Богдан хмельницький. Умер гетман богдан михайлович хмельницкий, предводитель освободительной войны за воссоединение малороссии с великороссией

В истории каждого народа есть личности, роль и значение которых в становлении государственности сложно переоценить. Для Украины такой фигурой, несомненно, является гетман Войска Запорожского Богдан Хмельницкий . При жизни его называли «Великим гетманом, данным от Бога», «творцом украинской казацкой республики».

И казак, и шляхтич

Зиновий Богдан Хмельницкий родился на хуторе Суботов у города Чигирина в семье зажиточного казачьего сотника Михаила Хмельницкого , управляющего поместьем крупного польского магната. Юный Богдан начал обучение в киевской братской школе, а после её окончания поступил в Иезуитский коллегиум в Ярославе, а потом и во Львове.

Что характерно, получив прекрасное образование и в совершенстве овладев польским языком и латынью, Хмельницкий не перешёл в католичество и остался верен отцовской вере — православию. Как он напишет позже, западные христиане «не смогли добраться до самых недр его души».

Впрочем, кроме родного языка, латыни, польского, французского, а позже и турецкого, Хмельницкий прекрасно овладел ораторским искусством и риторикой. С такими знаниями и проницательным умом юноша мог бы служить в суде или при дворе крупного шляхтича, однако амбициозный молодой человек отправился прямо в Запорожскую Сечь, где была возможность сделать неплохую военную карьеру. Его заметил атаман казаков Пётр Конашевич Сагайдачный и стал брать в походы.

Турецкий плен и освобождение

Хмельницкий участвовал в польско-турецкой войне 1620-1621 годов, во время которой в битве под Цецорой был убит его отец. Сам же Богдан попал в турецкий плен. На свободе Хмельницкий оказался лишь через два года. По одной из версий, он был выкуплен родственниками, по другой — бежал.

Так или иначе, после освобождения будущий гетман вернулся в Суботов и был зачислен в реестровое казачество. Хмельницкий активно участвовал в морских походах запорожцев. Можно сказать, что кульминацией этого периода стал 1629 год, когда казакам удалось захватить предместья турецкой столицы.

Мирная и сытая чигиринская жизнь

После долгого пребывания на Запорожье Хмельницкий вернулся в Чигирин. Военные трофеи сделали его богатым человеком и сулили сытую жизнь состоятельного помещика на родине — так же как и отец, он стал сотником чигиринским. На ряду с успехами на боевом поприще удача сопровождала его и в делах сердечных: он женился по любви на Анне Сомковне (Ганна Сомко) и обзавёлся шестью детьми.

Писарь Войска Запорожского

Карьера Хмельницкого стремительно шла в гору. Он становится писарем Войска Запорожского, а затем — послом казаков при дворе польского короля Владислава IV.

Когда началась война Речи Посполитой с Россией, Хмельницкий участвовал в осаде поляками Смоленска в 1634 году. В 1635 году в одной из стычек под Москвой за проявленную храбрость и спасение короля от русского плена он даже получил ценную и знаковую награду — золотую саблю.

К тому моменту Хмельницкий овдовел и подумывал жениться снова.

Польское предательство

Переломным моментом в жизни казака стало событие, произошедшее в 1646 году. Когда он был в отъезде, польский шляхтич Данило Чаплинский , его давний враг, разграбил хутор Суботов, засёк до смерти младшего сына Хмельницкого и увёз женщину, с которой тот собирался венчаться.

Будущий предводитель казаков обратился в суд, но тот не принял жалобу чигиринского сотника. «Как это так — вооружённые бравые казаки сами не могут отстоять своих прав?!» — вопрошал король Владислав.

Справедливость с оружием в руках

Отчаявшись отстоять свои права мирным путём, Хмельницкий тайно собрал казаков и сообщил им о намерении искать справедливости с оружием в руках. Казаки поддержали его и в 1648 году провозгласили своим гетманом. Украина же стала называться Гетманщиной.

Впоследствии под знамёнами Хмельницкого собралось небывалое по численности войско — до 100 тысяч человек. Это стало началом войны запорожцев за независимость. Вместе с татарами им удалось одержать ряд блистательных побед над поляками: под Жёлтыми Водами, Корсунем и Збаражем. Глядя на такие успехи, крестьяне и горожане бросали свои жилища, организовывали отряды и устраивали дикие погромы. Это вызвало шок у Речи Посполитой и удивление за рубежом. Одна из английских газет писала: «Польша в пыли и крови пала под ногами казаков».

В 1649 году Киев, куда въехал Хмельницкий, приветствовал победителя, как приветствовали князей Древней Руси. Его называли «Моисеем», «спасителем и освободителем народа руського». Иерусалимский патриарх Паисий в Софиевском соборе отпустил все настоящие и будущие грехи Хмельницкого и под пушечные выстрелы благословил на войну с поляками.

Въезд Богдана Хмельницкого в Киев. Картина Николая Ивасюка, конец XIX века. Источник: Public Domain

Зборовский мир

И всё же полная независимость от Польши так и не была достигнута. В июне 1651 года, проиграв сражение под Берестечком, казаки заключили мир на кабальных условиях — так называемый Зборовский договор, который оставлял незатронутыми социальные порядки, господствовавшие на Украине: сохранял шляхту и холопов.

Результатами войны стали огромные потери украинского населения. Многие были пленены и проданы в рабство. В конце 1648 года число пленных было столь большим, что неслыханно упали цены: татары порой меняли людей на щепотку табака. В ранее процветающих местах наступил голод. Москва, сочувствуя единоверцам, отменила таможенные сборы на завоз хлеба на Украину, а турецкий султан, в свою очередь, снял пошлины при торговле в османских портах. Подошли эпидемии. «От Днестра до Днепра люди падают, лежат, как дрова», «не было милосердия между людьми», — говорилось в казацкой летописи Самовидца.

Переяславская рада

Хмельницкий смог ясно убедиться, что Гетманщина не может бороться в кровавой войне одними своими силами — ей была необходима протекция какого-либо из государств. Он выбрал Москву и, таким образом, пришёл к знаковому и важному событию: объединению двух братских народов. Причём выбор этот был не столько сделан самим гетманом, сколько являлся волеизъявлением всей Гетманщины.

Итак, 8 января 1654 года в Переяславле была собрана рада, на которой после речи Хмельницкого, указывавшего на необходимость для Украины выбрать кого-нибудь из четырёх государей: султана турецкого, хана крымского, короля польского или царя московского — и отдаться в его подданство, народ единодушно закричал: «Волим под царя московского, православного!».

Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве. Фото: www.globallookpress.com

Смерть Великого гетмана

Богдан Хмельницкий умер 27 июня 1657 года. Он считал, что будущее Украины — в развитии сельского хозяйства, признал за крестьянами право на переход в казачество и наследование земли. Примечательно, что, не допустив возобновления крупного панского землевладения, сам Хмельницкий не только не захватил себе ни одного поместья, но и активно препятствовал разграблению земель, с которых были изгнаны паны.

Хмельницкий был похоронен в родном Суботове. Ненависть поляков к Великому гетману была так велика, что шляхтичи надругались над его прахом. Никто так и не смог при жизни победить гетмана Войска Запорожского, человека, во многом предопределившего вектор развития всей Восточной Европы.

Современное отношение к Богдану Хмельницкому неоднозначно, тем более, у ультраправых националистов. С одной стороны, он был выдающимся тактиком и стратегом, отличным полководцем, понимающим и целеустремленным, а с другой, неоднократно «увиливал» от острых вопросов, служил польским интересам. Украинские националисты считают, будто именно этот человек более трех сотен лет назад определил направление казачества – под протекторат Московии и именно потому якобы и приходится разбираться с «братскими» народами за собственную идентификацию. При этом тактично умалчивается, что, если бы не договор Хмельницкого, страна могла иметь совершенно иные очертания, а не нынешние границы. Давайте вместе разберемся, что к чему, кем был это человек и какую роль в истории нашей Родины он сыграл.

Краткая биография Богдана Хмельницкого: казацкий гетман и освободитель от «польской неволи»

С высоты прошедших лет нам легко и просто смотреть на те события, что имели место не менее трехсот лет назад. Богдан Хмельницкий оценивается современниками по-разному. Одни действительно считают его борцом за свободу родного народа, вызволителем из-под польского ига Речи Посполитой, которая оккупировала в семнадцатом веке добрый кусок нашей, исконно-русской территории. Другие исследователи, что особенно модным стало в последние годы, указывают на тот факт, что он работал исключительно в собственных интересах, потому судьбы народов его интересовали мало. Стоит разобраться с данным вопросом более подробно и выяснить, кем же был этот человек на самом деле, какие цели преследовал и какими принципами руководствовался.

