Какой из перечисленных органов артикуляции является подвижным. Заикание•NET - это книга и программа лечения заикания. Центральный речевой аппарат

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУ ВПО) «ЧГПУ»

Факультет коррекционной педагогики

Кафедра спец. педагогики, психологии

и предметных методик

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ТЕХНОЛОГИЯМ

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Выполнила студентка группы 552/41

специальность «Логопедия»

Вахитова Гузель Николаевна

Проверила: Голодинская Н.В,

ст. преп. кафедры СПП и ПМ

Челябинск, 2010

Введение……………………………………………………………………………..

1. Анатомо-физиологические механизмы речи……………………………………...

1.1 Центральный речевой аппарат…………………………………………………

1.2 Периферический речевой аппарат……………………………………………..

2. Артикуляционный аппарат………………………………………………………...

2.1 Рот……………………………………………………………………………….

2.2 Губы……………………………………………………………………………...

2.3 Щеки……………………………………………………………………………..

2.4 Твердое небо…………………………………………………………………….

2.5 Мягкое небо……………………………………………………………………..

2.6 Язык……………………………………………………………………………...

2.7 Подъязычная кость……………………………………………………………...

2.8 Зубная система………………………………………………………………….

2.9 Надставная труба……………………………………………………………….

3. Заключение………………………………………………………………………….

4. Список литературы…………………………………………………………………

Введение

Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка. Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов.

Знание анатомо-физиологических механизмов речи, то есть строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет, представлять сложный механизм речи в норме, дифференцированно подходить к анализу речевой патологии и правильно определять пути коррекционного воздействия.

Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека.

Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

Еще в начале ХХ века была распространена точка зрения, по которой функцию речи связывали с существованием в мозгу особых «изолированных речевых центров». И.П. Павлов дал новое направление этому взгляду, доказав, что локализация речевых функций коры головного мозга не только очень сложна, но и изменчива, почему и назвал ее «динамической локализацией».

В настоящее время благодаря исследованиям П.К. Анохина, А.Н.Леонтьева, А.Р. Лурии и других ученых установлено, что основой всякой высшей психической функции являются не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Вместе с тем эти движения должны быть автоматическими, то есть такими, которые осуществлялись бы без специальных усилий. Так и происходит на самом деле. Обычно говорящий следит только за течением мысли, не задумываясь над тем, какое положение должен занять его язык во рту, когда надо вдохнуть и так далее. Это происходит в результате действия механизма произнесения речи. Для понимания действия механизма произнесения речи необходимо хорошо знать строение речевого аппарата.

Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребенка. Нормально развивающиеся дети обладают хорошими способностями к овладению родным языком. Речь становится важным средством связи между ребенком и окружающим миром, наиболее совершенной формой общения, присущей только человеку. Но поскольку речь - особая высшая психическая функция, обеспечиваемая головным мозгом, любые отклонения в ее развитии должны быть вовремя замечены. Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранен слух. Еще одно непременное условие - полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка.

1. Анатомо – физиологические механизмы речи

Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного).

Строение речевого аппарата.

      Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляционным мышцам.

Какова же функция центрального речевого аппарата и его отделов?

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария (у левшей правого). Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брокка). Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме). Кроме того, у ребенка речь начинает развиваться благодаря зрительному восприятию им артикуляции взрослых. Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.

Проводящие пути. Кора головного мозга связана с органами речи двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными.

Центробежные (двигательные) нервные пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность периферического речевого аппарата. Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брокка.

От периферии к центру, то есть от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути.

Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах. Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов. Барорецепторы возбуждаются при изменениях давления на них и находятся в глотке.

В ядрах ствола берут начало черепно-мозговые нервы. Главные из них: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный. Они иннервируют мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть, мимическую мускулатуру, мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого неба, а также мышцы шеи, мышцы языка.

Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому.

      Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: дыхательного, голосового и артикуляционного.

В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей. Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции. Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного. Выдох намного длиннее вдоха. Кроме того, в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном дыхании.

Голосовой отдел состоит из гортани и находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей. Сверху гортань переходит в глотку. Снизу она переходит в дыхательное горло (трахею). На границе гортани и глотки находится надгортанник. Он состоит из хрящевой ткани, имеющей форму язычка или лепестка. Передняя поверхность его обращена к языку, а задняя - к гортани. Надгортанник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении, он закрывает вход в гортань и предохраняет ее полость от попадания пищи и слюны. У мужчин гортань крупнее, а голосовые складки длиннее и толще, чем у женщин. Длина голосовых складок у женщин равна в среднем 18-20 мм, у мужчин она колеблется от 20 до 24 мм. Голосовые складки своей массой почти совсем застилают просвет гортани, оставляя сравнительно узкую голосовую щель.

Как же осуществляется голосообразование (или фонация)? Механизм голосообразования таков. При фонации голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а также под действием гортанных мышц, суживающих голосовую щель, голосовые складки возвращаются в исходное, т.е. срединное, положение, с тем, чтобы в результате продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны и т.д. Смыкания и размыкания продолжаются до тех пор, пока не прекратится давление голосообразующей выдыхательной струи. Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых складок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не в продольном направлении, т.е. голосовые складки перемещаются кнутри и кнаружи, а не кверху и книзу. В результате колебаний голосовых складок движение струи выдыхаемого воздуха превращается над голосовыми складками в колебание частиц воздуха. Эти колебания передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса.

Речевой аппарат - это совокупность и взаимодействие органов человека, необходимых для производства речи. Он состоит из двух отделов: центрального и периферического. Центральный отдел - это головной мозг с его корой, подкорковыми узлами, проводящими путями и ядрами соответствующих нервов. Переферический отдел - это вся совокупность исполнительных органов речи, включающая в себя кости, хрящи, мышцы и связоки, а также периферические чувственные и двигательные нервы, при помощи которых осуществляется управление работой указанных органов.

