10 шагов проведения эффективной презентации. Эффективная презентация в информационном обществе. Список использованной литературы

Существует несколько факторов влияющих на эффективность презентации, которые нужно учитывать при ее планировании: презентатор (ведущий), аудитория, предмет, временные рамки и место проведения. Кроме этого нужно определить и тип необходимой нам презентации.

Какова природа места: формальная, неформальная, деловая.

Ведущий должен быть максимально готов к всевозможным вопросам и комментариям из зала. Время для них можно выделить в конце презентации, до ее начала или по ходу выступления. Чтобы произвести благоприятное впечатление оратор должен внимательно выслушать и одобрить человека, задающего вопрос или комментирующего его высказывание, определить тип вопроса, поблагодарить и дать ответ. При вызывающем поведении кого-либо из аудитории необходимо сохранять спокойствие, оставаться вежливым, но действовать решительно и не терять контроль за ситуацией.

Язык определяет стиль и тон всего события, а так же задает темп презентации. Он должен подходить аудитории, необходимо почувствовать ее культурные запросы. В зависимости от предмета презентации и характеристик аудитории, а также от поставленных целей необходимо выбрать тот или иной вербальный стиль.

Не следует злоупотреблять: избитыми фразами и выражениями, избегать избыточности (абсолютно необходимо), двусмысленных выражений которые могут обидеть, частым употреблением слова «я».

Виды и цели бизнес-презентаций.

Под бизнес-презентацией понимают переговоры представителей разных фирм по рассмотрению бизнес-вопросов. В зависимости от рассматриваемых вопросов презентации могут иметь следующие цели:

Презентация фирмы. Целями такой презентации являются: создание имиджа фирмы среди деловых кругов, создание или воссоздание благоприятного образа фирмы, реклама имени фирмы. По сути своей такая презентация является частью рекламной кампании организации.

Презентация бизнес-проекта. Цель этого вида презентации - информирование людей о каком-либо проекте, определение обратной реакции к проекту, поиск заинтересованных в поддержке разработки и реализации проекта. Этот вид презентации наиболее требователен к форме подачи, содержанию и подготовке), т. к. предполагает убеждение аудитории в необходимости осуществления разработки или воплощения проекта.

· Отчет о выполненных работах. Цель - ознакомить, предоставить определенной узкой группе людей результаты работ. Такая презентация менее требовательна к выполнению определенных правил подготовки и вполне может быль спонтанной, если необходимые данные у вас под рукой и содержатся в полном порядке.

· Обсуждение плана будущих работ. Такая презентация аналогична предыдущему виду презентаций, только объект здесь будущие работы организации или личности. Целями её могут являться: информирование определенного круга лиц о намеченных работах, описание намеченных работ с целью подтверждения объекта презентации критическому анализу и изменению.

Презентация товара. Цели такой презентации ясны: создание знания о новой марке, товаре или услуге на целевом рынке, ознакомление потребителей с новыми возможностями товара, расписания магазина и т.д., достижение предпочтения марке и т.п. Такие презентации могут быть внутренние и внешние презентации.

Внутренняя презентация – проводиться в рамках одной организации (один из сотрудников обращается к своим коллегам). Они в свою очередь делятся на «восходящие (подчиненные что-либо представляют вышестоящим по служебной лестнице сотрудникам организации) и «нисходящие» (выступление руководства).

Презентация помогает специалисту, автору, учителю, студенту, школьнику, получить благоприятные условия во время доклада и привлечь внимание аудитории для достижения цели презентации. Если для студентов и школьников это этап обучения и получения важных навыков делать доклады и сообщения, то для специалистов - важнейший элемент информационной культуры и квалификации, необходимый в профессиональной деятельности.

Пять основных признаков эффективной презентации:

1. Увлекательность. Презентация должна с самого начала увлечь аудиторию и удерживать ее внимание до ее логического завершения.
2. Содержательность. Презентация должна содержать значительные сведения для лиц, которым она предназначена.
3. Запоминаемость. Презентация эффективна, когда она действует и после ее завершения, а аудитория продолжает размышлять о предмете ее содержания.
4. Активизация. Презентация эффективна, когда побуждает людей к действию в направлении, желательном для презентатора.
5. Сбалансированность. Презентация эффективна, когда в ней соблюдено равновесие всех ее элементов: эстетическая привлекательность, грамотная композиция, стиль, длительность, структурированность, понятность.

Цель презентации - убедить аудиторию своим сообщением. Убедить, чтобы она действовала в нужном докладчику направлении. Люди должны ответить на сообщение, которое принесла им презентация. Во мнениях, поведении и убеждениях людей должны произойти изменения.

Нужно искать “точку входа” в душу аудитории, то есть сделать акцент на точке зрения или действии, которое люди охотно воспримут. Убеждение должно происходить на благоприятном и благожелательном уровне и вызвать согласие с их стороны. Презентация не должна выполняться слишком напористо и назидательно, что может вызвать отторжение аудитории.
Передний фронт технических средств и методик проведения эффективных презентаций сейчас сосредоточен на оптимизации контакта презентатора с аудиторией.

Речь идет о том, что многие технические и методические вопросы проведения презентаций в настоящее время достаточно хорошо проработаны. Поэтому, приняв их во внимание, нужно делать акцент на технике контакта.

Обратим внимание на точки входа в контакт с аудиторией:

1. Понять, что нужно аудитории и показать, что она может это получить.
2. Указать аудитории новый путь достижения результатов.
3. Дать аудитории новую, полезную информацию.
4. Заинтересовать аудиторию, чтобы она одобрила предложения, содержащиеся в презентации.
5. Творчески заинтересовать аудиторию. Дать людям “сделать свои изобретения” внутри информационного поля презентации, что сделает их соучастниками.

Решая задачу оптимизации контакта презентатора с аудиторией, полезно расставить акценты внимания. Если в процессе презентации решается задача убедить ответственное лицо (типичная производственная задача), то для этого нужно определить:

1) кто реально принимает решения, выполняя роль главного лица;

2) кто реально понимает глубину обсуждаемой темы, выполняя роль эксперта; насколько согласованы действия главного лица и эксперта. Такой расклад также является типичным, например, в процессе защиты диссертации, дипломной работы и т.п.

Важно осознать, что понятийное пространство у аудитории всегда отличается от понятийного пространства докладчика. Этот факт заставляет аудиторию перестраиваться на язык презентации, чтобы понять смысл презентации. Для того чтобы преодолеть этот смысловой барьер, у аудитории должна быть явная мотивация для этого.

