Откуда берется неуверенность в себе и как с ней справиться? Из-за чего возникает неуверенность в себе и как её преодолеть

  • Иногда родители неосознанно навязывают нам свои страхи или предъявляют завышенные ожидания. Это часто делает нас неуверенными в своих силах.
  • Не стоит винить родителей, они желали нам добра. Мы выросли и теперь сами можем взять ответственность за свою жизнь.

Неуверенность в себе, излишняя застенчивость, как правило, уходят корнями в детство. Огромное влияние на самоощущение ребенка оказывают родители. Они становятся своего рода зеркалом, которое хвалит, отражая красивую картинку, и критикует, выявляя изъяны. То, как «отражают» нас наши родители и другие взрослые, отпечатывается в нашей психике и влияет на формирование наших представлений о себе. Понять, какое влияние оказали родители на развитие у каждого из нас уверенности в себе или застенчивости, - значит сделать первый шаг для восстановления чувства собственного достоинства.

Неуверенность в себе может быть определяющей характеристикой человека, но чаще всего она проявляется лишь в отдельных аспектах жизни. Вы - уверенный в себе профессионал, но у вас проблемы в общении с друзьями и в построении близких отношений… Вы прекрасно справляетесь с поручениями, которые вам дает начальство, но теряете почву под ногами, когда нужно поднять вопрос о повышении зарплаты… Постарайтесь как можно точнее определить те сферы своей жизни, которые оказались затронуты вашей неуверенностью в себе. Это поможет лучше разобраться с тем, где коренится проблема.

Неуверенность в себе - это всегда продукт личной истории человека

Мы не рождаемся застенчивыми, слишком робкими или тревожными, мы приобретаем эти черты в течение всей своей жизни, сталкиваясь с разными ситуациями и людьми, получая тот или иной опыт. Наши отношения с родителями и другими взрослыми являются ключевым моментом в развитии ощущения себя - уверенного или не очень. Не стоит полностью перекладывать ответственность за собственные неврозы и психологические проблемы на родителей. При этом есть несколько поведенческих паттернов, имеющих потенциальную угрозу для самооценки ребенка.

1. Меняйте мечты родителей на свои собственные

«Какая ты неуклюжая!» - говорит мать своей пятилетней дочери, раздраженно глядя на радостного по-детски пухлого ребенка. Мать когда-то мечтала стать балериной, но не получилось, и теперь она тешит себя надеждой, что хотя бы ее дочь станет следующей Майей Плисецкой.

Родители иногда не могут удержаться и проецируют на детей свои мечты об успехе, счастье или богатстве: там, где они провалились, их дети-то уж обязательно преуспеют. Сами по себе мечты не имеют ничего плохого. Однако часто желания самого ребенка совсем не берутся в расчет. Родители видят в нем лишь будущего «чемпиона», более удачную версию себя и не готовы принимать его таким, какой он есть. В этот момент в сознании ребенка зарождается зерно сомнения: «А достаточно ли я хорош? Что мне надо сделать, чтобы меня любили, если просто быть собой явно недостаточно?»

Чуть позже родители понимают, что их мечтам не суждено сбыться. Вместо того, чтобы разобраться в себе, причину разочарования они видят в неидеальном ребенке. В итоге дети получают неуверенность в себе, а также чувство вины и стыда за несоответствие родительским ожиданиям. Впоследствии эти чувства могут проявляться в любой сфере жизни - на работе, в дружбе, в личной жизни, в отношении человека к собственному телу.

Возможно, сейчас вы все еще стараетесь стать воплощением успеха для своих родителей. Попробуйте отделить желания родителей от своих собственных и сделать первый шаг навстречу тому, о чем мечтали с детства.

2. Ищите поддержку в трудных ситуациях

«Мой отец всегда говорил мне, что я обязательно преуспею во всем, - вспоминает Екатерина. - Только сейчас я понимаю, что это была форма неприятия моих трудностей. У отца были тогда финансовые проблемы, и он не хотел волноваться еще и за меня. Сейчас у меня самой растет маленькая дочь, и я не хочу совершить его ошибок. Чтобы она выросла уверенной в себе, мне нужно быть очень внимательной к малейшим признакам ее стеснительности, таким как неспособность заводить друзей или страх перед устными ответами в школе». Часто родители, поглощенные своими собственными проблемами, могут не замечать, что и у ребенка есть сложности.

Вырастая, такие люди страдают от общей неуверенности в себе: не имея опыта поддержки в тревожных и трудных ситуациях, они не доверяют ни себе, ни миру. Их отношения с окружающими наполнены страхом близости, недоверием и неуверенностью в том, что кто-либо способен всерьез их воспринимать.

Попробуйте начать доверять окружающим хотя бы в малом. Как только вы почувствуете, насколько спасительной может оказаться поддержка, вам станет легче преодолеть неуверенность.

