Кто из космонавтов умер. Погибшие космонавты. Другие печальные случаи

Почти 33 года назад, 28 января 1986 года, случилась одна из первых крупных катастроф в истории пилотируемых космических полетов - крушение шаттла «Челленджер» при запуске (до этого 3 советских космонавта погибли в 1971 году при посадке «Союза-11» - «Хайтек»). На его борту находились военные летчики Фрэнсис Скуби и Майкл Смитт, инженеры Эллисон Онизука и Грегори Джервис, физик Рональд Макнейр, космонавт Джудит Резник и учитель Криста Маколифф. Каждая из 73 секунд полета шаттла погибшей миссии STS-51L была рассмотрена экспертами множество раз. Точная причина смерти астронавтов так и осталась загадкой, но эксперты склоняются к тому, что астронавты были еще живы, когда кабина ударилась о гладь океана на скорости более 320 км/час. Их гибель стала трагедией не только для США, но и всего мира. Более того, она разрушила веру сотен людей в незыблемость и безопасность космических миссий.

28 января 1986 года президент США Рональд Рейган прервал свое послание Конгрессу, чтобы объявить гражданам Америки, что шаттл «Челленджер» взорвался в атмосфере. Катастрофу тяжело переживала вся страна. Рейган выразил свои соболезнования близким погибших, но все же отметил, что подобные экспедиции и открытия невозможно представить без существенных смертельных рисков для испытателей. Так что же все-таки произошло?

Экипаж «Челленджера»

«Челленджер» должен был взлететь еще 24 января 1986 года, но из-за пыльной бури в Сенегальском аэропорту, в месте возможной аварийной посадки, вылет перенесли.

Во время утренней проверки состояния шаттла обходчики не могли не заметить сосульки, которые свисали с днища. В ночь с 27 на 28 января похолодало до –2 °C. Этот факт не мог остаться незамеченным разработчиками твердотопливных ускорителей для шаттла. В таких климатических условиях волокно межсекционных уплотнителей утрачивало свою эластичность и не могло обеспечить достаточную герметичность в местах стыка секций корабля. Специалисты немедленно доложили о своих опасениях в НАСА.

Сосульки на днище шаттла в день крушения

В ночь на 28 января под давлением представителей Центра Маршалла руководство Morton Thiokol дало гарантии, что повреждения уплотнителей являются не более критичными, чем при предыдущих полетах. Такое легкомыслие стоило не только жизней семи астронавтов , тотального разрушения корабля и краха миссии, запуск которой обошелся в $1,3 млрд, но и привело к заморозке программы «Спейс Шаттл» на долгих три года. Комиссия, изучившая все материалы, связанные с крушением, постановила, что главной причиной катастрофы следует считать «недостатки корпоративной культуры и процедуры принятия решений НАСА».

Практически сразу после запуска из стыка хвостовой и второй секций правого твердотопливного ускорителя космической системы из-за образовавшейся ледяной корки появился серый дым. На 59-й секунде, на полной скорости, у шаттла появился огненный хвост. И у командира борта, и у центра управления полетами было время, чтобы предпринять аварийные меры. Но Френсис Скуби, командир корабля, не смог своевременно заметить и оценить возникшую опасность, а руководители полета, скорее всего, просто побоялись взять всю ответственность на себя. На 65-й секунде полета началась утечка топлива из-за воспламенения топливного бака. На 73-й секунде полета оторвалась нижняя стойка крепления правого ускорителя и, накренившись, сам корпус оторвал правое крыло «Челленджера» и пробил кислородный бак. Это привело к взрыву .

Конструкция шаттла «Челленджер»

Компоненты жидкого водорода и кислорода смешались и загорелись, создав в воздухе шар из облака пламени. Сам шаттл еще набирал высоту, но уже не поддавался управлению. Когда разрушился топливный резервуар, шаттл не мог больше набирать высоту. Хвост, оба крыла и часть двигателя отделились. Взрывной волной оказалась оторвана передняя часть «Челленджера», где находился экипаж , и она взмыла на 20 км вверх. Палуба продолжала свое падение с четырьмя живыми астронавтами. В попытке спастись они применили резервные дыхательные аппараты. Весь нос корабля отделился от корпуса корабля, и тяжелая конструкция шаттла рухнула в воду. Заключение медиков НАСА гласит: возможно, команда потеряла сознание из-за потери давления в модуле во время полета.

После катастрофы правительство США в экстренном порядке начало поиски обломков шаттла в океане. В поисковых работах принимала участие даже атомная подводная лодка. НАСА потеряла около $8 млрд.

Джудит Резник, астронавт, член экипажа «Челленджера»

История миссий «Спейс Шаттл»

Полеты осуществлялись с 12 апреля 1981 года по 21 июля 2011 года. Всего было построено пять шаттлов: «Колумбия» (сгорел при торможении в атмосфере перед посадкой в 2003 году), «Челленджер» (потерпел крушение во время запуска в 1986 году), «Дискавери», «Атлантис» и «Индевор». Также в 1975 году был построен корабль-прототип «Энтерпрайз», но он никогда не запускался в космос.

Повторение сценария

Шаттл «Колумбия» потерпел крушение при посадке 1 февраля 2003 года. На его борту находились семь членов экипажа, все они погибли. 16 января 2003 года, когда шаттл «Колумбия» поднимался на орбиту, кусок отлетевшей обшивки ракеты врезался в переднюю часть крыла с разрушительной силой. Кадры с камер высокоскоростной съемки показали, как кусок термостойкой пены отрывается от обшивки и попадает в крыло. Далее, исследовав записи, ученые пришли к выводу, что это могло привести к повреждению целостности теплозащитного слоя. Но досконального анализа проведено не было - в космическую миссию вновь вмешалась человеческая халатность.

Когда «Колумбия» вошла в зону самых тяжелых нагрузок при посадке, тепловая защита в месте повреждения начала рассыпаться . В этой части крыла были посадочные шасси. Шины взорвались от перегрева, ударила мощная струя раскаленного газа, крыло полностью развалилось, а вслед за этим стал разваливаться и весь корабль. Без крыла «Колумбия» закрутилась и потеряла управление. От начала распада кабины до гибели экипажа прошла всего 41 секунда.

Вторая масштабная катастрофа окончательно подорвала доверие к программе «Спейс Шаттл», и она была закрыта. 21 июля 2011 года корабль «Атлантис» завершил последнюю экспедицию в истории проекта. Начиная с этого периода, одноразовые российские «Союзы» стали единственным проводником астронавтов на МКС.

