь, например, помогать передвигаться, разговаривать с подопечным при помощи языка жестов или с использованием специальной аппаратуры. В то же время следует понимать, что наставник не должен быть нянькой, он может быть приставлен не к одному ребенку, а к группе, и каждому должен уделить ровно столько времени, сколько того требует учебный процесс.

Тьютор обязанности свои должен распределить правильно, чтобы успевать охватить всех подопечных. Главная его задача - поддерживать стремление к учебе и самостоятельности, решать организационные проблемы, налаживать контакт с одногодками ученика. Благодаря тьюторам из инвалидов вырастают умные, смышленые и независимые люди, которые находят свое место под солнцем.

Где применяются знания и навыки наставника?

Тьютор - кто наставник, помощник, советчик и просто друг, который всегда подскажет, что и как нужно делать, поможет найти выход из любой ситуации. В России эта профессия не пользуется особой популярностью и только входит в моду. Специалистов с соответствующим образованием сегодня практически нет, поэтому помощь детям с ограниченными возможностями оказывают волонтеры или родители.

Конечно, это неправильно, потому что настоящий куратор - не только помощник, но и учитель, психолог, который помогает ребенку найти свое место среди сверстников, определиться с будущим призванием. Тьюторы работают в школах, университетах, также они могут заниматься с подопечными на дому. Это всесторонне развитые люди, которые в состоянии подтянуть ребенка по всем предметам. Такие специалисты должны быть знакомы с психологией, потому что все дети разные, а ведь к каждому нужно найти подход, отыскать ключик к сердцу.

С кем работает тьютор?

В Европе и Америке тьюторы работают абсолютно со всеми. У каждого студента есть личный куратор, к которому он может обратиться с любым вопросом. В России такая практика еще не распространена, поэтому наставников можно увидеть, в основном, в экспериментальных школах. Поскольку работа тьютором предполагает поиск индивидуального подхода к ученику, такие специалисты помогают инвалидам.

Например, если ребенок плохо видит, слышит, нуждается в физической помощи из-за ДЦП или перенесенной травмы, то это отнюдь не значит, что он отстал в развитии и у него интеллектуальные проблемы. Такие дети могут учиться в обычных школах вместе со здоровыми одноклассниками, но им нужен наставник, который поможет адаптироваться, приучит к самостоятельности. Учитель-тьютор выполняет благородную миссию, показывая своим примером, как нужно относиться к инвалидам. Здоровые дети перестанут прятаться от чужих проблем, научатся помогать людям с ограниченными физическими возможностями, а больные поймут: они не одиноки и вполне могут самостоятельно выжить в этом мире.

Качества, знания и навыки тьютора

Тьютор - кто это, какими качествами, навыками и знаниями должен обладать такой специалист? Нужно понимать, что куратором может стать лишь человек, желающий помогать другим. Многим учителям свойственна раздражительность, властность по отношению к детям, тьютор такое поведение себе позволить не может, потому что в большинстве случаев работает с особенными подопечными, да и к здоровым ребятам он должен относиться по-дружески, а не смотреть на них свысока.

Безусловно, кураторы должны владеть педагогическими методиками, уметь планировать учебный процесс. Если специалист работает в инклюзивной школе или детском саду, значит, он должен иметь знания в области коррекционной педагогики.

Где готовят кураторов?

Если в европейских странах проблем с поступлением на специальность "тьютор" не возникает, то в российских вузах такого отделения порой днем с огнем не найти. В России сравнительно недавно начали готовить специалистов данного направления, да и абитуриенты по незнанию не спешат сдавать документы. Чтобы стать дипломированным тьютором, необходимо окончить педагогический вуз, кафедру образовательной деятельности.

Нужны ли тьюторы вообще?

Нужны ли тьюторы в наше время? Сегодня многие спорят, надо ли вводить в образовательный процесс должность тьютора, ведь это тот же преподаватель, только он ориентирован не на группу учеников, а на конкретную личность. Безусловно, кураторы нужны, ведь они не только учителя, но и психологи, которые сопровождают, контролируют, адаптируют и помогают ребенку. Благодаря таким специалистам дети могут еще в детстве определиться с направлением исследовательской и творческой деятельности, со своими предпочтениями. Тьютор организовывает подопечному комфортные условия для обучения и развития. Благодаря внедрению в систему образования таких специалистов можно кардинально изменить учебный процесс.

