Здоровый образ жизни и его составляющие компоненты. Составляющие компоненты процентный состав по объему Что все его составляющие компоненты

Не можете утром сгрести себя с постели и оторвать голову от подушки? Появилась нехватка сил в течение дня? Или, может, вы подхватили простуду третий раз за год (или даже больше)? Подорванный иммунитет, синдром хронической усталости, потрепанный внешний вид – кажется, пора переходить на светлую сторону ЗОЖ. Увядшая красота и лишний вес – не единственные проявления неправильного отношения к здоровью. Но хорошо, что все поправимо: вы еще можете взять себя в руки и уделить самочувствию должное внимание. Ключом к решению проблем станет великий и (не)ужасный ЗОЖ. Давайте разберем, что такое ЗОЖ и его составляющие.

«Лучший мотив изменить себя – не страх перед смертью, но радость от того, что ты живешь!» — американский кардиолог Дин Орниш, автор книги «Любовь и выживание».

ЗОЖ – он же здоровый образ жизни – все больше набирает популярность среди современных людей. Определение указанного термина гласит, что ЗОЖ – «это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек» («Здоровая семья – здоровые дети» под ред. М. И. Баишева).

Основные компоненты здорового образа жизни показаны на рисунке:

Всё предельно просто:

  • душевная гармония,
  • полноценный сон,
  • правильное питание,
  • отсутствие вредных привычек,
  • регулярные занятия спортом.

Жизнь без лишнего стресса

Красота и психологическое напряжение – понятия несовместимые. Основные составляющие здорового образа жизни не зря начинаются именно с достижения душевной гармонии. Психологическое здоровье влияет на качество жизни в целом.

Не весь стресс одинаково вреден. Американские горки, просмотр фильма-триллера, выход из зоны комфорта – полезный стресс, вызывающий выброс гормона окситоцина и повышающий наш социальный интеллект. Но когда перенапряжения чересчур много (аврал на работе, ) речь идет уже о неконтролируемом стрессе, который может привести к патологическим изменениям поведения и здоровья.

Помните, что предупредить всегда проще, чем разгребать последствия. Самодурство начальника? Сплетничающие за спиной коллеги? Хватит это терпеть. Даже если для пресечения подобных вещей потребуется сменить работу. Вместе со сменой коллектива уйдут апатия, депрессия и усталость.

Правда, не всегда можно легко избавиться от источника стресса. Иногда он преследует нас ежедневно и является частью жизни, от которой никуда не деться: автомобильные пробки, экзамены в университете. На помощь могут прийти действенные методы борьбы со стрессом:

  • дыхательные упражнения (глубокий вдох, задержка дыхания на секунд 5 и медленный выдох, повторить не менее 10 раз);
  • некрепко заваренный листовой зеленый чай;
  • объятия любимого человека;
  • медленная прогулка на свежем воздухе;
  • размеренное жевание жвачки.

Полезно периодически медитировать – полностью освобождать свою голову от назойливых мыслей и расслабляться, пытаясь достичь нирваны.

Сон живительный

В основные элементы здорового образа жизни входит правильный режим. От качества и количества сна зависит самочувствие и настроение во время бодрствования. Во время сна происходит множество полезных процессов:

  • восстановление сил организма;
  • регенерация органов и систем организма для продуктивной работы;
  • переработка полученной за день информации и ее запоминание;
  • восстановление иммунитета организма;
  • поддержка здорового психоэмоционального состояния.

Существуют свои правила здорового сна.

1) Перед сном желательно проветрить комнату, чтобы воздух был свежим и слегка прохладным. Пониженная температура улучшает обмен веществ в организме.

2) Лучше придерживаться режима и отходить ко сну в одно и то же время, желательно до 23 часов ночи.

3) Не стоит наедаться перед сном. Последний прием пищи должен быть примерно за 3 часа до отхода ко сну.

4) Желательно не перебирать перед сном все события прошедшего дня, особенно негативные. Это будоражит нервную систему и не дает заснуть. По этой же причине стоит отказаться от использования гаджетов (телефонов, планшетов и ноутбуков) в постели.

5) Не употребляйте кофе во второй половине дня, чтобы кофеин не мешал вам крепко и без проблем заснуть в нужное время.

6) В спальне должно быть максимально темно. В этом помогут плотные занавески, не пропускающие уличный свет.

