Зарубки на сердце анализ.  К.Г.Паустовский. Зарубки на сердце (Глава из книги "Золотая роза"). Для чего же он понадобился

Тема: « Зарубки на сердце» по произведению Константина Георгиевича Паустовского « Телеграмма»

Урок внеклассного чтения по литературе в 8 классе

Тема: « Зарубки на сердце» по произведению

Константина Георгиевича Паустовского « Телеграмма»

Эпиграф: За добро плати добром,

не будь пустельгой.

К. Паустовский

Цели и задачи урока:

1) Знакомство учащихся с личностью писателя, с историей создания рассказа;

2) Формирование умений аналлиза художественного произведения; темы, идейно – художественного содержания, композиции, характеристики героев;

3) Выявление нравственных аспектов рассказа, чувства милосердия, сочувствия и сопереживания к близким людям;

4) Раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев.

Словарная работа:

1. Эпиграф – изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.

2. Зарубка – отметка рубящим орудием на чем – нибудь (на дереве).

3. Ветла – вид ивы.

4. Интерьер – внутреннее помещение в здании.

5. Пустельга – 1) Хищная птица из семейства соколиных.

2) Легкомысленный, пустой человек.

(разг., неодобр.)

Ход урока.

(Чтение стихотворения Сергея Острового « Мать» под музыку)

Первое слово ребенок сказал:

Вырос. Солдатом пришел на вокзал.

Вот он в атаке на дымную землю упал.

Встал. И пошел. И губами горячими к жизни припал.

А у меня нет мамы. Она умерла.


Вот еще одной мамою стало меньше на свете.

Зачем же ты, мама, в постель земляную легла?

Или жесткой кровать показалась тебе на рассвете?

Ты ведь очень любила, когда зажигался рассвет.

Поднималась чуть свет. И детей на заре поднимала.

А сейчас тебя нет. Почему? Почему тебя нет?

Поднимись. Приходи. У детишек сползли одеяла.

Нет, уже не придешь. Из глухого того далека

Не приходят назад. Остаются на вечном ночлеге.

Странной формы сейчас над землею плывут облака,

Будто белые женщины едут на белой телеге.

Ты седая совсем. Стала белой твоя голова.

Видно, вьюги мели, а снежинки растаять забыли.

Муж без вести пропал. Ты с тех пор ни жена, ни вдова.

А потом сыновья на войну от тебя уходили.

От тебя? Нет, с тобой! Слышишь, мама, все время с тобой,

Только в письмах они очень редко писали об этом.

Больше женам писали. И шли по дороге рябой.

И на письма твои не всегда торопились с ответом.

Это только потом, через годы, я стал понимать,

Как казнят матерей безучастьем и черствостью дети.

Друг мой, брат мой, товарищ мой, если зовет тебя мать –

Рвись к ней сердцем. Спеши. Мчись к ней в самой крылатой ракете.

Каждый миг на счету. Будь быстрее, чем звук и чем свет.

Опоздаешь в пути – не простишь себе этого вечно.

Ты звала меня, мать? Я пришел. А тебя уже нет.

И дорога длинна. И разлука с тобой бесконечна.

Я сейчас вспоминаю – давно это было… давно…

Утро. Осень метет. Жмутся к небу озябшие птицы.

Ты все смотришь в окно. Ты все смотришь и смотришь в окно.

Хоть бы скрипнула дверь. Хоть бы вздрогнули вдруг половицы…

В поэме « Мать» отразилась вся боль души известного поэта Сергея Острового от потери самого близкого и дорогого человека. Для каждого из нас мать – мама, мамочка, она - самая святая на свете.

Вот и сегодня наш урок посвящен взаимоотношениям матери и детей. А всегда ли вы – дети, готовы отдать все – ради них?

Исполнить их просьбу?

Сегодня на уроке – рассказ

« Телеграмма».

Тема урока: « Зарубки на сердце. »

(Запишем тему урока В ТЕТРАДЬ)

На уроке мы: 1) познакомимся с личностью писателя, историей создания рассказа;

2)Проанализируем идейно – художественное содержание произведения;

3) Выявим нравственные аспекты и постараемся раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев.

Предварительно проведем словарную работу.

Определим значения слов, необходимых для анализа рассказа.

Обратим внимание на экран и прочитаем значения слов:

(читают дети, ЗАПИШЕМ ЭТИ СЛОВА В ТЕТРАДЬ)

Какое слово употреблено в переносном значении?

Как бы вы определили значение слова согласно идеи рассказа?

(дети отвечают)

Согласно нашего рассказа это слово имеет следующее значение:

а) Зарубка в памяти (перен.: о том, что запомнилось крепко и надолго).

Как называются слова, имеющие переносное значение?

(метафора).

Эпиграфом к нашему уроку послужила цитата из рассказа

« Телеграмма». (читаю эпиграф, он на слайде). Слова Тихона, обращенные к Манюшке.

Как вы их понимаете? Кого из героев эти слова характеризуют?

(ответы учащихся).

Вывод: По ходу урока, мы еще раз убедимся, что все творчество писателя, посвящено нравственным аспектам и раскрытию внутреннего мира героев.


1) Слово учителя . Книги представляют собой образец яркой, образной русской речи, отражают жизненный опыт и мировоззрение писателя, влияют на читателя.

Как писатель очень своеобразен, самобытен. Рассказ

« Телеграмма» (1946 г) дает возможность выявить многообразие взаимосвязей основных компонентов текста: в композиции, в отборе и внутреннем сцеплении эпизодов, в сопоставлении характеров, в речи персонажей, в специфике деталей, интерьера и других художественных средств. Постижение авторской позиции – дело нелегкое, особенно если голос автора, как в « Телеграмме», почти не слышен. Наша задача на уроке – проникнуть, говоря словами, в « тайну личности» писателя, понять своеобразие его таланта – то, что принято называть творческой индивидуальностью.

Этот рассказ написан на основе подлинных событий. В деревне под Рязанью, в усадьбе известного в свое время гравера Пожалостина. Прообразами героев Катерины Петровны и Насти послужили реальные люди. Автор изменил только отчество матери, в жизни ее называли Катерина Ивановна.

А теперь переходим к анализу идейно – художественного содержания рассказа.

Понравился вам рассказ? Почему? Чем? (ответы учащихся).

2) Анализ рассказа в форме беседы.

а) Углубление восприятия произведения.

О чем этот рассказ?

(ответы учащихся)

Вывод: Действительно, основная тема произведения – взаимоотношения родителей и детей. Также в рассказе речь идет о милосердии, об ответственности за свои поступки.

Почему же рассказ назван « Телеграмма», если речь идет о взаимоотношениях матери и взрослой дочери?

В этом есть какая - то загадка.

Заглавие звучит интригующе: хочется поскорее узнать, о какой телеграмме идет речь. Возможно, название символично. Оно как предостережение. Телеграмма обычно несет что – то важное: радость или беду.

Как построен рассказ? На какие основные части вы его разделили?

Как вы их озаглавили? И какие эпиграфы подобрали?

1 – Мать. « Эх, горе ее горькое, страданье неписанное!»