Периферический речевой аппарат состоит из трех основных отделов, которые действуют совокупно.

1-й отдел - дыхательные органы, поскольку все звуки речи образуются только при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму - эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабляются - выдох;

2-й отдел - органы речи пассивные - это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань. Они оказываеют наибольшее влияние на технику речи;

3-й отдел - органы речи активные - это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки - это два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину раствора;

Первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи струи воздуха, второй - для образования голоса, третий является резонатором, дающим звуку силу и окраску и таким образом образующим характерные звуки нашей речи, которые возникают в результате деятельности отдельных активных частей артикуляционного аппарата. К последним относятся нижняя челюсть, язык, губы и мягкое нёбо.

Нижняя челюсть опускается и поднимается; мягкое нёбо поднимается и опускается, таким образом, закрывая и открывая проход в носовую полость; язык и губы могут принимать самые разнообразные положения. Изменение положения речевых органов влечет за собой образование затворов и сужений в различных частях артикуляционного аппарата, благодаря чему и определяется тот или иной характер звука.

Язык богат мышцами, делающими его весьма подвижным: он может удлиняться и укорачиваться, делаться узким и широким, плоским и выгнутым.

Мягкое нёбо, или нёбная занавеска, оканчивающееся маленьким язычком, лежит вверху ротовой полости и является продолжением твердого нёба, начинающегося у верхних зубов альвеолами. Нёбная занавеска имеет способность опускаться и подниматься и таким образом отделять глотку от носоглотки. При произнесении всех звуков, кроме м и н, нёбная занавеска поднята. Если нёбная занавеска почему-либо бездействует и не поднята, то звук получается носовой (гнусавый), так как при опущенной нёбной занавеске звуковые волны проходят преимущественно через носовую полость.

Нижняя челюсть благодаря ее подвижности является весьма важным органом артикуляционного (звукопроизносительного) аппарата, так как способствует полному развитию ударных гласных звуков (а, о, у, э, и, ы).

Болезненное состояние отдельных частей артикуляционного аппарата отражается на правильности резонирования и четкости произносимых звуков. Поэтому для воспитания необходимой артикуляции все органы, принимающие участие в образовании звуков речи, должны работать правильно и согласованно.

Органы речи представлены на следующем рисунке:

1 - твердое небо; 2 - альвеолы; 3 - верхняя губа; 4 - верхние зубы; 5 - нижняя губа; 6 - нижние зубы; 7 - передняя часть языка; 8 - средняя часть языка; 9 - задняя часть языка; 10 - корень языка; 11 - голосовые связки; 12 - мягкое небо; 13 - язычок; 14 - гортань; 15 - трахея..

Речевой аппарат. У людей нет специальных органов речи, как, например, есть органы пищеварения или органы кровообращения. В результате длительной эволюции человека, становления его как социального существа определенные органы, имеющие основную биологическую функцию, стали выполнять еще и функцию речеобразования. Это органы, обеспечивающие такие физиологические процессы, как дыхание, пищеварение и др.

В широком смысле под речевым аппаратом понимают все органы, принимающие участие в процессе речевого дыхания, голосо– и звукообразования, а также обеспечивающие возникновение речи (центральная нервная система, органы слуха, зрения, органы речи).

В узком смысле речевым аппаратом называют органы, которые непосредственно участвуют в процессе речевого дыхания и голосообразования (дыхательные органы, гортань и надгортанные полости (надставная труба)).

Возникновение звучащей речи. Процесс возникновения звучащей речи выглядит следующим образом: струя воздуха, движущаяся при выдохе из легких, проходит через бронхи, трахеи, гортань и выходит наружу через глотку и полость рта или носа.

Дыхание (вентиляция легких) обеспечивается за счет сокращения определенных групп мышц. В первую очередь это диафрагма, нижнебрюшные, межреберные мышцы. Немаловажную роль в процессе речеобразования играют также мышцы шеи, лица, плечевого пояса. Подготовка к речевой деятельности должна предусматривать упражнения по развитию и активизации этих групп мышц. Важнейшим условием работы над техникой речи является умение снятия мышечного напряжения, «зажимов».

Образование звука происходит во время выдоха за счет работы органов речи. Выдох обеспечивают легкие, бронхи, трахея. На среднем уровне – гортани – образуется звук. Гортань представляет собой перстневидный и щитовидный хрящи, на которых натянута мускулистая пленка, центральные края которой называются голосовыми связками. Пространство между расходящимися пирамидальными хрящами называется голосовой щелью. Голосовая щель может изменять свои очертания, что влияет на характер образуемого звука во время прохождения через нее воздуха.

Верхний участок речевого аппарата – надставная труба – включает резонаторы и органы речи (надгортанник, нёбо, губы, зубы и т. д.). Поскольку голос, образующийся с помощью голосовых связок, слаб, невыразителен, неясен, особую роль в речеобразовании играют резонаторы, которые, вибрируя, обеспечивают нормальное звучание человеческого голоса, создают за счет обертонов определенный тембр, т. е. придают голосу каждого человека неповторимость.

Важнейшими из резонаторов являются ротовая и носовая полости, черепная коробка. Они образуют систему верхних резонаторов, обеспечивающих полетность голоса. Вторая группа резонаторов (нижняя резонаторная система) – грудная полость, обеспечивающая тембральную окраску голоса.

Вибрацию любого резонатора легко обнаружить при произнесении определенных звуков (например, при произнесении звука [м] резонирует черепная коробка). Таким образом, человек представляет собой своеобразный «музыкальный инструмент», звучащий во время речи.

