Открытие Южного полюса. Руаль Амундсен и Роберт Скотт. Исследовательские станции в Антарктиде

К началу ХХ столетия эпоха географических открытий на Земле практически закончилась. На карту были нанесены все тропические острова, неутомимые исследователи прошли вдоль и поперек Африку и Южную Америку.


Оставались только две непокоренные людьми точки – Северный и Южный полюса, достичь которых было сложно из-за окружающей их бесплодной ледяной пустыни. Но в 1908-09 годах состоялись две американские экспедиции (Ф. Кука и Р. Пири) к Северному полюсу. После них единственной достойной целью оставался Южный полюс, расположенный на территории покрытого вечными льдами материка – Антарктиды.

История исследований Антарктиды

Побывать в самой южной точке земного шара стремились многие исследователи. Начало было положено знаменитым Америго Веспуччи, корабли которого в 1501 году добрались до пятидесятых широт, но вынуждены были повернуть из-за льдов. Более успешной была попытка Дж. Кука, в 1772-75 годах достигнувшего 72-го градуса южной широты. Он тоже вынужден был повернуть назад, не достигнув полюса, из-за могучих льдов и айсбергов, грозивших раздавить хрупкое деревянное судно.

Честь открытия Антарктиды принадлежит русским морякам Ф. Беллинсгаузену и М. Лазареву. В 1820 году два парусных шлюпа подошли вплотную к берегу и зафиксировали наличие неизвестного ранее материка. Спустя 20 лет экспедиция Дж.К. Росса обошла Антарктиду по окружности и нанесла на карту ее береговую линию, но на сушу все же не высадилась.


Первым человеком, ступившим на самый южный материк, стал австралийский исследователь Г. Буль в 1895 году. С этого времени достижение Южного полюса стало вопросом времени и подготовленности экспедиции.

Покорение Южного полюса

Первая попытка достижения Южного полюса состоялась в 1909 году и была неудачной. Английский исследователь Э.Шеклтон не дошел до него около ста миль и вынужден был повернуть назад, так как у него закончились продукты. Полярной весной 1911 года к Южному полюсу отправились сразу две экспедиции – английская под руководством Р. Скотта и норвежская во главе с Р. Амундсеном.

В течение нескольких последующих месяцев вечные льды Антарктики стали свидетелями грандиозного триумфа одной из них и не менее грандиозной трагедии другой.

Трагическая судьба экспедиции Р.Скотта

Британский морской офицер Роберт Скотт был опытным полярником. За несколько лет до этого он уже высаживался на берег Антарктиды и провел здесь около трех месяцев, пройдя по ледяной пустыне около тысячи миль. В этот раз он был полон решимости дойти до полюса и водрузить в этой точке британский флаг. Его экспедиция была отлично подготовлена: в качестве основной тягловой силы были выбраны привычные к холоду маньчжурские лошадки, имелось и несколько собачьих упряжек и даже техническая новинка – моторные сани.

Экспедиции Р. Скотта предстояло пройти около 800 миль, чтобы достигнуть Южного полюса. Это был страшный маршрут, изобиловавший ледяными торосами и глубокими трещинами. Температура воздуха практически все время не превышала 40 градусов мороза, нередким явлением была снежная пурга, во время которой видимость не превышала 10-15 метров.


На пути к полюсу от обморожения погибли все лошади, затем сломались аэросани. Не дойдя до завершающей точки около 150 км, экспедиция разделилась: дальше пошли только пять человек, впрягшись в груженые поклажей нарты, остальные повернули назад.

Преодолев немыслимые трудности, пятерка исследователей достигла Южного полюса – и тут Скотта с его спутниками постигло ужасающее разочарование. На самой южной точке планеты уже стояла палатка, на верхушке которой развевался флаг Норвегии. Англичане опоздали – Амундсен опередил их на целый месяц.

Обратный путь им не было суждено преодолеть. Один из английских исследователей умер от болезни, второй обморозил руки и предпочел сам уйти, затерявшись во льдах, чтобы не стать обузой для остальных. Трое оставшихся, в том числе и сам Р. Скотт, замерзли в снегах, не дойдя всего одиннадцати миль до последнего из промежуточных складов с продуктами, который они оставляли по пути следования к полюсу. Через год их тела были обнаружены высланной за ними спасательной экспедицией.

Руаль Амундсен – первооткрыватель Южного полюса

Мечтой норвежского путешественника Руаля Амундсена долгие годы был Северный полюс. Экспедиции Кука и Пири были достаточно сомнительными с точки зрения результативности – ни тот, ни другой не смогли достоверно подтвердить, что достигли самой северной точки планеты.

Амундсен долго готовился к экспедиции, подбирал необходимое снаряжение и припасы. Он сразу решил, что в северных широтах нет ничего лучше собачьих упряжек по выносливости и скорости передвижения. Уже выйдя в плавание, он узнал об экспедиции Скотта, отправившейся покорять Южный полюс, и принял решение тоже идти на юг.

Экспедиция Амундсена выбрала для высадки на материк удачное место, которое было на сто миль ближе к полюсу, чем стартовая точка экспедиции Скотта. Четыре собачьих упряжки, состоявшие из 52 лаек, тащили нарты со всем необходимым. Помимо Амундсена, в экспедиции участвовали еще четыре норвежца, каждый из которых был опытным картографом и путешественником.

Весь путь туда и обратно занял 99 дней. Ни один исследователь не погиб, все благополучно достигли в декабре 1911 года Южного полюса и вернулись домой, покрыв себя славой первооткрывателей самой южной точки планеты Земля.

Покорение Южного полюса

В 1910 году, направляясь в Северный Ледовитый океан, ледокол «Фрам», которым руководил норвежский путешественник Руал Амундсен, внезапно изменил курс и пошел не на север, а на юг, к Антарктиде. Исследователь знал, что на Северном полюсе уже побывал в 1909 году американец Эдвин Пири (на самом деле первооткрывателем был американский путешественник Фредерик Кук, оказавшийся на Северном полюсе в 1908 году). Слышал Амундсен и о том, что к покорению Южного полюса в этот момент готовится англичанин Роберт Скотт. И норвежский мореплаватель решил попытать счастья в Антарктиде. 11 января 1911 года «Фрам» подошел к берегу ледяного материка. Высадившись в Китовой бухте, он начал готовиться к покорению Южного полюса.

Руал Амундсен

Амундсен готовился к походу очень тщательно. Он совершил несколько поездок в нартах, запряженных собаками, устраивая склады с продовольствием практически на каждом градусе широты, разместив три тонны продуктов для людей и корма для собак. Путешествие к полюсу началось 20 сентября 1911 года. Амундсен и четверо его товарищей (О. Вистинг, Х. Хансен, С. Хассел, У. Бьелланн) на четырех собачьих упряжках направились к своей главной цели - Южному полюсу. Поднимаясь по гладкому склону ледяного щита, люди не останавливались, несмотря на мороз?50 °C, штормовой ветер и туман, стараясь каждый день преодолеть расстояние не менее чем 37 км. Они миновали горную цепь (одна из вершин получила имя Нансена) и поднялись по леднику Акселя Хейберга. Вскоре экспедиция достигла плато и побила рекорд Эрнеста Шеклтона, два года назад остановившегося на отметке 88°23?.

Отдавая Амундсену свой корабль «Фрам», Нансен не мог даже предположить, что, собираясь повторить его дрейф через Северный Ледовитый океан, Амундсен окажется не на Северном, а на Южном полюсе.

До полюса оставалась всего неделя пути. А ранним утром 14 декабря 1911 года путешественники оказались у цели. Позднее Амундсен писал: «Северный полюс с детства притягивал меня, и вот теперь я очутился на Южном полюсе. Можно ли представить себе что-нибудь более противоположное!» Путешественники на целый месяц опередили английскую экспедицию Роберта Скотта, оказавшегося на полюсе 17 января 1912 года.

В числе открытий Амундсена на ледяном материке не только Южный полюс, но и горы Королевы Мод.

