Психологические тренинги для дошкольников. «Практические игры-тренинги на развитие дошкольников безопасного поведения на улице». Тренинги для дошкольников: что это такое

Тренинг для дошкольников «В краю хорошего настроения»

Описание материала : использование в работе с детьми метода цветоассоциации для определения своего эмоционального состояния, последующая стабилизации эмоционального состояния доступными для дошкольников средствами.

Материал рассчитан на детей дошкольного возраста, будет полезен для педагогов-психологов детских садов.

Цель - коррекция эмоционального состояния доступными для детей дошкольного возраста средствами.

Задачи:

Образовательные:

Учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние, а также адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей;

Закрепить понятие «настроение»;

Учить детей сознательно регулировать своё поведение и эмоциональное состояние, знакомить детей с разными способами корректировки своего состояния;

Обучать приемам саморасслабления, снятию психомышечного напряжения.

Развивающие:

Развивать самоконтроль и саморегуляцию в отношении своего эмоционального состояния;

Развивать интерес детей в изучении самих себя;

Развивать навыки общения и адекватной оценочной деятельности;

Развивать навыки релаксации,

Развивать межполушарное взаимодействие, внимательность.

Воспитательные:

Воспитывать позитивное отношение к себе и окружающему миру;

Повышать социальную компетентность;

Создавать положительный эмоциональный настрой;

Способствовать сплочению детского коллектива.

Материал: карточки 8 цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный, малиновый, серый, коричневый, чёрный), клубок, ватман, карандаши, восковые мелки, фломастеры; магнитофон, аудиозаписи.

Ход занятия:

1. Вступление.

Цель: создание мотивации, настрой на совместную деятельность.

Каждый знает без сомнения,

Что такое настроение.

Иногда мы веселимся,

Иногда скучаем мы,

Часто хочется взбодриться,

Но бываем и грустны.

Очень странное явление -

Перемена настроения.

Всем ребятам важно знать,

Что не стоит унывать.

Поскорее собираемся -

В край чудесный отправляемся!

Сегодня мы побываем в краю хорошего настроения.

2. Игра «Разноцветное настроение»

Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.

Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы играть!

Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите - у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик-восьмицветик - цветок настроений. Каждый лепесток - разное настроение:

красный - бодрое, активное настроение -

хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;

желтый - веселое настроение -

хочется радоваться всему;

зеленый - общительное настроение -

хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;

синий - спокойное настроение -

хочется спокойно поиграть, послушать

интересную книгу, посмотреть в окно;

малиновый - мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;

серый - скучное настроение -

не знаю чем заняться;

коричневый - сердитое настроение -

я злюсь, я обижен;

черный - грустное настроение -

мне грустно, я расстроен.

Мы отправим клубочек по кругу и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.

Дети обозначают цветом свое настроение.

Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.

3. Игра «Радостная песенка»

Цель: положительный настрой, развитие чувства единства

У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа Диме и спою песенку про то, как я рада его видеть - «Я очень рада, что Дима в группе есть…».

Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в руках нитка) поём ему радостную песенку. И так, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично!

Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала ещё крепче, а настроение улучшилось.

4. Танцевальная терапия.

Цель: изменение эмоционального состояния музыкальными средствами, эмоциональная разрядка, сближение детей, развитие внимания, межполушарного взаимодействия.

Музыкальные движения повышают настроенье.

Некогда нам унывать - будем дружно танцевать.

Когда зазвучит припев, мы будем дружно шагать по кругу, а когда услышим мелодию куплета - быстро найдём себе пару и будем хлопать друг другу по ладошкам (двумя руками, правой и левой рукой поочерёдно).

Звучит песня «Вместе весело шагать» (муз. В.Шаинского, сл. М.Матусовского.)

Дети образуют круг, а затем самостоятельные пары и танцуют под музыку.

5. Упражнение на релаксацию.

Цель: обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.

Радостному настроению помогает расслабление.

Сядьте поудобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, погладьте себя по голове и скажите себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая».

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох. А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.

6. Арт-терапевтическое упражнение «Чудесный край»

Цель: выражение чувств и эмоций через совместную изобразительную деятельность, сплочение детского коллектива.

А сейчас давайте вместе

Нарисуем край чудесный.

Детям предлагается выполнить совместный рисунок на большом листе бумаги, который расстилается прямо на полу. Тема рисунка «Чудесный край». Предварительно на листе рисуются детали и небольшие линии. Дети дорисовывают неоконченные изображения, «превращают» их во что угодно. Совместное рисование сопровождается звуками природы.

7. Упражнение «Сухой душ»

Цель: создание и сохранение позитивной установки.

Очень жаль нам расставаться,

Но пришла пора прощаться.

Чтобы нам не унывать,

Надо душ сухой принять.

Детям предлагается пройти через «сухой душ».

Почувствуйте, как разноцветные струйки касаются вашего лица и рук. Все печали, обиды, скука и грусть остаются позади. А вы заряжаетесь бодростью, активностью, радостью. Заряд хорошего настроения, приобретённый в чудесном краю, сохранится в вас надолго.

Предлагаемые игры и упражнения интересны и доступны для дошкольников с разным уровнем подготовленности.

Картотека игр для тренинга.
«ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ»
Цель: упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.

В начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им. (Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия!

«ВСТАНЬТЕ ВСЕ ТЕ. КТО...»
Цель: упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства.

Ведущий дает задание: "Встаньте все те, кто...
- любит бегать,- радуется хорошей погоде,
- имеет младшую сестру,- любит дарить цветы и т.д.
При желании роль ведущего могут выполнять дети.
После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:
- Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.
Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):
- Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам - ему помогает группа»

«ОПИШИ ДРУГА»
Цель: развитие внимательности и умения описывать то, что видел, продолжение знакомства.

Упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками).Дети, стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.
Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том,
насколько ребенок был точен.

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»
Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Каждый ребенок по очереди становиться водящим. Водящий выходит из комнаты, За это время в группе производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все производимое изменения должны быть видимы). Задача водящего правильно подметить происшедшие изменения.

« КАК ТЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕШЬ?»
Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.

