Почему на Пасху пекут куличи? Почему на Пасху красят яйца и пекут куличи. История и традиции праздника

Светлое Христово Воскресенье (иначе – Пасха) – самое главное событие в году для всех христиан. Недаром его называют «торжество из торжеств», или иначе – «праздников праздник». Именно в такой день случилось чудо – воскресение Господа. Христианское толкование слова «пасха» – переход от бренного земного существования и смерти к вечной жизни на небесах. Празднование Пасхи по церковным канонам продолжается 40 дней, а кульминацией становится Воскресенье Христово.

С самым великим церковным праздником связано множество атрибутов и ритуалов. Самые главные из них: праздничное богослужение, пасхальное приветствие, появление Благодатного огня, крестный ход с торжественным звоном и пасхальная трапеза.

Что такое пасхальная трапеза?

В Великую субботу и по окончании праздничной службы в крупных храмах и маленьких сельских церквях проходит освящение традиционного праздничного угощения: пасхальных яиц, творожных пасх и куличей. Этот процесс сопровождается особой молитвой.

Православный вариант празднования Пасхи предполагает использование во время богослужений особого хлеба – артоса, который освящается на первой праздничной службе. Он символизирует краюшку хлеба, которую всегда оставляли апостолы во время своих трапез для Иисуса Христа после его Вознесения. Тем самым он как бы символически обозначает Его постоянное присутствие за трапезой.

Со временем традиция оставлять хлеб для Спасителя стала неотъемлемой частью праздника Воскресенья Господня, и артос стали класть на особый стол в храмах. Артос во время всей Светлой Седмицы остаётся в церкви и каждодневно обносится вокруг неё с крестным ходом. Этот освящённый хлеб разделяется между христианами после заключительной праздничной службы. Существует традиция сохранять кусочки артоса в доме долгое время и съедать обязательно натощак только в исключительных случаях, например во время серьёзной болезни.

Что такое традиционный кулич?

Любая семья – это в духовном смысле тоже как бы храм в миниатюре, поэтому со временем стало традицией в каждом доме иметь подобие настоящего церковного артоса – кулич.

Этот хлеб имеет особую круглую и высокую (цилиндрическую) форму. Его делают максимально скоромным, то есть с большим содержанием сдобы (масла и яиц) в тесте. Добавляют изюм и всегда украшают сверху сахарной пудрой или глазурью. Католики готовят аналогичное праздничное угощение из песочного теста и называют его «баба».

Название «кулич» произошло от греческого kollikion, что в переводе означает «круглый хлеб». Это слово встречается не только в русском языке. Испанцы называют «домашний» артос kulich, а французы – koulitch.

Освящённой во время службы в Великую субботу выпечкой разговляются по окончании Великого поста. Происходит это чаще всего во время праздничной семейной трапезы. Принято разделять праздничный хлеб на всех домочадцев. Прихожане могут угощать кусочками выпечки друг друга и священнослужителей сразу после праздничной службы.

Выпекание праздничных куличей к христианскому празднику Великой Пасхи очень логично совместилось с народной традицией изготовления весеннего обрядового хлеба, символизирующего начало посевных работ. Такие хлеба было принято печь только в особых случаях: на праздник урожая, отмечая начало нового сельскохозяйственного либо календарного года. Такую сакральную выпечку крестьяне не съедали просто так, а использовали в различных охранительных обрядах для повышения урожая зерна и приплода скота, а также при гаданиях.

Почему на Пасху пекут кулич?

Кулич - главное пасхальное блюдо, символическая отметка нового времени, начавшегося после Великого поста и Воскресения Христова. Именно кулич является первой пищей для разговления. В течение всего года хлеб сопровождает трапезу мирянина, и только единожды за это время он становится праздничным, пасхальным. Ни свадебный, ни именинный каравай не может сравниться с ним по своему статусу: пасхальный кулич не просто служит разговлению, но символизирует собой Великдень и освящается в церкви. По сути, кулич является младшим братом артоса, священного хлеба, который освящается и кладется на аналой в первый день Воскресения на всю Светлую седмицу. Артосу же кулич подобен и формой. Словом артос «квасной хлеб» в Евангелии обозначен хлеб, который Христос благословил на Тайной Вечере. Кулич - это также метафора того хлеба, который разделил с учениками Христос после Своего Воскресения.

Кроме того, кулич служит одной из формальных различительных черт между христианской и иудейской Пасхой. Во время празднования последней употребляется пресный хлеб, а квасной (взошедший) есть запрещено.