2 – Дочь. « Эх ты, сорока!»

3 – Телеграмма. « За добро плати добром, не будь пустельгой» (на слайде).

Кроме этих трех частей в рассказе можно выделить еще одну часть, играющую важную роль в сюжете рассказа.

4 – часть – последняя в композиционном плане играет роль эпилога. Основное действие уже закончено: мать умерла и похоронена посторонними людьми, односельчанами; дочь не успела не только увидеться с ней, но и на похороны. Но автор оставляет надежду на то, что холод души ее растоплен слезами боли и раскаяния. Для Насти это тоже « зарубка на сердце». (говорю сама)

Учитель : Автор в « Телеграмме » как бы самоустраняется: он находится в позиции наблюдателя. Однако незримое его присутствие ощущается в каждом слове. Мы еще вернемся с вами к названию рассказа, а сейчас прочитаем описание природы.

Обратимся к тексту рассказа. Перечитаем его начало (от слов

« Октябрь был на редкость … до слов « Из них назойливо сыпался дождь»).

Вывод: Наблюдая за пейзажем, мы видим, что происходит постепенное усиление признаков осени (принцип градации), а у нас с вами нарастает чувство тревоги, ощущение близкой трагедии.

1)Анализ пейзажа, интерьера:

(Она настраивает читателя на определенный лад, подготавливает к восприятию произведения, создает тональность повествования и помогает увидеть внутренний мир героев).

Учитель: Пейзажную зарисовку пронизывает мысль об увядании, даже омертвении природы: октябрь - « на редкость холодный», ветлы – « облетевшие», « спутанная трава - полегла». (Спутанная, потому что высокая, некошеная, мокрая от дождя.)

- Связана ли пейзажная зарисовка с состоянием души Катерины Петровны?

« Над лугами тащились из – за реки (именно тащились, а не плыли), цепляясь за облетевшие ветлы, рыхлые тучи» (тучи идут низко; они как бы растворяются в пространстве, лишены очертаний). « Из них назойливо сыпался дождь» (не лил, а сыпался – дождь мелкий, словно песок, и сыпался беспрерывно, надоедливо, назойливо.)

Само время, кажется, замедлило свое течение

(тучи « тащились», « цеплялись», « дождь сыпался назойливо»), и вечно будет длиться этот нагоняющий тоску осенний месяц.

- Как соответствует безотрадная картина внутреннему состоянию Катерины Петровны?

Следуя традиции отечественной литературы, соотносит состояние природы с душевным состоянием человека. В природе, как и в жизни человеческой, наступает медленное увядание, нежелание « сдаваться» на милость зимних холодов и, наконец, сон, подобный смерти.

Ни в одной строчке. Оно скрыто в характере повествователя. Когда жизнь природы замерла, Катерине Петровне « стало еще труднее вставать по утрам » (значит, и без того было трудно.)

Прочитаем эпизод, начинающий со слов:

« Она задохнулась…»

- Какой отклик рождает пейзаж в душе Катерины Петровны?

(Она сочувствует звездам, старому клену, жалеет их. Время изменило и некогда молодой сад. О нем тоже мало заботятся.)

- А если исключить строки с описанием природы из повествования, изменится ли что – либо?

(Потеряется лиричность, душевный настрой, аналогия с душевным состоянием Катерины Петровны.)

- Что поняла героиня во время непосильной для нее прогулки?

(Она убедилась в том, что очень слаба и дни ее, вероятно, сочтены. И тогда она написала Насте письмо.)

Следующей деталью в раскрытии внутреннего мира героини является интерьер.

- Какие детали интерьера свидетельствуют о том, что жизнь замерла в старом доме?

Описание комнаты Катерины Петровны.

Дети: Жизнь героини - в далеком прошлом. Как приметы уходящей жизни, неухоженности, неуюта – пыльный дореволюционный журнал « Вестник Европы», пожелтевшие часики на столе, давно не чищенный самовар, потускневшие от времени картины, на которых ничего нельзя было разобрать,

« горький запах» нетопленных печей.

- Какие цвета преобладают в пейзаже и в интерьере?

(желтый, серый, черный; всюду неясность, расплывчатость)

- Как это соотносится с образом главной героини?

Вывод: Катерина Петровна живет воспоминаниями о прошлом. А в настоящем у нее нет никакой радости, только равнодушное ожидание смерти.

« … все обстоятельства, все подробности, сама обстановка деревенского дома и осени – все это было в полном соответствии с состоянием Катерины Петровны, с той тяжелой душевной драмой, какую она переживала в последние дни.»

- Попробуйте проследить за душевным состоянием героини.

(Надежда, тяжесть, разочарование, осознание одиночества, душевная боль.)

Вывод: За простой, внешне бесстрастной манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине.

1) Характеристика Катерины Петровны.

Учитель : Мы выяснили, что « мелодия прозы» способствует созданию образа пожилой одинокой женщины.

- Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна?

(ответы учащихся)

- Попробуем восстановить прошлое героини по ряду точных деталей.

Прошлое – в воспоминаниях Катерины Петровны: петербургская жизнь, « жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго ». Это была счастливая и насыщенная событиями жизнь, отсвет ее в эскизе к « Неизвестной» Крамского (подарок самого автора отцу героини).

Катерина Петровна живет воспоминаниями, они бы могли скрасить ее одиночество. Но и они тускнеют, как « потускнели от времени» картины на стенах.

(слайд с « Неизвестной»)

« сумрачно» не только в опустевших комнатах, но и в душе героини.)

- Что подчеркивает Паустовский во внешнем облике героини?

(Плохо видит, сгорбленная, маленькая.)

- Подберите синонимы к слову « маленькая» (беззащитная).

- Как относятся к Катерине Петровне окружающие?

(С уважением, заботясь о ней, оказывают посильную помощь.)

Учитель: Мы С ВАМИ пока ничего не знаем о дочери героини.

Как вы считаете, были ли у Насти серьезные причины, чтобы не приехать к матери? Почему и как пытается Катерина Петровна оправдать дочь?

Найдите строчки в тексте. (Катерина Петровна знала…)

Учитель: Завершающим аккордом первой части становится сообщение о том, что Катерина Петровна написала Насте письмо. Как вы думаете, почему она это сделала?

Послушаем, что же написала Катерина Петровна своей любимой дочери?

(Чтение письма ученицей.)

Учитель: « Ненаглядная моя!» - всю силу материнской любви вложила Катерина Петровна в эти слова, а в ответ?...

Учащиеся: Дочь чувствует лишь « смутное беспокойство». Насте не до матери – старушки и ее забот.

Учитель: Для чего понадобилось переносить действие рассказа в Ленинград, рисовать мастерскую скульптора, открытие выставки и пр.?

Учитель: Очевидно, без этих страниц повествование могло принять банальный характер об одинокой старушке и невнимательной дочери. Паустовский показывает, что Настя вовсе не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки. Как же могло случится, что заботящая о других Настя проявляет невнимание к родной матери?

