Смотреть что такое "Карс" в других словарях. Потерянный карс Карс армения на карте

Многие туристы утверждают, что впервые приехав в город Карс в Турции, они были поражены необычно широкими для этой страны улицами, архитектура которых осталась от русского присутствия в этом городе. Карс не имеет выхода к морю, а потому туристы приезжают сюда только с целью осмотра местных достопримечательностей.

Сегодня Карс в Турции — это настоящий музей под открытым небом, сохраняющий в себе черты турецкой и армянской культур. В отличие от других регионов страны, здесь сохранился дух прошлого в первозданном виде.

Расположение

Карс - город, расположенный на востоке Турции, в 200 км от Эрзурума, на берегу одноименной реки и совсем близко от границы с Арменией. Это административный центр одноименной области, общей площадью 2347 кв.км. с население 80 тысяч человек.

Из истории города

Карс появился на этой земле в IV веке, хотя письменные упоминания о нем относятся к IX веку. В 928-961 годах Карс являлся столицей Армении. В 1065 году он вошел в состав Византии, а немного позже был завоеван сельджуками. Некоторое время Карс входил в состав Грузии, но в XVI веке перешел к Турции. В годы Карс продолжительное время был в осаде. России удалось его завоевать, но спустя год по Адрианопольскому договору город был возвращен Турции. А еще через полвека он стал частью Российской Империи вплоть до 1918 года. Именно в этом году он был возвращен Турции по Брестскому договору.

Во время российского присутствия в городе было построено много зданий в стиле неоклассицизма. Статус Карса в Турции (фото мы разместили в этой статье) был окончательно закреплен 30 мая 1953 года. Советский Союз официально отказался от любых территориальных претензий к нему.

Карс в

С глубокой древности Карс считался ключевым пунктом к завоеванию Малой Азией. Изначально его именовали Карс-калак, что переводится как «город дверей». Его крепость стала неприступной твердыней. Ее окружили пятью рядами мощных стен и состояла она из внешней и внутренней крепости. При постройке цитадели внутри крепостных стен размещались склады продовольствия и боеприпасов, казармы, но не было никаких гражданских объектов.

Однако в XVII веке внутри было построено множество лавок, 3 тысячи домов и 47 мечетей. Сегодня для осмотра на территории крепости Карса в Турции доступны усыпальница Джелаль бабы, который погиб после нашествия монголов в XII веке, казармы, одна мечеть и склад боеприпасов.

Церковь Сурб Хач

Называемый жемчужиной армянского зодчества храм был построен во время наивысшего расцвета васпураканского царства. Церковь возвели для царя Гагика Арцруни. Внутри ее украшают фрески, которые не свойственны для классических армянскоих храмов. У здания есть на восточной стороне лишь два угловых предела. В армянской церкви, как правило, приделов четыре, что придает крестово-купольному сооружению прямоугольную форму.

Монастырь Апаранк

Апаранк — это название, под которым монастырь в г.Карс (Турция) известен сегодня, произошло от армянского слова, которое означает «дворец». История монастыря с точностью неизвестна, но сохранились документальные подтверждения, что в XIX веке это был епископский центр района Теркан. Большинство сохранившихся до настоящего времени строений комплекса принадлежит к этому историческому периоду.

Территория монастыря ограждена высокими стенами. Они строились не как защитные, а для придания комплексу целостности, завершенности: на них нет башен и высоких неприступных парапетов. В северной стене имеются ворота - это вход в монастырь. Вероятно был еще один, в западной стене, но он не сохранился.

Церковь СурбОванес

Храм имеет форму креста с четырьмя колоннами, которые поддерживают купол с низким барабаном. Такая конструкция была распространена в церквях Армении, возводимых в середине XVII века и обусловлена мощным влиянием пост-византийских храмов.

Внутреннее убранство церкви выполнено из необработанного камня, покрытого штукатуркой. Пол был вымощен хорошо обработанными большими каменными плитами. Небольшая пристройка есть с южной стороны церкви, которая является частью интерьера храма. У нее нет внешнего входа. Предназначение этого строения неизвестно, но такие пристройки довольно часто использовались и в других армянских церквях XIX века.

