Милосердие, сострадание – аргументы ЕГЭ. Сочинение проблема милосердия рассуждение с примерами из литературы егэ

Об этом рассказывает В. Астафьев в замечательной повести “Пастух и пастушка”, в которой есть яркий эпизод, отражающий разное отношение людей к пленным. Солдат в маскхалате, недавно узнавший о смерти близких ему людей, казненных фашистами, не смог сдержаться. Он в диком гневе начал стрелять по пленным. Горе

затмевает человеческий разум. Одни люди находят выход и продолжают жить дальше, а некоторые гаснут, как свеча, сломленные бедой. Таким и был наш мститель. Главный герой произведения Борис не дал свершиться казни над пленными до конца, потому что считал, что пленные – это побежденные враги, и к ним нужно относиться гуманно. Так же относится к раненым немцам и доктор, оказывающий помощь солдатам, не разбирая, кто перед ним: советский или немецкий солдат.

Милосердие и сострадание. Это две вечные нравственные категории, над решением которых бились великие классики И. Тургенев и А. Чехов, Ф. Достоевский и М. Горький. Все они разделяли точку зрения Л. Н. Толстого: “Чтобы поверить в добро, люди должны начать делать его”. Толстовские слова будут актуальными в годы Великой Отечественной войны.

Миллионы советских людей лишились своих родных, близких, друзей, положили свои жизни на Алтарь Победы. Несмотря на страшные преступления вражеских захватчиков, советские солдаты по-человечески относились к пленным немцам, к женщинам и детям побежденной Германии, давали им возможность согреться, утолить голод и получить медицинскую помощь. В сердцах бойцов царило милосердие и человечность, самые благородные чувства человека.

Об этом рассказывает В. Астафьев в замечательной повести “Пастух и пастушка”, в которой есть яркий эпизод, отражающий разное отношение людей к пленным. Солдат в маскхалате, недавно узнавший о смерти близких ему людей, казненных фашистами, не смог сдержаться. Он в диком гневе начал стрелять по пленным. Горе затмевает человеческий разум. Одни люди находят выход и продолжают жить дальше, а некоторые гаснут, как свеча, сломленные бедой. Таким и был наш мститель. Главный герой произведения Борис не дал свершиться казни над пленными до конца, потому что считал, что пленные – это побежденные враги, и к ним нужно относиться гуманно. Так же относится к раненым немцам и доктор, оказывающий помощь солдатам, не разбирая, кто перед ним: советский или немецкий солдат.

А вот в рассказе Вячеслава Дегтева “Выбор” повествуется о другой войне, чеченской кампании, и о солдате, заброшенном в ту бесчеловечную мясорубку. Что привело его в Чечню? Одиночество, безысходность, которые чувствовал Роман после ухода жены, размена квартиры, начавшегося пьянства. Осознав, что в тихой, спокойной жизни он зачахнет, мужчина и отправляется на войну. Там он встречается с Оксаной, которая работает в полевой пекарне. Ни слова не скажет Роман понравившейся девушке, но его суровая жизнь потихоньку стала скрашиваться ее присутствием. Однажды, во время обстрела, Оксана была тяжело ранена и лишилась обеих ног. Неизвестно, что станет с ней дальше. Роман, чтобы поддержать девушку, которая еще не знает о постигшем ее горе, предлагает ей выйти за него замуж… Невероятно милосердие бойца по отношению к пострадавшей. Беззвучно плачет медсестра, наблюдая за этой картиной, плачет потому, что осознала: есть и на войне сострадание!

Таким образом, понимая, что человечность присуща человеку на войне, могу сделать вывод, что именно в дни сражений и боевых будней людям нужно быть хоть чуточку милосерднее друг к другу, стремиться разделить боль другого, утешить и поддержать страдающего.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Сострадание и милосердие – вечные нравственные категории. В Библии заключены основные требования к человеку верующему: любовь к ближнему, сострадание к страдающему. Есть ли место милосердию...

