Как создать пластилиновый мультик. Как сделать пластилиновый мультик. Как снимаются мультфильмы

Создание пластилинового мультфильма - отличный способ попробовать себя в анимации. На это уйдет немало времени и усилий, поэтому проявите терпение. Также вам понадобятся компьютерная программа для обработки видео, подходящий пластилин или полимерная глина для фигурок персонажей, а также материалы для создания фона. Кроме того, потребуется продумать сюжет мультфильма до мельчайших деталей. В планировании сюжета вам поможет создание раскадровки. Как только этап планирования будет завершен, можно будет установить камеру и приступить к фотосъемкам. А когда вы отснимете весь необходимый материал, вам останется лишь отредактировать его в программе, чтобы получить готовый мультфильм!

Шаги

Часть 1

Подготовка к созданию мультфильма

    Установите на компьютер программу для обработки видео, чтобы иметь возможность редактировать отснятые для мультфильма материалы. Для создания анимации из пластилина можно пользоваться любой камерой, но вам потребуется подходящая программа для обработки видео, чтобы вы могли объединить разрозненные кадры воедино. На компьютере уже может быть предустановлена какая-либо из таких программ. Например, у пользователей Mac это будет iMovie, а у других настольных компьютеров это может быть Quicktime. Также можно скачать и установить на компьютер такое приложение, как Picasa. Вероятно, вам потребуется немного поэкспериментировать, прежде чем вы выясните, что вам лучше подходит.

    Пользуйтесь восковым пластилином, если хотите иметь возможность смешивать цвета пластилина. Используйте для работы недорогой классический пластилин, так как до настоящего времени он производится практически в том же виде, в котором использовался для создания первых пластилиновых мультфильмов. Он изготавливается на основе воска и легко плавится на водяной бане. Приобрести его можно в большинстве магазинов канцтоваров, товаров для рукоделия и игрушек.

    • Чтобы создать водяную баню для плавки пластилина, наполните одну кастрюлю до половины водой. Поставьте ее на плиту. Затем установите сверху на первую кастрюлю еще одну чуть меньшего размера, чтобы она могла плотно войти внутрь. Положите в верхнюю кастрюлю тот пластилин, цвета которого вы хотите смешать, и включите конфорку плиты. Кипящая вода в нижней кастрюле позволит вам растопить пластилин и легко смешать его.
  1. Используйте полимерный пластилин, если хотите, чтобы фигурки персонажей лучше сохраняли свою форму. В составе полимерного пластилина присутствует пластик, что делает его более долговечным, чем восковой пластилин. Если вы работаете над длительным проектом, полимерный пластилин, например, марки Sculpey, станет для вас наилучшим выбором, так как фигурки из него будут дольше держать необходимую вам форму.

    Создайте фигурки персонажей. Когда окончательно определитесь с выбором пластилина, можно будет приступить к лепке фигурок персонажей. Проследите за тем, чтобы у вас были изготовлены абсолютно все фигурки, которые вам понадобятся. Это касается как всех персонажей, так и любых аксессуаров или предметов обстановки, которые, по вашему мнению, должны быть пластилиновыми.

    • Возможно, вам будет удобнее предварительно создать проволочный каркас для каждого из персонажей. Для этого сформируйте из проволоки основу тела с руками и ногами. Если же вы создаете фигурки не человечков, а кого-то еще, используйте проволоку для того, чтобы сформировать базовую форму соответствующей фигурки.
    • Когда будет готов проволочный каркас, облепите его пластилином. Вам потребуется создать из пластилина руки, ноги, стопы и ладошки с пальцами, а также любые иные детали, которые должны быть изготовлены из этого материала.
    • Если вы новичок в пластилиновой анимации, старайтесь использовать фигурки с простыми формами. Их будет проще создавать и манипулировать ими. Также помните о том, что некоторые из наиболее знаменитых пластилиновых мультфильмов тоже были созданы из простых фигурок - только вспомните «Пластилиновую ворону»!
  2. Приготовьте или сконструируйте дополнительные предметы из других материалов. Если вы не собираетесь создавать абсолютно все из пластилина, вам потребуется собрать или самостоятельно сконструировать все остальное из других материалов. Для этого может неплохо подойти Lego или другие аналогичные конструкторы. Вероятно, вы также захотите создать фон для своего мультфильма (в зависимости от сюжета). Отличным фоном могут стать рисунки на плотном картоне.