У берегов Антарктиды

В 1918–1921 годах норвежский исследователь предпринял новое путешествие, повторив дрейф Фритьофа Нансена, но теперь уже не на «Фраме», а на корабле «Мод», построенном на собственные средства. Погиб Амундсен во время воздушного перелета из Норвегии в Шпицберген: его самолет, искавший пропавшую экспедицию генерала У. Нобиле, упал в Баренцево море. В честь знаменитого путешественника назван залив в Северном Ледовитом океане, гора в восточной области Антарктиды и море у ее берегов. Американская антарктическая полярная станция названа в честь Амундсена-Скотта.

Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

ПОКОРЕНИЕ ВЕЛИКОГО ОКЕАНА (Океания) Наиболее удивительные и, пожалуй, величайшие географические открытия останутся навсегда безымянными: не было хроникеров, которые занесли бы эти достижения в анналы истории, не существовало карт, на которые были бы нанесены неведомые

Из книги Популярная история медицины автора Грицак Елена

Покорение инфекции Вплоть до середины XIX века от гангрены, наступавшей после хирургического вмешательства, умирало более 80 процентов больных. Выявлением причин послеоперационных осложнений занималось не одно поколение медиков. Практическое начало антисептике положил

Из книги Путешественники автора Дорожкин Николай

В поисках южного материка Продолжая плавание в более низких широтах, к началу лета Якоб Роггевен июня обнаружил в тропической полосе несколько атоллов архипелага Туамоту. Там же один его корабль потерпел крушение. Дальше на западе Роггевен открыл два атолла в центре

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

Из книги Справочник кроссвордиста автора Колосова Светлана

Великие исследователи Южного Полюса 5 Кагге, Эрлинг – Норвегия8 Амундсен, Руаль –

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Кто первым достиг Южного полюса? Первым Южного полюса достиг норвежский полярный исследователь Руаль Амундсен, водрузив на нем норвежский флаг 14 декабря 1911 года. 17 января 1912 года на полюс прибыла английская экспедиция во главе с Робертом Фалконом Скоттом – чтобы, к

Из книги 100 великих тайн Третьего рейха автора Веденеев Василий Владимирович

Тайна «Южного объекта» Весь 1943 год на советско-германском фронте продолжались тяжёлые, кровопролитные бои. Красная армия окружила части вермахта под Сталинградом, произошла грандиозная, беспримерная по масштабам Курская битва с крупнейшим танковым сражением под

Из книги Пираты автора Перье Николя

Под знаком южного креста Пиратство у западного побережья Африки расцвело сравнительно поздно. После путешествия Васко да Гамы в 1498 году устойчивые торговые пути между Португалией и Востоком пролегали через мыс Доброй Надежды. Письменные упоминания о пиратских разбоях

Из книги 100 великих событий ХХ века автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Географические открытия автора Хворостухина Светлана Александровна

Покорение Альп Известно, что еще в I тысячелетии до н. э. кельты, постепенно осваивавшие территорию Европы, обнаружили высокие белые горы, никем из них доселе невиданные. Не рискнув заняться покорением выглядевших неприступными скал, они поселились в предгорьях этого

Из книги Я познаю мир. Горы автора Супруненко Павел Павлович

Солнцу навстречу, или Покорение Сибири Первым исследователем Колымской земли принято считать путешественника Михаила Стадухина. В 1642 году в составе экспедиции он направился к берегам Охотского моря. Зиму первопроходцы провели в районе устья реки Алазеи, а с приходом

Из книги Кто есть кто в мире открытий и изобретений автора Ситников Виталий Павлович

Покорение «зеленого острова» Гренландия издавна привлекала внимание жителей соседних островов и материка, а также путешественников. Одним из ярких событий 1887 года стала экспедиция на ледяной остров, главой которой стал бывший лаборант Бергенского музея Фритьоф Нансен.

Из книги автора

Покорение Ливийской пустыни После Г. Рольфса, побывавшего во второй половине XIX столетия на окраине оазиса Куфра, расположенного в самом центре Ливийской пустыни, на ее каменистые и песчаные земли не ступал больше ни один европеец. В оазисе обосновался

Из книги автора

Как отмечают покорение вершин? Нет, вино брать с собой при восхождении не принято, не рекомендуется. Головокружение нежелательно не только алкогольное, но и от «горнячки», эпоксии, как называется горная болезнь. Да и эйфории от успеха достижения верхних отметок лучше

Из книги автора

Кто первым достиг Южного полюса? В 1911 году две независимых группы полярных путешественников почти одновременно ушли в тяжелый и опасный поход через льды Антарктики. Целью исследователей был Южный полюс, куда еще не ступала нога человека. Попытать счастья отправились

Открытие Южного полюса - многовековая мечта полярных исследователей - на своём заключительном этапе летом 1912 года приняла характер напряжённого состязания между экспедициями двух государств - Норвегии и Великобритании. Для первых оно завершилось триумфом, для других - трагедией. Но, несмотря на это, руководившие ими Руаль Амундсен и Роберт Скотт навеки вошли в историю освоения шестого континента.

Первые исследователи южных полярных широт

Покорение Южного полюса началось ещё в те годы, когда люди лишь смутно догадывались, что где-то на краю Южного полушария должна быть земля. Первым из мореплавателей, которому удалось приблизиться к ней, был совершавший плаванье в Южной Атлантике и в 1501 году достигший пятидесятой широты.

Это была эпоха, когда совершались Кратко описав своё пребывание в этих, прежде недоступных широтах (Веспуччи был не только мореплавателем, но и учёным), он продолжил свой путь к берегам нового, недавно открытого континента - Америки, - носящего сегодня его имя.

Планомерное исследование южных широт в надежде отыскать неведомую землю почти три века спустя предпринял знаменитый англичанин Джеймс Кук. Ему удалось приблизиться к ней ещё больше, достигнув при этом семьдесят второй параллели, но дальнейшему его продвижению на юг помешали антарктические айсберги и плавучие льды.

Открытие шестого континента

Антарктида, Южный полюс, а самое главное - право называться первооткрывателем и первопроходцем скованных льдом земель и связанная с этим обстоятельством слава не давали покоя многим. В течение всего XIX века шли непрестанные попытки покорения шестого континента. В них приняли участие наши мореплаватели Михаил Лазарев и Фаддей Беллинсгаузен, которых направило Российское географическое общество, англичанин Кларк Росс, достигший семьдесят восьмой параллели, а также целый ряд немецких, французских и шведских исследователей. Увенчались сии предприятия успехом лишь на исходе столетия, когда австралийцу Иоганну Буллю выпала честь первому ступить на берег неведомой доселе Антарктиды.

С этого момента в антарктические воды устремились не только учёные, но и китобои, для которых холодные моря представляли широкий промысловый простор. Год за годом осваивалось побережье, появились первые исследовательские станции, но Южный полюс (его математическая точка) по-прежнему оставался недосягаем. В этом контексте с необычайной остротой встал вопрос: кому удастся опередить конкурентов и чей национальный флаг первым взовьётся на южной оконечности планеты?

Гонка к Южному полюсу

В начале XX века неоднократно предпринимались попытки покорить неприступный уголок Земли, и с каждым разом полярникам удавалось всё больше к нему приблизиться. Кульминация же наступила в октябре 1911 года, когда суда сразу двух экспедиций - британской, под руководством Роберта Фолкона Скотта, и норвежской, которую возглавлял Руаль Амундсен (Южный полюс для него был давней и заветной мечтой), почти одновременно взяли курс к берегам Антарктиды. Их разделяли лишь несколько сот миль.

Любопытно, что вначале норвежская экспедиция не собиралась штурмовать Южный полюс. Амундсен и члены его экипажа направлялись в Арктику. Именно северная оконечность Земли значилась в планах амбициозного мореплавателя. Однако в пути он получил сообщение, что уже покорился американцам - Куку и Пири. Не желая ронять свой престиж, Амундсен резко изменил курс и повернул на юг. Тем самым он бросил вызов британцам, и они не могли не постоять за честь своей нации.

