Что мы празднуем в лазареву субботу и как правильно провести этот день. Что можно есть в лазареву субботу

По Церковному Уставу, за неделю до Светлого Воскресения Христова перед праздником Входа Господнего в Иерусалим в субботу вспоминается воскрешение Спасителем Лазаря. Эта суббота называется Лазаревой.

Данная история подробно описана в 11-й главе Евангелия от Иоанна. Примечательным событием является то, что Спаситель воскресил не просто умершего, но того, кто был четыре дня во гробе и начал разлагаться. В Священной истории евреев это был беспрецедентный случай. Ветхозаветные пророки воскрешали умерших, но только тех, которые упокоились совсем недавно.

Воскресение же Лазаря спустя четыре дня после погребения было уникальным. Это событие взбудоражило Иерусалим и многих жителей Палестины. Люди осознали, что между ними находится явный Посланник Всевышнего. Они признали в Господе нашем Иисусе Христе Мессию, хоть и имели извращенное понятие о Нем как о земном царе, который должен избавить евреев от римского владычества, дать им земное благоденствие и господство над другими народами. Благодаря воскрешению Лазаря стал возможным Вход Господень в Иерусалим при большом стечении народа, радостный и торжественный.

Именно воскрешение Лазаря и последовавшая за ним встреча Христа людьми у врат еврейской столицы послужили толчком для вынесения смертного приговора Спасителю на совещании иудейских старейшин в среду перед Пасхой. Они совершили воистину сатанинский страшный грех. Убедившись, что в мир пришел Мессия (ибо никто не творил такие дела, которые совершал Христос), они ради сохранения своей власти, статуса и материального благополучия сознательно отказались от Него и решились на убийство.

Для нас же Лазарева суббота является первой «ласточкой» Пасхи - Светлого Воскресения Христова. Воскрешение Лазаря символично: это воскрешение во Христе всех нас, каждого человека. Для Бога нет ничего невозможного. Какие бы тяжелейшие грехи ни тяготили душу человека, какие бы оковы страстей ни держали бы ее в плену-гробе страстей года и даже десятилетия (в том символика четырех дней), нужно только покаяться и призвать Бога, и Он, как любящий Отец, воскресит каждого из нас. Эта символика воскресения записана в богослужебном уставе. На утрене Лазаревой субботы поются воскресные тропари и песнь «Воскресение Христово видевше…» При этом отверзаются Царские врата и совершается каждение всего храма. Поется Великое славословие. Во время трапезы разрешается вкушение подсолнечного масла и рыбьей икры.

Ведь Христос восстанавливает НОВЫЙ Завет с человеком. Вскоре разорвется завеса в Иерусалимском храме перед Святая Святых, и Царствие Небесное снова окажется открытым перед человеком.

Лазарева суббота и Вербное воскресение - это остановка-оазис в спасительной пустыне Великого поста. Это луч утренней зари-надежды перед мраком человеческого предательства и отречения от Бога на Страстной седмице.

Как писал Борис Пастернак в стихотворении «На Страстной»:

Смерть можно будет побороть
Усильем Воскресенья.

В Великом посту всего два дня, когда можно есть рыбу, и Вербное воскресенье (его православные в этом году отмечают 20 апреля) — один из них. А накануне — в Лазареву субботу, когда церковь вспоминает воскрешение Лазаря из мертвых, — разрешена рыбная икра, символизирующая собой продолжение жизни.

В этот день все вспоминают чудо, совершенное Спасителем, - воскрешение им своего друга Лазаря.

В Лазареву субботу можно есть икру: история

Перед тем как отправиться в Иерусалим, Христос прибыл в Вифанию, где несколько дней назад умер Лазарь; шел четвёртый день после его погребения.

Иисус вместе с учениками пришли к гробу усопшего, где Господь сотворил чудо: из отворенных дверей гробницы вышел воскресший Лазарь. Многие, став свидетелями этого события, уверовали во Христа.

Очень символично, что Спаситель совершает это чудо за несколько дней до крестной смерти и своего собственного воскресения. Христос показывает людям, что победа над смертью уже близко, что всех верующих в Него и исполняющих Его заповеди ждет жизнь вечная.

В Лазареву субботу можно есть икру: на Руси в Лазареву субботу хозяйки варили брагу

Лазарева суббота приходится на Великий пост, поэтому меню трапезы строго описано в православных канонах. В Лазареву субботу едят рыбную икру, разрешено растительное масло и вино.

