Основные положения реформы

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Экономика развитого социализма »

А.А.Данилов. История России, 9 класс

    Цель урока: Усвоение учащимися знаний об экономики развития «развитого социализма» в СССР.

    Задачи:

образовательные:

показать неизбежность изменения советской экономической системы в середине 60-х годов;

раскрыть основные направления экономической реформы 1965 года в сельском хозяйстве и промышленности, реформы хозяйственного механизма в 1979 году;

определить причины неудач реформирования и сущность нарастания застойных явлений в экономике и социальной сфере.

развивающие:

умение соотносить исторические знания с социальными реалиями их отражающими;

анализировать и классифицировать информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, диаграмма, таблица);

устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и терминами и понятиями;

формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

воспитательные:

воспитывать уважительное отношение к истории своей страны;

формировать негативное отношение к директивному типу экономической системы как несоответствующей демократическому политическому режиму.

    Тип урока изучения нового материала

    Формы работы учащихся фронтальная , групповая

    Форма урока комбинированный

    Необходимое техническое оборудование:

компьютер, экран, проектор;
– презентация;
– рабочий лист
– словарь ключевых понятий и терминов
– экспресс-тест

академический школьный учебник «История. Россия в XX – начале XXI века» под редакцией А. А. Данилова (Москва, «Просвещение», 2011 год);

    Структура и ход урока:

Структура и ход урока

Слайд №1

Приветствуют учителя.

1 мин

I этап урока. Мотивация учащихся

Слайд № 2

Перед нами проблема: советская экономика 1965 – 1984 годов – расцвет? Кризис? Застой?

Слайды № 3, 4

Чтобы разобраться в данной проблеме, нам необходимо решить задачи, сформулированные в вашем рабочем листе и повторить основные понятия и термины.

Слайды № 5, 6

В ходе нашего исследования вы приобретете следующие знания о периодизации и содержании процессов в социально-экономической сфере страны.

Слайд № 2

Просмотр видеофрагментов («Полет Ю. А. Гагарина» и «А. Райкин. Миниатюры») и фотоматериалов.

Слайд № 3, 4

Знакомятся с задачами (Приложение 1) и словарем урока (Приложение 2)

Слайды № 5, 6

Ознакомление с рабочим листом (Приложение 1).

5 мин

II этап урока. Изучение нового материала

Слайд № 7

Ознакомьтесь с планом урока в вашем рабочем листе (Приложение 1)

Слайд № 7

План урока:

1. Причины проведения экономической реформы 1965 года.
2. Содержание и итоги экономической реформы 1965 года в сельском хозяйстве.
3. Содержание и итоги экономической реформы 1965 года в промышленности.
4. Содержание экономической реформы хозяйственного механизма.
5. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере.
6. Результаты сворачивания реформ.

5 мин

Слайд № 8

Используя понятия и термины (Приложение 2), а также материал учебника (§ 45, с. 158), определите причины, вызвавшие необходимость проведения реформ. Самостоятельно сформулируйте меры по их преодолению.
Заполните таблицу в рабочем листе (Приложение1).

Слайд № 8, рабочий лист (Приложение 1)

(Возможные ответы учащихся)

Причины:

1. Неэффективность административного диктата (директивная экономика).
2. Неэффективность внеэкономического стимулирования производства (убеждение, принуждение).
3. Экстенсивный путь развития экономики.
4. Превышение производства товаров группы А над товарами группы Б.

Меры:

1. Внедрение элементов рыночной экономики.
2.Экономические (материальные) стимулы к труду.
3. Интенсивный путь развития экономики.
4. Развитие пищевой, легкой промышленности.

3 мин

2. Содержание экономической реформы 1965 года в сельском хозяйстве.

Слайд № 9

На основе анализа текста учебника (§ 45, с. 158-159) определите дату, направления и итоги реформы в сельском хозяйстве. Заполните таблицу в рабочем листе (Приложение 1).

Слайд № 9, рабочий лист (Приложение 1)

(Возможные ответы учащихся)

Дата: март 1965 год.

Направления:

1. Решение социальных проблем села;
2. Частичное использование экономических стимулов к труду.

Меры:

1. Повышение закупочных цен;
2. Установление на 6 лет твердого плана закупок;
3. Введение 50% надбавки к основной цене за сверхплановую продажу продуктов;
4. Увеличение капиталовложений;
5. Ослабление ограничений на личное подсобное хозяйство.

Итоги:

1. Деятельность колхозов убыточна;
2. 1965-1988 – сокращение пашни на 22 млн. га;
3. Потери с/х продукции от 20% до 40%;
4. Импорт зерна и продуктов питания.

Причины:

1. Ставка власти на административные рычаги управления;
2. Отсутствие экономических стимулов к труду.

5 мин

3. Содержание экономической реформы 1965 года в промышленности

Слайд № 10

На основе анализа текста учебника (§ 45, с. 159-160) определите дату, направления и итоги реформы в промышленности. Заполните таблицу в рабочем листе (Приложение 3).

Слайд № 10, рабочий лист (Приложение 1)

(Возможные ответы учащихся)

Дата : сентябрь 1965 год.