Инна Карпенкова: Мне срочно нужна была дополнительная работа, и в этот момент как раз искали специалиста для сопровождения девочки-первоклассницы. Это было 16 лет назад. Слово «тьютор» тогда даже в Москве еще не звучало. А сейчас эту должность вписывают и в трудовую книжку.

Сегодня мы рассказываем о новой профессии, и открываем профессиональные тайны тьюторов. Наш эксперт – Инна Карпенкова , тьютор, педагог, психолог, автор книги «Тьютор в инклюзивной школе».

Фоторепортаж — для того, что вы наглядно увидели тьюторскую работу — мы сняли в школе №1321 «Ковчег», школе, которая давно и успешно работает с с особыми детьми. Инна рассказывает о школах «вообще», а фотографии из «Ковчега» показывают, как инклюзивная школа работает практически, и что делает тьютор в классе, где все взрослые — и учитель, и родители, и «детские прогрессоры» — не спорят и не ссорятся, а заняты общим делом. Учат детей.

«Новенький» с тьютором

Анна Сергиенко, тьютор и психолог, идет вместе с четвероклассником Мишей по коридорам школы № 1321«Ковчег», одной из самых известных в Москве инклюзивных школ

— 16 лет назад вы стали тьютором. Как все начиналось?

— Четыре года я отработала с девочкой, со сложной историей. Поведенчески она была очень расторможенная, с гиперактивностью и социально небезопасная, назовем это так. Она, например, с радостью толкала маленьких детишек, которые были слабее ее. Они падали, начинали плакать, и сбегался народ, ее журили. Но ей это все очень нравилось.

Учитывая то, какая у нее была непростая история жизни в раннем детстве, причины такого поведения были очевидны. Девочка родилась с артогриппозом, это нарушение развития связок и мышц, с самого рождения она была оставлена в детском доме. Как мне рассказывали её родные, врачи сказали им, что она не будет даже сидеть. И она около года находилась в палате для грудничков в больнице, там, где дети умирали. Она выжила. Через какое-то время ее забрала бабушка, и до шести лет воспитывала ее. У девочки были сложные двигательные нарушения, и чтобы улучшить ее координацию, её учили тянуться к игрушке, тянуть игрушку на себя, рваться к ней. Её за это хвалили, ведь это ей было сложно сделать. В итоге ребенок научился двигаться, ходить, и так далее. Но девочка перенесла свои действия с игрушек на живых детей. И стала их толкать, желая, на самом деле, общения и похвалы. Ближе к семи годам ее забрала мама, у них были непростые взаимоотношения. Мама старалась, как могла. Ведь многое было пропущено, и при этом нужно было постоянно заниматься с девочкой физическим развитием, многократно превышающим нагрузки, которые испытывает ребенок, развивающийся обычным образом.

За четыре года нам удалось выправить достаточно существенно ее поведение.

Школа «Ковчег»: 4 «В» на уроке ИЗО

Другой подопечный, мальчик, с которым я работала тоже с первого класса, имел органическое поражение нервной системы и расстройства аутистического спектра, что наложило отпечаток также на его познавательные способности. То есть, во многих вещах он хорошо понимал, что происходит, а что касалось способности к учению, у него были большие сложности. У ребенка очень своеобразно работала память: он мало что мог запомнить так, как это должен запоминать любой ребенок. Также он был очень медлительный. Допустим, если он нагнулся поднять карандаш, который упал, то он мог в этой позе остаться долгое время.

Как помочь такому ребенку в школе?

– Классическое тьюторство предполагает, что специалист сопровождает образовательную деятельность ученика. Но в силу того, что у нас дети с особенностями развития, то мы сопровождаем не только процесс учебы, но и процесс социализации, процесс самообслуживания в школе, и так далее.

Нужно вести себя по отношению к ребенку таким образом, чтобы любая его деятельность в школе была образовательной.

И пример очень простой. Ребенок захотел в туалет. Если его сопровождает не тьютор, а просто ассистент – он его взял за ручку и отвел, помог. А тьютор объяснит, что нужно, чтобы ребенок научился это все делать самостоятельно. Нужно уметь поднять руку в нужный момент, попроситься выйти из класса, выйти из класса, дойти благополучно до туалета, ну и так далее.