Сила традиции вкушать особую пасхальную выпечку столь велика, что в советской России даже во время войны верующие, за неимением большего, на Пасху приносили в храм для освящения черный хлеб. В мирное время куличи не исчезали и с торговых прилавков, ежегодно незадолго до Пасхи они появлялись в магазинах, замаскированные под «весенние кексы».

Пасхальный хлеб, с точки зрения кулинара, отличается от хлеба повседневного тем, что в тесто закладывается сдоба, а уже готовая выпечка украшается. Количество сдобы традиционно определялось суммой накопленных в хозяйстве за время Великого поста скоромных продуктов: яиц, масла, молока и т. д. Именно поэтому можно встретить рецепты кулича, в состав которых входит до 100 яиц на 2 килограмма муки. Угодить в тесто может также и алкоголь (водка).

Выделенный таким образом из категории будничных блюд, кулич, оставаясь хлебом, а следовательно, «головой стола», возглавляет и пасхальную трапезу. Его сдобность и вместе с тем легкость как нельзя лучше способствует мягкому переходу от строгого поста к скоромным блюдам.

В этом плане русский кулич - уникальный продукт. В общехристианской традиции тоже есть разновидности пасхального хлеба, однако именно кулич является беспрецедентно легким и по структуре, и по усвояемости. Так, пасхальный австрийский райндлинг, выпекаемый на католическую Пасху, представляет собой весьма калорийное и тяжелое блюдо в силу технологии приготовления его теста и сытной ореховой прослойки. То же можно сказать об английском кексе, тесто которого вполне соответствует обычной плотной сдобе.

Безусловно, проблемой при приготовлении теста для пасхального хлеба являются дрожжи. Традиционно кулич готовился опарным способом на специально выращенной закваске, которая обеспечивала оптимальную всхожесть теста, придавала ему воздушность и особый вкусовой оттенок. Кроме того, велика роль муки, качество которой должно быть высоким, но не подразумевать обработку химикатами, практикуемую ныне в промышленности. Необходимо также просеять муку перед использованием хотя бы дважды, чтобы максимально обогатить её кислородом. Классическое тесто для кулича настолько нежное, что, дабы оберечь его от проседания, ёмкость обкладывалась подушками, а в комнате, где происходила его расстойка, действовал запрет на ношение тяжелой обуви и даже на громкие разговоры, что заодно благоприятствовало и созерцательному настроению хозяев. Перепад температур для куличного теста тоже опасен, и потому помещение, где оно подходит, по своим условиям должно напоминать комнату для новорожденного. Поэтому и остывать кулич в идеале должен на пуховой подушке - пока не остыл, осесть ему немудрено.

Соблюдение всех предосторожностей и строгое следование рецептуре гарантирует минимум двукратное увеличение кулича в процессе выпечки. Чтобы это произошло наверняка, важно обеспечить равномерную подачу жара во время выпекания.

Настоящий русский кулич высокий, имеет цилиндрическую форму. В тесто добавляются изюм или цукаты, верх украшается глазурью, цветным пшеном и буквами ХВ, символизирующими Христово Воскресение (белоснежная глазурь, покрывающая верхушку пасхального хлеба, одновременно является и «холстом» для росписи).

Особым считался шафранный кулич, в составе которого были перетертые рыльца шафрана. Цвет и аромат готовой выпечки приобретали золотистый, царственный оттенок.

Традиционно часть куличей хозяйки отдавали в церковь и бедным. Здесь важно учесть, что отдельное выпекание для этой цели маленьких куличей подразумевает скупой дар не столько потому, что они малы (пожертвовать их можно и несколько), а потому что маленький кулич всегда более сухой и менее воздушный. Размер его определяется и количеством членов семьи: традиционно кулич должен быть съеден в течение Светлой седмицы, что предполагает ломоть ежедневно для каждого члена семьи. Кулич важно правильно разделить и разрезать.

Недопустимо продольное его разрезание, но лишь поперечное, причём верхушка не съедается до последнего ломтя и всю неделю защищает мякиш от обветривания. Таким образом, отрезав нужное количество ломтей, кулич вновь накрывают макушкой.

Следует заметить, что одновременно с главным пасхальным хлебом готовилось и другое традиционное пасхальное блюдо - творожная пасха, и именно ею намазывали ломоть кулича, перед тем как его съесть.

