Джон Юз (John Hughes) как все начиналось

Джон Джеймс Юз (англ. John James Hughes, современная транскрипция - Хьюз) (1814, Мертир-Тидвил - 1889, Санкт-Петербург) - валлийский промышленник, основатель Донецка, называвшегося до 1924 в честь основателя - Юзовка.


Сын инженера, стоящего во главе одного из металлургических заводов города Мертир-Тидвила. В юношеские годы работал под началом отца. В 28 лет покупает судостроительную верфь. В 36 лет приобретает в городе Ньюпорте литейный завод. В конце 50-х поступает в качестве инженера на Мильвольский железнопрокатный завод в Великобритании, а в 1860 году становится его директором. В 1864 году сконструировал лафет для тяжёлых пушек, эта артиллерийская установка поступает на вооружение ВМС ряда европейских стран. Разрабатывает рецептуру брони для обшивки судов и фортовых укреплений.

В возрасте 55 лет появляется в России. Юз в 1869 покупает землю у русского князя Кочубея в Екатеринославской губернии на берегу реки Кальмиус и начинает строительство металлургического завода с рабочим поселком в районе села Александровка. Для разработки угля он основывает «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производств». Первый чугун начал выплавляться в 1872 году. Завод работает по полному металлургическому циклу, здесь впервые в России запускается 8 коксовых печей, осваивается горячее дутьё. Основанный Юзом комбинат становится одним из индустриальных центров России, а затем и Украины.

В 2001 году в Донецке был установлен памятник Джону Юзу. Также в Донецке сохранился полуразрушенный дом Юза.

Почитателям ДГО от краеведов В. Степкина и А. Жарова

В Великобритании этот человек специалистам известен. Может быть не так широко, как бы хотелось, но в Украине и России его, все-таки, вспоминают чаще. И, как говорил классик «не злым тихим словом». Речь о валлийце Джоне Юзе – первом директоре-распорядителе «Новороссийского Общества каменноугольного, железного и рельсового производства», крупного предприятия – раскинувшего свои действия в конце позапрошлого века в неблагоустроенном уголке Екатеринославской губернии, а через несколько десятилетий превратившем его в процветающий город. Хотя в этом была заслуга и других людей.
В существующей литературе и электронных изданиях достаточно неточностей и в имени отца-основателя и в датах его жизни. Начнем с того, что основатель Донецка был просто Джоном Юзом. Джоном Джеймсом Юзом был его сын. На выпущенных Украиной почтовом конверте и 2-х гривневой монете помещен портрет Джона Юза, а стоит имя его сына Джона Джеймса. Теперь по датам жизни. Не поддается сомнению только дата смерти – 1889 год. Дата рождения в разных источниках разнится на два года. Посмотрите на фотографию могилы Юза. Там, исходя из разности прожитых лет и даты смерти получается год рождения 1816. Когда городскими властями задумывались прошлогодние юбилейные торжества по случаю предполагаемого 200-летия Юза – авторы статьи передали в горисполком сведения о существующих разночтениях в юзовских датах рождения. Но информация не была принята к сведению.Родился Джон Хьюз в южноваллийском местечке Мертир Тидвил в семье сталелитейщика, как мы уже отмечали, по разным сведениям в 1814, в 1815 и в 1816 году. Говорят, что церковный архив сгорел.
В начале XIX века Британию называли «мастерской мира». Стремительно развивались горная и металлургическая промышленность, и небольшой городок Мертир Тидвил превратился в город с 20-тысячным населением. Джон, научившись дома читать и писать, поступает учеником литейщика к отцу на завод. Его «университеты» проходят на железоплавильном предприятии Cyfarthfa Fawr Ironworks, которое к этому времени уже превратилось в солидное заведение с годовым производством 23 000 тонн железа и с 13 000 рабочих.
Через некоторое время Юз переходит на Ebbw Iron Work, где совершенствует свое мастерство литейщика. Завод Ebbw Iron Work первым в мире начал в промышленных масштабах производить отливку не только чугуна, но и стали, и Джон был в первой пятерке мастеров, освоивших эти технологии. Когда же прокатное отделение Ebbw Iron Work получило заказ на производство рельсов для строящейся железнодорожной ветви Ливерпуль – Манчестер, Джон Юз из литейной переходит туда и участвует в выполнении железнодорожного заказа. Теперь в его производственном арсенале несколько специальностей, которыми Джон владеет в совершенстве: литейщика, сталевара, прокатчика. На этом же предприятии он смог впервые применить свои организаторские навыки.
1842 год стал значимым в жизни валлийца. В этом году честолюбивый Джон Юз (ему нет и 30 лет) на собственные сбережения покупает предприятие Uskside Engineering Co в Ньюпорте, производившее металлические изделия и комплектующие паровых двигателей. И в Ньюпорте он женится на Элизабет Льюис, дочери владельца местной гостиницы.
Руководство заводом в Ньюпорте Юз начал с изменений в производстве – перепрофилировал предприятие на выпуск литых изделий для портов, изготовление корабельных цепей, якорей, пушек и брони для флота. У него было предпринимательское чутье, он почувствовал выгоду от работы с Королевским флотом – в это время как раз происходит перевооружение военно-морских сил Британии, так что недостатка в заказах не было.
Достаточно быстро Юз стал известен в профессиональных кругах металлургов и судостроителей, к его мнению стали прислушиваться. В 1860 году происходит слияние его бизнеса с предприятием Millwall Engineering and Shipbuilding Company on Thames side. В этой компании существовал выборный Совет директоров, Джон вошел в него, а через небольшой временной промежуток его избрали Генеральным директором. Находясь в должности Генерального директора этого предприятия, он знакомится с представителями русского правительства: героем обороны Севастополя генерал-инженером Эдуардом Ивановичем Тотлебеном (слева) и инженером-полковником Оттомаром Борисовичем Герном (справа), изобретателем русской подводной лодки с паровым двигателем. Россиянам британец понравился своими деловыми качествами и, после обсуждения ряда технологических вопросов, Юза приглашают посетить Россию.