Система питания — грамотный рацион

Помогает сократить риск развития таких болезней как диабет, ожирение, рак, различные сердечно-сосудистые заболевания.

В основные понятия правильного питания входит:

1) Умеренность и сбалансированность

Количество получаемых с едой калорий не должно превышать дневную норму. При этом питание должно быть разнообразным и включать в себя все необходимые организму вещества и элементы.

2) Сокращение жиров

Предпочтение стоит отдавать ненасыщенным жирам: растительные масла, авокадо, орехи, жирные сорта рыб.

3) Увеличение доли клетчатки

Ее полно в овощах, зелени и фруктах. Кроме того, растительная пища богата витаминами, минералами и аминокислотами.

4) Замена простых углеводов сложными

Откажитесь от сахара и всех блюд, в которые он входит. Особенно это касается сладких напитков типа сока и газировки. Они повышают содержание , не неся практически никакой пищевой ценности, что может грозить инфарктом, инсультом или диабетом.

Полезнее будет съесть на завтрак пару тостов из цельнозернового хлеба, а на обед приготовить порцию макарон из твердых сортов пшеницы или тарелочку отварного бурого риса.

5) Отказ от соли

Избыток соли повышает нагрузку на почки и сердце из-за того, что задерживает в организме лишнюю жидкость. Лучше совсем отказаться от «белого порошка смерти», используя в готовых блюдах пряности, приправы или соевый соус. Но если такой отказ слишком тяжел для вас, хотя бы сократите количество соли. Помните, что она содержится во всех готовых блюдах: хлебе, соусах, сыре и т.д.

6) Отказ от джанк-фуда (чипсы, сухарики, колбасы, копчености и т.д.)

В ней содержится слишком много нитритов и соли. ВОЗ подсчитал, если ежедневно употреблять около 50 грамм переработанных мясных изделий, риск рака прямой кишки повышается на 18%.

Взгляните внимательно на эту схему, наглядно отражающую идеальное процентное соотношение продуктов в правильном рационе. Взгляните и запомните.

Освобождение от вредных привычек

Отказ от вредных привычек также входит в основные составляющие здорового образа жизни. Под пагубными склонностями обычно подразумевается алкоголизм, курение, наркомания. Однако в последнее время список значительно пополнился игроманией, зависимостью от социальных сетей, тягой к онлайн-реальности.

Если вы чувствуете в себе силы справиться с подобными пристрастиями самостоятельно, соберите всю волу в кулак и дерзайте. Помните, что верная дорога к реальным изменениям проходит в сфере эмоций: то, как мы хотим поменять свою жизнь, должно помогать нам ощущать свою жизнь полнее и радостнее. Чтобы при изменившихся условиях мы получали больше удовольствия, чем оставляя все как было. Полезным будет обретение новых привычек, которые вытеснят старые: закаливание, пешие прогулки, получение новых знаний.

Проводили вечера в баре за кружной пива? Освойте велосипедные прогулки по городу. Так вы не только приведете фигуру в порядок, но и проведете время на свежем воздухе, откроете для себя много интересных уголков, возможно, обретете новые приятные знакомства.

В случае, когда вредные привычки настолько вплелись в вашу жизнь, что справиться с ними самостоятельно нет никаких возможностей, обратитесь к специализированным врачам, которые помогут преодолеть зависимость и вернут вам способность радоваться жизни без дополнительных пагубных стимулов.

Спорт есть жизнь

Основные элементы здорового образа жизни немыслимы без физических упражнений. Красота и спорт неразделимы. Красивое здоровое тело – это спортивное тело. Помимо прочего, даже такие нагрузки как ходьба и велопрогулка благотворно влияют на мозг, снабжая его клетки кислородом. Именно поэтому одним из важных моментов ЗОЖа является именно физическая активность.

Фитнес помогает сфокусироваться на задачах и избежать информационных перегрузок в течение дня.

Идеальным вариантом было бы соблюдать режим и выполнять каждое утро легкую зарядку и проводить по три полноценные тренировки в неделю. Но если у вас нет времени, то обычные прогулки или 15-минутные тренировки ежедневно – отличное подспорье в спортивном деле. Любые упражнения пойдут только на пользу, особенно, если выполнять их на свежем воздухе.