    • Например, если ваш мультфильм рассказывает о собаке и ее хозяине, гуляющих в парке, вам потребуется комплект деревьев, возможно, пруд, и, вероятно, еще несколько зданий на заднем плане. Деревья можно собрать из конструктора, а пруд и фон сделать из картона.
    • Если вы планируете производить съемки рядом со стеной, то фон можно приклеить к стене скотчем.
    • Прежде чем приступать к съемкам, убедитесь в том, что все дополнительные декорации из конструктора собраны. Это позволит сократить общее время, которое потребуется потратить на съемки.

Часть 2

Планирование сюжета
  1. Убедитесь в том, что история мультфильма не слишком длинная. Так как для пластилиновой анимации требуется проводить фотосъемку любых малейших движений, данный процесс занимает достаточно много времени. Помните об этом, когда будете планировать сюжет. Даже для 30-минутного мультфильма вам потребуется более 20 тысяч кадров. Поэтому можно начать с какой-нибудь очень короткой истории, а к более длительным сюжетам перейти уже тогда, когда у вас накопится больше опыта.

    • Чтобы подсчитать примерное количество кадров, которое вам потребуется отснять, знайте, что для каждой секунды мультфильма вам будет необходимо подготовить примерно по 12 фотографий. Умножьте эту цифру на 60 секунд, а затем на предполагаемую длительность мультфильма в минутах и вы получите общее количество кадров, которое будет необходимо подготовить.
  2. Придерживайтесь простого сюжета. Чем более запутанным будет сюжет, тем больше персонажей и их движений вам потребуется воссоздать. Вместо этого лучше остановите свой выбор на простом сюжете с несколькими персонажами и одним или двумя видами совершаемых ими движений.

    • Например, сюжет может рассказывать о мальчике, беседующем со своей собакой на прогулке. Для него вам потребуются лишь фигурки мальчика и собаки, а также фон.
  3. Подумайте о том, чтобы добавить в мультфильм диалоги на стадии редактирования. Если вы только пробуете себя в пластилиновой анимации, воссоздание движений рта персонажа в разговоре займет у вас очень много времени и энергии. Для простоты можно просто добавить в мультфильм диалоговые пузыри на этапе редактирования.

    • Например, если вы создаете мультфильм о мальчике, выгуливающем собаку, возможно, по сюжету в какой-то момент эта собака начинает гоняться за птицей. На этапе редактирования отснятого материала нарисуйте или вставьте (в зависимости от используемого программного обеспечения) диалоговый пузырь рядом с мальчиком. Внутри можно написать текст следующего содержания: «Шарик, прекрати гоняться за птицами!»
    • Если вы решили создавать диалоговые пузыри, помните, что они должны располагаться в нескольких кадрах подряд. Иначе они будут появляться в мультфильме слишком мимолетно, чтобы их успел прочитать зритель.
  4. Создайте или распечатайте раскадровку. Для создания пластилиновой анимации вам потребуется фотографировать каждое малейшее движение фигурок. По этой причине требуется заранее детально спланировать весь сюжет мультфильма по сценам. В интернете можно найти и скачать бесплатные заготовки раскадровок. Также раскадровки можно заказать через крупные магазины товаров для рукоделия.

    Продумайте порядок съемки всех движений фигурок. Любое движение фигурки полезно отразить покадрово на отдельных карточках раскадровки. Каждая такая карточка должна включать в себя описание сцены, нумерацию кадров и любые примечания, которые вам понадобятся, в том числе номер фактического фотоснимка. Возможно, по ходу работы над мультфильмом окажется, что вам требуется добавить или удалить какие-либо из карточек. Это совершенно нормально, только не забудьте при этом исправить нумерацию кадров!