3. Найдите смелость рискнуть

«Мы никогда не купим тебе скутер, ты же в аварию попадешь». Для тревожных родителей жизнь представляет сплошную опасность. Именно поэтому они имеют тенденцию слишком опекать своих детей. Это чувство всепроникающей тревоги оказывается очень заразным! Если родители постоянно ведут борьбу с воображаемыми опасностями, их дети, скорее всего, усвоят это недоверие к миру. Ребенок начинает избегать любой активности, особенно связанной с эмоциональным или физическим рисками. В результате необходимые социальные навыки просто-напросто не тренируются, и человек приобретает неуверенность в себе и в собственных силах.

Тревожность может легко трансформироваться в страх перед знакомством с новыми людьми или в страх перед начальством. Полученные запреты и привычные страхи могут проявляться и в тех областях жизни, которые не связаны напрямую с изначальной причиной тревоги, - в проблемах на работе, в отношениях с друзьями и с любимым человеком.

Мир не настолько опасен, как рассказывали вам родители. Наверняка вы давно хотели что-то попробовать, но не решались - возможно, сейчас самое подходящее время.

4. Вы точно способны на большее

Родители Марии всегда отличались пессимистическими взглядами на жизнь. Они никогда не позволяли дочери даже мечтать об обеспеченной и успешной жизни. Напротив, они внушали ей, что «каждый сверчок должен знать свой шесток», «радоваться надо малому и не требовать от жизни большего». Став взрослой, Мария так и не осмелилась поступить в институт и бросить свою работу, не приносящую удовлетворения.

Наши внутренние представления заставляют нас меняться, расти и искать пути для развития. Но чтобы выстроить эти представления, нужны родители, которые будут поощрять нас слушать свои желания.

У родителей свой жизненный путь. Возможно, во времена их молодости смена работы действительно была слишком тяжелым потрясением. Но вам не обязательно наследовать их страхи и неуверенность. У вас своя жизнь, в которой много возможностей стать счастливее.

5. Идеалам родителей можно не соответствовать

«Моя дочь совершенно уникальна. Она талантливая, умная, да еще красавица», - говорит гордая мать, представляя знакомым свою дочь. А маленькая испуганная девочка в этот момент желает только одного: провалиться сквозь землю! Излишнее славословие может так же вредить детской самооценке, как и обесценивающие замечания. Похвала и комплименты не позволяют ребенку составить собственное видение себя и своего потенциала. Он вынужден сравнивать собственное представление о себе с недостижимым идеалом, нарисованным родителем.

Во взрослой жизни человек будет мучиться от ощущения собственного неуспеха и опустошенности. Ведь как бы он ни старался, идеалы, нарисованные родителями, оказываются непосильной ношей.

Попробуйте принять себя неидеальным. В конце концов у всех есть достоинства и недостатки.

6. Не стесняйтесь радоваться своим удачам

К сожалению, есть такие родители, которые видят в собственных детях соперников, чей успех может якобы затмить их собственный. Обычно такие люди сами слишком инфантильны или имеют нерешенные психологические проблемы.

Психика ребенка регистрирует такие желания родителей и может реагировать на них по-разному. Часто у ребенка формируются психосоматические заболевания. В этом случае «бегство» в болезнь может быть символическим выражением стремления к безопасности, которой у ребенка никогда не было.
Другой сценарий - ребенок достаточно быстро понимает, что его родители способны по-настоящему радоваться только его неудачам… И чем бы ни занимался такой человек, он везде бессознательно будет стремиться к провалу: в работе, учебе, семье. Страхи, запреты и тревоги, полученные в детстве, помогут ему в этом «преуспеть».

Отношения детей и родителей играют ключевую роль в формировании у ребенка уверенности в себе. Важно помнить, что эмоционально неблагополучное детство, хотя и может стать препятствием к достижению успеха, не является непреодолимой преградой. Когда вы были ребенком, слова и действия ваших родителей оказывали на вас огромное влияние, но сейчас это уже не так. Вы - взрослый самостоятельный человек, вы вполне способны сами создать себе счастливое будущее, и только вы будете ответственны за то, каким оно получится.

7. Не вините своих родителей

Сюзен Джефферс, автор книги «Бойся… но действуй! Как превратить страх из врага в союзника», предлагает свой способ обрести уверенность в себе. Нужно принять, что страх является неотъемлемой частью нашей жизни, а превратить его в уверенность - это уже задача для каждого из нас. «Обретение уверенности в себе начинается тогда, когда вы можете сказать: «Я не собираюсь винить ни своих родителей, ни одноклассников в школе, которые меня обижали. Я собираюсь взять на себя ответственность за свою жизнь здесь и сейчас», - считает Джефферс.

