Духовская суббота. Вселенская Троицкая родительская суббота — кого и как поминать. Смысл родительской субботы

Дворцовый мост в Санкт-Петербурге (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Из всего списка достопримечательностей, которыми буквально напичкан Санкт-Петербург , все же можно выделить несколько наиболее знаковых. Как правило, символами города называют Исаакиевский собор , храм Спаса-на-Крови , Петропавловскую крепость . Но панорама Питера была бы неполной без его знаменитых инженерных сооружений - разводных мостов. Наиболее живописным и, пожалуй, самым фотографируемым считается Дворцовый мост. Наверняка, открытки с разведенными крыльями Дворцового на фоне шпиля Петропавловской крепости есть у каждого гостя Санкт-Петербурга.

Мост изначально должен был стать самым красивым в городе, но на протяжении всего времени своего существования судьба играла с ним в жестокую игру. И все-таки, практически лишенный архитектурных изысков Дворцовый мост словно магнит притягивает к себе тысячи людей, совершающих прогулку от Эрмитажа до стрелки Васильевского острова.

История

В середине 19 века, вскоре после строительства первого в городе постоянного моста через Неву (Благовещенского), сюда, к Зимнему дворцу переместили понтонный Исаакиевский, который до последнего времени связывал Университетскую набережную и Сенатскую площадь. После небольшого косметического ремонта он получил новое название - Дворцовый, в честь расположенного буквально в двух шагах Зимнего дворца.

В 1917 г. Дворцовый мост большевики переименовали в Республиканский. Но новое название продержалось относительно недолго, и в 1944 г. оно было заменено на старое.

Но разве таким должен быть столичный мост, символизирующий сотрудничество власти - Зимнего дворца и предпринимательства - Биржи? Поэтому уже в 80-е гг. 19 века стала очевидной необходимость создать постоянную переправу, которая связала бы Васильевский остров c Большой землей. Окончательное решение о замене понтонного моста на постоянный было принято в 1900 г. Строительство капитального инженерного сооружения началось в 1912 г. и прервалось в 1914 г. из-за Первой Мировой войны. В итоге движение по мосту открыли в 1916 г., правда, художественное оформление Дворцового так и не было закончено. К этому времени на него установили только временные перила и уложили деревянный настил. Ну а дальше было не до украшений: в Петрограде случилась революция, и у города появились куда более важные дела.

За время своего существования мост неоднократно подвергался реконструкции. В 1998 г. с него демонтировали трамвайные пути, самый свежий капитальный ремонт был проведен совсем недавно: в 2013 г.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, набережная Большой Невы, на оси Дворцового проезда и Биржевой площади. Координаты GPS: 30.308100; 59.941200.

Разводка в летнюю навигацию (конец апреля - ноябрь): 1:25-2:50, 3:10-4:55. В межнавигационный период мост разводится для выполнения профилактических и ремонтных работ.

Дворцовый мост по праву может называться самым романтическим на весь Санкт-Петербург. На его феерическое разведение ежегодно приезжают посмотреть сотни туристов со всех уголков земли. Даже искушенные жители северной столицы нередко приходят, чтобы увидеть это поистине превосходное действо.

Историческая справка

Задолго до появления Дворцового моста на его месте существовал лодочный перевоз через Неву. В 1882 году жители города и главы общественных организаций обратились в Городскую Управу с требованием построить постоянный мост, но тогда местные власти не приняли во внимание желание горожан и отложили этот вопрос в долгий ящик.


По прошествии почти 20-и лет, в 1900 году, местные власти все-таки занялись вопросом постройки моста и приняли решение объявить конкурс для инженеров-строителей и архитекторов. Конкурс был объявлен только через год, комиссия рассмотрела более 25 заявок, но Городская Дума сочла их непригодными. Тогда пришлось объявить повторный конкурс, по результатам которого в 1909 году построить новый Дворцовый мост взялся польский инженер-строитель Андрей Пшеницкий. Закончить сооружение планировалось осенью 1913 года, но Первая мировая война разрушила этот план и лишь 23 декабря 1916 через мост проехал первый экипаж.