Повысить мотивацию главного лица и эксперта можно при помощи механизма «потребности». Для понимания мотивации людей необходимо отталкиваться именно от понятия потребности. В наиболее простом смысле мотив - это отражение потребности, т.е. нужды, недостатка в чем-то, что человеку необходимо. В данном случае это - текущие интересы действующих лиц, их личные предпочтения и степень делового интереса.

Для преодоления барьера непонимания и отсутствия мотивации у аудитории докладчику необходимо научиться: во-первых, говорить на одном языке понятий с главным лицом и его экспертом; во-вторых, выяснить вектор интересов главного лица и показать ему, что именно предмет презентации способен решить его деловые проблемы. Такая задача решается только активным методом - нужно вступать в контакт с главным лицом и его экспертом и выяснять их личные предпочтения. Однако такой активный подход требует некоторой деликатности и тонкой политики в процессе диалога. Конечно, некоторую информацию о главном лице можно попытаться собрать заранее, но это не всегда возможно и не дает необходимой полноты информации.

Другой важный прием налаживания делового контакта во время презентации с главным лицом - это сначала заинтересовать его, подвести его в процессе презентации к определенной смысловой точки в виде некоторой несложной проблемы. И затем дать ему возможность при всей аудитории самому “решить” обозначенную проблему. После подобного взаимодействия докладчик и главное лицо становятся соучастниками презентации. При таком сценарии процесса презентации трудно представить себе более лояльного собеседника, чем соавтор идеи.
Естественно, такие приемы налаживания контакта с аудиторией лучше работают в узком кругу общения, а не в большой аудитории.

Контакт презентатора с аудиторией в значительной степени зависит от понятийного пространства и языка мышления аудитории, от ее национальных, культурных и социальных особенностей, от традиций, присущих населению данной местности, где проводится презентация. Это наиболее сильные факторы влияния на отношение аудитории к презентатору и его сообщению. Прежде всего, аудитория оценивает презентатора и его сообщение сквозь фильтр категорий и установок своего мышления и своих традиций.

Говоря об особенностях национального характера, мы интуитивно приписываем каждой нации некоторые характерные для нее качества. Люди склонны считать, что каждая нация имеет свои особенности характера. Так, американцев связывают с деловитостью, немцев - с пунктуальностью, французов - с остроумием и галантностью, русских - с открытостью, бесхитростностью и мастерством. Если финны в большинстве своем надежны, осторожны и наивны, но эта наивность какая-то мудрая, а их открытость иногда поражает, “хитрые” китайцы являются стратегами, пытаются действовать не силой, а умением, даже в хаосе находят смысл и “порядок”, извлекая из этого максимальную пользу. Но это далеко не все грани перечисленных национальных характеров. В глубине национальных характеров кроется очень большое разнообразие.

"Отец истории" Геродот писал, что если бы предоставить возможность всем народам на свете выбирать все самое лучшее из всевозможных обычаев и нравов, то каждый народ выбрал бы свои собственные обычаи и нравы. Х.Дюйкер и Н.Фрийд отмечают: "Все люди, принадлежащие к определенной нации, имеют сходство в определенных аспектах и в то же время отличаются чем-то в этих аспектах от людей, принадлежащих к другим нациям... Особенности, которыми они обладают, каким-то образом обусловливаются тем фактором, что они являются гражданами данного национального сообщества, и эти особенности могут быть описаны бытовым или литературным языком". В этом определении констатируется наличие феномена национального характера.

Национальный характер - это совокупность наиболее устойчивых для данной национальной общности особенностей восприятия и форм реакций на различные жизненные ситуации. Национальный характер проявляется в эмоциях, чувствах, настроениях национального темперамента. Национальному характеру присущи свои способы эмоциональности, скорости и интенсивности реакции на происходящие события. Он диктует формы, методы презентации своих интересов и способы борьбы за их реализацию.

Под национальным характером исследователи понимают поведенческую модель, типичную для данного народа и обусловленную единством общественного сознания, общностью системы коллективных представлений о мире, обществе, личности и нормах поведения каждого человека.

Опытные драйверы обязательно учитывают в своей деятельности особенности национального характера. Таким образом, перед проведением презентации нужно не полениться и составить хотя бы такую таблицу:

Факторы Особенности
1. Национальный характер Нужно составить спектр важнейших характеристик
2. Социальная сфера Определить социальный круг будущей аудитории
3. Местные особенности Узнать местные особенности, проявляемые в общении.
4. Исключительные данные Навести справки о конкретных лицах

Очень полезным будет ознакомиться с научными работами и публицистическими материалами по данным вопросам. Такая компетенция позволит создать объективное представление о свойствах и особенностях различных национальных характеров и учитывать это в своих коммуникациях.

Важными элементами и обстоятельствами деловых презентаций являются следующие пункты, которые в практике получили достаточное развитие:

1. Планирование презентаций.
2. Структура презентаций.
3. Содержание презентаций.
4. Стиль презентации - формы словесного выражения.
5. Мультимедийные и коммуникационные средства подачи информации.
6. Способы установления контакта с аудиторией.
7. Искусство публичного выступления.
8. Как с легкостью выходить из затруднительных положений.
9. Выбор места проведения презентации.
10. Письменные презентации.
11. Как подготовиться к выступлению.

Ниже дано краткое реферативное изложение этих пунктов.

1. Планирование презентаций.

Это первичная часть процесса презентации, помогает определить роль и зоны ответственности презентатора. Планирование концентрируется на природе и нуждах аудитории. При планировании принимается во внимание место и график проведения презентации. Можно использовать контрольный лист плана. Изобретение средств оценки результатов является составной частью планирования. Для успешной работы по плану необходимо выявить препятствия, мешающие эффективному проведению презентации.

2. Структура презентаций.

Структуризация сообщения является первым этапом в подготовке презентации. Для этого необходимо определить наиболее эффективный подход к предмету презентации в планируемой аудитории. Цели и корневая концепция являются фундаментом структуры эффективной презентации. Эффективная презентация состоит из пяти компонентов:
- Начальная часть
- Введение
- Основная часть
- Обзор
- Заключение

Для повышения эффекта запоминания, необходимо следовать “правилу трех” - любое крупное сообщение передает один ключевой пункт, иногда допускается два, еще реже - три ключевых пункта. В презентацию следует включать свежие идеи и наглядные схемы.