Генеральный директор лондонского Мильвольского завода приехал в Петербург для ведения переговоров по нескольким вопросам. Прежде всего, его интересовал большой заказ русского правительства на изготовление брони для реконструируемого кронштадского форта «Константин». Но Джон был известен в деловых кругах не только как технический администратор, но и как изобретатель лафета для тяжелой пушки – стрингер Юза. Поэтому полковник Герн, как руководитель русской военной миссии в Британии, предложил Юзу подготовить проект модернизации оружейной литейной в Колпино (сегодня это известное АО «Ижорский завод»). В то время колпинская литейная принадлежала морскому ведомству, поэтому в Санкт-Петербурге Юза представили военно-морскому Министру Великому князю Константину Николаевичу Романову. На князя валлиец произвел благоприятное впечатление. В его лице Юз на долгие годы приобрел надежного покровителя. Реконструкция литейной была признана нецелесообразной, но внимание Джона привлекло другое…

Джон Джеймс Юз (современная — Хьюз , John James Hughes ) ( , — , ) — промышленник происхождения, основатель .

Биография

Сын инженера, стоящего во главе одного из металлургических заводов города . В юношеские годы работал под началом отца. В 28 лет покупает судостроительную верфь. В 36 лет приобретает в городе литейный завод. В конце 50-х поступает в качестве инженера на в , а в становится его директором. В сконструировал для тяжёлых , эта установка поступает на вооружение военно-морских сил ряда европейских стран. Разрабатывает рецептуру для обшивки судов и фортовых укреплений .

В возрасте 55 лет появляется в России. Юз в покупает землю у русского в на берегу реки и начинает строительство с рабочим поселком в районе села . Для разработки он основывает «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производств». Первый начал выплавляться в . Завод работает по полному металлургическому циклу, здесь впервые в Российской Империи запускается 8 печей, осваивается . Основанный Юзом комбинат становится одним из индустриальных центров Российской Империи, позже СССР, а с 1991 года и Украины.

