Икона одигитрия корсунская где находится. Корсунская икона божией матери, значение и фото

Есть два предания о происхождении этой иконы. Начнем с самого древнего. Считается, что образ написал святой евангелист Лука, и хранился он в Эфесе. Список с иконы в 988 году перенесли из Корсуни в Киев после крещения святого равноапостольного князя Владимира.

Эфе́с — древний город на западном побережье Малой Азии. Это территория современной Турции. Под Корсунью подразумевают полис, основанный древними греками на Гераклейском полуострове на юго-западном побережье Крыма. Это нынешний Херсонес. Византийцы называли его Херсоном, славяне — Корсунью.

Позже икону принесли в Новгород, спустя несколько веков, уже при Иоанне Грозном, она оказалась в Москве. И до сего часа она пребывает в Кремлевском Успенском соборе, сразу за престолом. Эта одна из ценнейших алтарных святынь находится в храме уже более шести веков.

Есть еще одна версия происхождения иконы Корсунской Божией Матери. Связана она с белорусской святой преподобной Евфросинией Полоцкой. Будучи настоятельницей Спасского монастыря, матушка игуменья узнала, что в Греции есть иконы письма евангелиста Луки, и попросила прислать одну. Вместе с прошением греческому императору и патриарху Луке Хризовергу отправились и многочисленные дары и подношения. Византийский правитель согласился отдать для Руси ту икону, что хранилась в Эфесе. Везли ее через Корсунь. Обрадованные местные жители попросили сопровождающих оставить образ для молитв верующих хотя бы на некоторое время. Когда спустя год икону отправили дальше преподобной Евфросинии, название «Корсунская» приклеилось к ней. Святая преподобная украсила образ всевозможными драгоценными камнями и металлами и разместила его в церкви. Более 60 лет с 1173 года икона пробыла в Полоцке. Уже тогда начали происходить чудесные исцеления.

По истечении этого времени икона покинула город вместе с дочерью полоцкого князя Брачислава. Параскева выходила замуж за святого благоверного князя Александра Невского, уезжая в город Торопец.

Торо́пец — с 1074 года город в России в Тверской области.

В этом небольшом городе долгое время, вплоть до 1917 года и находилась чудотворная икона. Нынешний Корсунско-Богородицкий собор на долгое время стал местом многочисленных молитв и чудотворений, происходящих возле Корсунской Божией Матери. В 1611 году в местные земли направился неприятель - польские войска пытались одолеть Москву и соседние земли. И здесь славянам пришла на помощь Божия Матерь. После октябрьской революции 1917 года образ отвезли в Ленинград, где его хранили в Русском музее. В Торопце же остался список с чудотворной иконы, он пребывает во Всехсвятском храме.

Копии Корсунской иконы разошлись по всей Руси. Чудотворные лики оказались и в самом сердце страны, и даже на далеком Севере. Преображенский собор Соловецкого монастыря, подмосковная усадьба Мураново, село Глинково Владимирской епархии, украинские села Горбаневка под Полтавой и Шпилевка Сумской области…Список мест, где хранятся чудотворные копии, можно продолжать. Воистину, лучами чудотворных икон землю Русскую озаряющая.

Очень часто в интернете спрашивают, о чем можно молиться перед «Корсунской» или иной иконой. Это несколько ограничивает наше отношение к Богородице. Раньше люди искренне молились о том, о чем болело их сердце…

Например, в 1771 году в городе Романове (так называют нынешний город Тутаев в Ярославской области) разразилась эпидемия чумы. Местные жители слезно обратились к обитателям села Пилатики, где хранился чудотворный список Корсунской иконы. Она прославилась чудесами еще с 1642 года. Крестный ход с принесенной иконой остановил болезнь.

А в Санкт-Петербурге в Исаакиевском соборе хранится список иконы, написанный в начале царствования императора Николая I. В день своего торжественного перенесения в главный храм города 18 февраля 1894 года исцелилась жена певчего из местного хора. Среди огромного количества молящихся была и Анна Ераксина, которая встретила икону и помолилась перед ней с горячим прошением Богородице об исцелении. Дело в том, что еще в детстве лошадь лягнула ее копытом в правое плечо. Рука едва двигалась, недавно прошла операция. Надежда не оставляла женщину. И вера ее была вознаграждена по приходу из церкви домой. Желая совершить крестное знамение, Анна осознала, что рука движется: лоб, грудь, плечо, плечо…. Хотя раньше эти простые движения были невозможны. На следующий день врачи подтвердили: под повязкой мгновенно затянувшийся послеоперационный шрам. Доктора констатировали, что помощь женщине больше не нужна. И обрадованная Анна тут же поняла, что быстрое исцеление ей даровал Господь по молитвам Богородицы.