Упражнение выполняется по кругу.
Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом.
Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.

«МОЕ НАСТРОЕНИЕ»
Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.

Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении - все зависит от фантазии и желания ребенка.

«ПОДАРОК НА ВСЕХ (ЦВЕТИК - СЕМИЦВЕТИК)»
Цель: развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Детям дается задание: "Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?" Или: "Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?" Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
Лети, лети, лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели.
Вели, чтобы... В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

«ПОРТРЕТ САМОГО ЛУЧШЕГО ДРУГА»
Цель: развитие анализа и самоанализа.

Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа:
- Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом? Какими качествами обладает этот человек? Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом? Что для этого надо делать, как себя вести?
В ходе общего обсуждений формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематичной форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами (если дети уже умеют читать). Например:
- Помогай друзьям.
- Делись с ними, учись играть и заниматься вместе.
- Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав.
- Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно.
- Не завидуй.
- Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись.
- Спокойно принимай советы и помощь других ребят.
- Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему.
- Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз.

«ЭТЮД НА РАЗЛИЧНЫЕ ПОЗИЦИИ В ОБЩЕНИИ»
Цель: прочувствование различных позиций в общении.

Детям дается задание разбиться на пары. Общение в парах проходит в диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и актуальные для детей темы: "Мое любимое животное", "Мой самый
радостный день в прошлом месяце" и пр.
Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребенка сидят лицом друг к другу, затем один ребенок сидит на стуле, а другой стоит около своего стула (дети меняются местами), затем дети, сидя на стуле
спиной друг к другу, продолжают разговор.
После у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в процессе общения. Как больше понравилось общаться? Почему?

«РУКИ ЗНАКОМЯТСЯ. РУКИ ССОРЯТСЯ. РУКИ МИРЯТСЯ»
Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты): - Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки»
- Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.
- Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.
Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

«ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА ПОНИМАНИЯ»
Цель: осознание того, что можно помочь человеку, которому грустно, плохо, что в силах каждого оказать помощь всем нуждающимся в ней, понимание того, что конкретно для этого можно сделать.

Что вам помогает, когда вам трудно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели?
- Что особенного умеют делать люди, с которыми нам приятно общаться, что их отличает? (улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый ласковый голос, мягкие нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека).
- Почему эти средства понимания мы можем назвать "волшебными"?
- Можем ли мы с вами применять эти "волшебные" средства, когда?

«ЛИЦА»
Цель: способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица.

Руководитель вывешивает на доске различные картинки, маски:
-радость,- удивление,- интерес,
- гнев, злость, -страх,- стыд,
- презрение, -отвращение,
Задача детей определить, какое чувство выражает маска.

«МАСКИ»
Цель: умение различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций.

Каждому из участников дается задание - выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление... Остальные участники должны определить, что пытался изобразить участник.

«РОЛЕВОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ»
Цель: упражнение выполняется в парах, оно направлено на конкретную проработку, применение "волшебных " средств понимания, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.

Воспользовавшись "волшебными" средствами понимания, дети должны помочь:
1) плачущему ребенку, он потерял мячик;
2) мама пришла с работы, она очень устала;
3) товарищ в классе сидит грустный, у него заболела мама;
4) ваш друг плачет, он получил плохую оценку;
5) девочка-соседка попросила тебя ей сделать аппликацию... Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.

«РИСОВАНИЕ»
Цель: развитие эмпатии, творческого воображения.

Детям дается задание: "Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите его каким-нибудь волшебным средством понимания."
Рисование проводится под тихую спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами на нелинованных белых листах.Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. Победителю
вручается грамота.

«ХУДОЖНИК СЛОВА»
Цель: развитие способности описывать наблюдаемое, умения выделять существенные для описания детали, использование приемлемых, необидных слов, расширение активного и пассивного словаря детей.

Каждый ребенок по очереди задумывает кого-то из группы и начинает рисовать его словесный портрет - его внешние особенности (а по возможности и внутренние, психологические), не называя конкретно имени этого человека.
Учитывая уровень развития детей можно предложить им упражнения на ассоциативное восприятие. (На какое животное похож? На какой цветок? На какой предмет мебели? и т.д.)

«СДЕЛАЕМ ПО КРУГУ ДРУГ ДРУГУ ПОДАРОК»
Цель: развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения другого, развитие эмпатии.

Ведущий дает задание каждому сделать своему соседу справа подарок, но не какой-то конкретный подарок, а выдуманный: "Что вы хотели бы подарить именно этому человеку? Подарите тот подарок, который, по вашему мнению, сейчас ему особенно нужен." Подарок можно описать словами или показать жестами.

«ИГРУШКА»
Цель: ролевое проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать.

Упражнение выполняется в парах. Один ребенок из пары - обладатель красивой и очень любимой им игрушки, с которой он очень любит играть. Другой ребенок очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его задача уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней.
Важно: при выполнении этого упражнения ребенку - хозяину игрушки в руки дается любая игрушка, которую он должен представить как свою самую любимую. Как только хозяин игрушки отдает ее просящему ребенку, упражнение прерывается и у ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку.

Елена Негодаева
Психологический тренинг для детей старшего дошкольного возраста «Мы все разные, мы все удивительные»

Цель : развитие коммуникативной и личностной сфер, формирование навыков сотрудничества между детьми.

Задачи : -позитивно настроить детей на совместную работу в группе;

Способствовать развитию у детей умения понимать свое и чужое эмоциональное состояние, выражать при этом сочувствие, сопереживание;

Формировать у детей уверенность в себе , повышать социальный статус каждого ребенка;

Способствовать снятию мышечного напряжения.

Оборудование : «волшебная коробочка» , предметные картинки разрезанные пополам, градусник из бумаги большого размера, цветные карандаши, «Мешок грусти» , Смайлики веселого настроения, 2 сосуда : один темный с водой, другой светлый радостный без воды.

Ход занятия

1 этап. Организационный.

Ритуал приветствия. Приветствие : «Здравствуй, друг!»