Направления:

1. Изменение условий планирования;
2. Усиление экономического стимулирования.

Меры:

1. Сокращение числа планируемых показателей;
2. Повышение качества продукции;
3. Предприятия распоряжаются частью дохода (треть фонда);
4. Управление через отраслевые министерства;
5. Введение местной инициативы.

Итоги:

1. Рост объема производства в 1,5 раза;
2. Построено 1900 крупных предприятий;
3. Коней 60-х – начало застоя.

Причины:

    Снижение количества трудоспособного населения;
    2. Истощение сырьевой базы;
    3. Удорожание добычи полезных ископаемых;
    4. Износ и моральное старение оборудования;
    5. Рост военных доходов;
    6. Директивная экономика.

5 мин

4. Содержание экономической реформы хозяйственного механизма

Слайд № 11

На основе анализа текста учебника (§ 45, с. 160) определите дату и меры реформирования хозяйственного механизма страны. Заполните таблицу в рабочем листе (Приложение 1).

Слайд № 11, рабочий лист (Приложение 1)

(Возможные ответы учащихся)

Дата: 1979 год.

Меры:

1. Совершенствование хозяйственного механизма (возврат к директивной экономике);
2. Повышение роли партийного руководства;
3. Моральные (внеэкономические стимулы к труду).

3 мин

5. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере (итоги сворачивания реформ)

Слайды № 12,13

На основе анализа диаграмм сформулируйте основные выводы о результатах сворачивания экономических реформ в 1979 году. Результаты занесите в таблицу на рабочем листе (Приложение 1)

Слайды № 12,13, рабочий лист (Приложение 1)

(Возможные ответы учащихся)

Результаты сворачивания реформ:

1. Национальный доход – падение в 2 раза;
2. Промышленное производство – падение в 2 раза;
3. С/х производство – падение в 3 раза;
4. Производительность труда – падение в 2 раза;
5. Реальные доходы на душу населения – падение в 3 раза;
6. Понизились капиталовложения в жилищное строительство;
7. На треть сократилась доля экспорта машин и оборудования;
8. В 3 раза уменьшился прирост реальных доходов на душу населения;
9. Доля экспорта нефти и газа возросла в 3,5 раза.

3 мин

III этап урока. Закрепление полученных знаний

Слайд № 14

Сделайте вывод урока в соответствии с поставленной проблемой, вывод урока запишите в рабочий лист.

Пройдите экспресс-тест. (Приложение 3).

Слайд № 14

(Возможные ответы учащихся)

Вывод: период 70-х – первой половины 80-х годов XX века в СССР наблюдался социально-экономический застой, характеризующийся развитием экономики по экстенсивному пути, усилением централизации управления, возвратам к количественным показателям. А не к качественным.

Учащиеся проходят тестирование.

Результаты тестирования.

10 мин

IV этап урока. Домашнее задание:

§ 44, вопросы и задания;

Задания по выбору:

1. Презентация по теме: «Благосостояние городских жителей в 1965 – 1984 гг.»
2. Эссе по теме: «Вклад геологов в развитие советской экономики в 60 – 70 гг»
3. Сборник (дайджест) фрагментов публицистических статей и материалов газет по изученной теме.

Записывают домашнее задание в дневники

1 мин

Приложения.

Приложение 1.

Рабочий лист учащегося 9-А класса

Ф.И. _________________________

Приложение 1

Тема урока: «Экономика развитого социализма»

Проблема: Советская экономика 1965 – 1984 гг. – Расцвет? Кризис? Застой?

Задачи:

1. Показать неизбежность изменения советской экономической системы в средине 60-х годов.

2. Раскрыть основные направления экономической реформы 1965 года в сельском хозяйстве и промышленности, реформы хозяйственного механизма в 1979 году.

3. Раскрыть причины неудач реформирования и сущность нарастания застойных явлений в экономики и социальной сфере.

Основные знания: – аграрная реформа 1965 года;

– реформа 1965 года в промышленности;

– научно-техническая политика;

– социальная политика.

Основные понятия: – теневая экономика;

– товарный голод;

– социалистическое соревнование;

– стагнация;

– экономический застой;

– лимитчики;

– дефицитная экономика;

– стадиальное отставание;

– рыночная экономика;

– директивная экономика;

экстенсивное развитие;

– интенсивное развитие;

товары группы «А»;

– товары группы «Б».

Основные даты: – март 1965 года – реформа сельского хозяйства;

– октябрь 1965 года – реформа промышленности;

– 1979 год – реформа хозяйственного механизма

План:

1. Причины проведения экономической реформы 1965 года.

5. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере (итоги сворачивания реформ).

    Причины проведения экономической реформы 1965 года

1.

    Содержание экономической реформы 1965 года в сельском хозяйстве

Направления

Меры

Итоги

Причины

    Содержание экономической реформы 1965 года в промышленности

Направления

Меры

Итоги

Причины

    Содержание экономической реформы хозяйственного механизма

Меры

    Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере

Итоги сворачивания «косыгинской реформы» (анализ диаграмм)

    Национальный доход –

    Промышленное производство –

    Сельскохозяйственное производство –

    Производительность труда –

    Реальные доходы на душу населения –

    Капиталовложения на жилищное строительство –

    Доля экспорта машин и оборудования –

    Прирост доходов на душу населения –

Выводы урока:

Приложение 2.