Шаттл «Колумбия» отправился в космос 28 раз. Он провел в космосе 300,74 суток, совершил за это время 4 808 оборотов вокруг Земли и пролетел в общей сложности 201,5 млн км. На борту шаттла было проведено большое количество экспериментов в области химии, медицины и биологии.

Разрушенный «Союз»

Первой катастрофой с человеческими жертвами в истории космонавтики стала гибель летчика Владимира Комарова в ходе посадки советского корабля «Союза-1». Все пошло не так с самого начала. «Союз-1» должен был произвести стыковку с «Союзом-2» для возвращения экипажа первого корабля, однако по причине неполадок старт второго был отменен.

Когда корабль уже находился на орбите, обнаружились неполадки солнечной батареи. Командиру был дан приказ возвращаться на Землю. Пилот практически вручную пытался выполнить посадку.

Всего при космических стартах и тестовых исследованиях, в том числе и в слое атмосферы, погибло более 350 человек, только астронавтов - 170 человек.

Посадка проходила в штатном режиме, но на последней стадии приземления основной тормозной парашют не раскрылся. Запасной же раскрылся, но запутался в стропах, и корабль врезался в землю со скоростью 50 м/c, взорвались баки с пероксидом водорода, космонавт погиб мгновенно. «Союз-1» сгорел дотла, тело пилота обгорело настолько, что эксперты с трудом опознавали фрагменты.

После инцидента дальнейшее выполнение программы пилотируемых запусков кораблей «Союз» отложили на 18 месяцев, было произведено множество доработок конструкции. Официальной причиной аварии назвали недоработку технологии раскрытия тормозного парашюта.

Советский летчик-космонавт Владимир Комаров

Следующим погибшим «Союзом» стал «Союз-11». Цель экипажа корабля заключалась в стыковке с орбитальной станцией «Салют-1» и проведении ряда работ на ее борту. Экипаж выполнил свои задачи в течение 11 дней. Когда штабом было зафиксировано серьезное возгорание, борту приказали возвращаться на Землю.

Все процессы - и вхождение в атмосферу, и торможение, и посадка, были проведены безукоризненно, но экипаж упорно не выходил на связь с центром управления полетами. На момент открытия люка корабля все члены экипажа были уже мертвы. Они стали жертвами декомпрессионной болезни: когда произошла разгерметизация корабля на большой высоте, давление резко снизилось до смертельного уровня. В конструкции корабля не были предусмотрены скафандры. Декомпрессионная болезнь сопровождается невыносимыми болями, и доложить о возникшей неполадке космонавты просто не могли.

Декомпрессионная (кессонная) болезнь - заболевание, возникающее при понижении давления вдыхаемого воздуха, при котором в кровь поступают газы в виде пузырьков, тем самым разрушая кровеносные сосуды, стенки клеток и приводя к блокировке кровотока.

После этой трагической аварии все «Союзы» снабдили скафандрами на случай внештатных ситуаций.

Первое космическое ДТП

В 2009 году произошло первое космическое ДТП - столкнулись два спутника. Согласно официальному заявлению компании Iridium, которое было распространено среди информационных агентств, Iridium 33 столкнулся с российским спутником «Космос-2251». Последний был запущен с космодрома Плесецк еще в 1993 году и прекратил работу через два года после этого.

Спасенные космонавты

Безусловно, не все аварии, случившиеся в космосе, привели к гибели людей. В 1971 году к орбитальной станции «Салют» стартовал корабль «Союз-10» с экспедицией для 24-дневного пребывания на орбите. Во время стыковки было обнаружено повреждение стыковочного агрегата, космонавты не смогли перейти на борт станции и вернулись на Землю.

А всего через четыре года, в 1975 году, корабль «Союз» не вышел на орбиту для стыковки с кораблем «Салют-4» из-за аварии во время включения третьей ступени ракеты. «Союз» приземлился на Алтае, недалеко от границы с Китаем и Монголией. Космонавтов Василия Лазарева и Олега Макарова нашли на следующий день.

Из последних неудачных опытов полетов можно выделить аварию, случившуюся 11 октября 2018 года. Она произошла при запуске ракеты-носителя «Союз-ФГ» с кораблем «Союз МС-10». Спустя девять минут после пуска в центр управления пришло сообщение о поломке. Экипаж совершил экстренную посадку. Причины случившегося пока выясняются, не исключено, что произошло отключение двигателей второй ступени. Российско-американский экипаж эвакуировался в спасательной капсуле.

Опасны не только в небе

Космические катастрофы происходят и на земле, унося гораздо большее жизней. Речь идет об авариях при запусках ракет.

На космодроме Плесецк 18 марта 1980 года к запуску готовили ракету «Восток». Ракета заправлялась различным топливом - азотом, керосином и жидким кислородом. Во время заливки перекиси водорода в топливный бак 300 т топлива сдетонировали. Страшный пожар забрал жизни 44 человек. Еще четверо скончались от полученных ожогов, ранены были 39 человек.

Комиссия обвинила во всем сотрудников космодрома, которые допустили халатность при обслуживании ракеты. Лишь через 16 лет было проведено независимое расследование, в результате которого причиной было названо применение опасных материалов в конструкции топливных фильтров для перекиси водорода.

Подобная трагедия случилась в 2003 году в Бразилии на космодроме Алкантара. Ракета взорвалась на стартовой площадке во время прохождения заключительных тестов, в результате чего погиб 21 человек и были ранены еще 20. Ракета стала третьей неудачной попыткой Бразилии отправить спутник-носитель в космос с исследовательским спутником.

Место взрыва на космодроме Алкантара.

Советский конструктор и «отец» отечественной космонавтики Сергей Павлович Королев говорил: «Космонавтика имеет безграничное будущее, и ее перспективы беспредельны, как сама Вселенная». И уже сегодня инженеры разрабатывают космические беспилотники для эффективной работы на околоземных орбитах, чтобы избежать человеческого фактора - частой причиной масштабных катастроф в космосе. Человечество уже живет в предвкушении полетов на Марс, первый из которых запланирован на 2030 год. И безопасность космической отрасли - важный момент в разработке этой миссии.

12 апреля планета отмечает день космонавтики – праздник, приуроченный к дате первого космического полета Юрия Гагарина на корабле «Восток-1». Но что же «празднует» этот замечательный праздник?

В первую очередь мы отдаем должное подвигу, открывшему новую эпоху для человеческой цивилизации. Ведь в этот день человечество, доселе прикованное к земле гравитацией и биологией, совершило нечто особое и удивительное, идущее вразрез со всеми ограничениями природы.