Чтобы обрести уверенность в себе, важно понимать, что с неудачами и провалами неизбежно сталкиваются все. При этом только от нас зависит, сможем ли мы извлечь из этого какой-то опыт или свалимся в бездну самоуничижения и неуверенности в собственных силах.

Ни один из жизненных уроков не может быть однозначно негативным. «Представьте, что вы идете на собеседование и вас не принимают на работу. Что дальше? Вы можете винить себя, что произвели недостаточно хорошее впечатление, а можете взглянуть на ситуацию под иным углом. Какой урок вы можете извлечь из этого опыта? Достаточно ли хорошо вы подготовились? Могли ли вы сделать что-то иначе, чтобы получить эту должность? Была ли эта работа действительно той, которую вы хотели? Ищите смысл в произошедшем, а не впадайте в депрессию. Если вы позволите себе поддаться унынию, вы ничего не вынесете из ситуации».

Ищите новые занятия, которые принесут вам радость и удовлетворение

Существует мнение, что если человек слишком сильно зависим от работы или отношений, он не уверен в себе. Джефферс соглашается с этим: «Когда одна вещь, от которой вы зависимы, рушится, ваша жизнь неизбежно становится пустой. Чтобы поддерживать уверенность в себе, очень важно делать свою жизнь насыщенной и богатой впечатлениями и событиями».

Начните с того, что получается. Это придаст вам уверенности. Ищите новые занятия, которые принесут вам радость и удовлетворение. Незаметно вы обнаружите, что ваши способности уже не кажутся вам такими ограниченными, и вы чувствуете уверенность в собственных силах.

Какие чувства сопутствуют неуверенности? Испуг, паника, уныние, стыд, ступор. Мы падаем духом. Проявляем агрессию или замираем. Заискиваем, скрываем страх за глупым смехом или просто убегаем без оглядки. Откуда же берется неуверенность? Неужели на свете есть люди, которые никогда не сомневаются в себе? Успокойтесь, пожалуйста. Таких людей нет. Есть те немногие, которые тщательнее других скрывают свои чувства. Но растерянность и колебание нормальные человеческие реакции.

Все мы родом из детства.

У каждого, с момента прихода в этот мир, есть множество вариаций развития жизненного пути. Среда плюс генетика, которая тоже играет немалую роль, плюс наши индивидуальные качества - то новое, что мы привносим в этот мир. С генетикой спорить очень сложно, наши индивидуальные качества ярко проявляются, как правило, в более осознанном возрасте. А вот окружающая среда, прежде всего социальная, существенно повлияет на то, как мы будем строить свою судьбу. Наши родители, это тот источник информации, который пользуется безграничным доверием. И если мама говорит: ты никуда не годишься, ничего хорошего из тебя не выйдет - мы тоже начинаем так думать. А когда папа говорит: «Без меня ты ничего не сможешь в этой жизни», мы киваем - ну конечно! Учитель в школе шипит как гусь - Бездарь! Неряха! Бестолковщина! Постепенно упрёки и насмешки становятся привычными. День за днём наша уверенность в себе тает. И к моменту перехода во взрослую жизнь перед нами оказывается беспомощный, стеснительный и робкий человек. В редких случаях, когда индивидуальная составляющая в человеке сильна, он пытается скомпенсировать сомнения в себе излишней самоуверенностью. И тогда перед нами предстаёт персона, говорящая: Я! Я лучше всех! Я самый-самый! За этим кроется страх того, что никакой я не лучший, и ужас, что эта тайна может быть раскрыта.

Что же делать, чтобы справиться с неуверенностью? Есть ли простые и действенные способы? Есть! Прежде всего, примите тот факт, что, сомневаясь, мы ориентируемся на мнения других людей. Причём далеко не всегда они близки нам по духу и крови. Наоборот, часто это те, кого мы терпеть не можем и не считаем достойными внимания.
Но серая масса нашего бессознательного так просто не сдаётся. Решить - не значит реализовать. Липкое болото нерешительности не любит отпускать свои жертвы.

И тут нам на помощь могут прийти единомышленники . Ищите поддержки у тех, кто любит вас, кто относится к вам хорошо и к кому вы испытываете симпатию.

А ещё - делайте то, что у вас хорошо получается. Вы получите отличные результаты. Даже если их никто не оценит, внутренний голос скажет: а ты - молодец! Этот отчёт (связанный шарфик, вишнёвый пирог, составленный букет и прочее-прочее) просто блестящий!

Замечайте свои успехи. Ещё вчера вы понятия не имели, как делать презентацию, а уже сегодня коллега просит совета и пытается копировать вашу идею. Вдох-выдох. Стоп. Заметьте это, улыбнитесь себе. Дерзай дальше, детка! Поверьте, даже маленькая победа содержит в себе такой заряд энергии, которого хватит на то, чтобы преодолеть брюзжание всех, вместе взятых, недоброжелателей.

