Рукопашный бой по системе кадочникова ватутинки. Система Кадочникова: взгляд со стороны

Введение в рукопашный бой по системе А.А.Кадочникова

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. БОЕВЫЕ ЕДИНОБОРСТВА

 КЛАССИФИКАЦИЯ БОЕВЫХ ИСКУССТВ

 ОТЛИЧИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ

 РУССКОЕ БОЕВОЕ ИСКУССТВО

 ИСТОРИЯ РУССКОГО РУКОПАШНОГО БОЯ

Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РУКОПАШНОГО БОЯ

 ФИЗИКА

 БИОМЕХАНИКА РУКОПАШНОГО БОЯ

 КОДЕКС ОПТИМАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧЕНИКА РУКОПАШНОГО БОЯ ШКОЛЫ А.А. КАДОЧНИКОВА

 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

 САМОЗАЩИТА В СООТВЕТСТВИИ С УГОЛОВНЫМ КОДЕКСОМ УКРАИНЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

"Вернитесь к своим корням

и вы откроите врата

в Божественный Мир"

Славяно-Арийские Веды

Каждый мужчина рано или поздно задаёт себе такие вопросы:

А стоит ли заниматься боевыми искусствами? Если да, то

Какому боевому искусству следует отдать предпочтение? И почему?

В наш стремительный век, почти все время занято работой, времени нет и никогда не хватает, даже для семьи. Но таков уж человек, он все равно ищет отдушину от повседневных забот. Кто-то находит её в рыбалке, кто-то в спорте, а кто-то в занятиях боевыми искусствами.

Необходимо сразу определиться, что занятия боевыми искусствами - это дело сугубо мужское , позволяющее мужчинам стать мужественнее (женщины должны заниматься искусствами, делающими их более женственными). Тогда каждый мужчина, рядом с по-настоящему женственной женщиной будет стремиться стать рыцарем, надежной опорой и защитой в трудную минуту. Если же женщина начинает заниматься мужским делом, она становиться мужественнее, теряя при этом женственность. В этом случае, с одной стороны, чувствуя уверенность в собственных силах, женщина перестает нуждаться в защите и опоре, т.е. в мужчине, что является отклонением от нормы; с другой стороны, мужчины рядом с сильными мужественными женщинами становятся инфантильными, не способными защитить м защищаться (причем это не только защита от хулиганов, но и защита от экономических и бытовых неурядиц) и чувствуя свою несостоятельность, начинают бояться женщин, что тоже противоестественно. Такое нарушение природных законов приводит к деградации, вырождению общества, прекращению продолжения человеческого рода, к вымиранию. Говоря другими словами, такое положение вещей ведёт к тому, что ни мужчина, ни женщина не способны и не стремятся выполнить обязанности возложенные на них природой и понимая свою ущербность, способны только к удовлетворению чувственных наслаждений, деградируя духовно и нравственно. Поэтому, я считаю, что женщины должны воспитывать наших детей, дарить нам любовь, ласку, заботу и внимание, создавать уют и поддерживать семейный очаг, оставаясь нежными и очаровательными. А мужчины должны быть сильными и мужественными, чтобы всегда суметь защищать свою любовь, своё будущее от любого агрессора и от любых неурядиц.



В век научно-технического прогресса, когда для обеспечения своей безопасности практически каждому стал доступен огромный арсенал оружия, многие относятся к боевым искусствам как к чему-то устаревшему, уступающему по эффективности техническим новинкам. Так ли это? Ведь действует не оружие само по себе, а только человек, в зависимости от своих навыков и умений, только он способен воспользоваться оружием с максимальной эффективностью.

В каждом мужчине генетически заложены инстинкты охотника и воина. Одним из способов реализации их в современных условиях как раз и являются занятия боевыми искусствами. Ведь здесь присутствуют риск, азарт, различные нагрузки, испытание волевых качеств, развитие бойцовского характера.

Кроме того, занятия боевыми искусствами отвечают инстинкту самосохранения, помогают реализации потенциальных возможностей мужчины, т.е. эти занятия способствуют совершенствованию личности, связаны с поиском смысла жизни, с обретением духовных ценностей. Боевые искусства - это использование человеком любых приемов и действий, помогающих ему сохранить самоуважение, свои права, имущество, здоровье и жизнь в самых сложных жизненных ситуациях. Но боевые искусства это не только технические приемы, это и самозащита от болезней, от ненужных затрат и поступков, а также защита своей семьи от внешних и внутренних проблем. Наверное, из-за того, что боевые искусства затрагивают очень большой круг интересов нашей жизни, говорят, что занятия боевыми искусствами - это не просто занятия - это образ жизни.



Ну что же, определившись в том, что занятия боевыми искусствами весьма полезны, давайте, выберем себе наиболее достойный стиль. Сейчас множество секций предлагают обучение различным видам и стилям боевых искусств, как восточных и западных, так и отечественных школ, древних и современных. Что же выбрать для себя? Каким боевым искусствам отдать предпочтение?

БОЕВЫЕ ЕДИНОБОРСТВА

КЛАССИФИКАЦИЯ БОЕВЫХ ИСКУССТВ

Чтобы лучше разобраться в огромном многообразии существующих школ, стилей и направлений боевых искусств давайте воспользуемся следующей классификацией.

Все существующие единоборства можно условно разделить на три основные группы - игровые, внутренние и прикладные:

К единоборствам игрового направления можно отнести чисто условные, фактически ставшие разновидностями военизированной гимнастики. Внешняя эффектность, "чистота" техники и строгое соблюдение канонов школы ценится здесь превыше всего. Основной метод тренировки - выполнение формальных упражнений. Их больше всего. Все они либо восточного происхождения (японский Сётокан, китайское Ушу), либо подражают Востоку (американское Кэнпо-каратэ или украинское Кэмпо-дзюцу). К условным единоборствам, наверное, можно отнести и единоборства фольклорного направления, т.е. те единоборства, которые созданы на базе национальных танцев, обрядов, народных песен и преданий (капоэйра, скобарь, боевой гопак).

К игровым направлениям относятся и спортивные единоборства, где имеет место достаточно жесткий телесный контакт ради "победы" в рамках строго определённых правил (иногда "почти" без правил), в определённом удобном месте и определённых временных рамках, в удобной специальной одежде и без оружия. Наиболее эффективные для поражения противника приёмы запрещены. Схватка начинается и заканчивается по сигналу, проходит под контролем судьи, ей предшествует разминка и психологическая подготовка, т.е. отсутствует элемент неожиданности нападения. К спортивным единоборствам можно отнести английский, французский и тайский бокс, китайское саньда, таэквон-до, кик-боксинг, контактное и полуконтактное каратэ, спортивное дзюдо и самбо, классическая и вольная борьба, бои без правил.

Отличительной особенностью игровых единоборств являются соревнования, где в той или иной форме происходит проверка уровня мастерства.

Под единоборствами внутреннего направления (их еще называют духовными) подразумеваются школы, тесно связанные с буддизмом, индуизмом, даосизмом, а так же другие системы, рассматривающие занятия боевыми искусствами главным образом как психофизический тренинг, направленный на достижение гармонии тела и духа. Противник здесь трактуется как партнёр и помощник, способствующий раскрытию чего-то внутри себя. К этому направлению можно отнести айкидо. Здесь соревнования отсутствуют по этическим причинам, т.к. занятия не преследуют цели доказательства своего физического превосходства окружающим.