Стоит задуматься

Главным парадоксом жизни и вообще существования будущего гетмана Богдана Хмельницкого заключается в том, что подавляющую часть собственной жизни он преспокойно себе проживал на территории Польши. Более того, он был совершенно законопослушным гражданином, а также участвовал в военных походах против польских врагов того времени. Как же могло сложиться так, что он кардинально сменил точку зрения и обернулся против своих «хозяев»?

Неоценимая роль в истории

Среди историков и исследователей никогда не наблюдалось единства в вопросе оценки деятельности Богдана Хмельницкого в качестве независимого правителя. Современники воспевали его, как настоящего освободителя из-под польского ига и оккупации. После того, как влияние России на Украину стало постепенно возрастать и оценки стали серьезно меняться. Тарас Шевченко уже упрекает гетмана за то, что он добрую часть земли отдал добровольно под власть Московии, Кулиш считает, что именно Хмельницкий открыл сутки тревог, разрухи, печалей и значительного культурного упадка страны. Оценивая деятельность Богдана, даже Грушевский соглашался, что он имел большие задатки, однако считал, что ресурса для осуществления своих идей он попросту не имел.

Советские историки имели по данному поводу единое мнение, они считали гетмана Богдана Хмельницкого великим человеком и освободителем, ввиду присоединения Украины к России, что позже привело к известному нам формированию границ Советского Союза и современной Украины, что неудобно для ультраправых, пытающихся доказать нечто свое. Трудно не согласиться, что Хмельницкий оказал просто колоссальное влияние на создание принципов государственной национальной идеи и возрождение украинской государственности в принципе. Едва ли без него и его идей, а также и практических шагов, что он предпринимал в свое время, могло бы возникнуть в новейшей истории независимое государство, под названием Украина.

Происхождение и образование Богдана Хмельницкого

История Богдана Хмельницкого началась задолго до того, как он сам появился на свет. Отец его, Михаил Хмельницкий служил при дворе коронного гетмана Станислава Жолкевского, а потом работал также и на его зятя Яна Даниловича. При помощи своего верного писаря Мишки, тот получил в жены младшую дочь Жолкевского и основал новый город – Чигирин, где и выделил участок для своего верного соратника. Так Хмельницкие поселились на личном хуторе, который назвали Суботов.

Интересно, что на то время, дарованное старостой, не требовало документального оформления, что впоследствии сыграет злую шутку со старшим Хмельницким, который понятное дело, бегать и подписывать бумажки не стал, хотя стоило бы, ведь он был писарем, следовательно, кое-в-чем должен был разбираться. Кроме всего, должность писаря в войске, да еще и при самом коронном гетмане получить мог далеко не каждый, что свидетельствует о шляхетном происхождении семейства.

С отцом все понятно, осталось выяснить, кем же была мать Богдана. По разным сведениям, ее могли звать либо Агафья, либо Анастасия Федоровна, она была либо казачкой, либо тоже имела шляхетское происхождение, история и об этом умалчивает. 27 декабря 1595 года в деревеньке Суботов (а по иным сведениям, прямо в Чигирине), где с 1590-го служил Михаил городовым, в семействе Хмельницких родился мальчик, которого назвали Зиновием. В качестве второго имени было использовано Федор-Богдан.

Разбираясь, кто такой Богдан Хмельницкий и когда же он на самом деле родился, следует обратиться к свидетельствам Николо Сагредо, венецианского посла того времени в Польше. В 1649 году он писал, что встречался с Богданом Хмельницким, которому на тот момент исполнилось уже пятьдесят четыре года. Путем несложных вычислений получается, что появился на свет он в 1595 год. То есть официальные даты полностью подтверждаются.

Взросление и первые шаги при власти

Начальное обучение Богдан прошел дома, матушка самостоятельно учила его читать и писать, а потом поступил в киевскую братскую школу, после завершения которой определился и в Иезуитский коллегиум в городе Ярославе, что сегодня находится на территории Польши. В 1620 году его отец, сражаясь на стороне Станислава Жолкевского в походе на молдавские земли, погиб в страшном сражении с татарами под поселением Цецорой (современная Цуцора).

Но это не остановило молодого и пылкого парня, он пошел учиться далее и многие науки изучал во Львове. К примеру, там он осилил риторику и ораторское искусство. Богдан в совершенстве знал польский язык и латынь, изучил множество древних трактатов, однако родную веру, которая была дарована ему отцом, он так и не предал. Иезуиты так и не смогли докопаться до самых недр его души, хотя несколько раз ему и предлагалось обратиться в католичество, Хмельницкий остался православным.

Под началом польского короля

В 1620-1621 годах грянул польско-турецкий конфликт, в котором гибнет его отец, а сам Богдан пропадает в плен. Считается, что ровно два года он провел в качестве обычного раба на галерах. Однако по иной версии, образованный Хмельницкий и тут нашел себе теплое местечко под крылышком у турецкого (османского) адмирала, так как воротившись из плена уже знал турецкий и татарский языки. Едва ли он справился с такой задачей, если бы ему необходимо было постоянно раскачивать тяжелое весло. После выкупа матерью и братьями был сразу же зачислен в реестровое казачество, то есть отметился в списке казаков, официально служивших польскому государству.

Во второй половине двадцатых годов семнадцатого века Богдан Хмельницкий начинает принимать участие в походах запорожских казаков которые те осуществляют на турецкие поселения. В 1529 году им даже удается неожиданностью и нахрапом захватить даже предместье Царьграда (Константинополь). Далее Богдан возвращается на родину в Чигирин, где впервые жениться на мещанке и гетманской дочке Анн (Гафии) Семеновне Сомко (Сомковне) и получает чин сотника чигиринского. Начиная с 1630, приблизительно на восемь лет сведения о Богдане теряются. Его имя можно отыскать только в грамоте, которую подписали казаки, у которых он и служил писарем, при капитуляции восстания нереестрового казачества под предводительством Павлюка.

  • Казацкая Летопись самовидца свидетельствует, что в то же время, после воцарения короля Владислав IV, началась война Речи Посполитой и Русского царства, а сам Богдан даже принимал непосредственное участие в осаде Смоленска. Русский историк-архивист Петр Буцинский утверждает, что за этот поход он был удостоен золотой сабли, за особую отвагу и храбрость в стычках под Москвой.
  • В 1645 году польский король предоставил именно Богдану Хмельницкому разработать план нападения на Османскую империю, в обход решения сейма.
  • Во время войны Франции и Испании в 44-46 годах семнадцатого века, Хмельницкий принимал участие в осаде Дюнкерка. Интересно, что даже посол де Берже писал о нем кардиналу Мазарини, как о тонком политике и незаменимом организаторе среди казаков.

В 1646 году Владислав IV решил под шумок международного конфликта, развязать войну с османами, для чего казаки должны были напасть на турецкие территории. В обмен на это они должны были получить специальную королевскую грамоту, восстанавливавшую абсолютно все казацкие права и привилегии, что были пресечены к тому времени, от самого зарождения казачества. Заманчивая перспектива, не так ли? Правда, сейм вовремя узнал о заговоре и королю пришлось отказаться от своего коварного плана. Полученную гетманом Барабашем грамоту, которую потому якобы отобрал Хмельницкий, многие считают подделкой.

Восстание Богдана Хмельницкого

Когда супруга Хмельницкого приказала долго жить, ему долгое время помогала Гелена или Матрена, точно имя этой женщины история от нас умалчивает. Она смотрела за его шестерыми отпрысками, вела хозяйство. Во время отсутствия мужа, ненавидящий его поляк подстароста Чаплинский напал на Суботов, разграбил его, украл Гелену и даже обвенчался с нею, а младшего сына Богдана забил на смерть, чтобы не сопротивлялся и не защищал мачеху. Тогда Хмельницкий решил что-то предпринимать.