Семья

  • Юз, Джон на « ». Дерево предков и потомков

Коллекция Хьюза

Дом Хьюзов

Дом Хьюзов (ул. Клиническая, рядом с роддомом № 6) — (старое название Донецка) для семьи Джона Хьюза. Это второй по счёту дом Джона Хьюза в Юзовке. Вначале у него было временное жилище в поместье помещицы Смоляниновой и представляло собой , крытую соломой.

Первый, одноэтажный дом для себя и сыновей Джон Хьюз начал строить недалеко от своего производства. Сейчас это место находится на территории металлургического завода, возле административного корпуса электросталеплавильного и обжимного цехов, рядом с памятником "В честь выплавки 100-миллионной тонны стали 24 декабря 1967 года".

Фундамент дома заложен осенью . Летом построен одноэтажный дом из 8 комнат в 1,5 км к юго-западу от . Фасад был выполнен из красного кирпича. Крыша покрыта железом. За домом находились хозяйственные постройки: кухня, флигель для прислуги, погреб, для угля и дров, конюшня, псарня. Также за домом был заложен большой сад. Усадьба Юзов была ограждена забором из дикого . В заборе были деревянные ворота, которые были обрамлены прямоугольной аркой из кирпича. Перед фасадом дома были разбиты клумбы с цветами и проложены дорожки из камня. От металлургического завода в дом были проведены водопровод и электричество.

Сначала Юз жил в доме со старшими сыновьями, затем из Англии в Юзовку приехали его жена, дочь и младший сын. Жене и дочери одноэтажный дом не понравился. Джон Юз стал искать архитектора, который бы спроектировал двухэтажный особняк. Проекты российских архитекторов Юза не устроили и он нанял архитектора из . Работа над проектом была прервана в сначала из-за смерти младшего сына, а затем жены Хьюза и была возобновлена в . В это время архитектор приехал в Юзовку, и предложил проект пристройки к фасаду одноэтажного здания, которое к тому моменту уже было построено, двухэтажного особняка с учётом сохранения зелёных насаждений усадьбы. К постройке приступили в . Смерть Джона Хьюза в прервала строительство, но затем оно было продолжено старшими сыновьями Хьюза. Одновременно со строительством велась реконструкция внутренних помещений в одноэтажной постройке. Летом все работы по строительству дома были окончены. Осенью этого же года братья Хьюза начинают жить в новых апартаментах вместе со своими семьями.

Особняк был построен из кирпича местного производства и выполнен в формах стиля . Кирпич был розовато-алого цвета. На первом этаже находилась с ренессансной . На втором этаже был балкон, ограждённый фигурной решёткой. На балконе также были круглые колонны. Окна были большие, прямоугольные. Верхние своды окон были украшены прямоугольными узкими выступами. Железная крыша была окрашена в зелёный цвет. Верхняя часть крыши была увенчана узорчатой чугунной решёткой. От парадного входа во двор вела пологая лестница небольшой высоты и ширины. Двор был замощён . Во дворе располагались цветочные клумбы, фонтаном и беседки. Беседки были увиты и диким виноградом. Дом был построен на возвышении и гармонировал с усадьбой. С балкона второго этажа был виден весь посёлок Юзовка и металлургический завод.

Географические координаты дома: H G Я O L .

Памятник в Донецке

Памятник Джону Юзу — установлен в Донецке в честь Джона Юза — промышленника. Памятник расположен в , на , у третьего учебного корпуса и библиотеки, что может символизировать профессию Джона Юза — инженера английского завода.

Автор памятника скульптор — . Памятник отлит в центральных ремонтно-механических мастерских и установлен . Памятник стоит на низком постаменте, фактически в человеческий рост, что по замыслу скульптора символизирует человеческие качества этого деятеля.

Первоначально памятник стоял ближе к , а в августе 2009 года памятник был подвинут ближе ко входу в библиотеку .