Все многообразие звуков человеческой речи образуется за счет работы органов, входящих в надставную трубу. Различные конфигурации щели, которую преодолевает воздух, образуются благодаря изменениям положения языка, губ, нижней челюсти по отношению к неподвижным органам: твердому нёбу, альвеолам, зубам.

Исходя из особенностей строения и функционирования речевого аппарата, можно определить и главную цель подготовки органов речи к работе. Это должна быть своеобразная «настройка», активизация основных групп мышц, участвующих в речевом дыхании, резонаторов, обеспечивающих тембр и звучность голоса, наконец, подвижных (активных) органов речи, ответственных за отчетливое произношение звуков (дикцию).

Следует постоянно помнить о правильной осанке, благодаря которой лучше функционирует речевой аппарат: голову следует держать прямо, не сутулиться, спина ровная, плечи расправлены, лопатки немного сведены. Привычка к правильной осанке способствует улучшению внешнего вида.

Релаксация речевого аппарата. Для людей, чья профессиональная деятельность связана с длительным говорением, не меньшее значение, чем настройка речевого аппарата и его правильная работа, имеет умение расслабить органы речи, а также восстановить работоспособность речевого аппарата. Отдых и расслабление (релаксация) обеспечиваются специальными упражнениями, выполнять которые рекомендуется в конце занятий по технике речи, а также после продолжительного говорения, при наступлении усталости органов речи.

В специальной литературе принято говорить о позе и маске релаксации, т. е. расслабления, снятия мышечного напряжения. Поза релаксации принимается в положении сидя. Следует слегка наклониться вперед, согнув спину и склонив голову. Ноги опираются на всю стопу, расставлены под прямым углом друг к другу, руки лежат на бедрах, кисти свободно свисают. Глаза следует закрыть и максимально расслабить все мышцы.

В позе релаксации следует применять отдельные формулы аутотренинга, обеспечивающие более полное расслабление и отдых. Чрезвычайно важно для учителя овладение маской релаксации, т. е. приемами расслабления мышц лица.

С этой целью в позе релаксации следует попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц лица (как бы «надевать» маски гнева, удивления, радости и т. д.), а затем полностью расслабить все мышцы. Для этого следует при слабом выдохе произнести звук [т] и оставить нижнюю челюсть в опущенном положении.

Релаксация является одним из элементов гигиены речевой деятельности, общее требование которой – это предохранение от переохлаждения и, как следствие, от простудных заболеваний. Следует избегать также всего, что раздражает слизистую оболочку. Специальные гигиенические требования – следование определенной методике тренировки речевого аппарата, соблюдение основных правил при выполнении упражнений по технике речи, разумное чередование нагрузки и отдыха.

Содержание:

Речевой аппарат – совокупность и взаимодействие органов человека, которые принимают участие в процессе речевого дыхания, звуко- и голосообразовании, а также обеспечивающие возникновение самой речи у говорящего. К последним относятся органы слуха, зрения, артикуляции и центральная нервная система человека. В узком смысле под голосовым аппаратом понимают все те органы, непосредственно участвующие в процессе образования звуков (дыхательные органы, гортань, надгортанные полости) и дыхания.

Как образуются звуки

В наши дни строение речевого аппарата можно считать полностью изученным. Оно позволяет нам понять, каким образом рождается звук, какие устранить возможные проблемы и нарушения голосо-речевого аппарата.

Как же происходит процесс звукопроизношения? Звуки их сочетания зарождаются в результате сокращения мускульных тканей, из которых состоит периферический аппарат речи. Человек, начиная говорить, делает выдох на автомате, неосознанно. Создаваемый поток воздуха из легких проходит в гортань, вследствие чего, возникшие нервные импульсы воздействуют на голосовые связки. Они вибрируют и способствуют образованию звуков, которые складываются в слова и предложения.

Строение речевого аппарата

Голосовой аппарат состоит из двух отделов: центрального и исполнительного . Первый представляет собой головной мозг с его корой, подкорковыми узлами, проводящими путями, ядрами ствола (в первую очередь продолговатого мозга) и соответствующих нервов. А периферический отдел – вся совокупность исполнительных речевых органов, которые включают в себя кости и хрящи, мышцы и связки, а также периферические нервы (чувственные и двигательные). С их помощью осуществляется работа перечисленных органов.

В свою очередь, исполнительный отдел состоит из трех основных отделов, каждый из которых действует совокупно:

1. Дыхательный отдел

Ни для кого не секрет, что образование дыхания человека является важнейшим физиологическим процессом. Люди дышат рефлекторно, особо не задумываясь об этом. Дыхание осуществляется особыми центрами нервной системы человека, и оно состоит из трех непрерывных и следующих друг за другом фаз:

  • пауза
  • выдох

Человек всегда говорит на выдохе и создаваемый им поток воздушной струи осуществляет одновременно две функции: голосообразующую и артикуляционную. Любое нарушение этого правила искажает звучание речи. Именно поэтому, очень важно уделять время работе над .

К дыхательным органам относятся легкие, бронхи, трахея, межреберные мышцы, а также диафрагма. Именно на нее опираются главные мышцы человека. Диафрагма – эластичная мышца, имеющая форму купола в расслабленном состоянии. Когда она и межреберные мышцы сокращаются, то объем грудной клетки человека увеличивается и происходит вдох. И наоборот, когда они расслабляются – выдох.

2. Голосовой

Необходимо помнить о правильной осанке, благодаря которой лучше функционирует голосо-речевой аппарат. Для этого держите голову прямо, а спину ровно, не сутультесь, плечи расправьте, лопатки немного сведите вместе. Кроме этого, такая привычка к правильной осанке способствует улучшению вашего внешнего вида.

Для людей, чья деятельность связана с длительным говорением, большое значение имеет умение расслаблять органы речи и восстановить работоспособность речевого аппарата. Релаксация подразумевает отдых и расслабление, которая обеспечивается специальными упражнениями. Их рекомендуется выполнять в конце занятий по технике речи и сразу после продолжительного говорения, когда наступает усталость голосовых .