Известно, что именно эту икону видел святой праведный Иоанн Кронштадтский, когда посещал дом Александры Алексеевой, где прежде хранился «Эфесский» образ Богородицы. Он провел полчаса перед ней, не сумев отвести взор от величия и благолепия иконы. Всё это время он молился вслух.

Так каждый молится о своем, а Богородица слышит всех. И находится рядом с каждым из нас незримо…

В каждом доме где живут православные, имеется хотя бы одна икона Богородицы. Есть такие образы, которые связаны именно с Россией. Корсунская икона Божией Матери была принесена из Херсонеса после крещения Руси. Она признана чудотворной, является культурным наследием всего человечества.


История написания

Относится к типу «Елеуса» (как и «Владимирская»), согласно церковной легенде, была скопирована с оригинала, написанного евангелистом Лукой (однако, если верить преданиям, он написал чуть ли не каждую вторую икону Царицы Небесной). Чтить надо не иконописцев и происхождение, а саму Божию Матерь, образ может быть любым - лишь бы не нарушал канонов.

Корсунская Икона Божией Матери сменила много мест пребывания:

  • Первоначально князь принес ее из Корсуни в Киев;
  • Затем была отправлена в Новгород;
  • После этого оказалась в Успенском соборе Москвы.

Сам первоначальный образ давно утерян, сегодня чтимый список с нее находится в Нижнем Новгороде, в Благовещенском монастыре. Оригинал, написанный более тысячи лет назад, также исчез. Святыни теряются не случайно - Господь скрывает их либо до времени, либо укрывает от поругания. Поэтому слишком огорчаться не стоит - молитвы все также возносятся к Богу, как и тысячи лет назад.


Копии

Название «Корсунская» на самом деле носят несколько разных икон. Их объединяет не столько происхождение, сколько общий тип изображения - «Умиление».

  • Образ княгини Полоцкой. Невеста Александра Невского принесла святыню в качестве приданого в 1239 г. Написан образ был в Константинополе. В Полоцке был основан Спасский женский монастырь, куда Ефросинья пожертвовала его. Образ был украшен драгоценным окладом.
  • Одигитрия Корсунская - создана в 13 в., сегодня находится в музее Кремля. Долгое время икона находилась в Успенском храме, куда ее привез Иван Грозный. По мнению историков, попала в Россию из Константинополя в начале 14 в.

Существует и несколько других образов, которые претендуют на честь именоваться Корсунской иконы Богородицы. У каждого из них отдельная история, многие прославлены чудесами, поэтому могут одинаково почитаться верующими.


Значение, о чем молятся Корсунской иконе

Данный тип изображения характерен тем, что выказывает всю глубину материнской любви. В богословском смысле он демонстрирует идеальные отношения между Господом и людьми (их представляет Богородица). Божия Матерь, как известно, имеет очень чистую душу, свободную от грехов. Поэтому она с дерзновением может возносить молитвы к Богу, вся ее душа стремится лишь к Владыке небес. На иконе Пречистая показывает это, прижимая Младенца к себе обеими руками.

Особенная нежность между Матерью и Сыном здесь проявляется в расположении фигур - Мария и Христос нежно прижимаются щека к щеке. Между их телами нет расстояния, что символизирует духовное единение. Ручка Младенца обвивает шею Богородицы. Младенец возвел глаза к Небу, как бы всматриваясь в свое будущее.

Мария же смотрит словно вглубь собственной души, на ее лице - оттенок глубокой грусти. Она ведь тоже знает, что должно произойти, когда чадо вырастет. Судьба вырвет его из материнских объятий, и она будет обнимать хладное изувеченное тело…

Но обоих объединяет великая надежда на Воскресение. Значение Корсунской иконы - показать, что крестная жертва была принесена во имя Любви Бога к человечеству. Каждый искуплен кровью Христа, об этом верующим надо помнить, ценить и беречь друг друга. Тогда каждая молитва получит ответ, упование исполнится, грехи изгладятся.