Здоровый образ жизни и его составляющие должны плотно войти в вашу жизнь, чтобы с годами самочувствие только улучшалось, жизнь играла всеми красками, а старость еще долго-долго не наступала. Основные понятия ЗОЖ настолько просты, что освоить их может каждый. Осталось только решиться разрешить себе жить здорово.

Тема 17. Основные правила построения текста.

План

I Рассмотрение теоретических вопросов.

1. Текст как целостное речевое произведение.

2. Схема построения текста.Составляющие компоненты.

3. Правила построения текста.Средства межфразовой связи.

II Практические задания для самостоятельной работы.

Текст как целостное речевое произведение.

Итак, текст представляет собой целостное речевое произведение, имеющее своё начало, структуру развёртывания мысли и конец как её завершение. Это сложное коммуникативное единство содержательной стороны и показателей его организации.

Целостность как свойство текста предполагает наличие у данной единицы какой-либо единой темы повествования. Эта тема может быть сформулирована как заглавие. Придумать заглавие к тексту крайне сложно, ведь оно должно, с одной стороны, отражать содержание всего текста, а с другой – быть воспринятым адресатом речи, понятным ему.

Приведём в качестве примера школьное сочинение:

Мы живём в большом доме на пятом этаже. У нас две комнаты и кухня. В большой комнате живёт моя бабушка и я. Бабушка была врачом. Она работала в Ростове. А потом переехала к нам. Сейчас она болеет. Мама даже боится, что её надо положить в больницу. Там за ней лучше будут ухаживать. И мы не будем волноваться, вдруг с ней что-то случится. Ведь я всё время в школе, а мама с папой на работе. В спальне живут мама и папа. А в кухне мы едим и пьем чай.

Если рассмотреть это явно неудачное в целом сочинение с точки зрения соотношения текста и заглавия, то можно констатировать определённое несоответствие. В тексте речь идёт в основном о бабушке ученика, тогда как заголовок ориентирует нас на описание дома, в котором живёт эта семья.

Наверное, каждый сталкивался с подобного рода замечаниями учителя по тексту собственных сочинений. Так, частотной ошибкой является пересказ произведения художественной литературы, тогда как заглавие ориентирует автора на анализ текста, образов героев и т.д.

Текст обязательно должен иметь композицию, должен быть построен по определённому плану, который обычно имеет трёхчастную структуру – зачин, среднюю часть (развёртывание мысли) и концовку.

Зачин непосредственно подготавливает читателя, слушателя к восприятию основного содержания текста. В нём формулируется тема повествования. В средней части идёт развитие этой темы. Концовка подводит итог раскрытию темы.

Каждый из трёх компонентов композиции имеет свои особенности и выражается специальными языковыми средствами. Существуют определённые формы выражения начала мысли, перехода от одной мысли к другой, завершения темы. Наиболее устойчивы они в зачине и концовке.


Например, вспомните традиционные зачины и концовки русских сказок: зачин – жили-были; концовка – стали жить поживать и добра наживать.

Функцию зачина и концовки в школьных сочинениях обычно выполняют такие обязательные составляющие, как вступление и заключение. И вновь одной из основных ошибок школьных сочинений является либо отсутствие зачинов и концовок (отсутствие вступления и заключения), либо отсутствие связи этих элементов композиции с основным содержанием текста.

Например, тема сочинения формулируется как «Образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»», а вступление содержит излишне подробный пересказ всей жизни и творчества поэта. Заключение же, то есть выводы автора сочинения по содержанию собственных рассуждений, вообще отсутствуют. Если рассмотреть с этой точки зрения приведённое выше сочинение, то можно заметить, что «намёк» на зачин в нём есть: Мы живём в большом доме на пятом этаже. В то же время заключение, то есть концовка, в этом тексте полностью отсутствует.

Развёртывание мысли также строится по определённой логической схеме, которая включает тезис (основную мысль, которую автор хочет донести до читателя, слушателя) и аргументы (доказательства, примеры, иллюстрации, подтверждающие тезис автора).

В целом построение текста можно представить в виде схемы:

Схема построения текста. Составляющие компоненты.

Стержень – это та основная мысль, которая пронизывает весь текст и логически объединяет все его составляющие в одно целое. Каждая из сторон данной схемы – это элементы текста. Автор может развивать эту мысль, значительно расширяя повествование. Чем больше текст, тем в большей степени может «уходить в сторону» повествование, но основная мысль (стержень) должен сохраняться при всех условиях, возвращение к стержню обязательно.

