Андреева социальная психология. Г. м. андреева. социальная психология Г м андреева методология

Весь набор методов можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к специфической области социальной психологии, к так называемой «психологии воздействия» и будут рассмотрены в главе о практических приложениях социальной психологии. Здесь же анализируются методы исследования, в которых в свою очередь различаются методы сбора информации и методы ее обработки. Существует и много других классификаций методов социально-психологического исследования. Например, различают три группы методов: 1) методы эмпирического исследования, 2) методы моделирования, 3) управленческо-воспитательные методы (Свенцицкий, 1977. С. 8). При этом в первую группу попадают все те, о которых пойдет речь и в настоящей главе. Что же касается второй и третьей групп методов, обозначенных в приведенной классификации, то они не обладают какой-либо особой спецификой именно в социальной психологии (что признают, по крайней мере относительно моделирования, и сами авторы классификации). Методы обработки данных часто просто не выделяются в специальный блок, поскольку большинство из них также не являются специфичными для социально-психологического исследования, а используют некоторые общенаучные приемы. С этим можно согласиться, но тем не менее для полного представления о всем методическом вооружении социальной психологии следует упомянуть о существовании этой второй группы методов.

Среди методов сбора информации нужно назвать: наблюдение, изучение документов (в частности, контент-анализ), разного рода опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный). Вряд ли целесообразно в общем курсе, да еще и в его начале подробно характеризовать каждый из этих методов. Логичнее указать случаи их применения при изложении отдельных содержательных проблем социальной психологии, тогда такое изложение будет значительно понятнее. Сейчас необходимо дать лишь самую общую характеристику каждого метода и, главное, обозначить те моменты, где в применении их встречаются определенные затруднения. В большинстве случаев эти методы идентичны тем, что применяются в социологии (Ядов, 1995).

Наблюдение является «старым» методом социальной психологии и иногда противопоставляется эксперименту как несовершенный метод. Вместе с тем далеко не все возможности метода наблюдения сегодня исчерпаны в социальной психологии: в случае получения данных об открытом поведении, о действиях индивидов метод наблюдения играет весьма важную роль. Главная проблема, которая встает при применении метода наблюдения, заключается в том, как обеспечить фиксацию каких- то определенных классов характеристик, чтобы «прочтение» протокола наблюдения было понятно и другому исследователю, могло быть интерпретировано в терминах гипотезы. На обыкновенном языке этот вопрос может быть сформулирован так: что наблюдать? Как фиксировать наблюдаемое?

Существует много различных предложений для организации так называемого структурирования данных наблюдения, т.е. выделения заранее некоторых классов, например, взаимодействий личностей в группе с последующей фиксацией количества, частоты проявления этих взаимодействий и т.д. Ниже будет подробно охарактеризована одна из таких попыток, предпринятых Р. Бейлсом. Вопрос о выделении классов наблюдаемых явлений есть по существу вопрос о единицах наблюдения, как известно, остро стоящий и в других разделах психологии. В социально-психологическом исследовании он может быть решен только отдельно для каждого конкретного случая при условии учета предмета исследования. Другой принципиальный вопрос - это временной интервал, который можно считать достаточным для фиксации каких-либо единиц наблюдения. Хотя и существует много различных процедур для того, чтобы обеспечить фиксацию этих единиц в определенные промежутки времени и их кодирование, вопрос нельзя считать до конца решенным. Как видно, метод наблюдения не так примитивен, как кажется на первый взгляд, и, несомненно, может с успехом быть применен в ряде социально-психологических исследований.

Изучение документов имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Иногда необоснованно противопоставляют метод изучения документов, например, методу опросов как метод «объективный» методу «субъективному». Вряд ли это противопоставление уместно: ведь и в документах источником информации выступает человек, следовательно, все проблемы, встающие при этом, остаются в силе. Конечно, мера «субъективности» документа различна в зависимости от того, изучается ли официальный или сугубо личный документ, но она всегда присутствует. Особая проблема возникает здесь и в связи с тем, что интерпретирует документ - исследователь, т.е. тоже человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет, например, способность к пониманию текста. Проблема понимания - это особая проблема психологии, но здесь она включается в процесс применения методики, следовательно, не может не приниматься во внимание.