В чем помогает

В России очень почитают Божию Матерь, Корсунская икона - лишь один из примеров. О чем молятся?

  • Просят утешения в духовных скорбях, облегчения мучений;
  • О просвещении души светом Христовых заповедей;
  • О спасении и наставлении детей и близких на путь истинный;
  • О телесном исцелении от недугов.

У каждого свои печали и заботы, все их можно принести к ногам Богородицы. Она ведь мать всего человечества. Перед Корсунской иконой можно читать акафист, заказывать ей молебен, читать молитвы частным порядком. Здесь важна лишь воля самого верующего, Церковь не регулирует количество молитв. Важно, чтобы они были регулярными. Тогда постепенно уменьшиться груз забот, Бог пошлет силы и радость духовную. Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Корсунская»

О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому и чудотворному образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Тебе сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорби наша, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежных, даруй нам прочее время жития нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая Предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу, во веки веков. Аминь.

Корсунская икона божией матери - где находиться, о чем моляться was last modified: Июнь 8th, 2017 by Bogolub

Отличная статья 0

Ещё одна из чудотворных икон, которая почитаема народом уже на протяжении многих веков – Корсунская икона Божией Матери. Эту икону, также, называют Ефесская, поскольку образ изначально находился в Ефесе. В 988 году с этой иконы был сделан список, который был перенесен в Корсунь князем Владимиром. За иконой закрепилось, в связи с этим, название Корсунская. На иконе изображена Пресвятая Богородица, с любовью склонившаяся над младенцем Иисусом и нежно прижавшаяся к нему щекой. Оба они с любовью смотрят на каждого, наполняя их души благодатью.

Хронология иконы Корсунской Богородицы

В 1162 году образ Ефесской Богородицы перевезла в Россию из Греции Ефросинья Полоцкая. Затем, в 1239 году, выдавая замуж за Ярослава Невского свою племянницу, Ефросинья благословила её этою иконою и передала в дар городу Торопцу. До 1921 года икона Божьей Матери Корсунская находилась в Торопце, в Корсунско-Богородицком соборе, построенном в честь святой иконы. В связи с этим, историки называют четыре названия этой иконы: Эфесская, Корсунская, Полоцкая и Торопецкая. В 1917 году, когда храмы подвергались уничтожению, духовники собора передали икону в музей при церкви. Но работники музея, опасаясь за судьбу иконы, передали её в Русский музей г. Санкт-Петербурга. Как ни старалось духовенство вернуть Корсунскую икону Божьей Матери, государство посчитало, что икона является национальным достоянием и не может быть возвращена. Икона до теперешнего часа остаётся в фонде Санкт-Петербургского Русского Музея.

О чем молятся перед иконой Божией Матери Корсунской

Почти семь веков Корсунская икона Божией Матери помогала верующим справляться со своими недугами, бедами и горем. Чудотворения, которые произошли за этот период с её помощью, не перечесть. У Корсунской Божией Матери просят об избавлении от печали и скорби, нищеты, об исцелении болезней душевных и телесных, а также, просят помощи в житейских нуждах и семейных делах. Жители деревень молятся перед иконой Корсунской Божьей Матери об улучшении погодных условий – от засухи или затяжных дождей. Днём празднования иконы установлен день .

Где купить Корсунскую икону Божьей Матери

Многие христиане, стараются иметь в доме не только иконы святых, имена которых они носят, но и те, которые прославились особыми чудесами. Купить Корсунскую икону Божией Матери в свой дом как оберег от бед, стараются многие верующие. В церковной лавке можно купить иконы, изготовленные в самых разных художественных стилях и вариациях. Кроме того, одним из направлений воссоздания икон стала вышивка бисером. Иконы, вышитые бисером, пользуются огромной популярностью. Примечательно то, что большинство этих работ, сделаны руками молодых мастериц.

