Краткая биография поэта игоря северянина. Северянин, Игорь – краткая биография

Игорь Северянин, настоящее имя Игорь Васильевич Лотарёв, (1887-1941) – русский поэт, творчество которого относится к Серебряному веку.

Детские и юные годы

Игорь появился на свет в городе Петербурге 16 мая 1887 года. Семья проживала на улице Гороховой в доме № 66. Его отец – Лотарёв Василий Петрович – капитан железнодорожного полка. Мама – Лотарёва Наталья Степановна – дочь дворянского предводителя из Курской губернии Шеншина Степана Сергеевича. Мать уже была один раз замужем, её первый супруг генерал-лейтенант Домонтович скончался. По материнской линии Игорь имел родственные связи с историком Карамзиным и поэтом Фетом.

Ранние детские годы будущего поэта прошли в Петербурге. Семья его была культурная, мать с отцом любили литературу и музыку, особенно оперную.

В 1896 году родители расстались, отец к тому времени вышел в отставку, и Игорь уехал с ним в Череповец. Там он в большей степени находился в имениях у тётушки Елизаветы Петровны или у дяди Михаила Петровича (это родные брат и сестра отца), потому что сам Василий Петрович Лотарёв уехал на Дальний Восток, ему предложили там работу в качестве коммерческого агента.

В Череповце Игорь отучился 4 класса в реальном училище. А в возрасте 16 лет поехал в Маньчжурию, где в городе Дальнем жил папа. Север оставил глубокий след в душе юноши, он был покорён его красотой и суровостью, вдохновлён на творчество и даже псевдоним свой потом взял – Северянин. Перед тем, как началась русско-японская война, скоропостижно скончался отец, и Игорь вернулся к матери в Петербург.

Творчество

Свои первые стихи Игорь написал, когда ему было 8 лет. В юности его вдохновляла на поэтические произведения Женечка Гуцан, он был безумно в неё влюблён, и поэзия этого периода в основном лирическая. Во время русско-японской войны в его стихах появились военно-патриотические нотки.

Вернувшись в Петербург в 1904 году, Игорь начал регулярно рассылать свои произведения в периодические издания, но всё время ему возвращали их обратно.

Пока в 1905 году всё-таки не напечатали одно стихотворение «Гибель Рюрика». Затем понемногу стали публиковать и другие его стихи. Поначалу он всё время подписывался разными псевдонимами:

  • Граф Евграф д’Аксанграф;
  • Игла;
  • Мимоза.

И лишь потом остановился на псевдониме Северянин.

В 1907 году он получил своё первое признание от поэта Фофанова, в 1911 году появление в мире российской поэзии Игоря Северянина приветствовал Брюсов.

С 1905 по 1912 годы вышло 35 поэтических сборников Игоря, издания в основном были провинциальными.

В 1913 году увидел свет его сборник «Громокипящий кубок», принёсший поэту славу. Игорь стал ездить по стране с поэтическими вечерами, которые пользовались невероятным успехом, ведь он, помимо таланта, обладал ещё непревзойдённым исполнительским даром. Борис Пастернак вспоминал, что в те времена на эстраде в декламации стихов могли соперничать между собою только два поэта – Маяковский и Северянин.

Игорь объездил пол-России – Минск и Кутаис, Вильно и Тифлис, Харьков и Баку, Екатеринослав и Ростов-на-Дону, Одессу, Екатеринодар и Симферополь. Он принял участие в 48 сборных поэтических концертах, 87 ещё дал лично.

«Король поэтов»

В 1912 году Игорь впервые побывал в эстонском посёлке Тойла, ему там очень понравилось, потом он проводил там почти каждое лето. В 1918 году тяжело заболела мама поэта, и он перевёз её в Тойлу. С поэтом уехала его гражданская жена Мария Волнянская (Домбровская).

Но через месяц Игорь был вынужден поехать в Москву на выборы «короля поэтов». В огромной аудитории политехнического института собралось много людей. Маяковский и Северянин читали свои стихи сами, между их поклонниками даже завязалась небольшая потасовка. Некоторые из поэтов не явились, их произведения исполняли артисты. «Королём поэтов» был избран Северянин, он обошёл ближайшего соперника Маяковского голосов на 30-40.