Его соперник Роберт Скотт, прежде чем посвятить себя исследовательской деятельности, длительное время служил офицером военно-морского флота её величества и получил достаточный опыт командования линкорами и крейсерами. Выйдя в отставку, он провёл два года на побережье Антарктиды, принимая участие в работе научной станции. Им даже была предпринята попытка пробиться к полюсу, но продвинувшись за три месяца на весьма значительное расстояние, Скотт был вынужден повернуть обратно.

Накануне решающего штурма

Тактика достижения цели в своеобразной гонке «Амундсен - Скотт» у команд была различная. Основным транспортным средством англичан являлись маньчжурские лошадки. Низкорослые и выносливые, они как нельзя лучше подходили к условиям полярных широт. Но, кроме них, в распоряжении путешественников имелись и традиционные в таких случаях собачьи упряжки и даже совершенная новинка тех лет - моторные сани. Норвежцы же во всём положились на проверенных северных лаек, которые должны были на всём протяжении пути тянуть четверо нарт, тяжелогруженых снаряжением.

И тем и другим предстоял путь длиной восемьсот миль в один конец, и столько же обратно (если останутся живы, разумеется). Впереди их ждали ледники, изрезанные бездонными трещинами, страшные морозы, сопровождавшиеся метелями и пургой и полностью исключавшей видимость, а также неизбежные в таких случаях обморожения, травмы, голод и всевозможные лишения. Наградой же для одной из команд должна была стать слава первооткрывателей и право водрузить на полюсе флаг своей державы. Ни норвежцы, ни британцы не сомневались, что игра стоит свеч.

Если был более умелым и искушённым в мореплавании, то Амундсен явно превосходил его как опытный полярник. Решающим переходам к полюсу предшествовала зимовка на антарктическом континенте, и норвежец сумел выбрать для неё гораздо более подходящее место, чем его британский коллега. Во-первых, их лагерь располагался почти на сто миль ближе к конечной точке путешествия, чем у британцев, а во-вторых, маршрут от него к полюсу Амундсен проложил таким образом, что сумел миновать районы, где в это время года свирепствовали наиболее сильные морозы и непрекращающиеся бураны и метели.

Триумф и поражение

Отряд норвежцев сумел проделать весь намеченный путь и вернуться в базовый лагерь, уложившись в период короткого антарктического лета. Остаётся лишь восхищаться тем профессионализмом и блеском, с которым Амундсен провёл свою группу, выдержав с невероятной точностью им самим составленный график следования. Среди людей, доверившихся ему, не было не только погибших, но даже получивших сколько-нибудь серьёзные травмы.

Совершенно иная судьба ожидала экспедицию Скотта. Перед самым тяжёлым участком пути, когда до цели оставалось сто пятьдесят миль, повернули назад последние члены вспомогательной группы, и пятеро исследователей-англичан сами впряглись в тяжёлые нарты. К этому времени пали все лошади, вышли из строя моторные сани, а собаки были попросту съедены самими полярниками - приходилось идти на крайние меры, чтобы выжить.

Наконец, 17 января 1912 года в результате неимоверных усилий они достигли математической точки Южного полюса, но там их ждало страшное разочарование. Всё вокруг носило следы побывавших здесь перед ними соперников. На снегу виднелись отпечатки полозьев нарт и собачьих лап, но убедительнее всего свидетельствовала об их поражении оставленная между льдов палатка, над которой развевался норвежский флаг. Увы, открытие Южного полюса ими было упущено.

О том потрясении, которое пережили члены его группы, Скотт оставил записи в дневнике. Ужасное разочарование повергло британцев в настоящий шок. Последующую ночь все они провели без сна. Их тяготили мысли о том, как они посмотрят в глаза тем людям, которые на протяжении сотен миль пути по ледяному континенту, замерзая и проваливаясь в трещины, помогали им достигнуть последнего участка пути и предпринять решительный, но не увенчавшийся успехом штурм.

Катастрофа

Однако, несмотря ни на что, следовало собраться с силами и возвращаться. Между жизнью и смертью пролегли восемьсот миль обратного пути. Двигаясь от одного промежуточного лагеря с топливом и продуктами к другому, полярники катастрофически теряли силы. Их положение с каждым днём становилось всё безнадёжнее. Через несколько дней пути лагерь впервые посетила смерть - умер самый молодой из них и казавшийся физически сильным Эдгар Эванс. Его тело зарыли в снег и завалили тяжёлыми льдинами.

Следующей жертвой стал Лоуренс Отс - драгунский капитан, отправившийся на полюс, гонимый жаждой приключений. Обстоятельства его гибели весьма примечательны - отморозив руки и ноги и сознавая, что становится обузой своим товарищам, он ночью втайне ото всех покинул место ночлега и ушёл в непроглядную тьму, добровольно обрекая себя на смерть. Его тело так никогда и не было найдено.

До ближайшего промежуточного лагеря оставалось лишь одиннадцать миль, когда неожиданно поднялась пурга, полностью исключавшая возможность дальнейшего продвижения. Трое англичан оказались в ледяном плену, отрезанные от всего мира, лишённые пищи и какой-либо возможности обогреться.

Разбитая ими палатка, разумеется, не могла служить хоть сколько-нибудь надёжным укрытием. Температура воздуха снаружи опустилась до отметки -40 о С, соответственно, внутри, при отсутствии обогревателя, она была ненамного выше. Эта коварная мартовская пурга так никогда и не выпустила их из своих объятий…

Посмертные строки

Спустя полгода, когда трагический исход экспедиции стал очевиден, на поиски полярников была послана спасательная группа. Среди непроходимых льдов ей удалось обнаружить занесённую снегом палатку с телами трёх британских исследователей - Генри Бауэрса, Эдварда Уилсона и их командира Роберта Скотта.

Среди вещей погибших были найдены дневники Скотта, и, что поразило спасателей, мешки с геологическими образцами, собранными на склонах выступающих из ледника скал. Невероятно, но трое англичан упорно продолжали тащить эти камни даже тогда, когда практически не было надежды на спасение.

В своих записях Роберт Скотт, подробно изложив и проанализировав причины, приведшие к трагической развязке, дал высокую оценку нравственным и волевым качествам сопровождавших его товарищей. В заключение, обращаясь к тем, в чьи руки попадёт дневник, он просил сделать всё, чтобы не остались брошенными на произвол судьбы его родные. Посвятив несколько прощальных строк своей жене, Скотт завещал ей позаботиться о том, чтобы их сын получил соответствующее образование и сумел продолжить его исследовательскую деятельность.

К слову сказать, в будущем его сын Питер Скотт стал знаменитым экологом, посвятившим свою жизнь охране природных ресурсов планеты. Появившись на свет незадолго до того дня, когда его отец отправился в последнюю в своей жизни экспедицию, он дожил до преклонных лет и умер в 1989 году.

вызванный трагедией

Продолжая рассказ, следует заметить, что состязание двух экспедиций, результатом которого для одной стало открытие Южного полюса, а для другой - смерть, имело весьма неожиданные последствия. Когда завершились торжества по случаю этого, безусловно, важного географического открытия, смолкли поздравительные речи и отзвучали овации, встал вопрос о моральной стороне произошедшего. Не оставалось сомнения, что косвенным образом причина гибели британцев заключалась в глубокой депрессии, вызванной победой Амундсена.

Не только в британской, но и в норвежской прессе появились прямые обвинения в адрес ещё недавно чествуемого победителя. Поднимался вполне резонный вопрос: имел ли моральное право опытный и весьма искушённый в исследовании крайних широт Руаль Амундсен втягивать в состязательный процесс амбициозного, но лишённого необходимых навыков Скотта и его товарищей? Не было ли правильнее предложить ему объединиться и общими усилиями осуществить задуманное?

Загадка Амундсена

Как отнёсся к этому Амундсен и обвинял ли он себя в том, что невольно стал причиной гибели своего британского коллеги - вопрос, навсегда оставшийся без ответа. Правда, многие из тех, кто близко знал норвежского исследователя, утверждали, что видели явные признаки его душевного смятения. В частности, доказательством того могли послужить его попытки публичных оправданий, совершенно не свойственные его гордой и отчасти высокомерной натуре.