    • Разница между соседними кадрами будет крайне незначительной. Например, нельзя сделать так, чтобы на первом кадре главный персонаж стоял на одном месте, а на втором - уже переместился на целый шаг. Вместо этого вам потребуется предусмотреть целую серию последовательных кадров, где одна его нога начинает сгибаться в колене, затем сгибается еще больше, потом отрывается от пола и так далее.

Часть 3

Съемки мультфильма
  1. Установите камеру на треногу. Из-за того, что каждый кадр мультфильма отражает малейшие движения фигурок, очень важно сделать так, чтобы камера все время оставалась в фиксированном положении. Для этого необходимо установить ее на треногу. Возможно, вы дополнительно захотите отснять несколько тестовых кадров, чтобы убедиться, что тренога стоит на правильной высоте и под правильным углом к снимаемой сцене.

    • Для съемок пластилинового мультфильма можно использовать любую цифровую камеру. Более крупная цифровая зеркальная фотокамера даст вам больше возможностей для редактирования материалов, но съемки можно производить и простейшей цифровой мыльницей.
    • Также можно использовать фотокамеру смартфона, только не забывайте при этом сохранять фотографии на внешнем носителе информации или в облачном сервисе. Иначе у вас просто не хватит для них места в телефоне.
    • Периодически вам потребуется менять положение камеры в зависимости от того, на чем вы захотите акцентировать внимание в каждой из сцен. Не забудьте указать на раскадровке, когда и куда вам требуется переместить камеру.
  2. Подготовьте первую сцену мультфильма. Приготовьте все, что вы собираетесь использовать для первой сцены, а затем расставьте на ней фигурки персонажей в соответствии с первым кадром раскадровки. После фактической расстановки предметов и фигурок сцены, возможно, вы решите что-нибудь слегка изменить. Это нормально, только не забудьте проследить за тем, чтобы такие изменения присутствовали и на последующих кадрах (при необходимости).

Мастер - класс по работе с пластилином: как сделать мультипликационный фильм


Описание: Мультфильм с использованием пластилиновых героев – это уникальная возможность оживить любых персонажей. Ваши человечки, зверюшки, машины могут ходить, поворачиваться, сидеть, общаться друг с другом. Технология изготовления понятна не только взрослому, но и ребёнку 4-5 лет. Шаг за шагом из пластилинового шарика получается любой объект.
Во время лепки развивается мелкая моторика, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.

Создание мультфильма с участием детей

– это увлекательный, познавательный и весёлый процесс. Предупреждаю, это ещё и трудоемкий процесс, но, поверьте, результат того стоит!!!

Назначение –

для детей старше 5 лет, их родителей, воспитателей, и для всех творческих людей.
Цель работы: создать мультипликационный фильм.
Задачи: учить детей лепить сказочный образ, используя свои умения и навыки, развивать образные представления,развивать тонкую моторику, воспитывать умение работать в коллективе.
Предварительная работа: знакомство с произведением, навыки работы на компьютере.Выбор сценария – сценарием может быть готовый текст (стихотворение, сценка, басня, рассказ, сказка) Для первого раза выбирайте сюжет с небольшим количеством героев. Мы выбрали стихотворение А. Шибаева «Забыл» , а может быть дети придумают свой сюжет, например, наш первый мультфильм "Футбол"Приготовление основного фона. Фоном может быть однотонная поверхность, например, цветная бумага, плакат, поверхность стола, почва и т.д., в общем все, что подскажет воображение и фантазия.
Мы взяли стандартные листы цветной бумаги.
Фото 1, 2.


Нужно положить фон горизонтально в том месте, где будут происходить съёмки (стол, пол). Если Вы снимаете на полу или на земле, то ещё проще.

Шаг 3 .

