Лдпр правящая или оппозиционная. Оппозиционные партии в России. Справка. "Российская демократическая партия "Яблоко"

Начиная разговор о власти и оппозиции, нельзя не вспомнить слова М. Булгакова: «Всякая власть является насилием над людьми, и настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть…» («Мастер и Маргарита»).

Власть и ее проявления

Возможно ли существование какого-либо государства без власти? Вряд ли. У человеческого общества власть заложена на подсознательном уровне. Одни жаждут управлять и властвовать, другие же не мыслят своего существования без руководства свыше. Фрейд трактует первоисточник власти как стремление реализовать свое либидо, а согласно теории Адлера, желание обладать властью есть не что иное, как компенсация собственного комплекса неполноценности.

Что же такое власть? Этим понятием определяется возможность манипулировать (управлять), реализовывая свои личные или общественные интересы. Управление может осуществляться как на уровне одного человека, так и на уровне государства или всего мира, независимо от желания тех, кем управляют. Власть - это инструмент, с помощью которого человек или группы людей, объединенных одними более-менее схожими интересами и стремящихся к похожим целям (политические партии и движения) могут концентрировать вокруг себя силы и ресурсы, которые будут способствовать достижению цели, подавлять волю других даже вопреки их желанию, диктовать свои условия и контролировать процессы и механизмы распределения наиболее важных и дефицитных материальных, природных и общественных ценностей. Политическая власть подразумевает достижение целей на благо всего сообщества людей, этой власти подчиняющихся. Она, как правило, имеет единый центр, принимающий решения, может действовать в различных сферах и использовать всевозможные рычаги управления. Политическая власть имеет четко выраженную иерархическую структуру.

Способы противостояния общества и власти

Не всегда народ приходит в восторг от способа управления. Ни один правящий политик, каким бы могущественным он ни был, не может быть уверен в своем политическом будущем. Народный гнев - страшная сила, ибо в гневе народ превращается в толпу, а толпой невозможно управлять. Но для того, чтобы народ начал действовать, обязательно нужен человек, который бы не боялся открыто выступить против власти. Как правило, это отчаянные фанатики, твердо уверовавшие в свою правоту.

С наступлением эры «человеколюбия» таких фанатиков перестали сжигать на кострах и сажать на кол. Им позволили объединяться в группы, которые получили название «политическая оппозиция». Сделано это было для того, чтобы иметь некое подобие контроля над ними. Ибо выигрывает тот, кто знает врага в лицо. В эпоху Союза оппозиция не могла существовать как реальная, сколь-нибудь видимая сила в принципе. Это были единицы во властных структурах и вне госаппарата, которые не имели абсолютно никакого политического веса. В современной России позволяет образовывать оппозиционные политические партии в том понимании, в котором изначально было определено само понятие «оппозиционная партия». То есть стали появляться структуры, имеющие пакет документов, закрепленных законодательно, направленный на соблюдение интересов граждан, не согласных с линией правящей партии. Работа оппозиционной партии заключается в пропаганде обществу своей идеологии и проведении разъяснительной работы. Результатом этой работы является либо свержение действующей власти, либо значительные перемены в общественном сознании.

Роль оппозиции в жизни современной России довольно неоднозначна. С одной стороны, существуют политические силы, имеющие довольно высокий процент поддержки электората, чьи программы во многом отличаются от программ не только руководящей партии, но и других политический образований, называющих себя оппозицией. С другой стороны, ни одна оппозиционная партия не может быть признана таковой именно по отношению к правящей политической партии. Расстановка политических сил в России сегодня выглядит так: в парламенте правящая партия представлена «Единой Россией», а роль оппозиции играют КПРФ и ЛДПР. Именно эти две партии смогли набрать более 7% голосов на последних думских выборах. Это так называемая системная оппозиция. Есть еще и внесистемная оппозиция. России, не преодолевшие 7% барьер, но допущенные к работе в парламенте. Однако какого-либо веса они не имеют. Все остальные движения, выражающие свою политическую точку зрения, признаны маргинальными и отсеяны Росрегистрацией как те, какие не смогли доказать свою способность исполнять функции партии.

Немного истории

Оппозиция в России существовала всегда. Наиболее ярко российская оппозиция начала проявлять себя в начале ХХ века, когда к власти пришли большевики. И хотя само слово «оппозиционер» стало чем-то наподобие клейма, партии, образовавшиеся в этот непростой период, предпринимали попытки договориться с новой властью. Эти попытки продолжались вплоть до 1929 года.

Но опять-таки реальная сила, противостоявшая большевикам - «Белое движение» - на тот момент уже была полностью уничтожена, оппозиция допускалась лишь внутри самого большевистского движения. О возможности существования оппозиции вне партии на уровне народа не допускалось даже мысли. С приходом к власти Сталина всякое инакомыслие каралось смертью, поэтому само понятие «оппозиционная партия» прекратило свое существование. Но так уж устроена русская душа, что она не приемлет никакого насилия над собой. В противовес режиму жесточайшего террора в конце 30-х годов возникает «нравственная оппозиция». Свое выражение она нашла в возрождении веры, подпольной, но веры всех абсолютно конфессий. Маленков в письме Сталину выразил свое сомнения по поводу возможности покорения Европы ТАКИМ народом. Это стало толчком к новой волне террора 1937 года, уничтожившего практически всю бывшую аристократию и интеллигенцию Союза. Лишь в 1985 году Генеральный секретарь КПСС Горбачев своим тезисом о демократизации советского общества фактически разрешил многопартийность, вернув тем самым оппозицию к жизни.

Расстановка

С устранением КПСС как единой правящей партии политическое сообщество встало перед непростым выбором. Естественно, что необходимо было разработать хоть какую-то программу, которая бы позволила государству с такими ресурсами не только удержаться на плаву, но и вернуть лидерские позиции на мировой арене. Процесс расстановки политических сил занимает довольно длительный срок. В ходе своего формирования власть и оппозиция претерпели колоссальные изменения. Демократизация и либерализм нового социально-политического общества становятся первостепенной задачей.

К 1993 году была сформирована партийная система, состоящая из трех блоков: левоцентристский, центристский и правоцентристский. Лидером стал центристский блок, поддерживающий президента. В него входили ДПР, ПРЕС, «Яблоко» и «Выбор России». Борьба, в которой принимают участие правящие и оппозиционные партии, развивается на фоне спада уровня экономики, когда провластная партия утрачивает свои позиции, стимулируя оппозиционные политические партии. Кроме того, на приграничных рубежах позволяют крайне левым и крайне правым силам наращивать электоральную мощь. Такое положение, несомненно, ставило оппозиционные партии России на лидирующие позиции.