Некоторые биографы склонны видеть свидетельство непрощённой самому себе вины в обстоятельствах гибели самого Амундсена. Известно, что летом 1928 года он отправился в арктический полёт, суливший ему верную смерть. Подозрение в том, что он заранее предвидел собственную гибель, вызывает предпринятая им подготовка. Мало того, что Амундсен привёл в порядок все дела и расплатился с кредиторами, он ещё и распродал всё своё имущество, как будто не собирался возвращаться назад.

Шестой континент сегодня

Так или иначе, а открытие Южного полюса совершено им, и эту честь уже никто у него не отнимет. В наши дни на южной оконечности Земли ведутся широкомасштабные научные исследования. На том самом месте, где когда-то норвежцев ожидал триумф, а британцев - величайшее разочарование, сегодня находится международная полярная станция «Амундсен - Скотт». В её названии незримо объединились эти два неустрашимых покорителя крайних широт. Благодаря им Южный полюс на глобусе воспринимается в наши дни как нечто привычное и вполне досягаемое.

В декабре 1959 года был заключён международный договор по Антарктиде, первоначально подписанный двенадцатью государствами. Согласно этому документу, любая страна имеет право производить научные исследования на всей территории континента южнее шестидесятой широты.

Благодаря этому сегодня многочисленные исследовательские станции в Антарктиде ведут разработку самых передовых научных программ. В наши дни их насчитывается более пятидесяти. В распоряжении учёных не только наземные средства контроля над окружающей средой, но и авиация и даже спутники. Имеет своих представителей на шестом континенте и Российское географическое общество. Среди действующих станций есть ветераны, такие как «Беллинсгаузен» и «Дружная 4», а также сравнительно новые - «Русская» и «Прогресс». Всё говорит о том, что и в наши дни не прекращаются великие географические открытия.

Кратко изложенная история того, как отважные норвежские и британские путешественники, презрев опасности, стремились к заветной цели, лишь в общих чертах может передать всю напряжённость и драматизм тех событий. Неверно рассматривать их поединок лишь как борьбу личных амбиций. Несомненно, первостепенную роль в нём сыграла жажда открытия и построенное на истинном патриотизме желание утвердить престиж своей страны.

«Имею честь уведомить Вас отправляюсь Антарктику - Амундсен»
Такую телеграмму отправил норвежский полярный исследователь Руал Амундсен начальнику английской экспедиции Роберту Скотту, и это было началом драмы, разыгравшейся в южных полярных широтах 100 лет назад….

В декабре 2011 года исполняется 100 лет одному из важных событий в ряду географических открытий ХХ века — впервые был достигнут Южный полюс.

Это удалось норвежской экспедиции Руала Амундсена и английской экспедиции Роберта Скотта.

Полюс был открыт Амундсеном 14 декабря 1911 года, а месяц спустя (18 января 1912 года) его достигла группа Скотта, погибшая на обратном пути к морю Росса.

Южный географический полюс, математическая точка, в которой воображаемая ось вращения Земли пересекает ее поверхность в Южном полушарии, находится не в центральной части материка Антарктиды, а ближе к ее тихоокеанскому побережью, в пределах Полярного плато на высоте 2800 м. Толщина льда здесь превышает 2000 м. Минимальное расстояние до берега ― 1276 км.

Солнце на полюсе полгода (с 23 сентября по 20―21 марта без учета рефракции) не заходит за горизонт и полгода не всходит над горизонтом,

но до середины мая и с начала августа наблюдаются астрономические сумерки, когда на небосклоне появляется заря. Климат в районе полюса очень суровый. Средняя температура воздуха на полюсе составляет -48,9 °С, минимальная ― -77,1 °С (в сентябре). Южный полюс не самая холодная точка в Антарктиде. Самая низкая температура на поверхности Земли (-89,2 ºС) зафиксирована 21 июля 1983 года на советской научной станции «Восток». В географической точке Южного полюса находится американская научная станция «Амундсен-Скотт».

Английский мореплаватель Джеймс Кук в 1772-75 годах дважды довольно близко (менее чем на 300 км) подходил к Антарктиде. В 1820 году русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева на кораблях «Восток» и «Мирный» подходила к берегам Антарктиды почти вплотную. Были проведены большие научные работы в антарктических водах, исследованы течения, температуры воды, глубины, открыты 29 островов (Петра I, Александра I, Мордвинова и др.). Суда экспедиции обошли вокруг Антарктиды. В 1821-23 годах к Антарктиде подходили зверобои Палмер и Уэдделл. В 1841 году английской экспедицией Джеймса Росса был открыт шельфовый ледник (ледник Росса, откуда начинались пути к полюсу). Его внешний край представляет собой ледяной обрыв высотой до 50 м (барьер Росса). Барьер омывается водами моря Росса. К концу XIX и началу ХХ века у берегов Антарктиды провели работы многие экспедиции, собравшие данные о глубинах, рельефе дна, донных отложениях, морской фауне. В 1901-04 годах английская экспедиция Скотта на судне «Дискавери» вела океанологические работы в море Росса. Участники экспедиции проникли вглубь Антарктиды до 77°59" ю. ш. В море Уэдделла в 1902-04 годы производила океанологические исследования английская экспедиция Брюса. Французская экспедиция Ж. Шарко на судах «Франс» и «Пуркуа-Па» вела в 1903-05 годах и 1908-10 годах океанографические исследования в море Беллинсгаузена.

В 1907-09 годах в море Росса зимовала английская экспедиция Э. Шеклтона (участником которой был и Р. Скотт), проведшая здесь океанологические и метеорологические исследования и совершившая поход на южный магнитный полюс.

Шеклтон сделал также попытку дойти до географического полюса.

9 января 1909 года он дошел до широты 88° 23" и, находясь в 179 милях от полюса, повернул назад из-за недостатка продовольствия. В качестве тягловой силы Шеклтон использовал низкорослых лошадей маньчжурской породы (Siberian pony), однако во время подъема на ледник Бирдмор пони поломали ноги, были застрелены и оставлены в качестве пищи для использования на обратном пути.

Впервые Южного полюса удалось достичь 14 декабря 1911 года норвежской экспедиции под руководством Руала Амундсена.

Первоначальной целью Амундсена был Северный полюс. Экспедиционное судно «Фрам» было предоставлено другим великим норвежцем Фритьофом Нансеном, совершившим на нем первый в истории дрейф через Северный Ледовитый океан (1893-1896). Однако, узнав, что Северный полюс покорен Робертом Пири, Амундсен принял решение идти к Южному полюсу, о чем и уведомил Скотта телеграммой.

14 января 1911 года «Фрам» прибыл к выбранному Амундсеном месту высадки экспедиции ― Китовой бухте. Она находится в восточной части ледяного барьера Росса, расположенного в тихоокеанском секторе Антарктики. С 10 февраля по 22 марта Амундсен занимался созданием промежуточных складов. 20 октября 1911 г. Амундсен с четырьмя спутниками на собаках выступил в поход на юг и 14 декабря был на Южном полюсе, а 26 января 1912 года вернулся в базовый лагерь. Вместе с Амундсеном на Южном полюсе были норвежцы Олаф Бьяланд, Гельмер Гансен, Сверре Гассель и Оскар Вистинг.

Экспедиция Роберта Скотта на судне «Терра-Нова» высадилась 5 января 1911 года на острове Росса, в западной части ледника Росса. С 25 января по 16 февраля организовывались склады. 1 ноября группа англичан во главе со Скоттом, сопровождаемая вспомогательными отрядами, вышла к полюсу. Последний вспомогательный отряд ушел обратно 4 января 1912 года, после чего Роберт Скотт и его товарищи Эдвард Уилсон, Лоуренс Отс, Генри Боуэрс и Эдгар Эванс пошли дальше, буксируя сани со снаряжением и провизией.

Достигнув полюса 18 января 1912 года, на обратном пути Скотт с товарищами погибли от голода и лишений.