Не в последнюю очередь 12 апреля – это еще и праздник национальной гордости. Ведь человеком, осуществившем это достижение, стал гражданин Союза, простой парень из смоленской глубинки – Юрий Гагарин. Но также День Космонавтики – это памятник человечеству и его героям, живым и мертвым.

Опасности космоса

«Космос – это последний рубеж», как говорил известный персонаж культового фантастического телесериала. Бескрайние просторы космоса – предел человеческого мышления и амбиций, штурмовать который возьмутся только те, в ком сильнее всего говорят любопытство, мужество, упорство и амбиции.

Реалии космоса жестоки: из-за астрономической сложности применяемых в космонавтике систем доставки и жизнеобеспечения любой полет сопряжен с риском, которого никогда нельзя полностью избежать. Человеческий ум способен просчитать многое, но не способен объять все, а в космосе кажущаяся мелочь или пустяк может привести к гибели. Сегодня, в день космонавтики, мы вспомним героев человечества, принесших свои жизни на алтарь освоения космоса.

Погибшие космонавты СССР

Комаров, Владимир Михайлович, погиб 24 апреля 1967 года. Инженер-полковник Владимир Комаров – космонавт-испытатель, пилотировавший новые советские космические корабли – «Восход-1» и «Союз-1», ставшие первыми многоместными кораблями в истории космонавтики. Первый полет Комарова на «Восходе-1» (12-13 октября 1964) сам по себе характеризовал и командира, и экипаж как героев – ведь космонавты совершали полет без скафандров и систем катапультирования, которые не были установлены на корабле из-за острой нехватки места.

Второй полет, ставший для Комарова последним, проходил неудачно. Из-за неполадок в солнечных батареях «Союзу-1» было приказано уходить на посадку, которая и стала для его экипажа смертельной. На финальных этапах спуска произошла авария: не сработал сперва основной парашют, а затем и запасной, стропы которого запутались из-за сильного вращения спускаемого аппарата. На колоссальной скорости корабль врезался в землю – экипаж корабля погиб мгновенно. Героизму Комарова, как и других погибших космонавтов, посвящена мемориальная табличка и статуэтка «Павший астронавт», оставленные в борозде Хэдли Апеннинских гор на Луне экипажем корабля «Аполлон-15».

Гибель «Союза-11» 30 июня 1971 года. Георгий Добровольский и его экипаж (В. Пацаев и В. Волков) готовились как дублеры команды Алексея Леонова – первого человека, осуществившего выход в открытый космос. Однако за несколько дней до старта «Союза-11» медкомиссия забраковала бортинженера Леонова, Валерия Кубасова. Судьба распорядилась так, что полетел экипаж Добровольского. 7 июня 1971 года «Союз-11» осуществил стыковку с орбитальной станцией «Салют-11» и приступил к ее расконсервации.

Не все проходило гладко: воздух был сильно задымлен, а на 11 день и вовсе случился пожар, вещь в космосе поистине страшная. Однако в целом задача полета была выполнена, и экипаж сумел даже в таких непростых условиях осуществить целый комплекс научных наблюдений и исследований. За два дня до трагедии, в ходе расстыковки никак не гас индикатор, сигнализировавший о неплотном закрытии крышки люка. Визуальный осмотр неполадок не выявил, и Центр Управления Полетов допустил неисправность датчика. В ходе посадки 30 июня 1971 года, на высоте в 150 км произошла разгерметизация корабля. Несмотря на то, что автоматическая посадка была произведена в штатном режиме, экипаж в полном составе погиб от кессонной болезни.

Катастрофа «Челленджера» 28 января 1986 года

«Челленджер» – многоразовый американский корабль-шаттл, второй в серии из пяти построенных аппаратов. На момент катастрофы он насчитывал девять успешных полетов. Катастрофа стала для Соединенных Штатов настоящей национальной трагедией: старт с мыса Канаверал показывали в режиме прямой трансляции по телевидению. Его сопровождали реплики ведущих о том, что за программой Space Shuttle будущее космонавтики.

Через пятьдесят секунд после старта один из ускорителей «Челленджера» стал демонстрировать признаки появления боковой струи: из-за неполадок топливо прожгло отверстие в основании конструкции). Затем, к ужасу миллионов зрителей в Америке и по всему миру, на 73-й секунде полета «Челленджер» превратился в пылающее облако обломков – нарушение аэродинамической симметрии за считанные мгновения буквально разметало планер шаттла, разорванного на куски сопротивлением воздуха.

Трагизма также добавило исследование, доказавшее, что как минимум несколько членов экипажа выжили в ходе разрушения планера, т.к. находились в самой прочной части шаттла – в кабине. Однако шансов спастись у уцелевших в катастрофе не было: обломки шаттла, и в том числе кабина, ударились о поверхность воды на скорости в ~350 км/ч, а ускорение в пиках составило 200g (то есть в умноженная в 200 раз сила притяжения Земли). Весь экипаж шаттла погиб. Опрос общественного мнения, проведенный спустя некоторое время после катастрофы, показал: катастрофа «Челленджера» стала третьим самым крупным национальным потрясением для Америки в 20-м веке, вместе со смертью Ф. Рузвельта и убийством Дж. Кеннеди.

Катастрофа шаттла «Колумбия» 1 февраля 2003 года

На момент своей трагической гибели в ходе своего 28-го полета «Колумбия» была самым настоящим «старичком»-первопроходцем: это был самый первый космический челнок в серии, заложенный еще весной 1975 года. В ходе своего последнего старта корабль получил повреждения термозащиты нижней части левого крыла. Из-за эксплуатационных ошибок и технологических просчетов от кислородного бака во время стартовых перегрузок оторвался кусок изоляции. Обломок ударил по нижней части планера, что в итоге и подписало «Колумбии» смертельный приговор. Когда после успешного шестнадцатисуточного полета «Колумбия» вошла в плотные слои атмосферы, это повреждение привело к перегреву пневматических агрегатов стойки шасси и его взрыву, разрушившему крыло шаттла. Все семеро человек экипажа погибли практически мгновенно. Трагедия «Колумбии» сыграла не последнюю очередь в отказе НАСА от проекта многоразового космического корабля Space Shuttle.

Возможно, вам будет интересно:


Теплый июньский день 1971-го года. Спускаемый аппарат корабля «Союз 11» совершил запланированную посадку. В центре управления полетами все зааплодировали, с нетерпением ожидая выхода экипажа в эфир. В тот момент никто еще не подозревал, что советскую космонавтику скоро потрясет самая крупная трагедия за всю ее историю.