Текст православной молитвы перед Корсунской иконой Божией Матери

О, Всемилостивая Госпоже, Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, Небесе и земли Царице, града нашего всемощная Заступнице. С верою и любовию припадаем и поклоняемся Тебе пред Святою и пречистою Твоею чудотворною иконою, Ею же дивные и преславные чудеса содеваеши. О, Всемилостивая наша Заступнице и непостыдное наше упование, благодарим Тя о всех благодеяниих от Тебе, бывших на нас от древних времен и до ныне. И ныне мы грешнии, воспоминающе, дивное знамение Твоего заступления града нашего Изборска, явленное, во дни ратнаго на сей град нашествия, смиренно молим Тя: яко же древле отцем нашим на помощь тогда ускорила еси и люди изборския от бед спасла еси и многие знамения и чудеса являла еси, так и ныне, Преблагословенная Владычице призри на нас немощных и грешных раб Своих. Сподоби Твоего Матернего заступления и благопопечения, о еже избавитися нам от всякого зла. Но, о, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадаем пред Честною иконою Твоею и умиленною душею и сокрушенным сердцем со слезами молим Тя: отврати от нас, Всемилостивая наша Помощнице и Заступнице, праведный гнев Божий на ны движимый и избави, нас, от глада, града, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобные брани. Храм и град сей добре сохрани и верою живущих зде в мире соблюди. Буди нам Заступнице и Ходатаице пред Престолом Всевышнего, идеже предртоиши. К кому убо прибегнем, аще не к Тебе, Пресвятая Мати Дево! Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Царице и Владычице! Под Твой Покров притекаем. Молитвами Твоими ниспосли Отечеству нашему мир, людем здравие и земли плодоносие, воздуху благорастворение. Избави нас от падений греховных, от навета злых человек, скорбей, бед и внезапный смерти. Вразуми нас, о Всемилостивая Заступнице, како безгрешно прейти путь земного сего жития. Ты бо веси немощи наша, веси и согрешения наша, но и веру зриши и упование видиши. Даруй же нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховной жизни и оставление прегрешений. Укрепи в нас Православную веру, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух кротости и смирения, дух любви и терпения, в добрых делах преуспеяние. В Страшный же день суда Божия, Твоим молитвенным ходатайством и заступлением о, Пречистая Владычице, сподоби нас стать одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно и в бесконечные веки. Аминь.

Святая Корсунская икона Божьей Матери считается чудотворной и перед этим образом молится огромное количество людей, прося о помощи в сложных ситуациях. Есть еще одно название – Эффеская икона, а связано это с тем, что этот лик хранится в Эфесе. Многих интересует, в чем помогает Корсунская Божией Матери, и как она выглядит. Согласно приданию этот образ был написан Апостолом Лукой, и сама Богородица оценила его великолепие. Уже не одно столетие образ помогает верующим бороться с разными проблемами. Икону можно приобрести в церковной лавке или же вышить своими руками, а затем, освятить в храме.

О чем молятся перед Корсунской иконой Божьей Матери?

Смотря на этот образ нельзя не заметить, с какой любовью склонилась Богородица над Иисусом и с какой благодатью она смотрит на всех людей, которые обращаются к образу за помощью. Икона как бы символизирует силу любви Божьей Матери к собственному сыну и всем людям.

Посмотрим, что изображено на этом образе, так Богородица представлена в красных и темно-синих одеждах, а на Иисусе надеты одежды темно-зеленого цвета. На обратной стороне святыни представлен Николай Чудотворец. Стоит отметить важную отличительную черту иконы – плечное представление Матери и Младенца. Основной акцент автор сделал на жестах и взгляде Богородицы, что олицетворяет ее любовь. Стоит отметить, что большой силой для верующих обладает не только оригинал иконы, но и ее списки.

Говоря о значении Корсунской иконы Божьей Матери, стоит заметить, что многие верующие утверждают, что смотря на нее можно забыть про всех существующих проблемах и делах. Богородица помогает всем людям, которые обращаются к ней с искренними молитвами. Избавляет она от физиологических и душевных заболеваний. Искренняя молитва перед Корсунской иконой Божьей Матери помогает избавиться от скорби, печали и различных проблем. Богородица дает надежду увидеть выход даже в сложных ситуациях. Просить помощи у иконы можно и при наличии материальных проблем. Фермеры читают молитвы, прося у Божьей Матери улучшить погодные условия, чтобы собрать хороший урожай. Подводя итог, можно сказать о том, что основное назначение Корсунской иконы Божьей Матери – оказание помощи нуждающимся людям в сложных ситуациях. Помните, что главное, с открытым сердцем и с добрыми помыслами.