Последняя запись в дневнике Скотта (It is a pity but I do not think I can write more - R.Scott - For God"s sake look after our people - Жаль, но не думаю, что смогу еще писать - Р. Скотт - Ради Бога, не оставьте наших близких) относится к 29 марта.

Причины трагического исхода экспедиции Скотта и предпосылки успешного похода Амундсена давно рассмотрены в различных литературных источниках, начиная от крайне эмоциональной по духу новеллы Стефана Цвейга «Борьба за Южный полюс» (на мой взгляд, весьма предвзятой) и кончая публикациями самого Амундсена и научными статьями, основывающимися на современных знаниях о климате Антарктиды.

Вкратце они состоят в следующем:

у Амундсена имелись точный расчет сил и средств и жесткая установка на успех; у Скотта можно видеть отсутствие четкого плана действий и ошибку в выборе транспорта.

Как следствие, Скотт возвращался в феврале-марте, то есть в начале антарктической осени, с более низкими температурами и с метелями. Именно из-за сильнейшей восьмидневной метели Скотт с товарищами не смогли пройти последние 11 миль до склада с продовольствием и погибли.

Не претендуя на исчерпывающий обзор причин и предпосылок, все же рассмотрим их чуть подробнее.
Начало пути
Норвежская экспедиция оказалась в более выгодных условиях, чем английская. Место стоянки «Фрама» (базовый лагерь экспедиции Амундсена) располагался на 100 км ближе к полюсу, чем лагерь Скотта. В качестве транспортного средства использовались собачьи упряжки. Однако последующая дорога до полюса была не менее трудной, чем у англичан. Англичане шли по пути, разведанному Шеклтоном, зная место подъема на ледник Бирдмор; норвежцы же преодолевали ледник по неизведанному пути, поскольку маршрут Скотта был единогласно признан неприкосновенным.

Остров Росса располагался в 60 милях от ледяного барьера, путь до которого уже на первом этапе стоил участникам английской экспедиции огромных трудов и потерь.

Основные надежды Скотт возлагал на моторные сани и маньчжурских лошадок (пони).

Одни из трех специально изготовленных для экспедиции мотосаней провалились под лед. Оставшиеся моторные сани вышли из строя, пони проваливались в снег и гибли от холода. В результате Скотту с товарищами за 120 миль от полюса пришлось тянуть сани со снаряжением самим.

Важнейший вопрос - транспорт
Амундсен был убежден, что собаки являются единственными подходящими ездовыми животными в снегах и льдах. «Они быстры, сильны, умны и способны двигаться в любых условиях дороги, где только может пройти сам человек». Одной из основ успеха послужило то, что при подготовке промежуточных продовольственных складов и на пути к полюсу, Амундсен учитывал и мясо собак, тащивших продовольствие.

«Так как эскимосская собака дает около 25 кг съедобного мяса, легко было рассчитать, что каждая собака, взятая нами на юг, означала уменьшение на 25 кг продовольствия как на нартах, так и на складах. …

Я точно установил день, когда следует застрелить каждую собаку, то есть момент, когда она переставала служить нам средством передвижения и начинала служить продовольствием.

Этого расчета мы придерживались с точностью приблизительно одного дня и одной собаки». В поход вышли пятьдесят две собаки, на базу вернулись одиннадцать.

Скотт верил не в собак, а в пони, зная об успешном их использовании в экспедициях на Земле Франца-Иосифа и на Шпицбергене. «Пони тащит тот же груз что и десять собак, а пищи употребляет втрое меньше». Это верно; однако, пони нуждается в объемном корме в отличие от собак, питавшихся пеммиканом; кроме того, мясо погибшего пони нельзя скормить другим пони; собака, в отличие от пони, может идти по насту, не проваливаясь; наконец, собака гораздо лучше, чем пони, переносит морозы и метели.

Ранее Скотт имел неудачный опыт использования собак и пришел к ошибочному выводу, что они непригодны для полярных путешествий.

Между тем все успешные экспедиции осуществлялись именно на собаках.

Участник полюсной группы Лоуренс Отс, отвечавший за лошадей, убедился, что собаки приспособлены к полярным условиям лучше, чем пони. Когда он заметил, как лошади слабеют от холода, голода и тяжелой работы, он стал настаивать, чтобы Скотт забивал на маршруте самых слабых животных и оставлял их туши в хранилищах на будущий сезон в качестве корма для собак, а если понадобится, то и для людей. Скотт отказался: ему претила мысль об убийстве животных.

Отрицательно относился Скотт и к убийству собак в отряде Амундсена, выступая против жестокого обращения с животными.

Кстати, та же участь постигла собак в походе Нансена к Северному полюсу и в переходе к Земле Франца-Иосифа в 1895 году, однако его никто не упрекал в жестокости. Это та высокая цена, которую приходится платить, чтобы достичь успеха, а часто - и чтобы выжить.

Мне не в меньшей степени жалко несчастных пони, которые сначала, в дороге, мучились от морской болезни, а затем, проваливаясь в снег и страдая от холода, тянули сани. Они были изначально обречены (Скотт прекрасно понимал это: в полюсной группе корма для пони взяли «в один конец») и погибли все до единого, причем 9 декабря были застрелены последние и… пошли на корм и собакам, и людям в группе Скотта. В дневнике Скотта при возвращении с полюса читаем: «Большое счастье, что наши рационы пополняются кониной (24 февраля)».

При подготовке продовольственных складов и в походе к полюсу использовались и мотосани (пока не вышли из строя из-за трещин в блоке цилиндров), и пони, и… все те же собаки. Запись в дневнике Скотта от 11 ноября: «Собаки работают великолепно». От 9 декабря: «Собаки бегут хорошо, несмотря на плохую дорогу».

Однако 11 декабря Скотт отправляет собак назад и остается без транспортных средств.

Смена, казалось бы, незыблемых принципов наводит на мысль, что у Скотта не было твердого, четкого плана действий. Например, только во время зимовки «Терра Нова» в Антарктиде некоторые участники маршрутных групп впервые в жизни встали на лыжи. А вот запись в дневнике от 11 декабря: «Везде… такой рыхлый снег, что при каждом шаге уходишь в него по колени…

Одно средство - лыжи, а мои упрямые соотечественники питают против них такое предубеждение, что не запаслись ими».

Весьма странное заявление для руководителя экспедиции - простая констатация факта.

Из приведенной ниже информации видно, насколько отличались темпы движения групп Амундсена и Скотта. Скотт стартовал на 13 дней позже Амундсена, на полюсе отставание составляло уже 22 дня. К месту последнего лагеря, ставшего могилой Скотта и товарищей, отставание составляло 2 месяца (это уже зима). Амундсен вернулся на базу всего за 41 день, что говорит об отличном физическом состоянии участников.

Старт с базы Полюс Итого Старт с полюса Конец маршрута Итого Всего
Амундсен 20.10.1911 14.12.1911 56 17.12.1912 26.1.1912 41 97
Скотт 1.11.1911 17.1.1912 78 19.1.1912 21.3.1912 62 140

Поиски складов с продовольствием
При подготовке продовольственных складов на предварительном этапе экспедиции Амундсен обезопасил себя от их поисков в случае плохой видимости на пути к полюсу и обратно. С этой целью от каждого склада протягивалась цепочка вешек на запад и восток, перпендикулярно направлению движения. Вешки располагались в 200 м друг от друга; длина цепочки достигала 8 км. Вешки были промаркированы таким образом, чтобы, найдя любую из них, можно было определить направление и расстояние до склада. Эти хлопоты полностью оправдали себя во время основного похода.

«Мы как раз встретили тогда ту погоду с туманом и метелью, на которую заранее рассчитывали, и эти приметные знаки не раз спасали нас».

Англичане складывали по пути ледяные гурии, что также помогало ориентироваться при возвращении, однако отсутствие перпендикулярно расположенных цепочек знаков иногда затрудняло поиски складов.

Обувь
Испытав лыжную обувь во время поездки для устройства первого склада и выявив ее недостатки, норвежцы перешили свои сапоги, сделав их более удобными и, главное, просторными, что позволило избежать обморожений. Чуть позже этим занялись и англичане. Обморожения ног у группы Скотта на обратном пути связаны, скорее всего, с общим истощением.