На Руси в Лазареву субботу хозяйки варили брагу, пекли гречневые блины, готовили кашу и рыбный курник. Но съедалось все это в Вербное воскресенье, ведь в честь Входа Господня в Иерусалим в строгом Великом посте делается послабление - можно есть рыбу.

Традиции отмечания Лазаревой субботы и Вербного воскресенья тесно переплетены на Руси. Именно в Лазареву субботу люди приносят в храм веточки вербы. Священник совершает чин освящения верб на вечерней службе - утрене. Поэтому субботу называли не только Лазаревой, но и Вербной.

В деревнях в Вербную (Лазареву) субботу ломали вербы. Горожане тоже отправлялись ломать вербу - на берега близко протекающих рек.

В Лазареву субботу можно есть икру: обычаи других народов

На Кипре, в древности существовала традиция: в Лазареву субботу процессия детей с пальмовыми ветвями в руках обходила дома жителей города. Процессию возглавлял мальчик, украшенный красными маками и желтыми маргаритками. Мальчик представлял Лазаря. Дети при этом пели Лазареву песню. В храмах во время церемонии изображалось Воскресение Лазаря, в действе принимали участие священнослужители и дети.

У гагаузов и болгар в Вербную субботу совершали красивый обряд - лазарование. «Лазаровали» совсем маленькие девочки от шести до двенадцати лет, «лазарки». Они ходили по домам по трое или по шестеро и пели специальные лазарские песни. Одна из лазарок обычно изображала «невесту» и несла корзину для угощений. Ее лицо закрывали белой фатой или платком. Благодарили «лазарок» подарками: сырыми яйцами и мелкими монетками.

В Лазареву субботу, когда церковью почитается воскрешение Лазаря в канун Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресенье), верующим дается послабление поста. В этот день можно употреблять вино и елей, а также готовить блюда из рыбной икры.

Икру в этот день можно подавать на трапезу в любом виде - солёную, маринованную, паштет из икры, жареную икру, икрянницу (суп на подобии ухи только без рыбы, а с икрой вместо рыбы, очень вкусный) и многие другие икорные блюда, на что только хватит фантазии.

Иисус Христос воскресил Лазаря на четвертый день после его смерти для новой жизни (согласно преданию, Лазарь прожил после воскрешения еще 30 лет). Рыбная икра является неким прообразом или же символом зарождения новой жизни.

Икряники - Оладушки из рыбной икры (постные)

Можно взять икру любой рыбы: карпа, леща, окуня и т.п. Протираем икру и добавляем манку, так чтобы масса не была густой. Можно до этого замочить манку в горячей воде, тогда оладьи будут ещё мягче. Солим и перчим по вкусу. Вместо манки можно добавить муку. Можно сделать и дрожжевые оладушки..

Суп из икры

Похлебка из икры является одним из популярных блюд у ханты и манси. Наваристый и густой бульон помогает согреться в холодную погоду и придает сил. Вкус похлебки будет зависеть от того, какая икра использована в рецепте. Для супа можно взять икру любой рыбы, будь то щука, язь, карась, стерлядь. Муку лучше взять белую пшеничную, но иногда коренные народы Севера используют рыбную муку, которая делается из перетертых костей рыбы.

Православные празднуют Лазареву субботу накануне Входа Господня в Иерусалим или Вербного воскресенья.

Лазарева суббота — суббота шестой недели Великого поста, которая в 2018 году выпадает на 31 марта.

Евангелие от Иоанна

Спаситель во время земной жизни часто посещал дом Лазаря, который вместе с сестрами Марфой и Марией, жил в селении Вифания, неподалеку от Иерусалима. Иисус Христос любил беседовать с ними, а Лазаря называл Своим другом.

Когда Лазарь заболел, сестры послали сказать Иисусу, что тот, кого Он любит, болен. Но Иисус сказал, что эта болезнь не к смерти, а к славе Божией — через нее прославится Сын Божий.

© photo: Sputnik / Vsevolod Tarasevich

После этого, Христос еще два дня пробыл в том месте, где находился, а затем, сказал своим ученикам, что нужно идти в Иудею, чтобы разбудить Лазаря, который уснул. А ученики, не понимая, что Иисус говорил о смерти Лазаря, ответили, что если уснул, то выздоровеет.