Долгая подготовка к полету

В период с 1957 по 1975 годы между СССР и США было напряженное соперничество в области освоения космоса. После трех неудачных запусков ракеты Н-1 стало ясно: Советский Союз проиграл американцам в лунной гонке. Работы в этом направлении без лишнего шума прикрыли, сконцентрировавшись на строительстве орбитальных станций.


Первую ОКС «Салют» успешно вывели на орбиту зимой 1971 года. Следующая цель делилась на четыре этапа: подготовить экипаж, отправить его на станцию, успешно состыковаться с ней и потом несколько недель проводить ряд исследований в открытом космосе.

Стыковка первого корабля «Союз 10» прошла неудачно из-за неисправностей в стыковочном узле. Тем не менее космонавтам удалось вернуться на Землю, а их задача легла на плечи следующего экипажа.

Его командир - Алексей Леонов, каждый день бывал в конструкторском бюро и с нетерпением ждал запуска. Однако судьба распорядилась иначе. За трое суток до полета у бортинженера Валерия Кубасова врачи обнаружили странное пятно на снимке легких. Для уточнения диагноза времени не оставалось, и нужно было срочно искать замену.


Вопрос о том, кто теперь полетит в космос, решался во властных кругах.Госкомиссия сделала свой выбор в самый последний момент, лишь за 11 часов до старта. Ее решение было крайне неожиданным: экипаж меняли полностью, и теперь в космос отправлялись Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев.

Жизнь на «Салюте-1»: что ждало космонавтов на ОКС «Салют»


Запуск «Союза 11» прошел 6 июня 1971 г. с космодрома Байконур. В то время пилоты отправлялись в космос в обычных летных костюмах, потому что конструкция корабля не предполагала использование скафандров. При любой утечке кислорода экипаж был обречен.

На следующий день после старта наступил сложный этап стыковки. Утром 7 июня на пульте включилась программа, отвечающая за сближение со станцией «Салют». Когда до нее осталось не более 100 метров, экипаж перешел на ручное управление кораблем и через час успешно состыковался с ОКС.


"Экипаж Союз-11.

После этого начался новый этап освоения космоса – теперь на орбите была полноценная научная станция. Добровольский передал новости об успешной стыковке на Землю, и его команда приступила к расконсервации помещений.

График космонавтов был детально расписан. Каждый день они проводили исследования и медико-биологические эксперименты. Регулярно выполнялись телевизионные репортажи с Землей прямо с борта станции.


26 июня (т.е. ровно через 20 суток) экипаж «Союза 11» стал новым рекордсменом по дальности полета и длительности пребывания в космосе. До окончания их миссии осталось 4 дня. Связь с Центром управления была устойчивой, и ничего не предвещало беды.

Путь домой и трагическая гибель экипажа

29 июня пришел приказ о завершении миссии. Экипаж перенес все записи исследований на борт «Союза 11» и занял свои места. Расстыковка прошла успешно, о чем Добровольский сообщил в Центр управления. Настроение у всех было приподнятое. Владислав Волков даже пошутил в эфире: «До встречи на Земле, и готовьте коньяк».

После отсоединения полет проходил по плану. Своевременно запустилась тормозная установка, а спускаемый аппарат отделился от основного отсека. После этого связь с экипажем прекратилась.


Тех, кто ожидал космонавтов на Земле, это не особо встревожило. Когда корабль входит в атмосферу, по его обшивке прокатывается волна плазмы и антенны связи обгорают. Всего лишь штатная ситуация, связь скоро должна возобновится.

Парашют раскрылся строго по графику, но «Янтари» (это позывной экипажа) до сих пор молчали. Тишина в эфире начала напрягать. После приземления спускового аппарата к нему практически сразу подбежали спасатели и врачи. На стук по обшивке не последовало никакой реакции, поэтому люк пришлось открывать в аварийном режиме.


Перед глазами предстала ужасная картина: Добровольский, Пацаев и Волков сидели мертвыми в своих креслах. Трагедия потрясла всех своей необъяснимостью. Ведь посадка прошла по плану, и еще недавно космонавты выходили на связь. Смерть произошла от почти мгновенной утечки воздуха. Однако, что ее вызвало, пока было не известно.

Специальная комиссия буквально по секундам восстановила, что на самом деле произошло. Оказалось, что во время посадки экипаж обнаружил утечку воздуха через вентиляционный клапан над местом командира.

Времени, чтобы закрыть его у них не осталось: для этого требовалось 55 секунд здоровому человеку, а скафандров и даже кислородных масок в экипировке не было предусмотрено.


Медицинская комиссия нашла у всех погибших следы мозгового кровоизлияния и повреждения барабанных перепонок. Растворенный в крови воздух буквально вскипел и закупорил сосуды, даже попав в камеры сердца.


Для поиска технической неисправности, вызвавшей разгерметизацию клапана, комиссия провела более 1000 экспериментов с привлечением завода-изготовителя. Параллельно КГБ отрабатывало вариант сознательного вредительства.

Однако ни одна из этих версий не нашла подтверждения. Свою роль здесь сыграла элементарная халатность на производстве. Проверяя состояние «Союза», выяснилось: многие гайки просто не были закручены нужным образом, что и привело к отказу клапана.


На следующий день после трагедии все газеты СССР вышли с черными траурными рамками, а любые космические полеты были прекращены на 28 месяцев. Теперь в обязательной экипировке космонавтов предусматривалась скафандры, но ценой этому стали жизни трех летчиков, так и не увидевших яркого летнего солнца на родной Земле.

В 1982 году, спустя 12 месяцев после выхода в свет книги «Красная звезда на орбите», ее автор получил oт одного из московских коллег интересную фотографию. На ней А. Леонов держал в руках его книгу, внимательно разглядывая фотографию шести потенциально первых будущих советских космонавтов . Заинтересовавшая его фотография была сделана в мае 1961 года, то есть через несколько недель после полета Ю. Гагарина. Под этой фотографией в книге располагалась более поздняя ее копия, с которой «исчез» один из шести кандидатов в космонавты.

Советские официальные лица, которые занимаются космической программой, приложили много сил, чтобы скрыть некоторые неприятные для них эпизоды и имена нежелательных людей. В этом конкретном случае окончательно скрыть правду не удалось.

Десятилетиями никто, кроме лиц, непосредственно связанных с космическими исследованиями, не знал ничего о Григории Нелюбове. А был он молодым летчиком-реактивщиком. И, по-видимому, должен был стать одним из следующих космонавтов после К. Гакфина. Однако произошел непредвиденный инцидент. Нелюбова и еще двух его товарищей из группы космонавтов задержал военный патруль, когда они возвращались из воскресного увольнения. У них не было документов, необходимых для проезда в зону, кроме того, они были выпившими. Произошла ссора. Всех взяли под стражу, потребовали извинений.