Единомыслие

В Думе IV созыва (2003 год) в лидеры выходит партия «Единая Россия». С появлением на политической арене такого сильного игрока расстановка приоритетов постепенно меняется. Политические партии и их лидеры постепенно отстраняются от руководящих должностей. Провластная партия надолго закрепляет за собой лидирующие позиции, опираясь на идеологию консерватизма и сразу же противопоставляя себя более радикальным движениям. Именно с этого момента начинается новый этап развития Российского общества. Главной задачей партии становится сохранение лидерских позиций в течение 15 лет. Для реализации этой задачи должно быть сформировано гражданское сознание, которое будет подкрепляться стабильным экономическим положением и единой мыслью о Великой России.

Именно на патриотические чувства в первую очередь делается ставка руководства партии. Одним из этапов формирования национального патриотизма стало подписание соглашения о принятии мер по предупреждению ксенофобии и расовой дискриминации. Политические партии РФ практически единогласно подписали этот документ. Благодаря четкой реализации программы партии, улучшению благосостояния нации, партия «Единая Россия» получила на последних выборах в Законодательное Собрание колоссальную поддержку избирателей, этим также объясняется большинство представителей правящей партии в органах местного самоуправления на всех региональных уровнях. Наличие мощной политической силы, имеющей такую поддержку среди населения государства, поставило оппозиционные партии России в нелегкое положение.

Свежая струя

Главной проблемой, с которой сталкивается практически любая оппозиционная партия, является конкурентоспособность. Механизм управления государством и законотворчества построен таким образом, что оппозиции трудно повлиять на его функционирование. Получить поддержку у работающего населения еще сложнее, ведь для того чтобы рабочий класс начал выражать протесты против правящей партии, нужно найти причину недовольства. Ну а что делать, если все сыты, работой довольны, досуг проводят с интересом? Как заставить народ роптать? Есть несколько вариантов. Первый - пенсионеры. Здесь можно сыграть на ностальгии по Советскому прошлому. Но опять незадача - уровень пенсий полностью удовлетворяет запросы граждан, выживших в голодные 90-е и не желающих менять сытое «сейчас» на неизвестное «завтра». Второй вариант - местная интеллигенция и олигархи, но их численность слишком мала для мощной поддержки, да и вряд ли захотят они ссориться с нынешней властью. Остается подрастающее поколение. Именно на молодежь нацелена пропаганда сегодняшних оппозиционеров. С молодыми людьми проще работать. Они сильнее поддаются идеологизации, обладают хорошей мобильностью и практически не требуют материальных затрат. присущий практически всем членам молодежных движений, при умелой обработке опытных психологов становится действительно мощным оружием. Вряд ли эти движения могут существенно повлиять на России, но вот как реальная уличная сила такие партии могут использоваться оппозиционерами для достижения своих собственных целей.

Пеший марш

Проявлением такой силы стали печально известные события на Болотной улице. Печально то, что политические партии России, считающие себя находящимися в оппозиции к власти, лишний раз доказали свою полную несостоятельность именно как политические партии. Ибо толпа, собранная на мотивировалась отнюдь не лозунгами, которые выдвигали оппозиционеры. Призывы к отставке власти и перевыборов были заимствованы митингующими у киевского «майдана», да и сама тактика была довольно схожей, но дело не в этом. Дело в том, что сама возможность возникновения протеста стала сигналом для власти. Сигналом о растущем народном сознании, научившемся думать и делать выводы. На фоне «цветных» майданов и разношерстных революций Болотная могла бы серьезно навредить не только политическому имиджу правящей партии, но и лично Путину. Спасло ситуацию отсутствие лидеров.

Собрание довольно большого количества людей, позволившего себе выплеснуть накопившуюся за годы сытости энергию, закончилось именно так, как закончилось, то есть ничем, кроме нескольких десятков уголовных дел и всеобщего ощущения эйфории от преодоления своего же собственного страха перед властью. Будь у зачинщиков народного бунта настоящий лидер, смена власти могла бы быть реальной. Но, как говорится, покричали и разошлись. Современные лидеры оппозиции неспособны подвигнуть свой электорат на сколь-нибудь серьезные действия, они не обладают теми лидерскими качествами, которые помогли бы увлечь толпу.

Упущенные возможности

Нереализованные задачи митинга на Болотной и на проспекте Сахарова определили направление, в котором политические партии от оппозиции должны двигаться дальше. Первым шагом к успеху является, безусловно, создание некоего штаба оппозиции, в состав которого будут входить те лидеры, которые обладают наибольшим потенциалом. Работа должна проводиться с использованием максимального количества ресурсов. Если пропаганда посредством СМИ имеет довольно ограниченные возможности, то Всемирная паутина пока цензурой не ограничена. Большие возможности обретают блоггеры. Их деятельность можно направить на формирование общественного сознания, сбор социологических данных, да мало ли вариантов для неограниченной фантазии… Есть шансы на успех и у тех движений, которые не реализовали свои политические амбиции во время выборов на всех уровнях. Присоединение к единой оппозиционной силе дает некую, пусть и призрачную, возможность возвращения былых позиций. Несомненно и то, что сильной новую оппозицию сделают вливания частного капитала. Хотя само упоминание о деньгах в плоскости борьбы с коррупцией в политике можно назвать кощунственным, но любая сила должна иметь реальную материальную базу. Привлечение же к оппозиционной партии богатых и успешных людей обеспечивает довольно существенную поддержку всех революционных начинаний. Ну и завершающим, но отнюдь не самым малозначительным звеном этой цепочки должна стать интеллигенция и представители бомонда. Уважаемые деятели культуры, творческая элита - они способны повести за собой народ, по крайней мере, своих почитателей.

Есть ли будущее?

Принимая во внимание опыт предыдущих лет, напрашивается вопрос: «Как долго смогут правящие политические партии России сдерживать оппозицию?» Ведь известно, что ничего вечного нет. Недавние события настойчиво заставляют задуматься о перспективах для нынешней власти и возможностях для оппозиции. То явление, которое наблюдалось в 2012 году в Москве, говорит лишь о политическом созревании общества, которое стало возможным благодаря смене поколений. Того общества, которое имеет свое политическое видение и не нуждается в лидерах. Общество, сумевшее мобилизоваться в достаточно короткий срок и четко высказать свою позицию, можно считать вполне зрелым, готовым на диалог с властью. И именно оно вправе называть сегодня себя оппозицией, готовой отстаивать интересы не конкретных личностей или партий, но целого народа. Несомненно, такое явление, как народная оппозиция, должно развиваться, иначе невозможно развитие самого общества. Российское сознание больше не концентрируется вокруг одной персоны, поэтому смена вождя на данном этапе развития социума не является проблемой. Более того, в современном обществе исчезло понятие "вождь". И власть должна об этом помнить.