История с керосином
Очень показательна история с керосином, ускорившая роковую развязку в группе Скотта.
Вот записи в дневнике Скотта
24.02.1912: …До склада дошли… Запасы наши в порядке, только вот керосина мало.
26.02 Топлива ужасно мало…
2.03. … Дошли до склада… Первым делом мы нашли очень скудный запас горючего…При строжайшей экономии его едва может хватить до следующего склада, до которого 71 миля…

Вместо ожидаемого галлона (4,5 л) керосина Скотт обнаружил в канистре меньше кварты (1,13 л). Как выяснилось впоследствии, нехватка керосина на складах вовсе не была следствием неправильного расчета потребности в горючем. Это произошло оттого, что под влиянием низких температур кожаные прокладки в банках с керосином сжались, герметичность емкости нарушилась, и часть горючего улетучилась. С подобными керосиновыми утечками в условиях экстремально низких температур Амундсен столкнулся во время плавания через Северо-Западный проход и приложил все усилия, чтобы избежать этого в экспедиции к Южному полюсу.

Пятьдесят лет спустя на 86-м градусе южной широты была найдена герметично закрытая канистра с керосином, принадлежавшая Амундсену.

Ее содержимое сохранилось полностью.

Холодостойкость
На мой взгляд, немаловажное значение имела исключительная способность норвежцев переносить низкие температуры, не теряя сил и сохраняя работоспособность. Это относится не только к экспедиции Амундсена. То же в качестве примера можно сказать и об экспедициях другого великого норвежца Фритьофа Нансена. В книге ««Фрам» в полярном море», в той ее части, где рассказывается о походе Нансена и Йохансена к Северному полюсу, читаем поразившие меня строки (помня о том, что жили они в брезентовой палатке, обогреваясь лишь за счет примуса и лишь во время приготовления пищи):

«21 марта. В 9 ч. утра было -42 ºС. Солнечная, прекрасная погода, превосходная для путешествия.

29 марта. Вчера вечером температура поднялась до -34 ºС, и мы провели такую приятную ночь в спальном мешке, какой давно у нас не было.

31 марта. Подул южный ветер, и температура поднялась. Сегодня было -30 ºС, что мы приветствуем как наступление лета».

В результате норвежцы двигались с расчетной скоростью в таких погодных условиях (например, во время метели по пути к полюсу), в которых англичане вынуждены были пережидать или по крайней мере сильно теряли темп.

«Ужасное разочарование!.. Печальное будет возвращение… Прощайте, золотые грезы!» — это слова Скотта, произнесенные на полюсе. Осталась бы в живых группа Скотта, если бы не было «ужасного разочарования» и англичане были бы на полюсе первыми? Предположим, что Пири не дошел бы до Северного полюса к 1910 году. В этом случае Амундсен, безусловно, отправился бы на «Фраме» в новый дрейф в Северный Ледовитый океан со своей первоначальной целью — достичь Северного полюса. Мне кажется, что этот «виртуальный» вопрос заслуживает внимания. Существует мнение, что

главной причиной гибели группы Скотта явилось тяжелое моральное состояние ее участников,

а также сложные маршрутные и климатические условия. И если бы не гонка с Амундсеном… Однако анализ произошедших событий позволяет сделать иной вывод.

Маршрутные условия группы Амундсена были не менее сложными. Преодолевая ледник при подъеме на Полярное плато, норвежцы столкнулись с гигантскими зонами трещин, чего не было у англичан. А жесткий график при возвращении (чередование 28- и 55-километровых дневных переходов вплоть до возвращения на базу) позволили Амундсену вернуться до наступления осени. Основной же причиной гибели группы Скотта является в первую очередь неправильный выбор транспортных средств, не соответствующий поставленной цели. Следствием этого была потеря темпа и - из-за более позднего возвращения - попадание в сложные климатические условия надвигающейся зимы (температура воздуха опускалась до -47 ºС). К этому обстоятельству добавилось переутомление и истощение участников.

В этих условиях увеличивается риск обморожений - и у всех были обморожены ноги.

Ситуация крайне обострилась еще и тем, что при возвращении погибли Эванс (17 февраля) и Отс (17 марта). Возвращение в таких условиях было за пределами человеческих возможностей. Реальных шансов спастись практически не было.

Научное значение экспедиций
На оценке научных результатов экспедиций Амундсена и Скотта в определенной степени отразился драматизм событий. К тому же в зимовочном составе норвежской экспедиции не было научных сотрудников.

Это иногда приводило к предвзятым мнениям о «ненаучности» экспедиции Амундсена.

Действительно, британская антарктическая экспедиция получила больше результатов по своей научной программе, чем экспедиция Амундсена. Однако оказалось, что наблюдения, сделанные группой Амундсена, позволяют распространить выводы английских исследователей на гораздо более обширные территории. Это касается геологического строения, рельефа, метеорологии. Именно наблюдения Амундсена внесли весомый вклад в современные принципы расчета бюджета массы льда антарктического ледникового покрова. Есть и другие примеры. Подлинный исследователь не станет оценивать, какая из экспедиций «более научная», он воспользуется результатами работ и тех и других.

Несмотря на «ужасное разочарование», при возвращении Скотт действовал активно, не теряя волю к жизни.

Страницы последней тетради дневника Скотта - впечатляющие свидетельства подлинного мужества и огромной силы воли.

Экспедиция Амундсена и поныне является образцом точнейшего расчёта сил и средств. Так, еще находясь в Норвегии и составляя план похода, он записал в 1910 (!) году: «Возвращение после покорения Южного полюса в базовый лагерь - 23 января 1912 г.» Он вернулся 26 января.

Расчетное время в никем не пройденном ранее пути до полюса и обратно, 2500 км «самой трудной на земле дороги», с точностью до трех дней совпало с фактическим.

Даже в XXI веке такой точности расчетов можно позавидовать.

Руал Амундсен всю жизнь мечтал достичь Северного полюса, а открыл… Южный. Он погиб 18 июня 1928 году где-то в районе острова Медвежий, вылетев на спасение экспедиции У. Нобиле, дирижабль которого потерпел катастрофу, возвращаясь с Северного полюса.

На острове Росса, на его южной оконечности, установлен крест в память Роберта Скотта и его товарищей Эдварда Уилсона, Лоуренса Отса, Генри Боуэрса и Эдгара Эванса, на котором начертаны их имена и девиз: To strive, to seek, to find and not to yield - «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

К концу XVIII века эпоха Великих географических открытий была уже в прошлом. Неизвестные земли оказались под властью европейских монархий, а их жители попали под гнет колониальной администрации и предприимчивых купцов из метрополии. Именно тогда искатели приключений стали все чаще обращать свои взоры на юг, туда, где должна находиться неизвестная доселе Антарктика. Наиболее яркой страницей в летописи этой эпохи стала борьба норвежца Руаля Амундсена и англичанина Роберта Скотта за право называться первым человеком, побывавшим на Южном полюсе. Тем более что проигравшим в ней пришлось поплатиться своими жизнями.

Не так давно стало известно, что норвежские режиссеры Йоахим Рённинг и Эспен Сандберг, авторы фильма «Кон-Тики» о другом легендарном путешественнике, Туре Хейердале, планируют посвятить свой новый фильм своему соотечественнику Руалю Амундсену и истории той самой полярной гонки. FURFUR решил освежить в памяти события одной из самых известных экспедиций XX века.

Неизвестная земля

Еще ученые Древней Греции считали, что на Крайнем Юге должна быть земля, на картах времен Средневековья и эпохи Возрождения всегда изображался континент, лежащий на полюсе. Большинство ученых и мореплавателей придерживалось мысли о том, что Южный континент существует, некоторые строили предположения о численности его населения и богатстве природы, но все сходились в утверждении о трудности его достижения.