Основные понятия и термины

Дефицитная экономика – это экономическая система, при которой невозможно добиться устранения дефицита товара и услуг.

Интенсивное хозяйство – это хозяйство, которое развивается с помощью технического прогресса.

Интенсификация труда – это повышение увеличения напряжённости труда.

Инфляция – падение покупательской способности денег, их обесценивание, связанное с избытком денежной массы и недостатка потребительских товаров.

Кризис – перелом, тяжёлое переходное состояние.

Модернизация – становление и развитие индустриального общества, его способность к самоподдерживающейся изменяемости.

Национальный доход – вновь созданная стоимость в масштабе всего народного хозяйства той или иной страны.

Либерализация цен – это отказ от государственного регулирования цен.

Совет министров – высший исполнительный и законодательный орган власти.

Реформа – прогрессивное преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ социально-экономических и политических структур.

Средства производства – совокупность средств и предметов труда, используемых в процессе производства.

Стабильность – прочность, устойчивость, постоянность.

Стагнация – застой в производстве и торговле.

Стадиальное отставание – сохранение тех или иных стран на прежней стадии развития в аграрном, индустриальном обществе, в условиях перехода других государств и народов с следующими стадиями общественного процесса.

Теневая экономика – система производства, действующая вопреки существующему законодательству, чаще всего нелегально.

Хозрасчёт – метод планового хозяйствования, основанный на измерении в денежной форме затрат.

Холодная война – этап развития отношений Восток-Запад (1945-1991), характеризующийся конфронтацией и повышенной враждебностью, недоверием друг к другу.

Экстенсивное хозяйство – это хозяйство, которое развивается благодаря привлечению дополнительных и материальных ресурсов, а не за счёт технического прогресса.

Директивная экономика – тип экономической системы, при которой производители лишены самостоятельности.

Рыночная экономика – тип экономической системы, при которой производитель сам решает что производить, сколько производить и для кого производить.

Товары группы А – производство средств производства (тяжёлая промышленность).

Товары группы Б – создаётся при помощи товаров группы А (лёгкая промышленность).

Приложение 3.

Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты.

Трудности развития экономики страны в начале 60-х гг. даже в среде политических лидеров породили сомнения в эффективности административного диктата. Еще при Хрущеве на страницах печати началась очередная экономическая дискуссия, в центре которой находились проблемы экономического стимулирования производства. В ходе этих споров в основных чертах сложилась будущая экономическая реформа . В целом она не отвергала директивную модель экономики, но внедряла в нее некоторые механизмы внутренней саморегуляции, материальной заинтересованности производителя в результатах труда.

В марте 1965 г. было объявлено о реформе в сельском хозяйстве. Намечались меры по решению социальных проблем села, частичному использованию экономических стимулов к труду (повышались закупочные цены, устанавливался на 6 лет твердый план госзакупок, вводилась 50%-ная надбавка к основной цене за сверхплановую продажу продуктов, увеличивались капиталовложения). Были ослаблены и «репрессивные» меры за ведение личного подсобного хозяйства. Все это вело к оживлению хозяйства .

Однако власть по-прежнему делала главный акцент на повышение роли Министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве аграрным сектором, а также па увеличение капиталовложений и списание долгов колхозов.

Большие средства, направлявшиеся на развитие сельского хозяйства, использовались крайне неэффективно. Часть их расходовалась на строительство гигантских комплексов, закупку дорогостоящей техники, непродуманную мелиорацию и химизацию земель. Введение стабильных денежных окладов в колхозах (но сути, важное социальное достижение того времени) обернулось ростом иждивенческих настроений.

По мере свертывания линии на развитие заинтересованности в результатах труда к началу 80-х гг. колхозы и совхозы в целом оказались убыточными.
В результате за 25 лет (1964 - 1988) освоенная пашня сократилась на 22 млн. га. Потери сельскохозяйственной продукции составляли от 20 до 40% от урожая. Страна оказалась самым крупным импортером зерна и продуктов питания.

Реформы в промышленности: замыслы и результаты.

В сентябре 1965 г. партийное руководство объявило о реформе в промышленности. Она не покушалась на основы директивной экономики, но стала наиболее радикальной реформой за все годы советской власти. Главными ее положениями стали изменение условий планирования и усиление экономического стимулирования. Было сокращено до минимума число планируемых показателей. Наряду с сохранением жестких нормативов по объему продукции вводились и новые показатели, которые должны были обеспечить ее качество.

Для экономического стимулирования производителей было разрешено оставлять в распоряжении предприятий часть доходов , которая делилась на три фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), фонд самофинансирования производства.
Вместо совнархозов было восстановлено управление промышленностью через отраслевые министерства, причем отмечалось, что это будут не прежние министерства - «диктаторы», а новые - партнеры и консультанты по организации производства в условиях хозрасчета (на основе развития самоуправления, самоокупаемости, самофинансирования). Замышлялось и сочетание единого государственного планирования с местной инициативой. Причем право корректировки утвержденных планов было предоставлено лишь самим предприятиям .