Город Муш

Это поселение в городе Карс в Турции расположено в одноименной равнине. Муш существовал уже во времена хеттов. Изначально его считали поселком-крепостью, а в IX-X веках его назвали городом. Муш был поделен на армянскую и турецкую части, и в его состав входило двенадцать районов. В городе был рынок с многочисленными заведениями, две гостиницы, действовало 7 школ, 5 армянских церквей и каменная баня.

Этот город прославился печальными событиями, которые произошли в эпоху Османской империи. Проникшие на эту территорию кочевые племена курдов стали проявлять насилие, в результате чего основная часть выжившего армянского населения город покинула.

Собор СурбКарапет

Севернее древнего Муша на холме высится деревушка Ченгели, построенная на руинах некогда святого для армян места — монастыря Сурб Карапет. Языческий храм с приходом христианства разрушили, а вместо него Григорий Просветитель построил монастырь Сурб Карапет. Мощные стены этого сооружения больше напоминали крепость. В средние века монастырский комплекс был не только наиболее почитаемым у армян, но и славился огромной библиотекой, являлся популярным центром просвещения.

Сегодня от этого собора в городе Карс в Турции остались руины да груда резных камней, которые местные жителями использовали для постройки домов.

Если задать вопрос гражданам на улицах, какие территории бывшая Российская империя потеряла после революций 1917 года и Гражданской войны, то чаще всего вспоминают Польшу, Финляндию или Прибалтику. Реже - Бессарабию, аннексированную Румынией. Закавказье же звучит крайне редко, несмотря на немалые территориальные потери в пользу Турции. Город Карс достался Российской империи по Сан-Стефанскому мирному договору и долгие четыре десятилетия находился в её составе. До сих пор в тех местах можно найти множество домов, которые у нас в России принято называть дореволюционными постройками. Даже строение окон больше характерно для традиционно русского, хотя политически этот край не является русским уже почти сто лет.


По Брестскому миру с Советской Россией, а затем по Карскому договору с республиками Закавказья вся область отходила Турции, и эта территория была немедленно захвачена её войсками. Армянское население ещё раньше было по большей части изгнано, а его культурное наследие - уничтожено. И по сей день руины армянских храмов отчётливо угадываются среди местного пейзажа.

Почему так случилось? Прежде всего потому, что турки раньше русских сумели преодолеть хаос, возникший после первой мировой войны и распада империи. Кристаллизовавшись как нация и построив в кратчайший срок дееспособные институты нового государства, Турция получила перед Россией историческое преимущество, которое она незамедлительно и реализовала. Для Советской России же в тот момент было критически важно получить спокойную границу на юге и прорвать дипломатическую блокаду. Потеря отдалённой области казалась приемлемым разменом. Кстати, попутно ослаблялась Армения, элита которой ещё недавно активно рвалась к независимости.

Уступленные территории выделены светло-серым цветом


Позже в советской историографии данную уступку вспоминать не любили. Ведь если потери на западе можно было объяснить кознями Германии и Антанты, то Карс и прилегающие территории, вроде как, отдали сами. И нет смысла горевать, что медовый месяц Советской России и Турции так скоро закончился. В конце концов, в политике нет вечных друзей и вечных врагов. Есть лишь вечные интересы.

На этом, кстати, Карса могла и не закончится. В 1946 году Сталин задумал наказать Анкару за пропуск германских кораблей в Чёрное море в период Великой Отечественной войны и другие, столь же сомнительные действия. Грузинская и Армянская ССР выдвинули Турции территориальные претензии, которые предусматривали возвращение потерянных земель с процентами. Чтобы подтвердить серьёзность намерений, части советской армии начали выдвижение на позиции в Закавказье и Северном Иране. Параллельно шло аналогичное движение и в Болгарии, со стороны которой предполагался поход на Стамбул, в котором по итогам вторжения предполагалось поставить советские военные базы.

Турция, у которой не было ни единого шанса против СССР, сделала то единственное, что ей оставалось - подняла дипломатический шум, в надежде на помощь Британии и США. Расчёт оправдался в полной мере. Напуганные невиданным усилением мощи СССР западные союзники были готовы применить по Советскому Союзу ядерную бомбу и Москве пришлось отказаться от намерений по возвращению утерянной части Закавказья.

