За что несут ответственность учителя. «Наставник, незабвенный руководитель и Учитель. «об образованиии в российской федерации»

В привычном понимании ответственность педагога ограничивается, чаще всего, необходимостью обеспечить безопасность здоровья и жизни детей в ходе педагогической деятельности. Но есть педагогическая ответственность иного рода. Речь идет об ответственности педагога-воспитателя за сущность и содержание воспитания, обучения и развития, а значит – забудущее доверенных ему детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В привычном понимании ответственность педагога ограничивается, чаще всего, необходимостью обеспечить безопасность здоровья и жизни детей в ходе педагогической деятельности. Но есть педагогическая ответственность иного рода. Речь идет об ответственности педагога-воспитателя за сущность и содержание воспитания, обучения и развития, а значит – за будущее доверенных ему детей.

В качестве составляющих компонентов педагогической ответственности учителя выступает целый ряд профессиональных качеств. К ним относятся:

  • профессиональная направленность личности;
  • профессиональные идеалы, преданность избранной профессии;
  • организованность;
  • инициативность;
  • требовательность;
  • справедливость;
  • гибкость;
  • интеллектуальная активность;
  • креативность;
  • устойчивость нервной системы;
  • высокий эмоционально – волевой тонус;
  • хорошая работоспособность.

Перечисленные качества не могут реализовываться успешно, если у педагога не развиты личностно-педагогические качества:

  • способность делать учебный материал доступным;
  • творчество в работе;
  • педагогически-волевое влияние на учащихся;
  • способность организовать коллектив учащихся;
  • интерес и любовь к детям;
  • содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
  • педагогический такт;
  • способность связать учебный предмет с жизнью;
  • наблюдательность;
  • педагогическая требовательность.

Педагог несёт ответственность за осуществляемую педагогическую деятельность. Сегодня востребован педагог, умеющий созидать педагогическую реальность, понимающий смысл педагогической деятельности и осознающий себя причиной изменений педагогической реальности, умеющий предвидеть последствия ответственной деятельности, находить верное решение.

Ответственность учителя – это профессионально-этическое качество, выражающееся в умении и готовности предвидеть результаты педагогической деятельности и держать за нее ответ. Учителю должно быть свойственно:

  • владение содержанием учебных дисциплин;
  • владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания;
  • знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности.

Ответственность как профессионально-этическое качество личности педагога развиваемо. Это развитие имеет свои качественно отличные этапы и специфические особенности.

Понятие «ответственность педагога» рассматривается как определенное отношение к действительности, как свойство или качество личности, проявляющееся в педагогической деятельности. Поскольку ответственность и деятельность имеют непосредственную связь, то именно педагогическая деятельность становится тем пространством, где проявляется это свойство личности педагога.

Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован однажды и навсегда. Учитель ответственен за постоянный личностный и профессиональный рост. Это является неотъемлемой чертой профессионализма учителя.
Показателями профессионализма учителя можно считать:

  • самокритичность;
  • требовательность к себе;
  • потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности;
  • склонность к инновационной деятельности;
  • исследовательский стиль деятельности.

Таким образом, можно сказать, что ответственность учителя проявляется в его характере, восприятии, осознании действительности и в различных формах поведения личности.

Процесс развития ответственности учителя в системе носит целостный характер и основан на взаимодополнении и преемственности в процессе повышения квалификации.

Успешность процесса развития профессиональной ответственности учителя обеспечивается соблюдением следующих условий: единством формирования когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер ответственности личности; развитием у учителя саморегуляции и рефлексии; развитием способности к педагогическому целеполаганию; умением анализировать результаты своей педагогической деятельности.

Ведущей педагогической целью педагога является формирование у обучающихся устойчивого интереса к образованию и самообразованию, раскрытие индивидуальности каждого учащегося. Эффективность педагогической деятельности будет определяться тем, насколько сформированы учителем такие качества личности учащегося, как ответственность и самоопределение в личной и профессиональной сферах жизни. Эта задача под силу учителю, который сам обладает этими качествами.

Чем больше учитель готов взять на себя ответственности, тем больше ему присуща ответственность как личностная черта, тем более он .