Расширение прав министерств входило в явное противоречие с тезисом реформы о «самостоятельности» предприятий.

Реформа дала немалый экономический результат. За годы восьмой пятилетки (1966 - 1970) объем промышленного производства вырос в полтора раза. Было построено около 1900 крупных предприятий (в том числе Волжский автозавод в Тольятти и др.).

Однако уже к концу 60-х гг. реформа, при том что ее никто не отменял, пошла на убыль. А вместе с тем поползли вниз и плановые показатели: среднегодовые темпы прироста национального дохода с 7,7% в годы восьмой пятилетки упали до 3,5% в годы одиннадцатой (1981 - 1985), темпы роста производительности труда за это же время снизились с 6,8 до 3%.

Все это объяснялось объективными причинами: неблагоприятной демографической ситуацией и снижением удельного веса трудоспособного населения, истощением традиционной сырьевой базы и резким удорожанием добычи полезных ископаемых, физическим износом и моральным старением оборудования, значительным ростом военных расходов и т д.

Однако главным обстоятельством было то, что существовавшие условия организации и управления производством не могли уже обеспечить решения стоящих перед экономикой задач.

В 1979 г. правительство предприняло еще одну попытку оживить экономику страны за счет совершенствования хозяйственного механизма и повышения роли партийного руководства. Однако резко ускорить развитие экономики эти усилия не смогли. Одновременно вновь заговорили о необходимости приоритета моральных стимулов к труду над материальными. Начался новый виток социалистического соревнования, должный компенсирован, недостатки хозяйственного механизма.

В 1983 г., уже после смерти Л. И. Брежнева, новый лидер страны Ю. В. Андропов предпринял «широкомасштабный экономический эксперимент», предполагавший ослабление централизованного планирования и распределения, некоторые изменения ценообразования на уровне отдельных предприятий и регионов. Эти меры дали кратковременный успех, но прошли почти незамеченными на фоне набиравших силу перемен.

Смена хозяйственного механизма оставалась жизненно важной проблемой.


Научно-технический прогресс.

В начале 70-х гг. Запад вступил в стадию постиндустриального развития. Это означало не только автоматизацию производства, широкое применение роботов и ЭВМ, внедрение наукоемких технологий, но и индивидуализацию процесса труда, превращение его в свободную творческую деятельность. В общественной жизни стран Запада эти перемены вызвали демократизацию всех ее сторон.

В СССР о научно-техническом прогрессе тоже заговорили (вернее, продолжали говорить). На XXIV съезде КПСС прозвучала даже установка на «соединение достижений НТП с преимуществами социализма». Однако новые крупные открытия и разработки, если они не имели военного значения, чаще всего так и не удавалось реализовать. Это происходило то из-за «нехватки средств», то из-за отсутствия у разработчиков мощной поддержки в тех инстанциях, где решалась судьба открытий.

Конечно, лидеры страны начинали осознавать необходимость перехода к интенсивным методам производства (сократилось в четыре раза число сооружаемых ежегодно крупных предприятий, создавались научно-производственные объединения, возникали отвечавшие потребностям времени новые отрасли роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение и т. д.). Однако определяющими для развития экономики эти тенденции так и не стали

Несмотря на первоклассные, а порой уникальные разработки советских ученых в фундаментальной пауке, в практической жизни прогресс науки и техники во многом не ощущался Даже к началу 80-х гг. вручную работали 40% рабочих промышленности, до 60% строителей, до 75% работников сельскою хозяйства

К 1985 г., когда в США действовало 1,5 млн. новейших ЭВМ и 17 млн. персональных компьютеров и ЭВМ, и СССР насчитывалось не более нескольких десятков тысяч аналогичных машин, преимущественно устаревших моделей.

Ситуация обострилась из-за предпринятых Западом санкции в отношении СССР в начале 80-х гг. , когда доступ в страну лучших зарубежных образцов техники и наукоемких технологии фактически прекратился.

В результате к середине 80-х гг. СССР вновь, как и и 20-е гг, оказался перед угрозой нового отставания от стран Запада

Социальная политика.

Социальная сфера финансировалась исключительно но остаточному принципу К примеру, удельный вес капиталовложении в жилищное строительство (к общему их объему) сократился с 17,7% в 1966 - 1970 и до 15,1% в 1981 - 1985 гг. В результате в начале 80-х м в СССР вновь обострилась жилищная проблема (в 1984 i было построено лишь 2 млн. квартир - столько же, сколько строилось в начале 60-х гг., хотя население страны заметно увеличилось)
Значительно были урезаны государственные расходы па здравоохранение Результат не замедлил сказаться. Если в начале 60-х гг. в СССР была самая низкая смертность в мире, а по продолжительности жизни мы шли в числе наиболее благополучных стран, то к началу 80-х гг. СССР находился уже па 35-м месте в мире по продолжительности жизни и II,I 50 м - по уровню детской смертности