Текст из ЕГЭ

(1)Прохожу по подземному переходу возле гостиницы «Советская». (2)Впереди нищий музыкант в чёрных очках сидит на скамеечке и поёт, подыгрывая себе на гитаре. (З)Переход в это время почему-то был пуст. (4)Поравнялся с музыкантом, зачерпнул из пальто мелочь и высыпал ему в железную коробку. (5)Иду дальше. (6)Случайно вложил руку в карман и чувствую, что там ещё много монет. (7)Что за чёрт! (8)Я был уверен, что, когда давал деньги музыканту, выгреб всё, что было в кармане. (9)Вернулся к музыканту и, уже радуясь, что на нём чёрные очки и он, скорее всего, не заметил глупую сложность всей процедуры, снова зачерпнул из пальто жменю мелочи и высыпал ему в железную коробку. (10)Пошёл дальше. (11)Отошёл шагов на десять и, снова сунув руку в карман, вдруг обнаружил, что там ещё много монет. (12)В первый миг я был так поражён, что впору было крикнуть: (13)«Чудо! (14)Чудо! (15)Господь наполняет мой карман, опорожняемый для нищего!» (16)Но через миг остыл.

(17)Я понял, что монеты просто застревали в глубоких складках моего пальто. (18) Их там много скопилось. (19)Сдачу часто дают мелочью, а на неё вроде нечего покупать. (20)Почему же я в первый и во второй раз недогрёб монеты? (21)Потому что делал это небрежно и автоматически. (22)Почему же небрежно и автоматически? (23)Потому что, увы, был равнодушен к музыканту. (24)Тогда почему же всё-таки зачерпнул из кармана мелочь? (25)Скорее всего потому, что много раз переходил подземными переходами, где сидели нищие с протянутой рукой, и довольно часто по спешке, по лени проходил мимо. (26)Проходил, но оставалась царапина на совести: надо было остановиться и дать им что-нибудь. (27)Возможно, бессознательно этот мелкий акт милосердия перебрасывался на других. (28)Обычно по этим переходам снуёт множество людей. (29)А сейчас никого не было, и он как бы играл для меня одного.

(З0)Впрочем, во всём этом что-то есть. (31)Может быть, и в большом смысле добро надо делать равнодушно, чтобы не возникало тщеславия, чтобы не ждать никакой благодарности, чтобы не озлиться оттого, что тебя никто не благодарит. (32)Да и какое это добро, если в ответ на него человек тебе благо дарит. (ЗЗ)Значит, вы в расчёте и не было никакого бескорыстного добра. (34)Кстати, как только мы осознали бескорыстность своего поступка, мы получили тайную мзду за своё бескорыстие. (35)Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом. (36)Но можно поставить вопрос и так. (37)Добро и благодарность необходимы человеку и служат развитию человечества в области духа, как торговля в материальной области. (38)Обмен духовными ценностями (благодарность в ответ на добро), может быть, ещё более необходим человеку, чем торговля.

(По Ф. Искандеру)

Вступление

Милосердие – чувство, отличающее человека от животного. Благодаря этому чувству мы выстраиваем взаимоотношения с окружающими, становимся способными к состраданию, сочувствию.

Милосердие – есть любовь к миру, к людям, к самому себе. Оно включает в себя множество аспектов.

Проблема

Что же такое истинное милосердие? Стоит ли ожидать благодарности за содеянное добро в адрес случайного человека? Нужна ли эта благодарность людям?

Над этими вопросами размышляет Ф. Искандер в своем тексте. Проблема милосердия – одна из основных в его творчестве.

Комментарий

Автор вспоминает случай из собственной жизни, когда в подземном переходе он увидел нищего слепого музыканта, просящего подаяния. Вокруг никого не было. Оказавшись рядом с музыкантом, лирический герой Искандера машинально выгреб мелочь из кармана и положил ее в железную банку, стоящую перед музыкантом.

Герой уже готов был кричать о чуде, как вдруг понял, что мелочь просто застревала в складках кармана. Действия его были настолько наполнены автоматизмом и равнодушием, что он просто не замечал остававшихся денег.

Автор размышляет над тем, что же заставило его дать милостыню нищему? Ведь много раз он проходил мимо и от спешки или из лени не давал ничего. Возможно, потому, что вокруг было очень много людей, а в этот раз музыкант пел и играл только для него.

Автор предполагает, что добро необходимо делать именно равнодушно, чтобы не возникало и тени тщеславия. Только тогда милосердие будет бескорыстным: «Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом».

Добро и благодарность сопоставляются в тексте с торговлей.

Авторская позиция

Ф. Искандер уверен, что обмен духовными ценностями – милосердием, состраданием и благодарностью необходимы человеку для развития не меньше, чем ценности материальные.

Своя позиция

Я полностью разделяю точку зрения автора. Духовность в наше время намного ценнее материального благополучия. Милосердие порой запрятывается нами в самые потайные уголки души и вынимаются оттуда только под воздействием каких-то особы обстоятельств. К примеру, когда мы оказываемся один на один с человеком, находящимся в ложной жизненной ситуации.