Здесь важно решить, как наполнить презентацию смыслом. Эффективная презентация должна быть: убеждающей; содержать доказательства, подтверждающие сообщение; оптимальный выбор основное направление изложения материала; содержать комбинации различных форм выражения, чтобы привлечь внимание аудитории; содержать эффективное заключительно сообщение.

4. Стиль презентации - формы словесного выражения.

Осознать и выделить два стиля презентации - вербальный (как говорить) и невербальный (что показывать). Язык должен быть ясным, правильным, выразительным и продуманным (скорость, тон). Для убеждения аудитории необходимо использовать словесные выражения, отражающие характерные особенности эффективной презентации (выразительность, эмоциональность, вызов ответной реакции, побуждение, подчеркнутость). Вербальный стиль общения нужно обогащать посредством использования литературных приемов (ассонанс - повтор похожих слов - “живите лучше, чтобы лучше жилось”, кустода - броская фраза, гипербола, параллелизм), фигур речи (образность, метафора, сравнение), занимательных историй и юмора. Важно избавиться от выразительных форм, которые отвлекают внимание от самого презентатора и содержания сообщения (дискриминация, дурной вкус, неуверенность, сленг, не делать акцент на своем “Я”, утвердительный стиль).

5. Мультимедийные и коммуникационные средства подачи информации.

Цель использования таких средств - дополнять процесс коммуникации, повысить живописность, красочность и оригинальность. Мультимедийные образы должны быть понятными, хорошо продуманными, а приводимая информация должна быть точной и краткой.

6. Способы установления контакта с аудиторией.

Огромную пользу презентации приводит учет потребностей аудитории и использование коммуникативных приемов. Это в значительной степени будет способствовать продуктивному общению, сделает презентацию гармоничной и поможет превратить недоверчивую аудиторию в дружелюбную. Искусный оратор говорит слушателям то, что им нужно и что они хотят услышать. Аудитория желает знать, чего ожидать, чтобы ей отдавали должное. Аудитория желает активно участвовать в презентации и знать, как то, что им говорят, касается их лично.

7. Искусство публичного выступления.

8. Как с легкостью выходить из затруднительных положений.

Наиболее всего ораторов беспокоят не вопросы из аудитории, а их отсутствие. Молчание говорит о том, что люди слушали выступление невнимательно, что выступление их не затронуло. Это означает, что у них уже сформировалось свое мнение без учета того, что говорил оратор. Для вопросов и комментариев можно отвести время до, в течение и после выступления. Для успешного ответа на комментарии из аудитории действуйте в четыре этапа: выслушайте, поймите, выскажите одобрение и ответьте. Отвечая на вопрос, нужно учитывать его тип. Не нужно терять самообладания, если возникают затруднения. Очень интересные приемы общения возникают, когда можно предсказывать наиболее эффектные вопросы.

9. Выбор места проведения презентации.

Обстановку для презентации создает оборудование помещения и расположение мест слушателей, в том числе внешние условия: освещение, температура, качество воздуха, шум. Удобство для публики: хорошо видят, слышат, сидят с удобством, могут сосредоточиться.

10. Письменные презентации.

Письменные материалы, имеющие отношение к деловым презентациям, можно разделить на три типа: письма-подтверждения, раздаточный материал, и предложения. Многие принципы и приемы, относящиеся к устным презентациям, в равной степени применимы и к письменным презентациям. Очень важное качество письменных материалов - их оформление и структура. Принципиальным для письменных документов являются: подходящий стиль, яркий язык, правильность грамматики, пунктуации и орфографии.

11. Как подготовиться к выступлению.

Самыми очевидными качествами для оратора являются: умение, уверенность, компетенция, артистизм, которые достигаются постоянной практикой, работой над собой и профессиональным ростом. Особенно необходимы чувство юмора и самообладание.

Литература:

1. Сухарев В.А., Сухарев М.В. Психология народов и наций. Донецк: Сталкер, 1997.
2. Лэни Арредондо. Искусство деловой презентации. Издательство Урал Л.Т.Д., 1998 (ISBN 5-8029-0022-9, 0-07-002840-0).

Выступление с презентацией перед публикой, пусть даже немногочисленной, довольно непростая задача. Она требует самообладания и уверенности в себе. Ведь вам приходится находиться перед группой людей, знакомых или незнакомых, и все взгляды сосредоточены на вас. Люди ждут чего-то важного и значительного, иначе они бы не пришли сюда. Тщательной оценке будет подвергаться не только содержание презентации, но и каждое ваше слово, каждый нюанс, включая то, как вы выглядите и каким тоном говорите. Несмотря на то, что вы хорошо знакомы с материалом и знаете, что хотите сказать, вас не покидает чувство, что вы вдруг скажете не то, что надо, или на вашем костюме вдруг обнаружится пятно, или что на вас вдруг нападёт внезапное помутнение рассудка.


Существуют разные формы деловых презентаций. Например, строго официальные презентации с обилием подробной информации…Слушатели могут просто запутаться в деталях и не уловить сути сообщения. Неформальный характер презентации тоже имеет свои особенности: оратору бывает трудно контролировать обмен репликами. Немало неожиданностей может представить и техническая сторона мероприятия. Например, что делать, если проектор внезапно вышел из строя? Есть ли у вас запасной план действий? Готовясь к презентации, вы рассчитываете, что публика, покидая мероприятие, запомнит информацию и ваше сообщение в целом. Чтобы этого добиться, предлагаем небольшое руководство.

Шаги

    Необходимо знать свою аудиторию и понимать ее точку зрения. Независимо от того, к чему вы стремитесь: убедить или просто информировать, вы должны понимать свою аудиторию, учитывать ее опыт и предполагаемую реакцию на ваше сообщение. Презентация для студентов-практикантов будет очень сильно отличаться от представленного для руководства отчета о работе компании, а презентация идеи продаж - от объяснения недружелюбно настроенной аудитории, почему компания должна сократить выплаты.

    Тщательно изучите вопрос. Вы должны абсолютно разбираться в предмете. Пусть даже вы не мировой светила науки, но вы должны знать все основные факты, а также большой объем малоизвестной информации. Самый верный способ заставить людей скучать - это рассказывать им о том, что всем давным-давно известно. Возможно, вам придется провести несколько недель, а то и месяцев, добывая факты, знакомясь с разными точками зрения и комментариями из авторитетных источников, а также со взглядами общества в целом.