Учитель : Оказывается, одно дело – увлекаться работой, делать ее от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое – помнить о близких своих, о матери – самом святом человеке на свете, не ограничиваясь только денежными переводами и короткими записками. Вот такого испытания на истинную человечность Настя не выдерживает. Она, конечно, очень занята на работе. Но в такой ли мере, чтобы не откликнуться на трагическое письмо матери и не поехать в деревню?

(Прочитаем отрывок из рассказа)

« Она подумала о переполненных поездах…»

Какую черту характера проявила Настя в данной ситуации?

Учитель: В сутолоке, в суете ленинградских дней Настя чувствует себя интересной и нужной людям, ею движет желание проявить активность своей натуры. Есть в Насте и эгоистическое чувство.

Вспомним: « На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, - сейчас она нравилась самой себе.»

Не присутствует ли доля эгоистического чувства даже в хлопотах о выставке Тимофеева?

Недаром же и на вернисаже говорят: « Этой выставкой мы целиком обязаны одной из рядовых сотрудниц Союза, нашей милой Анастасии Семеновне.» « Все зааплодировали. Аплодировали долго. Настя смутилась до слез».

Как бы там ни было, гармонии между заботами о « дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достигнуть не удалось. В этом трагизм ее положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести, которое посещает ее после смерти матери, и, которое поселится в ее душе навсегда.

2. Характеристика Насти.

Учитель: Во второй части рассказа Паустовский резко меняет место действия: он переносит нас с вами в иной мир – мир большого города, где живет и работает дочь Катерины Петровны, Настя. Композиционный переход оправдан и внешним и внутренним сцеплением событий: нам давно уже хочется узнать, что же это за бессердечная Настя.

Для чего же он понадобился?

Обратимся к образу Насти.

1) Работа с портретом:

Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза». Сольвейг – в переводе означает « Солнечный путь». Но авторское определение « холодные» контрастно этому имени. Солнце не может быть холодным. Глаза – зеркало души человека. Настя праздник устраивает, а « глаза холодные». Значит, и душа у нее черствая и холодная. Выставка предоставляла возможность самой Насте выдвинуться, стать значимой, прославиться.

- Почему Настя оказалась для окружающих

« незнакомкой»?

(Ее сущности не разглядел никто, кроме Гоголя, перед которым невозможно скрыть свое истинное лицо.)

Так звучит в рассказе тема воздействия искусства на человека. Искусство заставило Настю взглянуть на себя со стороны, задуматься над тем, что происходит.

2) Вспомним эпизоды, характеризующие отношения Насти

к художникам.

а) Настя в мастерской Тимофеева.

- Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптуру Гоголя?

Произошло то, что происходит в момент встречи человека с прекрасным. Героиня потрясена. « Насмешливо, зная ее насквозь, смотрел на нее остроносый человек. Настя видела, как на виске его бьется тонкая склеротическая жилка», « А письмо – то в сумочке нераспечатанное, - казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. – Эх ты, сорока! » В душе героини происходит

внезапный перелом в психологическом состоянии. Отступило суетное, сиюминутное – осталось главное: мать и ее одиночество.

Кропотливая работа художника увенчалась успехом: ему удалось передать в скульпторе тончайшие оттенки облика Николая Васильевича, так что «проступила душа». Что вы слышите в этих словах? Почему «СОРОКА»? (Трещотка, легкомысленная птица.)

- Как вы думаете, почему Настя так самоотверженно (« будем драться») помогает скульптору Тимофееву?

И как это сочетается с холодным безразличием к матери?

б) Выставка Тимофеева.

Устраивая выставку Тимофеева, Настя ходила к председателю Союза художников.

- Бездушна ли, по – вашему, Настя?

(Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки, и за всем этим она не успевала вспомнить о матери.)

- Вспоминала ли она о Катерине Петровне?

Найдите в тексте Настины слова и мысли, которые приводит повествователь, избегая всяких оценок.

(« Куда там сейчас ехать! Разве отсюда вырваться!» « Она подумала о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней.»)

Ничего Настя не забыла. Сама структура предложения передает нежелание ехать. Даже упоминание о материнских слезах –

« неизбежных» - выдает Настино раздражение. Паустовский предостерегает нас от беспамятства и нелюбви, нас, забывающих в суете повседневности о главном.

- Вспомним эпизоды, рассказывающие о выставке Тимофеева.

1) Обсуждение выставки, где звучат похвалы Тимофееву и Насте.

2) Появление Даши с телеграммой.

3) Выступление Першина.

- Как Настя принимает телеграмму? Почему она ее скомкала и нахмурилась?

Спокойно. Она даже не поняла, о какой Кате идет речь.

Телеграмма, отправленная Насте, лаконична, кажется на нее невозможно не ответить. Но этого не происходит. Получение телеграммы – кульминационный центр рассказа. Что можете сказать?

- Почему Настя не открыла старому художнику правду?

(Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у нее умирает мать.)

3) Чтение и анализ эпизода « Настя под « хмурым небом».

Какой вывод можно сделать из прочитанного?

Этот внутренний монолог героини – кульминация центральной части рассказа. Героиня переживает душевный кризис. Ее горькие слезы – это слезы очищенья. Но с просветлением души пришло и твердое понимание: « Поздно! Маму я больше не увижу». Новым смыслом наполнилось для Насти и письмо матери, и трогательное обращение

« ненаглядная моя!» и по – детски милое « мама», впервые произнесенное ею за последние годы, мы готовы простить все Насте за ее раскаяние.

-Успела ли Настя приехать к живой Матери?

(Поняв, что дочь опять осталась глуха, мать перестает ждать и - умирает.)

Не дождалась старушка дочери. Но односельчане проводили Катерину Петровну в последний путь по – человечески. Их доброта словно примирила мир природы с миром людей.

Найдите в тексте отрывок, который свидетельствует этому?

Чтение эпизода: « День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмерзшую холстину. Дали над рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом снега. Впервые в пейзаже появляются не мрачные, а светлые, живые штрихи.)

4) Сопоставление Насти и молоденькой учительницы.

Есть в рассказе еще одна девушка – молоденькая учительница, недавно приехавшая в деревню.

-Как вы думаете, для чего нужно было Паустовскому вводить в рассказ этот образ? (ответы учащихся)

Учитель: Вероятно, смерть старой одинокой женщины, по сути брошенной своей дочерью, послужит для нее уроком: ведь в областном городе у нее осталась мать – « вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая». Недаром учительница провожает гроб с телом до могилы, кланяется и целует Катерину Петровну в руку…

(Душевная чуткость учительницы контрастна Настиной глухоте, Настиному « недочувствию».)

5) Работа над эпиграфом к уроку.

Обратимся еще раз к эпиграфу нашего урока.

В качестве эпиграфа мы выбрали слова Тихона, сказанные Манюшке. Как вы думаете, почему они сказаны именно ей?

« Не будь пустельгой,» - говорит Тихон Манюшке, но ситуация и интонация произнесения этих слов позволяет предположить, что Тихон считает таковой именно Настю.

(Это напутствие пожилого человека девочке: она тоже дочь. Но это совет, предназначенный и Насте.)

Дети: « … не будь пустельгой» - значит не будь пустым человеком, научись отделять главное от второстепенного.

