Собор саграда фамилия в барселоне. Саграда фамилия – знаменитый долгострой Гауди в Барселоне

> > >

Саграда Фамилия (Sagrada Familia) или собор Святого Семейства - главная . Увидев Саграду-Фамилию, Барселонский епископ назвал архитектора «Данте нашего времени». Безусловно, это одна из самых интересных, необычных и красивых не только в , но и во всем мире.

Посетить Саграду-Фамилию в Барселоне

  • Базилика Саграда Фамилия
  • Адрес: Mallorca, 401, Барселона
Время работы Саграды Фамилии:
  • ноябрь - февраль: 9:00 - 18:00
  • март: 9:00 - 19:00
  • апрель - сентябрь: 9:00 - 20:00
  • октябрь: 9:00 - 19:00
  • 25 и 26 декабря, 1 и 6 января: 9:00 - 14:00
  • Продажа билетов прекращается за 15 минут до закрытия.
Билеты в Саграду Фамилию:
  • Только Саграда Фамилия - 15 €
  • Саграда Фамилия + аудиогид (в том числе на русском) - 22€
  • Саграда Фамилия + тур с экскурсоводом (на русском нет) - 24€
  • Саграда Фамилия + аудиогид по храму + - 24 €
  • Саграда Фамилия + аудиогид + башни собора (панорамный вид) - 29€
  • В билетные кассы большие очереди, ждать около часа. Купить билеты в Саграду Фамилию можно онлайн
Добраться в Саграду Фамилию:
  • Проезд: метро: L2 и L5 станция Sagrada Família.
  • Автобус: 19, 33, 34, 50, 51, H10 y V21.
  • Barcelona Bus Turístic: остановка Sagrada Família.

Строительство Сарграды-Фамилии

Строительство здания начал в 1882 г. арх. Ф. де Вильяр, но уже через год его сменил А. . Храм возводился исключительно на частные пожертвования, и поскольку их постоянно не хватало, сооружение его растянулось на много лет и не закончено до нашего времени. Он был задуман как символ искупления грехов всей Барселоны и потому стоял в центре одного из беднейших рабочих районов. Осуществлению грандиозного проекта архитектор посвятил всю жизнь, но не завершил его; был настолько поглощен работой, что перенес сюда свою мастерскую. После смерти великого архитектора, его прах захоронили в крипте собора.

Это удивительное и сюрреалистическое творение должно было стать Библией в камне, гигантской картиной всей истории христианства. мечтал создать «собор XX века», синтез всего архитектурного знания и системы христианских символов. Кроме того, собор должен был стать воплощением католичества - и неслучайно для многих протестантов он остается примером безудержной расточительности и роскоши римской церкви.


Архитектура Саграды-Фамилии

Создавая скульптурные изображения, пытался точно передать духовную и физическую реальность и для этого использовал не только изобразительные средства (хотя и тут он был предельно точен - он фотографировал скелеты, снимал гипсовые маски со спящих кур и осла, а во время работы над сценой избиения младенцев принес в свою мастерскую десятки трупов мертворожденных детей), но и звук (весь собор спроектирован как грандиозный орган, и внутри слышен ветер, проходящий сквозь отверстия в башнях), и цвет (храм необычайно многоцветен - обратите внимание на завершения башен).

Фасады Саграды-Фамилии

Архитектор планировал создать фасады, символизирующие собой рождение, смерть и воскресение Христа, с 18 башнями – каждая олицетворяла одного из апостолов, евангелистов, Деву Марию и Христа (последняя должна была возвышаться на 170 м). В плане собор представляет собой пятинефную базилику с апсидой и крытой галереей для прогулок. Гауди успел построить только крипту, часть апсиды и восточный фасад.

Восточный фасад, который называют «трактатом о чистом стремлении», посвящен теме Рождества Иисуса Христа и разделен на три части-портала, воплощающие Веру, Надежду и Милосердие. Центральную часть венчает гигантское рождественское дерево, под «сенью» которого расположена сцена прославления Богоматери - ее окружают апостолы Варнава, Симон, Фаддей и Матфей. В боковых порталах изображены сцены рождения Иисуса, которые перемежаются небольшими и символическими фигурами людей, апостолов и животных.

Одним из самых известных долгореализуемых проектов принято считать храм Святого Семейства, который все еще не достроен. Возведение сооружения началось в 1882, и лишь недавно в нем разрешили проводить службы. Зато туристы приезжают полюбоваться на творение Гауди с момента оформления первого фасада, ведь в его работах чувствуется неповторимый стиль.

Общая информация о храме Святого Семейства

Знаменитую церковь Барселоны, которую еще называют Саграда Фамилия, знают все жители Испании, так как она является образцом гениальности творца, создавшего проект и не успевшего реализовать его полностью. Точный адрес культурного достояния страны: Mallorca, 401. Храм находится в Эшампле – районе, где ранее приобретали дома только богатые представители буржуазии Каталонии.

Саграда Фамилия имеет необычную форму латинского креста. Длина базилики внутри составляет 90 м, а ширина – 60 м. В высоту шпили достигают 170 м. Церковь является образцом сочетания двух стилей: модерна и неоготики. Большая часть элементов конструкции выполнена из бетонных плит, каждая из которых подгонялась под определенные размеры.