Но что, если вы никак не можете получить вожделенное подтверждение ни из внешнего, ни из внутреннего мира? Задумайтесь. А ваш ли это путь? Действительно ли вы занимаетесь тем делом, которым хотите заниматься? Старый добрый лист бумаги или диктофон помогут отразить ваш внутренний вопрос. Расскажите, что, в идеале, вы бы хотели делать? Придумайте от пяти до десяти вариантов. Обозначьте самые, на ваш взгляд, фантастические. И самые реальные, те, которые можно реализовать уже сегодня. Не бойтесь пробовать! Начните с одного крошечного шага. Ведь занимаясь своим делом вы просто забудете про боязливость. На неё не хватит энергии! Все ваши ресурсы поглотит вдохновение и энтузиазм. Они станут тем пакетиком кенийского чая, который превратит пресную воду вашей жизни в ароматный и бодрящий напиток.

У каждого человека есть свой большой шанс в жизни. Момент, когда он способен не только изменить себя, но и изменить мир вокруг. Будьте чуткими к себе. Заметьте этот благоприятный этап, воспользуйтесь им. И помните, лучше ошибиться десять раз, чем так ни разу и не попробовать.

Ибо тем, кто смог победить себя, судьба обязательно подарит надежду и счастливый случай!

Понятие «Неуверенность в себе»

Как Вы понимаете значение выражения НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое неуверенность в себе» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргументприведитеиз прочитанного текста, а второй из Вашего жизненного опыта.

(1)Когда я учился в школе, два предмета не давались мне совершенно – пение и рисование. (2)Пение, что естественно, недоступно было ребёнку, у которого абсолютно не было слуха. (3)Но эта проблема решалась пунктуальным посещением школьного хора, где я пел еле слышно, а за это моё усердие ставили твёрдую четвёрку, и я был этим страшно доволен.
(4)А вот с рисованием всё обстояло намного хуже.

(5)Поэтому в шестом классе, когда уже за вторую четверть мне «светила» тройка, родители меня предупредили, что если тройка в четверти и в самом деле окажется, то на каникулах на экскурсию в столицу с классом я не поеду, и никакие слёзы при этом мне не помогут. (6)Вот почему, когда наш учитель по рисованию, Эдмунд Антонович, почти перед самым окончанием второй четверти объявил, что на следующем уроке у нас будет рисунок на оценку, я понял бесповоротно, что столицы не видать как своих ушей.

(7)Эдмунд Антонович пришёл к нам в класс только в этом году и только на этот год. (8)Вообще-то он вёл изостудию для одарённых детей во Дворце пионеров, а к нам его привели неизвестные мне обстоятельства.
(9)Я не знаю, как он там в своей изостудии с одарёнными управлялся, но с нами, обыкновенными, управиться он не мог, но всё время что-то усердно рисовал и показывал у доски, абсолютно не обращая внимания на творившийся тарарам. (10)Одно только было в нём плохо: оценки он ставил страшно придирчиво, и я у него из-за этого не вылезал из троек, а от предстоящей классной работы зависело для меня буквально всё.

(11)Наконец наступил этот трижды проклятый день! (12)Эдмунд Антонович, сияя, как в праздник, вошёл в класс и объявил, что сегодня состоится-таки классная работа, на которой мы должны будем нарисовать рисунок на тему «Первый снег».

(13)Я несколько раз прилежно начинал рисовать и сразу почти бросал, потому как рисунки мои выглядели так страшно, что мне даже в голову не пришло бы сдавать их, – всё равно была бы верная двойка. (14)Это была катастрофа! (15)Теперь всё было кончено! (16)И тогда я от полной безысходности решился на дикий поступок. (17)Я открыл в тетради для рисования чистый лист и всеми цветными карандашами, которые у меня были, вместо рисунка, написал на нём крупными буквами следующее.

(18)КАРТИНА. (19)ПЕРВЫЙ СНЕГ.

(20)Утро. (21)Ночью был снегопад. (22)Это был первый снег в этом году. (23)Снег шёл долго, и теперь красная черепица на крышах маленьких домиков под снегом почти не видна. (24)Одни только красные трубы торчат, а из труб высоко поднимаются к небу хвосты белого и неподвижного дыма. (25)Снег на деревьях, на крышах и на дорогах. (26)Он искрится под утренним солнцем и слепит глаза. (27)Дети кричат и смеются, катают огромные снежные шары и лепят из них весёлых снеговиков. (28)Один уже даже готов, и у него вместо рук две лыжные палки. (29)А с высокой горы перед домиками спускаются к детям клоуны, и в руках у них замечательные воздушные змеи и цветные шары.

(30)6б класс, Крамер Александр.