Например, огромный по объёму и содержанию текст эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» (изначально название эпопеи Л.Н. Толстого писалось следующим образом - «Война и мiръ», где мiръ имело значение «все люди, весь свет, род человеческий») также содержит основную мысль, стержень, отражённый в названии: война и народ, человек, человечество. Каждая из глав посвящена более конкретной теме, но она так или иначе связана с основной идеей романа-эпопеи.

Внутри текста, особенно большого и сложного, можно выделить составляющие его компоненты – сложные синтаксические целые, или сверхфразовые единства (в большом тексте это главы, параграфы и т.д.). Это группа предложений, которая раскрывает микротему текста и, в свою очередь, имеет зачин, развитие мысли и концовку. В пределах одного сложного синтаксического целого (сверхфразового единства) каждое следующее предложение как бы отвечает на вопрос, возникающий при чтении предшествующего предложения. Невозможность задать вопрос к следующему предложению означает завершение сложного синтаксического целого.

В качестве примера приведём один абзац из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»:

Неожиданная весть сильно поразила меня. Комендант Нижнеозёрной крепости, тихий и скромный молодой человек, был мне знаком: месяца за два перед тем проезжал он из Оренбурга с молодой своей женой и останавливался у Ивана Кузмича. Нижнеозёрная крепость находилась от нашей крепости верстах в двадцати пяти. С часу на час должно было и нам ожидать нападения Пугачёва. Участь Марьи Ивановны живо представилась мне, и сердце у меня так и замерло.

После прочтения первого предложения: Неожиданная весть сильно поразила меня – можно задать вопрос: Почему это известие поразило меня? Как бы ответом на этот вопрос будут следующие две фразы: Комендант Нижнеозёрной крепости, тихий и скромный молодой человек, был мне знаком: месяца за два перед тем проезжал он из Оренбурга с молодой своей женой и останавливался у Ивана Кузмича. Нижнеозёрная крепость находилась от нашей крепости верстах в двадцати пяти. Далее можно поставить вопрос: Какой вывод следует из этого? Ответ – в четвёртом предложении: С часу на час должно было и нам ожидать нападения Пугачёва. Далее можно поставить вопрос: Что в такой ситуации кажется мне особенно опасным? Ответ: Участь Марьи Ивановны живо представилась мне, и сердце у меня так и замерло.

Легко заметить, что данный отрывок из повести А.С. Пушкина не воспринимается как абсолютно законченный текст. В первом предложении абзаца явно содержится отсылка к предыдущему повествованию (неожиданная весть). Последнее предложение абзаца также делает возможным продолжение повествования. Именно этим и обеспечивается связь сложных синтаксических целых в единыймакротекст.

Вместе с тем законченность данного текста легко проследить, прочитав следующий за последним предложением отрывок:

– Послушайте, Иван Кузмич! – сказал я коменданту. – Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания; об этом и говорить нечего. Но надобно подумать о безопасности женщин. Отправьте их в Оренбург, если дорога ещё свободна, или в отдалённую, более надёжную крепость, куда злодеи не успели бы достигнуть.

С одной стороны, этот микротекст содержит мысли, непосредственно связанные с предыдущим микротекстом, однако содержание нового микротекста не является ответом на вопросы, которые можно было бы поставить к последнему предложению предыдущего микротекста (Участь Марьи Ивановны живо представилась мне, и сердце у меня так и замерло.) Что именно представилось? Почему сердце замерло?

Следует помнить, что все вопросы, которые можно задать внутри сложного синтаксического целого, должны быть существенными для развития текста. Если же они носят чисто ассоциативный характер, то текст оказывается разорванным. В нём будет отсутствовать развитие мысли. Это легко проследить на примере приведённого выше сочинения «Мой дом». В целом в плохих сочинениях нет микротем, нет сложных синтаксических целых. Есть только набор отдельных предложений, в лучшем случае связанных только по ассоциации.

Почвы Нечерноземной зоны РСФСР - это бедные почвы. Резко повысить их плодородие, усилить микробиологическую деятельность почвы позволяет внесение органических удобрений. А их с каждым годом все больше не хватает. Поэтому садовод должен сам изыскивать резервы для создания компостов. В переводе с латинского компост означает "составной". В него входят различные органические остатки и смеси с торфом, почвой, фекалием, фосфоритной мукой и другими составными частями. По эффективности компост равноценен навозу.