  • Сперва Богдан обратился в судебные королевские органы. Но его высмеяли и выдали, как издевательство сотню злотых, хотя ущерба там было нанесено тысячи на две, а то и три. Возмущению его не было предела, и он даже чуть не попал в тюрьму, во время вызволенный гетманом Барабашом.
  • Лютым февралем 1648 года Богдан Хмельницкий приехал на Запорожскую Сечь. Собрав запорожцев, обиженный Хмельницкий решил войной идти на становище коронной армии в Никитском Рогу. Реестровый полковник Станислав Юрский тогда сбежал, а сами казаки присоединились к своим братьям.
  • 18 апреля 1648 года Богдан Хмельницкий заключил мирный договор с крымским ханом Исламом III Гиреем. Интересно, что в хронике крымского придворного летописца Мехмеда Сенаи напрямую говорится о желании Хмельницкого принять ислам.
  • Полковники и старшины сразу же признали Богдана гетманом Войска Запорожского, приблизительно в это время появляется на арене такое действующее лицо, как граф Потоцкий, основной противник Хмельницкого.
  • 22 апреля 1648 многотысячное войско Хмельницкого выступило из Сечи и одержало головокружительную победу под местечком Желтые воды, где был смертельно ранен Стефан Потоцкий, а множество шляхтичей отправилось пленниками в Чигирин.
  • 15 мая Богдан с войском подошел вплотную к Корсуню, а поляки, не очухавшиеся от прошлого поражения, еще не знали, что и делать. Тогда засланный казачок, притворившись предателем, предложил себя в проводники, завел их в чащу, где они и были уничтожены казаками и татарами.
  • В битве под Пылявцами 13 сентября того же года казаки не просто выиграли, но даже и захватили около сотни пушек и множество иных богатств.
  • С шестого по девятое октября 1648 года казаки стояли осадой у Львова, откуда перед этим в срочном порядке ретировались поляки, увезя все самое ценное. Город сдался, но основной целью Хмельницкого был выкуп за снятие осады. С польским правительством договориться не удалось, и казаки повернули домой, попутно грабя все деревни и города, что попадались на дороге, как настоящие разбойники.

1 января 1649 года, гетман Богдан Хмельницкий, как триумфатор въехал в Киев, его встречали криками, радостью и гулянками. С этой поры он становится ярым ненавистником «лядов» и «юдеев», хотя еще совсем недавно отлично служил под их началом, понимая, что для иноземца никак не заслужить справедливости среди чужаков. Крестьянству пришлось просто подчиниться, так как выбор был невелик, либо воевать за казаков, либо отправляться в ясыря к татарам. Тем временем казаки, вкупе с крестьянами, стали устраивать настоящие еврейские и польские погромы, разоряли дома, убивали, грабили, насиловали. На победоносный поход и всенародную поддержку это было похоже мало.

Воссоединение Украины и России: зборовский мир и Белоцерковский договор

Еще в начале 1648 года Богдан писал письмо русскому царю Алексею Михайловичу о принятии его войска в состав российской армии. Доставить письмо Хмельницкого государю взялся сам иерусалимский патриарх Паисий, что как раз был проездом в Киеве. Он и опоясал мятежного казака мечом, освященным на гробе господнем.

  • К гетману Хмельницкому на то время являлось много послов, были и польские, с Адамом Киселем во главе. Они притащили Хмельницкому королевскую грамоту на гетманство, которую он принял и даже короля поблагодарил.
  • Это вызвало смущение и разброд умов, а сами поляки оказались обманщиками, так как еще до возвращения делегации уже стали подтягивать войска. Тогда же гетман пишет письма турецкому, крымскому и польскому правителям. Они полны заверений дружбы, но на службу ни к кому, Богдан явно поступать не собирался.
  • Пятого и шестого августа того же года происходит знаковая битва при Зборове, которую Хмельницкий выиграл, но короля захватить в плен не позволил, причины чего неясны.
  • 19 августа был подписан так называемый Зборовский мирный договор, в котором оговаривалось семнадцать пунктов, от географических указаний на земли казачества, до амнистии мещанам, казакам и шляхтичам, принимавшим участие в восстании. Однако в итоге все получилось, как всегда, сами поляки регулярно нарушали договора и соседей ни во что не ставили.
  • В 1650 году из плена возвратился Николай Потоцкий, который желал только одного, продолжить войну, пока ни одного казака не останется на свете. 19 июня 1651 состоялось страшное Брестское сражение, в котором Хмельницкий не только проиграл, но и заработал недоверие народа.
  • В 1652 году победу было одержано в битве при Батоге, в которой погибло около восьми тысяч поляков. Причем не так в самом сражении, которое продлилось всего день до заката, как при резне пленных казаками впоследствии.

Тем временем начался страшный голод и эпидемии на Украине, ввиду разрушительных походов поляков в отместку за восстание. Выжидательную позицию заняла Москва и Турция, помогая при этом отменой пошлин и налогов. Поляки же продолжили разжигать ненависть, сажали украинцев на кол, повсюду расставлены были виселицы.

Переяславская рада: воссоединение двух братьев

Убедившись, что Гетманщина своими силами бороться с окружающими врагами никак не способна, Богдан Хмельницкий решил заключить мирные договоры с Османской империей, Швецией и Россией. 9 февраля 1651 года впервые земский собор в Москве обсуждал, как ответить гетману. Царь Алексей Михайлович не проигнорировал просьбы Хмельницкого и даже отправил своего боярина к польскому королю, однако в ответ польские отряды стали зверствовать на Украине еще больше.

1 октября 1653 года на земском соборе переход казаков под начало русского правления было утверждено, а уже через несколько месяце, 8 января 1654 года в Переяславле была собрана специальная рада, на которой Хмельницкий поставил своих перед выбором, под чье правление им встать, крымского хана, османской империи или русского царя. Был вариант и с польским подданством, но этого народ уже «наелся» под завязку. Стоит заметить, что единственным православным в этом списке оказался как раз московский правитель. Интересно, что украинский гетман Богдан Хмельницкий, а также великий царь всея Руси Алексей Михайлович Романов никогда лично не встречались.

Личная жизнь и смерть гетмана Хмельницкого: память народная

Русский историк Григорий Вернадский утверждает, что гетман Хмельницкий был человек среднего телосложения, невысок ростом, но крепкий и коренастый, а при этом, с несколько неуравновешенным характером. Он любил образованных и умных людей, стараясь всего окружать себя подобными. О личной жизни его известно немного, но эту информацию стоит узнать.

Браки и дети

Считается, что женат Богдан был трижды. Первый раз он женился на казачке Анне Сомко, второй брак заключил с Еленой (Матроной) Чаплинской, которая была шляхтянкой, а в третий раз взял в жены юную Анну Золотаренко. Впрочем, информация об этом достаточно туманна. У него было достаточно много детей.

  • Степанида, которая, став супругой Ивана Нечая и попав с ним в плен при Быхове, была выслана в Тобольск, где и скончалась впоследствии.
  • Екатерина сперва вышла замуж за полковника Данилы Выговского, а после его казни русичами, стала супругой Павки Тетери.
  • Мария могла быть женой сотника Близкого или Мовчана.
  • Тимош, который погиб в 1653 году, не оставив потомства.
  • Григорий, что предположительно умер в младенчестве или раннем детстве, возможно, был убит.
  • Остап, которого по легенде забил до смерти польский пан, выкравший Елену Чаплинскую.
  • Юрий, который стал достойным преемником отца, став гетманом запорожским после его смерти.

Говорят, что была еще и Елена, существование которой вообще ставится под сомнение. Возможно, именно она стала женой сотника Близкого, а не Мария, что была супругой Ивана Мовчана.

Смерть Хмельницкого и увековечение его памяти

После того, как Гетманщина была присоединена к России, началась война с Польшей, так как нарушение границ и пределов, она потерпеть уже никак не могла. Алексей Михайлович двинулся на Литву, а Карл X шведский начал боевые действия против поляков со своей стороны, тогда король Ян Казимир пошел на переговоры с Хмельницким, однако тот мешкал, собираясь максимально «струсить» с поляков материальных выгод. Тогда король пошел на поклон к самому русскому правителю, который согласился на дарованный ему титул наследника польской короны. Но Богдан рассудил по-своему и в 1657 году договорился со шведским правителем Карлом X и даже отправил ему в помощь войско.

Когда русский царь узнал об этом, сразу же отправил к Хмельницкому посольство, которое застало его уже в плачевном и сильно больном состоянии. Они напали на него с упреками, обвиняя в измене, однако тот не послушал. Но войско, которое узнало, что царь не в курсе событий, просто вернулось обратно, не желая обострения конфликта с мощным северным союзником. В самом начале 1657 года гетман созвал раду, на которой в его преемники был назначен его сынок Юрий, которому на тот момент едва исполнилось шестнадцать. Умер Богдан Хмельницкий 27 июля 1657 года в Чигирине, скорее всего, от инсульта, а похоронен рядом с сыном Тимошкой в Суботове.

