Христианский крест как выглядит. Чем отличается русский православный крест от христианского

Очень часто случается так, что родители ребёнка или крёстные приходят в магазин за тем, чтобы купить золотой крестик ребёнку на Крещение, но тот огромный выбор, который ждёт их в магазине, приводит их в замешательство. И вот перед вами кресты различной формы, с разными надписями и разным внешним видом, и продавцы-консультанты, зачастую не могут сказать, а где здесь именно православный крест? Поговорим о том, чем же отличается православный крест от католического.

В мире существует множество различных религий: православие, католицизм, протестантизм, иудаизм, ислам, буддизм и др. И только православные и католики почитают кресты и иконы. Вообще в православии, как и в католицизме, крест - это главный символ христианства, в нём отражена вся суть веры. Вершина всему - приход Иисуса Христа в наш мир, он искупил на Кресте все наши грехи и даровал нам надежду на Спасение и жизнь вечную. Поэтому каждый православный, как и католик при Крещении получает нательный крестик, который должен всегда носить с собой. Нося крестик на шее, человек прежде всего определяет своё отношение к религии, а также стремится разделить со Христом тяжесть несения креста. Недаром, в русском народе существует такая поговорка - «Господь даёт крест каждому по силам».

Но между изображением креста в католицизме и православии есть существенные различия. И касаются они, в первую очередь, формы креста. Так католики изображают крест лишь одной формы - четырёхконечной с вытянутой вертикальной перекладиной.

В православии форма креста в принципе не имеет никакого значения, однако большее распространение получили - шестиконечные и восьмиконечные кресты. В древней Руси был очень распространён шестиконечный крест, который как бы делился пополам перекладиной. Нижняя часть креста свидетельствовала о том, что человек имеет нераскаянные грехи, а верхняя часть говорила о том, что душа человека стремится к Небу и покаянию за свои грехи.

Главное же отличие между православным и католическим крестами заключается в образе Иисуса Христа, и для православия католический образ неприемлем.

У католиков Иисус Христос, изображённый на кресте, имеет очень натуралистические черты, и более того он изображается на нём мёртвым. Вот мы видим руки, которые сгибаются под тяжестью тела, множество ран, из которых сочится кровь, его лицо выражает нечеловеческие страдания, боль, тяжкие муки, выпавшие на долю Спасителя. Здесь нет торжества жизни над смертью. В православии же сам крест является символом этого торжества. В кресте заключено смирение и радость оттого, что теперь каждому человеку дарована Жизнь Вечная, если он только сам захочет быть со Христом. Образ Христа в православии торжественен, ладони его открыты, он как бы призывает всех прийти и быть рядом с ним в Царстве Божием. Здесь он изображён не как мёртвое тело, а как Бог, который добровольно и с любовью пошёл на эти страдания, дабы даровать надежду всему человечеству. Образ Иисуса Христа в православии - это образ Бога любви, милости, сострадания и прощения.

Кроме того, есть существенные отличия и в количестве гвоздей, которые изображаются на кресте. Известно, что в Византии сохранились гвозди, которыми был прибит Иисус Христос к Кресту, и их четыре, т.е. каждая нога и рука были прибиты отдельно. И в православной кресте мы видим, что каждая нога прибита отдельно. В католическом же изображении Креста - ноги Иисуса Христа прибиты вместе одним гвоздём.

Кроме того, есть небольшие различия и в надписях на табличке над головой Господа. На Кресте над головой преступника обязательно прибивали табличку, на которой описывалось то правонарушение, за которое данные человек был казнён. Понтий Пилат не знал, что написать на табличке, предназначенной для Иисуса Христа, и там было написано следующее: «Иисус Назорей Царь Иудейский». Таким образом, на католическом кресте латинскими буквами написано: INRI. А на православном кресте буквы выведены на церковно-славянском языке: IHHI.

Помимо этого на оборотной стороне православного креста обязательно есть надпить «Спаси и сохрани» на русском или церковно-славянском языке. Таковы основные отличия православного креста от католического.

Крест - один из символов христианской религии. Особо почитают его представители католического и православного течения. Но чем отличаются православный и католический символ христианства, многие верующие люди сказать не смогут.