К третьей группе относятся прикладные направления боевых искусств, связанные с обучением войск или каких-то элитных групп, будь-то дворянская молодежь, телохранители царя, президента или специальные подразделения силовых структур. Здесь противника обязательно нужно убить или надолго вывести из строя. Поэтому единоборства прикладного направления правил не признают, противник, как правило, превосходит в количестве, силе и вооружении. Схватка происходит неожиданно, без ограничения времени и пауз для отдыха, в любом месте, в любую погоду, при любом освещении, в любой одежде и обуви, в условиях реального боя, где ставкой является жизнь. Здесь большое внимание уделяется работе с оружием и с любыми предметами, способными его заменить.

В соответствии с целями и задачами прикладные единоборства можно условно разделить на стили ограниченного и тотального боя.

К числу стилей ограниченного боя можно отнести те из них, где учат нейтрализовать противника, не уничтожая его и даже, по возможности, не причиняя тяжких телесных повреждений. Эти стили используются сотрудниками органов правопорядка, государственной безопасности и охраны. К ним относятся боевое самбо и дзюдо, джиу-джитцу (дзю-дзюцу), хапкидо, циньна. Здесь иногда практикуются учебные соревнования.

К тотальным стилям относятся те, чья цель наиболее быстрое, эффективное и надежное выведение противника из строя. В основном это армейские системы рукопашного боя, одной из лучших среди них является система А.А. Кадочникова. Здесь соревнования в принципе не возможны, т.к. цель рукопашного боя - уничтожение или серьёзное травмирование противника. Цель- выживание, средство - бой (т.е. проще говоря, единственное применение в полном объёме возможно только во время боевых действий против врага в условиях войны).

Разобравшись с различными направлениями единоборств, нам осталось только определиться

Чего мы хотим добиться от занятий боевыми искусствами?

Если вы мечтаете о славе, чемпионатах, медалях, фанфарах, цветах, фанатах и поклонницах? Если вы хотите в результате длительных тренировок улучшить свою физическую подготовку и доказать окружающим, удовлетворив свое самолюбие и тщеславие, любой ценой (может быть даже ценой потери своего здоровья) что вы самый крутой в своей весовой категории, своем виде спорта? Если вы решили зарабатывать себе на жизнь в профессиональном спорте? Тогда вам необходимо обратится к одной из школ игрового направления.

Если же природа не наделила вас выдающимися физическими данными, и если тяга у вас не к спорту, а к другим областям человеческой деятельности. Если вы уже созрели до понятия о приоритете ценности вашего здоровья над так быстро ускользающей спортивной славой. Если вы поняли, что Шварценеггером вам не стать по своим наследственным данным или в силу других причин, а в трудную минуту все же хочется быть мужчиной и не терять свое человеческое достоинство. Если вы хотите научиться с честью выходить из любой экстремальной ситуации и целью ставите не победу над противником для удовлетворения собственного тщеславия, а собственное выживание и жизнь близких вам людей, и что бы наградой вам были не медали, а жизнь, то вам необходимо найти прикладную, боевую систему.

После многих лет занятиями самбо, дзюдо, каратэ, знакомства с кунгфу и ушу я, как и многие отечественные фанаты восточных боевых искусств, видевшие недостатки эффективности применения отдельной системы в реальных условиях, пытался придумать некий симбиоз разных восточных школ и направлений. Но мне повезло. Судьба свела меня с системой рукопашного боя А.А. Кадочникова. Прошло много лет, а первая встреча с системой чётко стоит перед глазами. Впервые, я услышал о ней от своего друга, который приехал со сборов начфизов частей и восторженно рассказывал нам об увиденной там новой системе рукопашного боя, об удивительном человеке Алексее Алексеевиче Кадочникове, о его необычных приёмах, позволяющих ему, человеку со средними физическими данными, легко управлять огромным верзилой каратистом, доводя его в бессильной ярости почти до слёз. Но это всё были эмоции. А через несколько месяцев к нам в часть приезжает служить один из учеников Алексея Алексеевича Кадочникова. Мы в тот же день пригласили его к себе на тренировку, чтобы самим разобраться, в том, что это за система. Собралась группа энтузиастов, у каждого за плечами годы серьёзных тренировок разными восточными единоборствами. Все, как положено, в кимоно, босиком. Ждём. И вот он появляется на тренировке в полевой форме, под ремень, в сапогах. Мы так и ахнули, что это за форма для занятий? Потом пошли вопросы: "Покажи как у вас...?", "А если я вот так…?", " А если...?" И на каждый вопрос был получен "конкретный" ответ. Быстро мы ощутили преимущества сапога над голой ногой, оказалось что палка или нож намного опаснее для самого нападающего. Поразила необычайная простота движений, мягкость встречи удара и неожиданная жёсткость контратакующих действий, не оставляющая никаких шансов на защиту. Впечатления от первого занятия: "Система очень эффективная, но всё это очень больно". После знакомства с системой рукопашного боя А.А. Кадочникова, увидев её совершенство и эффективность, я оставил мысли о создании своей системы и потерял интерес к восточным единоборствам. Да и зачем изобретать велосипед, когда вот он, само совершенство. Было с чем сравнивать: в каратэ тренировки - это напряжение, пот, постоянное преодоление себя, бесконечные повторения движений …, а здесь во время тренировки душа поёт, радуется, ты как бы растворяешься или паришь…Потом были встречи в Краснодаре с самим патриархом "русского стиля" рукопашного боя Алексеем Алексеевичем Кадочниковым, с его учениками…

Для меня система рукопашного боя А.А. Кадочникова - это прежде всего гармония движения. Причём это гармония внутреннего состояния (что позволяет работать в четверть силы, избегая перенапряжений). Это гармония взаимодействия с нападающим (что гарантирует адекватные ответные действия). Это гармония движений (что всегда вызывает чувство радости и лёгкости). Это психологическая гармония (обеспечивается уверенностью в своих силах и готовностью к любым неожиданностям). Это гармония жизни в окружающем мире (позволяет ощущать себя неразрывной частичкой окружающей нас действительности, позволяет не выживать, а жить здесь и сейчас, полноценно жить даже в самых экстремальных условиях). Систему рукопашного боя А.А. Кадочникова можно сравнить с танцем, который танцуют не ремесленники, а настоящие мастера, у которых ни один танец не похож на другой, потому что они не танцуют, а живут в танце в данный момент времени.

ОТЛИЧИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ

Здесь я не собираюсь полемизировать с бытующим среди приверженцев восточных школ мнением, что "Русский стиль" - это просто одна из восточных школ. Те кто прикоснулся к системе рукопашного боя А.А. Кадочникова смогли ощутить и оценить её своеобразие и непохожесть на восточные школы и по рисунку движений и по внутреннему энергетическому содержанию. В чём же отличие отечественных и восточных единоборств?