Несмотря на красоту и величие Дворцового моста существует ряд фактов, которые мало кому известны:

  • инженер А.П. Пшеницкий допустил ошибку при проектировании - разведенный мост негармонично смотрится в общей панораме города, закрывает собой городские историко-культурные памятки - Зоологический музей, Кунсткамеру, Адмиралтейство;
  • в 1997 году мост декорировали ночной иллюминаций, которая завораживает своей красотой жителей и гостей города в темное время суток;
  • во время праздничных мероприятий, кинофестивалей разводные крылья моста служат экраном для проектирования кино.

Описание моста


Построенный в начале ХХ века мост несколько раз реконструировался, на нем проводились капитальные ремонтные работы. Сегодня разводная чугунная переправа служит соединением Васильевского острова с центральными городскими достопримечательностями - Адмиралтейством и Зимним дворцом.

Гигантская конструкция состоит из 5 пролетов и потрясает своими размерами: общая длина составляет 260,1 метра, ширина - 27,7 метра. Уникальный разводной механизм поднимает 700-тонные пролеты вверх над Невой. Ночная панорама разведённого моста на фоне колокольни Петропавловской крепости является визитной карточкой Санкт-Петербурга.

comments powered by HyperComments

Дворцовый мост расположен среди шедевров архитектуры, в самом сердце Санкт-Петербурга и является символом города на Неве. Разведенные крылья Дворцового моста эффектно смотрятся на фоне водной глади и достопримечательностей Северной столицы . Строение входит в Перечень объектов культурного наследия Российской Федерации.

Как добраться

  • Ближайшая станция метро – Адмиралтейская
  • На наземном транспорте ехать до остановки «Дворцовая площадь», «Биржевая площадь» или «Университетская набережная».

Из истории

Известно, что Петр Первый был противником строительства мостов и приучал народ к воде, приветствуя передвижение по Неве на лодках. Один из лодочных перевозов находился рядом с Зимним Дворцом .

Для справки: Первая переправа в Санкт-Петербурге появилась только через два года после смерти Петра, это был наплавной Исаакиевский мост. Он сооружался каждую весну от здания Сената и Синода до дворца Меншикова на Васильевском острове и служил петербуржцам до самого ледостава.

Идя навстречу Биржевому комитету, в декабре 1856 года по проекту инженера И.К. Герарда была сооружена наплавная переправа от Дворцового проезда до Биржевой площади на Стрелке Васильевского острова , получившая название Дворцовый мост.

При этом были использованы три плашкоута со старой Исаакиевской переправы, на которых установили чугунные торшеры с фонарями в виде шестигранных пирамид, а также выполненные из дерева береговые опоры и перила. На время ледохода и ледостава конструкция разбиралась.

В 1896 году наплавной Дворцовый мост перенесли на 53,1 метра ниже по течению Невы из-за обустройства сквера перед западным фасадом Зимнего дворца. На переправе была проложена конная железная дорога.

Строительство постоянного Дворцового моста

Необходимость в сооружении постоянной переправы возникла еще в 1880-х годах, но тогда Городская управа не решалась начать такое крупное и дорогостоящее мероприятие. Весной 1899 года старые плашкоуты, прослужившие более 40 лет, стали протекать и затонули, что ускорило принятие решения о строительстве.

В апреле 1901 года был объявлен конкурс на проектирование. В комиссию было представлено 27 работ, в том числе 13 эскизных проектов, созданных архитекторами Петербурга, но ни одна из работ не была одобрена.

Единственный проект, оцененный положительно, был выполнен французской фирмой «Батиньоль», но проектировщики запросила за него около 5 миллионов рублей. Договор на такую дорогостоящую работу комиссия заключать не стала и объявила второй тур конкурса, причем в Техническом задании были указаны новые условия:

  • Разводной пролет должен находиться в центре сооружения, а его ширина должна составлять не менее 42,67 метров
  • Мост должен соответствовать «красоте вблизи расположенных зданий»
  • Относительно конструктивного решения указывалось, что езда должна быть «по верху».

Участниками второго тура были многие известные русские архитекторы и инженеры, в том числе Андрей Пшеницкий и Леонтий Бенуа, Роберт Мельцер и Мариан Перетяткович. Победителем конкурса, завершившегося в 1909 году, стал проект архитектора Андрея Пшеницкого, а оформление сооружения было поручено архитектору и художнику Роберту Мельцеру.