Эмиграция

Победителем среди всех российских поэтов он вернулся в Эстонию к жене и матери. Но вскоре заключили Брестский мир, и маленький прибалтийский посёлок Тойла был оккупирован немцами, Северянин оказался отрезанным от России.

Так началась для него вынужденная эмиграция, он больше никогда уже не смог побывать на родине. Поэт жил в Тойле безвыездно и продолжал писать.

Ему нравилось в этой маленькой деревеньке, тихо и уютно, он очень увлекался рыбалкой. Сам Игорь никогда не считал себя эмигрантом, он говорил о себе: «Я – дачник с 1918 года» . Он действительно был уверен, что Эстония и его проживание в ней, ─ всё это временно: закончатся революции и войны, он сможет спокойно вернуться в Петербург.

Со временем он смирился со своей участью, занялся переводами эстонской поэзии на русский язык и начал активно гастролировать по Европе.

Личная жизнь

Первой безумной любовью Игоря стала его кузина Лиза Лотарёва, она была старше мальчика на 5 лет. Каждое лето они проводили вместе на усадьбе в Череповце, были счастливыми, играли, беседовали, спорили. В возрасте 17 лет Елизавета вышла замуж, а Игорь был настолько травмирован этим событием, что в церкви на церемонии венчания ему даже стало плохо.

Настоящее, уже взрослое чувство, пришло к нему в 18 лет, когда Игорь познакомился с Гуцан Женечкой. Красивая, стройная с золотистыми кудрями девушка свела поэта с ума. Он придумал ей новое имя – Злата ─ и каждый день дарил стихи. Им не суждено было пожениться, но от этих отношений Женечка родила дочь Тамару, которую сам поэт впервые увидел лишь через 16 лет.

Мимолётных романов у Северянина было слишком много, так же, как и гражданских жён. С одной из них, Марией Волнянской, отношения были длительными, она уехала с ним в Эстонию, и первое время семья даже существовала там на её гонорары (Мария исполняла цыганские романсы). В 1921 году их гражданская семья распалась, Игорь официально обвенчался с Фелиссой Крутт, которая ради него поменяла веру с лютеранской на православную. В браке у них родился сын.

Однако даже официальный брак не стал поводом для того, чтобы Северянин перестал заводить любовниц. Жена знала прекрасно, что каждый его гастрольный тур заканчивался очередным бурным романом. Фелисса терпела до 1935 года и в конце концов выгнала Игоря из дома.

Последняя женщина, с которой жил поэт, была школьная учительница Вера Борисовна Коренди. С каждым годом Игорь всё сильнее болел, у него был туберкулёз. Скончался поэт 20 декабря 1941 года, его могила находится в Таллине.

Русский поэт (настоящие имя и фамилия — Игорь Васильевич Лотарев). Эстетизация салонно-городских мотивов, игра в романтический индивидуализм в сборниках "Громокипящий кубок" (1913), "Ананасы в шампанском" (1915). С 1918 жил в Эстонии. Автобиографический роман в стихах "Колокола собора чувств" (1925) и сборник сонетов "Медальоны" (1934) проникнуты любовью к родине, ностальгическим переживанием отторгнутовти от нее.

Биография

Родился 4 мая (16 н.с.) в Петербурге в семье отставного штабс-капитана — культурной семье, любившей литературу и музыку, особенно оперную ("одного Собинова я слышал не менее сорока раз"). С девяти лет мальчик писал стихи.

Юношеские годы провел в усадьбе "Сойволе" недалеко от Череповца, Новгородской губернии, где окончил четыре класса реального училища. Затем уехал с отцом в Порт Дальний. Север пробудил в душе будущего поэта вдохновение (отсюда его псевдоним — Северянин).

Вернувшись в 1904 к матери, жил у нее в Гатчине. Юный поэт рассылал по различным редакциям свои поэтические опыты, регулярно возвращавшиеся обратно. Однако в 1905 было опубликовано стихотворение "Гибель Рюрика", затем еще ряд отдельных стихотворений.