« Чти отца своего и матерь твою, да благо ти буде, и долголетен будешь на земле» (пятая заповедь Божия).

- Нарушает ли ее Настя? (ответы учащихся)

Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын, За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Вот эту – то опору в жизни и потеряла Настя.

- Какие факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти все же пробудилась?

Дети: « Бросив все, она наконец – то поехала к матери: « проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжелый (как на душе у Насти) рассвет», уехала « крадучись»

(стыдно перед людьми.) И не зря ей казалось, что никто, кроме матери, « не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести.»

Учитель: Вернемся к названию рассказа.

Телеграммы посылают в исключительных ситуациях, когда сообщение нужно передать немедленно. С телеграммой связано чувство тревоги, ожидание беды. В рассказе обе телеграммы отправлены Тихоном, который любит, жалеет Катерину Петровну, пытается поддержать ее в одиночестве, старости.

Обе телеграммы до конца не выполняют своего назначения: Катерина Петровна догадывается, кто составил телеграмму: Настя не успевает повидаться с матерью, попросить у нее прощенья.

Не забывайте о самых близких, самых родных, которые так нуждаются в вас, а то может оказаться поздно.

« Будь человеком,» - говорит. – За добро плати добром.

Наш урок подошел к концу, но беседы о добре, о взаимоотношениях детей и их родителей, о справедливости будут продолжаться. Я думаю, что совет, который принадлежит в рассказе Манюшке, пригодиться и вам. Запомните его на всю жизнь, ребята.

Мы с вами познакомились с произведением, сумели понять нравственные аспекты рассказа. Выразили свое отношение к поступкам и поведению героев. Правильно оценили внутренний мир героев. Вашу работу на уроке можно оценить следующими оценками:

Ване «5» и т. д.

Утро. Осень метет. Жмутся к небу озябшие птицы.

Ты все смотришь в окно. Ты все смотришь и смотришь в окно.

Хоть бы скрипнула дверь. Хоть бы вздрогнули вдруг половицы.

Будут годы идти. Будут яблоки падать в траву.

Будет солнце всходить. Будут реки врываться в пустыню.

Будут плыть корабли в белизну марсианских морей.

Домашнее задание: расскажите о способах характеристики Насти (письменно); подготовьтесь к конкурсному художественному пересказу одного из эпизодов текста;

расскажите, какие «зарубки на сердце» оставил у вас этот рассказ (задания по выбору в соответствии с интересами и желанием) ; мини - сочинение « Поступок, за который я себя осуждаю».

(без объявления включаем песню И. Саруханова « Дорогие мои, старики »)

Казахстан
Костанайская область
г. Лисаковск
ГУ "Средняя школа №6"

Тема: «Зарубки на сердце» (Размышления над рассказом К.Г.Паустовского «Телеграмма») Класс: 6

Форма проведения : урок – размышление

Эпиграфы

«За добро плати добром, не будь пустельгой»

К.Паустовский.

«Чти отца твоего и мать твою,

Да благо ти будет, и долголетен

Будеши на земле»

Пятая заповедь Божия.

«Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает»

Пословица.

Цель урока:

 Донести до учащихся нравственный смысл рассказа К. Паустовского «Телеграмма»;

 Раскрыть проблему взаимоотношений между родителями и детьми (на примере Насти и Катерины Петровны);

 Сформулировать личностное отношение учащихся к поднятой проблеме и героям рассказа К. Паустовского.

1.Обучающие цели: продолжить работу по формированию у учащихся умения анализировать этический текст небольшого объема, используя стратегию «Чтение с остановками».

2. Развивающие цели: создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, находить и определять средства выражения авторской позиции, давать оценку героям, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.

ХОД УРОКА

А) Звучит 1й куплет песни И.Шуфутинского о матери

В доме пахнет сосной и еловыми ветками,

И уже наготове лежит молоток.

И шуршат незнакомые женщины платьями,

Что случилось со мной? Мне еще невдомек.

Мне еще невдомек, что обломанной веткою

Я остался с судьбою один на один,

И что сыном меня называть больше некому,

И что пусто и холодно стало в груди.

Это мамы не стало,

Это мама ушла,

Улыбнувшись устало,

Как Христос из угла.

И планета людская из – под ног уплыла, …

Это мамы не стало, это мама ушла …

1. Ребята, о чем эта песня? Какие чувства в ней выражены?

- ответы-

2. Как вы думаете, почему я начала урок с этой песни? Не напомнила она вам о прошлых наших уроках?

Давайте обратимся к высказываниям и попробуем сформулировать тему урока, попытаемся понять, о чём мы с вами будем говорить сегодня. Да, конечно, о наших родителях, об отношениях молодых к старикам. Это продолжение нашего серьёзного разговора, начатого совсем недавно. А теперь давайте запишем тему нашего урока.

«Зарубки на сердце»

(Размышления над рассказом К. Паустовского «Телеграмма»)

Как вы понимаете слово «зарубки»?

ЗАРУБКИ →

каком значении употреблено это слово в теме урока?

Отметки в памяти, в душе, сердце, которые остаются после прочтения художественного произведения. А о том, какие зарубки мы должны сделать у себя в душе мы поговорим немного позже, а сейчас давайте вернёмся к рассказу. Почему он так называется? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте вспомним свои ощущения.

А что такое телеграмма? Вам приходилось получать её? Представьте такой момент - что бы вы испытали в подобной ситуации? Почему само слово “телеграмма” рождает тревогу? А для чего оно вынесено в заглавие рассказа? Какие предчувствия создаются за счёт названия? Сколько телеграмм упомянуто? А выполнили они своё предназначение? (Одна - опоздала, другой - не поверили.) Так стоило ли их упоминать? Может, автор имеет в виду что-то другое, говорит о другой тревожной вести?

Какое впечатление оставил у вас рассказ? Почему?

Кто главная героиня рассказа? Одинокая старушка Катерина Петровна.

Как живётся ей в её одиночестве?

Давайте попытаемся доказать, что Катерине Петровне действительно плохо. С помощью чего Паустовскому удаётся показать душевное состояние героини? (Конечно, это описание природы.) Какие изобразительные средства при этом использует автор рассказа?

Подберите средства выразительности , которые помогают автору передать одиночество старой женщины. (Доцветал и всё не мог доцвести один маленький подсолнечник; она (К.П.) доживала свой век). Омертвела природа, замерла и жизнь в старом доме. Какие детали интерьера об этом свидетельствуют? (Запах нетопленых печей, пыльный “Вестник Европы”, пожелтевшие чашки на столе). - На что указывает такая деталь, как керосиновый ночник? Найдите, пожалуйста, описание в тексте. (Указывает на безмерность одиночества К.П.0 Но у Катерины Петровны есть дочь.

Что мы о ней узнали?

Живет далеко, в Ленинграде, 3 года не была у матери. 1 раз в 2 – 3 месяца посылает деньги – 200 рублей.

Почему Настя так долго не приезжает к матери?

Много дел, нет времени не то, чтобы приехать, а даже написать настоящее письмо.

Как Катерина Петровна пытается оправдать дочь?