В течение года на садовом участке 600 кв. м можно получить от растительных остатков, прошлогодних листьев, бытовых отходов, отбросов туалета 120 кг готового компоста. Этого количества достаточно для удобрения 50% площади сада.

Наличие в саду компостных куч свидетельствует о высокой агрономической и санитарной культуре садовода, его рачительности, ведь без особых материальных затрат он обеспечивает свой сад, огород и цветник богатым органическим удобрением.

Виды компостов

Известно несколько видов компостов: торфонавозный, торфо-фекальный, торфо-зольный, торфо-фосфоритный, торфо-мусорный, торфомусорно-помойный, садовый сборный, торфо-дерновый и т. д. В зависимости от вида компоста он становится готовым к использованию в течение 6-12 месяцев, кроме торфофекального, который созревает к концу второго года.

Составляющие компоненты всех компостов

Основным составляющим компонентом всех компостов является проветренный торф. Если его нет, используют почву верхнего горизонта. Готовый компост применяют из расчета 4 кг на 1 кв. м 20-сантиметрового слоя почвы. Торфофекальный компост используют под все плодовые, ягодные и декоративные культуры, кроме земляники, картофеля, корнеплодов. Остальные виды компостов используют под все культуры.

Приготовление компоста

Для ежегодного приготовления любого вида компоста в приусадебном саду площадью 600 кв. м следует иметь 1 т торфа. Наибольшее количество растительных остатков, прошлогодних листьев, отходов овощей наблюдается в мае, июне и сентябре. Все эти отходы закладывают в компост.

Под компостную площадку выбирают самое затененное место в саду, вдали от садового домика - как своего, так и соседа. Лучше всего размещать компостную кучу недалеко от хозяйственного блока.

Рационально иметь в саду две компостные кучи: одну - закладки текущего года, другую - прошлого, с уже созревшим и пригодным для использования компостом.

Под компостную кучу роют котлован шириной 1,5 - 1,25 и глубиной 0,5 м. Длина его зависит от количества растительных остатков. Высота кучи доводится до 1,5 м. Почву, вынутую из котлована, можно использовать вместо торфа. Если участок влажный, то котлован не делают.

Посередине компостной кучи укладывают асбесто-цементную трубу, концы которой открыты для доступа воздуха, что способствует ускорению созревания компоста за счет жизнедеятельности аэробных микроорганизмов. На дно компостной кучи насыпают сухой проветренный торф слоем 10-15 см или кладут дернину 15-20 см.

Компост, состоящий из углеродосодержащих слоев (прошлогодние листья, сосновые или еловые иглы, опилки, щепа, стружка, кора, бумага, сено, солома, трухлявая древесина) и азотосодержащих веществ (зеленые сорняки с надземной и корневой системой, свежая трава, дерн, отходы от овощей, ботва картофеля и помидоров, мусор, сброженный ил, навоз, помет, моча, помои, мыльная вода и т. д.), обладает наибольшей питательной ценностью.

Закладка компоста ведется слоями. Первый слой в 40 см кладут из углеродосодержащих веществ, затем слой в 10 см азотосодержащих веществ и т. д. Если отходов этого типа мало, то вносят любое азотное минеральное удобрение из расчета 2 - 3 кг азотных туков на 100 кг листьев. Для нейтрализации избыточной кислотности компоста на 100 кг массы (около 7-8 ведер) добавляют 2-3 кг извести, или 4 - 5 древесной золы, или 5-6 кг торфяной золы, или 2 - 3 кг печной сажи. Для повышения питательной ценности компоста на 100 кг массы добавляют 2 - 3 кг суперфосфата или 2 - 4 кг фосфоритной муки.

Ежемесячно компост перемешивают с помощью вил. Если в компосте имеются сухие компоненты, то их увлажняют водой, мочой, навозной жижей.

Для сохранения тепла в компосте и уменьшения улетучивания аммиака штабель укрывают торфом, землей, дерниной или старой пленкой.

Садоводы, только что приступающие к освоению участка, должны помнить, что в течение нескольких лет им потребуется много плодородной почвы под овощные, плодовые, ягодные и декоративные культуры. Такой почвой является поверхностный слой, или, как его называют, дернина. Срезают дернину с мест строительства будущего садового домика, хозяйственного блока и с участков проложения дорожек.