Первым поэтом, приветствовавшим появление Северянина в поэзии, был Фофанов (1907), вторым — Брюсов (1911). С 1905 по 1912 Северянин выпустил 35 поэтических сборников (в основном в провинциальных изданиях). Настоящая слава пришла к нему после выхода в свет сборника "Громкокипящий кубок"(1913). В том же году стал давать собственные поэзоконцерты, совершил первое турне по России вместе с Сологубом.

Затем последовали другие сборники стихов Северянина — "Златолира" (1914), "Ананасы в шампанском" (1915) и др., много раз переиздававшиеся. Вечера поэта проходили с огромным успехом, чему способствовал его исполнительский дар. Б. Пастернак вспоминал: "...на эстраде до революции соперником Маяковского был Игорь Северянин..."

Связи семьи Лотаревых с эстонским краем были давние: здесь учился отец поэта, его братья. Впервые Северянин посетил эти места (поселок Тойла) в 1912, затем часто отдыхал там в летние месяцы.

В 1918 перевез туда больную мать. Ненадолго заехав в Москву, где на вечере в Политехническом музее был избран "Королем поэтов", вернулся в Тойлу. Оккупация немцами Эстонии (в марте 1918), образование самостоятельной республики (1920) отрезали его от России. Он почти безвыездно жил в деревне со своей женой — поэтессой и переводчицей Фелиссой Круут.

Находясь в эмиграции, продолжал писать. Выпустил сборники стихов "Вервена"(1920), "Менестрель" (1921), роман в стихах "Падучая стремнина" и др. Издал антологию эстонской классической поэзии. Правительство Эстонии помогло Северянину, назначив субсидию. Последние годы ему жилось тяжело, одиноко.

Присоединение в 1940 Эстонии к Советскому Союзу пробудило в нем надежды на издание своих стихов, возможность поездки по стране. Болезнь помешала осуществлению не только этих планов, но даже отъезду из Эстонии, когда началась война.

Игорь Северянин (настоящее имя и фамилия Лотарев Игорь Васильевич; 1887-1941). Родился в Петербурге в семье офицера, по материнской линии был потомком Карамзина и дальним родственником Фета. Окончил реальное училище в г. Череповце, стихи сочинял с детства, первое стихотворение о русско-японской войне появилось в печати в 1905 в журнале «для солдат и нижних чинов» «Досуг и дело».

Юношеские опыты не привлекали внимания читателей и критики, и поэту пришлось издать более тридцати разных книжечек-брошюр за свой счет, рассылая их на отзыв в редакции журналов и именитым людям («Зарницы мысли», 1908; «Интуитивные краски», 1908; «Колье принцессы»; 1910; «Электрические стихи», 1910, и др.).

В 1909 Лев Толстой пришел в негодование от сборничка «Интуитивные краски» (великого старца возмутили строки: «Вонзите штопор в упругость пробки / И взоры женщин не будут робки») и обрушился на поэта с отповедью. «С легкой руки Толстого меня стали бранить все, кому не было лень. Журналы стали охотно печатать мои стихи, устроители благотворительных вечеров усиленно приглашали принять в них участие».

В 1911 вместе с поэтом Колимповым, сыном Фофанова, объявил себя создателем новой поэтической школы - эгофутуризма. В «Прологе эгофутуризма» (1911) он манифестировал: «Мы живы острым и мгновенным... и что ни слово, то сюрприз»; в его стихах самолюбование и самовосхваление принимали гипертрофированные - на грани пародии и пошлости - формы: «Я, гений Игорь Северянин, своей победой упоен».

Триумфальная слава пришла к поэту в 1913, после выхода сборника «Громокипящий кубок». Вскоре Игорь Северянин отказывается от участия в каких бы то ни было литературных объединениях, предпочитая не делить ни с кем лавры. Следующие сборники «Златолира», «Ананасы в шампанском», «Поэзоантракт» (1915) и др. не прибавили ничего нового в сложившийся облик салонно-будуарного поэта, разочаровали серьезных читателей, возлагавших на Северянина надежды обновления стихотворного языка, но закрепили за ним репутацию «кумира гимназисток».

В феврале 1918 в зале Политехнического музея Северянина избирают «королем поэтов» (к досаде его соперников - В. Маяковского, К. Бальмонта). В этом же году он уезжает в Эстонию и после провозглашения ее самостоятельным государством оказывается отрезанным от родины.