Для преодоления этого нового вида «субъективности» (интерпретации документа исследователем) вводится особый прием, получивший название «контент-анализ» (буквально: «анализ содержания») (Богомолова, Стефаненко, 1992). Это особый, более или менее формализованный метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления. Метод контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации, так что приходится анализировать многочисленные тексты. Практически этот метод применяется в социальной психологии при исследованиях в области массовых коммуникаций. Ряд трудностей не снимается, конечно, и применением методики контент-анализа; например, сам процесс выделения единиц текста, естественно, во многом зависит и от теоретической позиции исследователя, и от его личной компетентности, уровня его творческих возможностей. Как и при использовании многих других методов в социальной психологии, здесь причины успеха или неуспеха зависят от искусства исследователя.

Опросы - весьма распространенный прием в социально-психологических исследованиях, вызывающий, пожалуй, наибольшее число нареканий. Обычно критические замечания выражаются в недоумении по поводу того, как же можно доверять информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых, по существу из их самоотчетов. Обвинения такого рода основаны или на недоразумении, или на абсолютной некомпетентности в области проведения опросов. Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение получают в социальной психологии интервью и анкеты (особенно при исследованиях больших групп).

Главные методологические проблемы, которые возникают при применении этих методов, заключаются в конструировании вопросника. Первое требование здесь - логика построения его, предусмотрение того, чтобы вопросник доставлял именно ту информацию, которая требуется по гипотезе, и того, чтобы информация эта была максимально надежной. Существуют многочисленные правила построения каждого вопроса, расположения их в определенном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д. В литературе подробно описаны (Лекции по методике конкретных социальных исследований. М., 1972) типичные ошибки, возникающие при неграмотном конструировании вопросника. Все это служит тому, чтобы вопросник не требовал ответов «в лоб», чтобы содержание его было понятно автору лишь при условии проведения определенного замысла, который изложен не в вопроснике, а в программе исследования, в гипотезе, построенной исследователем. Конструирование вопросника - труднейшая работа, она не может выполняться поспешно, ибо всякий плохой опросник служит лишь компрометации метода.

Отдельная большая проблема - применение интервью, поскольку здесь имеет место взаимодействие интервьюера и респондента (т.е. человека, отвечающего на вопросы), которое само по себе есть некоторое социально-психологическое явление. В ходе интервью проявляются все описываемые в социальной психологии способы воздействии одного человека на другого, действуют все законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения. Каждая из этих характеристик может влиять на качество информации, может привносить еще одну разновидность «субъективности», о которой речь шла выше. Но нужно иметь в виду, что все эти проблемы не являются новыми для социальной психологии, по поводу каждой из них разработаны определенные «противоядия», и задача заключается лишь в том, чтобы с должной серьезностью относиться к овладению этими методами. В противовес распространенному непрофессиональному взгляду, что опросы - самый «легкий» для применения метод, можно смело утверждать, что хороший опрос - это самый «трудный» метод социально-психологического исследования.

Тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, они широко применяются в различных областях психологии. Когда говорят о применении тестов в социальной психологии, имеют в виду чаще всего личностные тесты, реже - групповые тесты. Но и эта разновидность тестов, как известно, применяется и в общепсихологических исследованиях личности, никакой особой специфики применения этого метода в социально-психологическом исследовании нет: все методологические нормативы применения тестов, принимаемые в общей психологии, являются справедливыми и здесь.

Как известно, тест - это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные ответы с определенными параметрами, например, характеристиками личности, если речь идет о личностных тестах. Большинство таких тестов разработано в патопсихологии, где их применение имеет смысл лишь в сочетании с методами клинического наблюдения. В определенных границах тесты дают важную информацию о характеристиках патологии личности. Обычно считают наибольшей слабостью личностных тестов то их качество, что они схватывают лишь какую-то одну сторону личности. Этот недостаток частично преодолевается в сложных тестах, например, тесте Кеттела или тесте MMPI. Однако применение этих методов не в условиях патологии, а в условиях нормы (с чем и имеет дело социальная психология) требует многих методологических корректив.

Самый главный вопрос, который встает здесь, - это вопрос о том, насколько значимы для личности предлагаемые ей задания и вопросы; в социально-психологическом исследовании - насколько можно соотнести с тестовыми измерениями различных характеристик личности ее деятельность в группе и т.д. Наиболее распространенной ошибкой является иллюзия о том, что стоит провести массовое тестирование личностей в какой-то группе, как все проблемы этой группы и личностей, ее составляющих, станут ясными. В социальной психологии тесты могут применяться как подсобное средство исследования. Данные их обязательно должны сопоставляться с данными, полученными при помощи других методов. К тому же применение тестов носит локальный характер еще и потому, что они преимущественно касаются лишь одного раздела социальной психологии - проблемы личности. Тестов же, имеющих значение для диагностики группы, не так много. В качестве примера можно назвать получивший широкое распространение социометрический тест, который будет рассмотрен особо в разделе, посвященном малой группе.