Образ Богдана Хмельницкого запечатлен во многих произведениях искусства, к примеру, его фигура имеется в Нижнем Новгороде, в мемориальном комплексе Тысячелетие России. Во многих населенных пунктах России, Украины, Белоруссии и даже в иных бывших «союзных» республиках, есть улицы, проспекты и площади, носящие его имя. Во времена Великой Отечественной войны был даже учрежден орден Богдана Хмельницкого. Отлично образ этого человека раскрыт в книге Генрика Сенкевича «Огнем и мечом», которая была экранизирована не один раз. Самой популярной версией считается совместный украинско-польский проект «Ogniem i mieczem» 1999 года, в которой роль гетмана сыграл знаменитый Богдан Ступка.

ХМЕЛЬНИ́ЦКИЙ Богдан (Зиновий; 1595, село Суботов близ города Чигирина, ныне Черкасская область, Украина, - 1657, Чигирин), предводитель восстания на Украине 1648–56 гг., гетман Запорожского войска. С именем Хмельницкого связана одна из самых трагических страниц в истории еврейства Восточной Европы.

Его отец, дворянин (шляхтич), по заявлению самого Хмельницкого, был чигиринским подстаростой; имеются сведения, что отец занимал более скромную должность уездного писаря. (Утверждение, что отец Хмельницкого - крещеный еврей из местечка Хмельник, впервые появилось в сочинении польского историка начала 20 в. Ф. Равиты-Гавроньского и никак не подтверждается более ранними источниками.) В сентябре 1620 г. в составе отряда «реестровых» (то есть официально записанных в польскую армию) казаков Хмельницкий вместе с отцом принял участие в битве поляков с турецко-татарским войском. Поляки потерпели поражение, отец Хмельницкого был убит в сражении, а сам Хмельницкий оказался в турецком плену. Через два года вернулся из плена и восстановился в реестровом казачестве, женился, сделал служебную карьеру. В декабре 1637 г. Хмельницкий значился «писарем Войска Запорожского» в соглашении, подписанном между лояльными Польше войсками и потерпевшими поражение повстанцами Павла Бута (Павлюка). Через год Хмельницкий - сотник Чигиринского полка (что было одной из высших должностей для православного реестрового казака), в январе–феврале 1639 г. участвовал в переговорах казаков с королем Владиславом IV в Вильно (см. Вильнюс), осенью того же года был в составе казацкой делегации на сейме Речи Посполитой в Варшаве . В апреле 1646 г. Хмельницкий вновь принял участие в казачьих переговорах с королем в Варшаве.

В том же 1646 г. Хмельницкий вступил в острый конфликт с номинальным «старостой» Чигирина Александром Конецпольским и фактическим правителем местности, «подстаростой» Даниэлем Чаплиньским. Причиной были претензии Чаплиньского на участок, издавна принадлежавший Хмельницким; к этому различные источники добавляют романтические мотивы, а также конкуренцию суботовского (принадлежащего Хмельницкому) и чигиринского шинков, приносивших значительный доход владельцам. По сообщению еврейского хрониста Н. Х анновера , чигиринским шинком владел арендатор (см. аренда) «староства», еврей Захарья Собиленко; по документам, исходящим от самого Хмельницкого, в конфликт определенно были вовлечены евреи. Так, в одной из жалоб высшему польскому чиновнику на Приднепровской Украине, коронному гетману Николаю Потоцкому, Хмельницкий писал: «Даже от евреев мы испытали невыносимые обиды и унижение» (последнее слово может быть переведено и как «ущерб»), в жалобе королю: «Даже евреи, надеясь на поддержку старост, также наносят нам большой ущерб». Аналогичные претензии к евреям повторяются и в сохранившихся личных письмах Хмельницкого, адресованных А. Казановскому и В. Заславскому (оба - 1648 г.). В 1646 г. некий польский солдат (вероятно, подосланный Д. Чаплиньским) совершил покушение на Хмельницкого, в 1647 г. умерла или погибла жена Хмельницкого Анна. В марте–апреле 1647 г. имение Суботов было захвачено Чаплиньским, а семья Хмельницкого изгнана из дома. Жалобы пострадавшего привели лишь к его аресту по обвинению (по всей видимости, ложному) в попытке переправить оружие на Сечь. В декабре 1647 г. Хмельницкий был освобожден из-под ареста под поручительство одного из своих бывших польских командиров, а в январе 1648 г. вместе с группой приближенных казаков и старшим сыном Тимошем бежал в Запорожскую Сечь.

Хмельницкому удалось стать во главе тех, кто был недоволен властями. Опираясь на крестьян и мещан, бежавших от притеснений; казаков, устраненных из списков «реестровых» и лишившихся заработка, Хмельницкий добился избрания гетманом Войска Запорожского. Хмельницкий сумел с самого начала восстания договориться с сильным врагом Речи Посполитой - крымским ханом, и это изменило расклад сил в противостоянии казаков с метрополией.

Начиная с 1648 г., появляются документы, подписанные Хмельницким (см. выше). В этих документах упоминаются отдельные случаи притеснения православной церкви. Современники событий и, в частности, Н. Х анновер, рассказывали также о манифестах Хмельницкого, призывавших к уничтожению поляков и евреев; против евреев в манифестах якобы выдвигались развернутые обвинения. Не только социальное противостояние и религиозная рознь, но и личные счеты Хмельницкого, стоявшего во главе большого восстания, трагически отразились на судьбе украинского еврейства, которое подверглось массовому истреблению (см. Украина. Евреи Украины под властью Литвы и Польши). Восстание под предводительством Хмельницкого сопровождалось изощренными жестокостями по отношению к жителям захваченных городов. Особую ненависть повстанцев вызывали католические священники, монахи и евреи, которых обычно истребляли поголовно; нередко та же судьба ожидала и горожан-поляков. В ходе войны особый резонанс в еврейском мире вызвало истребление евреев Немирова и Тульчина (июнь 1648 г.).

Зборовский мир, заключенный между Хмельницким и польским королем Яном II Казимиром в августе 1649 г., впервые привел к образованию украинского автономного «гетьманата» в Черниговском, Киевском и Брацлавском воеводствах, что стало фактически началом украинской государственности. Седьмой пункт мирного договора специально посвящен евреям: «Жиды (по тому времени - этноним для обозначения евреев) державцами (то есть управляющими), арендаторами, ане мешканцами (жителями) не мають быти в местах украинных, где казаки свои полки мають» - что означало полное отсутствие евреев на территории украинской автономии.

В сентябре 1650 г. войско Хмельницкого совершило поход в Молдавию , сопровождавшийся грабежом и резней еврейского населения. В июне 1651 г. армия Хмельницкого была разгромлена поляками под городом Берестечко (Волынь). Согласно условиям заключенного в сентябре того же года Белоцерковского мирного договора между королем и Хмельницким, евреям, по жесткому настоянию польской стороны, позволялось вернуться в пределы украинской автономии: «Жиды, в маетностях (имениях) Его королевские милости и в шляхетских, как бывали жителями и откупщиками, так и ныне имеют быть». Однако вновь вспыхнувшие военные действия не дали евреям возможности реализовать это право.

В 1653 г. сын Хмельницкого Тимош совершил с казацким отрядом новый поход в Молдавию, при этом произошла страшная резня евреев в Яссах , описанная в дневнике христианского автора-сирийца, Павла Алеппского.

В 1654 г. Хмельницкий осуществил поворот в украинской политике, перейдя после попыток перейти под власть Турции в подчинение единоверному московскому царю Алексею Михайловичу (Переяславская рада). Широкая автономия Украины первоначально сохранялась. Совместные действия московской армии и небольшого казацкого войска против Речи Посполитой проходили главным образом на территории Белоруссии и Литвы , где пострадали многочисленные старые еврейские общины Витебска , Полоцка , Могилева , Старого Быхова, Вильны (см. Вильнюс) и других городов. Вторжение шведского войска в Срединную и Западную Польшу в 1655 г. и события Северной войны нанесли также тяжелые потери евреям, в том числе беженцам с юго-востока (нынешних Украины и Белоруссии).

В то же время войска, подчинявшиеся непосредственно Хмельницкому, вели с переменным успехом бои непосредственно на украинской территории, а также в Галиции , осаждали Каменец-Подольский , Львов и другие города. Когда в конце октября 1656 г. московское государство объявило перемирие в войне с Польшей, Хмельницкий не согласился с этим и за спиной московского суверена послал казаков в помощь князю Трансильвании Дьердю II Ракоци для продолжения войны с поляками. С этого действия началось противостояние украинской автономии Москве , которое продолжили некоторые преемники Хмельницкого на посту гетмана.