В годы эмиграции Северянин выпустил 17 книг, но читателей становилось все меньше, тиражи книг были мизерными, и даже они не расходились. Последние годы поэт провел в нужде и безвестности. Игорю Северянину принадлежат одни из самых известных строк в литературе русского рассеяния: «Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!»

Имя: Игорь Северянин (Игорь Лотарев)

Возраст: 54 года

Деятельность: поэт «Серебряного века»

Семейное положение: был женат

Игорь Северянин: биография

«Книги, написанные в Серебряном веке – это весь русский интеллектуальный багаж», – говорил журналист и педагог .

И с этим утверждением нельзя не согласиться, потому что время, пришедшее вслед за «золотым», подарило не только «Пощечину общественному вкусу», манифест, в котором кубофутуристы призывают «сбросить с парохода современности и », но и множество литературных течений и группировок.

Произведения, написанные в Серебряном веке, будоражат умы читателей и по сей день, а стихотворения , и цитируются не только взрослыми, но и молодежью. Стоит отметить и популярного поэта Игоря Северянина, который в буквальном смысле собирал на своих выступлениях целую толпу благодарных слушателей. Этот мастер пера знаком по стихотворениям «Ананасы в шампанском», «Это было у моря», «Я – гений», и т.д.

Детство и юность

Игорь Васильевич Лотарев (настоящая фамилия поэта) родился 4 (16) мая 1887 года в культурной столице России – Санкт-Петербурге. Будучи ребенком, Игорь рос в 66-м доме на Гороховой улице – центральной фешенебельной магистрали города. Будущий литературный деятель воспитывался в благополучной и состоятельной семье.


Его отец Василий Петрович, выходец из владимирских мещан, дослужился до высшего чина и стал командовать железнодорожным батальоном, а его супруга Наталья Степановна приходилась дальней родственницей поэту и была дочерью дворянина Степана Сергеевича Шеншина. Но, к сожалению, как это часто и бывает, родители маленького Игоря Лотарева решили пойти разными дорогами и подали на развод в 1896 году. Что стало камнем преткновения между Василием Петровичем и Натальей Степановной – доподлинно неизвестно.


Далее мальчик проживал в имении родственников, которое находилось в деревне Владимировке Череповецкого района. В Череповце юноша успел окончить только четыре класса реального училища, а затем, в 1904-м, переехал к отцу на северо-восток Китая. Но в том же году Лотарев-старший умирает, поэтому Игоря забирают обратно в Санкт-Петербург к матери.

Литература

Можно сказать, что Игорь Васильевич родился под счастливой звездой, ведь его литературный талант стал проявляться еще с самого детства. Когда Северянину исполнилось семь-восемь лет, он под влиянием любимого поэта Алексея Константиновича Толстого взялся за чернильницу и перо и начал сочинять стихи. С 1904 года Лотарев начинает регулярно печататься в журналах, надеясь получить отклик от редакторов, но его детские стихи особого эффекта на читателей не произвели.


Таким образом, на страницах литературных изданий красовались произведения молодого Игоря Лотарева, которые он подписывал нетривиальным псевдонимом «Граф Евграф д’Аксанграф». Но официальным стартом в своей творческой биографии Игорь Васильевич считал публикацию от 1905 года в журнале для солдат и народа «Досуг и дело».

Осенью 1907-го в Гатчине писатель познакомился с Константином Михайловичем Фофановым, которого считал своим предтечей и наставником. По слухам, этот день навсегда остался в памяти Лотарева, потому что Фофанов стал первым из поэтов, кто оценил его литературный талант и стал для Северянина путеводной звездой в безграничном мире литературных строк. Примерно в это же время Лотарев становится Игорем Северяниным. Примечательно то, что Северянин – это не фамилия, а второе имя, которое поэт считал своеобразным оберегом и мифологемой.

Далее Игорь Васильевич на собственные деньги издал 35 брошюр, которые позже планировал объединить в поэтический сборник под названием «Полное собрание сочинений». Одна из рукописей Северянина, благодаря писателю Ивану Федоровичу Наживину, попала в руки знаменитому . Ознакомившись с произведением «Хабанера II», автор романа «Война и мир» раскритиковал творчество Северянина в пух и прах.