Эксперимент выступает в качестве одного из основных методов исследования в социальной психологии. Полемика вокруг возможностей и ограниченностей экспериментального метода в этой области является одной из самых острых полемик по методологическим проблемам в настоящее время (Жуков, Гржегоржевская, 1977). В социальной психологии различают два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный. Для обоих видов существуют некоторые общие правила, выражающие суть метода, а именно: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, а также за изменениями зависимых переменных. Общим является также требование выделения контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном. Однако наряду с этими общими требованиями лабораторный и естественный эксперименты обладают своими собственными правилами. Особенно дискуссионным для социальной психологии является вопрос о лабораторном эксперименте.

Весь набор методов можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к специфической области социальной психологии, к так называемой «психологии воздействия» и будут рассмотрены в главе о практических приложениях социальной психологии. Здесь же анализируются методы исследования, в которых в свою очередь различаются методы сбора информации и методы ее обработки. Существует и много других классификаций методов социально-психологического исследования. Например, различают три группы методов: 1) методы эмпирического исследования, 2) методы моделирования, 3) управленческо-воспитательные методы (Свенцицкий, 1977. С. 8). При этом в первую группу попадают все те, о которых пойдет речь и в настоящей главе. Что же касается второй и третьей групп методов, обозначенных в приведенной классификации, то они не обладают какой-либо особой спецификой именно в социальной психологии (что признают, по крайней мере относительно моделирования, и сами авторы классификации). Методы обработки данных часто просто не выделяются в специальный блок, поскольку большинство из них также не являются специфичными для социально-психологического исследования, а используют некоторые общенаучные приемы. С этим можно согласиться, но тем не менее для полного представления о всем методическом вооружении социальной психологии следует упомянуть о существовании этой второй группы методов.

Среди методов сбора информации нужно назвать: наблюдение, изучение документов (в частности, контент-анализ), разного рода опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный). Вряд ли целесообразно в общем курсе, да еще и в его начале подробно характеризовать каждый из этих методов. Логичнее указать случаи их применения при изложении отдельных содержательных проблем социальной психологии, тогда такое изложение будет значительно понятнее. Сейчас необходимо дать лишь самую общую характеристику каждого метода и, главное, обозначить те моменты, где в применении их встречаются определенные затруднения. В большинстве случаев эти методы идентичны тем, что применяются в социологии (Ядов, 1995).

Страница 2

Весь набор методов социальной психологии Г. М. Андреева подразделяет на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. При этом она также подчеркивает, что существует и много других классификаций методов социально-психологического исследования.

Например, различают три группы методов: 1) методы эмпирического исследования, 2) методы моделирования, 3) управленческо-воспитательные методы.

Методы обработки данных часто просто не выделяются в специальный блок, поскольку большинство из них также не являются специфичными для социально-психологического исследования, а используют некоторые общенаучные приемы.

Основные тенденции развития социально-психологических методов исследования по Журавлеву следующие:

· повышение надежности методов, применяемых для сбора эмпирической информации, за счет формализации процедуры измерения (повышение качества операционализации понятий, характеризующих эмпирические свойства изучаемого объекта, использование процедур шкалирования признаков объекта, стандартизация правил сбора первичной информации и ее обработки), а также путем алгоритмизации самого исследования;

· «компьютеризация» методов - разработка компьютерных вариантов (аналогов) существующих методик исследования., создание компьютерных технологий сбора эмпирической информации, в том числе компьютерных сетевых вариантов;

· комплексное использование методов сбора эмпирической информации, сочетание разнообразных приемов измерения, а также источников информации (тесты, опросники, экспертные оценки и т.п.)

· усиление значения методов, минимизирующих субъективное влияние исследователя и исследуемого(ых) на процесс сбора эмпирической информации (применение технических средств фиксации информации, проведение исследований в естественных условиях, фиксация объективных показателей, характеристик поведения и деятельности, их продуктов, состояний социального взаимодействия);

· разработка «провоцирующих методов» сбора информации, «активной стратегии» исследования, т.е. целенаправленное создание в естественных условиях ситуаций социального взаимодействия с целью вызвать (актуализировать) определенное социально-психологическое явление (например, ситуации конфликта, социальной взаимопомощи и т.п.).