События войны, развязанной восстанием Хмельницкого, а также отдаленные ее результаты привели к трагическим последствиям для населения - не только еврейского - Украины, Польши и Белоруссии. В то же время - по воле Хмельницкого или независимо от него - они послужили основой для формирования украинской национальной мифологии, значительно позже сформулированной идеологически в «Истории русов» неизвестного автора (конец 18 в.; впервые опубликована в 1846 г.). Личность беспощадного правителя, успешного дипломата и полководца Хмельницкого наложила отпечаток на содержание мифа; возможно, что антиеврейская составляющая мифа восходит к самому Хмельницкому. В то же время сомнительно, чтобы Хмельницкий ставил целью тотальное истребление евреев даже на территории Украины. Судьба жителей любого местечка , захваченного повстанцами, зависела от произвола местного командира, которому принадлежала полная свобода действий. Известны случаи, когда евреи давали «присягу» казакам (то есть принимали крещение по православному обряду) и оставались в живых. Характерно, что в Западной Украине и юго-восточной Польше, когда армия находилась под непосредственным командованием Хмельницкого, казаки порой предпочитали не идти на штурм, а брали выкуп и уходили, если осажденные соглашались платить (Львов, Жолкиев /см. Жолква /, Замосць , Дубно).

В еврейском народном сознании события «хмельничины», в частности, 1648 г., когда потери евреев были особо велики и неожиданны, запечатлелись как «гзерот тах » (`Господни кары 5408` /1648/) - эпоха зверской жестокости и бед. Еврейские историки 19 в. (а вслед за ними и другие) буквально приняли утверждение о количестве уничтоженных евреев, зафиксированное свидетелем восстания Н. Х анновером; по его данным, речь шла о сотнях тысяч убитых. В 20 в. начались уточнения, связанные с демографическими оценками. Историки Ш. Эттингер и Б. Вейнриб (1900–82), ознакомившись с широким корпусом доступных источников, определили более точно количество еврейских жертв хмельничины. Так, по оценке Б. Вейнриба, на всей территории Речи Посполитой, охваченной восстаниями и войнами, в 1648–67 гг. погибло, а также умерло от эпидемий и голода сорок–пятьдесят тысяч евреев, что составляло 20–25% еврейского населения страны по максимальным оценкам; еще пять–десять тысяч бежали (или не вернулись из плена). Истребление около четверти еврейского населения страны, в которой была сосредоточена самая многочисленная и образованная община мирового еврейства, оказало глубокое влияние на еврейский мир. Раввины видели в событиях хмельничины признаки скорого прихода Мессии . В еврейском фольклоре , литературе и историографии «Хмель-злодей» - одна из самых одиозных и зловещих фигур. Событиям эпохи гзерот тах посвящен ряд произведений еврейской литературы, в их числе драма в стихах Н. Минского «Осада Тульчина» (1888), роман Ш. Аша «Киддуш х а-Шем» («Во славу Божию», 1919), баллада «Бат х а-рав» («Дочь раввина», 1924) Ш. Черниховского , роман «Дер кнехт» («Раб», 1960) И. Башевиса-Зингера . В свою очередь, спустя некоторое время после событий восстания под предводительством Хмельницкого в украинском фольклоре появились произведения эпического жанра («думы»), демонизирующие роль евреев в социальной жизни предшествующей эпохи. В этих произведениях фигурирует, например, еврей, насильственно загоняющий казака в шинок или взимающий с православных плату за отправление обрядов в церкви, что не соответствовало реальной жизни. Выдающийся украинский историк М. Грушевский, а также писатель и филолог И. Франко отнесли возникновение «дум» к 18 в. Однако у идеологов украинского национального движения, в сочинениях ряда писателей и историков-украинцев (в их числе Н. Гоголя, Н. Костомарова и Т. Шевченко) эти фольклорные мотивы получили значение бесспорных реалий.

Мифологизированное наследие периода хмельничины спровоцировало ряд жестоких расправ с евреями в истории Украины (см. также Гайдамаки ; С. Петлюра ; Погромы ; Умань) и на века омрачило отношения украинцев и евреев. Только с провозглашением Государства Израиль (1948) и обретением Украиной независимости (1991) отношения двух народов вступили в период нормализации.

КЕЭ, том: 9.
Кол.: 852–855.
Издано: 1999.

(1595 - 1657) - гетман, государственный деятель, полководец.
Богдан Хмельницкий родился 25 декабря 1595 года в селе Суботов (одна из версий) в семье сотника чигиринского полка Михаила Хмельницкого. Историки выдвигают разные версии о месте рождения Богдана Хмельницкого.Род Хмельницких - древний молдавский род Люблинского воеводства.
Обучение Богдана Хмельницкого началось в киевской братской школе, по окончании которой он поступает в Иезуитский коллегиум в Ярославле. И в дальнейшем продолжает обучение во Львове. Характерно, что овладев искусством риторики и сочинения, а также в совершенстве польским языком и латынью, Хмельницкий не перешёл в католичество, но остался верен отцовской вере (то есть православию). Позже он напишет, что иезуиты не смогли добраться до самых недр его души.
В 1620-1621 годах Богдан Хмельницкий участвует в польско-турецкой войне, во время которой гибнет его отец, а он сам попадает в плен. После двух лет плена Хмельницкому удается сбежать (по другим данным, был выкуплен родственниками). После возвращения в Суботов он записывается в реестровое казачество.
Затем в биографии Хмельницкого начинается череда походов с запорожцами на турецкие города. Во время восстания казаков 1630-1638 годов имя Хмельницкого упоминается только один раз при подписании договора о капитуляции, который был написан рукой Хмельницкого (он был генеральным писарем у восставших казаков) и подписан им и казацким старшиной.

1635 году за храбрость был награжден золотой саблей от польского короля Владислава IV. В 1644-1646 годах участвовал в войне Франции с Испанией, командуя более чем двухтысячным отрядом казаков.
Воспользовавшись отсутствием Хмельницкого, польский подстароста Чаплинский, напал на его хутор и разграбил его. Бесплодные попытки искать возмездия на суде привели к тому что Хмельницкий поднял казаков на бунт, которые провозгласили его гетманом.
С 1648 года Хмельницкий с четырехтысячным войском выступил против поляков. Его победы над поляками вызвали всеобщее восстание черкассов и населения Малориссии против поляков.
17 сентября 1651 года заключен был так называемый белоцерковский договор, очень невыгодный для казаков. После этого договора началось массовое переселение народа в пределы Русского государства. Вскоре договор был нарушен поляками.
8 января 1654 года в Переяславле была собрана рада, на которой после речи Хмельницкого, указывавшего на необходимость выбрать кого-нибудь из четырёх государей: султана турецкого, хана крымского, короля польского или царя русского и отдаться в его подданство. Народ поддержал идею отдаться в подданство русскому царю.
Умер Богдан Хмельницкий 27 июля 1657 года от инсульта. Похоронен в селе Суботове, в построенной им самим каменной церкви, существующей до настоящего времени.В 1664 году польский воевода Стефан Чарнецкий сжёг Суботов и велел выкопать прах Хмельницкого и его сына Тимоша и выбросить тела на «поругание» из могилы.