«Чем занимаются, чем занимаются…И это – литература? Вокруг – виселицы, полчища безработных, убийства, невероятное пьянство, а у них – упругость пробки…», – отозвался о стихотворении русский классик.

Иван Федорович не промедлил отправить эту цитату во многие издания, поэтому со словами, сказанными Толстым, ознакомились многие любители поэзии и, собственно, сам Северянин. Но такая беспощадная критика не сломила талантливого представителя постмодернизма, а наоборот, пошла ему на руку. Ведь, как говорится, черный пиар – тоже пиар. Имя Игоря Васильевича стало известным, его бранили все, кому не лень. А журналы, жаждущие сенсации и наживы, охотно печатали рукописи Северянина на своих страницах.


Книга "Лирика Игоря Северянина"

В 1909 году вокруг писателя начал образовываться кружок поэтов, а в 1911-ом сложилось полноценное творческое объединение эгофутуристов. Для этого литературного течения были характерны неологизмы, рафинированность ощущений, культ личности и себялюбие, которое талантливые люди пытались выставить напоказ. Но основатель нового литературного движения пробыл в этом кружке недолго, в 1912 году Игорь Северянин обзавелся популярностью среди символистов и пустился в сольное плавание.

Стоит сказать, что отстранение автора «В августе» от эгофутуристов ознаменовалось скандалом: Константин Олимпов (сын Фофанова) оклеветал Игоря Васильевича в статье, к тому же между поэтами возникло разногласие - Олимпов во всеуслышание заявлял, что именно он, а не Северянин является создателем эгофутуризма.

«Находя миссию моего Эго-Футуризма выполненной, я желаю быть одиноким, считаю себя только поэтом, и этому я солнечно рад», – выразился Игорь Северянин в своем открытом письме.

В 1913 году писатель, запомнившийся современникам литературными брошюрками, издает свой первый сборник стихотворений под названием «Громокипящий кубок», который принес талантливому поэту всеобщее признание и славу. Такое экстравагантное название цикла было придумано Северяниным благодаря стихотворению «Весенняя гроза».

Эта книга состоит из четырех непохожих друг на друга разделов, где Игорь Северянин завуалированно доносит до любителей поэзии свои философские мысли. Основные тематики стихотворений Северянина – это красота природы и человеческие чувства.

Встретил сборник Северянина тепло и написал к нему мини-рецензию, где выразил бесконечную радость в связи с рождением нового поэта. В 1912 году Игорь Васильевич впервые выступил перед живой аудиторией, а через год принял участие в турне Федора Сологуба и разъезжал по городам России.


В биографии Северянина существуют как взлеты, так и сокрушительные падения. Но, основываясь на фактах, можно предположить, что Игорь Васильевич был человеком крепкой закалки. Например, когда он выступал перед любителями поэзии в Тифлисе, публика восприняла Северянина не как поэта, а как комика: людям было непривычно слышать чтение стихотворений нараспев (Игорь Васильевич это делал с особенной манерой), поэтому зрительский зал буквально задыхался от смеха.


Но уже на последующих выступлениях Северянина публика сначала взрывалась от громких аплодисментов, а потом затихала, внимая каждому слову Северянина. Позже у ног Игоря Васильевича оказывалось несчетное количество алых роз.

В 1915 году Северянин издает сборник «Розирис», куда вошло знаменитое стихотворение «Ананасы в шампанском». Поэт Вадим Баян говаривал, что, когда Владимир Маяковский был в гостях у Игоря Васильевича, он окунул кусочек тропического фрукта в искристый напиток. Северянин последовал примеру товарища, после чего у него родились первые строчки стихотворения.

В 1918 году из-за большевистского переворота Игорь Северянин, как и многие литературные деятели, был вынужден уехать из России в Эстонию. В годы эмиграции мастер слова издал несколько поэтических сборников: «Соловей», «Классические розы», «Вервэна», также написал романы в стихах, например, «Рояль Леандра (Lugne)», и создал утопию «Солнечный дикарь». Помимо прочего, Игорь Васильевич не только сочинял стихотворения, но и переводил эстонские произведения на русский язык.