При желании попасть в церковь без очереди лучше заранее приобрести билет, в котором будет прописано время пребывания в храме Святого Семейства. Также можно купить пропуск на лифт, дабы полюбоваться на окрестности с максимальной высоты здания. Аудиогид расскажет подробно обо всех особенностях церкви и укажет, на что следует обратить внимание. Каждая деталь, используемая Гауди, имеет глубокий смысл с религиозным подтекстом, поэтому без рассказа искусствоведа экскурсия будет не такой занимательной. В среднем просмотр самых красивых мест храма занимает не менее четырех часов.

История создания храма

Изначально на роль архитектора был выбран Франсиско дель Вильяр, который откликнулся на предложение и даже разработал проект. Первый камень заложили весной 1882 года, но на этом работа прервалась. Общая концепция не удовлетворяла заказчиков. Им так и не удалось сговориться с выбранным кандидатом, поэтому они передали все полномочия Антонио Гауди. Архитектор вдохновился задумкой и в корне изменил проект предшественника. В его видении каждая деталь должна была нести глубокое религиозное значение, что идеально подходило для будущей базилики.

Условно строительство храма Святого Семейства можно разделить на два этапа: период работы Гауди и исполнение задумок архитектора после его смерти. В первые годы работы была построена крипта, которую начал еще Вильяр. Параллельно этому начали возведение апсиды в неоготическом стиле. Гауди значительно переработал проект после получения значительных пожертвований, что открывало более широкие горизонты для реализации его идей. Именно тогда было решено использовать множество шпилей в оформлении церкви, а также украсить ее символикой из Евангелия.

С 1892 года началось декорирование фасада Рождества. В то же время велись работы по завершению апсиды, была построена часть клуатра. В 1911 появился проект фасада Страстей, позднее были внесены некоторые изменения. Антонио также делал наброски с идеями по возведению фасада Славы, но подробных описаний его задумок так и не удалось найти. В ноябре 1925 года завершили первую колокольню высотой в 100 метров, но полного завершения фасада Рождества Гауди увидеть не смог.

После смерти великого мастера руководить проектом стал его коллега Доменек Сугранес. Ему удалось завершить работу над первым из фасадов к 1930. Также он окончательно оформил кипарис из керамики, украшающий главный вход. Из-за военных действий строительство храма Святого Семейства было приостановлено вплоть до 1952 года.

С 1954 началась работа над фасадом Страстей. Позднее была завершена церковная лестница и установлена подсветка, которая стала постоянным украшением с 1964 года. В 1977 был создан общий вид фасада Страстей, но все еще не хватало скульптур и витражей, которые появились на своих местах только в начале текущего века. Работа над третьим фасадом началась лишь в 2000 году.

Внешнее и внутреннее оформление церкви

Чтобы понять символизм всех деталей, нужно хорошо разбираться в религиозной тематике. Антонио Гауди при разработке проекта учитывал множество нюансов, которые сегодня продолжают поражать своей глубиной. По своей конструкции церковь напоминает крест, где основной неф пересекается с трансептом. В апсиду входит семь часовен с обходной галереей. Клуатр соединяет три фасада: Рождества на севере, Страстей на юге и Славы на востоке. Каждый украшен скульптурными картинами религиозной тематики, декор связан с христианскими символами веры. Помимо лепнины архитектор использовал библейские цитаты.

Всего у храма Святого Семейства должно быть восемнадцать башен, двенадцать из них располагаются на фасадах и обозначают апостолов. Еще четыре, символизирующие Евангелистов, окружают самую высокую башню Иисуса. Ее высота не превышает природное творение Господа – гору Монжуик, чья высота 173 м. Последняя башня установлена над апсидой и создана в честь Девы Марии.

Внутри все подчинено законам геометрии, и, хотя архитектор понимал, что вряд ли сумеет завершить проект в полной мере, он заранее разработал идеальную конструкцию пересечения колонн, которая не только облегчала работу над отделкой помещений, но и не изменяла стилю мастера, предпочитавшего изогнутые линии прямым углам. Ни одно фото не способно передать сложности полученной конструкции, особенно с учетом игры красок, отбрасываемых цветными витражами.

В качестве особенности храма Святого Семейства выделяют финансирование, которое полностью зависит от пожертвований, при этом здание долгое время не являлось собственностью церкви и не принадлежало никакому епископству. Именно поэтому использование эпитета «собор» к Саграда Фамилии некорректно, так как слово применимо только к тем церквям, в которых есть епархия. Этот храм является независимым, а все пожертвования получены от частных лиц. Сложность со сбором средств отчасти и стала причиной затянувшегося строительства.

Длительный срок возведения элементов храма еще объясняется процессом обработки блоков из камня. По проекту здание имеет весьма эксцентричный вид, для создания которого необходимы определенные по размеру и форме каменные плиты. Почти каждый камень необходимо подгонять под индивидуальные параметры, что требует времени и особой точности. По приблизительным подсчетам полное выполнение проекта будет достигнуто не ранее, чем в 2026 году.

В 2008 году реставрационные работы были приостановлены из-за протеста практически пятисот испанцев, имеющих отношение к искусству. Они посчитали, что работники неаккуратно подошли к процессу восстановления, отчего страдает общий вид. Чтобы храм не потерял свою уникальность, пришлось пересмотреть план работ и более трепетно отнестись к реставрации культурного памятника.