Дети стоят в кругу, психолог достает «волшебную коробочку» и просит детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках оказывается карточка с изображением половины предметной картинки. Задача детей найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию :

Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был? (теребят друг друга за ушко)

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел! (разводят руки в сторону)

Хорошо! (обнимаются)

Упражнение «Настроение в кармашке» . Дети сидят полукругом. Один ребенок выходит и произносит слова :

Утром рано поутру, в детский садик я иду.

И в кармашке я с собой настроение несу.

(если ребенок изобразил грустное настроение, то его настроение помещают в «мешок грусти» )

Упражнение «Градусник настроения» .

Цель : снижение психоэмоционального напряжения .

Ведущий. Посмотрите внимательно – что здесь изображено? Верно, это градусник. А для чего он нужен? Правильно, для измерения температуры, но мы сегодня вместе с вами нарисуем необычный градусник – это градусник нашего настроения. Вы должны выбрать карандаш, цвет которого характеризует ваше настроение. Закрасим половину градусника тем цветом, который вы выбрали, - это будет означать, что ваше настроение в начале занятия было именно таким. Хорошо, спасибо!

2 этап. Мотивационный.

Сегодня я приглашаю вас в страну «Хорошего настроения» . Но что бы попасть туда, давайте соберем с вами чемодан в дорогу.

Упражнение «Чемодан»

Цель : развитие навыков общения

Представьте, что в центре нашего круга стоит чемодан, который мы собираем в дорогу. Только в наш необычный чемодан мы по очереди будем «класть» то, что хотим пожелать каждому из нас. Например, я кладу в наш чемодан улыбку, хорошее настроение, здоровье (радость, любовь, дружбу) и т. д.

3 этап. Практический

Закройте глаза и представьте, что вы оказались в магазине зеркал. Открывайте глаза. Бывали в таком? Магазине, где продаются разные зеркала : маленькие, большие, круглые, квадратные – разные . Я выбираю водящего – он будет покупателем, а все мы – зеркалами. А что делает зеркало? Верно, отражает нас и наши действия.

Упражнение «Зеркала»

Цель : развитие наблюдательности и невербальных средств общения

Задача ведущего – показывать какое-либо движение. Говорить при этом нельзя! А мы все зеркала – должны повторять его движения! По моему хлопку водящий выбирает другого участника, который становится новым водящим. Начали!

Динамическая пауза «Сороконожка»

Дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде «сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, идет змейкой. Главная задача детей – не разорвать цепочку и сохранить «сороконожку» .

Давайте приведем себя в порядок. (Выполняется легкий массаж.) Нежно погладьте свое лицо - лоб, щеки, подбородок и встряхните руки. Теперь погладьте свои руки от плеча до пальцев и встряхните руки. Повернитесь к своему соседу справа и проведите руками по его спине от плеч до поясницы и встряхните руки. Теперь мы готовы продолжить наше путешествие.

Игра «Сосуд слез» .

Посмотрите, у нас на пути оказался какой-то сосуд, да это же «Сосуд слез» . В жизни бывают случаи, когда люди плачут не только от горя и печали, но и от радости.

Давайте совершим маленькое чудо : освободим сосуд печальных слез и наполним сосуд «слезами радости» .

Вставайте цепочкой, я буду наливать воду из сосуда «слез печали» , затем будем передавать стаканчик со слезами, стараясь не пролить ни капли , и наполним сосуд «слезами радости» . (Воды в сосуде на стаканчика, педагог сам наливает воду в стаканчик из первого сосуда, а дети передают друг другу и улыбаются, последний ребенок переливает воду в яркий сосуд и возвращает стаканчик по цепочке назад).

Вот он сосуд со слезами радости! Молодцы ребята, что вы такие радостные и у вас хорошее настроение.

Игра «Ледышки и веснушки» . Этюд на физическое (мышечное) расслабление.

4 этап. Рефлексивный

Выбирайте снова карандаш, цвет которого характеризует ваше настроение. Закрашивайте оставшуюся часть градусника настроения.

Вот и закончилось наше путешествие по стране «Хорошего настроения» .

Какое у вас сейчас настроение?

Что вам сегодня больше всего понравилось?

Что помогло нам создать хорошее настроение? (верные друзья, товарищи, улыбка, интересное совместное занятие, дружба, сопереживание друг другу).

Ритуал прощания. Все встают в круг, берутся за руки и говорят хором «До свидания!»