5 февраля 1911 года был заключен договор с Обществом Коломенских заводов, согласно которому строительство должно было вестись с использованием только отечественных материалов, силами только русских рабочих и инженеров и закончиться к 15 ноября 1913 года.

Дворцовый мост был самым сложным с инженерной точки зрения. Его строительство началось в октябре 1911 года, однако, сдать мост в срок не представлялось возможным. Этому помешало наводнение, повредившее одну из строящихся опор, а также начавшаяся Первая Мировая война, на которую уходило много средств.

Только в конце 1916 года все инженерные конструкции были готовы. Их прочность проверили с помощью 34 грузовиков, наполненных грузом в 600 пудов в каждом. К этому времени были установлены лишь временные деревянные перила и деревянный настил, а оформление еще не было завершено. Несмотря на это 23 декабря Дворцовый мост, был открыт.

Мероприятие прошло достаточно скромно, поскольку шла война, а за неделю до этого убили Григория Распутина. Из всех приглашенных гостей на открытие пришла лишь десятая часть, не присутствовала ни царская семья, ни глава города.

Длина сооружения составила 260,1 метров, ширина - 27,75 метров, масса металлических пролётных конструкций - 4 868 тонн, противовесов - 2 800 тонн.

Несмотря на все усилия авторов проекта, полной гармонии им достичь не удалось. Дворцовый мост закрывает здания Биржи и Зоологического музея , Адмиралтейства и башню Кунсткамеры . Но лишь опытный архитектор сможет увидеть некоторый диссонанс в планировке сооружения и окружающих его зданий. Избежать этого, при низких берегах Невы и условии создания высокого пролета для судов, было невозможно.

За свою историю Дворцовый мост сменил свое название один раз: с 1917 по 1944 год он именовался Республиканским.

В 1939 году деревянные перила были заменены на чугунные с простым рисунком, изображающим советскую символику – герб и знамена , пучки колосьев и пятиконечные звёзды. Авторы этой работы - скульптор Игорь Крестовский и архитектор Лев Носков.

В 1967 году переправу капитально отремонтировали, а через 10 лет прошла реконструкция сооружения, во время которой были заменены разводной механизм и настил, а также установлены новые фонари.

В 1997 году под руководством инженера Юрия Петрова Дворцовый мост был обновлен. 13 ноября того же года состоялась торжественная церемония открытия, во время которой на набережной был устроен фейерверк. О празднике известил пушечный залп с Петропавловской крепости , а на мосту в это время танцевали пары в старинных костюмах. Дворцовый мост стал третьим мостом, украшенным подсветкой, после Троицкого и Лейтенанта Шмидта .

Последняя реконструкция прошла в 2013 году, причем движение транспорта и пешеходов во время замены пришедших в негодность конструкций полностью не останавливалось.

Основные характеристики

  • Длина – 250 метров
  • Ширина – 27,73 метра
  • Ширина тротуаров – 2,82 метра, ширина проезжей части – 21,97 метров
  • Количество пролетов – 5, разводной пролет находится в центре
  • Высота свода над водой – 6,3 метра, при разведенных крыльях – 30 метров
  • Число полос для движения автотранспорта -6.

Дворцовый мост расположен в самом центре Санкт-Петербурга, рядом с площадью, где часто проводятся праздничные мероприятия. Во время некоторых из них крылья моста используются как экран для показа фильмов.

Изначально мост должен был стать самым красивым в городе, но на протяжении всего времени существования судьба играла с ним в жестокую игру. И всё-таки практически лишённый архитектурных изысков Дворцовый мост словно магнит притягивает к себе тысячи людей, особенно в сезон белых ночей.


До появления Дворцового моста на этом месте долгое время не существовало никакой переправы через Неву, её роль выполнял расположенный выше по течению Исаакиевский плашкоутный (наплавной) мост. После постройки Благовещенского моста Петербургский биржевой комитет обратился к царю с просьбой переместить к Зимнему дворцу наплавной Исаакиевский мост, ранее соединявший Университетскую набережную и Сенатскую площадь. Перемещение Исаакиевского моста ближе к Стрелке Васильевского острова позволяло создать удобную транспортную артерию, которая бы обслуживала находящиеся на Стрелке учреждения Торгового порта. Разрешение на перемещение моста было получено 5 августа 1853 года. Проект перестройки составил инженер И. К. Герард.