Хотя Искупительный храм Святого Семейства начали строить еще в конце 19 века, проводить в нем службы разрешили лишь 7 ноября 2010. Тогда церковь была освещена Папой Римским и получила статус Малой папской базилики.

Храм Саграда Фамилия – это удивительное строение, которое расположено в Барселоне , недалеко от её центра. Это здание привлекает людей со всего света по разным причинам. Кого-то интересует архитектура этого здания, а кто-то едет взглянуть на памятник истории – творение великого Антонио Гауди. Также интересно это здание тем, что до конца оно не построено. Известный во всём мире архитектор ушёл из жизни, не оставив чертежей и инструкций по дальнейшему строительству храма.


У храма Саграда Фамилия есть и другие имена. Полное его название - Искупительный храм Святого Семейства, иногда можно услышать как его называют церковью Святого Семейства. За всю мировую историю не было ни одного архитектора, который смог бы настолько сильно поражать своим творчеством воображение людей. Здания, выполненные по его чертежам, не похожи ни на какие другие. Известно, что Гауди изучал всевозможные стили архитектуры и брал для своего творчества то, что ему нравилось больше всего. Иногда в его строениях можно уловить элементы готического, мавританского стиля или стиля модерн. Но каждый раз в итоге получалось что-то удивительное, очередной шедевр, который нельзя было причислить ни к одному из известных стилей.

История строительства храма Саграда Фамилия

Пожалуй, чтобы лучше понять, как строилось это здание, нужно узнать немного больше и о самом архитекторе. Итак, Антонио Гауди появился на свет 25 июня 1852 года в городке Реус, который находился в Каталонии. Отец Антонио работал медником, и это сыграло немалую роль в жизни и творчестве будущего архитектора. С самого детства он любил наблюдать процесс отливания меди. Каталония славилась изделиями из кованого железа. Гауди с трепетом относился к ремеслу своего родного края и позже своими руками создал немало искусных изделий из этого металла.

Будучи ещё совсем молодым человеком Гауди поехал в Барселону, где сначала в течение пяти лет проходил обучение на подготовительных курсах, а затем поступил в Провинциальную школу архитектуры. В 1878 году молодой человек окончил своё обучение. В это время среди архитекторов особенно популярен был неоготический стиль. Одним из больших поклонников этого стиля был французский архитектор и писатель Виоле ле Дюк. Именно он в конце 19 века занимался реконструкцией собора Парижской Богоматери и других зданий, построенных в готическом стиле. Гауди стал последователем этого человека и принимал многие его идеи. Также молодого архитектора привлекал английский критик и искусствовед Джон Рескин, который ратовал за возвращение декоративности в искусстве. Можно сказать, что эти люди сыграли большую роль в дальнейшем творчестве Гауди. Однако его собственный стиль был не похож ни на один другой.


Гауди спроектировал множество прекрасных зданий, однако кафедральный собор, посвящённый Святому Семейству, занял основную часть в его жизни. В целом Антонио Гауди отдал этому сооружение около 43 лет своей жизни. Архитектор был не только талантливым, но и очень набожным человеком, истинным христианином. Он хотел возвести такое здание, которое бы показывало людям всю земную жизнь Христа и стать архитектурным воплощением Нового Завета.

Храм Саграда Фамилия начали строить ещё в 1883 году . Изначально главным архитектором был назначен Франсиско де Вильяр, который задумал создать собор в неоготическом стиле. Однако в 1891 году, когда работы по строительству сооружения только начинались, его сменил Антонио Гауди.


Архитектор занимался строительством храма до самых последних дней своей жизни. Несмотря на то, что здание должно было быть построено в неоготическом стиле, Гауди решил пойти своим путём. Он решил использовать готический стиль только в основе, выполнив чертежи здания в форме латинского креста. Однако всё остальное было выполнено в неповторимом стиле Гауди.

Интересно, что архитектор не любил продумывать все детали заранее. Он составлял общие чертежи и наброски, а детали появлялись сами собой по ходу строительства. По этой причине Гауди постоянно находился на строительной площадке, давая необходимые распоряжения, оценивая работу и постоянно создавая новые образы. В итоге для него была выделена уже готовая комнатка в здании будущего храма, где он и поселился. Нельзя сказать, что постройка здания шла легко или быстро. Постоянно обуреваемый новыми идеями и образами архитектор нередко заставлял работников остановить работы, а иногда и сломать уже сделанное, чтобы затем создать что-то совсем другое. Жители Барселоны с удивлением наблюдали, как в их городе появляется удивительное здание. Кто-то сравнивал его с муравейником, кто-то с каменными наростами в пещерах – сталагмитами.

С Годами Гауди всё более углублялся в строительство храма Саграда Фамилия, отдавая ему всё своё время. Он стал похожим на отшельника, живущего в здании будущего храма. Иногда он выходил на улицу и протягивал прохожим шапку, прося пожертвований на строительство собора. Ведь это был единственный источник финансирования его архитектурного шедевра. В 1926 году Гауди был сбит трамваем и умер в госпитале. А похоронили его там же, на территории собора. В дальнейшем было много споров о том, стоит ли продолжать дело великого архитектора. Ведь большинство его замыслов относительно этого сооружения ушли вместе с ним.