Сергей Королев и перый отряд космонавтов Сочи. Май 1961 г. Григорий Нелюбов — третий слева в верхнем ряду. Был удален с фото перед ее публикацией в 1963 году

Но Нелюбов отказался извиняться (ведь он космонавт). В результате — рапорт начальству. Его уволили из группы космонавтов и отправили служить в авиацию куда-то на Дальний Восток. В конце концов, он спился и попал под поезд (то ли это был несчастный случай, то ли самоубийство). Его личность «вытравили» из всех списков и со всех фотографий. Еще двух его товарищей-космонавтов постигла аналогичная участь: их отчислили из состава «космонавтов -стажеров», и следы их в дальнейшем полностью потерялись.

Пожар в барокамере

Выписка из приказа, подписанного министром обороны СССР Р. Я. Малиновским 16 апреля 1961 года:

Гриф «Совершенно секретно». «Семью ст. лейтенанта Бондаренко обеспечить всем необходимым, в чем она нуждается, как семью космонавта, на которую распространяются соответствующие льготы».

Советы всегда представляли свои космические программы как сплошной успех «без сучка и задоринки». Все всегда шло по плану, все успешно выполнялось… На Западе же были слухи об обратном, еще до публикаций Голованова в прессе. В частности, говорилось даже о том, что в СССР существует отдельная могила для погибших космонавтов . Но на их родине все это категорически отрицалось

В 1986 году Голованов сообщил в «Известиях» о случае, когда погиб космонавт Валентин Бондаренко. Это случилось 23 марта 1961 года. Бондаренко было 24 года. Он являлся самым молодым в первой группе космонавтов. В «газете было помещено его фото, сделанное за несколько дней до смерти. Валентин Бондаренко погиб при следующих обстоятельствах… К концу трения а в барокамере после снятия медицинских параметров он отключил датчики и протер места их подключения ватой, смоченной спиртом. Затем небрежно бросил эту вату, и она попала на круг, нагретый электро пластинами. Произошла вспышка. В атмосфере камеры, насыщенной ионами кислорода, мгновенно воспламенился весь объем. Вспыхнула одежда космонавта. Дверь камеры открыть не удавалось (из-за разницы давления), а снижение давления заняло несколько минут. От шока и ожогов Бондаренко умер через 8 часов. Похоронен в Харькове. У него остались жена Аня и 5-летний сын Александр.

Информация об этом случае уже давно не была секретом для западных служб и для западной прессы. Еще в 1982 году эмигрант С. Тикин сообщил в одном западногерманском русскоязычном журнале о сгоревшем в барокамере космонавте .

Другие печальные случаи

В 1984 году «Martin’s Press» выпустило книгу «Русский доктор», автором которой был эмигрант из СССР хирург Владимир Голяховский. Он тоже описал этот случай, подтверждая, что космонавт умер в Боткинской больнице. Он не смог ему ничем помочь в отделении неотложной медицины. В сообщениях Тикина и Голяховского отсутствовали детали происшествия. Но факт описывался достаточно объективно, многое совпадало. Подробности смерти Бондаренко дал Голованов в апреле 1986 года. В его статье, кроме того, были приведены и другие любопытные факты из советской космонавтики начальной стадии развития.

Оказывается, из двадцати отобранных в марте 1960 года претендентов в финальную группу для первого космического полета вошли только шесть человек. Одного кандидата, Анатолия Карташова, забраковали после того, как у него открылось кожное кровотечение во время тренировок на центрифуге. Другой, Валентин Варламов, повредил шею после глупого случая (неудачно нырнул). Потом, спустя несколько лет, он умер. Еще один - Марс Рафиков - ушел из группы космонавтов по личным мотивам. Еще у одного, Дмитрия Занкина, в 1968 году обнаружили язвенную болезнь. Их фотографии никому незнакомы, потому что не публиковались. Так как обо всем этом отсутствовала какая-либо информация, на Западе распространялись всевозможные слухи, часто преувеличенные и искаженные.

Смерть на орбите

Первые факты заинтересованные в этой теме исследователи начали собирать с 1972 года. Вскоре они уже знали немало слухов и рассказов. Вот некоторые из них:

  • Летчик Ледовских погиб в 1957 году во время суборбитального полета на ракетной базе Капустин Яр в Поволжье.
  • Летчик Шиборин погиб в следующем году подобным же образом.
  • Летчик Митков погиб во время третьей попытки в 1959 году.
  • Неизвестный космонавт остался во Вселенной в мае 1960 года, когда его капсула, выведенная на орбиту, изменила направление полета и ушла в бездну.
  • В сентябре 1960 года другой космонавт (по слухам, Петр Долгов) погиб, когда ракета-носитель взорвалась на стартовой площадке.
  • 4 февраля 1961 года загадочный советский спутник транслировал человеческое сердцебиение, которое затем перестало прослушиваться (по некоторым данным, это была капсула с космонавтами).
  • В начале апреля 1961 года летчик Владимир Юшин облетел три раза Землю, но потерпел аварию при возвращении на космодром.
  • В середине мая 1961 года в Европе были приняты слабые сигналы с просьбой о помощи, очевидно, космического корабля с двумя космонавтами.
  • 14 октября 1961 года групповой космический корабль сошел с курса и пропал в космическом пространстве.
  • В ноябре 1962 года итальянские радиолюбители обнаружили сигналы гибнущего космического корабля. Некоторые полагают, что это был Белоконев.
  • 19 ноября 1963 года второй полет женщины в космос закончился трагически.
  • По меньшей мере один космонавт погиб в апреле 1964 года, согласно данным итальянских радиокоротковолновиков, которые приняли сигналы бедствия.

Летчик-испытатель Петр Долгов

Уже после пожара на «Апполоне-1» в 1967 году (погибли три астронавта) американские разведывательные службы получили информацию о пяти советских космических полетах , закончившихся катастрофой, и о шести авариях с жертвами на Земле.

Какие можно сделать выводы из этих сообщений? Нет дыма без огня. Может, не все они достоверны, но часть из них — правда. В советских СМИ никогда не было подтверждения этих инцидентов. Единственное, что удалось обнаружить — большое число советских кандидатов в космонавты действительно исчезли без следа. Можно лишь предполагать, какие обстоятельства явились причиной такого исчезновения. Впоследствии сообщалось о гибели некоторых из них, но эти смерти не были связаны с выполнением космических миссий.

Кто из космонавтов на фото?