Ответственность как и характеристика человека включает привычку подходить к любому делу продуманно, внимательно и, если уж взялся, доводить дело до конца; смелость брать на себя ответственность, способность отвечать за многое и многих.

Осознание педагогом смысла собственной деятельности - показатель наличия профессиональных целей и ценностей, которые помогают ему нести ответственность за последствия педагогической деятельности.

Чем более очевиден для педагога смысл его педагогической деятельности, тем более ответственными являются его действия.


27.01.2011

В. Луховицкий

Материальная ответственность учителя

Вопросы учителей

1. В нашей школе проходит инвентаризация. По распоряжению директора завхоз сказал всем учителям-предметникам составить списки имеющихся в их кабинетах наглядных пособий, мебели, оборудования и т.д. Всех заставили расписаться под этими списками, а теперь нам говорят, что мы все несем полную материальную ответственность за сохранность школьного имущества. Законны ли эти действия администрации?

2. В прошлом учебном году я стала заведующей кабинетом информатики, уже зимой поняла, что совершила большую ошибку. Компьютеры ломаются, а оплачивать их ремонт меня заставляют за мой счет, потому что я, как завкабинетом, несу за все в нем находящееся полную материальную ответственность. Что мне делать?

3. Может ли быть материально ответственным лицом учитель химии, если он одновременно работает на полставки лаборантом в химическом кабинете?

4. Правомерно ли требование администрации учебных заведений о полной материальной ответственности учителя, заведующего кабинетом информатики, за все компьютерное оборудование не только класса, но и школы? Интересно, существует ли судебная практика взыскания полной стоимости украденного компьютерного класса или компьютера с учителя?

5. Имеет ли право администрация школы требовать деньги за "испорченный" классный журнал?

Обзор законодательства

О двух видах материальной ответственности: «ответственности за прямой действительный ущерб, причиненный работодателю» и «полной материальной ответственности» идет речь в статьях 238-248 Трудового кодекса РФ.

Чем они различаются?

Рассмотрим на простом примере. Учитель работал на уроке с компьютером и сломал его. В таком случае работодатель может взыскать с него прямой действительный ущерб в размере не свыше его среднемесячного заработка .

Но если компьютер сломан кем-то другим (например, учеником), то возмещать ущерб придется не учителю, а лицу, несущему за данный компьютер полную материальную ответственность, причем в полном размере.

Понятно, что для работника выгоднее первый вид ответственности, а работодатель заинтересован в том, чтобы максимальное число работников несло именно полную материальную ответственность.

С кем работодатель может заключать договор о полной материальной ответственности? В ст. 244 перечислено 4 условия:

· лицо должно быть работником данной организации, заключение договоров о полной материальной ответственности с лицами, работающими по договорам гражданско-правового характера, не допускается;

· достижение работником возраста 18 лет;

· с работником, который непосредственно обслуживает материальные ценности;

· должность или работа этого работника предусмотрена в перечне работ и категории работников, установленных Правительством РФ .

Мы послали в Федеральную службу по труду и занятости следующий запрос:

  • С какими из служащих, поименованных в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2009 № 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования» допускается заключать договоры о полной материальной ответственности?

2. Незаконные требования ремонта за счет учителя школьного имущества, испорченного из-за того, что работодатель не обеспечил надлежащих условий содержания и хранения.

Способы защиты

Первое нарушение – самое массовое, особенно страдают заведующие кабинетами, а также учителя информатики и химии. Именно их администрация очень хотела бы сделать материально ответственными за технику, приборы и реактивы.

Первый совет – внимательно читайте документы, которые вам предлагают подписать. Если среди них есть договор о полной материальной ответственности – отказываетесь подписывать, ссылаясь на вышеуказанные нормативные акты. При этом следует иметь в виду, что, даже если такой договор подписан, он все равно будет признан судом недействительным. Так что, если директор очень настаивает, а вы очень хотите занять данную должность, можете спокойно подписывать, зная, что в конфликтной ситуации закон будет на вашей стороне.

Если вы ничего не подписывали, а директор ссылается на то, что вы по должности несете полную ответственность, можно вообще не беспокоиться: с вас ничего нельзя взыскать, кроме среднемесячной зарплаты.