Какие детали помогают понять, что Катерина Петровна по-прежнему любит дочь и очень скучает по ней? (Катерина Петровна осторожно перебирала бумажки, от старости она забывала, что деньги вовсе не те, какие были в руках у Насти, и ей казалось, что от денег пахнет Настиными духами)

А что же Настя? Чем она занимается в Ленинграде?

Настя работала секретарем в Союзе художников, устраивала выставки, конкурсы, свою работу любила, выполняла добросовестно, отдавала ей все силы, помогла талантливому скульптору Тимофееву – его признали.

Как же могло случиться, что заботящаяся о других, Настя проявляет такое равнодушие, и невнимание к собственной матери?

Обратимся к портрету Насти

Что означает Сольвейг в переводе?

Сольвейг Олицетворение поэтичности, красоты.

Какую деталь (см. словарь) в портрете Насти подчеркивает автор?

Холодные глаза (эпитет)

Но, как говорится, «глаза – это зеркало души человека»

1) Почему холодные? У каких людей бывают такие глаза?

Ответы: - у людей бесчувственных, черствых душой, не способных понимать и откликнуться на чужое горе.

1) Ребята, а еще, какие черты характера подчеркивает автор в Насте?

Вспомните: «достала зеркальце, напудрилась, усмехнулась – сейчас она нравилась самой себе. Когда хвалили за выставку, не без гордости слушала похвалу в свой адрес».

Эгоизм, карьеризм (см. словарь).

Обобщение учителя:

Оказывается, одно дело всю себя отдавать работе ради личной выгоды, чтобы тебя заметили, выделили, хвалили, а другое – помнить о близких, о самом дорогом существе – о матери.

Вот такого испытания на истинную человечность , сострадание, понимание Настя не выдерживает.

А в какой момент одиночество для Катерины Петровны становится невыносимым. Какой эпизод рассказа помогает нам это понять? (Ночной стук в калитку). Выберите слова, подчёркивающие это.

(Метафора – “позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю”. “Позабытые”- автор употребляет это слово, чтобы подчеркнуть одиночество К.П.; ведь и её как бы позабыли, и звёзды понимают это и поэтому смотрят пронзительно. Несколько раз повторяется слово холодный: холодный воздух, холодная ветка. В судьбе клёна тоже видна неустроенность, одиночество: “Ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи. Метафора и олицетворение помогают нам понять настроение героини, её переживания, ведь её тоже никто не ждёт, ей тоже некуда идти, она просто доживает (опять параллель). Какое сложное для себя решение принимает Катерина Петровна? Пишет письмо дочери. (Ученица выразительно читает письмо)

Какие чувства у вас вызвало это письмо?

Ответы –

О чем говорит довольно выразительный эпитет «ненагладная» ?

О силе материнской любви –

Как бы вы поступили, получив такое письмо?

Ответы –

1) А как поступила с письмом Настя?

Не сразу прочитала и т.д. –

Недаром она вздрогнула, встретившись со сверлящими глазами скульпторы Гоголя.

Они как бы говорили?

- А письмо – то в сумочке нераспечатанное.

- Эх ты, сорока!

Почему Настя не едет к матери, в чем настоящая причина?

Она подумала о переполненных поездах, оправдывает свое нежелание ехать, испытывает раздражение.

Ответы -

Обобщение учителя:

Этим эпизодом автор как бы предостерегает читателя: будьте чуткими, отзывчивыми, не забывайте в суете повседневности о близких людях, найдите время навестить их, оказать внимание и поддержку. Настя этого не делает.

Когда приходит раскаянье? Найдите этот эпизод. Зачитайте.

«Настя села …….. лишь бы простила»

Какие предложения по цели высказывания и интонации использует автор?

Восклицательные и вопросительные предложения

Ответы - они передают волнение, боль, раскаяние и вину Насти. Она прозрела (поняла многое) как относилась к матери.

3 ей группе

Ответы : - внутренний монолог, чтобы передать душевное состояние героини.

Дети вписывают самостоятельно в кластер – внутренний монолог.

Обобщение учителя :

Эта сцена кульминационная в центральной части рассказа. Настя прозрела, поняла, что неправильно относилась к матери, в ней проснулась совесть, понимание того, что она никогда уже не увидит мать. Слово «мама» звучит, как пропуск.

В тот же вечер Настя уехала.

А в это время в Заборье умирала Катерина Петровна.

Всему классу:

1) Ребята, почему Катерина Петровна поняла, что Настя не приедет и перестала ее ждать?

Ответы: - Тихон принес телеграмму и прочитал:

«Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя»

Катерина Петровна понимала, что он сам ее написал.

- Чужие люди оказались добрее, внимательнее, человечнее, чем родная дочь. Не зря Тихон, выражая позицию автора, говорит соседской девочке Манюшке, которая ухаживала за Катериной Петровной.

«За добро плати добром, не будь пустельгой».

Пустельга - устой легкомысленный человек.

3) Кого можно назвать пустельгой? Почему?

Чем отличается пейзаж в день похорон от пейзажа в начале рассказа? Зачитайте.

Вывод: В людях, совсем чужих еще живет доброта, чуткость и человечность, она примеряет мир природы с миром людей. Односельчане хоронят Катерину Петровну по – человечески.

Примечателен последний эпизод в рассказе.

«Встреча с учительницей» (пересказ ученика)

Всему классу :

Чтобы показать душевную чуткость человечность молодой учительницы – нравственную черствость, бессердечие Насти к собственной матери?

2) Как называется такой прием?

Противопоставление, контраст.

А что же Настя? Как вы думаете, почему Настя уехала крадучись, как преступник?

Какую литературную героиню напомнила вам Настя?

В повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» Дуня потеряла отца, который очень любил ее. Она приезжает тоже слишком поздно, не застает его в живых, плачет на его могиле, но уже ничем не загладит своей вины.

Ребята, К. Паустовский в рассказе не дает прямых оценок своим героям, но он незримо присутствует на страницах рассказа, выражая свое отношение через различные художественные средства. И урок наш мне бы хотелось закончить Словами Самого автора «Когда я решился описать эту боль, эту мучительную и вечную вину перед своим близкими, я словно хотел дотянуться до сердца каждого, разбудить в глубине души младенческую, неутолимую жажду по самому дорогому, что есть у нас в жизни – нашей матери».
К.Паустовский.«Из посвящения» Д/З (как вы думаете, что бы могла Новая раскаявшаяся Настя написать Катерине Петровне. Это и есть ваше дом. зад..