Б.Пoпoв

Железо - пластичный металл серебристо-белого цвета с невысокой твердостью (НВ 80). Температура плавления - 1539°С, плотность 7,83 г/см 3 . Имеет полиморфные модификации. С углеродом железо образует химическое соединение и твердые растворы.

Ферритом называется твердый раствор углерода в а- железе. Содержание углерода в феррите очень невелико - максимальное 0,02% при температуре 727°С. Благодаря столь малому содержанию углерода свойства феррита совпадают со свойствами железа (низкая твердость и высокая пластичность). Твердый раствор углерода в высокотемпературной модификации Feα (т.е. в Feδ) часто называют δ- ферритом или высокотемпературным ферритом.

Рис. 8.1. Феррит

Аустенит - это твердый раствор углерода в γ- железе. Максимальное содержание углерода в аустените составляет 2,14% (при температуре 1147°С). Имеет твердость НВ 220.Рис. 8.2. Аустенит

Рис. 8.2. Аустенит

Цементит - это химическое соединение железа с углеродом (карбид железа) Fe 3 C. В нем содержится 6,67 % углерода (по массе). Имеет сложную ромбическую кристаллическую решетку. Характеризуется очень высокой твердостью (НВ 800), крайне низкой пластичностью и хрупкостью.

Рис. 8.3. Пластинчатый перлит

Рис. 8.4. Зернистый перлит

Перлит - это механическая смесь феррита с цементитом. Содержит 0,8% углерода, образуется из аустенита при температуре 727°С. Имеет пластинчатое строение, т.е. его зерна состоят из чередующихся пластинок феррита и цементита. Перлит является эвтектоидом.

Эвтектоид - это механическая смесь двух фаз, образующаяся из твердого раствора (а не из жидкого сплава, как эвтектика).

Ледебурит представляет собой эвтектическую смесь аустенита с цементитом. Содержит 4,3% углерода, образуется из жидкого сплава при температуре 1147°С. При температуре 727°С аустенит, входящий в состав ледебурита превращается в перлит и ниже этой температуры ледебурит представляет собой механическую смесь перлита с цементитом.

Фаза цементита имеет пять структурных форм: цементит первичный, образующийся из жидкого сплава; цементит вторичный, образующийся из аустенита; цементит третичный, образующийся из феррита; цементит ледебурита; цементит перлита.

Диаграмма Fe-Fe 3 C. На рис. 8.5 приведена диаграмма состояния сплавов железа с цементитом. На горизонтальной оси концентраций отложено содержание углерода от 0 до 6,67%. Левая вертикальная ось соответствует 100% содержанию железа. На ней отложены температура плавления железа и температуры его полиморфных превращений. Правая вертикальная ось (6,67% углерода) соответствует 100% содержанию цементита. Буквенное обозначение точек диаграммы принято согласно международному стандарту и изменению не подлежит.

Точка Температура при нагреве, °С Предельная концентрация углерода, % Характеристика точки
А Температура плавления железа
В 0,51 Состав жидкой фазы при перитектической реакции
С 4,3 Состав эвтектики - ледебурита
D 6,67 Температура плавления цементита
Е 2,14 Предельная растворимость углерода в γ- железе
J 0,16 Состав аустенита при перитектической реакции
H 0,1 Состав феррита при перитектической реакции
N Превращение δ - железа в γ - железо
G Превращение α - железа в γ - железо
S 0,8 Состав эвтектоида - перлит
P 0,025 Предельная растворимость углеро­да в α - железе
Q 0,01 Минимальная растворимость углерода в α - железе

Рис. 8.5. Диаграмма состояния железо-углерод.

Железоуглеродистые сплавы в зависимости от содержания углерода делятся на техническое железо (до 0,02% С), сталь (от 0,02 до 2,14 % С) и чугун (от 2,14 до 6,67% С). Сталь, содержащая до 0,8% С называется доэвтектоидной, 0,8% С - эвтектоидной и свыше 0,8% С - заэвтектоидной. Чугун, содержащий от 2,14 до 4,3% С называется доэвтектическим, ровно 4,3% - эвтектическим и от 4,3 до 6,67% С - заэвтектическим.