Получив на руки копию приказа о том, что вы должны возместить в полном объеме то-то и то-то, вы пишете письмо в Трудовую инспекцию, и инспектор быстро объяснит директору ситуацию.

Ни в коем случае не поддавайтесь на жалостливые разговоры о том, что страдает учебный процесс, у школы нет денег и т.д. За все школьное имущество отвечают завхоз и директор, их дело – законными способами обеспечивать сохранность школьного имущества.

И, разумеется, при любой попытке взыскать с вас полную стоимость испорченного имущества смело идите в суд. До сих пор не было случаев, когда суд вынес решение о полной материальной ответственности педагога.

Что касается второго нарушения, то здесь важно не забыть несколько моментов:

  • Если вы видите, что школьное имущество (например, компьютеры в компьютерном классе) хранится или эксплуатируется неправильно (нет решеток на окнах, металлической двери и т.д.) или его сохранность зависит не только от вас (например, в вашем кабинете ведут уроки несколько учителей, или учащиеся свободно заходят в помещение без учителя), немедленно пишите директору докладную записку.
  • При вступлении в должность завкабинетом будьте предельно внимательны – проверьте (не формально!) состояние каждой вещи и не поленитесь зафиксировать его на бумаге. То же самое - перед началом использования учителя любого школьного имущества.
  • Помните, что взыскать с вас ущерб можно только в течение 1 месяца. При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба вы можете обжаловать его действия в суде.

Ст. 238 и 241 ТК РФ

Утвержден Постановлением Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. № 85 (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 февраля 2003 г., регистрационный № 4171).

Правовая ответственность применительно к субъектам образовательных правоотношений может быть условно подразделена на образовательно-правовую ответственность (предусмотренную образовательным законодательством) и ответственность «обычную», т.е. предусмотренную нормами традиционны отраслей права, прежде всего, трудовым, гражданским и административным. Эта относительность и отражает специфику образовательных отношений, проявляющуюся в том, что нормы, прежде всего, трудового и гражданского права, регулирующие эти отношения, приобретают «образовательно-правовой оттенок», т.е. представляют собой «особенную» часть нормы образовательного права .

Так, образовательно-дисциплинарная ответственность педагогических работников в общем плане предусмотрена Законом РФ «Об образовании», причем эта ответственность во многом близка с ответственностью по трудовом праву. Это с одной стороны. С другой стороны, сама эта ответственность не содержит законодательный перечень оснований и мер ответственности, формулировка их носит, как правило, опосредованный характер.

Если попытаться обобщить основания юридической (образовательно-дисциплинарной и трудовой) ответственности к педагогическим работникам, то они сводятся к следующему.

Педагогические работники несут дисциплинарную ответственность за :

  • - повторное в течение года грубое нарушение Устава образовательного учреждения;
  • - применение (даже однократное) методов воспитания и обучения, связанных с физическим и (или) психическим на-силием над личностью обучающегося;
  • - появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • - невнимательность, допущенную к жизни и здоровью детей во время проведения уроков (занятий), вне учебных мероприятий;
  • - некорректное поведение по отношению к родителям обучающихся, коллегам;
  • - недостойное поведение на работе, в быту и общественных местах;
  • - несоблюдение требований техники безопасности и ох-раны труда, производственной санитарии, гигиены, проти-вопожарной и экологической безопасности.

Помимо рассмотренных видов правовой ответственности педагогические работники могут (должны) нести гражданско-правовую и материальную ответственность. Такая ответственность предусмотрена как образовательным законодательством, так и собственно гражданским и трудовым.

За нарушение норм трудового распорядка, профессионального поведения педагоги и другие работники образовательных учреж-дений, связанных с процессом обучения, несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей по вине педагогического работника, на него могут быть возложены следующие дисципли-нарные взыскания:

замечание;

увольнение по соответствующим основаниям .

Основания для прекращения трудового договора (увольнения) предусмотрены трудовым законодательством; помимо этого, ос-нованиями для увольнения педагогического работника по ини-циативе администрации являются:

  • - повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения;
  • - применение, в том числе однократное, методов воспита-ния, связанные с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника .

Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и (или) устава образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы обязательно должна вручаться педагогическому работнику.

Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника, за ис-ключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педаго-гической деятельностью, или при необходимости защиты инте-ресов учащихся.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогическим или другим работником образовательного учреждения, обязанного осуществ-лять надзор за несовершеннолетними, если это деяние соединено с жестоким обращением, установлена уголовная ответственность.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает в качестве меры уголовного наказания лишение права заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет .

Педагогический работник, как и всякий другой, может и обязан нести в установленном порядке материальную ответственность, предусмотренную ст. 232, 233, 238,241 -244, 246-248 Трудового кодекса.

Непосредственными мерами такой ответственности возмещение прямого действительного ущерба, причиненного наличному имуществу работодателя образовательного учреждения (уменьшение этого имущества или ухудшение его состояния). При этом размер материальной ответственности работника не может превышать, как правило, его месячного заработка, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом или иными федеральными законами (ст.241 ТК РФ).

Кроме того, и это едва ли не самое главное: педагогический работник может быть принужден к возмещению ущерба в полном размере (т.е. даже в случае превышения данного ущерба размера месячного заработка работника) в ряде случаев. К этим случаям закон относит (ст. 243 ТК РФ):

  • - когда в соответствии с Трудовым кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
  • - недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
  • - умышленного причинения ущерба;
  • - причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • - причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
  • - причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
  • - разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;
  • - причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей .

Таким образом, вопросы правовой ответственности педагогических работников как важного элемента их правового статуса в российском образовательном законодательстве пока еще не нашла своего должного отражения. Однако характеристика правовой ответственности педагогических работников, имеет большое внимание в контексте совершенствования образовательного законодательства и повышения роли и значимости дисциплины во всех сферах общества, в том числе ив сфере образования.