    Составьте список источников. Источники, откуда вы брали информацию, так же важны, как и сама информация. Без серьезных, обоснованных данных вы всего лишь человек со своим собственным мнением. А аудитории нужны факты и перспективные оценки. Ваше личное мнение тоже может быть важным, но не единственным пунктом презентации. Конечно, вы не должны скучнейшим образом перечислять все источники. Но при необходимости, отвечая на вопросы, вы должны быть в состоянии подкрепить свой ответ авторитетной цитатой или назвать источник.

    Напишите свой доклад. Импровизации хороши для неформальных ораторов, выступающих в парке перед случайными зеваками. В большом зале, где собрались несколько сотен заинтересованных слушателей, экспромт не годится. Необязательно читать речь «по бумажке», хотя и такой вариант тоже не исключается, особенно, если вы пользуетесь телесуфлером. Напечатайте свое выступление крупным шрифтом, так, чтобы вы легко могли читать его, лишь изредка поглядывая на текст. Таким образом вы создадите впечатление, что разговариваете с аудиторией, а не читаете по бумажке. В то же время, вы будете использовать заранее заготовленные точные слова и фразы.

    Подготовьте слайд-шоу. Если вы собираетесь использовать слайды, то подготовленный вами видеоряд должен подкреплять то, что вы будете говорить. Не используйте слайды с чрезмерным количеством деталей – визуальные эффекты должны воздействовать на аудиторию. Бессмысленно представлять таблицу с десятком строчек и колонок. Заголовок слайда должен отражать его содержание и иллюстрировать то, о чем вы говорите.

    Отрепетируйте свое выступление. Несколько раз прочтите свое выступление и просмотрите слайды. Вы должны настолько хорошо ее изучить, чтобы знать, какой слайд должен появиться следующим, что вы о нем будете говорить, и как переходить от слайда к слайду… вы должны выучить это как дважды два. А когда вам совсем надоест этим заниматься, и вы уже все выучите наизусть, вы будете готовы перейти к следующему шагу.

    Проведите генеральную репетицию. Пригласите несколько человек, чьему мнению вы доверяете. Лучше всего, если эти люди будут представлять вашу будущую аудиторию. Проведите перед ними всю презентацию полностью. Попросите их делать записи во время просмотра и отметить все ваши удачные и неудачные моменты. Пусть они обратят внимание на ваше поведение во время репетиции: не слишком ли вы статичны? Или, наоборот, слишком много двигаетесь? Не нужно быть «гиперактивным», однако, не стоит и стоять перед аудиторией как застывшая статуя.

    Отредактируйте презентацию. Учитывая результат проведенной генеральной репетиции, внесите изменения в презентацию. При этом попытайтесь представить себя на месте слушателей. Что они услышат, когда увидят на экране тот или иной слайд?

    Займитесь собственной подготовкой. Все предыдущие шаги были направлены на подготовку вашей презентации. Теперь пришло время подумать о вас. Если вы не занимаетесь такой деятельностью профессионально, то наверняка нервничаете перед выступлением. Мысленно представьте себя перед публикой: вы прекрасно выступаете, вам аплодируют, вы слышите одобрительные возгласы. Найдите спокойное, уединенное место, закройте глаза и мысленно проведите свою презентацию. Представьте, что вы полностью владеете собой и проводите презентацию без единой помарки. Это очень важный этап подготовки. Профессиональные спортсмены обязательно используют его перед каждым своим выступлением. Эта техника проверена временем. Используйте ее. И обязательно повторите этот прием непосредственно перед выходом на сцену.

    Представление презентации. При подготовке к ней вы проделали огромную работу, вы отлично знаете материал, вы все отрепетировали и мысленно уже провели идеальную презентацию, т.е., вы полностью готовы. Одним из самых важных моментов, которому необходимо уделить особое внимание, остается то, как вы выглядите. Не будьте ни слишком официальным, ни слишком развязным. Во время генеральной репетиции вы должны были уже отработать необходимую позу и движения.

    Представление материала. Очевидно, что это самая главная часть презентации. Помните, что вы настоящий эксперт. И еще не забывайте,… что вы будете нервничать. Каждый человек имеет свой способ преодоления «боязни сцены» (вероятно, вы слышали совет «представьте себе их в нижнем белье»). Очень действенным приемом является зрительный контакт. Выберите из аудитории одного человека и представляйте ему свою презентацию; затем выберите другого человека, затем следующего и так далее. Не думайте о своей аудитории как о большом скоплении народа… каждый раз обращайтесь к одному человеку. Помните, что презентация это ВЫ.

    Ответы на вопросы. Эта часть презентации является необязательной. Однако, это хороший способ разъяснить некоторые ключевые моменты и убедиться, что аудитория поняла ваше сообщение. Проведению вопросно-ответной беседы можно посвятить целую статью. Остановимся лишь на самом главном.

    • Владейте ситуацией. Вам могут задать провокационные и даже откровенно враждебные вопросы. Отвечая на такой вопрос, максимально опирайтесь на факты и переходите к следующему. И больше не давайте слова этому человеку.
    • Иногда задают дурацкие вопросы, ответы на которые хорошо известны. Будьте внимательны к таким вопросам. На них легко ответить, и это не займет много времени. Не игнорируйте их и не отмахивайтесь от них. Но и не стоит уделять им слишком много времени, повторяя то, что вы уже говорили в своем выступлении. Отвечайте с использованием фактов, постарайтесь добавить что-то новое, затем переходите к следующему вопросу.
    • Начинайте вопросно-ответную беседу словами: «Прежде чем я закончу, может быть, у кого-то есть вопросы?» Так вы четко обозначите окончание презентации. Это поможет вам избежать расплывчатой концовки.
    • Получив вопрос, сначала повторите его перед аудиторией, так, чтобы все слышали. Затем переходите к ответу.
    • Прежде, чем ответить на вопрос, помедлите несколько секунд, формулируя про себя четкий и ясный ответ. В противном случае ваш ответ может показаться запутанным и неубедительным. Это не лучшим образом отразится на вашей репутации как оратора.
  1. Уход со сцены. Поблагодарите всех присутствующих за внимание, скажите, что с презентацией можно ознакомиться в печатном виде. Если к вам можно обратиться за личной консультацией, скажите об этом. Не тратьте много времени на свой уход: окончив презентацию, уходите с достоинством.