1. Поза релаксации

Возможно, вы читали в специальной литературе о позе и маске релаксации. То есть о расслаблении, снятии мышечных «зажимов». Чтобы принять такую позу, вам нужно сесть и слегка наклониться вперед, при этом согнув спину и склонив голову. Ноги опираться на всю стопу и должны быть расставленными под прямым углом друг к другу. Ваши руки лежат на бедрах, кисти свободно свисают. Глаза закройте. И максимально расслабьте все свои мышцы.

В такой позе релаксации можно применять отдельные формы аутотренинга, которые будут обеспечивать наиболее полное расслабление и отдых.

Сидя, максимально расслабьте все свои мышцы

2. Ее маска

Владение маской релаксации является не менее важным для оратора или говорящего. Для этого следует попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц лица. Как бы «надевать» маски радости, удивления, тоски и так далее. После этого расслабить все мышцы. Чтобы это сделать, произнесите звук «Т » на слабом выдохе и оставьте нижнюю челюсть в опущенном положении.

Кривляйтесь, напрягайте и расслабляйте лицо — это может вам улучшить свое звукопроизношение

Релаксация – один из гигиены речевой деятельности. Ее общие требования: предохранение от нежелательного переохлаждения и от простудных заболеваний. Избегайте всего, что раздражает слизистую оболочку. Следуйте определенной методике тренировки речевого аппарата, соблюдайте правила выполнения упражнений по технике речи и разумно чередуйте нагрузки и отдых.

План:

Строение речевого аппарата.

Речевой аппарат состоит из двух тесно
связанных между собой частей:
Центральный
(регулирующий)
Периферический
(исполнительный)

Центральный речевой аппарат

Отделы коры головного мозга - корковые речевые
зоны (слуховые, двигательные и зрительныe
области).
В височной доле левого полушария происходят восприятие и
дифференцировка слуховых раздражений, сложный процесс
понимания речи – центр Вернике.
Двигательная область (нижние лобные извилины левого
полушария) осуществляет моторную речь – центр Брока.
В зрительной области (затылочная доля) происходит восприятие и
распознавание необходимых для письменной речи (чтение, письмо)
графических изображений.

Центральный речевой аппарат

Теменные доли мозга осуществляют
восприятие и анализ двигательных
импульсов, поступающих в центральную
нервную систему от речевого аппарата в
процессе его функционирования - речевые
кинестезии. Они обеспечивают обратную
афферентацию (связь).
При поражении этой области нарушается
речевой праксис.

Центральный речевой аппарат

Экстрапирамидная система также принимает участие
в осуществлении двигательных механизмов речи.
Стриопаллидарная система участвует в подготовке
двигательного и речевого акта и коррекции его в процессе
выполнения, регулирует тонус речевой мускулатуры,
обеспечивает эмоциональную выразительность речи.
Мозжечок участвует в координации ритма, темпа речи и
тонуса речевой мускулатуры.
При поражении этих систем возникают нарушения
звукопроизносительной стороны речи (дизартрия).

Периферический речевой аппарат.

Дыхательный
отдел.
Голосовой
отдел.
Артикуляционный
отдел.

Дыхательный отдел.

В дыхательный отдел входит
грудная клетка с легкими,
бронхами и трахеей.
Речь образуется в фазе
выдоха. В процессе выдоха
воздушная струя
осуществляет
одновременно
голосообразующую и
артикуляционную
функции.
Дыхание в момент речи
существенно отличается от
обычного, когда человек
молчит.

Голосовой отдел.

А-дыхание
Б-фонация
В-шепот
Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней
голосовыми складками.
При фонации голосовые складки находятся в сомкнутом
состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через
сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в
стороны. В силу своей упругости, а также под действием
гортанных мышц, суживающих голосовую щель, голосовые
складки возвращаются в исходное.
Смыкания и размыкания продолжаются до тех пор, пока не
прекратится давление голосообразующей выдыхательной
струи. Таким образом, при фонации происходят колебания
голосовых складок.

10. Артикуляционный (звукопроизводящий) отдел.

1 - губы
2 - резцы
3 - альвеолы
4 - твердое нёбо
5 - мягкое нёбо
6 - голосовые
складки
7 - корень языка
8 - спинка языка
9 - кончик языка

11.

Язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть
являются подвижными, остальные -
неподвижными.
Перечисленные органы образуют щели, или
смычки, возникающие при приближении
или прикосновении языка к нёбу,
альвеолам, зубам, а также при сжатии губ
или прижатии их к зубам.

12.

Итак, первый отдел периферического
речевого аппарата служит для подачи
воздуха, второй - для образования
голоса, третий является резонатором,
который дает звуку силу и окраску и
таким образом образует характерные
звуки нашей речи, возникающие в
результате деятельности отдельных
активных органов артикуляционного
аппарата.

13.

Краткая характеристика развития
экспрессивной речи
Гуление 2-3 месяца
Лепет 4 месяца (до 6 месяцев)
Первые слова 10-12 месяцев
Слова-предложения примерно 1год 2 месяца
Фразы из двух слов и словарь около 175 слов примерно в 1 год 9 месяцев
Фразы в 2-3 слова и словарь около 300 слов к 2 годам.
Формирование грамматического строя речи и словарь около 800-1000 слов от 2,5
лет
Сформированность всех грамматических категорий, появление сложных
предложений в речи к 3 годам
Дифференциация всех звуков речи к 4 годам
Произнесение всех звуков речи, свободное владение сложносочиненными и
сложноподчиненными конструкциями, словарь около 2500-3000 слов к 5 годам

14. Классификация нарушений речи

В детском возрасте речевые расстройства в
зависимости от причин их возникновения можно
разделить на следующие группы.
I. органическим
поражением центральной нервной системы. В зависимости
от уровня поражения речевой системы они делятся на:
афазии - распад всех компонентов речи в результате
поражения корковых речевых зон;
алалии - системное недоразвитие речи в результате
поражения корковых речевых зон в доречевом периоде;
дизартрии - нарушение звукопроизносительной стороны
речи в результате нарушения иннервации речевой
мускулатуры.