В 1772 году Английское адмиралтейство, обеспокоенное экспансией Франции в южные широты, приняло решение о направлении экспедиции, среди прочих задач имеющей целью обнаружить Южный континент. Командование экспедицией было поручено прославленному капитану Джеймсу Куку.

В январе 1773 года корабли экспедиции смогли пересечь Южный полярный круг, чего до них не делал никто, но сложная ледовая обстановка и постоянные штормы заставили Кука повернуть на север и заявить, что никакого материка нет и не может быть за этими непроходимыми льдами. Авторитет утверждений Джеймса Кука на 45 лет прекратил какие-либо серьезные попытки поисков Антарктиды.

Лишь в 1820 году кораблям русского флота «Восток» и «Мирный» удалось достичь побережья ледового континента, а затем и совершить плавание вокруг Антарктиды. Руководитель экспедиции Беллинсгаузен сделал однозначный вывод о том, что морякам встретилась твердая земля, а не скопление айсбергов, однако о том, чтобы ступить на нее, по-прежнему не шло и речи, поскольку никакой возможности пробраться сквозь льды и высадить на берег партию не имелось.

Доподлинно известно, что первым человеком, ступившим на землю Антарктиды, стал норвежец Карстен Борхгревинк. Этим событием было ознаменовано начало Героического века антарктических исследований.

Доподлинно известно, что первым человеком, ступившим на землю Антарктиды, стал норвежец Карстен Борхгревинк. Этим событием, произошедшим 25 января 1895 года, было ознаменовано начало Героического века антарктических исследований, как его принято назвать в англоязычный литературе. В последующие 20 лет развернулась невиданная доселе гонка, в которой приняли участие крупнейшие европейские державы, поставившие своей целью водрузить флаг в любом возможном месте которое бы не посещалось соперниками до того момента. Но главное соревнование шло между первопроходцами, их собственными и амбициями и тщеславием, ради которых они были готовы рисковать жизнью, как своей собственной, так и своих спутников.

Руаль Амундсен

Руаль Амундсен был потомком норвежских мореходов и купцов. На момент его рождения Амундсены в 1872 году владели несколькими судами, кроме того, у них была собственная верфь. Плохой ученик в школе, он демонстрировал выдающиеся спортивные достижения и мечтал о путешествиях. Начав изучать медицину по настоянию матери, Амундсен оставил университет сразу после ее смерти, поступив на зверобойное судно. Сдав экзамены на звание штурмана, в 1895 году он продолжил плавания на промысловых судах.

Знаменательным событием в жизни Амундсена стало путешествие в Антарктику в 1897–1899 годах в составе бельгийской научной экспедиции на судне «Бельжика». Экспедиция не достигла Южного магнитного полюса, который и был целью всего предприятия, поскольку судно оказалось зажато во льдах моря Беллинсгаузена и осталось там, на вынужденной зимовке. Однако для Руаля это событие стало настоящим подарком судьбы. Вместе с доктором Куком, ставшим одним из тех немногих, кого можно было бы назвать его другом, они совершали лыжные переходы, вели научные наблюдения, охотились на тюленей, снабжая всю команду свежим мясом, и развивали собственные навыки выживания в условиях высоких широт.

Будучи опытным лыжником, Руаль в совершенстве освоил и собачью упряжку, совершая на ней 50–60-километровые переходы.

В начале 1901 года Амундсен купил старую яхту «Йоа», которую он переоборудовал и подготовил для плаваний в полярных широтах. После нескольких экспедиций в северные моря экипаж в составе семи человек был готов к выполнению сложной и амбициозной задачи: пройти из Атлантического в Тихий океан через Северо-Западный проход, попутно посетив Северный магнитный полюс. Путешествие продлилось три года, окончившись прибытием в порт Сан-Франциско, состоявшимся 19 октября 1906 года. За это время «Йоа», потеряв умершим от болезни одного из членов команды, прошла через острова, лежащие к северу от Американского континента, а также совершила на своем пути три зимовки.

Ценность экспедиции для Амундсена состояла не только в личной славе и общенаучном значении его исследований, но и в том, что он в совершенстве овладел навыками, используемыми местными жителями в их повседневной жизни, проходящей в экстремальных условиях Крайнего Севера. Будучи опытным лыжником, Руаль в совершенстве освоил и собачью упряжку, совершая на ней 50–60-километровые переходы. Еще более ценными приобретением были люди, прошедшие через испытание Севером, чтобы в будущем вместе с Амундсеном бросить вызов Южному полюсу.

Роберт Скотт

Роберт Скотт родился в 1868 году и принадлежал к фамилии потомственных военных, посвятивших жизнь службе британской короне. Уже в 13 лет он поступил кадетом на учебное судно, через два года, в 1883-м, в звании мичмана начал службу в британском флоте. На первый взгляд казалось, что молодой человек ничем особенным не выделялся на фоне множества своих сослуживцев-одногодок и был ровно тем, кем и должен быть юноша его возраста и положения. Однако совсем другого мнения о Скотте придерживался Клемент Маркэм - секретарь Королевского географического общества, с которым они повстречались на Антильских островах. Во время учений, проходивших в Карибском море, молодой мичман выиграл шлюпочные гонки, а потому был удостоен приглашения на обед со старшими офицерами, гостем на котором был и сэр Маркэм. Секретарь географического общества, сам в прошлом офицер военно-морского флота, был приятно удивлен сообразительностью и обаянием мичмана Скотта.

Продвижение молодого офицера по карьерной лестнице из-за отсутствия влиятельных покровителей шло самым обычным образом, а потому не было быстрым. В 1894 году, когда Скотт служил офицером на минном транспорте «Вулкан», его семью постигло разорение, а через три года умер его отец. Ему как воздух необходимо было повышение по службе, поскольку иных возможностей обеспечить осиротевшую семью у Скотта не имелось. И вскоре такая возможность ему представилась: случайно встретив на улице Маркэма, ставшего к тому времени президентом Королевского географического общества, Роберт выяснил, что тот озабочен поиском человека, способного возглавить экспедицию в Антарктиду.

Первые месяцы пребывания в Антарктике были испытанием для всей команды. Один за матросов сорвался с утеса и разбился насмерть, а походы в окрестностях зимовки требовали полного напряжения сил от участников.

На новом месте ему пришлось начинать с нуля: весь его опыт службы в военно-морском флоте не имел особой ценности, когда речь заходила о подготовке к зимовке в полярных широтах. Поэтому вместе с Маркэмом они обратились за помощью к Фритьофу Нансену, обладавшему непререкаемым авторитетом самого опытного полярника своего времени. Нансен щедро делился своими знаниями относительно необходимых припасов, технических средств, конструкции судов, приспособленных для плаваний во льдах, и проведении зимовок. Другое дело, что большая часть его советов была проигнорирована, как, например, те, что касались преимуществ передвижения на лыжах и собачьих упряжках.

6 августа 1901 года исследовательское судно «Дискавери», названное в честь корабля Джеймса Кука, покинуло Британские острова с тем, чтобы вернуться к ним через три года. Среди официальных целей экспедиции не числилось покорения Южного полюса, а лишь присутствовала расплывчатая формулировка «продвинуться сколь будет возможно на юг». Первые месяцы пребывания в Антарктике были испытанием для всей команды. Один за матросов сорвался с утеса и разбился насмерть, а походы в окрестностях зимовки требовали полного напряжения сил от участников.


Несмотря на трудности первого года, в ноябре 1902 Скотт в сопровождении офицера экспедиции Эрнеста Шеклтона и врача Эдварда Уилсона вышел в направлении Южного полюса. Назвать их поход удачным не имелось никакой возможности: собаки, и так не подчинявшиеся малоопытным погонщикам, передохли к концу пути, Уилсон страдал от острой формы снежной слепоты, а Шеклтон заболел цингой. Приблизившись к полюсу на расстояние 850 километров, путешественники были вынуждены повернуть обратно, преодолев за три месяца путь в 1500 километров. Эти события окончательно укрепили Скотта в сомнительном выводе, теперь основанном на собственном отрицательном опыте, о том, что наилучшем средством перемещения грузов в условиях Антарктиды является мускульная сила человека.