Урок литературы в 8 классе по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»

  • Подготовила:
  • Хайретдинова Р.Г., учительница МОУ «Кунашакская СОШ»
Тема урока: «Зарубки на сердце» (по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма») Словарная работа
  • Эпиграф – изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.
  • Зарубка – отметка рубящим орудием на чем-нибудь, например, на дереве.
  • Ветла – вид ивы.
  • Пустельга – 1. Хищная птица из семейства соколиных;
  • 2. Легкомысленный пустой человек (разг.)
  • Интерьер – внутреннее помещение в здании.
  • Деталь художественная – изобразительная или выразительная подробность изображенного мира художественного произведения, с помощью которой автор выделяет характерную черту героя, а также выражает свою позицию.
«Произведение искусства - прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий как сталь, кристалл.» Паустовский К.Г. Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.
  • Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.
  • Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.
  • Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.
  • По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо.
Подумайте. Какой многоязычный смысл заключен в данных выражениях?
  • «Манюша, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, - что там? Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота»
«Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра».
  • «Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра».
«Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой – хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший. Ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи»
  • «Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой – хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший. Ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи»
Катерина Петровна молчала, сидя на диване – сгорбленная, маленькая, - и все перебирала какие-то бумажки в рыжем кожаном ридикюле… Тихон выходил, осторожно прикрыв дверь, а Катерина Петровна начинала тихонько плакать Письмо Катерины Петровны дочери: «Ненаглядная моя!
  • Письмо Катерины Петровны дочери: «Ненаглядная моя!
  • Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, - смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот, - да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень»
Домашнее задание:
  • Ответьте письменно на вопросы:
  • Почему рассказ К.Г.Паустовского называется «Телеграмма»?
  • Какие «зарубки на сердце» оставил у вас этот рассказ?

Читатели часто спрашивают людей пишущих, каким образом и долго ли они собирают материал для своих книг. И обыкновенно очень удивляются, когда им отвечают, что никакого нарочитого собирания материала нет и не бывает.

Сказанное выше не относится, конечно, к изучению материала научного и познавательного, необходимого писателю для той или иной книги. Речь идет только о наблюдениях живой жизни.

Жизненный материал – все то, что Достоевский называл "подробностями текущей жизни", – не изучают.

Просто писатели живут, если можно так выразиться, внутри этого материала – живут, страдают, думают, радуются, участвуют в больших и малых событиях, и каждый день жизни оставляет, конечно, в их памяти и сердце свои заметы и свои зарубки.

Необходимо, чтобы у читателей (а кстати, и у иных молодых писателей) исчезло представление о писателе как о человеке, бродящем повсюду с неизменной записной книжкой в руках, как о профессиональном "записывателе" и соглядатае жизни.

Тот, кто будет заставлять себя накапливать наблюдения и носиться со своими записями ("как бы чего не забыть"), конечно, наберет без разбору груды наблюдений, но они будут мертвыми. Иначе говоря, если эти наблюдения перенести из записной книжки в ткань живой прозы, то почти всегда они будут терять свою выразительность и выглядеть чужеродными кусками.

Никогда нельзя думать, что вот этот куст рябины или вот этот седой барабанщик в оркестре понадобятся мне когда-нибудь для рассказа и потому я должен особенно пристально, даже несколько искусственно, их наблюдать. Наблюдать, так сказать, "по долгу службы", из чисто деловых побуждений.

Никогда не следует насильственно втискивать в прозу хотя бы и очень удачные наблюдения. Когда понадобится, они сами войдут в нее и станут на место. Писатель часто бывает удивлен, когда какой-нибудь давно и начисто позабытый случай или какая-нибудь подробность вдруг расцветают в его памяти именно тогда, когда они бывают необходимы для работы.

Одна из основ писательства – хорошая память.

Может быть, все эти мысли станут яснее, если я расскажу о том, как был написан мною рассказ "Телеграмма" .

Я поселился поздней осенью в деревне под Рязанью, в усадьбе известного в свое время гравера Пожалостина. Там одиноко доживала свой век дряхлая ласковая старушка – дочь Пожалостина, Катерина Ивановна. Единственная ее дочь Настя жила в Ленинграде и совсем позабыла о матери – она только раз в два месяца присылала Катерине Ивановне деньги.

Я занял одну комнату в гулком, большом доме с почернелыми бревенчатыми стенами. Старушка жила на другой половине. К ней надо было проходить через пустые сени и несколько комнат со скрипучими, пыльными половицами.

Кроме старушки и меня, в доме больше никто не жил. Дом этот считался мемориальным.

Позади двора с обветшалыми службами шумел на ветру большой и такой же запущенный, как и дом, сырой и озябший сад.

Я приехал работать и первое время писал у себя в комнате с утра до темноты. Темнело рано. В пять часов надо было уже зажигать старую керосиновую лампу с абажуром в виде тюльпана из матового стекла.

Но потом я перенес работу на вечер. Было жаль просиживать немногие дневные часы в комнате, когда я мог в это время бродить по лесам и лугам, уже готовым к приходу зимы.

Я бродил подолгу и видел много примет осени. По утрам в лужах под стеклянной коркой льда были видны пузыри воздуха. Иногда в таком пузыре лежал, как в полом хрустальном шаре, багровый или лимонный лист осины или березы. Мне нравилось разбивать лед, доставать эти замерзшие листья и приносить их домой. Скоро у меня на подоконнике собралась целая куча таких листьев. Они отогрелись, и от них тянуло запахом спирта.

Лучше всего было в лесах. По лугам дул ветер, а в лесах стояла похрустывающая ледком сумрачная тишина. Может быть, в лесах было особенно тихо от темных облаков. Они так низко нависали над землей, что кроны сосен закутывались подчас туманом.

Иногда я ходил удить рыбу на протоки Оки. Там в зарослях от терпкого запаха ивовых листьев как будто сводило кожу на лице. Вода была черная, с глухим зеленоватым отливом. Рыба брала по осени редко и осторожно.

А потом полили дожди, растрепали сад, прибили к земле почернелую траву. В воздухе запахло водянистым снегом.

Много было примет осени, но я не старался запоминать их. Одно я знал твердо – что никогда не забуду этой осенней горечи, чудесным образом соединенной с легкостью на душе и простыми мыслями.

Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле мокрые, обтрепанные подолы, чем холоднее дожди, тем свежее становилось на сердце, тем легче, как бы сами по себе, ложились на бумагу слова.

Важно было ощущение осени, тот строй чувств и мыслей, какой она вызывала. А все, что называется материалом, – люди, события, отдельные частности и подробности, – это, как я знал по опыту, надежно спрятано до поры до времени где-то внутри этого ощущения осени. И как только я вернусь к этому ощущению в каком-нибудь рассказе, то все это тотчас появится в памяти и перейдет на бумагу.

Я не изучал тот старый дом, где жил, как материал для рассказа. Я просто полюбил его за угрюмость и тишину, за бестолковый стук ходиков, постоянный запах березового дыма из печки, старые гравюры на стенах (их осталось очень мало, так как почти все гравюры у Катерины Ивановны забрал областной музей): "Автопортрет" Брюллова, "Несение креста", "Птицелов" Перова и портрет Полины Виардо.

Стекла в окнах были старенькие и кривые. Они переливались радужным блеском, и язычок свечи отражался в них почему-то два раза.

Все вещи – диваны, столы и стулья – были сделаны из светлого дерева, блестели от времени и пахли кипарисом, как иконы.

В доме было много смешных вещей: медные ночники в виде факелов, замки с секретом, фарфоровые пузатые флакончики с окаменелыми кремами и надписью на этикетках "Париж", запыленный букетик камелий, сделанный из воска (он висел на огромном заржавленном костыле), круглая щеточка, чтобы стирать с ломберного стола записанные мелком карточные взятки.