Молитва Корсунской иконе Богородице

«О Пресвятая Дево, Владычице Богородице, единороднаго Бога Слова, всякия вйдимыя и невидимыя твари Творца и Владыку, единаго от Троицы Господа, Бога же и Человека паче естества и слова, рождшая; Вместилище Божественное, всякия святыни и благодати Приемнице, в Нейже исполнение Божества пребывает, благословением Бога и Отца и действом Святаго Духа избранная от всея твари; Славо и неизглаголанное веселие Ангелов, царский апостолов и пророков Венче, чудное и всехвальное мучеников Мужество и страдальцев Венчание, присносущных и нетленных воздаяний Ходатаице непреложная, преподобных Честь и Славо, незаблуднаго пути Учительнице, Источниче света, милости неистощимая Реко, всяких чудес и дарований духовных Море неисчерпаемое! Тебе молимся и Тебе просим, милостивную Матерь Человеколюбца Владыки, помиловатися нам смиренным и недостойным рабом Твоим. Призри милостивно на пленение наше и исцели сокрушение душ и телес наших, видимыя и невидимыя рати разорй, и всяко Столп крепости, Оружие во бранех, Воевода и Поборница непобедимая буди нам недостойным от лица враг наших, покажи на нас древния милости и чудеса Твоя. Яко един есть Царь и Владыка Сын Твой и Бог, Ты же воистину еси Богородица, от всех родов блажимая, истиннаго Бога по плоти рождшая, и Того ради вся можеши и сильна еси действовати, елика аще волиши на небеси и на земли. Исполни убо всякое прошение на пользу коемуждо, Владычице: подаждь недугующым цельбу, в мори плавающым тишину и управление, с путешествующими спутешествуй и соблюдай я, скорбящыя утешай, нищету и всякое телесное озлобление облегчи, душевныя же болезни и страсти телесныя прежде всех потреби Твоим невидимым предстательством и ходатайством, яко да путь временный сея жизни добре и непреткновенно скончаем, и вечная оная блага Тебе ради во Царствии Небеснем получим. Православный же народ, на Твое предстательство уповающый и Тебе яко Ходатаицу и Помощницу на обстоящыя враги призывающый, невидимо укрепи: отимй болезни душ и сердец наших, Державу нашу мирну и непоколебиму сохрани, и от бед избави, Владычице, молитвами Твоими. Изряднее же Тебе вручаемый град сей и всяк град и страну от глада, губительства, труса, потопа, огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани и от напрасный смерти избави, и всяк гнев праведно на ны движимый отврати, благоволением и благодатию единороднаго Сына Твоего, емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным его Отцем и Присносущным и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Празднование в честь Корсунской иконы Божией Матери совершается 9 октября(22 октября н.ст.).
Перед иконой молятся о быстром исцелении различных болезней, о помощи от бедности, о быстром получении материального благополучия.

МОЛЛИТВА ==
О Пресвятая Дева, Владычице Богородице, Единороднаго Бога Слова, всякия видимыя и невидимыя твари Творца и Владыку, единаго от Троицы Господа, Бога же и Человека, паче естества и слова рождшая, вместилище Божественное, всякия святыни и благодати приемнице, в Нейже исполнение Божества пребывает, благословением Бога и Отца и действом Святаго Духа избранная от всея твари, славо и неизглаголанное веселие Ангелов, царский апостолов и пророков венче, чудное и всехвальное мучеников мужество и страдальцев венчание, присносущных и нетленных воздаяний ходатаице непреложная, преподобных честь и славо, незаблуднаго пути учительнице, источниче света, милости неистощимая реко, всяких чудес и дарований духовных море неисчерпаемое! Тебе молимся и Тебе просим, милостивную Матерь Человеколюбца Владыки, помиловатися нам, смиренным и недостойным рабом Твоим: призри милостивно на пленение наше и исцели сокрушение душ и телес наших, видимыя и невидимыя рати разори, и всяко столп крепости, оружие во бранех, воевода и поборница непобедимая буди нам недостойным от лица враг наших. Покажи на нас древния милости и чудеса Твоя. Яко един есть Царь и Владыка Сын Твой и Бог, Ты же воистину еси Богородица, от всех родов блажимая, истиннаго Бога по плоти рождшая, и Того ради вся можеши и сильна еси действовати, елика аще волиши на небеси и на земли. Исполни убо всякое прошение на пользу коемуждо, Владычице: подаждь недугующим цельбу, в мори плавающим тишину и управление, с путешествующими спутешествуй и соблюдай я, скобящия утешай, нищету и всякое телесное озлобление облегчи, душевныя же болезни и страсти телесныя прежде всех потреби Твоим невидимым предстательством и ходатайством, яко да путь временныя сея жизни добре и непреткновенно скончаем, и вечная оная блага Тебе ради во Царствии Небеснем получим. Изряднее же Тебе вручаемый град сей и всяк град и страну от глада, губительства, труса, потопа, огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани и от напрасныя смерти избави, и всяк гнев праведно на ны движимый отврати, благоволением и благодатию Единороднаго Сына Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Присносущным и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ТРОПАРЬ, глас 4
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