Красавица Настя

То есть здесь разная тактика поведения. В какой-то момент, если тьютор уверен, что ребенок справится, он уже доверит ребенку все сделать самостоятельно. И так в каждой ситуации. Это осуществление тьюторского действия, когда тьютор помогает ребенку научиться делать то, что он должен уметь делать.

Вы подсказываете ребенку во время урока, говорите ему, что делать?

– Да, это называется адаптация образовательной программы. Но тьютор не решает все за ребенка, а направляет, подталкивает к правильному ходу решения.

Урок математики ведет Максим Евгеньевич Бушмелев, классный руководитель 4 «В» школы «Ковчег»

Как должен учитель оценить его знания?

– Важно, чтобы тьютор и учитель договаривались о совместных намерениях. Допустим, если ребенок сам решил три примера, он получает «пятерку», которую обычный ребенок получит за десять примеров.

— Как реагирует класс, когда к ним приходит «новенький» с тьютором?

– По-разному. Некоторые дети спрашивают, а не заразный ли он. Некоторые стараются помогать, если у ребенка, например, двигательные проблемы. Они задают все свои вопросы, которые их интересуют, детские. А потом в зависимости от того, как тьютор построит работу, часто стараются помогать, содействовать. Хорошо, если учитель заранее расскажет классу, что с ребятами будет учиться особенный ребенок, который будет сидеть за партой со своим сопровождающим, взрослым человеком.

Дети поначалу удивляются, оглядываются на нас, но постепенно привыкают. Как-то был случай, когда ребята вообще забыли, что я – взрослая тетя, а не их одноклассница. У них как раз начался период, когда они учились «быть взрослыми» – они пробовали разговаривать матом, на переменке. И вдруг до кого-то дошло, что вообще-то и я тут нахожусь. Смутились.

Иногда, видя, что я помогаю своему подопечному, его одноклассники просят «а помогите и мне решить». Помогаю.

На уроках Анна Сергиенко помогает всему классу — любой ребенок может попросить ее объяснить задачу

Один день тьютора: учительская ревность и родительское недовольство

– Как проходит рабочий день?

– Все очень по-разному. Тьютор может встречать ребенка в школе, куда его приводят родители. И с этого момента тьютор, вместе со школой, берет на себя ответственность за жизнь и здоровье ребенка. И дальше помогает ему: раздеться, пойти на урок, взаимодействовать с учителем на уроке, на переменах. Когда он нужен, он находится на уроке, когда нет, может работать в другом классе, например, с другим учеником, или подойти в этом же классе к другому ребенку.

Тьютор может работать как с каким-то учеником индивидуально, или он может быть назначен на весь класс. Специалист может работать с несколькими детьми, и в классе, и на перемене, выстраивая их взаимодействие.

Иногда его присутствие в классе может и не требоваться. Но зато его задача свести всех специалистов – психолога, учителя, завуча, родителей, — в единую систему, наладить механизм работы с ребенком.

Наглядная математика: Анна приходит в школу вместе с сыном Матвеем. Мама тоже может быть тьютором своего ребенка

– Получается, тьютор в любом случае должен взаимодействовать с учителем. Как налаживается такое взаимодействие?

– Если тьютор работает в системе школы, то он – один из членов коллектива, как и логопед, психолог. Если к началу учебного года – и даже заранее – становится известно, что в школу в первый класс приходит особый ребенок, и будет учиться с сопровождающим, то хорошо было бы, чтобы знакомство со школой, с тьютором, с ребенком состоялось в мае, ну либо летом. Чтобы маршрут был отлажен. В августе, когда пишутся образовательные программы, уже должно состояться знакомство тьютора с педагогическим коллективом.

Максим Евгеньевич преподаватель энергичный и яркий, он умеет удержать детское внимание. А в таком классе это очень непростая задача

– А из-за чего могут возникать «взрослые» конфликты?

– В первую очередь, нежелание, например, учителя вкладываться в этот процесс. Иногда учитель недоволен, что он должен уделять какое-то особенное внимание одному из учеников. Тьютор должен стремиться создать гармоничные взаимоотношения в классе. Если же помощника нет, и учитель самостоятельно не справляется, ему лучше обратиться к завучу и сказать, что есть необходимость еще в одном специалисте, чтобы в классе появился тьютор.