На пути к дому умершего друга Христос встретил его сестру Марфу и сказал ей: "Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?".

На что Марфа ответила: "Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир".

Спаситель очень любил своего друга и, подходя к гробнице, где уже четыре дня покоилось его тело, заплакал. Вместе с учениками Он приблизился к пещере и сказал окружающим его людям, чтобы отвалили камень, закрывающий вход.

Сестра умершего, Марфа, сказала Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. На что Иисус ответил ей: "не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?".

© photo: Sputnik / N. Mikhalchenko

Итак, отодвинули камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня".

Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус.

Первосвященники и фарисеи собрали совет, на котором первосвященник Каиафа сказал: "лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб". С этого дня фарисеи и положили убить Иисуса.

Весть о чуде быстро разлетелась по окрестным селениям, люди стали почитать Иисуса как господина своего, и устроили ему почетный въезд в Иерусалим.

Как говорит церковное предание, после воскрешения Лазарь, которого называют "Лазарь Четверодневный" и "друг Божий", прожил еще 30 лет и стал епископом Китийским — служил на острове Кипр, в городе Китионе (сейчас Ларнака).

Церковные традиции

Церковь считает воскрешение Лазаря — одним из главных чудес, которые совершил Иисус Христос за свою жизнь. Это символ того, что Господу подвластно все — и жизнь, и смерть человека. Оно также дает надежду на спасение для всех верующих христиан, дарование вечной жизни.

© photo: Sputnik / Сергей Пятаков

Традиции отмечания Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим были тесно переплетены на Руси. В Лазареву субботу начинается освящение вербы, которые являются главным символом Вербного Воскресения.

Именно в субботу, накануне Вербного воскресенья, прихожане приносили в храм веточки вербы, и стояли с ними до конца службы. А священник совершал чин освящения вербы на вечерней службе — утрене.

Священнослужители в этот торжественный день, меняют свои строгие черные одежды на белые, демонстрируя тем самым единение с воскресшим Лазарем. В Апостольских чтениях в эту субботу, Церковь говорит об установлении вечного царства благодати, которое началось с воскрешения Лазаря.

Пост в Лазареву субботу

В православных канонах строго описано меню трапезы в Лазареву субботу, так как он приходится на период Великого поста. Поэтому готовить можно только постные блюда — различные каши, овощные салаты, с добавлением растительного масла и так далее.

Кроме того, в этот праздничный день разрешается вкушать рыбью икру и выпить немного вина.

В Лазареву субботу на Руси хозяйки варили брагу, пекли гречневые блины, готовили кашу и рыбный курник, который съедали на следующий день - в Вербное воскресенье.

В честь Входа Господня в Иерусалим в строгом Великом посте делается послабление — можно есть рыбу.

Обычаи

В Лазареву субботу следует подготовиться к Вербному воскресенью — сходить в храм, выслушать проповедь, помолиться, подумать о вечном, отложив все повседневные дела и заботы.

В этот день нельзя выполнять тяжелую работу. Категорически запрещено заниматься рукоделием, работой в огороде, строительством, стирать, гладить, мыться и делать уборку. Также запрещено драться, сорится и отказывать людям и в их просьбе.

В Лазареву субботу готовят специальные блюда — женщины балуют семью гречневыми блинами и кашей, блюдами из гороха. Эти продукты, по традиции, должны обязательно присутствовать на столе, чтобы урожай гречихи и бобовых культур был богатым. Кроме того, подают десерты из тыквы или манной каши.

Нельзя употреблять спиртные напитки — допускается лишь вино, в небольших количествах. Православные употребляют алкогольный напиток, чтобы помянуть Лазаря и почтить Иисуса.

Празднование проходит в семейном кругу - в этот день не устраивают больших пиршеств и веселий, так как пока продолжается Великий пост. Нельзя топтать ногами крошки от пищи, которые упали на пол.

В этот день молодые девушки собирались вместе и ходили по избам делать "лазари" - петь песни. В ответ хозяева давали девушкам сырые яйца и мелкие деньги. После окончания обряда девушки делили поровну все подарки и расходились по домам.

В этот день заготавливают вербовые ветки, которые потом освящают в церкви. Вечером в Лазареву субботу начинался обычай хлестать друг друга вербными веточками. В старину считали, что такой обряд принесет хозяевам дома здоровье и достаток.

Приметы

В Лазареву субботу следят за природой и поведением животных. В частности, жители сел обязательно наблюдали за поведением ползучих созданий за поведением.