15. Классификация нарушений речи

II. Речевые нарушения, связанные с функциональными
изменениями центральной нервной системы:
заикание;
мутизм и сурдомутизм.
III. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения
артикуляционного аппарата (механические дислалии,
ринолалия).
IV. Задержки речевого развития различного
происхождения (при недоношенности, при тяжелых
заболеваниях внутренних органов педагогической
запущенности и т.д.).

16.

Речевые расстройства, связанные с

нервной системы
Афазия (от др.-греч. ἀ- -
отрицательная частица и φάσις -
проявление, высказывание) - это
системное нарушение
сформировавшейся речи. Возникает
при органических поражениях
речевых отделов коры головного
мозга в результате перенесенных
черепно-мозговых травм,
внутричерепных кровоизлияний,
опухолей и воспалительных
заболеваний (энцефалитов).

17.

Афазия.
Механизм афазии очень сложен. В его основе
лежит распад речевого стереотипа.
Выражается в полной или частичной утрате
имевшейся собственной речи или понимания
чужой речи.
В зависимости от преобладания тех или других
расстройств (навыков произношения или
понимания обращенной речи) различают афазию:
Моторную
(экспрессивную)
– речевая
апраксия
Сенсорную
(импрессивную) –
речевая агнозия

18.

Афазия.
Моторная афазия
поражение коры левого полушария
в области третьей лобной извилины
(центр Брока).
Литеральная парафазия искажение слов в результате
перестановки или пропуска
отдельных звуков (букв).
Вербальная парафазия - искажение
слов за счет замены одного слова
другим, сходным по артикуляции, но
различным по значению.
Аграмматизмы - нарушения
грамматического строя речи
(неправильные окончания вне
зависимости от грамматических
правил, пропуски предлогов и т.д.).
Литеральная параграфия
Вербальная параграфия
Паралексия - перестановка букв в
словах
Сенсорная афазия
поражение в области верхней
височной извилины левого полушария
Акустико-гностическая афазия (нарушение слухового гнозиса).
Больной не дифференцирует на слух
сходные по звучанию фонемы. В
результате чего искажается и
нарушается понимание смысла
отдельных слов и предложений.
Акустико-мнестическая афазия основу дефекта составляют
нарушения памяти. Больной забывает
название предметов. Поэтому
основные нарушения речи
выражаются в большом числе
вербальных парафазии и
затруднениях при необходимости
назвать предметы. Причем подсказка
в виде произнесения первых слогов
обычно не помогает.

19.

Речевые расстройства, связанные с
органическими поражениями центральной
нервной системы
Алалия (гр. а- приставка, означающая отрицание или
отсутствие качества + греч. lalia речь) - отсутствие или
недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и
первично сохранном интеллекте, возникающее в
доречевом периоде.
Причиной алалии, чаще всего является повреждение
речевых областей больших полушарий головного мозга при
родах, а также мозговые заболевания или травмы,
перенесенные ребенком в доречевой период жизни.
Тяжелые степени алалии выражаются у детей полным
отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов.
В более легких случаях наблюдаются зачатки речи,
характеризующиеся ограниченностью запаса слов,
аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и
письма

20. Алалия.

Моторная алалия
Сенсорная алалия
развивается при нарушении
функций лобно-теменных
областей коры левого
полушария головного мозга
(центр Брока) и проявляется в
нарушении экспрессивной речи
при достаточно хорошем
понимании обращенной речи,
позднем формировании
фразовой речи (после 4 лет) и
бедности предречевых этапов
(нередкое отсутствие лепета).
возникает при поражении височной
области левого полушария (центр
Вернике) и связана с нарушениями
акустико-гностической стороны речи
при сохранности слуха. Она
проявляется в недостаточном
понимании обращенной речи и
грубом нарушении фонетической ее
стороны с отсутствием
дифференциации звуков.

21. Дизартрия

- нарушение звукопроизносительной стороны речи,
обусловленное нарушением иннервации речевой
мускулатуры, вследствие органического поражения
центральной нервной системы.
Общими клиническими признаками дизартрии
являются:
1. нарушения мышечного тонуса в
артикуляционной мускулатуре
2. ограничения подвижности артикуляционных
мышц в результате параличей и парезов.
При дизартрии страдает произношение
отдельных звуков в изолированном виде и
особенно в слитной речи, а также темп,
выразительность, модуляция.

22. Дизартрия.

Нарушения звукопроизношения
при дизартрии проявляются в разной
степени и зависят от характера и тяжести
поражения нервной системы.
В легких случаях имеются отдельные
искажения звуков, «смазанная речь».
В более тяжелых, наблюдаются искажения,
замены и пропуски звуков, страдает темп,
выразительность, модуляция, в целом
произношение становится невнятным.
При тяжелых поражениях центральной
нервной системы речь становится невозможной
из-за полного паралича речедвигательных
мышц (анартрия).