Рассмотрим ведущие методы социально-психологического исследования.

Наблюдение в социальной психологии - метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях. Метод наблюдения может использоваться как один из центральных, самостоятельных методов исследования.

В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения, напоминает А.Л.Журавлев, принято выделять две основные разновидности этого метода: стандартизированное и нестандартизированное наблюдение. Стандартизированная техника предполагает наличие разработанного списка признаков, которые предстоит наблюдать, определение условий и ситуаций наблюдения, инструкции для наблюдателя, единообразных кодификаторов для регистрации наблюдаемых явлений. Сбор данных при этом предполагает последующую их обработку и анализ посредством приемов математической статистки. Наиболее известными схемами наблюдения являются методики IPA, СИМЛОГ Р. Бейлза, схема наблюдения за лидерством Л. Картера, фиксации невербального поведения П. Экмана и др.

Нестандартизированная техника наблюдения определяет лишь общие направления наблюдения, где результат фиксируют в свободной форме, непосредственно в момент восприятия или по памяти. Данные этой техники обычно представлены в свободной форме, возможна также и их систематизация с помощью формальных процедур. В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают включенное (участвующее) и невключенное (простое) наблюдение. Включенное наблюдение предполагает взаимодействие наблюдателя с изучаемой группой как полноправного ее члена. Невключенное наблюдение регистрирует события «со стороны», без взаимодействия и установления отношений с изучаемым лицом или группой. Наблюдение может проводиться открытым способом и инкогнито, когда наблюдающий маскирует свои действия.


Оценка адекватности обобщений
Ошибки обобщений могут возникать потому, что они включают "ненормативные", т.е. не облекаемые в форму логических требований, рассуждения о допустимых уровнях распространения экспериментальной зависимости на другие уровни исследуемой психологической реальности. Эти обобщения касаются утверждений о переносе выявленных эксперимен...

Описание методик исследования
Тест «смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева (СЖО). Тест позволяет выявить некоторые жизненные позиции испытуемых, которые условно можно разделить на 5 групп. · Цели в жизни; · Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни; · Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией; · Локус контроля – Я (Я...

Личностные особенности педагогов. Структура педагогической деятельности
Структуру педагогической психологии составляют три раздела: 1)психология обучения. 2)психология воспитания. 3)психология учителя Психология обучения исследует, прежде всего, процесс усвоения знаний и адекватных им умений и навыков. Ее задача состоит в выявлении природы этого процесса, его характеристик и качественно своеобразных эта...

Методология - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Если теория представляет собой результат познания, то методология определяет способы достижения и построения этого знания. В переводе с греческого термин "методология" означает "путь познания". Однако определить методологию как путь познания можно только в том случае, когда будет выявлен сам объем понятия.

В современных работах методология социальной психологии подается как имеющая три уровня.

1. Общая методология - некоторый общий философский подход, принимаемый исследователем. В частности, для социальной психологии, развивающейся в рамках антропоцентристской тенденции (которая разделяется нами), это философско-антропологическая теория общения.

Общая методология формулирует некоторые наиболее общие принципы, которые - осознанно или неосознанно - используются в исследованиях.

2. Частная (или специальная) методология - совокупность методологических принципов, используемых в данной области знания.

Частная методология есть реализация философских принципов применительно к специфическому объекту исследования. Это тоже определенный способ познания, но адаптированный к более узкой сфере знания.

В социальной психологии, как справедливо отмечает Г. М. Андреева, методология формируется как интеграция методологических принципов и психологии, и социологии.

В качестве примера Г. М. Андреева предлагает рассмотреть, как принцип деятельности применяется в социальной психологии.

Философский принцип деятельности означает признание деятельности сущностью способа бытия человека. Этот принцип следует из еще более широкого принципа - принципа отражения, когда сознание рассматривается как высшая форма отражения, предполагающая активность личности.

Итак, получаем следующее.
В социологии деятельность интерпретируется как

  • способ существования человеческого общества;
  • реализация социальных законов, которые и проявляются в деятельности людей.

Деятельность формирует и изменяет условия существования человека, социальных групп, общества в целом. Через деятельность личность включается в систему общественных отношений.

В психологии деятельность рассматривается как

  • специфический вид человеческой активности;
  • некоторое субъектно-объектное отношение, в котором человек - субъект - определенным образом относится к объекту, овладевает им.