В 1953 году СССР отказался от претензий на Карс. Турция к тому времени уже год как состояла в НАТО. Современная Армения не признаёт Карсский договор, а Грузия денонсировала его после Аджарского кризиса 2004 года, когда Турция пригрозила ввести войска в Батуми, опираясь как раз на этот документ.

С давных времен Карс считался ключом к обладанию Малой Азией (на что указывает и его первоначальное название Карс-калак, т. е. "город дверей"), a его крепость - неприступной твердыней.

Крепость была окружена пятью рядами стен и состояла из внутренней и внешней крепости. Стены внешней крепости дошли до нас сильно разрушенными. При первой постройке крепости Карс внутри крепостных стен помещались казармы, склады продовольствия и боеприпасов, однако не было никаких строений, связанных с гражданской жизнью. Однако в 17-м веке внутри крепости уже находились 3 тысячи домов, 47 мечетей и множество лавок.

Сегодня на территории крепости для осмотра доступны для осмотра усыпальница Джелаль бабы, погибшего в ходе нашествия монголов в 12-м веке, казармы, склад боеприпасов и одна мечеть.

Церковь Сурб Хач

Церковь Сурб Хач (или храм Святого Креста) расположена на острове Ахтамар, в южной части озера Ван. Вид с самого острова - просто удивительный: на север водная гладь и белеющая вдали вершина Супхан, с юга - стена рштуникских гор.

Именуемый жемчужиной армянского зодчества, собор построен в эпоху расцвета васпураканского царства (915-921 гг.) для царя Гагика Арцруни в качестве придворной для его летней резиденции, расположенной здесь же. Опоясывают собор четыре фриза: под окнами – в растительной тематике, над окнами - со сценами сельских работ, а на кромке крыши и барабане - с изображениями бегущих диких животных и мужских лиц. Внутри церкви до сих пор можно увидеть фрески, наличие коих не свойственно классической армянской церкви. Вторым отличием является то, что у здания имеются только два угловых - на восточной стороне. В армянской же церкви приделов четыре (на востоке и на западе), что придает крестово-купольной церкви форму прямоугольника.

А какие достопримечательности Карса вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Церковь Святых апостолов

Церковь Святых апостолов, возведенная в Х веке, стоит у подножья Карской крепости. Это единственная сохранившаяся в Карсе армянская церковь.

Собор был построен предположительно в 932-937 гг. Это был Кафедральный собор для царя Аббаса I из династии Багратидов, в связи с тем, что он перенес свою столицу в Карс. Однако в 1579 году турки преобразовали храм в мечеть и дали название Кюмбет-Джами. После завоевания Карса русской армией с 1877 по 1919 год сооружение использовалось как храм Русской православной церкви. С приходом в город турок здание долгое время использовалось в качестве склада для хранения бензина. В 1970 году здесь открыли музей, а с 1998 года - снова мечеть.

Снаружи превращение церкви в мечеть заключалось в замене креста на полумесяц и установке громкоговорителя у основания купола. Всё остальное – как и было: и ажурные кресты, вырезанные в стенах, и фигуры двенадцати апостолов на куполе, но нигде не видны армянские письмена, характерные для армянских соборов эпохи Багратидов – они, скорее всего, были уничтожены турками.

Расположенный в одноименной равнине, Муш, существовавший уже в эпоху хеттов, вначале упоминался как крепость-поселок, а в IX-X вв. стал называться городом. Муш разделялся на армянскую и турецкую части и состоял из двенадцати районов. Из зданий было две гостиницы, рынок с многочисленными, хаотично расположенными заведениями, каменная баня, действовало 5 армянских церквей и 7 школ.

Улицы города были узкими и извилистыми. Тесно расположенные друг к другу глиняные дома не имели дворов и заборов - стирка и готовка прямо на улице были здесь обычным делом. В средние века Муш славился как один из центров армянской письменности: именно здесь здесь были написано или переписано множество трудов, некоторые из которых существуют и сегодня (например, Евангелие, Чашоц (отрывки из библии для чтения во время обедни), Тонакан, Новый Завет).