Выступление перед небольшой аудиторией

Все предыдущие советы относились к более официальным презентациям. В менее формальной обстановке обратите внимание на следующее:

  • Помните, что взрослые самостоятельны. Вы лектор, а не учитель начальных классов.
  • Попросите присутствующих поделиться своим опытом с аудиторией. Взрослому человеку необходимо связать новую информацию с уже имеющимися знаниями.
  • Помогите слушателям понять, насколько важно для их работы то, о чем вы говорите. Взрослые люди ориентированы на достижении целей. Они способны оценить образовательную программу, которая хорошо организована и структурирована.
  • Не забудьте показать свое уважение к собравшимся. У них богатый практический опыт, и, если вы им позволите, они дополнят и значительно обогатят вашу презентацию.
  • Контролируйте обмен репликами. Если вы не сможете управлять аудиторией, ваша презентация провалится. Это не значит, что вы должны вести себя как диктатор с драконовскими методами. Вы должны вести себя так, чтобы присутствующие не забывали, что главный здесь – вы, и что вы контролируете остальных участников.
  • Уверенность! Это волшебная притягательная сила, которая заставляет аудиторию слушать вас. Если вы до сих пор следовали всем предложенным советам, то все будет прекрасно, и вам не о чем беспокоиться. Поэтому, смотрите прямо в глаза своим слушателям, говорите ясно и четко и соблюдайте выбранный темп презентации.
  • Если на одном заседании аудитории будет представлено несколько презентаций, сосредоточьтесь на самом главном, что должны запомнить слушатели из вашей презентации.
  • Если возможно, поприветствуйте некоторых слушателей по имени. В качестве положительного примера, сошлитесь на личный опыт некоторых из присутствующих, также называя их по имени. Задолго до презентации поговорите с человеком, планирующим предстоящее мероприятие. Расскажите ему об основных положениях вашего доклада и подберите примеры, касающиеся деятельности людей, которые будут частью вашей аудитории. Уточните фамилии людей, на которых вы будете ссылаться, и произносите их правильно.
  • Если вы где-то ошиблись, исправьтесь и продолжайте свой доклад. Не останавливайтесь на этом. Исправление собственных ошибок вполне приемлемо, но не заостряйте на этом внимание. Не пытайтесь обратить это в шутку. Просто объясните свою ошибку (если это необходимо) и продолжайте дальше, как будто ничего не случилось. Смотрите в настоящее и будущее, а не в прошлое.
  • Настройте слайды с маркированным списком так, чтобы сначала слайд был пустым, а затем по щелчку мыши появлялись пункты списка. Затените (серым) те пункты, о которых вы уже рассказали, так, чтобы выделялся только новый пункт списка. Таким образом старая информация не будет отвлекать аудиторию от вашего сообщения. Затенение даст возможность при необходимости вернуться к уже сказанному и в то же время выделить текущую информацию.
  • Подготовьте раздаточный материал. Вам понадобятся распечатки слайдов и, возможно, пояснений для раздачи в аудитории… после окончания презентации. Эти материалы можно также использовать как страховку на случай, если используемые вами технические средства выйдут из строя. Если сломается проектор, вы сможете быстро раздать печатные копии.
  • Вы можете начать свое выступление со смешного анекдота. В этом случае обязательно включите его в генеральную репетицию и обратите внимание на реакцию аудитории. Очень часто это помогает расслабиться и вам и аудитории. Но если вы сделаете слишком большой упор на шутке, аудитории понадобится какое-то время, чтобы снова сосредоточиться на презентации.
  • Во время выступления не стойте на месте. Показывая и комментируя слайды, передвигайтесь по сцене. Однако, ваше движение не должно отвлекать внимание аудитории. Ваши движения и язык тела помогут пробудить интерес, усилить эмоциональность вашего выступления и обозначить изменение темпа или темы.
  • Одежда для вашего выступления. Подумайте, что вы наденете, и подготовьте свой костюм накануне вечером. Будет ли это официальный смокинг, деловой костюм или джинсы и футболка? Ваша одежда будет частично зависеть от аудитории и частично – от представляемого материала. Что бы вы не выбрали, самое главное, чтобы одежда была чистой и хорошо на вас сидела. Если вы появитесь перед аудиторией в слишком тесной или мешковатой одежде, это будет отвлекать слушателей от вашего выступления. Они должны сосредоточиться на том, о чем вы говорите, а не на том, как вы выглядите. Избегайте одежды, которая слишком привлекает внимание и мешает сосредоточиться на вашем докладе.

Предупреждения

  • Не употребляйте слова-заполнители пауз. Вы должны избегать слов «э-э», «ну», «гм», «вот». Лучше сделать паузу, чем вставить неуместный связующий элемент. Паузы в нужном месте могут быть очень эффективными. Уинстон Черчилль был известен тем, что во время произнесения речей выдерживал драматическую паузу, а затем как бы «проговаривался». Хотя при этом он произносил только то, что хотел сказать, у слушателей благодаря паузе возникало ощущение, что фраза только что пришла ему в голову и была спонтанной.
  • Не раздавайте заранее распечатки вашей презентации. Это очень распространенная ошибка. Если вы это сделаете, присутствующие начнут читать и перестанут слушать. Вы потеряете их внимание, и презентация не будет иметь эффекта.

Вступление

На сегодняшний день любому человеку, который стремится преуспеть в карьере, и для которого важен личностный рост, необходим навык публичных выступлений. Хотите вы рассказать новым сотрудникам о миссии и целях компании, выступив с отчетом, или провести презентацию своего проекта - сделать это нужно на самом высоком уровне.

Если презентация будет не только содержательной, но и прекрасно донесенной до слушателей, то в этом случае вы будете выглядеть профессионалом в своей сфере и увеличите кредит доверия со стороны вашей аудитории.

Поиск материалов

Оценка темы, цели и аудитории является основой и фоном следующего этапа докоммуникативной фазы - «кодирования», т.е. создания сообщения на данную тему, с заданной целью, для данной аудитории и в соответствии с конкретной обстановкой. Этот этап включает:

Основными источниками, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи, являются:

Официальные документы;

Научная, научно-популярная литература;

Справочная литература: энциклопедии, энциклопедические словари, словари по различным отраслям знаний, лингвистические словари, статистические сборники, ежегодники по различным вопросам, таблицы, библиографические указатели;

Художественная литература;

Статьи из газет и журналов;

Передачи радио и телевидения;

Результаты социологических опросов;

Собственные знания и опыт;

Личные контакты, беседы, интервью;

Размышления и наблюдения.

Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

При подготовке к выступлению необходимо использовать и так называемый местный материал, т.е. имеющий отношение к слушателям. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению.

Чтение литературы по теме выступления, накопление карточек с интересными высказываниями, примерами, цитатами, статистическими данными - трудоемкий этап подготовки публичного выступления, который требует определенного времени, поэтому подготовку к выступлению необходимо начинать заранее.

Данный этап подготовки во многом определяет успех будущего выступления: оратор получает и расширяет свои знания, связанные с предметом речи, критически осмысливает материал, выясняет основные проблемы.

При планировании выступления необходимо определить метод - выбор ключевых слов и их подача.

Для информационной речи такими словами могут быть анализ, демонстрация, объяснение, суммирование, сравнение, описание, обсуждение, перечисление, показ.

Цель убеждающей речи может включать слова принять, сделать, вступить, поддержать, согласиться, внести вклад, помочь, защитить, предложить, разделить мнение, выступить за.

Возможны интонационные окраски выступлений:

Мажорная;

Беспечная или юмористическая;

Шутливая;

Сердитая или упрекающая;

Мрачная;

Торжественная;

Предостерегающая;

Просительная.

Отбор и систематизация материала

Сделать выступление захватывающим и наглядным можно благодаря не только своим специальным знаниям, но и личному опыту. Слушатели будут прислушиваться лишь в том случае, когда вы будете говорить не только как специалист, но и просто как человек. Ниже приведены основные источники материала, которые могут Вам понадобиться: указания на то, как получить специальную информацию интересным.

Cпециальная информация:

· Архив фирмы: что можно найти по этой темы в этом обществе, организации;

· Библиотеки, учебники, справочники;

· Газеты и специальные переодические издания;

· Видеодокументы (даже если вы найдете в них темы, слегка близкие к вашей, все равно они могут послужить неплохим толчком);

· Советы коллег;

· Различные альманахи, сборники цитат, пословиц(иногда там можно найти меткий афоризм или хороший анекдот, которые помогут вам разрядить обстановку).

Отбор материала

В Вашем распоряжении огромное количество материала. Что же дальше? Очень просто: вам просто нужно выбрать ту информацию, которая поможет достигнуть цели. Для этого просто спросите себя:* что именно

* я могу высказать в течение отведенного времени

* моей целевой аудитории

* для достижения намеченной мною цели?

Систематизация материала

Ниже вы узнаете об одном верном и легком способе, который поможет Вам отбирать и систематизировать необходимый материал. При этом необходимо работать с тезисом, который будет обосновываться в ходе выступления.

Вы выступаете перед руководителями рекламного отдела с докладом на тему Новые целевые группы для рекламы моющих средств. Свою цель Вы сформулировали следующим образом: Я хочу убедить своих слушателей в том, что в последнее время начало увеличиваться число продаж моющих средств среди мужчин в возрасте от 25 до 40 лет. При этом Вы собрали огромное количество материала: исследования на тему того, каким моющим средствам отдают предпочтение полноценные семьи и мужчины, ведущие домашнее хозяйство самостоятельно; исследования о часто проводимых стирок, о средствах массовой информации, которым мужчины отдают наибольшее предпочтение, и т.д. Вы систематизируете отобранный материал в соответствии со сформулированной Вами целью. При этом Вы не упускаете из виду предоставленное Вам время. Допустим, что у Вас есть 15 минут на то, чтобы привести все необходимые аргументы. Применительно к приведенному выше примеру это может выглядеть следующим образом.

1 Вы начинаете с заключительного утверждения:

Мужчины -- новая важная целевая группа для рекламы моющих средств.

2 Вы приступаете к доказательству:

Исследования показали, что в последнее время все больше и больше мужчин стирают самостоятельно, и они постоянно сталкиваются с необходимостью покупать моющие средства. Поэтому при написании рекламных текстов необходимо учитывать данный фактор.

3 Вы приводите следующие сведения:

Предпочтения при выборе моющих средств в семье: как уже было сказано, теперь за стирку отвечают не только матери семейств, но также и отцы. Например, было обнаружено, что почти каждый второй отец стирает сам около двух раз в неделю, закупает необходимые моющие средства и даже

знает несколько ведущих марок стирального порошка

4 Вы составляете прогнозы: объясняете, как можно развить сбыт моющих средств среди мужского населения.

5 Вы разрабатываете меры: называете средства массовой информации, пользующиеся наибольшей популярностью среди мужчин (некоторые телевизионные программы и каналы, мужские журналы и т.п.).

Решите, какие разделы включить в выступление и каково назначение каждого раздела. Разместите разделы в логическом порядке, учитывая время. Сделайте их достаточно короткими, чтобы увеличить период устойчивого внимания аудитории.

Психологи определили закономерности изменения внимания слушателей. Уровень внимания аудитории существенно изменяется в течение сорокаминутного периода. Сначала он высокий, затем, впервые десять минут, медленно снижается, потом снижается быстрее, а через тридцать минут достигает самого низкого уровня. С тридцатой по сороковую минуты уровень внимания повышается. В последние пять минут он наиболее высокий, хотя и не достигает первоначального уровня. Имейте в виду, внимание аудитории не повысится, если она не будет знать, что выступление близко к завершению.

Факты, которые по замыслу выступающего аудитория должна запомнить, должны быть в начале и в конце выступления. Особенно важны последняя иллюстрация и вывод в каждом выступлении. Их можно особо выделять длительной паузой после важного пункта.

Так как степень внимания после первых десяти минут снижается, то как раз с этого момента и до тех пор, пока она не начнет опять возрастать, особая роль отводится разнообразию структуры выступления и приемам, призванным разбудить интерес аудитории.

Пометьте разделы по степени важности буквами А, В, С, чтобы в случае необходимости скорее отсеять ненужную информацию. А -- это то, что должно быть включено в выступление обязательно, В -- то, что желательно включить, С -- то, что хорошо сказать, если для этого останется время. Обдумайте пути варьирования структуры выступления. Убедитесь, что каждый раздел заканчивается важным сообщением или промежуточными

Использование фактологического материала.

Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес. Информация, которая плохо воспринимается на слух -- даты, имена, новые термины, названия -- должна быть обязательно представлена на слайдах.

При графическом представлении информации должны использоваться адекватные средства визуализации, т.е. подбираться соответствующие содержанию типы графиков и диаграмм, иллюстрации, таблицы. Как правило, в ячейках таблицы содержится мелкий текст. Такой слайд может легко читаться непосредственно на вашем мониторе, но на большом экране текст будет читаться плохо.