Примечания

  1. Faceted Application of Subject Terminology
  2. https://www.findagrave.com/memorial/104822480/john-james-hughes
  3. Юз Джон // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. — 3-е изд. — М. : , 1969.
  4. Dictionary of Welsh Biography — 1997. — 319 p. —
  5. Е. Ястребцев. // : в 25 томах. — СПб. — М. , 1896—1918.
  6. Найдена могила Джона Юза! (неопр.) . Архивировано 28 ноября 2012 года. >
  7. Соединяя сердца (неопр.) . Архивировано 28 ноября 2012 года.
  8. В Донецке начали давать имена терриконам. Но таблички не ставят — украдут ведь (неопр.) . Архивировано 28 ноября 2012 года.
  9. Все терриконы Донбасса будут названы в честь известных людей (неопр.) . Архивировано 28 ноября 2012 года.
  10. В Донецке терриконам дадут имена (неопр.) . Архивировано 28 ноября 2012 года.
  11. Старый дом мой давно ссутулился… (неопр.) . , Что скрывают в доме Юза? Что скрывают в доме Юза? (неопр.) . Архивировано 28 ноября 2012 года.
  12. Центральные ремонтно-механические мастерские (неопр.) (недоступная ссылка) . Архивировано 29 сентября 2007 года.
  13. Юза чуть подвинули (неопр.) . Архивировано 28 ноября 2012 года.

Ссылки

  • Донецк: История. События. Факты — Джон Джеймс Хьюз (Юз), (John James Hughes) (неопр.) . Архивировано 28 ноября 2012 года.
  • Джон Хьюз и его железная империя (неопр.) . Архивировано 28 ноября 2012 года.
  • Джон Юз без ретуши (неопр.) .

Основатель и директор завода Новороссийского общества (Юзовского завода), крупный деятель в деле водворения железного производства в России.

Англичанин по происхождению, Ю. родился в 1814 г. в гор. Мертире, в Южном Валлисе, и был сыном инженера, стоявшего во главе одного из металлургических заводов.

Получив прекрасное домашнее образование Ю. поступил на завод Кафартера, где в то время служил его отец. Ознакомившись на этом заводе практически с металлургическим делом, он перешел на завод Еббевеля, а затем основал свою механическую фабрику в Ньюпорте.

При своих недюжинных способностях он быстро поставил дело на твердую ногу. К этому времени относится устройство им первой в Англии подъемной машины прямого действия.

Поступив затем в конце 1850-х годов на железопрокатный завод Миллволь, он уже в 1800 г. был назначен его директором.

Здесь, между прочим, им были изобретены известные "юзовские" лафеты для дальнобойных орудий.

Затем по мысли Ю. завод Миллволя занялся приготовлением брони для обшивки судов и фортовых укреплений.

Около того времени русское правительство решило укрепить броней форт "Константин" в Кронштадте и по этому поводу вошло в переговоры с английским заводом Миллволя.

Во время этих переговоров Ю. близко сошелся с генералом Тотлебеном и полковником Герном.

Последний предложил ему принять на себя исполнение договора, заключенного в 1868 г. с кн. Кочубеем, по которому кн. Кочубей взялся построить на юге России завод для выделки железных рельсов.

Ю. поехал в Новороссию, осмотрел залежи каменного угля и железной руды, затем вернулся в Лондон, составил солидную компанию из английских и русских капиталистов и принялся за устройство завода в Бахмутском уезде, Екатеринославской губернии.

В январе 1872 г. начала уже действовать первая доменная печь, а через год начата была уже и выделка железных рельсов.

Между тем министерство Путей Сообщения решило не употреблять более железных рельсов и постановило заменить их стальными.

Новый завод, или, вернее, его директор Ю., принялся за выделку из местных материалов стальных рельсов и в 1879 г. выпустил такие рельсы, которые не только не уступали, но даже превосходили своим качеством рельсы английских заводов.

Переселившись в Россию со всей семьей, Ю. скоро полюбил новое свое отечество и искренно желал ему промышленных успехов.