Славится этот город весьма печальными событиями, произошедшими в нем в эпоху Османской империи (начало ХVI в.). Проникшие сюда кочевые курдские племена стали наводить национальный и религиозный гнет, проявлять жестокое насилие, в результате чего большая часть выжившего армянского населения покинула город.

Собор Мшо Султан

На 30 км севернее Муша, на холме возвышается деревушка Ченгели, возведенная на руинах некогда одного из самых святых мест для армян, монастыря Сурб Карапет (собора Мшо Султан). С приходом христианства языческий храм, ранее расположенный на этом месте, был разрушен, а вместе него Григорием Просветителем основан монастырь Сурб Карапет.

Монастырь, с его мощными стенами, скорее больше напоминал крепость. В средние века монастырь был не только самым почитаемым у армян, но и располагал внушительной библиотекой, а также считался одним из центров просвещения.

Сегодня от Сурб Карапет остались лишь незначительные руины и множество резных камней, которые были использованы местными жителями для строительства их домов.

Каменный мост Адриана

Каменный мост Таш-Корпу (или, как его еще называют, Ташкепрю) был построен в XVI в. в эпоху правления Мурата III. Мост был возведен из тесаного базальта и служил переправой через реку Карс между городом и цитаделью Карс Калеси. Этот прочный трехарочный мост, по преданиям, видел знаменитое отступление Ксенофонта с десятью тысячами греков.

Сегодня же рядом с мостом можно увидеть также выполненную из базальта церковь и развалины нескольких хаммамов.

Часовня святого Давида

Часовня имеет прямоугольную форму с одним нефом, который имеет форму свода. Здание построено из повторно используемых камней, поэтому на его стенах можно увидеть старые скульптурные фрагменты, а также камни с надписями.

Надпись над входом в часовню гласит, что здесь было место захоронения Давида, в честь которого и был назван монастырь.

На небольшом расстоянии от часовни стоят два уникальных хачкара. Их уникальность заключается в размере – каждый из них более шести метров в высоту. Датируются они 1191 и 1194 годами. Рядом с этими хачкарами, по крайней мере до 1970-х годов стоял еще один, немного меньшего размера. К сожалению, сейчас он повален и лежит просто на земле. И внутри часовни, и вокруг нее разбросано еще множество фрагментов старинных хачкаров.

Стены старого города

Древний город Карс, расположенный на берегах одноименной реки, протекающей в котловине среди гор, заслуженно считается одним из наиболее привлекательных и необычных турецких городов.

Карс обладает исключительным стратегическим положением: во-первых, он защищает межгорный проход к Эрзуруму и центральной Анатолии, во-вторых, открывает доступ в Закавказье. Поэтому число осад города и его штурмов исчисляется десятками.

Главной достопримечательностью города является знаменитая крепость, построенная в X веке, а также множество церквей разных эпох. Многие побывавшие здесь считают, что жилые и административные кварталы Карса практически идентичны кварталам русских и армянских городов конца XIX века. Старый Карс до такой степени похож на Ереван, что довольно часто их называют "близнецами".

Прогуливаясь по булыжным мостовым старого города, можно увидеть такие знакомые двух- и трехэтажные здания с характерными карнизами и балконами с коваными решетками или остроконечные крыши. А городская мэрия чем-то напоминает провинциальный российский музей. Что касается остальных построек, то несмотря на очевидные следы перестроек согласно исламским традициям, они сохранили свое особое очарование.

Монастырь Апаранк

Апаранк - имя, под которым монастырь известен теперь, происходит от армянского слова, обозначающего «дворец».

Первоначальная история монастыря неизвестна, но в девятнадцатом веке он был епископским центром района Теркан (в состав которого входило 34 армянских села), и большинство сохранившихся на сегодняшний день зданий принадлежит именно этому периоду.

Основная часть монастыря находится за высокими стенами. Эти стены были построены не как защитные, а для придания монастырскому комплексу завершенности, целостности: стены не имеют башен и неприступных высоких парапетов. В северной стене находятся ворота – вход в монастырь, и, возможно, был еще один вход в середине западной стены, однако здесь практически ничего не сохранилось (камни были попросту растащены).