Категория деятельности, таким образом, "открывается теперь в своей действительной полноте в качестве объемлющей оба полюса - и полюс объекта, и полюс субъекта" (А. Н. Леонтьев). Деятельность предстает человеку и как динамическая система (когда путем реализации своих интересов личность и социальная группа преобразуют условия жизни), и как процесс (удовлетворение одних потребностей порождает новые и т. д.).

Следовательно, деятельность предстает как динамический процесс, в ходе которого развивается сама личность.

Социальная психология, принимая принцип деятельности в качестве одного из принципов своей специальной методологии, адаптирует его к предметам своего исследования.

Если рассматривать в качестве предмета исследования группу, то содержание принципа деятельности раскрывается в следующих основных положениях :
а) деятельность - это совместная социальная деятельность
людей, в ходе которой возникают совершенно особые связи, например коммуникативные;
б) субъект деятельности - это не только индивид, но и группа, общество, т. е. совокупный субъект,
в) деятельность - основное средство групповой динамики,
г) при условии признания группы как совокупного субъекта деятельности открывается возможность изучить все атрибуты субъекта Деятельности:

  • потребности групп,
  • мотивы групповой деятельности;
  • цели групповой деятельности и т. д.

Таким образом, принцип деятельности превращается в своего рода норматив социально-психологического исследования, определяет исследовательскую стратегию. А это и есть функция специальной методологии.

3. Методология как совокупность конкретных методологических приемов , т. е. то, что в нашей литературе часто обозначается словом "методика".

На этой странице сайта находится литературное произведение Методы социальной психологии автора, которого зовут Андреева Г.М. . На сайте сайт вы можете или скачать бесплатно книгу Методы социальной психологии в форматах RTF, TXT, FB2 и EPUB, или прочитать онлайн электронную книгу Андреева Г.М. - Методы социальной психологии без регистрации и без СМС.