Во-первых, у славянских народов и у восточных народов различное мировоззрение, нравственные ценности, характер, что накладывает отпечаток на поведенческие реакции в бою, на стратегию, тактику и рисунок боя.

Во-вторых, антропометрические особенности славянских народов отличаются от антропометрических особенностей восточных народов соотношением длины ног и туловища: у славян оно 1:2 , а у восточных народов - 1:1,5. Поэтому у славян удары ногами в основном наносились ниже пояса, хотя не исключались удары в голову, а удары руками в основном наносились от пояса и выше. Кроме того, у славян больше масса тела и сила мышц, чем у представителей восточных народов, поэтому у них нет необходимости развивать широкие амплитуды ударных движений, т.к. и при малой амплитуде удары достаточной для поражения противника силы.

Кроме того, задачи и направленность отечественных и восточных единоборств различны. Любые национальные системы единоборств вырабатывают не только определённые формы движений, но и пропагандируют свою национальную религию, историю, мировосприятие и культуру. Но подавляющее большинство занимающихся восточными единоборствами усваивают лишь техническую составляющую, не принимая чуждый их национальному самосознанию духовный аспект. Занятия в этом случае превращаются в простое подражание, в формальные физические упражнения. Они не способствуют духовному развитию личности, а значит не способствуют и реализации главных жизненных целей. Лишь единицы для освоения в совершенстве той или иной восточной системы, принимают буддизм, даосизм, изучают китайский, японский или другой язык, литературу, каллиграфию и т.п.

Но зачем же нам, русским людям, становиться китайцами или японцами?

РУССКОЕ БОЕВОЕ ИСКУССТВО

"Там русский дух…там Русью пахнет"

А.С.Пушкин

Да, в восточных единоборствах привлекает завораживающая таинственность обрядов, интригует необычность восточной одежды, разноцветье поясов, экзотичность команд и названий, босые ноги и набитые кулаки, не отпугивает даже и жесткость дисциплины. Привлекают в восточных единоборствах и динамичность движений, больше напоминающих ритуальный танец и поведение животных, птиц и насекомых. Все это очень эффективно смотрится в спортивном зале, на цирковой арене, в кино. Однако трудно представить все это на льду или на снегу, в толчее метро или в кабине лифта.

Да, всей этой экзотики нет в отечественных боевых системах. Занятия проводятся в привычной повседневной одежде и не на мягком татами, а на асфальте или земле.. И все же стоит отказаться от внешней пестроты восточной экзотики для того, чтобы вернуться к своим истокам, окунуться в мир русской души. Чтобы понять, кем же на самом деле являемся мы, люди живущие на этой земле, для чего мы пришли в этот мир.

Согласно древним славянским традициям, целью жизни каждого человека является продолжение своего рода (не просто дать жизнь, но и воспитать настоящего человека) и собственное духовное совершенствование. Занятия отечественными боевыми искусствами - это один из путей духовного самосовершенствования. Эти занятия помогают достижению гармонии в жизни. Ведь, как учили наши мудрые предки, "для нормального гармоничного существования на Земле человек должен одновременно развивать Разум, Тело, Душу и Дух, а Совесть должна быть мерилом всех его созидательных деяний".

Сегодня каждый малыш расскажет вам о своих кумирах: Брюсе Ли, Шварценеггере, Сталоне, Чаке Норисе, Джеке Чане, Ван Даме, Сигале и т.д. Все эти американские, китайские и прочие заморские "чудо-богатыри" воспитывают у нас и наших детей преклонение перед грубой силой, отрицая духовность и нравственные ценности. А что мы сами, не говоря о наших детях, знаем о князе Святославе, разгромившем Хазарский Каганат, о поединщиках Кожемяке и Пересвете, о рязанском воеводе Евпатии Коловрате, о князе Александре Невском, разбившем тевтонских рыцарей, о Дмитрии Донском, победителе в Куликовской битве, о смоленском воеводе Шеине, изменившем ход русской истории, о выдающемся полководце генералисимусе Суворове, о флотоводцах адмиралах Ушакове и Нахимове, о гетмане Сагайдачном, о атаманах Наливайко и Болотникове, о героях Отечественной войны 1812г. генералах Барклай-де-Толли и Багратионе, о подвиге крейсера "Варяг", о русском богатыре Поддубном, о покорителе Арктики Папанине, о лётчиках Чкалове, Грицевце, Покрышкине, Маресьеве, о подводниках Маринеско и Лунине, о моряке-разведчике Леонове, о космонавте Гагарине и многих других героях? К сожалению мы почти ничего не знаем о них, о настоящей гордости и славе Руси.

Занятия же отечественными боевыми искусствами способны пробудить у занимающихся интерес к родной истории, культуре и традициям. Ведь не зная истории, невозможно разобраться происходящих сегодня событиях, нельзя предвидеть будущее.

"Тот кто контролирует прошлое, тот контролирует

будущее. Кто контролирует настоящее, тот

контролирует прошлое"

Джордж Оруєлл

Не зря с каждым годом растет у молодёжи интерес к отечественным единоборствам. В 2003 году заканчивается "лютая эпоха рыб", длившаяся 2164 года, характеризующаяся тотальной ложью и обманом, забвением родных традиций, подмены истинных духовных ценностей, чрезмерным увлечением материальными благами. В 2003 году начинается светлая "эпоха водолея", эпоха "возрождения" и надежд. Для неё характерны гармония и справедливость, восстановление заветов предков, своей истории, приоритетом духовности.

Наш народ имеет славную многовековую историю, культуру, ратные традиции. Мы можем гордиться нашими предками. Мы и наши потомки должны быть достойны славы наших предков. . "Древний русич ощущал себя средним звеном цепи, уходящей и в прошлое, и в будущее. Позади него во времени - навьи, то есть предки, благодаря которым он есть. Человек в ответе перед ними, их связывает одна кровь, один язык... Он в ответе перед теми, в кого перельется его кровь. Тронем одно звено цепи - замотаются звенья по обеим сторонам. А раз понятие рока отсутствует, значит, ты - главное действующее лицо истории. Именно от тебя, а не от чего-то или кого-то другого зависит, будет ли звено ладным и крепким или станет гнилым" ("Тризна" Русский рукопашный бой).

Сегодня уникальная боевая система рукопашного боя Алексея Алексеевича Кадочникова признана специалистами одной из эффективнейших систем мира. . За создание этой системы А.А. Кадочникову было присвоено звание член- корреспондента Академии естественных наук Российской Федерации, действительного члена Академии наук о Земле по отделению боевых искусств. Российским агенством по патентам и товарным знакам А.А.Кадочникову выдан патент на изобретение за №2159580 ("Способ А.А.Кадочникова самозащиты от нападения").

Основанная на древнерусских ратных традициях и обогащенная современными научными знаниями, система рукопашного боя, созданная Алексеем Алексеевичем Кадочниковым, является частью нашей истории и культуры, частью души нашего народа. И есть надежда, что благодаря Алексею Алексеевичу Кадочникову и другим таким же самоотверженным людям, посвятившим свою жизнь служению отечеству, не станем мы и наши дети "безродными Иванами", не помнящими своей истории, стыдящимися своей Родины.