Изготовление пластилиновых деталей.
Готовим из пластилина все детали по сюжету.
Например, мама, мальчик, часы, кошка, щука – эти персонажи в мультфильме будут целыми, а буквы, мальчики Мишка и Сережка появляются постепенно, поэтому готовим «колбаски» для букв, и детали для фигур мальчиков.
Фото 3,4


Шаг 4.

Обязательно закрепить неподвижно фотокамеру напротив фона, чтобы съемка каждой отдельной сцены велась с одного ракурса.
Если нет штатива, то можно взять подставки, стульчики и т. д. Делать снимки фотокамерой могут дети самостоятельно. Снимков будет очень много, любой сдвиг будет виден, не надо думать: «Подержим в руках», закрепите фотокамеру обязательно, тогда снимки могут сделать и дети. Оформляем сцену.Уложите детали на фон по сюжету.
Фото 5

Теперь снимаем. Чтобы двигались Ваши герои, нужно постепенно менять положение деталей в сторону движения, фиксируя каждое изменение фотокамерой. Принцип такой: положили – сделали снимок, подвинули на миллиметр – сделали снова снимок и т.д. Чем меньше расстояние, на которое Вы передвигаете, чем чаще фиксируете, тем плавнее в мультике будут движения.
Фото 6.1


Фото 6.2


Дети прекрасно справляются с этим заданием. Чтобы сделать выползание слова «Забыл» у нас получилось 112 снимков. Вот какое подспорье для развития тонкой моторики!
Возможно Вы захотите снять сам процесс изготовления героев, тогда фигуры будут появляться постепенно.
Фото 1-4 Появление фигуры.




Делает взрослый. Отснятые кадры обрабатываются взрослыми в простейших редакторах, например, «SonyVegas», то есть у Вас должна быть эта или похожая программа. Все фотографии закинуть на компьютер, для удобства, в отдельную папку. Открываем программу, команда ФАЙЛ-ИМПОРТ- МУЛЬТИМЕДИА- и указываем все фотографии.
фото 7

Накануне Дня Независимости на Первом национальном телеканале начался показ пластилинового 26-серийного мультфильма "Моя країна - Україна". Этот познавательный сериал рассказывает об истории и легендах городов и сел разных регионов страны.

Руководитель проекта - режиссер Степан Коваль - в свое время покорил Европу мультфильмом "Шел трамвай девятый номер", получившим "Серебряного медведя" Берлинского кинофестиваля, и снял получившие награды фильмы "Злыдни", "Глинечка", "Стать твердым".

Сейчас студия продолжает работу над анимационным сериалом "Профессионалы" и планирует снять проект "Родовое дерево" о том, как появилась украинская нация, и какие народности в ней есть. Пластилиновые мультфильмы, созданные на "Новаторфильме", - правдивые и добрые, смешные и грустные.

INSIDER узнал, как мультипликаторы "оживляют" целые пластилиновые миры.

От идеи до техники, или В анимации оживает все

Создание мультфильма - процесс не быстрый. В среднем небольшой анимационный фильм снимают за три-четыре месяца, а если режиссер неопытный - то за полгода - год.

Но и в таком творческом деле существуют государственные нормативы: 9 минут мультика за 9 месяцев. В коммерческой мультипликации, где команда проводит серьезную подготовку и творчество "поставлено на конвейер", времени требуется меньше: 7-9 минут снимают за шесть месяцев.

Рассказывая о секретах мультипликации, режиссер "на ходу" лепит нового героя - смешного желтого человечка.

После того, как появилась идея, мультипликаторы создают некое подобие сценария - несколько строчек рукописного текста, фабулу. Иногда для этого привлекают сценаристов. И уже потом выбирают технику, в которой будет сделан мульт.