Размер архива с книгой Методы социальной психологии = 309.85 KB

ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее издание предпринято через восемь лет после последнего
выхода учебника в свет. Как минимум два обстоятельства потребовали
существенных изменений.
Прежде всего, это значительные изменения в самом предмете иссле-
дования, т.е. в социально-психологических характеристиках самого об-
щества и, соответственно, в отношениях общества и личности. Соци-
альная психология, как известно, решает задачи, предложенные общест-
вом, причем не обществом, а данным конкретным типом об-
щества. Распад СССР и возникновение России как самостоятельного
государства предложили социальной психологии целый ряд новых про-
блем, которые потребовали определенного осмысления новой реальнос-
ти. Так, утратило смысл определение общественных отношений, суще-
ствующих в стране, как отношений социалистических и, следовательно,
описание специфических атрибутов этого типа отношений. Сюда же сле-
дует отнести и проблему определения социальной психологии как ской социальной психологии> в связи с радикальным изменением приро-
ды общества, в рамках которого она создавалась.
Во-вторых, изменения касаются адресата, к которому обращен учеб-
ник. Первые два издания совершенно определенно были адресованы сту-
дентам психологических факультетов и отделений университетов, по-
скольку в то время социальная психология как учебный предмет изуча-
лась именно в этих подразделениях. Изменения, происшедшие в обще-
стве, одним из своих результатов в духовной сфере имели бурный рост
интереса к социальной психологии не только среди представителей дру-
гих академических профессий, но также и среди практиков-предприни-
мателей, менеджеров, финансистов. Кроме того, значительное развитие
приобрела и практическая социальная психология, которая осваивает
не только такие традиционные области, как образование, здравоохране-
ние, армия, система правоохранительных органов, но и предлагает ши-
рокую систему специфических средств и форм социально-психологи-
ческого воздействия. Трудно удовлетворить потребности всех этих раз-
нородных групп читателей. Учебник все-таки сохраняется как учебник,
предназначенный для высших учебных заведений, хотя профессиональ-
ные ориентиры в данном издании несколько смещаются: материал
адаптирован к восприятию его не только психологами, но также студен-
тами-социологами, экономистами, представителями технических дис-
циплин, т.е. практически всеми, изучающими в вузах этот предмет.
Все сказанное заставляет меня сделать следующие комментарии об-
щего плана к настоящему изданию.
Во-первых, я отдаю себе отчет в том, что, несмотря на радикальные
экономические, политические и социальные преобразования в нашей
стране, мы не можем и не должны уходить как вообще от ее истории, так
и от истории науки, в данном случае социальной психологии, сформи-
ровавшейся в конкретных исторических условиях. Может быть, этот факт
не так значим для естественных наук, но весьма принципиален для наук,
имеющих дело с человеком и обществом. Поэтому фрагменты истори-
ческого развития социальной психологии в условиях СССР считаю не-
обходимым сохранить полностью.
Во-вторых, возникает вопрос о роли марксистской философии в
формировании теоретических и методологических основ социальной
психологии. Эта дисциплина в меньшей степени, чем, например, соци-
ология или политэкономия, была ангажирована марксистской идеоло-
гией. Однако и здесь элементы идеологического воздействия, несомнен-
но, имели место. Это проявлялось прежде всего в акценте на норматив-
ный характер социально-психологического знания, например, в оценоч-
ных характеристиках личностей и групп, в принятии некоторого
личности и ее взаимоотношений с коллективом, соответствующих нор-
мативным представлениям об идеальном же обществе.
Как отнестись сегодня к такой идеологической ангажированности?
Не думаю, что следует идти самым легким путем - просто отбросить
различные идеологические в ткань социальной психоло-
гии. Еще хуже - заменить один идеологический ряд каким-либо другим.
Полагаю, что во взаимоотношениях социальной психологии и марксизма
нужно различать две стороны. Первая - использование философскихицей
марксизма как методологической основы дисциплины. В конце концов
все социально-психологические теории современности в конечном счете
опираются на ту или иную систему философских принципов. Право каж-
дого исследователя принимать (или отвергать) основания какой-либо сис-
темы философских знаний и следовать им. Такое же право должно быть
сохранено и за марксистской философией. Вторая сторона - то принятие
(или отвержение) идеологического диктата, который явился следствием
того, что марксизм был официальной идеологией некоторой социально-
политической системы - социалистического государства. Этот прямой
диктат имел драматические последствия для многих научных дисциплин
в истории нашего общества. Именно эта сторона взаимоотношений нау-
ки и идеологии должна быть тщательно осмыслена. текст> социальной психологии, как и всякой науки, имеющей дело с об-
ществом, неизбежен. Важно четкое уяснение той мысли, что понимание
социальной детерминированности социально- психологических феноме-
нов не должно означать апологетики существующего политического ре-
жима. К сожалению, именно эта истина часто предавалась забвению. Раз-
мышления о судьбе общественных наук и их взаимоотношений с общест-
вом - это сегодня глобальная задача всех обществоведов. Учебник, пред-
ставляющий элементарный курс, не может и не должен анализировать
эту проблему в полном объеме. Задача состоит в том, чтобы при система-
тическом изложении конкретных вопросов проблема эта как бы стояла за
ними, на. Насколько удалось решить ее, автору судить
трудно.
Я еще раз с глубокой благодарностью думаю теперь уже о много-