Структура техническою железа представляет собой зерна феррита или феррит с небольшим количеством третичного цементита. Обязательной структурной составляющей стали является перлит. Структура доэвтектоидной стали, состоит из равномерно распределенных зерен феррита и перлита. Эвтектоидная сталь состоит только из перлита. Структура заэвтектоидной стали представляет собой зерна перлита, окруженные сплошной или прерывистой сеткой вторичного цементита. Для чугуна характерно наличие ледебурита в структуре. Структура доэвтектического чугуна состоит из перлита, вторичного цементита и ледебурита, эвтектическою - из ледебурита и заэвтектического - из ледебурита и первичного цементита.

Значение диаграммы железо - цементит состоит в том, что она позволяет объяснить зависимость структуры и, соответственно, свойств сталей и чугунов от содержания углерода и определить режимы термической обработки для изменения свойств сталей.

Вопросы для самоконтроля.

1. Назовите компоненты, фазы и структурные составляющие диаграммы.

2. Что такое феррит, аустенит, перлит, ледебурит и цементит?

3.Расскажите свойства микроструктуру фаз и структурных составляющих диаграммы.

4. Напишите реакции превращений на диаграмме.

5. Что такое линии ликвидус и солидус диаграммы?

6. Расскажите процесс кристаллизации сплавов с различным содержанием углерода (<0,025; 0,16;0,51; 0,8; 1,5; 2,5 и 4,3%).

Занятие 9. Практическая работа № 1 «Изучение диаграммы состояния «Железо-цементит».

Цель работы:

Изучение фаз и структурных составляющих, а также фазовых превращений диаграммы.

Материальное оснащение:

Для проведения работы необходимо иметь: плакат диаграммы состояния Fe-Fe 3 C, альбом микроструктур фаз и структурных составляющих диаграммы.

Материалы, составляющие компьютер

Компьютер состоит из четырёх основных компонентов:

Системный блок.

Клавиатура.

Монитор.

Системный блок обычно собирают из пластмассы, реже из металлов. Платы находящиеся внутри блока крепятся к металлическим направляющим.

В системном блоке расположены такие важные детали, как материнская плата, блок питания, электронные схемы (процессор, контролёры устройств и т.д.), дисководы (накопители). Все эти элементы собранны из разных материалов.

Блок питания обеспечивает работу всех элементов, составляющих компьютер. Электропитание всех элементов компьютера осуществляется по проводам, сплетённым в жгуты, основу которых составляет металлический провод способный проводить электрический ток, обычно из меди или алюминия.

На материнской плате, так же, как и на других платах, которые находятся в других элементах компьютера, расположено множество деталей припаянных на токоведущие дорожки из меди, нанесённых на текстолит. Это микросхемы, транзисторы, диоды, сопротивления, конденсаторы. Микросхемы, транзисторы и диоды сделаны из кремния или германия. Сопротивления из угля. Конденсаторы из слюды. Так же на материнской плате расположены разъёмы, в которые подключаются процессор, контролёры устройств, видеокарта и другие элементы, входящие в компьютер. Металлические контакты разъёмов позолочены, для улучшения токопроводности в контактной зоне.

Центральный процессор - это «мозг» компьютера. Он определяет основные характеристики компьютера. Микропроцессор- это большая интегральная схема, сформированная на кристалле кремния. Кремний обладает полупроводниковыми свойствами, его проводимостью можно управлять путём введения примесей. Микропроцессор содержит миллионы транзисторов соединённых между собой тонкими проводниками из алюминия или меди.

Изготовление микропроцессора сложный технический процесс. Он включает в себя много этапов. Отметим одно: микропроцессоры формируются на поверхности тонких пластин кремния, которые нарезают из длинных цилиндрических кристаллов кремния, выращенных из расплава кремниевого песка. Далее на эти пластины наносятся тончайшие слои различных материалов. На них фотолитографическим способом слой за слоем формируют «рисунок» будущей микросхемы.

Так как в процессе работы отдельные элементы электронных схем нагреваются, от них надо отводить излишнее тепло. Для этой цели служат радиаторы, которые прикрепляются к этим деталям.

Радиаторы - это металлические пластины с ребристой поверхностью, за счёт этого улучшается теплообмен между деталью и окружающей средой. Радиаторы обычно изготавливают из алюминия или меди.

Компьютер комплектуется приводом для гибких дисков, CD или DVD приводом для CD или DVD дисков, винчестером (жёсткий диск). Они служат для хранения информации.