С оппозицией можно и нужно договариваться, ее нужно уметь услышать. Оппозиция нужна власти хотя бы для того, чтобы помогать исправлять ошибки и не позволять расслабляться.

Накануне ухода парламента на каникулы в партии "Единая Россия" произошло некоторое переструктурирование. На IX Съезде партии было принято решение об активизации внутрипартийной дискуссии. Съезд одобрил Хартию трех политических клубов - Центра социально-консервативной политики, Либерально-консервативного клуба политического действия "4 ноября", Государственно-патриотического клуба. По мнению аналитиков, оформление таких клубов мжет свидетельствовать о формировании в нашей политической системе оппозиции.

Оппозиция ‑ это часть общества, ведущая политику противостояния господствующему положению. Слово оппозиция (от лат. oppositia - противопоставление) - способ противопоставления одних политических взглядов, идей, действий, другим политическим взглядам и действиям. Исходя из этого определения, оппозиционная партия - это группа лиц внутри общества, организации, партии или коллектива, оказывающая противодействие власти.

В России оппозиция появилась 1989 году с оформления Межрегиональной депутатской группы, затем создания в 1990 г. Демократической платформы в единственной тогда в стране партии - КПСС и оформления антикоммунистического движения «Демократическая Россия». В российской политике 1990‑х ‑ начала 2000‑х годов оппозицию представляли последовательно сменявшие друг друга в качестве преемников партии «Выбор России», «Демократический выбор России» , Союз правых сил (СПС), позже партия «Яблоко», которая наряду с Коммунистической партией Российской Федерации (КПРФ) в разные периоды претендовала на статус политической оппозиции.

До 2003 г. в федеральный парламент наряду с «партией власти» постоянно выбирались оппозиционные партии правой и левой ориентации, национал‑патриоты. Но уже в 2003 г. некоторые представители левой оппозиции АПР (3,64%) и правой ‑ социально‑либеральной оппозиции «Яблоко» (4,3%); радикально‑либеральной оппозиции ‑ СПС (3,97%) не попали в парламент, не преодолев 5 %, и не смогли сформировать в Думе своих фракций. Таким образом, общий процент оппозиционеров в представительном органе власти сократился.

21-25 сентября 2007 г. аналитический центр Юрия Левады («Левада‑центр») провел опрос на тему того, какие партии можно назвать оппозиционными. Опрос был проведен среди 1600 россиян. Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3%.

На втором месте в рейтинге - запрещенная Национал‑большевистская партия Эдуарда Лимонова. 40% респондентов назвали ее оппозиционной, 14% - отметили, что «лимоновцы» не являются противниками действующей власти, и еще 46% - затруднились с ответом.

На третьем месте - партия Григория Явлинского - «Яблоко», которую считают оппозиционной 36% респондентов. При этом более половины участников опроса считают иначе, или затрудняются определить ее политическую позицию.

Народно‑демократический союз Михаила Касьянова оппозиционным считают только 28% россиян, 21% - полагают, что эта политическая сила лояльна по отношению к действующей власти. Более половины (51%) респондентов затруднились определить политическую позицию партии Касьянова.

Что касается ЛДПР и «Справедливой России», лидеры которых в своих заявлениях постоянно подчеркивают свою оппозиционность, то в основном россияне не считают эти партии противниками действующей власти. В частности, 39% участников опроса отмети, что ЛДПР не находится в оппозиции, хотя при этом 34% респондентов считают иначе.

Партию Сергея Миронова «Справедливая Россия» называют оппозиционной только 23% россиян, а 36% - считают, что эсеры лояльны действующей власти. При этом 41% затруднились определить политическую позицию эсеров.

Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ). Политическая партия. Образована на базе общественно‑политического объединения "Коммунистическая партия Российской Федерации", учрежденного 13‑14 февраля 1993 г. Преобразована в политическую партию 19 января 2002 г. на VIII внеочередном съезде. Зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ 6 марта 2002 г. Образованная по инициативе коммунистов, первичных организаций КП РСФСР и КПСС, "Коммунистическая партия Российской Федерации" продолжает дело КПСС и КП РСФСР, являясь их идейным преемником.

Партия находится в оппозиции к политическому и социально‑экономическому курсу президента РФ и правительства России. В Госдуме имеет 57 мест.

Председатель партии - Геннадий Андреевич ЗЮГАНОВ.

Либерально‑демократическая партия России (ЛДПР)

Политическая партия. Образована на базе одноименной общественно‑политической организации, учрежденной 31 марта 1990 г. (фактически партия существует с 1988 г., первое название ‑ Либерально‑демократическая партия Советского Союза). Преобразована в политическую партию в соответствии с законом "О политических партиях РФ" 13 декабря 2001 г. на XIII съезде.

Председатель ЛДПР ‑ Владимир Вольфович ЖИРИНОВСКИЙ.

До 1994 г. руководящим органом партии был Высший совет. V съезд ЛДПР, состоявшийся 2 апреля 1994 г., предоставил Жириновскому право единолично формировать состав Высшего совета ЛДПР. Решениями ряда съездов В. Жириновскому делегировано право неограниченного и бессменного руководства партией. На ХVII cъезде ЛДПР (13 декабря 2005 г.) Владимир Жириновский был переизбран председателем Либерально‑демократической партии России на новый четырехлетний срок.

Главная задача партии ‑ построение конституционными методами правового, социально‑ориентированного государства с многоукладной экономикой и гарантированной реализацией гражданских прав и свобод. В Госдуме имеет 40 мест.

"Российская демократическая партия "Яблоко"

Политическая партия. Образована на базе общероссийской политической общественной организации "Объединение "Яблоко" (в 1993 г. создан избирательный блок "Яблоко", с января 1995 ‑ общероссийская общественная организация "Объединение "Яблоко", с 1998 г. ‑ ОПОО "Объединение "Яблоко"). Решение о преобразовании организации в партию было принято на X съезде движения, который прошел 22‑23 декабря 2001 г.

Зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ 22 мая 2002 г. Руководящий орган ‑ Центральный совет.

Председатель партии до 2008 г. ‑ ЯВЛИНСКИЙ Григорий Алексеевич, с 2008 года -МИТРОХИН Сергей

Политическая партия "Союз правых сил" (СПС) является правопреемницей Общероссийской политической общественной организации "Политическая партия "Союз правых сил", реорганизованной в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" в политическую партию.