23. Дизартрия

Существует несколько видов дизартрии:
псевдобульбарная дизартрия (повышение мышечного тонуса в
артикуляционной мускулатуре, ограничение движений губ, языка, мягкого
нёба, слюнотечение, нарушение дыхания, жевания, иногда глотания; речь
смазанная, малопонятная, голос глухой, немодулированный);
бульбарная дизартрия (в отличие от псевдобульбарной дизартрии,
отсутствуют глоточный и нёбный рефлексы, выражена атрофия мышц
языка и глотки);
подкорковая или экстрапирамидная дизартрия (характеризуется
непроизвольно меняющимся мышечным тонусом в артикуляционной
мускулатуре, выраженные нарушения модуляции, выразительности, темпа
речи. Иногда возникают гиперкинезы в мышцах лица и артикуляционного
аппарата, грубое нарушение дыхания и голосообразования);

24. Дизартрия

мозжечковая дизартрия (имеет выраженную
асинхронность артикуляции, голосообразования и
дыхания, нарушением темпа и плавности речи);
корковая дизартрия при поражении корковых зон в
области прецентральной извилины, где происходит
анализ импульсов из мышц артикуляционного
аппарата (более изолированные нарушения
произношения отдельных звуков, отсутствие
слюнотечения и нарушений голосообразования).

25.

Речевые нарушения, связанные с
функциональными изменениями центральной
нервной системы
Заикание - это нарушение речи, которое
характеризуется частым повторением или пролонгацией
звуков или слогов, или слов; или частыми остановками
или нерешительностью в речи, разрывающей её
ритмическое течение. Диагноз ставится, когда эти
симптомы значительны.
Нарушение темпо-ритмической организации речи,
обусловленное судорожным состоянием мышц речевого
аппарата

26. Заикание.

Является центрально обусловленным, имеет
органическую или функциональную природу,
возникает чаще всего в ходе речевого развитие
ребенка.
Физиологические
симптомы
судороги, которые
классифицируются по форме
и локализации;
нарушение мелодикоинтонационной стороны речи;
наличие непроизвольных
движений тела, лица;
нарушение речевой и общей
моторики.
Психологические
симптомы
наличием логофобий (страх речи
в определённых ситуациях, страх
произнесения отдельных слов, звуков);
наличием защитных приёмов
(уловок) - речевых (произнесение
отдельных звуков, междометий, слов,
словосочетаний) и моторных, изменения
стиля речи;
различной степенью фиксированности
на заикании (нулевой, умеренной,
выраженной).

27. Нарушения произносительной стороны речи

Дислалия - нарушение
звукопроизношения при нормальном
слухе и сохранной иннервации
артикуляционного аппарата.
Практически может быть нарушено
(дислалия) или затруднено (паралалия)
произношение любой из фонем родного
языка.

28. Дислалия.

По этиологическому признаку, дислалию
подразделяют на:
Механическую
(органическую)
Причины механической дислалии:
Недостатки строения челюстно-зубной
системы (дефекты в строении зубного
ряда, дефекты в строении челюстей,
укороченная или слишком массивная
уздечка языка);
патологические изменения величины
и формы языка;
неправильное строение твёрдого
и мягкого нёба;
атипичное строение губ.
Функциональную
Причины функциональной дислалии:
Общая физическая ослабленность,
обусловленная частыми соматическими
заболеваниями, протекающими
в период наиболее интенсивного
формирования речевой функции;
недостаточная степень развития
фонематического слуха
неблагоприятные речевые условия,
в которых воспитывается ребёнок;
двуязычие в семье.

29. Тахилалия.

Тахилалия (от греч. tachys - быстрый и греч. λαλιά
- речь) - форма нарушения устной речи,
выражающаяся в патологически быстром темпе
речи, которая не сопровождается дефектами
фонетического, лексического и грамматического
строя.
Является центрально обусловленной, может быть

При ускоренном темпе речь патологически
тороплива, стремительна, напориста.
При тахилалии больной произносит около 20-30
звуков в секунду, что примерно в 2 раза превышает
нормальный темп речи.
Зачастую тахилалия сопровождается повторением
(пропуском) слогов, не замечаемым говорящим.

30. Брадилалия.

Брадилалия (от греч. βραδύς - медлительный
и λαλιά - речь) - патологически
замедленный темп речи.
Проявляется в замедленной реализации
артикуляторной речевой программы, является
центрально обусловленной, может быть
органической или функциональной.
При замедленном темпе речь оказывается
тягуче растянутой, вялой и монотонной.

31. Нарушения произносительной стороны речи

Брадилалия и тахилалия объединяются
под общим названием - нарушение
темпа речи.
Следствием нарушенного темпа речи
является нарушение плавности
речевого процесса, ритма и мелодикоинтонационной выразительности.

32.

Дисфония - отсутствие или расстройство
фонации вследствие патологических
изменений голосового аппарата.
Проявляется либо в отсутствии фонации
(афония), либо в нарушении силы, высоты
и тембра голоса (дисфония).
Может быть обусловлена органическими и
функциональными расстройствами
голосообразующего механизма
центрального или периферического
характера и возникать на любом этапе
развития ребенка.

33. Ринолалия.

Ринолалия - нарушение тембра голоса
и звукопроизношения, обусловленное
анатомо-физиологическими дефектами
речевого аппарата.
При ринолалии механизм артикуляции,
фонации и голосообразования имеет
существенные отклонения от нормы и
обусловлен нарушением участия
носового и рото-глоточного
резонаторов.

34. Ринолалия.

Сочетание расстройств артикуляции звуков с
расстройствами тембра голоса позволяет отличить
ринолалию от дислалии и ринофонии (нарушение тембра
голоса при нормальной артикуляции звуков речи).
Открытая
Через расщелину в мягком и
твердом небе воздушная струя при
звукообразовании проходит не
только через рот, но и через
полость носа.
Закрытая
При нарушении нормальной
проходимости носовой полости при
аденоидах, опухолях, искривлениях
носовой перегородки, хронических
процессах носоглотки.