Особенности храма Саграда Фамилия

Гауди задумал создать собор с тремя фасадами. На каждом их них должны были возвышаться по 4 высоких шпиля, имеющие криволинейные очертания. В итоге на вершине здания должны были располагаться 12 высоких башен, каждая из которых должна была означать одного из 12 учеников Христа. Посередине должна была располагаться самая большая башня, символизирующая самого Христа, вокруг нее – ещё 4 башни поменьше в честь четырёх Евангелистов. Каждая из башен должна быть украшена их традиционными символами – тельца, орла, ангела и льва. А на башне Христа должен был располагаться большой крест. И ещё одна небольшая башня-колокольня в честь Девы Марии должна была возвышаться над апсидой, полукруглым выступом здания, завершающим алтарное пространство. На каждом из трёх фасадов должны были находиться рельефы и изображения, символизирующие один из трёх самых важных моментов в жизни Иисуса Христа. Так, один из фасадов получил название «Рождество», другой – «Страсти Христовы», а третий – «Вознесение». Все три фасада должны быть объединены клуатром – крытой обходной галереей, создающей что-то вроде внутреннего двора храма.

Строительство шло очень долго, и поэтому за жизнь Гауди удалось построить только часть, посвящённую Рождеству. До сих пор здание не построено и наполовину, а из 18 задуманных над ним возвышаются лишь 4 башни. Однако и в таком виде он поражает взгляды многих тысяч туристов.

Фасад, посвящённый Рождеству Христа, разделён на 3 портала, которые символизируют основные добродетели христианства – Надежду, Веру и Милосердие. Каждый из порталов украшен скульптурами, которые отображают различные сцены из жизни Христа. Над левым порталом, символизирующем Надежду, изображены сцены обучения Иосифа и Марии, их побега в Египет. А на самом верху изображена гора Монсеррат с надписью «Спаси нас». На правом портале, символизирующем Веру, располагаются скульптуры, изображающие встречу Иисуса с фарисеями, Елизаветы с Богоматерью и Иисуса, находящегося за работой в мастерской плотника. На портале, который занимает место посередине фасада, изображена большая рождественская звезда, а также скульптуры, отображающие рождение Иисуса, трубящих ангелов и волхвов, которые пришли поклониться Спасителю.

Охватывает необъяснимый трепет и бесконечное восхищение перед её символом и главной достопримечательностью – грандиозным Собором Саграда Фамилия.

Ведь и вправду, стоя перед этим прекрасным архитектурным шедевром, проходя по громадным залам, возникает неутолимое желание преклонить колени перед необъятным талантом его творца, истинного гения, преданного до самой смерти душой и сердцем своей Каталонии, .

Примечательно, что строительство началось без участия Гауди и, к сожалению, закончится без него.

История малой папской базилики уходит корнями в 1881 год, когда вернувшийся из Ватикана испанский богобоязненный книготорговец Хосе Мариа Бокабелья Вердагер подал идею строительства некоего аналога величественных храмов Ватикана у себя на Родине. Для этих целей им была основана ассоциация по сбору средств для строительства собора. Кроме того эту идею активно поддержала религиозная община Общество Святого Иосифа.

В 1882 году муниципальные власти Барселоны выделили окраине района Эйшампле участок для строительства. Поскольку на строительство храма предполагалось использовать денежные средства вышеупомянутой общины и пожертвования простых граждан, что очевидно бюджет на строительство предполагалось заложить небольшой. На одном из заседаний Городского Совета Барселоны известный архитектор и скульптор Франсиско де Паула дель Вильяр-и-Лозано предложил бесплатно подготовить проект будущего собора.

Глава 1: Заложение камня

Храм планировали построить за 10 лет. Смена архитектора на более дешевого Гауди

19 марта 1882 года, когда Барселона отмечала День Святого Иосифа, епископ освятил место для храма и заложил его первый камень. Строительство началось.

Проект, предложенный Вильяром, сочетал в себе как соблюдение традиций христианского храмового строительства, так и актуальную для ситуации экономию средств. Именно поэтому небольшой, и притом, неготический собор предполагалось построить за 10 лет.

Однако все пошло совсем не так, как было задумано. Хотя уже летом 1882 года в строительстве было задействовано порядка полсотни человек, руководитель постройки окончательно Вильяр рассорился с церковным советом из-за весьма банального и прозаичного обстоятельства – финансирования работ.

Так, совет стремился сократить затраты, закупая дешевые строительные материалы, которые представлял себе неприемлемым использовать Вильяр. Страдало и его жалование. В конечном итоге и сам верховный архитектор и церковный совет принялись подыскивать иное лицо на должность руководителя работ по строительству храма.

Внезапно в поле зрения воинствующих группировок попал молодой талантливый человек, бывший ученик самого Вильяра – Антонио Гауди. Последний испытывал величайший восторг от перспективы возглавить строительство грандиозного католического собора у себя на Родине. Он предложил церковному совету крайне смелый проект, который оставил от прежних разработок своего учителя один лишь фундамент. Церковный совет безоговорочно утвердил кандидатуру Гауди. Поскольку для них он оказался более «дешевым» работником, нежели именитый Вильяр.