Получается, тьютор облегчает труд учителя?

– Конечно! Если учитель это понимает… мы же просто привыкли, что учебный процесс – камерный. Бывает так, что учитель, например, слишком громко комментирует действия какого-то ученика, и присутствие постороннего человека его напрягает, что тот будет это слышать…Учителю уже приходится контролировать свое поведение в классе.

Нет ли здесь какой-то педагогической ревности со стороны учителей?

– Ну, знаете как… В любом коллективе есть люди, которые живут делом и идеей, а есть люди, которые живут своими комплексами, и соответственно, осложняют жизнь не только себе, но и другим людям. Я не думаю, что их где-то больше, где-то меньше, – как в любой профессии. Но бывают сложности. Я была в составе конфликтной комиссии, ходила по школам – мы налаживали отношения между членами педагогического коллектива.

Максим Евгеньевич и Миша: поняли друг друга

– В чем основная причина конфликтов?

– Там, где школа понимает свою миссию, и в головах директора, завуча, учителей правильные ценностные ориентации, то в общем-то проблем не бывает. Есть просто задачи, которые нужно решить технически: на каких уроках нужен тьютор, на каких не нужен, и так далее. А там, где с ценностями не очень хорошо, там, конечно, мощнейшее сопротивление, очень сильное.

А еще работает такой советский стереотип: скажут – с завтрашнего дня нужно будет этих детей любить, и будут любить. Не скажут – не будут.

Ждут часто указки сверху. Очень сложно бывает людям перестроить свое мышление и сознание, особенно тем, кто застал советскую эпоху. Но в целом, исходя из того, что мне пишут из регионов люди, таких ситуаций все меньше. Кроме того, срабатывает еще и личный опыт. Допустим, если у самого чиновника в семье есть ребенок с ДЦП, с умственной отсталостью, имеющий какие-то другие нарушения развития, то такой человек все понимает, и старается для таких детей по максимуму создать условия, причем не только для своего, но и для других. У таких людей иной ценностный мир, ведь они смогли не оставить этого ребенка, найти в себе силы и с ним пройти жизненную школу – детство, взросление и так далее.

В классе есть диван, на котором утомившийся ребенок может отдохнуть, и Асе это обстоятельство определенно нравится

А как справлялись с этой ситуацией раньше, когда тьюторов не было?

– Была система интернатов, система коррекционных школ, они были достаточно закрытые. Выживали там скорее всего, наверное, сильнейшие, потому что и медицина была не настолько прогрессивной. Но коллектив таких коррекционных школ своих подопечных всегда защищал и вкладывал не только государственные ресурсы, но и свои личные. Много историй, когда учителя берут на выходные детей к себе домой и так далее. А вот в обычных деревнях, там, где в голову не приходило ребенка куда-то сдавать, ребенок с особенностями развития просто жил среди всех… я так думаю, что даже, наверное, сказки-то наши про Ивана-дурака появились-то именно на основе такого опыта. И, надо заметить, что Иван, в итоге, оказывался успешным, благодаря своей доброте, искренности, честности.

— А бывают ли конфликты у тьютора с родителями? Могут ли родители выбрать специалиста?

– Да, родители могут выбрать специалиста. Если у них не сложатся отношения. Это нормально. Ведь семья, например, выбирает няню для своего ребенка. Точно такой же индивидуальный подход нужен и для подбора тьютора.

Если очень хочется, отдохнуть можно и на «рабочем месте»

Если ребенок хочет освободится от тьютора, это значит, тьютор хороший

– Вы сказали, что в какой-то момент тьютор чувствует, что ребенок становится самостоятельным. Когда настает этот момент?

– Мальчик, которого я вела, как-то заявил мне: «Зачем ты со мной сидишь?». До этого три года он не спрашивал об этом. Это было уже прорывом. Я объяснила: «Смотри, твой сосед решил уже много примеров, а ты только один, а надо бы четыре или пять. Если ты будешь успевать, тогда я уже не буду с тобой, пойду кому-нибудь еще помогать».

На этом его желании быть, как все, и «освободиться» от меня – при том, что у нас замечательные отношения с ним были, – мы построили следующий этап нашей работы.