«Союз Правых Сил» создан в 2001 году. Одним из соучредителей СПС стала партия «Демократический выбор России», ведущая свою историю с 1994 года. Партия зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ 12 марта 2002 г.

«Союз Правых Сил» отстаивает либеральные принципы и в политике, и в экономике. Либеральные экономические реформы, в результате которых произошла трансформация советской экономики в экономику рыночную, связаны с именами членов СПС Егора Гайдара и Анатолия Чубайса.

Цель «Союза Правых Сил»: утверждение в России гражданского общества и демократического правового государства, реализация конституционных принципов федерализма и местного самоуправления; продвижение ценностей демократии и либерализма.

Руководящими органами СПС по Уставу являются: Съезд партии, Совет партии, Федеральный политический совет. Общее политическое руководство деятельностью Партии осуществляет Федеральный политсовет и Председатель Федерального политического Совета.

Председатель Федерального политического совета ‑ Никита БЕЛЫХ.

В Государственной думе третьего созыва партия СПС была представлена фракцией (председатель ‑ Борис Немцов (с 23 марта 2000 года, ранее ‑ Сергей Кириенко)). В ГД четвертого созыва партия СПС не прошла, получив на выборах 7 декабря 2003 года 3,97% голосов).

Сразу после неудачи "Союза правых сил" на парламентских выборах лидерами партии было подписано заявление об отставке. 24 января 2004 года съезд партии принял отставку сопредседателей СПС Егора Гайдара, Бориса Немцова, Анатолия Чубайса, Ирины Хакамады. 25 января все они были избраны тайным голосованием в новый политсовет.

28 мая 2005 года Председателем СПС избран пермский вице‑губернатор Никита Белых, а заместителем председателя ‑ член правления РАО "ЕЭС России" и секретарь политсовета СПС Леонид Гозман.

"Национал‑большевистская партия" (НБП)

Межрегиональное общественное объединение. Основано в 1993 г. 23 января 1997 года зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ. 16 декабря 1998 г. Министерство юстиции РФ отказало в перерегистрации.

Высший орган: Съезд. Руководящие органы: Партийный совет.

Руководитель: Председатель Савенко Эдуард Вениаминович (псевдоним ‑ Эдуард Лимонов).

НБП ведет правозащитную деятельность, сотрудничает с либеральными, демократическими, большевистскими, а также некоторыми умеренно националистическими организациями. Участвует во всех крупных мероприятиях радикальной оппозиции и проводит свои митинги, шествия, пропагандистские рок‑концерты. В парламентских и президентских выборах партия участия не принимает, так как к выборам у НБП "отношение отрицательное".

Национал‑большевистская партия с 1998 года по настоящее время несколько раз получала отказ в регистрации в качестве политической партии.

15 ноября 2005 года, по решению Верховного суда РФ, была ликвидирована Межрегиональная общественная группа «НБП».

19 апреля 2007 года Мосгорсуд признал НБП экстремистской организацией и запретил ее деятельность на территории РФ.

7 августа 2007 года Верховный суд РФ признал НБП экстремистской организацией и соответственно ее деятельность была запрещена на территории РФ. Так она стала единственной запрещенной партией России. НБП тогда в полном составе вошла в оппозиционную коалицию «Другая Россия».

Члены партии, которые на современном политическом жаргоне именуются «лимоновцами» или «нацболами» формально считаются не членами НБП, а просто национал‑большевиками, «лимоновцами» и по‑прежнему входят в состав коалиции «Другая Россия».

«Другая Россия» - оппозиционное общественное объединение в России, действующее с 2006 года. Ставит своей целью добиться смены существующего политического режима, используя легальные методы политической борьбы. Коалиция «Другая Россия» объединяет представителей самых различных политических и правозащитных движений, а также отдельных граждан.

16 декабря 2006 г. в Москве прошла первая объединенная акция «Другой России» - «Марш несогласных». Это название впервые было использовано Гарри Каспаровым в 2005 году при проведении всероссийской акции.

3 июля 2007 бывший премьер‑министр России, лидер Российского народно‑демократического союза (РНДС) Михаил Касьянов объявил о прекращении сотрудничества с коалицией «Другая Россия». По заявлению Касьянова, разногласия внутри «Другой России» касаются процедуры определения единого кандидата в президенты России. Экс‑премьер, выдвинутый в начале июня 2007 года в президенты от РНДС, настаивал на том, что единый кандидат должен определиться путем переговоров между потенциальными претендентами. Лидер Объединенного гражданского фронта (ОГФ) Гарри Каспаров, напротив, заявлял, что процедура выдвижения должна быть максимально демократичной и открытой.

В октябре 2007 Центральная избирательная комиссия отказалась зарегистрировать парламентский список «Другой России». Основанием для этого стало положение закона, согласно которому выдвигать кандидатов в депутаты могут только зарегистрированные политические партии.

Общероссийское общественное движение «Российский Народно‑Демократический Союз»

1 июля 2006 состоялся съезд движения. Межрегиональное движение «Народно‑демократический союз» преобразовано в Общероссийское общественное движение «Российский народно‑демократический союз». Председателем движения был переизбран Михаил Касьянов.

Второй съезд движения состоялся 1‑2 июня 2007 года в Москве. Была принята программа Российского народно‑демократического союза. Съезд принял решение выдвинуть М.Касьянова в качестве кандидата на должность gрезидента Российской Федерации.

По данным организаторов, сейчас отделения движения созданы в 54 регионах РФ.

3 июля 2007 года в Нижнем Новгороде прошло заседание организационного комитета по созданию новой партии «Народ за демократию и справедливость» (НДС). Председателем оргкомитета избран К.Мерзликин.

Партия "Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь" (СРРПЖ)

28 октября 2006 года состоялся объединительный съезд Российской партии жизни (РПЖ), Российской партии пенсионеров (РПП) и партии "Родина". Их делегаты проголосовали за объединение и создание новой политической партии ‑ "Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь".

Цель новой партии "Справедливая Россия" ‑ обеспечение социальной безопасности граждан, с тем чтобы Россия смогла стать "самым справедливым государством в мире".

28 ноября 2006 года партия "Справедливая Россия: Родина. Пенсионеры. Жизнь" была официально зарегистрирована в Федеральной регистрационной службе РФ (Росрегистрация).