Личная жизнь

Игорь Северянин снискал себе славу Казановы. И это неудивительно, ведь в жизни представителя поэзии Серебряного века было несчетное количество женщин, которым он воспевал дифирамбы. Но Игорь Васильевич не был легкомысленным мужчиной, который любил менять барышень как перчатки, просто в силу своей натуры он был чрезвычайно влюбчивым и окунался в страстные романы с головой.


Впервые стрела Купидона пронзила сердце Северянина, когда ему было 12 лет. Поэт влюбился в свою кузину, 17-летнюю Елизавету Лотареву, которая стала его музой и вдохновляла на творческие потуги. Когда Елизавете исполнилось 22 года, она вышла замуж. По слухам, на церемонии бракосочетания присутствовал и Северянин. Но сие торжественное событие сильно повлияло на юношу, поговаривают, что ему стало дурно прямо в церкви.


Когда гению литературы исполнилось 18 лет, на его жизненном пути встретилась Евгения Гуцан. Одарив златовласую девушку стихами, Игорь Северянин предложил Евгении пожить под одной крышей. Правда, их отношения продлились всего три недели. По неофициальной информации, от Северянина Гуцан родила девочку Тамару. Несмотря на столь непродолжительную совместную жизнь, Игорь Васильевич все время вспоминал девушку и посвящал ей сборники стихотворений.


В 1921 году поэт расстался со своей фиктивной женой Марией Васильевной Волнянской и сделал предложение руки и сердца Фелиссе Круут. Таким образом, дочь домовладельца Фелисса стала единственной законной супругой Игоря Северянина, которая терпела постоянные гастрольные романы одаренного поэта.

«А я от страсти гибну… Представляете ли себе меня способным пламенеть к одной пять лет? … Жена сначала этому не очень сочувствовала, но потом махнула рукой, ушла в себя, с презрительной иронией наблюдает теперь свысока и издали», – описывал в письме Игорь Северянин чувства к пассии Евдокии Штранделл.

После того как Игорь Васильевич начал вести любовную переписку с некой Верой Борисовной Коренди, терпению Фелиссы пришел конец, и она выгнала горе-супруга из дома. Вера Борисовна утверждала, что от Северянина у нее родилась дочь Валерия (первоначально записанная под иными отчеством и фамилией). Также у поэта родился сын Вакх Игоревич.

Смерть

Благодаря эпистолярному наследию, в котором Игорь Васильевич скрупулезно описывал товарищам свое физическое и душевное состояния, стало ясно, что эгофутурист страдал тяжелой формой туберкулеза. В 1940 году Северянин вместе с Верой Борисовной переехал в Пайде, центральную часть Эстонии, где Коренди предложили работу учителя.


В то время здоровье Игоря Васильевича резко ухудшилось. Далее мастер пера и возлюбленная переехали в Таллинн, где Северянин и скончался 20 декабря 1941 года от сердечного приступа. Похороны прошли скромно, Игорь Васильевич был предан земле на Александро-Невском кладбище.

Библиография

  • 1913 – «Громокипящий кубок»
  • 1914 – «Златолира»
  • 1915 – «Ананасы в шампанском»
  • 1915– 1918 – «Собрание поэз»»
  • 1918 – «За струнной изгородью лиры»
  • 1920 – «Вервэна»
  • 1921 – «Менестрель. Новейшие поэзы»
  • 1922 – «Миррэлия»
  • 1923 – «Соловей»
  • 1925 – «Роса оранжевого часа: Поэма детства в 3-х чч»
  • 1922–1930 – «Классические розы»
  • 1932 – «Адриатика. Лирика»
  • 1934 – «Медальоны»
  • 1935 – «Рояль Леандра (Lugne)»

Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) - один из выдающихся русских поэтов «Серебряного века». Годы его жизни: 1887-1941гг., родился в Петербурге в семье капитана железнодорожного батальона Василия Петровича и дочери предводителя дворянства Натальи Степановны Лопыревых. Детство будущего поэта проходило в Петербурге до тех пор, пока родители не расстались. После распада семьи Игорь жил у дяди в имении «Владимировка» под Череповцом нынешней Вологодской области, где сейчас и находится музей Игоря-Северянина (именно так, через дефис, он сам подписывал свои произведения).