35. Нарушения чтения и письма

В осуществлении этих функций наибольшее значение имеет
теменно-височно-затылочная область коры головного мозга
левого полушария. Кроме того, эти функции становятся
возможными при тесном взаимодействии зрительного,
слухового и двигательного анализаторов, а также при
определенном уровне развития произвольных действий.
Для чтения и письма необходимы свободные произвольные
движения глаз за строкой текста, а также координированные
движения руки и глаза (для письма).
В большинстве случаев дислексия и дисграфия
наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они
могут встречаться и по отдельности.

36. Нарушения чтения и письма

Дисграфия (новолат. dysgraphia; от др.-греч. δυσ- -
приставка, отрицающая положительный смысл слова и
γράφω - «пишу, рисую») - это неспособность (или
сложность) овладеть письмом при нормальном
развитии интеллекта.
Аграфия (agraphia, от др.-греч. ą - отриц. частица и
ğŗàρħõ - пишу) - потеря способности писать при
сохранности интеллекта и без расстройства
координации движений верхних конечностей;
возникает при поражении задних отделов верхней
лобной извилины в левом полушарии у правшей.

37. Нарушения чтения и письма

Дислексии я (от греч. δυς- - «сложность» и греч. λέξις
- «слова» или «словарь») - избирательное
нарушение способности к овладению навыком чтения
при сохранении общей способности к обучению.
Алексия (от греч. ἀ- - отриц. частица и λέξις -
слово) - нарушения чтения, возникающие при
поражении различных отделов коры левого
полушария (у правшей), или неспособность
овладения процессом чтения.

38. Дислексия.

Дислексия.
В зависимости от области поражения коры больших полушарий
различают несколько форм алексии.
Фонематическая дислексия
вызывается нарушением
формирования фонематического
восприятия и фонематического
анализа и синтеза. Проявляется
в заменах фонетически близких
звуков при чтении, в трудностях
усвоения букв.
Семантическая дислексия
проявляется в нарушении
понимания читаемого
при технически правильном
чтении. Семантическая
дислексия может проявляться
как на уровне слова,
так и при чтении.
Аграмматическая дислексия
проявляется в аграмматизмах
при чтении. В процессе чтения
ребёнок неправильно
произносит окончания,
префиксы, суффиксы, изменяя
грамматические формы слов.
Оптическая дислексия
проявляется в заменах
и смешениях графически
сходных букв при чтении.
При этом виде дислексии может
наблюдаться и зеркальное
чтение.

39.

Существуют 2 классификации речевых нарушений
-
клинико-педагогическая
- психолого-педагогическая
Все виды речевых нарушений в клинико-
педагогической классификации делят на 2 группы:
1. Нарушения устной речи.
2. Нарушения письменной речи.

40. Виды нарушений речи:

I.Нарушения устной речи:
1.нарушения произносительной
стороны речи (дислалия,
дизартрия, ринолалия,
нарушения темпоритмической
организации речи (заикание),
брадилалия, тахилалия, дисфония)
2. системные нарушения речи (алалия, афазия)

41.

II.Нарушения письменной речи:
1.дисграфия (нарушение письма)
2.дислексия(нарушение чтения)

42. Классификация нарушений речи

Все виды речевых нарушений, рассматриваемых в
клинико-педагогической классификации, можно
разделить на два больших типа:
1. Нарушения фонационного (голосообразующего)
оформления произносительной стороны речи.
2. Структурно-семантического системного нарушения
речи.

43.

1. Нарушения устной речи.
а) нарушения фонационного (внешнего) оформления речи:
афония, дисфония – отсутствие или расстройство голоса,
брадилалия – патологически замедленный темп речи,
тахилалия - патологически ускоренный темп речи,
заикание – нарушение темпо-ритмической стороны речи,
обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата,
дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и
сохранной иннервации (обеспеченность органа или ткани нервными
волокнами и нервными клетками) речевого аппарата,
ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения,
обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого
аппарата,
дизартрия – нарушение произносительной стороны речи,
обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата;

44.

б) нарушения структурно-семантического
(внутреннего) оформления речи:
алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие
органического поражения речевых зон коры головного
мозга,
афазия – полная или частичная утрата речи, связанная с
локальными поражениями головного мозга.

45.

Психолого-педагогическая классификация.
Нарушение средств общения:
а) фонетико-фонематическое недоразвитие речи,
б) общее недоразвитие речи.
Нарушение в применении средств общения:
а) заикание,
б) проявление речевого негативизма и др.

46.

Психолого-педагогическая характеристика групп
детей с недостатками речи.
1) фонетико-фонематические нарушения (ФФН, дети с
преимущественными недостатками звукопроизношения:
с функциональными и механическими дислалиями,
ринолалиями, лёгкими формами дизартрии);
2) общее недоразвитие речи (ОНР, дети с
преимущественными недостатками лексикограмматической стороны речи, с разными уровнями
речевого недоразвития: сложными формами дизартрии,
алалиями, афазиями, дислексиями и алексиями,
дисграфиями и аграфиями);
3) недостатки мелодико-интонационной (ринофонией,
дисфонией, афонией) и темпо-ритмической стороны
речи (с заиканием, интерацией, тахилалией,
брадилалией).

47.

Речевые нарушения характеризуются
следующими особенностями:
возникнув, нарушение, как правило,
закрепляется, а не исчезает
самостоятельно
нарушение может отражаться на общем
психическом развитии
нарушение обязательно требует
логопедического вмешательства

48. Нарушение слуха

Нарушение слуха
Потеря слуха возникает либо в результате
повреждения частей наружного и среднего
уха, либо при повреждении частей
внутреннего уха, поэтому различают:
- Кондуктивную
тугоухость.
- Сенсоневральную
тугоухость.
- Смешанная тугоухость.
- Центральное
расстройство слуха.