Рост населения и падение темпов сельскохозяйственною производства вновь привели к обострению продовольственной проблемы В начале 80-х гг. СССР отставал от передовых стран не только по структуре питания, но и по потреблению традиционных для нас продуктов. В то же время резко увеличились импортные поставки продовольствия (за 1970 - 1987 и закупки мяса и мясопродуктов выросли в 5,2 раза, рыбы и рыбопродуктов - в 12,4, растительного масла - в 12,8, зерна - в 13,8, масла животного - в 183,2 раза) Главным источником средств для этих закупок стал экспорт нефти

Уже в 70-е гг. в некоторых областях начала вводиться карточная система распределения продуктов Прирост реальных доходов на душу населения с 5,9% в 1966 - 1970 гг. упал до 2,1% в 1981 - 1985 гг. Но все же в целом положение основной части населения улучшилось. Все меньше людей продолжало жить в коммуналках. В обыденную жизнь входили холодильники, телевизоры, стиральные машины. Выросла и заработная плата. Тем не менее доля фонда зарплаты в национальном доходе, созданном в промышленности СССР, составляла лишь 36,5% (1985), в то время как в США - 64%, а в некоторых других странах - до 80%.

По уровню потребления на душу населения СССР занимал к этому времени лишь 77-е место в мире.

Все это свидетельствовало о том, что удержать статус великой державы становилось возможно лишь за счет относительного усиления эксплуатации трудящихся, сокращения социальных программ , беспощадной эксплуатации природной среды.

Вопросы и задания :

1. Почему экономическая реформа 1965 г. не дала ожидаемых результатов?

2. На что сделало главную ставку в экономическом развитии брежневское руководство в 70-е гг.?

3. В чем вы видите причины относительного улучшения жизни советских людей в 70-е гг.?

4. Назовите причины увеличения отрыва экономики СССР от экономики западных стран в 70-х - начале 80-х гг.

История России, XX - начало XXI века: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2003

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

« Консервация политического режима»

Цели урока: Дать характеристику политического режима 60-80 – х гг. ; Познакомиться с личностью Брежнева; Развивать умение работать с учебником, анализировать. обобщать, делать выводы

Проверяем домашнее задание: Задание: « Верно или неверно»: если вы согласны с высказыванием полностью – « в», если нет – «н». (в каждом ряду по 4 вопроса, всего 5 рядов)

Первое после сталинское десятилетие ознаменовано серьёзными переменами в духовной жизни. На перемены, начавшиеся в обществе, первыми откликнулись деятели литературы. «Верно или неверно»

3. С 1957 года встречи руководства ЦК с деятелями литературы и искусства стали регулярными. 4. В 1958 г. были пересмотрены отношения государства к творчеству Шостаковича, Хачатуряна и др. «Верно или неверно»

5. Политика « оттепели» имела вполне определённые границы. 6. Б Пастернак получил Нобелевскую премию за роман « Доктор Живаго». «Верно или неверно»

7. На полку был положен фильм « Летят журавли» . 8. Первый искусственный спутник земли был запущен в 1960 году. «Верно или неверно»

9. Были возобновлены работы в области генетики. 10. Молотов предлагал сохранить жёсткое противостояние двух систем. «Верно или неверно»

11. В 1953 году между СССР и США был достигнут компромисс. 12. В 1955 году СССР объявил об окончании состояния войны с Германией. «Верно или неверно»

13. Запад и СССР находились в доверительных взаимоотношениях. 14. В 1959 году СССР завершил испытания первой в мире континентальной баллистической ракеты. «Верно или неверно»

15. В 1961 году Н. Хрущёв и Д. Кеннеди сумели прийти к согласию. 16. Венгерский кризис подтолкнул советское государство к « закручиванию» гаек. «Верно или неверно»

17. После Карибского кризиса началась полоса относительной разрядки в отношениях Восток – Запад. 18. В 1955 году нормализованы северо – югославские отношения. «Верно или неверно»

19. Критика сталинизма была болезненно встречена в большинстве государств. 20. Мораторий – это временный запрет на проведение чего – либо. «Верно или неверно»

В В В В В Н Н Н В В В В Н Н Н В В В В В Проверьте:

менее 8 – «2» от 8 до 13 – «3» от 14 до 18 – «4» 19 – 20 - «5» Поставьте себе оценку:

Изучаем новый материал: План: Брежнев. Его политика. Основные черты политического режима. Конституция 1977 года.

Задание на урок: Подтвердите примерами, что в период правления Л.Брежнева во всех отраслях жизни общества наблюдался застой?

1964 год – смешение Хрущёва Н.С. и назначение Брежнева Л.И. Со смещением Н.С. Хрущёва и приходом к власти Л.И. Брежнева для партийно – государственного аппарата наступил « золотой век»

В качестве главного лозунга были выдвинуты идея « стабильности кадров», что вело к коррупции, разрыву между словом и делом. Главный критерий при назначении на должность – личная лояльность чиновника.