Католический и православный крест: есть ли отличия в форме

В сознании большинства обывателей существуют католические и православные кресты, которые должны носить представители определённой конфессии.

Различия между изображениями католического и православного крестов

Это утверждение не имеет ничего общего с действительностью, так как и католики, и восточные христиане могут использовать кресты разных форм. Всего их существует три вида:

  • четырехконечный;
  • шестиконечный;
  • восьмиконечный.

Все эти символы обозначают очищение от грехов через страдания и надежду на воскрешение в будущем.

Четырехконечный крест

Эта форма главного христианского символа является самой древней. Именно на таком кресте был распят Спаситель, и его изображение находят в раннехристианских катакомбах.

Наиболее распространён этот вид в западном христианстве, но в восточной ветви христианского вероисповедания его считают равнозначным всем остальным разновидностям святого символа.

Шестиконечный крест

Фигура с шестью концами имеет дополнительную перекладину. У восточных христиан дополнительная перекладина располагается под основной горизонтальной частью и означает «мерило грехов». Левая сторона, направленная вниз, символизирует нераскаянный грех. Правая часть, стремящаяся вверх - символ раскаяния и покаяния.

Интересно: в католической Церкви шестиконечный крест - показатель места священнослужителя в церковной иерархии. Этим атрибутом пользуются священники в сане архиепископа.

Восьмиконечный крест

В Русской и Сербской православных церквях наибольшее распространение получила восьмиконечная фигура. Её считают наиболее приближенной к той конструкции, на которой Сын Божий принял смерть.

Восьмиконечный крест считается защитой от нечисти и злых духов

Кроме подпорки для ног, обозначающей «мерило грехов», в верхней части креста располагается короткая перекладина, символизирует табличку, на которой Понтий Пилат написал «Иисус назарянин, царь иудейский». Эти слова заменили обвинение, которое так и не смогли сформулировать, судившие Христа люди.

Интересно: в католической Церкви крест с восемью концами - атрибут власти Папы Римского. Дополнительные элементы размещаются выше основной перекладины.

Различие католического и православного крестного символа

Главное их отличие заключается в изображении и надписях. Внимательно изучив их, можно практически с полной уверенностью сказать к какому течению христианства принадлежит этот предмет.

Надписи

Определить принадлежность предмета можно по надписи в его верхней части. В латинском варианте аббревиатура слов «Иисус назарянин, царь Иудейский» выглядит следующим образом «INRI». На восточнохристианском кресте могут располагаться надписи двух видов: IHHI или IHЦI. Кроме этой сокращенной надписи, на нём имеются следующие буквы:

  • IC XC - Иисус Христос;
  • ЦС - Царь Славы;
  • НК - НИКА, что означает победитель.

Только у православного христианского символа на оборотной стороне находится надпись «Спаси и сохрани».

Изображение

Наибольшие отличия наблюдаются в изображении фигуры Спасителя. На православном изображении изображён Сын Божий, победивший смерть. Его руки с раскрытыми ладонями спокойно разведены в стороны. Создаётся впечатление, что Иисус обнимает всех людей. Голова окружена нимбом, а глаза открыты. Ноги стоят на перекладине, или прибить по одной к вертикальной части.

Чаще всего католики изображают крест четырехконечным

Католическое изображение Христа более реалистичное. Фигура буквально висит на крестообразной конструкции, прибитая к ней тремя гвоздями. На голову надет терновый венец, из-под которого на лицо течет кровь. Раны видны и на других частях тела. Глаза на его поникшей голове всегда закрыты.

Следует знать, что распятие у восточных христиан имеет плоский вид, а у католиков оно выступает над поверхностью.

Появление различий

Официально раскол в христианской церкви произошёл в середине XI века. Но уже к этому времени были заметны различия во внешнем виде священнослужителей, храмовой архитектуре, обрядах и внешнем виде церковной утвари. Со временем этот раскол усиливался, а его апогеем стали события, произошедшие в 1054 году, когда главы Восточной и Западной христианской церкви предали друг друга анафеме.