Председатель партии ‑ спикер Совета Федерации РФ Сергей Миронов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ЛДПР - «Либерально-демократическая партия России» - официально зарегистрированная оппозиционная политическая партия в Российской Федерации. Является прямой наследницей Либерально-демократической партии Советского Союза, созданной 13 декабря 1989 года . Таким образом, на политической арене ЛДПР уже 28 лет. Срок - не малый, поэтому в преддверии президентской кампании, в которой уже изъявил желание участвовать лидер партии В.Жириновский, стоит остановиться на некоторых вопросах: кто и зачем создал партию, в чём заключаются её успехи и что её отличает от других партий, особенно прошедших в состав последней Думы? И зачем нужны в стране партии, финансируемые за счёт средств налогоплательщиков?

ЛДПР - старейшая российская политическая партия. Является одной из трёх партий, участвовавших в выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ всех семи созывов, и одной из двух партий, всегда по итогам выборов получавших представительство в нижней палате Парламента.

В политическом спектре ЛДПР стоит на позициях «центризма», основными идеологическими составляющими программы партии являются патриотизм, русский национализм, народный панславянский либерализм и демократический этатизм.

Будучи созданной ещё при СССР, история партии насчитывает чуть менее, чем 30 лет. ЛДПР объединяет порядка 200 тысяч членов партии, и миллионы избирателей, голосующих за неё на выборах всех уровней.

Такова официальная информация, имеющаяся в открытых доступах.

Мы также писали о данной партии неоднократно (http://inance.ru/2016/12/ldpr/ и http://inance.ru/2015/09/finan...), тем не менее на некоторые аспекты деятельности ЛДПР стоит заострить внимание.

КАК ВОЗНИКЛА ЛДПР?

История современной российской партийной системы не слишком длинна. Её фактическая точка отсчёта - начало раскола в КПСС в 1988 году. Партии и движения множились и ликвидировались, сливались и возрождались. В описываемый период партийное конструирование часто приобретало хаотический характер. Фактически каждый политик предпочитал создать свою карманную партию и, используя её как ресурс, лишь затем договариваться с близкими ему по взглядам, конъюнктурно полезными или просто договороспособными коллегами.

В тот период, помимо идеократических - либеральных и коммунистических (традиционалистских) партий, возникали уже и исключительно «проектные» партии. В том числе, весьма успешные. Образец успешности проектной партии - ЛДПР, которая была создана в декабре 1989 года и имела первоначальное название Либерально-демократическая партия Советского Союза (ЛДПСС).

Заметки на полях

Анатолий Кулик так идентифицирует четыре широких типа партий:

Программные партии - это партии с чёткой платформой, принятой с определённым соблюдением внутрипартийной демократии, которой следует её руководство и которая постоянно предъявляется обществу. КПРФ и «Яблоко» являются лучшими примерами программных партий.

Проектные партии - партии, создаваемые обычно незадолго до выборов в рамках скрытой стратегии конкурирующих групп «элиты». Классической проектной партией была левопатриотическая «Родина» на выборах 2003 года, задуманная, чтобы отобрать голоса у коммунистов.

Режимные партии - партии, спонсируемые властью, представляющие самою систему. Они спонсируются правящей группой для усиления своей власти, созданы для манипулирования и формирования политического пространства и в некоторых случаях - для действия в качестве так называемой «партии власти». В 1995 году - «Наш дом - Россия» (НДР) была ранним и недоразвитым прототипом, но уже «Единство» на выборах 1999 года оказалось более успешным, как и её преемница «Единая Россия» в 2003, 2007 годах.

Партии-спойлеры -партии, у которых мало шансов самостоятельно добиться успеха и которые задуманы, чтобы внести разброд в определённую политическую нишу и отобрать голоса у группировок оппозиции . (Политическая наука No 4 / 2010 г. - «Политические партии, демократия и качество государственного управления в современном обществ»).

ЛДПР - проект КГБ

О создании ЛДПР как проекта откровенно писали и первый заместителя председателя КГБ СССР генерал армии Ф.Бобков, и ближайший сподвижник М.Горбачёва - А.Яковлев. Партия была создана для «отбора» либерального, что не получилось, и, в большей степени, протестного электората, что, в целом, удалось. Причём об идеологии у ЛДПР и её лидера едва ли можно говорить. Косвенным доказательством этого уже в то время были идеологические «эволюции» самого В.Жириновского. Широко известно, что первоначально В.Жириновский был членом радикального Демократического союза, политическая позиция которого не то, чтобы близка платформе ЛДПР, но и диаметрально ей противоположна. Столь резкая «эволюция» вполне вписывается в гипотезу о «проектном» стиле политической деятельности либерал-демократов. Свою силу проектная партия продемонстрировала в 1993 году, набрав 22,92% голосов и заняв первое место по общефедеральному округу.

Таким образом, партийная элита 80-х годов, многие из которых были «агентами влияния» Запада, готовя управляемый развал СССР, создавали управляемую «оппозицию».

О том, как создавалась ЛДПР, пишет Александр Яковлев (1923 - 2005), идеолог и архитектор так называемой «Перестройки» и либеральных постсоветских реформ, Чрезвычайный и полномочный посол в США, член Политбюро ЦК КПСС в 1987 - 1990 годы, в книге «Сумерки: Размышления о судьбе России» (Александр Яковлев. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М. : Материк, 2005. - 672 с. - ISBN 5-85646-147-9).

Об этом мы писали в статье «Мистер Икс российской политики: Жириновский, ЛДПР и Кремль» (http://inance.ru/2016/12/ldpr/). Это подтверждают и воспоминания Председателя КГБ Н. Крючкова (https://jasonbourn.livejournal...).

Общий вывод очевиден. Сегодня большинство партий (от «Единой России» до ЛДПР) представляют собой такие партийные образования, которые проще описываются через вождизм, что в западной политологии описывают как клиентельные отношения.

Заметки на полях

Клиентелизм - (лат. cliens - подопечный) - модель политического структурирования общества, основанная на особом типе взаимоотношений лидера (патрона) с его последователями (клиентами) - преданными ему или зависимыми от него сторонниками. Проявляется в форме персональных клиентел (лат. - clientela) - личных «команд» отдельных лидеров, а также клиентелизованных институтов, политико-финансовых групп (от крупных предприятий, финансово-экономических структур до органов государственной власти), опирающихся на патронажно-клиентные связи. Основными характеристиками таких групп выступают замкнутость и иерархичность структуры, а также неформальный характер взаимодействия в борьбе за право контролировать ресурсы.

По-русски говоря, сегодня каждая партия - это мешок с деньгами, вокруг которого образуется группа с лидером во главе, иногда обходятся даже и без лидера. Главное - это проталкивание интересов того, «кто девушку танцует», о чём в политкорректных определениях почему-то не пишут.