Он вдруг начал чувствовать, что я вообще-то лишняя в данной ситуации. И это было для него мотивацией к тому, чтобы более активно работать, стараться… прилагать усилия.

Урок рисования: во время занятий Анна помогает «держать» класс — если кто-то из детей отвлекся, можно с ним и в ладушки сыграть

В случае с девочкой, с которой я работала, было так, что я чисто физически, но не эмоционально, отдалялась от нее. Было очень опасно ее оставлять одну, и начинали мы с очень плотного физического контакта, то есть фактически я ходила с ней в обнимку, чтобы она кого-нибудь не толкнула. А уже через три года, когда мы заканчивали нашу работу, все было иначе. Полный зал детей, и она регулярно оборачивалась и смотрела, смотрю я на нее или не смотрю. Дальше она уже знала, что если в течение десяти минут ее самостоятельности ничего плохого не случилось, она – молодец. Десять минут самостоятельности, потом — двадцать минут… Очень-очень медленно, постепенно я выходила из ее зоны внимания. Она стала более уверенно себя ощущать.

На каком этапе прекращается тьюторство?

– Все очень индивидуально. Например, в той школе, где я работала с девочкой, сменился директор, и он уволил всех «ненужных» людей. В случае с мальчиком – он вышел из младшего школьного возраста и дальше стал ходить в школу уже без меня. Он социально вписался в ситуацию. Но развитием его познавательных функций мы занимались с ним дома.

Анна Сергиенко со своей подопечной Асей: конец уроков

Профессиональная тайна тьютора: нужно потрясти ребенка. Во всех смыслах этого слова

– Были ли какие-то запомнившиеся вам ситуации в ходе вашей тьюторской работы?

– Бывало. С девочкой, например, мы долго боролись с преодолением ее поведения. Я уже перепробовала все мыслимые и немыслимые методы педагогической работы, но она все равно получала кайф и удовольствие от того, когда ее ругали. Ничего не боялась. Однажды я ее подняла на руки (как это иногда делала, когда хвалила, и ей это нравилось) и перевернула ее кверху ногами, говорю: «Что же у тебя все кверху ногами-то? Давай мы так и будем с тобой жить, ты будешь вверх ногами, и ходить на руках и на голове!». Но это ей не понравилось: «Нет, отпусти меня, поставь на место». И с тех пор, когда я говорила, что она себя повела так, как ведут себя люди, которые только на голове ходят, она вспоминала этот случай, и стала слушаться.

Миша, Влад и Анна: в классе царит неформальная атмосфера

С мальчиком был похожий момент. Одна из особенностей нарушений аутистического спектра заключается в том, что память ребенка может работать своеобразно – ребенок лучше запоминает то, когда происходит что-то опасное, пугающее. А нейтральное, неопасное и просто положительное (для нашего образа жизни) он не запоминает. И вот учились мы читать, и вот я с ним сижу: Б, А, Б-А, он повторяет: БА, БА. Замолкаю – он не повторяет, хотя знает, и может повторять и без помощи, просто никак не может понять, как это – соединить два звука в один.

Все способы положительного стимулирования, яркие похвалы, эмоции – ничего не работало. Вдруг я неожиданно громко крикнула: БА! Он аж подскочил, и запомнил. И постепенно пошли сдвиги.

Ему пришлось проделать над собой какую-то совершенно немыслимую работу. Ребенку пришлось осознать, что у него мозг «включается» только на что-то неожиданное, благодаря нашей работе он учился понимать и запоминать информацию, которая приходила к нему со спокойной или радостно-игровой интонацией. Он научился этот момент регулировать.