численных поколениях моих студентов и читателей, в течение почти
пятнадцати лет штудирующих социальную психологию по моему учеб-
нику, так или иначе подающих мне. Я также призна-
тельна моим коллегам - преподавателям и сотрудникам кафедры соци-
альной психологии факультета психологии МГУ, трудами которых со-
здавалась сама кафедра и переживал свое становление курс социальной
психологии: их замечания и комментарии, сделанные при использова-
нии учебника, оказали мне неоценимую помощь.
Рекомендуемая литература приведена в настоящем издании так, что
непосредственно цитируемые монографии и статьи из сборников даны
после каждой главы (в этом случае указаны авторы как монографий, так и
отдельных статей с последующим наименованием сборника, где они опуб-
ликованы); в конце учебника прилагается общий список литературы, где
названы лишь монографические работы и коллективные сборники с пол-
ными выходными данными (в последнем случае уже без названия отдель-
ных статей и упоминания имен их авторов). Этот полный список работ
можно считать обшей рекомендацией к дополнительному чтению при
изучении курса социальной психологии.
Г. Андреева
Раздел 1
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1
МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Подход к проблеме Само сочетание слов хология> указывает на специфическое
место, которое занимает эта дисциплина в системе научного зна-
ния. Возникнув на стыке наук - психологии и социологии, соци-
альная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Это
приводит к тому, что каждая из дисциплин до-
вольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Та-
кая неоднозначность положения научной дисциплины имеет мно-
го различных причин. Главной из них является объективное суще-
ствование такого класса фактов общественной жизни, которые сами
по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных
усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны,
любое общественное явление имеет свой ас-
пект, поскольку общественные закономерности проявляются не
иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи
наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях
совместной деятельности людей возникают совершенно особые
типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и
анализ их невозможен вне системы психологического знания.
Другой причиной двойственного положения социальной пси-
хологии является сама история становления этой дисциплины,
которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и
социологического знания и в полном смысле слова родилась перекрестке> этих двух наук. Все это создает немалые трудности
8
как в определении предмета социальной психологии, так и в вы-
явлении круга ее проблем.
Вместе с тем потребности практики общественного развития
диктуют необходимость исследования таких пограничных про-
блем, и вряд ли можно окончательного решения во-
проса о предмете социальной психологии для их решения. За-
просы на социально-психологические исследования в условиях
современного этапа развития общества поступают буквально из
всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в
каждой из них сегодня происходят радикальные изменения. Та-
кие запросы следуют из области промышленного производства,
различных сфер воспитания, системы массовой информации, об-
ласти демографической политики, борьбы с антиобщественным
поведением, спорта, сферы обслуживания и т.д. Можно утверж-
дать, что практические запросы опережают развитие теоретичес-
кого знания в социальной психологии.
Все это, несомненно, стимулирует интенсивное развитие со-
циальной психологии на современном этапе. Необходимость этого
усугубляется еще двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что в
истории существования советской социальной психологии как
самостоятельной науки был довольно длительный перерыв и но-
вый этап бурного оживления социально-психологических иссле-
дований начался лишь в конце 50-х - начале 60-х годов. Во-
вторых, тем, что социальная психология по своему существу яв-
ляется наукой, стоящей весьма близко к острым социальным и
политическим проблемам, а потому принципиально возможно
использование ее результатов различными общественными сила-
ми. Социальная психология на Западе имеет весьма солидную
историю, которая также убедительно подтверждает эту истину.
Таким образом, для социальной психологии, как, может быть,
ни для какой другой науки, актуально одновременное решение
двух задач: и выработки практических рекомендаций, получен-
ных в ходе прикладных исследований, столь необходимых прак-
тике, и своего собственного здания как целост-
ной системы научного знания с уточнением своего предмета, раз-
работкой специальных теорий и специальной методологии ис-
следований.
Приступая к решению этих задач, естественно, необходимо.
пока не прибегая к точным дефинициям, очертить круг проблем
социальной психологии, чтобы более строго определить задачи.
которые могут быть решены средствами этой дисциплины. Мы
исходим при этом из принятия той точки зрения, что, несмотря
на пограничный характер, социальная психология является час-
9
Дискуссия о предмете
социальной психологии
в 20-е годы
тью психологии (хотя существуют и другие точки зрения, напри-
мер. отнесение социальной психологии к социологии). Следова-
тельно. определение круга ее проблем будет означать выделение
из психологической проблематики тех вопросов, которые отно-
сятся к компетенции именно социальной психологии. Поскольку
психологическая наука в нашей стране в определении своего пред-
мета исходит из принципа деятельности, можно условно обозна-
чить специфику социальной психологии как изучение закономер-
ностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением
их в социальные группы, а также психологических характеристик
самих этих групп.
К такому пониманию своего предмета социальная психология