Первый наплавной мост


В 1856 году деревянный наплавной мост у Зимнего дворца соединил Адмиралтейский остров с Васильевским. После небольшого косметического ремонта он получил новое название - Дворцовый, в честь расположенного буквально в двух шагах Зимнего дворца и Дворцовой набережной. Но тогда мост находился выше по течению, и только в 1896 году был перемещён вниз на 52 метра - на своё нынешнее место. Работы по наведению моста начались зимой 1896 года и закончились 23 декабря 1897-го, когда по нему были проложены рельсы конно-железной дороги. На зиму он «рассоединялся» посередине и, чтобы не мешать ледоходу, отводился к берегам. В зимнее время переправа осуществлялась по льду - пешком, на финских санях, а позже - и трамваем, рельсы и опоры электросетей которого вмораживались в лёд.


Дворцовый мост тех времён был небезопасен. Однажды весной 1899 года понтоны, на которых крепился настил, давно требовавший ремонта, дали течь, и переправа чуть не затонула. После этого со всей серьёзностью стал вопрос о строительстве капитального моста. И только через 12 (!) лет, 5 февраля 1911 года, был подписан договор о строительстве моста с Обществом коломенских заводов. Ожидалось, что переправа будет сдана в эксплуатацию 15 октября 1913 года, но её строительство началось только в 1912 году, о сдаче моста в указанные сроки теперь уже никто и не думал. Тем более что 17 апреля 1914 года в Петербурге случилось наводнение, в результате которого была повреждена одна из строившихся опор. А в августе 1914 года разразилась Первая мировая война, и строительство ещё более затянулось. Кроме того, участились задержки в поставке металлических конструкций, стала ощущаться нехватка рабочей силы, сказывался недостаток финансирования.

Новый Дворцовый


Постоянная переправа в виде пятипролётного металлического моста с разводным пролётом посередине была построена к 1916 году по проекту А. П. Пшеницкого и Р. Ф. Мельцера. Открытие Дворцового моста состоялось 23 декабря 1916 года. За неделю до этого, 17 декабря 1916-го, было произведено испытание прочности: 34 грузовых автомобиля, каждый из которых имел массу более 600 пудов (почти 10 тонн), въехали на мост одновременно и последовательно заняли все его пролёты.

Церемония открытия Дворцового моста прошла скромно: члены царской династии на ней не присутствовали. Им было не до того: с одной стороны, шла тяжёлая война, с другой - накануне убили царского любимца Григория Распутина. На торжество прибыла лишь десятая часть приглашённых. Не пришёл даже городской голова Делянов, предоставив честь разрезать ленточку своему заместителю.

Быть ли Дворцовому красивым?

Первоначально планировалось создать высокохудожественное произведение, объединяющее архитектурные ансамбли двух островов в единый уникальный комплекс. Первый проект украшений моста предусматривал перила сложного рисунка, декоративные карнизы, восемь фонарей с выкованным из железа декором и четыре больших фонаря-маяка со скульптурными группами.

Однако слишком помпезный вариант не получил поддержки властей, было решено ограничиться более скромным убранством. Но и ему не суждено было воплотиться в реальность. Художественное оформление Дворцового моста так и не было завершено до 1917 года: устройство перил, фонарей и павильонов заканчивалось уже при советской власти. Так, знаменитая чугунная литая решётка перил появилась только 20 лет спустя, в 1939 году. А до того времени там стояли временные деревянные перила. Рисунок решётки удачно сочетал в композиции перил советскую символику с традициями петербургского классицизма. Фонари и павильоны управления механизмами моста появились и вовсе в 1970-х годах.


Название моста происходит от близости к нему Дворцовой набережной, Дворцовой площади и самого Зимнего дворца. В ознаменование первой годовщины Октябрьского переворота 1917 года мост назвали Республиканским, сочтя предыдущее название слишком буржуазным, несвойственным новому государству. Но в январе 1944 года ему вернули историческое название.

Механизм и размеры




Несмотря на низкий профиль Дворцового моста, он всё равно более чем на половину закрывает здания Кунсткамеры, Биржи, Адмиралтейства. Избежать этого при таких берегах Невы и соблюдении условий судоходства было невозможно.