(31)Урок рисования был один раз в неделю, и я просто не знаю, как дожил до следующего урока. (32)Помню, что даже любимые свои книжки не мог читать ни минуты, потому что не понимал ни слова, и на уроках тоже присутствовал только физически, а все мои мысли были заняты тем, что я натворил, и тем, что после этого будет. (33)Поэтому, когда на следующем уроке рисования Эдмунд Антонович раздал нам наши альбомы, я чуть не лишился сознания, с ужасным предчувствием открывая свой проклятый «рисунок».

(34)И вдруг… (35)Я не верил своим глазам: на злополучном листе стояла огромная красная пятёрка, которую держал в руках маленький рыжий клоун! (36)А потом пятёрка появилась и в классном журнале!(По А.Б. Крамеру)*

* Крамер Александр Борисович – современный публицист.

Готовое сочинение 15.3 “Неуверенность в себе”

Неуверенность в себе – отсутствие веры в себя, в свои собственные силы и возможности, заниженная самооценка человека. Часто неуверенность в себе мешает человеку достичь намеченных целей.

В тексте А.Б. Крамера главный герой не умел рисовать, по рисованию у него стояли тройки. И вот на одном из последних уроков учитель задал нарисовать картину на тему “Первый снег”. После неудачных попыток это сделать мальчик взял и написал целое сочинение-описание утра, когда выпал первый снег. Герой потом целую неделю боялся того, как же оценит такой поступок учитель. От этой оценки зависела поездка мальчика в столицу. Но учитель рисования Эдмунд Антонович поставил ему пятерку, потому что понял, что мальчик хоть и не умеет рисовать, но у него талант в другом. Мы видим, как из-за чувства неуверенности в себе мальчик переживал, не замечал ничего вокруг (предложения 31-33).

В жизни мы часто встречаем людей с заниженной самооценкой. Моя подружка замечательно читает стихи. Но в конкурсе чтецов она участвовать не хотела, потому что не верила в себя. Благодаря уговорам ее учительницы она все-таки согласилась на участие в конкурсе и заняла призовое место. Если бы она не поборола чувство неуверенности в себе, то этой цели ей бы никогда не удалось достичь.

Таким образом, неуверенность в себе – заниженная самооценка человека, отсутствие веры в себя. Если человек не сможет побороть это чувство, то многих целей в своей жизни он не добьется.

Уверенно можем заявить, что уверенность в себе присуща всем людям, просто выражена у каждого из нас в разной степени. В одних своих качествах или умениях мы уверены, в других – нет. С чем это связано? Почему порой, даже в привычных ситуациях, возникает неуверенность в себе? Можно ли с ней бороться? Как понять, что кто-то не уверен в себе? Объективно ли наше восприятие собственных возможностей? Вообще, что такое уверенность в себе? От чего она зависит? Зачем ее развивать?

Что такое уверенность в себе?

Уверенность в себе - это правильная оценка человеком собственных умений и способностей для достижения поставленных целей или удовлетворения его потребностей. Когда кто-то переоценивает свои способности, то можно говорить о самоуверенности. Если недооценивает – это уже неуверенность в себе. Сложно сказать, какой из этих недостатков хуже, поскольку каждый из них несет вред личности.

Неуверенные в себе люди реже рискуют, не так часто попадают в опасные ситуации, но занимают низкие социальные роли и ведут менее насыщенную жизнь. Самоуверенность, наоборот, подталкивает к «подвигам» и, даже, может поднимать человека в глазах других, но иногда играет злую шутку в отношении своего владельца и доверившихся ему людей. Переоценив свои силы, кто-то может очень сильно об этом пожалеть.

Как и в большинстве других случаев, подходит «золотая середина » – здоровая уверенность в себе, которая позволяет реализовать свой потенциал избегая необоснованного риска. Важно определить свой уровень уверенности, чтобы понимать соотношение своего самомнения и реальных способностей. В этом пригодится наш « », пройдя который можно понять все ли в порядке с самооценкой.

Изучая уверенность в себе психология, как наука о поведении человека, показывает взаимосвязь этого понятия с другими характеристиками личности. Наш темперамент и характер обусловлены наследственностью (генами). Также большую роль играет воспитание, формирование личности в социальной среде.

Выделяют три этапа развития уверенности в себе:

  • Психологический;
  • Ментальный;
  • Практический.

Психологический уровень – это все личностные предпосылки, которые делают нас склонными к уверенности в себе, либо недооценке.

Ментальный этап – мировоззрение, основанное на мышлении и осознанном позиционировании себя.

Практический уровень – это жизненный опыт, подтверждающий или опровергающий наши представления о своих умениях, способностях.