Выбор техники зависит от фантазии, потому что оживать в анимации может все: рисунки, пластилиновые человечки, пуговицы, песок. "У известного режиссера-мультипликатора Гарри Бардина были фильмы из проволоки, еды, бумажек и даже перьев. Главным персонажем может стать и боксерская перчатка. Двигаться в анимации может все. Это же одушевление. Но выбор технологии - очень ответственный момент, ведь режиссер ограничивает себя каким-то материалом и создает новый мир с законами, по которым будут жить персонажи", - объясняет Степан.

Творческая команда придумывает сцены, из которых будет состоять фильм, выбирает размер героев и плана. Раньше, например, считалось, что в одном 10-минутном мультфильме должно быть в среднем 60 планов, а в 4-х минутной серии проекта "Моя країна - Україна" - их 80.

"Приходят преподаватели или мэтры к молодым режиссерам, смотрят и говорят: воздуха в фильме не хватает. Очень все динамично, ритмично. Но и мир поменялся, и восприятие зрителя. Молодежь воспринимает информацию клипово - появляется телеграфный стиль. Поэтому молодые режиссеры в этом же ритме передают информацию, стучат как телеграфный аппарат. Темпоритм сейчас очень увеличился. Даже семилетние дети начинают зевать на старых фильмах, им тягостно. Они быстро прочувствуют эмоцию".

Степан Коваль, режиссер

В анимацию идут одержимые идеей, чтобы удивить мир. Бизнесом это не назовешь. Это не та работа, которая приносит бешеные дивиденды. Во всем мире авторское кино делается на коленках, на чердаках, на кухнях людьми, которые не могут отвязаться от своей идеи. Они не могут спать, есть, жить, пока не сделают это кино. Вдохновение настолько сильное

Как создают героя, или Полет пластилиновой мухи

Чаще всего мультяшного пластилинового героя сначала рисуют на бумаге - делают эскиз в цвете. И лишь потом лепят. Вылепить персонажа сразу, без рисунка, под силу только очень опытным аниматорам. Да и всегда лучше "поискать" образ. По словам режиссера, здесь важны все мелочи: каким будет взгляд, улыбка фигурки, будет ли у нее, например, горб, какого цвета одежда, какими качествами будет обладать герой - положительными или отрицательными. Все это продумать нужно заранее.


Эскизы могут быть не только профессиональными, но и любительскими. Случается, что мультипликаторы доверяют придумывать героев детям.

"10-летний мальчик у нас выдумал персонажей. Мы ему не подсказывали. Он как видел, так и делал. Смотришь на детский рисунок - в нем сама наивность, но в этой корявой графике заложено все. Ребенку придумать смешного персонажа легче, чем взрослому", - говорит режиссер. Именно поэтому в профессиональной студии мультипликации обучают и детей.

"Самому старшему нашему мультипликатору 10, младшему - 45", - шутит Коваль.

По эскизам героев вручную изготавливают из пластилина. При этом на одну серию уходит от 10 до 50 кг пластичного материала. Персонажей мультипликаторам нередко приходится лепить по несколько раз за съемку - в процессе работы они деформируются. Фигурки не сохраняются, а материал вновь используют до тех пор, пока он пригоден для работы.

Часть сюжетов снимают по технологии, придуманной более 100 лет назад Эмилем Колем (создателем графической анимации, - ред.). С помощью закрепленной вверху фотокамеры пластилиновых персонажей фотографируют в придуманных позах, в положении "лежа" на прозрачном стеклянном столе с однотонным фоном разных цветов - так называемым рир-экраном.


Фото: Максим Кудимець/INSIDER

Есть и другой тип съемки. В нем используют пластилиновых кукол, которые за счет твердости могут "стоять на ногах". В особом студийном павильоне их, как в кукольном театре, размещают на фоне декораций. И снимают каждое движение покадрово, как того требует сюжет.

И горизонтальная покадровая съемка, и съемка в павильоне называется стоп-моушн. Степан Коваль признает, что процесс этот трудоемкий.

Видеосъемку применяют редко - тогда, когда нужно показать "живые", не покадровые движения героя. Но чаще все же используют цифровой фотоаппарат. На одну секунду мультяшной истории уходит 25 кадров, на минуту - 1500.