Длина моста составляет 250 метров, а ширина - 27,7 метра. Средний из пяти его пролётов - разводной, остальные пролёты перекрыты двумя металлическими клёпаными неразрезными пролётными строениями. Разводной механизм моста состоит из моторов, многотонных противовесов (весом около 2800 тонн) и крупных шестерён (часть которых работают со дня первого открытия моста). Каждый поднимаемый пролёт имеет вес около 700 тонн. Опоры моста опущены на глубину почти 25 метров.

Реконструкции моста



За время своего существования Дворцовый мост неоднократно подвергался реконструкции. Его капитально отремонтировали в 1967 году, а в 1977–1978-х годах его реконструировали: обновили разводную часть, заменили настил, установили новые фонари и убрали со средних опор дощатые хибарки будочников, сохранившиеся с 1916 года. Летом 1997-го была проведена очередная реконструкция и переправа получила подсветку. Мост стал третьим после Троицкого и Благовещенского, получившим такую подсветку. В 1998 году с него демонтировали трамвайные пути. А в 2013 году был проведён очередной капитальный ремонт.

Фото: http://www.bugaga.ru/, Фотоателье Буллы, https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ed/Palace_Bridge_project.jpg, http://www.crazyshark.ru, https://upload.wikimedia.org, https://i11.fotocdn.net/s12/158/public_pin_m/321/2338537629.jpg, http://topdialog.ru/, http://art1.ru

Троица отмечается через 50 дней после . Отсюда и второе название праздника – . В 2018 году .

Накануне, в Троицкую родительскую субботу, посещают кладбища и поминают умерших, оставив угощения.

Что такое родительская суббота

Это особые дни в православии для поминовения усопших. В переводе с греческого суббота означает "ходатайство", именно поэтому в такие дни принято вспоминать своих почивших родителей и близких.

Вспоминают отошедших в мир иной молитвой и панихидой.

Поминальные дни-2018 в Украине после Пасхи

На 49-й день после Пасхи проходит Троицкая родительская суббота . Она предваряет раскрытие Царства Христова во всей силе в день Пятидесятницы, а также начало Апостольского поста.

Ее еще называют вселенской, так как в этот день во всех православных церквях служатся вселенские панихиды, они посвящены поминовению всех без исключения усопших православных христиан.

Остальные даты родительских суббот в 2018 году:

  • 11 сентября 2018 года, вторник – День поминовения усопших православных воинов;
  • 3 ноября 2018 года – Димитриевская родительская суббота.

Последняя – не менее значима, чем Троицкая. Это суббота перед 8 ноября – днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского. Если день памяти этого святого тоже приходится на субботу, то родительской все равно считается та суббота, что была перед днем памяти.

Родительская суббота: что нужно делать

В эти дни принято поминать родных – молитвой и поминальным обедом. Особенно усердно в Троицкую родительскую субботу молятся о тех, кого смерть настигла безвременно и в чужой стране, вдали от родных, о том, кто не успел покаяться перед смертью, и над кем не совершали погребального обряда.

Верующие люди ходят в церковь, заказывая там службы за упокой усопших родственников. Лучше накануне литургии подать записки на заказной сорокоуст с именами родственников. При этом записки подаются лишь на людей, крещенных в православной вере.

По возможности можно посетить в этот день кладбище, проведав могилы родни и знакомых. Но ни в коем случае не стоит посещать кладбище вместо поминальной службы – священники настаивают, что поход на кладбище скорее желателен, чем обязателен, а вот посещение службы или, как минимум, прочтение поминальных молитв дома – обязательны. По их словам, отстоять богослужение в храме важнее, чем поехать на кладбище, потому что умершим людям гораздо важнее молитва, чем посещение могилы.

Родительская суббота: что нельзя делать

Согласно народным традициям, в родительскую субботу перед Троицей нельзя работать по дому, включая даже мытье посуды.

Священнослужители в свою очередь не настаивают на запрете на работу. По их словам, достаточно, чтобы домашние хлопоты не мешали молитве и посещению храма.

Молитвы в родительскую субботу

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Молитва об усопшем христианине

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Троицкая суббота: приметы

  • С Троицкой субботы три дня не метут, на четвертый - в доме убирают;
  • Дождь на Троицу к урожаю грибов и ягод, а заморозков не будет все лето;
  • В Троицкую субботу сей ячмень и коноплю - хорошо уродятся.