В век развития информационных технологий все более очевидной становится проблема социального одиночества индивида в обществе.
Конечно, с появлением интернет ресурсов современная жизнь приобрела совсем иное качество. Это возможность получения практически любой интересующей нас информации, возможность заказа и приобретения товара при сегодняшней занятости людей. И это здорово!
Но существует и другая сторона медали, которая не может оставаться не замеченной специалистами, работающими в области педагогики и психологии. Целый спектр невротических и поведенческих расстройств у детей – плата за стремление бессознательного к получению удовольствия! Игры, развлечения стремительно порабощают сознание детской психики.
Детские психиатры озабочены так называемым состоянием «пассивного возбуждения» у детей. Дошкольники находясь в игровом поле получают желаемое быстро и без каких – либо усилий. Одним нажатием кнопки, как по волшебству ребенок достигает своей цели. Он повелитель, он всемогущ! Не нужно быть инициативным, волевым, обязательным, ребенок итак успешен!
К сожалению, стоит признать и тот факт, что компьютерная игровая занятость ребенка для родителей является удобным вариантом решения некоторых бытовых проблем. Думаю, что нет смысла перечислять их, они достаточно всем хорошо известны. Наверно отчасти родителей можно понять и даже где – то посочувствовать. Однако, разрешая одну категорию проблем, родители и дети попадают в паутину других, ведущих к деструктивным формам развития семьи.
Самое ценное что есть у каждой семьи – это отношения! В отношениях человек рождается, развивается и определяет свой жизненный путь. В каждодневном общении и взаимодействии напитывается почва для духовного совершенствования и развития эмоциональной привязанности близких друг другу людей. Отношения – это то интимное пространство, которое качественно отличается одну семью от другой!
На сегодняшний день представляется очевидным признать следующее. Уникальность современных семейных взаимоотношений заключается в их разобщенности. Конечно определенные социальные обязательства родителями выполняются (обеспечение витальных потребностей), контроль за академической успеваемостью ребенка в школе. Но при всем перечисленном «многообразии» интересов и потребностей детей, остается незаполненной духовная ниша определяющая в последствии индивидуальность каждого ребенка. Девиз современной семьи можно сформулировать в следующем смысловом ключе: «Каждый сам по себе!».
Проблема компьютерной наркомании накладывает свой негативный отпечаток и на развитие коммуникации среди сверстников. Очевидной становится проблема психологического одиночества ребенка в детском сообществе. Целиком погружаясь в виртуальный мир, ребенок отчуждается от реального, интерес ко всему окружающему пропадает, навыки необходимые для взаимодействия с близкими и сверстниками принимают деформированные формы.
Потребность в общении, как основа психологического развития человека постепенно нивелируется. Ребенок в конечном итоге аутизируется. Осуществляя педагогическую деятельность на группе в летний период, организуя детей старшего дошкольного возраста для совместных игр обратила внимание на ряд следующих особенностей в поведении:
Мотивационно-потребностная сторона у детей к взаимодействию со взрослым и сверстниками значительно снижена. К сожалению, достаточно распространённой становится ситуация, в которой счастливый обладатель гаджета уединяется в каком-нибудь уголке. Вскоре вокруг него формируется группа детей, которые стремительно поддаются влиянию игры. А мир компьютерных игр так заманчив и притягателен, столько событий и приключений происходит на экране. И конечно достаточно сложно без конфликтов отвлечь дошкольников от игры. Требуются иные стимулы- заменители.
В процессе проведения традиционных детских игр, которые находятся на грани вымирания отмечаются негативные тенденции в общении среди сверстников. Дети не желают считаться с мнением партнера по игре и учитывать его позицию. В результате частые конфликты приводят к распаду игры. Отсутствие сформированности конструктивных навыков партнёрского взаимодействия у «проблемных» детей, приводит к тому, что дошкольники не способны проявлять те социальные качества, которые необходимы для коммуникации (толерантность, эмоциональная идентификация и т. д). Отсутствие упорства в достижении цели, не способность следовать правилу и ориентироваться на действия партнера по игре приводят к тому, что дети либо заранее предпочитают отказаться от совместной деятельности, либо совершают попытки видоизменить игру по своим удобным правилам.
Сила эмоционального реагирования ребенка в конфликте не соответствует силе получаемого извне раздражителя.
В процессе наблюдения за взаимодействием старших дошкольников в системе «ребенок – ребенок», «ребенок – взрослый», у детей отмечаются неадекватные эмоционально-поведенческие реакции в состоянии нервно-психического напряжения. Например, на замечание взрослого ребенок реагирует повышенным уровнем возбудимости, раздражительности. В последствии наблюдается длительная центрация на переживании, сопровождаемая угнетенным настроением. Во взаимодействии со сверстниками у дошкольников отмечается повышенный уровень конфликтности, приступы гневных вспышек, лабильность настроения. На основе несоответствия между реальным положением в котором находятся эти дети и теми требованиями, которые они предъявляют к жизни развиваются длительные психологические противоречия. Как следствие мы наблюдаем еще большую невротизацию детей.

Период дошкольного возраста является мощным энергетическим сосудом, который стремительно наполняется содержимым, необходимым для дальнейшего развития ребенка, а в последствии и взрослого человека. Развиваются адаптивные возможности, мотивационно-потребностная сфера, интеллектуальный потенциал. Задача взрослых научить детей использовать энергию, индивидуальные наклонности в эффективном для них ключе.
На сегодняшний день, во времена стремительно развивающихся технологий традиционные игры с использованием сказок, песен для детей старшего дошкольного возраста на мой взгляд давно утратили свой интерес. Для того, чтобы быть мобильным, гибким, успешным в социуме, от ребенка требуются хорошо развитый социальный интеллект.
Задача социальной адаптивности ребенка в социуме как никогда является наиболее актуальной. По результатам анкетирования родителей детей подготовительных групп выявлены следующие показатели: большинство родителей (82%) среди перечисленных возможных причин дезадаптации ребенка в школе отмечают несформированность социальной компетентности у дошкольников. По мнению родителей дети недостаточно самостоятельны в принятии решений, слабо ориентируются в окружающем, неуверенны в себе.
На вопрос: «Как Вы считаете, на что необходимо обратить внимание педагогов при проведении занятий?» (74%) родителей отмечают развитие социальных навыков у детей (умение договариваться, помогать друг другу, слушать старших). Данные показатели свидетельствуют о том, что родители видят и признают наличие проблемы у детей, но при этом не готовы оказать необходимую поддержку.
Средством для развития социального интеллекта для детей старшего дошкольного возраста остается игровая деятельность. Задача взрослого организовать игру, посредством которой ребенок будет иметь возможность активно проявлять свою жизненную позицию.

Одним из эффективных методов формирования и развития мировоззрения у старших дошкольников является социально-психологический тренинг.
Социально – психологический тренинг - это интерактивная форма обучения посредством приобретения жизненного опыта, с целью развития компетентности в общении. Особенность данного метода заключается в том, что дошкольники обучаются не через трансляцию знаний, например, посредством слушания сказок, произведений, что тоже является необходимой составляющей. Метод, создает практические условия (ребенок включается в конкретную ситуацию, а не просто представляет ее) для решения поставленной задачи.

Преимущества использования тренинга в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
В основе тренинга – обучающая игра (ведущая деятельность дошкольника);
Способствует развитию социально-эмоционального интеллекта;
Решает задачи диагностического, обучающего и коррекционного характера;
Возможность использования активных методов работы;
Эффективен для детей с нормой развития и «пограничными нарушениями»;
Возможность использования вариативного подхода (комбинирование различных техник и методов);
Активное задействование всех видов модальности. Использование видео и аудиозаписи;
Возможность структурировать взаимодействие с детьми в зависимости от наличия конкретной проблемы в детском коллективе;

Использовать тренинг в своей работе могут не только психологи ДОУ, но и педагоги группы. При составлении курса занятий необходимо учитывать следующие условия:
1. Доступность выполнения упражнений. Подбор(разработка) тем должна осуществляться в соответствии с интересом и возрастными потребностями дошкольников;
2. Соблюдение принципов психологически безопасной групповой работы (уважение и умение ребенка считаться с позицией сверстника, эмоциональная идентификация, направленность на взаимопомощь в ситуации затруднения и т. д);
3. Применение активных методов групповой работы по принципу диалога. Дети как активные участники процесса, взрослый – консультант.
4. Соблюдение правил участниками группы.