Особенно старался он оживить юг России, предпринимая самые энергичные меры к расширению разработки каменного угля и железной руды. Постоянной его мечтой было добиться того, чтобы русский каменный уголь мог с успехом конкурировать с английским в Средиземном море, а русский чугун - в Петербурге.

Он уже с этой целью предполагал расширить производство своего завода и довести добычу каменного угля до 45 миллионов пудов в год, а выплавку чугуна до 15 миллионов.

Однако привести в исполнение этот план ему не пришлось.

Приехав в июне 1889 г. в Петербург по делам, касавшимся вышеупомянутого плана, он 16-го числа того же месяца внезапно захворал и на другой день скончался, имея 74 года от рождения.

Памятником 20-летней деятельности его на юге России остался прекрасно устроенный завод Новороссийского общества, около которого в этот период вырос целый город с 15000-ным населением. "Новости и Биржевая Газета", 1889 г., № 168. - "Сын Отечества", 1889 г., № 163. - "Новое Время", 1889 г., № 4779. - "Русский Календарь" на 1890 г., стр. 254. - "Всеобщий Календарь" на 1890 г., стр. 501. Е. Ястребцев. {Половцов}


Одним из самых выдающихся промышленников своего времени являлся Джон Юз – основатель Донецка. Благодаря ему появился этот один из крупнейших промышленных городов Украины. Чем же ещё была примечательна биография Джона Юза? Давайте более подробно узнаем, кто он такой и чем занимался. Молодые годы Прежде всего давайте узнаем, в каком году родился Джон Юз, где и в чьей семье. Будущий крупный промышленник был рожден в 1814 году в городке Мертир-Тидвил, что в Уэльсе. Происходил он из валлийской семьи инженера Юза (в современном произношении - Хьюза), который управлял местным металлургическим заводом. В ранней молодости Джон Джеймс Юз работал на предприятии отца, но к 28 годам смог накопить определенный капитал и приобрел собственную судостроительную верфь. Деятельность в Великобритании В 1850 году Джон Юз приобретает ещё одно предприятие – литейный завод в Ньюпорте. Впрочем, это не мешало ему одновременно самосовершенствоваться, работая инженером на Мильвольском железно-прокатном заводе, куда он перешел в конце 50-х годов XIX века. Уже в 1860 году Джон Юз стал директором этого предприятия. Одним из его достижений того времени было создание лафета для тяжелых пушек, который он спроектировал в 1864 году. Этот механизм привлек внимание многих европейских стран, откуда посыпались заказы. Кроме того, Джон Юз занимался разработкой брони для кораблей. Имя Джона Юза стало одним из самых известных в британской металлургии и судостроении. Предложения из России Разработки Джона Юза заинтересовали Адмиралтейство Российской империи, которое планировало использовать броню для укрепления форта «Константин» в Кронштадте. В ходе переговоров по поставке брони у Юза завязались тесные знакомства с российскими чиновниками, среди которых были полковник Оттомар Герн и генерал Эдуард Тотлебен. Они предложили британскому промышленнику воплотить проект на юге Российской империи по постройке завода по производству железных рельсов, за который ранее брался князь Кочубей. Юз согласился. Причины принятия предложения Главной причиной, которая побудила Джона Юза сконцентрировать свое основное направление деятельности на Российской империи, являлся промышленный кризис, разразившийся в Великобритании после катастрофического падения Лондонской биржи в 1866 году. Это породило значительный рост уровня безработицы в стране и отток инвестиций. В это время значительно упал объем заказов от покупателей. Россия же тогда была государством, экономика которого развивалась семимильными шагами, пытаясь сократить отставания от стран Запада. Поэтому она представляла собой довольно привлекательное поле деятельности для иностранного промышленника. Он намеревался привлечь в проекты, реализуемые в России, рабочую силу из Великобритании, на которую в родной стране резко упал спрос. К тому же российские чиновники сделали Юзу ряд довольно выгодных предложений, которые в данной ситуации казались ещё привлекательнее.