Возвращение к привычным методам управления; Упразднены совнархозы и восстановлены отраслевые министерства; Увеличение числа государственных чиновников; Средний возраст высшего руководства перешагнул за 70 лет. При Брежневе:

Точка зрения на руководство Брежнева: « В отличие от Сталина и Хрущёва, Брежнев не обладал яркими личностными характеристиками. Его трудно назвать крупным политическим деятелем. Он был человеком аппарата и, по существу, слугой аппарата» (А.Бовин)

Точка зрения на руководство Брежнева: « Если же иметь в виду человеческие качества, то…Брежнев был, о общем. Неплохим человеком, общительным. Устойчивым в своих привязанностях. Хлебосольным хозяином. Любил охоту, домино, кино 2про зверушек», радовался доступным ему радостям жизни» (А. Бовин)

Первый секретарь ЦК КПСС в 1964 -1966 годах, с 1966 по 1982 год - Генеральный секретарь ЦК КПСС. Председатель Президиума Верховного Совета СССР в 1960 - 1964 и 1977 -1982 годах. Маршал Советского Союза (1976). Герой Социалистического Труда (1961) и четырежды Герой Советского Союза. Лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1973)

Ответьте на вопрос: Какой политический портрет вы нарисовали, анализируя высказывания о Брежневе?

Был узаконен контроль со стороны партийного аппарата над всеми сторонами жизни общества. Делегаты XX съезда проголосовали за отмену принципа регулярного обновления партийной номенклатуры. В Уставе КПСС было закреплено право контроля деятельности администрации в НИИ, учебных заведениях, учреждениях культуры и здравоохранения. Политика Л.И. Брежнева.

Важнейшие вопросы для страны по-прежнему решались узким кругом лиц. Гнушалась любая точка зрения, не совпадавшая с «генеральной» линией. Свёртывалась любая критика.

По личному распоряжению Леонида Ильича во время его выступлений зал должен был в нужных местах речи вставать и аплодировать. Для таких случаев во дворце съездов рассаживалась специальная группа скандирующих.

Для материального обеспечения государственного аппарата была усовершенствована система льгот и привилегий. Бесконтрольность вела к разложению части партийно – государственного аппарат. Подарок Брежневу

В художественных произведениях, кинофильмах, периодической печати Сталин представал скромным, мудрым, пекущимся о благе своего народа.

Поработаем по учебнику: Стр. 295 - 296

Положения Конституции: В преамбуле говорилось, что СССР построено развитое социалистическое общество, характеризовались его основные черты В 6 ст. было официально закреплено особое руководящее положение КПСС Добавились новые права и свободы граждан (на труд, бесплатное образование, медицинская помощь, пенсионное обеспечение) Но на самом деле эти права нарушались, либо так и остались на бумаге.

Подведём итог урока: Ответьте на вопросы на странице 298.

Домашнее задание: Параграф 43, вопросы, записи, задание в тетради.


Нестабильная экономическая ситуация в стране в начале 60-х годов прошлого века породила сомнения в эффективности и целесообразности административной диктатуры даже у самого руководства государства. Еще во времена Хрущева в печатных изданиях началась дискуссия о новых производственных стимулах. На их страницах появился новый термин - "экономика развитого социализма". Реформы (таблица, отражающая основные преобразования, будет приведена далее в статье), в целом не отвергали директивную модель. Однако вместе с этим внедрялись определенные механизмы саморегуляции, а также материальной заинтересованности производителей в эффективности труда. Рассмотрим далее, что собой представляла экономика развитого социализма, плюсы и минусы предпринятых мероприятий.

Преобразования в сельском хозяйстве

Какие мероприятия предусматривала экономика развитого социализма? Реформы в первую очередь коснулись сельского хозяйства. Об их начале было объявлено в марте 1965 года. Были намечены меры, направленные на решение в селе, внедрение экономических стимулов к работе. Были повышены закупочные цены, введена 50-процентная надбавка к основной стоимости за продажу продукции сверх плана. Вместе с этим увеличивались и капиталовложения. Экономика развитого социализма в СССР предполагала установление десятилетнего твердого плана по государственным закупкам. Для усиления стимулирования были снижены ограничения на ведение

Недостатки изменений

Экономика развитого социализма опиралась на административные рычаги. Государственная власть по-прежнему старалась усилить роль Министров сельского хозяйства в руководстве и планировании деятельности аграрного сектора. Делался акцент на повышение капиталовложений и списание задолженности колхозов. На развитие сельскохозяйственной отрасли направлялись огромные средства. Однако использовались они крайне неэффективно. Часть средств использовалась для сооружения гигантских комплексов, закупки дорогостоящей техники, проведения непродуманной химизации и мелиорации почв. В колхозах были введены стабильные денежные оклады. По своей сути - это одно из важнейших достижений в социальной сфере. Однако после их введения стали развиваться иждивенческие настроения. К чему привела экономика развитого социализма? Вывод весьма неутешителен. В итоге преобразований деятельность совхозов и колхозов стала убыточной. За 25 лет, в период с 1964 по 1988 гг., произошло сокращение освоенной пашни на 22 млн га. Высоки были и потери объемов сельскохозяйственной продукции. Потери в этом секторе составили от 20 до 40 %. Страна, которая обладала плодородным черноземьем, стала крупнейшим мировым импортером пищевых продуктов и зерна.