Практические вопросы: как стать тьютором

Какие черты характера необходимы, что работать в профессии успешно? Две важных черты характера должны быть у тьютора: первое – терпение, и второе – коммуникабельность, умение строить грамотные отношения, причем, очень тактичные отношения, между взрослыми людьми. Нужно уметь взаимодействовать не только с ребенком, но и с учителем, завучем, родителями. Где учат этой профессии? На сегодняшний день в московских вузах – в МПГУ (бывший Ленинский педуниверситет) уже существует кафедра индивидуализации и тьюторства. В программах магистратуры и бакалавриата затрагивается тема работы тьютора, при МГППУ (Московский психолого-педагогический университет) существуют курсы повышения квалификации, освещающие тьюторский подход в инклюзивном образовании. Есть также дефектологический, логопедический факультеты и все, что еще осталось из коррекционной системы профильных вузов, клинической психологии. Такие специалисты тоже могут работать тьютором, при условии, что пройдут специальные курсы.
Эти специальности закреплены в нормативной базе? В Законе об образовании написано, что ассистент осуществляет функции помощника, а тьютор работает с детьми с расстройствами аутистического спектра. Вообще, все эти специальности очень новые. И сам факт наличия в классе какого-то «постороннего» человека, второго специалиста, кроме учителя, в классе или в школе – тоже очень необычно. Поэтому процесс законодательного закрепления этих процессов идет не очень ровно. Сначала все внедрялось в качестве эксперимента. Потом мы начали писать методическое пособие, параллельно создавалась нормативная база. Благодаря труду многих специалистов – учителей школ, методистов и других специалистов, появился «Закон об образовании» в новой редакции от 29 декабря 2012 года.

Как «получить» тьютора

Тьютор закрепляется за детьми с расстройством аутистического спектра — и только? Для ребенка с другими особенностями здоровья такого специалиста не выделят? Так сложилось просто исторически. Когда писали добавления в Закон об образовании относительно детей с расстройствами аутистического спектра, к тому времени про тьюторов уже слышали. Поэтому, если читать Закон буквально, то получается, что тьютор полагается только таким детям, а детям, имеющим другие нарушения развития, полагается ассистент. Как быть родителям в ситуации, если им отказывают в назначении тьютора? До сих пор до конца не определен статус семьи с особым ребенком. Но, по большому счету, сейчас образование – это услуга, которую оказывает государство семье, не важно, обычный ребенок или необычный. Родители являются заказчиком образовательной услуги, и вольны выбирать, какое образование получит их ребенок. На практике же получается обратная картина: вы к нам в школу пришли, значит, будете делать то, что мы вам скажем. Это происходит там, где не заинтересованы напрягаться и искать индивидуальный подход к каждой семье, к каждому ребенку. ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия – помогает определить образовательный маршрут для ребенка. Если там сидят специалисты, которые понимают, что их роль – найти ресурсы для этой семьи, они помогут родителям организовать образование максимально эффективным способом. Прислушиваются к ним. Ведь родители со своим ребенком находятся 24 часа в сутки, а ПМПК с ребенком встречается первый раз в жизни на небольшое время. ПМПК может рекомендовать ассистента или тьютора. Как происходит назначение тьютора для ребенка? В итоге все упирается в деньги на оплату труда специалистов. А еще в сбор огромного количества документов. Со всеми бумагами родители приходят в школу. Директор школы должен, исходя из этих рекомендаций, создать для ребенка оптимальные условия для его образования. И не всегда получается так, что школа имеет возможности все эти условия создать. Поэтому чем раньше родители обратятся в школу, в которой они собираются учиться, тем больше вероятность, что школа выделит тьютора и бюджет на него. Бывает, что родители приходят только в мае, а учитывая, что сейчас подушевое финансирование, школа про это должна знать намного раньше. А некоторые родители очень не хотят оформлять на своего ребенка инвалидность, потому что по-прежнему боятся, и думают, что это клеймо, и позор на всю жизнь, и потом ребенок нигде работу не найдет. И в итоге такой ребенок приходит в сентябре в школу, и выясняется, что ребенку-то тьютор нужен, без него не получается. Если по документам у ребенка официальный диагноз – расстройство аутистического спектра – тьютор для родителей будет, в идеале, бесплатной услугой, все оформляет школа. В других случаях возможна солидарная ответственность. Например, школа нанимает ассистента, а родители ему доплачивают. Может быть такая ситуация (если школа не против), когда родители найдут специалиста и оформят его по договору, как волонтера. Вот, например, в одной из школ Новороссийска пошли по такому пути. Мама, которая решила быть тьютором своего ребенка, не имела высшего образования, и школа оформила с ней волонтерский договор о присмотре за ребенком, а по факту мама осуществляла именно тьюторские функции. Так что пока ситуация такова, что вся эта махина уже заработала, но части механизма пока не очень согласованно взаимодействуют.