В силу сложности технологии приготовления кулича, печь его нужно загодя. Традиционно замес теста начинается в Чистый Четверг, закваска же ставится еще раньше - за неделю и больше. Тишина и вдумчивость, которыми окружит хозяйка свое творение, помогут молитвенному настроению. Каждый из этапов, предшествующий выпечке пасхального хлеба, требует особой сосредоточенности, что способствует очищению разума от суеты. Вот почему важно самостоятельное приготовление кулича, а не покупка его суррогатной версии в магазине. Ни один конвейерный пасхальный кекс не готовится с учетом индивидуальных особенностей той или иной семьи и, что важно, не адресуется конкретным людям. Взращивание натуральной закваски, количество и качество сдобы (без маргарина), специфика дополнительных ингредиентов, отсутствие химических разрыхлителей, ароматизаторов, красителей, объем теста, а также молитвы, прочитанные над ним, - всё это должно быть непременными составляющими настоящего праздничного хлеба православной Пасхи.

Православные верующие очень долго готовятся к Пасхе - Великий пост длится 47 дней, Страстная седмица предписывает постоянно молиться и некоторые дни сидеть только на хлебе и воде. Тем приятнее и долгожданнее наступление Пасхи Христовой. Почему к этому празднику пекут куличи, готовят творожные пасхи и красят яйца?

Представить праздничный стол без таких главных атрибутов как покрашенные яйца и праздничные куличи (сладкий хлеб) просто невозможно. Но эти продукты не просто являются частью праздника, они имеют свой символизм и значением. Если знать об этом, то процесс приготовления пасхального стола можно будет превратить в увлекательных квест для всей семьи. Вы не просто будете вместе смешивать ингредиенты, но еще вспоминать интересные и удивительные события давно минувших дней.

Читайте интересные материалы по теме:

Иисус Христос воскрес на третий день после распятия и погребения. Но он уже являлся ученикам не в теле, а именно в образе духа. Первый раз он явился ученикам, когда те трапезничали. По традиции того времени для человека, который недавно умер, оставляли пустое место за столом и на тарелку клали сдобный сладкий хлеб с орехами и изюмом.

Поначалу в каждой семье пекли артос (так кулич называется на греческом языке), но сами в Пасху если обычный хлеб. А потом стали заменять обычный хлеб сладким куличом и теперь считается, что в этот праздничный день, а потом в течение праздничной недели обычный соленый хлеб кушать нельзя, только праздничную сладкую сдобу. То есть кулич в день Пасхи - это не десертный сладкий хлеб, а просто хлеб, который в том числе нужно кушать по всем правилам и с соленой пищей, и с первыми, вторыми блюдами. Вот такое вкусовое сочетание сладкого и соленого во рту у многих современных людей еще из детства ассоциируется именно с Воскресением Христовым.

Теперь вы знаете, почему печем куличи на Пасху. Сегодня, конечно, такой хлеб можно купить в любом магазине или кондитерской. Но наиболее ценно, если хозяйка испечет сама хотя бы , которые можно найти и у нас на сайте, сделать это будет совсем не сложно. Печь куличи можно уже в Чистый четверг или в Великую субботу. Только помните, что дрожжевому тесту требуются часы, чтобы подняться, поэтому правильно рассчитывайте свое время.

Интересно! Хозяйки на Руси по первому испеченному куличу гадали, что ждет семью в этом году. Если выпечка сразу удавалась, это было очень хорошим знаком.

Почему красят яйца

Если с куличами все более или менее понятно и традиция носит достаточно символичный, но понятный характер, то с яйцами все гораздо сложнее. Потому что, единой версии, почему красят яйца на Пасху нет. Но, каждый из вариант поэтичен и красив по-своему.

К примеру, самой распространенной историей считается та, в которой главными действующими лицами является Мария Магдалина и римский император того времени Тиберий. После воскрешения Иисуса Мария отправилась с этой вестью к императору. Ей было нечего взять с собой в подарок царю и она взяла просто куриное яйца. Когда она отстояла большую очередь и рассказала императору, что Христос Воскрес из мертвых, тот поднял девушку на смех (а все подхалимы тут же начали смеяться за такой крупной особой). Магдалина не знала, что делать и как доказать свою правоту.

Император же продолжал издеваться над девушкой и, отсмеявшись, он сказал, что из мертвых невозможно воскреснуть. Это также невозможно, как если бы несчастное яйцо в руках девушки стало красным. Тут-то и произошло чудо - на глазах у всех, в том числе удивленного Тиберия, яйцо покраснело. Царю ничего не оставалось, как сказать, что Христос Воистину Воскрес. Так мы говорим и сегодня, поздравляя друг друга с этим праздником.