Читайте так же:







Последние оценки: 4 3 4 5 5 4 5 5 4 5

Ваше мнение очень важно для нас.
Оцените пожалуйста текст:
1 2 3 4 5

Комментарии:

супер 11 поставили идеално

Норм Жаль что только на русском

Слишком длинное но я получил 12

: Хаким - Ходоров . Источник: т. XXXVII (1903): Хаким - Ходоров, с. 456-461 () Другие источники : МЭСБЕ : РБС


Хмельницкий (Зиновий Богдан) - знаменитый гетман Малороссии, сын чигиринского сотника Михаила Х. (см.) . Род Хмельницких производили из люблинского воеводства, герба «Абданк». Впоследствии, когда Богдан Х. приобрел историческую славу, его относили к роду Богданов, властвовавших в Молдавии в XV в. Родился Х., вероятно, в конце XVI века. Первоначальное образование получил в Киево-братской школе; затем, по словам польских историков, учился у иезуитов в Ярославле Галицком и получил хорошее по тому времени образование. Кроме своего родного малорусского языка, он владел языками польским и латинским, а впоследствии научился еще языкам турецкому и французскому. Поступив в казацкое войско, Х. участвовал в польско-турецкой войне 1620-21 г., во время которой, в битве под Цецорою, был убит его отец, а сам Х. попал в плен и пробыл два года в Константинополе. Получив свободу, Х. начал устраивать морские походы запорожцев на турецкие города. Известен поход в 1629 г., когда казаки побывали, под начальством Х., под самым Константинополем и вернулись с богатой добычей. После долгого пребывания на Запорожье Х. вернулся на родину в Чигирин, женился на Анне Сомковне и получил уряд сотника чигиринского. В последовавших затем восстаниях казаков против Польши между 1630 и 1638 гг. имя Х. не встречается. Когда на польский престол вступил Владислав IV и началась война с Московским государством, Х. воевал против русских и получил от короля золотую саблю за храбрость. Не один раз он входил в состав депутаций для представления сейму и королю жалоб на насилия, которым подвергались казаки. Когда, в 1645 г., король задумал без согласия сейма начать войну с Турцией, он доверил свой план, между прочим, и Богдану Х. Есть известие, что последний побывал в это время во Франции, совещался с графом Брежи, назначенным на пост посланника в Польшу, и результатом этого совещания была посылка 2400 казаков во Францию, которые и участвовали в осаде Дюнкирхена принцем Конде. В 1646 г. король Владислав IV начал тайные переговоры с казацкими старшинами Ильяшем, Барабашем и Χ. ο помощи в турецкой войне (Х. в то время был войсковым писарем). Казаки должны были начать войну с Турцией, и за это получили от короля грамоту на восстановление своих прав. Но до войны дело не дошло: вербовка войск вызвала страшное волнение на сейме, и король принужден был отказаться от своих планов. Грамота короля осталась у казаков и, по одним известиям, хранилась в тайне у Ильяша, по другим - у Барабаша. Когда король потерпел неудачу на сейме, Х., путем хитрости, выманил королевскую привилегию у Барабаша или у Ильяша и задумал воспользоваться ею для отстаивания казацких прав. В это же время случай из личной жизни Х. резко изменил его образ действий относительно польского правительства, заставив его поднять малорусский народ и стать во главе этого восстания, подготовленного всей политикой польского государства относительно казачества и, вообще, русского православного населения в пределах Речи Посполитой (см. Малороссия). У Х. был небольшой хутор Субботово, близ Чигирина. Воспользовавшись его отсутствием, польский подстароста Чаплинский, ненавидевший Х., напал на его хутор, разграбил его, увез женщину, с которой Х. жил по смерти своей первой жены Анны Сомковны, обвенчался с ней по католическому обряду и высек одного из сыновей Х. так сильно, что тот вскоре умер. Х. начал было искать возмездия на суде, но там ему ответили только насмешкой. Тогда он обратился к королю, который, чувствуя себя бессильным помочь Х., высказал, как говорили, удивление, что казаки, имея оружие в руках, не защищают сами своих прав. Возвратившись ни с чем из Варшавы, Х. решил прибегнуть к оружию. Он тайно собрал казаков и сумел так возбудить их, что они провозгласили его гетманом и просили Х. лично, а не через послов вести переговоры с татарами, чтобы склонить их к союзу с казаками. От гетманства Х. отказался, но последнюю просьбу казаков решил исполнить. Один из участников тайного собрания, Роман Пешта, донес о замыслах Х. коронному гетману Потоцкому, который отдал приказ арестовать Х. Вскоре, однако, Х. удалось бежать. 11 дек. 1647 г. он вместе со своим сыном Тимофеем прибыл в Запорожскую Сечь, а оттуда направился в Крым, где царствовал в то время Ислам-Гирей. Хан принял Х. ласково, но относительно войны с Польшей дал ответ нерешительный, хотя перекопскому мурзе Туган-бею и приказано было идти с Х., не объявляя формально войны Польше. 18 апр. 1648 г. Х. прибыл в Сечь и изложил результаты своей поездки в Крым. Народ на Сечи принял его с энтузиазмом и избрал старшим войска запорожского. Гетманом Х. стал называться только в позднее. 22 апреля Х. выступил из Запорожья; за ним, на некотором расстоянии шел Туган-бей с татарами. Обошедши крепость Кодак, где сидел польский гарнизон, Х. направился к устью реки Тясмина и остановился лагерем на притоке Желты-Воды, впадающем в Тясмин (в нынешнем Александрийском у. Херсонской губ.). Несколько времени спустя подошли туда и поляки, под начальством молодого Степана Потоцкого. 6 мая казаки бросились на польский обоз; поляки защищались храбро, но казаки отрезали их от воды, и поляки должны были откупиться, выдав казакам пушки. За это полякам был клятвенно обещан свободный пропуск в Польшу; но когда они стали отступать и 8 мая дошли до яра, называвшегося Княжескими Байраками, на них неожиданно напал Туган-бей с татарами. Поражение поляков, вследствие неожиданности нападения, было ужасно. Потоцкий был смертельно ранен, другие начальники взяты в плен и отправлены пленниками в Чигирин. Х. двинулся к Корсуну (в нын. Киевской губ.), где стояло польское войско, под начальством Калиновского и Николая Потоцкого. 15 мая Х. подошел к Корсуну почти в то самое время, когда польские полководцы получили известие о поражении поляков при Желтых Водах и не знали еще, что предпринять. Х. подослал к полякам казака Микиту Галагана, который, отдавшись в плен, предложил себя полякам в проводники, завел их в лесную чащу и дал Х. возможность без труда истребить польский отряд. Потоцкий и Калиновский были взяты в плен и отданы, в виде вознаграждения, Туган-бею. Победы Х. при Желтых Водах и под Корсуном вызвали всеобщее восстание малорусского народа против поляков. Крестьяне и горожане бросали свои жилища, организовали отряды и старались со всей жестокостью отомстить полякам и евреям за притеснения, которые они от них за последнее время претерпели. Действия Х. отличались, однако, крайней нерешительностью, много повредившей казацкому делу. Х. выступил против Польши первоначально по чисто личным побуждениям, желая отомстить за нанесенное ему оскорбление. Ходом событий он был поставлен во главе громадного народного движения, результатов которого не мог предвидеть. Увлекаемый этими событиями, он порой как будто хотел остановиться. Не он руководил движением казачества: оно коренилось глубоко в народной жизни и, прорвавшись наружу, росло и расширялось до тех пор, пока были напряжены нервы народа. Народное казацкое движение выдвинуло из своей среды целый ряд вождей мелких отрядов. Они-то собственно и составляли душу движения; за ними вынужден был идти Х. Когда пришло письмо Адама Киселя (см. соотв. статью), обещавшего свое посредничество для примирения казаков с польским государством, Х. собрал раду, на которой, говорят, было около 70 т. человек, и получил ее согласие на приглашение Киселя для переговоров; но перемирие заключено не было вследствие враждебного к полякам настроения казацкой массы. На жестокости казацких предводителей, действовавших вполне независимо один от другого и от Х., поляки отвечали такими же жестокостями; в этом отношении особенно отличался князь Иеремия Корибут-Вишневецкий. Послав послов в Варшаву, Х. медленно подвигался вперед, прошел Белую Церковь и, хотя был убежден, что из переговоров с поляками ничего не выйдет, все-таки активного участия в народном восстании не принимал. В это как раз время он сыграл свою свадьбу с Чаплинской - вероятно, той самой, которая когда-то была у него выкрадена из Субботова. Сейм, между тем, постановил готовиться к войне с казаками. К казакам были, правда, посланы уполномоченные для переговоров, но они должны были предъявить такие требования, на которые казаки никогда не согласились бы (выдача оружия, взятого у поляков, выдача предводителей казацких отрядов, удаление татар). Рада, на которой были прочитаны эти условия, была сильно раздражена против Богдана Х. за его медленность и за переговоры. Уступая раде, Х. стал двигаться вперед на Волынь, дошел до Случи, направляясь к Староконстантинову, но в то же время вел переговоры с Адамом Киселем о мире. Костомаров и некоторые другие исследователи считают это хитрой политикой, но вернее видеть здесь просто желание заключить мир с поляками. Предводители польского ополчения - князь Заславский, Конецпольский и Остророг - не были ни талантливы, ни энергичны. Х. прозвал Заславского за изнеженность перыною, Конецпольского за молодость - дытыною, а Остророга за ученость - латыною. Они подошли к Пиляве (близ Староконстантинова), где стоял Х., но никаких решительных мер не предпринимали, как на том ни настаивал Вишневецкий. Это дало возможность Богдану усилиться; к нему стали сходиться предводители отдельных отрядов. Польское войско не мешало им. До 20-го сентября Х. ничего не предпринимал, поджидая прихода татарского отряда. Пришло 4000 чел. Богдан Х. подослал к полякам попа, который, когда его взяли в плен, передал полякам, что пришло 40 тыс. крымцев, и этим навел на поляков панический страх. 