За последнее десятилетие социальная ситуация в Москве изменилась. Один из показателей этого появление среднего класса в обществе, формирование которого привело к социокультурным вызовам. Правильным ответом на них может стать попытка создать ситуацию, при которой московские учителя, как один из ключевых элементов системы образования, приобретают экономические, культурные, психологические признаки среднего класса.
Современный средний класс хочет отдавать своих детей в хорошие школы, ожидая, что это поможет им стать успешными, стать которыми они могут, как правило, только при обучении у успешного учителя. К сожалению, в настоящее время ситуация в образовании в этом контексте далека от идеала. По данным социологического исследования «Образование Москвы 2.2.», респонденты - социальные заказчики - не всегда удовлетворены качеством предоставляемых образовательных услуг организациями, реализующими программы общего образования (индекс по состоянию на ноябрь 2013 г. составил минус 10). Особо хочу отметить, что этот показатель представлен на фоне крайне высокой оценки уровня квалификации работников школ (+21) и высокой степени удовлетворенности такими параметрами, как состояние материально-технической базы (+18), обеспеченность современным высокотехнологичным оборудованием (+25), обеспечение безопасности участников образовательных отношений (+45), доступности мест в школах столицы (+ 49).
Анализируя ситуацию, можно предположить, что, несмотря на активную комплексную модернизацию отрасли, москвичи, отмечая позитивные перемены, с другой стороны, прислушиваются к позиции учителей и администраций школ. Определенный круг педагогов даже после значительного увеличения заработной платы ментально не сильно изменился. Они по-прежнему говорят о тяжелом материальном состоянии учителя, объеме бумаг и отчетов, низком социальном статусе в обществе. На мой взгляд, и администрации школ, разговаривая с родителями, подчас говорят о бедственном состоянии школ, сложной финансово-экономической ситуации, обосновывают свои внутренние проблемы решениями, которые принимаются «сверху».
В чем причина такой позиции? Наверное, в том, что слабым в какой-то степени быть проще. Многие ошибки, слабый уровень преподавания, недостаточный профессиональный уровень сотрудников можно списать на слабость в целом системы образования, такое обоснование слышат наши родители и не имеют оснований не верить.
Мне кажется, что наша задача - стать сильной школой в глазах населения. Школой в полной мере, несущей ответственность за свои действия. Школой, которая сама принимает решения и готова обосновывать их родительскому сообществу. Основа сильной школы - ответственные учителя.
Изменение уровня доходов означает изменение и требований общества к учителям. Зарабатывая больше, учитель должен менять требования к самому себе, менять внутренние стандарты. Выпускник современной школы должен уметь создавать мир вокруг себя и реализовывать себя самому, обладая компетенциями в формулировании новых идей, подбора команды, поиска ресурсов для их реализации. Чтобы его всему этому научить, педагог должен уметь это делать сам, должен быть удовлетворен своим положением в обществе и быть заинтересованным в своей работе.
В нашей школе деятельность, направленная на повышение эффективности и качества работы педагогического коллектива и образовательной организации в целом, осуществляется по нескольким направлениям:
- совершенствование и повышение эффективности работы педагогического корпуса;
- маркетинг образовательных услуг;
- PR образовательного учреждения.
Могу отметить использование коучинг-технологий в области самосовершенствования личности учителя, взаимодействие с лабораторией информационной поддержки развития образования МИОО в области проектной деятельности, сотрудничество с МГМУ им. И.М.Сеченова в рамках комплексной программы по проблемам здоровьесбережения учителя и профилактики рисков для здоровья. Руководители структурных подразделений в рамках совместной с учителями работы готовят индивидуальные планы личностного развития, самообразования, повышения квалификации. Психологическая служба систематически проводит тренинги для педагогических работников по взаимодействию с участниками образовательных отношений, стрессоустойчивости. Для повышения открытости школы мы активно используем возможности интернет-сайта, электронного журнала, средств массовой информации. Традиционно для жителей района проводим ярмарки дополнительного образования, массовые и спортивные мероприятия, дни открытых дверей, лекции и мастер-классы для родителей.
На уровне образовательной организации возможно выстроить поэтапную систему, которая постепенно изменит ментальность педагогических работников. Молодой учитель должен отчетливо понимать, что он выбирает ту профессиональную деятельность, которая должна ему дать сопоставимые возможности с теми, которые возникли бы у него, если бы он начал работать в бизнесе, журналистике, менеджменте. В коммерческих структурах человек всегда намечает себе определенные вехи социального развития, то же самое должно происходить и в системе образования.
На уровне Правительства РФ существует четко сформулированная задача развития среднего класса. Такое поручение президента задача и для системы образования, с другой стороны, очевидно, что этот государственный заказ поддерживает и родительское сообщество.
Несомненно, нельзя забывать и про управленческую команду всей образовательной организации, отвечающую за реализацию данных задач, во главе которой может и должен быть современный, успешный, мобильный, компетентный руководитель.
Таким образом, должно сформироваться единое образовательное пространство города, пространство, которое состоит из сильных школ, предлагающих качественные образовательные услуги высокого уровня на основе свободной конкуренции. У каждого московского родителя должно быть понимание полной ответственности каждого конкретного учителя и каждого учреждения за качество его услуг без всяких скидок и поблажек. В этом я вижу принципиальную основу развития системы образования округа.

С.КОРЫШЕВ, директор школы №1370

Поснова Александра АлександровнаУчитель начальных классов, МАОУ СОШ№3, г.Новый Уренгой ЯНАО[email protected]

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ.

Аннотация.

Ответственность профессиональной успешности современного учителя дает возможность искать информацию, обрабатывать и реализовыватьее в практической деятельности. Размышления работы учителя в современной школе.Ключевые слова: современный ребенок, современный учитель, педагогический поиск.

Умен ты или глуп,Велик ты или мал,Не знаем мы, покаТы слова не сказал!Персидский поэт и мыслитель XIII в. Саади