В 1972 и 1973 годах было проведено глубинное изучение ряда пресс-информационных релизов советских СМИ прежних лет и найдено не менее 5-6 официально неизвестных лиц среди кандидатов в космонавты. Они исчезли в последующих пресс-релизах, вплоть до 1969 года. Потом некоторые снова появились на фото в 1971 и 1972 годах (посвященных 10-ой годовщине полета Ю. Гагарина). Среди них и упоминавшаяся в начале статьи фотография шести первых космонавтов , сделанная на отдыхе в Сочи. В более поздних изданиях с этих же самых фото некоторые лица исчезли, сделано это было «топорно»: в публикациях для иностранных читателей они были, а для советских их не было.

К их числу относится и фото «сочинской шестерки» с Г. Нелюбовым. Спустя несколько лет (после 1973 г.) английский исследователь Рекс Холл нашел две версии еще одной фотографии, сделанной в тот же день (группа из 16 космонавтов ). Во второй версии их осталось только 11. Исчезли Григорий Нелюбов, Иван Аникеев, Валентин Филатьев, Марк Рафиков, Дмитрий Заикин, а также инструктор по парашютному делу Никитин, который впоследствии погиб во время прыжка.

Фото группы космонавтов

Первое фото («сочинская группа из 16») Холл обнаружил в одной из советских книг по космонавтике. Потом оно было помещено в качестве иллюстрации к статье Голованова в «Известиях». Эти «исчезнувшие космонавты» в первой версии фото не назывались пофамильно, так что автор условно дал им кодовые обозначения XI, Х2… Фотографии лиц людей потом были опубликованы под этими кодовыми знаками в последующих работах автора, начиная с 1973 года.

Обращаем Ваше внимание прежде всего на Х2. Он был изъят также из фото «сочинской шестерки». Судя по фото и тексту, он, видимо, был тесно связан с полетом Гагарина.В текстах случайно упоминается его имя «Григорий». Вероятно, это был Нелюбов. В 1986 году, когда появилось в «Известиях» фото Бондаренко, стало ясно он был под кодом Х7 в материалах Холла.

То же фото группы космонавтов, удалены несколько участников

В 1977 году вышла в свет публикация одного из пионеров космонавтики Георгия Шонина, в которой он говорил о восьми летчиках, отчисленных из группы космонавтов 1960 года. Спустя 9 лет Голованов назвал их пофамильно. В книге же Шонина дается только краткое упоминание о том, что они были отчислены из группы по разным причинам (медицинские, успеваемость, дисциплинарные проступки и др.). При этом создается впечатление, что все они ушли из группы живыми. Шонин даже дает краткий портрет-характеристику «молодого Валентина Бондаренко» без всякого намека на происшедшую трагедию. По-видимому, эта информация не случайна, это был ответ на повышенный интерес Запада к судьбе исчезнувших космонавтов .

К тому времени, когда в 1980 году вышла в свет в книга «Красная звезда на орбите» правдивость сведений, опубликованных Шониным, оказалась под большим сомнением. После того, как была раскрыта подделка фотографии «сочинской шестерки», официальные лица в советской прессе сделали ювелирную работу по восстановлению своего реноме. Они отретушировали оригинальное фото (опубликованное в Москве в 1972 году) и на месте исчезнувших космонавтов сделали «задний план».

Традиционная советская секретность не исчезла до сих пор. Cоветы по-прежнему отрицают возможность смертей других космонавюв после гибели Бондаренко. Но этому трудно верить. В Хьюстоне побывал Шаталов (подготовка миссии «Союз»-«Апполон»), который рассказывал в 1973 году своим американским коллегам о смерти шести или восьми (он не был уверен в числе погибших) кандидатов в космонавты .

Одна из советских женщин — членов советской делегации (1973 г.) в НАСА поведала американским сотрудникам, что она вдова космонавта Анатолия Токова, который погиб в 1967 году во время подготовки к космическому полету.

В середине 1960-х годов были достоверные сообщения о гибели космонавта во время прыжка с парашютом и еще об одной смерти в автомобильной катастрофе. Тот же информатор сообщил об отстранении oт космической программы группы советских кандидатов в космонавты за пьянку. Вероятно, эта информация относилась к Нелюбову.

Отретушированная фотография первых космонавтов с Королевым

Когда писатель Михаил Кашутин направил запрос в ЦРУ (для получения официального документа об отсутствии в рукописи его книги «Гибель космонавтов» секретных сведений), ему не дали разрешения на публикацию этих данных, однако ЦРУ предоставило ему дополнительные сведения из своих банков данных — даты девяти известных ЦРУ катастроф.

Один из докладов относился к 6 апреля 1965 года (вскоре после выхода в космос «Восхода-2»); три документа — к трагедии с «Союзом-1» в апреле 1967 года, два следующих инцидента датированы тем же годом, но позже. Еще три документа относились к 1973-1975 годам. Однако полностью содержание этих документов пока ЦРУ нераскрыто.

Почему Кремль молчит?

Трагедия Бондаренко 1961 года повторилась в январе 1967 года на мысе Кеннеди, когда при аналогичных обстоятельствах в камере, перенасыщенной кислородом, сгорели три астронавта из программы «Апполон». Знай американцы обстоятельства гибели Бондаренко, возможно, не было бы у них той трагедии (на «Апполоне-1» в камере также находились огнеопасные материалы. В такой атмосфере, богатой кислородом, здесь тоже не была предусмотрена система быстрого снижения давления).

Хрущев говорил, что подобной информацией нужно обмениваться. В частности, после гибели «Союза-11» он сказал: «Американцы должны все же знать, что произошло… ведь они тоже исследуют космос». Однако он этого не сделал в 1961 году, хотя имел шанс подтвердить на деле свои политические установки. Возможно, он сожалел об этом впоследствии. Его же политические преемники по-прежнему продолжали скрывать проблемы и трудности космических полетов.

Так, в 1965 году во время полета «Восхода-2» при выходе в открытое пространство космонавт чуть не погиб из-за того, что оказалось сложно удержаться снаружи корабля. Советы не предупредили об этом своих американских коллег. Только спустя около 10 лет в разговоре с западными журналистами члены команды «Восхода-2» рассказали обо всех перипетиях полета.

В середине 1966 года американский астронавт чуть не потерялся в космосе, столкнувшись с такими же непредвиденными обстоятельствами. Даже в конце 1985 года, когда у космонавта Васютина на орбите развилась тяжелая инфекция. Советы не захотели сообщить американцам диагноз. Правда, какую-то часть своих неудач в космосе Советы публично признали. В апреле 1967 года погиб Владимир Комаров: не раскрылся парашют, когда «Союз» спускался на Землю.