Значение для христиан

Один из главных символов христианской веры католики и православные почитают как обозначение победы Сына Божьего над смертью и надежды на вечную жизнь. Он защищает от злых сил и покровительствует в добрых начинаниях. Священник, надевая на человека при крещении нательный крестик, отдаёт его во власть Господа. Верующие люди носят этот предмет на теле как указатель на принадлежность к христианству и напоминание о великой жертве Спасителя, искупившем своей мученической смертью грехи людей.

Отличие католического от православного креста заключается в изображении, которое может быть помещено на любую форму. Отличить их довольно просто, но необходимо помнить, что любой крест напоминает людям об испытаниях, перенесенных Иисусом ради человечества. Истинность веры определяется не внешними атрибутами, а чистотой помыслов и стремлением жить по заповедям Господа.

Чем отличается православный крест от католического?

Крест – символ очень древний. Что он символизировал до крестной смерти Спасителя? Какой крест считается более правильным – православный или католический четырехконечный («крыж»). С чем связано изображение Иисуса Христа на кресте с перекрещенными ступнями у католиков и отдельно стоящими ступнями в православной традиции.

Отвечает иеромонах Адриан (Пашин) :

В разных религиозных традициях крест символизировал разные понятия. Одно из самых часто встречающихся - встреча мира нашего с миром духовным. Для еврейского же народа с момента римского владычества крест, распятие было методом позорной, жестокой казни и вызывал непреодолимый страх и ужас, но, благодаря Христу Победителю, он стал желанным трофеем, вызывающим радостные чувства. Поэтому и святой Ипполит Римский, муж Апостольский, восклицал: «и у Церкви есть свой трофей над смертью - это Крест Христов, который она носит на себе», и святой Павел, апостол языков, писал в своем Послании: «желаю хвалиться... только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6, 14).

На Западе наиболее употребительным ныне является четырехконечный крест (рис. 1) , который старообрядцы называют (почему-то по-польски) «крыж латынски» или «рымски», что значит - римский крест. Согласно Евангелию, казнь крестная была распространяема по Империи именно римлянами и, конечно же, считалась римскою. «И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятой кровью Которого обагрился, - говорит святитель Дмитрий Ростовский. - И проявляя чудесную силу, какой-либо крест не сам собою действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его».

Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Восьмиконечный православный крест (рис. 2) наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский, святой Иустин Философ и другие. «А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе» (святитель Димитрий Ростовский). Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19, 18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19, 19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27, 35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27, 37).

Издревле известны и изображения распятия Спасителя. До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим (рис. 3) , и только в X веке появились изображения мертвого Христа (рис. 4).

С древнейших времен кресты-распятия, как на Востоке, так и на Западе, имели перекладину для упора ступней Распятого, и ноги Его изображались пригвожденными каждая отдельно своим гвоздем (рис. 3). Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем (рис. 4), впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа - это выкуп всех, призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45, 22).

Поэтому в традиции Православия - изображать Спасителя Вседержителя именно как уже Воскресшего Крестоносителя, держащего и призывающего в Свои объятия всю вселенную и несущего на Себе новозаветный жертвенник - Крест.

А традиционно католическое изображение распятия, с провисающим на руках Христом, напротив, имеет задачу показать то, как это все происходило, изобразить предсмертные страдания и смерть, а вовсе не то, что по существу есть вечный Плод Креста - Его торжество.

Православие неизменно учит, что всем грешникам страдания необходимы для смиренного усвоения ими Плода искупления - Духа Святого, посылаемого безгрешным Искупителем, чего по гордости не понимают католики, своими греховными страданиями ищущие участия в безгрешных, а посему искупительных Страстях Христовых и тем самым впадающие в крестоборческую ересь «самоспасания».

В человеческой культуре крест издавна наделяют сакральным смыслом. Многие люди считают его веры, но это далеко не так. Древнеегипетский анх, ассирийский и вавилонский символы бога Солнца - все это варианты креста, которые были неотъемлемыми атрибутами языческих верований народов по всему миру. Даже южноамериканские племена чибча-муисков, одной из самых развитых цивилизаций того времени наряду с инками, ацтеками и майя, использовали крест в своих обрядах, веря, что он защищает человека от зла и олицетворяет собой силы природы. В христианстве

же крест (католический, протестантский или православный) тесно связан с мученической смертью Иисуса Христа.