В народе считали, если в этот день змеи, ящерицы и прочие гады массово покидали свои норы и гнезда, значит пришла настоящая весна. Соответственно скоро станет жарко, поэтому можно сеять зерно и заняться огородом.

Некоторые считали, что именно в Лазареву субботу нужно посеять горох, чтобы он уродился.

В семье улучшиться материальное положение, если в этот день прочитать "Отче наш", держа в левой руке вербовую веточку, а правой перекреститься и попросить у Господа финансового благополучия.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

4 апреля 2015 года православные отмечают Лазареву субботу, в храмах; вспоминают евангельское событие - воскрешение Иисусом умершего Лазаря. Лазарева суббота, также как и следующее за ней Вербное воскресенье - особенные праздники. Позади сорок дней Великого поста, впереди Страстная неделя (6 - 11 апреля), и как передышку, как возможность подготовиться к неделе Страданий и смерти Иисуса Христа, Церковь дает нам два глубочайших по смыслу праздника - Лазареву субботу и Вербное воскресенье. Кстати, в эти дни даже ослабляется пост: в субботу позволяется икра, а в Вербное воскресенье рыба.

Так что за событие чествуют в Лазареву субботу? Обычно, пересказывая эпизод из Евангелия, к названию "воскрешение Лазаря" добавляют: "воскрешение четырехдневного Лазаря", - потому что сам акт воскрешения произошел тогда, когда Лазарь уже четыре дня пребывал в гробнице. А еще надо обратить внимание на то, что речь идет именно о воскрешении, а не воскресении. Разница существенная: воскрешение Лазаря - это возвращение умершего, который "уже смердил", к жизни земной. Согласно церковному преданию, Лазарь, которого воскресил Иисус, по воскрешению прожил еще 30 лет, но потом, как и все люди, умер - в сане епископа Китиона (о. Кипр). А вот Воскресение мертвых - это событие иного порядка. Воскресение мертвых - это восстановление физических тел людей в новом состоянии, и произойти все должно при втором пришествии Иисуса Христа. По словам апостола Павла, воскресение мертвых произойдет "вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся во мгновенье ока" (1Кор. 15:52). Залогом этого грядущего воскресения мертвых является Воскресение Христа, Пасха. Своим крестным подвигом и смертью, а затем воскресением, Иисус Христос преобразил человеческое естество и открыл путь воскресения нам, людям. Иисус Христос победил смерть, и вот, как напоминание нам о том, что смерть не властна над Богочеловеком, что Он сильнее смерти, Церковь устанавливает праздник, называемый "Лазарева суббота", устанавливает его перед Страстной неделей.

Сам факт воскрешения четырехдневного Лазаря изложен евангелистом Иоанном. Причем описание события настолько психологически точно, все детали поведения участников произошедшего показаны так зримо, ярко и достоверно, что невольно начинаешь ощущать себя очевидцем этого чуда. Читая, ты чувствуешь боль сестер умирающего Лазаря - Марфы и Марии. Вместе со всеми недоумеваешь: "Почему Господь, Всесильный, медлит? Лазарь болен! Лазарь вот-вот умрет!" Понимаешь смущение и робость учеников Иисуса, предостерегающих: "Не ходи в Иудею (а Лазарь с сестрами жили там)! Тебя хотели там побить камнями, а Ты опять идешь туда? Ну, пожалуйста, хотя бы не иди туда днем - опасно!" Поражаешься готовности Фомы безоговорочно следовать за Христом, куда бы Тот не пошел - не зря тебя, Фома, прозвали "Близнец"! Восхищаешься: какая горячая вера живет в Марфе! Но тут же, готов вместе с Марией, упрекая, воскликнуть: "Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой!" Вера и неверие, надежда и страх обмануться в своих ожиданиях чуда - миг, и все смешалось, и уже Марфа останавливает Иисуса: "Господи! Не надо открывать гробницу: ведь Лазарь четыре дня, как погребен, там смердит!" И все-таки ученики слушаются Иисуса, и все-таки они - веря и не веря одновременно! - отодвигают камень гробницы, и ты, вместе с ними потрясенно слышишь властный призыв Господа: "Лазарь, выходи!" Призыв, звучащий сквозь тысячелетия, призыв, услышанный в иных мирах. "Лазарь, выходи!" И безмолвная фигура, обвитая погребальными пеленами, на пороге пустого склепа. "Развяжите его, пусть идет…"