Символизм творожной пасхи

Еще одно обязательно блюдо на традиционном праздничном столе - это творожная пасха, которая делается в виде усеченной пирамиды (нужно будет купить специальную форму). Сбоку на пирамидке изображены кресты - это символ страдания, а символом воскресения являются буквы «ХВ» с другой стороны, которые означают, что Христос Воскрес.

Зная истории и традиции, Почему на Пасху пекут куличи, красят яйца и делают творожные пасхи, вы сможете превратить процесс составления и подготовки праздничного стола из рутины в интересное и познавательное событие. Зовите с собой своих детей и во время готовки рассказывайте им, показывая на блюда, что произошло давно-давно, более двух тысяч лет назад, что значит Воскресение Христово с духовной точки зрения.

Как появился обычай готовить к пасхальному столу творожную пасху и куличи?

По древнему преданию, Господь Иисус Христос после Своего воскресения приходил к апостолам во время их трапез. Среднее место оставалось не занятым, в середине стола лежал предназначенный Ему хлеб. Постепенно появилась традиция в праздник Воскресенья оставлять хлеб в храме (по-гречески он назывался «артос»). Его оставляли на особом столе, как это делали апостолы. В течение всей Светлой седмицы артос обносится во время крестных ходов вокруг храма, а в субботу после благословения раздается верующим. Так как семья является малой Церковью, то постепенно появился обычай иметь свой артос. Таким стал кулич - высокий, цилиндрической формы, хлеб из сдобного теста. Имея во время пасхальной трапезы на столе кулич, мы имеем упование, что и в нашем доме невидимо присутствует воскресший Господь.

Творожная пасха имеет форму усеченной пирамиды, что символизирует гроб, в котором совершилось величайшее чудо Воскресения. Поэтому на верхней стороне должны быть буквы «ХВ», означающие приветствие «Христос Воскресе!». На боковых сторонах пасочницы (формы) по традиции делаются изображения креста, копья, трости, а также ростков и цветов, символизирующих страдания и воскресение Господа нашего Иисуса Христа.

Яйцо служит символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его. Красное яйцо - символ Воскрешения.

А теперь рецепт пасхального кулича:

Для трех больших куличей:
700 г молока, 400 г масла, 400 г сахара, 4 яйца, 100 г изюма, около 70 г дрожжей, около 1 кг муки, 1/2 пакетика ванилина. Еще в тесто можно добавить 1 ст. ложку коньяка и горсть цукатов.

1. Развести дрожжи в теплом молоке, добавить немного сахара. Дать дрожжам подойти (15 - 30 минут).

2. Муку просеять, всыпать в молоко с дрожжами. Поставить опару в теплое место, дать подойти (примерно на 1 час).

3. Ввести в тесто растопленное и остывшее масло, сахар, яйца, изюм (его предварительно промыть и перебрать). Добавить ванилин и по желанию коньяк и цукаты.

4. На дно высокой формы выложить круг из пергаментной бумаги. Затем тесто на 1/3 высоты формы. Даем подойти, пока тесто не дойдет до половины формы. Выпекать 30 минут.

5. Формы вынуть, дать остыть. Ножом аккуратно отделить куличи от стенок и выложить из форм.

Глазурь для украшения куличей:

3 белка, 1 ст. сахара, чуть-чуть соли.

Взбить белки с сахаром и солью до густой пены. Частью глазури покрываем куличи. Остальной крем красим пищевыми красителями (вместо них подойдут морковный или свекольный сок). Нарисовать кремом сверху узоры с помощью кондитерского мешка или обычного пакета с отрезанным кончиком.

Пасху - Светлое Христово Воскресенье, главный праздник христиан – православные и католики в этом году отмечают 16 апреля.

Церковь празднует Пасху 40 дней - столько же, сколько Христос был с учениками после Своего Воскресения. Первую неделю после Воскресенья Христова называют Светлой или Пасхальной седмицей.

Из Евангелия

Иисус Христос умер на кресте в пятницу, около трех часов пополудни и был погребен до наступления темноты. На третий день после погребения Христа ранним утром несколько женщин (Мария Магдалина, Иоанна, Саломия и Мария Иаковлева и другие с ними) несли благовония, купленные ими, чтобы помазать тело Иисуса. Идя к месту погребения, они горевали: «Кто отвалит нам камень от гроба?». Но камень был уже отвален, а гробница пуста.