Они тесно взаимосвязаны между собой и могут корректировать друг друга. Чаще всего, формирование уверенности в себе идет по направлению от внутреннего настроя до практической реализации. Но порой жизненный опыт может вносить существенные коррективы. Например, какая-то девушка регулярно повторяет, что «я не уверена в себе», «мне сложно знакомиться с другими», « » и т.д. Ее способ мышления, по принципу притяжения, формирует жизненные ситуации. То есть, все вокруг знают эту неуверенность и не спешат девушку переубеждать. Однажды она оказывается в другом городе и неожиданно находит себе друзей. Это кардинально меняет ее представления о своих способностях. Соответственно на ментальном и психологическом уровне также происходят изменения. У нее появляется уверенность в себе, развивается более объективная оценка своих способностей.

Кто такой уверенный в себе человек?

Уверенный в себе человек объективно оценивает свои возможности, реально понимает, что может, а чего нет. Уверенность его не покидает в тех ситуациях, в которых он действительно способен что-то сделать. Но если такой человек столкнется с задачей, превосходящей его способности, он не станет вводить в заблуждение себя и окружающих. Вред самоуверенности заключается в том, что можно не только самому чего-то не сделать, но и подвести других. Здоровая уверенность в себе – залог успеха, без необоснованного риска и напускной бравады.

Уверенные в себе люди всегда востребованы в обществе. Они легче устанавливают социальные связи, быстрее продвигаются по карьерной лестнице, пользуются вниманием у противоположного пола. Такие люди отличаются оптимизмом и проактивностью, способны брать на себя ответственность.

Что такое неуверенность в себе?

Неуверенность в себе - это свойство личности преуменьшать собственные способности и значимость. Тесно связана с другим близкородственным понятием, знакомым для многих еще с детства – комплексом неполноценности. Такие люди склонны считать себя хуже, чем они есть на самом деле. Им сложнее налаживать отношения с другими.

Неуверенность в себе можно сравнить с якорем, который не пускает корабль в открытое море. Главное понимать, что стоя у причала ничего достичь не получится. Если кто-то регулярно ловит себя на мысли «я не уверен в себе», то ему следует призадуматься. Ведь неуверенность в себе, помогая избежать локального разочарования, ставит под угрозу всю жизнь человека в глобальном плане.

Неуверенные в себе люди никогда не будут жить с тем, кто им по настоящему нравится, не будут ходить на достойную работу, не построят свою жизнь так, как могли бы это сделать. А это уже действительно страшно! Так есть ли смысл бояться временной неудачи, если на кону вся жизнь? Благо дело, для тех, кто решил все-таки развить уверенность в себе, упражнения есть. О них мы обязательно поговорим в других наших статьях. А сейчас рассмотрим, как вообще понять, что кто-то не уверен в себе? Ведь, для того, чтобы с чем-то бороться, для начала, стоит это выявить.

Как проявляется неуверенность?

Если кто-то не уверен в себе – это «написано на лбу». Поступки, взгляд, манера речи – буквально все будет сигнализировать: «я не уверена» или «я не уверен в себе». Причем, не стоит думать, что неуверенность более страшна мужчинам. Женщины так же само теряют многое, когда недооценивают себя и свои способности.

Как определить присутствие неуверенности в себе? Какие факторы свидетельствуют об этом?

  • Страх перед неудачей;
  • Пессимистические ожидания;
  • Негативный настрой;
  • Слабо сформированные навыки социального поведения;
  • Затрудненная межличностная коммуникация;
  • Пассивность в принятии решений;
  • Зависимость от чужого мнения;
  • Склонность перекладывать ответственность на других.

При обнаружении подобных проявлений у себя или кого-то другого следует немедленно менять мировоззрение, иначе с каждым годом это будет все сложнее сделать.

Следует помнить, что уверенность в себе – не роскошь, а необходимое условие полноценной жизни. Чем раньше это понять, тем больше времени останется для успеха и счастья.

Как часто случается встретить в жизни действительно талантливого человека, который из-за страхов и комплексов чувствует стеснение в общении с людьми, не раскрывает свой потенциал. Он выбирает работу «как у всех» вместо того, чтобы громко заявить миру о себе и своих способностях. Проблема кроется глубоко в подсознании, а проявляется ленью, неуверенностью в себе, несостоятельностью в решении важных задач.

Если причины подобного поведения не связаны с психопатологией, поднять самооценку можно, используя традиционные методики психологии либо некоторые альтернативные техники.

Опасность недостаточной уверенности в себе

Закомплексованность мешает многим получить желаемое, достигнуть большего, жить лучше. Неуверенные люди постоянно пребывают в стрессе, что сильно вредит их психическому и физическому здоровью.


Неуверенность в своих силах – не такая маленькая проблема, как может показаться на первый взгляд. Переживания по этому поводу способны разрушить душевный комфорт. Человек с низкой оценкой своих возможностей не обладает достаточной силой воли для принятия решений, ощущает стеснение, скованность и робость в общении с людьми. Он постоянно испытывает сомнения: делать или отступить, сказать или промолчать, смогу или нет. Для такого человека характерно бороться с самим собой, он теряется в критических ситуациях. Нерешительные люди постоянно ищут одобрения у окружающих, зависят от чужого мнения. Им сложно реализовать себя, раскрыть свои способности.