Было три толстых календаря – за 1848, 1850 и 1852 годы. Там в списках придворных дам я нашел Наталью Николаевну Ланскую – жену Пушкина и Елизавету Ксаверьевну Воронцову – женщину, связанную с Пушкиным любовью. И почему-то мне стало грустно от этого. До сих пор не понимаю – почему? Может быть, оттого, что в доме было мертвенно тихо. Далеко на Оке, около Кузьминского шлюза, кричал пароход, и неотступно вспоминались стихи:

Ненастный день потух. Ненастной ночи мгла
По небу стелется одеждою свинцовой.
Как привидение, за рощею сосновой
Луна туманная взошла.

По вечерам я приходил к Катерине Ивановне пить чай.

Она сама уже плохо видела, и к ней прибегала раза два-три за день для всяких мелких хозяйственных поделок соседская девочка Нюрка, по характеру своему угрюмая и всем недовольная.

Нюрка ставила самовар и пила с нами чай, громко высасывая его из блюдечка. На все тихие речи Катерины Ивановны Нюрка отзывалась только одними словами:

– Ну вот еще! Чего выдумали!

Я ее стыдил, но она и мне говорила:

– Ну вот еще! Будто я ничего не понимаю, будто я совсем серая!

Но на деле Нюрка, пожалуй, единственная любила Катерину Ивановну. И вовсе не за то, что иногда Катерина Ивановна дарила ей то старую бархатную шляпу с чучелом птицы колибри, то стеклярусовую наколку или желтое от времени кружевце.

Катерина Ивановна жила когда-то с отцом в Париже, знала Тургенева, была на похоронах Виктора Гюго. Она рассказывала мне об этом, а Нюрка говорила:

– Ну вот еще! Чего выдумали!

Но Нюрка долго не засиживалась и уходила домой укладывать спать "своих младшеньких".

Катерина Ивановна никогда не выпускала из рук старенькую атласную сумочку. Там у нее хранились все ее богатства: письма Насти, скудные деньги, паспорт, фотография той же Насти – красивой женщины с тонкими изломанными бровями и затуманенным взглядом – и пожелтевшая фотография самой Катерины Ивановны, когда она была еще девушкой, – воплощение нежности и чистоты.

Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. Но я знал от соседей и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриевича, сторожа при пожарном сарае, что у Катерины Ивановны – не жизнь, а одно горе горькое. Настя вот уже четвертый год как не приезжает, забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. Неровен час, так и умрет она, не повидав дочери, не приласкав ее, не погладив ее русые волосы "очаровательной красоты" (так говорила о них Катерина Ивановна).

Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов – никому не известно.

Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить ее в сад, – в нем она не была с ранней весны, все не пускала слабость.

– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой. Хочется мне напоследок посмотреть сад. В нем я еще девушкой зачитывалась Тургеневым. Да и кое-какие деревья я посадила сама.

Она одевалась очень долго. Надела старый теплый салопчик, теплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами. На зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца.

Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о нее рукой и заплакала.

Я крепко держал ее, чтобы она не упала. Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слез.

– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог!

Я осторожно повел ее домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мать!

Там были письма художника Крамского и гравера Иордана из Рима. Иордан писал о своей дружбе со знаменитым датским скульптором Торвальдсеном, об удивительных мраморных статуях Латерана.

Я читал эти письма, как всегда, ночью. Ветер проносился за стеной, шумел в мокрых голых кустах, и лампа потрескивала, как бы разговаривая от скуки сама с собой. Почему-то странно и хорошо было читать эти письма из Рима именно здесь, в ненастную ночь, слушая, как колхозный сторож стучит у околицы в колотушку.

Тогда я заинтересовался Торвальдсеном, достал потом в Москве все, что можно было прочесть о нем, узнал о его дружбе со сказочником Христианом Андерсеном и несколько лет спустя написал об Андерсене рассказ. Этим рассказом я тоже был обязан старому деревенскому дому.

А еще через несколько дней Катерина Ивановна слегла и уже не вставала. У нее ничего не болело. Жаловалась она только на усталость.

Я послал телеграмму Насте в Ленинград. Нюрка перебралась в комнату Катерины Ивановны, чтобы на всякий случай быть ближе.

Однажды ночью Нюрка сильно застучала ко мне в стенку и крикнула испуганным голосом:

– Идите! Бабка помирает!

Катерина Ивановна лежала без сознания и только чуть заметно дышала. Я попробовал пульс – он не бился, а тихо дрожал, тоненький, как паутина.

Я оделся, зажег фонарь и пошел в сельскую больницу за доктором. Больница была далеко в лесу. Черный ветер нес с порубки запах опилок. Была поздняя ночь, даже не лаяли собаки.

Врач впрыснул Катерине Ивановне камфору, повздыхал и ушел, сказав напоследок, что это агония, но длиться она будет долго, потому что у Катерины Ивановны хорошее сердце.

Умерла Катерина Ивановна к утру. Мне пришлось закрыть ей глаза. Я, должно быть, никогда не забуду, как я осторожно прижал ее полузакрытые веки и неожиданно из-под них скатилась тусклая слеза.

Нюрка, задыхаясь от плача, дала мне помятый конверт и сказала:

Тут Катерина Ивановна велела, в чем ее хоронить.

Я вскрыл конверт, прочел несколько слов, написанных дрожащей старческой рукой, – приказ о том, что на нее надеть после смерти, –- и отдал записку женщинам, что пришли утром прибрать Катерину Ивановну в последний ее путь.

Потом я пошел на кладбище выбрать место для могилы, а когда вернулся, Катерина Ивановна уже лежала прибранная на столе, и я остановился, пораженный.

Она лежала тоненькая, как девушка, в старинном бальном платье золотистого цвета, со шлейфом. Шлейф был свободно обернут вокруг ее ног. Из-под него были видны маленькие черные замшевые туфли. На руках, державших свечу, были туго натянуты до локтя белые лайковые перчатки. Букет из шелковых алых роз был приколот к ее корсажу.

Лицо было закрыто фатой, и если бы не сухие, сморщенные локти, видневшиеся между рукавом и краем белых перчаток, то можно было бы подумать, что это лежит молодая и стройная женщина.

Настя опоздала на три дня и приехала уже после похорон.

Все рассказанное выше – это и есть тот писательский житейский материал, из которого рождается проза.

Характерно, что все обстоятельства, все подробности, самая обстановка деревенского дома и осени – все это было в полном соответствии с состоянием Катерины Ивановны, с той тяжелой душевной драмой, какую она переживала в последние свои дни.

Но, конечно, далеко не все увиденное и передуманное тогда вошло в "Телеграмму". Многое осталось за рамками рассказа, как это и происходит постоянно.

Сплошь и рядом для небольшого рассказа нужно, как говорится на писательском языке, "поднять" большой материал, чтобы выбрать из него самое ценное.

Мне пришлось наблюдать работу хороших актеров, игравших второстепенные роли. У героя, которого играл такой актер, было всего две-три фразы на протяжении всей пьесы, но актер придирчиво расспрашивал автора не только о характере и внешности этого человека, но и об его биографии, о той среде, из которой он вышел.