пришла не сразу, и поэтому для уяснения вопроса полезно про-
анализировать содержание тех дискуссий, которые имели место в
ее истории.
В истории советской социальной
психологии можно выделить два эта-
па этой дискуссии: 20-е гг. и конец
50-х - начало 60-х гг. Оба эти этапа
имеют не только исторический интерес, но и помогают более глу-
боко понять место социальной психологии в системе научного
знания и способствуют выработке более точного определения ее
предмета.
В 20-е гг., т.е. в первые годы Советской власти, дискуссия о
предмете социальной психологии была стимулирована двумя об-
стоятельствами. С одной стороны, сама жизнь в условиях послере-
волюционного общества выдвинула задачу разработки социально-
психологической проблематики. С другой стороны, идейная борь-
ба тех лет неизбежно захватила и область социально-психологи-
ческого знания. Как известно, эта идейная борьба развернулась в
те годы между материалистической и идеалистической психоло-
гией, когда вся психология как наука переживала период острой
ломки своих философских, методологических оснований. Для судь-
бы социальной психологии особое значение имела точка зрения
Г.И. Челпанова. который, защищая позиции идеалистической пси-
хологии, предложил разделить психологию на две части: социаль-
ную и собственно психологию. Социальная психология, по его
мнению, должна разрабатываться в рамках марксизма, а собствен-
но психология должна остаться эмпирической наукой, не зависи-
мой от мировоззрения вообще и от марксизма в частности (Челпа-
нов. 1924). Такая точка зрения формально была за признание
права социальной психологии на существование, однако ценой от-
10
прения от марксистских философских основ другой части психо-
логии (см.: Будилова, 1971).
Позиция Г.И. Челпанова оказалась неприемлемой для тех пси-
хологов, которые принимали идею перестройки философских ос-
нований всей психологии, включения ее в систему марксистского
знания (см.: Выготский, 1982. С. 379). Возражения Челпанову при-
няли различные формы.
Прежде всего была высказана идея о том, что, поскольку, бу-
дучи интерпретирована с точки зрения марксистской философии,
вся психология становится социальной, нет необходимости вы-
делять еще какую-то специальную социальную психологию: про-
сто единая психология должна быть подразделена на психологию
индивида и психологию коллектива. Эта точка зрения получила
свое отражение в работах В.А. Артемова (Артемов, 1927). Другой
подход был предложен с точки зрения получившей в те годы по-
пулярность реактологии. Здесь, также вопреки Челпанову, пред-
лагалось сохранение единства психологии, но в данном случае
путем распространения на поведение человека в коллективе ме-
тода реактологии. Конкретно это означало, что коллектив пони-
мался лишь как единая реакция его членов на единый раздражи-
тель, а задачей социальной психологии было измерение скорос-
ти, силы и динамизма этих коллективных реакций. Методология
реактологии была развита К.Н. Корниловым, соответственно ему
же принадлежит и реактологический подход к социальной психо-
логии (Корнилов, 1921).
Своеобразное опровержение точки зрения Челпанова было
предложено и видным психологом П.П. Блонским, который од-
ним из первых поставил вопрос о необходимости анализа роли
социальной среды при характеристике психики человека. Для него
рассматривалась как особая деятельность людей,
связанная с другими людьми. Под такое понимание социальности
подходила и животных. Поэтому предложение Блон-
ского заключалось в том, чтобы включить психологию как биоло-
гическую науку в круг социальных проблем. Противоречие между
социальной и какой-либо другой психологией здесь также снима-
лось (Блонский, 1921).
Еще одно возражение Челпанову исходило от выдающегося
советского физиолога В.М. Бехтерева. Как известно, Бехтерев вы-
ступал с предложением создать особую науку - рефлексологию.
Определенную отрасль ее он предложил использовать для реше-
ния социально-психологических проблем. Эту отрасль Бехтерев
назвал и считал, что ее предмет -
это поведение коллективов, поведение личности в коллективе,
условия возникновения социальных объединений, особенности их
деятельности, взаимоотношения их членов. Для Бехтерева такое
понимание коллективной рефлексологии представлялось преодо-
лением субъективистской социальной психологии. Это преодоле-
ние он видел в том, что все проблемы коллективов толковались
как соотношение внешних влияний с двигательными и мимико-
соматическими реакциями их членов. Социально-психологичес-
кий подход должен был быть обеспечен соединением принципов
рефлексологии (механизмы объединения людей в коллективы) и
социологии (особенности коллективов и их отношения с условия-
ми жизни и классовой борьбы в обществе). В конечном итоге пред-
мет коллективной рефлексологии определялся следующим обра-
зом: и сборищ..., проявляющих свою соборную соотносительную дея-
тельность как целое, благодаря взаимному общению друг с другом
входящих в них индивидов> (Бехтерев, 1994. С. 40).
Хотя в таком подходе и содержалась полезная идея, утверж-
дающая, что коллектив есть нечто целое, в котором возникают
новые качества и свойства, возможные лишь при взаимодейст-
вии людей, общая методологическая платформа оказывалась весь-
ма уязвимой. Вопреки замыслу, эти особые качества и свойства
интерпретировались как развивающиеся по тем же законам, что
и качества индивидов. Это было данью механицизму, который
пронизывал всю систему рефлексологии:

Было бы отлично, чтобы книга Методы социальной психологии автора Андреева Г.М. понравилась бы вам!
Если так будет, тогда вы могли бы порекомендовать эту книгу Методы социальной психологии своим друзьям, проставив гиперссылку на страницу с данным произведением: Андреева Г.М. - Методы социальной психологии.
Ключевые слова страницы: Методы социальной психологии; Андреева Г.М., скачать, бесплатно, читать, книга, электронная, онлайн