Проявив великодушие, мы невольно ждем некой благодарности от человека, на которого было направлено это самое великодушие.

И, даже услышав простое: «Храни тебя Бог!» — радуемся этому как дети. Мы всегда должны оставаться людьми, чтобы не дать совести повод напоминать о себе.

Аргумент №1

В литературе множество примеров, где герои проявляют милосердие, находясь в схожих с представленной Ф. Искандером ситуацией.

У И.С. Тургенева есть ряд произведений, объединенных под названием «Стихотворения в прозе». Среди них особенно выделяется миниатюра «Нищий».

Автор описывает свою встречу с нищим стариком, в бессилии протягивающим руку с просьбой о подаянии. Лирический герой Тургенева начал шарить по карманам в поисках хоть чего-то, что могло бы помочь старику. Но не нашел ничего: ни часов, ни даже платка.

Смущаясь тому, что ничем не может помочь бедняку, он пожал иссохшую руку нищего и назвал его братом, извиняясь за то, что не смог хоть как-то облегчить его страдания.

Тот улыбнулся в ответ и сказал, что это тоже подаяние.

Даже не имея ничего за душой, можно обогатить человека, проявив чуточку милосердия и сострадания.

Аргумент №2

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» представлен образ Сони Мармеладовой, являющийся воплощением милосердия для миллионов читателей и самого автора.

Соня добровольно отправилась на панель ради спасения своих маленьких брата и сестры, мачехи, больной чахоткой и отца-пьяницы.

Она жертвует собой во имя спасения родных, при этом не упрекая их ни в чем, ни словом не попрекая.

Жизнь по «желтому билету» это вовсе не прихоть, не жажда легкой и красивой жизни, не проявление глупости, а акт милосердия по отношению к нуждающимся.

Соня вела себя так только потому, что не могла поступить иначе – совесть не позволяла.

Заключение

Милосердие напрямую связано с совестью, человечностью, состраданием и самопожертвованием.

(1) Встреча произошла неожиданно. (2) Два немца, мирно разговаривая, вышли на Плужникова из-за уцелевшей стены. (3) Карабины висели за плечами, но даже если бы они держали их в руках, Плужников и тогда успел бы выстрелить первым.




Сочинение

В самые отчаянные и тяжелые время каждый человек раскрывается в самой полной мере. Война – это событие, которое отражается на характере и мировоззрении каждого её участника. О проблеме проявления человечности и милосердия на войне рассуждает в данном нам тексте Б.Л. Васильев.

Описывая один из периодов военного времени, автор текста знакомит нас с ситуацией, в которой одному из героев нужно было делать серьезный нравственный выбор. Встреча Плужников и немца «произошла неожиданно», и так же неожиданно подошла к логическому завершению: кто-то один должен был погибнуть, и вот уже немец стоит на коленях и кричит что-то жалостливое, «захлебываясь и глотая слова». В этом крике было что-то о семье, детях и пощаде, писатель делает акцент на том, что немец «не хотел воевать, конечно же, не своей охотой забрел он в эти страшные развалины», это понимал и советский солдат. Ему предстояло совершить убийство, и о жалости к немцам в то время не могло идти и речи – однако Б.Л. Васильев подводит нас к мысли о том, что во всем бывают исключения, особенно в том случае, когда солдат стремится несмотря ни на что сохранить чистоту своей совести.

Мысль писателя мне ясна: он считает, что даже в страшнейшие военные времена тот, у кого чистая совесть и кто осознает ценность человеческой жизни, способен пощадить пленного врага и проявить к нему сострадание и милосердие.

Сложно не согласиться с Б.Л. Васильевым, ведь он не понаслышке знает о том, насколько важно было оставаться человеком в период Великой Отечественной войны. Я тоже считаю, что для солдата, для его нравственного и душевного здоровья, очень важно, несмотря на физическое изнеможение и гнев, уметь сохранять в себе человечность и милосердие, ведь не каждый немец мог заслужить самой зверской расплаты.

В повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая» главная героиня проносит свои человечность и милосердие через все испытания. Она, ощущая жгучую ненависть к фашистам, убившим её семью, встретив на своем пути мальчика-немца, отказывает себе в мести. Услышав крик мальчика, Мария прониклась жалостью к ребенку, и, благодаря своему гуманизму и сердечной доброте, оставила его в живых.

Герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» потерял на войне всех своих родных. Он вынужден был пройти через множество испытаний, однако даже будучи усталым и озлобленным, Андрей Соколов нашел в своем сердце место для любви и милосердия. Встретив маленького мальчика, волей судьбы оставленного одного на улице, наш солдат берет его под свой контроль, подарив тем самым мальчику шанс на счастливую жизнь.