Винчестер - это коробка, сделанная из металла и пластмассы, которая защищает находящиеся внутри неё плату с деталями, управляющие работой жёсткого диска и сам жёсткий диск, на котором записана информация. Жёсткий диск представляет собой пластмассовые, керамические, алюминиевые или стеклянные круглые пластины, на которые нанесено специальное магнитное покрытие. При воспроизведении диск вращается и с него с помощью лазерного луча снимается информация, которая храниться на диске.

Гибкие магнитные диски состоят из пластмассового корпуса, в котором заключён сам диск, сделанный из пластмассы или керамики.

В настоящее время гибкие магнитные диски вытесняют компакт-диски CD или DVD. Сделаны они из тех же материалов, что и жёсткий диск.

Клавиатура - это пластмассовый корпус, на лицевой стороне которой расположены клавиши с изображением букв и цифр. Внутри неё расположена плата, которая преобразует сигнал и выводит его в системный блок.

Мышь тоже имеет пластмассовый корпус, на лицевой стороне которой находятся две кнопки. Существует несколько конструкций мыши. Наиболее распространена оптико-механическая мышь. Основным элементом её является тяжёлый обрезиненный шарик. К шарику внутри корпуса прижаты два ролика с вертикальной и горизонтальной осями вращения. При движении мыши ролики приводят во вращение диски с прорезями, по обеим сторонам которых находятся пары светодиод - фотодиод. Существуют так же оптические мыши. В них свет испускаемый светодиодом отражается от коврика и попадает на фотодетектор. Эта мышь не имеет механических частей и служит намного дольше оптико-механической мыши.

Основным устройством для вывода информации из компьютера является монитор. Основная функция монитора - предоставление зрительной информации.

Существует три типа мониторов:

Электронно-лучевая трубка (ЭЛТ).

Жидкокристаллические (ЖК)

Плазменные (TFT)

ЭЛТ - мониторы или кинескопы состоят из герметической стеклянной колбы, электронной пушки и отклоняющей системы. Внутренняя поверхность экрана покрыта люминофором, который испускает свет при бомбардировке его электронами, которые вылетают из электронной пушки. В качестве люминофора используют химические соединения на основе редкоземельных металлов - европия, иттрия, эрбия и др. В цветных ЭЛТ - мониторах люминофор состоит из дискретных элементов, которые воспроизводят основные цвета - красный, зелёный, синий, при попадании на них электронов. Для воспроизведения этих цветов используются три электронных пушки, по одной на каждый цвет.

Жидкокристаллические мониторы состоят из вещества, которое находится в жидком состоянии, но при этом обладает некоторыми свойствами, присущими кристаллическим телам. Жидкие кристаллы обладают анизотропией оптических свойств, связанных с упорядоченностью в ориентации молекул. Жидкокристаллические вещества были открыты ещё в 1888 г. Однако впервые они были использованы для создания калькуляторов и цифровых часов во второй половине 20 века.

Работа ЖК-панелей основана на явлении поляризации светового потока. Известно, что некоторые жидкие вещества, как и кристаллы, способны пропускать только ту составляющею света, вектор электромагнитной индукции которой лежит в плоскости, параллельной оптической плоскости поляроида. Для оставшейся части светового потока поляроид будет непрозрачным. Эти вещества за их схожесть с кристаллическими веществами по электрооптическим свойствам назвали жидкими кристаллами. Экран ЖК-монитора имеет несколько слоёв, ключевую роль играют две стеклянные панели и тонкий слой жидких кристаллов между ними.

Плазменные (TFT) мониторы состоят из тонкоплёночных транзисторов и обладают рядом преимуществ перед ЖК-мониторами. У них пониженное потребление энергии и теплоотдачей. Панель на основе TFT устроена таким образом: в стеклянной пластине один за другим интегрированы три цветных фильтра (красный, зелёный, синий). Каждый пиксель представляет собой комбинацию трёх ячеек или субпиксельных элементов. Принцип работы плазменной панели состоит в управляемом холодном разряде разреженного газа (ксенона или неона), находящегося в ионизированном состоянии (холодная плазма). Рабочим элементом (пикселем) формирующим точку в изображении, является группа из трёх субпикселей, ответственных за три основных цвета соответственно. Необходимо отметить стойкость плазменных мониторов к электромагнитным полям, что позволяет их использовать в промышленных условиях.