Полярная гонка

К 1910 году планы экспедиции в Антарктиду строили исследователи из множества стран. До этого ближе всех к заветному Южному полюсу в 1909 году сумел приблизиться капитан Шеклтон, организовавший собственную экспедицию. Однако стихия и недостаток припасов заставили повернуть его группу обратно, всего в 180 километрах от цели. С огромным трудом они проделали обратный путь, едва преодолевая расстояние между промежуточными складами с провизией. Все его спутники единогласно одобряли решение начальника, так как понимали, что достигни они полюса, сил на обратный путь у них бы уже не было. Сам Шеклтон как-то сказал своей жене: «Живой осел лучше мертвого льва».

На этот раз экспедиция Скотта на судне «Терра Нова», начавшаяся в ноябре 1910 года, имела вполне определенное задание: достижение Южного полюса, а иные цели, имеющие научное значение, были подчинены этому политическому жесту. До 1909 года Амундсен занимался подготовкой к путешествию в Арктику, причем делал это самым основательным образом, вплоть до того, что добился согласия Нансена предоставить в свое распоряжение легендарный «Фрам», планируя дрейфовать на нем к Северному полюсу. Но окружающая истерия, связанная с Антарктикой, захватывает и его, поэтому он решается отправиться к противоположной стороне земного шара и стать тем самым человеком, кто победит в гонке и первым ступит на Южный полюс. Для очистки совести Амундсен направляет Скотту телеграмму, извещающую того о появлении еще одного конкурента, намеревающегося покорить полюс.


Оба путешественника решили отправиться вглубь континента от берегов моря Росса, причем Скотт разбил базовый лагерь на старом месте, том же, где зимовала экспедиция «Дискавери» девять лет назад. Дорога к полюсу на этом направлении была, за исключением последних 180 километров, пройдена Шеклтоном. Амундсен выбрал для базового лагеря Китовую бухту, расположенную почти на один градус южнее, что давало ему выигрыш в 96 километров. Другое дело, что территории, расположенные на этом маршруте, были настоящим белым пятном и, как оказалось впоследствии, маршрут норвежцев, отличавшийся сложным рельефом, был много сложнее пути англичан.

Скотт решил использовать, помимо собак, такие экзотические средства передвижения, как мотосани и маньчжурских лошадей. Из двух саней, имевшихся в наличии, одни были потеряны при разгрузке, а вторые вскоре вышли из строя. Лошади, привычные к условиям Забайкалья и Монголии, оказались неспособны противостоять местным холодам и пали одна за другой; как уже было известно, никакого желания использовать собак у Скотта не имелось, а потому его группе приходилось рассчитывать на свои силы в буквальном смысле слова.

Амундсен же, закупив сотню гренландских ездовых собак, был готов платить собачьими жизнями чуть ли не за каждые десять миль пройденного пути: выйдя к полюсу с 52 собаками, экспедиция обратно вернулась лишь с 11. Любая собака, начинавшая терять силы, тут же отправлялась на корм своим сородичам. Их мясом не гнушались и люди.

14 декабря 1911 года группа Руаля Амундсена в составе пяти человек достигла Южного полюса и водрузила на нем флаг Норвегии.

Пережидая самые холодные месяцы антарктической зимы, приходящейся на календарное лето, обе экспедиции готовились к финальному броску к полюсу. 20 октября 1911 года к полюсу вышла группа Амундсена, 11 днями позже, 1 ноября, в путь отправился и Скотт со своими спутниками. Расставшись через некоторое время с группами сопровождения, закинувшими запасы на промежуточные склады, по пять человек с каждой стороны устремились к цели.

Норвежцев, перемещавшихся на собаках, задерживали условия местности - ледник Росса в том районе изобилует неровностями и разломами, на преодоление которых уходило много времени. Англичан, вышедших к полюсу пешком, задерживала необходимость транспортировать весь груз на себе.

В итоге, 14 декабря 1911 года группа Руаля Амундсена в составе пяти человек достигла Южного полюса и водрузила на нем флаг Норвегии. Проделав все необходимые навигационные измерения, подтверждавшие факт их пребывания в точке полюса, норвежцы двинулись в обратный путь, чуть ли не пролетев его.

16 января следующего 1912 года Скотт наткнулся на следы норвежцев, прошедших там месяцем ранее. Нет смысла описывать состояние людей, изможденных долгой дорогой через ледяную пустыню, которые вдруг узнали, что они будут лишь вторыми. На следующий день, 17 числа, англичане достигли Южного полюса и остатков лагеря Амундсена, который не преминул оставить им послание с «великодушным» разрешением использовать любое из брошенного норвежцами имущества.


Оставив на Южном полюсе флаг Великобритании, Скотт и его спутники двинулись в обратный путь, на который у них уже не оставалось сил. В одно утро не проснулся моряк Эдвард Эванс, служивший с Робертом Скотом на «Маджестике». 16 марта вышел босиком из палатки со словами «Я выйду на воздух и вернусь не сразу» кавалерийский офицер, ветеран англо-бурской войны Лоуренс Оутс. Страдая от сильнейших обморожений, Оутс не мог выдерживать общий темп, что тормозило группу на пути к складу с топливом и продовольствием. Товарищи не посмели остановить его и, несмотря на предпринятые поиски, так и не смогли найти тело Лоуренса Оутса.

Антарктида не хотела отпускать их живыми. Силы путешественников таяли, каждая следующая миля пути давалась им труднее предыдущей. Очень часто емкости с топливом на складах оказывались пусты: мороз разрушал пайку, и керосин вытекал сквозь трещины, поэтому они не могли отогреться даже на привале.

19 марта Скотт, его преданный друг доктор Эдвард Уилсон и Генри Бауэрс остановились в 19 милях от лагеря Одной тонны, где их ожидали запасы продовольствия и горючего. Но никакой возможности продолжить путь сквозь снежную бурю у ослабших людей не было. Они не стали принимать смертельной дозы опиума, как предлагал вначале сделать Скотт. Голод и мороз сделали свое дело и смертельно уставшие люди угасли в своей палатке. Последним в живых оставался Скотт, он, вероятнее всего, умер 29 марта. Когда спасательная партия наткнулась на их палатку, они обнаружили Роберта лежащим в расстегнутом спальном мешке, положив руку на тело Уилсона. Скотт оставался в ясном уме до последнего момента и вел дневник их путешествия, а также оставил письма родственникам погибших товарищей. Письмо собственной жене он начал обращением «моей вдове».

Бороться и искать

Над палаткой, в которой решили оставить тела погибших, была возведена пирамида из глыб снега и льда, увенчанная крестом. В настоящее время тела Скотта и его спутников, погребенные под многометровым слоем снега, вместе с ледником Росса движутся в сторону моря, где они окажутся через несколько сотен лет.

Материалы экспедиции, дневниковые записи коммандера и фотографии поведали миру о героическом путешествии и смерти его участников. Посмертная слава Скотта и его товарищей затмила достижение Амундсена, которому незаслуженно приписывали подлое и вероломное поведение по отношению к погибшим героям. До самой своей гибели в 1928 году, во время поисков потерпевшей крушение в арктических льдах команды дирижабля «Италия» во главе с Умберто Нобиле, Амундсен был под гнетом приписываемой ему вины в смерти английских исследователей. К слову сказать, Руаль Амундсен вместе с Нобиле и командой дирижабля «Норвегия» были первыми людьми достоверно достигшими Северного полюса, что произошло 12 мая 1926 года.

Когда «Терра Нова» покидала берега моря Росса, то на холме около лагеря командой был поставлен крест в память о погибших первопроходцах. На нем были начертаны строки из поэмы «Улисс», принадлежащей перу Альфреда Теннисона, любимого поэта королевы Виктории:

«Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Лучшим решением в спорах о приоритете в исследованиях Антарктики и личных качествах самих исследователей стало имя, полученное полярной станцией США, основанной в 1956 году на Южном полюсе. В честь двух выдающихся путешественников своего времени, погибших при спасении товарищей, станция получила название «Амундсен - Скотт».