В 1904 году, окончив 4 класса реального училища г.Череповца, Игорь Северянин уехал на Дальний Восток к отцу, в Манчжурию. Затем, в преддверии Русско-японской войны, он вернулся к матери в Петербург.

Публиковать свои произведения Игорь Северянин начал в 1904 году. Первыми опубликованными стихотворениями стали: «Гибель „Рюрика“, «Подвиг „Новика“, «К предстоящему выходу Порт-Артурской эскадры». Поэт позиционировал себя как последователя «чистой лирики», вместе с тем вносил новшества в поэзию, создал несколько новых в русском языке словообразований.

В 1911 году Игорь-Северянин объединился с поэтами, выпускавшими газету «Петербургский глашатай» для того, чтобы основать новое русское литературное течение эгофутуризм. Характерными чертами этого течения были показное себялюбие, большое использование иностранных слов, культивирование ощущений. В это же время И.Северянин написал, издал и самостоятельно распространил брошюру под названием «Пролог (Эгофутуризм)». Меньше, чем через год из этой группы писатель вышел, объяснив это тем, что задача, которую он задумал, выполнена.

«Громокипящий кубок» - первый большой сборник стихов Игоря-Северянина, который вышел в 1913 году в издательстве «Гриф» и принес автору известность. Произведения Северянина носят в основном декадентский характер, язык вызывающе вычурный, нарочитый, граничащий с безвкусием. Автор вводит новые размеры, получая при этом не применявшиеся раннее стихотворные формы: квадрат квадратов, гирлянда, дизель.

В 1912 году в Петербурге, а затем и в Москве, в обществе свободной эстетики, собираемом Валерием Брюсовым , состоялся дебют перед публикой И.Северянина. В следующем году поэт отправился в турне по городам юга России, и в течение 5 лет принял участие в 135 концертах со своими произведениями.

В январе 1918 года И.Северянин переезжает жить в поселок Тойла в Эстонии с гражданской женой Марией, а также матерью, няней, бывшей гражданской женой и дочерью Валерией. Многочисленное семейство снимало полдома у местного плотника.

Через месяц поэт поехал в Москву для участия в «выборах короля поэтов», где его соперником в финале был Маяковский . Публика выбрала победителем Северянина. По результатам выборов издали альманах, на обложке которого напечатали фото триумфатора.

Февральская революция нашла отражение в произведениях творца в стихах «Моему народу», « Гимн Российской республике».

После оккупации Германией Эстонии поэт попал в фильтрационный лагерь в Таллине. Так началась его вынужденная эмиграция, после которой он уже никогда не возвращался в Россию.

За все время жизни в Эстонии И.Северянин дает около 4 десятков концертов, вместе с Маяковским и А.Толстым выступал в Берлине в 1922 году.

В 1921 году Северянин расстался с гражданской женой и венчался с дочерью домовладельца Фелиссой, которая поменяла ради мужа лютеранство на православие. У пары родился сын Вакх. Считается, что жена стала музой поэта, поэтому его творчество не угасло в эмиграции, а стих приобрел классическую простоту. Об этом свидетельствуют повествования четырех автобиографических романов: «Роса оранжевого часа», «Падучая стремнина» «Колокола собора чувств», «Рояль Леандра». Созданы сборники стихов: «Миррэлия», «Вервэна», «Менестрель», «Соловей», «Классические розы», утопия «Солнечный дикарь».

Игорь-Северянин является первым крупным переводчиком поэзии с эстонского на русский язык. Также сохранились его переводы с французского, польского, румынского, болгарского, литовского языков.

Любопытно исследование «Теория версификации. Стилистика поэтики», и такой труд-воспоминание как «Мое о Маяковском».

В годы эмиграции поэт много гастролирует по Европе, в 1931 году он дважды выступает в Париже. На одном из выступлений присутствовала Марина Цветаева , которая отозвалась о творческом вечере Северянина как о «единственной радости за долгие месяцы».

В творчестве Игоря Северянина особая ниша отведена женщинам. Поэзия последнего периода стала лиричной, напевной и без вычурности. Некоторые стихи позже были положены на музыку А.Вертинским, С.Рахманиновым и другими композиторами.

Скончался поэт в Таллине от сердечного приступа, там же и был похоронен. В настоящее время стихи Северянина переведены и читаемы почти во всех странах мира.