Глава вторая: Гауди вдохновлен

Петь тут будет ветер, а колокола звучать как орган…

Начиная с 1884 года, Гауди официально был назначен руководителем постройки Саграда Фамилия или Храма Отпущения Грехов, как именовал его сам архитектор. Для Антонио постройка собора была не просто работой – это было некое занятие для души глубоко верующего человека. В таком призвании он видел назначение свыше и потому все эти 44 года отдавал всего себя работе.

По видению самого Гауди, храм Саграда Фамилия должен был стать неким единением земного и небесного, связующим звеном между Богом и людьми.

В этом свете сооружение планировалось грандиозное. Шутка ли: 18 башен с витиеватыми узорами и громадный центральный купол, возвышающийся на 170 метров над землей. Строение крыши над центральным залом планировалось выполнить так, чтобы в её прорези звучание колокола разносилось, как орган, а дуновение ветра напоминало пение. К слову сказать, даже колокола для собора отливали по особому чертежу архитектора – необычной удлиненной формы.

Примечательно, что в самом соборе Гауди заложил великолепную идею иного понимания христианской религии и веры. За долгие годы средневековой инквизиции католическая церковь очернила себя до такой степени, что вызывала у верующих не благоговение, а дикий страх. Великий архитектор же считал, что религия – это свет и добро. Потому он спроектировал внутреннее убранство церкви светлым, радужным и цветущим.

Антонио Гауди не только проповедовал христианские принципы, но и активно проводил их в жизнь в ходе строительства. Так, он позволял рабочим разводить огороды на участках близ строительства, переводил престарелых рабочих на менее тяжелые работы, а сам ютился в маленькой каморке прямо на строительной площадке и каждый вечер ходил на исповедь.

Примечательно, что великое строительство посещали многие высокопоставленные персоны, в частности король Альфонсо, инфанта Изабелла, папский нунций в Испании, Альберт Швейцер, а также философ Мигель де Унамуно. Со всеми ними Гауди держал себя сухо, холодно и, несмотря на их недовольство, разговаривал исключительно на каталонском языке.

Ходят легенды о скрупулезном отношении Гауди к каждой мелкой детали интерьера и экстерьера храма. Так, каменные изваяния, украшающие фасады здания приходилось по множеству раз поднимать и опускать с невероятной высоты для доработки. При этом все библейские герои изготавливались не наобум, а с натуры – Гауди позировали реальные люди, которых он сам тщательно отбирал из своего окружения.

Глава третья. Смерть Мастера

В 1900 году команде под руководством Гауди удалось закончить центральный фасад Рождества, часть внутренних стен, часовню и крипту и работала над фасадом Страстей Христовых. Когда над собором взвились в небо первые четыре колокольни, случилось непоправимое – трагически закончилась жизнь великого вдохновителя и творца Саграда Фамилия.

После смерти архитектора великое дело продолжил его близкий друг Доменк Сурганьес по чертежам самого Гауди. Под его руководством были закончены башни фасада Рождества, а также керамическая ветвь кипариса, украшающая центральный вход.

В 1936 году в Испании грянула гражданская война, которая уничтожила в своих пожарах часть ценных документов и чертежей строительства.

И хотя в 1939 году работы по возведению собора возобновились под началом Франсеса де Паула Кинтана-и-Видала, они велись скорее наугад. Каждый последующий архитектор стремился достроить шедевр Гауди, но боялся испортить что-то в первоначальном замысле. Именно поэтому, а также из-за недостаточности средств работы велись с муравьиной скоростью. Тем не менее, за эти долгие годы строителям удалось возвести внутренние стены и частично достроить центральные фасады.

Глава четвертая: Официальное признание Храма

В 2010 году папа римский освятил помещение храма и назвал его Малой папской базиликой. С этого момента в Соборе Саграда Фамилия начали проводиться церковные службы. Однако окончание строительства ещё далеко.

Очень хорошие подробные снимки Собора СвЕтого Семейства в Барселоне.
Не зря этот Собор строится в столице Каталании - стране катаров. После того, как я прочитала много информации о катарах и жила в этом городе, сам Собор и его замысел видится несколько с иной стороны, чем пытаются представить в информации. Но это и неудивительно. Ведь сам Собор построен в честь тех, кого уничтожали папские инквизиторы, катаров, Учителя которых распяли на кресте, а его жену и дочь подло убили, перерезав глотку Марии Магдалине и свернув шею маленькой дочери Иисуса-Радомира Весте, стирая все остатки тех, кто нёс свет просвещения, любви и радости, кто помнил реальные события и мог разоблачить подлый обман Тёмных сил...


Архитектурные ансамбли передают вид пещер, где жили катары в период гонений на них со стороны инквизиции. Интересна и фотография скульптуры коронации Марии - Портик Милосердия, коронация Марии. Возлагающий корону - сам Иисус.Над пещерой Коронации Святой Девы расположена анаграмма Иисуса , довольно сложная и выразительная. Следовательно, это не его мать, а его супруга Мария Магдолина - СвЕтая Дева.

Искупительный Собор Святого Семейства (кат. Temple Expiatori de la Sagrada Familia), часто называемый Саграда Фамилия (Sagrada Familia) — известная церковь в Барселоне, спроектированная знаменитым каталонским архитектором Антонио Гауди (Antonio Gaudi). Храм расположен в районе Эшампле, его строительство было начато в 1882 году и до сих пор не завершено.