Организация занятий с детьми в рамках программы.
Программа тренинга общения «Зеркало» предназначена для работы с детьми 6 -7 летнего возраста (подготовительная группа).
Конспект одного занятия «Мои друзья всегда со мной». (см в приложении).
Цель и задачи программы.
Целью развивающей программы является развитие навыков конструктивного сотрудничества в межличностном взаимодействии старших дошкольников.
Задачи программы:
Развитие интереса ребенка к сверстнику, как партнеру общения;
Развитие умения согласовывать собственные интересы с интересами сверстника, способность учитывать противоположную позицию;
Развитие умения старших дошкольников дружно организовывать работу в мини группах;
Развитие социально-эмоциональной чувствительности ребенка к вербальной и невербальной информации партнеров по взаимодействию.

Структура занятия.
Курс развивающей программы состоит из 15 тренинговых занятий. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью 35-40 минут. Курс занятий используется в рамках развития социально- психологической готовности детей к школьному обучению. Структура занятия состоит из трех стадий (начальная, рабочая, конечная) по актуальным на данный период времени обучающим задачам.
Первоочередной задачей является создание атмосферы психологического комфорта, привлечение интереса детей к совместным играм, развитие потребности в межличностном общении.
Следовательно, начальная стадия занятия (разминка) представлена играми и упражнениями, направленными на эмоциональное сплочение детей и взрослого (психолог, педагог);
В рамках рабочей стадии реализуются задачи практического характера в соответствии с конкретной темой (отработка умений ориентироваться в ситуации взаимодействия, развитие способности адекватно реагировать, готовность проявлять инициативу, доброжелательно относится к сверстнику при любых складывающихся обстоятельствах);
В рамках конечной стадии реализуются задачи, направленные на закрепление полученного опыта, обобщение знаний и умений (получение обратной связи), развитие мотивационной потребности у детей к дальнейшей совместной деятельности.
Занятия проводятся в игровой форме с использованием интерактивных методов.
Среди них можно выделить следующие:
Подвижные игры (разминка, разогревающие игры). Использование подвижных игр позволяет участникам группы активизировать эмоциональный тонус (сформировать положительный настрой) и сплотить группу (установить доверительные отношения между участниками и ведущим). Среди традиционно практикуемых подвижных игр и упражнений возможно использование элементов психогимнастики.
Психогимнастика – метод, при котором участники проявляют себя без слов, используя элементы пантомимы. Данный метод на мой взгляд является наиболее эффективным, поскольку способность к вербализации чувств у детей старшего дошкольного возраста еще недостаточно сформирована. Некоторые дети испытывают значительные затруднения в передаче необходимой информации в ходе игры.
Например, ребенку нужно поприветствовать своего партнера по игре или передать пожелание. В случае возникновения проблемной ситуации, взрослый оказывает ребенку необходимую поддержку, либо ребенок самостоятельно поддерживает взаимодействие доступным для него способом - посредством жестикуляции и разнообразного спектра мимических проявлений.
Ролевые игры. Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью старших дошкольников. Ребенок играя социализируется посредством освоения различных ролей и выполнения соответствующих ей норм и общественных требований. Отличительной особенностью ролевой игры в традиционных видах игровой деятельности (игра в магазин, больницу и т. д) и ролевой игры в тренинге является тот факт, что в классической игре дети дублируют дословно уже всем известные действия (выполняют функции воспитателя, врача, водителя). В тренинге дошкольникам предлагается возможность проиграть различные варианты поведенческих паттернов в конкретной ситуации, что позволяет детям получить новый опыт поведения.
Ситуации должны подбираться с учетом актуальных проблем участников, например, «Ребенок чувствует себя одиноким и обиженным, поскольку с ним в группе никто не хочет играть; Или ребенок обиделся на маму за то, что она не купила ему игру».
Возможно разыгрывание сцен не самим участникам, а посредством использования мягких игрушек, кукол. Через посредника (куклу) детям значительно легче прорабатывать переживания и конфликты, таким образом не травмируя собственное «Я».
Уникальность ролевой игры в тренинге заключается в том, что у детей появляется возможность обучения гибким формам поведения, посредством проигрывания не только разных вариантов поведения в конкретной ситуации, но в возможности обмениваться ролями. Ведь одно дело играть обиженного ребенка, а совсем другое дело играть обиженных родителей. Ролевая игра таким образом выступает и в качестве психотерапевтического средства, поскольку она позволяет ребенку проработать определенные конфликтные состояния и если не абсолютно признать свою проблему, то хотя бы снизить остроту переживаний.
Сенсомоторные игры. Сенсомоторные игры используются в качестве дополнительных тренинговых методов, как с целью развития общей и мелкой моторики дошкольников, так и с целью получения нового сенсорного опыта.
К сенсомоторным играм можно отнести следующие: игры с карандашами, прищепками, фольгой, мячами и т. д. Посредством использования различных предметов и действий решаются задачи развития навыков конструктивного мышления, развития координации собственных действий ребенка с учетом движений сверстников (телесно-ориентированные упражнения), формирование готовности дошкольника работать в условиях тактильного контакта, что как правило является затруднительным не в очень сплоченной группе, выполнять упражнение не открывая глаз.
Желательно выполнение упражнений с использованием музыкального сопровождения. Подбор музыкальных произведений осуществляется в широком диапазоне, от классических произведений до современных.
В конечной стадии каждого занятия между участниками группы традиционно осуществляется обратная связь. Обратная связь направлена на закрепление полученного опыта, развитие умения обобщать и использовать в дальнейшем проработанную информацию в практическом ключе.