Это увидели и пришедшая ко гробу первой Мария Магдалина, и позванные ею Петр и Иоанн, и жены-мироносицы, которым возвестил о Христовом Воскресении сидящий при гробе юноша в светоносных одеждах. Четыре Евангелия описывают это утро словами разных свидетелей, пришедших к гробу одни за другими.

Значение

Для христиан этот праздник означает переход от смерти к вечной жизни с Христом - от земли к небу, что возглашают и пасхальные песнопения.

Воскресение Иисуса Христа открыло славу Его Божества, скрытую до этого под покровом унижения: позорной и страшной смерти на кресте рядом с распятыми преступниками и разбойниками.

Своим Воскресением Иисус Христос благословил и утвердил воскресение для всех людей.

История

Ветхозаветную Пасху (Песах) праздновали как воспоминание об исходе сынов Израилевых из Египта и избавлении от рабства.

В апостольское время Пасха соединяла в себе два воспоминания: о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа. Дни, предшествующие Воскресению, назывались Пасхой страданий. Дни после Воскресения - Пасхой Крестной или Пасхой Воскресения.

В первые века христианства разные общины праздновали Пасху в разное время. На Востоке, в Малой Азии, ее отмечали в 14-й день месяца нисана (март – апрель), на какой бы день недели ни приходилось это число. Западная Церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния.

На Первом вселенском соборе в 325 году было решено праздновать Пасху повсеместно в одно и то же время по Александрийской пасхалии. Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.

Православная церковь определяет дату празднования Пасхи по Александрийской пасхалии: праздник должен быть обязательно в воскресенье после иудейской Пасхи, после полнолуния и весеннего равноденствия.

Церковное празднование

С древних времен пасхальное богослужение происходит ночью. Подобно избранному Богом народу - израильтянам, бодрствовавшим в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане не спят в священную предпраздничную ночь Светлого Воскресения Христова.

Незадолго до полуночи в Великую субботу служится Полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением снятого с креста тела Иисуса Христа) и относят ее в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение 40 дней до дня Вознесения Господня - в память о сорока днях пребывания Христа на земле после Его Воскресения.

Священнослужители снимают субботние белые и надевают праздничные красные пасхальные облачения. Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон - благовест - возвещает о приближении Воскресения Христова.

Ровно в полночь при закрытых Царских Вратах священнослужители в алтаре поют три раза стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». А затем выходят из алтаря и вместе с народом, подобно женам-мироносицам, пришедшим ко гробу Иисуса Христа, обходят вокруг храма крестным ходом с пением той же стихиры.

Крестный ход

Он означает шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед его закрытыми дверями, как бы у входа ко Гробу Господню. Трезвон прекращается. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь. Затем священник, держа в руках крест и трехсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются, и все, ликуя, входят в церковь, где горят светильники и лампады, и все вместе поют: «Христос воскресе из мертвых!».

Заутреня

Далее служат Пасхальную заутреню: поют канон, составленный святым Иоанном Дамаскиным. Между песнями Пасхального канона священники с крестом и кадилом обходят храм и приветствуют прихожан словами: «Христос воскресе!», на что верующие отвечают: «Воистину воскресе!».

В конце заутрени, после пасхального канона, священник читает «Слово святителя Иоанна Златоуста», повествующее о радости и значении этого дня. После службы все молящиеся в храме христосуются друг с другом, поздравляя с великим праздником.

Сразу после заутрени служат Пасхальную литургию, где на разных языках читают начало Евангелия от Иоанна (если служат несколько священников).

После окончания праздничного богослужения православные христиане разговляются - угощаются освященными крашеными яйцами и куличами при храме или у себя дома.

Пасхальные яйца

В христианстве пасхальное яйцо - символ Гроба Господня, в котором была скрыта вечная жизнь.

В Палестине гробницы устраивали в пещерах, а вход закрывали камнем, который отваливали, когда должны были положить покойного.

Предание говорит, что камень, которым закрыли гробницу Иисуса Христа, напоминал очертаниями яйцо. Под скорлупой яйца скрывается новая жизнь. Поэтому для христиан пасхальное яйцо - это напоминание о Воскресении Иисуса Христа, о спасении и вечной жизни. Красный цвет, в который чаще всего окрашивают яйца, означает страдания и кровь Христа.