Средства динамического представления информации (перемещение или разновременное появление фрагментов текста и графических объектов, другие анимационные эффекты и эффекты смены слайдов) должны служить для дозирования информации, привлечения внимания слушателей к той ее части, о которой идет речь в определенный момент выступления, и показа явлений в динамике.

Текст презентации не должен служить конспектом для докладчика -- для этого в программе MS PowerPoint существует специальный режим подготовки заметок к слайдам. Развернутые тексты на слайдах презентаций конспектов лекций вполне оправданны, но в презентациях, иллюстрирующих публичное выступление, текст должен быть свернут до ключевых слов и фраз. Полные развернутые предложения на слайдах таких презентаций используются только при необходимости цитирования. Списки на слайдах не должны включать более 5-7 элементов. Если элементов списка все-таки больше, их лучше расположить в две колонки. В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов -- в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом. Гистограммы не должны включать более 4 категорий, а организационные диаграммы -- более 5 элементов. Если требуются более объемные таблицы и диаграммы, лучше подготовить их для раздаточных материалов с помощью других программ.

Количество слайдов определяется регламентом выступления. Например, для 10-минутного выступления готовится не более 12 слайдов. Избыточное количество слайдов приводит не только к нарушению регламента, но и к утомлению слушателей и рассеиванию их внимания. В зарубежной практике чрезмерное количество слайдов в презентациях получило шутливое название «PowerPoint Poisoning» («отравление» PowerPoint).

Первый слайд презентации должен содержать название темы выступления, фамилию, имя и отчество докладчика, время и место выступления, контактную информацию. Для корпоративных презентаций в оформлении обязательно использование соответствующей символики.

Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление. Контактную информацию, представленную на первом и заключительном слайдах, необходимо также указать в раздочных материалах. Для выступлений на иностранных языках необходимо также владение набором принятых в соответствующих культурах речевых клише, которые нужно изучать дополнительно.

Практика показывает, что в подготовке презентаций, иллюстрирующих публичные выступления, сложнее всего:

Трансформировать текст выступления для его представления в виде ключевых слов и фраз,

Выбрать адекватные средства визуализации информации,

Подобрать оптимальное цветовое решение,

Отказаться от чрезмерного использования анимационных эффектов.

Некоторые подсказки, которые помогут презентатору

1. Четко определите основную мысль, которую вы хотите донести до аудитории. Это поможет вам четко сформулировать цель своего публичного выступления, а слушателям будет легче вас понять, усвоить полученную информацию и сформировать свое отношение к предмету обсуждения. Планируя речь, определитесь с тем, о чем вы хотите проинформировать слушателей.

2. Определите логическую структуру выступления. Основываясь на главном тезисе доклада, подготовьте вступление, основную часть и заключение. Вступление и заключение могут составлять 20% всего доклада. Не стоит пренебрегать этими важными составляющими, иначе новая информация «свалится» на слушателей, как «снег на голову». Вступление можно начать с небольшой истории, вопроса, или интересного факта. В заключение публичного выступления можно подытожить и кратко повторить идеи, уже озвученные в основной части. Поместив главные пункты доклада в основную часть, воспользуйтесь данными ниже рекомендациями.

3. Подкрепляйте свои тезисы статистикой и фактами. Такой способ широко применяется в бизнес-презентациях и служит отличным доказательством слов докладчика. Чтобы аудитории было легче воспринять новую информацию, вместо «64,3%» лучше скажите «почти 2/3». Используя статистическую информацию, помните, что она должна быть достоверной.

4. Используйте визуальные средства. Если презентация содержит много статистических данных, их лучше разместить на слайдах. Диаграммы и графики хорошо привлекают внимание и запоминаются. Также на слайдах можно разместить основные пункты выступления, которые, на ваш взгляд, очень важны для запоминания аудиторией. Помещая данные на слайдах, сделайте их четкими, разборчивыми. Они должны быть видны всем присутствующим. Шрифт должен быть крупным и по цвету резко отличаться от фона.

Выводы

Во время подготовки к презентации очень важно уделить должное внимание подбору материалов, их обработке для последующего представления аудитории.

Информация, которую необходимо подавать, должна быть организованна логично и последовательно. Это необходимо в первую очередь, что бы удерживать внимание аудитории, заинтересовать ее, сделать презентацию понятной и доступной всем.

Только грамотно подобрав и упорядочив материал можно добиться от презентации максимального эффекта.

Список использованной литературы

1. Алешина И. В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. Учебник. - М.: ИКФ «ЭКМОС», 2006. - 480 с.

2. Горкина М. Б., Мамонтов А. А., Манн И. Б. PR на 100%. Как стать хорошим менеджером по PR - 3-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005 - 240

3. Джей Э. Эффективная презентация. - М.: Баланс-Клуб, 2004. -280с.

4. Кодлер И.Успешная презентация. - М. , 2003

5. Рафел М. Как завоевать клиента /пер.с англ. Д.Раппопорте.- Минск: Питер, 2003 г. - 356с.

6. Лазарев Д. Лучше один раз увидеть!. - М., 2009

7. Хофф Р. Я вижу вас голым. Как подготовится к презентации и с блеском ее провести. - М., 2005. - 212 с.

Мы живем в удивительное время. Мир стремительно меняется, и к 2020 году цифровая вселенная вырастет в десятки раз. Станет еще больше разнообразного контента, воспринимать его нашему перегруженному мозгу будет все сложнее.

Чтобы справиться с таким наплывом информации, нужно учиться ее правильно структурировать и презентовать.

Как создать эффективную презентацию и каких ошибок избежать в процессе?

Правило 1. Вовлекайте с помощью контента

На одной из лекций меня спросили: «Александр, какой вы видите успешную презентацию. Я долго думал, искал аргументы, ведь успех в этом деле состоит из множества факторов.

Прежде всего — интересный, структурированный и удачно поданный контент.

Такой, чтобы во время презентации слушатель заглянул в телефон лишь с одной целью - фотографировать слайды, а не проверять ленту Facebook.

Чтобы у него горели глаза и появилось желание создавать.

Но как понять, готова ли аудитория, интересно ли ей, насколько она вовлечена?

Для начала нужно смириться с важным фактом: люди не ходят думать и напрягаться. И, скорее всего, им наплевать на вашу презентацию. Однако то, как вы презентуете и что они увидят, сможет изменить их мнение.