Это точное знание нужно было актеру, чтобы правильно произнести свои две-три фразы.

То же самое происходит и с писателями. Запас материала должен быть гораздо больший, чем то количество его, которое понадобится для рассказа.

Я рассказал о "Телеграмме". Но у каждого рассказа своя история и свой материал.

Однажды зимой я жил в Ялте. Когда я открывал окна, в комнату залетали сухие дубовые листья. Они ползали от ветра по полу и шуршали. Это были листья не вековых дубов, а того низкорослого кустарникового дубняка, каким зарастают склоны крымской яйлы.

По ночам холодный ветер дул с гор, присыпанных снегом. Снег магически сверкал в свете шевелящихся звезд.

Поэт Асеев, живший рядом, писал стихи о героической Испании (это было во время испанских событий), о "древнем небе Барселоны".

Поэт Владимир Луговской пел своим мощным басом старинные песни английских матросов:

Прощай, земля! Корабль уходит в море,
И чайки след остался за кормой..

По вечерам мы собирались около радио и слушали сводки о боях в Испании.

Мы ездили в Симеизскую обсерваторию. Седой астроном показывал нам звездное небо – сияние редких и головокружительно далеких огней в необъятных провалах неба.

Изредка до Ялты доносилась учебная стрельба кораблей Черноморского флота. Тогда вздрагивала в графинах вода, тихий гул перекатывался по яйле, запутывался в сосновой хвое и затихал.

Ночью в небе рокотали невидимые самолеты.

Я читал книгу Франко о Сервантесе. Книг было мало, и потому я прочел ее несколько раз.

В то время четырехлапая свастика начала быстро расползаться по Европе. Генрих Манн, Эйнштейн, Ремарк, Стефан Цвейг – благородные люди Германии – покинули свою родину, не желая быть сообщниками "коричневой чумы" и бесноватого негодяя Гитлера. Изгнанники унесли в своих сердцах непоколебимую веру в победу гуманизма.

Гайдар привел в наш дом огромную лохматую овчарку со смеющимися желтыми глазами. Он говорил, что это пастушеская горная собака.

Гайдар писал тогда самый изумительный свой рассказ – "Голубую чашку". И прикидывался, что ничего не понимает в литературе. Он вообще любил прикидываться простаком.

Черное море заунывно шумело по ночам. Шумело оно и днем, но тогда его не было так хорошо слышно. Под шум моря было легче писать.

Вот целый ряд подробностей тогдашней "текущей жизни". Из них сложился рассказ "Созвездие Гончих Псов". В этом рассказе вы найдете почти все, о чем я упоминал выше: сухие дубовые листья, седого астронома, гул канонады, Сервантеса, людей, непоколебимо верящих в победу гуманизма, горную овчарку, ночной полет и многое другое.

Все это спаяно, конечно, в ином соотношении и вошло в определенный сюжет.

Когда я писал этот рассказ, я все время старался сохранить в себе ощущение холодного ветра с ночных гор. Это было как бы лейтмотивом рассказа.

К. Г. Паустовский – самобытный художник слова. Все его мысли, образы, вечные проблемы человечества передаются через образы природы. К большому сожалению, писатель этот, как, впрочем, и М. М. Пришвин, высоко не оценивается литературоведами, в то время, как их произведениями зачитываются многие. Их рассказы всегда считали сугубо детскими, иногда даже не зная о том, что у этих писателей есть множество других талантливых работ. Таких, что даже взрослый человек может поразиться глубине и простоте выражения мысли в решении сложных проблем, в описании простой, казалось бы, ситуации как большой истории жизни.

Таков рассказ К. Г. Паустовского «Зарубки на сердце». Начинается он весьма полезными наблюдениями самого писателя, которые вполне могут стать руководством по написанию художественных произведений, и не только для начинающих писателей. Эти советы очень ценны и полезны.

Писатель на примере создания рассказа «Телеграмма» демонстрирует применение этих писательских принципов. Так и получился рассказ «Зарубки на сердце». Он ведется от первого лица, как большинство рассказов Паустовского. Рассказчик поселился в имении известного в свое время гравера Пожалостина. Там же доживала свой век дочь гравера Катерина Ивановна – «дряхлая ласковая старушка». Ее единственная дочь Настя жила в Ленинграде, совсем позабыла о матери и лишь раз в два месяца присылала ей деньги.

Дом Катерины Ивановны был очень старый, с почерневшими бревенчатыми стенами. Но это было в той половине дома, где поселился рассказчик. А чтобы попасть к Катерине Ивановне, надо было пройти через пустые сени и несколько комнат со скрипучими пыльными половицами.

Это был типичный старый русский дом, с множеством комнат, сенями. И не хотела хозяйка перестилать полы, видимо оттого, что не хотела отпускать от себя свое прошлое, когда дом еще не был так пуст и тих, как сейчас. Сзади дома был большой, серый, озябший сад.

Все в доме напоминало старые времена, возвращало с легкостью в них. Даже банальная «старая керосиновая лампа с абажуром в виде тюльпана из матового стекла», которую рассказчик должен был зажигать каждый вечер.

Автор очень полюбил этот большой дом. Полюбил за его угрюмость и тишину, за постоянный запах березового дыма из печки, старые гравюры на стенах: «Стекла в окнах были старенькие и кривые. Они переливались радужным блеском, и язычок свечи отражался в них почему-то два раза».

Паустовский нашел в доме очень много вещей, показавшихся ему смешными. Например, медные ночники в виде факелов, замки с секретом, фарфоровые пузатые флакончики с окаменелыми кремами и надписью на этикетках «Париж», запыленный букетик камелий, сделанный из воска, который висел на огромном заржавленном костыле, круглая щеточка, чтобы стирать с ломберного стола записанные мелком карточные взятки, три календаря с именами известных придворных дам. Катерина Ивановна жила когда-то с отцом в Париже, знала Тургенева, была на похоронах Виктора Гюго. Видимо, героиня не хотела расставаться с воспоминаниями – поэтому дом был полон старыми и давно, казалось бы, ненужными вещами.

Писатель использует уменьшительно-ласкательные слова в применении к дому и к самой Катерине Ивановне. Она, чувствуя, что дни ее сочтены, просит рассказчика отвести ее в сад, где она не была уже с самой весны. Там героиня еще девушкой читала Тургенева, и сама посадила кое-какие деревья. Она «надела старый теплый салопчик, теплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка».

Вся обстановка дома, погода, сложившиеся обстоятельства, каждая мелочь, как замечает рассказчик, - все это соответствовало состоянию Катерины Ивановны, той тяжелой душевной драме, какую она переживала в последние свои дни.

Теплая ностальгия пронизывает весь огромный дом, в котором жила эта маленькая старушка. Он напоминал ей о молодости, об отце, дочери. Смерть Катерины Ивановны – смерть и дома, который без нее, пожалуй, долго не просуществует.

Мастерство К. Г. Паустовского выделяется среди талантов других писателей. За долгое время в нашей стране не появилось подобных писателей. После его рассказов хочется жить, хотя они зачастую и очень тяжелы в эмоциональном плане.