Первый проект собора был разработан архитектором Франсиско дель Вильяр (кат. Francisco de Paula del Villar y Lozano), на место которого в конце 1883 года был приглашён А.Гауди, значительно изменивший первоначальный проект. По решению инициаторов строительства храма финансирование работ должно выполняться исключительно за счёт пожертвований прихожан, что является одной из причин столь длительного строительства.

К 1918 году Гауди превратился в совершенно изолированную фигуру, у него остался только один спонсор - католическая церковь. Ему приходилось в одиночестве переживать глубокий духовный кризис, ухудшение здоровья и смерть многих близких друзей. В 1910 году умер его первый учитель Хосе Вилласек, в 1911 году - Марагалл, эксцентричный скульптор Мани и его ассистент, в 1914 году - Беренгер, следом за ним - епископ Кампис, а в 1916 году - епископ Торрас. Со смертью Эусебио Гуэля в 1918 году все работы в парке и колонии Гуэль окончательно прекратились. B тем не менее к 1918 году у него остался всего один проект, дело всей его жизни - собор Саграда Фамилиа. Создав свой собственный уникальный стиль в архитектуре, к концу жизни он полностью посвятил себя этому зданию и Богу.


Окончательный вид собора Святого Семейства (проект)

Гауди занимался не только проектированием здания, но и сбором пожертвований на строительство, темпы которого в первые тридцать шесть лет, с 1882 по 1918 год, никак нельзя было назвать быстрыми. Крипта, унаследовавшая свои неоготические формы от Пауло дель Вильяра-и-Лозано, была закончена в 1891 году.

К 1900 году был закончен первый поперечный фасад, получивший название фасада Рождества, часть внутренней стены и часовня.
Спустя восемнадцать лет команда Гауди с величайшей тщательностью и вниманием к деталям продолжала совершенствование замыслов и макетов центрального нефа и перехода, а также чертежей противоположного поперечного фасада Страстей Господних. Всё это время над фасадом Рождества медленно поднимались четыре башни-колокольни. Первая, законченная в 1918 году, имеет внешнюю оболочку из кирпича в виде пчелиных сот с ассиметричными окнами, восходящими по спирали от основания к вершине. Издалека она напоминает увеличенную во много раз копию хрупкой морской раковины, которые встречаются на побережье Каталонии. Башня святого Варнавы, покрытая мозаикой из битого стекла, оказалась единственной башней, законченной при жизни Гауди.

На протяжении десятилетий Гауди выстраивал и совершенствовал определённый литургический порядок символического содержания пространства собора Саграда Фамилиа. Благодаря опытам в колонии Гуэль, которые доказали эффективность и надёжность параболической арки, конструктивное решение в целом было уже найдено. Но в своей мастерской при храме Гауди без устали трудился над деталями.

По четырём углам стройплощадки были расставлены обелиски, символизирующие четыре поста католического календарного круга. Кроме того, они должны были, по словам Гауди, «восхвалять Святое Семейство и проповедовать добродетели покаяния». Композицию завершали фонтан и светильник, символизирующие очищение огнём и водой. Внутри собора Гауди планировал разместить скамьи для тринадцати тысяч прихожан, в то время как центральные колонны соответствовали основным апостольским миссиям Испании, в число которых входили Валенсия, Гранада, Сантьяго-де-Компостела, Бургос, Севилья, Толедо, Сеговия и даже маленькие епархии вроде Бурго-де-Осма с населением всего пять тысяч душ.


На протяжении всей своей жизни Гауди делал то, что до него делали Гойя и Эль Греко, - умело использовал пластичность и податливость духовного мира. Он говорил, что «слух соответствует вере, а зрение - славе, поскольку слава - это образ Бога. С точки зрения ощущения света, пространства и пластичности зрение есть беспредельность пространства; оно видит то, что есть, и то, чего нет». Гауди было известно о мощном психологическом воздействии звука, особенно в культовых зданиях. Он годами экспериментировал с формой удлинённых колоколов для Саграда Фамилиа. Кроме того, вся конструкция здания была спроектирована таким образом, чтобы звучать подобно грандиозному органу.


Цвет также играл особую роль. Ирония заключается в том, что для многих творчество Гауди ассоциировалось с «чёрной Испанией», то есть, инквизицией, в то время как он был автором и более впечатляющих творений, нежели сверкающая мозаика «ОСАННА», взмывающая к вершине башни-колокольни. Гауди представлял себе внутреннее убранство собора Саграда Фамилиа как яркий многоцветный псалом во славу Господа.

Гауди завершил лишь одну из двух часовен, расположенных по углам церковного двора - часовню Розария Нашей Госпожи. Она представляет собой совсем небольшое сооружение, увенчанное куполом, благодаря чему внутрь проникает достаточное количество дневного света, и кажется, будто по стенам выткано богатое кружево с обилием цветущих роз и розовых кустов, связанных с христианской символикой. Помимо Святой Девы с Младенцем, здесь имеются изображения Святого Доминго и Святой Каталины Сиенской, а также фигуры волхвов и пророков из Нового Завета: Давида, Соломона, Исаака и Иакова.