КАРМАННАЯ ОППОЗИЦИЯ

На прошедших 18 сентября 2016 года очередных выборах в Госдуму ЛДПР едва не заняла второе место, набрав 13,14% голосов и уступив коммунистам лишь две десятые процента. Особенно в партии гордятся тем, что почти не потеряли избирателей в абсолютных числах: в эти выборы за неё проголосовали чуть менее семи миллионов человек, на предыдущих парламентских выборах в 2011-м - чуть более семи с половиной миллионов (при этом «Единая Россия» потеряла четыре миллиона избирателей, а КПРФ - и вовсе пять с половиной).

По мнению политологов, избиратель разочаровался во всех партиях и не готов поддерживать новые партийные проекты, коими являются, например, партии «Родина» и «Партия роста». Народ сейчас не различает парламентские партии, да и не парламентские тоже. Для людей уже одинаково, что «Единая Россия», что КПРФ, что «Справедливая Россия» или ЛДПР.

Неожиданностей нет, всё это прогнозировалось на старте - та же четвёрка парламентских партий.

Низкая явка в Москве и Петербурге - показатель того, что люди не верят, что Госдума может что-то решать: в последнее время она работала в режиме «Чего изволите?», занимаясь не законотворчеством, а законоодобрением того, что спускали сверху. Анализ позиций большинства активных участников этих партий позволяет выявить, что позиции действующей власти и позиции парламентской оппозиции по ключевым политическим вопросам практически полностью совпадают.

ПОЧЕМУ ЛДПР НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОППОЗИЦИОННОЙ ПАРТИЕЙ?

Можно назвать восемь признаков того, что парламентская оппозиция в России не является оппозицией в прямом смысле слова. Это в равной мере относится и к ЛДПР.

1. Природа власти

Природа власти и у представителей действующей власти, и у оппозиционеров однотипна. Это власть «элит». Есть те, кто знает, что делать, и есть народ, который должен следовать указаниям новых вождей. Вероятно, мы скажем очевидную вещь, однако эту очевидную вещь мы за последние годы порядком уже подзабыли. Политические партии нужны вовсе не для того, чтобы бороться за власть: политические партии нужны для того, чтобы власть учитывала интересы всех значимых групп.

2. Демократия

Все клянутся в демократии, но никто не собирается её строить. Если, конечно, понимать демократию, как действительное народовластие, а не как это было принято в Древней Греции: демократия - для свободных граждан (демоса) полисов, а для рабов - рабовладение.

3. Выборы

Некоторые представители власти в России считают, что выборов в России должно быть поменьше, представители системной оппозиции считает, что выборов должно быть побольше. Но то, что выборы должны быть сохранены именно в текущем виде, в этом оппозиция и власть едины. Оппозиция не предлагает ничего инновационного, кроме как «научиться побеждать в нечестных выборах».

4.Партии

Существующая партийная система - это форма эффективнейшего отчуждения политического ресурса от гражданина. В этом вопросе по отношению к народу правящие и оппозиционные им группы едины.

5. Народ

Народ в России не является субъектом политики. Именно на этом основан внутриэлитный консенсус. Апеллирование к народу, как со стороны КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России», так и со стороны либеральных партий, носит исключительно пропагандистский характер. Всем без исключения существующим партиям на выборах нужен электорат, а не народ.

Надо отметить, что и население нашей страны пока ещё не доросло до того, чтобы именоваться народом, поскольку народ отличается от населения тем, что способен порождать концептуальную власть, то есть - является управленчески грамотным в своём большинстве, чего у нас пока и близко нет.

6. Конституция РФ

7. Институт Президента

Институт Президента - это предел мечтаний для любого оппозиционера, как бы кандидата в Президенты, при чём мечтаний об «абсолютной власти». И даже представители тех политических структур, которые говорят о парламентской республике в России, жёстко не отрицают институт Президента.

8. Отсутствие захватывающей мечты о будущем России

Это главная претензия нынешним «элитам». Они могут пламенно проклинать Америку, Украину, ислам, путинский режим и т.д., но на вопрос: «А сами-то чего хотите?» обычно раздаётся лишь звенящая пустота - или банальности вроде построения того же самого «национального государства», только «хорошего»…

Они уже сами откровенно заявляют о том, что «у представителей власти нет единого образа будущего» (https://www.rbc.ru/economics/2...).

Получается, что народ - единственная оппозиция в России . Более того, народ поймёт то, что отметили более века назад братья Гонкур (французские писатели и историки XIX-го века):

«В конечном счёте недовольных негодяев столько же, сколько негодяев довольных. Оппозиция не лучше правительства».

И народ будет искать новые эффективные формы реализации собственной власти и защиты собственных интересов, не доверяя это тем, кто лишь имитирует заботу о народе. А что сегодня может противопоставить «горизонталь народа» «вертикали власти»? Только свои концептуальную властность и собственную волю, направленную на её реализацию в практике жизни против всех имитаций в России: и имитации власти, и имитации оппозиции.

Предлагаем посмотреть видео «Опасность фиктивной оппозиции. Или почему КПРФ и ЛДПР никогда не придут к власти?»:

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Политическая система в России находится в глубочайшем кризисе, который мы наблюдали на региональных выборах в 2015 года и выборах в Госдуму в 2016 году. Фальшивая многопартийность уже перестала отвечать требованиям времени и избирателей, поэтому в стране обязательно начнётся демонтаж действующей политсистемы, которую постепенно может сменить иная система, в которой даже могут появиться элементы управления «снизу».

Мы в статье «Чем обязана заниматься оппозиция в России?» () задавали ряд наводящих вопросов, размышления над которыми позволяют увидеть полезность тех или иных партий. Приведём их перефраз здесь:

От какой отрасли зависят все отрасли народного хозяйства?

Какие потребности общества являются наиболее важными?

Какая-то из социальных групп, выражает интересы трудящегося большинства?

Какие интересы отражают остальные социальные группы?

Какая оппозиция будет полезна при ориентации общества, его государственности и государства на обеспечение этих потребностей и интересов?

Наши ответы на эти вопросы, смотрите в упомянутой статье - http://inance.ru/2017/08/oppoz... . Очень настоятельно советуем прочитать эту статью полностью.

Чтобы в очередной раз убедиться о низкой эффективности политической системы России, предлагаем Вам ознакомиться с интервью В.Ф.Жириновского в честь 28-летия ЛДПР (https://www.kompravda.eu/radio...). Как всегда много слов, но не сказано главное: чего добилась ЛДПР для жителей страны? И в чём смысл её существования?