Впервые упоминание о крашеных яйцах встречается в рукописи Х века, найденной в библиотеке греческого монастыря святой Анастасии. Согласно рукописи после службы на Пасху игумен раздавал братии освященные яйца со словами: «Христос Воскресе!».

По преданию, крашеное яйцо стало символом Пасхи после чуда с Марией Магдалиной. Православная церковь почитает ее как равноапостольную святую и мироносицу, которая проповедовала о воскресшем Христе в Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года после отбытия его из Рима, после первого суда над ним.

Мария Магдалина пришла с проповедью и к римскому императору Тиберию. По древнему обычаю императору подносили дары, и Магдалина поднесла яйцо со словами: «Христос воскресе!». Император отвечал, что, как яйцо белое, а не красное, так и мертвые не воскресают. В тот же миг яйцо в его руке покраснело.

Есть предположение, что обычай красить яйца на Пасху связан с дохристианским празднованием весны. Яйцо у многих народов являлось олицетворением животворной силы. Вся вселенная представлялась вышедшей из яйца. В верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян яйцо было символом рождения и возрождения.

Пасхальные яйца, окрашенные в один цвет, без рисунка, назывались крашенками (или галунками). Обычно для их приготовления использовали природные красители, в первую очередь луковую шелуху. Получить другие цвета можно с помощью крепких растительных отваров.

Яйца, расписанные особым орнаментом, назывались писанками. Расписывали их только сырыми, и в пищу они не годились. После Троицы их принято было выдувать. Расписное яйцо превращали в птицу, приклеивая к скорлупе крылья.

Сейчас красить яйца можно пищевыми красителями или украшать с помощью специальных наклеек.

В большинстве стран красят и расписывают яйца женщины и девушки. Как правило, этому занятию посвящают один из дней Страстной недели -- Великий четверг, Страстную пятницу или субботу, которую из-за этого называли «Красильной» или «Красной».

Красить и дарить яйца на Пасху принято и у католиков. По традиции они дарят друг другу не только расписные куриные яйца, но и шоколадные.

Куличи и Пасха

Это один из древнейших символов Воскресения Христа. Кулич подобен артосу - особому круглому высокому хлебу с изображением креста и тернового венца. Артос в храме означает жертву за людей - самого Христа.

В пасхальном угощении отражена вера христиан в незримое присутствие воскресшего Господа за их праздничной трапезой.

Предание говорит, что апостолы на общей молитве вспоминали Тайную вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. А при трапезе они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и клали на Его место хлеб.

Подражая апостолам, пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова класть в храме на столе или налое перед Царскими Вратами артос, обозначая, что пострадавший за нас Спаситель стал для нас хлебом жизни.

Все дни Светлой седмицы после литургии артос крестным ходом обносят вокруг храма. В субботу Светлой седмицы его с молитвой раздробляют и в конце литургии при целовании креста раздают народу как святыню.

На Руси к Пасхе в каждом доме выпекали внешне похожий на артос, но сдобный, с изюмом и орехами, праздничный хлеб и освящали его в храме. Этот хлеб получил название «кулич» от греческого слова «kollikion» - «круглый хлеб».

Куличи выпекают из сдобного теста с большим количеством масла и яиц. У католиков, кроме дрожжевых куличей, пекут и песочные, так называемые бабы.

Существовала примета, что, если кулич удался на славу, значит, и в доме будет процветание и благополучие. В Пасху на праздничном столе верх кулича срезали горизонтально, резали кулич кругами или ломтями, и все получали по куску.

К Светлому Христову Воскресенью готовят не только кулич, но и пасху из творога. В виде усеченной пирамиды она означает Гроб Господень, в котором совершилось Воскресение Христово. Готовят пасху в специальной разборной деревянной форме - пасочнице из деревянных дощечек, на внутренней стороне которых вырезаны буквы «ХВ» («Христос воскресе!»), а также крест, копье, трость, ростки и цветы - символы страдания и воскресения Иисуса Христа, а иногда и голубь - символ Святого Духа. Эти изображения и надпись остаются на готовой пасхе, когда пасочницу снимают.

КСТАТИ

А́ртос (по-гречески - «хлеб») - освященный квасной (дрожжевой) хлеб, иначе называемый просфора всецелая (то есть просфора без изъятых из нее частиц). Просфора (просвира) (от др.-греч. «приносимое») - в первые века христиане называли так приношения из хлеба и вина, с которыми верующие приходили в храм. Такое значение просфоры сохраняется в православной церкви и в настоящее время.

Фото Дмитрия ОСИПОВА