Приложение.
Конспект занятия «Мои друзья всегда со мной».
Цели: Создание благоприятных условий для сплочения группы, развитие конструктивных навыков взаимодействия, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки каждого участника.
Материалы: карандаши по количеству участников.
Музыкальное сопровождение (музыка – релаксация), две грузовые машины, кубики, две конфеты, сделанные из фольги, вырезанные кружки из цветного картона, прищепки.

Ход занятия:
Дошкольники традиционно садятся в круг вместе с ведущим (психолог, педагог). Ведущим проводится небольшая вводная беседа по предложенной теме. Раскрываются такие ключевые понятия, как «дружба», «друг», «взаимопомощь». Ведущий обращается к опыту дошкольников, посредством беседы стимулирует умение открыто выражать свои чувства, делиться переживаниями и возможным позитивным, либо негативным опытом взаимодействия со сверстниками.
В конце короткой беседы задача ведущего заключается в умении обобщить полученную информацию, сформировать у детей желаемый образ товарища, друга и способствовать развитию потребности находить позитивные черты характера в каждом участнике.
После вводной беседы участникам группы в качестве разминки предлагается следующие игры – упражнения.
Упражнение - разминка «Передай мой привет».
Описание упражнения. Участники встают в круг спиной друг к другу с закрытыми глазами. Водящий начинает совершать какое – либо движение, например, гладит впереди стоящего по голове, или щекочет под мышкой, или кладет руку на плечо. После того, как движение пройдет полный круг, следующий по очереди участник задает другое движение.
Игра продолжается до тех пор, пока все участники группы не передадут свой привет. Психологический смысл упражнения заключается в создании условий для снятия психоэмоционального напряжения посредством телесного контакта и эмпатии между детьми (желание передать приятные ощущения другим).
Все выполняемые действия осуществляются под музыкальное сопровождение. Желательно, чтобы музыка была подобрана с релаксационной направленностью.
На заключительном этапе этого упражнения ведущий обращает внимание детей на развитии способности создавать психологически безопасную среду в процессе общения, как необходимое условие формирования чувства доверия среди сверстников.
Упражнение – разминка «Карандаши».
Описание упражнения. Дошкольникам раздаются карандаши (по одному карандашу на каждого). Задача участников зажать и удержать карандаши между пальцами рядом стоящих партнеров по игре. Сначала упражнение выполняется в парах, которые располагаются напротив друг друга на расстоянии 40-60 см. Дети пытаются удержать карандаши подушечками указательных пальцев.
Дается инструкция совершать движение руками вверх-вниз, перед собой совершая вращение по кругу и т. д. Затем из участников всей группы формируется большой круг, карандаши аналогичным образом зажимаются между подушечками указательных пальцев. Дети должны синхронно выполнять следующие движения:
Поднять руки вверх и опустить их.
Совершить шаг вперед, и, например, два шага назад.
Присесть, встать.
Наклониться вперед, назад.
Для разнообразия и усложнения задания возможно использовать те же варианты только с закрытыми глазами, или с произнесением допустим женских или мужских имен.
Если упражнение выполняется под музыку, то можно ввести дополнительное условие - совершать движения в такт музыкальному произведению.
Психологический смысл упражнения заключается в умении ребенка ориентироваться на действия рядом стоящего. Развивается способность подстраиваться под ритмизацию (учет резкости, плавности совершаемых действий) на основе невербального восприятия друг друга. Упражнение способствует развитию толерантности по отношению к друг другу. Как правило в группе оказывается один или два участника с недостаточной моторной координацией, у которых карандаши падают и по условиям игры необходимо начинать все сначала.
На заключительном этапе этого упражнения ведущий поясняет детям следующее, что для того чтобы научиться понимать другого человека необходимо научится его чувствовать, совершать с ним совместные действия, учитывать его желания.
Обучающая ролевая игра. Детям предлагаются для проигрывания и обсуждения следующие ситуации:
Ситуация 1.
Петя и Коля были друзьями. В детском саду они всегда играли вместе. Но вот однажды с ними произошла вот какая история. Ребята перевозили в грузовых машинах кубики для стройки. И так увлеклись игрой, что не заметили, как стали соревноваться между собой. Каждый хотел быстрее довезти груз. И вдруг, на большой скорости Коля не рассчитав расстояния врезается в машину Пети. Машина, которой играл Петя сломалась. Воспитатель группы решила выяснить, кто же сломал машину, но честного ответа она не получила. Ребята обвиняли друг друга, Коля не хотел признавать свою ошибку. В результате воспитатель наказал Петю, у которого сломалась машина.
После проигрывания ситуации дошкольникам предлагаются вопросы для обсуждения: «Ребята, как вы думаете Коля поступил правильно?»; «Коля хороший друг?»; «Как нужно было поступить Коле?».
Ситуация 2.
Маша, Кристина и Арина были неразлучными подружками. Когда дети стали собираться на прогулку Кристина нашла в своём кармане две конфеты. Одну она решила съесть сама, а другой угостить Машу. Арина сильно обиделась, когда поняла, что подруги с ней не поделились сладостью.
После проигрывания ситуации дошкольникам предлагаются вопросы для обсуждения: «Ребята, можно назвать Машу, Кристину и Арину подругами?»; «Кто из них поступил неправильно?»; «Как бы поступили вы в данной ситуации?».
После совместного обсуждения, дошкольникам предлагается снова проиграть ситуацию, в сочетании с наиболее приемлемым по мнению детей способом выхода из конфликтной ситуации.
Ведущий обращает внимание детей на такие нравственные качества, как умение вовремя признавать свои ошибки, быть честным, умеющим делиться и помогать другу в беде.