Напротив западной стены на террасе посажены тутовые деревья. Чуть ниже, в северной части этой террасы, находятся остатки строения с большим заостренным сводом - это, вероятно, был фонтан.

В середине южной части монастырского комплекса располагался главный храм монастыря, который называется Сурб Ованнес (Святого Иоанна).

Церковь Св. Иоанна

Церковь Сурб Ованес была построена в форме креста с четырьмя свободно стоящими колоннами, поддерживающими купол с низким барабаном. Этот тип конструкции был очень распространен в армянских церквях, построенных в середине 17 века, и обусловлен сильным влиянием пост-византийских греческих церквей.

Внутренняя часть церкви выполнена из необработанного камня, который был первоначально покрыт штукатуркой. Пол был вымощен большими хорошо обработанными каменными плитами. С южной стороны церкви есть небольшая пристройка, она является частью интерьера церкви и не имеет внешнего входа Предназначение ее неизвестно, но такого рода пристройки часто встречаются в других армянских церквях 19-ого века постройки..

Mонастырь Апостолов (“Мшо Аракелоц”)

Монастырь Аракелоц находится в очень живописном месте, приблизительно в 10 км к юго-востоку от города Муш, на склоне горы Тирнкатар, который расположен между двумя вершинами горной цепи Таврос.

До 1915 года монастырь являлся местом паломничества христиан из разных стран. Комплекс Мшо Аракелоц состоял из роскошного купольного храма с замечательной колокольней и притвора. Его окружала мощная оборонительная стена, выложенная из крупных камней. Войти в монастырь можно было через двое железных ворот. Вокруг шли хозяйственные постройки. Здесь находился один из рукописных центров, где в XIII-XVвв. копировались рукописи. В XIV веке здесь трудился писец и оформитель Аракел Таронаци. Монастырь имел обширные поместья и свои доходы. Около церкви сохранилось кладбище с роскошными хачкарами. В 1915 году монастырь был разграблен и опустошен.

Цитадель Аназарбус/ Анаварза

Город Анаварза был столицей византийской и армянской Киликии. В I веке до нашей эры он был посещён римским императором Августом. Сама цитадель Аназарбус стоит на горном хребте. Нижняя её часть, которая являлась ранее жилым городом, расположена под обрывами малого хребта на равнине, занимающей площадь около одного километра, и обнесена стенами с воротами. Сейчас здесь находится пастбище и источник мелкой подработки для местных.

Чтобы попасть в верхний замок, нужно добраться до автостоянки, расположенной у домика смотрителя. Потом, найдя каменную лестницу, которая ведёт через развалины на склоне подниматься к верху холма. Здесь можно найти много старых камней с фрагментами армянских надписей. На северной части хребта находится сама цитадель. С хребта открываются потрясающие виды на лежащие внизу равнины.

Самые популярные достопримечательности в Карсе с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Карса на нашем сайте.

Словник : Карданахи - Керо . Источник: т. XIVa (1895): Карданахи - Керо, с. 606-608 ( · индекс ) Другие источники : БЭЮ : ВЭ : МЭСБЕ : НЭС