Подобная нерешительность и нарочитая скромность в итоге приводит к неудачному браку, семейным скандалам, потере самоуважения и разочарованию в своей жизни. Такое состояние грозит нервным срывом, онкологическими болезнями, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, развитием хронических патологий, депрессией, алкоголизмом, пристрастием к наркотическим препаратам. Патологическая неуверенность, постоянное чувство неполноценности у людей с неустойчивой психикой может провоцировать неадекватное поведение, приступы ревности, агрессии и даже жестокости.

Если не помочь стеснительному, замкнутому и закомплексованному подростку поднять самооценку еще на этапе формирования личности и характера, это может стать основой для развития психопатии в будущем.

Исследования показывают, что 80% заболеваний, которые провоцируют преждевременное старение организма, развиваются на фоне заниженной самооценки. Насколько остра проблема, требуется ли человеку лечение, специалисты определяют с помощью специальных тестов и опросников.

Основные причины заниженной самооценки

Секрет успеха в любой жизненной сфере заключается в позитивной самооценке. Откуда берется неуверенность в себе? Если бы человек жил на необитаемом острове, где исключена возможность общения с другими людьми, его не волновал бы внешний вид, поступки, успешность, все то, что принято оценивать в обществе. Чувство неуверенности – продукт социума, человек пытается понравиться окружающим, заслужить любовь и одобрение, переживая порой о мнении даже незнакомых людей.

Самооценка начинает формироваться еще в раннем детстве, когда взрослые оценивают деятельность малыша. Самая распространенная ошибка – когда оценку дают не поступкам, а личности. Например, родители говорят ребенку не «смотри, как ты неаккуратно разбросал вещи», а «смотри, какой ты неряшливый». Таким же образом впоследствии человек приписывает неудачи в делах или отношениях личностным качествам.

Интересно то, что процесс формирования мужской и женской самооценки немного отличается. Самодостаточность и уверенность женщины в большей мере зависит от ее популярности у противоположного пола. Для мужчины важнее иметь авторитет среди себе подобных. Улучшить самооценку ему помогает положение в обществе, чем больше его доход, чем солиднее работа, тем легче ему поверить в собственные силы. На уверенность влияет несколько факторов:

  • Генетический. Самооценка зависит от скорости детского развития, телесных особенностей, например, торчащих ушей, склонности к полноте, всего, что вызывает насмешки сверстников.
  • Воспитание со стороны родителей, учителей. Многие люди с детства подвергаются чрезмерному контролю, постоянной критике со стороны близких.
  • Окружающая среда и культура. Современные стандарты внешности, показатели успешности, навязанные социумом, просто не под силу большинству людей.
  • Психотравмирующие события. Для многих мужчин и женщин отправной точкой тому, чтобы перестать верить в себя, является развод, разрыв длительных отношений или целая череда жизненных неудач.

Известно, что неуверенность в себе наблюдается чаще у людей со слабой и лабильной нервной системой. Если ребенку не давать почувствовать свою значимость и ценность, это вызовет проблемы с самооценкой в будущем. Психологи утверждают, что недолюбленные дети, испытывающие в детстве множество ограничений, почти всегда становятся взрослыми с низкой самооценкой и целым багажом комплексов.

Как проявляется неуверенность в собственных силах?

Определить уровень самооценки помогают специальные психологические тесты. Неуверенного человека можно также распознать по специфическим признакам. Это боязнь что-либо делать, страх принимать решения, отсутствие попыток добиться чего-то большего. Такие люди бездействуют, чтобы не потерпеть поражение, не показаться смешными. Часто они обманывают себя и других, объясняя нежелание высказывать мнение, начинать новый проект, строить карьеру своей принципиальной позицией или влиянием сторонних факторов.

Комплекс неуверенности проявляется и другими признаками:

  • Человек с низкой самооценкой часто суетится, боится упустить возможность, не успеть отхватить “свой кусок пирога”. Спокойствие вызывает у таких людей чувство внутреннего дискомфорта и тревогу. Они действуют и принимают решения из страха.
  • Стремление приспособиться, не быть “белой вороной”, в надежде получить одобрение окружающих, часто присуще неуверенным людям. Они никогда не рискуют, не стараются преуспеть, чтобы не выделяться.
  • Нехватка веры в собственные силы вызывает чувство зависти, обиды на более успешных знакомых, людей с лидерскими качествами. Появляется неспособность радоваться достижениям других, потому что человек считает, что жизнь к нему несправедлива.
  • Неуверенного человека одолевает чувство вины, стеснительность, он преуменьшает свои достоинства, забывает об истинных желаниях, мечтах, даже не пытается что-либо делать для их реализации.
  • Часто низкая самооценка приводит к тому, что человек в попытках произвести о себе более хорошее впечатление, поднять собственную значимость в глазах окружающих откровенно врет о своих достоинствах и достижениях, приукрашает действительность.