Несколько лет спустя Виктор Евсиков (русский инженер, участвовавший в разработке теплоизоляционного покрытия корабля системы «Союз», впоследствии эмигрировал в США) написал в своих воспоминаниях:

«Некоторые запуски делались исключительно с пропагандистскими целями, в том числе и полет Комарова (ко Дню международной солидарности трудящихся).

По мнению проектного бюро, космический аппарат («Союз») еще не был окончательно доработан. Требовалось больше времени для отработки надежности его управления. Четыре предыдущих пробных запуска вскрыли неполадки в координации, температурном контроле и в парашютной системе. Ни одно из предварительных испытаний не прошло гладко. Во время первого испытания сгорела наружная обшивка при спуске. Модуль был в значительной степени поврежден. Три другие неудачи связаны с разными техническими причинами: отказала система контроля температуры, автоматический контроль реактивных двигателей, сгорели стропы парашютов».

«Ходили слухи, утверждает Евсиков, — что Василий Мишин, который возглавил эту программу после смерти Королева в 1966 году, возражал против этого запуска». Однако запуск был все же произведен. Предсмертные крики Комарова зафиксировали американские наблюдательные станции. Он знал о своей обреченности, еще будучи на орбите, и американцы записали все его душераздирающие разговоры с женой, с Косыгиным, а также со своими друзьями из группы космонавтов.

Когда начался смертельный спуск корабля на Землю, он только отметил нарастание температуры, после чего были слышны лишь его стоны и похоже, плач. Все эти объективные данные плохо согласуются с тем, что официально сообщалось о катастрофе «Союза-I».

История космонавтики, к сожалению, полна не только головокружительных взлетов, но и ужасных падений. Погибшие космонавты, не взлетевшие или взорвавшиеся ракеты, трагические случайности - все это также является нашим достоянием, и забывать об этом - значит вычеркнуть из истории всех тех, кто сознательно рискнул своей жизнью ради прогресса, науки и лучшего будущего. Именно о павших героях космонавтики СССР мы и поговорим в этой статье.

Космонавтика в СССР

До 20 века полеты в космос представлялись чем-то совершенно фантастическим. Но уже в 1903 году К. Циолковский выдвинул идею полета в космос на ракете. С этого момента зарождается космонавтика в том виде, в каком мы ее знаем сегодня.

В СССР в 1933 году основан Реактивный институт (РНИИ) для изучения реактивного движения. А в 1946 году начались работы, связанные с ракетостроением.

Тем не менее, прежде чем человек впервые преодолел притяжение Земли и оказался в космосе, потребовались еще годы и годы. Не стоит забывать и об ошибках, которые стоили жизни испытателям. В первую очередь это погибшие По официальным данным, их насчитывается всего пятеро, включая Юрия Гагарина, который, строго говоря, погиб не в космосе, а уже после возвращения на Землю. Тем не менее космонавт принял смерть также в ходе испытаний, будучи военным летчиком, что позволяет нам внести и его в представленный здесь список.

Комаров

Советские космонавты, погибшие в космосе, внесли ни с чем не сравнимый вклад в развитие своей страны. Таким человеком был и Владимир Михайлович Комаров - летчик-космонавт и инженер-полковник, награжденный званием Героя Советского Союза. Родился в Москве 14 апреля 1927 года. Входил в состав первого в мировой истории экипажа космического корабля и был его командиром. Дважды побывал в космосе.

В 1943 году будущий космонавт окончил семилетку, а затем поступил в спецшколу ВВС, желая освоить Он окончил ее в 1945 году, а затем пошел в курсанты Сасовской школы авиации. И в том же году был зачислен в Борисоглебское высшее военное авиационное училище.

Окончив учебу в 1949 году, Комаров поступил на военную службу в ВВС, став летчиком-истребителем. Его дивизия располагалась в Грозном. Здесь он познакомился с Валентиной, школьной учительницей, которая стала его супругой. Вскоре Владимир Михайлович стал старшим летчиком, а в 1959 году окончил Военно-воздушную академию и получил распределение в НИИ ВВС. Именно здесь он был выбран в первый отряд космонавтов.

Полеты в космос

Чтобы ответить на вопрос, сколько погибло космонавтов, необходимо сначала осветить саму тему полетов.

Так, первый полет Комарова в космос состоялся на космическом корабле «Восход» 12 октября 1964 года. Это была первая в мире многоместная экспедиция: в состав экипажа входили также врач и инженер. Полет длился 24 часа и завершился удачной посадкой.

Второй и последний полет Комарова состоялся в ночь с 23 по 24 апреля 1967 года. Космонавт погиб в момент завершения полета: во время спуска основной парашют не сработал, а стропы запасного скрутились из-за сильного вращения аппарата. Корабль столкнулся с землей и загорелся. Так из-за роковой случайности погиб Владимир Комаров. Он первый погибший космонавт СССР. В его честь был установлен памятник в Нижнем Новгороде и бронзовый бюст в Москве.

Гагарин

Это были все погибшие космонавты до Гагарина, согласно официальным источникам. То есть, по сути, до Гагарина в СССР погиб только один космонавт. Однако Гагарин является самым известным советским космонавтом.

Юрий Алексеевич, советский летчик-космонавт, родился 9 марта 1934 года. Его детство прошло в деревне Кашино. Он пошел в школу в 1941 году, но в деревню вторглись немецкие войска, и учеба была прервана. А в доме семьи Гагариных эсэсовцы устроили мастерскую, выгнав владельцев на улицу. Только 1943 году деревню освободили, и учеба Юрия продолжилась.

Затем Гагарин поступает в 1951 году в Саратовский техникум, где начинает посещать аэроклуб. В 1955-м его призвали в армию и направили в авиационное училище. После окончания он служил в ВВС и к 1959 году налетал примерно 265 часов. Получил звание военного летчика третьего класса и звание старшего лейтенанта.

Первый полет и гибель

Погибшие космонавты - люди, прекрасно осознававшие тот риск, на который идут, но тем не менее это их не останавливало. Так и Гагарин, первый человек, побывавший в космосе, рисковал своей жизнью еще до того, как стал космонавтом.

Однако свой шанс стать первым он не упустил. 12 апреля 1961 года Гагарин совершил полет на ракете «Восток» в космос с аэродрома Байконур. Полет продолжался 108 минут и закончился успешным приземлением недалеко от городка Энгельса (Саратовская область). И именно этот день стал для всей страны Днем космонавтики, который отмечается и сегодня.