Система рукопашного боя А.А. Кадочникова создавалась как совершенное, эффективное оружие, предназначенное, прежде всего для защиты Отечества. Боец, овладевший этой системой, является обладателем очень мощного и грозного оружия, которое всегда будет при нём. Это налагает большую ответственность перед обществом. Общество должно быть гарантированно от случайного и необдуманного применения такого оружия. Вспомним: ведь во все времена и у всех народов были образы богатырей. В них каждый народ вкладывал свои лучшие духовные качества и идеалы. Формальными и случайными они быть не могли.

Для системы рукопашного боя А.А. Кадочникова, как и для древнерусской системы боевых искусств характерна особая духовность, она осенена светом гуманизма, пронизана высоким чувством патриотизма. В отличие от "западного" или "восточного" образа силы, русская сила никогда не противопоставляла себя обществу, напротив, она отождествляла себя с ним. Совесть - вот чем руководствовались в своих поступках древние русичи. Совесть - это чувство и сознание моральной ответственности за свои поступки перед самим собой, перед окружающими людьми, перед предками и потомками, это нравственные принципы, взгляды и убеждения. Совесть порождала справедливость, а для неё уже были необходимы мужество и сила. Через совесть шло и познание мира.

"…будьте чисты Душой и Духом,

и пусть чистая Совесть,

мерилом ваших деяний будет…

…а главой всех деяний становится Совесть…

Совести внемля, он ненавидит всё злое,

от этого Совесть становится крепкой,

и человек создаёт своё Счастье,

в Счастье и сам человек создаётся…"

Славяно-Арийские Веды

И ещё любовь. Огромное чувство любви всегда согревало душу и укрепляло дух русского воина. Чувство любви к себе - чувство собственного достоинства. Чувство любви к родным и близким, обществу в котором живёт - национальная гордость. Чувство любви к своей Земле и Родине - патриотизм. Чувство любви раскрепощает, окрыляет, раздвигает пределы наших возможностей, позволяет видеть мир во всех его проявлениях, делает нас более свободными, украшает нашу жизнь, придавая ей смысл. Любовь рождает безстрашие. Злость, ненависть сковывают, закрепощают человека, сужают огромный мир до размеров объекта ненависти, окрашивает все в чёрный цвет. Злость и ненависть рождают страх.

Сегодня все настолько перепутано, что многие не знают истинное значение слов, не понимают их смысловой нагрузки. А не ведая что говорят. Не ведают что творят. Но в глубине нашей души эти знания ещё не утрачены. Произнесите внятно эмоционально про себя или вслух любое слово и прислушайтесь к тем ощущениям, которые вызываются мимическими мышцами лица при произношении, к возникшим внутри вас чувствам и эмоциям. Положительные они или отрицательные? Ваши чувства вас не обманут. Произнесите слова "любовь", "русский", "злость". Что вы почувствовали?

Огромная заслуга А.А. Кадочникова перед Отечеством, не только в том, что он создал уникальную систему рукопашного боя, но в первую очередь в том что давая ей название, ввёл в обиход понятие "Русский стиль". У многих слово "русский" вызывает самые светлые чувства. И не зря, ведь слова "русский", "Русь" произошли от древнеарийских слов "раса" (в значении "белый") и "Рассения" (в значении "территория, по которой расселились белые народы") и сопряжены с санскритским словом raca и общеславянским и древнерусским "русый" со смыслом "светлый". "Русь", по Далю, означает "мир", "бел-свет". В словаре Даля есть даже слово "светорусье" означающее "русский мир, земля"; "белый, вольный свет на руси". Есть определённые силы, которые очень негативно относятся к понятию "русский". С одной стороны слова "русский", "Русский стиль" вызывают у них резкое неприятие, злобу, страх, ненависть: "Почему "Русский стиль"? Зачем "Русский стиль"? "Пусть будет любой, только не русский". С другой стороны, видя тягу молодёжи к своим национальным корням, они стремятся подменить, дискредитировать само понятие "русский", создавая в обществе к нему негативное отношение. Вдумайтесь как далеки от "русского духа" такие понятия как: "новые русские", "Русский дом селенга", "Русское радио", "Русский шансон" и т.д. Нам внушают что "русский" - это лентяй, "русский" - это пьяница, "русский" - это вор, все русское - плохое и т.п., но все это ложь.

Сегодня "Русский стиль", объединяя все направления отечественных единоборств, заставляет их последователей искать свои исторические, культурные и духовные корни, разбираться в значении таких понятий как: "русский", "русский дух", "русская душа". На просторах бывшего СССР десятки тысяч приверженцев искусства рукопашного боя "Русский стиль" определяют его как систему познания самого себя и окружающего мира на основе достижений науки, осознания национальной культуры и традиций посредством занятий рукопашным боем в русском духе, с целью реального взаимодействия с окружающей средой, как искусство жить в агрессивной среде, как средство восстановления утраченной связи между прошлым, настоящим и будущим. Очень здорово понятию "русский дал определение поэт:

"Жить для Отечества, вот бытие одно;

Нам счастье от небес в нём истинно дано.

Мечтатель говорит: "Я гражданин вселенной",

А русский: "Край родной вселенная моя".

Мила своя страна душе благожеланной;

Ей мысли, ей душа посвящена твоя."

1808г. С.Н. Глинка

Занятия отечественными видами боевых искусств, способствуют, в первую очередь, духовному развитию занимающихся. Только мощное духовное наследие наших предков способно превратить любую отечественную систему рукопашного боя в действительно грозное и непобедимое оружие, придать ей неповторимый национальный колорит и оригинальность. Без духовного наполнения любая, даже самая совершенная, система рукопашного боя обречена на превращение в спорт.

ИСТОРИЯ РУССКОГО РУКОПАШНОГО БОЯ

Хотелось бы сразу определиться, что под понятием "русское" подразумевается боевое искусство, родившееся на нашей земле, вобравшее в себя обычаи, религиозные и культурные традиции наших предков, уходящее своими корнями в глубь веков, задолго до того когда Киевская Русь объединяла восточных славян, нынешних россиян, украинцев и белорусов, в единую русскую народность. Зародившись, как средство необходимой самозащиты свободолюбивого народа, искусство рукопашного боя совершенствовалось в боевых княжеских дружинах, прошло закалку Ледового побоища и Куликовской битвы. Большой вклад в развитие техники и тактики рукопашного боя внесли Запорожские казаки. После разгрома Запорожской Сечи из бывших казаков сформировали Черноморское казачье войско, которое после русско-турецкой войны переселили на Кубань. В кубанских пластунских частях, а в последствии и во всех пластунских подразделениях русской армии, сохранялись и развивались боевые искусства запорожских казаков. Внесли свой вклад в развитие и сохранение рукопашного боя все казачьи формирования, выполнявшие в дореволюционной России в мирное время пограничные функции, а в военное время составляющие лучшие подразделения армии.

После революции искусство русского рукопашного боя, частично ушло за границу с эмигрировавшими офицерами и пополнило арсеналы иностранных спецслужб, частично стало культивироваться только в кругу семьи, как в роду Голицыных, частично попало во время репрессий в криминальную среду, частично стало служить Советской власти в органах госбезопасности и милиции, а частично было утеряно и только его отдельные элементы сохранились в танцевальном фольклоре.

