"Танталовы муки". Происхождение и значение фразеологизма. Что означает выражение "танталовы муки"

17.12.2016

О значении известного фразеологизма «танталовы муки» очень сложно догадаться, если не располагать информацией о его происхождении. Тем не менее, оборот достаточно часто встречается в различных СМИ. Кроме того, его можно услышать в разговорах интеллигенции. Попробуем разобраться со значением выражения «танталовы муки» с помощью рассмотрения его истории происхождения и значения.

Фразеологизм состоит из двух элементов. Значение слова «муки» понятно всем: даже когда люди сталкиваются с выражением впервые, они тут же понимают, что речь идет о чьих-то страданиях и пытках. А вот элемент «танталовы» (реже используется форма «Тантала») понятен лишь тем, кто в свое время познакомился с греческой мифологией.

Дело в том, что в Древней Греции существовал миф о царе Тантале, провинившимся перед богами и обреченным на вечные муки. Тантал был сыном Зевса, и его жизнь была воплощением настоящего счастья. Боги очень любили земного царя, засыпали его дарами и даже приглашали на Олимп.

Так как же Тантал смог разгневать своих покровителей? Все очень просто. Тантал очень возгордился своим положением, многое себе позволял, не страшился разглашать тайны могущественного родителя и, как-то раз, высокомерно заявил, что живет намного счастливее всех олимпийских богов.

Конечно, такое поведение не могло остаться безнаказанным. Последней каплей для Зевса стала ужасная преступная выходка Тантала: земной царь изрубил на куски своего сына Пелопса, приготовил из него угощения, которые подал на стол для спустившихся с Олимпа богов. Этим земной царь хотел проверить, настолько ли боги всеведущи, как о них принято говорить.

Разумеется, боги раскрыли страшный замысел Тантала и обрекли его на вечные страдания в подземном Царстве Аида. Согласно Гомеру «Танталовы муки» заключались в том, что он должен был вечно стоять в озере по горло в воде, но не иметь возможности ее испить. Также над наказанным царем располагались ветви фруктовых деревьев, которые поднимались вверх от сильного ветра, как только Тантал протягивал к ним руку.

Благодаря этому описанию становится понятно и значение рассматриваемого фразеологизма. «Танталовы муки» - это удовольствия и блага, которые кажутся такими близкими, но по факту являются абсолютно недостижимыми, какие усилия ни прикладывай. Это самая распространенная трактовка.

Существует и другая версия. Поэт Пиндар описывал муки Тантала несколько иначе. По его версии над царем нависла огромная каменная глыба, которая вселяла нестерпимый вечный ужас в человека, так как казалось, что этот камень в любой момент сорвется и упадет.

Танталовы муки

Танталовы муки
Из древнегреческой мифологии. Тантал, царь Фригии (иногда его наливают царем Лидии), был любимцем богов, и они часто приглашали его на свои пиршества. Но царь Тантал возгордился от таких почестей и был за это наказан.
Как пишет Гомер в «Одиссее», его наказание состояло в том, что он, будучи низвергнут в ад или, согласно поэту, в Тартар (отсюда русское выражение «полететь в тартарары»), был обречен вечно испытывать муки голода и жажды. При этом он стоял по горло в воде, а над ним висели ветви с разнообразными плодами. Но только он наклонится к воде, чтобы напиться, как она отступает, только протянет руки к ветвям - они поднимаются вверх.
Синоним страданий из-за невозможности достигнуть желаемого, хотя оно на первый взгляд вполне достижимо. Аналог русской пословицы: «Близок локоток, да не укусишь».

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Танталовы муки" в других словарях:

    Толковый словарь Ушакова

    ТАНТАЛОВЫ МУКИ. см. мука. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Сущ., кол во синонимов: 2 муки тантала (1) мучение (21) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - … Википедия

    танталовы муки - тант аловы м уки, тант аловых м ук … Русский орфографический словарь

    танталовы муки - см. танталов … Словарь многих выражений

    Сезон 1: 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 … Википедия

    Книжн. Мучения, вызываемые созерцанием желанной цели и сознанием невозможности ее достичь. /i> Восходит к древнегреческому мифу. ФСРЯ, 255; БТС, 1306; Мокиенко 1989, 153 154; Ф 1, 305; БМС 1998, 390 … Большой словарь русских поговорок