21 сентября началось сражение, поляки не устояли и побежали. Наутро казаки нашли пустой лагерь и овладели богатой добычей. Неприятеля не преследовали. Х. занял Староконстантинов, потом Збараж (в Галиции). Созвав раду, он стал проводить мысль, что пора вернуться домой отдохнуть. Рада предложила ему гетманство, но Х. отверг его, заявив, что он примет это звание только от короля. Это показывает, что Х. не признавал за радой казацкой права избирать гетмана и все еще считал себя подвластным польскому королю. Прекратить войну и возвратиться домой рада не согласилась. Решено было идти на Варшаву и разорить Польшу. Подчиняясь этому решению, Х. снова сталь хитрить по отношению к своим. Он направился ко Львову, который на требование выдать евреев ответил отказом и был разграблен. От Львова Х. двинулся к Замостью, но медлил с приступом. Снова среди предводителей казацких отрядов явилось недовольство его медленностью. Главная же причина заключалась в выжидании результатов выборного сейма, который в то время заседал в Варшаве. Х. отправил туда послов с просьбой прислать комиссаров для переговоров о мире и с поручением заявить, что если будет избран на польский престол Ян-Казимир, Х. покорится ему. Когда был избран Ян-Казимир, Х. немедленно снял осаду и отступил от Замостья. Татары и казаки были поражены таким отступлением. В оправдание свое Х. ссылался на то, что он подданный и слуга короля и должен повиноваться его повелениям. В первых числах января 1649 г. Х. въехал в Киев, где его встретили торжественно. Из Киева Х. отправился в Переяслав. Слава его разнеслась далеко за пределы Украины. К нему приходили послы от крымского хана, турецкого султана, молдавского господаря, седмиградского князя и даже от московского царя Алексея Михайловича, с предложением дружбы. Пришли послы и от поляков, с Адамом Киселем во главе, и принесли Х. королевскую грамоту на гетманство. Х. созвал раду в Переяславле, принял гетманское достоинство и благодарил короля. Это вызвало большое неудовольствие среди старшины, за которой следовали и простые казаки, громко выражавшие свою ненависть к Польше. Ввиду такого настроения Х. в своих переговорах с комиссарами вел себя довольно уклончиво и нерешительно. Комиссары удалились, не выработав никаких условий примирения. Война, впрочем, не прекращалась и после отступления Х. от Замостья, особенно на Волыни, где отдельные казацкие отряды (загоны) продолжали непрерывно партизанскую борьбу с поляками. Сейм, собравшийся в Кракове в январе 1649 г., еще до возвращения комиссаров из Переяславля, постановил собирать ополчение. Весной польские войска стали стягиваться на Волынь. Х. разослал по Украине универсалы, призывая всех на защиту родины. Летопись Самовидца, современная этим событиям, довольно картинно изображает, как все, стар и млад, горожане и селяне, бросали свои жилища и занятия, вооружались чем попало, брили бороды и шли в казаки. Образовано было 24 полка (под этим именем разумелось не известное количество лиц, а известная территория южно-русской земли). Войско было устроено по старинной системе, выработанной казачеством еще в Сечи Запорожской. Х. выступил из Чигирина, но двигался вперед чрезвычайно медленно, поджидая прибытия крымского хана Ислам-Гирея, с которым он и соединился на Черном Шляху, за Животовым. После этого Х. с татарами подступил к Збаражу, где осадил польское войско. Осада продолжалась больше месяца (в июле 1649 г.). В польском лагере начался голод и повальные болезни. На помощь осажденным выступил сам король Ян-Казимир, во главе двадцатитысячного отряда. Папа прислал королю освященное на престоле св. Петра в Риме знамя и меч для истребления схизматиков, т. е. казаков. Близ Зборова, 5 августа, произошла битва, в первый день оставшаяся нерешенной. Поляки отступили и окопались рвом. На другой день началась ужасная резня. Казаки врывались уже в лагерь. Плен короля, казалось, был неизбежен, но Х. остановил битву, и король, таким образом, был спасен. Самовидец объясняет этот поступок Х. тем, что он не хотел, чтобы басурманам достался в плен христианский король. Когда утихло сражение, казаки и татары отступили; хан Ислам-Гирей первый вступил в переговор с королем, а затем его примеру последовал и Х., сделав большую ошибку тем, что допустил хана первым заключить договор с поляками. Теперь хан уже перестал быть союзником казаков и в качестве союзника Польши требовал от казаков повиновения польскому правительству. Этим он как бы мстил Х. за то, что тот не дал ему взять в плен Яна-Казимира. Х. принужден был сделать огромные уступки, и зборовский договор (см. соотв. статью) являлся ни чем иным, как утверждением прежних, старинных прав малорусского казачества. Осуществить его на самом деле было чрезвычайно трудно. Когда Х. осенью 1649 г. занялся составлением казацкого реестра, оказалось, что количество его войска превышало установленные договором 40 тысяч. Остальные должны были возвратиться в первоначальное положение, т. е. снова сделаться крестьянами. Это вызвало большое недовольство в народе. Волнения усилились, когда польские паны стали возвращаться в свои имения и требовать от крестьян прежних обязательных отношений. Крестьяне восставали против панов и изгоняли их. Х., решившийся твердо держаться зборовского договора, рассылал универсалы, требуя от крестьян повиновения помещикам, угрожая ослушникам казнью. Паны с толпами вооруженных слуг разыскивали и бесчеловечно наказывали зачинщиков мятежа. Это вызывало крестьян на новые жестокости. Богдан Х. вешал, сажал на кол виновных по жалобам помещиков и, вообще, старался не нарушать основных статей договора. Между тем поляки вовсе не придавали серьезного значения Зборовскому договору. Когда киевский митрополит Сильвестр Коссов (см. соотв. статью) отправился в Варшаву, чтобы принять участие в заседаниях сейма, католическое духовенство стало протестовать против этого, и митрополит принужден был уехать из Варшавы. Польские военачальники, не стесняясь, переходили черту, за которой начиналась казацкая земля. Потоцкий, напр., незадолго перед тем освободившийся от татарского плена, расположился в Подолии и занялся истреблением крестьянских шаек (так назыв. «левенцов»), причем поражал всех своей жестокостью. Когда в ноябре 1650 г. в Варшаву приехали казацкие послы и потребовали уничтожения унии во всех русских областях и запрещения панам производить насилия над крестьянами, требования эти вызвали бурю на сейме. Несмотря на все усилия короля, Зборовский договор не был утвержден; решено было возобновить войну с казаками. Неприязненные действия начались с обеих сторон в февр. 1651 г. в Подолии. Митрополит киевский Сильвестр Коссов, происходивший из шляхетского сословия, был против войны, но митрополит коринфский Иоасаф, приехавший из Греции, побуждал гетмана к войне и препоясал его мечом, освященным на гробе Господнем в Иерусалиме. Прислал грамоту и константинопольский патриарх, одобрявший войну против врагов православия. Афонские монахи, ходившие по Украине, немало содействовали восстанию казачества. Положение Х. было довольно затруднительное. Его популярность была значительно подорвана. Народ был недоволен союзом гетмана с татарами, так как не доверял последним и много терпел от своеволия. Между тем, Х. не считал возможным обойтись без помощи татар. Он отправил полковника Ждановича в Константинополь и склонил на свою сторону султана, который приказал крымскому хану всеми силами помогать Х., как вассалу турецкой империи. Татары повиновались, но эта помощь, как недобровольная, не могла быть прочной. Весной 1651 г. Х. двинулся, к Збаражу и долго простоял там, поджидая крымского хана и тем давая полякам возможность собраться с силами. Только 8 июня хан соединился с казаками. Польское войско в это время стояло лагерем на обширном поле под Берестечком (местечко в нынешнем Дубенском уезде Волынской губ.). Туда направился и Х., которому в это самое время пришлось пережить тяжелую семейную драму. Его жена была уличена в супружеской неверности, и гетман распорядился повесить ее, вместе с ее любовником. Источники говорят, что после этой жестокой расправы гетман впал в тоску. 