КОНДАК, глас 6
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

ВЕЛИЧАНИЕ
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

ОБ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ==
ИМЕНУЕМОЙ КОРСУНСКАЯ, ИЛИ ЕФЕССКАЯ
История иконы излагается неоднозначно. Происхождение этого святого образа уходит в седую древность. Существуют две версии.

Согласно одному преданию, сей образ написан самим евангелистом Лукой. На Русь Корсунская, или Ефесская, икона попала в 988 году, - была принесена крестителем Руси святым равноапостольным великим князем Владимиром из Корсуни в Киев. Позднее образ попал в Великий Новгород, затем в Москву и до 1918 года находился в Успенском соборе Московского Кремля, за престолом.

Другое же предание гласит, что икона была принесена на Русь в конце XII столетия святой Евфросинией Полоцкой, в миру Предиславой, дочерью полоцкого князя Георгия, с юных лет избравшей путь подвижничества. Она основала в Полоцке женскую обитель с храмами во имя Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы. Вторую из церквей обители княжна решила украсить древним образом Пречистой. Род Комнинов, царствовавший в то время в Византии, состоял в родстве с полоцкими князьями. Евфросиния отправила к императору Мануилу Комнину (1143-1169) и Вселенскому Патриарху Луке Хризовергу (1156-1169) гонца с богатыми дарами, и владыки Второго Рима поднесли в дар полоцкой обители дивный образ, украшенный золотом, серебром и драгоценными каменьями. В 1173 году эта икона была торжественно установлена в полоцком храме во имя Пресвятой Богородицы, прославившись подаваемыми ею чудесными исцелениями.

В 1239 году святой князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава. Венчание состоялось в городе Торопце; в память об этом константинопольский образ был перенесен туда и до начала ХХ пребывал в иконостасе торопецкого Воскресенского собора.
Какая же из двух версий происхождения Корсунской иконы верна? В фондах Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника была найдена рукописная книга на двенадцати страницах из холста. Рукопись повествует об истории обретения Ефесской «Одигитрии». Cия икона, - сказано в рукописи, -написана в Византии в 1134 году «при архимандрите царьградском Иосифе и царе Емануиле греческом» с древнего первоначального образа письма самого апостола Луки.

«Икона Ефесская Одигитрия стояла в малой церкви архимандрита Иосифа в Царьграде много лет. Турки пленили Царьград. Эту икону скрыли в землю от врагов, не была бы поругана святая икона. В земле сохранялась она немало лет. По воцарении турок в Царь Граде прошло немного время, и вынули из земли святую икону, ничем невредиму. По обретении множество болящих исцелилось от святыя иконы. Вознегодовали на християн турки, и второе боялись християны, чтобы турки не истребили святую икону, всем болящим врача. После архимандрита Иосифа, принесшего сию икону из Ефеса, много было наместников. Святую икону передавал в Россию, московским боярам Морозовым, цареградский архимандрит Гавриил в 1461 году…

И устроили принесенному образу драгоценную ризу из злата и сребра и драгоценных каменей и другого жемчуга и драгоценную корону. Это дар царский: царицы Анастасии Романовны - супруги царя Иоанна Грознаго, скованный из чистаго злата.