Промышленный сектор

Экономика развитого социализма на начальных этапах развивалась посредством совершенствования хозяйственного механизма или стимулирования работников. В сентябре 1965 года руководители преобразований попытались соединить эти подходы. Так начались изменения в промышленном секторе. В отличие от сельского хозяйства здесь реформы не отвергали основ директивной экономики. Основными принципами деятельности стали изменения условий планирования и повышение стимулирования. Экономика развитого социализма сохраняла жесткие нормативы по объему выпускаемой продукции. Вместе с этим вводились новые показатели, направленные на обеспечение Для повышения стимулирования производителям разрешалось оставлять часть доходов в распоряжении предприятий. Прибыль разделялась на фонды:

  • Самофинансирования производства.
  • Бытового и социально-культурного развития (строительство пансионатов, клубов, жилья и так далее).
  • Материального поощрения.

Экономика развитого социализма предполагала, что отраслевые министерства, которые планировалось восстановить, будут выступать не в качестве прежних "диктаторов", а как консультанты и партнеры предприятий. Они должны были содействовать организации производства на условиях хозрасчета, основываясь на усилении самоуправления, самофинансирования и самоокупаемости. В рамках мероприятий, которые включала в себя экономика развитого социализма, предусматривалось сочетание единого госпланирования с местной инициативой. При этом право корректировки планов, прошедших утверждение, принадлежало только самим предприятиям.

Экономика развитого социализма: кратко об итогах промышленных преобразований

Несмотря на всю противоречивость и ограниченность, преобразования повлекли существенный результат. В конце восьмой пятилетки с 1966 по 1970 год отмечалось повышение объема промышленного производства в 1.5 раза. В стране было возведено порядка 1900 довольно крупных предприятий. В их числе, например, Волжский завод в г. Тольятти. Но уже к концу 60-х ход преобразований замедлился. Это было обусловлено достаточно объективными причинами. В первую очередь, в стране значительно снизился удельный вес трудоспособного населения. Кроме этого, традиционная сырьевая база была истощена, резко подорожала добыча ископаемых, морально устарело оборудование, увеличились военные расходы. Но основная проблема состояла в том, что сама экономическая модель, которая отвергала все новшества, исчерпала себя - развитие могло идти по инерции какой-то период, но в долгосрочной перспективе система была обречена на провал.

Основные проблемы

Реформа порождала определенные сложности. В частности, строительство гигантских производственных комплексов приводило к монополизации в отрасли. Это, в свою очередь, обуславливало низкое качество продукции и отсутствие выбора у потребителей. Введение показателей для оценки качества по цене товара привело не только к его удорожанию, но и к значительному сокращению производственного объема. В результате возник дефицит продукции. Ежегодно увеличивался объем импорта продукции, которую не в состоянии была выпускать отечественная промышленность.

Консервация политического режима

Экономика развитого социализма давала сбои. Чем же это было вызвано? В руководящем аппарате пересказывали мнение Брежнева по поводу доклада, сделанного Косыгиным на пленуме в сентябре 1965-го. В правящих кругах считалось, что реформа ни к чему не приведет. И дело было не в необходимости преобразований, а в отсутствии желания работать. По мнению ряда авторов, именно это отношение и послужило причиной несостоятельности реформы. Вскоре акцент переместили на новые ресурсы сырья, которые были открыты на восточной территории страны. Вместе с этим было принято решение провести корректировку системы экономического управления. В 1979 году была предпринята попытка оживить ситуацию посредством совершенствования хозяйственных рычагов и усиления влияния партийного руководства. Но все эти усилия не могли решить стоящие проблемы. В правящих кругах снова начали говорить о преимуществах морального стимула над материальным. Для компенсации недостатков несовершенства хозяйственного механизма оживились Только в 1983 году, после кончины Брежнева, Андропов - новый лидер страны - предпринял "широкомасштабный эксперимент". В ходе него предполагалось ослабить централизованное распределение и планирование, провести ряд изменений в ценообразовании на уровне определенных регионов и предприятий. Эти мероприятия были успешными, но эффект был от них кратковременным. По-прежнему актуальной проблемой оставалась смена хозяйственных рычагов.

НТП

К началу 70-х на Западе началась стадия постиндустриального развития. Это влекло за собой автоматизацию производственных процессов, массовое использование ЭВМ и роботов, внедрение новых наукоемких технологий. Вместе с этим начиналась индивидуализация труда, трансформация его в творческую деятельность, свободную от ограничений. В СССР много говорили об НТП. В рамках зарождавшегося научно-технического прогресса в стране были созданы первоклассные образцы вычислительных машин. В 1971 году на очередном съезде КПСС прозвучала новая установка. План следующих лет должен был реализовываться при соединении достижений прогресса с преимуществами социализма. Но недостатки сложившегося режима значительно замедляли прогресс техники и науки, внедрение достижений в производственный процесс. Периодически появлялись сообщения о крупных разработках и открытиях. Однако если они не несли военного значения, то так и оставались нереализованными вследствие нехватки средств, а также отсутствия поддержки у разработчиков в тех органах, где решалась дальнейшая судьба открытий.