Огромный вклад в возрождение отечественной системы рукопашного боя внесли создатели советской школы самообороны без оружия В. С. Ощепков, В. А. Спиридонов, Н. Н. Ознобишин. И хотя они пошли тем же путем, которым шли восточные мастера, создавшие свои школы единоборств, обобщая, совершенствуя и, обязательно, для придания самобытности, немного видоизменяя ранее изученные ими виды единоборств. Основатели боевого самбо не стремились каждый создать свою собственную школу, присвоить ей своё имя, так как и система, создаваемая ими, была собирательной: из сохранившегося русского боевого искусства и лучших элементов боевых систем востока и запада. Да и время тогда было, наверное, слишком коллективное, когда думали больше об общем деле, чем о себе. Но если восточные мастера, создав свой стиль для себя и под себя, в дальнейшем через своих учеников создавали школу. Советские мастера вместе со своими учениками создавали боевые системы, которые в полной мере отвечали поставленным общественным целям. Так Василий Сергеевич Ощепков создал для армии уникальную систему рукопашного боя, Виктор Афанасьевич Спиридонов разработал систему самозащиты без оружия для НКВД и погранвойск, Нил Николаевич Ознобишин - для милиции. В то время ни одно государство в мире не обладало такими совершенными системами боя без оружия в своих силовых структурах, как Совектский Союз. В дальнейшем развивали отечественный рукопашный бой ученики Ощепкова В.С.- Сидоров, Галковский, Школьников, Харлампиев, Васильев, Симкин и ученики Спиридонова В.А.- Давыдов, Саломатин, Волков. Система рукопашного боя, созданная нашими мастерами, успешно выдержала испытания Великой Отечественной войны и по праву заняла достойное место в ряду лучших боевых систем мира.

Какова же заслуга Алексея Алексеевича Кадочникова в развитии отечественного искусства рукопашного боя? Что собой представляет система рукопашного боя А. А. Кадочникова, в чем её отличие от других систем и видов единоборств?

Алексей Алексеевич Кадочников создал совершенно новый современный стиль рукопашного боя, являющийся частью системы выживания, основанный на современных знаниях таких наук, как анатомия, физиология, механика, биомеханика, системотехника, инженерная психология и эргономика, отвечающий требованиям развития современного общества. Рукопашный бой по системе А.А.Кадочникова- это способ раскрытия и реализации своих потенциальных возможностей. Он помогает развивать и совершенствовать резервы тела и сознания, работать в соответствии со своими функциональными возможностями в данное время и в данном месте. Система учит жизни через знание и предвидение, учит, как не попадать в критические ситуации, учит умению управлять внешними силами при попадании в критические ситуации, а не сопротивлению им. В программу подготовки по системе входит изучение многих дисциплин - истории, философии, анатомии, физиологии, физики, биомеханики, географии, медицины и др., казалось напрямую не связанных с рукопашным боем (Рис.1).

Алексей Алексеевич Кадочников представил взаимоотношения в рукопашном поединке "человек-человек", как взаимоотношение в системе "человек-машина". В нескольких словах это можно пояснить следующим образом: взаимодействие человека и машины существует на протяжении всего существования человечества, начавшись с простых элементов, таких как работа каменным топором, палкой в качестве рычага, в настоящее время достигло уровня совершения высокотехнологичных операций. Результаты исследований современной науки позволяют определить законы, по которым осуществляются взаимодействия в системе "человек-машина". Но человек та же машина. А правильнее, наверное, будет сказать, что машины всегда создавались по образу и подобию человека. Человек обладает собственным источником энергии, рычагами и сочленениями. Значит законы, характерные для взаимодействий "человек-машина" и "машина-машина", применимы и для взаимодействия "человек-человек". Все многообразие этих законов охватывается и изучается системой знаний, собранной и систематизированной Алексеем Алексеевичем Кадочниковым. Другими словами, рукопашную схватку можно представить как взаимодействие двух механизмов, имеющих по 258 степеней свободы и позволяющих им осуществлять маневры в пространстве.

Взаимодействие этих механизмов подчиняются определенным законам механики и психологии. Законы механики и рукопашного боя, воплощенные в технику рукопашного боя полностью видоизменили и наполнили новым смыслом и содержанием взятую за основу систему боевого самбо. На смену строго определенным приемам пришли рациональные, уступающие эффектностью, но намного превосходящие своей эффективностью, гармоничные движения.
Попробуем сформулировать определение рукопашного боя.
В основе техники рукопашного боя системы Кадочникова лежит знание механики человеческого тела, умение применять законы биомеханики для управления своим телом и телом противника, используя его собственную инерцию и силу, вкладываемую им в удар. Система - есть алгоритм универсальных движений, основанных на прочных знаниях биомеханики движений, научное обоснование которых сделано Н.А.Бернштейном.

В связи с тем, что данная работа является введением в рукопашный бой по системе А.А. Кадочникова в ней не предусматривалось размещение техники самого рукопашного боя. Описание в книге техники любого единоборства - это довольно трудная задача. А теперь представьте насколько усложняется задача, если в данной технике (как в системе А.А. Кадочникова) вообще отсутствуют приёмы, работа строится исходя из принципов и законов. Да и разве по книжке или по фильму возможно изучить какую-либо технику? Её возможно освоить только под руководством грамотного тренера. Для успешного обучения по системе А.А. Кадочникова требуются знания основ физики, анатомии, биомеханики, психологии и многих других дисциплин, каждая из которых является серьёзной наукой. Поэтому в помощь обучающимся хотелось бы представить отдельные положения некоторых дисциплин, которые смогли бы послужить первоначальной теоретической базой для овладения практическими навыками. В то же время при освоении техники рукопашного боя по системе А.А. Кадочникова у обучаемых возникают проблемы с правильным пониманием терминологии используемой тренером при обучении. Попробуем определиться в основных понятиях.

Читая статьи о древнем мире и о том, в каких условиях повышенной опасности жили первые люди, невольно проводишь аналогию с тем, что мы имеем сейчас.

К сожалению, мы не можем похвастаться безопасным существованием. В современном мире появилось гораздо больше угроз жизни человека, нежели в тот далекий каменный век.

Узкие темные улочки современного города, подобно диким джунглям, становятся местом потенциальной опасности и угроз. В связи с таким положением вещей человек задумывается о том, что неплохо было бы уметь самому себя защитить и обращается к профессионалам рукопашного боя с просьбой обучить его приемам самообороны.

Что это за система

Русский или советский рукопашный бой по-другому именуют системой Кадочникова. Это уникальные единоборства, сочетающие в себе борьбу двух соперников и психологию выживания в сложившейся сложной и, порой, даже экстремальной ситуации.

Стоит отметить, что родоначальником этой системы был В.А.Спиридонов, а Кадочников систематизировал накопленные знания по самообороне и внес очень важные дополнения.

Цель системы – сформировать бойца, готового к любой ситуации и способного найти выход, в какие бы тяжелые условия он не попал. Основа системы — обычная физика и математика, знание которых приведет к быстрой победе и весомому преимуществу над противником.