Фасад Рождества собора Саграда Фамилиа вселял ужас в сердца честных прихожан. Когда ступаешь под гигантский скульптурный фриз, кажется, что здание сейчас обрушится и погребёт под собой всё живое.
Центральный вход, разделённый посередине колонной, венчает скульптурная группа, изображающая Святое Семейство. Все фигуры выполнены в натуральную величину. На уровне земли две колонны в форме пальм, зрительно разделяющие пространство, опираются на спины двух черепах: морской со стороны моря и сухопутной со стороны гор. Черепахи символизируют стабильность, неизменность мира. В то же время фигуры хамелеонов по обеим сторонам фасада символизируют постоянное изменение природных форм.


На тридцатиметровой высоте под сенью гигантского рождественского дерева в окружении апостолов Варнавы, Симона, Фаддея и Матфея происходит прославление Мадонны.


Портик Милосердия, коронация Марии
Портик Надежды


Рождество Иисуса

Портик Надежды, избиение младенцев

Весь фасад Рождества, стремительный и грандиозный, производит впечатление непрерывного движения. Это не что иное, ворчали критики, как «трактат о чистом стремлении». Но в неоконченном творении Гауди использована необузданная стилистика клептомании, объединяющая язык восковых фигур, диорамы, карнавала, пейзажа, грота, ярмарочной площади и религиозной святыни в замысловатое целое.

Занимаясь проектированием фасада, Гауди постоянно присматривался к прихожанам в поисках подходящих моделей. Копирование творений Создателя он считал высшей формой его восхваления и свидетельством собственной скромности. Сторож собора алкоголик Жузеп, умерший впоследствии от белой горячки, стал Иудой. Толстый козопас служил моделью для Понтия Пилата. Шестипалый гигант, встреченный в одном из баров, позировал для фигуры центуриона в сцене избиения младенцев. Когда возникали трудности с поиском моделей, Гауди находил их среди своих работников. Так скульптор сделался святым Петром, перевозчик строительного материала - апостолом Фаддеем, а штукатур - царём Давидом.
Следующий этап работ был ещё более необычен. Цыплята и индейки усыплялись хлороформом, обмазывались жиром, и с них быстро изготавливалась гипсовая отливка. Осёл был связан и подвешен на своей сбруе, чтобы с него легче было снять мерки. Мёртвая сова, найденная на стройке, стала символом ночи. И только однажды, когда Гауди решил сделать отливку в натуральную величину с Рикардо Описсо, и тот лишился сознания, архитектор осознал эксцентричность своего метода.
Фасад Рождества Христова украшает шпиль в виде кипариса, венчающего три портика: Милосердия, Веры и Надежды. Над пещерой Коронации Святой Девы расположена анаграмма Иисуса, довольно сложная и выразительная. В центре её виден крест с буквами Α и Ω по краям, обозначающими начало и конец всего сущего. Сам крест служит символом зарождения и окончания мировой жизни.

Немного выше можно видеть ещё один редко упоминаемый символ - покрытое золотой и красной глазурью яйцо, также помеченное личной анаграммой Иисуса: JHS. Вероятно, речь идёт о яйце как символе целостности. Фигура пеликана над ним относится к примитивной иконографии Христианства, она встречается и в мифологии предшествующих эпох. Согласно мифам, эта птица клювом разрывает себе живот, полный рыбы, чтобы накормить своих птенцов, и потому служит символом Иисуса, а также символом воскресения из мёртвых.

В день 30 ноября 1925 года было завершено строительство башни святого Варнавы, первой башни в левой части фасада Рождества Христова. Это единственная башня, которую Гауди увидел завершённой.
Внутри башни также поразительны, как и снаружи. В нижней части каждой башни начинается винтовая, почти без перил (из-за крутизны) лестница, при подъёме по которой человеку начинает казаться, будто он вращается вокруг своей оси. При взгляде на эти лестницы снизу вверх или сверху вниз возникает потрясающий оптический эффект. Лестницы некоторых башен закручены в одну сторону, лестницы других - в противоположную. Поднявшись наверх, можно перейти из одной башни в другую. Множество переходов образуют восхитительный вертикальный лабиринт. Внутри одной из четырёх башен имеется лифт, позволяющий подняться от уровня земли до места, где в стенах открываются проёмы с каменными жалюзи. Здесь лестницы опираются уже на внешние стены.

В последующие годы архитектор Доменик Суграньес, последователь Гауди, отстроил ещё три башни. Позже были возведены четыре почти такие же башни фасада Страстей, их строительство закончилось в 1977 году. Согласно проекту, четыре башни фасада Славы должны быть гораздо выше, чем все существующие.
Башни посвящены двенадцати апостолам. На четырёх старейших - крайних, высотой девяносто четыре метра, и внутренних, высотой сто семь метров, - высечены имена и соответствующие им фигуры апостолов Варнавы, Симона, Иуды Тадео и Матфея, сидящих на пьедесталах, и надпись «Sursum corda» (Вознеситесь сердцем) на латыни. Башни с квадратными основаниями выше имеют круглое сечение. Перетекание одной формы в другую происходит на верхнем уровне фасада. Существует множество церковных башен квадратного сечения и совсем немного круглого, но нет ни одной башни, кроме башен Саграда Фамилиа, сочетающей оба вида сечений. Гауди не оставил никакого объяснения причины перехода от квадратного к круглому, критики же ограничиваются высказываниями о том, что это приём, в высшей степени удачный с эстетической точки зрения.