    - … Википедия

    Сущ., кол во синонимов: 1 танталовы муки (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Книги

  • Греческая мифология. Иллюстрированная энциклопедия , Хоутзагер Гюс. В этой энциклопедии подробно и доступно рассказано о наиболее известных греческих богах, героях, титанах, чудовищах и других персонажах мифов. Энциклопедическим статьям предшествует…
  • Легенды и мифы Древней Греции , Н. А. Кун. Греческая мифология оказала сильнейшее влияние на развитие культуры всех европейских народов и стала неотъемлемой частью современного общественно-культурного достояния. На мифологические…

Древнегреческая мифология необычайно интересна и поучительна. Пантеон богов, которым поклонялись древние греки, богат персонажами. Легенды хранят сведения о взаимоотношении бессмертных и людей, показывают, как награждались и карались те, кто привлекал к себе внимание добрыми или ужасающими поступками. Дети богов и богинь вели земное существование, многие из них стали героями многочисленных легенд.

Интересно, что до наших дней дошли некоторые выражения – идиомы, которые связаны с тем или иным мифом. Хорошо известны фразы «ахиллесова пята» (уязвимая точка), «сизифов труд» (бесполезное занятие) или «танталовы муки» (нестерпимые мучения). Но далеко не все знают сами первоисточники и не всегда понимают, что у каждой идиомы есть своя история. Миф про Тантала поучителен. Он помогает разобраться в природе неблаговидных человеческих поступков, которые приводят в итоге к жесткому, но справедливому наказанию.

Легенда о Тантале

Существует несколько мифов про танталовы муки, краткое изложение наиболее распространенной версии поможет понять, за что любимец богов был наказан.

Сын Зевса

Согласно легенде, Тантал был сыном верховного божества Олимпа, Зевса-Громовержца и земной женщины по имени Плуто. Отец хорошо позаботился о своем отпрыске: сделал его верховным правителем богатейшей территории у горы Сипила (Лидия). Одноименным городом правил Тантал, ему было дано все, что только может пожелать человек. Изобильные земли обеспечивали едой, на пастбищах паслись ценные тонкорунные овцы и круторогие быки, табуны быстрых скакунов резвились на огромных лугах. Недра Сипила изобиловали драгоценностями, а золото можно было черпать горстями прямо из русла реки, Пактола протекала по владениям и была золотоносной.

Но земное богатство – не единственное, чем был одарен сын Зевса. Сами небожители принимали смертного за равного. Спускались в его шикарный, инкрустированный золотом дворец, и пировали там. А иной раз царю предоставляли возможность побывать на божественном Олимпе, там он не только пировал, но и присутствовал на важных совещаниях, где решались судьбы человеческие.

Такой жизни можно только завидовать. Танталу были оказаны великие почести, всего у него было в избытке, жизнь могла бы стать бесконечным праздником и источником удовольствий. Но гордец, избалованный божественным вниманием и покровительством, возомнил себя равным божествам. Ему мало было внимания свыше, он еще решил насладиться своим превосходством над смертными. Стал с Олимпа воровать нектар и амброзию, угощать друзей своих, разбалтывать секреты, услышанные на совещаниях, хвастать своими связями с небожителями.

Недоволен был Зевс таким поведением, гневался, но прощал сына любимого. Чтобы еще больше показать свою любовь, предложил однажды исполнить любое желание. Поразил отца глупый и горделивый ответ отпрыска, отказался он от милостей предложенных, да еще с обидными словами. Так и ответил: «Не нуждаюсь в твоих милостях, без того счастлив, и богат безмерно. Жребий, выпавший на мою долю, лучше и прекраснее тех, что выпали на долю бессмертных богов». Оскорбился Зевс, обиделся, но нашел в себе силы простить глупого сына, проявил в очередной раз свою отцовскую любовь.

Только не на пользу пошло такое всепрощение. Совсем царь Сипила забылся. Начал проявлять он неуважение и к другим жителям Олимпа, оскорблять и обманывать их. Следующий проступок был беспрецедентным. Он спрятал у себя Золотую собаку, охранявшую храм Зевса на острове Крит. Собака охраняла когда-то священную козу Амалфею, вскормившую самого Зевса, да и сам Громовержец в младенчестве находился под защитой Золотой собаки.