Особенности

Система самообороны Кадочникова – это не просто рукопашный бой, это совокупность знаний, позволяющих человеку выживать в экстремальных условиях. Эта техника боя не только делает из человека отличного бойца, но и воспитывает в нем психологическое
равновесие, человек по-иному смотрит на жизнь, принимает верные решения, умеет анализировать ситуации.

Человек начинает сам видеть свое превосходство над другими, но он никогда не позволит себе говорить об этом открыто. Боец по Кадочникову сдержан и рассудителен, хитер и ловок. Он способен управлять соперником.

Достичь такого понимания жизни и отношения к себе становится возможным, благодаря особой схеме обучения в самообороне Кадочникова, которая отсутствует в других боевых искусствах:

  1. Самооборона Кадочникова позволяет не растрачивать силы, а экономить их в каждом движении. Но система построена так, что правильное использование силы противника для достижения своих целей позволяет человеку побеждать.
  2. Уроки не монотонны и не нужно заучивать определенных приёмов. Всё работает по принципу: «Повторяй удар, но в другом ключе».
  3. Немаловажно отсутствие соревновательного духа, так как этот вид боя нельзя назвать спортом, это скорее школа жизни.

Основная цель


Система проста, естественна и надежна. В ее основе лежат естественные движения и она доступна всем, вне зависимости от физической формы. Самооборона Кадочникова сочетает в себе множество различных приемов и техник боя.

Основная же мысль состоит в том, чтобы взять ситуацию под свой контроль, управлять противником и использовать его силу против него самого.

Самооборона Кадочникова – сравнительно новый вид боевого искусства, хранящий в себе мудрость наших предков и, одновременно, адаптацию и новейшие научные разработки.

Безусловно, система и дальше будет развиваться и становиться еще более усовершенствованной. Естественно для развития отечественного рукопашного боя нужна поддержка не только заинтересованных граждан и мастеров этого искусства, но и государства и силовых структур.

Если вы приняли решение обучиться приемам самообороны, если вы хотите научиться владеть собой и совершенствоваться, то мы советуем вам обратиться именно к системе самообороны, созданной Кадочниковым.
Смотрите видео об основах системы Кадочникова:

кл слова: Кадочников, рукопашный бой, русский стиль, книга8, САРБСК

Алексей Алексеевич Кадочников, Михаил Борисович Ингерлейб

Специальный армейский рукопашный бой (Система А. Кадочникова)
Часть I

Введение

1 Основные понятия
1.1. Сущность и классификация
1.1.1. Определения
1.1.2. Классификации признаки

________________________________________ _____________

Введение

Мир состоит из времени и пространства. В пространстве возникают все физические явления и жизнь проявляется комплексным. функционированием всех своих организмов в определенных условиях, обусловленных силами духовными, физическими, интеллектуальными.
А раз человек есть психо-био-механическая система, высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры в соответствующей фазе развития биологической, генетической и социальной, то он в жизни проявляется как феномен, миф, теоретик, философ, практик, творец, профессионал со своими искусством, религией, психологией, педагогикой.
В данной книге рассматриваются научные основы и технические примеры системы выживания человека, которая стала известна широкому читателю под названием «система Кадочникова». В среде профессионалов за рукопашным боем описываемого стиля прочно закрепилось название «русский стиль рукопашного боя», и это уже само по себе является высочайшей объективной оценкой.
Данная система — не просто система рукопашного боя. В составе системы выживания человека рукопашный бой составляет всего лишь один из ее функциональных элементов, выступает как раздел личной техники безопасности. С другой стороны, в рамках данной системы рукопашный бой представляет собой наиболее яркую и образную модель всех экстремальных ситуаций, которые могут возникнуть в жизни человека и угрожать целям его выживания.
Современная цивилизация наряду с целым рядом экономических, технических и иных достижений для блага человека и общества породила также и неблагоприятные явления, оказывающие вредные воздействия на жизнь человека. К этим явлениям относятся различные травмы, в результате которых резко снизился процентный состав здоровых людей, изменение экологической и социальной обстановки в нашей стране. Система выживания человека рассматривает возможность сохранения жизнедеятельности с учетом всех неблагоприятных факторов.
Обратите внимание на следующие цифры, показывающие, сколько человек погибает в год в России вследствие чрезвычайных ситуаций:
- в походах и экспедициях — 250-300;
- при землетрясениях, наводнениях — 500-800;
- в техногенных катастрофах — 1000-1500;
- на воде — 9 000-12 000;
- в авариях на транспорте — 40 000-45 000;
- в криминальных происшествиях — 30 000-32 000;
- в результате самоубийств — 55 000-65 000 (!);
- при прочих обстоятельствах — 3 000-6 000.
Итого, ежегодно в России в результате несчастных случаев и чрезвычайных ситуаций погибают около 140-150 тысяч.
Число раненых можно оценивать как 1:10, то есть на порядок выше. Прибавим к этому инфаркты и инсульты (статистические данные по ним не поддаются реальной оценке), которые можно считать прямым следствием социальных экстремальных ситуаций. Цифра поражает воображение!
Не вдаваясь в статистику других стран, можно смело констатировать: в этой области мы тоже прочно «впереди планеты всей» и около 1 % населения уходит из жизни в результате гибели в чрезвычайных ситуациях. Если же сравнить эту цифру с «результатом» афганской войны — примерно 2 % погибших от всего контингента, прошедшего через боевые действия, — то итог получится совершенно потрясающий: наша повседневная жизнь по сравнению с боевыми действиями менее опасна «всего» в 2 раза! И на этом фоне наше общество, наверное, наиболее пренебрежительно относится к проблеме обучения действиям в чрезвычайных ситуациях!
Следует учесть, что реальные экстремальные условия зачастую представляют собой синтез нескольких сред. Какая из них будет определяющей — вопрос непредсказуемый! Подготовить же человека ко всем прогнозируемым условиям сразу абсолютно нереально. Поэтому, начиная подготовку человека к активному действию, невозможно и даже преступно определять сферу занятий человека, соответственно среду и разрабатывать специальное, узкоспецифическое снаряжение. Готовить надо к существованию во всех средах, изучать и выделять принципы выживания, единые для всех сред.
Главным постулатом выживания, то есть живучести, есть обязанность, возможность и необходимость сохранения здоровья, сил, жизни для решения более значимых задач.
Сегодня никто из нас не застрахован от катастроф, происшествий, физического или психологического нападения в общественном месте, транспорте и даже дома, когда здоровье и жизнь могут оказаться под угрозой.