Крест католиков и протестантов

Образ креста в христианстве отличается некоторой вариативностью, поскольку он часто менял свой вид с течением времени. Известны следующие виды христианских солнечный, греческий, византийский, иерусалимский, православный, латинский и т.д. К слову, именно последний в настоящее время используют представители двух из трех основных христианских течений (протестантизм и католицизм). Католический крест отличается от протестантского наличием распятия Иисуса Христа. Подобный феномен объясняется тем, что протестанты считают крест символом позорной казни, которую пришлось принять Спасителю. Ведь в те древние времена лишь преступники и воры приговаривались к смерти через распятие. После своего чудесного воскрешения Иисус вознесся на Небеса, поэтому помещать на крест распятие с живым Спасителем протестанты считают кощунством и неуважением к сыну Божьему.

Отличия от православного креста

В католицизме и православии образ креста имеет куда больше различий. Так, если католический крест (фото справа) стандартно имеет четырехконечную форму, то православный - шести или восьмиконечную, поскольку на нем присутствуют подножие и титл. Другое различие проявляется в изображении самого В православии Спаситель обычно изображен торжествующим над смертью. Широко раскинув руки, он обнимает всех тех, за кого отдал жизнь, как бы говоря, что его смерть послужила благой цели. В противовес этому католический крест с распятием - это мученический образ Христа. Он служит вечным напоминанием всем верующим о смерти и предшествующих ей муках, которые перенес Сын Божий.

Крест Святого Петра

Перевернутый католический крест в западном христианстве отнюдь не является знаком Сатаны, как любят нас убеждать третьесортные ужастики. Он часто используется в и при украшении церквей и отождествляется с одним из учеников Иисуса Христа. Согласно заверениям апостол Петр, посчитав себя недостойным умереть, как Спаситель, предпочел быть распятым вниз головой на перевернутом кресте. Отсюда и его название - крест Петра. На различных фотографиях с можно часто видеть этот католический крест, что время от времени вызывает нелестные обвинения церкви в ее связи с Антихристом.

Среди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей, свои дома, носят на шее.

Причина, почему человек носит нательный крестик, у каждого своя. Кто-то таким образом отдает дань моде, для кого-то крест — красивое ювелирное изделие, кому-то он приносит удачу и используется как талисман. Но есть и те, для кого надетый при крещении нательный крестик действительно является символом их бесконечной веры.

Сегодня магазины и церковные лавки предлагают большое разнообразие крестов различной формы. Однако очень часто не только родители, собравшиеся крестить ребенка, но и продавцы-консультанты не могут разъяснить, где православный крест, а где католический, хотя отличить их, на самом деле, очень просто. В католической традиции — четырехугольный крест, с тремя гвоздями. В православии имеются кресты четырехконечные, шести и восьмиконечные, с четырьмя гвоздями для рук и ног.

Форма креста

Четырехконечный крест

Итак, на Западе наиболее употребительным является четырехконечный крест . Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Восьмиконечный православный крест

Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено, однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.

Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос. Православный крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский » (ИНЦИ, или INRI на латыни). Нижняя косая перекладина — подпорка для ног Иисуса Христа символизирует «мерило праведное», взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа, ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы IС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа.

Святитель Димитрий Ростовский пишет, что «когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе «. Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его » (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте » (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его » (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский » (Мф. 27:37).

Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.

Шестиконечный крест

Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел также и шестиконечный крест . В нем также имеется наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний - освобождение покаянием.

Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.

Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита - «крест всякой формы есть истинный крест » и имеет неземную красоту и животворящую силу.

«Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме », — говорит Сербский Патриарх Ириней.

Распятие

В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа.

Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он - не мертвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.

У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием проступка. Т.к. Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский » на трех языках: греческом, латинском и арамейском. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI , а в православии – IHЦI (либо ІНHІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»). Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.

Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» - имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» - Победитель.

На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали греческие буквы ООН , означающие - «истинно Сущий», потому что «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий » (Исх. 3:14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.

Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.


Православное Распятие Католическое Распятие

В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы ). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем .

Значение крестной смерти Спасителя

Возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян - потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.


Распятие на кресте у римлян

До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.

Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа - это выкуп всех , призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45:22).

Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас «искупил» (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.

Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.

Почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем?

Христианское учение о крестной смерти Богочеловека нередко является «камнем преткновения» для людей с уже сложившимися религиозно-философскими понятиями. Как многим евреям, так и людям греческой культуры апостольских времен представлялось противоречивым утверждение, что всемогущий и вечный Бог сошел на землю в образе смертного человека, добровольно претерпел биения, оплевания и позорную смерть, что этот подвиг мог принести духовную пользу человечеству. «Это невозможно! » — возражали одни; «Это не нужно! » — утверждали другие.

Св. апостол Павел в своем послании к Коринфянам говорит: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость » (1 Кор. 1:17-24).

Иными словами, апостол разъяснял, что то, что в христианстве некоторыми воспринималось как соблазн и безумие, фактически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества. Истина искупительной смерти и воскресения Спасителя является фундаментом для многих других христианских истин, например, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о предстоящем суде и воскресении умерших и других.

При этом, искупительная смерть Христа, будучи событием необъяснимым в понятиях земной логики и даже «соблазнительным для погибающих,» обладает возрождающей силой, которую чувствует и к которой стремится верующее сердце. Обновленные и согретые этой духовной силой, с трепетом преклонялись перед Голгофой как последние рабы, так и самые могущественные цари; как темные невежды, так и величайшие ученые. После сошествия Св. Духа апостолы личным опытом убедились в том, какие великие духовные блага им принесла искупительная смерть и воскресение Спасителя, и они делились этим опытом со своими учениками.

(Тайна искупления человечества тесно связана с целым рядом важных религиозных и психологических факторов. Поэтому для уяснения тайны искупления надо:

а) понять, в чем собственно состоит греховное повреждение человека и ослабление его воли для сопротивления злу;

б) надо понять, как дьявольская воля, благодаря греху, получила возможность влиять и даже пленять человеческую волю;

в) надо понять таинственную силу любви, ее способность положительно влиять на человека и облагораживать его. При этом, если любовь больше всего обнаруживает себя в жертвенном служении ближнему, то, несомненно, что отдача за него жизни есть высшее проявление любви;

г) от понимания силы человеческой любви надо возвыситься до понимания силы Божественной любви и того, как она проникает в душу верующего и преображает его внутренний мир;

д) кроме того, в искупительной смерти Спасителя есть сторона, выходящая за пределы человеческого мира, а именно: На кресте произошло сражение между Богом и гордым Денницей, в котором Бог, скрываясь под видом немощной плоти, вышел победителем. Подробности этого духовного сражения и Божественной победы остаются для нас тайной. Даже Ангелы, согласно ап. Петру, не вполне понимают тайну искупления (1 Петр. 1:12). Она — запечатанная книга, которую мог раскрыть только Агнец Божий (От. 5:1-7)).

В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются «крестом.» Каждый несёт свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: «Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня » (Мф. 10:38).

«Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва », - утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо - по слову святителя Василия Великого - «молчанием предается Бог»!

Различия католического и православного креста

Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:


Католический крест Православный крест
  1. Православный крест чаще всего имеет восьмиконечную или шестиконечную форму. Католический крест – четырехконечный.
  2. Слова на табличке на крестах одинаковы, лишь написаны на разных языках: латинском INRI (в случае католического креста) и славяно-русском IHЦI (на православном кресте).
  3. Еще одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии и количество гвоздей . Ноги Иисуса Христа расположены вместе на католическом Распятии, и каждая пригвождена по отдельности на православном кресте.
  4. Различным является изображение Спасителя на кресте . На православном кресте изображен Бог, открывший путь к вечной жизни, а на католическом — человек, испытывающий муки.

Материал подготовил Сергей Шуляк