Царица Анастасия имела любовь к принесенному образу из Ефеса и часто ходила на молитву Ефесской «Одигитрии» в дом бояр Морозовых. Царица Анастасия шествовала своими ногами на молитву, а не изволила в каретах царских».

И так продолжалось много лет. Но род бояр Морозовых угасал, остались от него только боярин Глеб и жена его боярыня Феодосия. Решили Морозовы передать чудотворную святыню «в пустынную Шарпанскую обитель в нижегороцких пределах во области Семеновской в лесах за рекою Волгою», устроенную в 1622 году в царствование Михаила Федоровича.

В Шаранской обители Корсунская сохранялась без малого двести лет. В первые же годы пребывания чудотворной в обители здесь на средства боярыни Феодосии были выстроены странноприимный дом и огромный храм, вмещавший до тысячи молящихся. Сотни православных получали исцеление от сей святыни.

Однажды в 1728 году Нижегородский архиепископ Питирим, «подвергшись недугу телесному, стал расслаблен телом от истечения крови его. Он искал помощи от земных врачей, но не един врач не мог исцелить его от кровотечения. И оставил земных врачей, и стал призывать на помощь Бога и Пречистую Богородицу. Архиепископ Питирим слышал и видел, что множество людей - нижегородцев и из прочих стран - идут и едут на поклонение чудотворному образу, множество болящих и страждущих. Везут и все приемлют в себе исцеление от святыя иконы. Архиепископ Питирим дал свое обещание ехать в область Семеновскую, в обитель Шарпанскую, на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы, видя, что от нея истекает великий источник, богатыя милости и все страждущие и болящие приемлют исцеление от неистощимаго источника святыя иконы».

Владыка Питирим отправился в Шарпанскую обитель и, обретя от иконы исцеление, объявил всем нижегородцам, что это чудотворный и дивный образ. «Я желал бы эту великую святыню приносить в наш Нижненовгород в кажнее лето», - сказал Питирим. Все велегласно откликнулись: все желаем, владыко, принять чудотворную икону. Даем обещание, владыко, кажнее лето приносить чудотворную икону в Нижний Новград. Архиепископ Питирим провозгласи: «…Будет в нашем граде великая радость о пришествии великой заступницы граду нашему, ей, братие, помолимся. Икона будет приноситься в Нижней Новград июля 10 дня в продолжение пребывания иконы по 15 сентября».

Так продолжалось до 1853 года, когда скрылась икона и следы ее затерялись в истории. А это был как минимум третий список с подлинной Ефесской святыни, созданной в Византии местными мастерами.

Примечательно, что еще один список с этого образа также пребывал на Нижегородской земле, в мужском Благовещенском монастыре, и столь же таинственно исчез, хотя прежде пережил невредимым три опустошительнейших пожара. Считается, что он был написан в Киеве во времена равноапостольного великого князя Владимира как копия с принесенной крестителем Руси из Корсуни иконы. Основанием для такого предположения служила надпись на ризе на двух языках, славянском и греческом: «Образ сей писан в лето 6501 (903) Симеоном иеромонахом». Главная святыня Благовещенского монастыря была прислана туда чудотворцем Алексием, митрополитом Московским, как первосвятительское благословение новосозданной обители.

Помимо того в России имелось без малого полтора десятка местночтимых списков с Корсунской иконы позднейшего происхождения: в псковском Изборске, в кафедральном Исаакиевском соборе северной столицы, в Нежине Черниговской губернии, в селе Пилатики Романовского уезда Ярославской губернии, в монастырях Спасо-Евфимиевом в Суздале, Соловецком и Павло-Обнорском под Вологдой и во многих иных городах, весях и обителях. Еще большим было количество храмов во имя Корсунской Богоматери.

ИКОНОГРАФИЯ ==

К иконографическому варианту икон с таким названием относятся два перевода однотипного оплечного изображения Богородицы и Младенца Иисуса Христа, когда голова Богоматери наклонена вправо или влево в соответствии с положением головы Младенца (справа или слева). Икона относится к типу Умиление: крупная голова Божией Матери в чепце прикрыта мафорием и склонена к голове Отрока -Иисуса, припадающего к Ее щеке. Пальцами одной руки Богородица прикасается к лику, пальцы другой прижимают Его плечи. Младенец одной рукой обнимает шею Богоматери, в пальцах другой держит свернутый свиток.