Ежедневно из средств массовой информации мы узнаем об убийствах, грабежах, кражах, насилии, различных происшествиях. Жертвами преступлений становятся не только «сильные мира сего», но все чаще и чаще рядовые граждане. В подобных ситуациях каждый должен использовать любой шанс, чтобы выжить.
Чтобы предупредить опасность или хотя бы свести к минимуму ее возможные последствия, в настоящее время, пожалуй, как никогда раньше, важно знать и уметь применять эффективные средства самозащиты. Стержнем этих средств становится система самозащиты от экологических и техногенных катастроф, экономического хаоса в стране, психологических расстройств, болезней и травм и т. д.
Система помогает развивать и совершенствовать резервы тела и сознания, работать в соответствии со своими функциональными возможностями в данное время и в данном месте.
Система учит жизни через знание и предвидение, учит, как не попадать в критические ситуации, а при возникновении таковых — учит умению управлять внешними силами и использовать их в собственных целях.
По своей сути она является логическим продолжением системы подготовки российских воинов, позволявшей успешно преодолевать экстремальные ситуации военного времени.
16 февраля 2001 г. Правительством Российской Федерации утверждена «Государственная программа патриотического воспитания граждан РФ на 2001-2005 г.». Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
Описываемая в книге система направлена на реализацию данных государственных актов и действует в соответствии с «Концепцией государственной безопасности РФ», постановлением Правительства РФ «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». Распространение и дальнейшее развитие системы опирается на поддержку Правительства РФ.
Основываясь на целостном восприятии мира и человека как частицы этого мира, знаниях законов биомеханики, анатомии, физиологии, психологии, «Система выживания человека» позволяет добиваться в каждой двигательной задаче максимального результата при минимальных затратах энергии, что отвечает чаяниям среднестатистического россиянина.
Часть I. Наука рукопашного боя

1 Основные понятия

Мы не призваны заимствовать духовную культуру у других народов или подражать им. Мы призваны творить свое и по-своему, русское по-русски.
Иван Ильин

1.1. Сущность и классификация

Задумаемся над тем, что же в современном мире представляет собой, что значит «... русский бой удалый, наш рукопашный бой». Кое-кто считает рукопашный бой видом спорта; немало тех, кто полагает, что это не что иное как увлечение, забава, просто хобби. Лишь немногие приверженцы рукопашного боя уверены в том, что он является одной из ветвей боевого искусства. Именно искусства! Ведь как бы то ни было, основой рукопашного боя является искусство владения собственным телом, искусство не менее благородное, чем искусство балета, художественной и спортивной гимнастики и акробатики...
В повседневной жизни каждому из нас, к счастью, не так часто приходится сталкиваться с опасностью для жизни и здоровья, будь то на улице или дома. А если такое случается, обычно думают, что главную роль в обеспечении личной безопасности играют так называемые технические средства, например, газовый пистолет или газовый баллончик, различные электрошоковые устройства. При этом мало кто задумывается об умении защитить себя, будучи безоружным, только за счет умения владеть собственным телом. В формирование этого ошибочного мнения вносит свою лепту и кинематограф и средства массовой информации, нещадно эксплуатирующие малопривлекательный образ носителей этого искусства.
Причины этого лежат достаточно глубоко, но складывается впечатление, что комплекс перечисленных факторов является одной из основных причин упрощенного взгляда нашего современника на рукопашный бой. Он делает это, скорее всего, неосознанно, в соответствии с субъективными представлениями о месте рукопашного боя в своей обыденной жизни. В конечном счете, сказанное, хотим мы этого или не хотим, порождает искаженное представление о рукопашном бое.
В действительности рукопашный бой объективно является элементом вооруженной борьбы, еще точнее — разновидностью ближнего боя. Необходимость в рукопашной схватке возникает в реальной обстановке боя, например, в случае отказа (неисправности) оружия или при «работе» на дистанциях, неприемлемых для огневого контакта.
Должно быть достаточно очевидно, что коль скоро в ходе ближнего боя может возникнуть необходимость в рукопашной схватке, это, естественно, обусловливает необходимость специальной профессионально-психологической подготовки воина. Однако было бы неверным думать, что комплекс проблем, связанных с изучением и постижением рукопашного боя, является непосредственной принадлежностью только воинского труда.
Поэтому, когда заходит разговор о рукопашном бое, сразу возникает целый ряд вопросов, требующих профессиональных и совершенно однозначных ответов: «Что такое рукопашный бой? В каких условиях обстановки он необходим, а при каких обстоятельствах — неизбежен? На каких дистанциях ведется? Каково психическое состояние человека в таком бою? Какие требования следует предъявлять к психологической подготовке воина?».
Ответы на поставленные вопросы читатель найдет в этой книге.
1.1.1. Определения

С древних времен до появления огнестрельного оружия бой как вооруженное столкновение воюющих сторон представлял собой рукопашную схватку воинов, вооруженных холодным оружием (мечом, кинжалом, копьем и пр.).
Словарь В. Даля так трактует понятие рукопашного боя: «Рукопашь, рукопашка, рукопашье, рукопашный бой — драка, схватка, ручной бой холодным оружием или дубинками и кулаками».
В Толковом словаре С. И. Ожегова издания 1955 года читаем: «Рукопашный бой — бой (схватка), производимый холодным оружием, штыками и прикладами».
Рукопашную схватку с применением штыка как холодного оружия и ружейного приклада называют штыковым боем. Штыковой бой начал развиваться во Франции в качестве одного из видов фехтования после изобретения штыка в 1676 году, а в войнах XVII-XIX веков считался главным видом ближнего боя.
Особенно большое значение штыковому бою придавал генералиссимус А. В. Суворов (1730-1800), при котором штыковая атака достигла верха совершенства. Штыковой бой развивался, как правило, на ограниченных участках местности, был непродолжительным, жестоким и кровопролитным.
С изобретением огнестрельного оружия появилась возможность нанесения урона противнику еще до начала рукопашной схватки, притом со значительного расстояния. Бой начинался с поражения противника огнем, затем следовали сближение и завершающая стадия боя — рукопашная схватка.
Сравнивая два вида оружия пехотного солдата, Суворов подчеркивал все преимущества штыка: «Стреляй редко, да метко, штыком коли крепко... Пуля — дура, а штык молодец!»
Такой взгляд основывался на реальной оценке оружия того времени, поскольку дальность, скорострельность и меткость стрельбы из гладкоствольного ружья были незначительны. Однако Суворов уже тогда не исключал применения в рукопашном бою «огневого контакта» при непосредственном соприкосновении с противником: «Береги пулю в дуле! Трое наскочат: первого заколи, второго застрели, третьему — штыком карачун».
С появлением автоматического оружия штыковой бой утратил свое прежнее значение. В современных условиях рукопашный бой может возникнуть при ведении боевых действий в стесненных условиях (в населенных пунктах, ночью, в лесу, в траншеях) и других экстремальных ситуациях.
Советская военная энциклопедия (том 1) дает такое определение: «Рукопашный бой — ближний бой, в котором противоборствующие стороны поражают друг друга, как правило, холодным оружием; применяется также огонь из ручного стрелкового оружия».
Но наиболее полное и точное определение, по нашему мнению, дано в Боевом уставе Сухопутных войск: «Рукопашный бой есть разновидность ближнего боя с применением противоборствующими сторонами приемов единоборств различными видами оружия, предметами снаряжения, подручными средствами, а также без них на дистанциях непосредственного соприкосновения с задачей поражения друг друга».