49. Кондуктивная тугоухость

При кондуктивной тугоухости изменения не
затрагивают структуры внутреннего уха и
слуховой нерв, а затрагивают область
барабанной перепонки и среднего уха.
Например, ухудшение подвижности в системе
слуховых косточек или обширная травма
барабанной перепонки. Такое нарушение
слуха у детей возникает вследствие: атрезии
(полное или частичное недоразвитие)
наружного слухового прохода, серных пробок,
аномалии развития и повреждения барабанной
перепонки и косточек среднего уха, отитов и
др.

50. Сенсоневральная тугоухость

При сенсоневральной тугоухости повреждаются
волосковые клетки в улитке или слуховой нерв,
что встречается реже. При этом виде нарушения
слуха у маленьких детей, звуковые колебания
не могут преобразоваться в электрические
сигналы, что приводит к невозможности
распознавания звуков головным мозгом. При
малой, средней или даже умеренно тяжелой
потере слуха звук будет восприниматься за счет
сохранившихся волосковых клеток. Когда же
значительная часть, или все волосковые клетки
погибли - слуховые аппараты часто
неэффективны. Тогда применяют кохлеарный
имплант, который принимая звуки, преобразует их
в электрический сигнал, и передает их
непосредственно на нерв, минуя структуры
пораженной улитки.

51. Смешанная тугоухость

Развивается при одновременном влиянии
факторов, вызывающих кондуктивную и
нейросенсорную тугоухость. Для
коррекции этого вида тугоухости
нередко требуются сложные слуховые
аппараты.

52. Центральное расстройство слуха.

Расстройства обусловлены повреждением
подкорковых, начиная с кохлеарных ядер, и
корковых центров слуховой системы. При этом
нарушаются процессы анализа акустических, в
том числе и речевых сигналов - обнаружение,
различение, узнавание, распознавание,
запоминание звуковых сигналов. Дети с
центральными расстройствами слуха имеют
нормальные или незначительно повышенные
пороги слуха. Эти нарушения особенно
характерны для детей с патологией нервной
системы, вызванной гипоксией и
гипербилирубинемией.

Речевой аппарат человека состоит из центрального отдела и периферического.

Строение речевого аппарата (периферический отдел)

Звуки речи являются результатом сложной работы (артикуляции) различных частей периферического артикуляторного (речевого) аппарата. В образовании звуков речи принимают участие три главные части периферического речевого аппарата:

1. Энергетическая (дыхательная) Легкие с системой дыхательных мышц и подводящие дыхательные пути (бронхи, трахея). Работа этой части речевого аппарата обеспечивает силу звучания голоса.

3. Резонаторная (звукообразующая). Полость рта и носа. Работа ротовой полости обеспечивает образование гласных и согласных звуков и их дифференциацию по способу и месту образования. Носовая полость выполняет резонаторную функцию – усиливает или ослабляет обертоны, придает голосу звонкость.

Взаимосвязанная и координированная работа этих трех частей периферического речевого аппарата возможна только благодаря регулирующей деятельности центральной нервной системы.

Звуки речи возникают в результате деятельности активных органов произношения, к которым относятся: язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть. Язык и губы могут совершать различные движения и принимать различное положение. Мягкое небо может закрывать и открывать проход в нос, а нижняя челюсть – подниматься и опускаться.

Воздух, выдыхаемый из легких во время речи, по трахее попадает в гортань. При образовании звуков, произносимых без участия голоса (глухие), голосовые связки раскрыты и воздух свободно проходит через гортань. Сближаясь, голосовые связки преграждают путь выдыхаемому воздуху, который с силой прорывается между связками, заставляя их вибрировать, в результате чего возникает голос. Из гортани выдыхаемая струя воздуха (с голосом или без него) выходит наружу.

Если мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки (закрывая проход в носовую полость), то воздух выходит через рот. Это направление воздух принимает при произнесении всех звуков русского языка, кроме звуков М, Н, которые являются носовыми (в момент их произнесения мягкое небо опускается и ток воздуха направляется в нос). Самыми активными и подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, именно их положение формирует каждый звук речи.

Части языка – кончик, спинка, боковые края и корень. Различные движения может производить не только весь язык, но и его отдельные части. Благодаря такой подвижности язык может создавать разнообразие артикуляций, дающих различные акустические эффекты, которые воспринимаются нами как различные звуки.



Строение речевого аппарата (центральный отдел)

Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам. У левшей эта зона находится в правом полушарии.

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого).

· Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока).

· Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга.

· Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме). Кроме того, у ребенка речь начинает развиваться благодаря зрительному восприятию им артикуляции взрослых.

· Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.

· Проводящие пути.

· Кора головного мозга связана с органами речи (периферическими) двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными.



· Центробежные (двигательные) нервные пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность периферического речевого аппарата. Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брока.

От периферии к центру, т. е. от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути. Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах. Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов. Проприорецепторы возбуждаются под действием мышечных сокращений. Благодаря проприорецепторам контролируется вся наша мышечная деятельность. Барорецепторы возбуждаются при изменениях давления на них и находятся в глотке. Когда мы говорим, происходит раздражение проприо и барорецепторов, которое идет по центростремительному пути к коре головного мозга. Центростремительный путь играет роль общего регулятора всей деятельности речевых органов.

В ядрах ствола берут начало черепно-мозговые нервы. Все органы периферического речевого аппарата иннервируются (иннервация - обеспеченность какого-либо органа или ткани нервными волокнами, клетками) черепно-мозговыми нервами. Главные из них: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный.

· Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть; лицевой нерв - мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движения губ, надувание и втягивание щек.

· Языкоглоточный и блуждающий нервы - мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого нёба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца.

· Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи.

· Подъязычный нерв снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.

Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому. Нервные импульсы приводят в движение речевые органы. Но этот путь от центрального речевого аппарата к периферическому составляет только одну часть речевого механизма. Другая его часть заключается в обратной связи - от периферии к центру.