Карс - областной город Карсской области , в 346 верстах к ЮЗ от Тифлиса , на возвышенном Карсском плато, на правом берегу Карс-чая, при входе его в скалистое ущелье, на высоте около 6000 ф. над ур. моря, первоклассная крепость. Жителей 10477 (армяне, греки, турки, русские). Время основания этого древнего города неизвестно; теперешнее название его возникло, по-видимому, со времени водворения грузин в бассейне К.-чая и произошло, вероятно, от груз. слова «кари» (ворота), обозначавшего положение его на границе Грузии и Армении . Грузинское название Карис-калаки (город ворот) было принято и армянами, в форме Каруц-кагак. После падения Армянского царства К. переходил из одних рук в другие и наконец был завоеван турками. Султан Мурад III в 1579 г. построил в нем сильные укрепления. Расположенный на значительной высоте (крепость 5826 фт., цитадель - 6021 фт. над уровнем моря), К., несмотря на сравнительно южное положение (40°36′ сев. шир.), имеет суровый климат; средняя температура (Ц.) самого холодного месяца (января) −16,2°, самого теплого (августа) 17,5°, года +3,8; количество осадков 456 мм. Зимой выпадает много снега; морозы достигают 35°, что в связи с частыми дождями летом, ветрами и метелями зимой делает местопребывание в К. довольно тяжелым. Окрестности К. лишены древесной растительности, которая в самом городе состоит лишь из нескольких чахлых деревьев. По благоустройству и удобству для жизни К. занимает одно из последних мест даже среди городов Кавказского края. Из памятников домусульманской эпохи замечателен древний армянский собор 12 апостолов, построенный в Х в. и обращенный турками в мечеть. После присоединения К. к России собор восстановлен и освящен в 1879 г. Замечательны господствующая над городом цитадель и грандиозные лестницы, служащие для сообщения фортов через ущелье К.-чая. Фабрик и зав. в К. в 1891 г. было 17 (2 пивовар., 1 мыловар., 4 мельницы, 3 гончарн., 3 известков., 1 красильня, 2 кирпичн. и 1 минерал. в.), с 49 рабоч. и суммой производства в 33152 р. Торговые обороты К. вследствие значительного скопления войск довольно велики и оцениваются в 2 млн руб. Городское 3-классное мужское училище с 220 уч. (1891 г.) и Мариинское женское училище с 92 учен. (1891 г.). Городские доходы в 1891 г. 39771 р., расходы - 39546 р. В К. издается с 1883 г. официальная газета «Карс» (300 экз.), в которой, между прочим, помещаются статьи по географии, этнографии и быту населения Карсской области.

Карсский округ расположен в центральной части области, в бассейне Карс-чая; граничит на З. с Турцией ; занимает 5735½ кв. верст (по Стрельбицкому), с населением в 88944 душ. Поверхность округа представляет часть возвышенного Ардагано-Карсского плато выс. от 5¼ до 6½ тыс. фут. над уровнем моря, с разбросанными на ней короткими хребтами и отдельными возвышенностями, не превышающими обыкновенно 8½-9 т. фт. и лишь кое-где на окраинах окр. достигающими немногим более 10 т. фт. над ур. моря. Плато, наиболее возвышенное в сев.-зап. и зап. частях, понижается к востоку и юго-востоку, где оно круто обрывается к Арпа-чаю, лев. притоку Аракса . Из хребтов на плато в особенности замечателен Соганлугский, расположенный в юго-зап. части округа и представляющий южную часть Арсианского водораздела. Карс-чай, начинаясь на сев.-вост. склоне Соганлуга, прорезывает весь К. округ с ЮЗ. на СВ. и является небольшой, принимающей множество незначительных притоков рекой, которая в верхнем своем течении, как и все реки на плато, течет медленно, образуя при таянии снегов обширные водные и заболоченные пространства; в среднем и нижнем течении река проходит местами через ущелья, образованные разбросанными на плато возвышенностями и течет сравнительно быстро. Из притоков К.-чая Чалдыр-су, впадающий в нижнем течении его слева, служит истоком для находящегося на плато вне пределов К. округа обширного Чалдырского оз. Климат К. округа ввиду его высокого положения умеренный - а в более высоких местах и суровый; зимой выпадает много снега, а морозы достигают свыше 30° (Ц.). См. Карсская область . Большая часть К. округа покрыта травянистой, в более высоких местностях степной, на вершинах возвышенностей горной, а в низинах луговой растительностью. Леса и вообще древесная флора сосредоточивается только в юго-зап. части, где на склонах Соганлугского хребта имеются довольно значительные, преимущественно сосновые насаждения; площадь лесов - 28750 дес. Население, плотность которого немногим превышает 15 ч. на 1 кв. в., состоит из русских (12½%), греков (14%), курдов (6½%), осетин (½%), армян (29%), айсоров (½%), турок (9½%), карапапахов (22½%), туркмен (3½%) и других народностей (1½%). Православные составляют 15½, сектанты (молокане, духоборы, прыгуны и т. п.) - 11½, армяно-грегориане - 29, мусульмане - 39½ (25 сунниты и 14½ шииты) секты али-аллахи - 3½, остальных вероисповеданий - 1%. Почти единственные занятия жителей - земледелие и скотоводство, причем вследствие суровости климата первое сосредоточивается преимущественно на посевах яровых хлебов, главным образом пшеницы и ячменя. Площадь, засеянная хлебами, составляя в 1892 г. 35634 дес., не превышала 6,6% всего пространства К. округа. Средним числом за 1889-91 гг. высевалось всякого хлеба 327879 пд., а снято 1523841 пд. Начиная с 7½-8 тыс. фут. господствует пастбищная система землепользования. Садоводства и шелководства вследствие сурового климата не существует; огородничество развито слабо. Обширные пастбища благоприятствуют скотоводству, развитому в особенности у полукочевого курдского населения, а также у русских сектантов, которые воспитывают порядочный рогатый скот и хороших лошадей для занятия извозом, приносящим им немаловажные выгоды. В 1891 г. было лошадей 16264, ослов и мулов 1720, крупного рогатого скота 96724, овец и коз 138085 голов. По развитию скотоводства и численности крупного и мелкого скота и лошадей К. округ занимает первое место в области. Продукты скотоводства идут, главным образом, на удовлетворение местных нужд; лишь шерсть и шкуры вывозятся за пределы округа. Местами в Карсском округе развито пчеловодство; в 1891 г. колодок считалось 1265, добыто меда - 455 пд., воска 90 пд. 1 небольшой кожевенный завод, 1 зав. минеральных вод и 1 довольно значительная мельница, 246 первобытного устройства водяных мельниц (с оборотом в 26460 р.), 27 маслобоен (с суммой производства 1780 руб.) и 5 кирпичных заводов (1000 руб.). Начальных училищ и русских, армянских и мусульманских школ грамотности в 1891 г. было 73, с 1203 учащимися об. п.