13 декабря 1989 года - это не только дата создания партии, это одновременно и годовщина российской многопартийности, поскольку ЛДПР стала первой официально зарегистрированной альтернативой КПСС.

Сегодня кажется символичным, что учредительный съезд партии состоялся 1 апреля. На несерьёзный лад настраивает и название: уж к чему, а к либерализму она никогда не имела ни малейшего отношения.

После думских выборов 1993 года, на которых ЛДПР добилась сенсационного результата, один профессор МГУ спросил студентов, кого они только что поддержали, и пришел в ужас, услышав, что многие голосовали «за Жириновского»: как же вы могли?!

«А для прикола!» - ответила молодёжь.

Если от граждан всё равно ничего не зависит, да они и не очень хотят задумываться и брать на себя ответственность, отчего не устроить из выборов развлечение?

По мнению наблюдателей, секретов успеха ЛДПР два: простые рецепты в духе «все морочат вам голову, а мы считаем, что лучший способ решить любой вопрос, это взять, да и решить его», и лидер, без которого партия, скорее всего, вообще не состоялась бы.

В 1990-х годах ЛДПР всерьёз претендовала на долю политического спектра, заполняя собой авторитарно-имперскую нишу. Ныне на этом поле успешно подвизаются другие.

Поэтому остаются две функции: создавать выгодный фон для Кремля и «Единой России», которым по сравнению с Жириновским и его партией легко выглядеть умеренным, и развлекать публику, внося в унылую и стопроцентно предсказуемую политическую жизнь толику разнообразия.

Пожалуй, лучше всех, коротко и ясно, определил роль Жириновского российский президент Владимир Путин:

«Зажигает красиво!».

Вызвавшая эту реакцию речь лидера ЛДПР на встрече депутатского корпуса с президентом в Крыму (http://www.bbc.com/russian/int...),как отметили российские СМИ, сопровождалась громким смехом аудитории. Когда за депутатов и избирателей всё уже решено, остаётся только веселиться.

Вот некоторые высказывания Владимира Жириновского, найденные в Рунете:

«Надо заставить правительство прекратить этот перелёт птиц! Никаких перелётов больше на север! Пускай на юге остаются!»,
«Пусть курит наш народ! Курить и пить каждый день всем - это единственное спасение, чтобы меньше было самоубийств. Кончат курить - все будут вешаться»,
«Для молодёжи должно быть три дороги: вузы, казармы, стадионы и - на крайний случай - монастыри. И загнать туда необходимо всех желающих»,
«Мясо - очень вредный продукт. В ЛДПР не курят, алкоголь не употребляют. Теперь мы ещё будем навязывать членам ЛДПР вегетарианскую пищу»,
«Давайте своё делать, в том числе и противозачаточные средства. Наши некрасивые, но более прочные и надежные».

ЛДПР - партия государственников. Мы считаем ошибочными тезисы об отмирании государства в эпоху глобализации. Дальнейшее движение к однополюсному миру, в котором мировая финансовая элита, по сути, присваивает себе функции закулисного наднационального правительства, неизбежно закончится катастрофой.

Российское государство должно стать крепкой державой, способной:

— выдержать любое давление извне;

— защитить граждан страны от внешних угроз;

— взрастить новые внутренние источники силы для ускоренного развития;

— стать центром политической и экономической кристаллизации нового полюса мира.

Российская государственность должна быть сцементирована монолитной национальной волей, источником которой может быть только русский народ. Российская государственность должна стать колыбелью нового, более справедливого общества, которое обеспечит свободное развитие и достойную жизнь для каждого гражданина России.

Политическая система, законодательная и исполнительная власть

ЛДПР констатирует, что в России сложилась однопартийная политическая система — одна партия "побеждает" с большим отрывом на всех выборах всех уровней. Одна партия обладает реальной законодательной властью. Оппозиционные политические силы системно не допускаются к власти. Вместо реальной демократии в стране складывается система демократии имитационной.

России необходима эволюционная и продуманная политическая реформа. Политическая система должна вернуться в рамки, предусмотренные Конституцией, в русло реальной демократии и конкуренции политических сил.

Главными целями этой политической реформы должны стать не число партий или демократических институтов общества, а качественные показатели: профессиональный уровень депутатов, губернаторов и чиновников; их способность решать действительно важные проблемы. Обязанность депутатов всех уровней, политиков и чиновников — участвовать в открытых дебатах на телевидении, конкретно выражать свою позицию в СМИ, а не скрываться за спинами своих граждан.

Одновременно должны быть расширены функции и повышена ответственность Государственной Думы. Задачи, стоящие перед страной, слишком сложны и масштабны, чтобы решения по ним могли готовиться исключительно в администрациях Президента или Председателя Правительства.

Мы предлагаем:

1. Законодательно ограничить число мест в Федеральном и региональных парламентах, которые получает партия, победившая на выборах — не более 40%.

2. Законодательно установить порядок, обязывающий Президента и Председателя Правительства проводить консультации с руководством партий, представленных в Государственной Думе, перед принятием важных политических решений.

3. Расширить формат ежегодного отчета Государственной Думы по принятым законопроектам — давать оценку эффективности действия законов, ответственности за их выполнение.

4. Законодательно ограничить срок пребывания на посту любого руководителя, включая губернаторов, — не более 10 лет или двух сроков полномочий, установленных законом.

5. Законодательно закрепить за политической оппозицией функции контроля и надзора за выполнением бюджета и соблюдением правовых норм — назначать на должности руководителя Счетной палаты Российской Федерации и Генерального прокурора представителей оппозиции.

Федеративная политика и государственное устройство

Национально-территориальный принцип государственного устройства неэффективен и опасен, поскольку ведет к нарастанию межнациональных конфликтов и несет в себе угрозу развала России. Действующие границы субъектов Российской Федерации созданы искусственно, без учета национальных, исторических и экономических факторов. Россия должна быть преобразована из федеративного в унитарное государство: без каких-либо национальных республик или национальных округов как субъектов государства.

Создание унитарного государства устранит предпосылки к местному сепаратизму и восстановит приоритет общегосударственных интересов над местными. Будут созданы условия для более рационального управления экономикой, исчезнет множество ненужных, подчас вредных бюрократических органов управления.

ЛДПР предлагает законодательно ввести ряд принципиально новых положений, в т.ч. в Конституцию страны:

1. Россия — унитарное (единое) государство, административное деление которого состоит из губерний.