Попытки решить проблему НТП

Руководство страны начинало понимать необходимость перехода к прогрессивным производственным методам. В результате в 4 раза сократилось количество строящихся каждый год крупных предприятий. Вместо этого стали создаваться НПО (научные производственные объединения), появлялись новые отрасли (атомное машиностроение, микроэлектроника, роботостроение и так далее). Несмотря на предпринятые усилия, эти тенденции не смогли стать определяющими. Советские ученые вели первоклассные, а иногда и уникальные разработки в фундаментальной науке. Однако в практической жизни научно-технический прогресс почти не ощущался. К 80-м годам все еще работали вручную порядка 40 % рабочих, 60 % строителей, 75 % тружеников села.

Реакция мировой общественности

Следует отметить, что к 1985 году в США насчитывалось порядка 1.5 миллиона новейших ЭВМ и около 17 млн ПК. В СССР к этому моменту действовало несколько десятков тысяч подобных машин, подавляющее большинство из которых были устаревшими моделями. Обострение ситуации было вызвано принятыми на Западе санкциями в начале 80-х гг. Вследствие их введения в СССР практически прекратился ввоз передовых образцов техники, а также наукоемких технологий из-за рубежа. Таким образом, к середине 80-х страна снова, как и в двадцатые годы, оказалась под угрозой нового отставания от западных государств.

Экономика развитого социализма (таблица)

Реформа

Результаты

В аграрном секторе

Внедрение материальной заинтересованности производителя, механизмов саморегуляции, решение проблем на селе.

Убыточность колхозов и совхозов, потери с/х продукции, сокращение освоенной пашни.

В промышленности

Совершенствование хозяйственных механизмов в сочетании с усилением материального стимулирования трудящихся.

Рост объемов производства, появление крупных заводов и промышленных комплексов. Ослабление трудоспособного населения, истощение сырьевой базы, удорожание добычи ископаемых, старение и износ оборудования, увеличение военных расходов.

В социальной сфере

Сокращение расходов на здравоохранение, введение распределения продуктов.

Повышение смертности, обострение продовольственной проблемы, увеличение импорта продуктов, снижение реальных доходов населения.

В заключение

К чему в итоге привела экономика развитого социализма? Таблица, представленная выше, показывает, что картина в целом удручающая. Однако положение основной части жителей государства несколько улучшилось. Все меньше людей продолжали проживать в коммуналках, в домах начали появляться телевизоры, холодильники, стиральные машины. Отмечался и небольшой рост зарплаты. Тем не менее по уровню потребления страна занимала в мире только 77 место.

1 слайд

2 слайд

Цели и задачи: познакомить учащихся с экономической ситуацией, сложившейся в СССР в середине 60 - середине 80-х годов; обратить внимание на экономические проблемы, пути их решения и результаты; продолжить формирование навыков самостоятельного подбора материала в соответствии с поставленными вопросами и логической аргументацией своих позиций.

3 слайд

I. Вступление /необходимость экономических преобразований в СССР в с. 60-х; реформаторская деятельность А.Н.Косыгина/ II. Работа по вопросам семинара III. Подведение итогов работы / уровень экономического развития страны к середине 80-х годов; причины увеличения отставания экономики СССР от уровня Запада/

4 слайд

Вступление Неудачи начала 60-х годов породили сомнения в эффективности административного диктата даже у руководителей страны. Еще при Хрущеве на страницах печати началась очередная дискуссия об экономических стимулах производства. Сложилась в основных чертах будущая экономическая реформа. В целом она, конечно не отвергала директивную модель экономики, а лишь внедряла в нее некоторые механизмы материальной заинтересованности производителя в результатах труда.

5 слайд

6 слайд

Какие изменения произошли в сельском хозяйстве? Каков их результат? Цели и результаты реформы в промышленности.(Работа Калининского филиала ВНИИТП в 60 -80-е годы.) Почему экономическая реформа 1965 г. не дала ожидаемых результатов? (с использованием документа и вопроса на с.304 учебника) Что такое постиндустриальное общество? Какие особенности его отличают? Можно ли утверждать, что СССР в начале 70-х годов, как и Запад, вступил в стадию постиндустриального развития? Ответ обоснуйте. Охарактеризуйте социальную политику государства, сопоставив положительные и отрицательные моменты.

7 слайд

…В аппарате пересказывали слова Брежнева по поводу доклада Косыгина на сентябрьском пленуме 1965 г.:»Ну что он придумал? Реформа, реформа… Кому это надо, да и кто это поймет? Работать нужно лучше, вот и вся проблема». Не в таком ли отношении к экономической реформе была главная причина, почему она не состоялась? Что бы вы ответили на этот вопрос одного из работников ЦК КПСС?

8 слайд

Каким стал уровень развития СССР к середине 80-х годов? В чем, по-вашему, причины увеличения отставания экономики Советского Союза от экономики Запада?