19 июня 1651 года казацкое войско сошлось с польским под Берестечком. На другой день поляки начали сражение. Как раз в разгар его крымский хан вдруг обратился в бегство. Х. бросился за ханом, чтобы убедить его воротиться. Хан не только не вернулся, но и задержал у себя Х. На место Х. был избран начальником полковник Джеджалий, долго отказывавшийся от этого звания, зная, как не любил Богдан Х., когда кто-нибудь вместо него принимал на себя начальство. Джеджалий некоторое время отбивался от поляков, но, видя войско в крайнем затруднении, решился вступить в переговоры о перемирии. Переговоры остались без успеха. Недовольное войско сменило Джеджалия и вручило начальство винницкому полковнику Ивану Богуну. Начали подозревать Х. в измене; коринфскому митрополиту Иоасафу нелегко было уверить казаков, что Х. ушел для их же пользы и скоро вернется. Лагерь казаков в это время был расположен возле р. Пляшовой; с трех сторон он был укреплен окопами, а с четвертой к нему примыкало непроходимое болото. Десять дней выдерживали здесь осаду казаки и мужественно отбивались от поляков. Наконец, старшина решилась уйти из лагеря, чтобы избежать опасности быть выданной полякам (о чем шла речь среди казаков). Через болото стали строить плотины, под предлогом доступа к пастбищам на противоположной стороне рек. В ночь на 29 июня Богун со старшиною начал переправу через болото. Когда на другое утро чернь узнала, что в лагере не осталось ни одного полковника, поднялось страшное смятение. Обезумевшая от страха чернь, видя себя оставленной на произвол судьбы, в беспорядке бросились на плотины; они не выдержали и в трясине погибло много людей. Сообразив в чем дело, поляки бросились на казацкий табор и стали истреблять тех, которые не успели убежать и не потонули в болоте. Польское войско двинулось на Украину, опустошая все на пути и давая полную волю чувству мести. К этому времени, в конце июля, Х., пробыв около месяца в плену у крымского хана, прибыл в мст. Паволочь. Сюда стали к нему сходиться полковники с остатками своих отрядов. Все были в унынии. Народ относился к Х. с крайним недоверием и всю вину за берестечское поражение сваливал на него. Х. собрал раду на Масловом-Броде на р. Русаве (теперь мст. Масловка, Каневского у. Киевской губ.) и так сумел подействовать на казаков своим спокойным, веселым настроением, что недоверие к нему исчезло, и казаки вновь стали сходиться под его начальство. В это время Х. женился на Анне, сестре Золотаженка, который потом был поставлен корсунским полковником (см. соотв. статью). Началась жестокая партизанская война с поляками: жители жгли собственные дома, истребляли припасы, портили дороги, чтобы сделать невозможным дальнейшее движение поляков вглубь Украины. С пленными поляками казаки и крестьяне обращались до крайности жестоко. Кроме главного польского войска, на Украину двигался и литовский гетман Радзивил (см. соотв. статью). Он разбил черниговского полковника Небабу, взял Любеч, Чернигов и подступил к Киеву. Жители сами сожгли город, так как думали произвести этим замешательство в литовском войске. Это не помогло: 6 авг. Радзивил вступил в Киев, а затем польско-литовские предводители сошлись под Белой Церковью. Х. решился вступить в мирные переговоры, шедшие медленно, пока их не ускорило моровое поветрие. 17 сентября 1651 г. заключен был так называемый белоцерковский договор (см. соотв. статью), очень невыгодный для казаков. Народ упрекал Х. в том, что он заботится только о своих выгодах и о выгодах старшины, о народе же совсем и не думает. Переселение в пределы Московского государства приняло характер массового движения. Х. старался задержать его, но безуспешно. Белоцерковский договор был скоро нарушен поляками. Сын Х. Тимофей весной 1652 г. отправился с войском в Молдавию, чтобы жениться на дочери молдавского господаря. Польский гетман Калиновский загородил ему дорогу. Около мст. Ладыжина (в теперешнем Ольгопольском уезде Подольской губ.), при урочище Батоге, 22 мая произошла битва, в которой 20-ти тысячное польское войско погибло, а Калиновский был убит. Это послужило сигналом для повсеместного изгнания из Малороссии польских жолнеров и помещиков. До открытой войны, впрочем, дело не дошло, так как сейм отказал королю в созыве посполитного рушения. Х. давно уже убедился, что Украина не может бороться, одними своими силами. Он завел сношения со Швецией, Турцией и Россией. Еще 19 февраля 1651 г. земский собор в Москве обсуждал вопрос о том, какой ответ дать Х., который тогда уже просил царя принять его под свою власть; но собор, по-видимому, не пришел к определенному решению. До нас дошло только мнение духовенства, которое предоставляло окончательное решение воле царя. Царь послал в Польшу боярина Репнина Оболенского, обещая забыть некоторые нарушения со стороны поляков мирного договора, если Польша помирится с Богданом Х. на началах Зборовского договора. Посольство это не имело успеха. Весной 1653 г. польский отряд, под начальством Чарнецкого, стал опустошать Подолию. Х., в союзе с татарами, двинулся против него и встретился с ним под мст. Жванцем (нын. Каменецкого уезда), на берегу р. Днестра. Положение поляков вследствие холодов и недостатка продовольствия было тяжелое; они принуждены были заключить довольно унизительный мир с крымским ханом, чтобы только разорвать союз его с Х. После этого татары, с королевского позволения, стали опустошать Украину. При таких обстоятельствах Х. снова обратился в Москву и стал настойчиво просить царя о принятии его в подданство. 1 октября 1653 г. был созван земский собор, на котором вопрос о принятии Богдана Х. с войском запорожским в московское подданство был решен в утвердительном смысле. 8 янв. 1654 г, в г. Переяславле (нын. Полтавской губ.) была собрана рада, на которой, после речи Хмельницкого, указывавшего на необходимость для Малороссии выбрать кого-нибудь из четырех государей: султана турецкого, хана крымского, короля польского или царя московского и отдаться в его подданство, народ закричал: «Волим (т. е. желаем) под царя московского»! Прочитаны были договорные статьи, на основании которых Малороссия соединялась с Россией, и затем народ был приведен к присяге. Старшина присягнула с неохотой: она мечтала о самостоятельности Малороссии. Неохотно присягнули также митрополит и духовенство. В Москву были посланы послы от войска запорожского Зарудный и Тетеря, которые, после долгих совещаний с боярами, добились утверждения договорных пунктов, на которых Малороссия соединилась с Россией (см. Россия). Вслед за присоединением Малороссии началась война России с Польшей. Весной 1654 г. царь Алексей Михайлович двинулся в Литву; с севера открыл против Польши военные действия шведский король Карл Х. Казалось, Польша находится на краю гибели. Король Ян-Казимир завел сношения с Х., но последний не соглашался ни на какие переговоры пока не будет признана со стороны Польши полная самостоятельность всех древнерусских областей. Тогда Ян-Казимир обратился к царю Алексею Михаиловичу, который в 1656 г., без соглашения с Х., заключил мир с поляками. Планы Х. рухнули. Некоторое время он все еще не оставлял надежды привести их в исполнение и в начале 1657 г. заключил с этой целью союзный договор со шведским королем Карлом Χ и седмиградским князем Юрием Ракочи. Согласно этому договору, Х. послал на помощь союзникам против Польши 12 тыс. казаков. Поляки известили об этом Москву, откуда были посланы к гетману послы. Они застали Х. уже больным, но добились свидания и набросились на него с упреками. По их настоянию, гетман принужден был отозвать отряд, посланный на помощь союзникам. Месяца два спустя Х. велел созвать в Чигирине раду для выбора ему преемника. В угоду старому гетману рада избрала несовершеннолетнего его сына Юрия. Определение дня смерти Богдана Х. долго вызывало разногласие. Теперь установлено, что он умер 27 июля 1657 г. от апоплексии, пролежав пять дней без языка; похоронен в с. Субботове (нын. Чигиринского у.), в построенной им самим каменной церкви, существующей до настоящего времени. В 1664 г. польский воевода Чарнецкий сжег Субботово и велел выкопать прах Х. и выбросить его на поругание из могилы.

См. H. И. Костомаров, «Богдан Х.» (3 т., СПб., 1884, изд. 4-е; здесь же указан очень полный список источников, относящихся к эпохе Х.); Ор. И. Левицкий, «Богдан Х.», биографический очерк (в издании проф. В. А. Беца: «Исторические деятели Юго-зап. России в биографиях и портретах», вып. 1-й, Киев, 1883); «Записки наукового товариства имени Шевченка» (т. ХХШ и XXIV и след.). См. также литературу, указанную в соотв. статье