Упражнение «Пожалеем, сделаем доброе дело».
Работа с эмоциями с элементами психогимнастики.
Ведущий выбирает по желанию ребенка, который соглашается сыграть роль обиженной девочки Арины. «Ребята, посмотрите, как сильно расстроилась Арина, ведь ее самые лучшие подружки не поделились с ней конфетой! Арина даже заплакала от обиды (ребенок изображает эмоцию обиды). Может ей станет веселее, если каждый из вас подарит какой-нибудь подарок. Дети посредством жестовых движений дарят подарки, а ребенок играющий роль Арины пытается отгадать, что подарил каждый из участников.
Ведущий: «Ребята случилось волшебство! Наша Арина стала счастливой! (ребенок играющий роль Арины улыбается и обнимает каждого из детей). Вы помогли ей прогнать обиду, пожалели, подарили от души подарки. Теперь Арина не одна, у нее много друзей!

Упражнение завершение.
Участникам группы предлагается сесть за общий стол, на котором приготовлены вырезанные кружки из разноцветного картона и фломастеры. Также для выполнения задания необходимы прищепки.
Детям предлагается нарисовать в каждом выбранном кружке то, что он хотел бы подарить самому лучшему другу (улыбку, игрушку, угощение, свою дружбу – рукопожатие и т. д). После того, как дети подготовят свои подарки в виде кружков, ведущий предлагает взять прищепки и прикрепить ими каждый кружок друг к другу. В результате должна получиться длинная гусеница.
Обратная связь. После выполнения последнего задания, ведущий вместе с детьми обобщает полученные в ходе занятия переживания, знания. Обращает внимание дошкольников на желание каждого ребенка и взрослого человека иметь добрых и верных друзей.
Для того, чтобы дружба была крепкой и надежной необходимо соблюдать рад правил. Дошкольники вместе с ведущим формулируют эти правила:
Будь с другом честным;
Помогай другу в беде;
Дал слово – держи;
Не жадничай, всегда умей делиться;
Умей жалеть, сочувствовать;
Радуйся успехам друга, не завидуй.

«Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы старших дошкольников» - игровой тренинг «Волшебное путешествие»

Цель: укреплять положительные эмоции и взаимоотношения детей в группе, способствовать снятию психо-эмоционального напряжения, способствовать развитию навыков эффективного общения, доброго отношения друг к другу, развивать внимание, память, познавательный интерес.

Задачи:

1)образовательные

Совместное пошаговое выполнение действий по речевой инструкции взрослого;

интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Продолжать формирование конструктивных способов управления своим телом (снятие психо-эмоционального напряжения-расслабление);

Активизация эмоционального и моторного самовыражения;

(интеграция образовательных областей «Познание», «Физическая культура», «Здоровье», «Коммуникация»)

Стимуляция на интеллектуальную работу;

Продолжать совершенствование познавательных процессов;

(интеграция образовательных областей «Познание», «Здоровье», «Физическая культура»;

2)развивающие

Развитие свойств внимания (устойчивости, концентрации, переключаемости) и стимулирование произвольности внимания;

Продолжать развивать слуховое восприятие, слуховую память, развитие объема кратковременной слуховой памяти;

(интеграция образовательных областей «Познание», «Здоровье», «Физическая культура»);

Развитие межполушарного взаимодействия, крупной и мелкой моторики; (интеграция образовательных областей «»Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность»;

3)воспитательные

Воспитание внимательности, наблюдательности;

Повышение уверенности в себе;

(интеграция образовательных областей «Познание», «Социализация», «Коммуникация»;

Тренировка усидчивости и самоконтроля;

Закрепление положительных способов произвольной регуляции поведения;

(интеграция образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность»);

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности детей

Форма проведения: «Волшебное путешествие»

Место проведения: музыкальный зал

Участники: дети старшей группы - 8 человек

Ход тренинга

Примечание . 5 табличек с названиями островов: «Сиамские близнецы», «Заколдованный остров», «Остров Великанов», «Остров Попугаев», «Остров Злого Волшебника». К каждой табличке прикреплено задание.

Ребята, вы сегодня утром здоровались друг с другом? Сейчас я предлагаю вам поздороваться по-особенному.

Инструкция: надо повернуться к тому, кто стоит слева, поздороваться и сказать, что рад его видеть. Он в свою очередь, поворачивается к соседу слева и делает то же самое, и так далее, пока приветствие не дойдет до ведущего.

Примечание. Ведущий обращает на шарик, наполненный гелием, к нему на ниточке привязаны письмо и карта.

Ой, ребята, что это? Посмотрите, к воздушному шарик у что-то прикреплено. Смотрите - послание. Оно адресовано дружным и добрым ребятам. Здесь написано: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Буратино. Я обращаюсь за помощью к дружным и добрым детям. Меня и моих друзей заколдовал Злой Волшебник. Он увез нас далеко- далеко, за тридевять земель, на незнакомый остров, для того, чтобы сделать такими же злыми, как и он сам. Пока мы туда летели, я успел нарисовать карту, по которой вы сможете до нас добраться. Помогите! Спасите нас!»

Ребята, как вы думаете, это нам Буратино написал? Мы дружные и добрые? А мы можем помочь ему и его друзьям? Тогда отправимся на поиски Буратино и его друзей и поможем им?

А вот и карта. Давайте посмотрим.

Чтобы добраться до острова Злого Волшебника, посмотрите, какой длинный путь нам нужно пройти. Давайте полетим на воздушном шаре, держитесь за его длинную веревочку. Готовы, ребятки? Ну, тогда, отправляемся!

Звучит аудиозапись «шум ветра». Дети «летят» на воздушном шаре- идут по залу, подходят к табличке «Сиамские близнецы».

Вот мы и оказались на первом острове. Он называется «Сиамские близнецы». Ребята, посмотрите, для нас есть послание. Здесь написано, что прежде чем отправиться дальше, нам нужно выполнить задание.

«Сиамские близнецы»

Инструкция . Дети делятся по парам. Далее ведущий говорит: «Представьте, что вы и ваш партнер- одно целое, вы, как сиамские близнецы, приросли друг к другу. Крепко обнимите друг друга за плечи, а лбами вы должны прижать шарик, и так пройти все препятствия. Помните, что вы должны быть внимательными, выполнять действия только вместе.

Все получилось! Молодцы, ребята! Отправляемся дальше!