1.1.2. Классификации признаки

Рукопашный бой различают по составу участников, технической оснащенности, дистанции, разновидности действий и т. д. Одним из основных параметров рукопашного боя является дистанция. Рукопашная схватка начинается с дистанций, на которых гарантировано поражение противника оружием и любым из подручных средств. Дистанция выбирается в зависимости от тактики боя и технической оснащенности.
Известный специалист в области боевых единоборств 1920-30 годов Н. Н. Ознобишин выделял шесть дистанций рукопашного боя:
- на 4-6 шагов, в сфере действия пистолета, а также метания ножа, камня и др.;
- на 3-4 шага, в сфере действия большой саперной лопаты, трости или цепи;
- на 2-3 шага, в сфере действия ударов ступнями ног;
- на 1-2 шага, в сфере действия ударов кулаками и пальцами;
- на 1 шаг или вплотную без обхвата, в сфере ударов локтями, коленями, головой;
- вплотную с обхватом (это уже борьба, имеющая в основном силовой характер).
Сейчас эти дистанции рассматриваются в очень похожей формулировке, но формулируют их различие на основе эргономических знаний, которые дальше будут подробно объяснены.
В рукопашном бою принято различать ударные, контрударные и защитные и комбинированные действия. Это помогает разъяснить часто возникающую путаницу между понятиями «самооборона» и «рукопашный бой». Зачастую даже профессионалы не находят между ними принципиальной разницы. Однако рукопашный бой включает в себя не только способы защиты, но и приемы нападения. При этом защита может быть средством поражения, а нападение — средством защиты или ее логическим продолжением.
Как правило, рукопашный бой длится не более 1-1,5 минуты и начинается в стойке (когда противники сближаются), а заканчивается обычно на земле, если один из противников не был до этого действительно и гарантированно поражен.

) - создатель одной из наиболее известных российских систем рукопашного боя - «Системы Кадочникова».

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Самооборона и самазащита.Старов-Кадочников.15

    Самооборона и самазащита.Старов-Кадочников.4

    Самооборона и самазащита.Старов-Кадочников.14

    Субтитры

Биография

Алексей Алексеевич Кадочников родился 20 июля года в городе Одесса в семье кадрового офицера ВВС РККА . С 1939 года постоянно проживает в Краснодаре . С по годы проходил действительную военную службу в Вооружённых Силах СССР . После службы в период с года по апрель года работал в различных организациях и НИИ города Краснодара . В году заочно окончил . Работал заведующим лабораторией на кафедре механики Краснодарского высшего военного командно-инженерного училища ракетных войск (начальник кафедры - В. А. Чернолясов) с апреля года. Во время работы в училище разработал свой собственный способ выживания. Обучение способу самозащиты Кадочникова для гражданских лиц включает сокращённый комплекс технологий, позволяющих выживать в экстремальных ситуациях. С мая года по настоящее время работает ведущим специалистом -психологом войсковой части 62986.

Способ самозащиты Кадочникова

Теорию рукопашного боя Кадочников преподает с упором на знания физики, психологии и анатомии. В процессе обучения демонстрация какого-либо технического действия часто сопровождается объяснением физического закона или принципа, лежащего в его основе. Причём, не имея возможности «пропустить через себя» огромное количество своих последователей, основной упор он делает именно на теорию, а наработка действий в бою чаще всего остаётся самому занимающемуся. Собственно технические действия, или «приёмы», в работе Кадочникова отсутствуют. Лучше всего его работу с противником можно охарактеризовать как «управление»

Лица, не имеющие технического образования, имеющие расплывчатые представления о законах механики, часто не понимают, как Кадочникову удаётся делать то, что он делает. Пытаясь овладеть его навыками, они «переводят» их с языка науки на свой собственный, понятный им, сильно упрощённый язык. Именно по этой причине возникли и продолжают возникать те многочисленные «копии» Кадочникова, которые при всём своем пафосе не в состоянии обработать профессионально поставленный удар.

Авторский стиль рукопашного боя Кадочникова, говоря иначе, «Система Кадочникова», является объектом авторского права и запатентована автором в качестве «Способа Кадочникова А. А. самозащиты от нападения». При этом споры о том, что это − «Система Кадочникова» или «Стиль Кадочникова» − активно продолжаются. Предпосылки для дискуссий следующие: если это система, то она должна отвечать целому ряду признаков. Например, должен быть указан предмет системы, её составные части, и отличия от других аналогичных систем. Если это стиль, то это нечто другое. Новизна просматривается в разделе «нижняя акробатика». Основа стиля Кадочникова, по мнению многих специалистов боевых искусств, это заимствование из восточных единоборств, таких как Джиу-джитсу , Айкидо , Дзюдо и др. Почему слово «стиль» точнее передает смысл явления. Потому что отсутствует методика обучения и школа в научном понимании этого слова. А используются те же методы, приемы и техники, что и в других системах боевых искусств. Патентное Бюро пошло еще дальше, снизив уровень «школы Кадочникова» с системы и стиля до «способа», сведя таким образом понятие к «единичному».

Признание

А. А. Кадочников является автором 7 изобретений, ряда книг, брошюр и учебных фильмов. Награждён Бронзовой медалью ВДНХ (за научно-исследовательские работы), медалью «За плодотворную работу по развитию массового спорта на Кубани», золотой медалью «За выдающийся вклад в развитие культуры». В 1995 году (в честь 60-летия со дня рождения) Кадочников был награждён орденом Почёта , а начальник Генерального штаба Колесников лично вручил ему именные часы. В 2002 году Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Российской Федерации В. В. Путин объявил Кадочникову благодарность за образцовое выполнение воинского долга и самоотверженное служение Отечеству.

Книги

  • Кадочников А. А. Русский рукопашный бой. Научные основы.
  • Кадочников А. А. Мой взгляд на рукопашный бой.
  • Кадочников А. А. Психологическая подготовка к рукопашному бою.
  • Кадочников А. А., М. Б. Ингерлейб. Специальный армейский рукопашный бой. Система А. А. Кадочникова.
  • Кадочников А. А., Кадочников Ар. А. Русское боевое искусство.
  • Кадочников А. А. Боевая механика армейского рукопашного боя.
  • Кадочников А. А. Русский рукопашный бой в 10 уроках.
  • Кадочников А. А. Один на один с врагом: русская школа рукопашного боя.
  • Кадочников А. А. Наставления по армейскому рукопашному бою.
  • Кадочников А. А. Рукопашный бой.
  • Кадочников А. А. Школа армейского рукопашного боя.
  • Кадочников А., Липцер П., Травников А., Самозащита от А до Я. Ростов н/Д. Феникс.,2009., ISBN 5-222-09101-5 .
  • Кадочников А. А. Рукопашный бой российского спецназа.

Фильмы

Киностудия Министерства Обороны СССР. Один на один с врагом

Киностудия Министерства Обороны СССР. Летчик в рукопашном бою после приземления.

Учебные фильмы Русский Стиль - Система Кадочникова

Серия 0 (Введение)

Серия 1 (Базовые упражнения и элементы)

Серия 2 (Захваты. Освобождение от захватов)

Серия 3 (Удары. Защита от ударов)

Серия 4 (Работа против ножа. Холодное оружие)

Серия 5 (Работа с оружием)

Серия 6 (Работа с предметами)

Серия 7 (Основы скорострельной стрельбы)

Серия 8 (Самозащита в автомобиле)

Серия 9 (Рукопашный бой в сложных условиях)

Серия 10 (Нож в ближнем бою)