Как пел Высоцкий, ©Чему нас учит семья и школа?ª. Чему угодно, только не тому, как быть самим собой! Например:Макаренко ненавидел шаблоны и стереотипы в воспитании, потому что в каждом своем ученике видел личность. Не забывая при этом о могучей роли общества вообще и трудового коллектива в частности. По моему убеждению, нужны педагоги, способные видеть человека как уникальную целостность и развивать его на основе законов развития науки, техники, искусства, общественной жизни и труда быть путеводителем детей в информационном пространстве, научив их находить, осмысливать, обрабатывать и применять на практике новую информацию.Современный ребенок ©запертыйª в ограниченном пространстве жилой комнаты наедине с телевизором, компьютером, страдает от отсутствия развитой сенсорной, мыслительной и творческой базы. Экспериментально доказано, что мозг человека способен воспринимать и безошибочно обрабатывать информацию со скоростью не более 25 бит в секунду (в одном слове средней длины содержится как раз 25 бит). При такой скорости поглощения информации человек за жизнь может прочитать не более трех тысяч книг. И то при условии, что будет ежедневно осваивать по 50 страниц. Самым упорным такая скорость когдато позволяла освоить накопленные человечеством основные знания примерно, к середине жизни.Если мозг перенапряжен, он отбрасывает то, в чем нет насущной необходимости. Кто может похвастаться, что помнит логарифмы, законы Фарадея, химическую формулу целлюлозы или точную дату правления Владимира II Мономаха? А ведь мы все это учили в школе! Учили, но забыли –то есть, вновь не знаем. Ситуация усугубляет появление техники. Устройства, действующие по принципу ©нажми на кнопку получишь результатª, создают иллюзию соответствия требованиям времени. На смену культуре приходит поп культура. На рынок выбрасывается Библия в комиксах и сокращенные варианты классических произведений, поэзия романсов дешевыми ©джаги джагиª, изысканная речь –сленгом.До недавних пор все образовательные системы были рассчитаны на активное развитие левого полушария, отвечающего за логическое мышление. Как мы видим, на сегодняшний день его потенциал исчерпан. Чтобы сохранить ощущение реальности, не заблудиться в постоянно меняющейся действительности, предстоит подключить к работе и вторую половинку мозга, отвечающую за интуицию и образное восприятие. Только так, гармонично развивая оба полушария, ученик сможет найти общий язык с окружающей действительностью, видеть мир во всей его полноте.

Мы живем в 21 веке и современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые знания, быть коммуникативными, контактными в любых социальных группах. Сегодня общество нуждается в людях, которые самостоятельно могут и умеют трудиться над развитием самого себя: своего интеллекта, своей культуры. Я горжусь, что в передовых школах стала меняться психология преподавания. И тут начинается самое сложное, но и самое интересное: встреча с самим собой. Открытие в себе себя, той самой ВСЕЛЕННОЙ. Достаточно научиться логике мышления в областях разных знаний и умению быстро находить нужное, когда оно понадобится. Научить учеников учиться, а не даватьготовые знания, так как человек способный самостоятельно добывать их, всегда найдет свое место в жизни, сможет быть хорошим специалистом в постоянно меняющихся экономических и социальных условиях. То, что познается в школе, на всю жизнь врезается в память.