По одной из версий ее выкрал сам Тантал, по другой – просто спрятал у себя, а похитителем был Пандарей, царь Эфеса.

Зевс-Громовержец моментально узнал, где спрятана Золотая собака и послал к сыну Гермеса с требованием вернуть Золотую собаку хозяину. Но слова посланца не вразумили гордеца. Он ответил, что боги ошибаются, нет у него собаки. И поклялся в этом страшной клятвой. Еще раз простил обиду Громовержец и оставил дерзкое поведение без наказания.

Последнее преступление против небожителей

Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стало ужасающее преступление царя Сипила. Решил он доказать, что боги не всевидящие, и выбрал для этого ужасный способ. Пригласил на пир всех небожителей и в качестве угощения преподнес блюдо из мяса. Ужас заключался в том, что для его приготовления блюда он зарезал собственного сына Пелопса. Отказались жители Олимпа от такого угощения, поняли, что за мясо перед ними. Только Деметра, ничего не замечавшая вокруг из-за пропажи дочери своей Персефоны, машинально съела кусок лопатки.

Такой жестокий поступок и оскорбление не смогли стерпеть жители Олимпа. Пелопса тут же оживили, а на место лопатки, съеденной Деметрой, поставили новую, которую из слоновой кости тут же изготовил Гефест. Преступника тут же отправили в царство Аида, где поставили его в реке, по горло в воде, без возможности сдвинуться с места.

Таково краткое содержание мифа. В чем же заключалось наказание и почему появилось выражение «танталовы муки»? Дело в том, что вода доходит до подбородка низверженного царя. Хочет пить он, но стоит только наклониться, как вода исчезает полностью, на ее месте остается только сухая земля. А над самой головой гордеца весят фрукты. Но достать их тоже невозможно: потянется к ветке за плодом, а ее ветром относит в сторону. Так и стоит наказанный на одном месте, рядом еда и вода, но достать он не может ни того, ни другого. И мучают его вечный голод и жажда. А над ним нависает огромная скала, готовая в любой момент обрушиться на голову. И страх постоянно сжимает сердце, ведь каждое мгновение может стать последним.

Чему учит миф о Тантале

После краткого изложения древнегреческой мифологии о Тантале становится понятно, что гордость, глупость и неблагодарность рано или поздно доведет до беды. Все было у царя Сипила: благосклонность Зевса-Громовежца, самого верховного правителя Олимпа. Все бессмертные принимали смертного как равного. На земле богатства были несметные власть, благополучие. Но не ценил всего этого гордец, решил пойти против воли богов, доказать, что они не всевидящие, усомнился в могуществе. И был наказан, обречен на вечные муки.

Фразеологизм "танталовы муки " принято применять к тому человеку,который пережил в свой отдельный период жизни серьезные лишения и большие жизненные трудности.В разговорной речи о таком человеке говорят так:"Он перенес Танталовы муки " либо "Его подвергли всем Танталовым мукам ".
Однако не многие граждане свободно применяющие данное выражение знают истинный смысл этой идиомы.Некоторые начинают интересоваться,кто это такой - Тантал?Что же пережил этот человек,раз его имя стало нарицательным?

История возникновения выражения "Танталовы муки"

В древней Греции существовала легенда о царе Сипила,который правил Фригией.Звали его Тантал.Он являлся сыном прекрасной царицы Плуто и грозного бога Зевса.Поскольку Тантал имел божественное происхождение и был обласкан различных богов Олимпа,то он был вхож на совещания,на которых решалась судьба мира и на пиры,где праздновали удачно завершенные деяния.
Он был настолько популярен и сделал такую серьезную карьеру среди богов,что многие божественные личности его стали ненавидеть из зависти и позднее отправили его в Ад на мученья.
Существует несколько вариантов почему боги,ранее любившие Тантала,прониклись к нему столь жгучей ненавистью.

Вариант первый.
По этой версии этот любимчик богов Тантал,настолько заигрался,что раскрыл какие то особо секретные сведения или намерения своего отца Зевса.