О том, как тяжело оставаться человеком во время войны, написан не один десяток книг. Каждый из тех солдат, кто боролся за наше будущее, испытал то количество потрясений, которое современный человек не сможет даже в полной мере осознать. Однако больше всего написано о тех, кто даже в той бесчеловечности и грязи умудрился сохранить себя, свои чистые помыслы и доброе сердце.

Есть ли милосердию место на войне?И можно ли на войне проявить милосердие к врагу?Над этими вопросами заставляет задуматься текст В.Н.Лялина.Здесь автор поднимает проблему проявления милосердия к врагу.

В тексте автор повествует о Михаиле Ивановиче Богданове, который в 1943 году был отправлен на войну служить санитаром.В один из жесточайших боёв Михаил Иванович сумел защитить раненых от эсэсовских автоматчиков.За мужество, проявленное при контратаке с дивизией СС > он был представлен к ордену Славы комиссаром батальона.На следущий день после боя, заметив труп немецкого солдата, лежавшего в канаве, Михаил Иванович проявил милосердие, решив похоронить немца.Автор показывает нам, что несмотря на войну, Михаил Иванович смог сохранить в себе человечность, не оставшись равнодушным к врагу. Узнав об этом случае, батальонный комиссар решил отменить представление санитара к ордену Славы.Однако для Михаила Ивановича важно было поступить по совести, а не получить награду.

Я согласна с позицией автора и убеждена в том, что милосердию есть место на войне.Ведь неважно, мёртв ли враг или безоружен, он уже не представляет никакой опасности.Я считаю, что Михаил Иванович Богданов совершил достойный поступок, предав земле тело убитого в перестрелке немецкого солдата.Очень важно в условиях жестокой войны суметь сохранить в себе человечность и не дать своему сердцу остыть.

Проблема проявления милосердия к врагу поднимается в произведениях В.Л.Кондратьева, Сашка, .Главный герой Сашка во время немецкой атаки захватил в плен немца.По началу немец казался ему врагом, но, присмотревшись, Сашка увидел в нём обычного человека, такого же, как и он сам.Он уже не видел в нём врага.Сашка пообещал немцу жизнь, он говорил, что русские не звери, не станут убивать безоружного.Он показал немцу листовку, где говорилось, что пленным гарантируется жизнь и возвращение на Родину.Однако когда Сашка привёл немца к комбату, то немец не стал ничего рассказывать, и поэтому комбат дал Сашке приказ застрелить немца.Рука Сашки не поднималась на безоружного, так похожего на него самого солдата.Несмотря ни на что, Сашка сохранил в себе человечность.Он не ожесточился и это позволило ему остаться человеком.В итоге комбат, проанализировав слова Сашки, решил отменить свой приказ.

Проблема проявления милосердия к врагу затронута в произведении Л.Н.Толстого, Война и мир, .Один из героев романа, русский полководец Кутузов, проявляет милосердие к бегущим из России французам.Он жалеет их, так как понимает, что они действовали про приказу Наполеона и ни в коем случае не смели его ослушаться.Выступая перед солдатами Преображенского полка, Кутузов говорит:>.Мы видим, что всех солдат объединяет не только чувство ненависти, но и жалость к поверженному врагу.

Таким образом, можно сделать вывод, что на войне необходимо появлять милосердие даже к врагу, неважно, повержен он или убит.Солдат прежде всего человек и должен сохранить в себе такие качества, как милосердие и человечность.Именно они позволяют ему остаться человеком.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-02-27

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.