Дейв Паради — специалист по презентациям, провел на своем сайте исследование.

Он задал людям вопрос: что им не нравится в презентациях? На основе тысяч ответов людей он сформировал два важных замечания для любого спикера.

Правило 2. Не читайте текст со слайдов

69% респонедентов ответили, что терпеть не могут, когда спикер повторяет текст, размещенный на слайдах его презентации . Вы должны своими словами объяснять информацию на каждом из слайдов. В противном случае рискуете, что ваша аудитория просто уснет.

Правило 3. Не "мельчите" :)

48% людей не переносят слишком мелкий шрифт в презентации. Вы можете придумать гениальный текст для каждого слайда, но весь ваш креатив пойдет насмарку, если этот текст невозможно будет прочитать.

Правило 4. Шутите и будьте искренними

Уилл Стефан на TED-x умеет посмеяться над собой даже во время важных презентаций.

Посмотрите. Сделайте вывод. Улыбнитесь. Зал оценит вашу легкость в общении и простоту речи.

Правило 5. Используйте правильные шрифты

В 2012 году The New York Times проводил эксперимент под названием «Вы оптимист или пессимист?».

Его участники должны были прочесть отрывок из книги и ответить «да» или «нет» на несколько вопросов.

Цель эксперимента: определить, влияет ли шрифт на доверие читателя к тексту.

Участвовали сорок тысяч человек, которым показывали один и тот же абзац, набранный разными шрифтами: Comic Sans, Computer Modern, Georgia, Trebuchet, Baskerville, Helvetica.

Результат таков: текст, написанный шрифтами Comic Sans и Helvetica, не вызвал у читателей доверия, а вот шрифт Baskerville, наоборот, получил согласие и одобрение. По словам психологов, это связано с его формальным видом.

Правило 6. Визуализируйте

Все мы по-разному воспринимаем информацию. Говоришь человеку: сделай красивую презентацию. В своей голове рисуешь конкретный пример.

И даже не догадываешься, что в его мыслях красивая презентация выглядит совсем по-другому.

Поэтому лучше показать пять картинок, чем один раз объяснить все на словах.

Перед выступлением вам нужно подобрать четкие иллюстрации вашего ключевого послания. Не важно, что вы продаете - ланч-боксы, свои консультации или страхование жизни.

Покажите своей аудитории пять картинок

Вы

Ваш продукт

Преимущества вашего продукта

Счастливые покупатели

Показатели вашего успеха

Правило 7. Упрощайте

Большинство людей думает, что делать презентацию на белом фоне — скучно и непрофессионально. Они убеждены, что стоит изменить цвет — произойдёт «магия» и клиент сразу примет заказ. Но это заблуждение.

Мы стараемся «приукрасить» слайд большим количеством объектов, хотя можем объяснить его суть одним словом или картинкой.

Ваша цель заключается не в том, чтобы достичь уровня мастерства Рембрандта. Излишне детальный и проработанный рисунок только отвлекает аудиторию от идеи, которую вы намерены донести. (Дэн Роэм, автор книги «Визуальное мышление»)

Используя иллюстрации и минимум текста, мы помогаем донести наши мысли слушателям и захватываем их внимание.

Меньше — не значит скучнее. Дизайну однодолларовой банкноты более 150 лет, и из года в год она становится только лучше.

Ее постоянно визуально меняют, оставляя на купюре лишь самое важное. Сегодня банкнота прекрасна в своей простоте.

Правило 8. Репетируйте свое выступление

Если у вас нет времени на то, чтобы подготовить презентацию, почему клиент должен уделять ей время? Как вы выйдете в зал? Что скажете в первую очередь? На вашем ноутбуке будет десять процентов заряда, и где вы рассчитываете найти розетку? Прорепетируете ли вы несколько сценариев и свою речь?

Ответ на все вопросы один: к важным встречам и презентациям нужно готовиться. Недостаточно создать презентацию с крутым контентом и картинками, нужно уметь её подать. На выступлении вас должны понять, услышать и принять.

Создание эффективной презентации — это не просто добавить в слайды крутой контент и картинки, это умение подать их. На выступлении вас должны понять, услышать и принять.)

Представьте: приходит человек в зал и начинает метаться — то 1-й слайд, то 7-й, потом обратно к 3-му. Переживает, волнуется, забывает. Поймете ли вы что-нибудь? Не думаю.

Люди очень хорошо чувствуют других людей. Когда вы не готовы, не уверены — это видно на расстоянии. Поэтому мой совет: минимум три раза прорепетируйте свою презентацию перед зеркалом.

Встречают по обложке

Представьте, вы пришли на встречу, поразили всех классной презентацией, добавили в друзья на фейсбуке того, кому «продавали», а у вас на аватарке цветочек или череп.

Во-первых, это странно. Во-вторых, через две недели, когда вы напишете человеку в мессенджере, он не вспомнит вашего лица.

Откройте мессенджер. Если на аватарке увидите буквы или человека, который повернут к вам спиной, вспомните ли вы лицо собеседника без его имени?

Презентации преображают. Это не обязательно означает, что они меняют аудиторию. Такое тоже может произойти, но я сейчас говорю не об этом. Презентации преображают вас и ваши собственные идеи. Речь не о том, что с их помощью вы станете богатыми и знаменитыми. Речь о том, что вы станете другими, лучшими людьми. Вы станете более знающими, более понимающими, более искренними и более страстными. (Алексей Каптерев, эксперт по презентациям)

Какой бы классной ни была ваша презентация в PowerPoint, если у вас на аватарке будет картинка в плохом разрешении — про презентацию забудут.

Помните, что ваш профиль на фейсбуке продаёт в то время, пока вы спите. На него заходят, читают, ищут что-то интересное. Визуальное оформление вашей страницы очень важно.

Могу я попросить вас сделать одну вещь? Загрузите на фейсбук свою аватарку на белом фоне и сделайте обложку, на которой будет ваша фотография и краткое описание, чем вы занимаетесь.

Со временем вы поймете, что «встречают по обложке», и получите конкретный результат от коммуникации.

Презентация почтой: 5 лайфхаков

Презентация перед аудиторией существенно отличается о той, которую вам нужно отправить почтой.

На что я советую обратить внимание перед отправкой презентации клиенту:

Титульный слайд всегда продает. Ваша первая картинка должна быть провокационной, необычной. Смотря на нее, человек должен хотеть узнать больше.