Второй вариант.
Некоторые исследователи утверждают,что Тантал решив доказать своим друзьям,что он вхож в божественные чертоги,украл с пиршественного стола божественную амброзию и вкуснейший нектар и дал вкусить эти напитки простым смертным.Впоследствии он был разоблачен и жестоко наказан.

Третий вариант.
Она заключается в том,что Тантал стал клятвопреступником,солгав перед богами,что никогда не брал у Пандарея украденную из храма,в котором поклонялись богу Зевсу,золотого пса.

Четвертый вариант .
Имеется еще более страшная версия.Тантал убил своего родного сына по имени Пелоп,разделал его и приготовил вкуснейшие блюда.Затем он угостил ими пирующих богов.

В наше время про "Танталовы муки " известно,что сколько бы разнообразных вариантов преступлений перед богами у Тантала не существовало,но исход был только один.Жестокие боги отправили его в Ад,где он должен мучиться вечно стоя в воде по горло и испытывая мучительный голод,пытаясь достать плоды с ветки,но не в силах их забрать.Из всего написанного можно сделать логический вывод - "Танталовы муки " - это страшные и мучительные страдания,которые могут длиться вечно.

Танталовы муки видео

Устойчивое фразеологическое выражение «танталовы муки» пришло к нам из древнегреческой мифологии. Тантал был правителем Фригийского царства (по одной из версий - Лидийского) . Царь был неприлично богат: его амбары ломились от зерна, по полям гуляли огромные стада, хранилища были полны золота и серебра. Он являлся сыном греческого бога Зевса, поэтому был приближен к пантеону божеств, живших на священной горе Олимп.

Немногим из греческих героев было дозволено быть рядом с правителями Олимпа, участвовать в их трапезах, быть посвящёнными в секреты божественного промысла. Народ, которым правил царь-бог, был сыт, доволен и любил своего правителя.

История возникновения

В «Одиссее» Гомера описывается такой вариант развития судьбы Тантала. Он имел дружеские отношения с богами Олимпа и слыл их любимчиком. Они часто приглашали его на пиры и советы. Тантал безмерно гордился тем, что он приближен к богам. В какой-то момент фривольность царя взяла верх над его положением среди богов, и он посмел дерзить им, считая, что имеет на это права, данные ему при рождении. Этакий наместник всевышнего на Земле.

Обиженный Зевс долго не мог придумать как поступить с царем Фригии. Гордыня была одним из страшных грехов у греков. В наказание он решил отправить грешника в ад. У древних греков ад назывался словом «Тартар». Отсюда прослеживаются корни другого русского фразеологизма - «полететь в Тартарары». Немного искаженно, но тем не менее речь идёт о спуске в подземное царство, где правит повелитель загробной жизни - Аид.

Наказания богов всегда отличались некой изощренностью. Просто так отправить Тантала в ад Зевс конечно же не мог. За его гордыню он придумал хитроумное наказание - Тантал стоял по шею в воде. Над его головой висели спелые фрукты. Он очень мучился от голода и нестерпимой жажды. Когда он пытался напиться и открывал рот, вода понижала уровень ниже подбородка. Сколько он не пытался, не мог сделать ни единого глотка. Если Тантал тянулся к плодам, ветви деревьев поднимались вверх, и он не мог их сорвать .

Описанная мучительная ситуация, когда желания не стыкуются с возможностями, хотя они предельно близко, собственно и называют «танталовыми муками». Значение фразеологизма прочно укоренилось в русском языке и часто используется для характеристики невозможности достигнуть легко достижимого. Эта ситуация часто обыгрывается в современных художественных экранизациях.

Другие версии мифа

Мораль

Мифов о Тантале гораздо больше, чем описано в статье. Все они построены примерно одинаково: есть преступление, и затем наказание. Наказание статично - Тартар и вечные муки в виде голода и жажды, а вот само преступление варьируется. Мораль всех этих историй такова:

  • не переступай черту дозволенного и не получишь наказания;
  • скромность и добродетель должны быть верными друзьями даже такому богорожденному правителю. Гордыня - страшный грех, ведущий к саморазрушению.

В славянском эквиваленте существует другое устойчивое выражение с этим же смыслом - «близко локоть, но не укусить»