4. /ОБРАЗЦЫ сочинений по русскому языку/Проблема выбора.docx
5. /ОБРАЗЦЫ сочинений по русскому языку/Рассуждение о чести.doc
6. /ОБРАЗЦЫ сочинений по русскому языку/Смысл жизни.docx
7. /ОБРАЗЦЫ сочинений по русскому языку/Сохраним память о погибших товарищах!.docx
8. /ОБРАЗЦЫ сочинений по русскому языку/Сохраним прошлое во имя будущего!.docx
9. /ОБРАЗЦЫ сочинений по русскому языку/Странники как явление русской жизни.docx
10. /ОБРАЗЦЫ сочинений по русскому языку/Цена дружбы....docx
11. /ОБРАЗЦЫ сочинений по русскому языку/Человек на войне.docx Я прочитал текст русского писателя Л. Леонова, его размышления не оставили меня равнодушным
Рассказывает нам о том, как он «однажды утром, гуляя по лесу, размышлял, что значит талант». Пришвин увидел «крохотную птичку»
Проблема героизма, выбора
Т. М. Джафарли размышляет над проблемой сохранения моральных ценностей в современной жизни современным человеком
Можно ли вручить подростку «смысл жизни на блюдечке»?
Нужно ли сохранять память о погибших товарищах? Над этой нравственной проблемой рассуждает советский писатель Д. Гранин
Образец сочинения-миниатюры (егэ по русскому языку) части (Текст Л. Жуховицкого)
Я прочитала текст известного русского певца Ф. И. Шаляпина, и его размышления не оставили меня равнодушной
Какова цена настоящей дружбы и как она проверяется? Над этой проблемой размышляет публицист Т. Тэсс
В. П. Астафьев считает, что человек, вопреки всему, даже смерти товарищей и ненависти к врагу, способен сохранить веру в людей, сострадание и не потерять человеческий облик. Ведь и русский врач, и немец из военных
скачать docx

Автор рассказывает историю, произошедшую во время Великой Отечественной войны. На привале солдаты, отбившие атаку фашистов, стали свидетелями варварской сцены: русский солдат в порыве гнева решил отомстить пленным немцам («живодерам») за смерть своих родственников («Маришку сожгли-и-и! Селян всех… Всю деревню…»), схватив автомат и выпустив в них несколько очередей. Борис, солдат из его взвода, бросился спасать пленных немцев, закрывая их своим телом. Некоторое время спустя автор показывает военных госпиталь, где раненых, «хоть наших, хоть чужих», перевязывал русский врач. Астафьев, показывая, что на войне раненые не делятся на своих и чужих, использует деталь – «деревянное стиральное корыто», полное «бинтов, клочков одежды, осколков и пуль, в котором «смешалась и загустела кровь разных людей».

В.П. Астафьев считает, что человек, вопреки всему, даже смерти товарищей и ненависти к врагу, способен сохранить веру в людей, сострадание и не потерять человеческий облик. Ведь и русский врач, и немец «из военных медиков» вместе оказывали помощь раненым в этой перестрелке. В душах этих людей в данный момент нет места «чувству мести», как писал когда-то Л.Н. Толстой, «оно уступило место чувству жалости». Я полностью согласен с мнением автора. Безусловно, война - это страшное и жестокое испытание. Но люди, несмотря на все ужасы военного времени, в большинстве своем, не превратились в ожесточенного зверя, а сохранили способность к состраданию, милосердию, сохранили высокие нравственные качества человека.

Русская литература «учила» человека смело смотреть в глаза врагу, воспитывала чувство презрения к нему, призывая громить его всюду. Читая М. Шолохова («Наука ненависти»), К. Симонова (стихотворение «Убей его!», роман «Солдатами не рождаются») понимаем святые чувства воинов, презиравших врага, беспощадно сметавших все на своем пути. Но тогда, когда была одержана победа, враг для наших солдат, тем более пленный, становился не воином, а простым человеком, достойным жалости, сострадания. Вспомним сцену с пленными французами(Рамбалем и Морелем) в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Не враги, нет, - «…тоже люди»,- так пишет о них сам автор. Это «тоже люди » было сказано и Кутузовым: «Мы себя не жалели, а теперь и их пожалеть можно».

Войны всегда были мерилом не только мужества человека, но прежде всего мерилом его человечности. Изображение этого чувства человечности мы видим и в произведениях 20-ого века, посвященных ВО войны 1941 – 1945 гг.. В. Некрасов («В окопах Сталинграда») рассказал о том, как вытаскивали из огня русские солдаты немецких раненых из горящего немецкого госпиталя. В. Кондратьев («Сашка») повествует о сложных чувствах молодого солдата, которому предстоит одному конвоировать немецкого пленного. Сложные это чувства: и ненависть к фашисту, и интерес к немцу-солдату и к его службе, и жалость к пленному, похожему на его одноклассника, и понимание, что перед ним не враг, а обычный пленник. И все же верх берет чувство милосердия («страшные нелюди те, кто встал в атаке из-за взгорка, тех он беспощадно и безжалостно убивал – враги, а этот… такой же как я. Только обманутый…»).Конечно, для русских писателей всегда было главное, лучшее качество человека - человечность.

Мне кажется, что именно чувство человечности и помогло нам выиграть не одну войну, одержать победу над варварством, дикостью и жестокостью.

Подготовлено учителем русского языка и литературы Парфеновой Н.В.