Звучит аудиозапись «шум ветра». Дети «летят» на воздушном шаре - идут по залу, «подлетают» к «Заколдованному острову»

«Заколдованный остров»

Примечание. На столах, прикрепленные к пластиковым стаканчикам стоят воздушные шары (из расчета один шарик на двух детей). Кроме того, на подносах разложены детали для выполнения аппликации(различные части лица-губы, глаза, носы брови, выражающие разнообразные эмоциональные состояния- грусть, радость, удивление и т.п.)Детали наклеены на двусторонний скотч.

Ребята, мы попали на Заколдованный остров. Здесь живут отрицательные сказочные персонажи. Они не любят, когда их беспокоят и ходят по их территории. Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы продолжить путешествие? Надо им сделать добрые лица!

Примечание. Дети выбирают те детали с изображением частей лица, которые подходят доброму человеку. Ведущий помогает наводящими вопросами: какие брови у доброго, веселого человека? Как приклеить губы, чтоб человек улыбался? И т.п.

Посмотрите, ребята, получилось у нас сделать героев добрыми? (дети показывают друг другу шарики). Молодцы, здесь мы справились! Полетели дальше

Звучит аудиозапись «шум ветра». Дети «летят» на воздушном шаре к «Острову Великанов».

«Остров Великанов»

Ребята, мы с вами попали на остров Великанов. Уже из названия острова понятно, кто его жители. Кто, ребята? Здесь нельзя громко разговаривать, только шепотом. Смотрите на карточке с заданием - загадки.

Инструкция . Ведущий загадывает детям загадки. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все дети поднимут руки, ведущий считает до трех, и на счет «три» они должны будут все вместе прошептать ответ на загадку.

Примечание. Дети отгадывают загадки о героях сказок.

1.Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор…(Айболит)

2.Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке покатился.

Был он весел, был он смел,

И в пути он песню пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу,

Встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог.

Что за сказка?... (Колобок)

Молодцы, вы легко справились с этим заданием. В поисках Буратино летим на другой остров

Звучит аудиозапись «шум ветра». Дети «летят» на воздушном шаре к «Острову Попугаев».

«Остров Попугаев»

Примечание . Необходимо круглое зеркало с ручкой.

Ребята, мы попали на остров Попугаев. Попугаи очень любят повторять за людьми слова, хвалить себя и хвастаться. Вот новое испытание.

Инструкция: передавая друг другу зеркало, каждому участнику по очереди нужно представить, что он попугай, и громко похвалить себя. Затем похвастаться перед зеркалом каким-либо качеством, умением, способностью, сказать о своих сильных сторонах - о том, что любит или ценит в себе.

Молодцы, и с этим заданием все правились на отлично! А на следующий остров мы полетим с вами на облаке!

Релаксация

Примечание . На полу расстелена белая простынь.

Ребята, а каким вы себе представляете облако?

Опускайтесь осторожно на белое пушистое облачко!

Примечание. Фоном звучит тихая, спокойная музыка.

Сядьте поудобнее, закройте глаза. Глубок вдохните и выдохните…Еще раз…И еще раз вдох, выдох. Представьте, что вы опустились на белое пушистое облако, как, будто кто-то соорудил мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спинка удобно расположились на этом большом облаке-подушке. Теперь вы отправляетесь в путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Почувствуйте, как ветер овевает ваше лицо. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Вы проплываете мимо ласкового солнышка, которое касается вас своими теплыми лучами. Оно решило немного поиграть. Солнышко лучиками щекочет вам

глазки-откройте, поморгайте глазками,

лобик-поморщите лобики;

носик-поморщите носики;

ротик-пошевелите губками;

плечики - пошевелите плечиками;

ручки - пошевелите ручками;

ножки-пошевелите ножками

Представьте, как солнышко вас греет, вам тепло и уютно, теперь потянитесь, улыбнитесь. Вот мы с вами и прилетели. Сойдите с облачка, поблагодарите его за то, что оно так хорошо нас прокатило. Еще раз подтянитесь, выпрямитесь, и снова почувствуйте себя бодрыми и внимательными.

Примечание. Ведущий подводит к острову Злого Волшебника.

И вот мы с вами попали на последний остров- это остров злого Волшебника. На нем он держит Буратино и его друзей. Нам надо их спасти.

Инструкция. Беседа с детьми по вопросам:

Кого мы можем назвать добрым человеком?

Какие поступки совершают добрые люди?

Как мы можем определить, что человек добрый?

Посмотрите друг на друга по-доброму!

Ведущий берет карточку и читает: «С острова Злого Волшебника можно улететь только на красивом ковре-самолете».

Ребята, Буратино и его друзья могут выбраться отсюда. Но злой волшебник закрасил ковер- самолет черной краской, и теперь он не может летать Мы разрушим злые чары, если вернем волшебному ковру –самолету яркие краски.

Примечание. На стене так, чтобы дети смогли дотянуться, прикреплена ткань черного цвета.

Инструкция. Предварительно проводится беседа с детьми: какими красками надо раскрасить ковер- самолет, чтобы глядя на него, было всем светло и радостно и чтобы он смог снова летать?

Рефлексия «ковер-самолет»

Инструкция. Дети выполняют аппликацию, хаотично наклеивая яркие кусочки цветного картона.

Примечание . Картон разного размера, цвета и формы, приклеен на двусторонний скотч. Ведущий заранее отклеивает уголки скотча, чтобы детям легко было его отклеить от бумаги.

Ребята, посмотрите, какой яркий получился у нас ковер-самолет. Нам удалось победить и разрушить чары злого волшебника.

Ой, слышите, кто-то постучал?

Ведущий ведет детей к дверям, за которыми спрятался Буратино. Он благодарит детей за помощь.

Мы с вами дошли до конца испытания. Давайте похлопаем себе и дружно скажем: «Молодцы!» Несмотря на то, что задания были нелегкими, вы отважно начали этот путь и успешно преодолели все трудности. В благодарность Буратино передал нам волшебный «Флакон радости», чтобы вся злость лопалась и улетучивалась, как волшебные мыльные пузыри во флакон. Давайте полетим на воздушном шаре обратно в детский сад, в свою группу, и вместе будем пускать пузыри.

(Звучит «шум ветра». Дети «летят» на воздушном шаре к выходу)