В условиях интеллектуальной конкуренции непрерывное самосовершенствование, педагогический поиск и творчество являются, по сути дела, одними из обязательных требований, которые предъявляются к современному учителю. Современной школе нужен новый учительучитель, обладающий инновационным мышлением, умеющий адаптироваться к социальным запросам общества, имеющий высокие личностные качества: социальную ответственность, искренность, оптимизм. Мечта любой школы, любого ученика -умный, добрый, все понимающий иумеющий учитель. Стремиться надо именно к этому. Учитель -это творец, он всегда открыт для нового знания, постоянно растет профессионально, получает удовлетворение и удовольствие от своего труда. Конечно, путь педагога это чрезвычайно трудная глубинная работа по преобразованию себя. Главное в педагогике –учитель должен иметь свой индивидуальный педагогический почерк и своих учеников, способных думать, рассуждать, увлекаться идеями и искать вместе с учителем истину. Живой диалог на уроке, несущий значительную смысловую нагрузку, имеет огромную духовную ценность. Учитель, должен быть не просто отличным предметником с энциклопедическими знаниями, не только владеть самыми современными методиками и способностями передавать свой опыт, но и быть яркой личностью, умеющей убеждать и вести за собой.Учитель стоит перед необходимостью овладения путями, методами, формами самовоспитания. Ему нужно сделать самовоспитание составной частью своей повседневной жизни. Радость узнавания мира, увлеченность его открытием,наслаждение самим процессом познания -это и есть ценнейший гуманистический дух школы. Ищущий учитель осваивает философию просвещения, культурологию, историю и теорию педагогики, историю школы и ее современное состояние и отбирает принципы, содержание, средства, формы, приемы, методы, структурные и организационные элементы воспитания и образования, которые у него, у данного учителя, дают наибольший эффект. Так учитель создает свой собственный стиль. Учить учиться -©готовить человека к жизниª. Учить самообразовываться -в этом, можно сказать, веяние времени, одно из важнейших требований его.Чтобы умеючи войти в мир практической педагогики, мало обладать лишь прочными теоретическими знаниями по избранной специальности и, казалось бы, неплохими исполнительскими навыками, продемонстрированными на учебных занятиях. Успешное начало в педагогической деятельности очень во многом зависит также от умения с первых минут урока привнести в детский коллектив дух радости и сотворчества, вызвать любопытство и интерес со стороны учащихся к тому, что делается на уроке и что предполагается ещё сделать (ведь они тоже с нетерпением ждут встречи с учителем.). Ведь только при полном раскрытии душ можно заставить сердца биться в унисон и тем самым способствовать созданию условий для нормального учебного процесса, добиться желанных успехов в результате обучения. Главное, учителю надо помнить, что ученики идут навстречу равному им, а не играющему в равенство, знающему и остроумному человеку.Учитель, наставник… –эти понятия могут быть безо всякой натяжки отнесены к вечным. Сколько существовало и еще будет существовать человечество, столько и будет жить понятие ©учительª. Действительно, за словом ©учительª стоит образ наставника, от которого во многом зависит жизнь другого человека или целой группы людей. В нем сфокусированы некие жизненно определяющие, нравственные, духовные, социальные, профессиональные принципы и понятия. От нравственных принципов и убеждений, от меры ответственности и профессионализма учителя, а также от восприятия и усвоения этих принципов и качеств его учениками зачастую зависит судьба целых народов, государств и цивилизаций. С течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом (учеником, родителем, самим учителем) к личности учителя. Остается открытым вопрос: какие качества учителя (или ©компетенцииª) должны быть постоянными, тоесть не зависящими от времени, а какие должны быть динамичными, ©подвижнымиª, тоесть необходимыми учителю в связи с требованием ©новогоª времени. В процессе общения с учителем как с личностью и идет процесс нравственного роста, обучения и научения. Важный момент этого взаимодействия–восприятие ученика как личности с ее достоинствами и недостатками, поскольку особенное влияние на развитие ребенка оказывают окружающие его люди, среди которых не последнее место занимает учитель. Современный учитель должен обладать инновационным мышлением, уметь адаптироваться к социальным запросам общества. Но в то же время миссия учителя –формировать общество будущего, давать ему нравственные ориентиры. Иными словами–служить обществу, в то же время создавая его.

Кто сегодня должен учить школьников? В современном мире ежедневно растет поток информации, а это накладывает своеобразный отпечаток на работу образовательных учреждений, на деятельность учителя. Все выше поднимается планка требований, предъявляемых обществом к личности учителя. Кто же сегодня должен и может учить школьников? Обычно начинают с профессиональной компетентности учителя. И это, бесспорно, важно. Но стоит провести опрос наших заказчиков, а это родители и сами обучающиеся, само общество, как становится ясно, что этого недостаточно. Знания нужны ребятам, но родители хотят,чтобы их дети могли применить их на практике. Учитель, стремящийся к профессиональному росту, владеющий новыми педагогическими технологиями обучения и воспитания и апробирующий их на практике, будет работать более эффективно, чем коллеги идущие по традиционному пути обучения. Педагогическая деятельность сегодня предполагает обмен опытом с коллегами, для этого созданы образовательные сайты, можно и нужно иметь и свой сайт. Учитель должен быть готов к творческой деятельности сам, чтобы уметь помочь ребенкураскрыть его творческий потенциал. Еще важный аспект –создание условий безопасного и комфортного пребывания ребенка в школе, и об этом должен заботиться современный учитель, особенно классный руководитель. Школе, родителям, ученикам нужен успешный учитель, значит он должен иметь высокие личностные качества: социальную ответственность, искренность, оптимизм, готовность соучастия, должен иметь индивидуальный стиль работы.А в повседневной жизни всегда будут нужны знания, умения, навыки, память, сообразительность, настойчивость, аккуратность, наблюдательность, фантазия, воображение, внимательность, терпение, умение логически мыслить, анализировать, сопоставлять, обобщать и, наконец ОТВЕТСТВЕННОСТЬ!!! Одним изусловий является наличие любимого взрослого друга –наставника, учителя. Если же учитель открыт, готов делиться собой –он сияет. А бабочки в темноте куда летят? Правильно, на СВЕТ.Глубоко ошибочно господствующее в обществе мнение, что каждый молодой человек ©вырастет –поумнеетª,ученикамнеобходимо просто показать, как богат и прекрасен может быть внутренний мир каждого, и тогда всем захочется вступить на путь САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. И мир вокруг них никогда не окажется серым, скучным, бессмысленным. Помните знаменитую фразу из фильма ©Доживемдо понедельникаª: ©Счастье –это когда тебя понимаютª? К этому счастью стремятся абсолютно все. Что и требовалось доказать.