Для всего мира первый полет стал невероятным событием, а пилот, совершивший его, быстро сделался знаменитым. Гагарин посетил по приглашениям больше тридцати стран. Следующие после полета годы ознаменовались для космонавта активной общественно-политической деятельностью.

Но вскоре Гагарин вновь вернулся за штурвал самолета. Это решение оказалось для него трагическим. И в 1968 году, он погиб во время учебного полета в кабине МИГ-15 УТИ. Причины катастрофы до сих пор остаются неизвестными.

Тем не менее погибшие космонавты никогда не будут забыты своей страной. В день гибели Гагарина в стране был объявлен траур. А позднее в различных странах установили ряд памятников первому космонавту.

Волков

Будущий космонавт окончил московскую школу № 201 в 1953 году, после чего поступил в МАИ и получил специальность инженера-электромеханика, занимающегося реактивными снарядами. Поступает на работу в КБ Королева и помогает в создании космической техники. Одновременно с этим он начинает посещать курсы летчиков-спортсменов в Коломенском аэроклубе.

В 1966 году Волков стал участником отряда космонавтов, а через три года совершил свой первый полет на корабле «Союз-7» в роли бортинженера. Полет длился 4 суток, 22 часа и 40 минут. В 1971 году произошел второй и последний полет Волкова, в котором он выступал в качестве инженера. Кроме Владислава Николаевича в состав команды входили Пацаев и Добровольский, о которых мы поговорим ниже. При посадке корабля произошла разгерметизация, и все участники полета погибли. Погибшие космонавты СССР были кремированы, а их прах размещен в Кремлевской стене.

Добровольский

О котором мы уже упоминали выше, родился в Одессе в 1928 году, 1 июня. Летчик, космонавт и полковник ВВС, посмертно награжденный званием Героя Советского Союза.

Во время войны оказался на оккупированной румынскими властями территории и был арестован за хранение оружия. За преступление его приговорили к 25 годам заключения, но местным жителям удалось его выкупить. И после окончания ВОВ Георгий Добровольский поступает в одесскую школу ВВС. В тот момент он еще не знал, какая судьба ему уготована. Однако космонавты, погибшие в космосе, как и летчики, заранее готовятся к смерти.

В 1948 году Добровольский стал студентом военного училища в Чугуевске, а уже через два года начал служить в ВВС СССР. Во время службы успел окончить Академию военно-воздушных сил. А в 1963 стал членом отряда космонавтов.

Его первый и последний полет начался 6 июня 1971 года на корабле «Союз-11» в роли командира. Космонавты побывали на космической станции «Солют-1», где провели несколько научных исследований. Но в момент возвращения на Землю произошла, как уже упоминалось выше, разгерметизация.

Семейное положение и награды

Погибшие космонавты не только герои своей страны, отдавшие за нее жизни, но и чьи-то сыновья, мужья и отцы. После гибели Георгия Добровольского осиротели его две дочери Марина (1960 г. р.) и Наталья (1967 г. р.). Одна осталась и вдова героя, Людмила Стеблева, преподаватель средней школы. И если старшая дочь успела запомнить своего отца, то младшая, который было всего 4 года в момент крушения капсулы, совсем его не знает.

Кроме звания Героя СССР Добровольский был награжден орденом Ленина (посмертно), «Золотой Звездой», медалью «За боевые заслуги». Кроме того, именем космонавта были названы планета № 1789, открытая в 1977 году, лунный кратер и научно-исследовательски корабль.

Также по сей день начиная с 1972 года существует традиция разыгрывать Кубок Добровольского, который присуждается за лучший прыжок на батуте.

Пацаев

Итак, продолжая отвечать на вопрос, сколько космонавтов погибло в космосе, мы переходим к следующему Герою Светского Союза. родился в Актюбинске (Казахстан) в 1933 году, 19 июня. Известен этот человек тем, что стал первым в мире космонавтом, который работал за пределами атмосферы Земли. Погиб вместе с Добровольским и Волковым, упомянутыми выше.

Отец Виктора пал на поле битвы во время ВОВ. И после окончания войны семья была вынуждена переехать в Калининградскую область, где будущий космонавт впервые пошел в школу. Как писала в воспоминаниях его сестра, космос стал интересовать Виктора уже тогда - он раздобыл «Путешествие на Луну» К. Циолковского.

В 1950 году Пацаев поступает в Пензенский индустриальный институт, который оканчивает, и оказывается направлен в Центральную аэрологическую обсерваторию. Здесь он принимает участие в конструировании метеорологических ракет.

А 1958 году Виктор Иванович переводится в КБ Королева, в конструкторский отдел. Именно здесь встретились погибшие советские космонавты (Волков, Добровольский и Пацаев). Однако только через 10 лет будет сформирован отряд космонавтов, в чьих рядах окажется Пацаев. Его подготовка будет длиться три года. К сожалению, первый полет космонавта завершится трагедией и смертью всего экипажа.

Сколько космонавтов погибло в космосе?

На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. Дело в том, что часть информации о космических полетах остается засекреченной по сей день. Существует множество предположений и домыслов, однако конкретных доказательств пока ни у кого нет.

Что же касается официальных данных, то число погибших космонавтов и астронавтов всех стран составляет примерно 170 человек. Наиболее известны из них, конечно, представители Советского Союза и США. Среди последних стоит назвать Френсиса Ричарда, Майкла Смита, Джудит Резник (одна из первых астронавтов-женщин), Рональда Макнейра.

Другие погибшие

Если вас интересуют погибшие то на данный момент их не существует. Ни разу с момента распада СССР и образования России как отдельного государства не было заявлено ни об одном случае крушения космического корабля и смерти его экипажа.

На протяжении всей статьи мы говорили о тех, кто погиб непосредственно в космосе, однако нельзя обойти вниманием тех космонавтов, которым так и не довелось взлететь. Смерть настигла их еще на Земле.

Таким был который входил в группу первых космонавтов и погиб во время тренировок. Во время пребывания в судобарокамере, где космонавт должен был находиться в одиночестве около 10 суток, он совершил ошибку. Открепил датчики, докладывающие о жизнедеятельности, от тела и протер их ватой, смоченной в спирте, а затем выбросил ее. Ватный тампон попал в спираль накаленной электроплитки, что вызвало возгорание. Когда камеру открыли, космонавт был еще жив, но по истечении 8 часов скончался в Боткинской больнице. Погибшие космонавты до Гагарина, таким образом, включают в свой состав еще одного человека.

Тем не менее Бондаренко останется в памяти потомков наравне с другими погибшими космонавтами.