Есть еще одна деталь, которая не меньше чуда воскрешения поражает всех, когда-либо читавших отрывок Евангелия от Иоанна. Это слезы Христа. Из Евангелия мы знаем, что Лазарь был другом Иисуса. Но ведь Христос - Бог, Он знает, Он уверен, что сумеет воскресить уже умершего, Он ведь потому и медлит, говоря про болезнь Лазаря, что она "не к смерти, но к славе Божией, чтобы прославлен был через нее Сын Божий". Спаситель намеренно творит чудо воскрешения публично, прилюдно, не таясь. Тогда, когда чудо воскрешения сверхочевидно. Причем не думая, какой опасности Себя подвергает. И вот, зная, что Лазарь будет воскрешен, Иисус плачет! Бог плачет! Зная, что смерть Ему подвластна, Он плачет над умершим! Почему? А почему плачем мы? Когда мы плачем? Когда сострадаем другому! Бог плачет, потому что Он сострадает Своему другу Лазарю! Этот момент евангелия не менее важен, чем сам факт воскрешения! Ведь он объясняет, почему Бог Иисус Христос потом Сам принял Крестные Страдания и Смерть. Он сделал это из сострадания к нам, людям. Из любви.

Итак, Евангелие от Иоанна, глава 11, стихи с 1 по 45. "(В то время) был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его своими волосами; ее брат Лазарь был болен. Послали сестры сказать Ему: "Господи! Вот, кого Ты любишь, болен". Услышав это, Иисус сказал: "Болезнь эта не к смерти, но к славе Божией, чтобы прославлен был через нее Сын Божий". Иисус любил Марфу и сестру ее и Лазаря. А когда услышал, что Лазарь болен, то остался Он два дня на том месте, где находился.

После этого Он говорит ученикам: "Пойдем снова в Иудею". Ученики сказали Ему: "Равви! Давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?" Иисус отвечал: "Не двенадцать ли часов во дне? Кто ходит днем, не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света в нем". Сказав это, говорит им потом: "Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его". Ученики Его сказали: "Господи! Если уснул, то выздоровеет". Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о простом сне. Тогда Иисус сказал им прямо: "Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но идем к нему". Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: "Пойдем и мы умрем с Ним".

Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробнице. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати; и многие из иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в горе о брате их. Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Сказала тогда Марфа Иисусу: "Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но я и теперь знаю, что о чем бы Ты ни попросил Бога, даст Тебе Бог".

Иисус говорит ей: "Воскреснет брат твой". Говорит Ему Марфа: "Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день". Иисус сказал ей: "Я - воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли ты в это?" Она говорит Ему: "Да, Господи! Я верую, что Ты - Мессия (Христос), Сын Божий, в мир Приходящий". Сказав это, пошла и позвала Марию, сестру свою, сказав тайно: "Учитель здесь и зовет тебя". Она, как только услышала, встала поспешно и пошла к Нему. Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа. Тогда иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она идет к гробнице - плакать там. А Мария, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: "Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы мой брат".

Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею плачущих иудеев, Сам восскорбел духом и пришел в волнение, и сказал: "Где вы положили его?" Говорят Ему: "Господи! Иди и посмотри". Прослезился Иисус. Говорили тогда иудеи: "Смотри, как Он любил его". А некоторые из них сказали: "Не мог ли Он, открывший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?"

Иисус же, снова возмущаясь в Себе, приходит к гробнице. Это была пещера, и камень закрывал ее. Иисус говорит: "Возьмите камень". Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: "Господи! Уже смердит; ибо четырехдневный уже". Иисус говорит ей: "Не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию?" Тогда взяли камень, Иисус же поднял глаза ввысь и сказал: "Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал это ради народа, стоящего кругом, чтобы поверили, что Ты послал Меня".

И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: "Развяжите его, пусть идет". Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, чтó сотворил Иисус, уверовали в Него".

Такой необычный, удивительный праздник - праздник чуда воскрешения и праздник того, что в мир пришел Богочеловек отмечает сегодня Церковь. Вечером в Лазареву субботу (4 апреля), накануне праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье), Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершит в храме Христа Спасителя всенощное бдение и освятит ветви верб - в России они символизируют пальмовые ветви, которыми, согласно Евангелию, жители Иерусалима встречали входящего в город Иисуса Христа.