2. Россия — президентская республика с однопалатным парламентом — Государственной Думой с 300-ми депутатами, из которых каждый избирается приблизительно от 300 тысяч избирателей. Выборы Президента России и депутатов Государственной Думы проводятся один раз в пять лет. Уже сегодня необходимо усиление роли парламента в управлении страной. Главную проблему законодательной власти может решить только коалиционный состав Государственной Думы, в котором ни одна партия не имеет абсолютного большинства голосов. Работа высшего органа законодательной власти должна строиться исходя из интересов и пожеланий граждан, а не путем тотального продавливания какой-то узколоббистской позиции.

3. Как коллективный орган власти образуется Государственный Совет, в который входят по должности Президент России, Первый министр (Председатель) Правительства, Председатель Государственной Думы, силовые министры, министр иностранных дел, министр финансов, Председатель Конституционного Суда и губернаторы. Необходимость в Совете Федерации отпадает, он подлежит роспуску.

Региональная политика и местное самоуправление

Административно-территориальное деление России на 83 субъекта Федерации снижает эффективность управления страной, плодит коррупцию, способствует развитию регионального сепаратизма. Манипулируя бюджетами, решая единолично "кому дать, а кому нет", губернаторы имеют возможность влиять на глав районов и органы местного самоуправления в целом. Это ведет к круговой поруке, замалчиванию проблем регионов и территорий, к принуждению к фальсификациям на выборах в пользу той партии, которой "подыгрывает" губернатор или глава района.

Кроме этого, ЛДПР не может не замечать регионального иждивенчества лидеров ряда национальных республик, федеральные дотации для которых в расчете на одного жителя зачастую на порядок превышают ассигнования на развитие исконно русских регионов России. ЛДПР считает, что такая национальная и региональная политика провоцирует справедливое недовольство русских людей. Выступая за ликвидацию национальных образований, мы считаем необходимым одновременное укрупнение и сокращение числа субъектов Федерации.

ЛДПР предлагает:

1. Законодательно увеличить ответственность глав регионов за социально-экономическое положение на конкретной территории.

2. Законодательно расширить функции местного самоуправления:

— предоставить жителям населенных пунктов, районов и краев право самостоятельно или через выборных представителей решать все вопросы, связанные с распределением местных бюджетов;

— предоставить местным сообществам право давать оценку местным чиновникам и давать отводы главам населенных пунктов, районов и краев.

Общественные организации

ЛДПР категорически против политизации общественных организаций, против слияния функций общественных организаций и политических партий. Мы считаем, что деятельность гражданского общества должна заключаться не в "демократическом экстремизме", когда исполнение решения саботируется через организацию протестов, а в постоянном надзоре за деятельностью чиновников, в конструктивном и предметном диалоге с властью.

ЛДПР считает, что приглашая общественные организации в свои партийные списки, партия власти "подкупает" лидеров этих организаций возможностями политической карьеры, чем прокладывает путь к руководству общественными организациями, как это уже было во времена КПСС.

Развивая гражданское общество, мы выступаем за законы, которые способствуют лучшему взаимодействию власти и общества; большей защите и максимальной реализации прав и свобод граждан России.

ЛДПР выступает :

1. За расширение статуса и прав общественных организаций:

— за создание временных территориальных общественных организаций без образования юридического лица;

— за упрощение обязательной отчетности для общественных организаций;

— за ответственность должностных лиц, которые игнорируют запросы со стороны общественных организаций;

2. За законодательное введение в Административный кодекс понятия "социальный экстремизм, несовместимый с уставной деятельностью" с существенным денежным штрафом или арестом для лидеров общественных организаций, подстрекающих граждан к экстремальным формам протеста.

Партия «ЯБЛОКО» направила в рабочую группу при Президенте поправки к законам о политической реформе. Партия предлагает разрешить избирательные блоки и ввести «плавающий» заградительный барьер на выборах, упростить процедуру регистрации и проверки партий, освободить от сбора подписей партийных кандидатов, отказаться от президентского «фильтра» на губернаторских выборах и конкретизировать уголовную ответственность за фальсификации.

Предложения «ЯБЛОКА» к закону о политических партиях направлены на либерализацию требований в части отчетности партий.

Согласно предложенным поправкам, Министерство юстиции должно стать органом, лишь регистрирующим соответствие партийных уставов законодательству и наличие реально существующих людей, заявивших свое членство.

Минюст не должен иметь права отказать партии в регистрации. По мнению «ЯБЛОКА», отказ в регистрации, как и запрет деятельности партий (например, в случае пропаганды расовой или религиозной ненависти) должен осуществляться только по решению суда.

Проверку численности партий должны осуществлять избирательные комиссии – непосредственно перед выборами для допуска партий к участию в них. Такую проверку партии должны проходить перед федеральными и региональными выборами – на соответствующем уровне.

В связи с освобождением политических партий от сбора подписей для участия в выборах, «ЯБЛОКО» предлагает освободить от этой обязанности и партийных кандидатов, избирающихся по мажоритарной системе. Предлагаемая норма направлена на выравнивание прав кандидатов, выдвинутых политическими партиями.

Губернаторы

«ЯБЛОКО» считает, что губернаторские выборы должны быть прямыми и не могут ограничиваться никакими условиями и «фильтрами», включая рекомендации Президента.

Прямые выборы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации – ключевая характеристика демократической системы федерального государства, подчеркивают в «ЯБЛОКЕ».

Назначения выборов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации должны быть произведены, по мнению «ЯБЛОКА», не позднее, чем через полгода со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Объявленная реформа политической системы должна начаться незамедлительно, в том числе, с немедленного, после принятия указанного закона, назначения выборов глав субъектов Федерации, в первую очередь – Москвы и Санкт-Петербурга, считают в партии.

Ужесточение ответственности за фальсификации

«ЯБЛОКО» предлагает ряд поправок в Уголовный кодекс, ужесточающих наказания за преступления, связанные с нарушением избирательных прав и фальсификацией итогов голосования. По ряду преступлений, максимальным наказанием за которые сегодня предусмотрен лишь штраф, предлагается ввести лишение свободы.

Отталкиваясь от наиболее распространенных способов фальсификации выборов, предлагается расширить основания для привлечения к уголовной ответственности по таким преступлениям. В частности, предлагается ввести уголовную ответственность за воспрепятствование деятельности членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателей, в том числе за незаконное удаление с участка и создание препятствий наблюдению за подсчетом голосов, за продажу и покупку открепительного удостоверения, оставление списка избирателей несброшюрованным, и по ряду других случаев, а также за несоблюдения процедуры непосредственного подсчета голосов.