Профессиональные методы борьбы с комплексом неуверенности

Многие люди, которые осознают наличие проблемы, задаются вопросом: как повысить самооценку и уверенность в себе? По этому поводу написано множество книг, которые можно приобрести в магазинах или интернете, создано целый ряд тренингов, программ, курсов. Побороть комплексы помогут специалисты по НЛП, практической психологии, когнитивной психотерапии. По желанию можно выбрать групповую или индивидуальную программу.

Перебороть стойкое чувство неуверенности бывает достаточно сложно. Первым шагом решения проблемы является поиск и осознание истинных ее причин, которые скрыты в глубинах подсознания. По результатам опросов и тестов психолог или психотерапевт определит степень закомплексованности, после чего подберет методы коррекции самооценки. Используют для этих целей даже техники гипноза. Если проблема существенная, только опытный специалист поможет избавиться от комплексов, вернуть внутреннее спокойствие, наладить личную и социальную жизнь, обрести уверенность в завтрашнем дне.


Групповая терапия очень эффективна для преодоления подростковой стеснительности и лени. Общение со сверстниками, у которых схожие трудности, помогает подросткам раскрепоститься и научиться принимать решения. Для дошкольников и младших школьников рекомендуют целевые детские группы развития, где ребенок способен раскрыть свои творческие способности.

В юном возрасте, когда психика еще нестабильная, особенно важно обращать внимание на индивидуальность малыша и ключевые черты характера, тренировать навыки общения и самовыражения.

Прививать веру в себя следует с пеленок. Необходимо поддерживать мотивацию ребенка к обретению нового опыта, развивать у него привычку открыто выказывать свои чувства. Его обязательно нужно хвалить, но важно не перехваливать, чтобы не внушить мальчику веру в его исключительные способности, а девочке – чувство неотразимости. Так можно воспитать человека с массой комплексов, которые проявятся по мере взросления, когда ребенок столкнется с адекватной критикой и отказами. Чтобы преодолеть детскую застенчивость, хорошо проводить психотерапию в форме игры.

  • Помочь может применение на практике реальных способностей и персонального мастерства. Это необязательно должно быть связано с основной профессией. Если есть талант к рисованию, готовке, вышивке, поэзии или закручиванию гаек, стоит показать это людям. Одобрение и похвала с их стороны укрепят самооценку.
  • Победить неуверенность помогает общение с самим собой. Необходимо периодически говорить о себе от третьего лица, это существенно уменьшает уровень страхов, со временем помогает производить хорошее первое впечатление и прибавляет уверенности в общении с окружающими.
  • Еще одним действенным способом является «дневник успеха». Каждый день следует записывать туда пять вещей, за которые можете себя похвалить, причем не стоит искать глобальные заслуги, хвалите за любые мелочи. Уже через месяц после прочтения дневника можно ощутить большую уверенность в своих силах.
  • Самый известный лайфхак по повышению самооценки дала героиня популярного советского фильма, регулярно говорившая перед зеркалом фразу: «Я – самая обаятельная и привлекательная». Действительно, с помощью самовнушения подсознание можно убедить в чем угодно. Именно так и формируются глубокие убеждения. Необходимо выработать привычку постоянно проговаривать целевые аффирмации (позитивные утверждения).
  • Полюбить себя, раскрепоститься и повысить самооценку помогают драматические кружки, где можно попробовать себя в разных ролях. Подойдет и такой вариант: стоя перед зеркалом, начинайте копировать жесты известных людей или персонажей, их манеру речи.
  • Восстановить душевное равновесие и преодолеть унынье помогает пропевание мантр, практика медитаций. Прибавит уверенности и занятие спортом, йогой, танцами.
  • Для поднятия самооценки и уверенности в себе женщине порой хватает просто сделать красивый макияж, прическу и надеть новое платье. Если добавить образу женственности и привлекательности, тогда восхищенные взгляды парней придадут девушке уверенности, помогут полюбить себя лучше любых психологов.

Прежде чем размышлять над тем, как справиться с заниженной самооценкой и обрести чувство собственного достоинства, стоит задуматься над своей истинной значимостью. Ничто так не повышает уверенность, как реальные достижения. Подумайте о своей ценности для компании, в которой работаете, о реальных знаниях и навыках, личных качествах, интересных и полезных для окружающих. Повышайте квалификацию, учитесь чему-то новому, развивайтесь. Чтобы вселять уважение к собственной персоне, нужно стать человеком, которого есть за что уважать – поднимайте свою социальную значимость.