Есть у мультипликаторов и свои хитрости. "Один известный аниматор Андрей Слесаревский умудряется снимать даже полет мухи. Пластилиновую муху он подбрасывает в воздух и фотографирует камерой в полете, покадрово. У нас свои шалости", - смеется главный режиссер.

Способ сделать движения персонажей плавными придумал еще знаменитый Уолт Дисней и создал для этого специальные инструкции. Их вместе с более поздними разработками других мультипликаторов используют до сих пор. Но заставить героя двигаться на экране компьютера - не самое сложное. Его нужно "разыграть" по правилам актерского мастерства.

Личность уже созданного персонажа не менее важна, чем его внешний вид. Поэтому режиссеры тщательно продумывают, что и как будут говорить в мультфильме их пластилиновые протеже. А параллельно накладывают звуковой ряд: шумы, музыку.

"В моих мультфильмах мне ни один герой не нравится. Я бы их всех переделал. Проходит время, появляется новое виденье. И всегда сожалеешь: почему я не придумал это раньше", - улыбаясь, говорит режиссер.


Сведение звукового ряда и анимирование сцен происходит параллельно. Потом материал монтируется в один ролик - это означает, что все сцены мультфильма готовы.

"Кино должно быть необычным, чтобы зрителя заворожить. Новым, оригинальным и технически современным. Еще Федор Хитрук (советский мультипликатор, - ред.) говорил, что все "застолблено". Все технологии. Ищите новое. Новое найти все сложнее, как нефть добывать. Сначала она сверху, а потом - попробуй, докопайся до нее", - рассказывает Коваль.

"Что я сделал!", или Зачем идут в анимацию

Когда фильм закончен, творческая группа собирается на первый показ.

"Это ответственный момент, когда режиссер говорит: "Блин, что я сделал!" Аниматор: "Надо было лучше санимировать, а вот тут хорошо!". Монтажер: "Ритм одинаковый". Художник: "Ой, Ба! Цветокоррекция не та!". Если каждый недоволен, значит, каждый талантлив. Если все считают, что кино сразу получилось - команда не переживает за судьбу фильма", - рассказывает о волнительном моменте Степан.

Если команде не нравится результат - начинаются доработки и изменения.

"Когда все уже "выдохлись", трепетно, дрожащим пальцем фильм выкладывается в интернет или отправляется на фестиваль. Если есть заказчик - например, Госкино - он сдается комиссии. Собираются компетентные дяденьки и тетеньки. И говорят: "Да, можно было что-то изменить, но в целом - неплохо". Это всех радует и успокаивает. Иногда фильм не принимают, говорят: "Стыдно, что вы наделали!" Хорошо, что есть и такое жесткое и требовательное отношение к кино", - рассказывает мультипликатор.

Случается, что неплохой мультфильм отправляют на фестивали, а его не принимают. Режиссер объясняет, что это - не показатель качества работы. Мультфильм может быть сделан правильно с точки зрения ремесла, но в нем должно быть еще и открытие, которое "зацепит" жюри. Степан считает, что большинство украинских мультфильмов сейчас - просто хорошее кино.


Фото: Максим Кудимець/INSIDER

"В анимацию идут одержимые идеей, чтобы удивить мир. Бизнесом это не назовешь. Это не та работа, которая приносит бешеные дивиденды. Во всем мире авторское кино делается на коленках, на чердаках, на кухнях людьми, которые не могут отвязаться от своей идеи. Они не могут спать, есть, жить, пока не сделают это кино. Вдохновение настолько сильное", - делится переживаниями режиссер "Новаторфильма".

"Человек приходит на площадку и понимает, что может с персонажем сделать все, что угодно. Создать его хорошим, плохим. Он начинает выдумывать новый мир, где бы его эмоция была еще смешнее, или ищет выход из жизненной ситуации. То есть пытается сделать мир другим. По большому счету, весь наш мир - анимационное кино", - говорит он.