ЗА СЧЕТ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ЗА ИННТУИЦИЮ И ОБРАЗНОЕ ВОСПРИЯТИЯ МОИ ©ТЕЛЕПУЗИКИª НАЧИНАЮТ ВЫДАВАТЬ ТАКИЕ ИДЕИ, МЫСЛИТЬ ТАКИМИ КАТЕГОРИЯМИ, ЧТО Я ©НЕМЕЮ ª ОТ ИЗУМЛЕНИЯ. МОИ ДЕТИ ДОЛЖНЫ НЕ ТОЛЬКО ЗНАТЬ, НО УМЕТЬ ЭТО ЗНАНИЕ ПРИМЕНЯТЬ В УЧЕБЕ, В ТВОРЧЕСТВЕ И ЖИЗНИ. Я УЧУ РЕБЯТ В ПРИВЫЧНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЖИЗНИ И БЫТА ВИДЕТЬ ЗАКОНЫ БЫТИЯ И НАХОДИТЬ СВОЕ СОБСТВЕННОЕ МЕСТО ЖИЗНИ.ГЛАВНОЕ НА МОИХ УРОКАХ, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ ОЩУЩАЛ СЕБЯ ТВОРЦОМ. ВЕДЬ ОНИ ВСЕ –ОСОБЕННЫЕ, УНИКАЛЬНЫЕ, ОБЛАДАЮЩИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ ТАЛАНТОМ. И МИР ВОКРУГ НИХ ДАЙ БОГ НИКОГДА НЕ ОКАЖЕТСЯ СЕРЫМ, СКУЧНЫМ, БЕССМЫСЛЕННЫМ. ВЕДЬ ЧЕЛОВЕК НАЧИНАЕТСЯ С ПРОБУЖДЕНИЯ ДУШИ. НАВЕРНОЕ, Я УЛОВИЛА ПАРАЛЕЛЬ И СТАРАЮСЬ ВЫЯВЛЯТЬ УНИКАЛЬНОСТЬ КАЖДОГО. Важно, что дает твой труд в повседневной практике, работать с опережением, с ориентацией на будущее. Воспитание свободной личности, готовой к самореализации и дальнейшему самообразованию, личности со своим пониманием картины мира,чтобы увидеть наличие индивидуального прогресса у детей

вот основа–ответственности современного учителя.Способность быть ответственным за качество своей деятельности. Именно от таких верных своему делу учителей многое зависит в образовании.

Источники информации:

Гессен С. И. Основы педагогики. М., 1995.МаслоуА. Мотивация и личность. СПб., 2001. Розин В. М. Образование в конце ХХ века. (Материалы ©круглого столаª) // Вопросы философии. 1992. № 9Вентцель, К. Н. Дом свободного ребенка (Как создать свободную школу) / К.Н. Вентцель. 3 изд. М., 1923;Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. В поисках практикоориентированных концепций. М.: Совершенство, 1998. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения // Вопросы образования. 2009. № 4. Управление профессиональным развитием и измениями в системе ПК: Монографический сб. / Под ред. Г.Н. Прозументовой, А.Б. Зоткина. Томск, 2002.Пионова P.C. Педагогические технологии? Педагогические технологии... // Междунар. науч. конф. ©Интеллектуальные технологии и дистанционное обучение на рубеже XXI векаª: Тез. докл. СПб. 79 июля 1999 г. СПбГУАП. СПб., 1999.Национальная образовательная инициатива ©Наша новая школаª.