Карс (воен.). Во всех войнах, которые мы вели с турками в нынешнем столетии, К. играл весьма видную роль. В кампанию 1807 г. он был осажден русским отрядом ген. Несветаева, но попытка овладеть им не имела успеха. В кампанию 1828 г. крепость после предварительного бомбардирования взята была приступом войсками гр. Паскевича-Эриванского (23 июня), но по заключении мира возвращена туркам. Ко времени Восточной войны 1853-56 гг. укрепления К. постепенно расширялись и особенно усилились со времени прибытия туда английского комиссара Вильямса (см. VI, 392) . Командовавший русскими войсками в Аз. Турции ген. Муравьев, подойдя к К. в начале июня 1855 г., сначала рассчитывал овладеть крепостью посредством тесной блокады, но так как там собраны были значительные запасы, то расчет этот не оправдался. Между тем в конце августа стали распространяться слухи о высадке в Батуми корпуса Омера-паши и о мнимом движении его на выручку К., а 12 сентября пришло известие о падении Севастополя. Ген. Муравьев решился штурмовать крепость. Штурм, предпринятый утром 17 сент., был отбит с огромными для нас потерями (около 6½ тыс. чел.), но Муравьев не отступил от К., еще более стеснил его блокаду и постоянно тревожил гарнизон. Эти непрерывные тревоги, а главное - истощение запасов повлекли за собою сдачу К., 6 ноября занятого русскими войсками, но после Парижского мира вновь отошедшего во власть турок, которые к 1877 г. довели укрепления его до высокой степени совершенства. При открытии войны 1877-78 гг. после взятия Ардагана войска наши приступили к обложению К. и к осадным против него работам; но после сражения под Зевиным (см.) и приближения к К. главной турецкой армии под начальством Мухтара-паши осада была снята. Вторично к операциям против К. приступлено было только с 10 октября, после поражения армии Мухтара на Аладже (см. I, 348) . Начатые блокадой, перешедшей в бомбардирование отдельных фортов, они завершились штурмом, предпринятым в ночь на 6 ноября. После геройских усилий со стороны наших войск, сломивших храбрую оборону гарнизона, К. был взят; 2 генерала, 75 офицеров и до 2200 нижн. чинов выбыло у нас из строя. Из защитников успело спастись лишь несколько сот всадников, в том числе комендант крепости Гуссейн-паша. Падение К. имело огромное значение для дальнейшего хода военных действий в Аз. Турции. За взятие Карса М. Т. Лорис-Меликов, руководивший осадой и штурмом, возведен в графское достоинство.