В понедельник 7 июня 1926 года, в пять часов тридцать минут пополудни, Гауди покинул собор Саграда Фамилиа, чтобы пройти три километра до церкви Сан Филипп Нери. Следуя привычным путём, он спустился по улице до перекрёстка и там был сбит трамваем. Позже водитель маршрута №30 утверждал, что Гауди не смотрел, куда идёт, и, споткнувшись о трамвайные пути, ударился головой о фонарный столб. Двое прохожих бросились на помощь жертве происшествия, но не признали в нём знаменитого архитектора. При нём не было документов, в карманах нашлась лишь горсть изюма и орехов. Шляпа тоже куда-то пропала. Четырежды они пытались остановить такси, чтобы доставить пострадавшего в больницу, но всякий раз получали отказ. Наконец с помощью солдат национальной гвардии удалось заставить одного таксиста отвезти раненого в бесплатную амбулаторию для бедных. Там Гауди быстро поставили диагноз: переломы рёбер плюс черепно-мозговая травма, и приняли решение отправить его в клинику.
Наутро «пациент пришёл в сознание после ночного беспамятства и попросил соборовать его, с жаром приняв последнее причастие». Вскоре новость о плачевном состоянии Гауди распространилась по всему городу. К вечеру вторника его перевели в отдельную палату, вправили рёбра, но жизнь едва теплилась в нём. Прелаты церкви, друзья и почитатели заполнили больничные коридоры. Предложение перевести архитектора в дорогую частную клинику было отклонено. Гауди хотел умереть среди народа. Он почти ничего не говорил, и его тяжёлое дыхание лишь изредка прерывалось шёпотом «Господи Иисусе!», а бледная рука, лежащая поверх одеяла, крепко сжимала распятие. В четверг, 10 июня 1926 года, в пять часов пополудни Антонио Гауди ушёл из жизни.

После смерти Гауди в 1926 году строительство храма возглавили Доменик Суграньес и Франсиск де Кинтана, при которых были закончены первые четыре колокольни. В 1939 году строительством собора занялись Исидрэ Пуч Боада и Льюис Бонет-и-Гали. Льюис Бонет-и-Гали стал главным архитектором проекта в 1971 году. В 1985 году руководство принял Жорди Бонет-и-Арменголь, а годом позже скульптор Хосе Мария Субиракс приступил к работе над фасадом Страстей Христовых.

«Если бы мы начали строительство с этого фасада, люди воспрепятствовали бы ему», - так объяснял Гауди своё решение повременить с возведением Портала Страстей. Это высказывание демонстрирует всю глубину драматизма, к которому стремился архитектор. В 1911 году в городе Пучсерда, будучи тяжело больным, он написал завещание и тогда же составил композицию этого портала, где запечатлены события последней недели земной жизни Иисуса.


Распятие

То, что Субиракс был тем самым мастером, которому предстояло воплотить его замысел, подтверждает огромное уважение, с которым исследователь каталонского искусства Сириси Пелисер пишет в своей работе «Современное искусство Каталонии» (1970): «Субиракс создаёт исключительную скульптуру, заставляющую вспомнить о Гауди. Он творит в типично неблагоприятных условиях, сопровождающих всех носителей огня в их столкновениях с ничтожествами». Тем не менее назначение Руководящим Советом скульптора Субиракса с самого начала подвергалось резкой критике и сопровождалось острейшей полемикой. После года внимательного изучения архитектурного и скульптурного наследия Гауди Субиракс приступил к исполнению своих обязанностей. На своеобразной сцене с тремя планами скульптор изобразил историю Страстей, начиная с Тайной Вечери и заканчивая Распятием.

28 ноября 2000 года незаконченный храм был освящен. В настоящее время Хосе Мария Субиракс и другие архитекторы работают над нефами, хорами и внутренним двориком. Когда строительство будет завершено, над городом вознесутся восемнадцать башен - в честь двенадцати апостолов, четырех евангелистов, Богоматери и Христа. Башни евангелистов будут украшать их символы, а центральную башню Христа - гигантский крест. По высоте центральная башня будет лишь на один метр ниже Монтжуика - горы, доминирующей над Барселоной. Гауди считал, что его творение не должно возвышаться над горой, которую создал Бог. Он был религиозным человеком, которому, несмотря ни на что, было присуще своеобразное чувство юмора. На критические замечания по поводу темпов строительства знаменитый архитектор отвечал: «Мой клиент не торопится».

Многие считали творчество Гауди пророческим. Опасаясь, что человечество вновь скатывается к средневековому мракобесию, Субиракс однажды сказал: «Если это правда, и всё, что мы наблюдаем сегодня, не случайно - возрождение ислама, эпидемия СПИДа, одновременное вырождение власти на местах и крушение великих идеологических блоков, новая форма пиратства в виде международного терроризма и расцвет эзотерики - то Гауди, как и во многих других случаях, пророчествовал, говоря: Саграда Фамилиа не последний из соборов, а первый в новой эпохе».

Наиболее точно охарактеризовал творчество Гауди валенсийский архитектор Сантьяго Калатрава, которого можно считать наследником Гауди в смысле уникальной способности чувствовать и открывать новые формы: «Люди пытались толковать творения Гауди в терминах язычества, масонства, буддизма и даже атеизма. Я думаю, это был человек, который действительно служил религиозной идее. Но этот бог или, скорее, богиня, перед которой преклонялся Гауди, была сама архитектура».

Подпишитесь на нас